Домой Заготовки на зиму Священник Святослав Шевченко: «Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо. Можно ли давать святую воду детям

Священник Святослав Шевченко: «Крещенская вода — это не магическое зелье, а чудо. Можно ли давать святую воду детям

Рубан Ю. И.
  • свящ. Алексий Хотеев
  • Настольная книга священнослужителя
  • прот.
  • митр.
  • Глеб Чистяков
  • Вода́ свята́я – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого , свойства освящать и исцелять (по вере благочестиво использующих её людей); 2) (иногда, в некотором понимании) вода из святого источника.
    Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески, ἁγίασμα – святыня).
    Мы впервые окунаемся в нее в , когда при принятии этого трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во .
    Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в , при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

    «Освященная вода , – писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею ». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

    Можно ли кропить святой водой нечистые места?

    Есть крестная сила как нечто ограждающее, как экзорцизм. Мы что-то можем освятить в смысле «исполнить благодати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим крещенской святой водой, чтобы там никакое зло не пряталось, а не для потребления там святыни.

    Можно ли пить святую воду не натощак?

    По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
    «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи ».

    Порой можно наблюдать, как домашние животные становятся для людей ближайшими друзьями, самыми любимыми существами на земле. Как смотрит на это Церковь? К каким отношениям к животным призывает она христиан? В какие крайности не стоит впадать человеку? Уместны ли молитвы о наших братьях меньших? Можно ли давать животному святую воду? На эти и другие вопросы для tvorenie.by продолжает отвечать протоиерей Алексей Климов, клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, эколог по образованию.

    Отец Алексей, к каким отношениям к животным призывает нас Церковь? Как она смотрит на убийство животных для употребления в пищу?

    Господь дал нам животных в услужение, в помощники - они его охраняют, помогают ему в труде, он пользуется их дарами (молоко, шерсть) и он их ест. И надо их за это благодарить. Отдельная тема, как животные помогают человеку в медицинских исследованиях, как спасают его от опасности (собаки-сапёры). Если бы не они, мы бы не выжили. Нам это напоминание, что мы живём благодаря другим.

    Некоторые люди перегибают палку, когда рассматривают заповедь “не убий” по отношению к животным. Эта заповедь касается убийства человека, а не употребления в пищу мяса. То, что мы употребляем животных в пищу - это тоже результат современного состояния нашей биосферы. До всемирного потопа люди не имели Божьего благословения на употребления животной пищи. Лишь после потопа Бог благословил людям есть животных. Я думаю, что это временное явление. Думаю, когда придёт Царствие Небесное мы не будем есть наших братьев меньших. Эта тема интересная, но в ней есть таинственные моменты.

    Зачастую животные людьми даже очеловечиваются, нормально ли это, когда питомец становится полноценным членом семьи?

    Возможно, конечно и перегибы, когда животному оказывают внимания больше, чем человеку. Порой люди, которые кормят голубков, в это же время с ненавистью относятся к людям, которые этих голубков спугнули. К сожалению, любое нормальное дело может быть доведено до абсурда.

    Животные называются нашими братьями меньшими. Но это не значит, что мы от них произошли. По физиологии мы близки с животными, но душой и духом человек от животного отличается принципиально. У человека есть самосознание и свободная воля.

    Я думаю, что люди, которые тесно общаются с животными, например, держат домашних животных, они видят, что между человеком и животным могут быть отношения другие, животные социализируются. Открываются какие-то интересные новые или старые отношения, которые, возможно, были до грехопадения. Домашние животные в человеке в некотором смысле видят Бога. Важно, конечно, не сотворить себе кумира из этого животного. Но блажен тот, который и скотину милует.

    - С другой стороны мы видим, как порой люди самовластно ведут себя по отношению к животному миру…

    Греховный человек - это скопище противоречий. Человеку дана от Бога власть, но он должен понимать, что мы отвечаем за свои поступки и друг перед другом, и перед Богом. Во всех отношениях важно видеть перед собой Бога, Который не вмешивается на каждом шагу, нас в спину не толкает, а обратился к нам с проповедью, предостерегая от одного и к другому побуждая, но дальше мы поступаем сами.

    - Есть ли у животных душа?

    Есть, так написано в Библии. У растений, например, про душу не сказано ничего. Телесно животные состоят из земли - из минеральных элементов таблицы Менделеева, при этом у них есть душа, позволяющая им чувствовать. Есть и разум. Но принципиальное отличие человека от животного в том, что в человеке есть дух Божий, который Бог вдохнул в человека, и в этом есть Божий образ. У животных Божьего образа нет, они несут на себе отпечаток Премудрости Божьей: одноклеточные организмы устроены в разы тоньше и удивительней, чем все наши компьютеры. А человек помимо прочего имеет и дух - способность осознанно общаться с Богом, осознавать себя личностью, общаться с окружающим миром, и поэтому человек ответственен за свои поступки. Тигр, съевший антилопу, не согрешил - он не мог иначе поступить. А человек может поступить так или иначе.

    - Можно ли молиться за животных?

    Можно, но в том ключе, чтобы Господь помог нам жить с ними правильнее. Чтобы, например, саранча не уничтожила мой урожай. Думаю, можно попросить у Бога милости к болящей собаке, другое дело, что текст молитвы должен отличаться от молитвы за человека, ведь животные не имеют грехов и не нуждаются в их отпущении.

    - Не кощунственно ли окроплять животных святой водой?

    Нет, конечно. Благодать Божья как от солнца идёт во все стороны. Животное можно окропить святой водичкой, дать ему её выпить. Ведь Бог питает животных, даёт им жизнь. А ведь животное может быть и кормильцем - рабочий конь, например. Человеку естественно просить благословления у Бога на свою семью и на всё, с чем он соприкасается. Молясь об урожае, мы ведь молимся о растениях - мы можем окропить их святой водой перед тем, как бросить в поле. Мы видим, как результат нашего труда зависит не только от нас, но и от Божьих действий.

    По-христиански ли животное, которое служило человеку, отдавать на убой? Например, отслужившую лошадь продать заводу на переработку?

    Думаю, это не правильно. Если животное было тебе другом, ты дал ему имя, оно тебя узнавало и отличало от других - как ты будешь смотреть ему в глаза, отправляя его на смерть? Порой животным совершают эвтаназию, когда оно мучается от неизлечимой болезни. Это очень болезненно, но это не то же самое, как оттолкнуть того, кого ты приручил. Мы опять-таки учимся у Маленького Принца - мы отвечаем за тех, кого приручили.

    Пример хорошего отношения к животным, послужившим людям, можно найти в армии, когда пограничных собак отправляют на пенсию. Животное уже списано со службы, но остаётся на довольствии. И это очень важно. Это возможность отблагодарить животных. Тратя на это животное время и средства, человек повышает свою человечность.

    - Приходилось видеть, как в деревнях закапывают только что родившихся котят…

    Закапать живое существо - это не знаю, кем надо быть. Есть технологии, с помощью которых можно это предотвратить: не хочешь котят - проведи своей кошке операцию по стерилизации. И будет кошка, а котят не будет. Это даже не бесчеловечность, а неразумность, которую можно избежать.

    И в заключение, отец Алексей, почему, на Ваш взгляд, порой люди с большей любовью относятся к домашним животным, чем друг к другу?

    Когда человек живёт с животным (мы говорим про высокоорганизованных животных), он видит, как оно его любит, оно буквально человека боготворит. В таком животном как бы образуются зачатки личности, оно уже не одно из ста, но по-особому относится к человеку и, возможно, по-разному относится к его членам семьи. Животное в человеке видит Бога, так оно и было устроено, просто эти отношения исказились после грехопадения. Ведь человек был сотворён царём природы, и все животные и растения в меру своей вместимости видели человека своим владыкой. Поэтому, возможно, что когда мы видим такую явную любовь, в нас возникают отголоски того, какие отношения между человеком и животным были в Раю. И нас это, конечно умиляет.

    Есть фотографии, как человек кормит взрослого медведя, и этот медведь к нему ластится. Это уникально. Если иногда такие добрые отношения встречаются, как было бы здорово нам всем зажить в такой гармонии! Есть надежда, что в Царствие Божием эта гармония восстановится. Пророк Исайя предрекал будущее блаженство животного мира: "Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи".

    На фото к новости: протоиерей Алексей Климов - клирик минского Радосте-Скорбященского прихода; Патриарх Константинопольский Варфоломей I держит в руках овечку; священник православной церкви в Америке (приход св. Иоанна Крестителя в Нью Йорке) окропляет собаку (фото с сайта saintjohnorthodox.org).

    Уважаемый Александр!

    Что касается лечения животных, то, конечно о них нужно заботиться, поэтому ничего страшного не будет если таким образом Вы поможете ему.

    Особое место в природе занимает животный мир. Животные, по Св. Писанию, имеют, как и человек, душу, но, конечно, отличную от души человека (Быт. 1, 30 ).

    И о животных также заботится Бог: "Не пять ли- малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога" (Лк. 12, 6 ), - говорил Господь.

    В животных вложена своя доля разума. А у высших животных, как, например, у собаки, имеются и такие свойства души, как самоотверженная любовь и такая преданность человеку, которая не останавливается перед тем, чтобы отдать жизнь за человека.

    Животные были созданы как близкие друзья человека. В раю Господь "привел к человеку (всех животных), чтобы видеть, как он назовет их" (Быт. 2, 19 ). Человек поставлен был "владыкою" (Быт. 1, 26 ) над животными, но владыкою добрым, который не истреблял их и не употреблял в пищу (Быт. 1, 29 ).

    Также не было тогда на земле и взаимного истребления животных, и пищей их была лишь "зелень травная" (Быт. 1, 30 ). У человека и животных тогда был общий язык и полнота взаимного понимания.

    Эта способность понимать язык животных в редких случаях сохранилась и у позднейшего человечества.

    В одном из американских журналов описывался мальчик, который обладал способностью постигать мысли животных. Интересно, что с возрастом эта способность понимать животных у мальчика ослабла, а к 11-12 годам совсем пропала. Очевидно, что она имелась у него только при наличии чистоты детской души.

    Трагедия человека - грехопадение и смерть - не могла не отразиться и на подчиненном ему животном царстве. Началось и употребление в пищу одних животных другими, чего не было до грехопадения (Быт. 1, 30 и 9, 3 ).

    Как пишет ап. Павел: "Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8, 19-22 ).

    Как говорит архиепископ Иоанн, "стенание твари есть одна только боль от потери надежды на человека и веры в него (т. е. доверия к человеку), потеря своего пути к Богу через него".

    Итак, мы виноваты в растлении твари. Вместе с тем, следует заметить, что наше падение несравнимо глубже падения твари. У твари нет взаимной злобы и ненависти: убийство или воровство там существуют лишь для удовлетворения голода и поддержания своей жизни . И о животных также заботится Бог: "Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога", - говорил Господь (Лк. 12, 6 ).

    И напрасно М. Горький говорит, что "человек - это звучит гордо". В состоянии падения и греха человек ниже животного, и в этом может удостовериться всякий.

    Вот мы видим картину, как бьет человек лошадь, не могущую сдвинуть с места перегруженный воз. Послушная кроткая лошадь выбивается из сил, но не может выполнить приказания. А владыка ее - человек - с дикой злобой и скверной руганью бьет ее беспощадно по голове и глазам. Отвратительная сцена, которой нечем гордиться человеку.

    Я помню также другую сцену. На берег реки пришли купаться молодые люди 14-15 лет с собакой - умным, кротким животным. Юноши стали издеваться над собакой, заставляя ее проделывать разные штуки, дергали за хвост, обманывали посулами пищи и т.д. Все это они делали крайне непристойно, с криками и сквернословием, и нельзя было без горечи смотреть на них.

    Собака же держалась кротко, была абсолютно послушна всем приказаниям юношей и смотрела на них ясными, доверчивыми, преданными глазами. Здесь также была картина позора человека и сохранения достоинства твари.

    По закону связи животного мира с человеком, с искуплением и обновлением последнего должно наступить и освобождение твари.

    Ап. Павел пишет, что тварь пребывает в "надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим. 8, 20-21 ).

    На примере святых мы видим новые взаимоотношения с тварью. В их лице человек вновь становится другом твари и изливает на нее свою любовь.

    "У милующего, - пишет преп. Исаак Сирин, - горит сердце о всем творении - о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари... он ежечасно со слезами приносит о них молитву, чтобы сохранились и очистились, а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблении в сем Богу.

    Приближается ли смиренный к хищным зверям, и, едва только обратит взор свой на них, укрощается свирепость их; они подходят к нему, как к своему владыке, поникают своими главами, лижут руки и ноги его, потому что ощутили от него то благоухание, которое исходило от Адама до его преступления, когда звери собраны были к Адаму и нарекал он их имена в раю.

    Это отнято было у нас; но обновил и даровал нам это опять пришествием Своим Иисус. Этим и помазано благоухание человеческого рода".

    С любовью относился ко всему живому старец Силуан. Он пишет: "Дух Божий учит душу любить все живое. Один раз без нужды я убил муху, и она, бедная, ползала по земле больная, с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари и до сих пор все помню этот случай.

    Как-то у меня в магазине (старец был на послушании эконома) завелись летучие мыши, и я облил их кипятком и снова пролил много слез из-за этого - и с тех пор никогда не обижал я тварь".

    О египетских старцах-пустынниках рассказывается, что они осторожно обходили встретившееся им на дороге насекомое, чтобы не раздавить его.

    Про авву Феофана Египетского есть такой рассказ: "Выходя по ночам в пустыню, он был окружен толпами зверей. Черпая воду из своего колодца, он поил их. Очевидным свидетельством тому было то, что вокруг его келий виднелось много следов буйволов, антилоп и диких ослов".

    Преп. Сергий и преп. Серафим кормили хлебом своих друзей - медведей. Особенно поучительной является история льва преп. Герасима (память 4 марта ст. ст.).

    Преп. Герасим, сжалившись над диким львом, вынул из его лапы занозу, промыл и завязал ее. Лев с тех пор не отходил от преподобного, слушал его во всем и питался только растительной пищей. Когда преподобный умер, лев не мог более жить и от скорби умер на могиле преподобного.

    Так выполняли святые и праведники повеление Господа: "проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15 ). Они вели эту проповедь своим милостивым отношением к живой твари. Они несли "благую весть" животным своею любовью к ним и этим восстанавливали ту дружбу, которая была у них с человеком до грехопадения. Под влиянием обновленного человеческого духа обновлялся и дух животных. Они теряли свою свирепость, делались послушными человеку и переставали наносить вред другим животным.

    Царства Божия святые достигали еще на земле. Поэтому и животный мир около них становился таким, каким он будет в Небесном Царствии.

    Тогда, по словам пророка Исаии, "волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

    И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" (Ис. 11, 6-8 ). Что именно таким будет некогда животный мир, "говорит следующая картина из жизни преп. Павла Обнорского.

    Когда преп. Сергий Нуромский пришел посетить последнего в его пустыне, то увидал картину, что "стая птиц вилась около чудного подвижника; мелкие пташки сидели на голове и на плечах старца, и он кормил их из рук. Тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы, зайцы и другие звери бегали вокруг, не враждуя между собою и не боясь медведя.

    Это было отображение жизни невинного Адама в Эдеме, владычество человека над тварью, которая вместе с нами стенает от нашего грехопадения и ожидает освобождения в свободу славы чад Божиих".

    Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви. Ее оказывать мы им должны по заповеди Христа.

    Не будем же пренебрегать и этой заповедью Господа - этим мы приобретем верных нам и любящих друзей, которых, кто знает, может быть, мы встретим потом и в том мире?

    Любовь льва к преподобному была сильнее желания жить. Такая любовь не достойна ли Божия Царствия? Можно думать, не напрасно икону преп. Герасима рисуют вместе с его львом.

    В заключение следует, однако, сделать и предупреждение. У иных людей тварь - животное (преимущественно собаки и кошки) - становится кумиром, вытесняет из их сердца все то, что должно преимущественно занимать сердце христианина. Вот это так описывает старец Силуан: "Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию.

    Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, - и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Неразумно так делать.

    Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека. К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь.

    Звери, скотина и всякое животное есть земля, а мы не должны привязываться к земле, но "всем сердцем, всею душою, всем разумением" (Мф. 22, 37 ) любить Господа, Его Пречистую Матерь, нашу Заступницу, святых, благоговеть перед ними".


    Ответ на этот вопрос прочитали 1373 посетителей

    Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день? Спросила у батюшки, он ответил, что не знает. Алла

    Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?

    С уважением

    Свящ.Алексий Колосов

    Здравствуйте, Николай!

    Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду – 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

    Иоанн Креститель совершал обряд, называемый “крещением”. Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово “крещение”, пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было “крещение”, а не, к примеру, “омовение”? Благодарю. Игорь.

    Здравствуйте, Игорь! В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» – погружать, а в первом значении – хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. С уважением, священник Михаил Самохин.

    В день Крещения Господне окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик? С уважением Александр.

    Здравствуйте, Александр!

    Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещенным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения.

    С уважением, священник Александр Ильяшенко

    Добрый день! Скажите пожалуйста, а правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь? Большое спасибо, Елена

    Здравствуйте, Елена!

    Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Помоги Вам Господи!

    С уважением, священник Александр Ильяшенко

    Батюшка, у меня ребенок дочка 6 месяцев и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?

    Здравствуйте, Лена!

    При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

    С уважением, священник Александр Ильяшенко

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать? Марина

    Здравствуйте, Марина!

    В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом можно выбросить.

    С уважением, священник Александр Ильяшенко.

    Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему? Ведь они тоже твари Божьи. Благодарю за ответ. Елена

    Здравствуйте, Елена! В чем необходимость подачи святыни животному? Все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».(Мф.7,6) без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными. С уважением, священник Михаил Самохин.

    Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

    В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

    Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

    К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры. Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии

    Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка? Мария.

    Здравствуйте, Мария!

    Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.

    С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

    Подскажите: может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? И еще: как избавляться от злого и негативного? С уважением, Александр.

    Здравствуйте, Александр!

    Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.

    С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

    Зачем освящают воду?

    Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

    В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь “очищение водою роду человеческому дарует”; “Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…”.

    Как освящают воду?

    Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое - только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

    Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием “хода на Иордан”.

    Как пользоваться святой водой?

    Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

    Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

    Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

    Святую воду принято употреблять с молитвой: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

    Хотя и желательно - из благоговения к святыне - принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил - пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом

    ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

    О том, что крещенская вода - особенная, святая, знают практически все. Но в чем именно ее сила, откуда она берется и как с ней обращаться, достоверно осведомлены немногие, что порождает множество суеверий и предрассудков. Здесь мы ответим на самые популярные вопросы.

    - Правда ли, что на Крещение освящается все водное естество на земле? И в водопроводных кранах течет какое-то время священная вода? И если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день?

    Правда то, что в это время все водное естество на земле и вообще, во Вселенной, обновляется и очищается. Во Вселенной происходят совершенно загадочные процессы, именно 18-19 января. А, если взглянуть на нашу планету с космоса, то, как говорят космонавты, свидетели этого чуда, наша планета Земля сияет и искрится.

    Мы знаем, что вода - это живое существо и она обладает памятью. Так вот именно в этот день вода обновляется и смывается вся плохая духовная энергетика этой воды. Именно так и следует понимать освещение всего водного естества, т.е не освящение, а обновление и очищение.

    Но, освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин;- мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически - если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя - как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?

    Это распространившееся заблуждение восходит к более широкому пониманию современности, тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем дать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной и набрать ведро воды, и считать, что она святая.

    Но верующие заключенные в советских лагерях рассказывали, как брали из рек и озер воду 19 января, воспринимая ее святой, и она действительно имела свойства святой (например, не портилась). Думаю, что здесь вопрос в отношении веры и доверия человека к Богу. Если мы находимся далеко от храма (в путешествии, в заключении и проч.), то мы можем зачерпнуть этой воды и благоговейно испить ее. Благодать и милость Божия будут нам дарованы. Но если воду зачерпнет в этот день человек равнодушный к вере или атеист, то не думаю, что Бог благословит для него эту воду. Думаю, ответ ясен.

    - Люди не православные, например, мусульмане, могут пить и пользоваться Крещенской водой? Должны ли они обязателньо читать православную молитву при этом?

    Несмотря на то, что крещенская вода - это великая святыня, называемая Агиасмой, представители других религий могут её использовать. Но - богобоязненно, благоговейно и с верой. Перед её употреблением читать православную молитву (людям неправославной веры) не обязательно. Можно, и даже нужно, мысленно обратиться к Богу своими словами, попросить здравия души и телу.

    - Скажите, чем отличается Крещенская вода от любой другой святой воды, освященной, к примеру, в день празнования Николы чудотворца, у нашей чудотворной Абалацко-Знаменской иконы, или воды, осященной в день Ивана Купалы?

    Достоинство Крещенской воды несомненно выше. Крещенская (богоявленская) вода еще называется великой Агиасмой, в отличие от святой воды, освященной малым водоосвящением, которое может совершаться в любой день года.

    И Великая Агиасма является одной из главных святынь Православной Церкви. Само слово "Агиасма" означает "святыня", а отношение к этой святыне выражено в чрезвычайно красивом и торжественном чине освящения воды в праздник Богоявления. Если вы послушаете основную молитву из этого чина, то почувствуете, насколько торжественно возносится восхваляющее благодарение и обращение в ней к Богу. Эта молитва очень схожа с анафорой - центральной евхаристической молитвой Божественной литургии.

    Из молитв требника видно, что крещенская вода имеет благодать той самой иорданской воды, в которой крестился Господь и которая, освященная Им, имела и имеет силу очищать, исцелять и освящать душу и тело, наши жилища, отгонять "наветы видимых и невидимых врагов", и быть используемой на "всякую пользу изрядную".

    В древности крещенскую воду употребляли в случаях, когда, по тем или иным причинам, христианин лишался возможности причащения Святых Христовых Таин - Тела и Крови Спасителя. Это случалось главным образом при несении епитимьи и отлучении на какой-то срок от причастия. Чтобы не лишить человека освящения и благословения, благодатной защиты и помощи, Церковь имела и имеет это средство. В настоящее время практика и традиция Церкви позволяют православным употреблять крещенскую воду ежедневно при условии телесной чистоты и неизменно натощак. В одном из древних требников указано, что богоявленскую воду пьют даже до принятия антидора, соответственно и просфоры. Крещенскую воду пьют, ею мажутся и окропляются.

    Относительно чудесных свойств крещенской воды можно сказать, что они были отмечены еще святителем Иоанном Златоустом. Вода, освященная в праздник Богоявления, не портится на протяжении нескольких лет и обладает свежестью, вкусом и видом только что набранной из источника. Но это бывает при благоговейном хранении и использовании, в местах, где сохраняются мир и благочестие. Нередки случаи, когда при недолжном отношении крещенская вода портилась - благодать от нее отходила и вступали в силу естественные физические законы.

    Любая другая святая вода также является святыней, но не в такой степени. И ею нельзя приенебрегать. Она также содержит в себе благодать Божию и благодать святого подвижника, святого источника или иконы Божий Матери, от которой освящена. При этом, святую воду, освященную малым чином можно употреблять в любое время, раз ве, что с благоговением и верой, и молитвой. А Крещенскую воду надо употреблять со страхом Божиим, натощак и маленькими порциями, как лекарство.

    - То есть Крещенская вода используется как некое оружие?

    Да, но это духовное оружие.

    -Можно ли Крещенской водой окроплять жилище, вещи, еду и животных?

    В молитвослове есть молитва для мирян на освящение

    ВСЕ ПРО КРЕЩЕНСКУЮ ВОДУ

    Это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая треб...

    По результатам серии опытов ученых, которые проводились в течение двух лет, видно, что значения оптической плотности воды из реки Иордан, где крестился Иисус Христос, практически... дальше

    В наше время на смену "серебряной" теории незаметно пришла "энергетическая"... дальше


    Многие события, связанные с православными праздниками... И как ни крути, а чудесные изменения с водой происходят имеено по Юлинскому... дальше


    Вслушайтесь в слова молитв и песнопений, всмотритесь в обряды, и вы почувствуете, что здесь не один только древний чин... дальше

    Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов... дальше

    (в двух частях)

    ...Это - путешествие во времени! Здесь - точка контакта с цивилизацией, здесь - заправочная станция ваших чувств...

    простых вещей. Освящать одежду, предметы быта можно и хорошо, окропляя их крещенской водой, но освящение вещей, предназначенных для использования в богослужении, икон - дело священников по данной им благодати и совершается в храме Божием. Повседневная еда освящается молитвой перед ее вкушением через крестное знамение, а не кроплением святой водой. Но бывают ситуации и случаи, когда покропить пищу крещенской водой хорошо и даже необходимо, но это делается, скорее, как очищение.

    Есть вполне благочестивая традиция рисования крестов и окропления святой водой жилья, относящаяся к Крещенскому Сочельнику. Кресты в прежние века рисовали не мелом, а выжигали свечкой, наносили копотью свечи. В современных жилищах далеко не все готовы пойти на такой шаг по отношению к своему недвижимому имуществу, но "могий вместити, да вместит". В любом случае можно порекомендовать держаться второй и не менее значимой части этого обычая и окропить весь дом, как и говорит Типикон, крещенской водой. В этот день кропят "даже и под ноги" - там, где мы ходим, так что не смущайтесь, когда вода оказывается и на полу.

    - Можно ли набрать воду в Крещение из водоема или крана и пользоваться ею, как святой, в течение года?

    В период гонений верующие так иногда поступали. Но делали это, имея искреннюю веру, а никак не ленность и нерадение. Но стоит ли делать это нам сейчас, когда открыто столько храмов и в них во время торжественного водоосвящения соединяются молитвы верующих и вся Церковь прославляет Явльшегося Бога? В этом проявляется единство христиан, единство Церкви. На мой взгляд, это намного важнее, чем просто получить крещенскую воду и быть ее обладателем. Ведь мы призваны к этому единству и в этом наша конечная цель. Конечно, бывают случаи, когда человек не в силах прийти в храм или не имеет такой возможности. Тогда - да, он может с верой налить воды, и пользоваться ею, и освящаться. Но дерзновение и дерзость - вещи разные. Если есть возможность кого-то из близких попросить принести крещенскую воду из храма, лучше это сделать.

    - Подскажите пожалуйста, в который день брать святую воду, 18 или 19 января?

    Надо помнить, что вода, освященная 18 января, НИЧЕМ не отличается от воды, освященной 19 января: по Уставу в Крещенский сочельник также полагается освящать воду чином великого освящения, хотя это еще предпразднество Богоявления. Вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам день Крещения Господня, является освященной крещенской водой (именуемой также Великой Агиасмой).

    Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду - 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

    То, что освящают воду два раза, получилось исторически: первый раз - накануне Крещения в храме, в Крещенский сочельник, потому что уже совершается литургия. А второй раз - по обычаю - в основном, наверное, русскому - шли освящать живую воду - источники, озера, реки, рубили во льду проруби, украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.

    Здесь исчисление не астрономическое, в церкви все достаточно просто.

    В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи. Но это не так. Освятили в храме воду - с этой минуты она становится святой.

    - Мы всегда стараемся набрать как можно больше святой воды, чтобы пить её не разбавляя. Но я часто слышу упреки в свой адрес. Правда ли, что можно Крещенску воду разбавлять. И, добавив несколько капель крещенской - вся вода освящается, то есть становится крещенской? Неужели она сохранит те же свойства? Мне кажется, что, разбавляя её, разбавляется и благодать, и её сила.

    Правда то, что: "Капля море освящает". И, добавляя каплю освященной воды в ёмкость, освящается этим действием вся вода в ней. Неразумно набирать Крещенскую воду канистрами. Неразумно и маловерно. Получается, что вы верите магическим свойствам воды, а не в ту Божию благодать, заключающуюся в любой святыне. И если сами мы душой нечистые, злые по натуре и неверующие, мы не можем усвоить благодать, заключающуюся в любой святыне. Вопрос не в воде, а в сердце человеческом - насколько оно способно принять святыню, которую Бог даром дает всем.

    Святая вода отличается от несвятой тем, что над ней молились, ее благословляли, она прошла через чин посвящения Богу.

    Поэтому, возможностью доливать воду нужно пользоваться в тех случаях, когда объективно нам нужна святая вода, а ее под рукой нет, есть только чуть-чуть старой. Но вообще стремиться периодически брать в храме (например, в дни праздника Крещения) новоосвященную воду.

    - Где взять, как хранить и использовать крещенскую воду?

    Воду нужно брать в храме - после службы. В нашем городе, кроме нашего Воскресенского собора, есть еще и монастырь. Водосвятие будет совершаться и там, (единственно - Великое освящение воды не совершается в Никольской часовне). Можно взять воду в день самого праздника, после водосвятия, но, поскольку по уставу праздник продолжается неделю, в течение этих дней можно приходить и брать святую воду.

    Чтобы набрать Крещенской воды необходимо специально заготовить емкости, которые из года в год на праздник Крещения наполняются священной водой. Лучше всего набирать в баки или стеклянные банки. Но чаще всего набирают в пластиковые бутылки. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ, которое, увы, многие не соблюдают - ТАРА ДОЛЖНА БЫТЬ ЧИСТОЙ! Даже, если вы взяли бутылку из под лимонада - ополосните её. Это великое неуважение - набирать такую Святыню в грязную посуду!

    Хранить крещенскую воду нужно как Великую Святыню! А не в гаражах, на полу, или в подвале, чтобы не мешала. Храните ее дома с благоговением, лучше всего, возле икон. И не просто храните, а употребляйте для телесного и духовного здоровья, в болезнях.

    У верующих людей есть благочестивый обычай - утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, которую берут в храме в субботу-воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу, помолитесь дома и покропите святой водичкой свое жилище (более подробно об употреблении святой Крещенской воды читайте на стр. 40).

    Но использовать принесенную из храма освященную на чине великого освящения Крещенскую воду, конечно, не следует для мытья, купания и стирки, а с благоговением и молитвой употреблять, пить, окроплять жилище, причем, использовать благоговейно не только неделю после праздника, но и в течение всего года.


    - Многие люди на праздник Крещения едут за водой не в храм, а на Святой Ключ.

    Крещенская вода бывает только в храме. На Святом Ключе наши священники не проводят Чин освящения. Вода там святая, но не крещенская (даже 19 января).

    Как использовать водопроводную воду в Праздник Крещения?

    Никаких ограничений на использование водопроводной воды в Крещение (Богоявление) Церковь не устанавливает. Так как эта вода обновленная, но не святая и не Агиасма.

    - В день Крещения Господня окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик?

    Нет, такое поверие является опасным суеверием! Крещение - это Таинство, и совершать его может только священник. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения.

    Правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещеным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще, может ли некрещеный человек ходить в церковь?

    Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, соборования, венчания и др., употреблять просфоры) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения.

    - Батюшка, у меня ребенок дочка 6 месяцев и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?

    При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Нельзя, чтобы святая вода попала в сток! Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

    - Если святая вода испортилась, можно её просто вылить?

    В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое ногами место, скажем, в проточную реку или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление. А если Крещенская вода, оставшаяся с прошлого года, допускает обычное употребление, т.е. сохранилась нормально, то ее и следует употреблять, как обычно - с благоговением и с молитвой пить утром натощак, при экстренной нужде - и в любое время дня. Если с водой что-то случилось, можно вылить ее в цветок. Прикасаться к сосуду со святой водой женщине в дни месячного очищения можно, а принимать ее внутрь, кроме случаев смертной опасности, не следует.

    - Почему случается, что даже святая вода пропадает?

    Такое происходит, когда святую воду хранят и употребляют неблагоговейно и без веры. Вода очень реагируеют на ругань, скандалы. Также она может испортиться, если пить из общей емкости (горлышка бытылки, из банки). И еще нельзя святую воду употреблять женщинам в естественной нечистоте.

    - Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать?

    В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом сжечь или закопать в месте, не попираемом ногами. Пластиковые бутылки лучше сжигать.

    - Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему? Ведь они тоже твари Божьи.

    В чем необходимость подачи святыни животному? На основании буквального толкования слов Господа: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас".(Мф.7,6) давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными.


    - Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

    В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное - это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, глас Бога Отца с небес: "Сей есть Сын мой возлюбленный" и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день - это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской водой (которое, отнюдь, не заменяет Танства Причастия).

    Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

    К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам - праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне - благословением урожая яблок.

    Кроме того, купание в ледяной воде зимой многим неполезно и опасно для здоровья. А Церковь не несет ничего губительного. Разумеется, надо помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, в том числе, не извиняет участия в святочных гаданиях, о которых люди подчас помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников. Иными словами, погружение в прорубь ни в коем случае не заменяет исповедь.

    Омовение в крещенской воде, погружение в холодные воды, в Иордань в день крещения свидетельствует о вере человека в несомненную силу благодати Божией, которая сохранит его и в тридцатиградусный мороз где-нибудь в Енисее или Оби от всяческих недугов, и купание послужит во здравие души и тела. Стоит также сказать, что, если православный человек имеет намерение последовать обычаю окунуться в Иордань, следует взять на это благословение у священника.


    Замечено такое уникальное явление - на Крещение, какие бы морозы ни стояли, люди, отстоявшие в очереди за Крещенской водой и искупавшиеся в проруби, в этот день не заболевают. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением - если из-за гордыни, в пьяном состоянии, с какими-нибудь недуховными целями окунемся в прорубь, нанесем себе вред.

    - Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка?

    Святая вода - это не вода для купания, а вера в сглаз - это суеверие. Её можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.

    - Подскажите: может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно?

    Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.

    - Можно ли давать крещенскую воду нецерковным людям, у которых не будет к ней подобающего отношения? Поможет ли она им, если они пьют ее в болезни или просто всякий день по утрам? Как лучше им объяснить, что крещенская вода - это святыня и что относиться к ней необходимо подобающим образом?

    О неподобающем отношении мы уже говорили. Ведь Бог попираем не бывает, в таких случаях отходит Его благодать, освящающая человека, исцеляющая и являющаяся источником жизни, а значит, здоровья душевного и телесного. Но если наши близкие пьют крещенскую воду с верой, то, несомненно, им это поможет. Только помощь эта будет им на пользу, о которой знает Господь лучше нас. Исцелится человек или нет - это решение Божие, а от нас требуются вера и преданность Его воле.

    Важно объяснить нашим близким, что крещенская вода, да и другие святыни церковные, не являются лекарством сами по себе. Врачует Бог, и механически, без веры в Церкви ничего не происходит.

    - Можно ли смешивать святую воду от разных иточников (от иконы Божией Матери Всецарица, Крещенскую, из источника Серафима Саровского, от св. Пантелеимона и т.д.)?

    Нет. Нельзя. Причем, никакую святую воду, ни Крещенскую, ни какую-либо другую.

    - Может ли простой человек освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы.

    Нет. Это может только священник. Иначе это не овящение воды, а наговор или заговаривание воды, а это уже осуждается Церковью.

    19 ЯНВАРЯ - КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

    Совсем недавно мы молитвенно встречали радостный и спасительный праздник Рождества Христова. Мы торжественно воспоминали, как по неизреченной любви к людям пришел на землю Сын Божий, принял на Себя плоть человеческую. Мы ходили в Вифлеем и воспринимали Христа простым и доверчивым сердцем вифлеемских пастухов, которым Ангелы Божии возвестили о пришествии в мир Христа. Мы воспринимали Его и мудростью трех восточных волхвов, которых истинное знание и глубокая мудрость привели к пещере Богомладенца. А потом тридцать лет мы ничего не знали о Христе. Знали только то, что Пресвятой Богородице со св. Иосифом пришлось бежать в Египет, укрываясь от Ирода и спасая маленького Младенца Христа. Потом святое семейство жило в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Иисус ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа... дальше (подборка к празднику Крещение Господне и все о святой Крещенской воде)

    18 января - Крещенский сочельник

    Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день... дальше

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное