Домой Природное земледелие Как креститься верующему, если у него отсутствуют пальцы на правой руке? Как правильно креститься православным христианам в церкви

Как креститься верующему, если у него отсутствуют пальцы на правой руке? Как правильно креститься православным христианам в церкви

Некоторые исследователи объясняют ведущую роль правой руки древними религиозными и космогоническими воззрениями. Большинство древних верований было основано на поклонении богу-Солнцу. Молитвенные обряды совершались по направлению к восходу. У человека, молящегося на восток, с правой стороны — юг, с левой – холодный север, откуда идут бесконечные ужасы, опасности ночи, страшные ледники. При этом древний человек рассматривал мир как отражение собственного тела, поэтому правая сторона стала символизировать тепло, а правая рука более значимой, чем левая.

Эта традиция перекочевала из древних религиозных культов в современные религии: сегодня именно правой рукой крестятся все христиане мира, независимо от того правши или левши они в обычной жизни. Святой Августин утверждал: «Правой рукой совершаются добрые дела, праведные и справедливые; левой рукой совершаются дела худые и несправедливые» .

В «Нагорной проповеди» Иисус требовал от учеников, чтобы, творя милостыню, «левая рука не…

Как бы парадоксально это не прозвучало, но даже не все верующие христиане – православные и католики – знают, как правильно креститься, справа налево или слева направо, поэтому зачастую, заходя в церковь, можно заметить, как взрослые люди перекрещиваются неправильно.

Как нужно правильно креститься? Перед посещением церкви, чтобы не запутаться в движениях пальцев и рук важно узнать, как креститься, какой рукой накладывать на себя крестное знамение, сколько раз это правильно делать.

Правильно креститься любой верующий человек должен не только в церкви, но и дома: во время радости, скорби, утром после пробуждения, вечером перед сном, а также перед приемом пищи и после него. Во время перекрещивания нужно произносить слова: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».

В каждой существующей религии есть свои законы и правила, согласно которым знак креста или крестное знамение различается между собой движением рук и сложением пальцев.

При близком знакомстве с двумя…

» Как правильно разное

Как правильно крестятся православные христиане движение руки

?

Как правильно креститься православным

Троеперстие используют все православные люди, а священники, благословляя, складывают пальцы в…

Креститься, или перекреститься, – значит сотворить кистью руки знак креста. Существует множество оборотов речи, описывающих этот молитвенный жест: осенять себя крестом, совершать или налагать крестное знамение и прочие. Знак креста, или крестное знамение, присутствует во многих христианских вероисповеданиях и различается сложением пальцев и движением руки. Он может применяться в самых разных жизненных ситуациях, дома и в храме, во время чрезвычайных событий и повседневных занятий.

История крестного знамения в православии

В православной вере крестное знамение имеет очень большое значение. Оно выражает веру в Бога, Иисуса Христа, пострадавшего на кресте за грехи всего мира, превратившего крест в оружие и знамя победы над грехом и смертью. Православные христиане носят на теле крест и осеняют себя крестным знаменем, показывая свою принадлежность к вере, любовь к Христу, послушание Его воле.

Для совершения крестного знамения…

Придя в церковь, можно заметить, что многие из прихожан крестятся совершенно неправильно. Кто-то размахивает руками в разные стороны, кто-то собирает все пальцы в щепотку, а кто-то вообще не дотягивает руки до живота. Что означает это малое священнодействие для православного человека, как правильно его выполнять.

Что означает крестное знамение

В христианстве данный молитвенный жест олицетворяет крест Господа. Три пальца, сложенных вместе, означают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, то есть единосущую Троицу. А пальцы у ладони выражают две природы Сына Божьего: Божескую и человеческую. Таким образом, православные привлекают на себя Божественную благодать.

Как правильно креститься православным

Троеперстие используют все православные люди, а священники, благословляя, складывают пальцы в именословное перстосложение. Для троеперстия православный должен сложить большой, указательный и средний пальцы правой руки вместе, а два других пальца -…

Можно ли леворуким ходить в церковь, помогать батюшке? Можно ли креститься левой рукой?

Людмила

Отвечает клирик церкви вмч. Георгия Победоносца города Видное священник Андрей Шеин : Уважаемая Людмила, в церковь можно ходить всем! И леворуким, и праворуким, и совсем безруким. Помогать батюшке и своему приходу не только можно, но и нужно. А можно ли креститься, то есть налагать на себя крестное знамение левой рукой? Здесь есть два момента, которые могут помочь нам разобраться в этом вопросе. С одной стороны, а чем бы крестился человек, не имеющий правой руки вовсе или травмировавший ее? Очевидно, что левой. С другой стороны, Вы должны решить, насколько «непривычно» для Вас тождественно «невозможно». Это единственный аспект церковной жизни, где придется этот вопрос поставить и с христианской простотой на него ответить. На все остальные вопросы, такие как например: «какой рукой свечку ставить?» — ответ один: любой рукой.

Мне 40 лет, я инвалид, живу одна. Несколько лет назад одна моя родственница очень обидела меня, но спустя некоторое время я поняла, что надо прощать людей и теперь зла на неё не держу. А недавно у нее обнаружили рак: операция, тяжелое лечение, а ближние о ней не очень-то заботятся. И вот одна общая знакомая говорит, что это Господь ее покарал за то, что она тогда обидела меня — инвалида. Но ведь я не желала ей плохого, я ее люблю и давно простила! И все равно у меня какое-то чувство вины. Неужели та знакомая права? Помогите разобраться.

Отвечает настоятель храма вмч. Пантелеимона города Дубна протоиерей Александр Любимов : Когда с человеком случается что-нибудь тяжелое, у нас, действительно, нередко возникает чувство вины перед ним. Проистекает оно из осознания того, что на самом деле мы мало его любили, не помогали, как должно, или даже злорадствовали по поводу его проблем. Все это искренний человек может увидеть в своей совести. Однако если он перестает слушать свою совесть и начинает рассуждать о грехах других людей, все его рассуждения теряют всякий смысл. Так и утверждение Вашей знакомой, что родственница страдает именно из-за вас, говорит лишь о ее собственном грехе. Нет никакой истины в том, чтобы осуждать заболевшую подругу вместо того, чтобы ее пожалеть. Грех этот — осуждение — делает человека как бы слепым и закрывает перед ним путь веры. Судить человека может только Бог, и Его суды — это не суды человеческие.

Человек может понимать эти суды только по отношению к себе. Если он искренне обращается к покаянию, то иногда, действительно, может увидеть причины своих скорбей, ибо страдаем мы всегда по своим грехам. Так, если сама заболевшая женщина обратится к покаянию, то обязательно увидит праведные суды Божии в своих страданиях. Однако Ваша знакомая, которая говорит, что это Бог ее покарал, всего лишь выражает этим свои эмоции, которые к праведным судам Божиим никакого отношения не имеют. Если Господь сподобит ее увидеть свои собственные грехи, то она сама устыдится таких мыслей, ибо кроме осуждения и злобы за ними ничего не стоит. Только сама заболевшая женщина, если обратится к покаянию, может увидеть праведные суды Божии в своей болезни. Если же вместо покаяния она тоже будет лишь гадать о том, кого и за что наказывает Господь, то ничего, кроме отчаяния и злобы не найдет.

Надо сказать, что подобные рассуждения о судах Божиих не приносят никакой пользы и Вам. Они лишь ведут к переживаниям по поводу надуманных проблем. Хватается за них человек, как правило, потому, что свои настоящие проблемы видеть боится. Однако решать надо именно свои реальные проблемы. Ибо очень важно человеку понять, что мешает ему обрести внутренний мир, найти утешение в скорбях, и благословение Божие над своей жизнью. Было бы большой ошибкой смущать свою душу надуманными поводами для беспокойства, вместо того, чтобы позаботиться о своем сердце и о своих настоящих проблемах.

Грех по отношению к заболевшей родственнице, несомненно, был в Вашем сердце, ибо Вы пишете, что сначала на нее обиделись. Если Вы раскаялись в нем и не желаете своей родственнице ничего плохого, то что вам мешает успокоиться и снова обрести мир? Возможно, Вам не хватает Таинства Исповеди и причастия Святых Таин, которые действительно исцеляют и успокаивают душу. Но, как бы то ни было, Вы никак не можете обвинить себя в том, что именно из-за Вас с ней случилась беда. Может быть, человек, действительно живущий духовной жизнью, на Вашем месте мог бы чувствовать свою вину в том, что он своим неразумием и грехами искушает ближних и является некоторой причиной их скорбей. Но вина эта в таком случае была бы реальным обличением его совести, и он не гадал бы отвлеченно о судах Божиих — кого за что Господь наказал. Поэтому лучше нам в простоте сердца раскаяться в тех своих грехах, которые мы видим за собой, и уповать на милосердие Господа, не смущая своё сердце ложными помыслами о непостижимых для нас судах Божиих.

Если вы все втроем — и Вы сами, и Ваша заболевшая родственница, и знакомая, которая ее осуждает, — будете гадать о том, кого за что покарал Бог, то обретете лишь смущение в своей душе и никакой помощи не получите, ни друг от друга, ни от Господа. Поэтому я советую Вам не терзать себя напрасно этими мыслями, а просто раскаяться в своих грехах, которые всегда присутствуют во взаимоотношениях между людьми, и постараться нести именно свой крест, не теряя любви к ближним и надежды на милосердие Божие.

Я воцерковилась много лет назад и надеялась, что мои родственники рано или поздно тоже придут к вере. Но этого не произошло. Мои родные и слышать не хотят о Церкви. Мы живем под одной крышей, у нас прекрасные отношения, но каждый остается при своих убеждениях. Почему так происходит?

Валентина

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский : Вы надеялись, что родственники рано или поздно придут к вере? Правильно надеялись! И не оставляйте надежды, молитесь о них. Пока люди живы, они еще могут уверовать, могут покаяться и соединиться со Христом.

Всякий человек как образ Божий имеет дар свободы: может уверовать в Бога или оставаться в пустоте атеизма, может быть в Церкви (то есть в единении с Солнцем Правды — Христом) или оставаться в сумраке разных религий, ересей и сект.

Эта свобода дана каждому человеку и не отнимается у него до последней минуты жизни. Поэтому и относительно родственников не следует отчаиваться, и относительно себя не стоит обольщаться. Всё переменчиво. Как сказано у апостола Павла: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10:12).

А смущаемся мы и даже впадаем в отчаяние относительно неверующих близких оттого, что мало уповаем на Бога. На самом деле только Он может призвать человека, и только сам человек может откликнуться на Божий призыв. Только Сам Бог ведет человека спасительным путём, и сам человек должен смириться, довериться Богу и позволить донести себя до Царства Небесного.

Мы можем желать своим ближним спасения, молиться о них и можем быть живыми и благодарными орудиями спасения в руках Божиих. Но времена и сроки их обращения ко Христу нам неведомы.

У меня сложилась привычка давать Господу обещания, назначать себе сроки исполнения, и бывало так, что не всегда исполнял. Каялся и опять не исполнял.

Я думаю, бес подкинул мне такую борьбу с грехом, зная, что неисполнений будет гораздо более, и зная, что я слаб, о чем и сам знаю. Но как иначе? Так хоть какие-то тормоза. Конечно, в идеале нужно перестать совсем грешить, и это всё само отпадёт, но я не могу уйти от всего и сразу. Как быть с этими обещаниями, нужны ли они вообще? Не будут ли они своего рода проклятием нависать даже после покаяния?

Александр

Отвечает священник Андрей Шеин: Стремление давать Богу обещания и обеты по разным поводам есть прежде всего проявление гордости и страстной впечатлительности, которая далеко не синоним нравственной чуткости. Более того, скажу Вам, что мнительная совесть очень плохой помощник в деле спасения человеческой души. А оступаетесь Вы в силу немощи естества человеческого и наличия у Вас определенных привычек (т. е. навыков). «Добродетель же не груша, — как говаривал преподобный Серафим, — вдруг не скушаешь». Тут надобен ежедневный труд исправления себя, искренней молитвы к Богу, покаяния дома и исповеди в храме перед священником (хорошо, если Вам попадется мудрый и милосердный духовник) и причащения Святых Таин. Падения и слабости, конечно же, будут повторяться, по этому поводу не должно быть истерик, не надо унывать, но снова каяться и исправляться, уповая на милосердие Божие.

Ваши же многочисленные обеты очень сильно дезориентируют Вас, создавая иллюзию исправления, но не давая внутреннего наполнения, то есть такое состояние погранично с духовной прелестью. Ситуацию усугубляли назначаемые Вами и не исполняемые сроки. Вы запутаны и сломлены… Другого результата сложно было ожидать.

Начать нужно со следующего: на исповеди принесите перед священником покаяние в грехе, который намного страшнее всех привычек, с которыми Вы боретесь: курения, употребления алкоголя и прочее, а именно в том, что Вы по гордости приносили Богу обеты, давали обещания, бывшие проявлением страстной чувственности. И с этого момента забудьте о Ваших глупых сроках. Верю, что Господь, простивший Вам этот грех, изгладит и все его последствия.

Надо запомнить, что Богу служат не по срокам, а постоянно. Тем более, что обеты и клятвы запрещены Господом: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что престол оно Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:34-37); «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да " и «нет, нет «, дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12).

И на будущее, если Вы решитесь взять на себя некий благочестивый подвиг или упражнение, то не делайте этого без совета и благословения священника. Причем, он может и не благословить, ведь по слову талантливого христианского писателя Дж. Р. Р. Толкиена: «Клятва может не только укрепить слабое сердце, но и разрушить его». Милосердный Господь да утешит Вас!

Когда прихожу на исповедь, я часто не знаю, что говорить и в чем каяться. Стараюсь мысленно собраться, где что сделал не так, но ничего не всплывает в памяти, только мелкие детали незначительные, о которых и говорить не стоит. Я не знаю, в чем каяться на исповеди. Как быть?

Отвечает настоятель Успенской церкви города Сергиева Посада игумен Иоанн (Самойлов): Основой духовной жизни христианина является познание самого себя, а познание заключается в видении своих нехороших привычек, наклонностей, господствующего эгоизма, одним словом, говоря церковным языком — своих страстей и грехов. Это практическая наука, основанная на анализе своей жизни. Согласитесь, что любое учение требует желания и времени. Желание у Вас есть, не пожалейте и времени: для начала выбирайте 3-5 минут в день, лучше вечером, и делайте анализ прожитого дня, да не поленитесь взять карандаш и в отдельном блокноте кратким штрихом записать то, что Вам показалось неправильным. Нужно присмотреться к себе.

Святитель Феофан Затворник в книге «Внутренняя жизнь» прекрасно об этом говорит: «Желающий исправить себя должен познать себя; желающий познать себя должен испытать себя; а желающему испытать себя надлежит войти внутрь себя, подвергнуть рассмотрению все, бывающее там, чтобы через то навыкнуть различать в себе все доброе и худое…» Потрудитесь найти эту книгу и прочитайте его рассуждения, они ведь очень полезны.

Накануне исповеди продумайте свой диалог. Для удобства письменные наблюдения за собой проанализируйте и вытекающие из них грехи напишите на бумаге. Стоя перед Крестом и Евангелием, постарайтесь иметь сокрушенное чувство о содеянном и твердую решимость исправиться, поскольку исповедь — не отчет о прожитой жизни, а благодатное таинство врачевания духовных недугов.

Вмешивается ли Бог в жизнь человека? Вот молишься-молишься о водворении мира между родственниками, а толку нет. Где Его помощь?

Отвечает протоиерей Борис Балашов : Бог дал человеку свободу воли и ее не отнимает. Если Бог вмешивается в жизнь человека, то почему, спрашиваете Вы, не помогает по молитве к Нему о водворении мира между родственниками?

Как Вы думаете, если мать может помочь сыну в решении сложной задачи по математике, то должна ли она решать ее сама, когда сын валяется на диване и смотрит телевизор? Помочь, это не значит сделать все за меня. Если нет мира среди родственников, каково Ваше личное участие в решении этой проблемы? Ведь православному христианину, если он, конечно, стремится к духовной жизни, должно быть известно из Евангелия, что решать все серьезные проблемы надо начинать со своего собственного сердца и своей жизни. Кроме личных усилий в совершении покаяния и исправления своей жизни в соответствии с волей Божией необходима постоянная молитва о близких и погашение в сердце обид.

Если человек трудится, ему можно помочь. Если он ничего не делает, то помочь просто не представляется возможным по причине бездействия человека. А вот делать все за того, кто ленится трудиться, никто не обязан.

Кроме того, есть разница в том, просим ли мы или требуем от Бога? Если мы требуем чего-то от Бога, то Он нам ничего не обязан. Если мы просим, то полагаемся на Его мудрость и любовь, но к этому следует приложить, по крайней мере, глубокое стремление к искренней вере и желание исполнять Его святую волю в своей жизни. Если этого нет, то молитва может остаться без ответа, ведь по вере вашей да будет вам (Мф. 9:29). Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Чтобы увидеть Бога в промысле Его, нужна чистота сердца и тела. Для приобретения чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия».

Бог вмешивается в нашу жизнь, но ценит нашу волю и наш выбор. Помогает, если мы Ему не мешаем, но при нашем бездействии за нас наши дела делать не будет.

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься - слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и - психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа - с первого до последнего Его дня - и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой - оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест - это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им - делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а - с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула - как например, индийская мантра, или ритуалы магов, - которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение - это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот - преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой - вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб - живот - правое - затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно - например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное - не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино - это символизирует собой Святую Троицу, - а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет - в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так - без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью - «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

Прошла первая неделя Великого поста, и в первое воскресенье мы празднуем Торжество Православия. В чем заключается Торжество сегодня?

— Это торжество истинное. Закончилась эпоха Вселенских Соборов: по всем ересям Церковь высказала свое мнение, сформулированы специальные оросы по каждому вопросу, который вызывал споры, противостояния и даже внутренние войны. Люди той эпохи близко к сердцу принимали различные мнения, поэтому бывали столкновения. По поводу всякой ереси людей сажали, ссылали и отправляли на тот свет сотнями и тысячами. Последняя ересь иконоборчества была преодолена. Как праздник первой Недели Великого поста Торжество Православия возник победой иконопочитания. Постепенно, когда Церковь почувствовала, что эпоха Соборов завершилась, Торжество Православия стало восприниматься шире - как победа истинная.

— Сейчас истина далеко не всеми воспринимается.

— Потому что в мире, в котором мы живем, сплошной гул: гул новостей, ритмичной музыки, орудий. Раньше войны были тихие: только в радиусе одного километра можно было услышать шум битвы. Сейчас войны слышны за сто верст. С помощью средств электронной связи можно во всем мире услышать и увидеть разрушенные дома, канонаду горы убиенных людей. Поэтому истины, которые звучат тихо, как прохладный тихий ветер, человеком воспринимаются как нечто далекое, не имеющее большого значения. Камерную музыку слушают всего лишь десятки, сотни людей в маленьких концертных залах, а электронную музыку транслируют на всех радиостанциях, и слушают десятки тысяч. Сотрясающий ритм слышно из проезжающих мимо машин. В этой канонаде звуков истина о Христе людьми не воспринимается.

Во времена христологических споров даже кухарки на рынках до хрипоты спорили о Христе. Сейчас трудно себе такое представить, чтобы на рынке, покупая яблоки, можно было услышать христологические споры. Сейчас современных людей волнует другое: как правильно подать записку, за кого можно молиться, и много других вопросов, которые с точки зрения христианства не имеют место быть. В те времена людей беспокоило, сколько воль во Христе, а сегодня даже студенту духовной семинарии такой вопрос не покажется важным. Человеку стало хватать простых ритуалов.

— Человеку стал не интересен Сам Христос?

— Да, это стало заметно. Последние несколько лет я спрашиваю одно и то же у людей, которые обращаются ко мне за пастырской помощью: есть ли дома Евангелие? Человек отвечает, что книги у него есть, и он их читает. Потом выясняется, что это книги с акафистами или чем-то еще, а слово «Евангелие» человеку не знакомо. Такое встречается очень часто. Сейчас чувствуется слишком большая дистанция между тем, что Господь открыл нам о Себе, и тем, какая религиозность у современного человека. Это небо и земля - слишком большая дистанция. Общая ситуация печальна: в средней школе детям не рассказывают о Боге, зато порнография и наркотики детям доступны.

— Может, современному человеку вообще недоступно учение Христово, которое было воспринято апостолами и которым жили первые христиане?

— Этого не может быть. Конечно, в том мире, в котором мы живем, многое отвлекает человека, но это не означает, что для него учение о Христе недоступно. Сегодня во время Божественной Литургии читался отрывок о том, как Господь беседовал с Нафанаилом, который был простым человеком, наверное, не умеющим читать и писать, но который понял, что Христос - это Сын Божий. Конечно, он родился внутри культуры, которая свидетельствовала о приходе Мессии. А современный человек чего ожидает?

— Об антихристе сейчас говорят больше, чем о Христе.

— Думаю, что это лишь незначительный круг людей, которые интересуются цифрами, знаками и чипами.

— Вопросы телезрительницы: «Молитва Ефрема Сирина и Псалтирь читаются ежедневно или не читаются в субботний и воскресный дни?».

— Вопрос телезрительницы: «Куда после смерти человека девают его венчальные одежды?».

— По поводу венчального платья не знаю, а по поводу крестильной рубахи: в древности христиан хоронили в тех рубахах, в которых они принимали крещение. С тех пор сложился церковный обычай проводить отпевание в белых одеждах, гроб изнутри имеет белый цвет, и вообще, погребальный цвет - белый. Сейчас основная масса людей крестится в младенчестве, поэтому на взрослого человека по смерти крестильную рубаху не наденешь, но если человек крестился во взрослом состоянии, то весьма уместно похоронить его в этом одеянии, в котором он принял Святое Крещение, в знак того, что он сохранил чистоту, полученную в крещении. Если человек за свою жизнь бывал в храме только дважды - на крещении и отпевании, то его облачение не играет никакой роли.

— Вопрос телезрительницы: «Может ли замужняя женщина убираться в храме, например, мыть иконы?».

Замужняя женщина может убираться в храме сколько угодно

Что такое святая простота? Какая простота угодна Богу и в чем она заключается?

— Такое выражение есть, но оно не из Церковного Предания. Это указывает на человека цельного, простого, воспринимающего то, что ему сказано, так, как это есть, безо всяких подозрений, без толкований слов, без мыслей; принимающий речь адекватно тем словам, которые произнесены.

— Есть такой святой - Павел Препростой. Его так называли за свойство души?

— Да, за целостное, неразделенное состояние его духа.

— Вопрос телезрительницы из г. Орла: «Как поминать усопшего на 40-й день?».

— Главное - панихида в Церкви на 40-й день, которая служится после Литургии, на которой поминают человека. Во время Великого поста 40-й день может выпасть не на Литургию, и тогда поминать нужно на ближайшей к этому дню Литургии в субботу - в этот день по Уставу разрешается служить панихиду.

— Ежедневно в утренней молитве испрашиваем у Богородицы: «Странна муки всякия покажи мя ». Что это означает?

— Чтобы Богородица избавила от мук, и они миновали.

— Желание нравиться Богу - это тщеславие?

— В отношениях с Богом мы используем глагол «любить». В русском языке «нравиться» и «любить» - это разные вещи. Когда чувство поверхностное, мы говорим «нравится». «Нравится» в отношениях с Богом - это поверхностно и легкомысленно.

— Должно быть желание возлюбить Бога.

— Да, установить с Богом отношения любви, как отношения сына и отца, дочери и отца.

— Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: «Откуда брезгливость берет свои корни, и как ее побороть?».

— Откуда берется брезгливость - это тайна, но связана она с особенностями психики человека. Как преодолевают, к примеру, страх, делают все противоположное: когда боятся собак, то идут, не показывая вида, что боятся. Также и здесь: имеешь брезгливость, но преодолеваешь это. Побороть ее можно только преодолением и молитвой.

— Вы говорили, если вопрошают о вере, то ответ должен быть короче, чем вопрос. Как кратко ответить католику на вопрос «В чем отличие православия от католичества?»?

— В двух словах: в духовности. Дух творит себе формы. Православная форма, в которой отливается духовная жизнь, - наши богослужения, иконопись, архитектура, - другая, нежели в католичестве. Единственное, что у нас общего - это крест, которым мы окружаем нашу жизнь и украшаем облачения и храмы, - принадлежность к Кресту и почитание Креста Господня есть и в католичестве тоже. Начиная с XVIII века, в русской православной культуре произошли серьезные заимствования того, что было в католической западной культуре. Так как творцами культуры являются высшие слои общества, у которых имеются на это средства, то и храмы строили в стиле рококо, классицизма, барокко, возникла даже русская готика. Возникли всякие учения внутри Церкви, появился мистицизм, возникло масонство в русской среде. Это повлияло на духовность. Хотя народу повезло: «высший свет» говорил по-французски и по своему духовному строю страшно далек был от народа, поэтому народная живопись сохранялась в провинциальных и монастырских мастерских. Это было подлинное продолжение той древней традиции, когда элита общества была по своей вере совершено православной.

При Петре I возникла новая культура: изменились внешний вид и покрой одежды, прически; дворцы украшались языческими статуями, что ужасало святителя Митрофана Воронежского. Петр I спровоцировал уход миллионов людей в старообрядчество. При Петре I мужчины стали брить бороды, чего раньше никогда не было - в конце XVII -начале XVIII веков это было сродни приходу антихриста к власти. Для простого народа Петр I ассоциировался с антихристом: монастыри закрывались, из колоколов делали пушки.

— Вопрос телезрительницы из г. Воронежа: «Я упала и сломала правую руку, наложили гипс, в результате чего я не могу осенять себя крестным знамением, а также причаститься, потому что не могу соблюсти пост: врач советует кушать студень и отварные куриные лапки. Что Вы мне посоветуете?».

— Следуйте указаниям врача. Осенять себя крестным знамением можно и левой рукой. Представьте, некий человек потерял на войне правую руку - ему теперь не осенять себя крестным знамением? Можно креститься левой рукой.

Всякая болезнь выступает в качестве поста, потому что является ограничением для человека, вынужденным воздержанием. А студень и куриные лапки - это лекарство, которое будет Вам полезно. Если хотите поститься - кушайте пищу без соли.

От Причастия себя отлучать не нужно, причащаться можно и со сломанной рукой. Когда я ломал правую руку, тоже крестился левой рукой, и никто в храме не обратил на это внимания. Я служил службы со сломанной рукой.

— Вопрос телезрителя: «Имеет ли ревность отношение к любви? Мы с мужем живем в браке 27 лет, повенчались. Не могу спокойно смотреть, когда муж уделяет внимание другой женщине. Как избавиться от ревности?».

— Корни ревности находятся глубоко в сердце. Борьба с такими сорняками ведется разными способами. Один из способов истребления сорняка - косить его, тогда со временем погибнет и корень. Если не устраивать по этому поводу скандалов, не выражать недовольство, а терпеливо, с молитвою это переносить, то постепенно ревность пройдет. Все зависит от величины этого корня.

Что говорит Церковь о межрасовых браках? Почему люди потеряли интерес к своему роду, культуре?

— Свою родную природную культуру люди поменяли на общую массовую культуру.

Человек просто не ценит свои исторические корни?

— Он не ценит, не знает, не разбирается. Около 100 лет назад каждая губерния говорила на своем наречии, имела свои песни: и погребальные, и свадебные, и праздничные, и военные. Весь народ пел, потому что не было радио и телевидения. Были простые музыкальные инструменты: ложка, балалайка, гармонь. Народ пел песни, которые слышал от своих дедов, прадедов. У каждой епархии был свой церковный напев, люди собирались и пели праздничные службы. Была большая певческая культура. Напевы уходили корнями в глубочайшую древность. Потом все было вытеснено радио, печатной продукцией, телевидением. Вся фольклорная и церковная музыка в христианском мире исчезла. Сейчас существуют только небольшие группы любителей фольклора, которые его записывают и изучают. Когда человек этого всего не знает, как он может это полюбить? Человек, не знающий математики или истории, не любит ни математику, ни историю. Раньше каждая губерния, каждая епархия рождали и свой фольклор, и особенности архитектуры. А сейчас все стандартно. Общее телевидение, новости уничтожают родную культуру в течение одного-двух поколений.

Жаль, потому что та самобытность, которая доносится до нас с тех времен, очень интересна.

— Я очень люблю фольклор, потому что это подлинно. Все песни современной эстрады надуманы, совершенно неинтересны: в них нет ни поэзии, ни глубины, ни пространства, ни музыкальности. Балалайка - простой инструмент, имеет всего три струны, но звучит в ней очень многое, помимо того, что можно записать на нотном стане.

— Если взглянуть в глубину русской истории - сколько талантливых, потрясающих вещей было создано, а потом в течение одного века все исчезло.

— Да. Остались только фольклорные мотивы, которые несут совершенно другую информацию.

— Сейчас только язык разделяет людей - одеты-то все одинаково.

— Верно, даже японцы, китайцы - все в галстуках, брюках. Существует тенденция одинаково одеть и мужчин, и женщин. Остается только расовый характер лица, фигуры; народный характер, который связан с религиозностью народа. Человек может утратить саму религиозность, но ее следы в образе жизни, мышлении, языке останутся с человеком еще на долгие десятилетия.

— При попытках стереть все границы между людьми, многие с гордостью говорят: «Я русский». В чем ощущается «русскость»?

— Александр Невский, Чапаев, маршал Жуков - вот ключевые имена русских людей.

- К сожалению, люди теряют свое прошлое.

— Это невежество. Раньше люди жили у себя дома, в деревнях, которые существовали по 700-800 лет. Был определенный быт, уклад; определенная система сельского хозяйства. Потом случалось какое-то вмешательство, например, война или приходил царь-реформатор, и все ломалось или становилось по-другому. Люди приспосабливались заново.

Все-таки сегодня мы празднуем Торжество Православия.

— Мы этим живем: каждый год служим молебен Торжества Православия, обязательно что-то к этому дню читаем. Церковь, помимо главной своей функции приведения людей к Царствию Божиему, является и хранительницей истории, хранительницей памяти о святых - русских гениях на духовном поприще.

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Нина Кирсанова

Строка поиска: крестное знамение

Найдено записей : 26

Здравствуйте! У меня заболевание, которое не дает совершать крестное знамение правой рукой, могу ли я делать это левой, или просто мысленно? Спаси Христос.

Ирина

Ирина, в Вашем случае можно креститься левой рукой.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Спаси ГОСПОДИ нас всех! Пожалуйста, помогите советом. Стараюсь начать жить согласно православному учению. В Церковь ГОСПОДЬ привел меня совсем недавно. В 2014 году на Вербное Воскресение я первый раз попала в церковь. И состоялась моя первая исповедь. С того времени я уже не хочу жить, как раньше, но остался страх, что по каким-то причинам все может измениться. Ведь даже Апостол Петр так верил, что не предаст УЧИТЕЛЯ, а и он не устоял в момент испытания. У меня сложность в том, что никак не могу избавиться от смущения. Очень хочу не стесняться того, что хожу в храм, и без оглядки хотелось бы накладывать на себя крестное знамение перед храмом. И на исповедь когда иду, приходится прямо преодолевать себя. И идти тяжело, и не идти не могу. Посоветуйте, как искоренить смущение, которое так и норовит отодвинуть меня от такой дорогой сердцу истины? И помолитесь, пожалуйста, о рабе БОЖЬЕЙ Нине, чтобы укрепил меня БОГ в моем начинании и превратилось бы это начинание в неотъемлемую часть жизни, чтобы было разумение к воле БОЖЬЕЙ. Чтобы непременно дойти до конца пути и не свернуть с него по малодушию, маловерию и самомнению. Большое спасибо, что уже не раз отвечали на мои вопросы.

Нина

Нина, Ваше смущение и ложный стыд со временем пройдут, если Вы будете твердо идти по выбранному Вами пути. Молитесь и возлагайте надежду на Бога. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Перед Причастием на Пасхальной службе (ночью) нужно ли дома читать вечерние молитвы? Какон читается уже Пасхальный или обычные? Читаются ли Благодарственные молитвы утром после Причастия в Пасху и на Светлой седмице? И еще, крестное знамение и поклон при выносе Даров делать до или после прочтения священником молитвы "Вечере твоея..."?

Ольга

Ольга, правило ко святому причащению до пасхальной службы читается обычное. По окончании литургии, если Вы причащались, прочитываются благодарственные молитвы по святом причащении, предваряемые троекратным тропарем «Христос воскресе…». Перед отходом ко сну прочитайте пасхальные часы вместо молитв на сон грядущим. Поклон делается при выносе Святых Даров и возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите!».

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, у меня вопрос. Моя подруга рассказала мне, что её в церкви подруга перекрестила наоборот. Это ведь нехорошо?

ирина

Я не совсем понимаю, что значит «перекрестить наоборот»? В смысле, совершила крестное знамение не в том порядке, в каком положено? Ну для того, по отношению к кому это было сделано, никаких последствий не будет, а вот тот, кто делает такие вещи по злому умыслу, рискует навлечь на себя беду.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, когда я перекрещиваю своих деток, и они стоят лицом ко мне я крещу лоб, живот, их правое плечо, их левое плечо, а если крещу мужа "в спину" - голова, живот, а дальше? Слева направо или наоборот (как если бы он сам крестился?) Спаси Господи.

Ксения

Если Вы крестите себя, то полагаете крестное знамение сначала на правое плечо, потом на левое. Если Вы крестите кого-то (не важно, стоит он к Вам лицом или спиной), то рука должна следовать сначала налево, потом направо.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! Батюшка, ответьте, пожалуйста: зачем просить прощения у Бога, если Бог есть Всепрощающая Любовь? И почему так трудно совершить крестное знамение на людях, например, на рабочем месте? Спаси Бог!

Елена

Любовь-то любовью, да и правосудие у Бога тоже есть, и не меньше! Если мы не будем просить себе помилования, очищения от грехов, то зачем же Господь нас, таких безрассудных, будет прощать?!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Можно ли молится и наносить крестное знамение, если я не крещённый?

Вадим

Конечно можно, но если Вы уже верите как православный человек и готовы исповедовать свою веру (ведь крестное знамение – это еще и исповедание веры), то пора уже задуматься о крещении.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. На Святой Литургии, во время пения херувимской, многие люди в храме складывают руки, как перед причастием, объясняя это тем, что в этом храме такая традиция, это они, дескать, изображают херувимов, хотя известно, что складывание рук перед причастием обозначает крестное знамение перед принятием крови и тела Христова (и чтобы не задеть Чашу) Вопрос такой. Нужно ли бороться с такими традициями? Ведь Литургия, как и святые иконы, писались по наитию Духа Святого, в данном случае, Св. Василием Великим, Св. Иоанном Златоустым. Думаю, что не в нашей компетенции изменять что-то в Божественной Литургии или других таинствах церкви. Настоятель храма почему-то относится к этому нормально. Стоит ли попытаться убедить настоятеля отнестись к этому более серьёзно?

Александр

Здравствуйте, Александр. Вопрос не в том, кто, как и когда складывает руки, а в том, какой смысл в это действие вкладывается. Например, подходя под благословение, принято складывать ладони лодочкой, чтобы принять в них благословляющую десницу. Вполне рациональное действие. А когда во время богослужения священник от престола осеняет всех предстоящих в храме и тоже, если не все, то многие, складывают руки лодочкой и прижимают потом к груди. Спрашивается, зачем? Я как то спросил, мне ответили: чтобы благодать не упустить. Как будто ее можно поймать в ладони так же, как иерейскую десницу! Вот и здесь - крестообразное сложение рук на груди - одна из издревле существующих форм крестного знамения. Если такой же смысл вкладывается в данном случае, то это хорошо. Но если это подражание - «мы же херувимы», то это аналогично ловле благодати в ладошки. Бороться не надо, пользы не будет, а Вы сами в расстройство придете и людей огорчите. Но можно попробовать по-доброму, без издевки, изобразить, как с точки зрения здравого смысла выглядит это действо. Но предварительно выяснить, действительно ли люди херувимов изображают, а не крест на себе начертывают. И, конечно, без благословения настоятеля не надо ничего предпринимать.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли наносить крестное знамение, когда читаешь утренние молитвы, ведь прямого указания на это не во всех молитвах есть. Не является ли нарушением наносить крестное знамение после прочтения молитвы Отче наш, ведь по окончании молитвы указания на это нет. Я после каждой молитвы совершаю крестное знамение. Спасибо.

Авик

Вы абсолютно правильно поступаете, Авик, не смущайтесь. Вообще совершайте крестное знамение тогда, когда просит душа, пусть даже и достаточно часто, это очень хорошо!

игумен Никон (Головко)

Как и когда надо делать крестное знамение? Что говорить при этом? Всегда ли надо говорить аминь после молитвы?

Максим

Максим, после молитвы нужно всегда говорить "Аминь". Аминь – это потверждение того, что мы прочитали, и что мы это принимаем и соглашаемся с этим. В церкви нужно стараться креститься вместе со всеми, дома - как придется, как Вам захочется. Что-то при этом говорить не обязательно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, зачем раньше православные перешли от двуперстия к троеперстию при накладывании креста? Ведь на иконах мы видим двуперстие? Понимаю, что нам, простым мирянам, не нужно забивать этим голову, не это главное. Но мне после просмотра фильма "Раскол" стало интересно узнать. Заранее спасибо за ответ!

Галина

Здравствуйте, Галина! В 1653 г. патриарх Никон начинает свои реформы, которые приводят к расколу русской церкви. Эти реформы начинаются с изменения способа сложения перстов при совершении крестного знамения: двуперстие (двуперстное крестное знамение), принятое ранее на Руси, заменяется на троеперстие (троеперстное крестное знамение). Оба способа сложения перстов выражают одно и то же содержание: как в том, так и в другом случае выражается как символика троичности (знаменующая Троицу), так и символика двоичности (знаменующая две природы Христа - Божественную и человеческую); однако в принятом ранее способе сложения перстов идея Троицы передавалась сочетанием большого пальца с безымянным и мизинцем, а идея Богочеловечества - сочетанием указательного и среднего пальцев, тогда как в новом способе перстосложения идея Троицы передается сочетанием большого, указательного и среднего пальцев, а идея Богочеловечества - сочетанием безымянного пальца с мизинцем. Никоновские реформы не касались содержания - они касались формы; тем не менее они вызвали необычайно резкую реакцию. Мотивы патриарха Никона хорошо известны: он хотел привести русский церковный обряд в полное соответствие с греческим. У греков принято было троеперстие, и естественно было думать, что греки сохранили правильный способ сложения перстов, тогда как русские от него отклонились. Напротив, противники Никона - старообрядцы - исходили из того, что правильный обряд сохранился на Руси. Позднейшие исследования показали, что старообрядцы были правы: они сохранили старый греческий способ перстосложения, который был изменен самими греками. Двуперстное крестное знамение было принято в Византии во время крещения Руси и естественным образом оттуда было заимствовано русскими. По всей видимости, двуперстие было заменено троеперстием у греков в XII- XIII вв. Что же касается икон, то Вы ошибаетесь: на иконах мы видим не двуперстие, а благословляющий жест.

иерей Владимир Шлыков

Валентина

Валентина, главное в молитве - это наше сердце и ум. Во время молитвы мы крестимся, если есть при этом возможность. Молиться нужно всегда и везде, и конечно, не обязательно во время молитвы креститься, если нет такой возможности.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Подскажите, у меня у сына врожденный дефект правой руки, когда пытается креститься, получается не очень, как же ему креститься после молитвы? Спасибо за ответ.

Сергей

Сергей, в таком случае можно налагать на себя крестное знамение левой рукой, ничего страшного.

Игумен Никон (Головко)

Где в писании и в деяниях соборов сказано, что нужно крестить младенцев, почитать мощи святых, изучать священное писание через призму творений святых отцов, поклонятся Богородице, апостолам, святым, молиться за умерших, освящать воду, поклоняться кресту, причислять людей к лику святых, крестное знамение, почитать предание святых старцев, отпевание мертвых? Заранее прошу прощение за дерзость написания таких вопросов, просто нужно же что-то отвечать протестантам на их упреки православию. Они ведь считают, что после апостольского времени все учение напрочь исказилось, поэтому протестанты его сейчас и "восстанавливают". Если можно, то ответьте на эти вопросы со стороны Евангелия и учения апостолов, и, если можно, где в деяниях соборов все вышеперечисленное засвидетельствовано?

Максим

Максим, вопросы, заданные Вами, настолько разноплановые, что, к сожалению, в формате нашего сайта ответить сразу на все просто не получится. Дело в том, что здесь придется привести огромное количество источников, рассуждений и исторических фактов по каждому вопросу, ток что мы рискуем превысить все допустимые лимиты. Поэтому я думаю посоветовать Вам некоторую литературу. Во-первых, конечно, непосредственно "Закон Божий" Слободского (по его книге на нашем сайте создан видеокурс), во-вторых, учебники по догматическому богословию, наиболее популярный из которых принадлежит иерею Олегу Давыденкову. Наконец, книжку С.В.Булгакова "Православие. Расколы. Ереси. Секты", а вместе с нею - любой учебник по сравнительному богословию. Ну, и, наконец, подборку литературы на сайте Православного общества "Азбука веры" по этому адресу: http://azbyka.ru/religii/ Вам совсем не придется штудировать все эти источники, чтобы найти ответы на вопросы, нет - просто пролистать и просмотреть, так как уже по заглавиям можно будет понять, в какой главе о чем говорится. Этого будет вполне достаточно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Спасибо за ответы. Можете ли Вы мне помочь еще в одном вопросе: где можно прочитать информацию о том, какой псалом что значит (как называется) и какой нужно читать от страха, меня постоянно и во всем преследует какой-то страх и неуверенность. И еще: как правильно надо креститься (крестное знамение)? Однажды в церкви я крестилась, но бабушка мне сказала, что я не так это делаю. Запомнила. Прошло время, я снова забыла, как правильно, снова спрашивала, и снова не уверена (слева направо или наоборот). Я не понимаю, почему находит такое забвение! Ккак раз и навсегда все же запомнить? Спасибо.

Светлана

О псалмах и Псалтири можно почитать у протоиерея Григория Разумовского в книжке "Объяснение Священной книги Псалмов" (электронная версия доступна здесь: http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/vethiy_zavet/razumovskiy_psalmi_oglavlenie-all.shtml). В отношении того, какой псалом от страха, боюсь сам, что не подскажу. Мне все-таки кажется, что псалмы читают не "от чего-то", а "для чего-то", и прежде всего для очищения души от грехов и для духовного совершенствования.
А креститься нужно следующим образом: сначала полагать крестное знамение на лоб, затем на живот, затем правое и левое плечо.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, простите за беспокойство, обыскалась в интернете, как вести себя во время Богослужения, основные правила нашла, а что интересовало, - нет. Скажите, как вести себя при Великом входе? При словах "Великого Господина и Отца нашего...", "Вас и всех православных христиан..." Креститься или со страхом стоять? Еще в конце, например, панихиды, при словах священника: "Христос, истинный Бог наш..." батюшка крестится. И нам креститься? И далее: "и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец..." батюшка опять крестится, а нам что делать? Ещё когда осеняют народ Евангелием, все просто кланяются, или надо перекреститься и поклониться? Спасибо. Простите. Вопросов много, ответов не нахожу.

Ирина

Ирина, это – вещи не очень принципиальные: поступите так, как Вам хочется. Но чтобы примерно разобраться, как именно поступать, можно руководствоваться следующей "схемой", весьма условной, конечно.
Христиане просто стоят, не крестясь и не кланяясь, в те моменты службы, когда хотят выразить особенное благоговение перед святыней и не нарушить молитвенное настроение окружающих.
Небольшой поклон делается обычно из уважения к действиям священнослужителей, когда те так же кланяются вам: при каждении, при закрывании Царских врат и в некоторые другие моменты.
А крестное знамение мы налагаем на себя, когда соучаствуем молитве священника, со-молимся с ним, например, во время Великого входа ("Великого Господина…") или отпуста ("Христос, истинный Бог наш…"), потому что слова, которые произносит священник в эти моменты – это молитвенное пожелание духовных благ для нас и мы, естественно, присоединяемся к этой молитве и сами.

игумен Никон (Головко)

По церковному Уставу положено совершать крестное знамение перед чтением молитвы и по окончании, при чтении вечернего и утреннего правила. Батюшка не всегда совершает крестное знамение в начале молитвы. Уточните пожалуйста, когда правильно совершать крестное знамение?

Тамара

Тамара, но ведь совершать крестное знамение тогда-то или тогда-то – это не догма, а скорее совет. При очень углубленной молитве многие совсем не крестятся – и в этом нет ничего ни плохого, ни удивительного

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, необходимо ли делать крестное знамение в молитве "Отче наш..." после слов "но избави нас от лукавого"?

Дмитрий

Осенять себя крестным знамением мы должны в начале и конце молитвы.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. 1. Я не все понимаю по теме колдовства. Православные книги по этой теме читал, но есть недоумения. В них пишется: "Не бойтесь колдовских вещей (разного рода иголочки, тряпочки и т.д.), так как мы под защитой Господа Бога нашего и главное бояться греха". С ЭТИМ Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН! Но, с другой стороны, пишется в православной книге "Остерегайтесь чужих непонятных вещей". Вроде бы все правильно. Но как поступать если все же заметил странную колдовскую вещь? А у тебя нет возможности ее обойти и даже перекрестить. Например, у порога лежит странная вещь я ее не должен бояться, но с другой стороны должен остерегаться. Как поступать? Можно смело взять в руку и выбросить и не думать о ней, так как Бог защищает! Но все-таки есть предостережение от таких вещей и одно крестное знамение может не помочь. Думаю, Вы поняли тонкость моего непонимания. 2. В одной православной книге пишется "нет никаких любовных приворотов", волю человека сам Господь не нарушает. В других пишется, что есть такое. (Как я думаю, может временно, так как дальше Господь не позволяет) Какова истина? 3. То, что бесы не могут без воли человека заставить согрешить это ясно. Но почему бывают проклятые места, посетив которые, человек совершает этот грех? Судя по свидетельствам многих людей, есть в жизни такое. То, что если ходишь в церковь, причащаешься, тебе ничего не повредит, в это я Твердо Верю. Просто мне интересно. Как эти немножко двоякие и как и те и другие правильные научения, в уме "совместить"? Ваши мысли по поводу мной написанного. Спасибо за ответ!

Александр

Я не специалист по этим вопросам, поэтому могу сказать лишь о том, как поступил бы сам. Если бы я заметил «странную колдовскую вещь», просто выбросил бы ее, не придавая ей никакого значения. Можно и перекрестить, не раздумывая, поможет или нет крестное знамение. Поможет, если с верой. Точно так же как любое действие с двоящимися мыслями пойдет во вред, как о том пишет ап. Иаков. По поводу приворотов, отворотов и т.д. - здесь тоже все зависит от веры. Если человек действительно верит в Бога, т.е. живет, основываясь на вере, если он участвует в церковных таинствах - ничего это ему не грозит. А вот если вера его слаба - не уверен, что он застрахован от всякого рода магических манипуляций, о которых науке сказать нечего, а Священное Писание и Церковь их осуждает, не говоря, однако, что все это не приносит вреда. Может и принести и уж точно приносит тому, кто это практикует. «Проклятые места»? Не совсем понимаю, о чем речь. Как не понимаю, зачем идти в место со столь дурной репутацией. Вообще же могу сказать, что все эти воздействия имеют силу только при определенном расположении психики. Так есть люди, на которых действует гипноз и те, на которых не действует. Нужно просто жить церковной жизнью всерьез. А еще Новый Завет заповедует нам: «не исследуйте глубины сатанинские». Дело в том, что человека притягивает то, чем он начинает интересоваться. Начнет исследовать всякую бесовщину и не факт, что не окажется в той или иной зависимости от нее. Это в любом случае небезопасно. Если же, напротив, Вы не придаете всему этому совершенно никакого значения и живете подлинной церковной жизнью, то против Вас все колдуны, маги, экстрасенсы и проч. бессильны.

иерей Константин Кравцов

Здравствуйте! Меня очень интересует один вопрос: я православный христианин, с недавнего времени мне не даёт покоя вопрос - кто такие старообрядцы и почему с точки зрения Православия они являются еретиками? По информации которую я нашёл сети, старообрядцы - это те, кто не принял новых реформ патриарха Никона и остались верны Апостольской Вере, считая, что менять каноны по произволению даже патриарха нельзя. Православие очень критично подходит к католическому канону, где говориться, что последнее слово остаётся за папой, т.е. только он изрекает истину в последней инстанции(если даже "истина" - явная ересь и не Правда). В этой связи хотелось бы узнать всё таки - кто такие староверы и что произошло в 17-том веке в нашем Отечестве? Простите меня грешнаго за мою недалёкость и тёмность. Спаси Вас Господи.

Сергий

Дорогой Сергий!
В 17-м веке у нас, конечно, произошла беда, сколь обидная, столь и нелепая. В истории Церкви есть множество примеров, когда одинаково верующие люди держались, тем не менее, разных форм выражения веры, то есть разных обрядов. И беда старообрядцев не в том, что их обряды хуже или лучше, а в том, что они им придали практически вероучительное, догматическое значение. Если разделяться по признаку внешних форм выражения веры, тогда надо начинать не с Патриарха Никона, а с апостолов Христовых, которые не двуперстно(как старообрядцы), не троеперстно (как православные сейчас), не пятиперстно (как католики), а совсем по-другому накладывали крестное знамение. Но с ними ведь никому (даже протестантам) не придет в голову разделяться. Что же до реформ Патриарха Никона, то целью их было подчеркнуть единство вселенского православия (восстановив на Руси обряды, принятые у греков), а не обособляться по внешнему признаку в узконациональную Церковь.
Надо сказать, что в значительной мере разрешение проблемы этой продвинулось. В 1971 году Русская Православная Церковь сняла прещения со старообрядцев-поповцев, и старые и новые обряды объявлены равноспасительными. Хотя пока, несмотря на аналогичную декларацию мира с православными, на практике старообрядцы все же держатся обособленно и на предлагаемые с нашей стороны реальные шаги навстречу друг другу реально не идут. А вот беспоповцев, отринувших и священство (так сказать, выплеснувших с водой и ребенка), постигла настоящая беда: они отпали от единства Христовой Церкви.

протоиерей Илия Шапиро

1

Новое на сайте

>

Самое популярное