План самообразования воспитателя на тему «ФЭМП через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте»
СРОК: в течение 2016-2017 учебного года.
Тема самообразования: «ФЭМП через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте»
Цель и задачи самообразо вания
- Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
3. Провести анализ эффективности проделанной работы
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы разработки:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
- Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
- Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
1 Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:
Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.
- «Кодирование геометрических фигур»
- «Путешествие по морю к острову геометрических фигур»
2. Проведение игр – соревнований.
- «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы) В течение учебного года
«Количество и счёт».
1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
- «Зоопарк» (счёт)
- «Принимаем гостей» (сколько собачек – столько и тарелочек – поровну)
- «Путешествие на корабле»
2. Игровые математические знания с театрализацией:
-«Три медведя»
- «Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
«Ориентировка во времени».
Литература по теме:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» - серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
8 Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх
с родителями
Консультация: «Играйте вместе с детьми дома»;
Памятка для родителей: «Развитие логического мышления у детей 4-5 лет»;
Папки-передвижки: «Весёлые цифры»; «Живые геометрические фигуры»;
Круглый стол по теме: «Театрализованные игры с математическим содержанием»;
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.
месяц | Направление работы | Способ достижения |
сентябрь |
Работа с документацией. Выявление уровня знаний детей Работа с родителями |
Знакомство и анализ документации Диагностика детей Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста» |
октябрь |
Изучение сюжетно- дидактических игр Планирование работы с воспитанниками,требующими особого внимания |
Подготовка картотеки занимательного математического материала Создание индивидуальной работы с детьми |
ноябрь |
Изучение теории |
Гульсина Фартдинова
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»
План работы по самообразованию воспитателя старшой группы на тему:
«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»
на 2016-2017 учебный год
Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.
Актуальность выбранной темы
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.
Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
План работы на год по данной теме на год
1. Изучение методической литературы- сентябрь - май 1. Арапова – Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008. 2. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997. 3. Венгер Л. А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6 .4 . Метлина Л. С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977. 5. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.- Анализ изученной литературы.
2. Работа с детьми сентябрь-май Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках. Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.
сентябрь-май Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности. Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).
январь Придумывание сказок про геометрические фигуры. Сборник сказок.
март Игровая деятельность с использованием математических заданий. Развлечение «Весёлая математика»
3. Работа с семьёй сентябрь Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка. -Создание уголка «Занимательная математика».
октябрь Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?» Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»
март Открытый показ образовательной ситуации. День открытых дверей.
апрель Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» Папка-передвижка.
4 .Самореализация ноябрь Составление картотеки игр по развитию математических представлений. Представление картотеки на педчасе.
январь Консультация для педагогов «Царица наук - математика»- Выступление на педагогическом совете.
Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста» -Выступление на семинаре-практикуме.
май Отчёт по теме самообразования. - Выступление на итоговом педсовете.
Публикации по теме:
План работы по самообразованию «Организация проектной деятельности в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с №8 «Золотой ключик» Горбатовской Татьяны Владимировны Тема: «Организация.
Марьям Зулькарнаева
План самообразования воспитателя по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы»
Тема : «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы посредством дидактических игр»
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе . И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Цель : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме . Овладение способами проектирования воспитательно -образовательного процесса.
Задачи программы профессионально – личностного саморазвития
1. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал.
2. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме .
3. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
4. Обобщить педагогический опыт работы по теме « у дошкольников через дидактические игры».
Направления саморазвития :
1. Изучение нормативно – правовых документов.
2. Изучение методической литературы.
3. Знакомство с передовым педагогическим опытом.
4. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы , открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).
5. Работа с детьми.
6. Повышение квалификации.
7. Работа с семьей, социумом.
8. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
9. Аттестация.
Ожидаемые результаты :
Оформление собственных методических разработок в форме информационно - педагогических модулей (обобщение опыта работы.)
Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.
Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.
Перспективный план мероприятий на 2016-2017 уч. г.:
1. Изучение нормативно-правовых документов 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
В течение 2016-2017 учебного года
Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.
1. А. Белошистая «Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей ». Дошкольное воспитание-2000-№2 , с. 74.
2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных . – Ярославль 2000. – с. 122 .
3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М : Просвещение 1989.
4. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает? – М.:Просвещение,1991.
5. Михина Е. Н. «Развивающие игры для детей 2-7 лет » Волгоград : Учитель, 2013.
6. Сербина Е. В. «Математика для малышей » / Издательство : Москва Просвещение, 1992.
7. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель» , 2006г.
8. Ерофеева Т. И. и др. «Дошкольник изучает математику . Как и где?» . – М., 2002.
9. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.
10. Метлина А. С. «Математика в детском саду » Просвещение, 2006.
11. Никитин Б. П. «Ступеньки Творчества или развивающие игры» , Москва, Просвещение, 1991 г.
12. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений , Мозаика-Синтез, 2012. - 80с.
13. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
14. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 98 с.
15. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ,»– М.: 2006.
16. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.
17. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду » , 3-е издание. – М., 2006.
18. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей . /Ярославль. Академия развития, 1996.
Интернет-ресурсы :
http://dohcolonoc.ru ;
http://nsportal.ru ;
http://www.edu.ru ;
http://www.detskiysad.ru ;
http://www.moi-detsad.ru ;
http://ivalex.ucoz.ru.
Публикации по теме:
План по самообразованию воспитателя на 2014–2015 учебный год План по самообразованию на 2014 - 2015 учебный год. 1. Консультация для вновь поступивших педагогов «Требования, предъявляемые к содержанию.
Отчет по самообразованию воспитателя «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» Хочу поделится опытом по теме "Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры" В 2010 году мною была взята.
Отчет по самообразованию за 2015–2016 г. воспитателя МБДОУ №16 Пашиной О. А. «Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС» Цель: формирование комплексной.
У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не.
План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 180” План самообразования воспитателя.
План по самообразованию воспитателя Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Чтобы не отстать от времени, педагог.