Домой Розы Мнемотаблица для запоминания уж небо осенью дышало. Занятие уж небо осеню дышало. Уж небо осенью дышало

Мнемотаблица для запоминания уж небо осенью дышало. Занятие уж небо осеню дышало. Уж небо осенью дышало


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»
Конспект занятия по художественной литературе
в старшей группе.
Тема: Разучивание стихотворения
А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Воспитатель:
Рямова Надежда Николаевна
2016г.
Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять представления детей о характерных признаках осени.
2. Учить детей называть приметы осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.
3.Разучить отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.
2. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Материалы и оборудование: «Сундучок с осенними листочками», кукла-осень, мнемотаблицы, иллюстрации осенних месяцев.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком вы узнаете,отгадав загадку:
Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, скажите вы?
Дети: (осень)
Воспитатель:
-Правильно, сегодня к нам пришла сама осень. (кукла - осень)
Воспитатель: - Какая бывает осень? (золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная)
Осень предлагает сыграть в игру «Доскажи словечко».
1. На смену лету пришла (осень).
2. Люди осенью одеты (тепло).
3. Моросит мелкий… (дождь).
4. По небу гуляют серые (тучи).
5. Часто дует холодный… (ветер).
6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные).
7. С деревьев падают… (листья).
8. Птицы улетают… (в теплые края).
9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую).
10. Солнце греет слишком… (мало).
11. Школьники идут с портфелями…(в школу)
Воспитатель:
Ребята, Осень хочет поиграть еще в одну игру.
Игра «Да и нет», если ваш ответ означает «да», то вы хлопаете в ладоши, а если «нет», то топаете ножками.
Осенью цветут цветы? -нет
Осенью растут грибы?- да
Туманы осенью плывут? - да
Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет
А букашки прилетают?- нет
Урожай все собирают?- да
Птичьи стаи улетают?- да
Солнце светит очень жарко? -нет
Можно детям загорать?- нет
Куртки, шапки надевать? - да
Часто, часто льют дожди?- да
С деревьев листья опадают? - да
Молодцы! Отвечали от души!
Осень умеет творить чудеса Раз, два, три… как листочки лети.
Физминутка. «Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
- А какие вы знаете осенние месяца?
Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель:
- А знаете, как осенние месяца назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте.
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
А сейчас послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила» – читает ребёнок.
Воспитатель:
- Многие поэты писали об осени, а сегодня мы послушаем, как Пушкин описывает осень в своём произведении:
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
- Сегодня мы постараемся запомнить это стихотворение Пушкина.
Помогут нам запомнить стихотворение рисунки.
«Уж небо осенью дышало…» показ рисунка
-Небо какое осенью? (Хмурое, серое, низкое)
«Уж реже солнышко блистало…» показ рисунка
-Почему? - Потому что его часто закрывают тучи.
«Короче становился день…» показ рисунка
Ночь становится длиннее, а день короче.
«Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась…» показ рисунка
Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т.е. в лесу листопад.
«Ложился на поля туман…»
Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.
«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ рисунка
Мы знаем, что осенью птицы… (что?) улетают… (куда?) на юг.
«Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора…»
Какой сейчас месяц? (ноябрь – последний месяц осени.)
Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем)
Дети читают стихотворение по цепочке.
Заключительная часть.
Осень благодарит детей. Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как много вы знаете об осени. Дарит листочки.

Ирина Борисова
Конспект НОД «Заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемокартинок»

Целевые ориентиры:

Продолжать знакомить с творчеством А. С. Пушкина, в частности со стихотворением «Уж небо осенью дышало»;

Продолжать совершенствовать умение воспитанников рассказывать наизусть стихотворения с использованием мнемотехники.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание.

Закрепить знания воспитанников об осенних признаках;

Воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта,

интерес к художественному слову.

Предварительная работа: чтение произведений А. С. Пушкина, чтение стихотворений А. А. Фета, И. А. Бунина «Листопад»; наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

Оборудование : листочки - картинки с осенними явлениями, текст стихотворения, портрет А. С. Пушкина, доска, музыкальный центр, песня «Осень постучалась к нам золотым дождем»,

Ход нод :

(Дети с воспитателем под музыку песни «Осень постучалась к нам золотым дождем» стоят у окна, наблюдают за природой и погодой .)

Воспитатель : - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень.) Давайте скажем, какая бывает осень? (Дети поочереди называют: осень бывает золотая, холодная, пасмурная, дождливая, волшебная, красивая, ранняя, поздняя, разноцветная и т. д.) Молодцы! Садитесь на стульчики.

Ребята, посмотрите, осень и у нас в группе побывала, какой ковер из разноцветных листьев оставила. Какие они яркие, надо их собрать. Берите себе по одному листочку (дети поднимают листья, а с другой стороны на них картинки, изображающие осенние признаки) Посмотрите, осень, наверное, хотела, чтобы вы рассказали о ней, составьте по своей картинке предложение.

(Детям дается немного времени, чтобы составить предложение, затем дети по очереди проговаривают их)

– Что сейчас делал каждый из вас? (Составлял предложение по картинке)

Что мы с вами сейчас составили из предложений? (Рассказ об осени.)

Что можно написать еще об осени, кроме рассказа? (Сказку, песню, стихотворение, картину.)

Кто пишет сказки и рассказы? (писатель)

Картины? (художник)

Песни? (композитор)

А стихи? (поэт)

(Выставляется портрет А. С. Пушкина )

Воспитатель : - Подскажите, ребята, кто из поэтов изображен на портрете?

Верно А. С. Пушкин, один из величайших русских поэтов, который написал много чудесных стихотворений, в том числе и о временах года. А сейчас давайте отдохнем. (Дети встают вкруг)

Физминутка:

Ветер гуляет осенним леском, (идут шагом)

Листья срывает: листок за листком, (имитация срывания и бросания листьев)

Он в ручеек эти листья бросает,

Их ручеек словно письма читает. (ритмичное похлопывание в ладоши)

Листья летят все быстрей и быстрей, (бег с ускорением)

И ручеек все грустней и грустней. (бег с замедлением)

Вот он забрался под старый пенек, (останавливаются)

Тихо вздохнул - и свернулся в клубок. (приседают) (после физминутки садятся на стульчики)

Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочту вам стихотворение. А вы обратите внимание, какое время года и настроение описывает поэт. Еще вы услышите несколько новых для вас слов «сень», «обнажилась», «караван»

Воспитатель читает и обсуждает прочитанное стихотворение с детьми:

Какое настроение вы почувствовали в этом стихотворении?

Чем дышало небо в стихотворении?

Какие приметы осени вы в нем услышали?

Это приметы какой осени? Ранней или поздней?

Как А. С. Пушкин написал про таинственную сень?

Что значит таинственная? (содержит в себе тайну, загадку)

Как вы понимаете слово «сень»? (укрытие или покров) «Обнажалась»? (разделась, осталась без листвы) «Караван»? (группа людей или животных, идущих друг за другом)

Какой месяц стоял у двора, какой он по счету среди осенних месяцев? (Ноябрь – третий по счету месяц)

Сейчас я вам еще раз прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте и подумайте, какие картинки подойдут к нашему стихотворению? (картинки расположены на доске в хаотичном порядке) Они помогут вам при заучивании этого стихотворения.

(После чтения дети расставляют картинки в смысловом порядке.)

Воспитатель: - А теперь давайте отдохнем.

(Дети под музыку выполняют физминутку «Осенние картинки» муз. и слова А. Яранова)

Осень, осень золотая ходит по тропинкам (Шаги на месте)

И рисует для ребят желтые картинки. (Волнообразные движения кистями рук поочереди)

Рисовала осень дождик, лужи на дорожках. (Руки вверх-вниз, круговые движения руками) (на проигрыш: руки на поясе, шаги вокруг себя)

Одеваем мы с утра теплые сапожки. (Имитация одевания сапожек)

А деревья нарядила в платья расписные. (Повороты туловища влево - вправо)

И летят, летят, летят листики цветные. (Руки вверх, покачивания вправо-влево)

Холоднее стали дни и длиннее ночи. (Обеими руками обнимают себя, одна рука вверху одна внизу)

Только дети все равно осень любят очень. (Прыжки на обеих ногах влево - вправо)

Воспитатель читает стихотворение еще раз с установкой на последующее рассказывание, во время чтения один ребенок у доски следит за текстом по картинкам, остальные на местах. Для чтения стихотворения вызываются 3-4 ребенка, остальные заслушиваются в свободной деятельности.

Рефлексия:

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы рассказывали стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» А вам? Если у вас было хорошее настроение и вам все понравилось, то прикрепите к желтому листочку солнышко, а если было грустно и что-то не понравилось, то к синему листочку прикрепите тучку.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Семицветик» городского округа город.

Конспект НОД во второй младшей группе «Заучивание стихотворения Н. Саксонской «Где мой пальчик?». Приоритетная образовательная область: речевое развитие Образовательные области в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения «Октябрь» В. Берестов» Конспект ООД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения «Октябрь» В. Берестов» (вторая младшая группа) Кокурина Ю. С. ,воспитатель.

Программное содержание Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Развивать память, интонационную выразительность речи.

Тема: «Путешествие в лесное царство. Знакомство со стихотворением
А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало …»

Цель:
развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
прививать учащимся художественный вкус и образное мышление;
воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения.

Задачи:
Предметные:
1) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
2)познакомить с историей возникновения аппликации, видами аппликации. Познакомить учащихся с новым приёмом работы в технике объемной аппликации, формировать умение исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять виды бумаги по цвету и толщине, осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея.

Метапредметные:
1) регулятивные: содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, умение планировать свою работу
2) коммуникативные: принимать участие в работе группами, используя речевые средства, строить монологические высказывания, развивать диалогическую речь
3) познавательные: создать условия для развития у школьников умения структурировать свои действия, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Личностные:
1) формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Формировать интерес к содержанию занятия, к различным видам конструкторско-технологической деятельности

Коррекционно-развивающие задачи:
1) формирование и закрепление умений и навыков планировании деятельности, самоконтроля, развитие умения воспринимать и использовать информацию из различных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература, факультативные занятия) в целях успешного осуществления учебно-позновательной деятельности.
2) индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии.

Оборудование : осенние листья, рисунки, иллюстрации художников.

Ход урока.

І.Организационный момент. Девиз урока.
ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ...
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Федор Тютчев.

Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся.(Дети поворачиваются). Молодцы
Вхождение в урок: дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делают упражнения, дети повторяют за ним.
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки над головой),
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
- Новый день она начнет (руки вниз широко).
Учитель. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
Учитель Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.
На сегодняшнем уроке
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать

ІІ. Сообщение темы урока, формы его проведения.
1. Вступительное слово учителя
У нас сегодня урок литературного чтения с технологией. На этом уроке мы будем говорить о замечательном времени года. А о каком?
Карточки со словами: тихая, золотая, дождливая, застенчивая хмурая, славная

Ребята, прочитайте слова, записанные на карточках, они помогут вам назвать ключевое слово, спрятанное в центре. (осень)
- Как вы думаете, как это слово связано с темой нашего урока?
- -Да, сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое посвятил осени известнейший поэт Александр Сергеевич Пушкин. Мы постараемся с вами представить осеннюю красоту природы, услышать её звуки, почувствовать запахи.
2) Перед тем, как окунуться в атмосферу творчества, давайте погуляем по осеннему лесу. Осенний лес не любит шума, он молчалив. Вокруг тишина и такая красота, что хочется помолчать и навсегда запомнить эту удивительную картину «пышного увядания» природы.
Подготовка к восприятию
Звучит пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» («Октябрь»), видеоряд пейзажных картин.
Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.
Ребята, какое впечатление произвела на вас экскурсия в осенний лес? Выразите свои чувства, эмоции:
- я любовался… - меня удивило…
- меня восхитила…. – я не могу наглядеться…

Ребята! Давайте и мы с вами создадим музыкальную композицию.

3) Ни одно время года не имеет такой палитры красок, как осень. Какие краски преобладают в осеннем пейзаже?
Подберите выразительные синонимы к словам, обозначающим цвет:

Желтый (золотой, лимонный, янтарный)
красный (багровый, багряный, пурпурный, бордовый)
зеленый (изумрудный, малахитовый)
голубой (лазурный, бирюзовый)
Еще в осенней палитре есть медный и бронзовый цвет. Какие оттенки имеют эти цвета? (золотисто-коричневый)

4. Проверка домашнего задания.
Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. Золотой цвет очень к лицу белокорой березке. Могучие дубы выбрали солидный наряд- коричневые и пурпурные листья. А вот веселые клены получили самый яркий наряд, собрав в него все краски осени.
2. Мальчики должны были найти пословицы и загадки об осени; девочки стихотворения.
1 уч.
Кричит ворона в небе:Карр!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нём поселилась ….

2 уч.
Весна красна, да голодна,
Осень дождлива, да сыта.
3 уч .
Осень говорит: «Я поля уряжу»,
Весна говорит: «Я ещё погляжу».
4 уч.
В сентябре огонь и в поле,и в избе.
Листопад И.А.Бунин.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют,
То здесь, то там в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…

4 уч.
В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам
Добрая волшебница
Все переиначила,

Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.
Сентябринки, Октябринки,
Ноябринки принесла
Ребятишкам очень милым
Подарила, раздала.

А.С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

3. Работа по теме урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало,»
Прослушивание и просмотр видиоролика
- Ваши впечатления?(Мне стало грустно, потому что наступила осень.)
- О каком периоде говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени. Так как день становится короче, опадает листва, на полях туман, гуси улетают.
- Как понимаете слово караван? (Караван – движущаяся вереница, друг за другом.
НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО – поэт небо одухотворяет, это божественная связь неба и земли. Небо вбирает в себя всё земное.
- СОЛНЫШКО БЛИСТАЛО – уменьшительно-ласкательный суффикс -ЫШК-.
- БЛИСТАЛО – торжественное слово высокого стиля.
- СЕНЬ – покров, который образуется кронами деревьев, их ветками и листьями.
- НИВА – поле
- ПОЧУЯ – чувствовать
КОНЬ ДРОЖНЫЙ – специальная почтовая служба.

Физкультминутка

ІУ. Работа по картине
- Мы прослушали очень красивые стихотворения известных поэтов, но о природе пишут стихотворения не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, а красоту природы ещё изображают на своих картинах художники. У каждого из этих видов искусства- свой язык. Неповторимые пейзажи, богатство красок передаёт художник-пейзажист И.Левитан.
Пояснительное слово учителя о выдающихся художниках. Рассматривание иллюстраций.
-Что мы видим на картине?
-Какое настроение передаёт эта картина?
Осенние дни рождают у нас разные настроения.Эта картина вызывает светлую радость(мы видим пышную,нарядную, в осеннем убранстве природу.
А в каких cлучаях мы бы увидели,что художник хочет передать печаль или грусть?(холодные цвета, пасмурный день-отзываются в душе тоской и печалью).

УІ. Закрепление материала.
Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём -
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Сегодня я предлагаю вам создать свою осеннюю картину. Мы будем создавать аппликацию «Осенний день». Давайте создадим с вами картину?
-Вы готовы?
- Тогда вперёд!
3. Правила безопасности при работе с ножницами, клеем.
Про ножницы.
У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела - что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать, - они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом, - руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны, платья, доставляя кучу неприятностей.
А вообще, они хорошие. Если вы не будете их обижать, они вам по- настоящему помогут в любых делах.
-А как надо пользоваться клеем? (Ответы детей)
Про клей.
Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое-как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно, клей ему помогает. Когда он высыхает, все неаккуратности, если они есть, исчезают. Вот он какой - клей ПВА.
- Как надо обращаться с бумагой? (Ответы детей)
Про бумагу.
Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться. А еще - её всегда не хватает, особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно и экономно.

7.- Ребята, наша картина – это аппликация.
- Давайте вспомним, что же такое аппликация?
- Аппликация – это рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивание их на бумагу или другой материал. Аппликация бывает плоская и объёмная. Мы будем выполнять объёмную сюжетную аппликацию. Она будет состоять из нескольких предметов.
8. Планирование трудовой деятельности.
-Дети, работать будем группами и в парах.
Повторим правила работы в группах:
1-ая группа: облака.
-На бархатную бумагу обводим облако по шаблону, затем аккуратно вырезает Гладких Вика.

Гасамбекова Ирина обводит по своей руке стебель и вырезает.
Работа в парах: трава.
-Надрезаем полоску зелёной бумаги с одной стороны.
2-ая группа: мальчики изготовляют из креповой бумаги листья.
Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение. наблюдательность.
-Самостоятельная работа детей.
(Учитель помогает детям в выполнении работы. Звучит музыка).
10. Сборка аппликации на полотне.
- Всё готово! Можно приступать к сборке нашей картины.
(Учитель собирает детали картины).
11. – Вот это да! Посмотрите, какая красота получилась!
Молодцы ребята, вы на славу постарались. И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили усилия, чтобы получились такая удивительная работа
12 Рефлексия.
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- Удалось ли вам сохранить хорошее настроение
В ходе нашей работы я вам давала листочки.Как называется явление,когда листья опадают осенью с деревьев? Давайте и мы устроим в классе листопад.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

13. Уборка рабочих мест.
Подведение итогов урока. Оценки.

Если вы хотите с детских лет привить вашему ребенку любовь к поэзии, мелодичности и ритму родного языка, расширить его кругозор и развить память и умение чувствовать тонко форму художественного произведения, то без такой полезной хитрости как мнемотаблица к стихотворению осень вам не обойтись.

Напомним, что мнемотехника — это особая техника которая поможет вам самостоятельно занимаясь с ребенком, помочь ему развить речь и память, научить эффективно использовать зрительную информацию и преобразовывать ее в образы и слова.

Мнемотаблица к стихотворению осень — представляет собой схему, состоящую из картинок, в которых заложена информация. Опираясь на зрительные образы, подобранные под строчки стихотворения, ваш ребенок быстрее и эффективнее запоминает строчки стихотворения и может в любой момент вспомнить их, опираясь на картинки схемы.

Создать собственную мнемотаблицу к стихотворению осень можно и самим, следуя нескольким простым правилам:

  • Для этого нужно выбрать стихотворение, которое вы хотите разучить с вашим ребенком.
  • Стихотворение нужно разбить на блоки (обычно это две или четыре строки) и на каждый из блоков подбираем или рисуем картинку, имеющую прямые ассоциации со смыслом строк.
  • Активно привлекайте ребенка к созданию ассоциаций к блокам — так ему будет проще и легче запоминать сюжет и слова к нему.
  • После того, как таблица изображений -символов нарисована, попросите ребенка воспроизвести по памяти строчки стихотворения, опираясь на картинки.
  • В конце концов, ваш ребенок должен быть способен рассказать заученное стихотворения без помощи картинок, опираясь только на запомненные им зрительные образы.

(Для детей подготовительной к школе группы)

Цель: заучивание наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина с использованием мнемотехники.

Развивающие - совершенствовать интонационную выразительность речи, интерес к творчеству великого русского поэта.

Образовательные – продолжать знакомить с творчеством А.С.Пушкина, закреплять знания об отличии стихотворных текстов от прозы, учить подбирать рифмы к заданным словам.

Воспитательные – интерес к художественному слову.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Словарная работа: таинственная сень,обнажалась, караван.

Предшествующая работа: чтение произведений А.С.Пушкина, наблюдение за осенними изменениями в природе.

Оборудование: картинки с осенними явлениями, текст отрывка из поэмы, мольберт, музыкальный центр, песня «Золотая осень», осенние листья.

Методы и приемы:

Игровые (пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять», подвижная игра «Ветер гуляет…»),

Наглядные (сюжетные картинки),

Словесные (чтение, обсуждение),

Практические (рассказывание, подбор рифм).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети с воспитателем под музыку песни «Золотая осень» заходят в группу, на полу разбросаны желтые листья.

Кто же у нас в группе нашалил и разбросал листья? (Осень.)

Какие они красивые, надо их собрать. Возьмите себе по одному листику. (дети поднимают листья, а с другой стороны на них картинки об осенних признаках) Посмотрите, осень, наверное, хотела, чтобы вы рассказали о ней, составьте по своей картинке предложение.

Детям дается немного времени, чтобы составить предложение, затем дети по очереди проговаривают их.

Что мы с вами сейчас составили? (Рассказ об осени.)

Что можно написать еще об осени, кроме рассказа? (Сказку, песню, стихотворение, картину.)

Кто пишет картины? Песни? А стихи?

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать стихотворение А.С.Пушкина, обязательно обратить внимание на его настроение.

А еще вы услышите новое слово «сень».

Читает и обсуждает прочитанное стихотворение с детьми:

Какое настроение вы почувствовали в этом стихотворении?

Чем дышало небо в стихотворении?

Какие приметы осени вы в нем услышали?

Как А.С. Пушкин написал про таинственную сень?

Как вы понимаете слово «сень»?

Какой месяц стоял у двора, какой он по счету среди осенних месяцев?

Сейчас я вам еще раз прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте и подумайте, какие картинки по которым вы составляли рассказ об осени подойдут к стихам? Эти картинки будут вам помогать при пересказе стихотворения.

После чтения картинки расставляются в смысловом порядке.

Подвижная игра

Речь с движением «Ветер гуляет…»

Ветер гуляет осенним леском, (идут шагом)

Листья срывает: листок за листком, (имитация срывания и бросания листьев)

Он в ручеек эти листья бросает,

Их ручеек словно письма читает. (ритмичное похлопывание в ладоши)

Листья летят все быстрей и быстрей, (бег с ускорением)

И ручеек все грустней и грустней. (бег с замедлением)

Вот он забрался под старый пенек, (останавливаются)

Тихо вздохнул - и свернулся в клубок. (приседают)

Воспитатель читает стихотворение еще раз с установкой на последующее рассказывание, во время чтения дети следят за текстом по картинкам. Для чтения стихотворения вызываются 5-6 детей.

Анализ непосредственно образовательной деятельности:

Что вам помогло быстро запомнить стихотворение? (картинки-подсказки).

- Чем отличается стихотворение от рассказа? (рифмой).

Представьте, что вам сказали написать стихотворение, какую бы рифму вы подобрали к словам - подушка, ручка, ложка, пирог (варианты: подушка-лягушка, ручка-тучка, ложка-дорожка, пирог-творог).

Новое на сайте

>

Самое популярное