Домой Розы План по самообразованию роль дидактических игр. План по самообразованию "Дидактические игры в обучении детей математике материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему. Этапы проведения дидактических игр

План по самообразованию роль дидактических игр. План по самообразованию "Дидактические игры в обучении детей математике материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему. Этапы проведения дидактических игр

Любовь Григорьевна Филипских
Перспективное планирование в группе раннего возраста. Январь

Январь

«Мы играем» 2 неделя

«ЗОШ. Я расту здоровым» 3 неделя

«Паровозик из Ромашково» (транспорт) .

«Мир природы» . «Кукла спит» .

Неживая природа : временные отношения – день, ночь. Цель : формирование у детей временных отношений. Развивать зрительное восприятие, воспитывать культуру поведения. Н. Карпухина с. 25 «Мир природы» . «Кто в домике живет?» .

Живая природа : домашние животные и их детеныши. Дать понятия о животных, живущих в лесу. Цель : развивать координацию движений, зрительное и слуховое восприятие, воспитывать любовь к окруж. Среде. Н. Карпухина с. 26

«Социальный мир» . «Помоги Танечке!»

Предметный мир : одежда – назначение. Цель : отрабатывать навык надевания одежды, различать предметы одежды по названию, Воспитывать аккуратность и взаимопомощь.

Н. Карпухина с. 27

«Речевое развитие» . «Зайка, мишка и лиса» .формирование словаря, звуковая культура речи.

Цель : Побуждать детей понимать простые выражения из 2-3 слов. Закреплять в словаре понятия : длинный – короткий, большой – маленький, высокий – низкий.

Н. Карпухина с. 59 «Речевое развитие» . «Мишка пьёт горячий чай» Формирование грамматического строя речи, звуковая культура речи.

Цель : побуждать детей произносить слова, обознач. названия игрушек. Развивать речевую активность.

Н. Карпухина с. 60 «Речевое развитие» . «Баю-бай. Наша Таня, засыпай!» Развитие темпа речи, звуковая культура речи.

Цель : Формирование худ. -выразительное произношение слов, развивать слуховое восприятие и ритмичность речи.

Карпухина Н. с. 61

Поэзия.

Цель : знакомство с поэзией С. Я. Маршака, А. Барто и др. Помочь осмысленно воспринимать поэтические литературные тексты. Карпухина с. 141-146. «Ознакомление с худ. литературой»

Сказки. Цель : Обратить внимание детей на развитие сюжета в сказках. Побуждать понимать сюжет, выделять героев, определять их поступки.

Карпухина с. 147-152 «Ознакомление с худ. литературой»

Связная речь. Цель : побуждать детей пересказывать вместе с воспитателем текст небольшого объема. Развивать речь ребенка, обогащать словарный запас.

Карпухина с. 157-161

«Конструирование» . «Заборчик»

Использование приема укладывания строительных деталей на короткую грань. Постройки, цвет, форма.

Цель : побуждать детей устанавливать кирпичики на широкую грань, плотно приставляя.

Карпухина Н С. 237 «Конструирование» «Заборчик из кубиков и кирпичиков»

Использование приема чередования строительных деталей.

Цель : совершенствовать навык укладывания кирпичиков в узкую грань, закрепить цвет.

Карпухина Н. с. 237 «Конструирование» «Синий кубик + Красный кирпичик. Заборчик» .

Цель : закрепить навык строительства разного по величине и цвету заборчика, используя постройки по замыслу.

Карпухина Н. с. 238

Лепка из соленого теста. «Вкусное угощение» . Ознакомление с новым видом лепки – из теста. Лепка угощений из игрушек. Раскатывание круговыми движениями ладоней шарообразные формы – колобки, конфеты, яблоки.

Цель : развитие чувства формы, мелкой моторики.

Лыкова И. с. 48

. «Колобок катится по лесной дорожке» .

Создание образа колобка из кусочка

Мятой бумаги, наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером.

Цель : Развитие восприятия. Сравнение объемной формы и плоскостного рисунка. Воспитание интереса к изобразительной деятельности. Лыкова И. с. 50

«Аппликация с элементами рисования» . Колобок катится по дорожке и поет песенку».

Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» .

Цель : Лепка колобка в форме шара, рисование петляющей дорожке. Освоение линии и цвета как средства худ. выразительности.

Лыкова И. с. 51

«Рисование» . «Вкусные картинки» .

Рисование (раскрашивание в книжках – раскрасках) . Цель : Ознакомление с новым видом рисования – раскрашивания контурных картинок. Освоение способа заливки силуэта.

И. Лыкова с. 49

«Рисование» . «Баранки – калачи»

Освоение техники рисования округлых замкнутых форм.

Цель : закрепление навыка рисования красками и кистью (правильно держать в руке, вести по ворсу, набирать краску) .

И. Лыкова с. 55 «Рисование» . Рисование в книжках – раскрасках.

Цель : дальнейшее освоение техники раскрашивания контурных картинок.

И. Лыкова с. 53 или 49

«Физическое развитие в группе » .

«Зайка серенький сидит» .

Цель : Познакомить с броском мешочка вдаль правой (левой) рукой, упражнять в ходьбе по гимнастической доске, развивать чувство равновесия.

Карпухина с. 269 Физическое развитие в группе ».

«Шустрые котята» .

Цель : упражнять в ходьбе по ребристой доске, повторить умение взойти на ящик и сойти с него, познакомить с броском из-за головы двумя руками, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать ловкость.

Карпухина с. 270 Физическое развитие в группе ».

«Мы Петрушки» .

Цель : Повторить ходьбу по доске. Упражнять в ползании, подлезать под палку, бросать одной рукой, воспитывать самостоятельность.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

Индивидуальный план работы по самообразованию

воспитателя группы «Гномики»

Нонка Екатерины Александровны

Абакан 2015г.

Аналитический раздел

Тема: « Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста »

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи :

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Методологический раздел

Дидакти́ческие и́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из (В. Н. Кругликов, ). Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда ка ждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Самонадеянно? Но ведь это только попытка...

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно не только шум безразличие и постоянные “одергивания” учителя.

Народная мудрость создала дидактическую игр, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз.

Признаки дидактической игры

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо/игровые технологии обучения .

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

Иногда игры соотносятся с материалом:

    игры с дидактическими игрушками,

    настольно-печатные игры,

    словесные игры,

    псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

    Игры-путешествия.

    Игры-поручения.

    Игры-предположения.

    Игры-загадки.

    Игры-беседы (игры-диалоги).

Практический раздел

План работы на 2015-2016гг.

Дата/месяц

Форма работы

Выход/результат

В течение года

Изучение литературы по данной теме

Список литературы

В течение года

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

Сентябрь

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

Картотека

В течение

Года

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета.

Картотека

В течение

Года

Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми дошкольного возраста»

Конспекты занятий

В течение года

Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация»)

2.«Использование дидактических игр в жизни детей»
3. «Роль игры в жизни ребенка».

Памятки

Буклеты

Папки-передвижки

Декабрь

Выступление на педсовете тема выступления «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

Памятка

В течение года

Подбор аудио и видиозаписей песен и мультфильмов

Картотека песен

Январь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Фотогазета для родителей

Февраль

Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком».

Отчет

Март

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Папка-передвижка

Апрель

ООД дидактическая игра - имитации «Постираем кукле платья»

план-конспект

Май

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности).

Пространственная развивающая среда в группе, на участке

Май

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Отчёт

Список литературы

    1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

      Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

      Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

      Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

      Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

      «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.

      Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

      Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

      Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

      Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

      Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

      Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

      Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

      Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

      Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010

      Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

      Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».

      Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ http://coolreferat.com/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B5

Новое на сайте

>

Самое популярное