Домой Розы Законодательные органы по конституции 1977. Новая конституция ссср

Законодательные органы по конституции 1977. Новая конституция ссср

Развитие государства и права проходило в условиях господства коммунистической идеологии. С самого начала рассматриваемого периода задача построения коммунизма к 1980 г. была фактически снята с повестки дня.

Коммунистическая перспектива была отодвинута в отдаленное будущее. Идеологическим обоснованием этого стали разработанные концепции «общенародного государства» и «развитого социализма». По существу развитой социализм призван был занять в идеологии и общественном сознании нишу «непостроенного» к 1980 г. коммунизма.

Впервые инициатива разработки новой советской Конституции было выдвинута первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым на XXI съезде КПСС в 1959 г. XXII съезд КПСС в 1961 г. принял новую программу партии, предусматривавшую построение коммунизма к 1980 г. К этому времени коммунистический характер должно было получить советское общество, включая его политическую организацию. Новая конституция должна была отразить непосредственный переход к коммунизму. В 1962 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О выработке проекта Конституции СССР». Была образована Конституционная комиссия во главе с Н. С. Хрущевым. После смещения Хрущева с партийных и государственных постов председателем комиссии в 1964 г. был утвержден новый первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Однако более десяти лет комиссия по существу бездействовала. Неудача плана построения коммунизма в СССР коренным образом меняла сущность и задачи новой конституции. Лишь в середине 1970-х гг. партийно-государственное руководство поставило вопрос о подготовке новой конституции в практическую плоскость.

В течение нескольких месяцев был составлен проект советской конституции. Работа конституционной комиссии проходила под контролем политбюро и секретариата ЦК КПСС.

Подготовленный проект был рассмотрен и одобрен в мае 1977 г. пленумом ЦК КПСС. Пленум решил провести «всенародное обсуждение проекта конституции». Вслед за этим Президиум Верховного Совета принял указ о порядке обсуждения и утверждения Конституции СССР.

Проект рассматривался в партийных, комсомольских, профсоюзных комитетах. По официальным данным, в обсуждении приняло участие свыше 140 млн человек.

Конституционная комиссия внесла в текст Основного закона поправки и дополнения. 3 октября 1977 г. текст Конституции был одобрен пленумом ЦК КПСС, а 7 октября - утвержден Верховным Советом СССР.

Терминология Конституции соответствовала доктрине «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. в отличие от прежних советских конституций содержала преамбулу, в которой общество характеризовалось как развитое социалистическое, государство - как общенародное. Высшей целью советского государства объявлялось построение бесклассового коммунистического общества. В преамбуле также отмечалось, что все нации и народности СССР составляют «новую историческую общность людей - советский народ». Авангардом народа названа коммунистическая партия.

Конституция состояла из девяти разделов, а некоторые из них делились на главы. Всего насчитывалось 174 статьи,

Еще по теме 33. Конституция СССР 1977 г. Органы государственной власти и управления.:

  1. 14. Конституция СССР 1936 г. Органы государственной власти и управления. Избирательное право. Характеристика репрессивного аппарата: ОГПУ, прокуратура, судебная система.
  2. Конституция ссср 1977 года, история создания и характеристика.
  3. 3. Превращение большевизма в государственную структуру. Органы государственной власти и управления. Крах попыток создания государственной власти на многопартийной основе.

Глава 15 Верховный Совет СССР

Ст 108 . Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.

Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР или все­народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР.

Ст 109. Верховный Совет СССР состоит из двух палат:

Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Ст 110 . Совет Союза и Совет Национальностей состоят из равного числа депутатов.

Совет Союза избирается по -избирательным округам с равной численностью население

Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каж­дой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной рес­публики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каж

Ст 112 . Сессии Верховного Совета СССР созываются два раза в год.

Ст 113. Право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР принадлежит Совету Союза, Совету Национальностей, Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, союзным республикам в лице и у высших органов государственной власти, комиссиям Верховного Совета СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР.

Глава 16 Совет Министров СССР

Ст 128 . Совет Министров СССР - Правительство СССР - является высшим исполнительным и распорядительным органом гос власти СССР.

Ст 129 . Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей в составе Председателя Совета Министров СССР, пер­вых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.

Ст 130 . Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Ст 131 . Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению СССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров СССР:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР;

3) осуществляют меры по защите интересов государства;

4) принимает меры по обеспечению государственной безопасности;

5) осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил СССР;

6) осуществляет общее руководство в области отношений с иностранными государствами;

7) образует в случае необходимости комитеты.

Глава 17 Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Ст 137 . Высшим органом государственной власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики.

Законы союзной республики принимаются Верховным Советом союзной республики или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета союзной республики.

Ст 138 . Верховный Совет союзной республики избирает Президиум Верховного Совета.


Избирательная система по Конституции 1977г.

Глава 13 Избирательная система

Ст 95 . Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Ст 96. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умышленными. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года.

Ст 97. Выборы депутатов являются равными.

Ст 98. Выборы депутатов являются прямыми.

Ст 101 . Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.


111) Глава 7ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ССР (Глава 7).

Ст 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами.

Ст 40 . право на труд,

Ст 41. ГражданеСССР имеютправо наотдых.

Ст 42. право на охрану здоровья.

Ста 43 . право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Статья 44. право на жилище.

Статья 45. право на образование.

Ст 46 . Г право на пользование достояниями культуры.

Ст 47. гарантируется свобода научного, технического художественного творчества.

Ст 48. право участвовать в управлении государственными и общественными делами.

Ст 49. право вносит. в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности.

Реформы СССР 80-90х г.

С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С середины 70-х гг. «теневая экономика» проникает во все сферы экономической жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с коррупцией, и в 1981-1982 гг. проходят несколько громких судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда. Эти меры проводились на фоне радикальных рыночных преобразований в Венгрии, установления в конце 1981 г. военного режима в Польше, продолжающейся с 1979 г. войны в Афганистане. Вновь начало подниматься подавленное в середине 70-х «диссидентское» и «неформальное» движения.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху, в 1985 г., проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело к ее разрушению (это напоминало реформы серединыXIX в.). Реформы вышли из-под контроля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г. В июле 1988 г. на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но «гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденной им «административно-командной системы управления», социализма как системы в целом. С 1986 г. начинает ограничиваться роль цензуры, в организациях либеральной и творческой интеллигенции в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал патриотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск и «мигрантов» из России с территорий республик. С 1988 г. начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.

Проблемы возникали и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенденции. Реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу. В июне 1987 г. принимается Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидий, получаемых предприятиями в централизованном порядке, значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.

В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере «теневой экономики». Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе начинается в 1988 г., когда введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза. Однако арендное движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руководящих партийных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные

органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимизации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах, ответственных партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г. Была восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Кроме того, учреждался пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть - партией, профсоюзами и общественными организациями. Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министра. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно парламентом).

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу, и осудила административно-командный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988-1990 гг. в развитие этих положений принимается ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; о государственной безопасности; о прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др. Сформировалась концепция «социалистического правового государства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения властей. Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса.

Политическая либерализация привела к росту числа не формальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Возникали разного рода собрания трудовых коллективов, Советы предприятий, стачечные комитеты, независимые профсоюзы.

В ряде российских городов были образованы народные фронты, весной 1988 г. формируется Демократический союз, в который вошли троцкисты, еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки. Осенью 1989 г. многие забастовочные комитеты шахтеров преобразуются в региональные союзы и летом 1990 г. объединяются в Конфедерацию труда. В Верховном Совете сложилась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии. Формирующиеся политические блоки размежевались на два крыла: либерально-западническое (на крайнем фланге оказалась «Демократическая Россия») и национально-патриотическое. В центре оказались Социал-демократическая партия, «технократические» и «экологические» партии и группы.

Традиционные политические институты утрачивали свою власть, отдавая ее этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Эти процессы протекали на фоне «бархатной революции» в Чехословакии (1989 г.), объединения Германии и исчезновения ГДР (1990 г.), реформ в Венгрии, Польше и Болгарии. «Социалистический лагерь» распадался.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1985 г. (политический плюрализм, создание рыночной экономики), к 1990 г. не были решены. В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государственной собственности), но не смогло этого выполнить. В то же время был разработан проект нового союзного договора, значительно расширяющего права республик. В апреле 1991 г. союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в «войну законов».

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект союзного Совета Министров против более радикального проекта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре Верховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономические основы суверенитета РСФСР (о природных ресурсах). Союзное правительство предприняло ряд ответных мер: перемещения в руководстве, призывы к «борьбе с центробежными и националистическими тенденциями». Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Рух была провозглашена «борьба за независимость Украины»; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из «Свободной Грузии», принял программу «перехода к суверенной Грузии». В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик. Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

В январе в Вильнюсе и Риге произошли столкновения с участием военных, что привело к еще большей поляризации там политических сил. Союзное правительство в ряде крупных городов вводит (под предлогом усиления борьбы с преступностью) военно-милицейское патрулирование улиц.

В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с «теневой экономикой», но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе.

В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть населения проголосовала на «независимую и демократическую республику». Тогда же в Москве, Ленинграде и других крупных городах прошли демонстрации и контрдемонстрации. Пленум ЦК КПСС осудил «антикоммунистическую истерию, разжигаемую врагами перестройки», председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР. На март был назначен референдум по вопросу о сохранении СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республики).

В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс. Проведенный 17 марта 1991 г. референдум подтвердил политический раскол общества, а вскоре проведенное резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих. Одной из мер приостановки забастовок стала передача предприятий в республиканскую юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в союзный бюджет. В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле 1991 г. В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и республик. Много вопросов как о международном, так и внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и о распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские республики в сентябре были признаны СССР.

Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Сократился аппарат КГБ. Одновременно союзный парламент вернул себе ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Президенту СССР. Стремясь сохранить центр, последний предлагает республикам новый вариант союзного договора. Но союз уже окончательно распадается. В начале декабря Украина объявила о своей независимости (после референдума), и вслед за этим президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что «Советский Союз более не существует» и что ими образовано «Содружество Независимых Государств» (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

В 1977 г. принята новая Конституция. Конституция законодательно зафиксировала построение в СССР общества «развитого социализма». В Конституции законодательные функции закреплялись за Верховным Советом СССР. Высшим исполнительным органом управления и исполнительной власти являлось правительство - Совет Министров СССР, образуемый Верховным Советом нового очередного созыва. Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры.

Местные Советы наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории предприятий и организаций по жилищному, коммунальному строительству. Вся эта стройная советская система на практике дополнялась параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной системой, которая зачастую подменяла Советы. Верховный Совет и его Президиум по-прежнему были фактически не законотворческим, а законоутверждающим и законопубликующим органом, которые готовили по поручению ЦК КПСС и фиксировали уже принятые партийные решения.

Судебная система также была подконтрольной власти. Система органов народного контроля также была подотчетной партии, более того, она была существенно ограничена в правах даже по сравнению с первоначальными указами и законами.


69) Перестройка органов государственной власти и управления во второй половине 1980-х – начале 1990 гг.

в1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С. Горбачев. Он сразу создал новую команду управленцев. Начало перемен в области управления, осуществленных М.С. Горбачевым в 1986-1987 гг., воодушевило всю страну. План экономических реформ предусматривал поэтапный переход к регулируемой рыночной экономике. Единственно, в чем режим Горбачева-Рыжкова достиг заметных результатов, - это кадровая политика. Однако все кадровые и иные перестановки и преобразования не могли обеспечить экономический эффект.

На XIX партконференции, состоявшейся в конце июня 1988 г., были приняты решения о преобразовании всей государственной системы, о развертывании гласности, борьбы с бюрократизмом, о перестройке. Впервые сформулированы понятия «правовое государство» и «гражданское общество» применительно к СССР. Состоявшийся в июле 1990 г. последний XXVIII съезд КПСС выявил полный раскол партийных рядов. Политбюро лишилось части своих полномочий и превратилось в представительский орган. Возникло своеобразное двоевластие - союзного и республиканского - российского центра со своими органами управления и, самое главное, с разными идейно-политическими ориентирами.

В рамках суверенной России оформилась самостоятельная компартия, лидеры которой - Полозков и Сергеев - заняли позицию полного неприятия идей горбачевской перестройки и политики союзного центра во главе с Президентом СССР, объективно подрывая и без того робкие усилия Горбачева по сохранению Союза. В августе 1991 г. высшее руководство СССР предприняло попытку спасти конституционный строй и союзное государство не вполне законными средствами.

19 августа было объявлено о создании Государственного комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр Павлов и восемь министров правительства СССР. От имени ГКЧП был издан ряд указов, в которых было заявлено о необходимости защиты Конституции и союзного государства от экстремистских сил. В поддержку своей позиции ГКЧП ввел в Москву войска. В ответ Президент РСФСР Ельцин объявил создание ГКЧП незаконным, а его указы преступными деяниями. Крах ГКЧП был концом всей номенклатурной коммунистической элиты, еще раз показавшей свою неспособность решить актуальную задачу сохранения Советского Союза как естественноисторической федерации и сверхдержавы.

Постановление о выработке проекта новой Конституции Верховный Совет СССР принял еще 25 апреля 1962 г. и сформировал Комиссию. Однако лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. 7 октября 1977 г. Конституция была принята и вступила в силу.

Конституция СССР 1977 г. подчеркивала свою преемственность с предшествующими конституциями (1918, 1924, 1936 гг.).

Констатировалось построение "развитого социалистического общества" и создание "общенародного государства". В качестве цели указывалось на построение "бесклассового коммунистического общества", базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы. В ст. 6 Конституции СССР закреплялась "руководящая и направляющая" роль КПСС. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного депутата, вводная часть (преамбула).

В Конституции СССР было зафиксировано построение развитого социализма как самостоятельного этапа развития. На стадии развитого социализма возникла новая историческая общность – советский народ, которая характеризуется высокой степенью единства и сплоченности. Это была полиэтническая нация, которая сложилась на основе множества объединяющих связей (единого хозяйства, школы и исторической судьбы, общих культурно-психологических особенностей), превративших граждан СССР в достаточно сплоченный парод.

В этих условиях диктатура пролетариата выполнила свою задачу, и Советское государство стало общенародным.

Конституция СССР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления.

Высшим органом власти оставался Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с четырех до пяти лет. Высшим органом исполнительной власти был Совет министров (правительство) СССР. Правосудие в СССР осуществляется только судом.

Конституция закрепила СССР как союзное федеративное государство. Однако Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму.

Во времена Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась политика доминирования титульной нации. Происходило вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь "статусных наций". Уже п этот период вызревал конфликт "центра и периферии", который в 1990-е гг. приведет к развалу СССР.

В этих условиях возможности перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально уже не существовало. Видимо, по этой причине в Конституции СССР указывалось, что в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства. Более того, за каждой союзной республикой сохранялось право сецессии – право свободного выхода из СССР, которое для федераций несвойственно и опасно. Конституция СССР закрепляла за каждой республикой право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

По сравнению с предыдущей в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества.

24 июня 1981 г. Верховный Совет СССР принял Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Конституция СССР закрепляла новые формы "непосредственной демократии"-, всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Конституция СССР с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

В Конституции СССР подчеркивалась "неразрывная связь" прав и обязанностей.

Конституция РСФСР, как и другие республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного закона. В республиканских конституциях устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР).

Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г.

Структура Конституции 1977 г. :

1) I раздел – «Основы общественного строя и политики»;

2) II раздел – «Государство и личность»;

3) III раздел – «Национально-государственное устройство»;

4) IV раздел – «Советы народных депутатов и порядок их избрания»;

5) V раздел – «Высшие органы власти и управления»;

6) VI раздел – «Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках»;

7) VII раздел – «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор»;

8) VIII раздел – «Герб, флаг, гимн и столица»;

9) IX раздел – «Действие Конституции и порядок ее применения».

Особенности Конституции СССР 1977 г. :

1) впервые утверждала окончательное построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»;

2) общегосударственная цель по Конституции – формирование «бесклассового коммунистического общества»;

3) впервые вводила некоторые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и другое), но этим правам всегда сопутствовали обязанности;

4) коммунистическая партия по-прежнему была официальной политической идеологией, ей принадлежала «руководящая и направляющая» роль;

5) Конституция провозглашала принцип демократической централизации органов власти, т. е. их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, вертикальная их соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим;

6) устанавливалась обязанность органов советского государства соблюдать «социалистическую законность»;

7) устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам, например право коллективов участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР :

1) политическая: СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы всех рабочих классов;

2) экономическая: социалистическая собственность (государственная) на средства производства и землю;

3) социальная: нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г. :

1) народ – единственный источник власти;

2) Советы народных депутатов – единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный совет, Совет автономных республик – высшие органы власти (срок их полномочий – 5 лет; в составе Верховного Совета формировался президиум); местные советы народных депутатов (срок их полномочий равен 2,5 года);

3) высший исполнительно-распорядительный орган – Совет министров СССР.

Компетенция Верховного Совета СССР: вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик: право законодательной инициативы в Верховном Совете.

Новое на сайте

>

Самое популярное