Домой Полезные свойства плодов Гендерные роли в подростковом возрасте. Понятие гендерных особенностей подростков. Общение со сверстниками

Гендерные роли в подростковом возрасте. Понятие гендерных особенностей подростков. Общение со сверстниками

Храмцова Юлия

Половое развитие ребенка неотделимо от общего развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное, является одной из основных особенностей подросткового возраста. Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток становится человеком – мужчиной, человеком – женщиной. Это предполагает более широкое и глубокое духовное и социальное созревание.

В подростковом возрасте происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится найти себя, определить границы между собой и окружающим миром. Одной из важнейших задач подросткового возраста является принятие на себя мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как – женщина? Как они должны себя вести? Кем должны стать в жизни?

Сложность связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образы мужественности / женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в своей личности, различные социальные роли, образы поведения и черты, чтобы впоследствии успешно адаптироваться во взрослом мире.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

г. Братск

Гендерные представления подростков

Выполнила:

ученица 8 «А» класса

Храмцова Юлия

Руководитель:

учитель истории

Рудакова Марина Михайловна

г. Братск

2013

Введение

Половое развитие ребенка неотделимо от общего развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное, является одной из основных особенностей подросткового возраста. Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток становится человеком – мужчиной, человеком – женщиной. Это предполагает более широкое и глубокое духовное и социальное созревание.

В подростковом возрасте происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится найти себя, определить границы между собой и окружающим миром. Одной из важнейших задач подросткового возраста является принятие на себя мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как – женщина? Как они должны себя вести? Кем должны стать в жизни?

Сложность связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образы мужественности / женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в своей личности, различные социальные роли, образы поведения и черты, чтобы впоследствии успешно адаптироваться во взрослом мире.

Цель данного исследования : изучение гендерных представлений подростков. От того насколько четко сформированы гендерные представления подрастающего поколения зависит, смогут ли они в будущем взять на себя ответственность в роли кормильца семьи или хранительницы домашнего очага. Что в конечном итоге составляет будущее нации.

Для достижения цели исследования были поставлены задачи:

1. изучить литературу по теме;

2. провести комплекс диагностических методик, направленных на изучение гендерных представлений подростков;

3. проанализировать и описать особенности гендерных представлений подростков.

Система методов , применяемых в исследовании, была определена его целями и задачами. Мы выбрали следующее: рефлексивный самоотчет «Кто я», направленный на выявление особенностей использования подростками вербальных средств половой самопрезентации; методику «Автопортрет» Р. Бернса, позволяющую выделить графические символы гендерных представлений; опросник, направленный на выявление предпочитаемых предметов, видов деятельности, обращений, характерных для мужчин и женщин; методику О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин», определяющую степень усвоения социально-приемлемых для мужчин / женщин норм поведения; системный анализ полученных данных.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в психологической и педагогической работе с подростками, направленной на гендерное просвещение и поддержку активности, ответственности и саморазвития личности. Теоретические и практические результаты могут применяться на уроках обществознания, классных часах, родительских собраниях.

Глава 1. Роль гендерных представлений в формировании личности подростка

Гендер (в переводе с английского языка обозначает «род») – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т.д.

Особенно актуальные вопросы гендерного самоутверждения в подростковом возрасте. Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой новый образ – я, не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную принадлежность. Гендерное самоутверждение подростка – это сложный процесс отождествления себя с определенной группой людей, объединенных по половому признаку; это аспект самопознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола; это осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности.

В каждом возрасте существуют свои формы обращения, предметы, виды деятельности, ролевые образы поведения, характерные для той или иной гендерной группы. Подростки в этом плане не исключения, они воспринимают себя самого, сверстников как представителей определенного пола знаков, сформированных в подростковой субкультуре.

Вещи содействуют самопрезентации как мужчины или женщины. Предметное окружение в подростковом возрасте играет важную роль в утверждении половой принадлежности. Подросток стремится использовать вещи, которые служат повышению его статуса как представителя пола в среде сверстников. Выбор вещей и видов деятельности происходит в зависимости от пола подростка и специфики значимой для него группы. В результате анализа литературы по теме исследования можно сделать выводы о том, что гендерные представления подростков включают в себя определенные стереотипы поведения, личностных качеств, предметного окружения, видов деятельности, ассоциируемых у них с представителями той или иной половой группы.

Глава 2. Анализ результатов исследования

Исследование было анонимным и проводилось в 7 классе МОУ «СОШ №18». При обработке данных использовался количественный и качественный анализ.

Рефлексивный самоотчет «Кто я», направлен на выявление особенностей использования подростками словесных символов для самопрезентации. Подросткам было предложено письменно ответить на вопрос «Кто я», используя 5 нарицательных существительных, не употребляя своих фамилий, имени и отчества. Обработка результатов происходит через подсчет использованных слов, анализ ключевых понятий, отражающих / не отражающих характеристики пола.

Получены следующие результаты.

Мальчики в основном указывают свой семейный (внук, брат, сын) и ученический статус. 4 человека отметили предпочитаемые виды деятельности (спортсмен, художник, музыкант). Психологические качества (добрый, сильный) указали 2 человека. Один человек подчеркнул национальную принадлежность (русский). По 1 ответу получили понятия «человек» и «ребенок», не указывающих на гендерную принадлежность. Половой признак указали 50% опрошенных. (2 человека назвали себя юношей, 1 человек – назвал себя мальчиком, 2 человека назвали себя мужчиной)

Девочки также на I место поставили свой семейный (дочь, сестра, внучка) и ученический статус. Зато гендерную принадлежность уверенно поставили на II место. «Девочкой» себя назвали 5 человек, девушкой – 3 человека. Предпочитаемые виды деятельности (спортсменка, певица), указали 2 человека. 3 человека подчеркнули свои личностные качества (умная, красивая, ласковая).

Методика «Автопортрет» (смотрите Приложение I) направлена на выявление графических знаков, которые подростки используют для отражения себя, «своего образа». Критериями анализа рисунка являются: целостность фигуры (отражение частей тела); проявление эмоций, наличие окружающих предметов; особенности внешнего облика. Данная методика позволяет проследить ведущие графические символы, гендерной принадлежности. В полный рост не изобразил себя никто. Отношение к внешним данным у мальчиков видимо утаивается (фигуры схематичны, графика упрощена). Девочки очень подробно прорисовывают большие глаза, ресницы, пухлые губы, красивые волосы. Если в рисунках мальчиков присутствует стремление передать специфическое значение (злобное выражение лица и др.), то особенностью рисунков у девочек является статичность изображения. Ряд подростков изобразили себя в виде какого-либо предмета. У мальчиков – 30% испытуемых представили себя в виде компьютера, с большой буквы «Я». Один ученик изобразил себя в виде цветка. 50% испытуемых девочек изобразили себя в виде солнца, цветка, сердца, ангела. Надо отметить, что метафорическое изображение свойственно лицам художественного склада, обладающим развитой фантазией воображения, творческими способностями и известной долей чувства юмора.

Интересные данные получены в результате опроса исследуемой группы (смотрите Приложение II). Мы проанализировали обращения, как специфический вербальный символ гендерной принадлежности. Лидирующие позиции заняли у мальчиков «пацаны, парни, мужики» в обращении к представителям своего пола, и «девушки», а также безличное «эй, ты» в отношении женского. Девочки обращаются со словами «мальчики, мужчины, пацаны» к представителям мужского пола и «девушки, девчонки» - к лицам своего пола.

Что касается предметного окружения мальчики на I место ставят наличие машины для мужчины. А для женщины они считают определяющими такие вещи как: мягкие игрушки, сумки и помады. Девочки также среди предметов, знаковых для мужчин на I место ставят машину. Для себя определяют следующее: мягкие игрушки, косметика, яркая одежда, посудомоечная машина. Особой разницы гендерной специфики профессий нами не обнаружено. И мальчики, и девочки единодушны в том, что для мужчин характерными являются такие профессии как таксист (I место), полицейский, военнослужащий, бизнесмен, строитель, хирург. А для женщин - бухгалтер (I место), учитель, продавец, дизайнер, повар, Позиция «домохозяйка» получила лишь по одному голосу в той и другой группе, что говорить о том, что большинство подростков не рассматривают вопрос о том, что женщина может просто заниматься домом.

Среди учебных предметов мальчики считают для себя предпочитаемыми: физкультура – I место, математика – II место, технология – III место. Для девочек они ставят рисование на I место, музыку на II место, а русский язык – на III место.

У девочек получены следующие ответы. Для мальчиков они ставят физкультуру на I место, историю и технологию на II место, физику на III. Для себя они на I место ставят технологию и рисование, на II место – русский язык и музыку, на III место – биологию.

Гендерных различий в отношении к видам спорта не выявлено. Мальчики и девочки к мужским видам спорта относят футбол, баскетбол и хоккей, а к женским видам – плавание, волейбол и легкую атлетику.

Что касается хобби и увлечений, то мальчики и девочки убеждены в следующем. Мужчины приоритет отдают спорту, автомобилям и компьютерам. Женщины выбирают шопинг, танцы, хозяйственную деятельность по дому, болтовню по телефону и шитье. Одна испытуемая ответила, что для мужчины является главным увлечением «пить пиво, есть чипсы и орать». Еще один испытуемый ответил, что главным мужским увлечением являются «девушки и пиво».

Методика О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин» (смотрите Приложение III) позволяет выявить уровень гендерной идентификации (идентификация – отождествление, установление совпадения чего-либо с чем – либо) подростков, как степень усвоения социально-приемлемых для мужчин / женщин норм поведения, представленных в данной методике в виде набора личностных качеств.

Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень гендерной идентификации подростков

Пол

Высокий

Средний

Низкий

мужской

женский

Можно сделать вывод о том, что есть незначительные преимущества девочек – подростков в освоении процесса гендерной идентификации.

Особенности выбора личностных качеств у мальчиков следующие. Среди мужских качеств на I место они ставят быстроту в принятии решения, II место отдают мужественности, способности защищать свои взгляды, силе, III место получили вера в себя, дух соревнования и готовность к действию.

Среди женских качеств выделяют женственность (I место), очаровательность, любовь к модной одежде, нелюбовь к ругательствам, нежность (II место), непостоянство, умение сочувствовать (III место). Не востребованы, оказались такие женские черты как верность и скромность (по одному выбору).

Особенности выбора личностных качеств у девочек следующие.

Мужскими они считают мужественность (I место), агрессивность, вспыльчивость (II место), резкость, напористость, силу, склонность к риску (III место).

У женщин выделяют женственность (I место), мягкость, скромность (II место), застенчивость, нежность, способность утешать (III место).

Мы видим, что по мужским качествам общими позициями являются мужественность и сила, а по женским качествам общими позициями являются женственность и нежность.

Заключение

Одной из важнейших задач подросткового возраста является принятие на себя мужской или женской роли. Необходимым шагом на пути к решению этой задачи являются значения, отражающие характеристики мужского и женского пола.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Подростки для демонстрации половой принадлежности используют свои специфические символы – одежду, прически, украшения.

2. Подростки женского пола используют более широкий спектр словесных и графических символов для обозначения совей половой принадлежности.

3. У подростков существуют определенные представления о видах деятельности, профессиях, характерных для мужчин и женщин. Представления мальчиков и девочек о типичном мужском и женском образе в основном совпадают. Мальчики, прежде всего, демонстрируют значимость предметов технокультуры, а девочки – предметов одежды и косметики.

4. У девочек – подростков выявлено незначительное преимущество в освоении процесса гендерной идентификации.

5. Мужскими качествами подростки считают мужественность и силу, а женскими качествами женственность и нежность. Судя по другим личностным характеристикам, существуют, видимо, определенные различия в понимании мужественности и женственности девочками и мальчиками.

Таким образом, задачи исследования выполнены, цель - изучение генедерных представлений подростков достигнута. Мною определены направления для дальнейшей работы: понимание мужественности и женственности у подростков. Данное исследование представляет большой практический материал для работы педагогам и психологам. Оно позволяет осуществить коррекцию поведения подростков в процессе подготовки их к выполнению важнейших социальных ролей: «муж», «жена», «отец», « мать».

Литература

  1. Волков Б.С. Психология подростка. М., Академический проект, 2005.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., Владос, 2001.
  4. Столяренко Л. «Психологический практикум». Ростов-на-Дону «Феникс»,2003.
  5. Энциклопедия для детей. Т. «Человек». Аванта +, 2002.

Приложение 1

Тест «Автопортрет»

В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.) и эмоциональный (самоотношение, самооценка и т.д.). Иногда эти составляющие рассматриваются как собственное самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках Я – концепция, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос в том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной проблемой.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности служит тест «автопортрет».

Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который предлагал нарисовать себя одного с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, - пишет Р. Бернс, - но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке».

Интерпретация 1

Элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, трактуются следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной адекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощение и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделение ноздри свидетельствует о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вялоопущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки – физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозность и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация 2 (интегрировано-оценочная)

Разработана для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, совей внешности, личности и отношения к ней.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10-15 см.

Инструкция. Нарисуйте свой портрет. При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение. Как правило, выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение выполнено в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас: чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И.П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении: частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение выполнено с более тщательными подробностями, т.е. с прорисовкой лица, волос, ушей, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д.) Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. Автопортрет в интерьере. Изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д. К такому виду изображения склонны лица, обладающие способностями к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет. Человек отражает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлектирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.

7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.

8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок: обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции (например, экспериментатору и т.д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного места могут быть самыми различными – от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

На основании схемы обработки возможно сравнение индивидуальных и групповых данных выполнения теста, а также сопоставление полученных данных по графической мелодике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.)

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

1) перечисляющий рисунок – изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один – мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);

2) органический рисунок – изображение на фоне живой природы, в окружении растений, животных – мыслительный интроверт;

3) гаптический рисунок – изображение себя в некоем состоянии (часто в состоянии болезни – «болит зуб», «болит голова» и т.д. – сенсорный интроверт;

5) декоративный рисунок – изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении – эмоциональный интроверт;

6) ритмический рисунок – изображение, в котором подчеркивается движение, т.е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице – интуитивный экстраверт;

7) структурный рисунок – изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т.д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост – интуитивный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателем других методик и данных наблюдений.

Приложение 2

Гендерные представления школьников

Пол:

Уважаемый респондент! Предлагаем Вам ответить на вопросы.

1. Как вы обращаетесь к:

а) мужчинам (юношам)

б) женщинам (девушкам)

2. Какие предметы (игрушки, одежда, техника и т.д.) символизируют:

а) мужчин (юношей)

б) женщин (девушек)

3. Какие профессии характерны для:

а) мужчин (юношей)

б) женщин (девушек)

4. Какие учебные предметы предпочитают:

а) мужчин (юношей)

б) женщин (девушек)

5. Какие виды спорта выбирают:

а) мужчин (юношей)

б) женщин (девушек)

6. Какие увлечения характерны для:

а) мужчин (юношей)

б) женщин (девушек)

Спасибо за участие!

Приложение 3

Методика «Нормы поведения мужчины и женщины»

Методика предназначена для определения уровня гендерной идентификации.

Методика позволяет выявить уровень (высокий, средний, низкий) гендерной идентификации подростков, как степень усвоения социально-приемлемых для мужчин / женщин норм поведения, представленных в данной методике в виде набора личных качеств.

Бланк ответов методики представляет собой список из качеств.

Инструкция:

Обработка и анализ результатов: осуществляются на основании ключа.

Чисто мужские черты (М): 1, 3, 4, 5, 9, 11, 21, 33, 42, 45, 46, 49, 76, 77, 78, 79, 81, 85, 86, 96.

Для женщин характерны черты (Ж): 12, 20, 25, 27, 28, 30, 34, 40, 43, 48, 50, 63, 65, 84, 87, 89, 92, 97, 101, 103.

Число совпадений (по 1 баллу каждое) суммируется по каждой позиции – М и Ж.

Максимальное количество набранных по каждой позиции баллов – 20. Соотнесение баллов М и Ж позволяет выявить уровень гендерной идентификации: высокий – 16 – 20 баллов; средний – 10 – 15 баллов; низкий – 1 – 9 баллов.

Попробуйте выделить из предлагаемого списка мужские (М), женские (Ж) и нейтральные (Н) (одинаково свойственные обоим полам) качества.

1. агрессивность

2. активность

3. амбициозность

4. аналитичность

5. атлетичность

6. беззаботность

7. беспечность

8. бодрость

9. быстрота в принятии

решения

10. великодушие

11. вера в себя

12. верность

13. восприимчивость

14. вспыльчивость

15. высокая мораль

16. готовность к действию

17. демократичность

18. дисциплинированность

19. доброта

20. доверчивость

21. дух соревнования

22. ехидство

23. жадность

24. жеманность

25. женственность

26. живость

27. жизнерадостность

28. забота о людях

29. задумчивость

30. застенчивость

31. зрелость

32. импульсивность

33. индивидуализм

34. инфантильность

35. искренность

36. искушенность

37. консервативность

38. культура поведения

39. лень

40. любовь к детям

41. любовь к модной одежде

42. мужественность

43. мягкость

44. надежность

45. наличие собственной позиции

46. напористость

48. нежность

49. независимость

50. нелюбовь к ругательствам

51. необычность

52. неорганизованность

53. непостоянство

54. непрактичность

55. непредсказуемость

56. общительность

57. оживленность

58. оптимизм

59. опытность

60. основательность

61. открытость ума

62. очаровательность

63. падкость на лесть

64. привлекательность

65. привязанность

66. прямота

67. пунктуальность

68. развитая интуиция

69. развитое воображение

70. расслабленность

71. ревность

72. резкость

73. самоуверенность

74. светскость

75. серьезность

76. сила

77. сильная личность

78. склонность вести за собой

79. склонность к доминированию

80. склонность к идеализму

81. склонность к обладанию

82. склонность к переменам

83. склонность к риску

84. скромность

85. сложность натуры

86. сострадание

87. способность к лидерству

88. способность защищать

свои взгляды

89. способность утешать

90. тактичность

91. теплота

92. терпеливость

93. терпимость

94. манера тихо говорить

95. трудолюбие

96. уважительность

97. ум

98. умение полагаться только на свои силы

99. умение понимать других

100. умение пошутить

101. умение работать

102. умение развлечь

103. умение сочувствовать

104. умение убеждать

105. умение уступать

106. умеренность

107. упорство

108. упрямство

109. хитрость

110. честность

111. чистота

112. чувство ответственности

113. чувство юмора

114. широта взглядов

115. эгоистичность

116. экстравагантность

117. энергичность

118. яркость

Психология начала свое движение по пути гендерных исследований с постановки проблемы индивидуальных и половых различий. Понятие «гендера» как социального или социокультурного пола вошло в конце 60 – начале 70–х годов.

Современная социально–психологическая наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо–физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (то есть биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли воспроизводства потомства. Такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо–Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго–Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому – мужчинам или женщинам – необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других .

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. . Таким образом, понятие гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин.

«Гендер» в переводе с английского означает – пол. В психологии – социально–биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Так как «пол» является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на биологически обусловленные гендерные различия как «половые различия». .

Традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности – фемининости отличалась следующими характерными чертами:

1. мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;

3. мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но и иерархическими – женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов. .

В настоящее время многие социальные роли и занятия не подразделяюся на мужские и женские. Совместное обучение и работа повлияли на вышеуказанные стереотипы, и женщины могут обнаруживать маскулинный тип, и наоборот.

Первоначальное звено психосексуального развития человека – хромосомный, или генетический пол (XX – самка, XY – самец) создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу дифференцировки организма по мужскому или по женскому пути. На втором и третьем месяце беременности, дифференцируются половые железы, гонады зародыша. Первоначальные зародышевые гонады еще не дифференцированы по полу, но затем особый H–Y антиген, характерный только для мужских клеток и делающий их гистологически несовместимыми с иммунной системой женского организма, программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники, тогда как у женщин гонады автоматически развиваются в яичники. После этого, начиная с третьего месяца беременности, особые клетки мужской гонады (клетки Лейдига) начинают продуцировать мужские половые гормоны, андрогены. Зародыш обретает определенный гормональный пол. .

Под влиянием половых гормонов уже на втором и третьем месяцах беременности начинается формирование внутренних и внешних половых органов, сексуальной анатомии. А с четвертого месяца беременности, начинается чрезвычайно сложный и важный процесс половой дифференцировки нервных путей, определенных отделов головного мозга, управляющих различиями в поведении и эмоциональных реакциях мужчин и женщин.

При рождении ребенка, на основании строения его наружных половых органов, уполномоченные на это взрослые определяют гражданский пол новорожденного, после чего ребенка начинают целенаправленно воспитывать так, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о том, как должны поступать мужчины и женщины. На основе этих внушенных ему правил и того, как был биологически запрограммирован его мозг, ребенок формирует представления о своей гендерной роли идентичности и соответствующим образом ведет и оценивает себя.

Все эти процессы усложняются в пред подростковом и подростковом возрасте, в связи с половым созреванием. Нерефлексированные детские представления о своей половой принадлежности превращаются в подростковую гендерную идентичность, которая становится одним из центральных элементов самосознания. Резко увеличивающаяся секреция половых гормонов оказывает огромное влияние на все стороны жизни. Вторичные половые признаки изменяют телесный облик подростка и делают проблематичным его образ Я. У подростка формируются или проявляются определенные сексуальные ориентации, эротическое влечение к лицам противоположного или собственного пола, а также собственные индивидуальные «любовные» карты, сексуальные сценарии.

Оба пола сходны по многим физиологическим характеристикам: в одном и том же возрасте мальчики и девочки начинают сидеть, ходить, у них прорезаются зубы. Они также сходны и по многим психологическим характеристикам, таким как общий словарный запас, интеллект, удовлетворенность жизнью, самооценка. Но привлекают внимание и вызывают интерес их различия. У мужчин пубертатный период наступает двумя годами позже, средний мужчина выше средней женщины на 15%, и умирают лица мужского пола в среднем на пять лет раньше. Женщины в два раза чаще страдают от тревожности и депрессии, зато в три раза реже совершают самоубийства. У них несколько лучше развито обоняние. Кроме того они в детстве менее склонны к расстройствам речи и к синдрому гиперактивности, а во взрослом возрасте – к асоциальным действиям.

Девочки обладают лучшими, чем мальчики, вербальными способностями, вследствие, чего раньше овладевают языком. Кроме того, они демонстрируют небольшое, но устойчивое преимущество над мальчиками при выполнении тестов на понимание прочитанного и в беглости речи в детском и подростковом возрасте.

Мальчики опережают девочек в тестах на зрительные/пространственные способности, то есть, в способности к производству умозаключений на основе визуальной информации. Это преимущество незначительно, но заметно уже в 4 года и сохраняется всю дальнейшую жизнь.

Начиная с подросткового возраста, мальчики демонстрируют небольшое, но стабильное преимущество над девочками при выполнении арифметических задач. Девочки же, как выяснилось, превосходят мальчиков в вычислительных умениях. Однако мальчики овладевают большим количеством стратегий принятия решений, которые дают им возможность опережать девочек в таких сферах, как сложные речевые задачи, геометрия и в математическом разделе школьного оценочного теста. Преимущество мужчин в решении проблем наиболее очевидно, если вспомнить, что среди людей достигших наивысших достижений в математике, большинство мужчин. Таким образом, половые различия в зрительных/пространственных способностях и стратегиях принятия решений, с помощью которых эти способности проявляются, оказывают влияние на половые различия в арифметических рассуждениях.

Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях, для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры для девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

Гендерные различия в выражении эмоций являются более ярко выраженными, чем различия в самих эмоциях, переживаемых мужчинами и женщинами. Женщины более экспрессивны, у них более открытое выражение лица, они больше улыбаются, более жестикулируют и т.д. эти различия обычно объясняются на основании гендерно – специфических норм и ожиданий.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально–демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования. Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов.

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. Гендерная социализация – это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет . Агентами гендерной социализации выступают социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация.

В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). Биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как более современное. Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных «гендеров» (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: «Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?» или пресловутые опросы на тему «Может ли женщина быть политиком?»

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами – на уровне их сознания (то есть гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и так далее) .Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология – это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. . Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний – то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс–медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация – это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации .

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Полоролевая идентичность как мужчин, так и женщин формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации .Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в приобретении той или иной профессии, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» или «женских» специальностях довлеют среди значительной части населения.

На фоне происходящих в настоящее время социальных, политических и экономических изменений во всем мире, содержание гендерных ролей подвергается трансформации. Однако во многих культурах мужчины и женщины воспринимаются как обладающие взаимоисключающими, противоположными личностными и поведенческими характеристиками. Мужчины представляются как агрессивные, сильные, независимые, умные и творческие; женщины – как покорные, эмоциональные, консервативные и слабые. Определение маскулинности исключительно как «мужского», а феминности только как «женского» является стереотипным, формирующим ошибочные консервативные представления.

Анализ половых различий в значимости тех или иных характеристик работы показал, что существенными являются 33–40 признаков, причем наиболее выраженные различия связаны с тем, что женщины предпочитают работу с людьми и рассматривают качество производственных отношений как один из основных факторов выбора профессии, а мужчины придают основное значение свободе и автономии деятельности .

Таким образом, гендерные стереотипы, сопровождающие и современный процесс социализации, могут дезориентировать, оказавшись ложными или мало отвечающими действительности, и серьезно деформировать личностное развитие и межличностное взаимодействие. Не смотря на то, что стереотипные представления имеют тенденцию оставаться стабильными на протяжении длительного времени как в индивидуальном, так и общественном сознании, изменение ценностей и культуры отношений людей закладывает основу для формирования новых норм и правил поведения в современном мире.

      Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Если ведущим видом деятельности школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системевзаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций,которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время считается, что этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. .

Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания. Подросток начинает видеть и осознавать преимущество западной и недостатки своей культуры. Выделяются такие крупные взаимосвязанные течения, как потребительство и подражание всему западному, зарубежному. Для того, чтобы естественное желание жить лучше превратилось в принципиальную установку на материальное обогащение, чтобы желание узнать и использовать передовой западный опыт обернулась «низкопоклонством» перед всем западом. Для этого необходимо одно – отсутствие идейного противовеса. Чем громче провозглашались противоположные идейные ценности, бескорыстие, патриотизм, интернационализм, тем больше они оборачивались нестерпимой для молодежи обстановки мертвой бюрократической лжи. В настоящее время в молодежной среде раскрывается характер потребительства. Потребительство оборачивается хищничеством. Эта проблема – хищническая психология хищнических ценностей и соответственно с этим поведением является сегодня центральной проблемой в молодежной подростковой среде. Данная мысль следует в другую проблему, проблему уже отклоняющейся социализации молодежи, которая вытекает в более сложные ее формы деликвентного, противоправного поведения подростков. Когда парень 13–15 лет «задушенный» тем, что у большинства его сверстников есть модные джинсы, а у него их нет, а вернее нет средств и возможностей их приобрести, идет на крайние меры, а конкретно либо на кражу, либо на какое–то другое преступление, во чтобы–то ни стало приобрести эти джинсы. .

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых. Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Как показали многочисленные исследования различных учёных, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству. В возрасте 12 – 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.

Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды:

    младший школьный возраст – 7–10 лет;

    младший подростковый – 11–13 лет;

    старший подростковый – 14–15 лет;

    юношеский возраст – 16–18 лет.

Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями. Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости. .

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», то есть, не умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т. п.), приходится на средние классы. Так, по данным В. В. Гроховского, подтверждаемым и другими исследователями, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в 5–8% случаев, то у подростков в 18–20%. В старших классах ситуация вновь несколько стабилизируется, хотя бы уже потому, что многие «трудные» дети покидают школу. Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития группы (учителя–предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма. .

Подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма. Половым созреванием обусловлены психологические особенности возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей, самоуверенность и др. Половое развитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание – не только явление биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д. Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток становится человеком–мужчиной, человеком–женщиной. Это предполагает более широкое и глубокое духовное и социальное созревание. И воздействовать на поведение подростка можно только через преобразование социальных условий. Если в младшем подростковом возрасте резко увеличивается количество отрицательных поступков: непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость, то в старшем подростковом возрасте их количество снижается. Подростки становятся более уравновешенными, их самочувствие улучшается. Если младший подросток нуждается в щадящем режиме (чтобы предотвратить резкие перегрузки, он нарушает дисциплину, так как быстро утомляется и легко впадает в раздражительность), то старшему подростку нужна правильная организация его деятельности. Дисциплину нарушает от избыточной энергии, которая не находит правильного выхода. Утрачиваются прежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще», и обретаются новые, связанные с половой принадлежностью. Утверждаются как мальчики/девочки–подростки. В связи с этим намечаются изменения оценки себя и окружающих (видят по–другому). К своей внешности относятся заинтересованно, так как она становится фактором самоутверждения. Очень чувствительны даже к добродушным замечаниям об их внешности. Если подросток придает очень большое значение своей внешности, то может развиться застенчивость.

Кризис подросткового возраста протекает значительно, если у школьника в этот период возникают относительные постоянные личностные интересы, такие как познавательные, эстетические интересы и пр. наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным. Переходный критический период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни. При переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту резко меняется внутренняя позиция, устремленность в будущее становится основной направленностью личности. .По существу речь идет о формировании на данном возрастном этапе наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в существовании у человека некоторого «замысла», плана жизни. Для внутренней позиции старшего школьника характерно особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и прежде всего профессиональное. В условиях современного школьного обучения, когда большинство школьников должны выбирать будущую профессию или профиль обучения в 15 – 16 лет, подростки зачастую оказываются не готовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в профессиональном самоопределении. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.

С позиций психоанализа подростковый возраст интерпретируется как период исключительной ранимости личности, обусловленной пробуждением сил, имеющих инстинктивную природу. Плохая адаптивность и непоследовательность поведения объясняются внутренними конфликтами и стрессами, связанными с необходимостью разорвать сложившиеся в детстве эмоциональные связи, чтобы выстроить систему новых, взрослых эмоциональных отношений уже за пределами семьи. В связи с этим определяется существование переходного периода размытого Я и поиска идентичности, необходимой для достижения индивидуальной автономии. В целом же картина юношеского развития предстает довольно беспорядочной, по–видимому, из–за того, что представления о юношестве психоаналитики черпают из клинического опыта работы с невротиками.

Главной задачей, которая встает перед индивидом в подростковом возрасте, является формирование чувства идентичности. Подросток должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?» В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. Чувство идентичности формируется постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей младшего возраста преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей. В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями и другими взрослыми. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки должны быть синтезированы. Поиск идентичности значительно усложняется, если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между собой. Тщательного анализа требует само понятие идентичности. Как и любую другую психологическую характеристику личности, идентичность нельзя рассматривать в применении лишь к отдельно взятому человеку; она получает осмысление только в социальном контексте, в системе отношений индивида с другими людьми, и в первую очередь с членами его семьи. Иначе говоря, идентичность имеет как личностные (субъективные), так и социальные (объективные) аспекты, которые теснейшим образом взаимосвязаны. Такое различение было предложено Джемсом еще в 1890 году . Личностные аспекты идентичности он описывал как «Сознание личностной самотождественности», противопоставляя их социальным аспектам, существующим как многообразие социальных «Я» индивида, определяемое множественностью восприятия его разными людьми, каждый из которых имеет в своем сознании его специфический образ. Сегодня мы стремимся различать, с одной стороны, те роли, которые принимает на себя индивид, взаимодействуя с другими людьми, а с другой – то, каким он считает себя на самом деле и что иногда называют подлинным «Я» или идентичностью личности. Эти два аспекта в формировании идентичности можно рассматривать как в функционально–ролевом плане, так и сквозь призму самореализации. Взаимосвязь этих аспектов очевидна. Чем менее целостным и устойчивым является у человека чувство внутренней идентичности или самореализации, тем более противоречивым будет его внешне выраженное ролевое поведение. Если же чувство внутренней идентичности является устойчивым и согласованным, это будет выражаться и в большей последовательности его поведения, несмотря на многообразие принимаемых им социальных ролей. С другой стороны, последовательное и непротиворечивое социальное и межличностное ролевое поведение повышает уверенность человека в себе и чувство успешной самореализации. Существование этих различий требует от индивида осуществления выбора как между различными аспектами своего внутреннего «Я», так и внешними ролями, которые он принимает на себя в социальных ситуациях.

Поиск идентичности может разрешаться по-разному. Некоторые молодые люди после периода экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. В известном смысле их идентичность кристаллизируется в весьма раннем возрасте. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается ими лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности. В прежние времена формирование устойчивой идентичности было делом более простым, так как набор возможных идентификаций был ограничен. В наше время набор этот практически неисчерпаем. Любой культурно заданный стандарт в принципе доступен каждому. Средства массовой информации и произведения массовой культуры обрушивают на общество целую лавину образов, значительная часть которых не имеет ничего общего с реальностью конкретного социума. Одних они смущают и сбивают с толку, для других служат стимулом к дальнейшему поиску прочной и нестандартной основы для самоидентификации. Главной опасностью, которой, по мнению М. Эриксона, должен избежать в этот период молодой человек, является размывание чувства своего «Я». Тело подростка быстро растет и меняет облик, половое созревание наполняет все его существо и воображение незнакомым волнением, впереди открывается взрослая жизнь во всем противоречивом многообразии. М. Эриксон указывает четыре основные линии развития неадекватной идентичности:

уход от близких взаимоотношений. Подросток может избегать слишком тесных межличностных контактов, боясь утратить в них собственную идентичность. Это нередко приводит к стереотипизации и формализации отношений или к самоизоляции;

    размывание времени. В этом случае юноша неспособен строить планы на будущее или вообще утрачивает ощущение времени. Считается, что такого рода проблемы связаны с боязнью изменений и взросления, обусловленной, с одной стороны, неверием в то, что время способно принести какие–либо перемены, а с другой – тревожным опасением, что перемены все–таки могут произойти;

    размывание способности к продуктивной работе. Здесь молодой человек сталкивается с невозможностью эффективно использовать свои внутренние ресурсы в какой-либо работе или в учебе. Любая деятельность требует вовлеченности, от которой индивид стремится защититься. Эта защита выражается либо в том, что он не может найти в себе силы и сосредоточиться, либо в том, что он с головой уходит в какую-нибудь одну деятельность, пренебрегая всеми остальными;

    негативная идентичность. Нередко молодой человек стремится найти идентичность, прямо противоположную той, которой отдают предпочтение его родители и другие взрослые. Потеря чувства идентичности часто выражается в презрительном и враждебном неприятии той роли, которая считается нормальной в семье или в ближайшем окружении подростка. Такая роль в целом или любые ее аспекты – будь то женственность или мужественность, национальная или классовая принадлежность и т.д. – может стать тем фокусом, в котором сосредоточится все презрение, на какое способен молодой человек. .

Конечно, вовсе не у каждого подростка, испытывающего кризис идентичности, можно встретить сочетание всех этих элементов.

Наличие отчетливых нарушений образа Я в возрасте около двенадцати лет, выявленное в исследовании Д. Симмонса и др., согласуется с данными Дж. Б. Оффера, который изучал подростков более старшего возраста (четырнадцать – восемнадцать лет), но отмечает, что, по свидетельству как самих молодых людей, так и их родителей, пик «смятения» приходится на период от двенадцати до четырнадцати лет. Д. Симмонс и др. указывают на ранний подростковый возраст как на период максимальной неустойчивости образа Я .

Таким образом, многие психологические проблемы подросткового периода в конечном счете обусловлены тем, что новые для индивида физические возможности и новые формы социального давления, побуждающие его стать самостоятельным, сталкиваются с многочисленными, препятствиями, затрудняющими его движение к подлинной независимости. В результате этого столкновения у молодого человека возникает статусная неопределенность, то есть неопределенность его социального положения и ожиданий, которые он испытывает. Все это находит свое выражение в проблеме самоопределения. Кроме того, необходимость принимать решения, важные для всей его дальнейшей жизни, избирать для себя взрослые роли, основываясь только на том, что он представляет собой в настоящем, приводит к еще большей неуверенности в себе. В общественном плане все эти проявления внешнего и внутреннего давления, побуждающие индивида к большей независимости, профессиональному самоопределению, установлению взаимоотношений с противоположным полом, означают, что индивид должен отделиться от родительской семьи и создать новую самостоятельную семью.

Проблемы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последние годы время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительную трансформацию. Данная проблема волнует умы многих современных психологов, которые видят переоценку «гендерных» ценностей в современном социальном обществе.

Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе.

Термин «гендер» был введен в науку с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола. Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов. Гендер рассматривается как процесс овладения социально-половыми ролями и как статус индивида в структуре социального полоролевого взаимодействия.

Гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида. Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную роль.

Как показала практика, «бесполая педагогика», не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей. Вместе с тем, гендерный подход в образовании, то есть учет гендерных психологических различий (психофизиологических, личностных), позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности, что и определяет актуальность нашего исследования.

Принимая во внимание сложившиеся в науке и педагогической практике подходы к разработке проблемы полодифференцированного воспитания, представляется более обоснованным и целесообразным подход, согласно которому понятия «гендерное воспитание» и «полоролевое воспитание» рассматриваются как синонимические, обозначающие воспитание в соответствии с половой (гендерной) ролью.

В условиях трансформации традиционных мужских и женских ролей, кризиса семьи и семейных ценностей усилилась необходимость поиска путей эффективной подготовки подрастающего поколения к выполнению мужских и женских социальных ролей в системе общественного воспитания.

Гендерная идентичность – это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу/гендеру, осознание себя мужчиной или женщиной. Согласно современным научным взглядам, гендерная идентичность не дается индивиду автоматически при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей гендерной социализации. Гендерная (полоролевая) социализация – это процесс, в ходе которого ребенок идентифицирует себя с представителями соответствующего пола и научается тому, что в данной культуре является социально приемлемым для мужчины и женщины.

И. С. Кон подчеркивает, что активным участником процесса гендерной социализации является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему гендерной культурой социальные роли и модели поведения.

Характерное для нашего времени размывание содержания мужских и женских социальных ролей повлияло на процесс социализации представителей обоих полов. Исследователи отмечают сложность и неоднозначность процесса полоролевой социализации в современных условиях. Противоречие между господствующими традиционными гендерными стереотипами и существующей реальной ситуацией в общественной и семейной жизни, а также положение в образовании ориентирует мальчиков на проявление пассивности или внесоциальной активности, а девочек на проявление гиперактивности и доминантности.

Таким образом, полоролевая социализация мальчиков и девочек имеет свои особенности. У мальчиков этот процесс более сложен, так как мужская роль для них видится менее отчетливо, чем женская, а требования, предъявляемые к мальчикам, более жестки. Для девочек модель женского поведения более доступна для подражания, но у них менее сильная мотивация подражать женской роли, так как эта роль считается малопрестижной в обществе.

Результаты многочисленных зарубежных и отечественных исследований об идентификации ребенка с родителем достаточно противоречивы, что обусловлено как методологией исследований, так и спецификой социальных условий, культурных стереотипов, господствующих в обществе.

Исключительно важна для становления гендерной идентичности ребенка роль отца и матери. Общепризнанно, что для успешной полоролевой социализации ребенка в семье должны быть мать и отец. Для ребенка важен пример поведения родителей, их взаимоотношений друг с другом и детьми. В случае отсутствия кого-либо из родителей объектом половой идентификации могут являться другие значимые для ребенка члены семьи. Эталоны, выступающие в качестве образцов для подражания, меняются на протяжении дошкольного возраста. В процессе половой идентификации девочки более ориентированы на мать, чем мальчики на отца.

Проблема гендерной идентичности особенно значима для детей, воспитывающихся в неполных семьях. Дети, не имея необходимого образца для подражания, вынуждены отождествлять себя с ролями и образцами противоположного пола, что может привести к возникновению в будущем затруднений в установлении контактов со сверстниками своего и противоположного пола, в отношениях с собственными детьми.

Существует множество данных о том, что отсутствие отца в семье отрицательно влияет на полоролевое развитие и формирование личностных качеств детей. Особенно это касается мальчиков. Дети, воспитывающиеся без отцов, часто отличаются пониженным уровнем притязаний, самоуважения, успеваемости. У детей из неполных семей, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические расстройства. В поведении мальчиков из неполных семей наблюдаются две противоположные тенденции: повышенная агрессивность, грубость, драчливость как одна из возможностей показать свою маскулинность, или излишняя зависимость, пассивность поведения, нередко формирующаяся из-за излишней опеки матери. Роль отца для девочки особенно важна для формирования представлений о взаимоотношениях в семье, для формирования идеала будущего мужа.

В процессе полоролевой социализации происходит и «перекрестное влияние» отца на дочь, а матери на сына, оказывающее воздействие на формирование определенных черт личности у детей. Одинаковое поведение родителей оказывает противоположный эффект на ребенка в зависимости от пола родителей. Данный факт, по мнению исследователей, объясняется тем, что дети реагируют не на поведение родителя как таковое, а на поведение родителя в контексте его пола.

Родители, близкие и дальние родственники демонстрируют ребенку определенные стереотипы полоролевого поведения. В процессе воспитания семья создает у ребенка представление о том, каким должен быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина».

Родители и другие члены семьи осознанно или неосознанно контролируют соответствие поведения ребенка требованиям гендерной роли. Полоролевая социализация в семье рассматривается психологами и педагогами не просто как сумма влияний на ребенка, а как сложная система взаимных влияний взрослых и ребенка друг на друга. Как показали исследования, гендерное поведение родителей мало зависит от взглядов, которых они придерживаются. Например, даже матери, не разделяющие стереотипных представлений о традиционных мужских и женских ролях, больше стимулировали развитие познавательных процессов у сыновей, чем у дочерей.

На полоролевое развитие ребенка влияет также положение ребенка в семье как единственного, старшего или младшего. Общение с братьями и сестрами имеет большое значение для осознания ребенком половых ролей. Так старший ребенок в семье (как мальчик, так и девочка) чаще выступает лидером в среде сверстников, потому что у него имеется опыт лидерства у младших братьев и сестер. Девочка, имеющая старшего брата, часто развивается по модели «сорванца», а мальчик, имеющий старшую сестру, нередко приобретает фемининные черты. Влияние разнополых детей друг на друга тем сильнее, чем меньше у них разница в возрасте. Если дети в семье одного пола, то у младшего ребенка традиционные полоролевые особенности выражены сильнее.

Наличие старших братьев положительно влияет на идентификацию мальчиков с ролью отца, у девочек такой зависимости не выявлено. Наиболее типичные для пола реакции наблюдаются у единственных детей в семье.

Важным фактором полоролевого развития школьников называют группу сверстников. Сообщество сверстников ускоряет процесс формирования психологического и социального пола. Сверстники, как своего, так и противоположного пола, активно влияют друг на друга в процессе повседневного общения, совместных игр. Общество сверстников имеет большое значение в формировании взглядов, поведения, ценностных ориентаций. Идентификация со сверстником своего пола является важным механизмом формирования полоролевого поведения. В среде сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя «пола», «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослым общении.

Но самый главный этап, на котором сказывается наибольшее влияние сверстников, обычно начинается в 8-12 лет, когда формируются мальчишеские компании. Этот процесс, получивший название мужского протеста, характеризуется ярким негативизмом по отношению к девочкам и формированием особого «мужского», подчеркнуто грубого и резкого стиля общения. В дальнейшем, к началу подросткового возраста, этот стиль несколько смягчается.

Большую роль в половой идентификации мальчиков-подростков играют и девочки-подростки. Половая идентификация мальчиков зависит от сопоставления себя с женскими образами: мальчик начинает осознавать свою мужественность тогда (и тем сильнее), когда (и чем сильнее) он осознает в окружающих его девочках женщин. В то же время у девочек переживание женственности прямо не связано с интеграцией мужских образов.

Информацию о правильном полоролевом поведении дети получают также через детскую литературу, телевидение, которые отражают господствующие в обществе гендерные стереотипы, модели мужского и женского поведения. Персонажи художественных и анимационных фильмов, произведений детской литературы являются источниками ролевых моделей для подражания и способны активно влиять на формирование полоролевых предпочтений (выбор одежды, прически, атрибутики, игрушек, стиля поведения).

Проанализировав иллюстрации пяти отечественных учебников для 1-2-х классов общеобразовательной школы, исследователи выявили, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского пола в два раза. Мужчины и мальчики в основном представлены занимающимися инструментальной деятельностью, кроме того, они чаще, чем женщины и девочки, изображены в ситуации отдыха, развлечений и занимающимися учебными делами.

Описание роли и занятий женщин в современной литературе и журналистике для взрослых не отличается от такового в детской литературе. Характерной чертой прессы является жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности и призывы вернуть женщину к ее «истинному предназначению». В последующие годы перестройки в литературных произведениях на место работницы и матери пришла хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель «без комплексов».

В школьные годы источники, транслирующие полоролевые стереотипы, пополняются представлениями учительницы о половой роли, информацией, содержащейся в школьных учебниках, книгах, телевизионной и рекламной продукции. Игры мальчиков становятся все более соревновательными, а тихие, избегающие соперничества мальчики – мишенью для насмешек. Слезы и жалобы девочек, их беспомощность не вызывают пренебрежительного отношения к ним. Процесс обучения изобилует полоролевыми стереотипами, наша отечественная педагогика насквозь феминна и страдает отсутствием примеров мужского поведения.

В подростковом возрасте ориентация на выполнение той или иной половой роли становится реальностью, а требования к детям по выполнению ими социальных норм возрастают. И мальчики, и девочки переживают определенные трудности по мере вхождения во взрослое общество, т.е. процесс становления личностной идентичности взаимосвязан со становлением гендерной идентичности. Причем спектр гендерных ролей и представлений о своих потенциальных возможностях в восприятии мальчиков уже, чем в восприятии девочек.

К подростковому возрасту становится совершенно ясно, что мужчине предназначено «пробиваться», а женщине выходить замуж и растить детей. Многие девушки привыкают к мысли, что успех на том или ином поприще обесценивает чисто женские достоинства и отрицательно сказывается на отношении к ним окружающих. С другой стороны, юноши как бы запрограммированы на стремление дополнить предписываемые им деловые качества сексуальным опытом.

Таким образом, нами были перечислены лишь некоторые особенности гендерной социализации, в процессе которой человек получает представление о своих и чужих гендерных ролях. Особо отметим роль достаточно жестких полоролевых стереотипов, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности. Конечно, ребенок не является пассивным объектом в процессе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности влияют собственный жизненный опыт, анализ поведения, общения, результатов деятельности и средств достижения этих результатов. Однако общепринятый взгляд на роли мужчины и женщины во многом определяет их брачные отношения и брак, профессиональную деятельность, социальные отношения, способ проведения досуга, выбор круга общения и т.д. Несовпадение ожиданий и жизненных реальностей приводит к взаимному разочарованию мужчин и женщин, распаду семей и т.д. В трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре, относительно мужчин и женщин.

Библиографический список

1. Берн, Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК: Нева, 2001. – 320 с.

2. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л. В. Градусова. — М. : Флинта: Наука, 2011. — 174 с.

3. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.

4. Клёцина, И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика / И. С. Клецина. – СПб., Алетейя, 2004. – 408 с.

5. Чекалина, А. Что такое гендер? / А. Чекалина // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 31 – 51.

Новое на сайте

>

Самое популярное