Домой Деревья и кустарники Ашрамы в индии для русских куда поехать. Записки человека, впервые побывавшего в ашраме путтапарти. Ашрам Шивананды на карте

Ашрамы в индии для русских куда поехать. Записки человека, впервые побывавшего в ашраме путтапарти. Ашрам Шивананды на карте

Приведенный список не претендует на полноту: ашрамов в Индии великое множество. Субъективно выбраны самые известные и колоритные.

1. Ашрам Аммы (юг Индии, около города Тривандрум). Один из самых популярных у русских йога-туристов индийских ашрамов. Мата Амританандамайя (ее имя можно перевести как «Мать Абсолютного Блаженства») — ныне живая и здравствующая индийская женщина-Гуру. Известна еще как «обнимающая Гуру», т.к. свой даршан (милость) Матушка проявляет в виде сердечных объятий, которые она дарит всем ищущим. Ашрам Аммы (я был там в 2011м году) — идеально чистый, с аскетичным питанием, до него легко добраться. Если вы спешите, и у вас мало времени в ашараме, надо заранее предупредить, и вам устроят аудиенцию с Аммой (объятие) в очень короткий срок. В ашраме действует правило обязательной для всех проживающих «севы», «служения» (очистки территории и т.п.), но оно не очень строго соблюдается. Объятие Шри Аммы — одно из тех впечатлений от Индии, которые долго не меркнут. Еще, Амма говорит каждому несколько сердечных слов на родном языке гостя. Про Шри Амму можно посмотреть полнометражный документальный фильм на Ю-тубе . Добраться в ашрам из Дели можно на самолете или на поезде (последний вариант займет 2-3 дня).

2. Хайдакхан Бабаджи ашрам на Севере Индии — другое популярное направление для россиян. Шри Хайдакхан Вале Баба (Бабаджи) уже при жизни многими считался Махаватаром (полным воплощением) Шивы, легендарного и божественного первого йога. Даже если вам не так близка индийская религия, такой титул дорогого стоит. Зарубежные последователи также иногда величают Хайдакхан-Бабаджи «Христом современной Индии», подчеркивая не только его популярность, но и человечность и смиренность его учения (Бабаджи, кстати, уважал все религии), основанного на идеалах Карма-йоги, приведенных в Бхагават-Гите. Жизнь и йогическая практика этого, как и предыдущих (см. биографию) Бабаджи овеяна столь многими чудесами и легендами, засвидетельствованными многими, в том числе знаменитыми людьми, что даже если небольшая часть из них — правда — этот ашрам точно стоит посетить. Любопытно, что Ашрам Хайдакхан Бабаджи в Индии имеет «побратима» — «наш» ашрам в районе Омска (в Сибири).

3. Сатчитананда Ганапани — один из известнейших святых, Гуру и Аватаров Индии наших дней. Он считается Аватаром (воплощением) Шри Даттатрейи, легендарного индийского йогина и святого, которого в этой стране также причисляют к богам. Шри Сатчитананда Ганапати очень известен в Индии, и мало известен у нас и на Западе, хотя в последнее время его популярность растет. Интересно, что Ганапати Сатчитананда Свамиджи учит простой форме крийя йоги, которая не использует асан, а только двадцать одну пранаяму, для того, чтобы поднимать энергию и очищать нади. Ашрам находится в г. Майсур , добираться туда надо на поезде.

4. Медитационный центр (ашрам) Ошо в Пуне — совсем не похож на «обычный» йога-ашрам. Ошо — «секс-гуру», который пошёл вразрез с многовековыми традициями монашества и йоги, не говоря уже об индуизме. Так что даже как-то странно называть центр Ошо «ашрамом». Но как бы то ни было, «ашрам» Ошо привлекает множество русскоязычных (да и западных) туристов. И неудивительно — наследие этого вдохновенного и харизматичного духовного лидера, несомненно одно из величайших Учителей 20го века — чрезвычайно популярно в нашей стране, как и в США. И недаром, ведь подвижные «ошо-медитации» доступны многим людям, и зачастую приносят быстрый результат. Необычный, красивый и благоустроенный (и очень чистый, для тех, кто переживает за свое здоровье и комфорт) Ашрам («Международную коммуну») Ошо может посетить любой желающий... ну, почти каждый! Вам необходимо будет пройти тест на отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ \ СПИД), и приобрести особые темно-красные одежды. Входной билет на день стоит недорого, да и проживание за чертой ашрама (в городе) — тоже. Есть и более комфортабельные и дорогостоящие варианты — на любой кошелек. Пожалуй, самая привлекательная черта Ошо-центра — в том, что вы можете ежедневно посещать неограниченное число занятий (практик), «ошовских медитаций», таких, как «Динамическая медитация», «Натарадж», «Надабрахма» и многие другие, наверняка знакомые многим ищущим из России. Здесь можно и пройти тематические курсы, например, тренинг «Мистическая роза», и даже поучиться в «Мултиверситете» (по части искусств, целительства, и др.). На территории очень часто проходят мастер-классы и мастерские, например, по Дзен, пульсовой диагностике, и даже боевым искусствам. Свой визит в ашрам Ошо можно приурочить к одному из трех отмечаемых здесь праздников: 19 января — день махасамадхи (смерти) Ошо; 21 марта — день просветления Ошо, полнолуние в июле; или 8 сентября — день рождения Ошо. До ашрама Ошо легко добраться самолетом или поездом из Дели. Ашрам Ошо хорошо посетить в паре с другим, традиционным и «чисто индийским» ашрамом, для сравнения и полноты картины.

5. Рамана Ашрам (Раманашрам) — один из самых любимых и красиво расположенных ашрамов Индии. Он находится в г. Тируванамалаи, неподалеку от горы Аруначала, которая занимала особое место в подвижничестве основателя ашрама — святого Шри Раманы Махарши (1879-1950). Многими индуистами эта гора считается престолом Господа Шивы, таким образом имеет определенно особое значение для йогов. Суть практики самого Раманы Махарши, и его рекомендации ученикам в основном состояли в необходимости самоисследования — «атма-вичары», т.е. поиска истинного «Я», в том числе с помощью этого простого вопроса, обращенного вовнутрь: «Кто Я?», такой процесс даже без поддержки других техник способен привести к непосредственному переживанию глубочайших медитативных состояний. Таким образом, весь йогический процесс в традиции Р. Махарши происходит в уме ищущего и не требует выполнения физических упражнений (хотя и не противоречит им). Что касается Раманашрама, многие современные индийские йоги отмечают, что, пожалуй, нигде в Индии не чувствуется более явная поддержка в медитации, и даже присутствие... чего-то. Наверное, можно назвать это «атмосферой Чуда» или «добрым духом Йоги», который витает здесь. Некоторые просто называют это «Присутствие». В окрестностях Ашрама, по некоторым данным, до сих пор происходят чудеса, исцеления. Ашрам и близлежащая местность, так же как сама священная для индусов гора Аруначала, считается местом, крайне благоприятным для медитации.

(В феврале 2017 года вы сможете посетить специальный семинар по хатха-йоге, пранаяме и медитации с особыми условиями участия для читателей блога «Хануман». В программе, кроме йоги — посещение Раманашрама и медитативные практики на горе Аруначала, а также праздник ШиваРатри в Гокарне).

  • Для многих россиян посещение аутентичного индийского ашрама будет шоком: мало того, что другая культура и религия, архитектура, так еще и другие представления о личном пространстве, комфорте, а иногда и о гигиене. Впрочем, обычно все совсем не так страшно, так что многие отметят, что «ожидали худшего» и не обратят особого внимания на спартанские условия и необходимость вставать в 5 часов утра или даже раньше. Факт остается в том, что именно проживание в ашраме является 100% «индийским» опытом, к тому же, интересным для йогов. Если вы готовы попробовать хотя бы пару дней или недельку «есть, молиться и любить» не по своим,а по древне-йогическим правилам — то ашрамы Индии (открытые для европейцев) это для вас.
  • Если вам совсем не интересны колоритные ведические ритуалы (а они обычно проходят на рассвете), то иногда (уточняйте) их можно и не посещать. Зачастую, можно выбрать и посмотреть в ашраме только то, что интересно. Впрочем, иногда полезно и выйти из своей зоны комфорта!
  • «Обычных» практик хатха-йоги в нашем понимании в традиционном индийском ашраме, вполне вероятно, не будет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Актуальная информация об этих и других ашрамах и йога-центрах Индии:

На сайте «Ашрам.ру» (в подготовке статьи частично использованы материалы оттуда);

и в блоге «Хануман» (запись «Где в Индии поучиться на преподавателя?»).

Знаете хороший, интересный ашрам в Индии? Поделитесь своим комментарием с другими читателями блога, это «хорошая карма»!)

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Самый распространенный вариант – «место без боли», где «а» – префикс отрицания, «шрам» – страдание. Изначально данное слово трактовалось как местопребывания древнеиндийских отшельников и мудрецов, которые искали уединения в диких лесах или на горных просторах. Современный индуизм имеет несколько другую номенклатуру. Сейчас упомянутый термин обозначает специальную религиозную коммуну, направленную на спокойствие и избавление от негатива всех ее членов.

Индийские Ашрамы: в чем их суть

В такие общины приходят те, кто устал от мирской суеты или пребывает в непрерывном поиске своего «Я». Здесь основой жизни выступают:

  • совершение ритуалов;
  • чтение молитв;
  • практика медитаций;
  • повторение мантр;
  • изучение священных писаний;
  • следование пути йоги;
  • осуществление посильного труда.

Все это делается с целью духовного обновления и всестороннего развития каждого участника. Помимо ознакомления с культурными традициями, приобщения к ведическим текстам и музыке, в программу входят встречи и разговоры с Учителем. Собственно, ради них многие и приезжают в ашрамы Индии. Таким образом, коммуны в первую очередь являются спиритуальными местами, где под надзором лидера или гуру люди практикуют различные методики внутреннего совершенствования.

Правила проживания

Обыденный для членов общин уклад удивителен и может показаться непривычным. В каждом из ашрамов распорядок дня имеет свои отличительные особенности, но главной среди них всегда остается строжайшая дисциплина. В основном соблюдаются такие предписания:

  • 4 утра – подъем, бхаджаны (религиозные песнопения) и гимн восходящему солнцу;
  • после 6 – арати (коллективный огненный ритуал);
  • днем – даршаны, медитация, лекции, сатсанги, и проч.;
  • вечером – поклонение божеству (пуджи).

Перед тем, как попасть в ашрам, следует позаботиться о приобретении белой робы (сари либо пенджаби), иногда – бордовой. Больше ничего не понадобится, кроме предметов личной гигиены. Также необходимо учесть, что в коммунах наложено табу на мясные продукты, алкогольные напитки, табачные изделия. Коллектив неукоснительно соблюдает ЗОЖ и вегетарианское питание.

Еще в большинстве общин практикуют социально полезный труд. Никто никого ни к чему не принуждает – все происходит добровольно. Такая деятельность называется карма-йога. Данный термин обозначает качественное выполнение обязанностей, которое не нацелено на достижение результатов. Все это касается исключительно дальневосточных организаций. Зарубежные (например, ашрам Шамбалы) устроены совершенно иначе и несут негативный оттенок.

Особенности и разновидности

На территории Индии в среднем насчитывается несколько тысяч подобных духовных сосредоточений. Есть и строгие классические места, и вполне демократичные. Если первые полностью посвящены религиозным практикам, то вторые нацелены на привлечение туристов.

К традиционным относятся йога-ашрамы. В их программе проживания упор делается на асанах. Изучение священных текстов находится на втором плане – ему отводится минимум общего времени. Такие коммуны сосредоточены в основном в Ришикеше. Типичные индийские ашрамы располагают аскетичными спартанскими условиями: матрасы прямо на полу, спальни на 5-10 человек. Туристам предлагается совершенно другая обстановка: современные масштабные культурные центры с гостиницами и всеми благами цивилизации.

Например, всемирно известная организация Ошо изначально была классической общиной. Сейчас она считается международным медитационным курортом и вмещает:

  • бары с безалкогольными коктейлями;
  • холлы для конференций;
  • танцевальные клубы;
  • университетские помещения;
  • интернет-залы;
  • доступное книгохранилище.

Здесь есть и самое главное, что делает все ашрамы Индии духовными пристанищами – просветленный гуру, который несколько раз в сутки общается с паломниками. Так или иначе, даже в подобном, казалось бы, суетливом месте можно отрешиться от цивилизации и всерьез заняться самосовершенствованием и самопознанием.

Карма-йога в развитых коммунах бывает очень интересна. Она включает:

  • уход за животными;
  • работу в оранжерее;
  • присмотр за огородом;
  • преподавание в школе.

Умение безвозмездно трудиться и помогать другим – путь к духовному развитию. Тем более, на членах общины держится вся ее инфраструктура.

Как попасть в ашрам

Этот вопрос волнует многих, ведь подобные организации – подходящее место для отдыха от житейских проблем. Если в индийских семьях распространена традиция отправлять детей в ашрам на несколько месяцев, то иностранцам не так просто там оказаться.


Ездить за рубеж к гуру у американцев и европейцев стало популярно после 1968 года, когда «Биттлз» посетили Махариши. Чтобы побывать в классической коммуне, не обязательно заранее записываться в очередь – зачастую есть места для каждого. Там разрешают селиться на любое время: несколько недель, месяцев, лет. Естественно, не стоит путать духовные индийские общины и сектантские организации, похожие на ашрам Шамбалы – это разные вещи.

С современными крупными заведениями необходимо созваниваться или списываться – у них есть сайты, где указаны номера телефонов. В центрах следует оплачивать занятия йогой, койко-место гостиницы или общежития. Есть пункты без определенных расценок – каждый вносит пожертвования, которые обычно не слишком большие. Таким образом, в зависимости от условий стоимость проживания составляет 2-60 долларов в сутки.


Ашрам – место, где стоит побывать

Каждый человек, который становится на путь поиска внутреннего «Я», хотя бы раз в жизни задумывается о посещении лекций какого-нибудь известного гуру. Такую возможность предлагает ашрам. Популярность подобных организаций неукоснительно растет. Сюда съезжаются, чтобы спастись от существующих проблем внешнего мира, получить новые знания, погрузиться в изучение постулатов религии и просто разобраться в себе. И это, определенно, помогает.

Идея поехать в ашрам посетила меня задолго до выхода бестселлера «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт. В ашраме (слово переводится с санскрита как «место без боли»: «шрам» – боль, «а» – отрицание), мне казалось, наступает ясность в голове, отчего жизнь начинает играть новыми красками. Опыт мгновенно прославившейся писательницы укрепил меня в этой мысли. Осталось решить, куда ехать – в Индии ашрамов, как в Советском Союзе колхозов. Я сразу решила, что ехать по следам Гилберт в ашрам Gurudev Siddha Peeth будет по меньшей мере банально. Тем более что после фильма с Джулией Робертс там наверняка не протолкнуться из-за армии почитателей талантов обеих. Ашрам – это не просто место сбора людей по интересам; туда едут к учителю, к гуру. Он (реже – она) – лицо ашрама, его философия и концепция. Друзья-йоги посоветовали ехать к Амме. Кто она и почему именно к ней, я, к своему стыду, понятия не имела. Мне лишь сказали, что это настоящий ашрам, а не туристический аттракцион, вроде­ meditation resorts, которые предприимчивые индийцы открыли, чтобы европейцы поделились с ними своими деньгами. Там вам и трехразовое питание, и спа, и номер с джакузи. Это не то что для ашрама, а для Индии в целом непозволительная роскошь.

За счастьем я на неделю лечу в город Тируванантапурам, в 110 километрах от которого среди пальм есть ашрам «Амритапури». Туда из Дубая я летела не в компании наркоманов с дредами, которые обычно заполняют самолеты в Гоа, а с индийцами-гастарбайтерами. Их партиями вывозят на стройку века в Арабские Эмираты. В очереди на паспортный контроль я простояла часа три, хотя прибыл лишь один самолет – из иностранцев в нем была только я и пожилая пара из Испании (они предпочли путешествовать по Индии самолетами, а не поездами и автобусами за девять рупий, где лошади сидят рядом с людьми). Зато в ашрам я доехала с ветерком – на поскрипывающем джипе 1970 года выпуска. Это ашрамное такси, которое я заказала еще из Москвы. Кто бы мог подумать – у ашрама собственный автопарк?! «Несколько лет назад Амма купила машины, чтобы ни от кого не зависеть. Тут я научился водить машину, и теперь это моя сева», – объясняет водитель Рами, молодой парень, который последние шесть лет живет в ашраме. Амма приютила его после того, как в страшном цунами 2004 года погибли его родители, а дом смыло. «У нас еще есть типография, шоколадная фабрика, клиника, прачечная, школа и даже собственный пляж – все, чтобы жить автономно». По индийским меркам Рами, наверное, ас, но я чуть концы не отдала, когда в оживленном потоке по разбитой дороге он мчался по встречной полосе.

«Aum Amritashwaryai Namah», – поприветствовал меня в ашраме необыкновенно длинный блондин в очках и белом платье в пол. Его зовут Гаутам, но на самом деле это просто Брайан из Калифорнии. «Всем своим ученикам Амма дает духовные имена. Мое означает “просвещенный”, – объяснил он. В ашраме он живет уже десять лет и занимается связями с общественностью. Бесплатно и добровольно. Во всех поездках по Индии и по миру он сопровождает Амму. Застать ее в ашраме можно два-три месяца в году – все остальное время она путешествует с благотворительной и просветительской миссией. Сейчас она на месте, и к ней, кажется, съехался весь свет. Поэтому первое, что мне бросилось в глаза и, признаться, смутило, – жуткое столпотворение народа в ашраме, хуже, чем в час пик в метро. Совсем не так я представляла себе место, где медитируют и размышляют о смы­сле бытия... Гаутам – мужчина в самом расцвете сил, ему 35 лет, и я не удержалась и в лоб спросила, на что он живет, ведь в ашраме нет товарно-денежных отношений, зарплат, бонусов и прочих радостей цивилизации. «Здесь другой ритм жизни, да и расходов почти нет. У меня есть два платья, еда бесплатная, жилье тоже. Никакие налоги платить не надо. А что еще нужно? – без тени иронии отвечает Гаутам. – Но все-таки пару месяцев в году я бываю дома, в Калифорнии, и подрабатываю учителем. Заменяющим – когда кто-то заболел или прогулял. Заработанных там денег хватает на мелкие расходы. В придачу почти всем, кто здесь живет, помогают родители и родственники». Комнату метров в десять он делит еще с двумя постояльцами – оба из Индии. Меня поселили на стольких же метрах, но одну (150 рупий в сутки, то есть около ста рублей). Хотя здесь приветствуется совместное проживание с кем-то (естественно, одного с тобой пола) – в целях экономии места. Особенно, когда Амма в ашраме и приезжают тысячи человек. В моей комнате на восьмом этаже – торжество минимализма. Железный шкаф, стол, стул и матрас, брошенный на деревянный каркас, на окнах решетка. Горячей воды нет. Зато туалет не на улице. «Хватит капризничать! – сказала я себе. – Ты ехала в ашрам, а не в пансионат “Подмосковные липки”».

Одна из возможных добровольных работ в ашраме – резать овощи для общей кухни.

На улицу, к людям, я спустилась на лифте. Одна. И зря – на первом этаже индианка, которая тут, видимо, комендант общежития, сделала мне замечание: нехорошо на лифте в одиночку кататься, нужно дождаться, пока туда не набьются под завязку. Электричество нужно экономить!

Teрритория ашрама, которая­ занимает не меньше пяти гектаров, находится на полоске суши между Индийским океаном и Аравийским морем. Со стороны океана – только рыбацкая деревушка и заросли кокосовых пальм. А на другом берегу – огромный комплекс Amrita University, который Амма построила на пожертвования. Других источников финансирования всех ее благотворительных и социальных проектов нет.

Тут везде люди – ходят, болтают, едят, молятся... Дресс-код строгий, почти пуританский – никаких голых частей тела. В почете белый цвет – Амма всегда ходит в белом. У мужчин костюмы a la Стивен Сигал – легкие брюки и распашонки на пуговицах. Или балахоны, как у Гаутама.

За последние годы ашрам так разросся, что стал похож на поселок городского типа с общежитиями, кухнями, столовыми, складом продуктов, огромным залом для собраний и, конечно, храмом, с которого тридцать лет назад все начиналось. Он стоит на месте дома родителей Аммы. При рождении ей дали имя Судхамани («сокровище»), сейчас она известна всем, как Мата Амританандамайи, что переводится с санскрита как «Мать абсолютного блаженства» (или, сокращенно, Амма – то есть «мама» на языке малаялам, на котором говорят Амма и жители штата Керала, где находится ашрам). С детства она вела себя необычно – обнимала людей, пела им песни, и боль с невзгодами как рукой снимало. К ней стали стекаться страждущие со всей Индии, хотя по индийским нормам приличия Амма творила недопустимое – прилюдно обнимала незнакомых мужчин и даже целовала их. К своим 57 годам Амма прижала к груди около двадцати восьми миллионов человек по всему миру. «Почему вы обнимаете людей?» – «Как это объяснить? Это то же самое, что спросить, почему река течет». Но это не просто объятия доброй женщины – мне сказали, что таким образом она передает свою чистую энергию детям (так она называет своих последователей), а с ней приходят очищение и внутреннее исцеление.

Своим примером она передает высшую истину о смирении, доброте и бескорыстном служении людям. О себе она говорит так: «Я – слуга слуг. Это жизнь для других. Счастье детей является богатством и здоровьем Матери». Амма никого не просит жить в ашраме – для тех трех тысяч человек, которые постоянно «дежурят» здесь, это исключительно собственный выбор. «Живите в городах, работайте, рожайте детей – главное, не забывайте делать добрые дела и помогать бедным», – вот единственное, о чем просит Амма.

Как любого нормального человека, меня мучил вопрос: «А может, это секта?» Почему все эти люди вдруг стали ходить в белом, с блаженными лицами, жить на деньги родителей и трудиться на благо человечества? Может, у себя дома они были неудачниками­, которые сбежали сюда от трудностей? Такие претензии у меня были к американцам, европейцам, русским, которые живут здесь или просто приезжают погостить. Уж очень искусственными мне казались их нарочито счастливые лица – вместо умиления они вызывали раздражение. Чего не могу сказать об индийцах, которые едут в ашрам с семьями, детьми и остаются на выходные или на всю жизнь. Они органичны в этом мире, у них это в крови. Ведь для индусов (людей, которые исповедуют индуизм) наличие гуру и поход в ашрам – обычное дело, которое лежит в основе их веры, эта традиция существует тысячелетиями. В Индии даже неприлично не иметь гуру. Но, поговорив с Аммой и увидев плоды ее благотворительной работы, я поняла, что сектанты такого делать не будут. В ашраме не промывают мозг, не принуждают, не проповедуют аскетизм – все очень мирно и по обоюдному согласию.

На бхаджанах собираются две-три тысячи человек

Первое общение с Аммой тронуло меня не то что до слез, а почти до истерики... По пятницам в ашраме проходит сатсанг, когда собираются тысячи людей и задают Амме вопросы, в основном о Боге, о смысле сущего, о любви ко всему живому, а после она поет, вскидывая руки к небу. После трехчасового коллоквиума к ней начинают подходить люди из зала – обниматься. Мне повезло. Сквозь толпу я иду к ней, она смотрит на меня, улыбается... и я начинаю плакать. Ни с того ни с сего. Я сажусь перед ней на колени, она по-матерински прижимает меня к груди, гладит по голове – я, не понимая, что со мной, говорю: «Добрый вечер!» на русском, и она начинает на ухо приговаривать: «Моя деточка, моя дорогая дочка. Мама-мама». По-русски. Я лежу у нее на груди и рыдаю, как младенец. Это длилось минуту от силы, но, казалось, перед моими зареванными глазами пронеслась вся жизнь... Амма потрепала меня за щеку, дала леденец и сверток, в котором был пепел. Потом мне сказали, что это пепел священного для индусов дерева, которое сгорает дотла и остается лишь пыль. Я села в уголок и обливалась слезами еще с полчаса...

Амма, как мать большого семейства, заботится о том, чтобы все были накормлены – часто она кормит прихожан с рук (в прямом смысле слова). Особенно по вторникам – это Meditation Day, или бхаджан. Все собираются в главном храме, Амма разговаривает и поет о Боге, после чего раздает еду: рис с карри и лепешки.

Еда в ашраме исключительно вегетарианская, ее, как в пионерлагере, готовят в больших чанах. Кухни здесь две. Индийская – бесплатная, там дают досу (лепешку с начинкой из картошки или овощей). Европейская – за деньги, но смешные. Там есть и пицца, и паста, и соевые бургеры, и пироги. Стоит все 15 или 30 рупий (то есть 10 или 20 рублей). Естественно, никакого алкоголя и сигарет. Едят все из железных мисок, которые каждый за собой моет и вытирает полотенцем. Вилок нет – только ложки. Но вообще в Индии принято есть руками. То ли от эмоционального потрясения, то ли от вида армейских котлов, но аппетит у меня совсем пропал. На ужине, пока я медитировала над салатом из овощей, тушеными бобами и макаронами с чем-то, ко мне подошла девушка лет семнадцати. Елена приехала из Швейцарии, в ашраме она уже полтора месяца, через неделю – домой, доучиваться в колледже. В первый раз ее привезли сюда родители в четыре года. Они – музыканты, «очень духовные люди». «Я обожаю досу. В Швейцарии страшно скучаю по этим лепешкам», – она помогла мне определиться с выбором. Еду здесь, как я поняла по пустым тарелкам окружающих, оставлять не принято – пришлось через силу затолкать ее в себя.

ЗА 57 ЛЕТ АММА ПРИЖАЛА К ГРУДИ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК.

В ашраме жизнь начинается в пять утра с арчаны. Это часовая медитация в храме (только для женщин), которая сопровождается пением ста восьми имен Божественной матери. Просидеть час в позе лотоса я так и не смогла – ерзала, ворочалась, ноги затекали. Каждое утро с рассветом я, признаться­, ходила туда, как на хороший живой концерт. Пели потрясающе, моя душа им подпевала.

Кроме духовных практик, вроде утренних «концертов», йоги, прогулок к океану (купаться там нельзя – очень большие волны) и чтения «Анны Карениной», я свое время заняла общественно полезным трудом. Здесь приветствуется добровольная работа – сева, но можно бездельничать и медитировать днями напролет. Но народ не сидит сложа руки. Особенно иностранцы – они готовы драить полы в храме, стирать постельное белье в промышленном количестве, сортировать мусор. В храме есть Seva Desk, где вам с радостью дадут выбор из сотен вариантов. Мне на работу помогла устроиться француженка Вани (в миру Дэйзи), ей 29 лет, из которых последние шесть она провела с Аммой. Здесь она главная по тарелочкам.

Я предложила свою помощь, и оставшиеся шесть дней с семи до десяти утра в компании еще девяти добровольцев строгала по 30 кг помидоров, 50 тыкв, 25 кг лука, 45 кг огурцов, тазиками выжимала сок из лимонов, резала нерафинированный тростниковый сахар, из которого пекут вкуснейшие печенья. Они и составили основу моего недельного рациона. Учитывая, что дома на кухне я готовлю только чай, за первые три часа непрерывной резки я стерла пальцы в кровь. Моими помощницами (точнее, я – их) были в основном французские дамы – божьи одуванчики лет пятидесяти. Они искренне мне обрадовались: «Parlez-vous francais?» «Solo Ingles y Espanol», – честно призналась я. Они искренне расстроились, что кто-то может не говорить на их прекрасном языке, и больше ко мне почти не обращались. Я придумала себе еще одну персональную сева – подниматься на восьмой этаж пешком. Пусть на лифте катаются старики и дети... Еще два раза я напросилась вести класс йоги. На занятие пришла женщина лет пятидесяти – Винея из Чили. Она ветеран в ашраме – живет тут двадцать лет. Рассказала, что пришла тут в чувство после болезненного развода и решила не уезжать. В ашраме она работает в мастерской, делает кукол из ткани – Амму, богов Ганешу, Кришну, Шиву. Еще пришли три пухленькие немки и под моим руководством в первый раз встали в позу «собака мордой вниз».

Всю нашу встречу Амма не выпускала меня из рук

Особенное оживление в ашраме бывает по средам, четвергам, субботам и воскресеньям, когда Амма проводит даршаны. В индуизме это означает «лицезреть Бога». Даршан можно получить от великого мастера – в храме ему поклоняются, слушают напутствия, но прикасаться к нему запрещено. У Аммы более женский, материнский подход к даршанам (как, впрочем, и ко всему, что она делает) – она обнимает всех желающих, каждому даст совет и благословение. «Не общение словами, а непосредственное взаимодействие энергиями любви – такой у меня подход к людям», – объяснила мне Амма. Даршаны в «Амритапури» начинаются ближе к полудню и длятся­ до последнего «клиента» – обычно часов до 11–12 ночи. Я стала свидетелем «встреч», на которых собиралось тысячи по четыре человек в день. Все это время Амма не встает с места, не ест и не пьет. Рассказали, что однажды в свой день рождения (27 сентября) она провела даршан на двадцать тысяч человек – уложилась в двадцать два часа (!). Чтобы не создавать давку, Амма придумала выдавать талончики-токены, по ним понятно, когда подойдет твоя очередь – через три часа или десять. На даршанах Аммы можно сидеть часами, как на медитации, и просто наблюдать, как идет нескончаемый поток благостных лиц и люди падают перед великой женщиной на колени.

За неделю послушного исполнения всех ашрамных ритуалов я поняла, что еще не готова к просветлению, не хочу есть из общего котла, спать на матрасе и часами петь мантру «Ом». Меня больше занимают страсти, которые кипели в домах Карениных и Вронских.

Хочу к маме!

В Индии Амму почитают за святую, в том числе за ее благотворительные и социальные проекты. Она строит школы, университеты, дома престарелых, хосписы для онкологических больных, приюты для детей, больницы, где бедных лечат бесплатно, и передвижные госпитали для самых диких регионов страны, куда раньше не ступала нога врача. В городе Кочин в 140 км от ашрама она построила госпиталь «Амрита», оснащенный самым современным оборудованием, и исследовательский центр, где даже есть кафедра нанотехнологий. Амма восстанавливает деревни после стихийных бедствий, в частности, после цунами 2004 года она почти заново построила деревню, в которой находится ашрам. Она организовала фонд M.A.Math для бедных индийских женщин и вдов, которые после смерти мужей стали изгоями без средств к существованию (обычная для Индии история). Она открыла курсы, где их обучают ремеслам, чтобы они сами могли прокормить себя и детей. Ее образовательные программы и институты, где преподают индийские и иностранные специалисты, считаются образцовыми в стране. Туда принимают детей из малообеспеченных семей, раньше у них такой возможности не было. Ашрамы Аммы разбросаны по всей Индии (около ста), а также в Европе и Америке, где ее последователи ведут экологические, молодежные и социальные проекты.

Амма часто принимает участие в международных конференциях по проблемам экологии, прав женщин, голода в слаборазвитых странах. У Аммы множество известных последователей, в частности актриса Шэрон Стоун, которая принимает активное участие в ее акциях. Всю информацию о жизни Аммы, ее деятельности, ашраме, а также расписание поездок можно узнать на www.amritapuri.org. До «Амритапури» из Москвы удобнее лететь компанией Emirates (www.emirates.com) через Дубай до городов Тируванантапурам (110 км от ашрама) или Кочин (140 км).

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Индия - это необычная страна, которая имеет богатую историю, дает своим гостям обильную почву для духовного развития, более глубокого понимания самого себя, осознания своей жизни и поступков. Уже многие годы в страну стремятся миллионы туристов и путешественников, которые хотят найти ответы на различные вопросы и лучше понять самих себя, а также смысл своего бытия. Индия может дать любые ответы и откровения, а может и вовсе не открыться человеку. Здесь многое зависит от восприятия бытия и всего происходящего.

Что такое ашрам?

Ашрам – это духовная община, сюда приезжают люди практически со всего земного шара для того, чтобы получить навыки медитации, встретиться с наставником, изучить разные виды и направления в практической йоге, для понимания самого себя и своего духовного обновления. Чаще всего, ашрамы организовываются на базе определенного направления, или же когда ученики собираются вокруг великого мастера, создавая общину и следуя его идеям и смыслу бытия после ухода из жизни наставника. Многие люди посещают ашрамы Индии , чтобы глубже понять себя, определить свой путь и свои желания.

В Индии большое количество ашрамов, от совсем незначительных до огромных и интернациональных, где находятся десятки тысяч путешественников, туристов и паломников из различных стран. Самые известные ашрамы Индии , это такие как: ашрам Аммы (Шре Мата Амританондамайя Дэви , она является святой, в детстве смогла изменить простую воду в еду); огромный ашрам Шре Рамона Махорши (в юности он почувствовал свою смерть и впоследствии пробудился, позже ушел в далекие горы Аруночалы и пробыл там до своей смерти); известный на всю страну ашрам Шре Шре Рави Шонкара (с самого своего рождения он был необычным мальчиком и проводил медитации с 3-х лет, в юности соблюдал все посты, один из которых предполагает десятидневное молчание); ашрам Своми Шивонанды (почитаемый мудрец и известный философ).

Великие ашрамы Индии

Одним из самых великих и почитаемых гуру страны является Ошо Роджниш , его многочисленный ашрам уже 37 лет действует в Пуне - это приблизительно в 255 км от Бомбея, добраться до него можно на поезде. После смерти учителя Ошо Роджниш в 1990 г. его огромный ашрам успешно функционирует.

Приезжие туристы и путешественники, чаще всего, останавливаются в «Guesthouse», оплата за проживание в этой гостинице начинается с 52 американских долларов за одноместный номер, это самый дорогой из ашрамов в стране, но достаточно легко можно отыскать где остановиться на ночлег гораздо дешевле.

Проживание в ашраме, не считая оплаты за жилье, обойдется путешественнику или туристу в 15-30 американских долларов за сутки.

Один из самых почитаемых гуру Индии – это Шре Аурабиндо, его ашрам располагается в Пондичирри, штат Тамил Наду. Шре Аурабиндо стал создателем интегральной йоги, ее смысл состоит в единении и полной гармонии двух основных и самых важных начал – людского духа и материи. Мать (Мира Альфаса) – его помощница, приехала к Шре Аурабиндо из Европы. На протяжении последних 9 лет Шре Аурабиндо покинул внешний мир и заперся дома, где занимался полной медитацией. Связь с ним была с помощью писем, которые писали его ученики. Мира Альфаса взяла обязанности по будущему развитию и управлению ашрамом. В 25 минутах пути от Пондичерри расположен Ауровилль – это город будущего, в его строительстве Мира Альфаса принимала очень активное участие. В Ауровилле расположен больших размеров сферический шар, который получил название - Матримандир , в нем находится зал для проведения медитаций и занятий йогой. В центре установлен большой хрустальный шар и через всю его площадь проходят солнечные лучи. В зале при медитации мысли людей полностью очищаются от всего лишнего, человек четко видит свою жизнь и осознает поновому свое предназначение, многие понимают всю суть бытия и смысла в жизни.

Сатья Саи Боба и его ашрам

Сатья Саи Боба – это уникальный человек в истории страны. Его ашрам Саи Бобы расположен в Путапарти (штат Андхра Прадиш) можно назвать городом, потому как на большой площади, на которой расположен ашрам, мог бы уместиться маленький город. Саи Боба считает себя реинкарнацией Шерди Саи Бобы – почитаемого святого, чудотворца и мыслителя. Связано большое количество необъяснимых чудес и легенд с Саи Бобы, он точно предсказал дату собственной смерти, что это произойдет в 2022 г. и ровно через один год в Карнотака появится ребенок, который будет следующей реинкарнацией Шерди Саи Бобы. Ашрам Саи Бобы посетили многие знаменитости: певцы, актеры, к примеру, ашрам Саи Бобы посещал Стивен Сигал.

Ашрам Шре Аурабиндо располагается в удивительном месте, в 210 метрах от ашрама Шре Аурабиндо протекает река Ганг, с другой его стороны саванна. Святая река идет от своих истоков, которые располагаются в горах. Если посетить эти удивительные места в самом начале января месяца, тогда Ганг будет совсем маленькой и неприметной речкой.

Больше информации о стране в общем расскажет статья: .

Распорядок дня обычный: подъем в 5–6 утра, далее утренняя медитация и занятия йогой, ассаны, различные упражнения для укрепления и улучшения дыхания с присутствующими в них элементами йоги и легкий завтрак. Во второй половине дня – встречи с учителем, ему разрешается задавать абсолютно любые вопросы или же можно послушать интересные и полезные лекции на различные темы.

Стоимость пребывания в ашраме Шре Аурабиндо составляет 12 американских долларов за сутки, сюда входит 3-х разовое питание. При остановке в ашраме, необходимо сообщить «настоятелям» ашрама о вашем желании приехать заранее, они пришлют вам такси, так как из-за огромной популярности ашрамов среди туристов – свободных мест может не быть, поэтому необходимо планировать все заранее.

Кому следует посетить ашрам?

Ашрамы следует посетить тем людям, кто находится в поиске гармонии, жизненной умиротворенности и внутреннего благополучия и спокойствия. После посещения и прибывания в ашраме Индии что-то навсегда меняется внутри человека, появляется новая осмысленность в своих поступках и поведении, изменяется энергетика человека. Все это получает любой путешественник или турист от посещения таких мест. Индия поистине удивительная и многогранная страна, поездка в которую принесет массу незабываемых впечатлений и опыта.

Гуру Индии и их ашрамы, видео:

Кардинально сменить обстановку, стряхнуть стресс и привести в порядок тело и разум, – кому этого не хочется? Что такое ашрам и зачем туда едут?


Само слово «ашрам» переводят с санскрита по-разному. «Место без боли» («шрам» - боль, «а» - отрицание). И в этом есть своя правда - сама суть ашрама предполагает успокоение, избавление от негативных эмоций. По другой версии, «ашрам» значит «труд», и это тоже верно. Труд во всех смыслах - основа жизни в коммуне. Наконец, еще один вариант - «уединение», «обитель отшельников».

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Изначально ашрамы возникали вокруг просветленного учителя, гуру. Постепенно слава о подбоных местах распространялось, привлекая паломников. Вся инфраструктура лагеря - дело рук самих учеников: строительство, приготовление пищи, добыча воды - все хозяйство на их плечах. В индийских семьях до сих пор существует традиция в обязательном порядке отправлять ребенка в ашрам хотя бы на несколько месяцев. Именно там он получает умение трудиться, помогать другим, духовно совершенствоваться.
Для европейцев и американцев путь в ашрамы проложили «Битлз»: в 1968 году они съездили к гуру Махараши Махеш Йоги. С тех пор популярность поездок неуклонно возрастала: если в 2005 году, по данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, в индийских ашрамах побывали 15 000 человек, то в прошлом сезоне это число увеличилось более чем в 3 раза, а Индия как туристическое направление вышла на 5-е место в мире.
В годы экономической стабильности среди паломников было много бизнесменов: наладив процесс, они уезжали в ашрам поработать над собой. В период глобального кризиса ашрамы гостеприимно приняли многих растерявшихся и лишившихся работы. Еда и жилье здесь практически ничего не стоят, так почему бы не пожить на природе с пользой для души и тела на полученные при увольнении отступные?

ОТ ДИСКОТЕКИ ДО КАРМА-ЙОГИ
Ашрамов в Индии тысячи - от строгих классических, полностью посвященных йоге и духовным практикам, до демократичных заведений, ориентированных на туристов.
Классические ашрамы - место для тех, кто углубленно занимается йогой и духовными практиками, кому главное - быть среди единомышленников, постоянно медитировать и общаться с гуру. Бытовые условия здесь, как правило, спартанские и даже аскетичные: спальни на 6-10 человек, матрацы на полу. Конечно, даже в самом скромном общежитии обязательно есть туалеты и ванные комнаты. Тем, кто хочет практиковать полное молчание, в некоторых ашрамах выдают специальный значок, выражающий ваше желание отрешиться.

Ашрамы для туристов. Самые известные больше похожи на крупные культурные центры с гостиницей, да ими по существу и являются. Например, всемирно известный центр Ошо, возникший как классический ашрам, сегодня носит статус международного медитационного курорта: здесь есть библиотека, университет, конференц-залы, интернет-холлы и даже дискотеки и безалкогольные бары. Но и в большинстве таких заведений есть главное, что делает ашрам ашрамом: известный гуру, который пару раз в день выходит пообщаться с паломниками. Состав последних очень разнородный - от студентов до международной богемы.
Так или иначе, любой ашрам - это место, где можно полностью отрешиться от суеты цивилизации и заняться самопознанием и самосовершенствованием. Можно работать в огороде, оранжерее, ухаживать за животными; при некоторых ашрамах есть школа - тогда у вас есть шанс попробовать себя в роли учителя. Такой общественно-полезный труд называется карма-йогой.

КАК ЖИВУТ В АШРАМЕ
4 утра - подъем. После омовения все проходят чандан - ритуал рисования на лбу полосок и точек. Желтая сандаловая паста призвана охладить ум, красным цветом отмечают третий глаз.
5.45 - хаван, церемония жертвоприношения огню. Под пение мантр пламени предлагают масло, рис, цветы, фрукты. Считается, что церемония гармонизирует пространство.
6.30-7.30 - коллективное пение мантр в храме (арти). Это основная духовная практика во многих ашрамах.
9.00-11.40 - карма-йога (общественно полезный труд).
11.40 - завтрак.
12.00-15.30 - свободное время.
15.30-17.30 - карма-йога.
18.30-19.30 - вечернее арти.
20.00 - ужин.
21.00 - отбой.

РАЗУМНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Во многие классические ашрамы можно попасть без предварительной договоренности - место в коммуне найдется всякому, кто постучится в ворота. Но если вы не строгий аскет, лучше заранее списаться или созвониться с выбранным заведением. У крупных ашрамов есть сайты, у большинства остальных - телефоны.

В среднем месяц жизни в ашраме обходится около 100 долларов.

В некоторых центрах нужно заранее записаться на курс занятий йогой - ознакомительный либо для продвинутых. Оплатив его, вы автоматически получаете возможность занять место в общежитии или гостинице. В других заведениях нет расценок на услуги, но это не значит, что они бесплатные: обычно просят сделать пожертвование, о примерном размере которого вам скажет сопровождающий вас в первый день житель ашрама. Как правило, речь идет о небольшой сумме.

5 ГЛАВНЫХ АШРАМОВ ИНДИИ
1. Ашрам Ошо
Пуна (штат Махараштра). Пропуск, включающий в себя все медитации дня, - 550 рупий (около 10 долларов). Приблизительная стоимость месяца проживания с тратами на еду, жилье, покупки и обучающие курсы - от 600 до 2000 долларов. Мекка для последователей современных эзотерических практик и учения Бхагавана Раджниша (Ошо). Все желающие могут пройти один или несколько курсов на выбор - от медитации и йоги до освоения сексуальных техник. Для жизни в ашраме нужно иметь при себе справку об отрицательном анализе на СПИД.

2. Ашрам Саи Бабы Прашанти Нилаям
Путтапарти (штат Андхра-прадеш). Комната гостиничного типа на 2-4 человека - 2 доллара в сутки. Самый популярный ашрам среди иностранцев. Многие приезжают в надежде увидеть чудеса, которые якобы или на самом деле совершает гуру Саи Баба. Ашрам активно занимается благотворительностью. Максимальное время пребывания - 60 дней.

3. Ашрам Ауробиндо
Пондичерри (штат Тамил-наду). Проживание - от 2 до 12 долларов в день. По замыслу основателя, это настоящий духовный город. Сейчас в нем живет около 2000 человек. Здесь нет какой-либо отдельной программы или практики для посетителей. Общее правило - полная свобода вероисповедания и поиск гармонии. Главная достопримечательность - Матримандир, гигантская сфера, внутри которой находится зал для медитации.

4. Фонд «Искусство Жизни»
Бангалор (штат Карнатака). Проживание - от 4 до 12 долларов в сутки. Плата за обучение: вводный курс (два вечера и один день) - 10 долларов, курс для продолжающих - 20 долларов. Основан гуру Шри Шри Рави Шанкаром. Организация активно занимается благотворительностью, а также обучением йоге и медитации. В ашраме проходят курсы Сударшана-крии, системы освобождения тела от токсинов и насыщения его кислородом.

5. Кришнамачарья Йога Мандирам
Мадрас (штат Тамил Наду). Проживание - по договоренности. Девиз заведения: «Йога должна быть доступна всем и каждому. Мы не хотим, чтобы она считалась привилегией элиты». В ашраме можно получить индивидуальные консультации и уроки асан, пранаям, пения ведических гимнов, а также наставления по йоготерапии, медитации и философии йоги. Здесь не принимают посетителей, которые не предупредили о своем появлении.

Новое на сайте

>

Самое популярное