Домой Деревья и кустарники Читается аль фатиха. Толкование суры аль-фатиха. Перевод на русский язык звучит так

Читается аль фатиха. Толкование суры аль-фатиха. Перевод на русский язык звучит так

Все о религии и вере - "молитва фатиха когда читается" с подробным описанием и фотографиями.

Транскрипция суры Аль Фатиха

Перевод суры Аль Фатиха Иман Пороховой

1. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!

2. Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.

Хвала Аллаху, Господу миров;

3. Ар-рахмаани ррахиим.

Всемилостив и Милосерден Он один,

4. Мяялики яумид-диин.

Дня судного один Он Властелин.

5. Ийяякя на’буду ва ийяякя наста’иин.

Лишь пред Тобой колени преклоняем, и лишь к Тебе о помощи взываем:

6. Ихдина ссырааталь-мустакыим.

«Направь прямою стезею нас,

7. Сыраатол-лязийна ан’амта ‘аляйхим,

Что Ты избрал для тех, Кто милостью Твоею одарен,

Убереги нас от пути разгневавших Тебя

И тех, которые в неверии блуждают».

Перевод суры Аль Фатиха на русский

1. Я начинаю с Именем Аллаhа – Единого Всемогущего Создателя. Он – Милостивый, Дарующий блага для всех на Этом Свете, и Милостивый только для верующих в Ахирате.

2. Хвала Аллаhу, Господу миров, за все, что Он даровал Своим рабам (Ангелам, людям, джиннам). Вся слава – Аллаhу, Творцу и Господу миров.

3. Он – Ар-Ра х м а н (Милостивый для всех на этом Свете) и Он – Ар-Ра хи м (Милостивый только для верующих на Том Свете).

4. Алл а h – Один Властелин Судного Дня, Дня расчета и Воздаяния. И никто, кроме Него, не властен ни над чем в Этот День. Алл а h властвует надо всем.

5. Тебе Одному мы совершаем наивысшую степень поклонения и к Тебе взываем о помощи.

6. Сохрани нас на Пути Истины (на Пути Ислама), блага и счастья.

7. Веди нас по Пути Твоих благочестивых рабов, которым Ты даровал верить в Тебя и которым оказал Свою Милость, направив их по прямому Пути (пути Ислама), по пути тех, которых Ты облагодетельствовал (по Пути Пророков и Ангелов). Но не по пути тех, которых Ты наказал, и которые сбились с Пути Истины и блага, отклонившись от веры в Тебя, не проявив повиновения Тебе.

Сура Аль Фатиха на арабском

1:1 بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيم

Бисмилляhи-р-Рахмани-р-Рахим1) Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!2) во имя единого Бога, Всемилостивого и Милостивейшего

1:2 الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِين

Альхамдулилляhи раббиль ‘алямин1) Хвала - Аллаху, Господу миров2) Хвала единому Богу, Господу миров

1:3 الرَّحْمـنِ الرَّحِيم

Ар-Рахмани-р-Рахим1)Милостивому и Милосердному,

1:4 مَـالِكِ يَوْمِ الدِّين

Малики яумиддин1)Царю в день суда!2)Властелину дня Воздаяния

1:5 إِيَّاك نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِين

Иййака на’буду ва иййака наста’ин1) Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь!2) Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного мы просим о помощи

1:6 اهدِنَــــا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ

Иhдина ссыраталь мустак’ыим1) Веди нас по дороге прямой,2) Веди нас прямым путём,

1:7 صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّين

Сыратал лязиина ан’амта ‘аляйhим, гайриль магдуби аляйhим ва лядолин.1) по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.2) путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал Твой гнев, и не заблудших.

Суру Аль-Фатиха необходимо произносить в каждом рак‘ате (цикле движений) обязательного Намаза.

1. بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيم

Бисмилл я hи-р-Ра х м а ни-р-Ра хи м. 1. Я начинаю с Именем Аллаhа – Единого Всемогущего Создателя. Он – Милостивый, Дарующий блага для всех в на Этом Свете, и Милостивый только для верующих на Том Свете.

2. الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِين

Аль- Х амду ли-лл я hи Рабби-ль-‘ а лям и н. Хвала Алл а hу, Господу миров, за все, что Он даровал Своим рабам (Ангелам, людям, джиннам). Вся слава – Алл а hу, Творцу и Господу миров.

Ар-Ра х м а ни-р-Ра хи м. Он – Ар-Ра х м а н (Милостивый для всех на этом Свете) и Он – Ар-Ра хи м (Милостивый только для верующих на Том Свете).

4. مَـالِكِ يَوْمِ الدِّين

М а лики Я у ми-д-д и н. Алл а h – Один Властелин Судного Дня, Дня расчета и Воздаяния. И никто, кроме Него, не властен ни над чем в Этот День. Алл а h властвует надо всем.

5. إِيَّاك نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِين

Ий я кя на‘буду у а ий я кя наста‘ и н. Тебе Одному мы совершаем наивысшую степень поклонения и к Тебе взываем о помощи.

6. اهدِنَــــا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ

Иhдина- с – с ыр а та-ль-муста кы м. Сохрани нас на Пути Истины (на Пути Ислама), блага и счастья.

7 . صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّين

С ыр ат а-лля зи на ан‘амта ‘аляйhим. Г айри-ль-ма гду би ‘аляйhим у а ля д – да лл и н». Веди нас по Пути Твоих благочестивых рабов, которым Ты даровал верить в Тебя и которым оказал Свою Милость, направив их по прямому Пути (пути Ислама), по пути тех, которых Ты облагодетельствовал (по Пути Пророков и Ангелов). Но не по пути тех, которых Ты наказал, и которые сбились с Пути Истины и блага, отклонившись от веры в Тебя, не проявив повиновения Тебе.

О важности удвоений при чтении Суры Аль-Фатиха:

Передано, что Аль-Джа`барий (الجعبري) говорил: «Количество удвоений в суре аль-Фатиха (الفاتحة) четырнадцать. Есть ученые, которые не считают аль-Басмалу (بسمالله الرحمن الرحيم) Аятом, в этом случае количество удвоений будет равно одиннадцати.

Абу аль-Хасан аль-Сафакасий (أبو الحسن الصفاقسي) (да смилуется Аллаh над ним) в своей книге «Напоминание беспечным (невнимательным) и наставление незнающим о совершаемых ошибках при чтении Кор’ана» на с.120 сказал: «Знай, что удвоение буквы в Кор’ане имеет большое значение, и поэтому чтец должен знать все, что связано с удвоением. Каждая удвоенная буква состоит из двух букв, одна с сукуном, а вторая с огласовкой. И поэтому нужно произносить ее, придавая все свойства удвоенной букве, чтобы отличить ее от неудвоенной, так как оставление удвоения удвоенной буквы – это оставление одной буквы из Кор’ана. А это не разрешается, и поэтому ученные предостерегали от такой ошибки и напоминали о количествах удвоенных букв в Суре Аль-Фатиха (الفاتحة)”.

Что делать тому, кто не умеет правильно произносить Суру Аль-Фатиха?

Одно из условий чтения Намаза – правильное произношение без искажения смысла произносимого. Если искажение изменяет смысл сказанного, то намаз становится недействительным. Поэтому надо проверять правильность произношения с грамотным достоверным учителем, который знает как правильно произносить и способен на слух услышать ошибку и исправить. До тех пор же пока человек не научится произносить что-то правильно, он все равно обязан читать Намаз, но при этом он или читает Намаз за Имамам, молча повторяя за ним движения, или если он читает Намаз один, произносить что-то из Кор-ана или Зикра

Если кто-то знает один или более Аятов из Суры «Аль-Фатиха», то может повторять их несколько раз, чтобы было произнесено то же или большее количество букв, что и в целой Суре «Аль-Фатиха».

А если человек ничего не может читать из Кор`ана, то должен читать Зикр (слова поминания Аллаhа), к примеру такой как: «Субхана-ллаh, уа-ль-хамду-ли-лляh, уа ля иляhа илля-ллаh, уа-ллаhу Акбар» («Аллаh превыше всех недостатков, Хвала и Слава- Аллаhу, нет никакого божества кроме Аллаhа, Аллаh Всемогущ»). Молящийся произносит эти слова столько раз, сколько будет достаточно для того, чтобы минимум получилось то же количество букв, что и в Суре «Аль-Фатиха».

Передано Имамами Ан-Науауий и Ибн Хиббаном, что однажды к Пророку, мир Ему, пришел человек и спросил:

«О Посланник Аллаhа! Воистину, я не могу обучиться чтению Кор`ана. Научи меня тому, что заменит чтение Кор`ана». Пророк, мир Ему, ответил: «Скажи: «Субхана-ллаh, уа-ль-хамду-ли-лляh, уа ля иляhа илля-ллаh, уа-ллаhу Акбар. Уа ля хауля уа ля куууата илля би-лляhи-ль-‘Алиййи ль-‘Азым»».

В другом Хадисе Пророк, мир Ему, сказал: «Если можешь читать Кор`ан, то читай его. Если же нет, то читай «Аль-хамду-ли-лляh, ля иляhа илля-ллаh, Аллаhу Акбар»».

Например, произнести слова «Аллаhу Акбар» двадцать раз- достаточно.

P.S. Буква h в слове Аллаh- это горловая буква « ه », произносится как английская или украинская буква «Г». Звук «h» (hа) еще напоминает татарский «h».

В Слове Áкбар ударение на первой букве «а», вторая буква «а» не тянется, так как если тянуть «акбаааааааар», то тогда получается другое арабское слово, означающее «барабан».

Мобильное приложение«Happy Mama»

4,7 Общаться в приложении гораздо удобней!

Мама не пропустит

женщины на бэби.ру

Наш календарь беременности открывает Вам особенности всех этапов беременности - необычайно важного, волнующего и нового периода Вашей жизни.

Мы расскажем Вам, что будет происходить с Вашим будущим малышом и Вами в каждую из сорока недель.

Сура аль Фатиха текст на русском

Транскрипция суры аль Фатиха на русский язык

  1. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
  2. Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
  3. Ар-рахмаани ррахиим.
  4. Мяялики яумид-диин.
  5. Ийяякя на’буду ва ийяякя наста’иин.
  6. Ихдина ссырааталь-мустакыим.
  7. Сыраатол-лязийна ан’амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин. Амин

Смысловой перевод суры “Аль-Фатиха”

  1. Именем Аллаха, милость которого безгранична и вечна.
  2. Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу миров.
  3. Милость которого безгранична и вечна.
  4. Владыке Судного дня.
  5. Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи
  6. Веди нас правильным путем.
  7. Путем Твоих рабов, которых Ты наставил на веру в Тебя и которымТы оказал Свою милость, направив их на прямой путь и оказал им Свое благоволение, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с пути.

«Аль-Фатиха» - величайшая сура Корана, которая также является полезной, сильной и всесторонней молитвой. Аллах обязал людей взывать к Нему этими словами в каждом ракагате намаза.

Аль-Фатиха - лечение от любой болезни кроме смерти

Пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний и приветствует, особенно подчеркивал силу воздействия этой суры, говоря: «Аль-Фатиха» - лечение от любой болезни кроме смерти». В подтверждение его слов приводится следующий хадис.

Однажды группа сподвижников пророка, мир ему и благословение Всевышнего, проходила мимо оазиса, вождь племени которого был укушен скорпионом. К ним навстречу вышел житель оазиса и сказал: «Есть ли среди вас умеющие лечить молитвой? В оазисе есть человек, которого укусил скорпион». Сподвижник Пророка пришел к главе племени и начал читать суру «Аль-Фатиха», дуя и сплевывая на место укуса. Очень быстро этот человек начал приходить в себя. Через некоторое время вождь как будто бы освободился от пут и стал ходить, полностью избавившись от боли. Когда больной полностью выздоровел, сподвижники вернулись к Посланнику Аллаха, благословит его Всевышний и приветствует, и рассказали ему о том, что произошло, на что Пророк спросил: «Откуда ты узнал, что «Аль-Фатиха» может служить в качестве заговора (лекарства)? А потом сказал: «Вы все сделали правильно, поделите то, что вам досталось, и выделите одну овцу мне».

Имам ан-Навави говорил: «Сура «Аль-Фатиха» является рукъя-заклинанием (наряду с другими формами ее пользы и благодатности). Поэтому желательно читать эту суру на тех, кого постиг вредоносный, ядовитый укус, а также на любого, страдающего тем или иным недугом, болезнью».

Данная сура является результативной мольбой-ду’а, обращенный в мир, где отсутствуют понятия времени и пространства, правильное обращение в который может обернуться неописуемыми формами счастья в мирском и вечном.

Если вы нуждаетесь в чем-нибудь, то прочтите суру «Аль-Фатиха» от начала до конца, и Всевышний Аллах даст вам помощь, если пожелает

Есть еще несколько хадисов, где показываются достоинства чтения суры «Аль-Фатиха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что в суре «Аль-Фатиха» есть лекарство от любых несчастий.

Абу Сулейман (да будет доволен им Аллах!) передает, что сподвижники пророка во время одной битвы прочитали суру «Аль-Фатиха» человеку упавшему на землю от эпилепсии. После прочтения Фатихи человек сразу же выздоровел. На это пророк Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сура «Аль-Фатиха» является исцелением от любых заболеваний».

Харидж Ибн-и Салт Ат-Тамими (да будет доволен им Аллах!) передал такой рассказ своего дяди: Однажды я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха). После того, как я ушел от него, я направился к одной общине. Среди них был один умалишенный человек, его держали на цепи. Близкие люди этого больного обратились мне: «Есть ли у тебя с собой снадобье что поможет этому сумасшедшему? Нам сказали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) принес с собой благо». В течении 3-х дней я утром и вечером читал ему суру «Аль-Фатиха» а после прочтения не сглатывая слюни дул на него. Потом как этот больной выздоровел мне дали 100 баранов. Я сразу же вернулся к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и поведал ему эту историю. На это он велел: «Съешь этих баранов! Клянусь, есть и такие люди, которые кушают то, что было дано им за совершение нехороших вещей. А ты сделал хорошее дело».

Абдуль-Малик (да будет доволен им Аллах!) передал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «В суре Фатиха есть выздоровление от всех заболеваний». Также он сказал: «Если ты захворал или жалуешься на что-либо, то обращайся к суре «Аль-Фатиха», являющейся основой священного Корана».

Абуд-Дарда (да будет доволен им Аллах!) передал такие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Сура Фатиха отличается от всех сур священного Корана. Если установить ее на одну чашу весов, а на другую чашу поставить весь Коран, то сура «Аль-Фатиха» окажется тяжелее в 7 раз».

Передаются следующие слова Ата (да будет доволен им Аллах!): «Если вы нуждаетесь в чем-нибудь, то читайте суру «Аль-Фатиха» от начала до конца, и Аллах поможет вам, если пожелает».

Читайте еще

Всевышний Аллах в Священном Коране дал людям обещание о том что примет их мольбы. И поэтому нам всегда нужно обращаться к Нему с дуа во всех случаях жизни и в радости и в горе. Больше всего люди нуждаются в помощи Всевышнего Аллаха, когда их постигают различные болезни и недуги. Пророк Мухаммад (ﷺ) при болезнях&.

Дуа для обретения богатства Как мы знаем дуа (молитва) является оружием мусульманина при различных жизненных смтуациях. И при желании увеличения пропитания, верующий обращается к Дарующему Всевышнему Аллаху, взывая к Нему даровать средства. Дуа способна изменять судьбу, и Аллах дарует нам больше, если мы совершаем дуа часто. Аллах любит взывающих к нему, «Обо всем, в.

Ушр, ушур с арабского имеет значение как десятая часть. Это своего рода налог или сбор в размере 1/10. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов (иджмой). Выплачивается данный вид закята с продуктов земледелия (с урожая). Закят с урожая посевов и фруктовых садов, взращенных дождевой или речной водой, сена, а такж.

Ритуальная чистота – одна из обязательных условий намаза. Без омовения, намаз считается недействительным. Каждый мусульманин и мусульманка должны располагать сведениями об этих обязательных элементах омовения. Есть два вида – полное и малое омовение. Полное омовение (гусль) Полное омовение по другому называется- гусль. Это процесс обливания.

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ . اللَّهُ الصَّمَدُ. لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ . وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُواً أَحَدٌ. Сура аль Ихлас текст русскими буквами Бисми-лляяhи-ррахмаани-ррахииим 1. Куль ху Аллаху ахад. 2. Аллаху с-самад. 3. Лям йялид ва лям юляд&n.

Вы молитесь и просите Бога наделить вас чем-либо или отвести от вас что-либо вредоносное. Однако как бы вы старательно не взывали Всевышнему Создателю, ваши молитвы остаются без ответа и вы не осознаете в чем причина этого. Почему Аллах не отвечает на мою молитву? Всевышний все слышит и видит, ведает обо всех наших желаниях. Он сказал: «Если.

Развитие ислама в стране, строительство мечетей и их снос, подготовка, а также назначение священнослужителей, находятся под контролем государства. Общество в Туркменистане исторически пассивно, а та узкая прослойка, которая могла бы повлиять на политическую жизнь, была вытоптана еще во времена Сапармурата Ниязова. Даже в наиболее религиозных областях Туркменистана не существует исламских полити.

Приносить в туалет телефон, в котором находятся файлы с Кораном, книги по шариатским наукам или другие ценные писания, не воспрещается, если они не открыты в телефоне и не выведены на его дисплей (экран). Если вместо звонка подключены азан или зикр, то во избежание их проигрывания во время поступления входящего звонка выключайте телефон или оставьте его снаружи. Если же вы забыли его выключить и з.

СуннаОнлайн – запасной

Чтение “Аль-Фатихи” за имамом

Это краткая работа, в которой я постарался очертить разногласия в этом вопросе и упомянуть основные доводы сторон

Этот вопрос относится к числу достаточно сложных вопросов, которые имамы фикха с обеих сторон уединяли в отдельных книгах по этой теме, на подобие книг аль-Бухари, аль Бейхакы, и также ответа шейх уль Ислама Ибн Теймии на аль Бухари, и так далее.

И данная краткая статья совершенно не может служить никаким “решающим словом”, однако это лишь краткое упрощение и изложение вопроса.

بسم الله الرحمن الرحيم

Это вопрос давних разногласий у сподвижников Посланника Аллаха, мир ему, и имамов фикха из числа саляфов.

لا صلاة لمن لم يقرأ بفاتحة الكتاب

“Нет молитвы у того, кто не читал суру “Аль-Фатиха”

“Толкование хадиса в котором Пророк сказал: “Нет молитвы у того кто не прочитал аль-Фатиху ” – то что это про того кто молится один, а если же он молится за имамом – то чтение имама будет чтением и для него”

“Когда читается Коран то слушайте его и أنصتوا (они истолковали это слово как “полностью храните молчание”)”

“Имам был установлен лишь для того чтобы следовать за ним, и когда он делает такбир – то делайте и вы такбир, а когда он читает – то молчите и прислушивайтесь”

43 – وأخرج مسلم أيضاً حديث جرير عن التيمي عن قتادة عن أبي غلاب عن حطان عن أبي موسىعن النبي (صلى الله عليه وسلم) في سنن الصلاة وتعليم النبي (صلى الله عليه وسلم) إياهم ذلك، فيه (وإذا قرأ فانصتوا) وقد خالف التيمي جماعة منهم هشام الدستوائي وشعبة وسعيد وأبان وهمام وأبو عوانة ومعمر وعدي بن أبي عمارة ورووه عن قتادة، لم يقل أحد منهم: (وإذا قرأ فانصتوا) وقد روي عن عمر بن عامر عن قتادة متابعة التيمي وعمر ليس بالقوي تركه يحيى القطان وفي اجتماع أصحاب قتادة على خلاف التيمي دليل على وهمه والله أعلم.

“Передал Муслим также от Джарира, от ат Тейми, от Катады, от Аби Галляба от Хиттана, от Абу Мусы, от Пророка, мир ему, хадис о сунанах молитвы и его обучении сподвижников им, и пришло в этом хадисе: “И когда имам читает – то молчите и прислушивайтесь”.

“Сказали некоторые из ученых: “Слова Аллаха: “А когда читается Коран то слушайте его и молчите, и вы будете помилованы ” – частные, которые касаются всего, помимо суры “Аль-Фатиха”

“Всякий раз когда муслим хорошо очистится, затем придет на джума, затем будет проявлять “инсат” (ينصت) до тех пор пока имам не закончит молитву – это будет ему искуплением того что между этой джума и следующей, до тех пор пока он будет избегать убийства”

فالنبي صلى الله عليه وسلم ندب في هذه الأخبار إلى الإنصات عند خروج الإمام يوم الجمعة حتى يصلي الإمام ومعلوم أنه لم يرد به سكوت الإمام عن تكبيرة الافتتاح وتكبيرات الانتقالات والتسبيح في الركوع والسجود والذكر عند الرفع والتشهد والدعاء والتسليم وإنما أراد سكوته عن كلام الناس وإنصاته عن محادثة بعضهم بعضا حتى يفرغ الإمام من الصلاة وكذلك لم يرد سكوته عن قراءة الفاتحة وفيه دليل على أن الإنصات يطلق على ترك الجهر وترك كلام الناس وإن كان قارئا في السر ذاكرا في نفسه

“И Пророк, мир ему, побудил в этих сообщениях к “аль-инсату” (الإنصات) начиная с момента когда имам выходит давать проповедь в день джума и вплоть до того момента как имам закончит молитву.

“Рассказал нам Мухаммад Ибн аль-Косим Ибн Закария, что рассказал им Абу Курейб, что рассказал им Хафс Ибн Гияс, от аш Шайбани, от Джавваба, от Язид Ибн Шарика, что он сказал: “Я спросил Умара Ибн аль Хаттаба о чтении за имамом, и он приказал мне читать. Я сказал: “Даже если этим имамом будешь ты?” Он сказал: “Даже если им буду я”. Я сказал: “Даже если ты будешь читать вслух?” Умар сказал: ” Даже если я буду читать вслух

“От Малика, от аль-Аля Ибн Абдур Рахмана Ибн Я’куба, что он слышал Абу ас-Саиба, вольноотпущенника Бану Захра, как то рассказал что он слышал Абу Хурейру, как он сказал: “Сказал Посланник Аллаха: “Кто прочитал молитву, и не прочитал в ней суру “Аль-Фатиха”, то эта молитва неполноценная “.

وأبو هريرة حمل الحديث عن رسول الله وهو أولى بتفسيره لأنه قد سمعه وقد يكون شهد من تفسيره ما لم يشهد غيره ممن لم يسمعه

“И Абу Хурейра – тот кто взял этот хадис от Посланника Аллаха, мир ему, и он первее к его толкованию, чем кто либо другой, потому что он слышал его, и он мог увидеть и услышать его толкование, которое не знает тот, кто не слышал его”

“От Джафара Ибн Сулеймана, от Ибн Ауна, что он сказал: “Рассказал нам Раджа Ибн Хайва, что он молился рядом с Убадой Ибн Самитом , и услышал, как он читает позади имама, и когда молитва закончилась, сказал ему: “О Абу аль-Валид, ты читаешь вместе с имамом ?!”. Убада ответил: “Горе тебе! Нет молитвы кроме как с “Фатихой”!”

“Читается за имамом и когда он читает про себя, и когда он читает вслух, и я взял чтение за имамом от Убады Ибн Самита и Макхуля”

“И из тех кто сказал об этом – аш Шафии в своем новом мазхабе в Мисре. И на этом большинство его учеников, и это слово Аль Аузаи, аль-Лейса Ибн Сада, и Абу Саура.

Мас’аля: тот кто опоздал на ракаат и не успел прочитать “аль-Фатиху” – действителен ли его ракаат?

Передали многие люди знания иджма на то что он действителен, и первый кто противоречили из ахлюль хадис в этом вопросе – это имамы Али аль-Мадини и аль-Бухари , поняв так некоторые тексты и асары.

“Единогласны люди, что тот кто застал руку’ – тот застал ракаат”

لم يخالف في ذلك أحد من أهل الإسلام

“Не противоречил в этом ни один из людей Ислама”

Это краткая работа – цель которой была изложить доводы сторон и показать силу разногласия в этом вопросе.

Транскрипция суры аль Фатиха на русский язык

  1. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
  2. Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
  3. Ар-рахмаани ррахиим.
  4. Мяялики яумид-диин.
  5. Ийяякя на’буду ва ийяякя наста’иин.
  6. Ихдина ссырааталь-мустакыим.
  7. Сыраатол-лязийна ан’амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин. Амин

Смысловой перевод суры “Аль-Фатиха”

  1. Именем Аллаха, милость которого безгранична и вечна.
  2. Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу миров.
  3. Милость которого безгранична и вечна.
  4. Владыке Судного дня.
  5. Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи
  6. Веди нас правильным путем.
  7. Путем Твоих рабов, которых Ты наставил на веру в Тебя и которымТы оказал Свою милость, направив их на прямой путь и оказал им Свое благоволение, но не тех, которые вызвали Твой гнев и сбились с пути.

«Аль-Фатиха» - величайшая сура Корана, которая также является полезной, сильной и всесторонней молитвой. Аллах обязал людей взывать к Нему этими словами в каждом ракагате намаза.

Аль-Фатиха - лечение от любой болезни кроме смерти

Пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний и приветствует, особенно подчеркивал силу воздействия этой суры, говоря: «Аль-Фатиха» - лечение от любой болезни кроме смерти». В подтверждение его слов приводится следующий хадис.

Однажды группа сподвижников пророка, мир ему и благословение Всевышнего, проходила мимо оазиса, вождь племени которого был укушен скорпионом. К ним навстречу вышел житель оазиса и сказал: «Есть ли среди вас умеющие лечить молитвой? В оазисе есть человек, которого укусил скорпион». Сподвижник Пророка пришел к главе племени и начал читать суру «Аль-Фатиха», дуя и сплевывая на место укуса. Очень быстро этот человек начал приходить в себя. Через некоторое время вождь как будто бы освободился от пут и стал ходить, полностью избавившись от боли. Когда больной полностью выздоровел, сподвижники вернулись к Посланнику Аллаха, благословит его Всевышний и приветствует, и рассказали ему о том, что произошло, на что Пророк спросил: «Откуда ты узнал, что «Аль-Фатиха» может служить в качестве заговора (лекарства)? А потом сказал: «Вы все сделали правильно, поделите то, что вам досталось, и выделите одну овцу мне».

Имам ан-Навави говорил: «Сура «Аль-Фатиха» является рукъя-заклинанием (наряду с другими формами ее пользы и благодатности). Поэтому желательно читать эту суру на тех, кого постиг вредоносный, ядовитый укус, а также на любого, страдающего тем или иным недугом, болезнью».

Данная сура является результативной мольбой-ду’а, обращенный в мир, где отсутствуют понятия времени и пространства, правильное обращение в который может обернуться неописуемыми формами счастья в мирском и вечном.

Если вы нуждаетесь в чем-нибудь, то прочтите суру «Аль-Фатиха» от начала до конца, и Всевышний Аллах даст вам помощь, если пожелает

Есть еще несколько хадисов, где показываются достоинства чтения суры «Аль-Фатиха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что в суре «Аль-Фатиха» есть лекарство от любых несчастий.

Абу Сулейман (да будет доволен им Аллах!) передает, что сподвижники пророка во время одной битвы прочитали суру «Аль-Фатиха» человеку упавшему на землю от эпилепсии. После прочтения Фатихи человек сразу же выздоровел. На это пророк Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сура «Аль-Фатиха» является исцелением от любых заболеваний».

Харидж Ибн-и Салт Ат-Тамими (да будет доволен им Аллах!) передал такой рассказ своего дяди: Однажды я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха). После того, как я ушел от него, я направился к одной общине. Среди них был один умалишенный человек, его держали на цепи. Близкие люди этого больного обратились мне: «Есть ли у тебя с собой снадобье что поможет этому сумасшедшему? Нам сказали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) принес с собой благо». В течении 3-х дней я утром и вечером читал ему суру «Аль-Фатиха» а после прочтения не сглатывая слюни дул на него. Потом как этот больной выздоровел мне дали 100 баранов. Я сразу же вернулся к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и поведал ему эту историю. На это он велел: «Съешь этих баранов! Клянусь, есть и такие люди, которые кушают то, что было дано им за совершение нехороших вещей. А ты сделал хорошее дело».

Абдуль-Малик (да будет доволен им Аллах!) передал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «В суре Фатиха есть выздоровление от всех заболеваний». Также он сказал: «Если ты захворал или жалуешься на что-либо, то обращайся к суре «Аль-Фатиха», являющейся основой священного Корана».

Абуд-Дарда (да будет доволен им Аллах!) передал такие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Сура Фатиха отличается от всех сур священного Корана. Если установить ее на одну чашу весов, а на другую чашу поставить весь Коран, то сура «Аль-Фатиха» окажется тяжелее в 7 раз».

Передаются следующие слова Ата (да будет доволен им Аллах!): «Если вы нуждаетесь в чем-нибудь, то читайте суру «Аль-Фатиха» от начала до конца, и Аллах поможет вам, если пожелает».

Читайте еще

Всевышний Аллах в Священном Коране дал людям обещание о том что примет их мольбы. И поэтому нам всегда нужно обращаться к Нему с дуа во всех случаях жизни и в радости и в горе. Больше всего люди нуждаются в помощи Всевышнего Аллаха, когда их постигают различные болезни и недуги. Пророк Мухаммад (ﷺ) при болезнях&.

Дуа для обретения богатства Как мы знаем дуа (молитва) является оружием мусульманина при различных жизненных смтуациях. И при желании увеличения пропитания, верующий обращается к Дарующему Всевышнему Аллаху, взывая к Нему даровать средства. Дуа способна изменять судьбу, и Аллах дарует нам больше, если мы совершаем дуа часто. Аллах любит взывающих к нему, «Обо всем, в.

Ушр, ушур с арабского имеет значение как десятая часть. Это своего рода налог или сбор в размере 1/10. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов (иджмой). Выплачивается данный вид закята с продуктов земледелия (с урожая). Закят с урожая посевов и фруктовых садов, взращенных дождевой или речной водой, сена, а такж.

Ритуальная чистота – одна из обязательных условий намаза. Без омовения, намаз считается недействительным. Каждый мусульманин и мусульманка должны располагать сведениями об этих обязательных элементах омовения. Есть два вида – полное и малое омовение. Полное омовение (гусль) Полное омовение по другому называется— гусль. Это процесс обливания.

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ . اللَّهُ الصَّمَدُ. لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ . وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُواً أَحَدٌ. Сура аль Ихлас текст русскими буквами Бисми-лляяhи-ррахмаани-ррахииим 1. Куль ху Аллаху ахад. 2. Аллаху с-самад. 3. Лям йялид ва лям юляд&n.

Вы молитесь и просите Бога наделить вас чем-либо или отвести от вас что-либо вредоносное. Однако как бы вы старательно не взывали Всевышнему Создателю, ваши молитвы остаются без ответа и вы не осознаете в чем причина этого. Почему Аллах не отвечает на мою молитву? Всевышний все слышит и видит, ведает обо всех наших желаниях. Он сказал: «Если.

Развитие ислама в стране, строительство мечетей и их снос, подготовка, а также назначение священнослужителей, находятся под контролем государства. Общество в Туркменистане исторически пассивно, а та узкая прослойка, которая могла бы повлиять на политическую жизнь, была вытоптана еще во времена Сапармурата Ниязова. Даже в наиболее религиозных областях Туркменистана не существует исламских полити.

Приносить в туалет телефон, в котором находятся файлы с Кораном, книги по шариатским наукам или другие ценные писания, не воспрещается, если они не открыты в телефоне и не выведены на его дисплей (экран). Если вместо звонка подключены азан или зикр, то во избежание их проигрывания во время поступления входящего звонка выключайте телефон или оставьте его снаружи. Если же вы забыли его выключить и з.

Молитвы, читаемые в намазе

«Ифтитах»; «ташаhhуд»; «ас-салят аль-ибраhимийя»; «кунут»

«ИФТИТАХ» – молитва, которую рекомендуется читать после вступительного «Аллаhу акбар» перед чтением суры «Аль-Фатиха»

اَللهُ أَكْبَرْ كَبيرًا، وَالْحَمْدُ الِلهِ كَثيرًا، وَسُبْحانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصيلاً

А затем читают «Ифтитах»:

«Аллаhу акбар кабира, валь-хамду лилляhи касира, ва субханаллаhи букратан ва асыля.

Ваджаhту ваджhия лиллязи фатара-ссамавати валь-арз, ханифа-ммуслима, ва ма ана миналь-мушрикина. Инна саляти ва нусуки ва махьяя ва мамати лилляhи раббиль-‘алямина, ля шарика ляhу, ва бизалика умирту, ва ана миналь-муслимин ».

(Аллах велик, вся хвала Ему, пречист Он от всяких недостатков. Я, преданный мусульманин, а не язычник, обращаюсь к Тому, Кто создал небеса и землю. Моя молитва, моё поклонение, моя жизнь и моя смерть – всё создано Аллахом – Господом миров, нет у Него соучастника. И это мне было повелено, и я в числе мусульман.)

«ТАШАhhУД» и «АС-САЛЯТ АЛЬ-ИБРАhИМИЙЯ»

اَلتَّحِيّاتُ الْمُبارَكاتُ الصَّلَواتُ الطَّيِّباتُ لِلهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكاتُهُ، اَلسَّلامُ عَلَيْنا وَعَلى عِبادِ اللهِ الصّالِحينَ، أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله،ِ اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما صَلَّيْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، وَبارِكْ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما بارَكْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، فِي الْعالَمينَ، إِنَّكَ حَميدٌ مَجيد

«Ат-Тахиййятуль-мубаракату-ссалявату-ттаййибату лилляh. Ас-Саляму ‘аляйка аййюhа-ннабиййю ва рахматуллаhи ва баракатуh. Ас-Саляму ‘аляйна ва ‘аля ‘ибадилляhи-ссалихин. Ашhаду алля иляhа илляллаh ва ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh.

Аллаhумма салли ‘аля Мухаммад (эти слова произносят после первого «Ташаhhуда», и они обязательны в последнем «Ташаhhуде»), ва ‘аля али Мухаммад, кама салляйта ‘аля Ибраhим ва ‘аля али Ибраhим. Ва барик ‘аля Мухаммад, ва ‘аля али Мухаммад, кама баракта ‘аля Ибраhим ва ‘аля али Ибраhим, филь-‘алямина, иннака хамиду-ммаджид».

«Все приветствия, благословения, молитвы и благие дела принадлежат Аллаху. Пророк, мир Тебе, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и богобоязненным, благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха».

«О Аллах! Даруй Пророку Мухаммаду и его роду больше чести и величия, так же как Ты дал честь и величие Пророку Ибрахиму и его роду. О Аллах! Дай Пророку Мухаммаду и его роду больше благословения, так же как дал благословение Пророку Ибрахиму и его роду – во всех мирах. Воистину, Ты Хвалимый и Тебя мы славим».

МОЛИТВА «КУНУТ», читаемая при выпрямлении (в и‘тидале) второго ракаата утреннего намаза:

اَللّهُمَّ اهْدِني فيمَنْ هَدَيْتَ * وَعافِني فيمَنْ عافَيْتَ * وَتَوَلَّني فيمَنْ تَوَلَّيْتَ* وَبارِكْ لي فيمآ أَعْطَيْتَ * وَقِني بِرَحْمَتِكَ شَرَّ ما قَضَيْت * فَإِنَّكَ تَقْضي وَلا يُقْضى عَلَيْكَ * وَإِنَّهُ لا يَذِلُّ مَنْ والَيْتَ * وَلا يَعِزُّ مَنْ عادَيْتَ* تَبارَكْتَ رَبَّنا وَتَعالَيْتَ * فَلَكَ الْحَمْدُ عَلى ما قَضَيْتَ * أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ * وَصَلَّى اللهُ تَعالى وَسَلَّمَ عَلى خَيْرِ خَلْقِه مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَأَصْحابِه أَجْمَعينَ * رَبِّ اغْفِرْ وَارْحَمْ وَأَنْتَ خَيْرُ الرّاحِمينَ

«Аллаhуммаhдини фиман hадайт(а), ва ‘афини фиман ‘афайт(а), ва тавалляни фиман тавал-ляйт(а), ва барик ли фима а‘тайт(а). Вa кини бирахматика шарра ма казайт(а), фаиннака такзы валя юкза ‘аляйк(а). Вa иннаhу ля язиллю мав-ва-ляйт(а), ва ля я‘иззу ман ‘адайт(а). Табаракта Раббана ва та‘аляйт(а). Фалякяль-хамду ‘аля ма казайт(а). Астагфирука ва атубу иляйк(а). Ва салляллаhу та‘аля ва салляма ‘аля хайри халкиhи Мухаммадив-ва ‘аля алиhи ва асхабиhи аджма‘ина, Раббигфир вархам ва анта хайру-ррахимин».

«О Аллах! Сохрани меня на истинном пути, как сохранил благочестивых. Огради меня от болезней, как тех, которых Ты оградил. Поддержи меня так же, как и тех, кого Ты поддержал. Благослови то, что Ты мне даровал. Защити меня по милости Своей от зла, которое ты создал. Ты всем повелеваешь, а Тобой никто не повелевает. Кого Ты возвысил, никто не унизит, а кого Ты не поддержал, не будет возвеличен.

О Господь наш! Ты превыше всех недостатков. Хвала Тебе. Я прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. О Всевышний Аллах! Дай Пророку Мухаммаду, наилучшему из творений, больше чести и величия, и дай милость роду Пророка, его сподвижникам и благочестивым мусульманам. О Господь! Прости мне грехи, смилуйся надо мной, поистине Ты милостивейший ».

Молитва «КУНУТ» во множественном числе

اَللّهُمَّ اهْدِنا فيمَنْ هَدَيْتَ * وَعافِنا فيمَنْ عافَيْتَ * وَتَوَلَّنا فيمَنْ تَوَلَّيْتَ * وَبارِكْ لَنا فيمآ أَعْطَيْتَ * وَقِنا بِرَحْمَتِكَ شَرَّما قَضَيْتَ * فَإِنَّكَ تَقْضي وَلا يُقْضى عَلَيْكَ * وَإِنَّهُ لا يَذِلُّ مَنْ والَيْتَ * وَلا يَعِزُّ مَنْ عادَيْتَ* تَبارَكْتَ رَبَّنا وَتَعالَيْتَ * فَلَكَ الْحَمْدُ عَلى ما قَضَيْتَ * نَسْتَغْفِرُكَ وَنَتُوبُ إِلَيْكَ * وَصَلَّى اللهُ تَعالى وَسَلَّمَ عَلى خَيْرِ خَلْقِه مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَأَصْحابِه أَجْمَعينَ * رَبَّنَا اغْفِرْ وَارْحَمْ وَأَنْتَ خَيْرُ الرّاحِمينَ

Молитва фатиха читать

Эта сура избавляет от всех болезней, кроме смерти

Обратимся к хадисам, в которых говорится о достоинствах суры Ал-Фатиха.

«Сура Ал-Фатиха избавляет от всех болезней, кроме смерти».

«Тот, кто прочитал суры Ал-Фатиха и Ал-‘Ихлас, словно прочитал одну треть Кур’ана».

«Если кто, войдя в дом, прочитает суры Ал-Фатиха и Aл-‘Ихлас, Аллах, отвратит от этого дома бедность, ниспошлет спокойствие и довольство».

«Тот, кто перед сном прочитает суры Ал-Фатиха и Ал-Ихлас, будет далек от всех неприятностей, кроме смерти».

В суре Ал-Фатиха таятся и свои секреты - о некоторых из них мы сообщаем ниже, конечно же, снова опираясь на хадисы.

Если вам что-то угрожает и вас мучает растерянность и тревога, 10 раз прочитайте суру Ал-Фатиха.

Во имя Аллаха, Милостивого. Милосердного! Хвала Аллаху - Господу [обитателей] миров, Милостивому, Милосердному, Властителю дня Суда! Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи: веди нас прямым путем, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что [подпали под Твой] гнев, и не [путем] заблудших. (1:1-7)

Если вы прочитаете эту суру до “айата иййака наста’йн”, а вслед за этим 3 раза прочитаете приведенную ниже ду’а, то ваши желания сбудутся и мольбы будут приняты:

Боже, приблизь ко мне то, в чем я нуждаюсь, как (неразрывно) близки Твои Имена и Атрибуты, о Обладатель Величия и Благородства. Тому, кто возьмет в обычай после каждого фард-намаза читать суру Ал-Фатиха 18 раз, а после ночного намаза’иша читать ее 28 раз (итого 100 за день), Аллах ниспошлет особое благоденствие.

Будут исполнены желания того, кто в каждом рак’ате намаза, состоящего из 2 рак’атов, прочитает 7 раз суру Ал-Фатиха и 3 раза суру Ал- ‘Ихлас. За сурой Ал-Фатиха в Кур ‘ане следует сура Ал-Бакара, значение и достоинства которой отмечены как в самом Кур’ане, так и в хадисах.

Вот один из них.

Со слов Ибн ‘Аббаса (р.а.) сообщается: «Когда Посланник Аллаха сидел вместе с (ангелом) Жабра’илом, он услышал над собой скрипящий звук.

Жабра’ил посмотрел наверх и сказал:

Это (звук) от ворот, которые открылись сегодня на небесах и никогда прежде не открывались.

Затем через ворота спустился ангел.

Этот ангел, который спустился на землю, никогда прежде не спускался.Он (т. е. спустившийся ангел) подошел к Пророку (ﷺ), поприветствовал его и сказал:

Возрадуйся доброму известию о двух светочах, дарованных тебе (Аллахом), и которые не были дарованы ни одному из Пророков до тебя. (Это) сура Ал-Фатиха и два последних айата из суры Ал-Бакара. За каждое прочитанное в них слово тебе будет дарована награда» (Муслим).

Мухйи ад-дине ибн аль-Араби, (да очистит Аллах его сердце!) говорил: «Если кто испытывает нужду в чём-то, то пусть сорок раз прочитает суру «Аль-Фатиха» после завершения вечерней молитвы и дополнительной (желательной) молитвы (ратиба) из двух ракаатов. Причём, не следует, не закончив чтение суры «Аль-Фатиха» в этом количестве, вставать с места. После чтения суры надо обратиться к Всевышнему со своим пожеланием - и нет сомнений в том, что Аллах поможет! Это испытанный способ, и мы нашли его полезным. Далее, после завершения чтения суры «Аль-Фатиха» 40 раз, произносится вот эта молитва - дуа:

إلهِي عِلْمُكَ كَافٍ عن السُّؤَالِ اِكْفِنِي بحَقِّ الْفَاتِحَةِ سُؤلاً وَكَرَمُكَ كَافٍ عَنِ الْمَقَاِل أَكْرِمْنِي بِحَقَ الْفَاتِحَةِ مَقَالاً وَحَصِّل مَا فِي ضمِيري

Пророк Мухаммад (мир ему и благословление!) говорил: «Сура «Аль-Фатиха» открыта для обращения уверовавших в Аллаха с пожеланиями. Кто в течении семи дней будет по семьдесят раз читать суру «Аль-Фатиха» на чистую воду, а затем, предварительно подув на неё, выпьет её, тому Всевышний по милости Своей дарует знания и мудрость, очистит сердце от порочных мыслей и сподобит такой исключительной памятью и способностью всё схватывать на лету, что, услышав о чём-нибудь только один раз, человек никогда уже о том не забудет» . Это приведено в книге «Сирр аль-Фатиха».

Одним из свойств этой суры является то, что если человек, страдающий болезнью глаз, прочитает её 41 раз между дополнительной, предписанной Сунной, и обязательной утренними молитвами, то - по дозволению Всевышнего Аллаха - он очень скоро исцелится от недуга. Нынче чтение суры «Аль-Фатиха» в этом порядке приносит большую пользу в излечении от глазных и прочих болезней, ведь этот способ уже испытан и подтвержден, хвала Аллаху! Секрет успеха заключается в хорошем мнении больного (об этом способе) и его уверенность.

Кто прочитает эту суру в вышеуказанном порядке, желая избавиться от зубной боли, то - по милости Всевышнего - избавится от страданий.

Также, если кто прочитает её в указанном порядке, провожая отправляющегося в поездку, то Аллах возьмёт его под Свою защиту и вернёт на родину целым и невредимым.

Один из праведных людей, говоря об особых свойствах, присущих этой суре, сказал: «Кто семь раз прочитает суру «Аль-Фатиха», предварительно положив ладонь на больное место, а затем семь раз произнесёт:

اللهمَّ أَذْهِبْ عنِّي سُوءَ ما أَجدُ وَفُحْشَهُ بدَعْوَةِ نَبيِّكَ مُحمدٍ صلى الله تعالى عليه وسلم اَلْمُبَاركِ المكين الأَمِينِ عِنْدَكً

то Аллах исцелит его». Этот способ избавления от боли проверен и подтверждён, как о том говорится в книге «Фатх аль-малик аль-маджид».

Две причины, мешающие исполнению пожеланий

Знай, что иногда люди пользуются указанными способами для лечения, но не добиваются своих целей. Это происходит по двум причинам:

1) Если читающий эту суру является одним из числа ослушников Аллаха и человеком, не заслуживающим благотворного воздействия и его проявления.

2) Когда кто-нибудь читает её, сомневаясь в её силе или желая проверить её на деле.

А если что-нибудь произойдёт от воздействия смертоносной ядовитой скверны грязных душ, способных навлечь гибель, и глаз, навлекающих погибель, и когда в противодействие им представят чистые и благородные души с истинами сокровенных смыслов этой суры, с тем, что содержится в ней о единственности Всевышнего, об уповании только на Него и хвале Его, Преславного и Всевышнего – то всё это избавит от воздействия тех дьявольских душ и, вне всякого сомнения, наступит исцеление. Так говорится в книге «Шамс аль-ма‘ариф» («Хазина аль-асрар» на стр. 118).

Поистине, достоинств и особых свойств суры «Аль-Фатиха» очень много, и описать их все весьма затруднительно. Надо полагать, что вышеприведённого достаточно. Желающий узнать об этом побольше, может обратиться к книгам «Фатх аль-малик аль-маджид», «Хазина аль-асрар», «Шамс аль-ма‘ариф» и другим. Да дарует Аллах совершенную веру и осчастливит Своих рабов великой пользой!

Статью по материалам книги «Талхис аль-маариф фи таргиб Муахаммад Ариф» подготовил Абдурахман Алиев

Это первая сура по порядку расположения в Коране и первая сура ниспосланная полностью. Величайшая сура Корана. Она является одной из самых полезных, глубоких и всесторонних молитв в Исламе.

1. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
2. Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
3. Ар-рахмаани ррахиим.
4. Мяялики(Малики) яумид-диин.
5. Ийяякя на’буду ва ийяякя наста’иин.
6. Ихдина ссырааталь-мустакыим.
7. Сыраатол-лязийна ан’амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби
‘аляйхим ва ляд-дооллиин.

Смысловой перевод:

1. Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся], милость которого безгранична и вечна .

Сура начинается именем Аллаха Единого, Совершенного, Всемогущего, Безупречного. Он –Милостивый,Податель Блага (великого и малого, общего и частного).

2. Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу миров.

Все виды прекраснейшей хвалы Аллаху Единому за все, что Он предопределил для Своих рабов. Вся слава Аллаху – Творцу и Господу обитателей миров. В этом откровении Всевышний нарек себя Господом миров, тем самым подчеркнул, что Он один творит, управляет и одаряет благами кого пожелает. Всевозможные природные явления, экономические и политические кризисы, великие научные открытия и яркие исторические события - всем этим Всевышний управляет и распоряжается происходящим на этой Земле, ведя Жизнь по единому замыслу. Он - единственный Обладатель настоящей власти.

3. Милость которого безгранична и вечна.

Аллах – Всемилостив. Он один – Источник Милости и Податель всякого Блага (великого и малого).

4. Владыке Судного дня.

Аллах один – Властелин Судного дня – Дня расчета и воздаяния. И никто, кроме Него, не властен ни над чем в этот День. В Судный День каждый получит воздаяние за все поступки, слова и дела, которые он совершал в этой мирской жизни, хорошее или плохое. “И кто совершил хоть на вес пылинки добра [без сомнений], увидит это. А кто совершил хоть на вес пылинки зла [непременно и без сомнений], также увидит это” (Св. Коран, 99:7-8).

5. Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи [поддержки, Божьего
благословения в делах наших].

Поклонение – это понятие объединяющие все слова и дела человека, которыми доволен Всевышний. Актом поклонения может быть доброе слово родному человеку, помощь другому, например, советом, благимпоступкомв его адрес, предоставлением той или иной возможности, оказанием материальной помощи и т.п., при этом делая все это бескорыстно, а иногда и в ущерб себе, своим интересам, и никогда не ожидая благодарности за совершенное благо. Когда душа и разумчеловека свободныот ожидания благодарности, наполняясь только любовью и трепетом пред Творцом, причем трепет этот не на уровне слов, а именно – сердец (“и сердца их трепетны”) 1 это и является одной из бесконечного количества граней поклонения Всевышнему. Правильность, выверенность намерения и искренность сердца, наполненного любовью к Господу миров, – качества, поднимающие обычное, самое мирское дело до уровня “принимаемого поклонения” Всевышнему и дающие человеку право рассчитывать на ответную Божественную любовь. Несмотря на то, что мольба о помощи является одной из форм поклонения, Всевышний Аллах, в Своем последнем Писании упомянул о ней отдельно, потому что при совершении любого обряда (дела) раб Аллаха нуждается в помощи своего Господа. Без Его помощи человек никогда не сможет исправно выполнять Божьи веления, терпеливо проходить возникающие трудности и избегать грехов.

6. Направь нас на правильный путь 2 . [Веди нас прямым путем истины, блага
и счастья, направь на него и помоги следовать ему.]

7. Путем Твоих рабов [из числа пророков, посланников, праведников и всех
тех, кто удостоен был такой чести], которых Ты наставил на веру в Тебя и
которым Ты оказал Свою милость, направив их на прямой путь и оказал им Свое
благоволение , но не [веди нас путем] тех, которые вызвали Твой гнев и сбились
с пути истиныи блага [не выполняя и не следуя обязательствам предписанным
Тобою].

“Аль-Фатиха” – величайшая сура Корана. Она является одной из самых полезных, глубоких и всесторонних молитв в исламе. В ней говорится о совокупности идей и общем значении Корана, который подтверждает единобожие, являясь благой вестью для верующих. В этой суре, Всевышний Аллах предупреждает о наказании грешных людей и неверующих, а также указывает на необходимость поклонения Господу. Также в суре рассказывается о тех, которые повиновались Аллаху и обрели блаженство, и о тех, которые не повиновалисьЕму, не следовали обязательствам установленным Им, и оказались в убытке.
Аллах обязал людей взывать к Нему этими словами в каждом рака’ате намаза, потому что каждый человек нуждается в Божьей помощи. Пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний и приветствует, особенно подчеркивал силу воздействия этой суры, говоря: “Аль-Фатиха” – лечение от любой болезни кроме смерти”. В подтверждение его слов приводится следующий хадис:

Однажды группа сподвижников пророка, мир ему и благословение Всевышнего, проходила мимо оазиса, вождь племени которого был укушен скорпионом. К ним навстречу вышел житель оазиса и сказал:
“Есть ли среди вас умеющие лечить молитвой? В оазисе есть человек, которого укусил скорпион”.
Сподвижник Пророка отправился к главе и начал читать суру “Аль-Фатиха”, дуя и сплевывая на место укуса. Очень быстро этот человек начал приходить в себя. Через некоторое время вождь как будто бы освободился от
пут и стал ходить, полностью избавившись от боли. Когда больной полностью выздоровел, сподвижники вернулись к Посланнику Аллаха, (благословит его Всевышний и приветствует), и рассказали ему о том, что произошло, на что
Пророк спросил: “Откуда ты узнал, что “Аль-Фатиха” может служить в качестве заговора (лекарства)?” А потом сказал: “Вывсе сделали правильно, поделите то, что вам досталось, и выделите одну овцу мне”.

Данная сура является результативной мольбой-ду’а, обращенный в мир, где отсутствуют понятия времени и пространства, правильное обращение в который может обернуться неописуемыми формами счастья в мирском и вечном.

Смысловой перевод, татарский язык (Ибн Нугман):

1. Рәхимле шәфкатьле Аллаһ исеме белән башлыйм эшемне.
2. Чын мактау галәмнәрне, бөтен мәхлукларны тәрбияләүче Аллаһу тәгаләгә тиешле.
3. Аллаһу тәгалә бу дөньяда барча кешеләргә мәрхәмәтле, ягъни мөэминнәргә дә, көферләргә дә нигъмәтләрен бирә, әмма ахирәттә мөэмин бәндәләренә генә бирәчәк.
4. Аллаһу тәгалә, гаделлек белән хөкем итүче, ахирәт көненең патшасыдыр.
5. Ий тәрбиячебез Аллаһ! Без сиңа гына гыйбадәт кылабыз һәм һәр эшебездә синнән генә ярдәм сорыйбыз.
6. Ий тәрбиячебез Аллаһ! Безләрне туры юлга күндер! (Туры юл - Коръән һәм сөннәт юлыдыр).
7. Ул юлны Син әүвәлгеләргә ингам итеп бирдең, безләрне Синең ачуың төшкән вә адашкан кешеләрне бидеґәтъ һәм заләләт юлыннан башка юлга күндер, ягъни Сине ачуландырмаган һәм хак юлдан адашмаган кешеләр юлына күндер!

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал, что в суре «Аль-Фатиха» имеется лекарство от любых бед.

Абу Суляйман (да будет доволен им Аллах!) передает, что сподвижники пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) во время одного сражения прочитали суру «Аль-Фатиха» человеку, который упал на землю от эпилепсии. После этого человек сразу выздоровел. На это пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Сура «Аль-Фатиха» является лекарством от всех болезней ».

Харидж Ибн-и Салт Ат-Тамими (да будет доволен им Аллах!) передает рассказ своего дяди: Однажды я пришел к пророку (да благословит его Аллах и приветствует!). После того, как я ушел от него, я направился к одной общине. Среди них был один ненормальный человек, которого держали на цепи. Его близкие люди обратились ко мне: «Есть ли у тебя с собой лекарство, которое поможет вылечить этого сумасшедшего? Нам сказали, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) принес с собой благо». На протяжении трех дней я каждое утро и вечер читал ему суру «Аль-Фатиха» и после прочитывания, не сглатывая свои слюни, я дул на него. После выздоровления этого человека мне дали сто баранов, я сразу же возвратился к пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и рассказал эту историю. На это он повелел мне: «Съешь этих баранов! Клянусь, есть и такие люди, которые едят то, что было дано им за совершение плохих вещей. Ты же сделал хорошее дело».

Абду’ль-Малик (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «В суре «Аль-Фатиха» есть выздоровление от всех болезней».

Также он сказал: «Если ты заболел или жалуешься на что-либо, обращайся к суре «Аль-Фатиха», которая является основой священного Корана».

Абу’д-Дарда (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Сура «Аль-Фатиха» отличается от всех сур священного Корана. Если поставить ее на одну чашу весов, а на другую чащу весов поставить остальной Коран, то сура «Аль-Фатиха» окажется тяжелее в семь раз ».

Передаются следующие слова Ата (да будет доволен им Аллах!):

«Если вы нуждаетесь в чем-либо, то прочитайте суру «Аль-Фатиха» от начала до конца, и Аллах поможет вам, если пожелает ».

Абу Киляба (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если человек будет присутствовать во время чтения суры «Аль-Фатиха», при совершении хатыма священного Корана, он будет записан, как шахид, падший в сражении на пути Аллаха. Если же человек будет присутствовать во время завершения хатыма Корана, он подобен человеку, который делит трофеи от выигранного сражения ».

Путь тех, которым он был дарован [из числа пророков и посланников, праведников и мучеников, а также всех тех, кто удостоен был такой чести - идти правильным путем]. Не тех, на которых Ты разгневался , и не тех, которые сошли с него [,] .

Пророк Мухаммад сказал: «Не ниспослал Аллах (Бог, Господь) ни в Торе, ни в Евангелии подобия [по значимости, содержанию, емкости] суры «аль-Фатиха», состоящей из семи предложений и разделенной между Богом и человеком [читающим ее], и получает раб Божий просимое [желанное ему]» .

Один из сподвижников передал: «Посланник Божий обратился ко мне, взяв меня за руку: «Не научить ли тебя самой великой (величественной) суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети?». Когда [после некоторого пребывания в мечети] мы собрались выходить, я напомнил: «О посланник Божий! Ты сказал, что непременно научишь меня самой великой (величественной) суре Корана». Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-’алямин» [сура «аль-Фатиха»] - это семь строк (семь аятов) и это великий Коран, который был дан мне [Богом. То есть она является основой коранического Слова и смысла]» .

Эта сура представляет собой квинтэссенцию Священного Писания, это высокоэтичная мольба-ду’а, направленная в мир, где отсутствуют понятия времени и пространства, мир, правильное обращение в который может обернуться неописуемыми формами счастья в мирском и вечном.

Читая эту суру-мольбу на языке оригинала (и только Всевышнему истинно известно, почему именно арабский язык был выбран Им как язык заключительного Писания), верующий вступает в диалог с Богом. Да, Господь участвует в диалоге с человеком, но Его речь - в мире сверхчувственной реальности. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует): «Я [Господь Бог] разделил молитву [богословы считают, что под словом «молитва» подразумевается чтение суры «аль-Фатиха» в любом из намазов] между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-’алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого безгранична и вечна»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Мялики явмид-дин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на’буду ва ийякя наста’ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это - между Мною и обращающимся ко Мне. Ему [Я дам] то, что он попросит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратоль-лязийна ан’амта ’аляйхим, гайриль-магдуби ’аляйхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него»), то скажу: «Это - рабу Моему. И ему - то, что он просит» .

  1. «ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ»

Соглашусь с тем, что у каждого свое понимание правильности пути, которое во многом зависит от воспитания, уровня и качества образования, среды, в которой вырос человек. Немалое влияние оказывают национальные традиции, культура, язык, политическая или экономическая ситуация в стране, где вырос и живет индивидуум. При этом не следует забывать, что каждый человек есть «замкнутая система, не имеющая аналогов» и отличающаяся от другой «системы» по физическим, моральным, психическим и интеллектуальным параметрам.

Здесь уместно обратить внимание на тот факт, что Божьи пророки и посланники несли идеалы и ценности, находившие место в сознании людей, причем так, что каждый мог не просто услышать, но понять и прочувствовать их. Всевышний давал своим пророкам то, что учитывало природное единство людей: сколь бы разными они ни были, в них много общего. Назидания посланников Творца были доступны и внятны представителям различных культур и народов. Их Божественный подход стирал границы между умами и сердцами людей. А ведь главное, к чему они неустанно призывали, - вера в Бога, Одного и Единственного Творца.

Почему же отдельные религии, несмотря на свою глобальность и многочисленность последователей, ассоциируются в первую очередь с определенным типом одежды, чертами лица, обычаями? В наиболее обобщенной форме ответ на этот вопрос кроется в шаблонности человеческого мышления. Привыкнув к чему-либо, люди долго отвыкают или уже никогда не смогут отвыкнуть от этого.

Немалый вклад в формирование тех или иных ассоциаций, стереотипов, клише внесли путешественники и исследователи, которые не всегда руководствовались постулатами морали, чести, объективности. Посещая новые земли, они описывали населявшие их народы. В этих описаниях уделялось внимание и религии. Не все могли в достаточной степени понять то, что происходит на разных континентах: что, например, одежда людей соответствует местным климатическим условиям, а поведение или ментальность определяются экономической или иной ситуацией. Другими словами, те явления, в которых без достаточных на то оснований обвиняли религию, объяснялись народными, племенными особенностями, зачастую не соотносившимися с исповедуемой этими народами и племенами религией. Отношение этих явлений к самой религии было косвенным, да и появлялось оно обычно в результате местной богословской трактовки.

Что помогает человеку найти верный, правильный путь, решение?

Всевышний Творец даровал человеку пять «навигационных» систем для определения, выверения жизненного курса:

2. Пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание .

3. Разум , разумение, способность понимать. Человек живет в сообществе с другими людьми и потому не может ограничиваться лишь чувствами, инстинктами или интуицией. Разум помогает ему все упорядочить, уберечься от ошибок и промахов.

4. Религия.

Разум может просчитаться, воля - ослабеть, интуиция - промолчать или увести в сторону, а вот постулаты, данные людям через пророков от Бога, защищены от влияний изнутри и извне. Если доказана истинность изречения , тогда остается только правильно его понять и своевременно, уместно применить в контексте основ религии и ее духа, духа веры и праведности.

5. Божественное благословение, которого мусульмане просят изо дня в день: «Направь нас на правильный путь».

Божья корректировка жизненного пути крайне важна для любого человека, поэтому мусульмане и молят Всевышнего об этом ежедневно и многократно: «Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи. Направь нас на правильный путь».

Вопрос. О каких мирах говорится в конце 2-го аята суры «аль-Фатиха»? Один филолог-араб, немусульманин по вероисповеданию, в разговоре со мной сказал: «Поскольку для мусульман есть только этот мир и загробный, то есть два мира, то во 2-м аяте должно стоять двойственное число, которое есть в арабском языке, получается ошибка в Коране». Я знаю, что ошибок в Коране быть не может, но и в арабском я не силен, а потому никак не смог возразить. Не могли бы вы дать разъяснение по этому поводу?

Ответ. Под словом «миры» (из словосочетания «Господь миров») подразумеваются как минимум мир ангелов, мир джиннов и мир людей. Есть также еще и животный мир, растительный мир, космический мир и др.

Что же касается упомянутой вами классификации, то надо бы знать, что существует мирская жизнь (дунья), загробная (после смерти каждого из нас - барзах) и та, что наступит после Конца Света, Воскрешения и Судного Дня (áхира). Каждый из этих этапов пути кардинально отличается от предыдущего.

Вопрос . При совершении вместе с имамом молитвы-намаза после чтения суры «аль-Фатиха» слово «амин» следует произнести тихо или громко?

Ответ . При коллективном совершении первой, четвертой и пятой обязательных молитв (фард), когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», согласно ханафитскому мазхабу «амин» произносится про себя, а согласно шафиитскому - вслух.

Новое на сайте

>

Самое популярное