Домой Деревья и кустарники Сколько будет 15 мг. Расчет дозировки лекарственных средств. Фолиевая кислота и витамин Е: схема приема

Сколько будет 15 мг. Расчет дозировки лекарственных средств. Фолиевая кислота и витамин Е: схема приема

Многое из того, что вы прочитаете ниже, может показаться странным и даже обидным. Ведь это «многое» изучается в первых трех классах обычной средней школы.

Но все-таки напоминания и примитивные разъяснения могут оказаться полезными, принимая во внимание тот факт, что подсчетами вы будете заниматься в особо нервном состоянии из-за болезни ребенка...

Итак, мы поговорим о том, как правильно рассчитать дозу лекарственного средства для ребенка.

Дозу назначенного вашему ребенку лекарства следует каким-либо образом измерить, и в качестве единиц измерения могут быть использованы :

  • единицы массы (грамм, миллиграмм и т. д.);
  • единицы объема (литр, миллилитр, капля и т. д.);
  • специальные единицы (условные, биологические и т. д.);
  • единицы конкретной лекарственной формы (таблетка, капсула, ампула и т. д.).

Основной единицей измерения массы является грамм и его производные - миллиграмм и микрограмм.

Общепринятые сокращения:

  • грамм - г;
  • миллиграмм - мг;
  • микрограмм - мкг.

В 1 г - 1 000 мг или 1 000 000 мкг.
В 1 мг - 1 000 мкг.

  • 1,0 - это грамм;
  • 0,001 - это миллиграмм;
  • 0,000001 - это микрограмм.

Основной единицей измерения объема является миллилитр . Привычный в быту литр в качестве дозы применяется редко, но все-таки иногда применяется. Например, «объем жидкости, необходимый для проведения очистительной клизмы - 1 литр» или «суточный объем инфузионной терапии - 1,5 литра».

Общепринятые сокращения:

  • литр - л;
  • миллилитр - мл.

В 1 л - 1 000 мл.

Единица объема в обязательном порядке указывается!

Если не указано, т. е. просто написано 15,0 - значит, это не объем, а масса - 15 грамм. Если же речь идет о миллилитрах, то рядом с числом 15 должно быть написано - мл: 15,0 мл.

Пожалуйста, будьте внимательны: самая частая родительская ошибка - это когда путаются МГ и МЛ .

Еще раз обращаем внимание, поскольку именно этот момент крайне актуален!

Не путать единицы массы и единицы объема - это очень-очень важно!

Всегда, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в определенном количестве мл, речь идет о том, что этот объем будет измеряться шприцом для инъекций надлежащего размера или же будет использован флакон инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки.

Упаковки современных, дозируемых миллилитрами лекарственных средств для приема внутрь в обязательном порядке содержат специальные измерительные устройства: колпачки, пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки.

Если ничего подобного нет, а лекарство все-таки назначено внутрь и в мл, значит для измерения необходимого объема следует использовать шприцы для инъекций или специальные градуированные измерительные стаканчики, продающиеся в аптеках.

Нестандартной и неточной единицей измерения объема является капля . Объем капли во многом определяется физическими свойствами дозируемой жидкости.

Так, например, объем одной капли спиртового раствора составляет в среднем 0,02 мл, а объем одной капли водного раствора может колебаться от 0,03 до 0,05 мл.

Фармацевты и врачи довольно давно договорились о том, что стандартной аптекарской, медицинской мерой капли является 0,05 мл .

Таким образом, 1 мл = 20 капель.

Когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку именно в каплях и речь идет о современном лекарственном средстве, то упаковка обычно содержит специальную пипетку или крышка флакона представляет собой специальную капельницу.

Если пипетки или крышки капельницы нет, значит вы можете использовать стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. Если назначено много капель, вполне можно использовать одноразовый шприц для измерения необходимого объема жидкости.

Назначено по 10 капель - значит, это 0,5 мл; 40 капель - соответственно, 2 мл.

Вы даже можете использовать формулу:

количество мл = количество капель разделить на 20 .

Главное помнить о том, что всегда, когда некое лекарственное средство назначено в каплях, и вы не можете разобраться, чем эти капли добывать-измерять, так вот, в таких ситуациях однозначно подразумевается, что объем одной капли равен 0,05 мл. И это означает, что, имея в доме медицинский шприц объемом 1 мл, вы без труда и абсолютно точно сможете определить нужный объем лекарства: 2 капли - 0,1 мл, 3 капли - 0,15 мл, 5 капель - 0,25 мл и т. д.

Еще более нестандартными (по сравнению с каплями) единицами измерения объема являются разнообразные бытовые ложки , которые иногда (но все реже и реже) используются для дозирования малоактивных и относительно безопасных лекарств.

Стандартный объем ложек в мл:

  • чайная ложка - 5 мл;
  • десертная ложка - ориентировочно 10 мл (единого стандарта нет);
  • столовая ложка - в странах СНГ - 18 мл, в США, Канаде - 15 мл, в Австралии - 20 мл;

В некоторых странах используется такое понятие, как детская ложка.

  • детская ложка - 10 мл.

Чтобы совсем закрыть тему кухонных принадлежностей для измерения объема, вспомним о стакане . Дозирование стаканами больше принято в кулинарии, но иногда применяется и в медицине для измерения объема настоев, отваров, полосканий и т. п.

  • один стакан - 200 мл.

Действующее вещество находится в жидком лекарственном средстве в определенной концентрации. Цифровое значение этой концентрации отражается в таком, казалось бы, очевидном, но не всегда понятном выражении, как процент раствора .

Выражение «5% раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и загадочным. Но все-таки следует дать некоторые разъяснения, дабы окончательно расставить точки над i.

Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество единиц массы в единице объема . Таким образом, выражение «1% раствор» означает, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества.

В подавляющем большинстве случаев объем жидкости, назначенный ребенку, измеряется миллилитрами. Поэтому пересчитываем:
100 мл - 1 г;
10 мл - 0,1 г;
1 мл - 0,01 г.
0,01 г - это 10 мг. Вполне логичный вывод: в 1 мл 1% раствора содержится 10 мг действующего вещества .

Тренируемся:

  • в 1 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты - 50 мг аскорбинки;
  • в 1 мл 50% раствора анальгина - 500 мг анальгина;
  • в 1 мл 0,1% раствора лоратадина - 1 мг лоратадина;
  • в 1 мл 66,7% раствора лактулозы - 667 мг лактулозы;
  • в 1 мл 0,05% раствора хлоргексидина - 0,5 мг хлоргексидина…

Производители детских лекарственных форм весьма скептически относятся к родительским математическим способностям. В инструкции вполне может быть написано «раствор лоратадина 0,1%», но на упаковке будет указано большими буквами: «лоратадин 1 мг/1 мл» или «лоратадин 5 мг/5 мл».

Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в разных концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола может быть 20, а может и 50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» или «250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет правильно отпустить, а мама не сможет правильно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл суспензии» - надо знать, о какой концентрации суспензии идет речь. Таким образом, всегда, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое, важно убедиться в том, что вы знаете не только название раствора, но и его концентрацию!

Ситуация, когда врач назначает раствор, сироп, суспензию и т. п., но не указывает при этом концентрацию, тем не менее, возможна.

Так, например, сиропы лактулозы практически всеми производителями выпускаются в виде 66,7% раствора. И когда врач написал: «Сироп лактулозы 5 мл утром до завтрака », то в этом никакой ошибки нет.

Еще один вариант: речь идет о лекарственном средстве, назначенном под конкретным торговым названием.

Пример такого назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре выше 39 °С 10 мл внутрь ». Суспензия под названием «нурофен для детей» выпускается только в одной концентрации - 100 мг/5 мл. Поэтому все написано правильно, ошибиться невозможно.

Другой вопрос в том, что в аптеке вам могут сказать примерно следующее: «У нас сейчас нет нурофена для детей в суспензии. У нас есть другое лекарство, но в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это другое - только в таблетках по 0,4. Все остальное есть в областном центре, автобус завтра утром…»

И тогда вы подсчитаете:

10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл - это значит, нам назначили 200 мг.

А в таблетке 0,4 - это 400 мг.

Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки…

Еще один принципиально важный момент. Знание концентрации необходимо не только тогда, когда лекарства принимаются внутрь и дозируются в мл. Для местного применения и дозирования каплями - это не менее актуально.

И если назначено «ксилометазолин по 2 капли в каждую ноздрю 3 раза в день », то до того, как капать, следует пренепременно уточнить, о каком ксилометазолине речь - 0,1% или 0,05%?

Концентрация активного вещества в дерматологических средствах также обозначается процентами, но никакой специфики здесь нет. Поэтому если написано «гидрокортизоновая мазь 1% », то это значит, что в 1 мл этой мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно так же, как и с суспензией парацетамола, нельзя написать просто «гидрокортизоновая мазь», поскольку мазь эта бывает 0,5%, 1%, 2,5%...

Теперь о дозировании с использованием специальных единиц . Всегда, когда речь идет о неких лекарственных единицах, количество этих единиц увязывается либо с единицей объема, либо с конкретной упаковкой или лекарственной формой. И эту взаимосвязь в обязательном порядке следует уточнить!

Т. е. надо непременно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится именно 40 единиц или именно 100 единиц препарата.

Надо обязательно знать, что именно в этой таблетке с панкреатином содержится доза, равная 10 000 единиц липазы. Именно 10 тысяч, а не 40 или 25.

Надо обязательно знать, что именно в этом стерильном флаконе находится 500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина .

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всегда, когда нечто назначено в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком объеме, в каком флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц .

С огромными сложностями и множеством ошибок сопряжено использование в качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы.

В одной таблетке одного и того же фармацевтического средства может быть разное количество действующего вещества. Так, например, в одной таблетке парацетамола может быть 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 или 564 мг. Очевидно, что никто не сможет правильно продать в аптеке или дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «1 таблетка».

Поэтому рядом с названием препарата и выбранной лекарственной формой должно быть обозначено количество действующего вещества именно в этой, назначенной конкретному больному лекарственной форме.

Примеры:

  • кальция глюконат , таблетки по 0,5;
  • цефалексин , капсулы по 0,25.

Указание на некую таблетку или капсулу, при отсутствии сведений о содержании действующего вещества, может в некоторых случаях быть оправдано тем, что никакого выбора таблеток именно этого медикаментозного средства нет.

Подобное возможно, если:

  • препарат выпускается в данной лекарственной форме лишь со строго определенным количеством действующего вещества. Например, орнидазол выпускается в таблетках по 0,5. Других таблеток нет. Не ошибешься;
  • препарат назначается под торговым названием, а конкретный производитель выпускает его лишь в такой лекарственной форме - выбора нет. Например, одна таблетка супрастина всегда содержит 0,025 хлоропирамина . Поэтому, если назначен супрастин по одной таблетке два раза в день, - не ошибешься;
  • препарат представляет собой строго определенную, защищенную торговым названием комбинацию неких ингредиентов. Например, декатилен , таблетки для рассасывания. Никакого другого декатилена нет. Не ошибешься.

Мы уже знаем, что оптимальный способ дозирования лекарственных средств детям основан на взаимосвязи дозы с весом ребенка.

Рассмотрим тонкости подобного дозирования на примере самого популярного детского жаропонижающего средства - парацетамола .

Из параграфа 2.1. нам известно, что разовая доза парацетамола составляет 10-15 мг/кг.

Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Таким образом, разовая доза лекарства составляет от 150 (10 х 15) до 225 (15 х 15) мг.

Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 24 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза приблизительно равна 6,2-9,3 мл.

Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 50 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - 3-4,5 мл.

Мы купили таблетки по 200 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - 1 таблетка.

Мы купили таблетки по 325 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - полтаблетки.

Теперь давайте разберемся с суточной дозой того же парацетамола. При наличии показаний это лекарство можно давать в течение суток повторно, но не более 4-5 раз, и очень важно, чтобы интервал между приемами был не менее 4-х часов.

Все тот же ребенок - масса тела 15 кг. Максимальная суточная доза лекарства ни в коем случае не должна превышать 60 мг/кг. Это значит, что нашему малышу можно за сутки не более чем 15 х 60 - 900 мг.

Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 24 мг. А нам надо не более 900. Значит, наша максимальная суточная доза - 37,5 мл (900/24).

Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 50 мг. А нам надо за сутки максимум 900. Значит, наша суточная доза не должна превышать 18 мл (900/50).

Мы купили таблетки по 200 мг. Значит, за сутки нельзя больше четырех таблеток.

Мы купили таблетки по 325 мг. Значит, наша максимальная суточная доза 2 таблетки и еще три четверти таблетки.

Уже это наше перечисление показывает, что, зная вес и необходимую разовую/суточную дозы, довольно-таки легко осуществить рациональный выбор лекарственной формы. Очевидно, что дать ребенку 3 мл суспензии в большинстве случаев намного проще, чем 10 мл или половинку таблетки. Поэтому для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл.

Еще более показателен в рассматриваемом аспекте выбор оптимальной дозы парацетамола для ректального введения.

Известно, что при использовании суппозиториев разовая доза парацетамола выше, чем при приеме внутрь, и составляет 20-25 мг/кг. Таким образом, ребенок с весом 10 кг должен получить свечу, содержащую от 200 до 250 мг. Мы отправляемся в аптеку, и там выясняется, что в продаже имеются свечи с парацетамолом, содержащие активное вещество в количестве 50, 80, 100, 125, 150, 250, 300, 500, 600 и даже 1 000 мг. В нашей ситуации логичнее всего купить свечи по 250 мг и применять их с минимальной нагрузкой для детской психики. Но можно всего этого не знать и издеваться над ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, или издеваться над собой, пытаясь отрезать половину от свечи 500 мг.

Обращаем также внимание на то, что внимательное изучение листа с врачебными назначениями во многих случаях позволит вам сэкономить значительные средства.

Пример назначений: «азитромицин суспензия. 200 мг 1 раз в день за полчаса до еды, 3 дня подряд ». Отправляемся в аптеку, и там выясняется, что антибиотик азитромицин в суспензии продается в следующих упаковках:

  • порошок для приготовления суспензии 100 мг/5 мл, флакон 20 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 15 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 30 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 20 мл.

Понятно, что оптимальный в нашей ситуации выбор - 200 мг/5 мл, флакон 15 мл - этого как раз хватит для назначенного курса лечения. Любая другая упаковка экономически не выгодна: либо придется докупать, либо останется.

К сожалению, нередко встречается ситуация, когда врач просто не успевает следить за стремительно меняющимся ассортиментом аптек. И в таком случае вполне возможны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 раз в день в течение 2-х недель ». Это, разумеется, неправильно, но весьма незначительное родительское интеллектуальное усилие позволяет решить проблему.

Итак, приходим в аптеку. - Нужен лоратадин, 5 мг.

Выясняется, что лоратадин бывает в таблетках по 10 мг, а также в сиропах или суспензиях - 1 мг/1мл.

5 мг - это полтаблетки или 5 мл сиропа. Делить таблетки нам не хочется, да и с глотанием таблеток у нашей крохи проблемы, так что приобретаем жидкое-вкусное и даем то, что доктор прописал…

Кстати, перед покупкой проводим несложные подсчеты: 5 мл в день, да на 2 недели, это 5 х 14 - получается на курс лечения надо 70 мл. А сколько ж там во флаконе? Интересуемся: оказывается, в одном флаконе сиропа или суспензии лоратадина может быть 30, 50, 60, 100, 120 и 150 мл. Наверное, наиболее рационально купить флакон 100 мл - дайте, пожалуйста…

И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Всегда, когда врачом предписывается делить таблетки, это либо обозначается словами (половинка, треть, четверть), либо дробью: 1/2, 1/3, 1/4.

А если написано «кальция глюконат 0,5» - это не полтаблетки (!), это полграмма - 0,5 г.

0,25 - это не четвертушка таблетки, это 0,25 г.

Здесь и далее, произнося выражение «основная единица», мы имеем в виду единицу, основную с позиции именно дозирования лекарственных средств. Т. е. мы знаем, что с точки зрения международной системы единиц (Система Интернациональная, СИ) основной единицей массы является килограмм (кг), а стандартной единицей объема - кубический метр (м 3).

Конвертер длины и расстояния Конвертер массы Конвертер мер объема сыпучих продуктов и продуктов питания Конвертер площади Конвертер объема и единиц измерения в кулинарных рецептах Конвертер температуры Конвертер давления, механического напряжения, модуля Юнга Конвертер энергии и работы Конвертер мощности Конвертер силы Конвертер времени Конвертер линейной скорости Плоский угол Конвертер тепловой эффективности и топливной экономичности Конвертер чисел в различных системах счисления Конвертер единиц измерения количества информации Курсы валют Размеры женской одежды и обуви Размеры мужской одежды и обуви Конвертер угловой скорости и частоты вращения Конвертер ускорения Конвертер углового ускорения Конвертер плотности Конвертер удельного объема Конвертер момента инерции Конвертер момента силы Конвертер вращающего момента Конвертер удельной теплоты сгорания (по массе) Конвертер плотности энергии и удельной теплоты сгорания топлива (по объему) Конвертер разности температур Конвертер коэффициента теплового расширения Конвертер термического сопротивления Конвертер удельной теплопроводности Конвертер удельной теплоёмкости Конвертер энергетической экспозиции и мощности теплового излучения Конвертер плотности теплового потока Конвертер коэффициента теплоотдачи Конвертер объёмного расхода Конвертер массового расхода Конвертер молярного расхода Конвертер плотности потока массы Конвертер молярной концентрации Конвертер массовой концентрации в растворе Конвертер динамической (абсолютной) вязкости Конвертер кинематической вязкости Конвертер поверхностного натяжения Конвертер паропроницаемости Конвертер плотности потока водяного пара Конвертер уровня звука Конвертер чувствительности микрофонов Конвертер уровня звукового давления (SPL) Конвертер уровня звукового давления с возможностью выбора опорного давления Конвертер яркости Конвертер силы света Конвертер освещённости Конвертер разрешения в компьютерной графике Конвертер частоты и длины волны Оптическая сила в диоптриях и фокусное расстояние Оптическая сила в диоптриях и увеличение линзы (×) Конвертер электрического заряда Конвертер линейной плотности заряда Конвертер поверхностной плотности заряда Конвертер объемной плотности заряда Конвертер электрического тока Конвертер линейной плотности тока Конвертер поверхностной плотности тока Конвертер напряжённости электрического поля Конвертер электростатического потенциала и напряжения Конвертер электрического сопротивления Конвертер удельного электрического сопротивления Конвертер электрической проводимости Конвертер удельной электрической проводимости Электрическая емкость Конвертер индуктивности Конвертер Американского калибра проводов Уровни в dBm (дБм или дБмВт), dBV (дБВ), ваттах и др. единицах Конвертер магнитодвижущей силы Конвертер напряженности магнитного поля Конвертер магнитного потока Конвертер магнитной индукции Радиация. Конвертер мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения Радиоактивность. Конвертер радиоактивного распада Радиация. Конвертер экспозиционной дозы Радиация. Конвертер поглощённой дозы Конвертер десятичных приставок Передача данных Конвертер единиц типографики и обработки изображений Конвертер единиц измерения объема лесоматериалов Вычисление молярной массы Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1 миллиграмм [мг] = 1000 микрограмм [мкг]

Исходная величина

Преобразованная величина

килограмм грамм эксаграмм петаграмм тераграмм гигаграмм мегаграмм гектограмм декаграмм дециграмм сантиграмм миллиграмм микрограмм нанограмм пикограмм фемтограмм аттограмм дальтон, атомная единица массы килограмм-сила кв. сек./метр килофунт килофунт (kip) слаг фунт-сила кв. сек./фут фунт тройский фунт унция тройская унция метрическая унция короткая тонна длинная (английская) тонна пробирная тонна (США) пробирная тонна (брит.) тонна (метрическая) килотонна (метрическая) центнер (метрический) центнер американский центнер британский квартер (США) квартер (брит.) стоун (США) стоун (брит.) тонна пеннивейт скрупул карат гран гамма талант (Др. Израиль) мина (Др. Израиль) шекель (Др. Израиль) бекан (Др. Израиль) гера (Др. Израиль) талант (Др. Греция) мина (Др. Греция) тетрадрахма (Др. Греция) дидрахма (Др. Греция) драхма (Др. Греция) денарий (Др. Рим) асс (Др. Рим) кодрант (Др. Рим) лептон (Др. Рим) планковская масса атомная единица массы масса покоя электрона масса покоя мюона масса протона масса нейтрона масса дейтрона масса Земли масса Солнца берковец пуд Фунт лот золотник доля квинтал ливр

Подробнее о массе

Общие сведения

Масса - это свойство физических тел противостоять ускорению. Масса, в отличие от веса, не изменяется в зависимости от окружающей среды и не зависит от силы притяжения планеты, на которой находится это тело. Массу m определяют при помощи второго закона Ньютона, по формуле: F = m a , где F - это сила, а a - ускорение.

Масса и вес

В обиходе часто используется слово «вес», кода говорят о массе. В физике же вес, в отличие от массы - это сила, действующая на тело благодаря притяжению между телами и планетами. Вес также можно вычислить по второму закону Ньютона: P = m g , где m - это масса, а g - ускорение свободного падения. Это ускорение возникает благодаря силе притяжения планеты, вблизи которой находится тело, и его величина также зависит от этой силы. Ускорение свободного падение на Земле равно 9,80665 метра в секунду, а на Луне - примерно в шесть раз меньше - 1,63 метра в секунду. Так, тело массой в один килограмм весит 9,8 ньютона на Земле и 1,63 ньютона на Луне.

Гравитационная масса

Гравитационная масса показывает какая гравитационная сила действует на тело (пассивная масса) и с какой гравитационной силой тело действует на другие тела (активная масса). При увеличении активной гравитационной массы тела его сила притяжения также увеличивается. Именно эта сила управляет движением и расположением звезд, планет и других астрономических объектов во вселенной. Приливы и отливы также вызваны гравитационными силами Земли и Луны.

С увеличением пассивной гравитационной массы увеличивается и сила, с которой гравитационные поля других тел действуют на это тело.

Инертная масса

Инертная масса - это свойство тела противостоять движению. Именно вследствие того, что тело имеет массу, нужно прикладывать определенную силу, чтобы сдвинуть тело с места или изменить направление или скорость его движения. Чем больше инертная масса, тем большую силу нужно для этого приложить. Масса во втором законе Ньютона - именно инертная масса. По величине гравитационная и инертная массы равны.

Масса и теория относительности

Согласно теории относительности, гравитирующая масса изменяет кривизну пространственно-временного континуума. Чем больше такая масса тела, тем сильнее это искривление вокруг этого тела, поэтому вблизи тел большой массы, таких как звёзды, траектория световых лучей искривляется. этот эффект в астрономии носит название гравитационных линз. Наоборот, вдали от больших астрономических объектов (массивные звёзды или их скопления, называемые галактиками) движение световых лучей прямолинейно.

Основным постулатом теории относительности является постулат о конечности скорости распространения света. Из этого вытекает несколько любопытных следствий. Во-первых, можно представить себе существование объектов со столь большой массой, что вторая космическая скорость такого тела будет равна скорости света, т.е. никакая информация от этого объекта не сможет попасть во внешний мир. Такие космические объекты в общей теории относительности называют «чёрными дырами» и их существование было экспериментально доказано учёными. Во-вторых, при движение объекта с околосветовой скоростью его инертная масса настолько возрастает, что, локальное время внутри объекта замедляется по сравнению со временем. измеряемым стационарными часами на Земле. Этот парадокс известен как «парадокс близнецов»: один из них отправляется в космический полёт с околосветовой скоростью, другой остаётся на Земле. По возвращении из полёта через двадцать лет, выясняется, что космонавт-близнец биологически моложе своего брата!

Единицы

Килограмм

В системе СИ масса изменяется в килограммах. Килограмм определяется исходя из точного численного значения постоянной Планка h , равной 6,62607015×10⁻³⁴, выраженной в Дж с, что равно кг м² с⁻¹, причем секунда и метр определяются по точным значениям c и Δν Cs . Массу одного литра воды можно приближенно считать равной одному килограмму. Производные килограмма, грамм (1/1000 килограмма) и тонна (1000 килограммов) не являются единицами СИ, но широко используются.

Электронвольт

Электронвольт - единица для измерения энергии. Обычно ее используют в теории относительности, а энергию вычисляют по формуле E =mc ², где E - это энергия, m - масса, а c - скорость света. Согласно принципу эквивалентности массы и энергии, электронвольт - также и единица массы в системе естественных единиц, где c равна единице, а значит, масса равна энергии. В основном электронвольты используют в ядерной и атомной физике.

Атомная единица массы

Атомная единица массы (а. е. м. ) предназначена для масс молекул, атомов, и других частиц. Одна а. е. м. равна 1/12 массы атома нуклида углерода, ¹²C. Это примерно 1,66 × 10 ⁻²⁷ килограмма.

Слаг

Слаги используются в основном в британской имперской системе мер в Великобритании и некоторых других странах. Один слаг равен массе тела, которое движется с ускорением один фут в секунду за секунду, когда к нему приложена сила в один фунт-силу. Это примерно 14,59 килограмма.

Солнечная масса

Солнечная масса - мера массы, принятая в астрономии для измерения звезд, планет и галактик. Одна солнечная масса равна массе Солнца, то есть, 2 × 10³⁰ килограммов. Масса Земли примерно в 333 000 раза меньше.

Карат

В каратах измеряют массу драгоценных камней и металлов в ювелирном деле. Один карат равен 200 миллиграммам. Название и сама величина связаны с семенами рожкового дерева (по-английски: carob, произносится «кароб»). Один карат раньше был равен весу семечка этого дерева, и покупатели носили с собой свои семена, чтобы проверить, не обманули ли их продавцы драгоценных металлов и камней. Вес золотой монеты в Древнем Риме равнялся 24 семечкам рожкового дерева, и поэтому караты стали применяться для обозначения количества золота в сплаве. 24 карата - чистое золото, 12 каратов - сплав наполовину из золота, и так далее.

Гран

Гран использовался как мера веса во многих странах до эпохи Возрождения. Он основывался на весе зерен, в основном ячменя, и других популярных в то время культур. Один гран равен около 65 миллиграммам. Это немного больше четверти карата. Пока караты не получили широкого распространения, в ювелирном деле использовались граны. Эта мера веса используется и по сей день для измерения массы пороха, пуль, стрел, а также золотой фольги в стоматологии.

Другие единицы массы

В странах, где не принята метрическая система, используют меры массы британской имперской системы. Например, в Великобритании, США и Канаде широко применяются фунты, стоуны и унции. Один фунт равен 453,6 грамма. Стоуны используются в основном только для измерения массы тела человека. Один стоун - это примерно 6,35 килограмма или ровно 14 фунтов. Унции в основном используют в кулинарных рецептах, особенно для продуктов в маленьких порциях. Одна унция это 1/16 фунта, или приблизительно 28,35 грамма. В Канаде, которая формально перешла на метрическую систему в 1970-х годах, многие продукты продаются в упаковке, рассчитанной на округленные британские единицы, например, один фунт или 14 жидких унций, однако на них указан вес или объем в метрических единицах. По-английски такую систему называют «мягкой метрической» (англ. soft metric ), в отличие от «жесткой метрической» системы (англ. hard metric ), в которой на упаковке указывают округленный вес в метрических единицах. На этом снимке показаны «мягкие метрические» упаковки продуктов питания с указанием веса только в метрических единицах и объема как в метрических, так и в имперских единицах.

Вы затрудняетесь в переводе единицы измерения с одного языка на другой? Коллеги готовы вам помочь. Опубликуйте вопрос в TCTerms и в течение нескольких минут вы получите ответ.

Меры объема жидкостей

1 чайная ложка = 5 мл.

1 десертная ложка = 2 чайных ложки = 10 мл.

1 столовая ложка = 3 чайных ложки = 15 мл.

Пример: 1

Состав - 15 мг / 5 мл. (указано на упаковке или в инструкции) Это значит, что 1 чайная ложка содержит 15 мг. лекарственного средства.

Если Вам назначена разовая доза 15 мг, значит, за 1 прием вы должны принять 1 чайную ложку сиропа.

Если Вам назначена разовая доза 30 мг, значит, за 1 прием вы должны принять 2 чайные ложки сиропа.

Пример: 2

Флакон содержится 80 мг / 160 мл, где 80 мг - действующее вещество. При этом препарат рекомендуется принимать по 1 чайной ложке 2 раза в день.

Рассчитываем дозу в 1 мл: для этого дозу вещества во всем объеме нужно разделить на весь объем жидкости:

80 мг делим на 160 мл = 0,5 мг в 1 мл.

Так как чайная ложка вмещает 5 мл, полученный результат умножаем на 5. То есть: 0,5 мг Х 5 = 2,5 мг.

Следовательно, 1 чайная ложка (разовая доза) содержит 2,5 мг. действующего вещества.

Пример: 3

В инструкции указано, что в 60 мл готового раствора содержится 3000 мг действующего вещества.

А 60 мл - это 12 чайных ложек по 5 мл.

А теперь занимаемся подсчетами: указанную дозу вещества 3000 мг. разделить на 12. То есть: 3000 мг / 12 = 250 мг.

Значит 1 чайная ложка готового раствора – это 250 мг.

Пример: 4

100 мг. действующего вещества содержится в 5 мл.

В 1 мл. содержится: 100 разделить на 5 = 20 мг. действующего вещества.

Вам нужно 150 мг.

Делим 150 мг на 20 мг - получается 7,5 мл.

КАПЛИ

1 мл. водного раствора – 20 капель

1 мл. спиртового раствора – 40 капель

1 мл. спиртово-эфирного раствора – 60 капель

СТАНДАРТНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ ДЛЯ ВНУТРИМЫШЕЧНОГО ВВЕДЕНИЯ

1 мг = 1000 мкг;

1 мкг = 1/1000 мг;

1000 мг = 1 г;

500 мг = 0,5 г;

100 мг = 0,1 г;

1% соответствует 10 г/л и 10 мг/мл;

2% 20 г/л или 20 мг/мл;

1:1000 = 1 г/1 000 мл = 1 мг/мл;

1:10 000 = 1 г/10 000 мл = 0,1 мг/мл или 100 мкг/мл;

1:1 000 000 = 1 г/1 000 000 мл = 1 мкг/мл

Если растворитель в упаковке не предусмотрен, то при разведении антибиотика на 0,1 г. (100 000 ЕД) порошка берут 0,5 мл. раствора.

Таким образом, для разведения:

0,2 г. нужен 1 мл. растворителя;

0,5 г. нужно 2,5-3 мл. растворителя;

1 г. нужно 5 мл. растворителя;

Пример: 1

Во флаконе ампициллина находится 0,5 г. сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества.

При разведении антибиотика на 0,1 г. сухого порошка берут 0,5 мл. растворителя, следовательно:

0,1 г. сухого вещества – 0,5 мл. растворителя

0,5 г. сухого вещества - Х мл. растворителя

Ответ: чтобы в 0,5 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества необходимо взять 2,5 мл. растворителя.

Пример: 2

Во флаконе пенициллина находится 1 000 000 ЕД сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл. раствора было 100 000 ЕД сухого вещества.

100 000 ЕД сухого вещества – 0,5 мл. сухого вещества

1 000 000 ЕД – Х мл. растворителя

Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 100 000 ЕД. сухого вещества необходимо взять 5 мл. растворителя.

Пример: 3

Во флаконе оксациллина находится 0,25 г. сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 1 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества.

1 мл. раствора – 0,1 г.

Х мл. - 0,25 г.

Ответ: чтобы в 1 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества нужно взять 2,5 мл. растворителя.

Пример: 4

Больному необходимо ввести 400 000 ЕД. пенициллина. Флакон по 1 000 000 ЕД. Развести 1:1.

Сколько мл. раствора необходимо взять.

При разведении 1:1 в 1 мл. раствора содержится 100 000 ЕД. 1 флакон пенициллина по 1 000 000 ЕД. разводим 10 мл. раствора.

Если больному необходимо ввести 400 000 ЕД., то необходимо взять 4 мл. полученного раствора.

Внимание! Перед применением лекарственных препаратов необходимо проконсультироваться с врачом. Информация предоставлена исключительно для ознакомления.

Обычно меры объема и длины интересует тех, кто изучает элементарные законы физики или , где требуется переводить одни единицы измерения в другие. Рассмотрим важный вопрос физики — систему перевода миллиграммов в миллилитры и обратно.

Вконтакте

Определение понятий

В соответствии с международной классификацией перевода, под миллиграммом понимают 1/1000 грамма либо 1/1000 000 долю килограмма .

Является дольной единицей измерения массы и не может быть полным эквивалентом миллилитра в связи с разным объемом и плотностью вещества. В международной стандартизации обозначается как «mg», при этом в России принято сокращение «мг».

100 мг – это 1/10 грамма , но применительно к воде, почти в десять тысяч раз меньше одного литра . Данный факт важно учитывать при использовании международной системы перевода из одних единиц веса к другим, но лучше всего пользоваться специальными школьными карточками. Они позволяют вовремя повторить таблицу перевода.

Правила перевода

Из курса физики мы знаем, что правильный перевод из одной единицы измерения в другую возможен исключительно благодаря такому понятию как плотность вещества. Это применимо и к особенностям перевода мг в мл.

Практика показывает, что 1 мг равен одному кубическому сантиметру. Но вес жидких веществ не до конца можно сопоставить с весом твердых веществ. Например, объем той или иной жидкости зависит от плотности самого вещества в жидком состоянии.

Плотность значительно разнится от того, какой материал используют для анализа. Все данные для перевода можно узнать из стандартной табличной функции, которая имеется в любом школьном учебнике физики.

Чтобы точно осуществить перевод (определить 5 мл — это сколько грамм), необходимо придерживаться следующих шагов:

  1. Учитывать то, что миллилитр не всегда соответствует миллиграмму, исключение представляет собой только вода и то приблизительно.
  2. Грамм, деленный на кубический сантиметр, должен быть переведен в миллиграмм, деленный на миллиметр в кубе.
  3. Учитывать, что некоторые жидкости могут быть намного тяжелее обычной воды, например: ртуть и некоторые другие жидкости.

Если требуется узнать, сколько миллиграмм в миллилитре определенной жидкости, например воды.

Выше мы сказали, что вес воды сопоставим с весом твердого вещества, что объясняется значениями плотности. 1 мл воды равняется тысячной доле одного литра, так же, как и 1 миллиграмм – это всего лишь тысячная часть грамма.

Плотность чистой воды – 0, 997 кг на кубический метр . Для того, чтобы ответить на вопрос, как перевести миллиграммы в миллилитры, прибегают к стандартной системе перевода единиц измерения, которые изучают в средней школе.

Чтобы знать, сколько в мл содержится мг, важно понимать соотношение табличных параметров и строго придерживаться всех данных.

Важно! Учет значений в мл или мг необходим для определения и расчета дозы лекарственного препарата. В случае нарушения установленных нормативных показателей высока вероятность нанесения вреда здоровью пациента.

В таблице представлены основные показатели медицинских значений при переводе из одной единицы в другую

Из таблицы выше становится видно и понятно, что вес жидкости и плотного вещества совпадает далеко не всегда. Это связано с разной плотностью и объемом вещества, который необходимо перевести в миллилитры.

Совет! При расчете и переводе одной единицы измерения желательно следовать строгим табличным значениям. Это поможет избежать многих проблем с решением физической либо химической задачи.

Что больше — миллиграмм или миллилитр — теперь вы знаете. Легко понять, что один литр не всегда равен килограмму, даже если не пренебрегать некоторыми другими физическими показателями.

Использование калькулятора

Сегодня не обязательно пользоваться ручными инструментами для точного расчета величин. Практичней всего воспользоваться счетной машинкой. Автоматический расчет дает возможность узнать, сколько мг в миллилитре воды, так как миллиграмм и миллилитр воды – это разные величины.

Разница часто судьбоносна. Именно поэтому использование калькулятора дает возможность избавиться от многих проблем. Такое положение доказано ведущими учеными и простыми школьниками.

Нужно определить, чему равен 1 грамм ртути. Не каждый ученик знает о том, что ртуть – это самая тяжелая жидкость.

Разница с бензином превышает 19 целочисленных показателей. Метрическая таблица ясно дает это понять.

Соотношение десятых долей граммов и мл обусловлено целым рядом факторов. Приводим наиболее частые из них:

  • необходимость придерживаться значений производных в системе СИ;
  • обращать внимание на примеры физических величин;
  • осознавать, что 1 мг – это одна миллионная доля килограмма;
  • учет удельного веса как основной физической величины; она показывает, сколько это грамм;
  • наличие сильных либо слабых растворов при измерении продукта.

Если взять 1 килограмм жидкости или 1 килограмм твердого вещества, на вопрос что больше не все ученики дают правильный ответ.

Выше мы уже говорили о том, как определить, сколько в мл воды миллиграммов, а также каково соотношение мг и мл в веществе. Чему или какому значению равен 1 мг воды без учета примесей отныне знает каждый прочитавший эту статью.

Обычно рассчитывается в мг/кг массы тела или мг/м 2 всей площади поверхности тела. Расчет дозы, основанный на площади поверхности тела, предпочтительнее основанного на массе тела, т. к. площадь поверхности изменяется гораздо меньше, позволяя более точно рассчитать дозу препарата на протяжении всего курса лечения.

Расчет дозы посредством этой единицы измерения также более сопоставим для взрослых и детей, и различия в общей дозе между очень полными и худыми людьми минимальны. Расчет дозы для экспериментальных животных выраженный в мг/м2 более доступен для перерасчета у человека.

Для взрослых дозы в мг/кг можно преобразовать с приемлемой точностью в мг/м 2 умножением на 40.

Необходимо корректировать дозы препаратов химиотерапии (XT) для больных, у которых, вероятно, имеются нарушения функции костного мозга; это пациентки старше 70 лет и те, кому ранее проводилась тазовая или абдоминальная лучевая терапия (ЛТ) либо химиотерапия (XT).

Этим больным необходимо снизить начальную дозу препарата на 35-50 % и повышать до полной дозы при последующих курсах лечения, если начальная доза хорошо переносится. При любых умеренных и тяжелых побочных эффектах на протяжении курса терапии дозы препаратов при последующих курсах должны быть снижены. Многие практикующие врачи предпочитают ограничение дозы препарата до 2 мг/м 2 .

Корректировка дозы часто требуется для больных, получающих противоопухолевые препараты, которые выводятся почками . Это уменьшает вероятность слишком высокой концентрации препаратов в плазме и сопутствующего риска серьезных нарушений функции почек. Некоторые методы, используемые для оценки функции почек (скорость клубочковой фильтрации - СКФ) индивидуальны для каждой конкретной опухоли.

Наиболее часто применяется расчет клиренса креатинина (КК), использующего показатели сывороточного креатина. Элиминация креатинина происходит главным образом с помощью клубочковой фильтрации, хотя небольшое количество может выделяться через почечные канальцы. Некоторые исследования сравнили различные методы оценки КК, используя оценку сывороточного креатинина. Эти методы основываются на корреляции КК с возрастом, массой тела, сывороточным креатинином и его метаболизмом. Наиболее используемые методы описаны ниже.

Метод Джеллиффа для расчета клиренса креатинина (КК)

Изначально метод Джеллиффа применялся в качестве простой оценки КК на основании уровня сывороточного креатинина, делая незначительные изменения в расчетах в соответствии с полом больного.

Современная формула Джеллиффа принимает во внимание возраст и функцию почек:
КК(мл/мин)= 1,73 [(100/сывороточный креатинин в мг/дл) - 2].

Ее используют в 90 % случаев для оценки КК у женщин.

Метод Кокрофта-Голта для расчета клиренса креатинина (КК)

Это уравнение включает показатели для сухой массы тела (без жира), которые особенно важны для полных больных (полученное значение умножается на 0,85 для женщин).

Этот метод сходен с расчетом по Джеллиффу и представляет собой следующее:
КК = (140 - возраст) х (сухая масса тела в кг)/(сывороточный креатинин в мг/дл) х 72.

Формула Калверта для расчета дозы химиопрепарата

Использование КК также было включено в так называемую формулу Калверта. Метод основан на надежных показателях; имеются данные, показывающее, что существует обратная линейная корреляция между СКФ и AUG у таких препаратов, как карбоплатин.
Для того чтобы получить желаемую AUC, необходимо не только снизить дозу препарата для больных с почечной недостаточностью, но и увеличить стандартные дозы для больных с высокими показателями почечного клиренса.

Формула Калверта :
Доза (мг) = AUC х (СКФ + 25).

Первоначально вычисления по Калверту проводились по СКФ, измеренной с помощью хром-51-ЭДТА метода. Хотя КК может превысить значение СКФ на 10-40 %, большинство врачей вычисляют СКФ, используя формулы Джеллиффа или Кокрофта-Голта, и затем подставляют эти значения в формулу Калверта.

Схема расчета индивидуальной дозы карбопластина :
1. Доза карбоплатина (мг) = AUC х (СКФ + 25)

2. AUC выбрана для соответствующих клинических ситуаций:
- AUC 6 для нелеченных больных, когда использованы комбинации с таксанами
- AUC 5 для ранее леченных больных
- AUC 7 для первично не леченных больных

3. СКФ служит эквивалентом КК, которую можно измерить или оценить в зависимости от роста, массы тела и уровня сывороточного креатинина

Новое на сайте

>

Самое популярное