Домой Полезные советы Билеты егэ по литературе. % сдававших пробный экзамен не уложились в отведенный срок. Структура теста ЕГЭ

Билеты егэ по литературе. % сдававших пробный экзамен не уложились в отведенный срок. Структура теста ЕГЭ

Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.


Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не . Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:



  • русский язык (результаты которого учитываются при поступлении во все без исключения вузы страны);


  • математика – базовый или профильный уровень на выбор.

Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».

ЕГЭ по русскому языку - 2017: изменения в отдельных заданиях

Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в классах.


В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:



  • в задании № 17 ( в предложениях, включающих обособленные конструкции) будут представлены не только вводные слова, но и обращения;


  • в задании № 22 (лексический в контексте) экзаменующимся раньше надо было найти в заданном фрагменте всего лишь одно слово или выражение (например, фразеологический оборот), соответствующее критериям задания. Теперь задача усложняется: из нескольких «подходящих» лексических единиц придется выбирать ту, что наиболее точно отвечает условиям задания.


  • в задании 23 (выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом) теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. То есть учащемуся надо найти в отрывке все такие предложения и вписать в бланк либо одну, либо несколько цифр.

ЕГЭ по математике -2017: профильный и базовый экзамен без изменений

В ЕГЭ по математике сохраняется разделение на два уровня:


  • относительно простой базовый экзамен с оценкой по пятибалльной шкале, проверяющий в основном знания в области так называемой « » и результаты которого не принимаются при поступлении в вуз и нужны только для получения аттестата;


  • профильный – гораздо более сложный, на тех выпускников, которые планируют поступать в технические вузы, где математика является обязательным предметом для поступления.

По официальным данным, опубликованным на сайте ФИПИ, ни в одном из экзаменов изменений по сравнению с 2016 годом не планируется. Однако учащимся, выбравшим профильный уровень, при подготовке к ЕГЭ по математике надо иметь в виду, что составители экзамена взяли курс на противодействие «натаскиванию» на решение задач определенного типа. И задачи повышенной сложности могут оказаться нестандартными: не выходящими за рамки школьного курса, но требующими «математической смекалки».


В 2016 году наличие в вариантах задач, отличавшихся по алгоритму решения от вариантов, представленных в демо-версиях, стало для многих неожиданностью и вызвало протесты и требования пересмотреть результаты. Однако разработчики экзамена достаточно ясно озвучили свою позицию: одной из главных функций ЕГЭ является дифференциация учащихся по уровню знаний, и школьники, отлично освоившие полный школьный курс математики являются более подготовленными к изучению предмета на вузовском уровне и должны иметь преимущества перед теми, кто просто натренировался решать задачи заданного типа. Так что, вероятнее всего, «нестандартные» задания по математике в 2017 году также будут включены в КИМы.

ЕГЭ по обществознанию: небольшие изменения в структуре

ЕГЭ в 2017 году в целом будет соответствовать модели 2016 года:


  • блок заданий с краткими ответами;

  • блок заданий с развернутыми ответами;

  • «альтернативное» задание – написание эссе на тему одного из предложенных высказываний.

Однако в блоке заданий с краткими ответами запланированы небольшие изменения. Из него будет исключено задание, фигурировавшее в КИМах 2016 года под номером 19 (дифференциация фактов, мнений и оценочных суждений). Зато появится еще одно задание по модулю «право»: на выбор верных суждений из списков, которое станет семнадцатым по счету.


Общее количество заданий и максимальный первичный балл в экзамене по самому популярному предмету по выбору останется неизменным.

ЕГЭ по физике- 2017: значительные изменения, исключение тестовой части

ЕГЭ по физике в 2017 году станет одним из трех предметов, претерпевших самые значительные изменения: из структуры экзамена полностью исключается тестовая часть , подразумевающая выбор одного верного ответа из списка вариантов. Вместо этого будет значительно расширен набор заданий с краткими ответами (в виде слова, числа или последовательности цифр). При этом распределение заданий по разделам школьного курса останется примерно таким же, как и в прошлые годы. Всего первом блоке экзамена будет 21 вопрос:


  • 7 – по механике,

  • 5 – по термодинамике и МКТ,

  • 6 – по электродинамике,

  • 3 – по квантовой физике.

Вторая часть экзаменационной работы (задачи с развернутыми ответами) останется без изменений. Первичный балл на ЕГЭ по физике также останется на уровне прошлого года.


ЕГЭ по литературе -2017: структура без изменений, но больше вопросов на знание текста

К 2018 году ЕГЭ по литературе ждут кардинальные изменения: ФИПИ планирует полностью исключить блок заданий с краткими ответами, оставив только четыре мини-сочинения и одно полноценное. Но в 2017 году экзамен по литературе пройдет по старой, уже ставшей привычной модели:


  • первый смысловой блок – отрывок из эпического или драматического произведения, 7 вопросов с краткими ответами и два мини-сочинения по нему;

  • второй блок – лирическое произведение, 5 вопросов по нему с краткими ответами и два мини-сочинения;

  • третий – развернутое сочинение (выбор из трех тем).

Однако если в 2016 году большинство вопросов с краткими ответами было ориентированы в первую очередь на то, чтобы проверить знание основных литературоведческих терминов, то в 2017 году эти задания будут направлены в первую очередь на знание реалий текста . Таким образом, «перешагнуть порог» только на знании небольшого объема теории больше не получится.


Следует обратить внимание еще на одну особенность экзамена по литературе. В соответствии с правилами в КИМы могут быть включены не только стихотворения, входящие в школьную программу. Если поэт включен в кодификатор – для анализа может быть предложено любое его стихотворение. И это правомерно – поскольку мини-сочинения по поэтическому отрывку должны продемонстировать умение экзаменующегося анализировать текст самостоятельно, а не вспоминать соответствующий параграф учебника. В 2016 году «непрограммные» стихотворения фигурировали во многих вариантах КИМов, и, скорее всего, в 2017 году эта тенденция сохранится.

ЕГЭ по биологии – радикальные изменения в 2017 году, исключение тестовой части и увеличение продолжительности

Модель ЕГЭ по биологии в 2017 году изменится фундаментально: из задания будет полностью исключена «тестовая» составляющая (вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов), зато будет увеличено число заданий с краткими ответами.


В контрольно-измерительных материалах появятся принципиально новые для ЕГЭ по биологии типы заданий , в числе которых:


  • восстановление пропущенных элементов или схемах;

  • анализ графиков, диаграмм и таблиц;

  • поиск ошибок в обозначениях на рисунке;

  • выведение свойств биологического объекта по «слепому» изображению (без подписей).

Тем не менее, разработчики экзамена полагают, что обновленный ЕГЭ по биологии не вызовет у учащихся существенных сложностей: многие типы заданий уже были опробованы на ОГЭ. Количество заданий с развернутыми ответами не изменится – их по-прежнему будет семь, а типы вопросов будут соответствовать модели 2016 года.


Изменение структуры экзамена повлечет за собой и ряд изменений в процедуре и шкале оценивания:


  • общее число заданий уменьшится с 40 до 28;

  • первичный балл уменьшается до 59 (в 2017 году он составлял 61);

  • время на выполнение работы увеличивается на полчаса, продолжительность экзамена составит 210 минут.

ЕГЭ по иностранному языку – практически без изменений

ЕГЭ по иностранным языкам в 2017 году будет проходить практически так же, как и в 2016, за одним лишь исключением. Формулировка задания № 3 в устной части экзамена (описание картинки) будет изменена. Как отмечают специалисты ФИПИ, при описании изображений экзаменующиеся порой злоупотребляют «воображаемыми обстоятельствами», утверждая, к примеру, что здесь изображены их родственники (в том числе жены и дети) или они сами («я космонавт и парю в невесомости»). Это входит в противоречие с задачей этого задания, проверяющего умение полно и точно описать конкретную фотографию.


Поэтому задание будет уточнено. Так, в ЕГЭ по языку в 2017 году из формулировки исключается слово Imagine, а слово present – меняется на describe. Аналогичные изменения будут внесены и в КИМы по другим иностранным языкам – чтобы было ясно, что речь идет именно об описании картинки, а не «рассказа по мотивам».

ЕГЭ по химии-2017: значительные изменения, исключение тестовой части

Модель ЕГЭ по химии 2017 года также ждут существенные изменения, связанные с исключением тестовой части – и увеличение количества и типов заданий с краткими ответами. Среди них появятся, например:


  • задания с выбором двух верных вариантов из нескольких предложенных,

  • вопросы на установления соответствия,

  • расчетные задачи.

Изменится и структура первой части экзамена: она будет включать в себя несколько тематических блоков, посвященных одному из разделов – и каждый блок будет содержать задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Вторая часть экзаменационной работы (задания с развернутыми ответами) останется практически такой же, как в прошлые годы.


При этом:


  • общее количество заданий уменьшится с 40 до 34;

  • максимальный первичный бал снизится с 64 до 60;

  • задания №№ 9 и 17 (связь органических и неорганических веществ) будут оцениваться уже не в один первичный балл, а в два.

ЕГЭ по истории – небольшие изменения в системе оценивания

В 2017 году экзамен по истории будет практически полностью идентичен вариантам прошлого года. Однако в системе оценивания будут изменения: «стоимость» двух заданий вырастет с одного первичного балла до двух:



  • задание № 3 (выбор терминов, относящихся к определенному историческому периоду);


  • задание № 8 (выбор пропущенных выражений из списка предложенных вариантов).

Кроме того, будет уточнена формулировка и критерии оценивания задания № 25 (эссе, посвященного одному из исторических периодов).

ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году – без компьютеров, без изменений

Структура и технология проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году будет полностью соответствовать экзаменационной модели 2016 года. Не идет речи и об использовании экзаменующимися компьютеров – хоть эта идея (с учетом специфики предмета – абсолютно логичная) активно обсуждается, но выпускникам этого года вновь придется работать с традиционными бланками.


При подготовке к экзамену не стоит упускать из вида некоторые особенности контрольно-измерительных материалов:


  • задание № 27 дается в двух вариантах, один из которых – более прост и оценивается в 2 балла, второй – в 4;

  • для написания программы в задании 27 можно использовать любой язык программирования на выбор экзаменующегося.

ЕГЭ по географии: небольшие изменения в системе оценивания

В контрольно-измерительные материалы по географии в 2017 году не будет вносится никаких корректив, однако «весомость» отдельных заданий изменится: максимальный балл за четыре задания будет увеличен, а еще за четыре – уменьшен.


Так, с одного первичного балла до двух увеличится стоимость заданий №№ 3, 11, 14 и 15 (все – на определение и выбор из списка верных высказываний).


С двух баллов до одного «уценили» следующие задания:



  • 9 (размещение населения России, работа с картой),


  • 12 (разграничение верных и неверных высказываний о городском и сельском населении);


  • 13 (география транспорта, отраслей промышленности и сельского хозяйства России);


  • 19 (экспорт и международный транспорт).

Максимальный первичный балл остался неизменным – 47.

Официальная информация об изменениях в сдаче ЕГЭ- 2017

Все официальные документы, связанные со сдачей ЕГЭ, оперативно публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там размещена и сводная изменений, однако для того, чтобы составить полное впечатление о «новых веяниях» в экзаменационной компании, этого недостаточно – информация в таблице дана очень сжата и касается только принципиальных изменений.


Для того, чтобы быть в курсе всех деталей сдачи ЕГЭ в 2017 году «из первых рук», можно также:



  • ознакомиться с проектами КИМ ЕГЭ текущего года и внимательно изучить структуру экзаменационной работы;


  • изучить методические рекомендации для учителей , составленные по итогам 2016 года – там подробно анализируются типичные ошибки прошлогодних выпускников и «разжевываются» и обосновываются запланированные изменения.

Ознакомиться с изменениями в КИМ ЕГЭ 2018 года по литературе в сравнении с 2017 годом можно в демоверсии опубликованной на официальном сайте ФИПИ.

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ 2018 по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надёжной системы её оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развёрнутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

Изменения в ЕГЭ 2018 по литературе

1. Усовершенствованы и сближены с ОГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов.

2. Упрощён алгоритм действий эксперта при оценивании развёрнутых ответов разных типов; обеспечена бóльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого). Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы и на укрепление преемственности между формами итогового контроля на разных ступенях школьного образования.

3. Усилен контроль за качеством речи экзаменуемого (речь оценивается в ответах на все задания).

4. Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

5. Введено четвёртое задание в часть 2 (темы сочинений варьируются с учётом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи).

6. Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов.

7. Уточнён порядок назначения 3 эксперта.

8. Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый).

Методика прохождения ЕГЭ меняется каждый год. Специалисты изобретают новые способы определения уровня знаний учеников, разрабатывают перечень вопросов, обновляя их тематику, меняют количество обязательных предметов. Такое положение вещей чрезвычайно настораживает и пугает будущих выпускников, ведь им также необходимо знать, к чему готовиться и чего ожидать от важного для их жизни экзамена.

В нашей статье мы расскажем основные этапы прохождения ЕГЭ по литературе 2017 года, а также озвучим возможные изменения, которые коснутся этого экзамена.

Дата проведения

До главных школьных экзаменов осталось не так уж много времени. Не за горами пора, когда “покой нам только снится”, а на письменном столе собираются горы учебников по разным предметам. Конечно, подготовка к ЕГЭ отнимает много свободного времени, сил и нервов. Предварительное расписание будущих экзаменов уже составлено и выглядит оно следующим образом:

  • Досрочный этап — 24 марта 2017 года. Резервный день досрочного этапа — 3 апреля 2017 года.
  • Основной этап — 13 июня 2017 года, а резервный день закреплен за 20 июня 2017 года.

Обязательные предметы, вынесенные на ЕГЭ 2017

Это наиболее животрепещущая тема, стремительно переходящая от одного ученика к другому. Многие школьники переживают, что список обязательный предметов значительно расширится и им придется еще больше времени прозябать за учебниками, вместо заслуженного отдыха после уроков.

На сегодняшний день нет окончательного списка новых обязательных предметов, ведь на рассмотрении у чиновников было несколько дисциплин: от истории до физики.

  • — необходим для поступления в любой ВУЗ страны.
  • Математика — экзамен разделен на два уровня (базовый и профильный).

ЕГЭ по литературе: возможные изменения

Ближе к 2018 году экзамен по литературе должен быть в корне пересмотрен и в некоторые его пункты внесут кардинальные изменения. В частности, специалисты намерены полностью убрать задания с короткими ответами, оставив лишь небольшие сочинения и одно полноценное.

Впрочем, пока еще рано бить тревогу и панически бояться окончания года — ЕГЭ по литературе в 2017 году придет по привычной всем схеме:

  • 1 блок — Смысловой. Здесь ученикам представлен небольшой отрывок эпического или драматического произведения с 7 вопросами по его содержанию (краткими). Кроме того, выпускник должен написать пару мини-сочинений по заданной тематике.
  • 2 блок — Лирическое произведение с несколькими вопросами к нему, а также два мини-сочинения.
  • 3 блок — Развернутое сочинение на любую из трех заданных тем.

Тем не менее, небольшие изменения все-таки произойдут. Они будут касаться построения вопросов — в уклон сделают на знание реалий текста, а не на знание основных литературных терминов. Из этого следует, что для сдачи экзамена недостаточно обладать узкими познаниями в литературе.

Также хочется заострить внимание еще на одной особенности экзамена по литературе — на стихотворения. Как правило, ученики надеются, что в бланках они найдут стихотворное произведение определенного автора из школьной программы.

Тем не менее, исходя из правил КИМы, если поэт был включен в кодификатор, то на экзамене для анализа могут подать любое его произведение. Это достаточно правильный подход, ведь во время прохождения итогового испытания выпускник должен показать в мини-сочинении, насколько правильно он умеет анализировать, не ссылаясь на страницы учебников.

Уже в 2016 году “нешкольные” стихотворения можно было отыскать во многих вариантах КИМов, поэтому в 2017 году этот ход обязательно повторится.

Итоговое сочинение

Для хорошей оценки по этому блоку недостаточно просто взять и изложить свои мысли на бумаге. Необходимо тщательно продумать каждое предложение, грамотно оформить и выразить свое мнение в понятной и простой форме. Орфографические и пунктуационные ошибки привлекают внимание проверяющих, поэтому нужно их избегать.

Кроме того, каждый ученик должен постараться раскрыть заданную тему полностью, используя не только свои жизненные примеры, но и аргументы из области литературы. Структура текста должна выглядеть следующим образом: введение, несколько аргументов и примеров, заключение.

Чтобы итоговое сочинение было качественным, выпускнику уже сейчас доступен перечень произведений, которые вынесены на ЕГЭ по литературе. Прочитав их, а также ознакомившись с дополнительной информацией про автора, историей написания, ключевыми моментами и другими подробностями, вы обязательно напишете достойное произведение, которое заслуживает высочайшей оценки.

Шкала оценивания

В 2017 году для того, чтобы пройти пороговое значение по данному экзамену, необходимо набрать всего лишь 36 баллов. Их заработать не так-то и сложно — достаточно решить 9 заданий (с 1 по 7, 10 и 11). В соответствии с пятибалльной шкалой первичные/тестовые баллы выглядят следующим образом:

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Любой выпускник мечтал бы увидеть заветную “Пятерку” в аттестате, но не каждому дано сдать экзамены на высокие оценки. Только тот, кто не жалеет собственных сил и времени, тратит их на подготовку, без конца листает вспомогательную литературу, имеет все шансы получить “Отлично”. Подготовку к ЕГЭ можно выполнять различными способами:

  • Раз за разом проходить демоверсию экзамена.
  • Ознакомиться с вопросами при помощи тестов, которые похожи на те, что будут вынесены на ЕГЭ.
  • Обратиться к репетиторам.

Какой бы из предложенных вариантов вы ни выбрали, необходимо помнить, что без определенного багажа знаний, ни один из них работать не будет. Больше читайте, анализируйте, пытайтесь составлять сочинения, и тогда успешная сдача экзамена вам гарантирована.

Видео новость

Методика прохождения ЕГЭ меняется каждый год. Специалисты изобретают новые способы определения уровня знаний учеников, разрабатывают перечень вопросов, обновляя их тематику, меняют количество обязательных предметов. Такое положение вещей чрезвычайно настораживает и пугает будущих выпускников, ведь им также необходимо знать, к чему готовиться и чего ожидать от важного для их жизни экзамена.

В нашей статье мы расскажем основные этапы прохождения ЕГЭ по литературе 2017 года, а также озвучим возможные изменения, которые коснутся этого экзамена.

Дата проведения

До главных школьных экзаменов осталось не так уж много времени. Не за горами пора, когда “покой нам только сниться”, а на письменном столе собираются горы учебников по разным предметам. Конечно, подготовка к ЕГЭ отнимает много свободного времени, сил и нервов. Предварительное расписание будущих экзаменов уже составлено и выглядит оно следующим образом:

  • Досрочный этап - 24 марта 2017 года. Резервный день досрочного этапа - 3 апреля 2017 года.
  • Основной этап - 13 июня 2017 года, а резервный день закреплен за 20 июня 2017 года.

Обязательные предметы, вынесенные на ЕГЭ 2017

Это наиболее животрепещущая тема, стремительно переходящая от одного ученика к другому. Многие школьники переживают, что список обязательный предметов значительно расширится и им придется еще больше времени прозябать за учебниками, вместо заслуженного отдыха после уроков.

На сегодняшний день нет окончательного списка новых обязательных предметов, ведь на рассмотрении у чиновников было несколько дисциплин: от истории до физики.

  • Русский язык - необходим для поступления в любой ВУЗ страны.
  • Математика - экзамен разделен на два уровня (базовый и профильный).

ЕГЭ по литературе: возможные изменения

Ближе к 2018 году экзамен по литературе должен быть в корне пересмотрен и в некоторые его пункты внесут кардинальные изменения. В частности, специалисты намерены полностью убрать задания с короткими ответами, оставив лишь небольшие сочинения и одно полноценное.

Впрочем, пока еще рано бить тревогу и панически бояться окончания года - ЕГЭ по литературе в 2017 году придет по привычной всем схеме:

  • 1 блок - Смысловой. Здесь ученикам представлен небольшой отрывок эпического или драматического произведения с 7 вопросами по его содержанию (краткими). Кроме того, выпускник должен написать пару мини-сочинений по заданной тематике.
  • 2 блок - Лирическое произведение с несколькими вопросами к нему, а также два мини-сочинения.
  • 3 блок - Развернутое сочинение на любую из трех заданных тем.

Тем не менее, небольшие изменения все-таки произойдут. Они будут касаться построения вопросов - в ЕГЭ 2017 уклон сделают на знание реалий текста, а не на знание основных литературных терминов. Из этого следует, что для сдачи экзамена недостаточно обладать узкими познаниями в литературе.

Также хочется заострить внимание еще на одной особенности экзамена по литературе - на стихотворения. Как правило, ученики надеются, что в бланках они найдут стихотворное произведение определенного автора из школьной программы.

Тем не менее, исходя из правил КИМы, если поэт был включен в кодификатор, то на экзамене для анализа могут подать любое его произведение. Это достаточно правильный подход, ведь во время прохождения итогового испытания выпускник должен показать в мини-сочинении, насколько правильно он умеет анализировать, не ссылаясь на страницы учебников.

Уже в 2016 году “нешкольные” стихотворения можно было отыскать во многих вариантах КИМов, поэтому в 2017 году этот ход обязательно повторится.

Итоговое сочинение

Для хорошей оценки по этому блоку недостаточно просто взять и изложить свои мысли на бумаге. Необходимо тщательно продумать каждое предложение, грамотно оформить и выразить свое мнение в понятной и простой форме. Орфографические и пунктуационные ошибки привлекают внимание проверяющих, поэтому нужно их избегать.

Кроме того, каждый ученик должен постараться раскрыть заданную тему полностью, используя не только свои жизненные примеры, но и аргументы из области литературы. Структура текста должна выглядеть следующим образом: введение, несколько аргументов и примеров, заключение.

Чтобы итоговое сочинение было качественным, выпускнику уже сейчас доступен перечень произведений, которые вынесены на ЕГЭ по литературе. Прочитав их, а также ознакомившись с дополнительной информацией про автора, историей написания, ключевыми моментами и другими подробностями, вы обязательно напишете достойное произведение, которое заслуживает высочайшей оценки.

Шкала оценивания

В 2017 году для того, чтобы пройти пороговое значение по данному экзамену, необходимо набрать всего лишь 36 баллов. Их заработать не так-то и сложно - достаточно решить 9 заданий (с 1 по 7, 10 и 11). В соответствии с пятибалльной шкалой первичные/тестовые баллы выглядят следующим образом:

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Любой выпускник мечтал бы увидеть заветную “Пятерку” в аттестате, но не каждому дано сдать экзамены на высокие оценки. Только тот, кто не жалеет собственных сил и времени, тратит их на подготовку, без конца листает вспомогательную литературу, имеет все шансы получить “Отлично”. Подготовку к ЕГЭ можно выполнять различными способами:

  • Раз за разом проходить демоверсию экзамена.
  • Ознакомиться с вопросами при помощи тестов, которые похожие на те, что будут вынесены на ЕГЭ.
  • Обратиться к репетиторам.

Какой бы из предложенных вариантов вы не выбрали, необходимо помнить, что без определенного багажа знаний, ни один из них работать не будет. Больше читайте, анализируйте, пытайтесь составлять сочинения, и тогда успешная сдача экзамена вам гарантирована.

Новая модель ЕГЭ по литературе вынесена на широкое обсуждение

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото с сайта slovesnik.org

Буквально на днях были подведены , а разработчики и учителя уже собрались, чтобы обсудить новую модель экзамена. Но будущим выпускникам волноваться не о чем, заверяют разработчики, их нововведения не коснутся. Зато учащимся 9-х классов и их родителям стоит внимательнее присмотреться к возможным изменениям. Новая модель ЕГЭ по литературе может быть введена в 2018 году.

Учитель русского языка и литературы школы № 57, главный редактор журнала «Литература» Сергей Волков внимательно изучил предложенные изменения и оценил возможность открытого обсуждения в своей статье «ЕГЭ по литературе в ожидании новой модели», опубликованной на портале Гильдии словесников.

Сергей Волков

14 июня в Федеральном институте педагогических измерений состоялось расширенное заседание Научно-методического совета по литературе, на котором обсуждалась новая модель ЕГЭ по литературе. По итогам заседания решено модель доработать и представить на широкое обсуждение в августе.
Важно, что обсуждение будет идти весь учебный год, то есть выпускники 2017 года будут сдавать ЕГЭ по литературе в том же варианте, что и сейчас.

А вот закончившим в этом году 9 класс стоит присмотреться к новой модели пристальнее — вполне возможно, что именно она будет поджидать их на экзамене в 2018 году.

По словам разработчиков (их позицию представлял руководитель Федеральной комиссии Сергей Зинин , автор и нынешнего варианта ЕГЭ), изменения ни в коей мере не революционны. Новая модель более чем преемственна по отношению к старой. Какие же изменения предлагаются?

1. Исключены задания с кратким ответом. Как пояснили разработчики, никакой сложности для нынешних школьников эти задания не представляют, все теперь хорошо ориентируются в терминах, поэтому свой различающий смысл задания потеряли.

Кстати, литература — первый предмет, который предлагает отказаться не только от тестов с выбором ответа (это сделано давно), но и от тестов открытого типа (где ответ нужно давать одним словом или в виде последовательности цифр).

2. Увеличено число заданий по выбору ученика. Теперь он сможет выбирать не только тему «большого сочинения» (кстати, их вместо трех будет четыре), но и один из вариантов первого и третьего задания. Например, получив стихотворение Б. Окуджавы «Часовые любви на Смоленской стоят…», он может решить, на какой вопрос ему отвечать интереснее:

«Каково отношение лирического героя стихотворения к “великой вечной армии” влюблённых?» или «Какую роль в стихотворении играет анафора?»

3. Упрощены сопоставительные задания. Если сейчас в одном из заданий ЕГЭ предложенный текст нужно сопоставить с двумя текстами (и тем самым показать свой читательский и филологический кругозор), то теперь предлагается вспомнить только один текст для сопоставления.

4. Увеличен объем сочинения в пятом задании — с 200 до 250 слов. В целом же

ученик должен написать 4 мини-работы по 50 слов и сочинение в 250 слов, то есть как минимум 450 слов.

5. Уточнены критерии проверки. Как раз по новым критериям у экспертов и возникло больше всего вопросов (например, стоит ли вносить в критерии требование обязательного цитирования — как быть тогда с объемными эпическими произведениями?). И на заседании, и во время апробации к критериям было высказано много пожеланий — надо полагать, что к августу разработчики учтут часть предложений.

6. Усовершенствованы инструкции для сдающих экзамен.
Новая модель была апробирована в 60 школах разных регионов,

пробный экзамен сдало 1000 человек

(причем среди них были и те, кто не планирует сдавать ЕГЭ по литературе), проведено анкетирование учителей. Судя по результатам, представленным на заседании, большинство эту модель одобряет.

Какие вопросы наиболее часто возникают у тех, кто знакомится с новой моделью?

1. Вопрос нехватки времени.

30% сдававших пробный экзамен не уложились в отведенный срок.

Это достаточно большая цифра, чтобы задуматься о соотношении времени и объема заданий.

2. Несбалансированность критериев. Например, в части заданий

критерии фактологической точности и логичности изложения перевешивают критерии содержательные,

направленные на выявление понимания. Но так ли важно помнить точное имя героя или какую-то художественную деталь?

Один из критериев требует от сдающего экзамен не искажать «авторскую позицию (замысел)» .

Но, во-первых, замысел и позиция — далеко не синонимы, во-вторых, по поводу авторской позиции практически в любом произведении идут бесконечные научные споры — а какую тогда точку зрения должен выражать ученик? И известна ли вообще кому-то доподлинно «авторская позиция» (а тем более замысел)?

Нечеткие и расплывчатые формулировки вопросов.

Например, прочтя фрагмент «Ревизора», ученик должен ответить на вопрос «Что в приведенном фрагменте указывает на реальное положение дел в городе?» Этот вопрос «что» — неясен. Достаточно ли будет написать в ответе на него — «слова такие-то и такие-то» — и перечислить эти слова?

5. Опасения вызывает и мигрирование экзаменационных тем к декабрьскому сочинению. Чем принципиально отличаются от тем декабрьских такие, например, формулировки из демоверсии ЕГЭ «Кто из персонажей романа Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему?» или «Страницы истории в русской литературе» ? Необходимо ли дублировать в ЕГЭ (профильном экзамене) декабрьское сочинение (метапредметный экзамен для всех)? Разница критериев проверки не делает тут погоды. Представитель МГУ даже призвал ввести в ЕГЭ специальные задания повышенной сложности по выбору для будущих филологов, которые могут не выполнять, скажем, будущие дизайнеры или актеры — чтобы первых нагрузить, а ко вторым не приставать с ненужным.

На заседании было высказано даже опасение, что планка экзамена снижается и что сдать его можно, не прочитав школьную программу (или познакомившись с ней по кратким пересказам). Разработчики не согласились с этим, хотя тот же Сергей Зинин рассказал историю о какой-то стобалльнице ЕГЭ, которая, выступая перед идущими на апробацию ребятами, призналась, что готовилась к ЕГЭ по кратким пересказам…

И сегодня есть дюжина писателей, которые пользуются спросом, пишут о здесь и сейчас на нормальном, понятном языке — их надо читать в школе параллельно с классикой…

А как читать сегодняшнему школьнику Достоевского, я не понимаю. Я сам стал читать его в 25 лет — удовольствия не получил. Чудовищно неряшлив в языке и депрессивен. Для его чтения нужна устойчивая нервная система. Поэтому в школе можно ограничиться лекцией по Достоевскому, где набросать канву — идейную, философскую, художественную — и дальше оставить школьнику на будущее». Заключил свое выступление Михаил Веллер словами о губительности «всеобщей диспетчеризации учебного процесса» (а ЕГЭ — один из элементов такой «диспетчеризации») и призвал ставить на экзамене вопросы так, «чтоб включалась голова».

«Все, что работает против живой мысли и интереса, плохо для литературы».

Выступление (да и само приглашение на встречу) Веллера было довольно неожиданным для такого собрания — может быть, именно поэтому речь его была встречена молчанием и не вызвала ни одного вопроса. Экспертов больше интересовала конкретика демоверсии, чем рассуждения о кризисе цивилизации и гуманитарного образования. Что отчасти жаль, ибо важные слова о необходимости «живого дела» как-то забываются, когда мы попадаем в логику ЕГЭ. Там все больше клеточки бланков, баллы критериев, рамки металлоискателей, ожидание апелляций…

Как бы то ни было, сама открытость обсуждения не может не радовать. За это спасибо и разработчикам, и ФИПИ в целом. Решиться на такое обсуждение непросто — ведь негативная реакция на все новое предсказуема, и не всегда она бывает конструктивной. Радует и непоспешность движения — все-таки на осмысление предложенного есть целый год. Важно теперь поучаствовать в интернет-обсуждении, которое, напомним, начнется в августе.

Сергей Владимирович Волков
Образование
1987–1992 — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, филологический факультет. Специальность «Русский язык и литература». Квалификация: «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы» (диплом с отличием).
Профессиональная деятельность
1992–2016 — учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного образовательного учреждения «Центр образования № 57 г. Москвы». В 2013 году присвоено звание «Почетный работник общего образования РФ».
2011–2016 — доцент факультета филологии ВШЭ. Руководитель Школы юного филолога НИУ ВШЭ.
Член Союза журналистов Москвы, главный редактор журнала «Литература» (издательский дом «Первое сентября»).
2011–2014 — член Общественной палаты РФ.
С августа 2012 — член Общественного совета при Минобрнауки России.
2013 — председатель Центральной предметно-методической комиссии по литературе Всероссийской олимпиады школьников.
С 2013 преподает историю русской литературы в Школе-студии МХАТ.
2015 — председатель Гильдии словесников.

Новое на сайте

>

Самое популярное