Домой Полезные советы Прохождение игры 100 дверей уровень 4. Find The Doors: прохождение игры, уровни

Прохождение игры 100 дверей уровень 4. Find The Doors: прохождение игры, уровни

Цель этой игры – пройти через двери.
Разреши скрытые головоломки для того, чтобы открыть дверь и выйти из комнаты.

Особенности игры Doors:
- Множество мини-игр, которые прекрасно подходят для развлечения в свободное время
- Чтобы пройти на следующий уровень, необходимо решить головоломку
- Иногда потребуется потрясти, потыкать, перевернуть телефон
- Авто сохранение

Игру эту я прошел быстро, однако частые комментарии: "Как пройти уровень? Где взять прохождение?" заставили меня все-таки написать инструкцию по прохождению игры Doors. Поэтому смотрим ниже прохождение уровней игры.

+ Прохождение игры Doors на Windows Phone
+ Видео-прохождение игры Doors

(чтобы посмотреть видео-прохождение нажмите на номер уровня)

1 уровень: Просто тыкаем на дверь.
2 уровень: Берем ключ и вставляем его в детектор.
3 уровень: Проводим пальцем по двери справа налево.
4 уровень: Переворачиваем телефон.
5 уровень: Отодвигаем коврик, берем ключ.
6 уровень: Располагаем цвета в кружочках как на двери. Зеленый, синий, бардовый.
7 уровень: Ищем одинаковые рисунки.
8 уровень: Располагаем числа от меньшего к большему. Код 2579.
9 уровень: Трясем телефон, отодвигаем упавший глобус, берем ключ и открываем дверь.
10 уровень: Поменять красные и белые стрелочки местами. Алгоритм: белая верхняя, красная нижняя, красная посередине, белая верхняя, белая посередине, белая нижняя, красная нижняя, красная посередине, красная верхняя, белая верхняя, белая посередине, белая нижняя, красная посередине, красная нижняя, белая нижняя.
11 уровень: Расположить цифры в зависимости от размеров того, на чем они расположены от большего к меньшему. Код 71138.
12 уровень: Нужно тыкнуть на дверь, когда время на часа будет 9.00 или 9.20.
13 уровень: Расположить цвета в кружочках по стихиям. Красный, синий, светло-голубой, зеленый.
14 уровень: Потрясите телефон, огонь погаснет, тыкаем на камин и берем дверную ручку, вставляем и открываем дверь.
15 уровень: Собрать провод в "пятнашках". Всего у нас 9 полей квадратиков, слева направа пронумеруем каждое поле 1, 2, 3 и т.д. и двигаем картинки в соответствии с их положением (1,2,3,4...) Алгоритм: 6 двигаем вниз, 3 вниз, 2 направо, 1 направо, 4 вверх, 5 налево, 6 налево, 3 вниз, 2 направо, 5 вверх, 8 вверх, 9 налево, 6 вниз, 3 вниз, 2 направо, 5 вверх, 6 налево, 3 вниз, 2 направо, 5 наверх, 6 налево, 9 вверх, 8 направо, 5 вниз, 6 налево, 3 вниз, 2 направо, 5 вверх, 8 вверх, 7 направо, 4 вниз, 5 налево, 6 налево, 9 вверх. Ура!
16 уровень: Наклонить телефон, ангел отодвинется, нажимаем на кнопку и видим куда переместить стрелку.
17 уровень: Быстро нажимаем на кнопки, чтобы все горели зеленым цветом и быстро тыкаем на дверь. Лучше начинать с правых кнопок.
18 уровень: Наклоняем телефон и видим цифры на двери. Код 28359.
19 уровень: Расположить кнопки как на графике. 1 где-то по середине, 2 ниже первой, 3 чуть выше первой, 4 выше второй, но ниже первой, 5 выше всех, 6 выше четвертой, но ниже первой.
20 уровень: Двигаться по стрелочкам, сколько стрелок столько и надо сделать шагов. Чтобы пройти надо начинать со 2 столбика 3 строчка.
21 уровень: Раздвигаем пальцами двери лифта, берем палку, ставим ее между дверьми и проходим дальше.
22 уровень: Покрутить диски, чтобы стрелки везде совпали. Алгоритм: крутим правый диск до совпадения стрелок, нижний диск до совпадения стрелок, левый диск до совпадения стрелок, правый диск до совпадения стрелок.
23 уровень: Зеркальное отражение цифр сверху. Код 25802.
24 уровень: Сколько палочек идет к кружочку, такую цифру и ставим. Цифры сверху слева направо: 1, 3, 0. 3, 6, 4. 2, 4, 3.
25 уровень: Удерживаем кнопку пока все кружочки не станут зелеными.
26 уровень: Расположить в каждых кружочках цвета как на двери. Один раз нажимаете на левый нижний, четыре раза на левый средний, три раза на правый верхний, два раза на правый средний, три раза на правый нижний, три раза на левый нижний, два раза на правый верхний, четыре раза на левый верхний.
27 уровень: Зеленым огоньком светится фонарик, берем его. Располагаем в кружках палочки, чтобы получился крест: > и 28 уровень: Расставить цвета согласно масти карт. Черный, красный, красный, черный.
29 уровень: Расположить кружочки как на картинке возле двери. В середине синие, по краям красные. У нас есть 6 стрелочек, пронумеруем их слева направо 1, 2, 3, 4, 5, 6. Алгоритм: нажимаем на 2 стрелку, 5 стрелку, 1 стрелку, 5 стрелку.
30 уровень: За цветком берем ручку и вставляем в черную дырку. Вращаем пока дверь не откроется и тыкаем в пустоту.

Игра Doors для Windows Phone: Обновление №1


31 уровень: Удерживаем две белых палки возле шипов и наклоняем телефон, чтобы двери открылись, а потом третьим пальцем тыкаем в дверь.
32 уровень: Сверху соединить меняющие зеленые палочки. Получается код: 589635
33 уровень: Расположить кружочки в соответствии со своим цветом. Тыкаем в следующем порядке: ж-з-к-ж-с-о-р-с-з-к-ж-з-о-з-о-к-ж-о-к-с-ж-о-к-с-о-к-с-о-ж-к-с-о-ж-к-с-к. (ж-желтый, з-зеленый, к-красный, о-оранжевый, р-розовый, с-синий)
34 уровень: Если наклонять телефон, то синий шар будет кататься, если часто так делать, то на двери будет видно цифры. Код 2937.
35 уровень: Отобразить цвета в квадратах справа зеркально левым квадратам. Чтобы дым исчез, его нужно зажать пальцем. Алгоритм: нажимаем на четвертый правый квадрат 1 раз, третий правый 3 раза, второй правый 1 раз, первый правый 1 раз.

Игра Doors для Windows Phone: Обновление №2


36 уровень: Тыкнуть в дверь когда не будут перемещаться штуки сверху.
37 уровень: Нужно чтобы посередине было 4 синих деления. Алгоритм: сначала перемещаешь в середину, потом из середины в левую, из левой в правую, из середины в левую, из правой в середину, из середины в левую.
38 уровень: Тыкаем на мяч, он подпрыгивает и мы там видим сердечко. Делаем его красным и двигаем дверь справа налево пока она не откроется.
39 уровень: Расположить фигурки в головоломке как указано на полу. Так, значит есть 4 квадрата. Слева направо назовем их 1,2,3,4. Крути 3 квадрат два раза, 4 квадрат два раза, 2 квадрат три раза, 1 квадрат один раз, 2 квадрат один раз, 1 квадрат четыре раза, 3 квадрат три раза, 1 квадрат один раз.
40 уровень: Переворачиваем телефон. Видим порядок расположения цветов. Тыкаем теперь по порядку на цвета: красный, зеленый, синий, фиолетовый, зеленый, зеленый, фиолетовый, синий, зеленый, фиолетовый.

Игра Doors для Windows Phone: Обновление №3


41 уровень: Берем диск с пола, вставляем его в экран сверху, прокручиваем и видим цифры. Код: 846025
42 уровень: Нужно убрать все диски с левого круга в центр. Белый на верхний, желтый на правый, белый на правый, зеленый на верхний, белый на левый, желтый на верхний, белый на верхний, синий на правый, белый на правый, желтый на левый, белый на левый, зеленый на правый, белый на верхний, желтый на правый, белый на правый, красный на верхний, белый на левый, желтый на верхний, белый на верхний, зеленый на левый, белый на правый, желтый на левый, белый на левый, синий на верхний, белый на верхний, желтый на правый, белый на правый, зеленый на верхний, белый на левый, желтый на верхний, белый на верхний.
43 уровень: Сумма по диагоналям и по краям должна быть равна 12. Расставляем цифры слева направо сверху вниз: 7, 3, 2 ||| 4 ||| 6,5,1
44 уровень: По квадратам определить какие числа подходят по моделям. Код: 4286
45 уровень: Удерживаем лампочку и когда свет погаснет, то тыкнуть в дверь.

Игра Doors для Windows Phone: Обновление №4


46 уровень: Нужно стукнуть по колоколам 9 раз палкой в таком порядке как указано на двери. Чтобы ударить палкой нужно переворачивать телефон. Один раз в 1 колокол, второй раз во 2 колокол, третий раз в 1 колокол, четвертый раз во 2 колокол, пятый раз в 1 колокол, шестой раз во 2 колокол, седьмой раз во 2 колокол, восьмой раз в 1 колокол, девятый раз в 1 колокол.
47 уровень: Игра в наперстки. Нужно угадать в каком ведре спрятан шарик три раза и когда мы угадываем, то получаем шарик с числом. В конце у нас откроется кодовая панель. Код: 2530
48 уровень: Нужно сделать так, чтобы все ключи были нажаты. Методом подбора выясняем, что тыкать надо в таком порядке: 1 - северовосток, 2 - юго-восток, 3 - юго-запад, 4 - север, 5 - юг, 6 - восток, 7 - запад, 8 - северо-запад.
49 уровень: Над дверью у нас горят инопланетные часы. Видим, что первая часть это часы, вторая это минуты, и последняя секунды. Когда минута перескакивает начинаем считать цифры секунд и выясняем, что значат символы на двери. Расшифровка цифр:
50 уровень: Собрать пирамидку, чтобы в каждой части получалась сумма числа внутри. Сверху вниз, слева направо числа: 4 || 44 || 452 || 2133

Игра Doors для Windows Phone: Обновление №5


51 уровень: Номер поднимается вверх поочередно на 5 и 3, а вниз аналогично на 9 и 7. Стрелка указывает нам, что мы должны получить цифру 51. Алгоритм: жмем стрелку вниз(опускаемся до 41), жмем стрелку вверх и пока она не достигла 46 быстро жмем еще раз стрелку наверх. Если вы будете ждать пока цифра достигнет 46, то по алгоритму в следующий раз вы подниметесь на 3 цифры, а нам нужно на 5. Поэтому когда цифра будет 44 или 45, жмем на стрелку вверх.
52 уровень: Сначала наклоняем телефон и к нам подъезжает оторванный кусок обоев. На нем треугольник. Нужно посчитать стороны фигур. Звезда - 10, квадрат - 4, ромб - 4, шестиугольник - 6, треугольник - 3. Часы идут в обратную сторону - значит числа в обратном порядке. Код: 364401
53 уровень: Собрать цвета в линии по своему цвету: красный, зеленый, синий.
54 уровень: 6 этапов. Нужно распространить квадратик по всему полю, чтобы оно было заполнено. 1 этап: тыкаем в правый нижний угол, потом стрелку налево, вверх, направо и т.д. по спирали. 2 этап: тыкаем в правую нижнюю клетку, левее от красного квадрата, налево, вверх и т.д. по спирали. 3 этап: тыкаем в клетку 5 столбик 4 строчка, затем вниз, налево, вверх и т.д. 4 этап: тыкаем в 1 столбик 4 строчка, затем вниз, направо, вверх, направо, вверх и т.д. 5 этап: тыкаем во 2 столбик 2 строчка, затем наверх, налево, вниз, направо, вверх, направо, вниз, направо и т.д. 6 этап: тыкаем во 2 столбик 3 строчка, затем вниз, налево, вверх, направо и т.д.
55 уровень: Время на часах всегда разное, но прохождение одно. Узнайте по стрелкам часов время, которое они они показывают. Солнце на двери показывает нам либо на восход, либо на закат. Если рассвет, то код вводим в дневном формате, например, на часах 11:55, значит код будет 1155. Если, например, на часах время 11:15, а солнце показывает закат, то нужно вводить 23:30, а значит код будет 2330.

Игра Doors для Windows Phone: Обновление №6


56 уровень: Покрутить спидометры, чтобы все стрелки показывали максимум. Алгоритм: 1 кнопка, 5 кнопка, 1 кнопка, 5 кнопка, 3 кнопка, 3 кнопка.
57 уровень: Открыть сейфовую дверь. На двери нарисована комбинация. V1=6, X4=14. Стрелки указывают в какую сторону крутить. Алгоритм: крутить против часовой на 6, по часовой на 75, против на 14, по часовой на 65.
58 уровень: Трясем телефон когда красная точка попадает на ритм сердца, пока все лампочки не загорятся и открываем дверь.
59 уровень: Сверху у нас полоска с цветами, а ниже кружочки по порядку расставленые. Красный - 1, Зеленый - 2, Синий - 3, Розовый - 8. Отображаем их в том порядке как на полоске с цветами и получаем пароль. Код: 1328
60 уровень: Заменить всех кошек на орлов. Всего у нас 16 квадратов, пронумеруем их слева направо. Алгоритм: нажимаем по порядку на квадраты под номерами 10, 6, 11, 7, 6, 2, 7, 3, 8, 9, 13, 10, 14.

Игра Doors для Windows Phone: Обновление №7


61 уровень: Нам нужно угадать числа, которые зашифрованы на двери. Универсального кода нет, т.к. решение постоянно разное. Алгоритм: жмем кнопку TEST. Крутим первое число, пока сверху над ним не появится галочка. То же самое проделываем с остальными числами, пока над всеми тремя не загорятся галочки. Если Вы перебираете все числа, но галочка так и не появилась над числом, то значит нужна цифра уже занята.
62 уровень: В этом уровне так же нет универсального решения. Цифры на двери постоянно меняются, поэтому Вам придется этот уровень пройти самим. Нужно расставить цифры на панели так же как на и двери.
63 уровень: Здесь все довольно просто. С пола берем фонарик и светим на стену над дверью. Видим числа. К каждому числу нужно прибавлять предыдущее число. Например, чтобы получилось 21 надо к 8 прибавить 13. В итоге, неизвестные числа это - 13, 34 и 89. Получается код: 133489
64 уровень: Нам нужно нужными значками попасть в нужные клетки. 1 этап: налево, налево, 4 раза вверх, налево. 2 этап : 2 раза вверх, 3 раза направо, 4 раза вниз, 1 раз направо. 3 этап: 5 раз направо, 1 раз вверх, 2 раза налево, 2 раза вверх, 1 раз налево, 1 раз вниз. 4 этап: 1 раз вверх, 4 раза направо, 2 раза вниз, 5 раз налево, 1 раз наверх. 5 этап: 4 раза направо, 3 раза вниз, 2 раза наверх, 1 раз налево, 2 раза вниз, 1 раз направо, 1 раз вниз, 2 раза налево.
65 уровень: Светим фонариком на стенку. Переворачиваем телефон и видим, что скрытое равенство станет верным. Затем складываем видимые числа. Получается 8521. Полученное число переворачиваем на 180 градусов и у нас получается код: 2158

Игра Doors для Windows Phone: Обновление №8


66 уровень: Нам необходимо расставить цифры по порядку. Алгоритм: 7 направо, 7 вверх, 8 вниз, 6 влево, 5 вправо, 6 два раза наверх, 8 вправо до упора, 5 вниз, 5 налево, 3 два раза вправо, 3 вверх, 3 два раза налево, 2 два раза в право, 2 вниз, 2 налево, 1 вниз, 1 два раза налево, 4 два раза вправо, 4 наверх, 3 вниз, 3 налево.


67 уровень: Включаем фонарик и светим на стену и на пол. Видим, что 6=5 и стрелки возле 67. Т.е. у нас код это 3 числа: 66, 67, 68. Однако, 6 у нас равно 5. Значит числа будут - 55, 57, 58. Код: 555758


68 уровень: Нужно делать ходы конем (конь ходит буквой "Г") так, чтобы фигура побывала на всех клетках. Алгоритм: Пронумеруем квадраты слева направо сверху вниз. 12 квадрат, 21 квадрат, 18 квадрат, 25 квадрат, 14 квадрат, 5 квадрат, 8 квадрат, 11 квадрат, 22 квадрат, 19 квадрат, 10 квадрат, 3 квадрат, 6 квадрат, 17 квадрат, 24 квадрат, 15 квадрат, 4 квадрат, 7 квадрат, 16 квадрат, 23 квадрат, 20 квадрат, 13 квадрат, 2 квадрат, 9 квадрат.

Уровень 61 - Берём два меча (чтобы взять второй, нужно немного пошатать его). Направим все два меча на вазу, и которой выпадет ключ.

Уровень 62 - Передвинем пальцем осколок, лежащий справа. Повернём телефон в левую сторону - выкатится череп. Череп ставим на вершину левой колонны, затем зажимаем палец на черепе и тянем его сначала вправо, потом - влево. Откроются полочки, из которых вытягиваем металлические вставки и нажимаем на розовые рычаги.

Уровень 63 - Ворочаем в разные стороны щит - щит падает. Берём его и ложем на самый левый шип. После этого нажимаем на рубильник слева от двери и трясём телефон. Подбираем с пола шлем и ставим его на палку справа от двери. Тянем шлем вниз.

Уровень 64 - Открываем аптечку и берём оттуда скотч. Наклоняем телефон в правую сторону, берём скотч и наводим его на бутылку, а потом - на перчатку. Подбираем перчатку и направляем её на сканер ладони.

Уровень 65 - Подбираем кусок верёвки и крепим его на конец верёвки справа. Подбираем арбузы. Тянем вниз правый конец верёвки и ложем арбуз под ножи. Отпускаем верёвку. И так раскалываем все арбузы. После последнего выпадет ключ.

Уровень 66 - Отодвигаем бочку и подбираем пистолет, также подбираем ведро со стола. Пистолетом стреляем в верхнюю статую. Подбираем упавший рог и вставляем его в рубильник справа от двери, затем вешаем на него ведро. Подбираем камни и ложем их в это ведро.

Уровень 67 - Подбираем кассету с пола и вставляем её в магнитофон, затем встряхиваем смартфон.

Уровень 68 - Подбираем палку и бьём ею двух летающих монстров, нажимаем на диван и добиваем третьего.

Уровень 69 - Подбираем синий шарик и в сундуке слева катушку ниток и крючок. Шарик одеваем на баллон с гелием, нажимаем на шарик, чтобы он надулся. Катушку ниток направляем на шарик, затем крючок. Передвигаем шарик так, чтобы крючок попал глубоко в дырку, отпускаем шар - поднимаются ключи.

Уровень 70 - Нажимаем на правую кнопку, перетаскиваем телегу на левую сторону, нажимаем на правую красную кнопку, затем два раза жмём на кнопку on/off и подбираем упавший ключ.

Видео прохождение уровень 61 - 70

Уровень №31: Наклоняем телефон в правую сторону, чтобы железная шпала отодвинулась, затем влево, чтобы стала доступна труба по средине. На полу видим кучу шариков, берем один себе и его нужно поместить в верхнюю часть трубы, вы ее увидите, после чего надо поставить телефон вертикально. Готово.

Уровень №32: Прохождение 100 дверей 32 уровень ! Приступим? Тут изображен арбалет, стрелы и цель. Нужно пройти по стрелам так, чтобы попасть в цель:

Вторая столбец, первая строчка;

Третья столбец, первая строчка;

Вторая столбец, четвертая строчка;

Первая столбец, пятая строчка;

Первая столбец, четвертая строчка;

Вторая столбец, третья строчка;

Третья столбец, третья строчка;

Четвертая столбец, третья строчка;

Четвертая столбец, вторая строчка;

Третья столбец, вторая строчка;

Вторая столбец, вторая строчка;

Уровень №33: Тут нужно просто провести аналогии с тем, что изображено на фотографиях:

Левый столбец: автомобиль, банан, ножницы, цилиндр и сюда же кролика;

Правый столбец: мешок, гроб и сюда же венок, осиный кол, штопор;

Уровень №34: Берем красный шарик и кладем его в отверстие над кольцом, после чего повернем телефон, чтобы шарик скатился. Нужно подождать пару секунд, пока не появится характерный звук. Дергаем за кольцо и ищем цифры, соответствующие слову над дверью — door — 69911, это и будет ответ.

Уровень №35: Смысл такой же, как и в уровне с углом в 90 градусов, только тут 45. Ответ: 2824

Уровень №36: Теперь осуществим прохождение 100 дверей 36 уровень . Белый круги под часами намекают нам о положении нуля в числах. Дальше нужно ориентироваться на числа.

5|0 - Тут ноль справа. Жмем на правый нижний циферблат пять раз.

0|6 - Тут ноль слева. Жмем на левый нижний циферблат шесть раз.

7|3/0 - Тут ноль внизу. Жмем на левый верхний циферблат десять раз (7+3).

2/0 - Тут ноль внизу. Жмем на левый верхний циферблат еще два раза.

0/5 - Тут ноль вверху. Жмем на правый верхний циферблат пять раз.

Уровень №37: Осмотритесь. На уровне есть 4 цвета и плавают рыбы 4 цветов. Считаем цвета:

Два желтого цвета (морские звезды);

Три зеленого цвета (квадраты на стене);

Четыре синих цвета (кажется части от удочки);

И пять красных цветов (квадратики на стене).

Дальше ловим рыбу, нажимая на катушку удочки. Тут очень важно обратиться внимание на порядок, в котором Вы возьмете этих рыб. Сравниваем со списком выше. Это и будет наш код. Например: я поймал желтую, зеленую, красную, синюю — код: 2354.

Уровень №38: Нужно из кнопок справа и слева собрать центральную карту. Нажимаем на кнопки так:

Червы, карта — восьмерка, карта по центру.

Трефы, карта — десятка, карта по центру.

Червы, карта — валет, карта по центру.

Бубны, карта — туз, карта по центру.

Пики, карта — король, карта по центру.

И так, у нас есть место, куда ввести код. Следующие нажатия помогут нам вычислить код:

Червы и восьмерка дают: 8 — 2 = 6;

Трефы и десятка: 10 + 1 = 11;

Червы и валет: 11 — 2 = 9;

Бубны и туз: 14 + 3 = 17;

Пики и король: 13 + 5 = 18.

Верный код: 61191718. Уровень пройден.

Уровень №39: Тут все довольно просто. Падает шарик, нужно поворачивать телефон так, чтобы шарик попадал на кнопки. После этого появится загадка, в которой надо считать количество углов. Ответ: 72112.

Уровень №40: Нажимаем на циферблаты и считаем, сколько раз нажмем, прежде чем стрелка повернется на 360 градусов:

Левый верхний: получилось семь раз;

Правый верхний: получилось девять раз;

Левый нижний: получилось десять раз;

Правый нижний: получилось восемь раз.

24 делим на 3, получаем 8;

27 делим на 3, получаем 9;

30 делим на 3, получаем 10;

В левом верхнем: 21/3 … 2;

В правом верхнем: 27/3 … 4;

В левом нижнем: 30/3 … 6;

На левый верхний жмем два раза;

На правый верхний жмем четыре раза;

На левый нижний жмем шесть раз;

На правый нижний жмем три раза.

Видео прохождение игры 100 дверей. Уровень 31 — 40

Поговорим об игре «100 дверей: История мира». Прохождение ее заключается в разгадывании увлекательных головоломок. Цель игры - открыть все двери.

Прохождение игры «100 дверей: Мир истории»

Уровень 1 - необходимо пару раз дотронуться до центрального булыжника над дверью.

2 - провести непрерывную линию из нижней левой красной точки в центральную верхнюю, дальше в нижнюю правую, верхнюю левую и верхнюю правую.

3 - подобрать лежащий на полу факел, перенести его из своего багажа к горящим на стене и поджечь. После этого спалить мумию.

4 - просто соберите всю одежду, а затем наденьте на манекен.

5 уровень - доска и бревно кладутся между лапами. После нажатия на правый край конструкции можно взять из-под левой лапы нос. Его необходимо поместить на статую.

6 - в багаж помещается котел и факел. Затем в улей кидаются факел и котелок. Последний потом отдается медведю.

7 - мечом разрубается бочка, из которой выпадут ключ и статуэтка. Первый открывает сундук с поясом. Его и статуэтку следует поместить в указанные места. Пару раз стукните по телефону, лопатой выкопайте яму. Подобранную вещь также нужно поместить на стену.

8 - камнем стучат по лежачему манекену, а мечом - по стоящему.

9 - проведя пальцем по экрану, струсите песок. Динамит размещается под камни, а потом поджигается факелом.

10 - прокрутите штурвал. Выпавшим предметом сбейте меч, которым можно разбить ворота.

11 - на животное набрасывается канат, а статуе дается плеть.

12 - соберите ряд из 4 черных кругов.

13 - сначала накормите кота мышью, а потом напоите молоком.

14 - трос соединяется с колоколом, который упал, когда экран повернули. Его поднимают, вращая штурвал. Ключом открывается замок.

15 - отвертка засовывается в шестеренку. Потом на нее надо несколько раз нажать.

16 - наклоните экран и соберите все яйца.

17 - откройте гробницу и заберите крест. Отодвиньте мумию и поместите крест над дверью.

18 - соберите парные картинки.

19 - пирамида из камней должна быть справа.

20 - разведите костер и сварите зайца в котле. Еду отдайте охотнику.

21 - шары должны быть заброшены в квадрат.

22 - убейте противника.

23 - подвесьте к веревке ведро, внутрь которого положите магнит. Выудите ключ.

24 - нажимайте кнопки в порядке, указанном внизу и вверху дисплея (сначала справа налево, потом наоборот).

25 - подожгите факелом плющ.

«100 дверей: История мира» - прохождение уровней 26-50

26 - подожгите сено через осколок от разбитой о камень бутылки.

27 - сделайте и оденьте снеговика.

28 - из цифры 4 сделайте 11.

29 - проведите киркой пару раз по зеленому булыжнику.

30 - нажимайте на коробки в порядке их увеличения.

31 - нажимайте на точки в указанном стрелками порядке.

32 - постройте из бревен, веревки инструментами корабль.

33 - сложите из букв слово Key .

34 - рассортируйте письма по цвету.

35 - заберите ключ у вороны, когда она будет на поле.

36 - вращая телефон, переместите шар в центр.

37 - срубите дерево и распилите его на дрова, которые затем поместите в повозку.

38 - отметьте 5 отличий.

39 - убейте насекомых.

40 - почините телегу и поместите на нее бочки. Кнут наведите на лошадь.

41 - переместите ключ вниз.

42 - разложите камни по размеру.

43 - соберите пазл.

44 - выделите кобру, когда пролетит орел.

45 - веником почистите комнату.

46 - наклоняя телефон переместите шарик на финиш.

47 - звоните в колокола по нотам - большой колокол соответствует большой ноте.

48 - соберите пистолет и веревку. Первой отпугиваем мумию, второй - змею.

49 - мечом разрубите растения.

50 - нажмите на планеты в указанном порядке и откройте 50-ую дверь в «100 дверей: История мира». Прохождение половины игры позади.

Уровни 51-75 игры

51 - сложите пазл.

52 - порядок птиц соответствует цвету лапочек.

53 - откройте клетку и покормите птицу сыром.

55 - запомните ходы на полу и нажимайте на фигуры в соответствующем порядке.

56 - сбейте мишени пистолетом.

57 - возьмите ключ под левой створкой.

58 - надуйте шар и передвиньте его влево.

59 - расположите шары на соответствующих странах.

60 - напишите «RA».

61 - выстрелите из танка в самолеты.

62 - отодвиньте лиану в сторону.

63 - светлые фигуры должны оказаться справа, а черные - слева.

64 - опустите дверь вниз крюком.

65 - сумма по каждой линии - 15.

66 - магнитом разбейте нижние вазы, выпавшим пистолетом расстреляйте оставшиеся.

67 - растопите лед под фонарями.

68 - найдите половинки каждой скорлупы.

69 - разбейте бутылку о камень, осколком перережьте веревку и заберите ключ из сундука.

70 - выставьте 12:00.

71 - наберите полное ведро на 5 л и перелейте 1 л в маленькое.

72 - переместите шары в ячейки.

73 - соедините с центром оба шара.

74 - с помощью ведра наполните сосуд и заберите ключ.

75 - поместите над дверью диск и болт, раскрутите его и заточите инструмент.

Уровни 76-100

76 - сделайте так, чтобы табло показывало 350.

77 - переместите ножи на синие круги.

78 - поднимите шар и отрежьте мешки.

79 - в каждом ряду должно быть по 1 фигуре.

80 - решите пример (2 + (2/2)) ^ 2 = 9.

81 - поставьте на часах 8:05.

82 - опустите каждую гирю столько раз, сколько она весит.

83 - переливайте воду, пока в ведре не будет 4 л.

84 - найдите 2 золотых шара.

85 - зажгите лампочки возле двери.

86 - решите пример.

87 - выставьте на часах 7:05.

88 - найдите двойные числа.

89 - срежьте веревку и покормите животное.

90 - введите код 5512.

91 - нажмите точки по порядку.

92 - нажмите на квадраты согласно порядку.

93 - перетащите кольца по цвету.

94 - поставьте вместо «Х» 1019, а вместо «У» - 117.

95 - зажгите фонарь и заберите ключ под ковром.

96 - сбейте самолет, разбейте ящик и заберите ключ.

97 - подогрейте взрывчатку осколком от бутылки.

98 - выиграйте в игру.

99 - вытрясите ломом из-под календаря ключ.

100 - решите уравнение и откройте последнюю дверь в игре «100 дверей: История мира».

Прохождение окончено.

Добавлено 12.07.2013 | Обновлено 12.07.2013 в 13:44 | anna

Игра заставляет поломать голову, особенно над некоторыми уровнями. Предлагаем вам подсказки для некоторых из них. Мы намеренно не раскрываем коды, только намекаем как их получить.

Итак, за дело.

10 уровень. Нужно поменять белые и красные стрелки местами. Все красные должны переместится вниз, а белые вверх
11 уровень . Подсказка: чемодан больше чем подушка на стуле
17 уровень . Все 8 кнопок должны одновременно стать зелеными
18 уровень. Если посмотреть на телефон под углом, то будет виден код.
19 уровень . Передвиньте кнопки чтобы они выглядели как график
20 уровень. Стрелки показывают количество шагов. Нужно начать с красного квадратика и двигаясь назад вычислить откуда начинать. Затем нажать кнопку и двигаться по стрелкам: 1 стрелка = 1 шаг, 2 стрелки = 2 шага, 3 стрелки = 3 шага.
23 уровень. Ключ на двери. Это зеркальное отражение номера.
24 уровень. Число должно соответствовать количеству палочек выходящих из соответственного кружочка
25 уровень . Жмем кнопку и ждем
26 уровень . Цвета в кружочках должны соответствовать цветам на двери
27 уровень . Располагаем все четыре коробки так, чтобы вместо светящегося камня получился крестик Х
28 уровень . Сосчитайте количество карт каждой масти, расположите результат по убыванию, сопоставьте цвета (черный, красный…) и нажмите кнопки на двери в соответственном порядке
31 уровень . Удерживаем стороны у шипов и переворачиваем телефон, тут же открываем дверь.
32 уровень. Нажать кнопку между картинками, сопоставить две картинки и записать полученные цифры – это код.
34 уровень. Наклонять телефон, на двери станет видно код
35 уровень. В самом начале уровня сделайте , это поможет сопоставить квадраты
36 уровень. Открыть дверь когда все бруски сверху свалились.
37 уровень. 4 синих должны быть в середине
38 уровень. Сердечко должно стать красным, потом двигаем дверь влево.
40 уровень . Если перевернуть телефон, то цвета выстроятся в порядке, в котором их надо нажать
42 уровень. Уберите все диски над дверью.
46 уровень. Ударить палкой 9 раз в таком порядке как указано на двери.
49 уровень . Нужно расшифровать цифры на часах над дверью.
50 уровень. Подсказка на двери 3+2+1=6. Нужно сделать тоже самое, числа в треугольники сложить с числом в центре

Именно эти уровни вызвали большие сложности у нас. А какие уровни не получаются у вас? Пишите, продолжение следует…

Новое на сайте

>

Самое популярное