Домой Овощи Как сделать лошадь из кукурузы. Кукла из кукурузных листьев. Курительные трубки из кукурузы

Как сделать лошадь из кукурузы. Кукла из кукурузных листьев. Курительные трубки из кукурузы

Пять тел или кош являются источником благополучия на протяжении всей жизни человека, поэтому древние йоги разработали специальные техники для усиления и поддержания этих тел.

Первое тело – Аннамайя коша

Аннамайя коша – эта внешняя коша является нашим физическим телом и поддерживает остальные коши. Практика йоги позволяет человеку осознать, что у него есть не только физическое тело, но и другие более глубокие тела, тем самым приближая его к истинному «Я».

Проблемы с Аннамайя коша можно почувствовать, когда появляются различные заболевания, поэтому для поддержания здоровья и силы в физическом теле необходимо выполнять йогические асаны , регулярно и правильно питаться, высыпаться, чаще бывать на свежем воздухе.

Второе тело – Пранамайя коша

Пранамайя коша – это праническое или энергетическое тело, благодаря которому человек жив.

Для поддержания пранического тела необходимо выполнять пранаямы и дыхательные упражнения, чаще бывать на свежем воздухе и не забывать про йогические асаны.

Третье тело – Маномайя коша

Маномайя коша – ментальное тело или тело ума, которое содержит бесконечный поток мыслей, память и эго. Именно здесь создаются иллюзии, из-за которых человек теряет свое истинное «Я». Именно здесь могут возникнуть мысли и желания, из-за которых человек будет испытывать страх, гнев, депрессию.

Чтобы ментальное тело было здоровым, необходимы практики медитации и мантры – они отлично успокаивают, уравновешивают и убирают навязчивые мысли. Кроме этого постарайтесь пребывать в гармоничной окружающей среде, общаться с добрыми и позитивными людьми, лучше совсем забыть про телевизор и компьютерные игры.

Четвертое тело – Виджнянамайя коша

Виджнянамайя коша – тело мудрости и знания, высшего разума, сюда же можно отнести совесть и волю. Тело мудрости отвечает за внутренний рост и личное развитие.

Для развития и поддержки тела мудрости необходимо соблюдать принципы Ямы и Ниямы из Раджа-йоги , они помогают человеку обрести гармонию в жизни и быть дисциплинированным.

Джняна-йога также будет отличным помощником, изучайте духовные истины, питайте свой интеллект священными писаниями и общением с мудрыми людьми.

Пятое тело – Анандамайя коша

Анандамайя коша – тело блаженства, это тончайшая завеса, которая стоит между нашим сознанием и нашим высшим Я. Большинство людей даже не осознают этот уровень сознания, как правило, его достигают мудрецы, мистики и святые, которые произвели значительную внутреннюю работу.

Тело блаженства можно разбудить следующими способами:

  • Карма-йога – бескорыстное служение людям.
  • Бхакти-йога – йога любви и преданности.
  • Выполнение самадхи – интенсивная медитация, которая открывает сердце нашему собственному божественному существу.

Всегда обращайте внимание на свои энергетические тела – это приведет вас к здоровью и просветлению. Не забывайте, что все пять тел взаимосвязаны, если в одном из них произошел сбой, это отразиться на остальных телах.

Для справки:

Во многих йогических текстах, можно заметить, что пять тел объединены в три. Физическое и праническое тело называются Стхула Шарира (грубое тело). Тело ума и мудрости - Сукшма Шарира (тонкое или астральное тело). Тело Блаженства – Карана Шарира (тело причинности).

Грубое тело распадается при смерти. Тонкое тело распадается при перерождении и позволяет развить новую личность в следующей жизни. Тело причинности вместе с кармой переходит из жизнь в жизнь. Оно окончательно распадается, когда высшее Я освобождается от цикла перерождений.

Книги о пяти кошах: Тайттирия-упанишада, Сарвасара-упанишаде

Ступени развития сознания человека

Каковы ступени развития сознания человека?

В Тайтирийа Упанишад перечисляется 5 таких ступеней:

Анна-майя - Зависимость человека от пищи («анна» означает «пища»). В начале своей жизни ребёнок сознает лишь необходимость в еде и оценивает окружающий мир с этой точки зрения. Всё что попадается ему в руки, он сразу же стремится взять в рот, пытаясь съесть. Человек на этом уровне подобен животному. Иногда даже взрослые люди обладают таким сознанием. Грубые чувственные наслаждения они принимают за высшее счастье и высший смысл жизни. Не способные совладать со своими чувствами, они преступают все нормы морали ради удовлетворения своих прихотей. Поэтому, этих людей называют нецивилизованными.

Прана-майя - Осознание собственного существования и других различных проявлений жизни («прана» означает «жизненная энергия»). Обусловленный таким сознанием человек, считает себя счастливым, если ему удается продолжать жить и при этом на него никто не нападает и не уничтожает его. Он стремится иметь хорошее здоровье и считает это главным в жизни. Такие люди следуют правилам мирской морали и поэтому их называют цивилизованными.

Мано-майя (гьяна-майя) - Это умственный уровень, на котором человек не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать. На этом уровне человек начинает сознавать, что есть высшие законы, установленные Богом, нарушение которых делают его несчастным. Поэтому такие люди следуют правилам религиозной морали.

Вигьяна-майя - Интеллектуальный уровень, на котором живое существо, сознавая себя вечной духовной частицей, перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Это уровень постижения Брахмана.

Ананда-майя - Уровень чистого сознания или Сознания Кришны, на котором живое существо обретает вечное существование в блаженстве и знании. В Веданта-сутре говорится: ананда-майо ‘бхийасат - Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства (ананды). Поэтому живое существо может постичь эту вечную, исполненную блаженства и знания форму Господа, только достигнув уровня ананда-майя. На этом уровне живое существо развивает свои отношения с Господом, преданно служа Ему.

Как говорилось выше, все эти уровни подобны ступеням развития сознания. В книге «Источник Вечного Наслаждения» (глава «Молитвы олицетворённых Вед») Шрила Прабхупада пишет:

Пока живые существа находятся на четырех низших ступенях жизни - анна-майя, прана-майя, мано-майя и вигьяна-майя - считается, что они находятся в материальных условиях жизни. Но как только они достигают ступени ананда-майи, они становятся освобожденными душами. Эта ступень называется в Бхагавад-гите ступенью брахма-бхута. Там говорится, что на ступени жизни брахма-бхута нет тревог и страстных желаний. Эта стадия наступает, когда человек начинает чувствовать одинаковое расположение ко всем живым существам, и затем она расширяется до стадии сознания Кришны, находясь на которой, человек всегда горячо желает служить Верховной Божественной Личности.

Таким образом, на первых четырёх ступенях жизни, сознание человека остаётся обусловленным, т.е. покрытым материей. Это не чистое состояние сознания. И только на пятой ступени - ананда-майя - живое существо находится в своём изначальном состоянии и его сознание чисто. Осквернение происходит из-за неправильно сделанного выбора души - желания получить наслаждение отдельно от Кришны. Этот изначальный эгоизм души, затем проявляется во всё более и более грубом виде. Поэтому процесс очищения души - это процесс освобождения от эгоизма. До тех пор пока душа опять не приступит к преданному служению Кришне, оно будет сохранять эгоистическое сознание и никогда не сможет достичь ступени ананда-майи. Сделать это можно, только опираясь на указания священных писаний (шастры), указания истинного духовного учителя (гуру) и других опытных преданных (садху). В процессе преданного служения, обусловленный человек сознательно практикует образ жизни и мышление, естественные для духовного мира. Но сделать это без упорядоченности внешней деятельности тела невозможно. Однообразие внешней деятельности высвобождает ум для постижения разнообразия внутренней деятельности, внутренних усилий. Поэтому, для того чтобы очистить сознание, необходимо соблюдать правила, регулирующие жизнь человека и позволяющие достичь внутренней и внешней чистоты. Внешняя чистота - это чистота грубого тела, а внутренняя - это чистота тонкого тела.

Каковы правила, упорядочивающие деятельность грубого и тонкого тела и приводящие к внешней и внутренней чистоте?

При помощи духовного наставника составьте свой распорядок дня. Прежде всего, необходимо выделить достаточное время для духовной практики, отдыха и работы. Если Вы питаетесь только вегетарианской пищей и пьете только чистые безалкогольные напитки, это само по себе приведёт к сильному очищению тела от шлаков. В этом случае организму понадобится гораздо меньше времени для отдыха, чтобы восстановить силы. Чрезмерный сон приводит к усилению влияния гуны невежества со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому 6-7 часов ночного сна вполне достаточно для того, чтобы восстановить работоспособность тела, ума и разума. Сон до полуночи более эффективен, поэтому оптимальное время для отхода ко сну - 8-9 часов вечера, а для подъёма - 3-4 часа утра.

Таким образом, у Вас появится достаточно времени для того, чтобы повторить несколько кругов маха-мантры на чётках и почитать книги Шрилы Прабхупады, прежде чем Вы уйдёте на работу. Спокойное раннее утро - это самое лучшее время для духовной практики, поэтому дорожите им. Занимаясь духовной практикой утром, Вы будете получать сильный духовный заряд на весь будущий день. Сосредоточение ума на Кришне приводит к повышению внутренней чистоты.

Перед тем как приступить к духовной практике следует совершить полное омовение тела. Лучше всего омываться прохладной водой - это хорошо взбадривает и успокаивает ум. Преданным следует совершать омовение как минимум два раза в день: утром, после пробуждения, и вечером, лучше, если до захода солнца. Для того чтобы ещё повысить уровень чистоты тела Вы можете принимать омовение также днём. Общее правило также таково, что омываться следует до того, как вы приступите к приёму пищи. Полное омовение совершается также после:

Чистки зубов

Стрижки волос и ногтей

Опорожнения кишечника

Посещения крематория

Сна, продолжавшегося более 1 часа

Полового акта

Грязной работы

Если Вы прикоснулись к испражнениям, трупу

Одежда, в которой Вы делали вышеуказанные процедуры, является осквернённой и, после омовения, её одевать нельзя. Если Вы спите на полу, то место, на котором спали, следует помыть до омовения, а не после него. После омовения не следует соприкасаться с осквернёнными вещами и предметами.

После омовения наденьте чистую одежду. Нижнюю (нательную) одежду нужно менять ежедневно. Верхнюю одежду (джемпер, брюки, юбка) можно носить несколько дней. Вайшнавскую (духовную) одежду лучше надевать каждый день свежую.

После принятия прасада (пищи предложенной Богу), посещения туалета по малой нужде следует омыть рот, руки и стопы.

Мужчинам следует иметь либо короткую стрижку, либо голова должна быть выбрита. А женщинам: собранные в пучок или косы волосы с пробором посередине.

Необходимо помнить, что тело - это инструмент, правильно используя который мы можем пробудить свою духовную природу, практикуя преданное служение. Поэтому мы обязаны заботиться о теле. Однако не следует уделять ему излишнее внимание, а только столько, чтобы поддержать его работоспособность.

Как мы уже объясняли выше, внутренней чистоты можно достичь благодаря сосредоточению своего сознания на Кришне, занимаясь духовной практикой. Также, чтобы очистить своё сознание необходимо избегать греховной деятельности, ибо греховный образ жизни очень сильно оскверняет человека и приводит его к быстрой деградации, лишая его решимости служить Кришне. В Бхагавад-гите (7.28) Кришна утверждает:

Кто совершал благочестивые поступки в этой и прошлых жизнях и полностью отрёкся от греха, тот выходит из под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне.

Итак, человек, желающий достичь высшей ступени совершенства ананда-майи, должен прекратить совершать греховную деятельность. Наоборот, живя благочестивой жизнью, он сможет развивать свое утраченное сознание Кришны, обучаясь науке преданного служения у опытных преданных. Так постепенно можно обрести решимость преданно служить Кришне, которая со временем перерастёт в спонтанную любовь к Нему.

Оказывается, что согласно йогической концепции, у человека целых пять тел, точнее оболочек («панча коша» - «пять оболочек»). Данная концепция подробно описывается в Упанишадах (это древние ведические трактаты), в данной статье мы коротко осветим основные оболочки, связь энергетического строения тела с занятиями йогой и способы восстановления здоровья на всех пяти уровнях.

Итак, согласно этой концепции, человеческое тело состоит из пяти слоев, и физическое тело - это лишь одна из оболочек:

  1. Аннамайя коша (физическое тело).
  2. Пранамайя коша (праническое тело)
  3. Маномайя коша (тело ума)
  4. Виджнянамайя коша (тело интеллекта или разума)
  5. Анандамайя коша (тело блаженства).

Аннамайя коша

Дословно «анна» значит «еда», «майя» значит «нечто наполненное», то есть по сути, физическое тело - это «тело, состоящее из еды». У всех нас есть опыт взаимодействия с физическим телом, его можно ощутить, потрогать и т.д.

Для поддержания этого тела необходима пища , еда в данном случае - одна из главных составляющих, и очень важно, какая это будет еда - в идеале это свежая вегетарианская пища, приготовленная с любовью в соответствии с конституцией человека.

Также для здоровья и развития физического тела необходимо соблюдение режима дня, выполнение асан (занятия хатха-йогой) и шаткармы или шаткрийи (очищение организма).

Физическое тело - лишь первая, самая грубая оболочка, а по невежеству, мы, в большинстве своем, считаем, что наше грубое тело - и есть мы, наше «я».

Согласно йогической концепции, есть другие слои, без которого физическое тело не может существовать, и следующее - это праническое тело.

Пранамайя коша

Чтобы физическое тело функционировало, ему нужна энергия, и эта энергия поддерживается праной («жизненной силой»). Без праны физическое тело бы распалось обратно на 5 элементов, из которых состоит все сущее (земля, вода, огонь, воздух, эфир). Прана необходима для работы всех систем организма (пищеварение, кровообращение и др.), именно праническое тело отвечает за все процессы в теле.

Энергетическое тело имеет свои каналы, называемые нади - специальные каналы, по которым движется прана, и эти каналы связаны со всеми органами нашего физического тела. Каждая клетка физического тела получает энергию от пранического тела. Это тело нельзя увидеть, его можно только почувствовать (например, после специальных дыхательных практик - пранаямы).

Для поддержания пранического тела (в дополнение к пранаяме) рекомендуется питаться здоровой, свежей пищей, а также пребывать в местах скопления жизненной силы: на природе, возле гор и водоемов.

Есть еще более тонкие тела, и следующее тело - тело ума.

Маномайя коша

Тело ума («манас» значит «ум») обладает множеством разных функций, одна из которых - это поддержание двух предыдущих тел (физического и пранического) - в качестве единого целого. Ум - это наша связь с внешним миром, именно через тело ума мы получаем все впечателния от внешнего мира. И чем беспокойнее ум, тем беспокойнее наша жизнь.

В йоге считается, что с контроля ума начинается управление собственной жизнью, важно уметь останавливать бурный поток мыслей и возвращаться в состояние «здесь и сейчас», в настоящий момент.

Следующая оболочка, которая пронизывает и поддерживает тело ума - это тело интеллекта (тело разума).

Виджнянамайя коша

Это тело дает способность к различению, анализу той информации, которая получена от тела ума. Если на уровне ума мы принимаем решения по принципу «нравится-не нравится», то на уровне разума, мы более осознанны, здесь приходит понимание, что принесет нам благо, а что - нет. Развитие этого тела позволяет слышать свою интуицию.

Для тела интеллекта полезно чтение духовной литературы, изучение жизни святых людей, а также сатсанги (беседы на духовные темы), паломничество по святым местам, общение со святыми людьми.

И самый тонкий, самый высокий уровень нашего тела - это тело блаженства.

Анандамайя коша

Это тело полной радости, тело блаженства. Никто не может повлиять на это тело, разрушить его. Считается, что самадхи ощущается именно в этом теле, в анандамайя коше. Это прямая связь со своим высшим «Я», это тело света, сама душа. На этом уровне важно глубокое понимание, что все вокруг - это проявление Бога, что все, кроме души, временно, и что самое главное - это то, что внутри, а не снаружи, что важно развитие бескорыстной любви в сердце и служение другим (карма-йога).

Согласно йогической концепции, каждое тело контролируется предыдущим, более тонким телом. Так, большинство психосоматических заболеваний начинается в маномайя коше, это влияет на праническое тело и далее отражается на физическом теле в виде болезни.

Считается, что если лечиться только таблетками, болезнь не уйдет совсем, она будет преследовать, так как не убрана сама причина болезни. Официальная медицина лечит только физическое тело. В йогатерапии же считается, что физическое тело контролируется остальными телами, и пока мы их не сбалансируем, физическое тело вылечить не удастся. А для этого необходимо:

На физическом уровне: йогическая диета, режим дня, шаткармы (чистки), занятия хатха-йогой;

На праническом уровне: пранаяма, свежая пища (богатая праной), прбывание на природе;

На уровне ума: медитация, йога-нидра, повторение мантр;

На уровне разума: сатсанги, чтение духовной литературы, общение со святыми людми;

На уровне анандамайя коши (тела блаженства) - карма-йога в сочетании с бхакти йогой (служение другим), развитие любви в сердце.

Это такие «йогические таблетки» , которые выписываются в разных пропорциях в зависимости от конкретного человека и его проблемы. Но еще более важна профилактика во избежание возникновения этих проблем, то есть необходимо ежедневно делать понемногу для каждого уровня: несколько асан, пранаямы, прогулка на свежем воздухе, медитация, мантра, служение другим.

Важно заботиться о своем теле, точнее о всех пяти телах, это позволит избежать стресса, перенапряжения и болезней.

"Незнание приводит нас к невежеству, а невежество - к страданиям. Важно понимать свою истинную природу".

Юлия Валеева, специально для (на основе лекций Саджи П.К.)

Пятница, 29 Ноя. 2013

Ведическая литература, чтобы понять, откуда появились все различия, разные культуры, разные философии, писания и религии представляет раздел, который называется “Панча-Кроша”. Это очень важное знание предназначено для того, чтобы человек мог узнать об этом и понять, почему кто-то себя ведет определенным образом, почему один человек преследует одни цели, а другой - другие.

Веды: пять уровней сознания человекообразных существ

Лакшми Нараяна дас (Леонид Тугутов)

1. Еда и вещи (психология грудного ребенка) - анна-майя .

Человек интересуется только своим телом.

Самый низший, то есть самый отвратительный уровень - его описывают ведические произведения как самый отвратительный. Говорится, что люди на этом уровне - почти животные. Таких людей, такую культуру и цивилизацию называют Двипада-Пашу , то есть двуногие животные.

То есть это живое существо, получившее человеческое тело, но ведущее образ жизни животного. Человек на этом уровне подобен животному.

Чем же отличаются животное и человек? Животное живет четырьмя потребностями: еда, секс, сон и оборона . Все. Это четыре потребности, ради которых действует живое существо.

И вот первый уровень сознания, описано, и той культуры и всех-всех-всех остальных причиндалов, так называемых, называется Анна-майа . "Майа " означает покрытие (влияние), "анна " - значит пища. Анна-майа - этот уровень еды , или, его еще называют, философией грудных детей .

В начале своей жизни ребёнок сознает лишь необходимость в еде и оценивает окружающий мир с этой точки зрения. Всё что попадается ему в руки, он сразу же стремится взять в рот, пытаясь съесть.

Может быть, вы видели грудного ребенка, - когда он покушает - у него счастье, когда он голодный - у него горе. То есть он живет полностью потребностями еды.

На этом уровне даже обороны практически не существует. Только еда, секс и сон.

Что это такое? Ведическая литература описывает даже раздел знаний, который предназначен для такой культуры, для такой цивилизации. И там есть их основная мантра. То есть основная звуковая вибрация, которая позволяет им достигнуть своих потребностей в еде, сне и в сексе.

Она звучит так: Ом ахаренам ду! Ом ахаренам дегха! В переводе это означает: «Абсолютной истиной является еда. Лишь еда - истина. Дай еды!» Так переводится эта звуковая вибрация.

Что же определяет такую цивилизацию или такую культуру? Это когда живые существа все измеряют продуктами питания. Есть продукты в магазинах - хорошо живем, нет продуктов - плохо живем. Есть вещи дешевые - хорошо.

Люди обычно тогда говорят: "вот раньше жили хорошо, колбасы было завались", "вот раньше водка была дешевая", "о как хорошо жили" . Это как раз концепция анна-майа.

То есть когда в нашем сознании переплетается этот самый низший образ жизни, то есть мы думаем, что еда - это основа всего.

В Библии говорится: не хлебом единым жив человек . Не потому ли мы в анна-майю погружаемся, что где-то мы соприкасаемся с этой психологией, когда говорим: «быт заедает» . Да, вот это вот - кормежка - и человек как-то невольно отходит от каких-то высших идеалов и погружается в этот быт еды.

Вы наверняка замечали, так происходит. И это говорит о том, что человек бессознательно - якобы, он так думает, что бессознательно - но он погружается в этот уровень еды.

Это считается полной деградацией. Это сознание, которое определяет всё материальным достатком, особенно едой и одеждой . "Ахары, ахара" - это означает еда и что-то на себе носим.

Иногда даже взрослые люди обладают таким сознанием. Грубые чувственные наслаждения они принимают за высшее счастье и высший смысл жизни. Не способные совладать со своими чувствами, они преступают все нормы морали ради удовлетворения своих прихотей. Поэтому, этих людей называют нецивилизованными.

Это самый примитивный низший уровень сознания и такому сознанию присущи целые цивилизации. В ведический литературе он описывается как самый отвратительный.

На этом уровне сознания есть своя религия, своя культура, своя медицина и своя наука . И наука этой культуры находится именно в таком сознании. Она называется "анумана" (логический вывод на основе обобщенного опыта), что означает гипотеза, измышление или теория. То есть вы не знаете точно, вы просто даете какую-то теорию, её все принимают и думают, что это правильно.

Допустим, Дарвин дал теорию эволюции живых существ, и он ошибся, не просто ошибся - он с самого начала знал, что она ложная. Он фальсифицировал австралопитека , взял кости обезьяны и человека, создал "переходное звено", и оно было помещено в Нью-Йоркском музее. И это было обманом, а он в своем дневнике написал - ну по крайней мере примерно он так может быть должен был выглядеть.

Но везде люди приняли, что он так и выглядел. И все стали думать, что этот австралопитек и является переходным звеном обезьяны к человеческому типу. Не было таких переходов и не бывает никогда. Обезьяна - это обезьяна, человек - это человек. Таракан никогда не становится человеком.

Просто в силу закона реинкранации живое существо в силу закона кармы переходит из одного тела в другое. Оно может менять тела, но сами тела не трансформируются.

2. Здоровье (правильное питание, регулируемая жизнь, оборона и т.д.) - прана-майя.

Человек интересуется движением, спортом и т.д.

Когда живое существо все-таки обращается к знанию, то есть посчастливится ему каким-то образом задуматься - Атато брахма джигья сан.

Веданта-сутра начинается со стиха: Атато брахма джигья сан - человеческая форма тела предназначена для того, чтобы задавать вопросы касательно абсолютной истины.

И там говорится: «Наконец-то я стал человеком. Теперь я могу задуматься - в чем же смысл человеческой жизни.»

  • Кто я?
  • Что это все, что меня окружает?
  • Откуда это все?
  • И каковы мои взаимоотношения с тем, откуда это проистекает?

И говорится, что до тех пор, пока человек не задал эти вопросы, он считается Двипада-Пашу - двуногим животным, то есть он получил человеческую форму тела, но он живет только потребностями еды, сна и секса.

И следующий уровень, когда живое существо всё таки очищается или пытается возвыситься, то оно естественным образом восходит к такому уровню сознания, которое называется прана-майя .

Этот уровень называется уровнем здоровья. "Прана " - "означает жизненная энергия" или всё, что связано со здоровьем - правильное питание, регулируемая жизнь, оборона и так далее.

На этом уровне происходит осознание собственного существования и других различных проявлений жизни. Обусловленный таким сознанием человек, считает себя счастливым, если ему удается продолжать жить и при этом на него никто не нападает и не уничтожает его. Он стремится иметь хорошее здоровье и считает это главным в жизни. Такие люди следуют правилам мирской морали и поэтому их называют цивилизованными.

То есть человек регулирует свои чувственные наслаждения, питание, он делает какие-то физические упражнения, и его сознание полностью сконцентрировано на здоровье. И человек так погружен в свое здоровье, что он просто все остальное отвергает.

И как говорят такие люди? - "Было бы здоровье". А остальное - что? Ну, "купим там, или достанем или что-то еще" . То есть: "еду, мы достанем, было бы здоровье".

Вы подходите к кому-то и говорите - "Ну, как здоровье? Здравствуй!" Что вы имеете в виду? - Здоровье. Ну лишь бы не болел - всё остальное ерунда.

Это человек с сознанием прана-майя , чуть выше уровня анна-майя . Он думает, что здоровьем всё определяется. Поэтому такие люди обливаются, дышат, бегают, прыгают, скачут и т.д.

Какого самого верха на этому уровне мы можем достигнуть? Знания о Хатха-йога - это венец прана-майи , это описывается в «Йога-сутра» Патанджали. Такие люди также пьют урину, занимаются всевозможными лечениями. Одно слово - аюрведа и они уже всё, пойманы.

У всех есть тело, у всех есть болезни. И такой человек думает - самое главное не болеть, т.е. было бы здоровье. Нужно иметь здоровье, иначе как наслаждаться-то? Больному?

И также есть цивилизации и есть наука на этом же уровне. На санскрите она называется "пратьякша" (непосредственное восприятие при помощи чувств и ума). Пратьякша смешана с ануманой , т.е. с гипотезой и с чувствами. Если я чувствую что-то есть, значит это есть, если я не чувствую, значит этого может быть и нет.

На этому уровне человек сильно желает денег.

В ведической литературе этот уровень описывается, как уже более возвышенный, так как уже появляется интеллект.

3. Ум (информация) - мано-майя .

Человек интересуется психологией.

Когда сознание возвышается (очищается), человек переходит на следующую ступень. Эта ступень в ведической литературе называется мано-майя . "Мано " означает ум. То есть платформа ума.

Это умственный уровень, на котором человек не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать. На этом уровне человек начинает сознавать, что есть высшие законы, установленные Богом, нарушение которых делают его несчастным. Поэтому такие люди следуют правилам религиозной морали.

Мы говорим: "сила есть… " , а тут наоборот: сила уже не нужна, еда не важна - человек начинает оценивать ум. Это уже выше здоровья, поэтому говорят - "ты слишком здоровый, а я зато умный".

На этом уровене уже начинаются цениться мозги. Сознание блуждает не в разуме, а в уме. Такие люди становятся невыносимым для окружающих из-за занудства. Постоянно всех беспокоят, допикают. Занудные философы, писатели ни о чем. Эгоистическое сознание.

То есть человек уже поднялся до менталитета, он нашел у себя ум .

Что же происходит на этом уровне?

Люди, поднявшиеся до этого состояния занимаются ментальными спекуляциями.

Человек становиться мыслителем, начинает много думать и хочет из мышления извлечь счастье. Начинает размышлять на тему истинного смысла жизни, начинает выдумывать разные правила и предписания, ограничения, основанные на неправильном понимании разнообразной литературы и духовной жизни. Или разнообразного знания, которое существует в мире. То есть люди дают свое собственное толкование по этому поводу. Это называется уровень спекуляций.

И как самым совершенным прогрессом, до которого они доходят, - они начинают думать, что есть некий космический разум, некий разум вселенной, к которому "все подключены". И все "на подключке" эти люди. Это медиума, контактеры и т.д.

Есть Вселенское правительство, описывается их категория мышления. Так они узнают о некой сфере высших живых существ, которые управляют материальными законами вселенной. Но не духовной. И поскольку они находятся на платформе спекулятивного ума, они начинают принимать это как верх совершенства.

Очень часто можно видеть, когда люди говорят - "прямо душа вышла" , и фотографии можно видеть в журналах - тонкое тело. И они говорят - вот это душа. Кто-то говорит - "взвесили душу, 12 миллиграмм весит" . То есть такие люди одно за другое принимают - тонкое тело принимают за душу.

Где-то у них всегда корабль, где-то там стоит он, всех сейчас собирает, скоро шарахнет и так далее. Они очень интересуются НЛО, это их любимая тема.

Любят ходить на разного рода мероприятия, где обсуждается духовное знание, но приходят не для получения знания, а чтобы поговорить, блестнуть своим умом.

4. Духовная мудрость (разум, интеллект) - вигьяна-майя.

Человек интересуется целью жизни.

Более высокий уровень, четвертый - вигьяна-майя . «Вигьяна» означает, что появляется духовная мудрость, человек начинает четко различать дух и материю.

Это интеллектуальный уровень, на котором живое существо, сознавая себя вечной духовной частицей, перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Это уровень постижения Брахмана.

Вигьяна определяется тем, что живое существо встало крепко на основу духовной практики, строго следующей авторитетной системе йоги, описанной в "Йога-сутре" Патанджали , или в таких произведениях как "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам" .

Если человек занимаетесь какой-то йогой, и ее нет в "Йога-сутре" Патанджали , то всё это относится к разделу мано-майя , то есть ментальным спекуляциям и неправильному пониманию науки. Науки, которая называется йогой (в переводе "божественная связь").

На этом уровне человек ведет разумное существование. Сознание пропитывает разум. Человек способен отказаться от внешних целей жизни. Поставить целью своей жизнью более внутренние, важные ценности. Есть связь с совестью, со сверх душой.

На этом уровне человек не принимает себя, как тонкое и материальное тело. Он знает природу души . Он постиг не только природу грубого и материального тела, он постигает природу души и четко разделяет. Не идет на поводу своих желаний.

И к людям начинает также относиться. Видит - какие-то люди обусловлены грубым телом больше, поэтому они о своей нации пекутся, о чем-то еще. Кто-то тонким телом обеспокоен, а кто-то на самом деле занят более поисками духовных сфер.

И он старается общаться с теми, кто ищет духовный прогресс, дружит с теми, кто тонко воспринимает и сторонится тех, кто на грубом уровне.

5. Вечное духовное блаженство (трансцендентный уровень сознания - осознания себя душой) - ананда-майя.

Человек интересуется верой - во что верить.

Последний этап - самый высокий, он является окончательным этапом в деятельности живых существ. Этот уровень называется ананда-майя . "Ананда " - это полное, вечное духовное блаженство. Которое проявляется в практике Бхакти-йоги - йоги чистого любовного преданного служения верховной личности Бога. Это уровень чистого сознания, на котором живое существо обретает вечное существование в блаженстве и знании.

В Веданта-сутре говорится: ананда-майо ‘бхийасат — Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства (ананды). Поэтому живое существо может постичь эту вечную, исполненную блаженства и знания форму Господа, только достигнув уровня ананда-майя.

Человек полностью осознает себя как душа . И такой человек может даже находиться в материальном мире, но действовать и всё воспринимать исключительно духовно , естественно и полностью духовно.

Таким образом, люди, находясь в разных уровнях сознания, по-разному все воспринимают.

Одни действуют ради еды и используют еду для того, чтобы обогатиться, и сами на еде всё построили. Сейчас магазины куда более лучше выглядят, чем все остальные помещения. Почти храмы. Иногда просто люди ходят в магазин отдыхать, походить там, красиво одеться и походить там, что-то взять, повертеть, положить. И у них появляется хорошее настроение. Это самый низший уровень сознания - анна-майя , на котором люди все измеряют едой.

И таким же образом мы должны понять, что наше понимание и восприятие точно также соответствует этим уровням сознания .

Как это проявляется на примере молитвы "Отче наш" - «Дай хлеб насущный»?

1. Многие думают, что это связано с едой. Человек думает, что речь о хлебе. Он даже думает "а какой белый или черный?" Можно спросить человека - а про какой хлеб там говорится про белый, про ржаной или про пшеничный?

2. Человек уровня прана-майя, он говорит - ну тут же дураку понятно, какая еда? Это о здоровье речь идет. Хлебом насущным является здоровье, здоровый образ жизни , мышцы, мускулы, мозг чтобы напрягался.

3. Третьи думают - знания , мано-майя.

4. Другие думают, что нужно служить Богу и следовать разным заповедям, что это хлебом является , поскольку это духовное произведение. Если говорится хлеб насущный, значит, речь идет о душе, а для души это служение Богу ежедневно и есть как бы хлеб.

5. Ананда-майя что думает? Что жизнью или хлебом души является любовь - любовь к Богу и ко всему его творению, как к духовному, так и к материальном у.

Таким образом в соответствии с нашим сознанием, если мы с вами будем соприкасаться с ведической литературой, с какими-то священными писаниями, мы можем быть сбиты с толку, не поняв, о чем идет речь, какие произведения о чем говорят.

Как вот допустим о курочке Рябе - они хотели съесть это золотое яичко. Это какой уровень сознания? Многие думаю, поесть...

А в золотой рыбке еще интереснее - один, второй, а потом - хочу быть владычицей морскою и чтобы рыбка была у меня на побегушках. Это сенсоры.

Люди не знают скрытого метафорического смысла. Иногда ведические произведения скрывают смысл от непосвященных. Почему? Чтобы их не беспокоить невежд. И говорится - мудрые не беспокоят невежд.

Мудрый человек не будет беспокоить какой-то истиной, потому что у человека возбуждается сознание - может произойти кондрашка, некоторые засыпают. Можно сразу определить, если человек слушает какие-то истины очень высокие, - раз и заснул. Это такая защита, потому что идет информационный перегруз, у человека сознание не готово. Он перегружается, сразу защитная реакция - сон, защищается человек, организм защищается.

Материалистическая цивилизация находится преимущественно на первых трех ступенях: анна-майи, прана-майи и мано-майи .

Первая забота цивилизованных людей - обеспечить свое экономическое благополучие, вторая - оградить себя от всего, что представляет угрозу для жизни.

Когда же человек достигает следующей стадии в развитии сознания, он начинает размышлять и вырабатывать философский подход к жизненным ценностям.

Если в ходе эволюции своих философских взглядов человек начинает жить на уровне разума и понимает, что он не материальное тело, а вечная душа, значит он достиг стадии вигьяна-майи.

Совершенствуясь духовно, он затем постигает Верховного Господа - Высшую Душу. Когда человек восстанавливает свои отношения с Господом и начинает с любовью и преданностью служить Ему, он достигает стадии ананда-майи. Ананда-майя - это вечная жизнь, исполненная знания и блаженства.

До тех пор, пока живые существа находятся на четырех низших стадиях - анна-майи, прана-майи, мано-майи и вигьяна-майи , они ведут материальную жизнь , но, достигнув стадии ананда -майи, обусловленная душа освобождается из материального плена.

Новое на сайте

>

Самое популярное