Домой Комнатные цветы В поведении человека мотивы могут быть. Мотивы поведения и типы человеческой личности: какими они бывают? Теория ERG Альдерфера

В поведении человека мотивы могут быть. Мотивы поведения и типы человеческой личности: какими они бывают? Теория ERG Альдерфера

Мотивы поведения. Термин «мотив» в пер. с лат. означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив — осознанное побуждение к достижению цели. Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе малоосознанные и подсознательные), то мотив — сознательно сформированное, понятийно оформленное побуждение.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами — иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение. Они придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение — смысл .

Различные мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. Социально не адаптированная личность пренебрегает необходимостью такой мотивационной перестройки.

Мотивы следует отличать от мотивировки — оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.

По мере развития личности мотивы ее поведения обогащаются, иерархизируются — выделяются главные жизненные мотивы, поведение человека подчиняется иерархии его ценностной ориентации.

Итак, побудительный и целеобразующий блок в системе человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных и ситуативных факторов — направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются установки, интересы, желания, стремления, страсти и влечения. Своими мотивами и мотивационными состояниями человек интегрирован в контекст действительности. Первичны не объекты действительности, а потребности и побуждения человека.

Поведение и деятельность человека могут быть обусловлены несколькими мотивами, то есть быть полимотивированными, направленными на одновременное удовлетворение нескольких потребностей. Формирование мотива связано как с актуализированной потребностью, так и с ситуативными возможностями и ограничениями. В отдельных случаях ситуация навязывает выбор мотива. Свойствами мотива может обладать и образ предмета актуализированной потребности, наиболее доступного в данной обстановке.

Мотив — смыслообразующии компонент человеческого поведения. Он определяет личностный смысл как всей деятельности человека, так и отдельных его действий в структуре этой деятельности. Мотив выступает и как оценочный фактор в отношении обстоятельств, препятствующих или способствующих достижению цели. От мотива зависит качественная особенность всей деятельности человека. Чем полнее и глубже человек осознает мотивы своего поведения, тем больше власть человека над этим поведением. Однако мотивы могут осознаваться с различной степенью глубины и развернутости. Они могут подменяться мотивировкой — искусственной рационализацией желаемого действия без достаточного осознания действительных побуждений человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие деятельности, потребности, мотива и цели

Деятельность - категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми. Таким образом, каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т. д.

В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Побудительная обеспечивает активность и направленность поведения; регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях. Психические явления, состояния и процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь, способности, темперамент, характер и эмоции--обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что касается его стимуляции, то она связана с понятием мотивации, включающем представления об интересах, мотивах, потребностях, целях, задачах, намерениях, побуждениях, стремлениях, имеющихся v человека.

Из всех мотивационных понятий наиболее важным является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, различия.

Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство, изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей.

Согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, деятельность - форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

Потребность не переживается как таковая - она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе последней происходит идентификация с ее предметом - фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном - и становится мотивом, который может уже и осознаваться. Именно в этом случае можно говорить о деятельности.

По С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; внешние причины проявляются через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от трех компонентов: знаний, умений и мотивации.

Характерными особенностями потребностей являются:

а) конкретный содержательный характер потребности, обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т п),

б) более или менее ясное осознание данной потребности, conpoвождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т п.),

в) наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально волевого состояния, ориентирующего на поиск нахождению возможных путей удовлетворения потребностей,

г) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (на чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения),

д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.

Второе после потребности по своему значению мотивационное понятие--это мотив. В отличие от потребностей мотивы есть только у человека. Много полезного в теоретическое понимание того, что такое мотив, внес советский психолог А. Н. Леонтьев. Он определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, т. е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение. При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать самые различные предметы.

А. Н Леонтьев заметил, что сама по себе потребность не может быть мотивом поведения по той причине, что, как состояние нужды, она способна породить только ненаправленную активность организма и поддерживать ее на определенном уровне, усиливая или уменьшая соответственно силу возникшей нужды до тех пор, пока она не будет полностью устранена Направленность и организованность. т. е. целесообразность и разумность, поведения могут обеспечить только конкретный мотив--предмет данной потребности. Поэтому для полноценной мотивации, т е. для стимулирования и направления поведения в определенное русло, необходимы, по меньшей мере, два мотивационных фактора: потребность и мотив

Различие между потребностями и мотивами усматривается не только в связи с их различной ролью в мотивации поведения как процессе, но и в другом. Всякая существующая потребность, степень ее удовлетворения или неудовлетворения проявляются субъективно и, как правило, неосознанно, в эмоциях. Мотив же выступает в сознании человека как объект, или цель, на которую направлено в конечном счете поведение. Это необязательно должен быть сам предмет, способный удовлетворить существующую потребность здесь и теперь; это может быть какой-то промежуточный результат, ведущий к нему

Мотив всегда так или иначе связан с процессами познания:

восприятием, мышлением, памятью и речью. Вот почему мы говорим, что мотивы как потенциально осознаваемые (т. е. способные стать осознанными) стимулы поведения есть только у человека.

Мотивы многообразны Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные) Биологические мотивы - это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности

Социальные мотивы - это интересы, идеалы, убеждения лично которые играют гораздо более значительную роль ее жизни

Цель представляет собой следующий мотивационный фактор. Ею называется тот непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое человеком воспринимается как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает кратковременную и оперативную память; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности и мотивы сохраняются (до тех пор, пока не будут полностью удовлетворены) в долговременной памяти человека.

Рассмотренные мотивационные образования: потребности, мотивы и цели--являются основными составляющими мотивационнои сферы человека.

Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах (удовлетворена с помощью различных предметов), а каждый из мотивов может быть удовлетворен различной совокупностью взаимосвязанных, последовательно достигаемых целей. В свою очередь поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на отдельные виды деятельностей (общении), соответствующие частным мотивам, а каждый вид деятельности (общения)--на ряд действий, соответствующих специфическим целям.

2. Основные параметры, по которым оценивается мотивационная сфера человека

Мотивационную сферу человека можно оценивать по следующим параметрам: развитость, гибкость, и иерархизированность.

Под развитостью мотивационной сферы имеется в виду качественное разнообразие мотивационных факторов, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных потребностеи, мотивов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств для удовлетворения одной и той же потребности может использовать более разнообразные предметы, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Заметим, что развитость и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Развитость--это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость--подвижность связей, существующих между разными уровнями организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Наконец, иерархизированность -- это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных факторов Одни потребности (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще, чем они: другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований одного и того же уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

мотивация потребность человеческий поведение

3. Интересы, задачи, желания как побудители человеческого поведения

Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, задачи, желания и намерения.

Интерес к себе могут вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Как мотивационный фактор интерес в мире животных столь же распространен, как и потребность. Для него существует врожденный механизм--ориентировочный рефлекс. Он, однако, представляет собой низший уровень развития интереса. У человека в связи с развитием его мотивационной сферы интерес начинает вызывать все то, что потенциально может служить средством удовлетворения его потребностей и мотивов, достижения поставленных целей

Под интересом понимают особое когнитивное мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной центральной в данный момент времени потребностью.

Интерес рассматривают также как мотив личности, выражающий ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни (определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонностью определенным выдам деятельности

Особенностями интересов являются

1) активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности,

2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности,

3) расширение и углубление знаний человека в данной специальной области, и развитие у него соответствующих практических навыков и умений,

4) своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Выделяют следующие виды интересов: действенные и недейственные, устойчивые и неустойчивые, непосредственные и опосредованные, глубокие и поверхностные, сильные и слабые, активные и пассивные.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.

Желания и намерения--это сиюминутно возникающие и довольно быстро сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

4. Психологические основы мотивации

Интерес к психологии на протяжении всех веков разработки ее проблем неизменно был связан с поисками ответа на два основных вопроса: о природе и сущности психических явлений и об объяснении поведения человека. В поведении есть две стороны: инструментальная и мотивационная, причем последняя играет наиболее важную роль в его понимании. Соответственно и внимание психологов было ориентировано не только на изучение познавательных процессов, но и мотивации. Практическим продуктом соответствующего интереса явились многочисленные теории мотивации, которые стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий мотивации насчитывается уже не один десяток.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы располагались между двумя крайностями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступила в работах древних философов и тех, кто занимался теологией вплоть до середины XIX века, человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Прежде чем их предпринять, он обязательно взвешивает все обстоятельства, принимает решение и, исходя из него, далее действует. Мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных, и в нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII--XVI11 веках теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая из названных теорий появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанное с экономическим выбором. Она была, затем перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII--XVIII веках, далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной--для человека, другой--для животных, поддержанное теологией и разделением философии на два противоборствующих лагеря--материализм и идеализм,-- продолжалось вплоть до конца XIX века.

Вторая половина XIX века ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных пауках, в том числе в биологии--появлением эволюционной теории Ч. Дарвина. Она оказала значительное влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Под влиянием теории эволюции Ч Дарвина и психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных и инстинктов у человека. Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животногоо, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей Принципиальные отли-чия человека от животных на этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории старались свести к минимуму.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в начале XX века возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Ч. Дарвина, но также открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д.Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульно-реактивной схемы. В более современном ее варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э. Толмсном и К. Халлом) рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения.

Исследования, начатые И. П. Павловым, были затем продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей.

Начиная с 30-х годов XX века появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей так называемой «гуманистической психологии», таких, как А. Масло, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др. В последние десятилетия XX века они были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклслланда, Дж. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера.

В советской психологии с первых лет ее существования также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями традиции психологические исследования в нашей стране были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов.

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева - часть этой теории, касающейся структуры мотивационной сферы человека, уже была рассмотрена нами. Второй ее составляющей является концепция происхождения основных элементов мотивационной сферы: потребностей, мотивов и целей.

Согласно концепции А. Н, Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические качества, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается,--разнообразие мотивов, множеству действий, формирующих деятельность,--упорядоченный набор целей Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существует взаимное соответствие.

В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое в свою очередь подчиняется объективным социальным законам.

Таким образом, данная концепция представляет собой диалектико материалистическое объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностсй, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями.

Таким образом, анализ литературы показал, что понятие «мотив» это

Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность

Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется

Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Можно выделить центральную закономерность: развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

Используемая литература

Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

Немов Р.С.Психология М., 1990

Павлюк О.И. Эмоциональные компоненты мотивации. М., 1986.

Психология. Словарь под ред. А.В.Петровского. М., 1990.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность мотивационной теории ожиданий, сформулированной В. Врумом. Мотивационная модель, предложенная Л. Портер и Э. Лоулером. Особенности теории мотивации предпринимательской деятельности И. Шумпетера. Факторы в мотивации поведения потребителей.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Понятие мотивации и мотивирования. Формула успеха компании. Первоначальные теории мотивации (концепция "экономического человека"). Современные (психологические) теории мотивации (концепция "социального человека". Содержательные теории мотивации.

    презентация , добавлен 25.04.2014

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Понятие мотивации и его связь с проблемами управления персоналом. Задачи мотивации и методы ее стимулирования. Основные стадии мотивации как процесса. Физиологические, психологические и социальные потребности. Характеристика и анализ теорий мотивации.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2011

    Теоретические основы управления мотивацией персонала. Понятие мотивации и мотива. Виды мотивации. Основные звенья механизма мотивации. Теоретические основы управления мотивацией. Содержательные теории мотивации. Мотивация труда в России.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2004

    Современные теории мотивации: их состав, модель поведения человека через потребности. Проблемы мотивации высокопроизводительного труда на ООО "Авто-Ориентир". Основные направления совершенствования моральной и материальной мотивации персонала предприятия.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2012

    Мотивация - процесс побуждения к труду. Теории мотивации. Политика кнута и пряника. Содержательная теория мотивации. Процессуальная теория мотивации. Потребности по Маслоу. Теория потребностей Макклелинда. Мотивационная теория ожидания Врума.

    реферат , добавлен 07.11.2002

    Исследование понятия потребности, мотива и мотивации. Характеристика основных теорий и содержательных концепций мотивации. Иерархия потребностей человека А. Маслоу. Анализ трудовой мотивации персонала в ПО "Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка".

    курсовая работа , добавлен 05.10.2013

    контрольная работа , добавлен 30.03.2009

    Понятие и аспекты мотивации. Анализ теорий мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Современные теории мотивации. Экономические мотивы деятельности людей. Неэкономические способы мотивации.

Мотивация является ведущей силой, толкающей человека на совершение действий. Кто-то может сказать, что многие люди совершают действия неосознанно, без какой-либо мотивации. На самом деле это не так. Абсолютно любая деятельность движима какими-то внутренними мотивами человека, которые возникают в нем на протяжении всего его развития. То, что личность не осознает своих мотивов или не понимает, как и чем она мотивируется, еще не говорит о том, что мотивации нет.

Мотивация является спутницей любого поступка человека. Вот почему нередко нужна помощь психолога на сайте сайт, чтобы понять, чем вы мотивируетесь, поскольку только изменение мотивов способно побудить человека на совершение нужных ему действий. Хотите измениться? Нужно начать с изменения своих поступков. А если не получается изменить свои поступки, тогда нужно понять, что вами движет, чтобы изменить собственную мотивацию.

Какого человека сложнее всего мотивировать? Есть один такой человек – это вы сами. Чаще всего сложнее мотивировать самого себя. Можно вдохновить, мотивировать, побудить на действия других людей. Но сложнее всего заставить себя делать что-то, что до этого не делалось.

Трудно отказаться от своих привычек, сложно сменить одну работу и научиться другому виду деятельности, страшно изменить свой стиль в одежде и образе. Когда человеку приходится мотивировать самого себя, это сложнее сделать, поскольку сам же человек начинает испытывать страхи и просчитывать риски. Сложно мотивировать, когда сам мотиватор начинает опровергать возможность совершения того или иного действия.

Почему легче мотивировать других людей, нежели самого себя? Поскольку когда вы мотивируете другого человека, то полностью уверены в его успехе. Вы приводите множество доводов того, почему человек должен что-то в себе изменить, где-то больше начать работать, на что-то решиться. Тот, кого вы мотивируете, полон страхов, сомнений и нерешимости. Он готов ничего не делать, нежели лицом к лицу сталкиваться с неизвестностью, страхами и трудностями. Но тут вы – мотиватор, который говорит: «У тебя все получится. Действуй, несмотря на трудности. Ты достигнешь лучших результатов». И поскольку у мотивируемого человека есть желание что-то изменить в своей жизни, то желание плюс ваша уверенность в успехе побеждают все страхи и сомнения.

Это все намного сложнее сделать, когда вы сами чего-то хотите, но в то же самое время находите множество оправданий, почему этого не нужно делать. В таком случае побеждают страхи и сомнения, поскольку желание еще не является гарантом вашего успеха, если вы начнете действовать.

Таким образом, какого человека сложнее всего мотивировать? Самого себя. Поэтому обретайте большую силу мотивировать самого себя либо ищите тех людей, которые поверят в ваш успех и смогут вас смотивировать на преодоление страхов и достижение целей.

Что такое мотивация личности?

Мотивацией личности называется внутренний толчок, побуждающий человека на совершение действия. Однако не каждое побуждение приводит к совершению действий. Многое зависит от человека и других факторов, в которых индивид должен действовать.

Мотивация – это внутренний толчок, который базируется на многих факторах: потребности, убеждения, желания, страхи и пр. Условно мотивацию можно разделить на автоматическую и осознанную:

  1. Автоматическая мотивация базируется на рефлексах, безусловных и условных, а также на привычных ритуалах, которые уже сформированы внутри человека. Индивид уже рождается с определенным потенциалом – его потребности, инстинкты, желания толкают на совершение действия. Однако по мере жизни у него развиваются условные рефлексы – когда при определенных условиях у человека возникает конкретное желание и, соответственно, совершение конкретного действия. Под ритуалами можно понимать привычки – действия, которые человек много раз отрепетировал и теперь совершает неосознанно при определенных обстоятельствах.
  2. Осознанная мотивация включает силу воли, когда человек намеренно совершает действия, которые будут формировать у него новые ритуалы.

Механизм появления мотивации достаточно просто:

  1. Сначала возникает ситуация с определенными обстоятельствами, в которых человек начинает испытывать внутренние желания, потребности и даже эмоции, переживания.
  2. Все, что возникло внутри человека, толкает его на совершение конкретных действий.
  3. Человек совершает действия для достижения определенного результата.
  4. Когда потенциал использован и цель достигнута, тогда мотивация пропадает.

Однако человек не всегда является безвольной марионеткой в руках своих неосознанных желаний. Человек может «тормозить» себя на пути совершения действий. Он может чувствовать желание что-то сделать, но применять силу воли, чтобы этого не делать. Также человек может менять свою мотивацию, что возможно лишь при осознании первоначальной мотивации.

Как вы сами себя «тормозите»? Вспомните рекламу «Сникерс», где говорится про то, чтобы «не тормозить себя». Если посмотреть глубже, то речь идет о том, чтобы у человека ежедневно были силы, энергия и желание действовать в направлении к своей цели. Но если проблем с осознанием цели и ее постановкой нет, то вот откуда взять энергию, чтобы начать действовать?

Как вы сами себя «тормозите»? Как вы сами себе мешаете начать действовать и просто идти к своей цели? Давайте рассмотрим два распространенных способа «самоторможения»:

  1. Упрекать и критиковать себя.
  2. Бояться совершить ошибку, не преуспеть при первой же попытке.

Люди часто упрекают себя и критикуют. Сначала это делают другие люди, которые якобы ведомы добрыми побуждениями, говорят вам о том, чего у вас нет или что вы упустили, из-за чего можете не мечтать о своей цели. А потом уже подключаетесь вы к этому процессу, когда изо дня в день находите в себе все больше недостатков, то есть причин, из-за которых можете ничего не делать и унывать. Как в таких условиях могут появиться силы и энергия?

Перестаньте себя критиковать! Вы несовершенны? Ну, и что! Вы чем-то не обладаете? Что вам мешает приобрести недостающее! Признайте уже наконец-то, что любые причины, которые вы находите, являются оправданиями. Все можно обрести, развить, а на что-то даже не нужно обращать внимания. Перестаньте себя упрекать и критиковать! Сосредоточьтесь на том, что вы хотите достичь, и действуйте.

Как вы сами себя «тормозите»? Некоторые люди начинают испытывать страхи перед той неизвестностью, в которую им придется вступить. Кто-то начинает сомневаться в собственных силах. Но есть и те люди, которые опускают руки, когда в первый же день своих попыток не достигли целей моментально. Это все звучит немного по-детски. Но как оказывается, многие люди, будучи взрослыми, ведут и чувствуют себя, как дети.

Прекратите сомневаться в себе! Прекратите мечтать о том, что ваша цель тотчас же воплотится, только потому что вы что-то сделали для ее достижения. Порой нужно ждать. Порой нужно систематически выполнять какие-то действия. Порой нужно пройти определенный этап развития цели. Ведь даже для того, чтобы ребенок родился, родители ждут 9 месяцев, пока он приобретет форму человеческого тела со всеми присущими ему органами. Поэтому перестаньте бояться. Более того, приучите себя к мысли о том, что без трудностей и совершения ошибок иногда не обойтись. Это все естественно и нормально. Но вы учитесь. Просто не нужно унывать и думать, что все кончено. Ведь это снова похоже на поведение капризного ребенка, который хотел из грязи и воды сделать суп, а он оказался невкусным.

Абрахам Маслоу описал в своей работе, чем человек мотивируется. Он утверждал, что человек является вечно желающим существом. Он никогда не испытывает чувства удовлетворенности. После достижения одной цели у него сразу или через малое количество времени возникает другое желание. Поскольку человек не может быть довольным постоянно, у него одна потребность возникает после удовлетворения другой, это заставляет его быть постоянно активным, движимым.

Личность по Маслоу постоянно чем-то мотивирована. Могут меняться мотивации, но сама мотивация никуда не исчезает. Он разработал пирамиду потребностей, согласно которой утверждает, что лишь при удовлетворении низших потребностей человек будет мотивирован более высокими желаниями. Так, к примеру, человек никогда не будет задумываться о смысле жизни или о написании картины, если он голоден или живет на территории сейсмической активности. Пока человек не удовлетворит потребности своего тела, он не будет думать о высоких материях.

Потребности личности по Маслоу:

  1. На первом месте стоят элементарные физиологические потребности в утолении голода, жажды, испражнении и пр.
  2. На втором месте стоят потребности в обеспечении себе безопасности, когда человек строит дом, чтобы в нем укрываться, окружает себя сильными людьми, сам тренирует свое тело, чтобы уметь себя на физическом уровне защищать.
  3. На третьем месте стоят потребности социального уровня, когда человек задумывается о любви, дружбе, желании иметь с кем-то отношения, общаться и пр.
  4. На четвертом месте человек испытывает желание получать определенное отношение к себе: уважение и одобрение окружающих, любовь, признание, также уважать самого себя.
  5. На пятом месте стоят потребности познания, когда человек испытывает интерес к окружающему миру, познает его, изучает.
  6. На шестом месте стоят потребности эстетического плана, когда человек стремится к гармонии, красоте, порядку.
  7. И на самом последнем месте стоят потребности духовного порядка, когда человек желает развивать в себе определенные качества, постигать духовные истины, становиться просветленным человеком и пр.

Маслоу утверждает, что человек переходит на следующий уровень потребностей лишь после удовлетворения более низших желаний. Если низшие желания не удовлетворяются, тогда человек застревает на этом уровне и не продвигается вверх.

Невозможно утверждать однозначно, чем человек движим, поскольку одно действие может быть продиктовано различными потребностями. Например, желание покушать может быть продиктовано чувством голода, стремлением успокоиться или составить компанию другому индивиду.

Мотивация поведения личности

Поведение человека всегда целенаправленно, независимо от того, понимает личность свои желания или нет. Обычно мотивация всегда эмоционально насыщенная. Человек всегда стремится к тому, что его эмоционально волнует.

В основе мотивации поведения лежат:

  1. Интересы – эмоциональные целенаправленности на конкретные объекты, которые связаны с удовлетворением постоянных потребностей индивида.
  2. Желания (цель) – это возникающая потребность, которая может быть осознанной для человека. Индивид начинает испытывать эмоциональную потребность в объекте, который ранее его не волновал.
  3. Намерение.
  4. Влечение – социальные направленности, которые формируются в процессе жизни.
  5. Стремление.
  6. Установки.
  7. Страсти – аффективные эмоциональные состояния, когда человека влечет к чему-то помимо его воли и сознательного желания. Причем страсть доминирует над волей человека.

Мотивация деятельности личности

Мотивом является осознанное желание человека, которое считается им необходимым, поэтому он направляет все действия на его реализацию. Однако мотивов у человека может быть много. Одни из них являются ведущими, другие – второстепенными. Если между мотивами возникает конфликт, тогда человек от чего-то отказывается или меняет свои мотивы.

Мотивировка не является мотивацией. Мотивировка – это попытка человеком объяснить мотивы своих бессознательных действий, которые осуществляются на уровне инстинктов и внутренних потребностей.

Мотивация деятельности базируется на установках – постоянные явления в психике человека, которые делают его готовым к определенному поведению. Установки базируются на стереотипах, которые освобождают человека от необходимости принимать решение.

Итог

Мотивация управляет человеком, который редко подвергает ее сомнениям и корректировке. Сначала человек действует, а потом анализирует, все ли он сделал правильно. Если кто-то желает управлять другими людьми, тогда он должен влиять на их мотивы, изменять их, что позволит людям с легкостью совершать действия, которые нужны человеку.

Каждый поступок или действие человека спровоцировано каким-либо мотивом. И совсем неважно – осознанно или на уровне подсознания это происходит. Для того чтобы понимать себя и других людей, необходимо научиться определять: какой мотив поведения в определенный момент руководит человеком. Рассмотрим некоторые понятия и примеры к ним.

Мотивы могут быть действующими или потенциальными

В каждый конкретный период жизни человека одни мотивы являются актуальными (действующими) и влияют на поведение и действия человека, другие – потенциальными (могут актуализироваться под воздействием каких-либо обстоятельств). Пример: начальник пообещал повышение в должности подчиненному за работу, выполненную досрочно. У сотрудника мотив престижности из потенциального перешел в актуальный. В данной ситуации изменение мотивации привело к увеличению производительности труда.

Общая типология мотивов

Идентификация себя с другим человеком

Суть этого мотива – в стремлении быть похожим на своего кумира. Кумиром может быть любая авторитетная личность: родственник, наставник, поп-идол и так далее. Этот мотив особенно актуален у подростков, вступающих в жизнь. Желание во всем подражать кумиру приводит к стремлению изменяться и развиваться. Мотив идентификации помогает вхождению молодого человека в социум. Но здесь кроется и отрицательный момент. «Не сотвори себе кумира» – беря в пример конкретного человека, подросток хочет перенять у него все качества, в том числе и отрицательные. Например: взяв за образец личность рок-певца, молодой человек стремиться копировать и негатив, связанный с внешним образом жизни данного человека – алкоголь, наркотики (возможно в реальной жизни являющихся лишь отрицательным имиджем).

Самоутверждение

Один из наиболее позитивных мотивов в жизни человека. Ведь именно благодаря желанию самоутвердиться мы стараемся стать лучше, достичь каких-то целей в жизни. Это, своего рода, двигатель развития: стремление человека к повышению своего формального и неформального статуса ведет к получению новых знаний, совершенствованию имеющихся навыков и приобретению новых. Пример: спортсмен стремится победить в соревнованиях с мыслью: «Я должен быть лучше всех!». Мотив самоутверждения в этом случае выходит на первый план.

Власть

Это движущая сила развития человечества. С первобытных времен у людей проявлялось стремление главенствовать над какой-то группой лиц: побуждать их к действиям, контролировать поступки и мысли. В иерархии мотивов человеческого поведения желание власти занимает одно из лидирующих мест. На пути к достижению власти человек может преодолеть множество препятствий. Если данный мотив является главенствующим в поведении человека, то социальные мотивы отходят на второй план. Такой лидер, добившись власти, может нанести урон делу, и стать тормозом развития. Например, рядовой сотрудник предприятия, движимый данным мотивом, получив руководящую должность, забывает о целях функционирования своей организации, он занят лишь удержанием приобретенной власти, в результате страдает доходность дела.

Процессуально-содержательный

Этот мотив основан на заинтересованности индивидуума в процессе деятельности и ее результате. Воздействие других побуждений (самоутверждение, власть и пр.) могут усилить мотивацию, но не быть решающими, поэтому они внешние по отношению к основному. Пример: человек занимается спортом, достигает положительных результатов – ему доставляет удовольствие процесс и содержание собственной деятельности – налицо актуализация процессуально-содержательного мотива. Прочие же мотивы (материальные стимулы, самоутверждение) являются внешними, но не решающими. Иначе говоря, смысл деятельности есть сама деятельность.

Взаимное влияние внешних и процессуальных мотивов

Если мотивационные факторы находятся вне сферы деятельности, то они являются внешними (экстринсивными). К таковым можно отнести:

Если в какой-либо ситуации отсутствуют процессуально-содержательные мотивы, то в дело вступает внешняя мотивация. Например, студент обучается в институте, но не заинтересован в процессе обучения (отсутствие содержательных мотивов), зато присутствует желание получить диплом, устроиться на престижную работу (внешняя мотивация). Но, стоит заметить, если внешние факторы не будут подкрепляться интересом к процессу деятельности, то максимального результата достичь не удастся. Студент сможет получить диплом и устроиться на работу, но топовую должность ему не занять.

Мотив саморазвития

Каждому человеку свойственно стремление к саморазвитию в той или иной степени. Данный мотив актуализируется не всегда, часто он заглушается другими мотивами. Вокруг нас множество инертных людей, которые живут подобно растениям, удовлетворяя лишь функции своего жизнеобеспечения. Часто чтобы актуализировать стремление к саморазвитию, увеличить мотивацию к деятельности, необходим толчок. Об этом необходимо помнить людям-наставникам (тренерам, менеджерам, преподавателям), которые заинтересованы в успехах своих подопечных.

Человек устроен так, что при движении вперед у него возникают опасения различного плана, то есть срабатывает инстинкт самосохранения, который пытается уберечь человека от возможных неприятностей. Но без их преодоления не бывает и движения. «Через тернии – к звездам».

Мотив достижения

Достижение поставленных целей – сильный мотивирующий момент в любом виде деятельности. У человека может быть неодинаковый уровень мотивации достижения по отношению к разным целям. Например, начинающий спортсмен хочет выиграть областные соревнования и победить на олимпийских играх. Максимальный уровень мотива достижения в данном случае будет направлен на победу в соревнования местного масштаба, и лишь средний уровень – на победу более высокого уровня.

Ученые выявили несколько факторов, влияющих на уровень мотивации:

  • – значимость цели;
  • – субъективная оценка возможности достижения цели;
  • – надежда на успех.

Рассмотренный выше пример наглядно демонстрирует эти факторы: спортсмен реально оценивает свои возможности на успех в достижении обоих целей, выбирает более реальную и мотивирует себя на ее реализацию.

Общественно-значимые мотивы (просоциальные)

Человек живет в обществе, трудится в коллективе. При актуализации просоциальных мотивов у него особо развиты чувство долга, ответственности перед другими индивидуумами социума. Конечно, не у всех одинаково. Но в той или иной мере это присуще всем людям. «Жить в обществе и быть оторванным от него – нельзя». Личностей, у которых совсем не актуализирован данный мотив, называют асоциальными.

Для успешной деятельности в коллективе (на производстве, в спортивной команде и т.д.) необходимо акцентировать внимание на просоциальной мотивации. Это сплотит коллектив и даст положительные результаты.

Политик, у которого данный вид мотивации достаточно силен, будет не на словах, а на деле болеть за свою страну, и сделает все возможное для ее процветания. Было бы совсем неплохо, чтобы перед тем, как баллотироваться в высшие органы государственной власти, чиновники проходили бы обязательную проверку у психолога на выявление степени просоциальной мотивации. Данный вид проверки помог бы на корню задушить коррупцию в нашей стране.

Мотив аффилиации

В переводе с английского – присоединение. То есть смысл данного мотива – общение ради общения. Это подразумевает получение радости и удовлетворения от отношений с другими людьми. Поиск любви – это своего рода актуализация мотива аффилиации.

Негативная мотивация

Это побуждение к деятельности страхом наказания. Мотив сильный, но кратковременный: действует лишь под действием неотвратимости негативного воздействия. Например, обучение ребенка в школе под страхом наказания за плохие отметки со стороны родителей. Мотивация действует до тех пор, пока человек уверен в неизбежности наказания. Стоит ослабить контроль – и чадо вновь становится стабильным двоечником.

Формы возможного воздействия, которые способны актуализировать негативную мотивацию:

  • – наказание словом (осуждение, выговор);
  • – материальные санкции (штрафы и пр.);
  • – общественная изоляция (игнорирование, бойкот, пренебрежение и пр.);
  • – физическое воздействие;
  • – лишение свободы.

Поведенческие мотивы в жизни человека

В разные временные интервалы жизни человека на его поведение оказывают влияние разные мотивы. То есть одни актуализируются, другие становятся потенциальными и наоборот. Пример: допустим, в начальной школе ребенок обучается под воздействием негативной мотивации (наказание), с возрастом мотивация меняется – молодому человеку становится интересно получение новых знаний, задействуется мотивация саморазвития. Но все же основной набор мотивов, который заложен с детства и получает развитие в юности, остается на всю жизнь. Поэтому трудно переоценить роль родителей, педагогов, наставников в процессе формирования человеческой личности.

Деятельность человека обычно зависит от нескольких мотивов. И чем больше актуализированных мотивов, тем выше мотивация человека на достижение результата. Пример: два физически одинаково подготовленных спортсмена, одна цель (завоевание призового места). У первого мотивация – достижение цели и получение материальной выгоды (призовой фонд). Мотивация же второго – кроме двух описанных мотивов есть еще и ответственность перед командой, самоутверждение, стремление быть похожим на кумира-чемпиона. В конкретном случае – это практически 100-процентная победа второго спортсмена. Вывод: задействовав дополнительные мотивы, можно повысить общий уровень мотивации.

Итак, общие закономерности повышения мотивации:

  • – умножение числа мотивов, побуждающих к деятельности;
  • – создание актуализирующих факторов для конкретной ситуации;
  • – увеличение побуждающей силы каждого из мотивов.

Вышеперечисленные закономерности имеют место быть как в ситуациях работы менеджера с подчиненными, тренера со спортсменами, педагога с учениками, так и в ситуации саморегулирования. Человек самостоятельно и сознательно может повысить свою мотивацию для достижения определенной цели. Научившись манипулировать мотивационными факторами, абсолютно каждый человек сможет добиться огромных успехов в любом виде деятельности.

Основными проявлениями направленности являются потребности и мотивы, ценностные ориентации, уровень притязаний, перспективы и цели личности.

Мотивы поведения и деятельности

Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Они отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которых они приобретают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой реализуются.

Сложные виды деятельности соответствуют нескольким мотивам, образующих систему мотивации. Мотивы различают по их осознанностью. Неосознаваемыми мотивами являются установки и поезда, осознанными - интересы, убеждения, стремления.

Неосознаваемые мотивы. Руководство - это неосознаваемый личностью состояние готовности к определенной деятельности или поведения. Например, установка учительнице первого класса в форме готовности выполнять все ее требования. Установка часто является результатом поспешных, недостаточно обоснованных выводов из фактов личного опыта или некритического усвоения стереотипов мышления (стандартизированное суждения, установившееся в определенной группе). Установки бывают положительные

(например, в отношении врачей) и отрицательные - предубеждение (например, в отношении работников торговли). Есть установки и относительно восприятия человеком человека:

Вон человек, что скажешь ты о нем?, -ответил друг, плечами пожимают: "Я с этим человеком ли не знаком, Что о нем хорошего я знаю?" Вон человек, что скажешь ты о нем?, -Спросил я в товарища другого. с этим человеком ли не знаком, Что я могу сказать о нем плохого?"

(Р. Гамзатов)

Поезд - это побуждение к деятельности, является недифференцированной, недостаточно четко осознанной потребностью, невнятная потребность в чем-то. Он скоротечный: потребность или угасает, или превращается в стремление. Поезда характерные для юношеского возраста как предвестники будущих стремлений - осознаваемых мотивов.

Интересы как осознаваемые мотивы

Интерес - это эмоциональное проявление познавательных потребностей личности. Субъективно интересы раскрываются в положительном эмоциональном желании глубже познать объект, понять его. Роль интересов в том, что они являются побудительным механизмом познания, заставляют личность искать пути, средств удовлетворения того или иного желания.

Различают интересы по содержанию, целью, шириной, глубиной, по устойчивости и действенностью.

По цели интересы делятся на непосредственные и косвенные. Непосредственные интересы приводит эмоциональная привлекательность объекта. Например, интерес к решению задач, кроссвордов, к общению с друзьями и т. Люди, мотивом деятельности которых является непосредственный интерес, имеют так называемую деловую направленность и получают удовольствие от самого процесса работы. Опосредованный интерес возникает относительно исхода деятельности, хотя сам процесс не всегда интересует субъекта. Оптимальным для результата деятельности является сочетание непосредственных и опосредованных интересов.

По глубине интересы разделяют на поверхностные и глубокие. По широте - на широкие и узкие. Широкие интересы распределены между многими объектами; узкие сконцентрированы в одной области. Ценная черта личности - багатофокуснисть интересов в нескольких, не связанных друг с другом сферах деятельности. Багатофокуснисть интересов особенно благоприятна для изменения видов деятельности - лучшего средства восстановления затраченной в ходе работы энергии. Итак, узость или широту интересов оценивают по их содержанию.

По устойчивости интересы делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивость интереса вызывает длительность сохранения его интенсивности. Устойчивый интерес является сигналом, показателем способностей человека. Иногда интерес к чему-то не гаснет всю жизнь, например, захват профессии. Неустойчивость интересов, когда они приобретают характер страстных, но кратковременных увлечений, является возрастной особенностью, которая стимулирует поиск призвание и помогает выявить способности.

Бывают разные сочетания интересов: в одних индивидов они широкие, разносторонние, глубокие, в других - широкие, но поверхностные, еще в других глубокие, но узкие. В этом плане оптимальным является такой тип человека, у которого на фоне широких, разнообразных интересов является центральный, основной.

Убеждение

Существенным мотивом поведения личности является ее убеждения - это система осознаваемых потребностей, которые побуждают действовать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрения. Убеждение является побудительной силой поведения, заставляет переживать свои поступки.

Убеждение - это система знаний, пропущенных через чувства. Убеждена тот человек, у которого идеи соединились с чувством и волей. Она не способна на поступок, противоречащий ее принципам.

Убеждение имеют большое значение в социальной характеристике личности. Бывает, что человек кого-то критикует, а ведет себя так же. Это свидетельствует, что ее убеждения не являются руководством к действию. Если знания и убеждения образуют упорядоченную и внутренне организованную систему взглядов, они составляют мировоззрение личности.

Стремление

Осознаваемым мотивом является также стремление личности, то есть мотивы поведения, в которых обнаружена потребность в чем-то, что может быть достигнуто волевыми усилиями. Поскольку стремление не удовлетворяют иначе, чем через специально организованную деятельность, они способны поддерживать активность личности в течение длительного времени.

Если человек четко осознает условия, в которых испытывает потребность, и средства, которые планирует использовать, то стремление приобретают характер намерений.

Стремление набирают различных психологических форм. Одна из них - мечта как созданный фантазией образ желаемого будущего. Мечта поддерживает и усиливает энергию человека. Стремление оказываются и в страстях, то есть мотивах и соответствующих потребностях, имеющих непреодолимую силу, которая отодвигает на задний план все, а не связано с пристрастием. Страсти в течение длительного времени определяют образ мыслей и поступков человека. Недовольна страсть порождает бурные эмоции.

Формой стремлений также идеал как потребность следовать примеру, взят личностью за образец поведения. Идеалом может быть конкретное лицо, собирательный образ или общественные ценности. Идеалы всегда отражают жизнь: нельзя представить то, элементов чего не было бы в реальности.

В то же время идеал предсказывает будущее, выделяя прекрасное и совершенное. Есть два типа отношения к идеалу: созерцательно-восторженное, пассивное и страстно-деятельное, когда идеал является планом жизни, порождает желание самовиховуватися.

Мечты, страсти, идеалы, намерения могут быть высокими и низкими и в зависимости от того, играть различную роль в деятельности людей и в жизни общества.

Новое на сайте

>

Самое популярное