Домой Овощи Скандальная красота Матильды: постельные сцены, балет и Романовы. А есть ли порно? Что первые зрители говорят о «Матильде Матильда эротические сцены

Скандальная красота Матильды: постельные сцены, балет и Романовы. А есть ли порно? Что первые зрители говорят о «Матильде Матильда эротические сцены

Сегодня во Владивостоке впервые показали фильм «Матильда». Против него боролись молитвой, огнем, угрозами и заявлениями в прокуратуру. В Москве предпоказ отменили, а во Владивостоке задержали. Но фильм все же вышел, а первые зрители делятся впечатлениями. Какие они – в материале «360».

Тестовый показ Матильды 11 сентября должен был пройти в трех городах – Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке. За несколько часов до премьеры столичный «Иллюзион» отменил сеанс – кинотеатру не дали копию прокатного удостоверения. Показ во Владивостоке задержали из-за самого режиссера. Алексей Учитель по пути на премьеру.

В Telegram этот же зритель раскритиковал сценарий, но высоко оценил техническую часть: операторскую работу, костюмы и декорации.

По поводу персонажей и сценария имею сказать следующее - это кромешный, непроглядный п***ец. Все плохо.

Зато все хорошо с технической частью: картинка ровная и яркая, оператор старается и красиво снимает <…> дорогие декорации и костюмы с людьми внутри. Касательно работы костюмеров и художников - вообще восторг сплошной. Другое дело, что внутрь декораций и костюмов помещены идиоты, которые сами не понимают, чего хотят, и что делать.

За сцены, где есть свечки и храмы - тут уже Поклонская должна спасибо говорить. Потому что выглядит все <…> богато

Некоторые зрители взахлеб рассказывают о красоте декораций и игре актеров. Другие восприняли фильм ровно – ожидания, по их мнению, были завышены, а накал страстей вокруг фильма не соответствует содержанию.

В Санкт-Петербурге две москвички пожаловались на «Матильду» в Федеральную антимонопольную службу. Они разобрали трейлер фильма по секундам и пришли к выводу: он нарушил закон «О защите конкуренции». На этот раз «Матильду» упрекнули в недобросовестной рекламной кампании и даже умышленном обмане возможных зрителей.

Скандал вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда» о любовной связи последнего российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской продолжает набирать обороты. Кинотеатры по всей стране отказываются показывать фильм якобы из-за безопасности зрителей. Но во Владивостоке фильм все-таки показали: билеты были раскуплены еще за неделю до премьеры.

Как пишет «Комсомольская правда», на премьеру во Владивостоке пришла в основном молодежь. Издание спросило первых зрителей о впечатлениях от картины.

- Картина основана на реальных событиях, но доля фантазии есть. Утверждение госпожи Поклонской , что я выдумал историю любви, - чепуха. Есть много источников, которые подтверждают этот исторический факт, - сказал режиссер Алексей Учитель, который сам привез фильм во Владивосток. - Нас полгода проверяют ОБЭП, Генпрокуратура , казначейство, но они не смогли доказать, что фильм противоречит законам. Фильму уже выдали прокатное удостоверение, но следом началась волна агрессии.

Комсомольская правда

Зрители, которые ожидали увидеть весьма пикантную картину, были разочарованы. Откровенных сцен в «Матильде» не оказалось. Несколько раз на экране промелькнула обнаженная грудь балерины, а постельные сцены были довольно сдержанны. По мнению некоторых зрителей, фильм снят очень хорошо, но его сюжет оставляет желать лучшего.

Екатерина Ткаченко , журналист.

- Мне фильм понравился. Очень яркая, качественно сделанная картина. Постельные сцены были, но максимально сдержанные. Кроме голой груди балерины, ничего не показывали. Вообще ничего такого, что можно запретить не было. В недавно вышедшем в широкий прокат фильме «Гоголь : начало» эротические сцены выглядят гораздо жестче. И его обещают показать по телевизору, а тут все очень скромно. Я не понимаю скандала, который разгорелся вокруг фильма. Правда, показалось, что сюжет немного сумбурный.

Юля Котова , студентка.

- Шикарный фильм. Николая Второго он не порочит, а чувства верующих не оскорбляет. У многих наших правителей были недостатки. А здесь показали царя с человеческим лицом. Тем более, когда пришлось стать перед выбором, то он остался с семьей. И это очень хорошо его характеризует.

Иван Святенко , менеджер:

- Работа интересная, картинка красивая. Я не специалист и не могу оценить достоверность этой истории. Мне понравилась игра актеров. Особенно впечатлила Кшесинская. На минуту даже подумал, что хотел бы, чтобы рядом была такая женщина. Понравилась и игра Арса Айдингера. В его исполнении Николай II мягкий, добрый. А вот игрой Данилы Козловского насладиться не удалось. Ему досталась очень короткая роль.

Youtube

Олег Иванов , предприниматель.

- Интересный фильм, но какие-то вещи я, конечно, по-другому представлял. Это все-таки фильм художественный, а не исторический, не документальный. Фильм красивый, больше похож на голливудский, не совсем в русском духе.

Елена Мальцева , домохозяйка.

- Музыка очень понравилась, красивые общие планы, костюмы потрясающие. Но сюжетная завязка, мотивация актеров - ее просто нет. Николай Второй показан каким-то ребенком, а Матильда - просто девочка, которая претендует, сама не зная на что. Мне кажется, фильм довольно-таки средний и проходной, какую-то большую славу и известность ему принесла Русская православная церковь и Наталья Поклонская.

Большинству зрителей во Владивостоке фильм понравился: некоторые девушки выходили со слезами на глазах.

Фильм режиссера Алексея Учителя «Матильда» еще находится в стадии производства, но о нем уже все знают, хотя мало кто его видел. Собственно, к нему отлично подходит фраза «Не читал, но осуждаю» из-за развернутой против фильма беспрецедентной кампании, организаторы и участники которой настоятельно требуют изъятия из картины ряда сцен или полного запрета на показ в кинотеатрах.

Вместо поисков моментов, которые оскорбляют чувства протестующих, давайте переключимся на те кадры, которые точно все видели, и подкрепим их фактами о съемках и художественной составляющей. А осуждать будем, когда картину все-таки посмотрим.

История начинается со встречи балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая, а заканчивается торжественно-трагической развязкой любовной истории - пышной коронацией последнего русского императора.

Бюджет картины составил 25 миллионов долларов (почти полтора миллиарда рублей). Съемки проходили в исторических интерьерах - в Мариинском театре и Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. Были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне. Музыку американского композитора Марко Белтрами записал расширенный состав Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Главные роли исполнили зарубежные актеры. Николая II сыграл 41-летний Ларс Айдингер - артист одного из самых авторитетных в Европе театров «Шаубюне», который находится под большим влиянием русской театральной школы, так как большинство тех, кто сформировал театр, родились в ГДР.

На роль Матильды была утверждена выпускница Варшавской театральной академии Михалина Ольшанска, которой удалось обойти около 300 претенденток.


Даниле Козловскому досталась напряженная роль офицера императорской армии графа Воронцова, потерявшего в буквальном смысле голову от страсти к Кшесинской. Судя по кадрам трейлера, Воронцов готов пойти на все, чтобы отбить балерину у наследника престола.


На дне рождения наследника собрался весь двор во главе с родителями - императором Александром III, которого сыграл Сергей Гармаш, и императрицей Марией Федоровной в исполнении Ингеборги Дапкунайте. Авторы костюмов для фильма - талантливые петербургские художники Надежда Васильева и Ольга Михайлова. На создание костюмов было потрачено свыше 17 тонн ткани, а суммарно было изготовлено 5 тысяч нарядов.


В картине воссоздали крушение императорского поезда в Борках, следовавшего из Крыма в Санкт-Петербург. По официальной версии, из-за плохого состояния участка железной дороги и высокой скорости 10 вагонов состава сошли с рельсов. Из 250 пассажиров пострадали 68, погибли 21.


Крушение поезда в 1888 году

Императорская семья чудом не пострадала в крушении, хотя их вагон был полностью разрушен. Александр III, по словам очевидцев, обладая недюжинной силой, удерживал крышу вагона, пока супруга с детьми выбирались из-под завалов. Царская семья спаслась, однако здоровье императора было серьезно подорвано, что привело к его преждевременной смерти.


Коронация императора Николая II и императрицы Александры Федоровны стала ключевой сценой фильма. Специально для съемок была выстроена грандиозная декорация в натуральную величину, с предельной точностью воссоздающая внутреннее убранство Успенского собора Московского кремля.


Николай II, уже коронованный, и императрица Александра Федоровна клянутся друг другу в вечной любви. Луиза Вольфрам, исполнившая роль императрицы, также состоит в труппе берлинского «Шаубюне». Ей пришлось исполнять роль полностью на русском языке. Луиза призналась, что влюбилась в язык и в будущем мечтает его выучить.


Зрителя наверняка поразят впечатляющие сцены из двух балетов: «Голубая птица и принцесса Флорина» и «Жемчужина». Последний шел во время торжеств по случаю коронации Николая II. Хореографом-постановщиком стал Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Артисты театра снялись в массовых сценах. Среди них была найдена дублерша для исполнительницы роли Матильды в балетных сценах.В спецклиниках XIX века, куда, очевидно, попал влюбленный в Кшесинскую граф Воронцов, душевнобольным приходилось плохо. Средства лечения несчастных оставляли желать лучшего - удары током, утопление. Применялись даже старинные, но модифицированные на современный лад инструменты - например, пыточное колесо.

Фильм режиссера Алексея Учителя «Матильда» еще находится в стадии производства, но о нем уже все знают, хотя мало кто его видел. Собственно, к нему отлично подходит фраза «Не читал, но осуждаю» из-за развернутой против фильма беспрецедентной кампании, организаторы и участники которой настоятельно требуют изъятия из картины ряда сцен или полного запрета на показ в кинотеатрах.

Вместо поисков моментов, которые оскорбляют чувства протестующих, давайте переключимся на те кадры, которые точно все видели, и подкрепим их фактами о съемках и художественной составляющей. А осуждать будем, когда картину все-таки посмотрим.

История начинается со встречи балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая, а заканчивается торжественно-трагической развязкой любовной истории - пышной коронацией последнего русского императора.



Бюджет картины составил 25 миллионов долларов (почти полтора миллиарда рублей). Съемки проходили в исторических интерьерах - в Мариинском театре и Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. Были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне. Музыку американского композитора Марко Белтрами записал расширенный состав Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.


Главные роли исполнили зарубежные актеры. Николая II сыграл 41-летний Ларс Айдингер - артист одного из самых авторитетных в Европе театров «Шаубюне», который находится под большим влиянием русской театральной школы, так как большинство тех, кто сформировал театр, родились в ГДР.

На роль Матильды была утверждена выпускница Варшавской театральной академии Михалина Ольшанска, которой удалось обойти около 300 претенденток.


Даниле Козловскому досталась напряженная роль офицера императорской армии графа Воронцова, потерявшего в буквальном смысле голову от страсти к Кшесинской. Судя по кадрам трейлера, Воронцов готов пойти на все, чтобы отбить балерину у наследника престола.


На дне рождения наследника собрался весь двор во главе с родителями - императором Александром III, которого сыграл Сергей Гармаш, и императрицей Марией Федоровной в исполнении Ингеборги Дапкунайте. Авторы костюмов для фильма - талантливые петербургские художники Надежда Васильева и Ольга Михайлова. На создание костюмов было потрачено свыше 17 тонн ткани, а суммарно было изготовлено 5 тысяч нарядов.


В картине воссоздали крушение императорского поезда в Борках, следовавшего из Крыма в Санкт-Петербург. По официальной версии, из-за плохого состояния участка железной дороги и высокой скорости 10 вагонов состава сошли с рельсов. Из 250 пассажиров пострадали 68, погибли 21.


Крушение поезда в 1888 году

Императорская семья чудом не пострадала в крушении, хотя их вагон был полностью разрушен. Александр III, по словам очевидцев, обладая недюжинной силой, удерживал крышу вагона, пока супруга с детьми выбирались из-под завалов. Царская семья спаслась, однако здоровье императора было серьезно подорвано, что привело к его преждевременной смерти.


Коронация императора Николая II и императрицы Александры Федоровны стала ключевой сценой фильма. Специально для съемок была выстроена грандиозная декорация в натуральную величину, с предельной точностью воссоздающая внутреннее убранство Успенского собора Московского кремля.


Николай II, уже коронованный, и императрица Александра Федоровна клянутся друг другу в вечной любви. Луиза Вольфрам, исполнившая роль императрицы, также состоит в труппе берлинского «Шаубюне». Ей пришлось исполнять роль полностью на русском языке. Луиза призналась, что влюбилась в язык и в будущем мечтает его выучить.


Зрителя наверняка поразят впечатляющие сцены из двух балетов: «Голубая птица и принцесса Флорина» и «Жемчужина». Последний шел во время торжеств по случаю коронации Николая II. Хореографом-постановщиком стал Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Артисты театра снялись в массовых сценах. Среди них была найдена дублерша для исполнительницы роли Матильды в балетных сценах.


Для воссоздания сцены трагедии на Ходынском поле утром 18 мая 1896 года, где прибывшая еще с ночи толпа, желая получить бесплатные подарки в честь коронации Николая II, стала напирать на ларьки, участвовали более 2000 актеров массовки, а съемки длились несколько дней. В результате давки в 1896 году погибло более тысячи человек, раненых было столько же. Облик конца XIX века Ходынскому полю придали с помощью компьютерной графики.


В спецклиниках XIX века, куда, очевидно, попал влюбленный в Кшесинскую граф Воронцов, душевнобольным приходилось плохо. Средства лечения несчастных оставляли желать лучшего - удары током, утопление. Применялись даже старинные, но модифицированные на современный лад инструменты - например, пыточное колесо.

Новое на сайте

>

Самое популярное