Домой Овощи Важные слова поминания. Эти простые слова могут избавить вас от всех ваших проблем

Важные слова поминания. Эти простые слова могут избавить вас от всех ваших проблем

1. Читай 100 раз ежедневно:

Ля хауля ва ля куввата илля билля

«Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха»

2. Чтобы разрушить замыслы и злобу твоего врага, читай следующее дуа 500 раз ежедневно в течение 3 дней:

Йа музилла кулли джаббарин Ааниид би кахрин Азымин ва сультани

«О, Унижающий всякого упорного притеснителя великой мощью Своею и властью!»

3. Имам Али (А) сказал: «Если угнетенный прочитает два ракята намаза, а потом прочитает 10 аят суры “Месяц” 100 раз, Аллах удалит от него зло угнетателя:

Рабби инни маглуубун фантасир

«О, мой Господь, я побежден – помоги!»

4. Имам Садик (А) сказал: «Если угнетенный прочитает два ракята намаза, а потом сделает саджда и скажет на одном дыхании (то есть будет повторять до тех пор, пока хватит дыхания):

Йа раббааху йа раббааху...

О Господь! О Господь!...

А потом прочитает аяты 50-54 суры “Звезда”, Аллах избавит его от угнетения, если Ему будет угодно». Вот эти аяты:

Ва аннаху ахляка Ааданиль ууля

ва самууда фа маа абкаа

ва каума нуухин мин каблу

иннахум каануу хум азлама ва атга

валь му"тафиката ахва

фа гашшахаа маа гашша

«И что это Он погубил первых адитов

и самудян, и не пощадил,

и народ Нуха еще раньше, — ведь они были еще грешнее и непокорнее, —

и низверг города перевернутые,

и покрыло их то, что покрыло ».

5. Следующее дуа настолько эффективно против врагов, что Имам Саджад (А) читал его регулярно. От него передано: «Кто прочитает следующее дуа – даже если все люди и джинны соберутся, чтобы причинить ему вред, они не смогут это сделать». Вот это дуа:

Бисми лляхи ва билляхи ва мина ллаахи ва иля ллаахи ва фии сабиили лляхи. Аллахумма ляка асламту нафси ва илейка ваджжахту ваджхи ва илейка фаввазту амри ва хфизни би хифзи ль-иимаани мин бейни йадейа ва мин хальфи ва Ан йамиини ва Ан шимаали ва мин фауки ва мин тахти вадфаА Анни бихаулика ва кувватика фа иннаху ля хауля ва ля куввата илля билляхи ль-Алийль Азым

«Во имя Аллаха, и через Аллаха, и от Аллаха, и к Аллаху, и на пути Аллаха! О Аллах, я подчинился Тебе, и к Тебе обратил свой лик, и возложил на Тебя свои дела! Так сохрани же меня защитою веры спереди и сзади, справа и слева, сверху и снизу, и удали от меня (зло) по силе Твоей и мощи, ибо нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого!»

6. Если враг находится перед тобой, то прочитай перед ним эти слова, дабы нейтрализовать его замыслы и злобу:

Атфайту газабака йа... биля иляха илля лла

«Я потушил твой гнев, о такой-то (имя врага), через (слова) “нет бога, кроме Аллаха”».

7. Передано в «Махаджу ль-даава», что Имам Садик (А), направляясь к тирану, читал суру «Ночь могущества», потом «Йа Аллах» («О Аллах») 7 раз, а потом следующее дуа:

Инни асташфиАу илейка би мухаммадин ва аалихи салла ллааху Алейхи ва ан таглибаху лии

«Я ищу Твоего заступничества через Мухаммада и его род, да благословит их Аллах, чтобы Ты дал мне одержать над ним верх (то есть над врагом)».

8. Чтобы защитить себя и свое имущество, читай ежедневно суру «Ночь могущества» так много раз, как сможешь, при этом каждый раз произнося салават перед ней и после нее.

9. Шейх Кулейни передает, что святой Пророк (С) рекомендовал своим последователям читать 1, 2, 3, 4, 255, 256, 257, 284, 285 и 286 аяты суры «Корова» для защиты себя и своего имущества.

10. Шейх Садук сообщает, что Имам Али (А) сказал: «Кто прочитает суру “Очищение”, “Ночь могущества” и аят Курси – каждый из них по 11 раз, — перед восходом солнца, его имущество будет защищено от любого вреда».

11. Держать на теле написанной суру «Покаяние» (в виде амулета или как-то еще) защищает от врагов и служит сохранности имущества.

12. Молитва Имам Али (А) для победы над врагами:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ. وَ لاَ حَوْلَ وَ لاَ قُوَّةَ اِلاَّ بِاللهِ الْعَلِیِّ الْعَظِيْمِ اَللَّهُمَّ اِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ اِيَّاكَ نَسْتَعِيْنُ يَا اَللهُ يَا رَحْمٰنُ يَا رَحِيْمُ يَا اَحَدُ يَا صَمَدُ يَا اِلٰهَ مُحَمَّدٍ اِلَيْك نُقِلَتِ اْلاَقْدَامُ وَ اَفَضَتِ الْقُلُوْبُ وَ شَخَصَتِ اْلاَبْصَارُ وَ مُدَّتِ اْلاَعْنَاقُ وَ طُلِبَتِ الْحَوَآئِجُ وَ رُفِعَتِ اْلاَيْدِیْ اَللَّهُمَّ افْتَحْ بَيْنَنَا وَ بَيْنَ قَوْمِنَا بِالْحَقِّ وَ اَنْتَ خَيْرُ الْفَاتِحِيْنَ.

Бисми лляхи ррахмани ррахим ва ля хауля ва ля куввата илля билляхи ль-Алийиль Азым. Аллахумма йиякя наАбуду ва йиякя настаАин. Йа аллаху йа рахману йа рахиим йа ахаду йа самад йа иляха мухаммадин илейка нукилати ль-акдаму ва афазати ль-кулуубу ва шахасати ль-абсаару ва муддати ль-аАнааку ва тулибати ль-хаваиджу ва руфиАти ль-айди. Аллахумма фтах бейнана ва бейна каумина биль хакки ва анта хейру ль-фаатихиин

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! И нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого! О Аллах, Тебе мы поклоняемся, и Тебя просим о помощи. О Аллах, о Милостивый, о Милосердный, о Единый, о Самодостаточный, о Бог Мухаммада! К Тебе направились стопы, подчинились сердца, опустились взоры и склонились выи! У Тебя просят о нуждах и к Тебе поднимаются руки! О Аллах, рассуди между нами и людьми по истине, а Ты – Лучший из рассуждающих!»

Потом повторить три раза:

Ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар

«Нет бога, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего!»

13. Для уничтожения врагов читай аят Курси 21 раз в течение семи дней на восходе солнца, обратившись к кибле и не разговаривая ни с кем.

14. Если ты опасаешься встречи с врагами в каком-то месте, куда должен пойти, то перед выходом из дома прочитай суру «Кадр» («Ночь могущества») шесть раз, а затем подуй в следующем порядке: направо от себя, налево от себя, перед собой, позади себя, вверх, вниз.

После этого иди, и твои враги не встретятся тебе, ин ша Аллах, а если встретятся, то не заметят тебя.

15. Для избавления от нежелательных встреч с врагами, а также их враждебных действий также очень хорошо читать 9-й аят суры «Йа.Син» (его читал Посланник Аллаха, мир над ним и родом его, прячась от мекканцев в пещере):

وَجَعَلْنَا مِن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ سَدّاً وَمِنْ خَلْفِهِمْ سَدّاً فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لاَ يُبْصِرُونَ

Ва джаАльна мин бейни айдихим садда ва мин хальфихим садда фа агшайнахум фа хум ла юбсируун

«Мы поставили перед ними преграду и позади них преграду и набросили на них покрывало, и они ничего не видят» .

16. Имам Хусейн (А) сказал: Если кто-то причинил тебе угнетение, соверши гусль, потом прочитай два ракята намаза под открытым небом, а затем скажи:

اَللَّهُمَّ إِنَّ فُلاَنَ ابْنَ فُلاَنٍ ظَلَمَنِيْ وَ لَيْسَ لِىْ اَحَدٌ اُصُوْلُ بِهِ غَيْرُكَ، فَاسْتَوَفَّ لِىْ ظُلاَمَتِىْ، السَّاعَةَ، السَّاعَةَ، بِاْلاِسْمِ الَّذِىْ سَاَلَكَ بِهِ الْمُضْطَرُّ فَكَشَفْتَ مَا بِهِ مِنْ ضُرٍّ، وَ مَكَّنْتَ لَهُ فِىْ اْلاَرْضِ وَ جَعَلْتَهُ خَلِيْفَتَكَ عَلٰی خَلْقِكَ، فَاَسْاَلُكَ اَنْ تُصَلِّىَ عَلٰی مُحَمَّدٍ وَّ آلِ مُحَمَّدٍ، وَ اَنْ تَسْتَوْفِىَ لِىْ ظُلامَتِىْ السَّاعَةَ السَّاعَةَ.

Аллахумма инна (имя угнетателя) заламани ва лейса лии ахадун усуули бихи гейрук. Фаставаффа лии зуляматии, ас-саА, ас-саА. Бисми ллязи саалака бихи ль-музтарру факашафта маа бихи мин зурриин ва макканта лаху филь ард ва джаАльтаху халиифатака Аля халькик. Фа асалукя ан тусаллия Аля мухаммадин ва аали мухаммад ва ан тастауфия ли зулаамати, ас-саА, ас-саА .

Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого, Вопрошаемого. На него возлагаем надежду, что Он будет вашим покровителем в этом мире и будущем, одарит вас всеми видами явных и скрытых милостей, сделает вас из тех, кто благодарит, когда ему дают, терпит, когда его испытывают и просит прощения, когда согрешит.

Эти три качества - причина счастья человека, признак его успеха в этом мире и будущем. Они неотделимы от сущности раба (прим. пер.: у некоторых русскоязычных переводчиков существует тенденция ослабления смысла этого слова заменой ее не слишком подходящей языковой единицей «слуга». Разница между этими двумя словами разительная, к тому же можно задать вопрос, разве можно считать чем-то зазорным рабство Всевышнему Аллаху? Он Сам отвечает нам на этот вопрос: «Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, ни ангелы приближенные!» (Сура «Женщины», 172 аят), которому постоянно приходиться сталкиваться с тремя вещами.

Первая из них - это блага Всевышнего, идущие одно за другим. Необходимо воздавать благодарность за них.

Благодарность состоит из трех частей:

во-первых, необходимости внутреннего признания (этих благ),

во-вторых, произнесения признания милости (Всевышнего) вслух,

в-третьих, использования этих благ в том, чем доволен Покровитель и Даритель. Тот, кто соединил составные части понятия благодарности, считается отблагодарившим Аллаха за милости.

Вторая - испытания от Всевышнего Аллаха, которыми Он проверяет Свои творения. Аллах предписал терпение в эти трудные моменты.

А терпение - это сбережение души от недовольства предопределенным, языка – от жалоб, органов тела - от греха, в виде самобичевания, разрывания одежды на себе, вырывания волос и тому подобного.

Сущность терпения покоится на этих трех столпах. Тот, кто практикует их, у того испытание превращается в подарок, беда в милость, ненавистное становится приятным.

Всевышний никогда не испытывает раба, чтобы погубить его. Бедами и несчастиями Он проверяет терпение и преданность поклонения Ему. Раб обязан поклоняться Всевышнему Аллаху при любых обстоятельствах, в радости и в горе, независимо от того нравится ему это поклонение или нет. Большинство созданий совершают его, когда оно не сложно, а ведь соль в поклонении Всевышнему в трудные моменты жизни.

Именно в этом различаются положения рабов, их степень перед Всевышним Аллахом.

Омовение холодной водой в жаркий день - это поклонение, близость с любимой красивой женой - поклонение, расходы на нее, на свою семью, на самого себя - поклонение.

Омовение же холодной водой на морозе - тоже поклонение, оставление греха (прелюбодеяния), когда пылаешь страстью, и рядом нет никого, кто может помешать тебе - поклонение, расходование милостыни во времена материальных затруднений - тоже поклонение, однако, как велика разница между ними.

Тот, кто является рабом Всевышнего при любых обстоятельствах, соблюдает Его права, нравится ему это или нет, заходит в категорию тех, про кого Всевышний сказал:

“Разве ж Аллах не достаточен для Своего раба?” (сура «Толпы», 35 аят)

Полная достаточность (и независимость (от творений) достигается при максимально целостном поклонении, неполная - при недостаточном. Тот, кто взыщет обретет добро, пусть восхваляет Всевышнего, кто же найдет нечто иное, пускай винит только самого себя.

Всевышний сказал: «Поистине, рабы Мои - нет для тебя над ними власти» (сура «Аль-Хиджр», 42 аят.) (Куртубий, в своих комментариях к Корану, замечает, что: «Ученые говорят: «У него нет власти над их сердцами»».) Враг Всевышнего Иблис понял, что Аллах не даст ему Своих рабов и власти над ними, поэтому он сказал: «Клянусь же Твоим величием, я собью их всех, кроме рабов Твоих среди них искренних!” (сура «Сод», 83 аят.)

Всевышний Аллах сказал: «Иблис заставил их признать правдой его мысль, и они последовали за ним, кроме немногих из верующих. Не было у него над ними власти (“не в полномочиях Иблиса принуждать людей к неверию. Его функции ограничиваются призывом (ко злу) и разукрашиванием (порочного). Под словом «власть» в данном аяте имеется в виду «сила», или же, как считают некоторые исследователи, «аргумент». То есть, получается, что они безосновательно, не требуя от него никаких доказательств, последовали за ним, следуя сиюминутной похоти, предвзятости и зову страсти». Книга «Свод законов Корана» Абу Абдуллы Мухаммада ибн Ахмада Аль-Ансария Аль-Куртубий, 14 том, 177 стр..), иначе как для того, что бы выявить (для того чтобы воочию показать их сущность, на основе чего, потом справедливо воздать добром или же наоборот, наказать каждого из них. А что касается Божественного Знания Сокровенного, то оно, несомненно, охватывает абсолютно все мельчайшие подробности прошлого и будущего, все превратности человеческих судеб и исход каждой из них, всех без исключения.) тех, кто верует в будущую жизнь, от тех, кто в ней в сомнении…» (сура «Саба’», 20-21 аят) (Возможна двойственная трактовка этого аята. Первая, то что «…Мы дали ему власть только для того, чтобы выявить…». Вторая, что «…Мы допустили наущения с его стороны, для создания полной картины испытания…». Вышеупомянутый источник, 14 том, 177 аят.)

Он не дал Сатане власти над Своими рабами, они все они под Его защитой. Однако, враг может напасть на них, используя тактику вора, жертва которого - рассеянный простой обычный человек.

Не секрет то, что рабу свойственна: рассеянность, страсть и гнев.

Это три лазейки, через которые Дьявол проникает в него, как бы тот не защищался. Адам, прародитель человечества, был одним из самых благоразумных, рассудительных и стойких творений. Однако постоянная работа врага Всевышнего над ним, заставила его ошибиться.

А что же говорить про простом смертном, чей ум по сравнению с разумом праотца, можно уподобить разве что капле в море?

Чтобы сбить верующего с прямого пути, Дьявол пускает в ход все виды соблазнов. Он использует каждый миг рассеянности, и, улучив его, ввергает раба в грех. Он думает, что человек не сможет вновь обратиться к Всевышнему и то, что этот проступок погубит его. То, что милость Всевышнего и Его прощение останутся далеко позади за ним.

Однако, если Всевышний Аллах пожелает рабу добра, Он откроет ему врата покаяния, сожаления, уничиженности, покорности перед Ним, потребности в Нем, просьбы помощи у Него, искреннего обращения, постоянной молитвы и приближения к Нему при помощи праведных деяний. Грех может стать причиной нисхождения Его милости, и враг Всевышнего говорит: «О, если бы я оставил это и не ввязывал бы его в это!!».

В этом смысл слов некоторых праведных предшественников: «раб, может попасть в Рай из-за совершенного греха, а по причине благого деяния, может войти в Ад».

Их спросили: «Как?» и они отвечали: «Кто-то, совершив грех, будет постоянно видеть его перед своими глазами, сожалея о происшедшем, стесняясь Всевышнего. Его голова поникнет перед Ним, а сердце смирится. Благодаря этому проступок, станет причиной счастья и успеха раба, намного полезней для него, нежели множество благих дел. Его последствия станут причиной вхождения раба в Рай. Другой же, творя благо, будет делать это в виде одолжения Всевышнему, гордится этим поступком, восхищаться самим собой и занимаясь показухой, надменно говорить всем: «Это сделал я, я!!» И это станет причиной его гибели. Если только Всевышний не пожелает этому бедняжке добра и не пошлет ему то, что сломает его, пригнет его шею, заставит потерять чувство собственной значимости. Если же Он захочет нечто другое, оставит его одного с тщеславием и высокомерием. А это, однозначно, верная погибель».

Все познающие (Истину) единодушны в том, что счастье - это когда Всевышний не вверяет тебя самому себе, а беда в том, что человек оставляется на произвол своей души. Если Всевышний желает добра рабу, Он открывает ему двери смиренности и кротости, постоянного обращения к Аллаху и потребности в Нем, понимание грешности души, присущего ей невежества, несправедливости и агрессивности, а также понимание милости и благодеяния Господа, Его милосердия, щедрости, добра по отношению к нему, Его богатства и Славы.

Познающий идет между видением (Божественной) милости по отношению к нему и пониманием несовершенности своей души и дел, другого пути просто нет. Потерявший одну из них, похож на птицу с одним крылом.

Шейх-уль- ислам (это Абдулла ибн Мухаммад ибн Али Аль-Харауи) говорил: «Познающий идет к Всевышнему между видением (Божественной) милости по отношению к нему и пониманием несовершенности своей души и дел» (книга «Ступени идущих ввысь», 1/221).

Таков смысл слов пророка, мир ему, пришедших в достоверном хадисе:

«Главная молитва о прощении грехов, это когда раб говорит: О Аллах, Ты мой Господь, нет божества, кроме Тебя. Ты создал меня, и я твой раб. Я верен обету и слову, данному Тебе по мере моих сил. Я прибегаю к Тебе от зла того, что я совершил. Признаюсь Тебе в Твоей милости ко мне, и признаюсь Тебе в своем грехе. Прости же меня, ведь, истинно, никто не прощает грехов, кроме Тебя!» (Бухари (11/83, 11/111), Ахмад (4/122, 125), Тирмизи (3390 в 15 главе), Насаи (8/279).

В его словах: «…признаюсь Тебе в Твоей милости ко мне, и признаюсь Тебе в своем грехе…», связь между видением милости (Всевышнего) и пониманием неполноценности своей души и дел. Узрение милости порождает у человека любовь, восхваление и благодарность к Дающему это, Благодетелю. Понимание же изъянов своей души и дел - причина кротости, униженности перед Ним, потребности в Нем, постоянного покаяния и того, что он видит себя полным банкротом.

Следует отметить, что кратчайший путь к Всевышнему проходит именно через врата нищеты, когда раб не видит в себе ничего за что он мог бы зацепится, того, чем он мог бы гордиться.

Именно тогда, когда он подходит к Всевышнему Аллаху полностью опустошенным, совершенным банкротом, с сердцем, разбитый нищетой и бедностью, насквозь пронизанный смиренностью перед Ним, понявшим свою потребность к своему Господу, Велик Он и Славен. Прочувствовавший всем своим существом абсолютную нужду и бедность к Нему, то что, оставшись даже на мгновение без Него, погибнет и потерпит непо правимый убыток, если Всевышний не вернет его к Себе и исправит его Своей милостью.

Так что наикратчайший путь к Всевышнему Аллаху - это поклонение. Поклонение зиждется на двух столпах:

на полной любви и

на максимальной смиренности, источник которых - это два вышеперечисленных понятия.

Видение проявленной милости порождает любовь, а знание недостатков своей души и деяний дает чувство смиренности и кротости.

Раб, поведение которого с Всевышним построено на этих двух основах, недоступен врагу, кроме как через соблазн или же через рассеянность. Да и то, подобных людей Аллах быстро восстанавливает, лечит и исправляет по милости Своей.

Ибн Кайим аль-Джаузий.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Имам Абдулла аль-Хаддад о сокровище Рая - словах «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях» («Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха»)

Имам аль-Хаддад писал в книге «Сокровища для ищущих»:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том.

Ты должен знать, что самой полной и всеобъемлющей формой для выражения отказа от собственных притязаний на власть и силу является формула «» (нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха).

Довод Ислама (имам аль-Газали), да помилует его Аллах, сказал: «Сила (хауль) - это мощь, (кувва) - это способность».

Ни одно творение не обладает никакой способностью и силой над чем-либо, кроме как по Воле Аллаха, который является Сильным и Могущественным. Верующим необходимо быть убежденными в том, что только Всевышний позволяет им сделать что-то или наоборот, воздержаться от чего-то. Например, осуществить какое-то предписание, будь то действие или воздержание от чего-то; или когда человек для поиска пропитания прибегает к действиям в виде ремесел и профессий, и так далее - это все (производит) Всевышний, Который создает в них намерения, способности и движения. Поэтому действия, которые они хотят совершить, будут предписаны им способом, известным как «приобретение» («кясб») и «деяние», за что потом они будут вознаграждены или наказаны. Но они (создания) могут проявить свою волю, только если Сам Всевышний позволит им, и они не могут совершить что-то или воздержаться от чего-либо, если Он не даст им возможности сделать это.

Они (творения) не обладают даже силой весом в один атом небес или земли, и при этом они никоим образом не могут быть Его сотоварищами в управлении или помощниками Ему.

Предписания и запреты основаны только на способности и возможности сделать выбор, которую (возможность) Аллах даровал Своим рабам. За деяния, которые были предопределены Творцом и приобретены ими (творениями), будут соответствующие вознаграждения или наказания.

Абсолютная власть принадлежит только одному Аллаху, а относительность и зависимость принадлежат Его рабам. Следовательно, слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях» являются опровержением притязания на владение автономной (независимой от Него) властью и возможностями, и одновременным признанием наличия той относительной возможности сделать выбор, которую Он дал Своим рабам.

Если кто-то утверждает, что у человека нет никакой свободы выбора, что действия, которые он выбирает, на самом деле, совершаются по принуждению, (что при любых обстоятельствах человек принужден к совершению каких-то действий (джабри)), то такой человек - сторонник новшества детерминизма (мубтади’и), чьи лживые утверждения отрицают то, с чем были посланы пророки и ниспосланы Писания.

В отличие от этого, тот, кто утверждает, что человек обладает волей и силой делать что-то по собственной воле (независимой от Творца), является сторонником других новшеств - мутазилитом. Но кто уверовал в то, что:

1. мукалляф (человек, отвечающий за свои поступки) обладает возможностью и выбором, которые позволяет ему выполнять предписания Аллаха и Его запреты, но
2. он не является независимым от (воли) Аллаха и не является сам создателем собственных действий,

тот нашел путь Сунны, присоединился к пути большинства (спасшейся общине) и обезопасил себя от предосудительных новшеств.

Придерживаясь окончательной реальности относительно Могущества Аллаха и ответственности человека

Пространное объяснение этого следует по прочной дороге, на которой многие поскользнулись и сбились с пути. В этом скрыта тайна предопределения, над которой всегда были в недоумении гениальные умы и в которую Господин посланников запретил нам вникать. Таким образом, для нас довольно этих намеков, достаточно поверить, что все было создано Аллахом и ничто не существует без Его воли и власти. От нас требуется лишь следовать всем повелениям запретам и принять сторону Своего Господа против самих себя (своего нафса, эгоизма) при любых обстоятельствах.

Сокровище Рая

В хадисе сказано, что слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях » являются одним из сокровищ Рая. Поймите указания, содержащиеся в этом слове «сокровище» - и вы поймете, что его значение содержится среди тайн (его значение скрыто), поскольку награда имеет такие же особенности, как и действие. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует также сказал: «Два ракаата намаза глубокой ночью - это одно из сокровищ совершенства ». Их награда скрывает в себе тайное, скрытое сокровище, потому что время совершения этого действия, а именно, ночь, подразумевает это.

Средство от печали

Также передается, что слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях » - это средство от девяноста девяти болезней, наименьшая из которых - печаль.

Это средство от печали, потому что печаль происходит главным образом от того, что люди теряют то, что любят, или когда с ними происходит что-то неприятное. Когда это происходит, люди чувствуют свою беспомощность и неспособность достигнуть желаемых целей, поэтому они испытывают сожаление. Если в такие моменты они будут отрицать (своим языком и в своем сердце) любые собственные силы и способности, то подобная уверенность даст им понимание того, что они беспомощны и слабы, если Всевышний не даст им власть и способности, так что в итоге их горе проходит, и их познание Всевышнего увеличивается. Это ясно видно из высказывания нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если человек верит в предопределение, его оставляет горе ».

Способности и сила Аллаха описываются Его прекрасными Именами; на Его совершенство и наивысшее положение указывают два имени: Возвышенный (Аль-Аля) и Великий (Аль-Азым), в этом лежит признак того, что Он полностью превосходит в совершенстве представления тех, которые сбились с пути, не видят очевидных доводов и погрузились без понимания в тайны предопределения и деяния творений Всевышнего. Так будьте осторожны! И от Аллаха тауфик.

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ Транслит Wa "Idh ā Sa"alaka `Ibādī `Ann ī Fa"inn ī Qar ī bun ۖ "Ujī bu Da`wata A d-Dā `i "Idh ā Da`ā ni ۖ Falyastajībū Lī Wa Līu"uminū Bī La`allahum Yarsh udū na Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем. А когда спрашивают тебя (о, Пророк) рабы Мои [верующие] обо Мне [близок ли Я и как Я отвечаю на их мольбы], то (пусть знают, что) поистине Я – близок, (и Я) отвечаю (на) мольбу обращающегося (с мольбой) , когда он (искренне) обращается с мольбой ко Мне. Пусть же они отвечают [пусть повинуются] Мне и пусть уверуют в Меня (что Я близок и что Я отвечаю на мольбу) , – чтобы они шли правильным путем! Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем. [[Это откровение содержит ответ на вопрос, который несколько сподвижников задали Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Они сказали: «О посланник Аллаха! Если наш Господь близок, то мы будем общаться с Ним шепотом. Если же наш Господь далек, то мы будет взывать к Нему громко». И тогда Всевышний Аллах возвестил о том, что Он близок к Своим рабам и наблюдает за ними. Он знает об их секретах и самых сокровенных помыслах. Он ведает о том, что украдкой подсматривают взоры и что сокрыто в сердцах. Он близок к Своим рабам и внимает их зову, когда они обращаются к Нему с молитвами. Молитвы бывают двух видов, поскольку одни из них являются проявлением поклонения, а другие содержат просьбы. Близость Аллаха к творениям также бывает двух видов, поскольку благодаря божественному знанию Аллах близок ко всем творениям, хотя особой близости с Ним удостаиваются только те, кто поклоняется Ему. Аллах внимает их молитвам, оказывает им поддержку и наставляет их на прямой путь. Если человек взывает к Аллаху от всей души и просит Его о дозволенном, если никакие обстоятельства не мешают удовлетворению его просьбы, а одним из таких обстоятельств является употребление запрещенных продуктов питания, то его молитва непременно будет принята. Аллах обещал отвечать на такие молитвы, особенно, если человек совершает деяния, способствующие скорейшему принятию его молитв. К таким деяниям относится выполнение повелений Аллаха словом и делом, избежание всего запрещенного, а также искренняя вера в Него. Именно эти факторы способствуют скорейшему принятию молитв, поскольку далее Всевышний Аллах повелел отвечать Ему и исповедовать правую веру. Только так человек может последовать верным путем, обрести правую веру, совершать праведные деяния и избавиться от несправедливости, которая несовместима с правой верой и праведными поступками. А причина этого в том, что правая вера и ответ на призыв Аллаха помогают человеку обрести истинные знания. По этому поводу Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь» (8:29) .]] Ибн Касир

Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем.

Имам Ахмад передаёт, что Абу Муса аль-Ашари сказал: Совершая вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, один из походов, мы громко кричали: «Нет бога, кроме Аллаха!» (Ля иляха илля-Ллах!) , - и «Аллах Велик!» (Аллаху Акбар!) , - поднимаясь на (край каждого) вади, и (через некоторое время) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «يَا أَيُّهَا النَّاسُ، ارْبَعُوا عَلى أَنْفُسِكُمْ، فَإِنَّكُمْ لَا تَدْعُونَ أَصَمَّ ولَا غَائِبًا، إنَّمَا تَدْعُونَ سَمِيعًا بَصِيرًا، إنَّ الَّذي تَدْعُونَ أَقْربُ إِلَى أَحَدِكُمْ مِنْ عُنُقِ رَاحِلَتِهِ، يا عَبْدَاللهِ بْنَ قَيْسٍ، أَلَا أُعَلِّمُكَ كَلِمَةً مِنْ كُنُوزِ الْجَنَّةِ؟ لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِالله » «О люди, пожалейте себя, ведь вы взываете не к глухому и не к отсутствующему, вы взываете к Слышащему Видящему. Поистине, Тот, к кому вы взываете ближе к любому из вас, чем шея его верхового животного.О, Абдулла ибн Кайс, не научить ли мне тебя слову из кладов рая?Ля хауля уа ля куввата илля биЛлях (нет силы и мощи, кроме как у Аллаха) [[Сахих аль-Бухари 2992]] !» (этот хадис приводится в двух Сахихах, а также у Насаи, Абу Дауда, Тирмизи и ибн Маджах) .

Имам Ахмад передаёт от Анаса, что посланник Аллаха сказал: «يَقُولُ اللهُ تَعَالى أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي وَأَنَا مَعَهُ إِذَا دَعَانِي » «Говорит Всевышний Аллах: «Я такой, каким Меня представляет Мой раб, и я с ним, когда он ко мне взывает [[Достоверный хадис «Сахих аль-Джами» аль-Албани 8136]] ». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: "Поистине, Господь ваш Всеблагой и Всевышний стыдлив и щедр, и он устыдится раба своего, если тот возденет руки свои к Нему и ему придется опустить их пустыми" (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджах)

Имам Ахмад также передаёт от Абу Саида о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَدْعُو اللهَ عَزَّ وَجَلَّ بِدَعْوَةٍ لَيْسَ فِيها إِثْمٌ ولَا قَطِيعَةُ رَحِمٍ، إلَّا أَعْطَاهُ اللهُ بِهَا إِحْدَى ثَلَاثِ خِصَالٍ : إِمَّا أَنْ يُعَجِّل لَهُ دَعْوَتَهُ، وَإِمَّا أَنْ يَدَّخِرَهَا لَهُ فِي الأُخْرَى، وَإِمَّا أَنْ يَصْرِفَ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا » «Кто бы из мусульман, ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, если только он не будет просить ни о греховном или о разрыве родственных связей, Аллах обязательно дарует ему одно из трёх: либо даст (то, что он просит) либо аставит это ему на Судный день, или отвратит от него зло, равное (по величине) тому, (о чём он просит) ». Кто-то из людей сказал: «Тогда мы будем (обращаться с мольбами) почаще», - (Пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «اللهُ أَكْثَر » «А Аллах (дарует вам) больше!»

Абдулла сын имама Ахмада приводит хадис от Убада ибн Самита о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «مَا عَلى ظَهْرِ الأَرْضِ مِنْ رَجُلٍ مُسْلِمٍ يَدْعُو اللهَ عَزَّ وَجَلَّ بَدَعْوَةٍ إِلَّا آتَاهُ اللهُ إيَّاهَا، أَوْ كَفَّ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا مَا لَمْ يَدْعُ بِإِثْمٍ أَوْ قَطِيعَةِ رَحِم » «Кто бы из мусульман(живущих) на земле, ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, Аллах обязательно дарует ему (то, что он просит) или отвратит от него зло, равное (по величине) тому, (о чём он просит) если только он не будет просить о греховном или о разрыве родственных связей». Имам Малик передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал «يُسْتَجَابُ لأَحَدِكُمْ مَالَمْ يَعْجَلْ، يَقُولُ : دَعَوْتُ فَلَمْ يُسْتَجَبْ لِي » «Мольбы любого из вас будут приняты, если только он не станет спешить говоря: «Я воззвал с мольбой, но мне не ответили».

В аль-Муснаде имама Ахмада, в Суна Тирмизи, ан-Насаи и ибн Маджах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «ثَلاَثةٌ لَا تُرَدُّ دَعْوَتُهُمْ : الْإمَامُ الْعَادِلُ، وَالصَّائِمُ حَتَّى يُفْطِرَ، وَدَعْوَةُ الْمَظْلُومِ، يَرْفَعُهَا اللهُ دُونَ الْغَمَامِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، وَتُفْتَحُ لَهَا أَبْوَابُ السَّمَاءِ، يَقُولُ : بِعِزَّتِي لَأَنْصُرَنَّكَ وَلَوْ بَعْدَ حِين » «У трёх людей непременно примется мольба: у справедливого правителя, у постящегося до того, как он розговеется, у притеснённого. Его мольба поднимется выше облаков, и откроются врата небесные ей, и тогда скажет Всемогущий Аллах: «Клянусь Своим величием, я непременно помогу тебе, даже если это будет потом».

Это основа религии и величайшая формула поминания Аллаха во все времена. «Лучшее из того, что говорили пророки до меня, - “Нет божества, кроме Аллаха”» (Тирмизи, 3538). И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми счастливыми людьми благодаря моему заступничеству в Судный день будут те, кто говорил: “Нет божества, кроме Аллаха” искренне, от всего сердца» (Бухари, 99). А слова эти означают, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха.

«Пречист Аллах» (Субхана-Ллах)

То есть свидетельствую, что Аллах свободен от любых пороков, изъянов и недостатков.

«Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллях)

То есть я восхваляю Аллаха, упоминая приличествующие Ему совершенные и благие качества. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Слова “Хвала Аллаху” наполняют Весы, а слова “Пречист Аллах и хвала Ему” наполняют [наградой] то, что между небесами и землёй» (Муслим, 223).

«Пречист Аллах и хвала Ему» (Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто скажет: “Пречист Аллах и хвала Ему” сто раз в день, будут стёрты его грехи, даже если будут они подобныпене морской» (Бухари, 6042; Муслим, 251).

«Пречист Аллах и хвала Ему, Пречист Аллах Великий» (Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи субхана-Ллахи-ль-‘азым)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть две фразы, лёгкие для языка, тяжёлые на Весах и любимые Милостивым: “Пречист Аллах и хвала Ему, пречист Аллах Великий”» (Бухари, 6406; Муслим, 2694).

«Аллах Велик» (Аллаху Акбар)

То есть Аллах превосходит величием Своим всё сущее. Эти слова произносят во время переходов от одного действия к другому в молитве, а также во время подъёма на возвышенность во время путешествия, и как выражение радости. Также эти слова произносят перед обоими Праздниками как признание милости Аллаха, Который помог нам довести до конца требуемое поклонение. Всевышний Аллах сказал: «И дабы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он вывел на прямой путь» (2:185).

«Прошу прощения у Аллаха» (Астагфиру-Ллах)

То есть я прошу Аллаха, чтобы Он простил мне. Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было гарантировано прощение, но при этом он сам сказал о себе: «Поистине, я прошу у Аллаха прощения по семьдесят раз в день» (Бухари, 5948).

«Нет силы и могущества ни у кого, кроме как от Аллаха» (Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях)

То есть не может быть никаких изменений и переходов от одного положения к другому и ни у кого нет сил, чтобы подобные изменения осуществить, кроме как с помощью Аллаха и при содействии Его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не указать ли тебе на слова, которые являются одним из сокровищ Рая? “Нет силы и могущества ни у кого, кроме как от Аллаха”» (Бухари, 6021; Муслим, 2704). И когда муаззин говорит: «Спешите к молитве» (Хаййа ‘аля-с-салят) и «Спешите к успеху» (Хаййа ‘аля-ль-фалях) , также следует произносить эти слова.

«С именем Аллаха» (Бисми-Ллях)

То есть с благодатью и помощью его начинаю, приступаю. Коран начинается словами «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного» (Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим ). И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начинал этими словами свои письма. Эти слова произносятся во многих обстоятельствах, например, перед едой, а также перед началом какого-то дела и перед тем как сказать что-то, открыть или закрыть. Это поистине великое начало - когда человек приступает к какому-нибудь делу с благодатью имени Аллаха.

«Прошу у Аллаха защиты от проклятого шайтана» (‘Аузу би-Лляхи мина-ш-шайтани- р-раджим)

Я прибегаю к защите Аллаха от зла шайтана, изгнанного от милости Аллаха. Эти слова предписано произносить перед чтением Корана, а также в гневе и вообще в любое время для того, чтобы избавиться от наущений шайтана.

«Мир ему и благословение Аллаха» (Салля-Ллаху ‘алейхи ва саллям)

Это обращение к Аллаху с мольбой за Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Верующий просит для него милости и высокого положения. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто призовёт на меня благословение один раз, того Аллах благословит десять раз» (Муслим, 384). И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ближе всех людей ко мне в Судный день будет тот, кто больше всех призывал на меня благословение» (Тирмизи, 484). Эти слова мусульманин обязан произносить при упоминании о Пророке (мир ему и благословение Аллаха). Их можно произносить и в других обстоятельствах и особенно - в пятницу и после азана. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отсчитывал слова поминания с помощью пальцев, однако при необходимости разрешается использовать что- нибудь, что помогает не сбиваться со счёта (чётки и т. п.).

Новое на сайте

>

Самое популярное