Домой Ягоды Игры для нескучных компаний: «Мафия» и ей подобные. Правила игры «Мафия» с картами – все персонажи

Игры для нескучных компаний: «Мафия» и ей подобные. Правила игры «Мафия» с картами – все персонажи

Сегодня мы постараемся кратко рассказать вам обо всех особенностях «Мафии» и обозначить рамки, в которых она может проходить. Также мы дадим ответы на вопросы, со скольки лет можно играть, в какой компании и прочее.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Если вам скучно сидеть дома или попросту захотелось новых эмоций и знакомств, то игра «Мафия» уж точно скрасит ваш досуг. Суть игры предельно проста: привести свое сообщество к победе. Совсем неважно, за кого вы играете, будь то горожане или мафия. Но именно с раздела ролей и начинается извечный поединок законопослушных граждан и преступности. Все роли распределяет слепой случай — все желающие принять участие в игре получают карточки с названием своего персонажа.

Правила игры «Мафия»: ведущий

При проведении игры в тесной дружеской компании общим голосованием определяют человека на роль ведущего. В его обязанности входит объявление дня и ночи, а также решений, принятых «ночными» персонажами. К примеру, это может быть информация об убитых, спасенных и вылеченных персонажах.

В игре есть четкое регламентирование того, что должен говорить ведущий. Главный акцент этой роли — полная нейтральность, то есть этот человек своими действиями, жестами и словами ни в коем случае не должен помогать игрокам. Если «Мафия» изначально началась без ведущего, им может стать первый «убитый» персонаж, независимо от того, на какой стороне он был.

Правила игры в «Мафию» со всеми персонажами

Изначально в игре было всего два противоборствующих лагеря: горожане и мафия, однако со временем в ней появились и специальные персонажи.

В принципе в игре все решает смена суток: наступает ночь — просыпается мафия. Во время ночи все игроки закрывают глаза, и только мафия остается с открытыми. Знаками мафия договаривается, кого из мирных жителей они убивают. Затем мафия засыпает вместе с горожанами, и наступает день. Все открывают глаза. Ведущий сообщает, что одного из жителей убила мафия (убитый покидаетигру). Теперь задача игроков — вычислить преступников.

Но мафия тоже хитра, она не хочет проигрывать. Члены преступной группировки прикидываются мирными жителями и вместе со всеми участвуют в обсуждении преступников. Они тоже имеют право голоса.

Ход игры зависит от психологических особенностей каждого человека: сможете ли вы, честно глядя своим друзьям в глаза, сказать, что вы не мафия, при этом не выдавая себя излишними жестами, дрожью, волнением в голосе?



Кратко ход игры можно расписать так:

  • ведущий распределяет роли и объявляет наступление ночи. Это необходимо для того, чтобы преступники могли познакомиться и по строить общую стратегию по уничтожению мирных жителей;
  • наступает день, и все впервые пытаются определить, кто какую роль исполняет. По истечении дня общим голосованием определяется возможный преступник, который удаляется из игры. «Убитый» персонаж открывает свою карту, и становится ясно, на чьей он стороне и кому принадлежит победа в этом раунде;
  • снова наступает ночь, и теперь мафия убивает самого сильного противника из мирных жителей (или наоборот, самого слабого, чтобы запутать следствие);
  • днем ведущий рассказывает о потерях, и все начинается заново;
  • игра заканчивается в тот момент, когда остаются персонажи только одной стороны.

Мирные жители и мафия — это далеко не все персонажи популярной игры. В зависимости от выбранной разновидности, героями противостояния становятся Шериф (Комиссар), Блудница (Любовница), Доктор, Маньяк (преступник-одиночка, уничтожающий всех подряд), и даже еще одна конкурирующая мафиозная группировка (Якудза). Все эти роли имеют специальные функции и способны как помочь отдельному горожанину выжить (Блудница, Доктор), так и самостоятельно убить его (Маньяк).

Игра «Мафия»: правила игры в большой и маленькой компании

Если вы хотите играть в компании друзей, то вопрос, сколько человек может играть одновременно, самый актуальный. Особых ограничений по количеству игроков в «Мафии» нет, однако слишком большое количество людей поспособствует затягиванию процесса и формированию нескольких противоборствующих компаний (а для развлечения с друзьями это ни к чему).

При всей многогранности развлечения идеальное количество игроков — 3-5 человек. Этого вполне достаточно для сохранения интриги, а также интересного игрового процесса. При игре с полным набором персонажей количество обязательных игроков возрастает до 10 человек (это довольно логично, ведь в игре втроем для специальных персонажей нет места). Однако и у этой разновидности развлечения есть свой максимум — 20 человек.

Идеальное количество игроков зависит главным образом от выбранной вами игры и количества персонажей. Для примера возьмем компанию из 6 человек. При игре вшестером вы можете выбрать 2 мафиози, Комиссара и трех мирных жителей. Другие персонажи тоже могут быть, однако это существенно усложнит поиск преступников и подарит им возможности для маневра.

Играя вчетвером со спецперсонажами, вы можете определить только одну спецроль. Кроме того, если участвуют 4 человека, мафиози должен быть один — это сделает его поиск более захватывающим и интересным.

Многие на вопрос «Можно ли играть в « Мафию» вдвоем?», конечно же, ответят «нет» и будут совершенно неправы. Игра на двоих возможна, ведь карты раздаются на троих, но третий персонаж не вскрывается. То есть игроки не знают, к какому лагерю они принадлежат. Однако в игре вдвоем есть существенный минус: у игроков нет права на ошибку, так как правда вскрывается сразу же после первого раунда (по прошествии первых суток игры). Однако в таком развлечении есть и польза — это прекрасная база для тренировки.

Правила игры «Мафия» с картами

Для начала игры и определения персонажей особые карты не нужны — вполне подойдут и обычные. В таком случае игроки договариваются о том, что красная масть — это горожане, а черная — мафиози. При введении в игру специальных персонажей следует также договориться, какие карты их обозначают. Например, Комиссаром или Шерифом становится туз или король червей, а Любовницей — дама этой же масти.

Также вы вполне можете играть и без карт — достаточно просто на одинаковых листиках бумаги написать роли, а потом распределить их между игроками.

Кстати, при игре на картах стоит проследить, чтобы все они имели одинаковые рубашки без видимых изъянов или пометок. В противном случае владелец помеченной игральной карты будет рассекречен раньше времени. Также играя на простых картах, очень важно не озвучивать их масть и номинал — это также поможет вас заранее рассекретить. Однако в некоторых случаях это может помочь запутать противников (чаще всего это используют мафиози, которым жизненно важно удержаться в игре как можно дольше).

Настольная игра «Мафия»: правила игры

Изначально это была простая карточная игра без особых атрибутов, главным заданием которой было изучение психотипов и психологических реакций разных людей. Однако со временем она стала обрастать не только дополнительными спецперсонажами, но и атрибутами. Так в ней появилась рулетка и ритуалы с масками. Играя в классическую «Мафию», вы должны или вычислить мафиози, или же уничтожить всех горожан, не выдав себя. Городская преступность может выдать себя мимикой, действиями или словами, поэтому очень важно научиться правильно анализировать ситуацию. Именно поэтому «Мафия» — это в первую очередь психологическая забава, которая во всем мире считается специальным тренингом.

А вот для преступности с показательной фразой «Город засыпает. Просыпается мафия» начинается разыгрывание особой стратегии: как убрать самого проницательного игрока и при этом не выдать себя? Именно поэтому иногда при простой игре мафиози заведомо голосуют за своего же персонажа — так они отводят от себя подозрения.

Игра в большой город еще более запутанная, но и более интересная. Именно в этой стратегии чаще всего создаются союзы, которые впоследствии быстро распадаются.

Спокойствие и минимум лишних эмоций — это главное правило того, как правильно играть в «Мафию». Излишняя эмоциональность и неспособность мыслить логически — это серьезные помехи для того, чтобы хорошо играть. Конечно, со временем каждый из игроков выработает свою стратегию и линию поведения, однако пока этого не случилось, они — прекрасная мишень для опытных преступников.

Игра «Мафия»: правила для детей

При проведении досуга с детьми очень важное место отводится выбору развлечения (особенно если вы хотите сделать это с максимальной пользой). Поэтому рано или поздно возникает вопрос: стоит ли играть в « Мафию» детям? Особых ограничений по возрасту игра, конечно, не имеет, однако стоит начинать где-то в подростковом возрасте (лет в 12-13). Младшие школьники обычно излишне эмоциональны и не способны долго держать интригу. Кроме того, при игре в детскую «Мафию» всегда имеет место неконтролируемая обида на остальных участников. Именно поэтому стоит выбирать для этого развлечения детей, способных к аналитическому мышлению и хорошими актерскими задатками.

Существует масса различных секретов того, как научиться играть в «Мафию», которые можно постичь лишь со временем. Начинать стоит с небольших дружеских турниров, чтобы понять глубинную суть игры и выработать свои приемы. Также стоит смириться с тем, что играть в профессиональную «Мафию» без стратегии попросту невозможно. Психологические приемы, объединение во временные альянсы и умение перевести подозрения на другого человека — это обычная практика, и этому стоит учиться. Знание психологии, физиогномики и вырабатывание собственной тактики гарантируют успех и признание на этом поприще.

Мафия. Карточная игра.
Мафия - командная психологическая пошаговая ролевая игра с детективным сюжетом.
Сюжет: Жители города, обессилевшие от разгула мафии, выносят решение пересажать в тюрьму всех мафиози до единого. В ответ мафия объявляет войну до полного уничтожения всех порядочных горожан.

Правила игры

Для игры Вам понадобятся специальные карты. С обычной колодой тоже можно играть, если предварительно договорится, какие картинки - что будут значить. В упрощенной (классической) игре вам понадобятся карты с мафией и мирные жители - горожане. В более развернутых версиях игры могут встречаться и другие персонажи, такие как комиссар, доктор, падшая женщина (любовница), шериф, маньяк, адвокат…

  • Перед началом игры игрокам раздаются карты рубашками верх. Именно тогда и определяется кто будет за кого играть. Карт в колоде ровно столько, сколько участников в игре. Ведущий игры определяется либо тоже при помощи карты, либо заранее выбирают желающего.

Вы можете бесплатно распечатать эти карты на нашем сайте.

  • При открытии своей карты желательно не проявлять эмоций. Очень часто, начинающие игроки бурно радуются, когда видят, что они мафия - их становится очень легко выявить. Правильнее, просмотреть карту и сразу положить ее в карман или на стол рубашкой верх, чтоб никто не видел.

Персонажи

Мирные жители (горожане) - играют только “днем”, могут в это время суток казнить одного из игроков. До конца игры не знают, кто из игроков за кого играет.
Мафия - днем прикидываются мирными жителями, ночью убивают самого умного горожанина. Все Мафиози знают друг друга.
Любовница (Падшая женщина, Девушка) - играет за мирных жителей, ночью может спасти одного из игроков, проведя с ним ночь.
Доктор (Врач) - играет за мирных жителей, ночью исцеляет больных, не знает наверняка какой игрок за кого играет, поэтому может спасти от гибели и мафию.
Комиссар (Детектив, шериф) - Играет за мирных, ночью пытается самостоятельно убить мафию. Если попадает в горожанина, ведущий сообщает всем, что комиссар промазал. Если ночью стреляет и попадает в мафию - ведущий объявляет одного из мафии убитым.

План игры

Ведущий объявляет первый день игры.

День первый.

Игроки знакомятся друг с другом. Можно придумывать себе вымышленные имена и профессии. В первый день по поведению игроков уже можно делать некоторые выводы.
Плохо скрываемая радость, неудовольствие, показное спокойствие – все это может стать ключом к разгадке кто же на самом деле мафия. Но никакие обсуждения в этот день не допускаются.

Первая ночь.

Ведущий говорит: “Наступила ночь.”
После объявления ведущим ночи, игроки закрывают глаза или одевают специальные маски.
Ведущий говорит: «Мафия проснулась».
После этих слов игроки, кому достались «мафиозные» карты открывают глаза и здороваются друг с другом. Делать это следует крайне аккуратно, так как любое движение может игроков выдать.
Ведущий объявляет: «Мафия уснула».
«Мафия» закрывает глаза.

День второй.

Ведущий объявляет: «Наступил день. Все жители города проснулись»
Мирные жители просыпаются и решают кто из них мафия. Мафиози тоже принимают участие в обсуждении, выдавая себя за мирных горожан и пытаясь перевести подозрения на невинных игроков. Выбирается несколько подозреваемых, одного из которых в результате казнят, и игрок выбывает из игры показав перед смертью свою карту.

Ночь вторая.

Примерный план на ночь: Любовница, Мафия, Доктор, Комиссар - все просыпаются и засыпают по очереди, делая свои ночные дела.

Выглядит это примерно так:
Ведущий объявляет: «Наступила ночь. все жители засыпают»
Если вы играете с картой “Падшая женщина”, то сначала ведущий объявляет её.
Ведущий: “Любовница просыпается”. Любовница должна выбрать игрока, с кем проведет ночь, а следовательно, кого мафия не сможет убить.
Ведущий: “Мафия просыпается”. Мафия открывает глаза. В эту ночь они должны избавиться от наиболее умного и опасного мирного жителя. Сохраняя полную тишину, мафиози, посовещавшись, выбирают первую жертву и жестами указывают на него ведущему.
Ведущий: “Мафия убила человека. Мафия засыпает”.
Ведущий: “Доктор просыпается”. Игрок с картой доктор просыпается и показывает ведущему на игрока, которого он хочет вылечить - спасти от гибели.
Ведущий: “Доктор засыпает”.
Ведущий: “Просыпается Комиссар”. Игрок с картой комиссара открывает глаза и указывает на предполагаемого игрока, который по его предположениям - настоящая мафия.
Ведущий: “Комиссар стреляет и промахивается, потому, что целится в мирного жителя”. (Если бы комиссар показал бы на Мафию, ведущий бы объявил о смерти мафиози.)
Ведущий: “Все засыпают”.

День третий.

Ведущий:”Наступил третий день. Все просыпаются. Мафия убила Васю Пупкина. Доктор вылечил Петю Сидорова, который и так был здоров” или “Мафия попыталась убить мирного жителя, но доктор его вылечил”.
Игроки опять продолжают выяснять и обсуждать, кто же свернул на темную дорожку и является мафией. В конце дня выносится вердикт и казнится один игрок.

Так и продолжается сутки за сутками, пока один из лагерей не победит.

Мафия салонная командная психологическая пошаговая ролевая игра с детективным сюжетом, моделирующая борьбу информированных друг о друге членов организованного меньшинства с неорганизованным большинством.

Завязка сюжета. Жители города, обессилевшие от разгула мафии, выносят решение пересажать в тюрьму всех мафиози до единого. В ответ мафия объявляет войну до полного уничтожения всех порядочных горожан.

История

Игра придумана весной 1986 года студентом МГУ Дмитрием Давыдовым. Вначале в неё играли в общежитиях, аудиториях и коридорах МГУ, потом она распространилась по другим учебным заведениям СССР, а затем и за границу, сначала в Европу (Венгрия, Польша, Норвегия, Великобритания), а потом в США. Игра создавалась по мотивам итальянского сериала «Спрут», в котором полицейский комиссар Каттани (итал. Corrado Cattani) борется с итальянской мафией.

4 января 1999 года другой студент МГУ Алексей Тарасов создал первый сайт для игры «Мафия» по PBEM типу. Система команд для управлением игрой и часть документации были взяты Тарасовым из другой популярной в сети игры @ Galaxy+, которую реализовал и поддерживает Антон Круглов. Проект располагался на домене kozanostra.ru и пользовался большим успехом в рунете (одновременно на сервере играли в Мафию до 500 человек). Со временем козаностра стала испытывать многочисленные проблемы организационного характера и 21 января 2003 года прекратила своё существование. Но уже 26 февраля был создан другой игровой PBeM-сервер mafiaonline.net, являющийся разработкой «по мотивам» предыдущего; данный проект «жив» до сих пор, но проблема создания ясных правил и культивируемая неприязнь старожилов к новичкам мешают популяризации проекта (одновременно здесь играют не более 60 игроков).

На рубеже веков, примерно с 2000 года получили развитие многочисленные форумные мафии. Старейшие из них до сих пор пользуются заслуженным уважением и вниманием любителей игры на форумах порталов Absolute Games, RuBoard, Kamrad и на форуме известного писателя и сетевого деятеля Алекса Экслера.
Один из вариантов игры был использован в кинофильме Волк-одиночка (англ. Cry Wolf), вышедшем в 2005 году.

Мафия признана одной из «50 наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года».

Описание игры

Кратко (классическая игра)

Ведущий раздает участникам игры карты рубашкой вверх. Те, кому достались красные, составляют команду незнакомых друг с другом «честных жителей города» (также распространено название «мирные жители»). Один из «честных жителей», получивший красного туза, особый игрок «комиссар». Игроки с чёрными картами команда «мафии». Игровой процесс разделён на две фазы «день» и «ночь». Когда ведущий объявляет в городе фазу ночи, игроки закрывают глаза «спят». В первую ночь ведущий позволяет игрокам с чёрными картами «мафии» открыть глаза и запомнить своих соратников «познакомиться». После чего мафия «засыпает», а ведущий требует проснуться комиссара. Таким образом ведущему становится известен расклад. По объявлению фазы дня просыпаются все жители. Днём игроки обсуждают, кто из них может быть «нечестен» причастен к мафии. В конце обсуждения ведущим объявляется голосование за посадку в тюрьму (в различных версиях игры этот процесс называют судом Линча, повешением, убийством). Самый подозрительный житель, набравший большее число голосов отправляется за решётку (выходит из игры), а ведущий вскрывает его карту и объявляет игровой статус. Затем наступает фаза «ночи». Ночью просыпается мафия, беззвучно (жестами) «совещается» и убивает одного из оставшихся в живых горожанина, показывая ведущему кого именно. Мафия засыпает. Просыпается комиссар и указывает на одного из жителей, которого желает «проверить». Ведущий всё также беззвучно, «на пальцах», показывает комиссару статус проверяемого. Днём ведущий объявляет, кто был убит ночью. Этот игрок выходит из игры, его карта («статус») показывается всем жителям. Информация о произошедших событиях используется оставшимися в живых игроками для обсуждения и очередного «осуждения»@ Игра продолжается до полной победы одной из команд, когда соперники полностью или посажены или убиты.

Суть игры

Исследователи выделяют два типа игр: состязание (борьба) и представление (маскарад). «Мафия» удачно сочетает в себе черты обоих типов. Она одновременно и шоу, и борьба за выживание. В отличие от карт эта игра никак не связана с деньгами, в отличие от гольфа не требует финансовых затрат, в отличие от футбола хорошей физической подготовки. Самое главное: она приносит столь ценимое интеллектуальное удовольствие. В бескорыстной несерьёзности игры скрыт её потенциал.

Эта игра уникальна. Базируется, прежде всего, на общении, на обсуждениях между участниками. Здесь постоянно происходят и фактически узаконены обман и коварство, заключение и подлое нарушение договоров и альянсов. Обсуждение игрового положения проходит путём столкновения мнений в беспрестанных спорах, при этом одни игроки предпочитают отмалчиваться, другие @ наоборот, активно и шумно участвуют в обсуждении. Таким образом, игра оказывается бесконечно далека от беспристрастного поединка интеллектов, характерного для некоторых настольных игр (например, шахмат , Го), и это приближает её к реальной жизни. Цель игры @ выжить своей командой.

Игра состоит из двух основных компонентов: психологического и математического.
Математический: игрокам каждый «день» необходимо запоминать, кто за кого голосовал и кем оказывался тот, за кого голосовали. В важные моменты легко определить, что тот, кто голосовал чаще за честных, скорее всего мафия.
Психологический: игроки должны обладать актёрскими данными, чтобы убеждать остальных в своей честности, а также сильным даром увлечения за собой других при голосовании за подозреваемых в нечестности игроков.

Аксиома каждого хода живых жителей станет меньше, кого-то посадят, а кого-то убьют. В игре царит параноидальная атмосфера, с каждым ходом нервозность обостряется. Ни один честный житель не знает достоверно точно кто в игре принадлежит к команде противника. Каждый простой горожанин не доверяет никому и вынужден верить только в себя. Безоговорочно поверить кому-то ещё часто означает быть обманутым и умереть.

Для того, чтобы выжить, каждому члену мафиозной команды приходится оставаться в тени, не обращать на себя особого внимания окружающих, искусно изворачиваться, маскируясь под честного гражданина. Вопрос «А ты точно честный?» обычен. Главный атрибут мафиози умение правдиво солгать.

Основное качество честного жителя, вызывающее уважение и похвалу окружающих умение вовремя распознать ложь. Существуют два основных метода выявления честными жителями нечестных.
Аналитический. Решение игрока-аналитика, отправляющего жителя за решётку, основывается на объективных данных, то есть на неопровержимых фактах, таких как, например, результаты голосований.
Интуитивный. Решение игрока-интуита субъективно, опирается на предположения и толкование обсуждения. Интуит, например, не может отличить члена мафии от комиссара. Интуит видит только «свечение статуса» особое состояние внутреннего превосходства, появляющееся у статусных игроков (мафиози, комиссар), внешне выражаемое пренебрежительным отношением к простым честным жителям.

Психологизм и «интересность» игры «Мафия» состоят в решении задачи, какая из команд добьётся победы. Мафиозная, где члены группировки, зная друг друга, не настроены допускать голосования за посадку самих себя, и у которой имеется возможность каждый ход безошибочно ликвидировать члена чужой команды? Или команда незнакомых друг с другом честных жителей, которые могут избавиться от мафиози только посредством всеобщего с мафией голосования, причём зачастую отсаживая самих себя?

Правила игры

Количество играющих: оптимальное @ 9-15 человек. Возможное: от 2 до 30. При малом количестве игроков игра быстро заканчивается, при большом из-за общего шума и разбиения на кучки обсуждающих теряет смысл. Пример: можно играть вдвоем, раздавая три карты, из которых одна @ закрытая. Игроки решают, кто из них мафия, или мафия @ закрытая карта. Затем, если они голосуют за закрытую карту, если та честная @ мафия выиграла, если мафия @ мафия проиграла. Либо один из игроков убеждает другого, что он сам честный, а другой @ мафия и открывает закрытую карту. Если она мафиозная @ мафия выиграла.

Рассчёт количества членов мафии в игре осуществляется по формуле: M =

где M @ число мафиози, N @ общее число игроков, k @ расчётный коэффициент.

Для игры «вживую» @ в салонах (вне сети, в «реале»), в IRC, в чатах и форумных версиях k варьируется в пределах от 3 до 4. То есть примерно k = 3,5.

В игре с отсрочкой хода @ PBEM вариант @ принят k = 4,5.

Карты @ немятые некраплённые, «честные» @ красные (бубны или черви), «мафия» @ чёрные (пики или трефы), «Комиссар» @ туз бубен (червей), либо король этих же мастей. Возможные: любые мелкие предметы двух типов @ монетки, пластиковые яйца из «киндер-сюрпризов», камешки на пляже (по цвету или трещинам), ракушки@ Пример: нельзя раздавать карты с 6-ками из преферансной колоды @ желательно, чтобы рубашки были одинаковы.

Раздача: ведущий тщательно тасует карты и обходит всех остальных, выдавая карты на выбор из развернутых веером рубашкой вверх карт. Получая карту, необходимо незаметно для соседей ее посмотреть и положить в карман. Возможная: После тасования колода передается по кругу, каждый достает одну карту и передает дальше. Минус @ могут упасть карты.

Реакция на раздачу: Многие игроки, оказываясь мафией, проигрывают в момент раздачи, если за ними наблюдают. Неопытные и начинающие игроки, получая мафиозную карту, радуются @ «не надо определять, кто честный, а кто мафия @ шлёпай всех подряд». По их радости можно понять их мафиозную принадлежность. Опытные игроки не показывают радости, но часто имеют какие-либо привычки @ оказываясь в мафии, начинают: качаться на стуле, потирать руки, чесать в затылке, берут что-нибудь со стола и начинают жевать.

Первая ночь: Ведущий (обычно один из опытных игроков) интересуется, все ли посмотрели свои карты. Далее командует: «Все закрыли глаза, наступила ночь». Все игроки закрывают глаза. Ведущий говорит: «Мафия открыла глаза и знакомится». Игроки с чёрными картами открывают глаза и начинают озираться в поисках не спящих игроков. Ведущий в это время может сказать: «Считаю до 5. Раз, два, три, четыре, пять. Всё. Мафия познакомилась и уснула. Наступило утро. Все проснулись».

Мафия в первую ночь: мафия обязана просыпаться в первую ночь, чтобы познакомиться. Тот, кто не проснулся, нарушает правила игры @ далее при обсуждении днём члены мафии будут опираться на неверные данные. Знакомиться необходимо максимально осторожно и беззвучно.

Честные в первую ночь и последующие: Один из вариантов (для начинающих) @ это сидеть как можно тише и слушать, кто и где шевелится, скрипят ли стулья, кровати, не хрустит ли чья-то шея в поисках друзей. Но это не игра на лучший слух, не возбраняется шуметь, шевелиться и даже разговаривать @ объяснив: «Это я во сне@». В критических ситуациях @ честных на 1-2 больше @ оптимальный вариант @ сидеть тихо.

Первый день. Игроки имеют информацию: о реакции на раздачу, как вёл ведущий, что было слышно ночью, как изменилось настроение игроков за ночь. Беседа может протекать любым способом: «Только он один в очках @ значит мафия». «Она всю ночь шевелилась». «Вася ночью пил чай и не облился @ значит мафия». Как честные, так и мафия, для убеждения окружающих в своей правоте могут использовать честные и нечестные аргументы, как правдивую, так и ложную информацию. В первый день легко убиваются начинающие игроки @ мафия, обрадовавшиеся при раздаче, мафия, неудобно расположившаяся ночью и вынужденная шумно знакомиться. Опытные игроки, оказавшись в мафии вместе, после первой ночи иногда начинают весело смеяться, надеясь легко выиграть @ это их и подводит. Часто убивают в первый день единым порывом: опытный игрок долго держит руку поднятой за кого-либо, уговаривая всех убить данного товарища.

Голосование. Голосование @ это процесс, когда живые играющие поднимают руки за посадку кого-либо и держат их некоторое время (от 5 секунд и больше). Если игрок посажен в тюрьму @ больше половины игроков держали руки за него больше 5 секунд, он не имеет никакого «последнего слова». Если же его возгласы убедят часть игроков опустить руки @ то он может говорить «последнее слово», а может и не говорить. «Последнее слово» не является частью игры, это один из способов в процессе обсуждения сохранить себе жизнь. После голосования игрок открывает свою карту, всякое обсуждение заканчивается, игроки стараются запомнить, кто голосовал за и против. Если игрок честный, то те, кто его посадил @ под подозрением, если мафия @ то кто не голосовал.

Ночь. Ведущий объявляет: «Все заснули. Проснулась мафия (злобная, коварная и т. п.) и выбирает жертву». В это время мафиозные игроки совещаются взглядами и показывают, например, пальцем, кого убить. Либо ведущий показывает по очереди на спящих, а мафия машет утвердительно головой. Мафия старается убить наиболее опытных игроков, которые могут её вычислить, либо тех, кто очень убедительно отговаривается и тяжело убивается днём, тех, кто высказывал на неё подозрения в предыдущий день, а также комиссара. Впрочем, для интересной игры в равном составе обычно не убивают опытных игроков @ так делает начинающая мафия, поэтому её потом легко вычислить. Тот, кто высказывал подозрения, убивается не всегда @ перед ночью они говорят: «Ну, всё. Я вычислил мафию @ это ты, ты и ты. Теперь этой ночью меня убьют». Поэтому его оставляют в живых. Оптимальный вариант @ это убить комиссара. Можно также убить члена мафии (обычно в некритической ситуации), про которого все уже уверены, что он мафия, и его убьют днем точно. Ведущий ночью старается не говорить, смотря всё время на мафию, чтобы её не выдать. Игрок считается убитым ночью, если все члены мафии согласны. Ночью мафия обязана договориться, кого они собственно выводят своим выстрелом из игры.

Утро. Ведущий объявляет: «Мафия выбрала свою жертву. Мафия уснула. Проснулся комиссар». Просыпается комиссар и выбирает, кого проверить. Можно проверить только одного игрока. Комиссар указывает на кого-либо. Ведущий молча кивает: «Да, мафия», либо машет головой: «Нет, честный». Если комиссар этой ночью убит, ещё до его проверки ведущий показывает скрещенные руки @ это означает, что комиссар убит. Если комиссар показывает на игрока, а тот только что убит, то ведущий тоже показывает скрещенные руки @ труп не может быть честным или мафией. Комиссар проверяет игроков, вызывающих у него наибольшие подозрения, либо абсолютно честных, чтобы было ясно, на кого опираться при обсуждении. Если игра идёт с вне командным, играющим лично за себя, маньяком, то на вопрос комиссара ведущий вертит пальцем у виска, показывая, что проверяемый игрок @ «маньяк» (а не комиссар @ идиот).

День. Ведущий говорит: «Комиссар проверил. Всё выяснил. Заснул. Все проснулись. И только Петя не проснулся. И был Петя честным жителем@» Карта убитого ночью вскрывается. Если комиссар убит днём, то далее ведущий пропускает утро комиссара. Во второй и все последующие дни имеется огромное количество информации: кто и когда за кого голосовал, что происходило и кого убили ночью, кто как себя вёл, кого проверял комиссар, сколько осталось мафий. Игроки пытаются составить цепочки: «Если Миша в мафии, то кто еще? Маша и Ваня». Заподозренные составляют свои цепочки. Происходят голосования, когда игроки не набирают половины голосов. Составляются списки для голосования (устные) @ типа: «Были предложены Алла, Петя, Ваня. Голосуем за Аллу».

Игровые ситуации

Комиссар, не открывая своей карты, объявляет @ «ночью я проверил Колю, и он оказался мафией. Кто за Колю?». В критической ситуации так часто говорит мафия. В некритической ситуации мафия может выдвинуть своего комиссара. Тогда оба комиссара выдвигают свои версии, кого они проверяли ночью. Удобно для мафии сообщить, что их фальшивый комиссар проверял всех впоследствии убитых.
При чётном числе игроков (в некоторых вариантах игры) у трупа возникает «полголоса». Но он имеет право голосовать только в том случае, если количество честных и мафии равное @ то есть в критических ситуациях. При этом может поднять руку только в момент голосования и не имеет права принимать участие в обсуждении.
Нельзя называть свою карту, типа «У меня опять 6 бубен». Игра идет не на определение карты, а на честность или мафиозность. Если неопытный игрок, или опытный так заявляет, сразу должен найтись тот, у кого такая же карта.
При игре чаще всего одним и тем же людям достаются мафиозные или честные карты, а также часто бывает, что в процессе нескольких игр комиссар @ один и тот же человек. Поэтому игрок, ссылающийся на теорию вероятности, чаще всего @ мафия.
Опытные игроки часто разбиваются на пары @ в первый же день начиная обвинять друг друга в мафиозности и призывая голосовать, но при этом сами не голосуют. В последующие дни обвинения обычно прекращаются.
«Трупы молчат». Убитые игроки не имеют права говорить во время обсуждения, выдавать живым какие-либо сведения и каким-либо образом влиять на ход игры: «Ну, всё же и так ясно. Давайте быстрее».
«Честный, но глупый». Для опытного игрока (честного) неопытный и честный часто бывает опаснее мафии, поскольку редко поддается убеждению и голосует случайным образом, либо по принципу: «А он мне сейчас шоколадку не передал». Поэтому за таких тоже имеет смысл голосовать днём. Также бывают «тихие» честные (обычно девушки), пацифистских наклонностей, не голосующих ни за кого, даже будучи мафией. Таких также необходимо убивать пораньше, так как их невозможно определить, а неголосование часто очень сильно задерживает игру. Так же бывают «крикливые» честные, которые, уверившись в том, что кто-то мафия, уже не меняют своего мнения до своей или его смерти, убеждая в этом остальных. Бывают «обидчивые» честные, которые говорят @ «опять меня, и что это опять. Вася, ты дурак . Я с вами больше не буду играть@» иногда оказываясь при этом мафией. Так играть нельзя.

Тактики в игре

«Банда чижей» (применяется в основном в чатах и IRC)

Эта тактика заключается в том, что в самом начале игры часть честных жителей (чижей) объединяется в группу и на всех голосованиях голосует одинаково. Преимущество заключается в том, что комиссару достаточно проверить кого-то из банды и, убедившись, что банда идёт в правильном направлении, продолжать искать мафов. Главарь банды @ чаще всего честный житель, редко комиссар. Хотя главарём может объявиться кто-то из мафов, что представляет большую опасность для честных. С другой стороны, быть главарём очень ответственно и опасно (высока вероятность, что «убьют» ночью). Тактика против банды. Основная тактикой мафов является поиск комиссара. Как только комиссар убит @ полдела уже сделаны. Если комиссар умный и долго не показывается, то есть смысл каждую ночь убивать главаря банды.

«Ложный комиссар»

Тактика проста: за комиссара выдаёт себя тот, кто на самом деле им не является. Тактика применяется как честными жителями, так и мафией. Смысл применения тактики честными жителями: прикрыть комиссара от мафии (важно, чтобы в этом случае комиссар оказался рассудительным и не запаниковал). Смысл тактики для мафии: найти настоящего комиссара или хотя бы сбить с толку честных жителей.

Разновидности игры

С каждым годом у игры появляется всё больше вариаций. Особенно щедры на изменения и нововведения интернет-версии Мафии. Путей развития игры немного, и они поддаются классификации.
Основной статусный честный житель - комиссар.
Любовь к изменению функций комиссара у игроков в крови.

Стреляющий комиссар @ (особенно популярен в салонных играх) проверяя нечестного жителя, такой комиссар сразу же его убивает;

Реанимирующий комиссар @ его проверяемого данным ходом не могут убить;

Детектив @ комиссар, который каждый ход решает @ проверять ему кого-либо или просто застрелить;

Тюремщик @ проверяя нечестного жителя, тут же отправляет его в тюрьму. Но если тюремщика убьют, все заключённые выходят на свободу.

Священник @ после исповеди (проверки) узнаёт статус горожанина, а горожанин священника.

Журналист @ не проверяет, а сравнивает двух жителей на предмет «одинаковости» статусов.

Донор (др. название @ рекрутёр) @ проверяя честного жителя, наделяет того правом следующей ночью самостоятельно кого-либо проверить.

Комиссар заменяется парой статусов «судья и прокурор» @ «утром» прокурор задаёт тон обсуждения дня, обвиняя одного из жителей в причастности к мафии, а судья «вечером» выносит решение по отправляемому за решётку гражданину @ может и оправдать.

Помощники комиссара.

Врач (популярны также названия «реаниматор», «доктор»). Способен защитить жителя от пули.

Телохранитель - убивает одного из покушающихся убийц.

Девочка. Блокирует спец-способности. Может, например, указав на члена мафии, не дать им выстрелить.

Хохол. «Кумует» @ если его сажают или убивают, он «тащит» за собой в тюрьму/могилу и кума.

Шериф. Самостоятельный стрелок команды честных жителей.

Свидетель (др. название «бомж»). Следит за одним из жителей и в случае его смерти (или покушения) видит его убийцу.

Старейшина. Несажаемый честный житель.

Самурай. Если враги стреляют в прикрываемого им жителя, погибает вместо него.

Сержант. Знает, кто комиссар и знает статусы проверенных им игроков. Сам проверять не может, но если комиссара убьют, то сержант становится комиссаром.

Специализированные мафиози.

Вор. Мафиозный аналог «девочки». Тоже способен блокировать спец-способности жителей.

Киллер. Дополнительный самостоятельный стрелок мафии. У команды мафии фактически два выстрела @ коллективный и киллера.

Адвокат. Мафиозный проверяющий комиссар.

Ревнивец. Нацелен на поиски девочки или того жителя, которого она блокирует. Если отыщет @ убьёт обоих.

Ввод в игру второй маф-группировки @ «якудзы». Специализированные воины якудзы:

Громила. Дубасит жертву так, что у той блокируется не только спец-способности, но даже и возможность голосовать.

Ниндзя. Непроверяем.

Камикадзе. Нацелен на поиск комиссара. Как только находит @ гибнет вместе с ним.

Главари мафий.

В трёхсторонней игре (две мафии и честные жители) может участвовать статус Босс Мафии - «авторитет» (у команды мафии) и «сэнсэй» (у команды якудзы). В некоторых вариациях игры мафия не способна убить сэнсэя, а якудза @ авторитета.

Босс (он же «крёстный отец»). На ход может лишать игроков права голоса.

Одиночки.

Желание разбавить командную игру некомандными персонажами, играющими каждый сам за себя, было настолько велико, что единоличных статусов в придумано огромное количество:

Маньяк. Одинокий внекомандный стрелок. Может выиграть (как, впрочем, и другие одиночки) только если останется один жив в городе.

Отморозок (альтернативное название @ «Робин Гуд»). Извращённый стрелок. Не трогает простых (без спецособенностей) честных жителей, остальных уничтожает за милую душу.

Отравитель. Маньяк-химик. Его жертва умирает лишь через день.

Фанатик. Одиночка, для выживания научившийся блокировать.

Хакер. Взламывает компьютер и узнаёт статус жертвы. Наличие в игре хакера обязывает ведущего оглашать результат взлома всем жителям.

Жулик. Одновременно крадёт и применяет стибренный спецвыбор.

Бунтарь. Способен перетянуть неиспользованный голос на посадку у неголосующего жителя в пользу своего.

Новые игровые особенности:

Незнакомящаяся мафия.

«Рупорство» (применяется в PBEM) Убитый либо посаженный первым ходом честный житель становится «рупором» @ связующим (между комиссаром с помощниками и непроверенными горожанами) и консультативным (между комиссаром, его помощниками и проверенными честными жителями) звеном. Утром рупор задаёт тон обсуждения, запрашивая у граждан кандидатуры возможных мафиози и/или предлагает высказаться по кому-либо, а вечером суммирует мнение города и после консультаций с комиссаром отдаёт городу рекомендацию («приказ») на посадку.

Игра без комиссара. Только честные жители и мафиози. Принятое название такой игры @ «бескозырка».

Игра с депутатом. Днём жители выбирают депутата, который самолично решит, кто же отправится в тюрьму.

Игра «втёмную». После хода карты убитых и посаженных жителей не вскрываются.

Дипломатия. Игра без стрельбы и проверок.

Трёхсторонняя игра с отщепенцем. Когда одна из мафий уничтожена, отщепенец «подбирает оружие» и превращается в последнего члена мафии / якудзы.

Подкидыш. Мафия не может убить подкидыша, хотя тот и относится к честным жителям. Подкидыш не знает свой статус, мафия может узнать статус подкидыша только при несостоявшемся «выстреле» в него.

Внебрачный ребёнок босса. То же, что и подкидыш, но мафия заранее знает его статус и не может выстрелить в него ночью.

Игра без ведущего. Ведущим становится первый убитый или посаженный в тюрьму честный житель.

Так называемый «румынский вариант игры». Каждый живой игрок каждый ход голосует двумя шариками. Чёрный отдаётся самому подозрительному игроку. Белый @ тому, кто выглядит наиболее честным. Игрок, у которого чёрных шариков оказывается намного больше белых, садится в тюрьму.

Специальное условие дня. Каждый день достаётся случайным образом карточка, на которой написано специальное условие, например: «Сегодня день вежливости. Если во время обсуждения кто-то перебъёт другого, то он лишается права голоса», «Всех мужчин призвали на военные сборы. В обсуждении участвут только женщины, но и выбрать жертву они могут только в своём кругу».

Спиритические сеансы. Вытаскивается карта, на которой перечислены три вопроса, из которых можно выбрать один и задать мёртвому игроку. Вопросы составлены таким образом, что прямого указания на то, кто играет какую роль, они не дают.

В одной из салонных версий игры мафия ночью не обсуждает выстрел. Ведущий перечисляет всех игроков. На чьем имени мафы одновременно выстрелят @ сделают движение указательным пальцем, напоминающим нажатие курка оружия @ тот убит.

Ролевая игра «Остракизм» , придуманная в Германии. Без мафии. Оказавшиеся после кораблекрушения на острове оголодавшие пассажиры поедают в день по человеку. Выживут (победят) только последние два. Остракизм был воплощён в PBEM-версии Алексеем Тарасовым в 1999 году.

Решение спорных ситуаций.

Например, остался один маф и один честный. Существуют следующие способы решения:
Засчитать победу мафии.
Объявить ничью.
Кинуть жребий.
Дать право голоса последнему убитому честному.
В некоторых версиях игры «одиночек» считают не независимыми, а «нейтральными» персонажами. Когда в такой игре остаётся жив, скажем, один маньяк, победу могут засчитать не ему, а честным жителям.
В интернет-версиях Мафии распространено пост-игровое премирование наиболее отличившихся игроков (зачастую, победившей команды). Используется игровая валюта, наглядные знаки отличия (например, медали), дополнительные очки к внутреннему рейтингу каждого конкретного игрока.

Настольные наборы

Специальные колоды карт для игры в Мафию пока создаются только за рубежом, популяризируя какую-либо свою игровую «сборку» статусников. Все коммерческие версии игры конечно же являются «копирайтными» наборами.
Первый был выпущен компанией Looney Labs(англ.) в 1997 году под названием «Are You a Werewolf?"» Эта версия игры @ классическая мафия с небольшими уточнениями правил, переписанная игровым дизайнером Andrew Plotkin(англ.) под модную тематику поиска оборотней. Комиссар был переименован в Провидца, Мафия @ в Вурдалаков, Ведущий @ в Регулятора.
В 2001 году Looney Labs продала права на «Вервольфию» французской компании Asmodee Editions(англ.), которая доработала игру и выпустила сначала во Франции под названием «Les Loups-garous de Thiercelieux(фр.)», а потом и в США как «The Werewolves of Miller"s Hollow(англ.)». В этой разработке роль мафии опять же играют оборотни, в игре существует множество дополнительных ролей (колдунья, волшебница, охотник, вор, маленькая девочка, купидон, влюблённые и др.), чётко прописаны правила.
В 2002 году итальянская фирма daVinci Editrice S.r.l. выпустила свою игровую сборку вурдалачной мафии, названную «Lupus in Tabula(англ.)».
В 2007 году американская компания Bezier Games присоединилась к торжеству «Вервольфий», выпустив набор «Ultimate Werewolf(англ.)».
Из ряда мистических колод не выбивается и реализация 2000 года от Toy Vault Inc.. Эта тематическая версия Мафии, названная «Do You Worship Cthulhu?(англ.)», черпала вдохновение из Мифов Ктулху писателя Лавкрафта.
Единственным набором, основанном на классическом для Мафии детективном сюжете, является разработка 2002 года «Bang!"» от итальянца Emiliano Sciarra.
О других наборах (редких национальных и только запланированных) можно узнать на BoardGameGeek(англ.).

Телевизионные версии

Время от времени появляется информация о реализации игры на телевидении в форме телешоу.
С 1990 по 1995 годы Латвийским национальным телевидением транслировалось еженедельное телешоу «Парламент против Мафии». По свидетельству очевидцев игра проводилась на 12 человек. Один из гангстеров являлся «Крёстным отцом», он суммировал мнения членов мафии, после чего собственноручно принимал решение кого лишить жизни. Комиссара называли «Исследователем». Днём все живые жители @ «парламентёры» @ обсуждали кого им следует «линчевать». Двум приговорённым отводили минуту на последнее слово перед экзекуцией. Того, кому не удавалось разжалобить парламент, «казнили».
Последняя из известных попыток была предпринята в 2004 году 5 каналом Санкт-Петербурга. Для шоу, носившим название «Против мафии», была выбрана версия игры с нераскрываемыми ведущим после хода картами убитых и посаженных жителей (т. н. «игра втёмную»). Игра была ролевой @ жители получали карточки с названием профессии, которую им следовало назвать телезрителям и отыгрывать в процессе шоу. Двум игрокам, на карточках которых было выгравировано «мафия» и ещё одному, у которого красовалось «комиссар», за долю секунды необходимо было придумать себе профессию и тем самым раствориться в толпе честных горожан. Игра проводилась на девять человек в оригинальных красочных декорациях. Для создания зрителям ощущения интриги и сопереживания честным жителям игровые «ночи» показывались лишь в самом конце шоу. В качестве игроков приглашались корреспонденты газет «Панорама ТВ», «Комсомольская правда», журналов «Собака.ru», «Календарь», «Афиша» и начинающие питерские киноактрисы. По окончанию каждой игры ведущим выбирались три лучших игрока, премируемых денежными конвертами. Победитель финальной супер-игры стал счастливым обладателем путёвки на Сицилию.

Игровой слэнг в Мафии:

Маф @ мафиозо (игрок за команду мафии).
Коми (комми) - комиссар.
Серж - сержант.
Чиж - честный житель.
Счиж @ любой статусный честный житель (коми, серж, док)
ВБС, внебрачка, сынок, дочка - внебрачный сын босса.
Маня - маньяк.
Док @ доктор.

Александра Савина

Осенью нам всё больше хочется сидеть дома , а самым распространённым развлечением становятся домашние вечеринки и посиделки с друзьями. Мы собрали десять не самых известных игр для компании (алкогольных и не только), для большинства из которых нужны только бумага и ручка. Уверены, они сделают холодные осенние дни веселее.


Бум

Вам понадобится: Бумага и ручка, таймер

Как играть: Настольную игру «Бум » можно купить, а можно придумать для неё карточки самостоятельно. Перед началом игры каждый из игроков пишет на нескольких бумажных карточках имена известных людей (лучше выбирать знаменитостей, которые хорошо знакомы всем присутствующим, - так проще и веселее). Затем игроки делятся на команды; на один ход команде даётся минута. В первом раунде игрокам нужно брать карточки из колоды и объяснять другим членам команды, о ком идёт речь, не называя имени знаменитости, - они получают столько очков, сколько имён им удастся отгадать. Когда все карточки заканчиваются, они складываются обратно в колоду и начинается второй раунд: теперь имена знаменитостей нужно объяснять пантомимой. В третьем раунде имена нужно объяснять одним словом. Плюс игры в том, что в ней задействованы все игроки: даже если сейчас не ваш ход, нужно внимательно слушать, потому что карточки повторяются.


Подмигивающий убийца

Вам понадобится: Колода карт или бумага и ручка

Как играть: В начале игры нужно распределить роли и выбрать того, кто будет убийцей - для этого можно использовать несколько карт по количеству игроков (тот, кто вытянет туз пик, становится убийцей) или написать роли на бумажках. Игроки вытягивают карту или бумажку, не показывая другим, и садятся в круг. Задача убийцы - незаметно подмигивать другим игрокам: тот, кому он подмигнёт, «умирает». Задача остальных игроков - поймать убийцу: в любой момент игры они могут обвинить кого-то. Если имя убийцы называют правильно, он проиграл; если же игрок ошибается и называет имя невиновного, он тоже «умирает». Если убийце удаётся вывести из игры всех, кроме последнего игрока, он побеждает (и это гораздо сложнее, чем кажется).


21

Вам понадобится: Алкоголь

Как играть: Не самая простая, но очень весёлая алкогольная игра, разные варианты правил которой подробно расписаны в «Википедии ». Игроки становятся в круг и по очереди считают до 21. По одному из самых распространённых вариантов правил, игроки могут считать по одной, две или три цифры. Если игрок называет одну цифру, игра продолжается в том же направлении, как и раньше (например, дальше считает человек справа от игрока). Если он называет две цифры, игра меняет направление (в нашем примере - следующую цифру называет человек слева от игрока). Если человек называет три цифры, игра продолжается в том же направлении, что и раньше, но игрок, стоящий рядом со считающим, пропускает ход.

Игрок, который должен называть число 21, проигрывает, и в наказание тоже должен выпить - а также придумать ещё одно дополнительное правило (например, все числа, кратные трём, нужно произносить на английском, или вместо цифры 5 нужно подмигнуть одному из игроков). Все, кто ошибается, называет неверные числа, путается в новых правилах и слишком медлит, также должны выпивать в наказание. Игру можно продолжать до тех пор, пока на каждую цифру не будет придумано своё правило - или пока не надоест пить.


Вставь фразу

Вам понадобится: Бумага и ручка

Как играть: Игра, в которую можно играть на протяжении всего вечера. Каждому из гостей, когда он приходит к вам, нужно раздать по листку с заранее заготовленными фразами (например, «Я подумываю пробежать марафон», «„Игра престолов“ меня многому научила», «Что вы думаете о последней коллекции Yeezy?»). Задача игроков - не показывая своё предложение другим, незаметно вставить его в обычный разговор. После того как игрок произносит свою фразу, он должен подождать пять минут, чтобы у остальных была возможность его вычислить. Если за это время человека не ловят, то он получает приз. У этой игры также есть алковерсия: в этом случае если кто-то смог удачно вставить свою фразу в разговор, все остальные пьют. Если кто-то ловит вас на том, что вы используете заранее заготовленную фразу, пить придётся уже вам.


Медуза

Вам понадобится: Алкогольное желе или шоты

Как играть: Игроки садятся в круг за стол, уставленный стопками с алкоголем (рассчитывайте свои силы, выбирая напиток!) или стаканчиками с алкогольным желе. В начале игры все смотрят вниз, а затем, на счёт три, поднимают глаза и смотрят на другого игрока. Если вы смотрите на кого-то, кто не смотрит на вас, вам повезло; если вы встретились глазами, вам нужно крикнуть: «Медуза!» - и выпить шот. И так пока алкоголь не закончится - или просто не надоест.


Sing Song Ping Pong

Вам понадобится: Устройство, проигрывающее музыку (но не обязательно)

Как играть: Игра, появившаяся и ставшая популярной благодаря фильму «Идеальный голос ». В неё можно играть как разбившись на команды, так и поодиночке. Для того чтобы добиться в игре успеха, нужно уметь хорошо импровизировать - а вот уметь профессионально петь вовсе не обязательно, главное не стесняться. Игрок или команда, делающие первый ход, начинают петь любую песню (можно просто включить первую попавшуюся песню в плеере). Остальные участники могут в любой момент прервать того, кто сейчас поёт, и запеть другую песню, начав со слова, которое встречается в тексте первой, и так далее. Раунд продолжается до тех пор, пока кому-то из игроков не удастся спеть свою песню до конца - в этом случае он получает очко. Игру можно продолжать до тех пор, пока кто-то не наберёт 5–10 очков, в зависимости от того, сколько времени у вас уходит на один раунд. При желании игру можно усложнить и играть на английском.


Осёл

Вам понадобится: Бумага и ручка, алкоголь (по желанию)

Как играть: Это алкогольная игра, но пить совсем не обязательно - вместо этого можно назначить другой штраф. Перед началом игры каждый участник получает по листку бумаги, на котором должен написать какое-то задание. Все бумажки складываются в шапку или коробку; игроки по очереди вытягивают по одной, не показывая её остальным. После этого игроки начинают разбираться со своими заданиями по очереди. У каждого есть выбор: можно выполнить задание, можно поменяться с кем-то, кто ещё не выполнил своё (при этом обсуждать, какое у кого задание, нельзя), или отказаться выполнять задание и выпить - или получить другой установленный штраф. Если вам выпадает собственное задание, меняться им с другими нельзя - придётся выполнить или выпить.


Две правды и одна ложь

Вам понадобится: Бумага и ручка (но не обязательно)

Как играть: Каждому из игроков нужно придумать по три предложения о себе - два правдивых и одно ложное. Игроки по очереди зачитывают утверждения о себе (в любом порядке), а остальным нужно определить, где правда, а где ложь. После того как остальные проголосуют, игрок рассказывает, как всё на самом деле. Успех игры во многом зависит от того, насколько творчески к ней подойдут участники - но она хорошо помогает в малознакомой компании.


Хлопушка

Вам понадобится: Головные уборы, бумажные короны или праздничные колпаки

Как играть: Эта игра хороша тем, что в неё можно незаметно играть на протяжении всего вечера - особенно если вы ужинаете за одним столом. Своё название она получила благодаря популярным в Великобритании и некоторых других странах рождественским хлопушкам , в которых есть небольшой приз и бумажная корона. Игроки надевают шляпы или любые другие головные уборы, и ведущий объявляет, что все игроки должны снять их после того, как он снимет свою. Ведущий должен снять шляпу не сразу, а спустя некоторое время, когда игроки отвлекутся и, возможно, забудут, что игра всё ещё идет. Проигрывает тот, кто снимет шляпу последним.


Рыбак рыбака видит издалека

Вам понадобится: Бумага и ручка для каждого игрока

Как играть: Перед началом игры ведущий должен придумать десять категорий (например, «Актрисы немого кино», «Алкогольные коктейли», «Музыканты 80-х»). Играть лучше большой компанией, а игроки должны разделиться на две команды. Ведущий по очереди объявляет каждую из категорий, а участники должны написать первые три подходящих под неё слова или имени, которые приходят им в голову. Стараться быть оригинальнее всех не стоит: очки присуждаются за слова, которые написали несколько человек из команды. Например, за слово, которое написали три члена команды, можно давать три очка, за слово, которое написали четыре участника команды, - четыре очка, и так далее. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Людям, которые любят проводить время со своими друзьями с пользой, будет интересно узнать, как играть в Мафию. Это распространенный вид развлечений, который является отчасти интеллектуальным и точно не заставит заскучать. Важно понимать все тонкости этой игры, иначе ничего не получится.

Правила игры в Мафию

Среди любителей этого вида развлечений существуют определенные правила, которые важно учитывать, чтобы все не испортить.

  1. Важно сдерживать свои эмоции, чтобы другие игроки быстро не определили персонажа.
  2. Ведущий должен создавать настроение в игре, так, запрещено сухо, кратко и односложно произносить слова. В противном случае всем будет скучно и неинтересно.
  3. Правила Мафии указывают, что игроки, которые вышли из игры, не должны ничего комментировать и мешать другим проводит «расследование». Они должны сохранять молчания до конца игры.
  4. Выясняя, как играть в Мафию, стоит указать, что ведущий не должен никак проявлять себя в сторону того или другого участника, давая подсказки. Он даже не должен смотреть в сторону какого-либо игрока, акцентируя на нем внимание.

Классическая Мафия – правила игры

В первой версии игры было только два противоборствующих лагеря: мирные жители и мафиози, но спустя время появились и другие персонажи, которые добавили разнообразие. Правила классической Мафии указывают на проведение игры по такому сценарию:

  1. Сначала при помощи карточек определяется, какую роль будет выполнять каждый человек. После этого ведущий объявляет о наступлении ночи, когда все люди закрывают глаза, а затем просыпается мафия. При помощи знаков они договариваются, кто из мирных жителей будет убит. Затем мафиози снова закрывают глаза.
  2. Ведущий объявляет о наступлении дня, когда все открывают глаза. Участники начинают обсуждение, чтобы определить, кто какую роль исполняет. Задача – определить, кто является мафиози. Люди должны использовать разные аргументы, чтобы защитить себя и обвинить других.
  3. Заканчивается день общим голосованием, когда определяется возможный преступник, и он удаляется из игры. Этот человек открывает карту и тогда становится понятно, на чьей стороне он играл, и кто стал победителем в раунде: мафиози или мирные жители.
  4. Затем ведущий снова объявляет о наступлении ночи, и все повторяется сначала. Игра считается законченной, когда остаются персонажи только с одной стороны.

Как играть в Мафию без карт?

В специальной настольной игре Мафия есть несколько атрибутов, например, маски, помогающие людям закрыть лицо, чтобы скрыть эмоции и не выдать себя. Кроме этого, в наборе есть специальные карточки, с названием и изображением персонажей, которые участники тянут для распределения ролей. Описывая, как играть в Мафию и правила игры, стоит отметить, что необязательно использовать карты, поскольку можно просто нарезать одинаковые кусочки бумаги, которые ничем не должны отличаться. На них напишите роли, перемешайте и пусть игроки выбирают вариант для себя.

Как играть в Мафию обычными картами?

Чтобы распределить персонажей, необязательно иметь особые карты, поскольку можно использовать обычную колоду. Сначала необходимо просто договориться, что красная масть будет указывать на горожан, а черная – мафиози. При включении дополнительных персонажей для них тоже выбираются карты, например, шерифом может быть король червей, а медсестрой – дама. Если интересует, как играть в Мафию с картами, стоит указать, что важно предварительно проследить, чтобы у них были одинаковые рубашки, не наблюдалось каких-либо пометок или изъянов, иначе игра будет рассекреченной.

Правила Мафии для детей

Не существует строгих ограничений по возрасту участников в этой игре, но лучше всего начинать использовать этот вариант развлечений в подростковом возрасте. Описывая, со скольки лет можно играть в Мафию, укажем, что идеальный возраст – 12-13 лет. Объясняется это тем, что младшие школьники слишком эмоциональны, поэтому они не могут длительное время сохранять интригу. К тому же возможно неконтролируемая обида на других участников, которые начинают вычислять мафиози. Важно, чтобы ребенок был способным к аналитическому мышлению и имел хорошие актерские задатки.

Сколько человек может играть в Мафию?

Многие задаются этим вопросом, но при этом особых ограничений, касающихся выбора количества игроков не существует. При этом участие большого количества людей приводит к затягиванию процесса, что делает игру более скучной. Правила настольной игры Мафия гласят, что идеальное число участников отбирается в зависимости от выбранной стратегии и количества персонажей. Многие любители этого развлечения уверены, что лучше, когда участвует шесть человек, где двое мафиози, комиссар и три мирных жителя.


Как играть в Мафию – роли

У каждого персонажа есть своя стратегия, которая и помогает создать интересную игру. Основные персонажи правил игры Мафия:

  1. Мирный житель . Человек должен вести спокойный диалог, присматриваясь к другим участникам, чтобы определить мафиози. Можно записывать подозрительные жесты и высказывания. Если мирный житель попал под подозрение, главное, не вести себя агрессивно, что может еще больше запутать игроков.
  2. Мафия . Главная задача «темной» стороны – по максимуму запутать участников. Можно стараться копировать мирных жителей, чтобы влиться в их компанию.
  3. Доктор . Разъясняя, как играть в Мафию, следует указать, что этот персонаж, который может спасти от выбывания любого игрока, должен обладать прекрасными аналитическими способностями. Доктор должен скрывать свою роль, чтобы бандиты не удалили его быстро из игры.
  4. Путана . Такой игрок может защитить персонажа и с хорошей, и с плохой стороны, поэтому можно не скрываться. В этой роли можно раскрыть свою находчивость и авантюризм.
  5. Шериф . Человек, который должен подозревать каждого. Только этот игрок может ночью «убить» любого, стараясь не поразить мирного жителя. Если Шериф попал под подозрения, то один из мирных жителей может выдать себя за этого героя, чтобы его оставили в покое.

Описывая, как правильно играть в Мафию, следует уделить внимание и дополнительным ролям, имеющим свое предназначение:

  1. Детектив . Игрок может ночью проверить или убить какого-то участника. Он должен заранее договориться с ведущим о соответствующих жестах.
  2. Киллер . Когда человек с этой ролью просыпается, то решает, за кем будет охотиться. Для этого ведущий по очереди называет персонажей, а киллер кивает в любой момент. После этого он может проверять по одному игроку за ночь, а после поимки жертва умирает.
  3. Оборотень . Изначально функций у этого персонажа нет, но если одного мафиози убили, то в следующем кругу оборотень превращается в него и выполняет все его функции.
  4. Адвокат . Задачи идентичны шерифу, но только он играет за мафию.
  5. Камикадзе . Если убивают этого игрока, то он может забрать с собой любого другого «за компанию».
  6. Телохранитель . Каждую ночь этот игрок спасает одного участника, а когда его убивают, то телохранитель умирает вместо него.

Как играть в Мафию вдвоем?

Многие уверены, что нереально играть в эту игру вдвоем, но на самом деле это не так. Объясняется это тем, что карты раздаются не на двоих, а троих, просто третий персонаж откладывается в сторону и не вскрывается. В итоге игроки не знают, к какому лагерю они относятся. Описывая, как играть в настольную Мафию, стоит указать и на важный минус игры вдвоем, так, у людей попросту нет возможности ошибиться и пойти на следующий круг, поскольку карты будут вскрыты сразу после первого раунда. При этом многие считают, что такая игра станет отличной тренировкой.

Как играть в Мафию втроем?

Более интересной является игра, когда в ней участвует много людей, но и втроем можно попробовать. Ведущий в этой игре убирается и его роль берет на себя любой человек. Никаких дополнительных персонажей в такой варианте Мафии нет. В инструкции, касающейся, как играть в Мафию с друзьями, указано, что участники делятся на одного мафиози и двух мирных горожан. Игра будет короткой, поскольку, как и в случае с двумя участниками, сразу будет понятно, кто кем является.

Как играть в Мафию вчетвером?

При таком количестве участников в игре также не нужен ведущий, поскольку «дежурные фразы» может говорить любой человек. Что касается голосования, то для него можно в центре стола поставить шляпу, и каждый участник будет писать на листочке бумаги имя или номер подозреваемого, а затем класть его в шляпу. После этого проводится подсчет голосов и оглашается итог. Выясняя, как правильно играть в мафию вчетвером, стоит указать и о правильном распределении участников: один – мафия, двое мирных жителей и любая дополнительная роль, но чаще выбор падает на маньяка.

Новое на сайте

>

Самое популярное