Домой Болезни и вредители Ночь бараат что. Ночь бараат. Чего в эту ночь делать не следует

Ночь бараат что. Ночь бараат. Чего в эту ночь делать не следует

Одной из наиболее почитаемых у мусульман считается Ночь Бараат. В переводе с арабского это слово означает «непричастность», «полное отделение» или же «очищение». Другими словами, в эту ночь Господь миров прощает грехи, а также вершит человеческие судьбы. А воздаяние Его рабам за поклонение увеличивается многократно.

Как свидетельствует одно из изречений Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) в ночь середины (с 15 на 16 число, или по другим версиям - с 14 на 15) человеку предопределяется всё, что должно произойти за этот год, кто будет жить, а кто покинет этот мир. (В 2019 году Ночь Бараат наступает 19 апреля с заходом солнца).

Ляйлятуль-Бараат является второй самой значимой ночью после (Ночи Предопределения). Некоторые мусульманские учёные считают, что переписывание книг судьбы человека начинается с Ночи Бараат и завершается в Ночь Предопределения.

Как между двумя пятницами Аллах прощает наши прегрешения во время джума-намаза, так и совершённые на протяжении года грехи прощаются в эту ночь. (Напомним, что в Ляйлятуль-Кадр, как считается, стираются грехи человека за всю его жизнь).

Эта Милость Всевышнего оказывается всем, за исключением некоторых категорий людей. В хадисе от Абу Хурайры (р.а.) уточняются, какие люди не могут рассчитывать на прощение своего Господа - это вероотступники, завистники, клеветники, сплетники, употребляющие опьяняющие напитки и прерывающие родственные связи, кто ослушается своих родителей, занимается прелюбодеянием, гордецы и сеющие смуту. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) добавил, что Создатель не удостоит их Своего прощения, пока те не прекратят совершать все эти дурные дела и искренне перед Ним не раскаются.

В Ляйлятуль-Бараат щедростью Творца Его пророку (с.г.в.) было предоставлено право выступить заступником для всей мусульманской уммы, «за исключением тех, которые убежали от Всевышнего, наподобие того, как убегает верблюд (т.е. тех, которые отдалились от Господа регулярным совершением грехов)».

Как следует проводить Ночь Бараат

Если верующий хочет достичь довольства Всевышнего, особенно в период благословенных месяцев и дней, ему следует проводить больше времени в поклонении. При наступлении Ляйлятуль-Бараат мусульманину так же рекомендуется выстаивать дополнительные намазы, читать Священный Коран, поминать своего Творца и восхвалять Его, делать салаваты Пророку (с.г.в.). Кроме того, одним из желательных действий в эту ночь является дуа. Мусульманину следует просить того, чего он хочет, особенно в последнюю треть ночи. Каждая такая мольба укрепляет отношения просящего с его Господом.

В хадисе от имама аль-Бухари передаётся, что Ангел Джабраиль явился к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.) и повелел: «Встань, читай намаз и делай дуа! Ведь эта ночь - пятнадцатая ночь Шаабана. Господь прощает тех, кто проводит её в поклонениях».

Как гласит достоверный хадис, «в Ночь Бараат Милостивый и Милосердный будет спрашивать: "Есть ли просящий прощения для того, чтобы Я его простил? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я его избавил от них? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его?" И так Он перечисляет людей с различными просьбами, пока не наступит рассвет».

Помимо молитв, сунной является держать уразу. Пророк ислама (с.г.в.) напутствовал: «Когда наступит ночь середины Шаабана, оживляйте её и поститесь в её день (на следующий)».

Какие дуа читают в Ляйлятуль-Бараат

Байхаки передаёт о важности мольбы к Всевышнему в эту ночь: «Дуа, сделанные в эти пять ночей не отвергаются: первая ночь Раджаба, ночь середины месяца Шаабан, ночь с четверга на пятницу, ночи праздников Ид аль-Фитр и (Ураза и Курбан-байрам)».

Ещё в одном изречении Пророка Мухаммада (с.г.в.) указывается: «В того, кто совершит эту молитву, в Ночь Бараат Создатель 70 раз направит Свой взор. Каждым взором Он избавит этого человека от семидесяти нужд, малым из которых будет его прощение» (передал Ибн Маджа).

«АЛЛАХУММА ИННИИ ЭСЪ-ЭЛЮКЭ МУДЖИБЭТИ РАХМЭТИКЯ УЭ АЗЭЭ-ИМЭ МЭГЪФИРАТИКЯ УЭС-СЭЛЭМЭТЭ МИН КУЛЬЛИ ИСЬМИН. УЭЛЬ-ГАНИМЭЭ МИ КУЛЬЛИ БИРРИН УЭЛЬ-ФЭУЗЭ БИЛЬ-ДЖЭННЭТЭ МИНЭН-ННАР»

Перевод: «О, Аллах, поистине, я прошу Тебя о том, что обязательно (приведёт к проявлению) Твоей милости и непременно (позволит заслужить) Твоё прощение, и об избавлении от всякого греха, и об умножении всего благого, и об обретении Рая, и о спасении от огня!»

Можно сделать нижеследующее дуа, опираясь на аят Корана:

«О, Господь, Если ты написал моё имя в книгу счастливых, то оставь его там навечно. Если же ты написал моё имя в книгу несчастных, вычеркни его оттуда. Воистину, только Ты повелеваешь: «ЙЭМХУЛЛАХУ МЭЭ ЙЭЭЭЭЭЭ-У УЭ ЮСБИТ. УЭ ʻИНДЭХУ УММУЛЬ-КИТЭЭБ» (Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него - Мать Писания» , 13:39)

Какой намаз совершают в Ночь Бараат

Из желательных можно перечислить тахаджуд (добровольный ночной намаз), (о прощении грехов), тасбих-намаз (повторение слов тасбиха 75 раз в каждом ракаате). Кроме того, особым намазом именно в Ляйлятуль-Бараат служит салятуль-хайр - намаз в 100 ракаатов. Его особенность в том, что в каждом ракааате после суры «Открывающая» десятикратно читается сура «Ихлас».

Как отмечается в хадисах, «К тому, кто совершит сотню ракаатов намаза в эту ночь, Аллах пошлёт сотню ангелов. 30 ангелов принесут ему благую весть о том, что он войдёт в Рай. 30 ангелов - благую весть, что он спасётся от мук Ада. 30 ангелов избавят его от мирских бед. И 10 ангелов защитят его от наущений и западней шайтана».

Что порицается в эту ночь

В Ночь Бараат не предписывается в обязательном порядке совершать дополнительные намазы, поститься, делать зикры. Это не является фардом или ваджибом. Всё делается по желанию, чтобы соблюсти сунну Пророка (с.г.в.) и приблизиться ко Всевышнему. Ислам, являясь религией облегчения, не заставляет человека заниматься поклонением всю ночь, измождая себя и причиняя вред. Если человеку рано вставать, он устал или болен, ему можно провести в поклонении часть ночи или же делать то, что он в состоянии. Мусульманин может читать дуа (на арабском или родном языке), когда ложится спать, и делать зикр, пока не уснёт.

Ляйлятуль-Бараат не является праздничным днём, поэтому не принято поздравлять других мусульман с его наступлением. Можно заработать большую награду, напомнив людям о наступлении этой ночи, рассказав о поклонении, достоинствах. Ведь указавший на благое деяние получает саваб (вознаграждение) равный тому, будто сам совершил его.

Не стоит проводить вечер и ночь в других (мирских) делах, если они не столь важны, их можно отсрочить. Также исламские учёные рекомендуют воздержаться от мусульманских лекций и коллективных молитв. Поклонение в эту ночь является личным делом каждого, это только между ним и Богом, поэтому стоит провести вечер и ночь в уединении, не отвлекаясь на второстепенные вещи.

В книге “Хазинатуль асрар” в Ривая, сделанном Муджаhидом ибн Аббасом (р.а.), сказано про суннат Бараат ночи следующим образом, что есть суннат намаз, состоящий из ста ракаатов, читается в каждом ракаате один “Альхам” и десять раз “Кьулhу” и после каждого второго ракаата дается салам.

В другом ривая от Аннаса (р.а.) сказано, что надо совершать десятиракаатный суннат намаз, читается в каждом ракаате “Альхам” один раз и “Кьулhу” по сто раз и после каждого второго ракаата, дается салам.

В другом ривая от Василе ибну Асрар (р.а.) говорится, что надо совершить полное омовение, одеть на себя чистую одежду и совершить намаз, состоящий из четырех ракаатов. Читается в каждом ракаате один “Альхам” и по 25 раз “Кьулhу” и после второго ракаата дается салам.

Так же в Бараат ночь, каждому человеку необходимо проанализировать все те поступки, которые были совершены в течение года. И в том случае, если обнаружится нечто противоречащее повелениям Создателя, надо раскаяться и больше к этому не возвращаться. Если вдруг кто-то был обижен вами, то следует помириться, как это подобает братьям. В эту ночь все верующие должны отстраниться от таких вещей, как злоба, вражда, гордость и непослушание родителям. Ведь все это отдаляет нас от бараката (благодати) и ценности Бараата.

Священную ночь Бараат надо постараться провести в бдении, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, дабы получить от них благословение. Также в Бараат ночь рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Кроме того, от Посланника Аллаhа (с.т.а.в.) нам известно, что это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру “Йасин”. Первый раз с намерением продления жизни, второй - для избегания от бед и несчастий, третий - для увеличения благ. Знайте, что счастье и спасение возможно, если жить согласно повелениям Аллаhа (с.т.) и Его Посланника (с.т.а.в.). Пусть в эту ночь Аллаh (с.т.) “оправдает” всех мусульман.

Бисмиллаhи ррагьмани ррагьим. Аллаhумма, йа залманни ва ла йуманну ‘алайhи, йа заль жалали валь икрами, йа затътъавли валь инаьами, ла илаhа илла анта заhра ллажина ва жарал мустажирина ва аманал хаифина.

Аллаhумма ин кунта катабтани (катабтана) аьиндака фи уммил китаби шакьиййан (ашкьияа), ав магьруман (магьрумина), ав матърудан (матърудина), ав мукьтарран ‘алаййа (‘алайна) фи рризкьи фамгьу.

Аллаhумма бифазлика шакьавати (шакьаватана), ва гьирмани (гьирманана), ва тъарди (тъардана), ва икьтара ризкьи (ризкьана), ваасбитни (ваасбитна) аьиндака фи уммил китаби са‘идан (су‘адаа) марзукьак (марзукьина) муваффакьан (муваффакьина) лилхайрати, фаиннака кьулта ва кьавлукал гьакькьу фи китабикал мунзали ‘ала лисани набиййикал мурсали йамгьу ллагьу ма йашау, ва йусбиту, ва аьиндаhу уммул китаби. Илаhи (илаhана) биттажаллил аъзами фи лайлати ннисфи мин шаъбанал мукаррамиллати йуфракьу фиhа куллу амрин гьаким. Ва йубраму ан такшифа ‘анни (‘аина) минал балаи ма аъламу (наъламу), ва ма ла аъламу (наъламу), ва ма анта биhи аъламу, иннака антал ааьаззул акрам.

Ва салла ллаhу ‘ала Саййидина Мухаммадин ва алиhи ва сагьбиhи ва саллам.

Во имя Аллаhа (с.т.), Милостивого ко всем на этом свете и Милосердного только к верующим на том свете!

О Аллаh (с.т.)! Твоя Щедрость меня к Тебе направила, и Твое Милосердие привело меня к Тебе. Я обращаюсь к Тебе с тем, что не является для Тебя тайной. Я прошу Тебя о том, что для Тебя не составляет труда. Ведь для Тебя достаточно то, что Ты знаешь мое состояние, если даже я не обращаюсь с просьбой.

О Тот, в Чьей власти устранить несчастья, Ты сними с меня тяжесть бед и тревог. Нет божества, которому следует поклоняться, кроме Тебя, и далек Ты от любых недостатков! Когда Пророк Йунус обратился к Тебе с мольбой: “Я из тех, кто причинил вред самому себе”, - Ты ответил ему и спас его, и обещал, что также спасешь творящих благо.

О Аллаh (с.т.)! О Обладатель Милости, не нуждающийся в милости кого бы то ни было. О Обладатель Величия, о Тот, в Чьей власти блага всех миров! Нет божества, которому следует поклоняться, кроме Тебя!

Ты помогаешь тем, кто просит у Тебя помощи, Ты защищаешь тех, кто просит у Тебя защиты, и к Тебе прибегают подвергающиеся опасности. Ты тот, к Кому мы стремимся! Если Ты записал меня в Хранимой Скрижали заблудшим, лишенным, изгнанным и бедным, о Аллаh (с.т.), Ты сотри эту запись обо мне заблудшем, лишенном, изгнанном и бедном. О Аллаh (с.т.), и запиши меня в Хранимой Скрижали в числе благонравных, и тех, кому расширены блага, и кому Ты благоприятствуешь в совершении добрых деяний.

Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада (с.т.а.в.), и слово Твое истинно: “Аллаh (с.т.) стирает запись, которую захочет стереть, и записывает то, что Ему угодно. И у Всевышнего Хранимая Скрижаль. О Аллаh (с.т.), ради проявления самой великой Твоей Милости в срединную ночь месяца Шаъбан, отведи от нас беды, о которых мы знаем, и о которых не ведаем. Ведь, воистину, Ты Всевышний, Великий.

Благословение Аллаhу (с.т.) и мир нашему господину Пророку Мухаммаду (с.т.а.в.), его семье (общине) и сподвижникам”.

Мусульманский праздник Лейлат аль-Бараат — Священную Ночь Бараат (Ночь очищения от грехов) верующие отмечают в ночь с 14 на 15 шаабана (восьмой месяц по лунному календарю). В 2018 году эта ночь приходится с 30 апреля на 1 мая.

Священная Ночь

Ночь Бараат обозначена в Коране как священная. Это вторая по значимости святая ночь в исламе после Лейлат аль-Кадр (Ночь предопределения).
Слово "бараат" переводится с арабского языка как "невинность", "непричастность", "чистота", "освобождение". Согласно исламскому преданию, в эту ночь Всевышний проявляет милость ко всем людям, кроме приверженцев многобожия и тех, в чьих сердцах есть злоба.

Мусульмане с особым трепетом относятся к этой ночи, посвящают ее молитвам, прося у Аллаха милости и прощения. Часть толкователей Книги Аллаха считает, что Коран был ниспослан в ночь Кадр, а по мнению других Священная Книга целиком была ниспослана на небосвод земли именно в ночь Бараат.

© Flickr / Themeplus

Существуют определенные хадисы (высказывание — в переводе с арабского) Пророка Мухаммада, доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли.

Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения и совершения добрых деяний. В праздники, в священные дни и ночи, верующие выполняют гигиенические требования, совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и разные молитвы.

Употребление алкоголя, других одурманивающих веществ, совершение деяний, запрещенных исламом, в дни мусульманских праздников особо порицается Шариатом.

Самое главное — пересмотреть в эту ночь свою жизнь, свои поступки, мысли. Никто не должен забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и Судный день обязательно настанет.

В отличие от ночи Кадр, когда предопределяется вся жизнь человека до ее конца, в ночь Бараат определяется существование людей на год вперед.

По народному мусульманскому поверью, каждый год в эту ночь происходит "сотрясание дерева жизни", на листьях которого написаны имена всех живущих. Считается, что людям, чьи имена записаны на опавших листьях, предстоит умереть в течение года.

Мусульмане полагают, что в эту священную ночь Аллах опускается на нижайшее из небес, чтобы отпустить раскаявшимся грехи и принять решение о судьбе каждого человека с учетом его благочестия и просьб, высказанных в молитвах. Поэтому верующему в Ночь Бараат нужно просить милости у Всевышнего, молить о прощении за содеянные грехи, чтобы лист с его именем не упал.

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех людей, кроме вероотступников, завистников, клеветников, употребляющих алкоголь, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту.

Ночь желательно провести в уединении, обращаясь к Аллаху с молитвами, поминая и восхваляя Всевышнего, читая Коран. Мусульмане в эту ночь возносят особые молитвы за умерших и во искупление грехов дают обеты на будущее.

В эту ночь мусульмане стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Некоторые верующие на следующий день после ночи Бараат держат пост и совершают дополнительное поклонение. В целом же во время месяца шаабана верующим рекомендуется просить Всевышнего о крепком здоровье и обеспечении соблюдения поста в Рамадан.

В день праздника мусульмане посещают мечеть, совершают совместную молитву и слушают проповедь имама, посещают места захоронения праведников, раздают милостыню и еду нищим, сладости детям.

Сам месяц шаабан, на который приходится "ночь очищения", является подготовкой к месяцу рамадан, во время которого мусульмане соблюдают пост в течение светового дня. В 2016 году он начнется 17 мая.

Те кто делает это опираются на этот недостоверный хадис. Сильсиля даифа 2132.
إذا كانت ليلة النصف من شعبان فقوموا ليلها وصوموا نهارها
Когда наступит ночь середины Шабана, то выстаивайте его ночь в молитве а день проститесь

Однако о достоинстве середины ночи Шабана пришел другой достоверный хадис
إن الله ليطلع في ليلة النصف من شعبان ، فيغفر لجميع خلقه إلا لمشرك أو مشاحن Сильслиля-сахиха 1563
Примерный смысл таков, что Аллах является в ночь середины месяца Шабан и прощает всем своим творениям, кроме мушрика и мушахина (еретик, нововведенец).

Поэтому, когда шейха аль-Альбани спросили о достоинстве середины месяца Шабан он ответил, что у него есть одно достоинство, а это то, что Аллах прощает грехи всем, кроме мушрика и мушахина. сильсиля худа уа нур 564.

Выделять эту ночь и этот день какими то видами поклонения нельзя. И это будет нововведением, даже если это будут узаконенные в своей основе виды поклонения. Однако если человек обычно молился по ночам, то пусть молится как обычно, если постился середину каждого месяца, то пусть постится и этот день. Такой вывод сделал Мухаммад Саид Раслян разбирая эту тему на пятничной проповеди. http://www.rslan.com/vad/items_details.php?id=2343

У шейха Усеймина есть хутба, она как раз о бид"а вокруг месяца ша"бан.
Там шейх говорил:
"Некоторые из людей возвеличивают ночь из середины месяца Ша"бан, и выделяют её (их) для поклонения, для выстаивания молитв...И так же выделяют эти дни для поста. Однако этому нет никакой достоверной основы в Сунне пророка, صلى الله عليه و سلم. И не пришло от пророка, صلى الله عليه و سلم, что он выделял эти дни для выстаивания молитв ночью. Однако все эти хадисы выдуманные (мауду"), ложь на пророка, صلى الله عليه و سلم, как об этом передали многие мухаддисы.
И так же дни в середину этого месяца, не выделял их пророк, صلى الله عليه و سلم, для поста.
Да пророк, صلى الله عليه و سلم, держал в этот месяц много пост. Но не выделял конкретные дни для этого. И нужен довод из Курана или из Сунны для того, чтобы ограничивать или выделять для поклонения место или определенный день.
А на это нет далиля не из Курана не из Сунны..!"
(Сильсиля альбабу альмуфтух, запись 222 (б), 23:20)

Что касается совершения в эту ночь молитвы в сто ракаатов, которую многие мусульмане воспринимают как желательную и думают, что за ее совершение можно получить вознаграждение, то она является явным заблуждением и мерзким нововведением. Об этом ясно высказалось множество ученых, таких как имам ан-Навави, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ибн Куддама аль-Макдиси, ар-Рамали, единодушно принимаемых мусульманами. А упоминание ее в некоторых книгах, таких как «Воскрешение наук о вере» имама Абу Хамида аль-Газали, не может служить обоснованием ее совершения, поскольку хадис приводимый в этой и других подобных книгах вымышленный.

Имам ан-Навави в книге «Маджму шарх аль-мухаззаб» сказал: «Молитва известная, как молитва рагаиб, которую совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракаатов и молитва срединной ночи месяца Шабан в сто ракаатов - они являются мерзким, порицаемым нововведением. И не обольщайся упоминаем их в «Кут аль-Кулюб» и «Ихья улум ад-дин» и хадисом приводимом в этих книгах, все это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть, и исписали бумаги об их желательности, воистину они ошиблись в этом. Имам шейх Абу Мухаммад Абдуррахман ибн Исмаиль аль-Макдиси написал о ложности этих молитв драгоценную книгу и преуспел, да помилует его Аллах».

Также имам ан-Навави в своих фатвах сказал о молитве Рагаиб, которая в этом отношении ничем не отличается от молитвы ночи Бараат: «Правитель, да поможет ему Аллах, должен запрещать совершать ее». Также он сказал: «Она (молитва в ночь Рагаиб) является ложным нововведением, и достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто ввел в нашу религию, то что не из нее, то оно отвергаемо», в «Сахихе» приводится: «Кто совершил поступок, о котором нет нашего веления, то он отвергаем», а в «Сахихе» Муслима: «Каждое нововведение заблуждение». Всевышний Аллах повелел при спорах и расхождении мнений обращаться к Его Книге: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» и Он не велел следовать за невеждами или же обольщаться заблуждениями ошибившихся».

Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в книге «Тухфа аль-Мухтадж фи шарх аль-Минхадж»: «Молитва известная как молитва Рагаиб и молитва середины месяца Шабан мерзкое нововведение. Хадис о них вымышленный. Между Ибн Абдуссалямом и ибн Саляхом, была переписка и издание противоположных фетв относительно этих молитв. На эту тему я написал отдельную книгу, которую я назвал «Разъяснение и выявление относительно ночей Рагаиб и середины Шабана».

Вопрос: Является ли молитва аль-Рагаиб сунной и является ли предпочтительным совершать ее?

Хвала Аллаху!

Салят аль-Рагаиб является одним из видов новшества в месяце Раджаб.
Ее совершают в ночь на первую пятницу месяца Раджаб между вечерней и ночной молитвами, которой предшествует пост в четверг. Впервые салят аль-Рагаиб был совершен в Бейт-аль-Магдисе(Иерусалим) в 480 году хиджры. Однако не существует сведений о том, что эту молитву совершал пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , или кто-либо из сподвижников, представителей первых и лучших трех поколений, или же имамов. Одного этого достаточно для доказательства того, что молитва эта является порицаемым новшеством, а не Сунной.

Ученые предупреждали нас, указывая на то, что подобное является новшеством и заблуждением.

Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, писал в «Аль-Маджмуа» (3/548): «Молитва, известная под названием «Салят аль-Рагаиб» и состоящая из 12 ракатов, совершаемая между вечерней и ночной молитвами в ночь на первую пятницу месяца Раджаб, так же как и молитва в 100 ракатов, совершаемая в середине месяца Шаабан, являются отвратительными, достойными порицания новшествами. Никто не должен быть обманут фактом упоминания их в книгах «Кут аль-Калюб» и «Ихъя улюм ад-Дин» или же хадисами, приводимыми в этих книгах, ибо все они являются ложными. Также никто не должен быть обманут некоторыми учеными, введенными в заблуждение по поводу этих молитв и написавшими очерки, в которых одобряется совершение их, что, однако, является ошибочным».

Имам Абу Мухаммад Абд ар-Рахман ибн Исмаил аль-Магдиси написал ценную книгу, опровергающую эти утверждения. И он, да смилуется над ним Аллах, отлично справился с поставленной задачей.
Ан-Навави также писал в «Шархи-Муслим»: «Да проклянет Аллах того, кто измыслил и ввел эту молитву, представляющую собой один из видов новшества, являющееся заблуждением и невежеством и содержащее очевидное зло».

Множество имамов написало ценные работы, поясняющие отвратительность подобного поступка и заблуждение тех, кто придумал эту молитву и совершает ее. Доказательств же ошибочности этой молитвы и заблуждение тех,кто совершает ее, огромное множество.

Ибн Абидин в «Хашиййа» пишет:
В «Аль-Бахре» говорится: «Следовательно, стало ясно, что собираться на салят аль-Рагаиб, совершаемый в первую пятницу месяца Раджаб, является новшеством и порицаемым поступком». (2/26)

Выдающийся ученый Нур-ад-Дин аль-Магдиси написал замечательную работу под названием «Радд аль-Рагаиб ан салят аль-Рагаиб», охватывающую большинство высказываний ранних и поздних ученых всех четырех мазхабов.

Ибн Хаджар аль-Хайтами спросили:»Разрешается ли групповое совершение салят аль-Рагаиб?» Ответ был таков: «Что касается молитвы аль-Рагаиб, то она, как и молитва, известная под названием «Лейлет ан-нусфи мин Шаабан» (ночь середины месяца Шаабан), является отвратительным новшеством. Хадисы о них являются вымышленными. Поэтому запрещается совершение этих молитв как в одиночку, так и группой».

В книге «Аль-Фатава аль-Фикхиййа аль-Кубра» («Великие юридическо-богословские фетвы») говорится: «Ибн аль-Хадж аль-Малики в книге «Аль-Мадхаль» («Введение») пишет: «Среди новшеств, изобретенных в этом благословенном месяце (т.е. Раджабе) имеется ночь на первую пятницу, когда в соборных мечетях совершается салят аль-Рагаиб. В некоторых городах люди собираются в мечетях и вместе с имамом открыто совершают это новшество так,как-будто она была предписана…»

Точка же зрения Имама Малика (да смилуется над ним Аллах) такова: «Что касается молитвы аль-Рагаиб, то совершение ее
является порицаемым, ибо подобного не было совершено предшествовавшими до нас. Добродетель же заключается в следовании за ними (да будет доволен ими Аллах)».

Шейхуль-Ислам Ибн Теймиййа писал: «Что же касается новшества относительно молитв, совершаемых регулярно в определенное время, в группе, с определенным количеством ракатов и чтением определенных сур, подобно молитве аль-Рагаиб, совершаемую в первую пятницу месяца Раджаб, и молитве середины месяца Шаабан,и молитве в ночь на 27 число Раджаба, и т.д.,то согласно имамам они не являются предписанными в Исламе как об этом было сообщено заслуживающими доверия учеными, ибо это приоткрывает дверь для внесения изменений в постановления Шариата. Люди же совершающие их подобны тем, кто вносит в религию Аллаха то, чего не было предписано Им». (2/239)

Шейхуль-Исламу был задан вопрос по этому поводу, на что он ответил: «Не совершал этой молитвы ни Посланник Аллаха, ни сподвижники его (да благословит его Аллах и приветствует), ни следующие за сподвижниками поколения Табиин, ни мусульманские имамы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не предписывал совершать ее,и также никто из его последователей или имамов не делал этого. Они не упоминали о достоинстве этой ночи, вследствие чего ее следовало бы особо выделить среди остальных ночей. Согласно ученым, хадисы об этой ночи, переданные от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), являются ложными и вымышленными. Поэтому ученые и заявляют, что эта молитва является запрещенной, а не желательной». «Аль-Фатава аль-Кубра» (2/262).

В «Мавсуа аль-Фигхиййа» (22/262) говорится: «Имам Ханафи и Шафии утверждают, что молитва аль-Рагаиб в первую пятницу месяца Раджаб или же молитва в середине месяца Ша’абан, совершаемая определенным образом и состоящая из определенного количества ракаатов, является порицаемым новшеством…»

Абдуль-Фарадж ибн аль-Джаузи пишет: «Молитва аль-Рагаиб является вымышленной ложью, возводимой на посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Сообщают, что эти молитвы являются новшеством, запрещенным по ряду причин. И не существует каких-либо сообщений от сподвижников, табиинов и имамов об этих двух молитвах …
Если бы они являлись предписанными в Исламе, то салафы не могли бы не знать об этом. Скорее всего они были введены в 5 веке хиджры».

Месяцу Ша’бан присущи некоторые особенности. Первая – это месяц, в который желательно поститься; вторая – в этом месяце есть ночь Бараат.

1. Пост в месяц Ша бан

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился так, что мы говорили, что он никогда не оставляет пост, и разговлялся так, что мы говорили, что он вовсе не постится; и я не видела, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился целый месяц, кроме как в месяц Рамадан. И я не видела, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился в какой-либо из месяцев больше, чем в Ша’бан».

Причина этого становится ясна из следующего хадиса.

От Усамы ибн Зайда приводится: “Я сказал посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Я не видел, чтобы ты постился в какой-либо из месяцев больше, чем в месяц Ша’бан». Пророк ответил: «Это месяц между Раджабом и Рамаданом, о котором забывают люди; это месяц, в который поступки людей поднимаются к Господу миров, и я хочу, чтобы мои поступки поднимались к Господу, когда я пощусь» .

Пост этого месяца является самым ценным после обязательного поста. Об этом сказано в хадисе: «Лучший пост после обязательного поста месяца Рамадан – пост в месяц Ша’бан» .

2. Последний день Ша’бана

Запрещено поститься в последний день или последние два дня месяца Ша’бан. Об этом сказано в следующем хадисе: «Кто постился в день сомнения, тот ослушался Абу Касима» . Днем сомнения называется последний (тридцатый) день месяца Ша’бан. Такое название он получил по причине того, что люди сомневаются, наступил ли месяц Рамадан и следует ли поститься. «Абу Касим» — это кунья пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Также пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан постом в течение одного или двух дней, за исключением человека, который постился по (какой-либо) причине» . Из этого хадиса следует, что в последний день месяца Ша’бан можно поститься, только если этот день совпадет с днем его обычного поста. Так, например, мусульманин, обычно постящийся в понедельник, имеет право поститься в этот день, если он выпадет на понедельник.

3. Пост во второй половине месяца

Относительно поста во второй половине месяца Ша’бан ученые высказывают различные мнения. Одни считают, что пост во второй половине месяца запрещен, другие — что пост в это время нежелателен, а запрещен только в последние два дня; некоторые же считают, что пост в эти дни желателен. Утверждающие о запрете поста во второй половине месяца опираются на хадис: «Когда наступит середина Ша’бана, не поститесь» . При этом в любом случае дозволено поститься тому, кто соблюдает пост в определенные дни, как это уже было упомянуто выше.

Те же, кто дозволяет пост в эти дни, утверждают, что этот хадис не достоверен , или же что он относится к тем, кого пост в это время ослабит и не даст возможности соблюдать пост в месяц Рамадан.

Также в любом случае недозволенно поститься только вторую половину месяца Ша’бан, не соблюдая поста в первую.

4. Ночь Бараат

Относительно ночи Бараат мнения ученых также разделились. Некоторые посчитали, что выделение этой ночи не имеет основы в шариате и является нововведением. Такое мнение в частности высказал имам Аль-Куртуби в книге «Аль-Бид’а ва н-нахью ‘анха»: «Абдурахман ибн Зайд ибн Аслям сказал: «Я не видел ни одного нашего шейха или факиха, который бы обращал внимание на срединную ночь Ша’бана, и я не видел, чтобы кто-нибудь из них приводил хадис Макхуля. Они не считали эту ночь более достойной, чем другие ночи». В то же время сторонники противоположного мнения приводят хадисы, которые некоторые ученые посчитали достоверными, а некоторые посчитали слабыми:

«Аллах смотрит на положение всех Своих творений в срединную ночь Ша’бана и прощает всем, за исключением язычника и порывающего связи со своим братом мусульманином более чем на три дня» .

«Воистину Аллах нисходит на нижнее небо в ночь середины месяца Ша’бан и прощает грехи большего количества людей, чем количество волосков на шерсти баранов породы “Кальб”» .

Шейху ль-ислам Ибн Таймия сказал: «Что касается срединной ночи Ша’бана, то о ее достоинстве приведены хадисы от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников. И также приведено от некоторых праведных предшественников, что они совершали намаз в эту ночь». Он также сказал: «Совершение мусульманином намаза в эту ночь при том, что до него это делали праведные предшественники и он имеет на это доказательство, не порицается». Когда намаз в эту ночь совершается коллективно, это также не порицается, если только это не стало привычкой и в этом не появилось постоянство. Если же выстаивание этой ночи перейдёт в постоянство, то это станет нововведением, о котором сказано в хадисе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Каждое нововведение есть заблуждение» .

5. Определенные виды поклонения в срединную ночь месяца Ша’бан

Нет каких-либо определенных видов поклонения, которые желательно было бы совершать в эту ночь.

Что касается совершения в эту ночь молитвы в сто ракатов, которую многие мусульмане воспринимают как желательную и полагают, что за ее совершение можно получить вознаграждение, то она является явным заблуждением и мерзким нововведением. Об этом ясно высказалось множество ученых, таких как имам Ан-Навави, Ибн Хаджар аль-Хайтами, Ибн Кудама аль-Макдиси, Ар-Рамали и другие. А упоминание этой молитвы в некоторых книгах, таких как «Воскрешение наук о вере» имама Абу Хамида аль-Газали, не может служить основанием для ее совершения, поскольку хадис, приводимый в этой и других подобных книгах, является вымышленным.

Имам Ан-Навави в книге «Маджму’ шарх аль-мухаззаб» сказал: «Молитва, известная, как молитва рагаиб, которую совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракатов, и молитва срединной ночи месяца Ша’бан в сто ракаатов являются мерзкими, порицаемыми нововведениями. И не обольщайся их упоминанием в «Кут аль-Кулюб» и «Ихья улюм ад-дин» и хадисом, приводимом в этих книгах, — все это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть, и исписали бумаги об их желательности, — воистину, они ошиблись в этом. Имам шейх Абу Мухаммад Абдуррахман ибн Исмаиль аль-Макдиси написал о ложности этих молитв драгоценную книгу и преуспел, да помилует его Аллах».

Также имам Ан-Навави в своих фатвах сказал о молитве Рагаиб, которая в этом отношении ничем не отличается от молитвы ночи Бараат: «Правитель, да поможет ему Аллах, должен запрещать совершать ее». Также он сказал: «Она (молитва в ночь Рагаиб) является ложным нововведением, и достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если кто-либо введет в нашу религию то, что не из нее, это будет отвергнуто». В «Сахихе» приводится: «Если кто-либо совершит поступок, на который не было нашего повеления, он будет отвергнут» , а в «Сахихе» Муслима приводится: «Каждое нововведение — заблуждение» . При спорах и расхождениях во мнениях Всевышний Аллах повелел обращаться к Его Книге: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» , и Он не велел следовать за невеждами или же обольщаться заблуждениями ошибившихся» .

Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в книге «Тухфату ль-Мухтадж фи шархи ль-Минхадж»: «Молитва, известная как молитва Рагаиб, и молитва середины месяца Ша’бан — мерзкое нововведение. Хадис о них вымышленный. Между Ибн АбдусСалямом и Ибн Саляхом была переписка, и они издали противоположные фетвы относительно этих молитв. На эту тему я написал отдельную книгу, которую назвал «Разъяснение и выявление относительно ночей Рагаиб и середины Шабана».

Ибн Хузейма посчитал хадис достоверным.

Привели его пятеро, за исключением Ахмада, который посчитал его недостоверным.

Мнения об отвергаемости этого хадиса придерживаются имам Ахмад и Ибн Муин, этот хадис также посчитали слабым Аль-Байхаки, Ат-Тахави и Ибн Раджаб аль-Ханбали.

Привели Ат-Табарани и ибн Хиббан в «Сахих».

Привел ибн Маджа.

Фатава ан-Навави, стр. 38-39. вопрос № 66.

Новое на сайте

>

Самое популярное