Домой Ягоды Можно ли мусульманам праздновать Новый год? Ислам и празднование нового года. Как вырабатывался такой подход к мусульманами

Можно ли мусульманам праздновать Новый год? Ислам и празднование нового года. Как вырабатывался такой подход к мусульманами

Скоро наступит праздник, который отмечает почти весь мир, - Новый год. Как относиться мусульманам к празднованию его?

В мусульманском информационном пространстве, особенно в социальных сетях, можно встретить запреты на празднование Нового года и поздравления с ним. При этом аргументацией в пользу запрета становятся вымышленные интернет-истории возникновения такого праздника (версий множество!). Обычно пишут, что когда-то давным-давно это был языческий праздник, а потому праздновать его нельзя. С одной стороны, все верно - мусульмане не празднуют языческие праздники. Но с другой стороны - нужно учитывать, что никто в нашем обществе не празднует Новый год как языческий праздник и никому в этот день не поклоняется. Это очевидно.

Сегодня для всех жителей Земли празднование Нового года является народным и государственным праздником, цель которого - отметить окончание очередного календарного года . Государственные органы, компании, организации, жители страны подводят итог годовой деятельности, дарят друг другу подарки, зовут в гости, посещают родственников и просто отдыхают после годовой трудовой деятельности. Новогодние каникулы - это время для зимнего вида спорта и отдыха, для культурно-развлекательных мероприятий. То есть люди отмечают не языческий праздник, а проводят этот период отдыхая, с весельем и встречами друзей, родственников. Для детей это особое время, когда взрослые уделяют им большее внимание, дарят им подарки, вкусности, водят по новогодним представлениями, концертам, то есть окружают их своим вниманием и заботой больше, чем в обычные дни. Никакого религиозного элемента в данном случае вообще нет. Религия и вера тут не затрагиваются вовсе. Потому в таком случае действует хадис, согласно которому все дела оцениваются по намерениям. Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением» . Также в достоверном хадисе сказано: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами» .

Если люди преследуют цель в канун смены календарного года собрать родственников, пожелать чего-то доброго и воодушевляющего, подарить друг другу подарки и весело отдохнуть после напряженного года, то их дела будут оцениваться соответственно, как и сказано в достоверном хадисе.

Активно отдыхать с пользой для души и тела, навещать родных и приглашать гостей, дарить подарки и радовать своих близких - все это никак не порицается, а наоборот, поощряется в Исламе.

Поздравить человека с наступлением нового календарного года или поздравить его с днем рождения не несет в себе ничего, кроме желания сделать человеку приятное.

При правильном отношении к новогодним торжествам они становятся очень даже хорошей возможностью для пополнения своего личного дела пред Богом добрыми поступками.

Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году.

Во время рождественских каникул христиане всего мира украшают свои дома, наряжают елку и дарят подарки. Некоторые дети из мусульманских семей, живущих в западных странах, смотрят на веселье одноклассников и тоже хотят присоединиться. Во многих организациях также проходят корпоративные мероприятия. Как поступать мусульманам в таких случаях, можно ли присоединяться к празднованию Рождества и Нового года? К.

До того как ответить на ваш вопрос, очень важно отметить, что Ислам – это полное руководство для жизни мусульман. В то же время мы должны активно участвовать в жизни общества и подавать пример благочестия другим. Ислам учит быть внимательными ко всем людям независимо от их вероисповедания, цвета кожи и социального статуса.

У мусульман есть своя идентичность, и чтобы ее сохранить, алимы призывают верующих не отмечать Рождество и другие немусульманские праздники. Участвуя в новогодних или рождественских мероприятиях, человек может постепенно потерять основные различия между мусульманами и христианами. И величайшее из них – это таухид, Единобожие, то есть начать верить в то, что Иисус больше чем пророк и раб Аллаха. Поэтому мы также должны объяснить нашим детям, что мы мусульмане и не празднуем Новый год с Рождеством. Это время веселья для наших соседей и друзей-христиан.

Музаммиль Сиддики, президент исламского сообщества Северной Америки, подчеркивает, что у всех людей есть свои праздники. Некоторые отмечают религиозные даты, некоторые – культурные и общественные мероприятия. Мусульмане отмечают свои праздники, но ошибочно говорить о том, что Рождество является национальным праздником в стране, где живет немало мусульман. Даже несмотря на то, что христианский праздник наряду с Новым годом «раскручен» и коммерциализирован.

Христиане отмечают Рождество, потому что верят в день рождения сына бога. Это празднование не только другой веры, но и того, что явно противоречит основам Ислама. В нашей религии нет таких понятий, как «бог-сын» и «святой дух», и это является куфром – неверием. Поэтому, присоединяясь к празднующим Рождество коллегам или друзьям, мусульманам следует быть особо щепетильными. Особенно это опасно для детей, которые постепенно могут потерять связь с Единобожием.

Аргумент, что «Рождество – это день рождения пророка Исы и поэтому нет никакого вреда в его праздновании», не является логичным или исламским. Почему мусульмане должны праздновать день рождения Иисуса? Почему они не отмечают дни рождения других 24 посланников, которые названы в Коране по имени?

Для мусульман Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) – последний посланник Всевышнего, а не Иисус, в отличие от христианского учения. Христиане отмечают пришествие в мир своего пророка, который был послан только им, между тем как Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был послан как милость всему человечеству.

Конечно, всех детей, вне зависимости от вероисповедания, влекут яркие огни и подарки. Возможно, мусульманам стоит устраивать для своих детей альтернативные мероприятия и конференции, не противоречащие Исламу. И верующим точно не стоит наряжать елку и украшать дом разноцветными огнями. Мы должны еще раз пояснить детям, что мусульмане исповедуют Ислам, а Рождество и Новый год – не наши праздники. Пусть их отмечают христиане, наши друзья и соседи.

Напомните детям, что мусульмане с нетерпением ждут Рамадан и Курбан-байрам. В это время мы украшаем свои дома, ходим в гости друг к другу и дарим подарки. Ибо Всемогущий Аллах выбрал это время для празднования, открыл ворота Рая и закрыл ворота ада.

Мусульмане должны уделять особое внимание исламским праздникам, а не чужим. А дети берут пример со взрослых. К сожалению, некоторые верующие не уделяют должного внимания Рамадану и Курбан-байраму, что ведет к ослаблению веры. Но в западном мире эти праздники не всегда приходятся на выходные дни, поэтому юные мусульмане не всегда в полной мере могут почувствовать радость от их приближения.

Объясняя, почему мусульмане не отмечают Рождество и Новый год, шейх Ахмад Кутти говорит: «Рождество изначально было языческим праздником, который постепенно стал христианским. Он не имеет ничего общего с пророком Исой, который был одним из посланников Всевышнего и почитается в Исламе. К тому же, если бы Иисус сейчас оказался среди нас, стал бы он отождествлять себя с большинством его нынешних последователей»?

Поэтому, если мы хотим устраивать праздники в честь Исы или других пророков, мы должны делать это каждый день. Для этого нам нужно на практике воплощать то, к чему они призывали, и олицетворять в своем поведении любовь, милосердие, справедливость и сострадание, видя во всём волю Аллаха.

Можно выделить две группы религиоведов, высказывавшихся относительно празднования дня рождения:
1. Специалисты, считающие празднование дня рождения грехом.
2. Специалисты,допускающие празднование дня рождения.
Высказывающие отрицательное мнение ученые,основываются на следующих данных:
«Кто уподобляется какому — либо народу, тот сам из них» (Хадис. Абу Давуд, Ахмед ибн Ханбал, Табарани т.б.).
«Любое дело того, кто совершит нечто, несоответствующее нашему делу (религия), будет отвергнуто» (хадис привел Муслим)
То есть празднование день рождения – традиция, зародившаяся не у мусульман. Празднуя его, мы уподобляемся немусульманам. К тому же, этой традиции не существовало и во время Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и сахабов. Совершать действие, которого не делал наш Пророк (мир ему и благословение), значит вносить бидаа (нововведение) в религию и этому пути нет.
Ученые, допускающие празднование дня рождения, приводят следующие данные:
Пророк Иса (р.а), будучи еще младенцем в пеленках, по воле Всевышнего обрел дар речи и сказал следующее, и это говорится в Коране: «Мир и Божья благодать мне и в день, когда я родился, и в день, когда я умру, и в День, когда я воскресну живым» (сура Мариям. 33 аят)
У Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует)ÂÂÂ спросили насчет поста в понедельник. И тогда Посланник Аллаха ответил: «Этот день – день моего рождения. (ذاك يوم ولدت فيهّ). И в этот день мне была ниспослана пророческая миссия». (Хадис. Ибн Хаббан – 3725; Муслим-1985; аль-Хаким-4110 и др.).

В хадисе свидетельствуется о том, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) с благодарностью к Аллаху, давшему ему жизнь в этот день, и даровавшему ему пророческую миссию именно в каждый понедельник, держал пост. Как следует из хадиса, рождение человека – большая милость от Всевышнего. И радоваться, милости Аллаха не является грехом. Об этом говорится и в Священном Коране: «Скажи: «Это милость и милосердие Аллаха. И пусть возрадуются они…». (сура Юнус, 58 аят).
В другом хадисе говорится: «Самым лучшим после обязательных деяний является доставление радости другому мусульманину…» , (Хадис ибн Шайба). И если по причине дня рождения мы будем радовать людей, в чем тогда грех?
У учёного Рушди аль-Калям из Сирии спросили: Каково шариатское решение относительно празднования дня рождения?

Если же день рождения празднуют лишь ради воспоминаний, радости, лучшего осознания приближения смерти, когда мы видим, что взрослеем, или ради жизненного урока, или ради улучшения семейных уз, то можно собираться с такой целю.
А если тут имеются приглашённые, смешивание полов, разговоры, из-за которых может настигнуть гнев Аллаха, песни и запретные танцы, то не разрешается, так как такое собрание не дозволено».
День рождения создает временную возможность для совершения множества благих дел. Этот день можно отметить как благодарность родителям за мучительные роды матери, за годы переживаний, обеспечения и забот матери и отца.

День рождения – это не столько праздник, сколько одна из немногочисленных причин лишний раз выразить маме свою благодарность, попросить Всевышнего одарить ее здоровьем, долголетием, иманом. Это уникальная возможность, которую дает нам Аллах, вместе родственниками вспомнить Творца, читать Коран, рассказать о красоте нашей религии, поблагодарить Создателя за еще один прожитый год и за милость оказанную Им в течение этого времени. Такое объединение с близкими, укрепление связей является богоугодным делом.

То есть, по мнению религиоведов допускающих празднование дня рождения, если отмечать праздник в кругу семьи и друзей, вспоминая Творца, рассказывая о красоте нашей религии, не делая исрафа, то в этом нет греха. Однако, и мусульманина не желающего праздновать этот день, шариат не порицает. Выбор остается за каждым.

Можно ли мусульманам праздновать Новый год? С древних времен Новый год - главный праздник у большинства народов земного шара. Каждый народ использовал собственную датировку нового года, как правило, связанную с каким-либо историческим или мифическим событием. Во времена правления коммунистов в нашей стране, многим мусульманским народам навязывались разные праздники, такие, как 7 ноября, 31декабря, 1 Мая и т.д. - все они являются чуждыми для мусульман, их не праздновали наши предки. Если мусульманин хочет узнать о рождении пророка Исы (мир ему), ему достаточно прочитать книги по истории пророков, в которых рассказываются коранические истории. История пророка Исы (в русской традиции его принято называть по-гречески Иисус) (мир ему) приводится в Коране в суре Марйам, 22-26 аяты. Аллаh (‘Аза ва Джаля) и Его Посланник Мухаммад (صلى الله عليه و سلم) запретили нам походить,уподобляться в обычаях и традициях представителям других конфессий. Религия учит человека уповать на своего Создателя. В Исламе, мусульманин должен во всех своих нуждах уповать на Всевышнего Аллаhа. Поэтому нужно научить и детей тоже просить все у Всевышнего Аллаhа и надеяться только на Его милость. Чтобы они не уповали на Деда Мороза или «доброго Санту», а уповали только на Всемогущего Аллаhа. Передаётся со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллаh!), что Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал: "Поистине, если вы станете следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!"- Мы спросили: " О Посланник Аллаhа, (ты имеешь ввиду) иудеев и христиан??" - и он сказал: "А кого же ещё??" (Сахих ал-Бухари, 3456). А тем мусульманам, которые празднуют Новый Год, хотелось бы напомнить, что отмечать этот праздник и радоваться в этот день - неисламская традиция. Давайте проанализируем детали празднования Нового года мусульманами - это срубленное дерево в доме, накрытый стол, над которым возвышаются бутылки со спиртными напитками, и народ вокруг стола, желающий друг другу всех благ с бокалами в руках... Особо кощунственно выглядит картина празднования Нового Года, когда с бокалом шампанского в руках произносятся такие фразы: «Дай Аллаh нам счастья в этом году!» - и все хором говорят: «Амин!», поднимая при этом бокалы. Это реальность дагестанских застолий наших дней - так совершается большой грех и при этом упоминается имя Всевышнего. И Это уже выводит человека из религии Хлопушки, фейервеки,петарды - опасные игрушки В преддверии новогодних праздников, на прилавках торговых точек появляется множество пиротехники - хлопушки, фейерверки, и разные взрывчатки. Спрос на них тоже огромный и изготовители, и продавцы тоже зарабатывают миллионы на этом. На улицах городов и сел то и дело слышны взрывы петард и хлопушек. Дома и на улице порой люди вздрагивают от этого шума. Дети, да и взрослые забавляются, нарушая тишину и спокойствие людей. Но часто это веселье приводит к несчастным случаям и бедам, не говоря о дискомфорте создаваемом играми с пиротехникой. В Исламе высоко цениться человеческая жизнь, и уделяется особое значение безопасности во всех аспектах жизнедеятельности. Нанесение вреда своему здоровью, также запрещено в исламе. Подтверждением этому выступают и следующие аяты Священного Корана, в котором Всевышний Аллаh говорит: « Вы не убивайте сами себя». сура Ан-Нисаъ, аят 29). Покупка пиротехники это пустая трата денег и она равносильна сжиганию денег. Бесполезную трату имущества в исламе называют излишеством или расточительством (исраф). Ислам запрещает излишество Сколько в нашем обществе малоимущих, которые остро нуждаются в материальной помощи, а некоторые несмотря ни на что тратят деньги на бесполезные и очень вредные петарды, хлопушки и на другие бесполезные«игрушки». Такое расточительство и бесполезная, а порой и опасная трата денег может привести к прекращению Всевышним Аллаhом благ, которыми Он нас щедро одаряет. В Исламе запрещено пугать людей причинять им неудобства и беспокойства. О тех, кто пугает человека, пусть даже в шутку говорится в хадисе: «Кто бы ни направил острие (оружие) на своего брата, того проклинают ангелы, пока он не уберет его, даже если он направил его на брата родного».(Муслим). Как же будут расценены действия тех, кто пугают людей взрывами петард и хлопушек. Надо отметить, что причинение вреда людям оценивается как притеснение (зульм). Как притеснитель выступает и, тот человек, который взрывая петарды обижает, унижает, наносит вред окружающим. Зулму сурово порицается в Коране и в сунне, как преступление, подлежащее наказанию. От Абу-Амата передали хадис: «В судный день угнетенные и обиженные поджидают своих обидчиков умоста Сират и отбирают у них благие деяния. Когда они заканчиваются,накладывают на них свои плохие деяния, и так до тех пор, пока их не бросят в самый нижний предел Ада». В другом хадисе от Мааза передано: «Бойтесь дуа притесненного, поистине, между ним и Всевышним нет никакой преграды (т.е. Аллах отвечает его мольбе безоткладывания)». Ведь может случиться, так что напуганный шумом хлопушек человек может сделать плохое дуа обидчикам и Аллаh (‘Аза ва Джаля) ответит на эту мольбу. Многие родители даже не обращают внимания на то, чем занимаются их дети в канун праздников, они слишком заняты гостями и спиртными напитками. Родителям нельзя давать деньги своим детям на приобретение хлопушек и петард. Так как дети полностью не осознают свои поступки,родители должны быть более бдительными, так как они ответственны за их поступки и именно родителям придется отвечать за действия несовершеннолетних детей на Том Свете. То что мы имеем Каждый из нас видит в другом только то, что он хочет в нем увидеть. Как бы грустно ни было, хотим мы этого или не хотим, но прошли тысячелетия, а мы все также бессмысленно празднуем Новый Год Напомню всем мусульманам, что у нашей великой общины есть много праздников и среди них есть два больших праздника - это "ид аль-адха - праздник жертвоприношения и "ид аль-фитр - праздник разговения. Плюс к этому один еженедельный праздник - пятница.В этот день был создан Адам (мир ему), тогда же поселен на землю, в пятницу наступит Судный день. И по другим событиям, связанным с этим днем, достоинству и предпочтительности совершения благих дел в этот день. Кто хочет ознакомитьсясо всеми праздниками мусульман, пусть прочтет брошюру под название «Священные дни, праздники, ночи». Почему же мусульмане так ревностно и усердно преследуют уподобление неверующим! Это их праздники, пусть они радуются и празднуют, мусульмане празднуют свои праздники. Отдаление от этого, а также неучастие в этом не является проявлением жестокости,озлобленности или ненависти. Просто для нас мусульман это не праздники и не основание для радости. Давайте же, дорогие братья и сестры подумаем, чему мы радуемся. Мы радуемся уходящему году и встречаем новый год, хотя не знаем что нас ждет в новом году, проживем ли мы этот год. Еще один год из нашей жизни пролетел и что мы сделали за этот год, сколько хорошего мы успели совершить, сколько грехов мы совершили за этот год. Мусульманин-это обязательно тот человек, который ценит время. Ибо у времени есть одна особенность - оно безвозвратно уходит. Мы с каждым днем становимся все ближе к тому, что неизбежно. Мы забыли про смерть, но она про нас не забудет. Представьте, что будет, если мы умрем, отмечая так называемый «новый год»? Вааз: Абу Ахмад Казани - о "новом годе"

Новое на сайте

>

Самое популярное