Домой Ягоды Обзор игры батл карнавал. Battle Carnival - обзор игры. Обзор онлайн игры Battle Carnival в жанре MMOFPS

Обзор игры батл карнавал. Battle Carnival - обзор игры. Обзор онлайн игры Battle Carnival в жанре MMOFPS

Это очередное масштабное дополнение для оригинальной World of Warcraft. Сюжет Legion рассказывает о событиях, которые начались после . Игроки отправляются в древние земли Расколотых островов, чтобы сразиться с полчищем Пылающего Легиона и не дать им призвать в Азерот темного титана.

Legion добавляет совершенно новые локации, сюжетные и дополнительные задания, а также новых героев. Дополнение также вносит изменения в игровой процесс и добавляет класс охотников на демонов, опробовать который можно сделав предзаказ.

Добавить

Обзоры и рецензии на игру «World of Warcraft: Legion»

Age of Geeks

Несмотря на почтительный для MMORPG возраст, World of Warcraft опять доказал свое право на жизнь. Legion, несомненно, порадует текущих подписчиков, предлагая им гору интересного контента, новые данжи с рейдами и перевернутый с ног на голову, благодаря серьезным изменением всех классов, баланс в PvP. Игра также будет интересна и новичкам, потому что за 12 лет тут накопилось невероятное количество геймплея и оно было доведено до идеала опытным путем.

Читать обзор полностью

PlayLife

Чтобы не говорили любители покритиковать World of Warcraft и сколько бы не выходило очередных «убийц Wow» игра продолжает жить и активно развиваться. Этот факт невозможно отрицать. Legion существенно расширяет возможности игроков и обеспечивает их новым высокоуровневым контентом. Это, как минимум, сбережет старых и привлечет новых игроков, а быть может откроет и новую страницу в игре.

Читать обзор полностью

Playground

Ни для кого не секрет, что база подписчиков World of Warcraft падает из года в год. И дело вовсе не в качестве игры, а в банальной усталости. Самая известная MMO в мире существует уже 12 лет, и за это время сменилось несколько игровых поколений. Blizzard показала нам сотни и тысячи разных историй, но рано или поздно идей становится все меньше, а разработчики начинают повторяться. Именно это и демонстрирует нам дополнение Legion

Читать обзор полностью

Игры@mail.ru

В целом можно сказать, что обновленная система PvP, прокачка артефакта и даже походы по подземельям в Легионе устроены таким образом, что получить доступ к этим вещам можно моментально, но по-хорошему разобраться в них и освоить на высоком уровне - займет бездну времени. И в этом - весь Легион. Чем дольше в него играешь, тем больше он готов дать: вдруг открываются скрытые сюжетные квесты, вдруг замечаешь тропинку...

Читать обзор полностью

GameAwards

World of Warcraft: Legion – это действительно настолько масштабное дополнение, в котором за считанные дни испытаешь и пройдёшь далеко не всё, потому что это попросту невозможно. У вас уйдут не просто недели, а целые месяца увлекательных приключений. Думаю, любому фанату World of Warcraft и так понятно, что движок игры устарел и даже покрылся пылью, поэтому графическую составляющую спасает исключительно гениальная работа дизайнеров.

Читать обзор полностью

Игромания

World of Warcraft: Legion настолько велико, что испытать за считанные дни все на себе просто невозможно. Нужны недели и месяцы. А в ближайшее время игроков ждет еще ряд контент-патчей: в частности, рейд «Изумрудный Кошмар» будет открываться по частям в течение двух месяцев, а вместе с ним в игру придут эпохальные версии подземелий. Не пожалейте времени, чтобы увидеть все своими глазами. Оно того стоит!

Читать обзор полностью

Отзывы игроков «World of Warcraft: Legion» (15)

    Валентин

    Игра понравилась, в отличии от других дополнений в ней очень много всего, это ж и понятно. Грубо говоря после потерь 3 млн подписчиков из-за дренора близы впали в состояние «берсерка» вот теперь имеем легион. Возможно это даже самый лучшее дополнение которое было за всю его историю. Хотя есть 1 минус -это огромный фарм конечно, в вове он всегда был, но в этой дополнение его уж очень много).

    Ответить
  1. Валентин

    Самый дурной аддон из всех. Игра затягивает и в целом имеет много интересного, однако жесточайший бездумный фарм убивает все. Фарм в пандах был в разы меньше. Если есть желание играть несколькими классами — готовтесь к аду! Прокачка артефакта, профессий, гарнизона для одного персонажа требует огромного количества времени. Если двое персонажей — времени потребуется вдвое больше, трое в три раза и т.д. Без прокачанного артефакта ты никто и играть невозможно, отвертеться от прокачки артефакта не получится, отвертеться от прокачки оплота не получится… будет жесточайший фарм ресурсов, силы артефакта и прочего. Игра превратилась в жесточайший фарм без какого либо удовольствия, убито очень многое. Порог вхождения новых игроков поднят до невозможности, прокачка легкая до 110 уровня, но без прокачки артефакта эти 110 просто мясо. Если у вас нет времени уделять этой «игре» минимум 6-8 часов в день просто нет смысла в нее играть, скорее всего вы ничего в ней не достигнете в так называемом «хай левел» контенте.

    Ответить
  2. Алексей

    Вов это не варкрафт и даже не его продолжение. Зайдя впервые в эту игру, первым впечатлением для меня стало разочарование. Далее стало просто смешно. Безусловно это стало игрой для маленьких детей. Скучные и однообразные квестики. Сюжет извращён донельзя. Иллидана зачем то сделали врагом и в 40 тел забили в каком то непонятном рейде. Не думал что эльфы крови так похожи на женщин. Кель…кровавый маг, один из моих любимых персонажей тоже стал каким то врагом и его тоже забили. Король лич обмельчал и потерял ту сильную историю, благодаря которой большинство игроков полюбили когда то варкрафт 3. А что сталось с моим любимым персонажем, самым сильным и могучим воином с двумя топорами и верным спутником-медведем, Рексаром? Мне бы и в страшном сне не приснилось то что его сделали никем и хуже того каким то жалким соратником какого то вонючего оплота! Это не продолжение варкрафт 3, это целиком и полностью самостоятельная игра, неплохая, очень добрая, даже немного женская и сильно детская. Вполне себе массовый продукт, но отнюдь не для контента гурманов. Как дополнение очень интересное и главное занимательное. А именно занимательность я считаю ключом к успеху любой мморпг.

    Ответить
  3. Серг

    Легион — окончательная деградация вов. Слишком быстрая прокачка приводит к тому, что как минимум 2/3 контента никому не нужны, и целые локации пустуют. Я помню время, когда прохождение даже низкоуровневого инста воспринималось, как достижение- там можно было умереть, и не раз; теперь они проходятся влёт, что просто-напросто скучно. Сюда же стоит добавить наличие сюжетной линии, которую необходимо проходить добровольно-принудительно. Но главное зло- это дейлики и фарм. Нудно, как в «линейке» с её квестами типа «соберите 200 волчьих хвостов».:)

    Ответить
  4. Ойген

    Здравствуйте, напрягает, причем очень, фарм всякой дребедени. Прокачка профессий жуть. И обязательное прохождение всей линии заданий, это уже перебор.Верните свободу, а так стало какая то диктатура. За отмену ПвП шмота) +.Теперь шансы в мире равны! да и на БГ можно покусаться. Дисбаланса кстати почти нет, или не значительный. Есть руки и сопряжение с головой, будет результат.

    Ответить
  5. Пивопьюн Ясеневый-Лес

    Та как я в основе пвпшник (впвпшник) то легион убивает пвп, он заставляет нас фармить пве шмот, рейды я перестал рейдить еще в октябре,и что это значит?Так то что у меня 872 хотя у других 900,в впвп дизбаланс ужасный как в классом плане, так и в шмоте, я знаю что дизбаланс это часть впвп но такой какой он в легионе, еще не было…Я фанат варкрафта уже много лет, они пытались убить меня такими адонами как Катаклизм,Дренор но легион вообще жуть…ПВП убито как арены, так и фан бгшек.7из10 моя оценка, просто уе*анский фарм пве.

Вступление

Это лето определенно будет горячим для Blizzard. Ведь игроки уже вовсю будут сражаться в новом шутере Overwatch, а также дождутся, наконец, запуска шестого по счету дополнения для WoW. Legion был анонсирован 6 августа 2015 года, в ноябре 2015 начался альфа-тест, а совсем недавно (13 мая) стартовало бета-тестирование. Для тех, кто уже не играет в WoW, Охотник на демонов и вторжение Пылающего Легиона в Азерот могут стать очередным поводом вернуться в игру.

Мало кто поспорит с тем, что Иллидан - один из любимейших героев мира Warcraft. Теперь у игроков появится возможность, о которой многие из них мечтали годами - играть в WoW персонажем, похожим на знаменитого ночного эльфа-отступника, стать частью иллидари (элитный отряд Иллидана).

Сегодня хотелось бы поговорить об основных нововведениях в WoW: Legion. Потому сознательно упустим изменения текущих классов, в трансмогрификации, профессиях и системе достижений. Их много. Отдельно стоит выделить повышение максимального уровня до 110-го (ранее максимальным был 100-й), а вот об остальном - более подробно.

Охотник на демонов

Большинство классов WoW - обычные путешественники, но Рыцарь смерти, а теперь и Охотник на демонов, названы Blizzard героическими. С момента появления Рыцаря смерти прошло уже почти 8 лет, игроки долго ждали как появления героического класса, так и Охотника на демонов. И вот теперь он наконец-то появится в игре. Охотник на демонов имеет две специализации - танкование (отмщение) и ближний бой (истребление). В качестве оружия использует боевые клинки, что характерно для привычного нам образа:

Из особенностей класса стоит выделить следующие:

Непревзойденная маневренность

Двойные прыжки, парение в воздухе с помощью крыльев.

Метаморфоза

Мгновенная телепортация (для бойцов) и защитные ауры (для танков).

Призрачное зрение

Обнаружение невидимых игроков и NPC.

Рыцарь смерти был довольно популярным и мощным классом на момент ввода, затем последовали нерфы, но и сейчас он остался одним из самых любимых классов для многих игроков. Будет ли таковым Охотник на демонов? Кстати, игроки, решившие поиграть за него, начнут игру с 98 уровня (на Расколотых островах).

Артефакты невообразимой силы

С введением легендарного оружия исполнится еще одна мечта игроков и поклонников серии Warcraft - играть в WoW персонажем, обладающим знаменитым артефактом (и речь не о «Мече Тысячи Истин»). Это не означает, что ранее не было особого оружия, наоборот, его довольно много. Однако, новые артефакты и задания на их получение можно сравнить с историей Артаса и Фростморна. Что создает особую связь между игроком и полученным оружием, наполняя вас гордостью и даруя ощущение крутости. Магам со специализацией «Огонь» удастся получить Фело"мелорн (меч Солнечных Скитальцев, перекованный, а затем потерянный Кель"тасом):

Кроме того, получение артефактов связано с необходимостью сражения с ордами Пылающего Легиона. С этим оружием можно будет производить множество различных манипуляций - делать мощнее, открывать новые свойства и прочее:

В общем, с ним связано много контента в WoW: Legion, осваивая который, вы создадите оптимальное оружие под свой стиль игры. Довольно интересно.

Оплоты классов и защитники

Как и легендарное оружие, оплоты (своеобразная база, где вы можете вербовать защитников для сражения с Пылающим Легионом) уникальны для каждого класса. Вот как выглядит оплот для мага:

Оплот необходимо развивать, если вы хотите получить усиления для своего класса и защитников. Защитников же можно посылать на задания на Расколотых островах.

Сюжетная линия и Изумрудный сон

Основным источником новых поворотов сюжета станут события на Расколотых островах, там, где начнет свое вторжение Пылающий Легион. Важную роль сыграют Андуин, Майев, Иллидан и Сильвана, но отдельно стоит выделить таких персонажей, как:

Кадгар

Не смог помешать вторжению в Азерот Пылающего Легиона, теперь ищет способ закрыть портал.

Гул’дан

Это он добился открытия портала в Азерот, после чего Пылающий Легион начал свое вторжение.

Находится в Валь’шаре, где распространяется проклятие Изумрудного кошмара.

Изумрудный Сон - место, созданное титанами, в котором можно увидеть истинный внешний облик Азерота (без изменений, которые внесли разумные расы). Но и это место не смогло уберечься от внешнего влияния и превратилось в Изумрудный кошмар. Там проявляются все страхи разумных существ во время их сна. Во время событий WoW: Legion оскверненное Древо Жизни Шаладрассил распространяет Изумрудный кошмар в Валь’шаре.

Изумрудный Кошмар - новый рейд:

Боссы Изумрудного Кошмара:

Расколотые острова и изменения, связанные с ними

Расколотые острова - еще один континент, а значит добавятся новые зоны:

Это место ключевых событий и средоточие контента в в WoW: Legion. С Расколотыми островами связаны вышеупомянутые артефакты и оплот, а также новые подземелья, рейды и 10 новых локальных боссов.

Новые подземелья:

  • Аметистовая крепость
  • Крепость Черной Ладьи
  • Квартал Звезд
  • Чаща Темного Сердца
  • Око Азшары
  • Чертоги Доблести
  • Утроба душ
  • Логово Нелтариона
  • Катакомбы Сурамара
  • Казематы Стражей

Новые рейды:

  • Изумрудный Кошмар
  • Цитадель Ночи

Помимо вторжения Пылающего Легиона, на Расколотых островах вас ждут различные монстры и прочие опасности. Тут вам предстоит отыскать столпы созидания, чтобы спасти Азерот от гибели.

А еще, как вам новые загрузочные экраны?

Обновленное PvP

В WoW: Legion разработчики взялись за PvP основательно. Изменения глобальные и их довольно много. Вот самые важные, на наш взгляд:

PvP-экипировка:

  • В PvP-зонах характеристики вашего снаряжения аннулируются.
  • Вы получаете набор параметров в зависимости от специализации.
  • Бонусы комплектов не действуют, однако будет работать артефакт (еще один повод его улучшать)
  • Все еще есть небольшой коэффициент влияния на характеристики в PvP, в зависимости от уровня ваших предметов. Но он будет намного меньше, чем раньше.
  • Способ получения PvP-экипировки будет изменен (за очки чести и и завоеваний нельзя будет ее купить). Сейчас новая система получения дорабатывается.
  • Таким образом, ваша эффективность в PvP теперь меньше зависит от экипировки и больше - от правильности ваших действий.

Очки чести и завоеваний:

  • Теперь за очки чести и завоеваний нельзя купить PvP-экипировку.
  • Введены уровни очков чести (максимальный - 50):

  • Очки чести можно заработать, достигнув максимального уровня и сражаясь в PvP-зонах (до капа вы будете накапливать только опыт).
  • Накапливая очки чести, вы получаете различные награды и что самое важное - открываете таланты чести:

  • Они являются дополнением к обычным талантам и открываются в ходе повышения уровня очков чести.
  • Достигнув максимального уровня, можно сбросить очки чести, повысив престиж и получив дополнительные награды:

  • Таланты чести работают только в PvP-зонах (или при бое с другим игроком).
  • Они также различаются у классов и специализаций.

Помимо этого, в разработке две новых арены. Так что игрокам будет где зарабатывать очки чести и опробовать обновленное PvP. А как вы оцените такие изменения в PvP?

Итог

WoW: Legion запустится в конце лета (30 августа) и тогда стоит ждать более подробных обзоров и выводов. Пока лишь можно сказать, что обещанные нововведения кажутся весьма ностальгическими не только для поклонников WoW, но и Warcraft в целом. Фильм «Варкрафт», который удастся совсем скоро посмотреть, добавит еще пару искр в огонь ностальгии, который определенно станет результатом заполненных серверов в конце августа. Все как обычно.

Разработчик и издатель: Blizzard Entertainment.
Жанр: онлайн-RPG.
Похожие игры: Neverwinter.
Платформы: Windows, Mac.
Минимальные системные требования: Win 7 32, Core 2 Duo E8500 или AMD Phenom II X3 720, 2 ГБ ОЗУ, GeForce GT 440 или Radeon HD 5670, или Intel HD Graphics 5000, 45 ГБ на жестком диске, выход в интернет.
Рекомендуемые: Win 10 64, Core i5-3330 или FX-6300, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 750 Ti или
Radeon R7 260X.
Возрастной рейтинг: 13+.

О пользе сна и реакции эльфов на пробуждение

Нет, не рассчитывайте здесь увидеть «Ведьмака 3» или даже Pillars of Eternity . Все проще: отныне прохождение квестовых цепочек – важный показатель вашего успеха в игре, наряду с уровнем персонажа или золотовалютным запасом. Хотите купить броню из последнего сезона – пройдите кампанию своего класса. Хотите нанять больше соратников – проходите квесты. Нужны ресурсы на апгрейд базы – выполняйте задания. И лучше сразу проститься со стереотипом, что все цепочки вы пройдете за пару вечеров. Сессионность – это прекрасно, но в некоторых квестах придется ждать по 8 часов реального времени – и это не предел.

Зато заданий действительно много, они складываются в длинные истории, где есть все, что мы любим в RPG: эпичность, динамика, неожиданные повороты, чувство причастности к судьбе вселенной. Началось все с нового вторжения Пылающего Легиона в Азерот и попытки Гул’дана проникнуть в гробницу Саргераса – некогда главы этого самого Легиона. Лучшие герои мира бросились помешать орку-колдуну, но их ждал полный разгром. Тогда, предвидя катастрофу, стервозная стражница Майев «спустила с цепи» охотников на демонов – и это дало временную передышку.

Дальше последней надеждой Азерота назначают лично вас и поручают сбор всяких легендарных артефактов – Столпов Созидания. А заодно разгадку тайны Кирпича, упавшего с небес и несущего в себе послание из Космоса: «Оживите Иллидана, он же такой классный!» И вы спросите: а как так все самое интересное поручают одному вам, если в WoW одновременно играют тысячи людей? А вот так: все эти эпические задания вы будете проходить в одиночку при поддержке разве что ботов. Мультиплеер в Legion – развлечение строго опциональное, на любителя.

Несмотря на продуманную фабулу, сольная игра протекает в полусне. Формально автоподстройка баланса следит, чтобы сила монстров подходила под уровень игрока. На деле в битве вы даже не теряете здоровье, и я взял максимальный 110 уровень, даже не вытащив все скиллы на панель интерфейса. Не изменились и задачи: все так же добежать до отмеченной области и что-то сделать по инструкции дневника. Мне скажут: ничего нового на движке WoW уже не придумаешь, все давно испробовано. Три раза «ха»! Посмотрите, что творят дизайнеры на движке стратегии, и какой там ювелирный баланс. Просто создателям Legion запретили, чтобы у игроков возникала даже тень мысли, что с каким-то заданием могут возникнуть затруднения. И даже миссии вроде освобождения Эксодара, где нет сложности, просто есть свобода маневра – это редчайшие исключения, лишь подтверждающие догадку, что могли, но не захотели.

Безусловно, миссии не однотипны и увлекают. Это могут быть красивые полеты в виде светлячка по эльфийскому лесу, побег из ада в духе Dark Souls или уроки рунописи в затерянной во времени эльфийской академии. Проблема в другом: здесь нет игры. Потому что игра, не только компьютерная, но любая – это когда прилагаешь усилия и получаешь награду. Первое обязательно определяет второе. Порвать пасть дракону, совершить что-то невообразимо сложное и получить за это красивую ленточку – нормально для игры. А вот всякое «поговори с Кадгаром, чтобы стать ЛИ-ГИН-ДАР-НЫМ!! героем» только коробит, и такую фальшь хочется поскорее забыть. Квесты Legion – потрясающе сбалансированная жвачка для мозга. Они не достаточно интересны, чтобы надолго оставить приятные воспоминания, но и не достаточно скучны, чтобы очередной кусочек сюжета воспринимался как награда за их прохождение. В новом дополнении довольно много роликов, но эффекта не получилось – вы и так, и так чувствуете себя зрителем перформанса.

Наконец, возрастной рейтинг снова перепутали с целевой аудиторией, и тертые в боях герои ведут себя как 13-летние подростки. За час игры я дважды участвовал в атаках «непобедимой» армады Орды, и дважды это заканчивалось провалом, зато Орда как-то успела поссориться с Альянсом. В другом месте наблюдал, как герои темных эльфов, уже не раз отбивавшие Легион за последние 10 000 лет, обленились, обнаглели и в припадке истерии по одному отдались в руки какому-то третьесортному демоническому миньону. И уж совсем не поддаются счету бесконечные «Ва-ха-ха! Я вас всех убью!» и «Вы опоздали, Азерот падет!», всякие «рояли в кустах» с убегающими «из последних сил» боссами и просто недосмотры, когда один квест по смыслу противоречит другому. А что? Так всегда и было в WoW . Просто раньше сюжету не отдавалась центральная роль.

О серийном производстве и профсоюзах

Все же козыри у WoW есть, и потому игра еще жива. Автоподстройка сложности имеет шанс на будущее – достаточно Blizzard ввести уровни сложности по аналогии с героическим режимом подземелий. А если она соберется с силами и прикрутит автоподстройку ко всем локациям, подземельям и рейдам мира Warcraft ? Это же будет просто бомба!

Дальше трудно избежать иронии, ведь в Legion все герои одного класса пользуются одинаковым «уникальным» оружием. То есть вам поминутно говорят, что ваш кинжал (посох, лук) ну просто насквозь легендарный – и тут же заставляют крутиться в обществе других игроков с точно таким же оружием – ну не маразм ли? Эти два новшества – оплот класса и классовое оружие – по определению несовместимы, неужели никто на этапе альфа-теста этого не заметил?

По существу же классовое оружие – очередная ампутация старых механик. Раньше все строилось по проверенным законам жанра: вы шли в подземелье, убивали босса, получали новую мощную «пушку» – и это дарило то чувство «I"ve got a power!», за которое мы любим все виды RPG. Отныне цепочка удлинилась. Начинаем с квестов, через пару десятков оных получаем реликвию, которая дает «опыт» артефакта. Еще и еще собираем реликвии – и, наконец, нам разрешают выбрать «особенность» оружия. Открываем красивое окошко, видим как будто даже дерево прокачки. Но присматриваемся к предлагаемым бонусам – и там лишь скромные численные прибавки: +6% урона таким-то скиллом, +5% лечения другим. Серьезно: это все, что мы можем улучшить, после нескольких часов игры? При том, что активно используется десяток умений, а значит нужно в десять раз больше «особенностей» ради 5% прибавки к DPS или HPS. Вы издеваетесь?

Да и не в цифрах дело, а в том, что прокачка не ощущается в бою никак: не влияет на тактику, не прибавляет индивидуальности вашему стилю игры, не создает ощущение возросшей мощи героя, не придает даже какой-то визуальной эффектности. Жертва ради баланса? Но ведь в ранних версиях WoW были таланты, ускоряющие каст магии, снижающие стоимость или кулдаун скиллов, повышающие силу крита сразу на 10% или даже дающие новые эффекты прежним скиллам – и с балансом все было в порядке. Да зачем вообще такой баланс? Уж лучше Diablo 3 с ее фейерверком эффектов – это хотя бы весело.

Но Legion идет дальше и удаляет «символы», введенные в аддоне Wrath of the Lich King . Зачем? Они и были-то чуть ли не декоративными. Но хоть какую-то гибкость давали. Объяснений нет. Вот такое дополнение за ваши деньги: одну механику ввели – две убили. Не спрашивайте, чем занимаются теперь начертатели – ввести заглушку в виде очередных «рун», дающих численные бонусы в рейде, не проблема.

И раз уж мы о числах. В окне героя я насчитал их всего девять. По сути же имеет значение только одно – уровень предметов. Можно прямо так и говорить: «Сила моего героя 795». Так вообще бывает в MMORPG? Вы можете себе это представит даже в ролевом экшене или MOBA? Причем неожиданно находишь предметы с интересными бонусами, вроде «+N к скорости передвижения», но где это отображается и каков реальный бонус, никак узнать нельзя. Стоит ли удивляться, что сотни тысяч игроков мечтают об открытии серверов ранних версий WoW ? Взгляните на калькулятор талантов Burning Crusade – да это просто божественное откровение на фоне нынешних бутафорских правил.

Да, касательно правил-однодневок – их действительно много. Есть «знание об артефакте», ускоряющее прокачку оружия. Есть «таланты чести», предназначенные для PvP. Но в это уже не веришь: ну поднимется Та Самая Главная Цифра до 850 или даже 853 – и что это изменит в геймплее?

О попытках летать рожденного ползать

Графика у WoW в лучшем случае удручающая и едва ли может конкурировать даже с играми десятилетней давности. Собственно, о проблемах с графикой я еще в обзоре Mists of Pandaria в 2012 году, с тех пор в мире сменилось поколение консолей, а WoW остался там же. Вопрос даже не в технологиях, а в дизайне – он зауряден и тосклив. Оскверненные земли Запределья – это фонтан красок, безумие, космос. Оскверненные локации Legion – это груда черных булыжников в ядовито-зеленых пятнах. Нордскол – это десятки совершенно разных зон, объединенных темой севера и холода. Расколотые острова – это никак не связанные леса, горы и руины.

Есть и другие причины, почему к WoW поначалу надо привыкать. Оставим даже морально устаревший интерфейс, где нельзя перетаскивать окна, а в сумке подолгу ищешь нужный предмет. Хуже, что дизайн доспехов надоел: меняются модели лишь у наплечьев и шлема, у остальных элементов – только текстуры. Поэтому в принципе нельзя создать волшебницу в костюме как у Джайны или воина в доспехах как у Гарроша. Идем дальше: монстры бегают к вам сквозь текстуры, а в других случаях вы не можете их атаковать, поскольку якобы их «не видите». Контактникам вечно нужно подгадывать дистанцию, а стрелкам – выделять каждую цель, и не дай Бог она оказалась за спиной!

Да, это все наследие эпохи, когда лаги из-за плохого интернета были опаснее условностей управления, но сегодня в WoW эти «костыли» удручают. И вот Blizzard вводит новый класс – охотники на демонов. Они быстро бегают, высоко прыгают, планируют на крыльях и смотрят сквозь стены. Вводить такой класс было рискованно, но играть за него чертовски весело – вы чувствуете свободу и драйв, как будто играете в слешер. Добавьте сюда агрессивный внешний вид «под Иллидана» и образцовую кампанию-пролог – и становится ясно, почему едва ли не каждый второй на Расколотых островах – крылатый эльф с горящими глазами.

Словом, хотите получить удовольствие от Legion – создайте охотника на демонов, проходите квесты и пореже смотрите в окно статистики. Играть прочими классами – сплошная боль от фич-ката, да и вряд ли вы захотите пройти те же миссии другим героем второй раз.

Радости:

  • Колесо истории Азерота набирает скорость.
  • Охотником на демонов стоит сыграть.

Гадости:

  • Чувствуется моральное старение игры.
  • Ни квесты, ни битвы не бросают вызов игроку.
  • Ключевые механики продолжают отпиливать.

Оценка: 6,0.

Legion ничем не удивил и ничем по-настоящему не порадовал. Старые фанаты зайдут сюда посмотреть на знакомых героев, смахнут ностальгическую следу и через месяц забудут о WoW до следующего аддона.

Благодарим Blizzard Entertainment за предоставленный ключ игры.

Сказ о том, почему именно ВЫ – главная фигура в Азероте, как одолеть демонов, и почему Legion - лучшее дополнении в двенадцатилетней истории игры.

Отправить

Blizzard неоднократно подчеркивали, что - их главное дополнение. Мол, оно самое большое, самое интересное и самое важное с точки зрения вселенной. Для создателей самой долгоиграющей MMORPG это и правда очень серьезное заявление, ведь « » - седьмой по счету из крупных контентных паков, каждого из которых игрокам хватало на пару лет. Тем более что на сегодняшний день, когда сам жанр переживает не лучшие времена, WoW чувствует себя вполне комфортно. Перед выходом дополнения количество игроков с активной подпиской вновь сильно подскочило. И это тогда, когда других MMORPG с платной подпиской уже попросту не осталось. Все это дает основания сказать, что день релиза «Легиона» - главный день для жанра во всем 2016 году.

Итак, Пылающий Легион вернулся в Азерот. Причем если раньше мы сталкивались с экспедиционными силами, то теперь перед нами регулярная армия. Никогда еще угроза не была такой серьезной. Для сравнения скажем, что Король-Лич с его армией нежити был лишь производной Легиона, а вообще все беды начинались именно с демонов. Даже павший титан Саргерас, кажется, жив, а его всегда считали главным антагонистом во вселенной.

Чтобы показать серьезность ситуации, нам показывают грандиозное поражение объединенных сил Азерота. Король Альянса зверски убит, вождь Орды умирает от ран на наших глазах, Верховный паладин, переживший сражение с Личом, в муках отдает Свету душу. А это - лишь начало местной «Игры Престолов». По ходу сюжета погибнуть предстоит многим, кого игроки помнят еще по стратегиям Warcraft.

Для сражения с силами зла Свету требуются только самые могучие герои. Тут-то Blizzard и показывает, насколько красиво умеют работать ее сценаристы. Этими самыми героями оказываемся мы с вами. Мы, которые одолели самого Смертокрыла, спасли Пандарию, уничтожили армии Нежити и разрушили планы Железной Орды. Нас уже посылали командовать экспедиционными силами на Дреноре, но теперь ставки куда выше. Нам предстоит стать по главе… Во главе чего-то очень важного, потому что каждый класс получил собственную историю.

Выбрали Рыцаря Смерти - приготовьтесь занять место командующего силами Черного Клинка и воскресить могущественных героев прошлого в виде четверки Всадников Апокалипсиса. Играете за Шамана? Отправляйтесь прямо к Водовороту просить помощи у сил Земли. Любите магов? Ваш час пробил - героя нарекают верховным магом возрожденного Ордена Стражей Тирисфаля. Причем в услужение к вам попадет глава стаи Синих Драконов, архимаг совета Даларана и один из первых магов людей - Мэрил Буря Скверны.



Недостает эпичности? Загляните к паладинам. Здесь мы примем из холодеющих рук Тириона Фордринга чуть ли не самое мощное вселенной и титул верховного лорда заодно. От сцены посвящения в Соборе Света челюсть начинает медленно сползать на пол. Понятно, что таких верховных лордов рядом будет бегать целый Даларан, но какая разница? Разве вся эта легендарность того не стоит?

Вместе с новой должностью нам достается и новый дом. Для каждого класса припасли свой. Если паладины живут в величественном Соборе Света, то маги забрались на самую высокую башню Даларана и устроили там небольшой Хогвартс. Друидам досталась просторная поляна, воины вообще вальяжно расположись в Валхалле.Оплоты круто выглядят, а развивать их предстоит с помощью привычных еще с «Дренора» механик. Собрали соратников, отправили их на задание, потратили специальные ресурсы. Этот процесс не стал веселее, а некоторые миссии длятся до 20 часов. Напоминает искусственное растягивание времени игры. Да, появилось мобильное приложение-компаньон, позволяющее отправлять соратников и вербовать учеников пряма с экрана телефона, но и оно не отменяет главного - копаться во всем этом все равно скучновато.Каждая специализация получила свой уникальный артефакт. Те же паладины «Воздаяния» теперь бегают с «Испепелителем - мощнейшим оружием в истории игры. Маги огня позаимствовали клинок Кель’Таса Солнечного Скитальца, ну и все в таком духе. Артефакт отныне предстоит прокачивать вместо самого персонажа. Нам время от времени будут выдавать специальные предметы, повышающие силу артефакта. Еще есть реликвии, которые можно вставлять в особые гнезда. Внутри артефакта есть системы талантов и умений. Выбирать нужно с умом, потому что на поздних уровнях прокачки потребуется очень много силы. Можно изменить и внешний вид артефакта. За некоторыми особо редкими «скинами» придется побегать.




Сама прокачка проходит тоже не совсем привычным образом. Есть классовая кампания, а есть четыре зоны Расколотых Островов. Первую придется проходить в любом случае, а вот цель посещения каждой зоны - найти Столп Вечности, важный предмет, с помощью которого можно одолеть демонов. Проходить зоны можно в любом порядке. Уровень существ автоматически подгонят под ваш.

Вся история подается очень красиво и элегантно. Каждую локацию предваряет «преквест», а то и полноценный сценарий. Венчает историю подземелье. В итоге нам очень последовательно и плавно рассказывают основные истории - как в хорошей одиночной игре. Если вам нравится вселенная Warcraft и вы, как и мы, ждали подробностей о ключевых аспектах этого мира, то удовольствие гарантировано. Никогда еще истории не рассказывали так складно. Множество красивых роликов, яркие персонажи, драматичные или смешные истории - всего этого в игре очень много.




Азсуна - разрушенное царство ночных эльфов, которые не пережили Раскола из-за своей королевы Азшары. Тень королевы часто нависала над нами - кажется, все 12 лет истории игры. Мы одолели многих ее приспешников, но саму королеву впервые увидели лишь здесь. Эту злобную нагу явно приберегли в качестве рейдового босса, и мы будем только рады наконец «поговорить» с ней по душам.

Штормхейм - очень живописная осенняя локация. Здесь живут драконы, призраки и врайкулы - громадные прародители современных людей. Еще здесь можно найти самые неоднозначные квесты. В одном из них мы выполняем довольно много сложных и длинных заданий, чтобы в конце вместо награды нас обозвали тлей. Другой - история местных дружелюбных совухов, которых безжалостно истребляет дракон, с которым они хотели подружиться. Одним словом, будьте осторожны: некоторые задания тут могут показаться довольно жестокими.

Крутогорье - родина местных тауренов. Здесь мы узнаем историю их борьбы с племенем дрогбаров. Локация получилась самой слабой как в плане сюжета, так и картинки. А жаль: могло бы получиться неплохо.

Замыкает квартет Вальшара - родина братьев Иллидана и Малфуриона. Это живописные эльфийские леса, захваченные порчей Изумрудного Кошмара. Тут мы примем участие в последней битве одного из ключевых персонажей вселенной и повстречаем самого старого синего дракона.



Есть и еще одна, пятая локация. Речь идет о Сурамаре - городе эльфов, запечатанном на 10 000 лет. Показать тех самых эльфов, но измененных под действием магии ночного колодца, было отличной идеей. Купол пропал, а вокруг потрясающей красоты города раскинулись безжизненные руины. Этот контраст лишь подчеркивает положение жителей Сурамара. Выглядит это и правда потрясающе. Blizzard сделали без сомнения самую красивую локацию в игре.

Заключив соглашение с Легионом, ночнорожденные, по сути, подписали себе смертный приговор. Мы видим, как самый прекрасный город эльфийской культуры умирает, а за красивыми фасадами виднеются страх и угнетение. Здесь-то и начинается самое интересное. Сурамар - полноценная квестовая зона, в которую мы попадаем уже после прокачки. То есть, эти задания - высокоуровневый контент, который заменил привычные ежедневные задания, и это лучшее, что есть на 110-м уровне. Заданий очень много, награды выдают хорошие, а погружаться в историю погибающего города действительно интересно.


Вообще, квесты здесь абсолютно везде. Мы проходим квесты, чтобы попасть в локацию, проходим квесты, чтобы получить рецепты для профессий, проходим квесты, чтобы добыть экипировку, причем это совершенно не плохо, ведь привычные вещи стали куда интереснее.


Впрочем, без обычных повторяющихся квестов тоже не обошлось, хотя и их подают в довольно необычной форме. Время от времени на карте островов появляются задания самого разного толка: здесь нужно перебить гарпий, тут засел опасный монстр, а там зовут принять участие в битве питомцев. Видов таких активностей, как и самих активностей, невероятно много. Повторяются они тоже редко, при этом награды выдаются довольно ценные. Можно получить хорошую экипировку, можно отхватить ресурсы оплота, а можно достать усиление для артефакта. Если выполнять квесты в определенных локациях, то дадут и сундук, необходимый для повышения репутации. Она, в свою очередь, даст возможность летать над Расколотыми Островами. Вот такая непростая схема, призванная продлить пребывание игроков в Азероте.


Нет, обычные для максимального уровня активности тоже никуда не делись. Подземелья диво как хороши. Дадут побывать на корабле-призраке, посетить Валхаллу и логово самого Смертокрыла. Мировые боссы опасны, но благодаря кросс-серверной системе найти на них рейд очень легко. Сами рейды только появились в игре. Первый из них, «Изумрудный кошмар», предлагает посетить территорию, о которой игроки мечтали с самой классики.

Профессии тоже изменились. Кроме того, что многие рецепты теперь получаются с помощью квестов, докачиваться до предела отныне нужно лишь для горстки схем. Ювелиры делают меньше камней и больше украшений. Начертатели отныне занимаются лишь косметическими символами, зато научились писать скабрезные любовные романы. Инженерия - лучший способ быстро путешествовать по Расколотым островам с помощью планера. При этом из новых рецептов ничего особенно путного в нее не добавили.

Напоследок осталось рассказать про охотников на демонов. Этот класс все ждали очень давно, и вот он - появился во всем великолепии. Эти ребята круто выглядят и обладают потрясающей мобильностью. Они парят на крыльях, умеют моментально сокращать расстояние или, напротив, удирать. Еще и начинают они сразу на 98 уровне с персональной драматичной цепочки заданий, которая сопровождается эпичными роликами. Одним словом, класс явно удался, вот только из-за того, что все бросились их прокачивать, начать прохождение «Легиона» лучше с привычного класса - будет проще и найти группу, и попасть в хорошую гильдию.

Что тут скажешь: если кто-то будет говорить вам, что MMORPG мертвы, отправьте его покорять Расколотые Острова. В следующий раз этого человека вы увидите еще очень нескоро. А если серьезно, то ловите момент - перед вами действительно лучшее и главное дополнение в истории игры.

Новое на сайте

>

Самое популярное