Домой Ягоды Развлекательные игры по английскому языку. Развивающие игры на уроках аглийского языка. Игра в карты

Развлекательные игры по английскому языку. Развивающие игры на уроках аглийского языка. Игра в карты

На первый взгляд может показаться, что слова «взрослый» и «игра» совсем не совместимы в одном предложении. Но это мнение ошибочно, так как взрослые очень даже любят играть. Поэтому если вы будете применять игры в учебном процессе на уроках английского языка, то ваши взрослые студенты ответят вам огромной благодарностью. Во-первых, потому что урок будет веселее, интереснее и увлекательнее, а во-вторых, потому что вы сможете совмещать таким образом полезное и приятным, принося больше плодов в изучении английского языка.

Особенности

По большому счету, выбор игр для взрослых должен базироваться на индивидуальных особенностях и предпочтениях конкретного студента. Некоторые люди более открытые и креативные, с легкостью вживаются в новые роли и выполняют творческие игровые задания. Другие предпочитают более серьезную атмосферу на занятии, чувствуют себя несколько замкнуто и сковано, но и к ним также можно найти подход. Отлично, если тема и суть игры связана с работой или увлечениями студента, ему известно что-то по данной тематике. В отличие от игр с детьми, здесь не нужно применять двигательную активность — достаточно одной лишь умственной деятельности. Игра должна быть обязательно веселой и увлекательной, если вы видите, что студентам неинтересно, лучше поскорее прекратить ее. Убедитесь, что правила игры предельно понятны, для этого можно записать их на доске либо в чате.

Ролевые игры

Это наиболее распространенные и действенные игры, так как их легко адаптировать под любую тематику урока. Представьте и опишите ситуацию, в которой студентам нужно будет играть роль другого человека. Таким образом, можно строить диалоги при работе в парах, строить дискуссии при групповой работе, а также придумывать мини-презентации при индивидуальной работе со студентом. Для большей реалистичности придумывайте иностранные имена, которыми студенты должны называть дуг друга во время игры. Во время таких игр очень хорошо прорабатывать новую лексику. Можно написать, например, список слов, которые нужно использовать в ходе игры.

Амнезия

Это также очень популярная игра среди взрослых студентов. Здесь студентам на лоб прикрепляются бумажки с именами известных личностей . Они, задавая Yes/No вопросы, должны угадать, кто же они. Таким образом можно изучать и закреплять вокабуляр на описание внешности и характера, действия и привычки, тренировать построение вопросов и ответов на них. В эту игру можно играть как в группе, так и вдвоем. При занятии онлайн можно загрузить несколько фотографий и по очереди выбирать одну известную личность, загадывать ее в уме, в то время как другой студент или преподаватель тем же опытным путем должен угадывать данную личность.

Шляпа

Эта игра несколько похожа на предыдущую, но она рассчитана на игру в парах и также стимулирует соревновательный интерес. Суть игры состоит в том, чтоб доставать из шляпы (настоящей или воображаемой) бумажки с названиями предметов или именами людей, профессий и т.д. и описывать их друг другу, пока партнер не угадает. Какая пара угадает больше слов, та и выиграла. Было бы здорово придумать своеобразный приз победителю, чтоб игра была логично завершена. Эту игру можно применять для активизации лексики как по конкретной тематике, так и для развития навыков говорения вообще. Эта практика хорошо влияет на развитие спонтанной речи и беглого говорения .

Hangman

Это известная игра, похожая чем-то на «Поле чудес». Здесь зашифровано слово, которое нужно угадать, подставляя буквы. При назывании неправильной буквы как бы выстраивается «виселица» элемент за элементом, и если, использовав все попытки, человеку все же не удается отгадать слово, выстраивается полностью вся виселица, и он проигрывает. Звучит, может, немного жутковато, но тем не менее это хороший способ тренировать смысловую догадку, запоминать «spelling» английских слов и просто закреплять лексику по определенной теме.

Кроссворд

Многие люди любят отгадывать кроссворды на родном языке, поэтому им, скорее всего, понравится отгадывать их и на английском языке. Это вид лексической игры. Можно подобрать кроссворд по определенной теме и, читая студентам определения слов, попытаться разгадать его. Можно и составить его самим, например, вписать некоторые ответы в кроссворде и оставить некоторые слова пропущенными. Тогда студентам нужно по очереди придумывать определение тех слов, которые уже вписаны в его вариант кроссворда таким образом, чтоб партнер угадал. Делать это нужно по очереди, пока весь кроссворд не будет разгадан.

Футболка

Для этой игры нужно нарисовать футболку, а внутри нее разные даты, мена или другие слова. Все эти слова являются данными об одном из студентов. Остальные в группе или его партнер должны угадать, что значат все эти слова. Например, «30, London, football etc.» Студенты должны задавать вопросы, пытаясь отгадать, что значат эти данные: «Is your birthday on the 30th of July? Have you studied in London? Do you like playing football? etc». Эта игра способствует более близкому и очень ненавязчивому знакомству между студентами в группе или между студентом и учителем, помогает установить более крепкие связи и теплые отношения и, конечно же, тренирует навык построения вопросов.

Как видите, игр на уроке английского языка может быть великое множество. Если разумно подходить к вопросу планирования урока английского языка и использования в нем игр, то можно подобрать что-то по вкусу практически для каждого человека, не зависимо от его возраста, профессии и увлечений. Всех объединяет английский язык и желание весело его выучить.

Большая и дружная семья EnglishDom

Учитель предлагает назвать все предметы по какой-либо теме на соответствующую букву. Кто назовет больше, тот и выигрывает.

    Буквы-карточки

Преподаватель распределяет по 3-4 картинки между учащимися, на которых изображены известные им предметы. Затем называет букву, а ученики должны поднять соответствующие карточки на этот звук, букву. (Можно, как вариант, усложнить игру. Преподаватель поднимает картинки, не называя их. Учащиеся должны назвать слово и поднять соответствующую букву). Выигрывает тот, кто раньше других останется без карточек.

    Телеграммы

Учитель пишет на доске слово. Каждый ученик должен придумать телеграмму (одно, два предложения), в которой первое слово начинается с первой буквы написанного на доске, второе - со второй и так далее.

    Буквы рассыпались

Пишется слово крупными буквами, затем разрезается. Дети должны собрать его. “Ребята, у меня было слово, но оно рассыпалось. Помогите мне собрать”. Выигрывает тот, кто быстрее соберет. (Как грамматический вариант этой игры, можно использовать разрезное предложение. Такой способ очень эффективен при обучении построению вопросов, отрицаний на различные времена)

3. Лексические игры для изучения английского языка

    Вычеркни лишнее слово

Учитель предлагает разные карточки по 4-6 слов. Учащийся должен найти одно лишнее, которое не завязано с другими по теме. Например, cow, dog, wolf, sheep, cat, horse - the odd word is wolf - не относится к теме «Домашние животные».

    Что пропало?

Перед детьми раскладываются предметы по определенной теме. Затем учащиеся закрывают глаза, один из предметов убирается. «Close your eyes. Open your eyes. What is missing?» (можноводящимназначатьребенка)

4. Грамматические игры (grammar games)

    Напиши «мой глагол» правильно

Преподаватель на доске или карточках пишет несколько предложений, например, по теме Present Continuous. В местах, где должны стоять вспомогательные и смысловые глаголы, ставятся пропуски (смысловой глагол в форме инфинитива). Учащиеся должны заполнить пропуски. Но, предварительно дав 4 детям карточки «is, am, are, ing», которые ходят и проверяют правильное написание предложений. Например: «Ты не забыл меня использовать?» Здесь дети должны не только подобрать нужное слово, но и поставить его на соответствующее место.

    Прятки на картинке (предлоги места).

Учитель предварительно подбирает картинку с изображением любого помещения. Один из учеников «прячется» в этой комнате, например, under the table. Записывает свое место на листочке и отдает учителю. Дети пытаются отгадать, где бы он спрятался. Тот кто угадывает, становится водящим.

    Это мое место

Эта игра очень эффективна при изучении различных времен и построении предложений. Каждому играющему выдается карточка с одним из членов предложения (I, do, at home, in и так далее). Учитель говорит предложение на русском, а дети должны, соответственно, стать в нужном порядке.

5. Игры, на развитие навыка аудирования

    Угадай, кто пришел

К доске выходит один ученик, ему завязываются глаза. Другие дети из класса по очереди к нему подходят и здороваются, спрашивают как дела, знакомятся или отрабатывают другие лексические темы. Водящий должен узнать, кто с ним разговаривает сейчас по голосу.

    Детские рисунки

Учитель должен заранее дать задание на дом, например, нарисовать свою комнату или семью, игрушки, книги. Все зависит от изучаемой темы. На следующем уроке рисунки прикрепляются к доске (можно использовать не все, а 3-4). Преподаватель рассказывает про одну из картинок, а учащиеся должны угадать, чей рисунок описывается.

6. Подвижные игры, так или иначе, связаны с лексическим, грамматическим или фонетическим материалом.

    Слушаем команду

Например, игра может быть направлена на отработку предлогов. В таком случае ее лучше проводить с каким-либо предметом, например, стульчиком. Учитель называет команду и предлог, а дети выполняют: on the chair, under the chair и т.д.

    Читаем карту

Детям заранее раздаются пустые графы - таблицы. Весь класс делится на две команды. По очереди один из участников подбегает к карте, находит там нужное название и записывает в листочек. Та команда, которая быстрее справиться с заданием, выигрывает.

    Будь внимателен.

Каждому участнику раздается карточка с определенным словом. Дети сидят в кругу. Учитель называет одного изребят. Как только учащийся слышит свое слово, он должен встать, пробежать круг и вернуться на свое место. Те, кто проворонил свою очередь, выбывает.

7. Игры на развитие навыка говорения

    Цепочка

Учитель начинает рассказ, говорит первое предложение. По цепочке дети продолжают. (Например: I get up at 7 o’clock. I take a shower. I have breakfast….)Усложнить игру можно так: каждый последующий ученик повторяет и все предыдущие предложения, а в итоге - последний должен рассказать целую историю. Еще один вариант цепочки: каждое последующее предложение начинать с последнего слова предыдущего.

    Сочиняем рассказ.

Участники получают предложения, написанные на карточках, они читают его самостоятельно, осмысливают, никому не показывают. Учитель говорит первое, а остальные, согласно логической последовательности, должны вставить свое. В конце читается весь рассказ правильно.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста можно часто использовать игры на уроках английского языка. Для среднего и старшего звена лучше включать некоторые элементы. Ведь помните - детям, конечно же, нравится играть, но постепенно они должны переходить к самостоятельной деятельности, умению читать учебник и находить там информацию, использовать все доступные ресурсы. Поэтому лучше найти золотую середину между игровыми уроками и учебной деятельностью. Тогда и детям будет не скучно, и они овладеют соответствующими навыками.

This is my nose
Детям нравится исправлять ошибки других.
Показываяруку, учительговорит: ”Oh, something is wrong with my foot!”
Ученикисправляет“with your hand!”
Ноучительпродолжает:” I don’t hear, something is wrong with my nose!” (показывая на ухо, например).
Дети смеются и исправляют.
Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно – он становится ведущим.

How many pages?
Учитель приносит несколько интересных книжек. И спрашивает:
- How many pages are there in the book?
(Pupil 1): There are three hundred and fifty pages.
- No, less.
(Pupil 2): Three hundred.
- Less.
(Pupil 3): Two hundred and fifty.
- More.
(Pupil 4): Two hundred and eighty.
- That’s right.

Угадавший получает право первым посмотреть книгу.

Pantomime
Игра на закрепление лексики “Утро школьника”.
Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.
Учитель: Guess what each pupil is doing.
Pupil 1: This boy is doing his morning exercises.
Pupil 2: That girl is washing her face.
Pupil 3: This boy is putting on his red scarf.

ит. д.

Family
Выбираем ведущего и группу из 5-6 учеников.
Ученик-ведущий выходит из класса, а учитель говорит каждому из группы, кто будет исполнять какую роль (мать отец, сын и т.д.).
Дети начинают чем-либо заниматься.
Возвращается ведущий и, глядя на группу учеников, отвечает на вопросы учителя: Who are they? What are they doing?

Clothes
Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском.
Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет.

Who is the first?
Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита.
Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета.
Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв.
Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение.
Победитель тот, кто справится с заданием первым.

My aunt went to town
Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town and bought… словом., обозначающим предмет школьного обихода или одежды.
Pupil 1: My aunt went to town and bought a book.
Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag.
Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler.

Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.

Time
Дети разбиваются на две команды. Игра имеет несколько вариантов.
1. Берут макет часов со стрелками, которые легко двигать.Передвигая стрелки, учитель по-очереди спрашивает учеников из обеитх команд What time is it now? За каждый правильный ответ команда получает один балл.
2. Учитель начинает рассказ, но не заканчивает последнее предложение. Например, I have a friend. Her name is Anna. She gets up at…. И ставит стрелки на 7 часов. Ученик повторяет последнее предложение и заканчивает его словами seven o’clock in the morning . Если он ошибается, команда получает минус. Выигрывает та команда, игроки которой допустили меньше всего ошибок.
3. Учитель стаит стрелки часов на 7:15 и просит каждого сказать, что он делает в это время. Ответымогутбытьтакими: I open the window and do my morning exercises at 7:15. My mother lays the table at 7:15.
4. С помощью макета часов можно повторять или закреплять употребление глаголов в прошедшем или будущем времени. Учитель
, передвигая стрелки , спрашивает : What did ypu do yesterday at half past four? What will you do on Tuesday at a quarter to 5? Crossing the river
На доске схематично изображен ручей . Две команды переходят через него в разных местах по камушкам, условно обозначенным квадратиками (по 10 квардатов на каждую команду). Чтобы наступить на камень, в каждый квадрат надо вписать слово из пройденной темы.
Если слово написано неправильно или не соответствует теме, команда пропускает ход.
Выигрывает та команда, которая быстрее переберется через ручей.

Игра №1. Зоопарк.

Описание игры:

Для игры "Зоопарк" необходимо нарисовать животных, вырезать их. Сделать плакат - зоопарк, с клетками для животных. На каждой клетке написать название зверей по английски.

" В зоопарке случилась беда! Открылись все клетки и животные сбежали! Help! Help, please! Помогите! Помогите, пожалуйста! Мы поможем разыскать зверей и посадить их в свои клетки?" Дети должны найти для всех зверей свою клетку.

Цель игры:

Закрепить лексику по теме "животные", прививать интерес к изучаемому предмету.

Игра №2. Что пропало?

Описание игры:

Для игры "Что пропало?" необходимо разложить на столе школьные принадлежности (или можно сделать рисунки и повесить на доску).

Дети становятся вокруг стола, запоминают предметы, затем отворачиваются, закрывают глаза. Ведущий убирает один из предметов и говорит "What is missing?" (Что пропало?). Ученики поворачиваются ищут недостающий предмет, первый кто увидел называет предмет на английском. (Например: Pen is missing.). Эту игру можно проводить на любую изучаемую тему (числительные, животные, цвета и др.)

Цель игры:

Закрепить лексику по изучаемым темам, продолжить работу по развитию внимательности,прививать интерес к английскому языку.

Игра №3. "Не зевай-ка, без ошибок выполняй-ка!"

Описание игры:

Для игры "Не зевай-ка, без ошибок выполняй-ка!" дети становятся около своих столов. Ведущий называет глаголы движения по-английски (например: run - бегать, jump - прыгать, swim - плавать, и т.д.). Дети выполняют соответствующие движения, те которые неправильно выполнили, садятся на свое место. Игра заканчивается, когда останутся самые внимательные. Игру можно провести под музыкальное сопровождение. Эта игра может заменить, необходимую на каждом уроке, физ минутку.

Цель игры:

Повторение слов по теме "глаголы-движения", продолжить развитие внимательности.

Игра "What is your name?".

Описание игры:

Заранее сделайте карточки с именами детей на английском языке. На уроке раздайте карточки, попросите запомнить свою карточку.Затем соберите карточки, перемешайте их и разложите на столе. Пусть дети подойдут и найдут каждый свою карточку.Разрешите взять им свою карточку и вернуться на свои места.

Цель игры:

Научить детей написанию своего имени, распознавать его среди других.

Игра "Бони - обманщик".

Описание игры:

Наденьте на руку бумажного клоуна Бони. Скажите, обращаясь к детям: "Бони - обманщик. Он любит говорить неправду. Сейчас я стану называть количество предметов на столе, а затем спрошу Бони, сколько предметов он видит на столе. А вы решите, говорит он правду обманывает".

Укажите на три цветка и скажите: I see (three) flowers. Пусть дети убедятся, что на столе - три цветка. Спросите, обращаяськБони: How many flowers do you see? Бони: "I see two flowers!" Скажите детям: "Ну вот видите, Бони _ обманщик".

Продолжайте задавать вопросы Бони, пусть он обманывает, а дети его исправляют, считая предметы на столе.

Цель игры:

Закрепление числительных, развивать внимательность у детей, прививать любовь к изучаемому предмету.

Игра "Draw and guess!" (Нарисуй и отгадай).

Описание игры:

Преподаватель тихо каждому ребенку говорит, что ему нужно нарисовать (мебель или одежду):

Draw a pillow, please. (Нарисуйподушку, пожалуйста).

Draw jeans, please. (Нарисуй джинсы, пожалуйста).

После того как рисунки готовы, дети по очереди показывают остальным свою работу и спрашивают: What is it? (Что это?).

Другие игроки пытаются угадать, что это и спрашивают, например: Is it a dress? (Это платье?).

После того как рисунок угадан, свой рисунок показывает другой ребенок.

Цель игры:

Закрепление лексики по темам одежда, или мебель, развивать внимательность у детей, прививать любовь к изучаемому предмету.

Игра "Do like me!" (Делай как я!).

Описание игры:

Преподаватель показывает действия и произносит команды. Дети выполняют команды за преподавателем.

I wash my face! Do like me! (Я мою лицо! Делай как я!)

Затем преподаватель только называет команды, не показывая их. Дети выполняют команды. После этого выбирается ведущий из детей, он становится перед группой детей и говорит команды. Можнопоказыватьследующиедействия:

I wash my face, hands, eyes, ears, nose, lips, head. (Я мою лицо, руки, глаза, уши, нос, губы, голову.).

I brush my teeth. (Ячищузубы.)

I comb my hair. Ярасчесываюволосы.)

I have a shower. (Я принимаю душ.)

I take a soap . (Я беру мыло.)

I turn off the tap. (Я закручиваю кран.)

I wipe my hands. (Я вытираю руки.)

Цель игры:

Поможет детям закрепить названия частей тела, лексику урока и некоторые команды.

Игра "Relay-Race." (Эстафета).

Описание игры:

Дети делятся на две команды и становятся в две цепочки друг за другом. Капитаны команд (первые в цепочке) держат "волшебные" палочки-указки. По команде учителя"Show me a ..." (например: Show me a clock!), первые игроки каждой команды подбегают к картинке, находят названный на ней предмет и показывают указкой, произносят его название по английски, бегут обратно к своей команде и передают "волшебную палочку" следующему игроку, а сами становятся последними в цепочку. Следующие игроки находят и называют этот же предмет. побеждает та команда, все игроки которой первыми нашли часы на картинке и вернулись обратно. Игру можно усложнить, предложив каждому игроку свое слово.

Цель игры:

Поможет детям закрепить лексику урока и некоторые команды, развивает внимательность у детей.

Игра "Magic Sack" (Волшебный мешочек) .

Описание игры:

В красиво украшенный мешочек кладут предметы к теме (например, макеты фруктов). Ребенок просовывает руку в мешочек, на ощупь определяет, что он взял, и называет предмет по английски. после этого вытаскивает его и показывает всем остальным. Дети определяют, угадал или нет игрок, произнося "Yes" или "No".

затем предмет кладется обратно, а мешочек предлагается следующему игроку.

Цель игры:

Помочь запомнить лексику заданной темы, развивать внимательность и прививать интерес к изучаемому предмету.

Игра "Broken telephone" (Испорченный телефон).

Описание игры:

Дети садятся цепочкой. если группа больше 8 детей, то делятся на 2 команды, и каждой команде достается по одному слову. Преподаватель говорит на ухо одному ребенку изучаемое слово или фразу, дети по цепочке передают его на ухо сидящему рядом игроку. последний в цепочке должен назвать громко и правильно слово или фразу, которое сказал преподаватель. Если слово сказано неправильно, проверяется кто в цепочке ошибся. Педагог просит повторить это слово правильно. Игра продолжается с другим словом.

Цель игры:

Помочь детям запоминать слова, фразы и правильно произносить их, развивать внимательность и понимание английской речи.

Игра "Ball" (Мяч).

Описание игры:

Преподаватель тихо, но четко произносит слово к иллюстрации (например Egg- яйцо) и бросает мяч ребенку, который ловит его и громко произносит услышанное слово. Если слово названо правильно, преподаватель просит: "Show it to me" (Покажи его мне).

Ребенок подходит к картинке, ищет и показывает изображенное там яйцо. Преподаватель называет следующее слово и игра продолжается.

Цель игры:

Запомнить лексику урока, развитие внимательности у учащихся.

Фонетические игры:

Цель : постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

1) Playing Airplane . [ v ]

Вы когда – нибудь играли в «самолётик»? Наверное, вы расправляли руки, словно крылья, слегка наклонялись вперёд – и вот вы уже летите. Маленькие англичане тоже любят играть в эту игру. Но вместо звука [ж], они говорят звук . давайте поиграем в «английский» самолётик:

The plane is travelling up in the sky

vvv – vvv – vvv.

Moving so fast and ever so high

vvv – vvv – vvv.

Over the land and over the sea

vvv – vvv – vvv.

But we always come back in time for tea

vvv vvv vvv .

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки. Стих может говорить только учитель, а ученики произносить звук , но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

2) Go, my little pony, go! [ ou ]

Вы когда – нибудь видели пони? Конечно же, да. В Англии очень любят пони. Вот почему, когда маленькие англичане играют, они часто представляют, что играют с пони. Они даже придумали особый стишок, чтобы лошадка быстрее бежала:

Go , my little pony , go !

Go! Go! Go!

Go, my little pony, go!

Go ! Go ! Go !

Gallop , pony , gallop , go !

В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки.

3) Monkey Talk . [ð]

Мне кажется, что вы все очень хорошо можете изображать маленьких обезьянок – как они строят рожицы, как они болтают. Обезьянки в английском зоопарке разговаривают по – английски. И когда они произносят звук [ð] они очень стараются – так стараются, что показывают посетителям свои язычки. Рассерженная обезьянка на всех кричит: «They , they , they », а учёная обезьянка разговаривает как поэт: «Thee ,Thee , Thee »:

Little monkey in the tree

This is what he says to me,

They, they, they

Thee, thee, thee”.

Monkey jumps from limb to limb

While I chatter back to him:

Thee , thee , thee

They , they , they ”.

Стих может говорить только учитель, а ученики произносить слова “Thee , thee , thee , They , they , they ”, но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

Лексические игры :

1) How many pages? Цель: тренировка числительных больше 20 . (III )

У учителя на столе всегда лежат много красивых книг. Однажды он спрашивает у детей, показываю на одну из книг: - How many pages are there in this book ?

Дети пытаются отгадать: - There are …

2) Champion Game . Цель: закрепление лексики по теме урока, тренировка памяти.

Начинаяигру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто – то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык II :

· Семья (уроки 10 - 18) – I have got a mother, a father, an uncle, an aunt ...

· Кемтыхочешьбыть (уроки 19 - 25) – I want to be a driver, a doctor, a pilot…

· Игрыиспорт (уроки 55 - 62) – I like to play leap – frog, hide – and – seek, volleyball…

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык III :

· Food (уроки 28 - 38) – I’d like to eat an apple, sweets, bananas, a cup of tea…

· Clothing (уроки 64 - 74) – Yesterday I bought a pair of shoes, a pair of boots, a hat, a cap, a sweater…

3) Let s draw a picture . Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Каждому ученику нужно заранее приготовить лист, расчерченный на 20 клеток. Учитель называет слова по изученным темам (не только существительные, но и прилагательные, и глагола, и даже словосочетания). Ученики должны зарисовать! каждое слово, которому соответствует своя клетка. Затем учителем называется номер клетки, а задача учащихся – с помощью своего рисунка «восстановить» слово.

Верещагина И . Н , Притыкина Т . А . Английский язык III (People in the family, Daily life, Food, Holidays):

My mother’s daughter, go to school, sports ground, five o’clock, play chess, birthday, a box of sweets, eggs, take a shower, read books, ice – cream, husband, parents, get up, teeth, breakfast, a cup of coffee, have a party, a present, celebrate.

Грамматические игры :

1) Hide – and – Seek in the Picture. Цель: тренировка употребления предлогов места.

Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) «прячется» где – нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, «ищут» его на картинке. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, можно хором прочитать присказку:

Bushel of wheat, bushel of clover;

All not hid, can’t hide over.

All eyes open! Here I come.

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык II (Где твои игрушки? ( уроки 44 - 54)):

- Are you under the bed?

- Are you behind the door?

- Are you on the chair?

- Are you in the box?

2) Act as you say. Цель : тренировка употребления Present Continuous.

Задание заключается в выполнение команд с комментариями. Играют по 3 ученика: 1 – отдаёт команду, 2 – выполняет и говорит, что он делает, 3 – описывает действия второго.

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык III (Daily life (уроки 14 - 23)):

1 – Play volleyball. 2 – I am playing volleyball. 3 – He/ She is playing volleyball.

1 – Wash your face. 2 – I am washing my face. 3 – He/ She is washing his/ her face.

1 – Do exercises. 2 – I am doing exercises. 3 – He/ She is doing exercises.

3) Magic Box . Цель: закрепление употребления изученных временных форм.

В яркой коробке у учителя лежат карточки. Дети вытягивают по одной карточке. Задание: необходимо составить рассказ (можно шутливый), используя глагол, написанный на карточке, во всех известных временных формах. Учитель вытягивает карточку первым и выполняет задание в качестве примера. По возможности все действия могут быть иллюстрированы мимикой, жестами.

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык III :

- Take a shower!

I take a shower every day. I am taking a shower now. But I didn’t take a shower yesterday because I went for a walk with my dog and came home late. Tomorrow I will take a shower because I will do exercises.

Первыми отвечают сильные ученики. После выполнения своего задания, они могут помочь более слабым ученикам или взять ещё карточку и выполнить задание письменно.

4) Theatre . Цель: тренировка образования утвердительной, вопросительной, отрицательной форм изученных времён.

Класс делится на две команды. Каждому члену команд раздаются карточки – роли с составными частями предложения. С помощью этих «ролей» участники задают вопросы соперникам, соперники отвечают на них, выстраиваясь в ряд и образуя предложение.

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык III :

time

do

At

what

you

go

to

school

?

Орфографические игры:

1) The Comb . Цель: закрепление изученной лексики, развитие орфографических навыков.

Класс делится на 2 – 3 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.

m a r a t h o n

o n a u u o r o

t i b g e l a v

h m b u s i n e

e a i s d d g m

r l t t a a e b

y y e

2) Invisible Words. Цель: развитие орфографических навыков.

Выбирается ведущий. Его задача - написать слово, но слово он «пишет» рукой в воздухе. Задача остальных - записать слова в тетрадях. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова.

3) Remember the Words . Цель: формирование навыка орфографической памяти.

Учащимся предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

4) Let s Count Alphabet . Цель: контроль усвоения алфавита.

Учитель предлагает позаниматься математикой. Но цифры здесь заменяются буквами. У каждой буквы есть свой порядковый номер (согласно алфавитному порядку). Чтобы правильно решить примеры, нужно подсчитать порядковые номера букв. Ответы тоже должны быть в виде букв.

C + R =? 3+18=21 C + R = U

Речевые игры:

Аудитивные игры:

1) Clap Clap . Цель: развитие навыков семантизации лексики на слух, развитие памяти.

Учитель называет слова по изученной теме. Учащиеся должны делать хлопок после каждого слова. Если же называется слово из другой темы – хлопка нет.

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык II :

· Игры и спорт ( уроки 55 - 62):

Volleyball, basketball, hockey, tennis, leap – frog, grey bird , hide – and – seek…

· Семья ( уроки 10 - 18):

Grandmother, grandfather, uncle, teacher , sister, brother…

2) Which is the picture is? Цель: развитие навыка аудирования.

Заранее учитель даёт детям задание нарисовать к следующему уроку игрушки, которые есть у них дома и где они находятся. На следующем уроке 3 – 4 рисунка прикрепляются к доске. Учитель описывает один из рисунков. Ребята слушают и должны определить, о каком рисунке идёт речь.

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык II (Где твои игрушки? ( уроки 44 - 54)):

I have got many toys. I have got a big grey elephant. My elephant is on the chair. I have got a small blue – and – white parrot. It is in the box. My sister has got two dolls. They are under the table.

3) Good morning . Цель: развитие навыка аудирования.

К доске выходит 1 ученик и поворачивается спиной к классу. Учитель жестом показывает на одного из учеников и он говорит водящему: «Good morning , Kolya ». Водящий, узнав голос одноклассника, отвечает: «Good morning , Masha ». Теперь Маша становится водящее и игра продолжается. Для того, чтобы труднее было отгадать, ученики могут менять голоса. На самых первых уроках используются фразы приветствия и прощания. На продвинутом уровне, это могут быть микродиалоги:

- Hello, Masha! How are you?

- Hello, Kolya! I’m fine. Thank you.

Говорение:

1) Last Word Chain . Цель: развитие навыков монологической речи, навыков построения логически связного высказывания.

Для начала игры учитель произносит первое предложение. Следующий ученик должен придумать предложение, которое начиналось бы с последнего слова предыдущего предложения. Если ученик затрудняется, он пропускает ход, и ход переходит к следующему ученику:

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык II (Где твои игрушки? ( уроки 44 - 54)):

I have got a cat.

The cat is grey.

The grey cat is under the chair.

The chair is near the table.

The table is in the room.

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык III (Holidays (уроки 42 - 45)):

I like Christmas.

December is in winter.

Winter is my favourite season.

The season I don’t like is autumn.

2) Make a story . Цель: формирование связного монологического или диалогического высказывания и активизация соответствующих навыков и умений.

Каждый участник получает карточку с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать его другим участникам или записывать – он должен его запомнить. На это даётся 2 минуты. Затем карточки собираются, и учитель читает рассказ. Играющие прослушивают его, а затем каждый из них в соответствии с логикой построения по очереди называют своё предложение. Сильным ученикам достаются более сложные предложения, а слабым более простые.

Верещагина И.Н, Притыкина Т.А. Английский язык III (Nature (уроки 91 - 93)):

AT MY GRANDFATHER’S

My sister and I enjoy living in the country. We usually spend our summer holidays at our grandfather’s. He lives and works in the forest - he is a forester. He lives in a small house. He has a garden.

Different plants grow in his garden. It’s very beautiful there. There is a lake near the house. The lake is full of fish. Near the lake there are high green hills and large fields. A lot of different flowers grow in the fields. The forest is full of mushrooms and berries. Different birds and animals live on the hills and in the forest. Grandfather knows and loves them all. He knows a lot of things about animals: where they live in winter and in summer, what they eat, what they like to do, how they teach their children and play with them.

He knows all about birds, too. When a bird is singing he can say what bird it is. In winter, when there is not much food in the forest, he gives the birds something to eat.

Grandfather likes .the forest. He always says that the forest is full of wonders.
We like to listen to grandfather’s stories about the forest’s won ders

В этом обзоре будет представлено описание развивающих игр для школьников. Перечень и их особенности.

Это одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии ребенка. Психологи и социологи давно занимаются изучением игрового процесса.

Именно при помощи этого времяпрепровождения можно лучше понять ребенка, понять его внутренний мир, выяснить, что его беспокоит.

Вес игр в развитии языковых знаний просто бесценен. Во время игры ребенок легче усваивает материал, который ему подается.

Учителя лучших мировых институтов проводят « » со своими студентами, давая им задания на сообразительность, саморазвитие.

Итак, какие же стоит выбрать, если стоит задача изучить английский в игровой форме.

GameZone

Десятки простых, понятных игрушек про , которые позволяют продолжить изучать английский язык на всех уровнях.

Однако имейте в виду, что этот сайт базируется в Великобритании и соответствует другому набору лингвистических правил, чем те, которые установлены в американском английском.

А значит, он подойдет приверженцам классической формы образования.

Vocabulary.co.il

Эта серия игрушек на лексику охватывает гамму материала от элементарного до среднего уровня знаний в школе.

Power Words

PBS’ WordGirl и ее приятель, Капитан Хагги, готовы сразиться лицом к лицу против самых зловещих граждан прекрасного города.

Пользователи сами выбирают для себя подходящий курс действий.

Выбор неправильного слова означает, что злодеи смогут победить на одном из участков.

LearnEnglish Kids

Британский Совет представляет набор супер крутых игр, охватывающих различные элементы английского языка.

Лучшие из всех, они поощряют совместные развлечения между друзьями, братьями и сестрами, особенно надеясь, что старшие дети смогут помогать младшим в учебе.

Funbrain Words

Игры и занятия Funbrain должны проходить между детьми и их родителями или учителями, а не в одиночестве.

Эти занятия практикуют , грамматику, и словарный запас, и также помогают выучить алфавит в американском языке жестов.

Vocabulary at ManyThings.org

Для взрослых и студентов ESL и EFL, этот сайт помогает оттачивать свои навыки с помощью обычного (но эффективного!) теста.

Слово карабкается вверх, а, в случае ошибки, палач сбрасывает его вниз.

Учителя особенно любят использовать это упражнение в старших классах. Это дополнение к формальным урокам.

ESL Fun Games Online

Подходит для всех возрастов и уровней квалификации, этот сайт также предоставляет массу печатных материалов для использования в классе.

Также с помощью этих материалов появляется способность развить проницательность в другие научные дисциплины.

С таким количеством занятий по орфографии, лексике и грамматике, любой учащийся, вероятно, найдет себе что-нибудь по душе.

Dora’s Alphabet Forest Adventure

Герой любимого детского телевидения Дора-исследователь знакомит детей дошкольного возраста с азами английского алфавита.

Оба уровня ESL/EFL и уроки с носителями языка дают возможность извлечь выгоду из ее уроков.

Она ведет ребят через тропические джунгли. Они собирают информацию обо всех буквах, которые они должны выучить.

EnglishClub материалов работают над оттачиванием произношения, грамматики и лексики через знакомую деятельность. Опять на помощь приходит палач, когда слова путаются.

Старшие школьники и взрослые, в частности, считают, что это невероятно полезные добавки на их уроках.

Spelling & Word Relationships at Arcademic Skill Builders

При помощи этих упражнений младшие дети учатся правильному написанию, а также тому, как слова сочетаются друг с другом благодаря захватывающим игра в стиле аркады.

В игре им встречаются иностранцы, быстрые автомобили, и животные.

Студенты даже не замечают невероятно простую анимацию!

Lord of the Flies

Идеально подходит для продвинутых студентов, которые хотят подтянуть свои навыки ESL/EFL. Она направляет своих последователей к литературному канону, она прививает любезность.

Если бы в мире развлечений вручалась Нобелевская премия, она бы точно получила ее в области литературы.

Пользователям придется пережить ситуации, описанные в палящем аллегорического романе Уильяма Голдинга, и, только в самом конце они смогут забрать свои многочисленные призы.

Word Games at Games for the Brain

Может ли программа английского языка для взрослых быть в форме развлечения? Это приложение для желающих помочь новичкам в общении с носителем языка.

Нужно просто опираться на набор эклектичных слов. Для многих эта игрушка может показаться сложной.

Большинство проблем касаются орфографии и лексики. Кроме того, на сайте есть упражнения на скорость чтения и скорость набора текста.

Scholastic серия детского сада охватывают различные навыки, необходимые для успеха в грамотности и понимании прочитанного.

Нежная собака-поводырь с носителями соответствующего возраста передают свои знания посредством рифмы и буквенного соответствия.

Grammar Ninja

Как дети на уровень выше, они узнают все больше и больше частей речи для того, чтобы проходить дальше.

Бросая звезды на неправильные слова, пользователи заставляют их взрываться. На самом деле это довольно весело, даже для взрослых.

Word Games at Merriam-Webster

Классическая аркада, как Эрудит, загадки, поиск слов, кроссворды.

Она абсолютно идеально подходит для взрослых, которые оттачивают навыки ESL/EFL.

Они занимаются с учениками или носителями языка. Она подходит для тех пользователей, которые желают улучшить свой словарный запас.

Большинство этих интерактивных материалов предназначены для воспитания грамотности в средних школах и колледжах.

Эта игра может обеспечить навыки орфографии, лексики.

Пользователи учатся рассказывать истории и другие необходимые языковые навыки искусства. Она подходит для широкого диапазона возрастов и уровней мастерства.

Прямо сейчас, Spellerz, учит слова (и как они пишутся!) сначала для семиклассников, а потом уже и для аудитории постарше.

Еще одна отличная остановка для старшеклассников и взрослых учащихся. Word Games представляет нам упакованные новыми поворотами знакомые имена.

Снова на арену выходит «Эрудит», а также другие, менее яркие примеры.

Некоторые даже предполагают многопользовательский режим для конкуренции с друзьями и пользователями со всего мира.

Этот разработчик создал более 50 серий с участием речи и последовательностей.

При помощи этого сайта можно привлечь много различных типов учеников.

Некоторые мероприятия даже черпают вдохновение из популярных онлайн-шоу, таких как «Кто хочет стать миллионером?».

«Харкорт» предлагает большой выбор сортов грамматики для третье- пятиклассников. Также она подходит для студентов, изучающих английский язык в качестве первого, второго, или третьего языка.

Уроки, в основном, сосредоточены на разных частях речи и структуре предложения.

Мало того, упражнения часто появляются в рендомном порядке.

Возрастной диапазон - от 4 до 7 или от 7 до 11 лет.

Дети могут открывать в соответствующие примеры, основанные на грамматике, орфографии, лексике и других необходимых навыках чтения.

Как и в большинстве детских игр, перечисленных здесь, этот материал отлично подходит для студентов из других дисциплин, для которых изучение английского языка является второстепенным.

Материалы подготовлены носителями языка.

Этот проект является частично инициативой профессор Гарфилда.

Эти игры перемежаются комиксными вставками, которые должны быть заменены в правильном порядке.

Она подойдет для молодых студентов, нуждающихся в том, чтобы узнать о последовательности в рассказе.

Ринг предлагает забавное времяпрепровождение с некоторыми знакомыми лицами.

Проект подойдет для детей, которые уже знают алфавит. Они смогут прокатиться на поезде и проявить свое умение складывать буквы в правильном порядке.

Это простой и понятный урок в алфавитном порядке, который действительно может заложить основу для сильной грамматики и навыков организации дальнейшей жизни.

Ищете ли вы развлечения о лексике, орфографии, истории, или же вам нужны уроки по словесности, на iKnowthat.com вы найдете единомышленников. Тут есть родители, учителя и студенты.

Сайт даже предоставляет бесплатные рабочие листы для возможности автономного обучения и развития.

Подходит для детсадовцев. Максимальный возраст пользователей – пятиклассники. Этот сайт бросает им вызов.

Тут они могут применить свои знания в области орфографии и грамматики. Далее они переходят к более сложным заданиям.

Программа не только может оказывать помощь в реализации основных языковых способностей, она также укрепляет понимание прочитанного.

Fisher-Price представляет простую азбуку в виде животных. Как и многие игры, направленные на самых маленьких зрителей, перечисленные здесь, это работает очень хорошо для малышей.

Именно с нее стоит начинать знакомство маленького умника с английским языком. Его можно выбрать как основной или иностранный язык.

Играйте с вашими детьми. Так вы больше узнаете об их внутреннем мире и об их увлечениях. А также вы поможете им в развитии.

Игры на английском языке 2 класс

Игры на английском языке для школьников

Игры на правила чтения:

1. Игра “Капитан Флинт”:

Дети читают цепочку слов на доске. Каждое слово – риф, который можно обойти, если прочитать слово правильно. Капитан ведет команду через рифы, т.е. читает слова, а ребята хором повторяют их. Если капитан ошибается, корабль получает пробоину. Капитану бросают спасательный круг (хором читают слова правильно), но после этого капитаном становится другой ученик. И так до тех пор, пока не найдется капитан, способный обойти все рифы.

2. Игра Лепим снежную бабу :

Учитель “бросает” первый “снежок” (называет слово, например bag ).Дети “катают снежный ком”, по цепочке называя слова, которые читаются по данному правилу: map , lamp , black , cat и т.д. Мы катим 3 снежных кома (каждый на разное правило чтения), и “Снежная баба” готова.

Игры по аудированию.

Цели: - научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

Научить учащихся выделять главное в потоке информации;

Развивать слуховую память учащихся.

Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры , в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы.

Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.

Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задание к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными.

Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по английскому языку, придуманные самим учителем или учениками. Главное, на наш взгляд, превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру.

1. ЧЬЕ СОЛНЫШКО ЯРЧЕ?

КАПИТАНЫ команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.

2. КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЦИФРЫ.

Представители ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.

3.ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ.

Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например :

1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)

2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)

3. It is very big and grey. (an elephant)

4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

4. ВЕСЕЛЫЕ ХУДОЖНИКИ.

У ченик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела:

Draw a head, please.

Draw a body, please.

Draw a tail , please .

Если рисунок получился, команда получает пять баллов.

5. ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ.

Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.

6.СОСТАВЬ ФОТОРОБОТ.

Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

Ведущий : I can’t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall/ Her hair is dark. Не r eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.

7. SEASONS .

Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например :

It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.

Учащиеся пытаются отгадать : Is it spring ? Is it winter ?

Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.

8.ИГРЫ-ЗАГАДКИ.

Учитель: У меня есть хорошие друзья. Это особенные друзья. Они пришли к нам из сказок. Вы их тоже знаете, а вот сможете ли угадать, о ком я рассказываю?

- I have a friend. Не is a small boy. Не can read, write and count, but not well. He can run and jump and play. He cannot draw and he cannot swim. / Незнайка /.

- I have a friend. Не is a big fat boy. He cannot read and write, but he can run, sing, dance and play. He can fly! / Карлсон /

- I have a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. He cannot jump and he cannot fly. / Крокодил Гена /.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Цели:

Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

Активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

Развивать речевую реакцию учащихся.

1.УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Я стараюсь, чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным.

2.СТРЕЛЬБА ПО МИШЕНЯМ

Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т. д.

3. В МАГАЗИНЕ

На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.

P 1 : Good morning !

P 2 : Good morn ing!

P 1 : Have you a red blouse?

P 2 : Yes, I have. Here it is.

P 1 : Thank you very much.

P 2 : Not at all.

P 1 : На ve you a warm scarf?

P 2 : Sorry, but I haven`t.

P 1 : Good bye.

P 2 : Good bye.

4.СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ

В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию. Учитель: Поможем Буратино собраться в школу. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

This is a book. This is an English book. This is a very nice book

5.СОСТАВЬ СЛОВО.

Учащимся предлагается список существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех), чтобы получилось сложное существительное.

Например: Snow Foot BALL Basket

6. ЧТО ЭТО?

В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.

7.ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЖИВОТНЫХ?

Представители ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ПО ОЧЕРЕДИ ПРОИЗНОСЯТ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ:

a fox, a dog, a monkey и т . д . Побеждает тот, кто последним назовет животное.

8. СОБЕРИ БУКЕТ.

Оборудование: живые или искусственные цветы или осенние листья.

Учитель: У каждого из вас есть любимый учитель. Давайте соберем букет для него. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого цветка или листочка правильно, иначе букет быстро завянет.

Ученик : This is a red flower. This is a yellow flower .

9. ПАНТОМИМА.

Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Затем учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing . Примерные ответы ведущего: This boy is doing morning exercises . That girl is washing her face . That boy is sleeping . etc .

ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ.

Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических, и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

1.П ереведи слово.

Каждому участнику игры дается английское слово для перевода на русский язык. Ответ должен быть моментальным.

2. Собери пословицу

Ведущий читает начало пословицы, команды должны закончить ее. При правильном ответе команда получает балл.

Например:

A FRIEND IN NEED ……

IS A FRIEND INDEED.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

1. КТО ПРАВИЛЬНЕЕ ПРОЧИТАЕТ?

Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две – три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

2.ЧЬЯ КОМАНДА ЛУЧШЕ СПОЕТ ПЕСНЮ : WHAT IS YOUR NAME ?”

Команда – победительница получает пять баллов.

Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

3. НЕЗНАЙКА И МЫ.

В класс пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1.БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

2.ДЕЖУРНАЯ БУКВА

Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.

Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.

Например, преподаватель говорит: « Сегодня у нас дежурная буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «О» стоит на первом месте?»

3.ТЕЛЕГРАММЫ

Цель: развитие орфографического и лексического навыков.

Ход игры: преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе- со второй буквы и т. д.

ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С АЛФАВИТОМ

1. 5 КАРТОЧЕК

Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: учитель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами английского алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.

2.СЛОВА С ОПРЕДЕЛЕННОЙ БУКВОЙ

Цель: формирование навыка орфографической памяти.

Ход игры: обучаемым предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

3.ГДЕ БУКВА?

Цель игры: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.

Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква … читается как … . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

4. TAKING STEPS

Ученики становятся у дальней стены классной комнаты. Учитель показывает написанные на доске слова, учащиеся по очереди называют слова по буквам. Если ученик правильно называет по буквам слово, он делает шаг вперёд. Тот ученик, который первым достигнет противоположной стены классной комнаты, считается победителем.

5.WORD - BUILDING

Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова personal учащиеся могут составить слова: son

are

so

rose и т. д.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Цели:-научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

-создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца.

1. ИГРА С КАРТИНКОЙ

Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P 1 : Is the girl sitting at the table?

T: No, she is not.

P 2 : Is the girl standing?

Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

2.БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

Цель – автоматизация навыков в употреблении общих вопросов.

А. Can a boy swim? В. Do fishes live in the sea?

Can a cat fly? Do books sing?

Can a fish run? Do you live in a tree?

Can a bird fly? Does Pete go in for sports?

Can you swim ?

3. КОММЕНТАТОР

Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting . I am standing up. I am going to the window . Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, который набрал большее количество карточек.

4.WHAT DO YOU LIKE TO DO?

Цель – активизация в речи общих вопросов.

Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim ? Do you like to play football ? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

5. Любимое занятие Карлсона

Ребята, вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Передо мной картинка, на которой изображен Карлсон за своим любимым занятием. Угадайте, что он делает. Учащиеся задают вопросы: Is he playing ball ? Is he reading a book ? е tc .

6. ПОДАРКИ

Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов:

1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием составит предложения без ошибок.

7.ЦИФРЫ

Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

8.Кругосветное путешествие

В 4 классе вводится структура « There is а book on the desk », которая в дальнейшем будет встречаться довольно часто. Для прочного закрепления ее можно использовать игру «Кругосветное путешествие». Я начинаю игру, например, так:

There is a blackboard on the wall. и т.д.

Игровые упражнения для работы с лексическим и грамматическим материалом

Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.

1.ЗАПОМНИТЕ ПРЕДМЕТЫ

Учитель на столе раскладывает определённые предметы, даёт посмотреть на них детям в течение одной – двух минут, затем накрывает их бумагой и просит одного ученика назвать все предметы, которые он запомнил. Затем все ученики записывают их названия на английском языке.

2. Лесенка

Первый играющий говорит: Today I had for dinner some …” и называет что-либо съедобное, начинающееся с буквы A ”- apples . Второй ученик говорит: Today I had for dinner some apples and bananas ”, повторяя то, что сказал его товарищ, и называя слово на букву «В». И так далее, пока все ребята не выполнят условия игры. Тот, кто не смог повторить все слова, сказанные до него другими учащимися, и назвать свое слово, выбывает из игры.

Игры по определенным темам:

1. Дети встают в круг. Учитель бросает мяч одному из участников и называет слово по данной теме на русском (английском) языке. Играющий, поймав мяч, произносит слово и возвращает мяч учителю, и т.д. по кругу. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался в игре до конца.

2. Игра “Часы”:

В игре участвуют две команды. Учитель, переводя стрелки на игрушечных часах, каждый раз обращается к учащимся с вопросом: What time is it ?”. Побеждает команда, правильно ответившая на большее количество вопросов.

3. Игра “Кто самый внимательный?” (по теме “Цвета”):

Учитель раздает детям цветные карандаши. У каждого свой цвет. Учитель в беспорядке и в быстром темпе называет цвета по-английски. Ученик, у которого этот цвет, поднимает карандаш. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает тот, кто последним останется с карандашом.

4.Какой день недели (месяц) идет перед/ после:

Цель игры: Запомнить дни недели вразброс, ввести предлоги времени before , after .

Игра идет по цепочке. Начинает учитель:

-Which day is before Sunday?

-Saturday. Which day is after Tuesday?

-Wednesday т.д.

Или :

- Which month is before July?

-June. Which month is after September?

- October .

5.Прикоснись быстрее!

Цель игры: выучить части лица и тела.

Учитель просит детей встать, затем быстро командует:

- Touch your eyes! Touch your nose! Touch your ears! Touch your feet! и т . д .

Выбывает ученик, не выполнивший команду, или выполнивший ее не верно или последним. Игра заканчивается, когда выбыли все, кроме одного ученика. Он становится победителем.

Подвижная игра создает для детей благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку. Подвижные игры организуются по определенным правилам, согласно которым дети действу ют, общаются. И это общение может осуще ствляться на иностранном языке. А сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до автоматизма. На примере игр «Дождик», «Совушка», «Кошки-мышки» рассмотрим отработку отдельных звуков и речевых навыков.

«Дождик»

Цель игры: отрабатывать произношение звуков |г|,[w], [з:], умение отдавать различные команды по-английски.

Несколько детей (4 -5) надевают на голову ободки из картона, на которых изображены капельки дождя или дождевые тучки. Остальные дети начинают прого нять « дождь ».

Rain, rain go away!

Boys and girls want to play!

Дети с ободками на голове убегают и прячутся в укромном месте. Остальные поют какую-либо английскую песенку, выполняя при этом танцевальные движения, или читают стихотворение, рифмовку, сопровождая слова действиями, движениями, играют. В любой момент водящий может крикнуть " Rain ". По этому сигналу малыши с ободками на голове выбегают

из укрытия и стараются кого-то поймать. Тот, кого «намочил дождь», садится на корточки и ждет, какую команду даст ему ребенок с ободком. Выполнив задание, малыш возвращается на свое место.

«Совушка»

Цель игры: развивать речевые навыки детей, активизировать лексику ( day , night , go away . Wolves run ! Birds fly ! Fish , swim ! и т п.), закреплять умение употреблять слова во множественном числе.

Выбираются водящий и совушка.

Водящий объявляет детям: " Day ! Birds fly !" Дети «летают», подражая птицам.

Водящий: " Night !". Дети замирают на месте, как будто уснули.

Совушка вылетает из своего укрытия и забирает того, кто пошевелился.

Водящий: " Day ! Dogs jump !" Дети подражают собачкам.

Водящий: " Night !”. Дети «засыпают», а сова снова ищет жертву.

«Кошки-мышки»

Цель игры: отрабатывать речевые структуры: Where are you ? I am here .

Дети, взявшись за руки, встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Кошке завязывают глаза. Она на ощупь старается поймать мышку, время от времени спрашивая " Where are you ?" Мышка на каждый вопрос отвечает " I am here ".

Если кошка сталкивается с кем-то из детей, они предупреждают " Fire ". После того как кошка поймала мышку, выбираются другие ребята на эти роли и игра продолжается.

Эти игры могут помочь Вам разнообразить уроки. Изучите их – и Вам не придется затрачивать время на подготовку, у Вас всегда будет интересная игра про запас.

Don’t laugh, don’t smile

Загадывают любой предмет. Тренер задает вопросы типа:

  • What do (did, will, does) you (your friend) eat (for dinner)?
  • Where do you usually sleep?
  • Who is your best friend?
  • Who has helped you?

Студент отвечает, не улыбаясь, с помощью этого слова: “I ate (eat) a dog”, “A ball is my best friend.”

Трененер дает свои смешные комментарии к ответу (можно на русском): “Теперь понятно, почему все собаки сбежали из нашего города.”, или что-то подобное. Не должен смеяться только тот, кто отвечает, а чем больше будут смеяться другие, тем веселее. Темп вопросов не снижать, максимум вопросов. Добиваться быстрых ответов, уменьшая коммуникационный лаг (время между заданием вопроса и началом ответа).

Рекомендации: В эту игру можно играть бесконечно долго, отрабатывая практически все лексические и особенно грамматические темы, но, делая перерывы, чтобы у студента не было привыкания к одной игре. Можно также меняться: студент задает вопросы, учитель с группой отвечает. Можно также задавать вопросы на смесь времен, но предварительно необходимо объяснить, что ответ должен быть в том же времени, что и вопрос.

Crosses and spots

Для этой игры можно использовать карту, или просто разложить слова на карточках или картинках 3*3. Играя соблюдать принцип постепенности. Играющий накрывает место фишкой, если:

  • Назвал слово по-английски;
  • Перевел его на русский;
  • Дал 3 формы глагола (если это тема Past Ind.);
  • Составил простое предложение, например “I like horses.”;
  • Дал предложение с расширением: “I like to eat ... for dinner.”, “There is a TVset in the corner of the room.”;
  • Составил предложение в 3-м лице единственного числа, или в Present Cont.;
  • Составил вопрос (общий, специальный);
  • Составил отрицание;
  • Составил усложненное предложение с if, when, because, например “He is strong, because he does morning exercises every day.”

Рекомендации: “Crosses and spots” применимы только для студентов, которые уверенно могут играть в эту игру на русском языке, и которые безболезненно относятся к собственному проигрышу. Игра применима на любом этапе для поднятия эмоционального тона студента.

Guess a word (an action) with pantomime

Можно работать с любой лексической темой - даже с прилагательными.

Puppet-show

Отработка разговорных фраз: знакомство, приветствие, рассказ о себе, любые вопросы.

Рекомендации: Это игра для малышей и младших школьников с мягкими игрушками, изменением голоса, переодеваниями. Игра может усложняться на разных этапах. Для средних школьников дайте установку: “Вы актеры театра кукол и показываете спектакль детям в детском саду”.

Chain

Игра заключается в том, что раскладываются в цепь картинки с действиями (существительные, прилагательные, предлоги). Шагая вдоль этой цепочки, студент говорит простые предложения (можно на скорость):

  • I like apples. I like plums. I like ...
  • He is strong. He is fat. He is ...
  • He was in the park yesterday. He was in ...
  • We slept in the fridge yesterday. We ate soup yesterday...
  • We wear trousers in autumn. We wear sandals in summer...
  • He can jump in the kitchen...

Рекомендации: Эта игра применима к любой грамматической теме (He is going to ..., We’ll...) Если положить на картинку X или? - соответственно составляются отрицательные или вопросительные предложения. Если положить на картинку маркеры времени, можно отрабатывать смесь времен и разные типы предложений. Можно давать маркеры или местоимения по ходу продвижения ребенка вдоль цепочки, отрабатывая элемент неожиданности и уменьшая коммуникационный лаг. Это повышает эффективность тренинга. Чтобы повысить интерес ребенка к игре составляйте очень смешные предложения (например, можно “перепутать” времена года, местоположение, never, sometimes ...).

Трансформация

Цель этой игры - отработка скорости модификации различных грамматических конструкций. Лучше всего суть этой игры объясняется на следующем примере:

I уровень: “I clean my teeth.” -> She -> “She cleans her teeth.” -> They -> “They clean their teeth.” -> Not -> “They don’t clean teeth.” -> He -> “He doesn’t clean teeth.” -> Why -> “Why does he clean teeth?” -> Where -> “Where does he clean teeth?” -> We -> “Where do we clean teeth?” ->

II уровень: Now -> “Where is he cleaning teeth?” -> Yesterday -> “Where did he clean teeth ...

За каждый правильный ответ студент получает фишку, кто больше получит фишек, тот и выиграл. Если становится сложно продолжать, можно взять новую модель и работать с ней.

Puzzle

Этой игрой, как правило, заканчивается лексическая или грамматическая тема. Студента просят составить мини-рассказ типа “Puzzle”. После рассказа студента, состоящего из отдельных предложений по данной теме, его напарник должен угадать, что или кто был зашифрован. В теме “Внешность” это человек - герой сказки, фильма или мультфильма, актер, певец, одноклассник; в теме “Животные” это какое-нибудь животное; в теме “Еда” - какой-либо продукт или блюдо; в теме “Город” - какой-либо известный город и т.д.

Рекомендации: Повторяйте весь цикл многократно, чтобы добиться беглости в употреблении лексики, давайте призовые очки за самый полный рассказ в хорошем темпе. Используйте для повышения тона студентов и азарта в игре повторение пройденных тем.

Cards

В этой игре используются карточки со словами 3-х типов: смысловые глаголы, прилагательные и существительные. Перед началом игры выберите нужные вам карточки (уже известные студентам) по отдельной части речи или на смесь. Каждый играющий берет по 3 или 4 карточки. Остальные карточки остаются в “банке”. Первый участник ходит, второй «перебивает ход», выбрав из своих карточек любую, с которой можно составить предложение совместно с той, которой походил первый игрок. Если предложение составлено правильно, студент, составивший его, забирает обе карточки себе (в свои очки). Если предложение составлено неверно, ходивший участник теряет ход, и следующий играющий составляет предложение либо с тремя, либо с двумя картами, и в случае правильного ответа забирает их себе (в свои очки). Если один из играющих желает набрать сразу большое количество очков, он должен в свой ход положить свои 2 или 3 карточки, которые он должен соединить в одном предложении. Желательно составлять смешные предложения. После каждого круга все участники берут в банке по 3 - 4 карточки.

Рекомендации: Правила в этой игре можно модифицировать в зависимости от того, какую цель вы преследуете (какое время или смесь времен отрабатывается, отрицание, вопросы, ...) Вы тоже в начале игры должны принять в ней участие, как один из игроков, но потихоньку уступайте студентам, добивайтесь азарта.

Teacher

Эту игру можно использовать многофункционально. Игра начинается с того, что вы выбираете студента на роль учителя, и он ведет вместо вас часть урока. Предварительно вы, конечно, должны ему четко сформулировать, что нужно делать:

  • Бросая мяч, проверить слова и их перевод с русского на английский язык и наоборот;
  • Задать на английском языке вопросы, выдавая жетоны за правильный ответ;

Ten things

Это условное название игры, суть которой заключается в том, что все участники рисуют 3 - 5 - 10 предметов, и, обменявшись своими рисунками, пишут или говорят, что их напарник будет делать (делает, уже сделал и т.д.) с этими предметами. Предложения могут быть смешными. Можно задавать вопросы к этим предметам, можно говорить или писать, что не будут делать с этими предметами.

Можно усложнить условия игры: один участник рисует 3 - 5 предметов, другой пишет столько же действий. Потом оба рисунка соединяются вместе и составляются получившиеся предложения. Например, первым был Tvset, а действие jump. Предложение: I jump over (on) Tvset with my brother/

Еще один из вариантов этой игры - все пишут 5 - 7 названий предметов, а преподаватель спрашивает: “What will you take for a trip? And why?” или “What did your mother give you as a birthday present and why?” Вопросы могут быть самые неожиданные. Участники отвечают, стараясь объяснить логично, исходя из того перечня предметов, который у них есть. Можно по ходу давать веселые комментарии.

Можно также нарисовать или написать 3 - 5 - 10 действий (правильных глаголов) и обменяться листами, после чего “предсказать судьбу” друг другу “Foretell the future”. Получаются очень интересные предсказания. Причем можно изменять установку: “What had he done, before guests came?”, “What did you do on the Moon” (все зависит от грамматического времени).

Рекомендации: Это очень эффективная игра, использующаяся как на устном уроке, так и на индивидуальном занятии. При использовании этой игры на индивидуальном занятии необходимо обязательно дать возможность прочитать всем участникам получившиеся предложения (для поддержания интереса).

Диктанты

Вместо традиционного диктанта можно использовать целую цепь игр на spelling:

  1. Напишите любые сочетания sh, skate, ch, a, wh, th, w, а под ними попросите студента написать любые слова с этими сочетаниями. Можно дать 1 - 2 сочетания, можно 4 - 6, в зависимости от возраста и уровня подготовки. Но не переусердствуйте: студенту должно быть интересно и не очень сложно. Сочетания можно дать сразу после прохождения правила в буклете, но убедитесь, что студент уже хорошо пишет и собирает эти слова из разрезной азбуки. Для первоклассников используйте этот метод только в исключительных случаях.
  2. Напишите на листочке несколько букв, например: s, k, t, ... Задача студента - написать слова, начинающиеся с этих букв.
  3. После прочтения студентами текста или выполнения аудирования можете дать задание посоревноваться, кто больше напишет слов из текста, исключая and, but, I, he и т.д.
  4. В процессе изучения какой-либо лексической темы можно дать задание: Кто больше закупит продуктов (Food), кто посетит большее количество мест (City).

Эти задания очень эффективны для студентов всех возрастов. Для продвинутого уровня условия усложняются.

Предложения на расширение

Выполняются письменно либо устно по отдельному предложению или картинке. Перед началом покажите студенту, как это сделать на русском языке, продемонстрируйте возможные “расширения”:

  • Прилагательные;
  • of, for, with, дополнения прямые и непрямые;
  • Обстоятельства места (где), времени (когда), образа действия (willingly quickly), условия (if, because).

Элемент соревнования заключается в том, что необходимо составить самое длинное (по количеству слов) предложение. Это упражнение можно делать устно, расширяя по очереди: I bought flowers. - I bought beautiful flowers. - I bought flowers for my sister. И так далее, пока остается возможность расширять.

Change the story

Опираясь на рассказ необходимо изменить некоторые слова, чтобы получился новый, слегка измененный: вместо in the morning - in the evening; an old man - a young girl; quickly - slowly; ...

Написать рассказ

Напишите разные слова (существительные, прилагательные, глаголы) и некоторые выражения (in the morning, at last, ...) и дайте задание составить с ними рассказ. Элемент соревнования: выигрывает тот, у кого получится самый интересный или самый длинный рассказ и т.д.

Music Passage

Студент или тренер приносит несколько кассет с разными музыкальными отрывками. тренер ставит разные по своей направленности отрывки. Слушают в течение 1 минуты, затем студент рассказывает, какие образы или воспоминания были ему навеяны этой музыкой. Можно использовать все направления музыки.

Лабиринт или Empty blocks

Для игры нужен кубик для игры в кости и несколько фишек. Выбирается один из вариантов игры в «Лабиринт» (ячейки могут быть на предлоги, на прилагательные, на глаголы, или пустые). Студенты в паре по очереди бросают кубик, продвигаются по полю согласно выпавшим очкам, составляют предложения со словами в ячейке, согласно изучаемой грамматической теме. Тренер может дать задание составлять вопросы, отрицания, или утверждение с вопросительными словами, или на смесь времен (чередуя карточки с маркерами, которые лежат рядом). Работая с пустыми ячейками (Empty blocks) можно использовать любые цветные картинки по любой лексической теме, которые вытягиваются из стопки карточек, лежащей рядом. Если студент не делает ошибку, - он продвигается вперед. Если допускает ошибку, – возвращается на шаг назад. Условия игры можно изменять.

Бинго

Перед студентом кладется поле со множеством картинок. Составляя предложение с изображенным словом, студент накрывает фишкой данную картинку. Цель – заполнить горизонтальный или вертикальный ряд картинок. Задания могут быть на любую лексическую или грамматическую тему. Напарник контролирует игру, и если замечает в предложении ошибку – не дает ставить фишку.

Ball-game

Два студента в комнате для практических занятий бросают друг другу мяч, добиваясь устранения задержки коммуникации. Задания могут быть разными: а) Перевод слов с русского на английский и наоборот по любой теме, б) Ответы на вопросы, в) Составление простого предложения с данным словом по данной грамматической теме, г) Составление подобного высказывания, и т.д.

Игра в карты

Два студента получают карточки на любую грамматическую или лексическую тему. Карточки делятся пополам и раздаются игрокам. Один делает ход, кладет карту, и составляя предложение со своей картой. Другой «перебивает» его, кладя свою карту, и составляя свое предложение. Ошибки контролируются и не засчитываются. Выигрывает тот, у кого не останется карт.

Волшебный Мешочек

Очень удобно преподавателю в своей комнате иметь коробку с разного рода предметами: шишка, старый подсвечник, кошелек, интересная шкатулка, игрушка из киндер-сюрприза… и что-угодно необычное, веселое. Эти вещи должны лежать в закрытой коробке и студент не должны их видеть. Перед занятием преподаватель может положить в пакет несколько предметов из этой коробки и предложить студентам, задавая вопросы по изучаемой ими грамматической теме, или изученным ранее грамматическим темам, отгадать эти предметы. Если преподаватель хочет закрепить определенную тему в утвердительных предложениях,он объясняет студенту задание, что они называют, что он делал вчера, прошлым летом, на каникулах, в отпуске с этим предметом « You cut it yesterday|last summer»,он отвечает «да» или «нет». Студент через время отгадывают предмет. Можно использовать эту игру на любом уровне, даже на первых темах «быть» (какой предмет - цвет, размер, материал, где находится обычно), кто его чаще имеет (бабушка, девушка, ребенок).Можно использовать такой вариант игры- один из студентов,не заглядывая в мешок, на ощупь описывает предмет. Другие студенты задают вопросы или дают утверждения относительно него, он отрицает или подтверждает. Акцент на игре, интересе, общении на английском, использовании конструкций, а не на том, что мы реально делаем с этим предметом в жизни.

Отгадай, кто сказал?

Эта игра используется во время изучения темы «Прямая – косвенная речь»

Один человек выходит из комнаты, другие (студенты и преподаватель) произносят по одной фразе и выбирают ведущего. Вышедший студент возвращается и ведущий ему говорит: « Кто-то сказал, что….» (и подставляет фразы, которые произносили участники, делая изменения, которые нужны при переводе из прямой в косвенную речь).

Студент, который вошел, отгадывает, кто что сказал, и озвучивает это: «Вася сказал, что…»

Это происходит очень весело, студенты стараются запутать вошедшего, придумывая такие фразы, которые по логике должны исходить от другого человека (известно, что Вася увлекается пением, а поэтому Петя говорит, что он любит петь. Так они пытаются сбить с толку).

Сначала работают только с утвердительными предложениями, затем усложняются задания: вопросительными и отрицательными предложениями. Точно так же поступают и с временами.

Новое на сайте

>

Самое популярное