Домой Болезни и вредители Что нужно на прием к неврологу новорожденному. Что лечит детский невролог. От чего зависит форма черепа

Что нужно на прием к неврологу новорожденному. Что лечит детский невролог. От чего зависит форма черепа

Математика в стихах

Методическая разработка

по обучению дошкольников элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала

Подготовила Толстихина Галина Геннадьевна

Воспитатель первой категории

п. Северомуйск

2015 год

Части суток

Сказочная математика

Задачки на внимание

Занимательные вопросы

Логические концовки

Задачи в стихотворной форме

Считалки

Стихи – шутки

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ

Счет до двух

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде "раз".
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде "два".

Счет до трех

Темнота легла кругом.
Раз, два, три -
Беги бегом!

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - Нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Счет до четырех

Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре -
Мыши дернули за гири...
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.

Счет до пяти

Пальчики уснули,
В кулачок свернулись. (Пальцы сжать в кулаки)
Один, два, три, четыре, пять! (Поочередно разогнуть пальцы)
Захотели поиграть!

Солнце глянуло в кроватку...
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре,
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку -
Все мы делаем зарядку.

Счет до восьми

Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

ВРЕМЕНА ГОДА: СТИХИ, ЗАГАДКИ И ПОСЛОВИЦЫ

Если ребенку трудно запомнить времена года, ему могут помочь стихотворения. Загадки полезны для закрепления материала.

Зима

Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня... (зима).

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.

Была зима - был холод, снег.
Ушла зима - и снегу нет.

Весна

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня... (весна).

Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла... (весна)!

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Лето

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я... (лето).

Солнце печет,
Липа цвет
Рожь колосится,
Золотая пшеница.
Кто знает, кто знает,
Когда это бывает?

Осень

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я... (осень).

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают: осень, осень, осень.

Загадки

На земле живут сестрички,
У сестричек - по косичке.
Вот зеленая косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает. (весна)


Разноцветная косичка -
Загорелая сестричка.
Тоже трудится умело,
Чтобы все росло и зрело. (лето)


Золотистая косичка -
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет, косит,
Урожай в амбары носит. (осень)


А четвертая косичка -
Белоснежная сестричка.
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет. (зима)

Пословицы о временах года

Декабрь год кончает, а зиму начинает.


Январь - году начало, зиме середина.


В зимний холод всякий молод.


Зима лето пугает, да все равно тает.


Чем крепче зима, тем скорее весна.


Как зима не злится, а весне покорится.


Зимы без снега да лета без дождя не бывает.


Зима не лето, в шубу одета.


Февраль силен метелью, а март - капелью.

ДНИ НЕДЕЛИ

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка среда
Третьим днем всегда была.
А четверг, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, воскресенье,
Назначаем днем веселья.

Куда делся Понедельник?

Где бездельник Понедельник? -
Спрашивает Вторник
- Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник!
Он для повара Среды
Притащил ведро воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал с ней в Субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
Ю. Мориц

Есть 7 братьев,

Годами равные,

Именами равные. (Дни недели)

Этих братьев ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний. (Дни недели)

Части суток

Сестра к брату идет в гости,

А он от нее прячется.

Как их зовут? (День и ночь)

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже. (Ночь)

По небу лебедь черный

Рассыпает чудо - зерна.

Черный белого позвал,

Белый зерна поклевал. (День и ночь)

С зарей родился.

Чем больше рос,

Тем меньше становился. (День)

Когда это бывает?

Что солнце совсем уже садится,

Гвоздика лепестки свои свернет.

А дети спать уж

Собираются ложиться. (Вечером)

Сказочная математика

    Составьте задачу о Золотой рыбке и ее друзьях – морских обитателях.

    Назовите пять сказок, где героями тоже выступают дед и баба.

    Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”. Сколько варежек свяжет баба? Сколько получится пар?

    В каких сказках встречается число 7?

    Вспомни пять сказок про медведя.

    Сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивану-царевичу? (“Царевна-лягушка”)

    Полночь- это который час? (“Золушка”)

    Петушок испек всей семье по два пирожка. Сколько получилось пирожков? (Сказка “Колосок”)

    Герои сказки “Репка” встретились с героями сказки “Колобок”. Они захотели попить чаю. Сколько чашек им понадобилось?

    Герои сказки “Три медведя” встретились с героями сказки “Маша и медведь” и решили организовать веселый оркестр. Сколько музыкальных инструментов им нужно?

    Герда испекла пять пирожков, а Кай сделал изо льда звездочки, их было на три больше, чем пирожков. Сколько звездочек получилось у мальчика?

    Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании?

    Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку?

Попробуйте отгадать вот такие простенькие загадки!

Я - тире в грамматике,
А кто я в математике?
***
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
***
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик.
***
Мы - весёлые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает.
***
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи - нет!
***
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
***
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня…
Что это, кто отгадает?

Задачки на внимание


1. Подумай и скажи - кто быстрее переплывет речку - утята или цыплята?
2. Подумай и скажи - какого цвета волосы у колобка?
3. Отгадай загадку:
Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
4. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке - по 5 яблок. Сколько всего яблок?
5. Подумай и скажи - что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
6. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
7. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
8. Подумай и скажи - кто громче рычит: тигр или буйвол?
9. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
- А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?
10. Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 - остальные идут обратно)
11. В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? (подсказка: 2- остальные сгорели)
12. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
13. Прочитай слова и скажи - какое слово лишнее в каждом ряду?
- диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
- гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
- боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.
14. Подумай и скажи - сколько земли будет в яме глубиной 1 метр, длиной 1 метр и шириной 1 метр?
15. У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
16. На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки - островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
17. Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
18. Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

    Купил на 1 рубль, заплатил 2 рубля. Сколько дадут сдачи?

    На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

    Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же как и мешок, в котором находится пшеница? (надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него пшеницу)

    У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)

    Задумай число до 5. прибавь к нему 2, я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?

    У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?

    Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?

    На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из тех, что короче)

    Первый Назар шел на базар, второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар, какой – шел без товара?

    Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им перебраться на другой берег, если лодка может взять только одного пассажира? (дети подошли к реке с разных берегов)

    Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (две ноги, у кошек лапы)

    Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

    Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)

    Два числа: 1 и 3. Быстро их сложи и ответ скажи.

ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…

(вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая рука… (слева). Если два больше

одного, то один... (меньше двух).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

СЧИТАЛКИ

Один, вида, три, четыре, пять, Один, два, тир, четыре!

Шесть, семь! Солдат идет в мундире,

Пойду каши я поем. С винтовкой на плече

Вы ж пока считайте, И ранцем на спине.

Кому водить, гадайте!

Девять, восемь, семь, шесть, Три, шесть, девять –

Пять, четыре, три, два, один, Полно спать!

В прятки мы играть хотим. Солнышко давно уж встало,

Надо только нам узнать, Нам пора идти гулять!

Кто из нас пойдет искать.

Один, два, тир, четыре, пять - Мы делили апельсин.

Встанем дети в круг опять. Много нас, а он один,

Пять, четыре, три, один - Это долька – для ежа,

В «кошки-мышки» играть хотим! Это долька – для чижа,

Один, два, тир, четыре, пять - Эта долька – для утят,

Вышел зайка погулять. Это долька – для котят,

Что нам делать, как нам быть? Это долька – для бобра,

Надо заиньку ловить! А для волка – кожура.

Один, два, тир, четыре, пять. Разбегайтесь кто куда!

Один, два, тир, четыре, пять, Один, два, тир, четыре –

Букой вздумали пугать. Жили мушки на квартире.

Три, четыре, пять и шесть - И повадился к ним друг –

Вы не верьте, что он есть, Крестовик, большой паук.

Буки, братцы, нет совсем! Паука мы вон попросим.

К нам, обжора, не ходи…

Ну-ка, Машенька, води!

ЗАДАЧИ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ

Ежик по лесу шел, Под кустами у реки

На обед гриб нашел: Жили майские жуки:

Два – под березой, Дочка, сын, отец и мать.

Сколько их будет

В плетеной корзине?

Ну-ка, сколько всех ребят Рада Аленка –

На горе катается? Нашла два масленка!

Трое в саночках сидят, Да четыре в корзинке!

Один дожидается. Сколько грибов на картинке?

Три цыпленка стоят, Сидят рыбаки,

На скорлупки глядят, Стерегут поплавки.

Два яичка в гнезде Рыбак Корней

У наседки лежат. Поймал трех окуней.

Сосчитай поверней, Рыбак Евсей –

Отвечай поскорей: Четырех карасей

Сколько будет цыплят Сколько рыб рыбаки

У наседки моей? Натаскали из реки?

Дарит бабушка лисица Раз к зайчонку на обед

Трем внучатам рукавицы: Прискакал дружок сосед.

«Это вам на зиму, внуки, На пенек зайчата сели,

Рукавичек по две штуки. И по пять морковок съели.

Сколько всех, пересчитайте? Сколько съедено

Морковок?

Расставил Андрюшка Посадила мама в печь

В два ряда игрушки. Пироги с капустой печь.

Рядом с мартышкой – Для Наташи, Коли, Вовы

Плюшевый мишка. Пироги уже готовы,

Вместе с лисой – Да еще один пирог

Зайка косой. Кот под лавку уволок.

Следом за ними – Да еще из печки пять

Еж и лягушка. Маме нужно вынимать.

Сколько игрушек Если можешь, помоги –

Расставил Андрюшка? Сосчитай-ка пироги!

Шесть веселых медвежат К серой цапле на урок

За малиной в лес спешат. Прилетели семь сорок,

Но один малыш устал: А из них лишь три сороки

От товарищей отстал. Приготовили уроки.

А теперь ответ найди: Сколько лодырей – сорок

Сколько мишек впереди? Прилетело на урок?

Семь гусей пустились в путь, Подарил утятам ежик

Два решили отдохнуть. Восемь кожаных сапожек.

Сколько их под облаками? Кто ответит из ребят,

Сосчитайте, дети, сами. Сколько было всех утят?

В снег упал Сережка, Мама вышила ковер.

А за ним Алешка. Посмотри, какой узор.

А за ним Маринка, Две большие клеточки,

А за ней Иринка. В каждой по три веточки,

А потом упал Игнат. Села Маша на кровать,

Сколько было всех ребят? Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может.

Кто же ей поможет?

У куклы пять нарядных платьев. Яблоки в саду поспели.

Какое нынче надевать? Мы отведать их успели.

Есть у меня для платья шерсть, Пять румяных, наливных,

Свяжу и платьев будет…(шесть). Три с кислинкой.

Сколько их?

СТИХИ-ШУТКИ

Плачет Ира, не унять,

Очень грустно Ире.

Стульев было ровно пять,

А теперь четыре.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не реви! –

Сказал малыш. –

Ведь на пятом ты сидишь!

Л. Пантелеев

Лида ставила тарелки

На столе ребятам всем:

Ровно семь тарелок мелких

И глубоких – тоже семь.

Принесла в солонке соли,

Ложек тоже ровно семь:

Лене, Оле, Жене, Толе,

Мае, Рае, Коле – всем!

Положила вилки с краю,

Не забыла ничего.

Говорят ей: «Не хватает

Здесь прибора одного».

Нет, я всех ребят считала,

Сосчитаю я опять!

И опять она считала,

Стала всех перечислять:

«Лена, Рая, Оля, Мая,

Толя, Коля, Женя – семь!»

И нарочно вслух считает,

Чтобы слышно было всем.

Вот и кончена работа,

Можно звать к столу ребят!

Ты обидела кого-то, -

Снова Лиде говорят.

Занимательные загадки

    Кто становится выше, когда садится? (Собака.)

    Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)

    На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)

    Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)

    Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, трава).

ИГРЫ

Цепочка примеров

Цель: упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры: две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3 + 2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков (предлагается для детей 6 – 7 лет, успешно усвоившими арифметические действия).

Отгадай число

Цель: закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры: по заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5 , но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

Только одно свойство

Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят 4 фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов (красного, синего, желтого и белого), маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

Ход игры: у двоих играющих детей по полному набору фигур. Один (тот, кто начинает игру) кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т.д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)

Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

Числовой ряд (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры: двое детей раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами то 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше – правее. Если же возьмет карту с числом уже открытым, то возвращает ее на место, а право ходе переходит соседу. Выигрывает тот кто первый выложит свой ряд.

Назови число

Цель: упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры: взрослый или старший ребенок говорит: «я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. у тебя получилось число 5». В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.

Сколько взять конфет?

Цель : упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

Ход игры: предлагается условие задачи: «в вазе лежало 3 яблоко. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по одному яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» к ответу решающей задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. (одна девочка взяла яблоко вместе с вазой).

Список литературы занимательного материала

    Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336с.

    Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 2 «Описание игр». – 36с.

    Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991 – 80с.

    Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику (6-8). – М.: Издательство «Ось – 89», 2000 – 32с.

    Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: кн. для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.

    Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. 2-е изд. – М.: Педагогика, 1994. – 176с.

    Занимательные упражнения по математике для дошкольников и младших школьников. Новокузнецк 1994. – 66с.

    Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. – 142с.

    Михайлова З.А. игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.

    Сербина Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1992. – 80с.

    Смекалка для малышей. Занимательные задачки, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. – 256с.

    Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Е.Л.Агаева, В.В.Бофман, А.И.Булычева и др.; Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.

    Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128с.

    В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С-пб., 1996.
    Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитетелей детских садов. С-пб., 1999. Наталья Ильина.

Математическая загадка не только игра, но и средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

Ушинский К.Д. говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным».

Существуют разнообразные виды математических загадок. К ним относятся: логические загадки, задачки, загадки с цифрами, загадки-обманки, весёлый счет, загадки-раскраски, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды, загадки - развлечения, загадки на внимание, физ. минутки, викторинки, загадки-шутки, пальчиковые игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математические загадки для детей дошкольного возраста.

Математическая загадка не только игра, но и средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

Ушинский К.Д. говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным».

Существуют разнообразные виды математических загадок. К ним относятся: логические загадки, задачки, загадки с цифрами, загадки-обманки, весёлый счет, загадки-раскраски, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды, загадки - развлечения, загадки на внимание, физ. минутки, викторинки, загадки-шутки, пальчиковые игры.

Картотека математических загадок

Серьезная стройка идет у Сережки:
Из кубиков красных кладет он дорожку.
Один плюс один, плюс один, ещё три -
Считает Серёжка успехи свои.
И ты дай ответ, поразмыслив немножко,
Так сколько же кубиков в этой дорожке?
(шесть) А. Журавлева

Шесть девчонок круглолицых
Вяжут шарфики на спицах.
Вот пришла ещё одна,
всем конфеты принесла.
А за ней пришел котенок...
Сколько стало там девчонок?
(семеро) А. Журавлева

Пять веселых лягушат
На пригорочке лежат.
Мимо ёжики бежали,
Лягушат всех распугали.
Два лягушонка нырнули в ручей.
Сколько осталось?
Считай поскорей!
(три) А. Журавлева

Два мышонка в темноте
Грызли сыр в избушке.
Три мышонка в тесноте
Спали на подушке.
Можем сразу посчитать,
Что мышат всех было...
(пять) А. Журавлева

На полке в лукошке хранили картошку.
Семь яблок зеленых и лука немножко
Хранили в коробке на стуле у стенки,
Где жарились вкусные сладкие гренки.
Пришел утром повар и бросил в коробку
Три яблока красных, фасоль и морковку.
Коробка осталась на стуле лежать.
Попробуй в ней яблоки все посчитать!
(десять) А. Журавлева

Пять конфет взял Степан,
Положил себе в карман.
Две отдал сестричке Оле,
Угостил тремя он Колю.
Сколько же себе конфет
Он оставил? Дай ответ.
(ноль) А. Журавлева

Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
(три)

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал:
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
(пять)

Для школьников

Век огромный, словно слон,
Сколько лет вмещает он?
(сто)

Сто кило помножь на десять,
Сколько это будет весить?
(тонна)

Меньше в десять раз,
чем метр, всем известно, ...
(дециметр)

Единица, шесть нулей
Вот бы столько нам рублей.
(миллион)

Это величина.
И только она одна
Размер поверхностей измеряет,
В квадрате определяет.
(Площадь)

В граммах, килограммах тоже
Измерять ее мы можем.
(Масса)

Есть отрезок длинный, есть короче,
По линейке его чертим, между прочим.
Сантиметров пять - величина,
Называется она... (длина)

Нужно объяснять кому-то,
Что такое час? Минута?
С давних пор любое племя
Знает, что такое... (время)

Быстрота перемещения
Созвучна слову «ускорение».
Ответьте, дети, мне сейчас,
Что значит 8 метров в час?
(Скорость)

Глядела цифра в зеркало и о сестре мечтала.
Но только свойства одного его видать не знала.
И получила двойника. Как капелька водицы
Сестра похожа на нее. Да только вниз косица.
(шесть и девять)

Задали детям
В школе урок:
Прыгало в поле
40 сорок,
10 взлетели,
Сели на ели.
Сколько осталось
В поле сорок?
(тридцать)

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней,
Рыбак Евсей - четырех карасей,
А рыбак Михаил
Двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
(девятнадцать)

К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(пятнадцать)

К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
(Четыре)

В семь сорок,
Утром рано,
В семь сорок
Встав с дивана,
В семь сорок шли погулять семь сорок.
В семь сорок
На дороге
Видят пирог сороки
И приглашают гостей на пирог:

Орла, Щегла, Павлина,
Фазана и Пингвина,
И Попугая, и Гуся...
Только это песенка не вся!
...
Два вопроса:
Сколько гостило гостей у сорок?
На сколько частей разделили пирог?
(семь и четырнадцать) Андрей Усачев

Скоро 10 лет Сереже -
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа?
(на 4 года)

Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку.
Сколько у кошек ножек
И сколько у них сапожек?
(12 ножек и 6 сапожек)

Именины у синицы, гости собрались.
Сосчитай-ка их скорее да не ошибись.
Птичек дружная семья:
Три весёлых воробья,
Три вороны, три сороки –
Чёрно-белых белобоки,
Три стрижа и дятлов три.
Сколько всех их, назови?
(пятнадцать)

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо - совсем позабыла.
Две штучки - для внучки,
Две штучки - для деда,
Две штучки - для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
(6 ватрушек)

В зоопарке я бывала,
Обезьянок там видала:
Три сидели на песке,
Две качались на доске,
А ещё три спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
(восемь)

Сколько насекомых в воздухе кружат?
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
Два жука и две пчелы,
Мухи две, две стрекозы,
Две осы, два комара.
Называть ответ пора.
(двенадцать)

Белка, ёжик и енот,
Волк, лиса, малышка крот
Были дружные соседи.
На пирог пришли к медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте.
(семь)

Принесла коза для деток
Со двора 16 веток,
Положила на пол их.
Как делить на четверых?
(По 4 ветки)

Белочка грибы сушила,
Только посчитать забыла.
Белых было 25,
Да ещё масляток 5,
7 груздей и 2 лисички,
Очень рыженьких сестрички.
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибов?
(тридцать девять)

Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 чёрных, белых 5.
Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей:
Сколько пар лебедей?
(7 пар)

Для потехи детворы,
Для веселья, для игры
Клоун надувал шары.
Красный - будто бы фонарик,
Цвета неба синий шарик,
А зеленый - как лужок,
Желтый - солнышка кружок,
Белый - свеженький снежок.
Всем хватило ли, дружок?
Очень скоро детвора
Потеряла два шара:
Поиграли полчаса
И пустили в небеса.
Веселятся малыши,
Ты ж подумай и реши:
Сколько шариков осталось,
Сколько в небо не умчалось?
(3 шарика)

Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сядет по одной галке,
То для одной галки
Не хватит палки.
Если же на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок?
(4 галки и 3 палки)


Контроль развития ребенка в первый год его жизни имеет решающее значение для его благополучия в дальнейшем. Если грудничок здоров, развивается «по плану», то визиты к неврологу будут профилактическими. Если у малыша обнаружат патологические изменения, то своевременная коррекция предотвратит серьезные отклонения физического, когнитивного и психического развития.

На осмотре у невролога оцениваются основные показатели нервно-психического развития малыша посредством проверки его врожденных рефлексов. Необходимость ранней диагностики обусловлена особой гибкостью формирования структур мозга и чувствительностью ЦНС грудничка к внешним воздействиям (и негативным).

Прием невролога преследует несколько целей:

  • контроль развития малыша
  • информирование родителей о состоянии ребенка, потенциальных опасностей для здоровья, методах лечения или профилактики отклонений от нормы, о принципах и приемах развивающих занятий для здорового грудничка
  • лечение выявленных патологий

Диагностика показателей отставания развития в возрасте до 3 месяцев особенно важна. С большой точностью она помогает предсказать будущие проблемы в формировании у ребенка определенных навыков до года, а иногда и на весь дошкольный период его жизни.

Обратите внимание!

На приеме у невролога можно и нужно задавать все интересующие вас вопросы. Любые. Чтобы не забыть важные моменты – предварительно продумайте их дома и запишите. Активность родителя является действенной помощью работе врача!

Именно семья оказывает на малыша первого года жизни то влияние, которое становится основой его здоровья или патологии в будущем. Роль матери неоценима – постоянное взаимодействие ее и ребенка есть основное условие стимуляции развития.

Осмотр новорожденного неврологом происходит еще в роддоме. Там грудничку делают ультрасонографию головного мозга через родничок. Позже, когда родничок зарастет, УЗИ головного мозга сделать будет невозможно – кости черепа не пропускают ультразвуковые лучи. Обследование проводят с целью обнаружения аномалий. Часто выявляют кисты головного мозга, но на сегодня нет объяснений их появлению. Небольшие, до 5 мм образования проходят самостоятельно. Если киста больше – за ней наблюдают в динамике.

Второй визит к неврологу должен состояться через месяц жизни грудничка. К нему следует подготовиться заранее. На чем необходимо акцентировать внимание маме при ежедневном уходе за малышом? Что смотрит невролог в 1 прием?

Беспокойство должны вызывать следующие вещи:

  • Слишком кратковременные периоды сна. Если малыш накормлен, то он обычно спит. Поводом проснуться для него: голод, холод, сильный шум, боль в животе. Желудочные колики заставляют ребенка плакать «сквозь сон», не просыпаясь. Здоровый ребенок спит большую часть суток.
  • Задержка психического развития. К концу первого месяца своей жизни малыш научается: фокусировать взгляд на лице матери, яркой игрушке. Поворачивать голову на звук. Если он остается безучастным к внешним раздражителям, то это серьезный повод для тревоги.
  • Дрожание (тремор) подбородка и рук, посинение носогубного треугольника, судороги.
  • Частые срыгивания, рвота после кормления. Все груднички часто срыгивают. Причиной тому служит воздух, попадаемый в желудок с молоком. Особенно этому подвержены дети на искусственном вскармливании. Грудничок отрыгивает воздух в первые минуты после кормления, с воздухом выходит немного пищи – это нормально. Тревогу должны вызывать обильные срыгивания, которые не связаны по времени с кормлением.
  • Фиксация ребенка в определенной позе. Здоровый грудничок постоянно двигает ногами и руками хаотично, не принимая определенной позы. При выкладывании на живот не может долго удерживать голову. Обязательно сообщите врачу, если ваш малыш «научился» хорошо держать голову или предпочитает определенную позу – это свидетельствует о гипертонусе его мышц.

Чего маме делать не нужно, так это пытаться самостоятельно проверять рефлексы. Это должен делать только специалист. Мама должна накормить дитя перед приемом за полчаса минимум и рассказать врачу о нем как можно больше подробностей.

Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.

Затем доктор последовательно проверяет:

  1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
  2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.

Оральные безусловные рефлексы

  • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
  • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
  • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
  • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.

  • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
  • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
  • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

Обратите внимание!

Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

  • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
  • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
  • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
  • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см. Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии. Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

Визит к неврологу в 3 месяца

Если на первом приеме отклонений не выявлено, то осмотр невролога в 3 месяца носит больше профилактический характер.

Врач оценивает навыки грудничка, которые у него сформировались:

  • умение держать голову
  • умение поворачиваться на спину с живота
  • комплекс оживления по отношению к близкому человеку
  • реакции на речь, ласковый голос

В три месяца ребенок более расслаблен, быстро фокусируется на движущих предметах, проходящих людях. Поворачивает голову на мамин голос, отзывается на речь улыбкой, смехом, быстрыми движениями рук и ног. Начинает агукать.

Обратите внимание! Важный момент этого визита – получение допуска на проведение прививок. Доктор либо дает на это разрешение, либо грудничок получает медотвод – временное освобождение от прививок по медицинским показаниям.

Визит к неврологу в полгода

Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
  • самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
  • кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
  • держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
  • произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
  • отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход

Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей. Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным. Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка.

Первое посещение невролога всегда волнительно для новоиспечённых родителей, бабушек и дедушек. Понять это довольно просто – зачем кому-то дотошно изучать ребёнка и подвергать сомнению здоровье самой любимой в мире крохи? И, тем не менее, это действительно важно – придётся собраться с силами и доверить карапуза неврологу. Квалифицированное и своевременное медицинское обследование зачастую является залогом хорошего здоровья вашего ребёнка.

Если нет срочной рекомендации педиатра, то первое посещение невролога обычно происходит в месячном возрасте. Также в 1 месяц осмотр ребёнка должны провести травматолог-ортопед и окулист. Желательно хорошенько подготовиться к визиту, чтобы предоставить специалисту как можно больше информации о ребёнке. Будьте готовы рассказать о том, как протекала беременность и сами роды, какую оценку получил новорождённый по шкале Апгар . Возьмите с собой амбулаторную карту малыша и всё, что у него есть из медицинских документов – результаты обследований, анализы и т.д.

Внимательно понаблюдайте за ребёнком в течение пары дней, чтобы суметь ответить на несколько важных вопросов:

  • Насколько активен ребёнок в периоды бодрствования?
  • Легко ли малыш засыпает и насколько беспокойно спит?
  • Как выглядит кожа малыша – насколько она чиста и чувствительна?
  • Насколько часто потеет ребёнок – какие места наиболее этому подвержены?
  • Не наблюдается ли дисбаланса активности правой и левой руки и ноги?
  • Умеет ли кроха поворачивать голову в обе стороны или предпочитает как-либо одно направление?
  • Есть ли у ребёнка выраженная мимика лица, не дрожит ли подбородок?
  • Какую предпочитает ребёнок и как ведёт себя в процессе?
  • Сколько съедает ребёнок, выдерживает ли график кормления?
  • Как часто и насколько обильно малыш срыгивает после еды?

Обратите внимание, что ваша подготовка заключается исключительно в сборе информации, не делайте никаких выводов самостоятельно – предоставьте это специалисту.

Для многих новоиспечённых родителей первое посещение невролога становится первым же достаточно длительным путешествием – приходится везти кроху в автомобиле, а потому насущной необходимостью становятся детские автокресла, гарантирующие комфортные условия в пути. Обязательно возьмите с собой сменный памперс и влажные салфетки – вполне возможно, вам придётся переодевать ребёнка вне дома.

В первое посещение невролог определит, правильно ли проходят адаптационные процессы, нет ли предпосылок для развития неврологических заболеваний. В случае если у малыша имеется какая-либо патология, ранняя диагностика существенно упростит и ускорит её лечение, купировав развитие заболевания.

Осмотр ребёнка включает проверку наличия у него основных рефлексов.

  • Сосательного – при попадании в рот любого предмета малыш должен начать совершать ритмичные сосательные движения.
  • Хоботкового – в ответ на отрывистое быстрое прикосновение к своим губам малыш должен выпячивать губки «хоботком».
  • Защитного – при выкладывании малыша на животик, он должен «автоматически» повернуть в сторону головку.
  • Хватательный – в ответ на прикосновение к раскрытой ладошке малыша он делает попытку схватить предмет.

Также при первом посещении невролога проводится визуальный осмотр ребёнка: врач изучает форму и размер его черепа, положение головки, тела, глаз, выражение лица, движение конечностей и состояние кожи младенца .

Помните о том, что первое посещение невролога – отличная возможность получить консультацию специалиста. Не стесняйтесь спрашивать врача обо всём, что вас волнует – получив больше информации, вы обретёте ясность и покой, который, несомненно, важен для любого малыша и его окружения.

Новое на сайте

>

Самое популярное