Домой Болезни и вредители Голем в реальной жизни. Кто такой Голем: история, описание и интересные факты. Особенности внешнего вида и поведения

Голем в реальной жизни. Кто такой Голем: история, описание и интересные факты. Особенности внешнего вида и поведения

Стремление создать искусственное существо не всегда было вызвано тщеславием человека, но и желанием получить дешевого слугу, который безотказно служил бы ему и умел то, что не могут другие. В оккультных книгах описывались магические практики, с помощью которых к какому-нибудь материальному телу присоединялось невидимое астральное существо или душа, которая оживляла его. Будущим телом мог служить труп человека, корень мандрагоры или глиняная фигура.

Хотя голем был создан из глины, но после чудесного оживления каббалистическим магическим обрядом с помощью шема мертвая глина превращалась в живую материю, из которой становилась немым существом, на первый взгляд неразличимым от человека.

Среди мистически настроенных еврейских ученых издавна считалось, что первая из Моисеевых книг «Генезис» скрывает в себе зашифрованную тайну, как Бог сотворил свет, человека и многое другое. Ключ к разгадке этой тайны якобы Бог передал Моисею на горе Синай вместе с Торой. Устная Тора была двойная. Другую, эзотерическую, трудно понимаемую каббалу Моисей по приказу Бога оставил для себя и своих избранных учеников. Каббала имеет то же происхождение, что и Тора. Каббалисты скрывали результаты своей работы, потому что были убеждены в силе букв и слов. Правильная комбинация этих букв давала им слова, обладающие огромной силой. При этом самой большой силой обладало имя Бога и комбинации из него, т.е. шем хамфораш. Бога мы можем познать по результатам его деятельности, поэтому его имя нужно как-то описать, лучше сложением нескольких имен. Таким сложением является шем хамфораш. Это имя уже было произносимое, но т.к. оно давало смертным ключ к познанию всех тайн, произносить его мог только верховный жрец в Иерусалимском храме. Шем хамфораш существовал в трех вариантах - из 12, 42 и 72 букв.

Реальные случаи о раввинах, которые смогли создать голема, приводятся в Талмуде. Для оживления нужно было использовать некое священное слово из книги Сефер Ецира. Голема можно создать с помощью комбинации букв еврейского алфавита. Шем - каббалистическая комбинация букв имени Бога.

Шем использовался в заключительной фазе обряда, когда декламированием комбинаций Божьего имени он втягивал душу в уже готового голема. В качестве необходимого средства упоминается шем, который не произносился, а был написан. Обычно его писали прямо на лбу голема или на куске пергамента, который прикрепляли ему на лоб или вешали на шею в виде амулета. Созданный таким образом искусственный человек был несовершенный, скудоумный и немой. При этом он понимал, что ему говорят и исполнял приказания. Но у него была одна опасная черта - с каждым днем он увеличивался в размерах и у него прибывала сила. Со временем он становился опасным для окружающих. Поэтому через 40 дней его нужно было лишить жизни, отобрав или стерев шем.

Еврейские ученые пришли к выводам: Голем по сравнению с человеком является чем-то несовершенным и неготовым. У него есть только низшая душа нефеш, которая содержит грубые животные инстинкты, пристрастия и, конечно, хотя совсем немного, разум. Духовные составляющие, которые делают человека человеком, у него отсутствуют, поэтому он не умеет говорить и не обладает свободой принятия решения. Таким образом, он меньше чем человек, но больше, чем животное. Голем не добрый и не злой, все делает механически, выполняя приказание, без опасения за свою жизнь. Огромная сила делает его непреодолимым, его магическое происхождение делает его неуязвимым. Его не поразит меч, огонь или вода. Половые инстинкты у него не пробуждены, и это большое счастье, потому что при его огромной энергии он представлял бы большую опасность для женщин. Т.к. это несовершенный человек, на него не распространяются указания Торы и он не может принимать участие в богослужениях. Период его использования 40 дней, в течение которых он может выполнять разные работы, его можно использовать как курьера. Но если по истечении 40 дней не стереть или не забрать у него шем, он для своего хозяина и его семьи принесет большой вред имуществу, телу или даже жизни.

Создание голема состоит из трех фаз. Первая - формирование фигуры, вторая - превращение глины в органическую материю, третья - полное оживление голема. К его телу необходимо присоединить более-менее сложную духовную сущность - готовый индивидуум или разложенные неличные силы, которые при повторном сложении создадут некий признак интеллигентности, неловкой, но все же разумно ведущей себя.

Уже самому рождению раввина Лева в Вормсе в 1513 году предшествовало событие, которое евреи считают добрым знаком. Во время празднования накануне Песаха у его матери начались схватки. Родственники побежали за повитухой и в темной улочке вспугнули подозрительного человека с мешком за плечом. Они подумали, что это вор, а когда его задержал патруль, в мешке обнаружили труп ребенка. Мужчина, наконец, признался, что хотел его тайно оставить в еврейском гетто, чтобы подозрение в убийстве пало на евреев. В то время были распространены предрассудки, что евреи для приготовления пасхального хлеба используют кровь христианских детей, и враги евреев старались это доказать всевозможными способами. Для этого они нанимали преступников, которые иногда в Песах проносили в гетто труп ребенка, а потом это отвратительное убийство сваливали на евреев. Рождение маленького Иегуды Лева, сына Бецалеля, косвенным образом помогло раскрыть подготовку этого поступка и предотвратить погромы вормских евреев.

Когда Иегуда Лев вырос, он отправился на обучение в Прагу, и там познакомился с девушкой по имени Перл, дочерью богатого пражского еврея. Молодой Иегуда обручился с ней, но свадьбу не мог себе позволить, поэтому снова ушел учиться. А отца его суженой покинула удача, и вся их семья обеднела. Он послал письмо Леву, в котором освободил его от брачных обязательств, сообщив, что у его дочери нет приданого, и Лев может найти себе другую, богатую жену. Ответ Лева был однозначный - бедность не является препятствием, и как только с помощью Божьей он накопит денег, сразу вернется в Прагу и женится на Перл.

Время шло, и Перл открыла в Еврейском городе небольшую продуктовую лавку. Однажды мимо проезжала группа воинов на конях, и их офицер наколол на меч булку хлеба и уехал, не заплатив. Перл бросилась за ним и с плачем просила денег, которые ей необходимы для содержания ее семьи. Офицер ответил, что денег у него нет, задумался, а потом отдал за хлеб седло со своего коня. И только дома Перл с удивлением обнаружила, что внутри седла было много золотых дукатов. И тут поняли, что офицер был никто иной, как пророк Элиаш, которого Бог послал, чтобы избавить их семью от бедности. Теперь уже ничего не мешало свадьбе и возвращению Иегуды Лева в Прагу. После окончания учебы 32-летний Лев женился на 28-летней Перл, и у них было шесть дочерей и сын Шариф. Лев стал раввином еврейской общины.

В следующий раз раввин Лев пришел в Прагу в 1573 году. Он в совершенстве владел каббалистической философией и верил, что магические операции, производимые с помощью имени Бога, действительно существуют и не нарушают порядок мира.

В то время в Праге начала подниматься волна ненависти к евреям. Раввин Лев предложил пражскому кардиналу организовать научную духовную полемику. Наибольший интерес вызывали вопросы, используют ли евреи при праздновании Песаха кровь христиан и виновны ли евреи в распятии Иисуса Христа. Раввин Лев убедительно доказал, что согласно Талмуду употребление какой-либо крови, в том числе и животных, евреям строго запрещено. К вопросу о вине евреев в смерти Христа заявил, что Христос умер на кресте, чтобы искупить грехи человечества. Произошло это с помощью евреев, потому что Бог так решил. Христиане, наоборот, должны быть благодарны евреям, потому что иначе христианство не могло бы возникнуть.

Фанатичный христианин Тадеаш начал строить козни. Раввин Лев вовремя об этом узнал и отправил «наверх» вопрос, какие средства использовать в борьбе с врагом. Пришел ответ: «Создай голема».

Так выглядит самая старая запись и одновременно первое литературное произведение о пражском Големе: Согласно преданиям отцов жил когда-то в Праге великий раввин, которого звали высокий раввин Лев. Он был не только искушенный как никто другой в Божьем слове, но также и в святой науке и в человеческой силе, и его взору было ведомо все, что происходило высоко, глубоко, далеко и близко. Очень многое делал этот особенный человек, чего никто другой не мог. Прославило его то, что он создал в образе человека фигуру из глины, которая ему служила. Слово, как звали Бога, он написал на пергамент и вложил его прямо в мозг фигуре прямо под ее лбом.

Т.к. там было вложено то святое имя, фигура стала человеческим существом, которое не могло говорить и совершенно преданное своему создателю, пока не наступал Шабес. При приближении Шабеса он вынимал ему слово изо рта, и он в мгновение превращался из сына земли опять в землю.

Бог хотел, чтобы в Шабес каждое его создание было свободно, и самому Голему, как того колосса называли, тоже дал возможность делать то, что ему захочется.

Так однажды, когда началось приветствие Шабеса, у Голема еще было Имя (Шем) в устах, и своей сущностью он был спровоцирован на такое зло, что все от него скрывались и разбегались, поспешив сообщить раввину. Создатель Голема приказал прекратить пение. К счастью, ночь еще не наступила, у раввина еще была возможность остановить монстра в его разрушающей злобе. Т.к. раввин проглядел время, и все в ужасе трепетали, никто больше не оживил эту глину. Предание нам рассказывает, что в синагоге в Праге, где хранятся священные остатки всех видов, можно еще увидеть глиняную фигуру Голема. С тех пор в Праге принято дважды петь песню, которой начинается Шабес.


Дверь на чердак Староновой синагоги
Существуют две основные отличающиеся одна от другой версии создания пражского Голема - старые и новые легенды. Старые источники, до 1920 года, не указывают место создания Голема и на вопрос, когда он был создан, отвечают неопределенно - в конце 16 века. Новые легенды называют точную дату.

Согласно старым источникам, причина создания Голема была, чтобы он работал в домашнем хозяйстве, нужен был слуга для грубой ручной работы. Более поздние источники называют необходимость охраны Еврейского города. Позже эти причины объединили - днем Голем служил по хозяйству, а по ночам охранял гетто.

По старым источникам Голема оживляли с помощью шема, который раввин Лев вложил ему под язык. Младшие источники делают акцент на сложный ритуал с участием трех лиц, представляющих стихии огня, воды и воздуха. В старой версии он простым способом оживлен и простым уничтожен - достаточно было вынуть у него пергамент с написанным шемом. Уничтожить Голема раввин решил тоже по иным причинам, чем было указано в старых преданиях - не потому что он боялся, чтобы Голем не принес еще какой-нибудь вред, а потому что он стал больше не нужен. Император Рудольф II пообещал, что больше не будут нападения христиан на евреев, и существование легендарного смотрителя стало излишним.

В то время жил в Праге известный еврейский благотворитель и примас Мордехай Майзл. Пражский мясник по имени Гавличек взял у него в долг пять тысяч золотых, но вскоре задумался, что сделать, чтобы их не возвращать. Как раз приближался Песах, так ему пришло в голову пронести в дом Майзела в Еврейском городе труп христианского ребенка, чтобы Майзела обвинили в убийстве и арестовали. Поэтому он выкопал на кладбище недавно похороненного ребенка, отвез его на бойню, где порезал ножом, чтобы выглядело как ритуальное убийство. Потом тело спрятал в тушу убитой и очищенной от внутренностей свиньи, положил на телегу и отправился в Еврейский город. Однако Голем внимательно охранял гетто, и когда увидел подозрительную повозку, быстро направился к ней, тщательно осмотрел и обнаружил тело ребенка. Тогда он ремнями привязал самого Гавличека к свинье и отправил повозку обратно в центр Праги. Повозка без возницы, естественно, привлекла внимание, Гавличек, привязанный к свинье с телом ребенка внутри нее был обнаружен и вскоре сознался в своих деяниях.
* * * В 1583 году над головами евреев снова стали собираться тучи. В пасхальные праздники из гетто сбежала молодая еврейка Дина, дочь лекаря Мариди, с целью отказаться от еврейской веры и перейти в христианство. Убежище ей предоставил христианин Тадеаш, большой противник евреев, который приветствовал подобные случаи. Одновременно из гетто исчезла христианская девушка, служившая у одного еврея. Никто не знал, куда она делась. Дина в благодарность Тадеашу пообещала лжесвидетельствовать против евреев. На допросе у самого кардинала беззастенчиво утверждала, что лично слышала, как слуга раввина Абрахам Хаим договаривался с Големом, что убьют служанке, потому что евреям нужна была кровь для пасхального хлеба.

Когда рабби Лев узнал об этом, сразу понял, что дела плохи. Он быстро переодел Голема в одежду сельского батрака и отправил его искать пропавшую девушку во всей Праге, а если там не найдет, то и в пригороде. В одежду Голема, наоборот, одел бродячего нищего, и действительно, вскоре Голема обвинили в убийстве и за ненастоящим Големом пришла полиция. Голем тем временем не ленился, искал и искал служанку, пока не нашел ее в деревеньке далеко за Прагой, где жили ее родители. Он привел ее в зал суда в последний момент, предотвратив несправедливость. Дину за лжесвидетельство осудили на шесть лет изгнания из Праги, а в гетто снова вернулся покой.

Рабби Эзехиэль воскресил Голема, чтобы тот помог ему устранить отступника от еврейской веры, молодого еврея Иоахима, сына Шаламоуна из дома «У Золотого колокола» (U Zlateho zvonu). Этот юноша влюбился в христианскую девушку Дороту Профетову, служившую в градчанском трактире «Дом венского епископа» (Dum videnskeho biskupa). Чтобы расположить ее к себе, решил отступить от еврейской веры и покреститься. Когда не помогли мольбы его родителей, с помощью Голема его отравили в этом градчанском трактире, посыпав яйца ядом вместо соли. Т.к. яд должен был подействовать через какое-то время, рабби Эзехиэль с родителями Иоахима и Големом поспешили из трактира обратно в гетто. Кроме того был вечер пятницы и начинался Шабес. Взволнованный своим поступком, раввин направился в синагогу, забыв вынуть у Голема шем.
* * * Один студент, знающий от всего понемногу, а в целом неразбериху, написал некачественный шем, который разбудил Голема к несовершенной жизни. Голем перестал расти, жизнь его покинула, в огромном теле снова появились трещины, как в высохшей глине. Голем накренился, и под его тяжелым телом студент нашел свою смерть.
* * * Однажды пришел в синагогу каменщик, чтобы исправил протекавшую крышу. Тут под кровлей он увидел большую глиняную фигуру, треснутую и увлажненную водой. Он взял железный обруч, крепко опоясал фигуру, потому что в ней узнал Голема. У его жены из рода Леви в серебряной шкатулке за семью замками хранился шем. Он этот шем вложил Голему в рот, тот ожил, а т.к. у него не было ни приказа, ни создателя, ни души, начал вершить зло. Когда он задушил семь человек, пламенем из глаз поджег Злату улицу, прилетела белая голубка, клювом выхватила шем и улетела на восток. Обездвиженный Голем упал, и сильный дождь растворил его, остался только железный обруч - тот самый, который в синагоге крепко сжимает первую колонну. И этот обруч всегда покрывается слезами, когда Еврейскому городу грозит опасность.


Староновая синагога. 1836
Во всех версиях легенды описываются два события, которые точно не являются вымыслом. Первая из них - приостановка пятничного богослужения раввином Левом, чтобы прекратить бесчинства Голема. Вторая - запрет входа на чердак Староновой синагоги, куда якобы рабби Лев тайно поместил тело Голема. Запрет действительно существовал, и даже была разобрана внешняя лестница, чтобы какой-нибудь любопытный не проник на чердак. Перед дверкой на чердак на высоте 10 м раньше была площадка, на которую вела деревянная лестница. Об этом свидетельствовали отверстия в стене для несущих балок, которые еще видно на изображении синагоги 1838 года Вилема Кандлера. Позже они были замурованы. В 18 веке главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793) побывал на чердаке синагоги. Стационарной лестницы туда не было, поэтому приставили длинную временную. Прежде чем подняться наверх, раввин прошел строгий обряд очищения, постился и молился. Потом в молитвенном облачении и с ремешками тефилим на голове вошел на таинственный чердак храма, в то время как его ученики ожидали внизу. Однако наверху он провел всего несколько минут, а когда вернулся, сильно дрожал. Что он увидел на чердаке, никому не сказал. «Пусть никто больше не осмеливается туда наверх и не тревожит покой Голема!» - раввин обновил строгий запрет входа на чердак.

Ключ к решению загадки Голема найдем в самом слове «голем». Трактат «Пирке Авот» называет големом человека, у которого отсутствует ум, умение вести себя в обществе, воспитание - это противоположность духовному и ученому человеку. Но более распространено понятие голема как искусственно созданной сущности из бесформенной массы глины. И только чудесный шем пробуждает в ней жизнь, хоть и на животном уровне, связанную с душой инстинктов нефеш и астральной душой руах. Высшая душа разума - нешама голему не была дана.

Слово «голем» может также означать дурака! Кто был тот некто, который в приступе ярости подвергал опасности людей в гетто, и при том ничего сверхъестественного или таинственного в нем не было? Конечно, слуга раввина! Никакое не искусственное существо, никакой не механический автомат, а обычный человек. Человек, страдающий какой-нибудь душевной болезнью, периодическими приступами ярости, вероятно, эпилептик.

Пражский Голем заметно отличался от всех остальных големов. Пишут, что он был создан из глины, иначе бы это не был голем, но после чудесного оживления из него стал человек из плоти и крови, у него была кожа, волосы, ногти. Он только не умел говорить. Он не возрастал в размерах, как остальные големы, которые через 40 дней становились опасными и их надо было уничтожать, а сохранял размеры человека. В таком человеческом виде он жил в гетто 12 лет и у него было имя. Его называли Йозеф или Йоссиле. Йоссиле Голем - дурачок Пепичек или просто глупый Пепа! Еще недавно так называли душевнобольных людей.

На настоящего голема никогда не распространялись указания Торы, потому что это был неполный человек. Ему не нужно было соблюдать и законы субботнего покоя. Скорее, наоборот. Согласно одной галичской легенде, голема создали специально, чтобы он служил как шабес-гой и выполнял работу, которая евреям в субботу запрещена. Почему тогда раввин Лев так тщательно следил, чтобы его Голем в субботу отдыхал? Также и помещение шема под язык совершенно неизвестно в еврейских легендах. Но легко представить, что раввин своему душевнобольному слуге регулярно давал какое-нибудь лекарство, и тогда вся история выглядит в ином свете.



Староновая синагога. 1836
Назначение синагоги было не только религиозным, но и светским. После трагического разрушения Первого Иерусалимского храма в 586 г. до н.э. изменилось все богослужение и молитвы с чтением Торы заменили жертвенный культ с мистерией. Вместо храма, куда был доступ только у верховного жреца, появилась синагога - собрание всех членов общины. Это был не только молитвенный дом. Синагога выполняла административные, судебные и главное - педагогические функции - отсюда старое название «Школа». Это было место, где принимались и объявлялись решения общины, где заключались договоры и исполнялись судебные наказания. Светскую миссию выполнял алмемор или бима (место для чтения), а религиозное - Арон хакодеш - Ковчег Завета, место хранения Торы, расположенный у стены, обращенной к Иерусалиму.

Места в синагоге покупались и наследовались. Одно из них предназначено для раввина Лева, и никто другой не смеет на него садиться. Говорят, что раввин присутствует здесь, как и 400 лет назад.

Чердак Староновой синагоги 10 х 15 м, везде мощные кровельные балки, пыль и голубиный помет. С пола поднимаются шесть больших бугров из камня, связанных раствором. Это верхние части свода храма. В полу исчезают несколько цепей, привязанных к балкам, которые где-то внизу, в храмовом зале держат тяжелые люстры.

Сегодня на чердаке Староновой синагоги нет никаких останков Голема. Но это не значит, что их там не было. На одной балке над дверью вырезана дата 1883, что говорит, что на чердаке был кто-то, кто мог останки убрать. В 1883 году проводился ремонт синагоги, при котором также заменили прогнившие балки на чердаке и на внешней стороне смонтировали временную лестницу из металлических скоб. Чердак должен быть очищен, а обнаруженные вещи спущены вниз и закопаны на кладбище. Какие это были вещи, никто уже не знает. Если бы члены еврейской общины нашли среди священных книг и молитвенного облачения человеческие кости, то находку бы скрыли и тайно закопали на кладбище. В то время снова поднялась волна антисемитизма, и евреев обвиняли в ритуальном использовании крови христиан.

  1. Для тела создания используют необожженную красную глину, собранную у истоков реки.
  2. Из материала вылепливают фигурку ребенка 8-10 лет.
  3. На лбу чертят ивритское слово «Amet», которое означает «Правда».

После начертания заклинания, голем начнет оживать. В течение нескольких дней он вырастает в 5-6 раз.

Создание обладает разумом маленького ребенка и полностью подчиненно магу, помогает ему, как и Согласно легендам, спустя несколько лет жизни существа постепенно учатся и могут восстать против создателя. Причиной освобождения големов служит перечеркивание магического слова.

Обезумивший гигант в бешенстве способен разгромить целый город. Уничтожить его можно только стерев первую букву слова, чтобы оставшиеся сложились в «met». Это слово означает «умерщвление» на иврите.

Сам процесс изготовления голема схож с рождением человека по воле Божьей. В отличие от Адама, рукотворные гиганты не имеют души. Их неказистый вид, неповоротливость и ограниченность мышления также указывает на несовершенство человеческого творения по сравнению с Господним.

Упоминания в легендах

Еврейский голем упоминается в двух мифах. Обе легенды поднимают темы несовершенства искусственно созданных людей и непринятия обществом внешне уродливых существ.

Пражский голем

Согласно этой легенде, в начале XVII в. увеличился риск кровавого навета на пражских евреев. Христианские жители Праги обвиняли иудеев в использовании крови иноверцев для жертв.

Чтобы защитить город от погромов, раввин по имени Иехуда Лев бен Бецалель решился на создание магического защитника. На утренней заре Махараль с двумя помощниками пришли к берегам реки Влатва и вылепили из красной глины человека, ростом в 1,5 м.

Раввин Лев оживил создание с помощью тайного имени Бога. Он начертил его на бумаге и вложил в рот фигуре.

Пражский голем выглядел как безобразный человек средних лет. Он не умел говорить и есть. Со временем создание приобрело нечеловеческий аппетит. Голем поедал всю пищу, что ему давали, независимо от ее вкуса и свежести.

Глиняное существо также начало демонстрировать зачатки интеллекта. Голем стал задавать своему создателю такие вопросы:

  1. Кто такой Голем?
  2. Кто мать и отец Голему?
  3. Зачем создать Голем?
  4. Голем не хочет быть один.

Одиночество побуждало уродливое создание тянуться к людям в надежде на их отзывчивость. Обладая сознанием ребенка, голем пытался играть с детьми, но они в ужасе бежали от исполина.

Существует две версии о том, по какой причине глиняный человек восстал против своего хозяина.

Первая версия

Ежедневно существо выполняло самую тяжелую и неприятную работу, а по ночам стерегло еврейские дома. В пятницу вечером Лев вытаскивал священные слова изо рта подчиненного, чтобы в субботу посетить синагогу. В один день раввин забыл изъять бумагу и голем восстал против своего создателя. В ярости существо громило дома и гонялось за жителями. Евреев спасала от смерти только неповоротливость создания.

С большим трудом Лев смог забрать священные слова из пасти чудовища. Свое творение раввин отнес на чердак синагоги и окружил иудейскими заклинаниями. В начале XIX в. польский журналист пробрался на чердак этой церкви, но тело гиганта он не обнаружил.

Вторая версия

Другие источники рассказывают о более романтичной концовке легенды. Со временем, кроме обретения сознания, голем начал испытывать чувства. Увидев однажды дочь Лев Мириам, создание влюбилось в девушку. Сама Мириам не ответила взаимностью бездушному глиняному созданию.

Искусственный человек всюду ходил за дочерью раввина в надежде на взаимность и не давал вытащить слова заклинания из своего рта. Тогда Лев попросил Мириам обольстит создание и вытянуть бумагу из пасти. Девушка выполнила наказ отца.

С этих пор существует чешское поверье - раз в 33 года в день солнцестояния существо оживает, чтобы защищать столицу. В этот день незамужние девушки стараются не выходить из дома, чтобы не стать невестами голема.

Голем Иеремия

Еврейский пророк Иеремей также пытался сотворить создание для защиты Божьего народа. Он слепил человека из глины и начертил на его голове слова «Бог есть истина».

Ожившее создание внезапно отобрало нож у пророка и вырезало другую фразу на свое лице «Бог умер». Этот поступок дал понять Иеремею, что существа, оживленные магией, не смогут защитить евреев от сил Зла. В ужасе порок уничтожил свое творение и долго вымаливал прощение у Господа за свою дерзость.

Легенды о существах, созданных людьми для служения, встречаются в каждой мифологии. Не всегда големы имеют человеческое подобие, однако с еврейским созданием их роднит верность хозяину и оживление магией.

Элементали в магии

Создания под названием элементали - ближайшие «родственники» классического голема. От глиняного человека их отличает осознание себя.

Элементали - низшие духи, которые опытный маг может призвать в определенную оболочку. Эти существа верно служат своему хозяину в надежде получить свободу. Элементалей классифицируют по стихиям:

  1. Земляной. В некоторых источниках это существо представляет собой копию голема. Существо имеет человекоподобный вид, обладает разумом и выполняет все приказы своего создателя. Земляных элементалей использовали для защиты городов от чужих армий и непогоды. Их неповоротливость компенсируется огромной силой.
  2. Огненный. Чаще представляет собой сгусток чистого огня. В арабских сказаниях к огненным элементалям относится подвид джиннов - ифриты. Эти создания могут сохранять свой облик после истечения срока действия заклинания мага.
  3. Водный. Этих созданий использовали для защиты от чудовищ моря или приливов. Водные элементали также создавали колодцы и оазисы.
  4. Воздушный. Внешне эти создания напоминали скопление облаков. Их использовали для сокрытия армии. Также, по легенде, воздушные элементали могли призывать молнию.

С големом этих созданий также роднит неуязвимость к магии. Некоторые из элементалей восставали против мага-создателя, требуя свободы и уважения.

Греческая мифология

В Греции тема искусственно созданных людей широко касается бога-кузнеца Гефеста. Вместо глины он использовал бронзу и золото, создавая себе железных разумных помощников.

Талос

Согласно древнегреческой мифологии, Талос - бронзовый воин, которого Зевс дал Европе для защиты земель от чужестранцев. Это создание обитало на острове Крит.

Бронзовый исполин швырял в подплывающие корабли камнями. Если странникам удавалось пристать к берегу, Талос топил их огнем и мечом.

По одной легенде создание Богов уничтожила Медея, жена Ясона. Она опоила гиганта сонным зельем и вытащила гвоздь из его пятки. Талос истек ихором, который заменял ему кровь.

В другом источнике говорится, что бронзового голема убил герой по имени Пеант. Он попал стрелой в пятку существа из лука Геракла.

Галатея

В культуре Греции существует миф о прекрасной скульптуре, которую создал Пигмалион. Творец влюбился в мраморную девушку и возжелал ее. Он наряжал Галатею в прекрасные одеяния и дарил драгоценности.

Обезумев от безжизненности своей любви, Пигмалион взмолился богам Олимпа, чтобы те послали ему похожую девушку. Сжалившись над смертным, Афродита, богиня Любви, оживила творение скульптора.

Легенды Европы

Мифы других стран Европы также рассказывают об искусственно созданных слугах. Среди них можно выделить:

  1. Гуллинбурсти. Огромный золотой кабан . Его создали гномы в споре с Локи.
  2. Железный заяц. Этого голема в мифологии северных народов сотворяли ведьмы для воровства молока у жителей деревень.
  3. Торгейров бык. Существо, созданное исландским магом из шкуры и копыт быка. Дух служил колдунам и мстил их обидчикам, разоряя деревни.
  4. Прысыпуш. Ребенок, вырезанный из полена. В белорусском фольклоре такое создание оставляли ведьмы вместо украденных детей.
  5. Тупилак. Голем, созданный гренландскими колдунами. В эскимосской культуре это создание используют для мести чужеземцам.
  6. Чудовище Франкенштейна. Оживленный человек, собранный из мертвой плоти других людей. По характеру и поведению является аналогом еврейского голема.

Которого Бог создал из глины.

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. ) в слове галми (ивр. גלמי ‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam - он свернул, завернул.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار , индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово - Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.

Легенда

Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века . Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Отражение в культуре

Литература

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним , «Изабелла Египетская» ; реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей»Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка , и в еврейской - драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм . Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер .

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине - Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Кинематограф

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем » () и «Голем: как он пришел в мир » () - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1936 году фильм «Голем » снял Жюльен Дювивье .

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы ».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař , , режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

26 серия японского аниме "Soul Eater" была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

Категории:

  • Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса
  • Персонажи фильмов
  • Каббала
  • Культура Праги
  • Вымышленное оружие
  • Голем
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Ответ на вопрос о том, кто такой Голем, можно сформулировать весьма просто - это создание из глины, наделенное магической силой. Наиболее часто Големов изготавливали, чтобы отомстить обидчикам. Это ведущий персонаж еврейской мифологии. Однако есть немало и фактов, с которыми предлагаем познакомиться.

Кто мог творить Големов?

Легенда о Големе гласит, что создать его может исключительно раввин, духовно богатый и Причем двигать им должно не желание покарать собственных недругов, а стремление защитить весь еврейский народ от гонителей и угнетателей. Помыслы создателя должны быть абсолютно чисты, только в этом случае его глиняное творение обретет свою сверхчеловеческую мощь.

Происхождение слова

Что такое Голем, будет подробно рассмотрено ниже. А само слово ведет свое происхождение от «гелем», что на иврите значит «сырой материал без обработки», «глина». Есть и иная версия появления слова - от «бесформенный».

История

Изначально Голем появился в Праге, в 16 веке, когда еврейский народ жил в очень тяжелых условиях. Населявшие чешскую столицу немцы и чехи всеми силами притесняли его. Евреи не имели права селиться за пределами своего гетто, нередко прозябали в нищете и тесноте.

Устав с болью смотреть на муки собственного народа, Верховный раввин Лев обратился с молитвой к небесам, ища заступничества у всесильного бога. И услышал ответ: он должен провести тайный ритуал, создать из глины Голема и доверить ему расправу над врагами.

Лев и его ближайшие приспешники сделали все, что было им велено: вылепили из глины фигуру, похожую на человеческую, оживили ее при помощи тайных знаний. Голем очень походил на человека, но отличался несколькими особенностями:

  • не обладал даром слова;
  • отличался поразительной физической силой;
  • имел цвет кожи коричневатого оттенка.

Чудовище успешно уничтожило врагов, держащих в страхе еврейское гетто, и выполняло функции защитника своих создателей на протяжении 13 лет.

Поэтому разбираясь, кто такой Голем, можно отметить - это защитник еврейского народа, созданный раввином и его друзьями и оживленный силой магических знаний.

Ритуал

Рассмотрим, как именно проходило оживление глиняного истукана. Помогали раввину Льву его верные приспешники:

  • Зять Ицхак бен Симеон, символизирующий огненную стихию.
  • Ученик рабби, Якоб бен Хайим Сассон, воплощавший в магическом ритуале стихию воды.

Сам рабби воплощал собой воздух, а их создание - Голем - стихию земли.

Предварительно все участники ритуала прошли процедуру очищения, суть которой до нас не дошла.

Голем - мифическое существо, в которое вдохнули жизнь, был создан так:

  • Сначала, непрерывно читая псалмы, мужчины вылепили из глины фигуру, поместив ее лицом вверх.
  • Потом они разместились у его ног, устремив взгляды в безжизненное лицо.
  • По велению Льва Ицхак семь раз обошел истукана, двигаясь справа налево, и произнес секретную фразу, после чего Голем стал красным, слово горя в ярком пламени.
  • Затем истукана также 7 раз обошел Яков, которому было доверено произнесение еще одного текста, по завершении этой части ритуала огненный блеск пропал, а по фигуре потекла жидкость. У Голема появились ногти и волосы.
  • Далее сам рабби обошел свое творение и вложил в его уста пергамент. По другой версии - шем, тайное имя бога.

После ожил. Ему дали одежду, чтобы он ничем не отличался от человека, и пояснили задачу - защищать еврейский народ.

Особенности внешнего вида и поведения

Голем - это человекоподобный истукан, чаще всего из глины, оживленный благодаря тайному знанию. Поэтому выглядел он как грубоватая копия человека. Наиболее известный пражский Голем получил одежду и поэтому мало чем отличался от людей. Не зря рабби Лев привел его в свой дом и выдал за немого, случайно встреченного на улице. Внешней привлекательностью это создание не отличалось, скорее напоминало изуродованного человека примерно 30 лет.

По легенде, делать фигуру глиняного чудовища следовало не выше роста ребенка 10 лет, поскольку Голем очень быстро растет. При этом в пище он не нуждается, в состоянии выполнять любую физическую работу.

Какими-либо магическими способностями, помимо своей сверхсилы, глиняный истукан не обладал. То, что Голем, выйдя из повиновения, начинает крушить все на своем пути, свидетельствует о зле, заложенном в саму его натуру.

Уничтожение первого Голема

Лев долгие годы держал под контролем свое создание, погружая его в сон во время своих визитов в синагогу. Но однажды постаревший раввин забыл это сделать, поэтому чудовище вырвалось из его дома и начало крушить все на своем пути. Испуганный еврей навсегда усыпил свое творение, а народ вновь оказался без защиты.

Безжизненное тело глиняного защитника было помещено на чердак синагоги, и долгие годы никто не отваживался заглянуть туда. Однако в 20-х годах прошлого столетия журналист, желая развенчать еврейскую легенду, сумел проникнуть в это место и увидел, что следов глиняного человека там нет.

Уничтожение Голема объясняют и иначе:

  • Второй вариант легенды гласит о том, что «бунт» великана удалось усмирить, но он выполнил свою работу, гонения на евреев прекратились, поэтому рабби Лев приказал Голему ложиться спать на чердаке синагоги, где и уничтожил его.
  • Есть и более романтическая версия. Голем, живя среди людей, постепенно начал обретать разум и осознавать себя. Он воспылал чувствами к прекрасной Мириам, дочери раввина. Девушка веселилась, называя его своим суженым, а глиняный человек всюду сопровождал ее, неловко круша все на своем пути. Отец попросил Мириам обездвижить Голема, и тот обратился в прах.

Каждое из объяснений гибели Голема по-своему интересно и заслуживает права на существование.

Иные гипотезы

Есть и несколько иная версия того, кто такой Голем. Легенда повествует о том, что «черный человек» (так иногда именуют глиняного истукана) выполнял за своих создателей самую сложную работу. Исполнив свой долг, он обращался в пепел. Впервые создал его пражский раввин Махараль.

Эта легенда имеет более позднее происхождение и появилась в 17-м столетии.

Современные взгляды

Рассмотрев, кто такой Голем, узнаем, как к нему относятся наши современники. Несмотря на весьма неправдоподобный сюжет легенды, многие пражские евреи по сей день верят в то, что некогда их народ оберегало глиняное чудовище. Считается, что каждые 33 года оно возрождается к жизни и вновь исчезает.

Разновидности Големов

Глиняный истукан - защитник еврейского народа - не единственный вариант того, что такое Голем. В различные времена в мистических текстах встречаются несколько вариаций этого чудовища:

  • Водный. Создан из обретшей форму жидкости, нередко обладает разумом.
  • Каменный. Внешним видом схож с ожившей каменной глыбой.
  • Огненный. Проживает в вулканах, обладает магическими способностями.
  • Земляной. Напоминает холм, предпочитает селиться на равнинах. Является менее агрессивным, чем все предыдущие.

Эти виды истуканов менее популярны, чем глиняный великан.

Образ в литературе

Персонаж Голем нередко использовался писателями в своих произведениях:

  • Австриец создал роман «Голем», принесший ему известность. Сама легенда упоминается лишь мельком, основу же сюжета составляют сны главного героя, безымянного рассказчика.
  • Пьеса Артура Холичера с таким же наименованием увидела свет в 1908 году.
  • Станислав Лем, и философ, опубликовал рассказ «Голем 16».
  • Упоминается глиняный человек в произведении «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.
  • В романе Умберто Эко «Маятник Фуко» также есть фигура Голема.

Этот персонаж еврейской мифологии нередко фигурирует в произведениях современных фантастов как мощное оружие.

Рассмотрев, что такое Голем, предлагаем познакомиться с подборкой интересных фактов об этом мифическом создании:

  • В городе Познани ему установлен памятник. Скульптура располагается на аллее Кароля Марцинковского. Это довольно необычный монумент высотой более 2 метров, изображающий фигуру человека в движении. Благодаря использованию особого материала памятник светится в темноте.
  • Персонаж мифологии, Голем, стал героем одного из эпизодов фантастического сериала «Секретные материалы». Расследуя загадочное убийство подростков, Малдер и Скалли знакомятся с евреями, которые сохранили древние знания и стали использовать их для возмездия.
  • Аналогию с героем еврейских мифов применил и Квентин Тарантино в своей картине «Бесславные ублюдки».
  • Согласно легендам, Голем никогда не болел, не имел собственной воли и был обязан слепо подчиняться своему создателю.
  • Образ каменного истукана используется не только в литературе и кинематографе, но и в аниме, компьютерных играх.
  • Знаменитое чудовище Франкенштейна также можно считать разновидностью Големов, но только в качестве материала для его создания взяли не глину, а части человеческих тел. Призвать его к жизни смогла не мистическая сила, а наука.

Всем своим существом искусственное создание выражало, что человек не в силах заменить бога и при всем старании может создать лишь бездушное творение, не наделенное разумом и волей. Можно проследить аналогию - Господь создал Адама из глины и сумел вдохнуть в него жизнь. Люди же используют этот материал для создания бездушных истуканов, способных к действию, но лишенных сострадания. Судьба Голема во многом трагична: созданный волей оккультиста, пусть и с самыми благими побуждениями, он был направлен на выполнение сложных заданий, после чего уничтожался. Никому и в голову не приходило как-то скрасить его судьбу или проявить сочувствие.

Голем - это существо еврейской мифологии, внешне похожее на человека. Он сделан из глины и оживлен раввином при помощи тайных знаний.

Считается, что создать Голема может только высоко и достигший наивысшей чистоты человек, верховный раввин, для того, чтобы спасти свой народ от надвигающейся беды. Человек из глины обладает сверхъестественной силой, благодаря которой он способен справиться с любыми врагами еврейского народа.

Легенда гласит, что рождение Голема произошло в Праге XVI столетия, которую в то время населяли чехи, евреи и немцы. Несмотря на то, что еврейское гетто занимало значительную часть города, этот народ терпел жестокие гонения.

В это время Верховный раввин иудеев Праги по имени Лев обратился к небесам с просьбой подсказать, как ему прекратить страдания своего народа. Ему было велено создать Голема, чтобы тот уничтожил врагов.

Ночью на берегу реки Влтавы он совершил ритуал: вылепил из глины фигуру человека, вместе с вокруг нее, вложил в уста шем (способное оживлять имя Бога, написанное на пергаменте). Сразу после этого Голем ожил. Внешне он был подобен человеку, только имел необычайную силу, не мог говорить, и кожа его была коричневого цвета.

Он расправился с врагами и 13 лет охранял евреев от притеснений. Наконец, евреи почувствовали себя в безопасности.

Конец истории Голема

Голем помогал раввину Льву, выполнял его поручения. Каждую пятницу раввин вынимал шем изо рта глиняного человека, чтобы он не оставался без присмотра в субботу, когда раввин был в синагоге.

Однажды раввин Лев забыл это сделать, и Голем вырвался из дома, круша все вокруг. Раввин вскоре настиг его и вынул шем. Голем уснул навсегда.

Тело глиняного человека подняли на чердак Староновой синагоги в Праге. Раввин Лев запретил подниматься кому-либо туда. Лишь в 1920 году один чешский журналист решил проверить, правда это или нет, и подняться на чердак. Но кроме мусора, там ничего не было.

Несмотря на это, евреи Праги до сих пор верят в глиняного защитника своего народа. Они считают, что каждые 33 года Голем внезапно появляется и исчезает в городе. В чешском городе Познань в честь Голема даже установлен памятник.

Сюжет этой легенды можно найти во многих произведениях искусства. Мотив Голема использован в таких литературных произведениях, как «Голем» Густава Майринка и одноименная пьеса Артура Холичера, «Франкенштейн, или современный Прометей» Мэри Шелли, русская народная сказка о Глиняном Парне. Также о Големе упоминается в произведении «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, в романе Умберто Эко «Маятник Фуко», романе «Чапаев и пустота» В. Пелевина и т.д. Сюжет легенды о Големе можно найти в кинофильмах, мультфильмах, песнях и компьютерных играх.

Новое на сайте

>

Самое популярное