Домой Болезни и вредители Гороскоп картин: кто написал твою историю любви? Портрет Доры Маар

Гороскоп картин: кто написал твою историю любви? Портрет Доры Маар

Дагестан. Земля воинов и героев
SmartNews собрал легенды самого древнего города страны / Статья 2014 года

Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны. Легенды


Дербент, цитадель Нарын-кала / Фото: Марк Редькин


Дагестан богат не только языками, но и легендами. Издано множество книг о мифах, легендах и сказаниях страны гор, многие из которых напрямую подтверждаются историческими фактами. И самые популярные из этих историй - это эпосы о героях и их подвигах. SmartNews собрал героические легенды древнейшего города на планете - двухтысячелетнего Дербента, который расположился на юге Дагестана. Дербент - древнейший город на планете, который готовится отметить свое 2000-летие со дня основания. За это время на его земле произошли тысячи историй, превратившиеся в мифы и легенды. У лакцев есть эпос про героиню Парту Патиму, которая, как Жанна д’Арк, возглавила освободительное движение. Лезгины ежегодно отмечают праздник, посвященный эпосу о герое Шарвили. Какие-то легенды о древнем Дербенте подтверждаются историческими сведениями, какие-то существуют в форме народных сказаний.

Как полководец Абу Муслим аль-Маслама взял Дербент

Примерно в VII веке, во времена Арабского халифата, после длительной осады Дербента арабский полководец Абу Муслим аль-Маслама засомневался, что может взять город. Последней надеждой стал предатель, которого доставили к нему солдаты. Перебежчик, твердил что знает, как вынудить дербентцев открыть ворота. Взамен предатель просил не убивать его и пощадить близких родственников. Полководец гарантировал не только жизнь, но и личное обогащение.

— Предатель указал войнам холм недалеко от крепости. Его перекопали поперек и обнаружили трубы, по которым в город поступает вода. Воины Абу Муслима аль-Масламы резали баранов, а их кровь сливали в водопровод. Так за ночь было зарезано несколько тысяч овец. В резервуары города начала поступать алая вода, непригодная для питья. Горожане в панике были вынуждены перекрыть трубы. За ночь резервуары превратили в кровавое месиво. Кровь стала гнить, разнося неприятный запах. «Почему ворота не открываются?» - начал было сомневаться Абу Муслима аль-Маслама. Предатель попросил отвести воинов от крепости. Увидев, что арабы отступили от крепости, горожане открыли ворота и высыпали из крепости подальше от зловония, где были перебиты. Частично легенда подтверждается историческими сведениями. В арабских источниках вкратце указано, что взять город помог предатель.
Гусейнбала Гусейнов , заместитель главного редактора «Дербентские известия», автор книги «Легенды древнего Дербента»



Прорыв Масламы


Семь веков спустя, в конце XIV века, сравняв с землей непокорные города в Персии и на Южном Кавказе, армия Тамерлана со стенобитными орудиями и таранами приближалась к Дербенту. Дербентский хан Ибрагим понимал, что его небольшое войско и даже великие крепостные стены не смогут остановить грозного завоевателя. Ставка полководца находилась уже в городе Шемахи, на севере современного Азербайджана. Из отрубленных голов тех, кто оказывал сопротивление, Тамерлан строил пирамиды. Такая перспектива никак не устраивала Ибрагим-хана. И он выдвинулся навстречу войску, но не с оружием, а с подарками.

Ибрагим-хан узнал, что по монгольской традиции подарки принято дарить в количестве девяти штук. Он вез Тамерлану девять лучших скакунов, девять самых красивых наложниц, девять драгоценных украшений. В числе подарков были и рабы - самые преданные. Но их оказалось восемь. Тамерлан возмутился: «Где девятый раб?» «Девятый раб - это я», - ответил правитель Дербента. Полководец был изумлен таким оригинальным выражением покорности и сменил гнев на милость. Полководец выполнил просьбу Ибрагим-хана - не отдал город на разграбление. А Ибрагим-хана не повесил, а повысил, сделав правителем всего Ширвана (средневековое государство на территории современного Азербайджана).

— Легенда не является чистым вымыслом, а подтверждается историческими фактами. Тамерлан преследовал армию Тохтамыша, и ему нужен был беспрепятственный проход. Ибрагим-хан открыл ему Железные ворота - так называли Дербентскую крепость в старину, поскольку она перекрывала узкий проход между горами и морем. Тем самым Ибрагим-хан оказал неоценимую услугу Тамерлану. Полководец взял нового правителя Ширвана с собой в поход. Империя из завоеванных Тамерланом земель быстро распалась. А династия Ибрагим-хана правила Ширваном еще 150 лет.
Вели Юсуфов
_______

- Когда Петр I въезжал в город, разразилось страшное землетрясение. Стены тряслись. Петр I не растерялся, ударил ногайкой по стенам, и землетрясение прекратилось. Люди ахнули и упали перед ним на колени. Они подумали, что землетрясение вызвал царь.
Магомед Ханмагомедов , журналист



Петр Великий в Дербенте


Легенда о сорока красавицах

В гареме правителя Дербента было много красавиц, но не хватало грузинок. Чтобы восполнить недостаток, хан снабдил в Грузию отряд. Нукеры совершили марш-бросок через Кавказский хребет и возвращались с сорока похищенными красавицами-грузинками. Но Дербент в это время был осажден неприятельской армией.

— На подступах к городу отряд, возвращавшийся из Грузии, вступил в неравный бой. Похищенных девушек нукеры успели спрятать в пещере, перекрыв вход тяжелыми камнями. Отряд пал, а о девушках, заточенных в пещере, никто не знал. Много лет спустя пастух случайно забрался в пещеру и обнаружил кости девушек. Когда в Дербенте в 1858 году был Александр Дюма - отец, ему рассказали эту легенду. Он спустился в пещеру и обнаружил там кости животных.
Вели Юсуфов , заведующий комплексом «Нарын-Кала» Дербентского музея-заповедника


Легенда о том, как правительницей Дербента стала женщина

В конце XVIII века, когда умер бездетный хан Дербента, правителем города должен был стать победитель в стрельбе из лука. Претенденты на скаку должны были попасть в яблоко. Никому не удавалось этого сделать. Тогда к жюри подошел человек в маске. Судьи попросили открыть лицо и получили отказ.

— Судьи, посовещавшись, допустили стрелка. Последний участник состязаний галопом промчался и попал в яблоко, после чего маска была сброшена. Претендентом на трон оказалась девушка, сестра правителя соседнего государства Кайтагского уцмия Эмир-Гамзы. Звали девушку Уму-Кусюм, а прозвище было Тути-Бике. Судьи посчитали ее первенство над мужчинами знаком от Всевышнего и объявили правительницей Дербента. Хотя по мирским законам городом должен был править мужчина.
Вели Юсуфов , заведующий комплексом «Нарын-Кала» Дербентского музея-заповедника


Дербент, история завоевания, распространение ислама, архитектура города

© 2013

Муса Мусаев, Ксения Гагай, Гюлаят Челебова,
Наталья Гребнева, Станислав Захаркин

SmartNews, 10 марта 2014

Кубачинцы в "Дербент-наме" рассказывают о себе: Наши предки, в числе около полутораста мастеров-френгов, были взяты из Рима Искандерем Зулькарнен (Александром Македонским) с собою в поход для выделки оружия. Сами же они отделились от войска или были оставлены почему-либо неизвестно, но, очутившись вблизи моря, они были водворены тогдашним властелином Дербентского побережья в местности Кемах (вблизи Дербента, где они занимаются выделкой панцирей. Но климат Кемаха, а равно и дарша (деревня около Маджалиса), куда они были переселены через год, оказался для них пагубным. Поэтому они удалились в горы и избрали настоящее место нашего аула, где во все времена, как и теперь, все были мастерами и никто не занимался ни земледелием, ни скотоводством. Поселившись здесь, предки наши взяли жён из соседних обществ, утратили первоначальный язык свой и прославились как лучшие в Дагестане мастера, снабжавшие почти весь край сначала панцирями, кольчугами, луками и стрелами, а затем оружием и пистолетами.

Тарковский шамхал и французские оружейники.

Из всех существующих легенд о происхождении кубачинцев наиболее распространённый до революции была легенда о том, что кубачинцы по происхождению французы. Вот предание, известное с прошлого века в различных вариантах.
Шамхал Тарковский однажды обратился к французскому королю с просьбой прислать к нему 40 оружейных мастеров. Король исполнил просьбу шамхалаю Мастера жили сначала у самого шамхала, а потом поселились в Дербенте. Но французы были народом неужив чивым ссорились с жителями Дербента и Пото му вынуждены были покинуть город. Когда вышли из города, дербентцы навсегда заперли за ними ворота. Из Дербента кубачинцы пошли к даргинцам и поселились среди даргинцев, назвав себя карбуками.

Рука, кинутая матери.

Говорят, что Кубачи в переводе означает «кольчужники». Кала-корейшцы тоже хотели получить это название, но не смогли превзойти соседей в выделке кольчуг.
Кубачи образовались из семи поселений; Даци, Мажи, Дешал, Мугли, Анчи-бачи, Шихбала, Бакай. Вокруг современного Кубачи сохранились развалины этих поселений.
Сами себя кубачинцы называют угбук. В переводе угбук означает «оружейник».
Вокруг Кубачи было расположено пять оборонительных башен. Главная из них - Чабкана-ци. Остатки башен сохранились и поныне. Одна из них превращена в жилой дом. Легенды передают, что в старину в башнях жили сорок батырты (богатырей). Батырты сменялись и после того, как юноша уходил в батырты, родители не
имели права встречаться с ним, пока не пройдет его смена. Передают, что одна мать пожелала повидать своего сына до возвращения, подошла к крепостной башне и стала звать его по имени. Стражники услыхали это, отрубили руку ее сына и бросили матери с башни, крикнув: «Вот смотри на то, что можно видеть у твоего сына».

Редька, на могилах богатырей.

В одной кубачинской легенде рассказывается, что во время стычки с кала-корейшцами было убито сорок батырты. Поводом к стычке был спор из-за владения пастбищем на склоне горы Лимцлябай.
По совету старейшин убитых похооонили в ту же ночь и при этом били в барабаны и играли в зурны, чтобы скрыть от соседей горе аула.
С этой же целью на могилах героев посадили редьку. Поэтому-то теперь это место называете» Кала-ку.

История одной вендетты.

В западноевропейской литературе можно найти много новелл и рассказов, посвященных корсиканской вендетте - родовому обычаю кровной мести. В горах Дагестана историй о вендетте наберется на целые романы. Обычай кровной мести у дагестанцев гласил: биться до тех пор, пока есть пуля в ружье, кинжал на поясе и кровь в жилах. Адат учил, что родственник пострадавшего или убитого должен обратить свою месть не только на убийцу, но и на его родственников. Мститель и его родственники в свою очередь мстили мстящим, и побоище принимало грандиоз ные размеры, вражда становилась нескончаемой...
Пример такой многолетней кровной мести при водит в своей работе «Адаты и судопроизводству по ним» А. В. Комаров. Она опубликована Сто лет назад в первом выпуске выходивших в Тифлисе «Сборников сведений о горцах Кавказа»,
Триста лет назад, рассказывает Комаров, один из жителей аула Кадар стащил у своего соседа курицу и поплатился за нее бараном. Находя, что Юсуф - так звали соседа - взял слишком большой процент, кадарец Омар решил уравнять счет и украл в ответ двух баранов. В свою очередь Юсуф счел нужным соблюсти справедливость и отбить у Омара корову, которая затем обошлась ему в пару добрых быков. Потеряв это олицетворение богатства горских народов, Юсуф подкараулил омаровского жеребца, а хозяин его, не найдя равного вознаграждения этой потери, убил соседа и, спасаясь от мести, удрал из родного аула.
Родичи Юсуфа руководствуясь местным адатом, разрушили прежде всего дом Омара, затем убили первого попавшегося родственника Омара.
В свою очередь родственники убитого расправились с родственниками Юсуфа.
В ответ погибло два родственника Омара.
Кровная вражда обострилась, и концы ее затянулись на целые триста лет.
Триста лет кровь людей лилась из-за одной давно позабытой курицы!

Только мать останавливала кровную месть.

В горах Дагестана во многих аулах в старину существовал такой обычай: если мать усыновит кровника - кровмещение прекращается.
Отражен этот обычай и в сказках.
Вмешательство женщины часто приостанавливало самое ожесточенное кровомщение. Для этого женщине стоило только выступить вперед, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися кровниками.
У башлинцев есть поговорка: кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели.

Как лечили больного в горах.

В дореволюционном Дагестане по существу не существовало лечения больных и раненых. Больной ходил, пока не сваливался на время, какое будет угодно всевышнему Аллаху.
Старухи знали свои лекарства. Большей частью были разные травы, настойки, из них и притирания. Малярию лечили лекарством, составленным из мёда и уксуса. Если болели глаза на вены ставили пиявок. А если у человека болит бок, возьми чёрную кошку, свяжи ей лапы и прикладывай живот кошки к боку больного. Чем больше кошка кричит, тем лучше - значит болезнь от больного переходит в живот кошки.
Если человек теряет сознание, лучше всего приложить к его голове лягушку.

Собака, спасшая Кала-Корейш.

В Кубачах ходит легенда о том, что в одной из могил в Кала-Корейше захоронены девушка, кобылица и собака. О коне, которого клали в могилы женщин, упоминают и старинные даргинские песни. Это отзвук легенд о кавказских амазонках. А откуда в легенде собака?
Говорят, что эта собака спасла кала-корейшцев, как гуси спасли Рим. Однажды собаки, почуяв внезапное вторжение кубачинцев, подняли такой лай, что кала-корейшцы даже забыли о боге и прервали молитву. Была пятница, и все мужчины были в мечети.

Языческий обряд древних Кубачинцев. Забытые Боги, отголоски древних верований горцев Дагестана.

Один из древних обрядов аула Кубачи напоминает старинные похоронные обычаи в Тибете. О таком обряде в XII веке свидетельствует арабский географ Абу-Хамида Андалуси.
«Близ Дербента расположена большая гора, на вершине которой имеется два селения. Живет в них народ, называемый зирехгеран, т. е. изготовители панцирей... Нет у них никакой религии, и не платят они джиз. Когда умирает у них человек, и если он мужчина, то передают его мужчинам, находящимся под землей, которые расчленяют кости покойника, очищают от мяса и собирают мясо его и дают его на съедение черным воронам. Они стоят с луками, чтобы не дать другим птицам есть что-нибудь из мяса. А если покойник женщина, то они передают ее другим мужчинам над землей, которые вытягивают ее кости и дают ее мясо коршунам. И стоят они со стрелами, чтобы мешать другим птицам, приближаться к ее мясу».
Кавказский этнограф А. В. Комаров, выступая в 1881 году на I археологическом съезде в Тифлисе, заявил, что он слышал в южном Дагестане поверье, рекомендовавшее в отношении некоторых умерших не хоронить их, а выставлять на открытое место, пока не слетятся духи и не возьмут их.

Новое на сайте

>

Самое популярное