Домой Удобрения Аллах наказание. Накажет ли Аллах мутабарриджат (женщин, выставляющих напоказ свою красоту)? Запрет прелюбодеяния в коране

Аллах наказание. Накажет ли Аллах мутабарриджат (женщин, выставляющих напоказ свою красоту)? Запрет прелюбодеяния в коране

Нет сомнений в том, что для мусульманина каждый аят каждой суры представляет собой бесценное сокровище, исходящее от самого Всевышнего. Каждое новое чтение Писания Аллаха даёт такую глубинную радость, наслаждение и счастье, что словами не передать.

Не будет ошибкой утверждение о том, что восприятие информации Священного Корана позволяет мусульманам переживать высшие конструктивные эмоции. Книга Аллаха была и остаётся источником творческого настроя в прошлом и будущем, ибо её аяты дают человеку бесконечные возможности для самосовершенствования и развития окружающего мира.

Аксиомой выступает мысль о том, что каждый аят Корана представляет собой фундаментальную информацию для его исследования и формирования конкретных выводов.

В этой статье объектом нашего внимания выступают 101-111 аяты суры «Аль-Муъминун ». Они представляют собой такую важную информацию для людей, что разумом понять невозможно. Только душа может воспринять их значимость, ибо в аяте рассказывается о событиях, которые ожидают наши души – верующих во Всевышнего и атеистов – после смерти.

Неверующие могут с усмешкой прочитать эти строки, уверенные, что жизнь заканчивается с остановкой сердца, что всё плохое, подлости и грехи исчезнут, когда живое тело человека превратится в мёртвую плоть, у которой нет иных перспектив, кроме как превратиться в прах земной.

Однако законы диалектики, которым подчиняются и верующие в Аллаха, и атеисты, не оставляют последним шансов на безболезненное избавление от совершённых грехов. Принцип детерминизма однозначно гласит, что любое действие обязательное вызывает конкретные последствия. Всё очень просто: за наши добрые деяния мы после смерти получим райские радости, за зло – страдания Джаханнама (упаси Аллах!).

А то, что жизнь после смерти – это обязательное явление бытия, доказывают те же законы диалектики и выводы современных учёных. Исследования Раймонда Моуди, Станислава Грофа и Сергея Николаевича Лазарева не оставляют никаких сомнений относительно жизни после смерти.

Аяты Корана дают нам бесценную и конкретную информацию о том, что нас ожидает после остановки сердца и дыхания:

فَإِذَا نُفِخَ فِي الصُّورِ فَلَا أَنْسَابَ بَيْنَهُمْ يَوْمَئِذٍ وَلَا يَتَسَاءَلُونَ

«И когда же подуют в трубу [когда наступит День Суда], то не будет в тот день родства между ними, и не будут они расспрашивать друг друга ».

فَمَنْ ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«У кого же (при расчёте перед Аллахом) будут тяжелы весы (благих деяний больше, чем плохих), те обретут счастье [войдут в Рай] ».

وَمَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ فَأُولَٰئِكَ الَّذِينَ خَسِرُوا أَنْفُسَهُمْ فِي جَهَنَّمَ خَالِدُونَ

«А у кого будут легки весы с благими деяниями, и перевесят их плохие поступки, те являются несчастными, которые нанесли ущерб самим себе, в Геенне [в Аду] будут пребывать вечно ».

تَلْفَحُ وُجُوهَهُمُ النَّارُ وَهُمْ فِيهَا كَالِحُونَ

«Сжигает огонь их лица, и они в нём безлики ».

أَلَمْ تَكُنْ آيَاتِي تُتْلَىٰ عَلَيْكُمْ فَكُنْتُمْ بِهَا تُكَذِّبُونَ

«И будет сказано им: "Разве не читались вам Мои аяты? Но вы считали их ложью" ».

قَالُوا رَبَّنَا غَلَبَتْ عَلَيْنَا شِقْوَتُنَا وَكُنَّا قَوْمًا ضَالِّينَ

«Они скажут: "Господи, одолело нас наше злосчастие, и мы оказались заблудшими людьми" ».

رَبَّنَا أَخْرِجْنَا مِنْهَا فَإِنْ عُدْنَا فَإِنَّا ظَالِمُونَ

«Господи, выведи нас из Ада и верни нас обратно в бренный мир, и если мы ещё раз вернёмся к неверию и грехам, тогда мы будем злодеями ».

قَالَ اخْسَئُوا فِيهَا وَلَا تُكَلِّمُونِ

«Он скажет им: "Убирайтесь прочь, будучи в Аду, и не говорите со Мной" ».

إِنَّهُ كَانَ فَرِيقٌ مِنْ عِبَادِي يَقُولُونَ رَبَّنَا آمَنَّا فَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا وَأَنْتَ خَيْرُ الرَّاحِمِينَ

«Поистине, одна часть Моих рабов говорила: "Господи, мы уверовали, прости же нам (наши грехи) и смилуйся над нами, ведь Ты – лучший из Милостивых" ».

فَاتَّخَذْتُمُوهُمْ سِخْرِيًّا حَتَّىٰ أَنْسَوْكُمْ ذِكْرِي وَكُنْتُمْ مِنْهُمْ تَضْحَكُونَ

«И вы так долго насмехались над ними, что они стали причиной тому, что вы забыли напоминание обо Мне, и вы над ними смеялись ».

إِنِّي جَزَيْتُهُمُ الْيَوْمَ بِمَا صَبَرُوا أَنَّهُمْ هُمُ الْفَائِزُونَ

«Поистине, Я (Аллах) вознаградил их сегодня преуспеянием за то, что они проявляли терпение (когда над ними издевались) ».

(сура «Аль-Муъминун»: 101-111)

Предупреждение всем размышляющим людям, автору статьи в том числе, о том, что только религия Аллаха даёт нам шанс обезопасить себя от адского огня. Выполнение пяти столпов, соблюдение норм шариата и адаба могут нам дать спокойствие в час смерти: мы будем знать, что не окажемся в числе вызвавших недовольство Всевышнего.

Настоящая жизнь начинается только после смерти – это закон для верующих и нонсенс для атеистов. Однако, по мнению философов экзистенциализма, и те, и те другие обязательно столкнутся с истиной в момент смерти. Это – мгновенный отрезок между жизнью и смертью, момент, когда вся жизнь человека проходит перед его мысленным взором.

Именно в эти мгновения душа получает потрясение от радости, если он был истинно верующим. Или она зажмётся от ужаса при восприятии истины о том, что прожил человек свою жизнь и не подготовился к встрече с Творцом, накопив молитвы, зикры, пост и милость по отношению к нуждающимся.

И тогда душа взывает Аллаху с просьбой дать отсрочку от смерти «выведи нас из Ада…», чтобы срочно наверстать упущенные при жизни благодеяния Аллаху, своей душе и умме.

И тогда Всевышний отвечает им:

«Убирайтесь прочь, будучи в Аду, и не говорите со Мной ».

Вот оно – самое страшное, что может случиться с человеком. Это мнение автора основывается на анализе реальностей земного бытия. Не имеет значения, верующие мы или атеисты, живём мы только благодаря Аллаху. Это божественный закон, примут его безбожники или нет – неважно.

Весь этот материальный мир сотворён Всевышним, и в самых глубинах нашей души и подсознания все мы это знаем и признаём Творца. Наука, оперируя атеистическими понятиями, пока не может это доказать, тем более, что никакого стремления к этому у учёных нет. Однако жизненная практика даёт нам явные подтверждения божественности происхождения человека.

Недавно автор статьи посетил психически больного родственника. Заслуженный преподаватель, директор передовой школы, всю жизнь работавший во имя воспитания молодого поколения, чьё имя гремело на всю республику, потерял разум (упаси нас Аллах нас от этого!). Он перестал узнавать родственников и реагировать на окружающий мир. Автору пришлось участвовать в очень болезненной процедуре по лечению родственника. И в этот момент, как удар молнии, прозвучал его призыв: «О Аллах!».

Человек, в сознательной жизни ни разу ни упомянувший Всевышнего, потеряв разум, показал, что он всегда в душе жил с Аллахом. То есть в подсознании он был всегда верующим человеком, как и все люди на Земле.

По сути, это тема для докторской диссертации по теологии, уникальное подтверждение того, что всё есть творение Аллаха. Все наши беды и проблемы начинаются тогда, когда мы просто забываем эту простую истину.

Итак, мы живём ради довольства Аллаха, и нет иных вариантов: мы всегда обращаемся к Нему как к самому дорогому. Когда нам трудно, грозит беда, мы вспоминаем не родителей и родственников, которые нам дороги, нет, мы всегда вспоминаем Аллаха. Так было и будет, так как живём мы только благодаря Ему.

Поэтому нет страшнее наказания, чем запрет Всевышнего обращаться к Нему. К кому мы можем обратиться в трудный час, если всё есть обман и иллюзия, сотворённые Аллахом? Нам не к кому обращаться. Мы один на один со всем миром.

Страшнее этого нет ничего. Мы жили и будем жить Любовью, Надеждой и Верой. Однако без Аллаха эти слова – пустое сотрясение воздуха, поэтому нам необходимо постоянно твердить, что без Всевышнего ничего нет и не будет. Нурмухаммад Изудинов в своей недавно опубликованной на сайте сайт статье () перечислил три категории людей, которые могут оказаться в числе подвергнувшихся самому страшному наказанию. Он отмечает, что этих самых греховных людей ожидает «… самое страшное – Всемогущий Аллах не очистит их. Человек может очиститься на этом свете и быть воскрешён чистым. На том же свете человека очистит лишь адский огонь. И, как следствие этого, для него уготованы страшные муки».

Нам неведомо, какие харамные эмоции, мысли, слова и поступки лежат в глубинах наших душ, зато это известно Аллаху. Поэтому автор, как и другие мусульмане, обращается к Нему с самой важной просьбой: «О Аллах, не запрещай нам обращаться к Тебе, ибо наша надежда только на Тебя в мире этом и том! »

Марат Якупов

Однажды сподвижник Али со своей женой Фатимой, которая приходится дочерью посланника, решили его навестить. Войдя в дом, они увидели пророка сидящим и плачущим на полу.

Фатима спросила: «О посланник аллаха! Что вас так сильно опечалило? Какова причина ваших слез?» пророк ответил: «В ночь моего вознесения (ми"радж) всевышний аллах показал мне восемнадцать категорий женщин, которые получат восемнадцать видов наказания. Эти женщины из моей уммы (народа), и их я оплакивал».

Фатима спросила: «О посланник аллаха, опишите нам категории этих женщин». Пророк ответил: «Я видел женщину, которую повесили за ее язык. Видел ту, которую повесил за грудь. Видел женщину, которую повесили за ноги. Видел ту, чьи ноги были привязаны ко лбу, и в таком состоянии к ней были направлены змеи и скорпионы, чтобы поедать ее тело. Видел женщину, которая сама поедала свое мясо, а под ней был огонь. Видел ту, которая сама же срывала с себя свое мясо огненными ножницами. Мне была показана и та, чье лицо аллах сделал черным, а сама она поедала свои же мозги. Также я видел женщину, которая была слепой, глухой и немой. Видел ту, чью голову аллах уподобил голове свиньи, а тело уподобил ослиному телу, и на ней было несколько видов наказания. Также я увидел женщину, чье тело было уподоблено собачьему телу. Была и та, которую повесили за волосы...».

Услышав все это, Фатима сказала: «О посланник аллаха! О радость моих очей! Расскажи нам, за какие деяния эти женщины получили такие наказания».

Пророк сказал: «О Фатима, если сказать о той женщине, которую повесили за волосы - это была та женщина, которая не скрывала свои волосы от посторонних мужчин. Если говорить о той женщине, которую повесили за ее язык, она была из категории тех людей, которые всячески приносят вред своим языком окружающим людям. Какая бы женщина не начнет своим языком приносить вред своему мужу, всевышний аллах удлинит ее язык на 70 локтей...».

Абу Бакр по этому поводу передал, что пророк говорил: «Какая бы женщина не начала своим языком мучить своего мужа, она будет находиться под проклятием аллаха, ангелов и всех творений аллаха».

Усман передал: «Какая бы женщина не сказала своему мужу: «Я от тебя ничего хорошего не видела!», если даже она прожила в богослужении 70 лет, то всевышний аллах лишает ее всех благих деяний, которые она совершила за время своего существования». «Та женщина, которая станет жаловаться мужу на недостаток в его заработке, несмотря на то, что ему не позволяет его здоровье зарабатывать больше, тем самым заставляя мужа переживать за это, аллах не примет у нее ни один намаз и ни один день поста». (Хадис)

Далее, рассказывая о наказаниях женщин, пророк передал нам: «...Если говорить о той женщине, которую повесили за грудь, то это та, которая кормила посторонних детей своим молоком, без ведома на то своего мужа. Если рассказать о той, которую повесили за ноги, то это та, которая выходила из дому без согласия на то своего мужа. Также это была та, которая не купалась после периода ежемесячного осквернения и после рождения ребенка. Если говорить о той, которая сама же поедала свое тело, то это та, которая приукрашивалась для посторонних мужчин и вела ненужные беседа за спиной других людей.

Если говорить о той, которая сама с себя срывала свое мясо огненными ножницами, то это та, которая хвасталась перед людьми своей красивой фигурой, а также старалась подчеркнуть ее различной одеждой для посторонних мужчин. Что касается тех женщин, чьи ноги привязаны ко лбу, к которой в таком положении направлены змеи и скорпионы для поедания ее тела, то эта та категория, которая была в силах соблюдать столпы ислама (держать пост, совершать намазы и т. д.), но ничего не соблюдала, к тому же не совершала полное ритуальное купания после осквернения. Что же касается тех женщин, чьи головы уподоблены голове свиньи, а их тело уподоблено ослиному телу, то это та категория, которая была склонна к сплетням и обманам.

Что же касается той категории женщин, чьи тела уподоблены телу собаки, то это та категория, которая создавала смуту и вводила в гнев своего мужа...). Передается, что пророк сказал: «Если женщина скажет своему мужу: «Будь ты проклят!», то тогда все, кто находится на седьмом небе и все, кого сотворил аллах, будут проклинать эту женщину».

Пророк сказал: «Если все, что находится на земле превратить в золото и серебро и подарить своей жене, а она после этого, возгордившись, скажет: «Это все имущество только мое!», хотя это ее муж все подарил, то аллах сотрет все ее благие поступки».

Подобное может произойти, к примеру, если женщине муж принес калым или подарил что-либо, а она, в последствие, возгордившись, произносит подобные слова. Ибн Аббас передал: «пророк Мухаммад сказал: «Если женщина выйдет из дому без разрешения мужа, то все, на что попадает луч солнца, будет проклинать ее до тех пор, пока она не вернется домой». Далее он рассказывает, что пророк сказал: «Когда женщина выходит из ворот, будучи приукрашенной, надушенной с разрешения и согласия мужа, то за каждый ее шаг, всевышний аллах уготавливает для ее мужа дом в Аду».

Тальхат ибн Абдуллах передал нам следующий хадис пророка: «Если женщина будет наносить сурьму (косметику), даже будучи дома, но при этом ее муж будет не доволен этим (то есть, ему будет предпочтительна жена без косметики), то аллах будет гневаться на нее до тех пор, пока муж не улыбнется ей». Пророк передал: «Если муж захочет близости со своей женой, а жена откажет ему в этом, и он уснет, будучи не довольным ею, то ангелы до утра будут проклинать эту женщину».

Абдурахман бин Ауф передал следующий хадис пророка: «Та женщина, которая станет жаловаться мужу на недостаток в его заработке, несмотря на то, что ему не позволяет его здоровье зарабатывать больше, тем самым заставляя мужа переживать за это, аллах не примет у нее ни один намаз и ни один день поста».

Пророк сказал: «Если все, что находится на земле превратить в золото и серебро и подарить своей жене, а она после этого, возгордившись, скажет: «Это все имущество только мое!», хотя это ее муж все подарил, то аллах сотрет все ее благие поступки». Подобное может произойти, к примеру, если женщине муж принес калым или подарил что-либо, а она, в последствие, возгордившись, произносит подобные слова.

Ибн Аббас передал: «пророк Мухаммад сказал: «Если женщина выйдет из дому без разрешения мужа, то все, на что попадает луч солнца, будет проклинать ее до тех пор, пока она не вернется домой». Далее он рассказывает, что пророк сказал: «Когда женщина выходит из ворот, будучи приукрашенной, надушенной с разрешения и согласия мужа, то за каждый ее шаг, всевышний аллах уготавливает для ее мужа дом в Аду».

Тальхат ибн Абдуллах передал нам следующий хадис пророка: «Если женщина будет наносить сурьму (косметику), даже будучи дома, но при этом ее муж будет не доволен этим (то есть, ему будет предпочтительна жена без косметики), то аллах будет гневаться на нее до тех пор, пока муж не улыбнется ей».

Пророк передал: «Если муж захочет близости со своей женой, а жена откажет ему в этом, и он уснет, будучи не довольным ею, то ангелы до утра будут проклинать эту женщину». Однажды Фатима пришла к пророку (мир ему и благословение) и поведала ему о своей проблеме: «О посланник аллаха, между мной и моим мужем Али возник разговор, из-за чего мы поссорились с ним», тогда пророк ответил: «Вернись домой и сделай все, чтобы твой муж улыбнулся тебе». Вернувшись домой, Фатима увидела мужа сидящим неподвижно и тогда, для того, чтобы ее муж улыбнулся ей, она вокруг него прокружилась 70 раз, и тогда Али, улыбнувшись, пошутил: «Бедная жена!»

Тогда Фатима прибежала к пророку и сказала: «О посланник аллаха, мой муж улыбнулся мне, и мы уже с ним помирились!» Тогда пророк ответил: «Я клянусь тем, в чьей власти находится моя душа, который послал меня истинным пророком, если бы ты умерла до того, пока твой муж не стал бы довольным тобой, я не совершил бы за тебя джаназа-намаз.

О дочь моя, разве ты не знаешь, что довольство аллаха в довольстве мужа, а гнев аллаха, в гневе мужа. О дочь моя, какая бы женщина не поклонялась всевышнему аллаху подобно поклонению праведной Марьям, матери пророка Исы (мир ему), а тем временем, ее муж не будет доволен ею, то аллах не примет от нее ничего. О дочь моя, самый превосходный поступок, который может совершить женщина - это подчиниться своему мужу». Если муж повелевает совершить своей жене то, что противоречит нормам ислама, то в таком случае женщина ни в коем случае не должна подчиняться ему.

После подчинения повелениям всевышнего аллаха и послушания мужу, женщина не может совершить более превосходный поступок, чем вязание. Обращаясь к своей дочери Фатиме, пророк сказал: «Дочь моя, если женщина займется вязанием, то для нее это лучше, чем целый год поклонении в совершении желательных намазов, и чтобы эти вязаные изделия надевал ее муж». Далее, пророк говорит: «За каждый узелок, который вяжет женщина, аллах приписывает ей награду шахида. О дочь моя, если женщина вяжет что-либо и то, что связала, будет надевать ее муж или их дети, ей обязательно будет награда - Рай. За каждый узелок, за каждую нить в том, что эта женщина вяжет, аллах уготавливает для нее город в Раю»

Также, пророк сказал: «Аллах доволен женщиной, когда ее муж доволен ею». В другом хадисе пророк говорит: «Та женщина, которая услужит своему мужу в течение семи дней подряд, всевышний аллах закроет перед ней семь врат Ада и откроет восемь врат Рая, и ей будет позволено войти в Рай из тех ворот, какие сама пожелает».

Дорогие сестры мусульманки, не теряйте возможность получить таким совершенным и к тому же легким путем безграничное довольствие всевышнего аллаха! Да поможет вам аллах сохранить целомудрие и истинное лицо праведной мусульманки. Аминь!

qirimtatar.org, murad

[Женщины, прочитайте, КАК и ДЛЯ чего Вы должны жить…оказывается только для ублажения мужчин…мне, конечно, приятно ощущать себя петухом в курятнике…но как-то скучно жить с тупой коровой…может я что-то не так понимаю?... Ред. РД. ]

Вопрос:
Мой вопрос о совершающем большой грех (кабира): у нас считается, что дело такого человека зависит от воли Аллаха: если Он пожелает, то накажет его, если пожелает, простит ему. Но в хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: “Я до сих пор не видел два вида адских мучеников… а также одетые, но в то же время обнаженные женщины… Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания». Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сделал тафсир, что либо это касается женщин, которые сделали табаррудж (выставление напоказ красоты) дозволенным, и они никогда не войдут в рай, либо не войдут в рай вначале, а затем войдут в него после того, как будут наказаны. Это означает, что они обязательно должны быть наказаны, и они совершили большие грехи (кабаир). Могут ли они все-таки не быть наказаны?

Ответ: хвала Аллаху.
Человек, совершающий большой грех, согласно акыде (вероубеждению) мусульман находится в великой опасности. Он подвергается гневу Аллаха и Его наказанию. Но воля Аллаха правит, и Аллах может простить человеку, а может наказать его по величине его греха, кроме того случая, когда грех человека достигает границы куфра во Всевышнего Аллаха, - тогда для человека становится обязательным наказание и вечность в огне.
Шейхуль-ислама Ибн Теймию, да помилует его Аллах, спросили (”Маджмуъуль-фатава”, 11\646):
“Что можно сказать о женщинах, которые показывают всем свою красоту, которые не увидят рая и не почувствуют его благоухания? Ведь в хадисе от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: “Кто сказал “ля иляха илляЛлах”, войдет в рай”?
Шейхуль-ислам ответил:
“В “Сахихе” Муслима и других книгах пришел хадис от Абу Хурейры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я до сих пор не видел два вида адских мучеников. Это — люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но в то же время обнаженные женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что оно будет ощущаться на таком-то расстоянии». Тот, кто посчитал, что это хадис недостоверен из-за большой угрозы, которую он содержит - этот человек джахиль и заблудший, он достоит наказания, которое обуздает его и подобных ему джахилей, отвергающих достоверные хадисы от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Достоверных хадисов, содержащих в себе угрозы, много:
Например, это слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Кто убил человека-муахида (человека, не принявшего ислам и живущего на территории мусульман на договорных основаниях) без права, не почувствует запах рая, хотя этот запах распространяется от рая на расстояние 40 лет”. Также слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые приводятся в “Сахихе”: “Не войдет в рай тот, в чьем сердце будет хоть крупица высокомерия”. Подобны этому слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе: “3 человека, с которыми не будет говорить Аллах в Судный день, не очистит их, и им суждено мучительное наказание: старый прелюбодей, лживый король и горделивый бедняк”.
В Коране также есть аяты с угрозами, как например, Его слова: “А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения (сура ан-Ниса, аят 14).
Мусульмане согласны, что в Коране и сунне есть угрозы (ваъид) для людей, совершающих большие грехи, но эти угрозы, как Аллах объяснил в Своей Книге и сунне Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, не относятся к кающимся. Аллах сказал:

53. Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи…» (сура аз-Зумар).
Т.е. Аллах прощает все грехи тем, кто покаялся.
Аллах сказал в другом аяте:

48. Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает (сура ан-Ниса).
Это относится к тем, кто не покаялся. Ширк не прощается, а другие грехи Аллах прощает, если пожелает, а если пожелает, наказывает за них. В двух “Сахихах” приводится хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: “Что бы ни постигло мусульманина - скорбь, печаль, страдание, болезнь, даже колючка, которая уколет его, - через все это Аллах прощает грехи”. Поэтому были ниспосланы слова Аллаха:
123. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние (сура ан-Ниса).
Абу Бакр сказал: “О посланник Аллаха! Это очень обременительно, кто не творит зла?”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Абу Бакр! Разве ты не болеешь? Разве не печалишься? Тебе не постигают беды? Это - то воздаяние, которое ты получаешь за зло. Бедами в этой дунье Аллах прощает грехи верующего, также и хасанаты (благие дела), которые он делает, искупают его грехи . Всевышний Аллах сказал:
114. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния (сура Худ).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “5 обязательных салятов,от пятницы до пятницы, от рамадана до рамадана - искупают грехи, которые были между ними, если ты сторонился больших грехов (кабаир)”. Всевышний Аллах не поступит несправедливо со Своим рабом. Аллах сказал:
7. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его.
8. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его
(сура аз-Зальзаля).
Таким образом, угрозы проходят либо с покаянием, либо с благими делами, которые делает человек и которые соответствуют по размеру его плохим делам, либо с бедами, которыми Аллах стирает прегрешения человека, либо с чем-то иным”.
Поэтому ученые толкуют каждый аят и хадис, в котором внешне и явно обещана вечность в аду для человека, совершившего большой грех, так, чтобы этот тафсир согласовывался с другими текстами Корана и сунны.
Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал в “Шархе Муслима”, 17\191:
“Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, “они не войдут в рай “, толкуются двумя способами: первое, что это касается женщин, которые сделали халалем (дозволенным) харам табарруджа (выявления напоказ красоты), хотя знали, что это запрещено, и такие женщины будут куфарами, вечно пребывающими в огне, и они никогда не войдут в рай.
Второе, это то, что, возможно, они не войдут в рай в начале, вместе с победителями”.
Пришло в “Фатава аль-ляджна ад-даима”, 2\27:
Вопрос: можно ли считать женщин одетых, и в то же время раздетых, куфарами, т.к. пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Они не войдут в рай и не почувствуют его благоухания” в хадисе?
Ответ:
Куфарами становятся те из них, кто посчитал табаррудж (выставление напоказ красоты) дозволенным после того, как ознакомился с его шариатским хукмом. Та, кто не считает это дозволенным (халалом), но вышла мутабарриджей, - не куфарка, но она совершает один из больших грехов, и ей надо прекратить это делать, сделать покаяние Аллаху, и Он, возможно, простит ей. Если же она умрет на этом грехе, не покаявшись, то она может быть прощена или нет, в зависимости от воли Аллаха, подобно остальным грешникам, как сказал Аллах:

48. Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает (сура ан-Ниса).

Также пришло в фатве 17\104:
“Кто из этих женщин посчитал дозволенным так одеваться, они - куфары, которые будут вечно прибывать в огне; если они умрут на этом убеждении, то не войдут в рай и не почувствуют его запах; если же они так оделись, будучи убежденными, что это - харам, то они совершают большой грех, но не выходят из религии ислама. Они находятся под волей Аллаха: если Он пожелает, то простит им, если же пожелает, то накажет за их грехи, и они не войдут в рай и не почувствуют его благоухания до того, как будут наказаны.
Это - мазхаб ахли-сунны, и в нем собраны тексты обещания рая и угрозы адом, и это - середина между мазхабами мурджиитов, хавариджей и муътазилитов.
Шейх Ибн Бааз сказал (”Маджмуъ фатава”, 6\356):
“Что касается слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, “они не войдут в рай и не почувствуют его запаха “, то это сильная угроза, она не указывает на куфр этих женщин или их вечность в аду, как и другие грехи, если они умерли в исламе. Этим женщинам и другим людям, совершившим грехи, обещан ад за их прегрешения, но они находятся под волей Аллаха: если Он пожелает, то простит им и смилостивится над ними, если же пожелает, то накажет их.
Всевышний Аллах сказал в суре ан-Ниса в двух аятах: “Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает”. Кто бы из грешников ни зашел в ад, он не останется в нем навечно, как кафиры, даже вечность пребывания в аду убийцы, прелюбодея и самоубийцы не будет такой, как у неверных. У их вечности будет конец, как это считают ахль ас-сунна валь-джамаа, в отличие от хавариджей, мутазилитов и тех, кто следует их манхаджу из ахль аль-бида (нововведенцев), потому что от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли достоверные хадисы, которые указывают на заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за грешников из его уммы, и что Аллах примет это заступничество от него, да благословит его Аллах и приветствует, несколько раз, и каждый раз определенное число людей выйдут из огня. Заступничество также будут делать остальные посланники, верующие, ангелы и др., - все они будут просить заступничества с соизволения Аллаха, и Аллах примет заступничество за тех, кого пожелает, из единобожников, которые вошли в огонь за свои грехи, будучи мусульманами, и в аду останутся остальные грешники, которых не постигло заступничество. И их Всевышний Аллах выведет по Своей милости, и в аду не останется никого, кроме неверных, и они будут пребывать в нем вечно, как об этом сказал Аллах:

97. Как только она (геенна) утихает, Мы добавляем им пламени (сура аль-Исра).

Всевышний Аллах сказал:
30. Вкушайте же! Мы не прибавим вам ничего, кроме мучений (сура ан-Наба).
Аллах также сказал о неверных, поклоняющихся идолам:
167. Таким же образом Аллах покажет им их деяния, чтобы это опечалило их. Они никогда не выйдут из Огня (сура аль-Бакара).
Аллах также сказал:
36. Воистину, если бы у неверующих было все, что есть на земле, и еще столько же, чтобы откупиться от мучений в День воскресения, то это не было бы принято от них. Им уготованы мучительные страдания (сура аль-Маида).
37. Они захотят выйти из Огня, но не смогут выйти оттуда. Им уготованы вечные мучения (сура аль-Маида).
Аятов с такими значениями много, и мы просим Аллаха благополучия и спасения от их положения”.
Таким образом, женщина-мутабарриджа (выставляющая напоказ свою красоту) будет подвергнута болезненному наказанию у Аллаха, но она находится под волей Аллаха, и Он может простить ее и не наказывать, а может наказать очень сильно, вместе с этим, в ад должны войти грешники-мусульмане, как об этом пришли хадисы.
См. вопрос № 14627, № 9924.
И Аллах лучше знает.
Номер фатвы 112659.
http://www.islam-qa.com/ar/ref/112659

Перевод с арабского Умм АбдуРрахман

Что такое харам?

Харам это верование, речи, поступки и деяния, которые явным образом запрещены Аллахом или Посланником Аллаха в соответствии с нормами Корана.

а – Избегая харамов , верующий обретает вознаграждение (саваб ) и награду в будущей жизни.

б – Человек, совершая харамы , преступает границы и совершает грех. В этом мире он должен быть подвергнут наказанию, предусмотренному шариатом, а в будущей жизни наказанию Аллаха. Но если человек до своей смерти искренне раскается в совершении харамов , то в будущей жизни он избежит наказания.

в – Если верующий харам считает халялем , не представляющим опасности и законным, то он становится неверным (кяфир ).

Если мусульманин становится неверным (и устраивает идеологический или вооруженный бунт), то наказание для него в этом мире – смерть. А в будущей жизни ему суждено навечно остаться в Аду.

ОСНОВНЫЕ ЗАПРЕТЫ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА – 1

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

Прелюбодеяние (зина ) – главный сексуальный харам в Исламе.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ

Прелюбодеяние – половое сношение, при котором имеет место проникновение половых органов, по доброй воле не состоящих в браке совершеннолетнего мужчины с совершеннолетней женщиной или совершеннолетней женщины с совершеннолетним мужчиной.

Как ясно из этого определения, прелюбодеянием является интимная близость и не состоящих, и состоящих в браке (с кем-то другим) мужчины и женщины, как с кем-то состоящим в браке, так и не состоящим. Интимная близость с проституткой также является прелюбодеянием. (Kamusu 3/197, Revaiul-Beyan 2/9).

Общий взгляд на прелюбодеяние

Прелюбодеяние является разрушающим веру запретным деянием, которое начинается с таких харамов , как эгоцибизм, сладострастные взгляды и встречи противоположных полов, а заканчивается часто такими харамами , как ложь, употребление алкоголя и покушение на честь.

Прелюбодеяние является запретным деянием, разрушающим святость семейного очага – основы общества. Оно препятствует созданию семьи, делает семьи несчастливыми и, в конечном итоге, угрожает, продолжению рода.

Прелюбодеяние является запретным деянием, которое приводит к торговле женщинами, развивает эту торговлю и способствует увеличению в обществе числа проституток.

Распространение прелюбодеяния является запретным деянием, которое самым негативным образом влияет на искусство, литературу, науку, политику, управление и армию.

Прелюбодеяние является запретным деянием, которое создает обществу новые проблемы, увеличивая число незаконнорожденных неблагополучных детей, лишенных ласки и заботы отца, матери и родственников.

Прелюбодеяние является запретным деянием, которое порождает ненависть и вражду между самими прелюбодеями и, бросая тень на репутацию их семей, становится причиной стрессов, скандалов и даже преступлений

Прелюбодеяние является запретным деянием, которое способствует распространению таких болезней, как гонорея, сифилис и СПИД.

Прелюбодеяние является запретным деянием, которое порождает бедность, ввергая человека в беспорядочные расходы, расточительство, заставляя напрасно тратить силы.

В качестве заключения можно сказать, что прелюбодеяние является харамом, негативно влияющим на жизнь как индивидов, так и семьи и общества, а также готовящим почву для наказания в будущей жизни.

Прелюбодеяние является одним из самых больших грехов

Прелюбодеяние, наказание за которое согласно Корану составляет сто ударов (плетьми или палкой), является главным сексуальным харамов в Исламе. Оно также является одним из самых больших грехов.

В соответствии с 68-м аятом суры аль-Фуркан после придания сотоварища Аллаху и убийства человека мы можем назвать его третьим из великих грехов.

Прелюбодеяние является великим грехом, связанным как с первым из великих грехов – приданием сотоварища Аллаха, так и со вторым – убийством человека. Ведь совершая этот грех, человек наряду с Аллахом, запретившим прелюбодеяние, признает божеством свой нафс, одобряющий прелюбодеяние. Так как прелюбодеи не хотят беременности, они стараются предохраняться, поэтому они «убивают» материю жизни, которая может стать причиной появления ребенка, подобно тому, как убивают человека.

Вероятно, по причине этой отмеченной нами связи в 3-м аяте суры ан-Нур парой для прелюбодея определяется многобожница, а парой для прелюбодейки – многобожник. Посланник Аллаха назвал азль «тайным убийством через закапывание в землю» — ва’д аль-хафи . (M.С. Муслим Хн. 385)

Следующий хадис подтверждает наличие этой связи, которую мы установили и пытались разъяснить.

Досточтимый Абдуллах (радиаллаху ‘анху) передает: «Я спросил у Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

Какой грех является самым большим (перед Аллахом, о, Посланник Аллаха)?

– Придавать сотоварища Аллаху, сотворившему тебя.

– Какой грех является самым большим после «придания сотоварища Аллаху»?

– Убийство ребенка из страха, что он будет есть вместе с тобой (Это азль, аборт или закапывание девочек живыми в землю).

– А какой грех является самым большим после этого?

– Прелюбодеяние с женой соседа (или товарища).

ЗАПРЕТ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ В КОРАНЕ

Всевышний Аллах в священном Коране ясным образом запрещает прелюбодеяние. Кроме того, Он сообщает о наказание, которое полагается в этом случае для холостых, и о наказание за этот грех в будущей жизни.

Так как о наказании за прелюбодеяние мы поговорим в главе «Наказание за преступления сексуального характера», здесь мы ограничимся тем, что приведем аяты, в которых говорится о запрете прелюбодеяния.

«И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно - мерзость и мерзкий путь». (Сура «аль-Исра», аят 32)

«…те, которые не взывают наряду с Аллахом к другому богу, не убивают человека, которого Аллах запретил [убивать], если только он не заслуживает этого по праву, и не прелюбодействуют. А тот, кто делает так, будет подвергнут каре. В День воскресения наказание ему будет удвоено, и он будет пребывать в таком униженном состоянии вечно». (Сура «аль-Фуркан», аяты 68-69)

ЗАПРЕТ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ В СУННЕ

Как Всевышний Аллаха, Его Посланник также запретил прелюбодеяние. Кроме того, он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сообщил нам и некоторые знания о прелюбодеянии. В различных хадисах, где затрагивается тема прелюбодеяния, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорит об ответственности и наказании за него.

«О община Мухаммада! (Не совершайте прелюбодеяния.) Ревность, которую испытывает Аллах, видя прелюбодеяние Своих рабов из мужчин и женщин, не может испытывать ни один человек. Если бы вы знали (о наказании за прелюбодеяние) столько, сколько я, вы бы мало смеялись и много плакали». (Бухари, K. Никах Гл. 107 (6/156)).

«… не совершайте прелюбодеяния. Оберегайте свои половые органы (от прелюбодеяния и другого запрещенного в сексуальной жизни). Знайте, кто оберегает свои половые органы (от запрещенного в сексуальной жизни), тот в Раю». (М. Заваид 4/252)

«О люди! Избегайте прелюбодеяния. Ибо прелюбодеяние имеет шесть последствий, три из которых проявятся в этом мире, а три в будущей жизни. В этом мире (вслед за прелюбодеянием) исчезает красота лица, его свет, приходит бедность и укорачивается жизнь. В будущей же жизни (прелюбодеяние приводит к) гневу Аллаха, тяжкому суду и (в случае признания прелюбодеяния дозволенным – халяль) вечному наказанию в Аду». (Куртуби 12/167)

ВРЕД, НАНОСИМЫЙ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕМ ОБЩЕСТВУ И ОТДЕЛЬНЫМ ИНДИВИДАМ В СВЕТЕ ХАДИСОВ

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не ограничился лишь тем, что сообщил нам о запрещённости прелюбодеяния и наказания за него. Как пророк, он видел весь вред этого греха и поведал и нам о нем.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) так говорил о вреде, наносимом прелюбодеянием обществу и отдельным индивидам:

«С распространением прелюбодеяния распространяются бедность и безнадежность».

«… В обществе, где распространено прелюбодеяние, обязательно увеличивается смертность…»

«… С распространением прелюбодеяния распространяется рабство…»

«Пока среди народа не увеличится число детей, рожденных от прелюбодеяния, этот народ будет жить во благе. Но когда среди народа увеличивается число детей, рожденных от прелюбодеяния, то Аллах приблизится к тому, чтобы послать на них наказание, касающееся всех».

«Не совершайте прелюбодеяния. Если вы станете совершать прелюбодеяние, то притупиться наслаждение, которое вы получаете от ваших законных жен, а жены – от вас. Храните честь. Пусть и ваши жены хранят честь. Ибо если в каком-то племени мужчины совершают прелюбодеяние, то и их женщины становятся прелюбодейками». (См. M. Масабих Хн. 5370, М. Заваид 6/255, Муснад 6/333, К. Хафа Хн. 1738).

Как вышеприведенные, так и нижеприведенные хадисы говорят о вреде прелюбодеяния для общества и отдельных индивидов.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал следующее:

«Пять (видов наказания Аллаха) за пять (грехов).

Сахабы спросили: «Что это пять (наказаний) за пять (грехов)?»

Он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ответил:

«Если какое-то общество нарушит обязательство жить в соответствии с повелениями и запретами Аллаха, то Аллах обрушит на них их врагов. (Враги захватят все их материальные и духовные блага.) Если какое-то общество не станет соблюдать ниспосланных от Аллаха (социальных, экономических и нравственных) законов, то в нем распространится бедность. Если в обществе распространится прелюбодеяние, и его даже перестанут скрывать, то в нем увеличатся (умственные расстройства и) смертность» (K.Kebair (Zehebi) El-Kebiretül-Hamise, Дж.Сагир 2/6).

Если в обществе обманывают при взвешивании (и измерении), то уменьшится урожай и станет не хватать продуктов. Если в обществе не платят закят, то прекратятся дожди. (Наступит засуха. Если люди не держат скот, то дождя не будет совсем.)

«Если в каком-то обществе открыто совершаются прелюбодеяние и ростовщичество, то на него обрушится гнев Аллаха». (Дж. Сагир 1/51)

«Если в обществе начнут совершать прелюбодеяние, и оно распространится, то в этом обществе обязательно возникнут болезни и умственные расстройства, которые были неизвестны ранее». (Revaiul-Beyan 2/197).

ВИДЫ ПРЕЛЮБОДЕНИЯ

Хотя прелюбодеяние в любом случае остается таковым, выделяют различные его виды в зависимости от их моральной тяжести.

Начиная с самых тяжких видов прелюбодеяния, в свете хадисов мы можем привести следующую классификацию.

а – Прелюбодеяние с махрамом

Прелюбодеяние, совершаемое с такими махрамами, с которыми никогда нельзя заключать брак, как мать, сестра, свекровь и молочная тетя, по ответственности за это и наказанию является самым тяжким видом прелюбодеяния.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в хадисе, который касается функций судебных и исполнительных органов, сказал:

«Тех, кто совершает прелюбодеяние с махрамами, убивайте…» (И. Маджа, K. Худуд Гл. 13 (Хн. 2564)).

В другом хадисе он сказал:

«Человек, который совершает прелюбодеяние с махрамом (считая это дозволенным) не войдет в Рай». (М. Заваид 6/269)

Из слов Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ясно, что прелюбодеяние с махрамом является показателем того, что общество и индивиды совершенно абстрагировались от Ислама.

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поведал о том, что этот тяжкий вид прелюбодеяния станет бедствием, постигшим и мусульманскую умму :

«Как одна обувь из пары в точности похожа на другую, так и такая же слабость веры и морали, что охватила сынов Израиля, охватит и тех, кто верит в меня. Это получит такое распространение, что точно так же, как среди них (сынов Израиля) были те, кто открыто совершали прелюбодеяние с матерью, такие люди появятся и в моей умме». (İ. Kesîr, V, 166 (el-Furkan, 68)).

б – Прелюбодеяние с соседом

Следующее по тяжести за прелюбодеянием с махрамом является прелюбодеяние с соседями.

Досточтимый Микдад ибн Асвад (радиаллаху ‘анху) передает. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросил у сахабов :

– Что вы скажите о прелюбодеянии?

– (О, Посланник Аллаха!) Прелюбодеяние – это грех, который запретили Аллах и Его Посланник и который останется запрещенным до самого Судного дня.

– (Знайте, же) если человек совершает прелюбодеяние с женой соседа (или товарища), для него это грех больший, чем прелюбодеяние с десятью женщинами. (Это навлекает на человека более тяжкое наказание.) (İ.Kesîr, Furkan, 68 (3/326)).

в – Прелюбодеяние с женщинами, мужья которых находятся на войне

Этот вид прелюбодеяния является тяжким грехом, за который полагается строгое наказание.

Об этом прелюбодеянии, которое можно оценить как прелюбодеяние второй степени тяжести, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) высказывал много предостережений. В своих предупреждающих хадисах он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорит:

«Отдаляйтесь от жен верующих, которые находятся на войне».

«(Ибо) жены верующих, находящихся на войне, так же запретны (харам) для не участвующих в войне верующих мужчин, как матери. Поэтому каждый из оставшихся мужчин, который, поддерживая связь с семьей ушедшего воевать верующего, вероломно превращает эту связь в любовную, в Судный день предстанет перед тем, честь кого он попрал. И тот человек возьмет из дел (савабов того предавшего его прелюбодея) столько, сколько пожелает. (О верующие!) Как считаете вы? (Считаете ли вы покушение на честь находящегося на войне верующего обыкновенным покушением?»)

«Мужчина, возлегший с женщиной, муж которой отправился в путь, в Судный день будет как попавший в пасть змеи». (См. М. Заваид 4/329, 6/258, M.С. Муслим Хн. 1094, Абу Давуд K. Джихад Гл. 12, Аль-Маталибуль- Алиййату Хн. 1824).

г – Групповое прелюбодеяние

Следующий вид прелюбодеяния, за которое ожидает тяжкий спрос и наказание, это групповое.

Если принять во внимание, что половой акт даже со своей женой на глазах у других людей является действием, запрещенным (харам ) по многим причинам, то можно предположить, насколько же тяжким видом харама является групповое прелюбодеяние.

д – Прелюбодеяние состоящих в браке и пожилых людей

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в следующем хадисе сообщил нам, что одним из видов прелюбодеяния, за который полагается особый спрос, является прелюбодеяние состоящих в браке и пожилых людей:

«Есть три группы людей, с которыми Всевышний Аллах не будет разговаривать в Судный день, не взглянет на них и не простит их грехи. Для них уготовлено мучительное наказание. Это высокомерные бедняки, лгущие правители и состоящие в браке и пожилые прелюбодеи». (M. Масабих Хн. 5109. В хадисе употреблено слово «шейх» — оно может означать как пожилого человека, так и человека, состоящего в браке).

е – Прелюбодеяние холостых

Хотя сексуальная связь двух не состоящих в браке людей друг с другом и является прелюбодеянием и харамом , по сравнению с другими видами прелюбодеяния оно предполагает меньший спрос. Собственно говоря, наказание и в этом мире за прелюбодеяние для холостых людей меньше наказания для женатых. Если наказание за прелюбодеяние для холостых составляет сто ударов (палки или плетьми), то для женатых раджм «забивание насмерть камнями».

НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

Как и все харамы, прелюбодеяние является грехом, который навлекает на человека в будущей жизни тяжкие мучения. Кроме того, за этот грех и в этом мире предусмотрено очень тяжелое правовое наказание.

Так как о наказании за прелюбодеяние, факт которого установлен на основе доноса, беременности или непосредственного наблюдения, мы поговорим в отдельной разделе, здесь мы приведем хадисы о наказании, которому подвергнет прелюбодеев Аллах.

Посланник Аллаха Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) так поведал нам о наказании, которое ожидает прелюбодеев:

– Джибрил и Микаил вознесли меня над Святой землей и сказали: «Иди!» Мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к чему-то наподобие печи. Оттуда доносились шум и крики. Мы заглянули туда, и оказалось, что там находятся обнажённые мужчины и женщины, к которым снизу подступал огонь, и когда он подбирался к ним (совсем близко), они поднимали крик. И я спросил: «Кто эти (люди)?», (ангелы) же сказали мне: «Поистине, они прелюбодеи и прелюбодейки». В другой раз Джибрил и Микаил повели меня (по Святой земле). Я увидел подвешенных за груди женщин и услышал их крики. Я спросил у Джибрила: «Кто это?» Он ответил: «Это прелюбодейки». (Er-Ruh El-Meseletus-Sadise).

«В каждую пятницу мне два раза представляют деяния моей уммы. (Поэтому я знаю, насколько) сильно гневается Аллах на прелюбодеев».

«Прелюбодеи и прелюбодейки (в Судный день) предстанут (перед Аллахом) с лицами, охваченными огнем».

«Семь небес и семь земель проклинают состоящих в браке и пожилых прелюбодеев. Вонь, которая будет исходить от половых органов прелюбодеев, будет мучить даже обитателей Ада». (См. Kurtubi, 12/67, М.Заваид 6/254).

Так как прелюбодеяние является великим грехом, вред которого человек ощущает и в этом мире, и в загробном, Ислам не ограничился только запретом его. Наша религия также предписывает ряд мер, препятствующих совершению прелюбодеяния.

С целью предотвращения прелюбодеяния Ислам:

а – Запрещает сладострастные взгляды, обнаженность, пребывание наедине мужчин и женщин, путешествие женщине в одиночку, алкоголь и сексуально возбуждающую музыку.

б – Женщину обязаны содержать отец, муж или брат. Таким образом, предотвращается бедность, которая часто ведет к прелюбодеянию.

в – Развод облегчен, разрешено многоженство.

г – Ислам запретил непосредственно или косвенно заниматься проституцией, а для прелюбодеев, будь то мужчина или женщина, установил самое суровое наказание.

БЕЗОСНОВАТЕЛЬНОЕ ОБВИНЕНИЕ В ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ ЗАПРЕЩЕНО

Так как прелюбодеяние является тяжким грехом, навлекающим наказание и в этом мире, и в будущей жизни, Ислам оценивает как грех и безосновательное обвинение невинных людей в прелюбодеянии. Если человек, обвиняя кого-то в прелюбодеянии, не может доказать свои слова с помощью четырех свидетелей, то ему назначается наказание восемьдесят ударов палки или плетьми.

Ислам также запрещает состоящим в браке людям сквозь пальцы смотреть на прелюбодеяние своего супруга. Если супруг не может доказать факт прелюбодеяния с помощью четырех свидетелей, то он должен совершить ли’ан и развестись.

Все эти разъяснения показывают нам, что Ислам занимает самую суровую позицию по отношению к прелюбодеянию.

Естественно, что истинный верующий, пренебрегая запретом, установленным Аллахом и Его Пророком, не может предпринимать попытки совершить прелюбодеяние.

Так как верующий не может делать это, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

«Человек, который совершает прелюбодеяние, не может делать это, когда он верующий (му’мин)».

«Когда человек совершает прелюбодеяние, его вера уходит от него. Она превращается в тень у его изголовья. Когда он завершит (свое запретное) дело, вера возвращается к нему». (Тирмизи, K. Иман Гл. 11 (Хн. 2627), Бухари K. Худуд Гл. 1).

ЗАВУАЛИРОВАННОЕ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

Временный никах

Один из завуалированных видов прелюбодеяния, запрещенных Исламом, это временный (мут’а) никах.

Временный никах : с целью вступления в сексуальную связь с женщиной заключать с ней брак за определенную цену на определенный срок в присутствии свидетелей или без них.

Временный никах существовал до Ислама во времена джахилиййи. В первые годы Ислама Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), исходя из необходимости военного времени, разрешал временный никах, но потом запретил его до самого Судного дня.

Сабра (радиаллаху ‘анху) передает: Я слышал, как (в Прощальной проповеди), стоя между Черным камнем и дверьми Каабы, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

«О, люди! Раньше я разрешал вам (путем заключения временного брака) пользоваться женщинами (для вступления в близость с ней). Но Аллах до самого Судного дня сделал временный брак запрещенным (харам). Если кто-то из вас состоит в таком временном браке с женщиной, пусть отпустит ее. Но только не забирайте обратно даже часть из того, что дали этой женщине за заключение этого брака». (Ат-Тадж 2/335. Хадисы о временном никахе см. Müslim Tercüme ve Şerhi 7/220).

По мнению части мусульманских ученых временный никах является ложным (батыль), т.е. все равно, заключен он или нет. Интимная близость в таком браке является прелюбодеянием. Если при этом будет зачат ребенок, то его род считается неизвестным.

По мнению других мусульманских ученых временный никах является недействительным (фасид). Супругов тут же следует развести. Женщина после этого должна выждать идду. Это ваджиб. Если в таком браке будет зачат ребенок, то его род считается установленным как со стороны матери, так и отца.

Хотя временный брак является прелюбодеянием, так как это прелюбодеяние совершается все же под сенью брака, то к супругам не применяют наказание (хадд), положенное за этот грех. Но к ним следует применить административное наказание – тазир.

ВРЕМЕННЫЙ БРАК ПЕРЕД АЛЛАХОМ

Временный никах, о котором мы говорили выше, даже если он является ложным (батыль ) или недействительным (фасид ), все же совершается открыто. И для рабов Аллаха, и для Аллаха это временный брак.

Но есть и другой брак, при заключении которого соблюдаются все необходимые внешние условия, поэтому он внешне кажется действительным. Но перед Аллахом такой брак является временным, так как при этом мужчина имеет намерение некоторое время пользоваться женщиной как сексуальным объектом, а потом бросить ее. Такой брак хотя перед людьми считается действительным, перед Аллахом он недействителен.

Это определение мы выносим, основываясь на следующем хадисе.

«Бывает мужчина, который договаривается с женщиной о браке, обещая заплатить ей определенный махр. Потом, принося клятвы, что заплатит махр, обманывает женщину, и, не имея никаких прав, начинает жить с ней. Но Аллах знает, что этот мужчина не хочет выплачивать махр. И в Судный день он предстанет перед Аллахом прелюбодеем». (Муснад 4/332).

Верблюдица Пророка Съалиха Имя Пророка Съалиха произноситься на арабском صالح , мир Ему, жила среди народа саму д некоторое время. Она свободно паслась на их земле и приходила к водопою через день. И многие люди, видя это знамение от Аллаха , принимали Ислам. Но некоторые лидеры из народа испугались, что люди последуют за Пророком Съалихом, и их власть над ними пропадет. Сказано в Священном Коране (Сура «Аль-А‘ра ф», Аят 75):

﴿ قَالَ الْمَلأُ الَّذِينَ ٱسْتَكْبَرُواْ مِن قَوْمِهِ لِلَّذِينَ ٱسْتُضْعِفُواْ لِمَنْ ءَامَنَ مِنْهُمْ أَتَعْلَمُونَ أَنَّ صَالِحًا مُّرْسَلٌ مِّن رَّبِّهِ قَالُواْ إِنَّا بِمَا أُرْسِلَ بِهِ مُؤْمِنُونَ

Это означает: «Высокомерные лидеры из народа Съалиха, насмехаясь над верующими, поддержавшими Пророка Съалиха, спросили их: «Откуда вы знаете, что Съалих послан от Бога?» Они ответили: «Воистину, мы уверовали в то, что ниспослано Аллахом через Него».

Однако этот ответ нисколько не смягчил сердца неверующих. Они остались по-прежнему высокомерными и не приняли истину. Сказано в Священном Коране (Сура «Аль-А‘ра ф», Аят 76):

﴿ قَالَ الَّذِينَ ٱسْتَكْبَرُواْ إِنَّا بِالَّذِي ء َ امَنتُمْ بِهِ كَافِرُونَ

Это означает: «Некоторые лидеры из народа Съалиха в своей гордыне сказали: «Мы не признаём его как Пророка и не верим в то, во что верите вы».

Влиятельные среди народа люди видели, что благодаря существованию этой верблюдицы люди следуют за Пророком Съалихом, и в этом – серьезная угроза их власти. Тогда они решили, что нужно убить верблюдицу, и таким образом избавиться от нее. Аллах Всевышний сказал Коране (Сура «Аль-К амар», Аяты 27-28):

﴿ إِنَّا مُرْسِلُواْ النَّاقَةِ فِتْنَةً لَّهُمْ فَٱرْتَقِبْهُمْ وَٱصْطَبِرْ وَنَبِّئْهُمْ أَنَّ الْمَاءَ قِسْمَةٌ بَيْنَهُمْ كُلُّ شِرْبٍ مُّحْتَضَرٌ

Это означает: «Аллах Всевышний дал знать Пророку Съалиху, что из скалы будет выведена верблюдица, которая будет испытанием для Его народа. Аллах повелел, чтобы Съалих посмотрел, что они сделают и проявил терпение в ответ на их зло, пока не получит от Аллаха Откровение. Пророку Съалиху было повелено сообщить народу, что они должны делиться с верблюдицей питьевой водой: один день – для верблюдицы, и один день – для народа».

Как передано в рассказе об этом народе, неверующие еще не решались убить верблюдицу, пока не появились две прескверные женщины. Одна из них – С адук дочь Аль-Мах ья , знатная и богатая женщина, предложила себя мужчине по имени Масра‘ ибн Маhрадж за то, что он заколет верблюдицу. А другая – пожилая женщина ‘Унайза дочь Г унайм предложила самому вредному – К уда ру ибн Са лифу – любую из своих четырех дочерей на его выбор, если он убьет верблюдицу. И эти мужчины уже стали серьезно готовиться к убийству верблюдицы. Они нашли еще семерых, которые согласились помочь им в этом, и их стало девять человек.

В Священном Коране сказано (Сура «Ан-Намль», Аят 48):

﴿ وَكَانَ فِي الْمَدِينَةِ تِسْعَةُ رَهْطٍ يُفْسِدُونَ فِي الأَرْضِ وَلاَ يُصْلِحُونَ

Это означает: «В городе, где жил Съалих, было девять человек-нечестивцев, которые только сеяли раздор и смуту среди людей и не делали ничего из добра».

Они подготовились и стали поджидать верблюдицу, чтобы осуществить свой злой умысел. Когда верблюдица появилась у водопоя, Масра‘ выстрелил в нее из лука. Пришли женщины и стали подталкивать их, чтобы они скорее убили ее. И тогда самый зловредный – К уда р ибн Са лиф – бросился к верблюдице и подрезал ей поджилки мечом, а когда она упала на землю, заколол ее ударом в грудь. А что касается верблюжонка, то он забрался высоко на гору и скрылся, войдя внутрь скалы.

Имамы Аль-Бухарий, Муслим и Ах мад передали Х адис от ‘Абдулла hа ибн Зам‘а, который слышал, как Пророк Мухаммад , мир Ему, читая проповедь, говорил о верблюдице Пророка Съалиха и упомянул того, кто убил ее. Посланник Аллаха, мир Ему, прочитал Аят Корана и объяснил Его значение:

﴿ إِذِ ٱنبَعَثَ أَشْقَاهَا

«Вызвался убить верблюдицу самый злостный из тех девяти человек. Он был на редкость жестоким и невероятно сильным, подобно Абу Зум‘а».

Аллах Всевышний сказал (Сура «Аль-А‘ра ф», Аят 77):

﴿ فَعَقَرُواْ النَّاقَةَ وَعَتَوْاْ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِمْ وَقَالُواْ يَا صَالِحُ ائْتِنَا بِمَا تَعِدُنَا إِن كُنتَ مِنَ الْمُرْسَلِينَ

Это означает: «Неверующие из народа Съалиха закололи верблюдицу, ослушавшись Повеления Всевышнего. Они сказали, бросая вызов Съалиху: «Покажи нам то наказание, о котором ты говоришь, если ты действительно Посланник Аллаха».

Тем самым они дошли до крайней степени в своей гордыне и нежелании принимать Истину, несмотря на то, что они увидели своими глазами Чудо Пророка Съалиха, мир Ему. Из-за упорства в неверии и любви к жизненным благам они так и не приняли Веру, и в результате были наказаны.

Аллаh Всевышний сказал в Коране (Сура «Аш-Шамс», Аяты 11-13):

﴿ كَذَّبَتْ ثَمُودُ بِطَغْوَاهَا إِذِ ٱنبَعَثَ أَشْقَاهَا فَقَالَ لَهُمْ رَسُولُ اللهِ نَاقَةَ اللهِ وَسُقْيَاهَا فَكَذَّبُوهُ فَعَقَرُوهَا فَدَمْدَمَ عَلَيْهِمْ رَبُّهُم بِذَنبِهِمْ فَسَوَّاهَا وَلاَ يَخَافُ عُقْبَاهَا

Это означает: «Будучи угнетателями, с амудиты считали Пророка Съалиха лжецом. Вызвался убить верблюдицу самый вредный из народа с аму д. Посланник Аллаха Съалих, мир Ему, сказал: «Будьте осторожны – не навредите ей и не мешайте, когда она будет идти к водопою в назначенный для нее день». Но они посчитали Пророка лжецом и убили эту верблюдицу. Аллах Всевышний наказал их всех до единого. Воистину, никто не может препятствовать Аллаху в том, что Он делает».

А также сказано в Коране (Сура «Һуд», Аят 65):

﴿ فَعَقَرُوهَا فَقَالَ تَمَتَّعُواْ فِي دَارِكُمْ ثَلاَثَةَ أَيَّامٍ ذَلِكَ وَعْدٌ غَيْرُ مَكْذُوبٍ

Это означает: «Неверующие убили верблюдицу. Пророк Съалих сказал им: «Вам осталось наслаждаться жизнью в своем городе всего три дня, а после этого вы будете наказаны. Это – истина, и наказание непременно постигнет вас, так как вам было предупреждение от Аллаха».

Вам может понравится

    Паломничество — это целенаправленное посещение Ка’бы, того Дома, о котором Всевышний сказал в Кор’ане это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن (Сура “Али ‘Имран», Аяты 96-97) означающее:

    “Воистину, первым Домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибрахима это имя произносится на арабском как إبراهيم (Авраама) — то место, где стоял Пророк Ибрахим. Тот, кто войдёт в эту мечеть — окажется в безопасности”.

    Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (несумасшедший), совершеннолетний и свободный от рабства мусульманин, если он имеет для этого финансовую возможность.

    История этого ритуала уходит в древность. Когда Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую повелел Пророку Ибрахиму призвать людей к совершению Хаджа, посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ибрахиму было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибрахима выполняли Паломничество.

    Когда Пророк Ибрахим возвестил о том, что Аллах повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

    В Аятах Суры “Аль — Хадж” сказано о том, что паломничество является одним из пяти Столпов Ислама. То же самое мы находим в высказываниях Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, означающее:

    “Ислам основывается на пяти Столпах:

    1. Признание и Вера в то, что нет божества кроме Аллаhа и Мух аммад — Его Пророк и Посланник
    2. Совершение пятикратного Намаза
    3. Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята
    4. Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе)
    5. Соблюдение Поста в месяце Рамадан”.

    Ритуал паломничества отличается от других основных столпов Ислама тем, что Хадж — это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он вершится лишь в определённое время и в установленном месте, о которых сказано в Кор’ане.

    Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:

    “Кто совершил Хадж, не нарушив ею половыми актом, и не совершил большие грехи — очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

    О переселении Пророка Ибра hи ма, мир Ему, в территорию Шама Лут ом на благословенную землю Шама.

    Аллаh Всевышний сказал в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия `», Аяты 71-73):

    ﴿ وَنَجَّيْنَاهُ وَلُوطًا إِلَى الأَرْضِ الَّتِي بَارَكْنَا فِيهَا لِلْعَالَمِينَ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ نَافِلَةً وَكُلاًّّ جَعَلْنَا صَالِحِينَ X وَجَعَلْنَاهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا وَأَوْحَيْنَا إِلَيْهِمْ فِعْلَ الْخَيْرَاتِ وَإِقَامَ الصَّلاةِ وَإِيتَاءَ الزَّكَاةِ وَكَانُواْ لَنَا عَابِدِينَ

    Народ Пророка Ибра һи ма решил отомстить Ему за то, что Он разбил их идолов и этим показал ничтожество этих идолов. После того, как Пророк Ибра hи м победил в споре с Нумрудом, представив ему неопровержимые умственные доказательства, Нумруд со своими подчиненными решили сжечь Его в огне, и так наказать Его.

    Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аят 97):

    ﴿

    Это означает: а hи ма в огонь»».

    А также сказано в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия `», Аят 68):

    ﴿ قَالُواْ حَرِّقُوهُ وَٱنصُرُواْ ءَالِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ

    Это означает: «Нумруд сказал: «Сожгите его в огне и отомстите вашим идолам, если вы хотите, чтобы идолы победили».

    Неверующие начали готовить костер для Пророка Ибра һи ма, собирая отовсюду дрова. Так они хотели отомстить Ему за своих идолов, которых обожествляли. Их ненависть к Пророку Ибра һи му и жажда мести была настолько сильной, что даже больные женщины давали обет собрать дрова для этого костра, если выздоровеют.

    После того, как было собрано огромное количество дров, неверующие выкопали глубокую яму и сложили в нее дрова. Затем они разожгли костер. Вспыхнуло яркое пламя и стало разгораться с необыкновенной силой. Вверх взлетали огромные искры, подобно которым еще никогда не было. Огонь был настолько сильным, что люди никак не могли даже подойти к нему и бросить в него Пророка Ибра hи ма. Тогда они соорудили катапульту, чтобы забросить Его в огонь издалека. Неверующие связали Ему руки и положили на чашу катапульты. Пророк Ибра hи м, мир Ему, сильно уповал на Своего Создателя, и когда Его бросили в огонь, Он произнес такие слова:

    «حَسْبُنَا اللهُ وَنِعْمَ الوَكِيْل»

    Это означает: «Наше упование – на Аллаhа, только Он дарует защиту от вреда». Передал Аль-Бухарий от Ибн ‘Абба са.

    По Воле Аллаhа огонь не сжег Пророка Ибра hи ма, мир Ему, и даже Его одежда осталась целой, так как огонь не создает сжигание, а это создает Аллаh.

    В Священном К я `», Аят 69):

    ﴿ قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ

    Это означает: «Аллаh сделал так, что огонь стал прохладным для Ибра hи ма и не сжег Его».

    По Воле Аллаhа, этот сильный огонь был прохладным и безопасным для Пророка Ибра hи ма, мир Ему. Некоторые ученые говорили, что огонь сжег только веревки, связывавшие Его руки. Некоторые ученые-саляфиты передали, что в тот момент перед Пророком Ибра hи мом появился Ангел Джабра `и ль, мир Ему, и спросил: «О, Ибра hи м, нужна ли тебе какая-нибудь помощь?» На что Пророк Ибра hи м, уповая на Всемогущего Творца, ответил: «Я не нуждаюсь в тебе».

    После того, как потухло пламя этого огромного костра и рассеялся дым, люди увидели, что Пророк Ибра hи м жив и здоров, и что огонь нисколько не повредил Ему. Так они увидели Чудо своими глазами. Но, даже, несмотря на это, они по-прежнему остались в своем заблуждении и не уверовали в Пророка Ибра hи ма, мир Ему.

    Аллаh не дал неверующим победить. Они хотели отомстить за своих идолов, но в результате сами потерпели поражение.

    В Священном К ур`ане сказано (Сура «Аль-Анбия `», Аят 70):

    ﴿ وَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَخْسَرِينَ

    Это означает: «Неверующие хотели наказать Ибра hи ма, а вместо этого они сами получили мучительное наказание от Аллаhа».

    А также сказано в К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аяты 97-98):

    ﴿ قَالُواْ ٱبْنُواْ لَهُ بُنْيَانًا فَأَلْقُوهُ فِي الْجَحِيمِ فَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَسْفَلِينَ

    Это означает: «Нумруд сказал: «Постройте катапульту, и бросьте с нее Ибра hи ма в огонь». Неверующие хотели сжечь Ибра hи ма, чтобы остановить Его призыв. Но в результате они потерпели неудачу, а Пророк Ибра hи м был спасен».

Новое на сайте

>

Самое популярное