Домой Цветы Лазарь. Под святительским благословением

Лазарь. Под святительским благословением

Общественность Крыма отметила 20-летие пребывания митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря во главе Крымской епархии. В связи с юбилеем владыка Лазарь дал согласие ответить на вопросы корреспондента ИА «ВЕСТИУА», которые мы предлагаем нашим читателям.
Корр.: Прежде всего, разрешите поздравить Вас, уважаемый владыко Лазарь, с 20-летним юбилеем пребывания во главе одной из самых больших в Украинской Православной Церкви епархии. У Вас огромный опыт пасторской деятельности. Вы были епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки, занимали Тернопольскую и Кременецкую, а также Одесскую и Херсонскую кафедры. В чем специфика Вашего служения в Крыму?
Владыка Лазарь: Служение в Крыму особое. И не потому, что здесь большая епархия. Крым, как известно, изначальное место крещения Руси, колыбель духовности русского, украинского, белорусского и других братских народов. По признанию преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, служившего здесь в середине позапрошлого века, крымская земля - «древнее и родовое достояние наше. Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных традиций». Особенностью современного Крыма является и его межнациональное, межконфессиональное разнообразие, где живут люди 133 национальностей. Помимо Православия, здесь представлен Ислам, и многие другие религии. А это требует взвешенной, кропотливой работы по сохранению в регионе мира и стабильности. Крым является и международной здравницей. Здесь миллионы людей ежегодно со всего света пребывают на оздоровление. Однако телесное здоровье невозможно без духовного. Вероятно, именно поэтому на крымской земле воссиял духовный подвиг владыки Луки - архиепископа и одновременно врача, профессора медицины, служившего здесь в самые сложные годы разнузданного атеизма, а сегодня причисленного к лику святых. Можно было бы отметить и много другого, что отличает специфику служения в Крыму, которое многоликое и особо ответственное.
Корр.: Что удалось сделать главного за 20 лет Вашего пасторского служения в Крыму?
Владыка Лазарь: Ответить на этот вопрос очень сложно, поскольку приходилось работать по многим направлениям, которые были важны как каждое само по себе. Однако хочу верить, что за эти годы удалось значительно поднять величие Православной веры в жизни людей, укрепить христианскую мораль, дать людям духовную надежду, которая, по моему глубокому убеждению, может реализоваться только в Православии. Это - главное. Наряду с отмеченным, удалось расширить количество православных приходов. Если на 1992 год здесь было только 50 действующих Православных общин, то через 20 лет их уже стало 564 (130 из них в 2009 году вошли в состав Джанкойской и Раздольненской епархии). Возрождены 9 крымских монастырей, идет процесс восстановления нескольких пещерных обителей, прекративших свое существование еще в XV веке, после турецкого завоевания Крыма. Нам также удалось добиться возвращения верующим более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений. Широко развернута работа с молодежью. В большинстве общеобразовательных школ полуострова при непосредственной нашей поддержке преподается предмет «Основы православной культуры Крыма». В городах региона действует 16 православных молодежных центров, духовно окормляемых епархией. Велась и ведется многочисленная другая работа.
Корр.: Ваше служение совпало с жесткими метаморфозами в жизни современного общества - социальными, политическими, межнациональными противостояниями, экономическим кризисом и т.п. В чем проявлялась особенность Вашего пасторского служения в таких условиях?
Владыка Лазарь: Действительно, последние 20 лет являлись необычайно сложными в общественной жизни не только Крыма, но и всего постсоветского пространства. Однако, в таких условиях, как и любых других, церковь выполняла и выполняет свою главную миссию - спасение души человеческой, важнейшего нравственного регулятора в жизнедеятельности людей. В связи с этим, следует специально отметить, что в 2000 году состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который принял важнейший документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Его уникальность обусловлена тем, что это - первый документ в Православии, регулирующий взаимоотношения церкви и современного общества. В нем говорится, что «Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии». Следуя «Основам концепции» и принципам Православной веры, мы призывали и содействовали властям использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра. Форм и методов таких взаимоотношений было много, но цель являлась одной - духовное Возрождение. Как указывает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Самое главное, Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет, быть опорой своего народа и в радостях и в скорбях». Именно на таких принципах мы и строим свои взаимоотношения с властью и обществом. И существенных противоречий в этой сфере у нас за последнее 20-летие не было.
Корр.: Владыко! Фактом является церковный раскол в Украине, где существует несколько православных конфессий. Ваша точка зрения на перспективу преодоления такого раскола.
Владыка Лазарь: В Украине существует одна единая каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Другие раскольнические организации, вероятно, следует рассматривать как общественные организации. И не более того. Они не признаны и не могут быть признанными, в принципе, ни одной из православных церквей. А преодоление раскола может идти только путем покаяния раскольников, и возвращения их в лоно матери-церкви. Другого пути здесь не наблюдается. Попытки придать Православию не поместный, а национальный характер в угоду чьих-то интересов - это путь, противоречащий основным канонам Православия и христианства в целом. Православие в нашем крае - это вера многих народов, многих национальностей. И если политики эти народы могут делить по государствам, создавая границы, то границ между душами людей установить невозможно. Особенно среди братских народов Восточной Европы. В свое время преподобный Лаврентий Черниговский говорил, что: «Россия, Украина, Беларусь - это есть святая Русь! А святая Русь - это не империя, это не союз бывший или какой-то будущий. Святая Русь - это идеал любви, добра и правды. Святая Русь - это непобедимость. Святая Русь - это красота. Святая Русь - это сила. И мы все с вами - единая святая Русь!». Поэтому, повторюсь, следуя именно в фарватере духовного возрождения, следуя канонам матери-церкви и совести каждого, можно преодолеть религиозный раскол в Украине. Другого пути здесь нет.
Корр.: Владыко! Что бы Вам хотелось еще сделать прежде всего в Крыму как правящему Архиерею?
Владыка Лазарь: Прежде всего, довести до завершения все то, что было начато ранее. Убежден, что Крым должен стать одним из важнейших духовных центров. Еще моей сокровенной мечтой является завершение восстановления кафедрального собора Александра Невского в г. Симферополе. Это будет один из величественных православных храмов. Ведется работа и по другим направлениям, которых очень много, и которые требуют своего завершения вовремя и в срок. А еще я хотел бы добиться того, чтобы Крым стал образцом мира, дружбы, духовного процветания живущих здесь людей, а также миллионов тех, кто ежегодно посещает этот богоугодный край. Над этим мы и работаем.
Корр.: Спасибо.
Фото предоставлено пресс-службой Симферопольской и Крымской Епархии Украинской Православной Церкви
ИА «ВЕСТИУА»
АР Крым - 26 июля 2012 г.
По материалам сайта

Память 29 мая / 11 июня

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой - решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

епископ Украинской православной церкви

Биография

15-и лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской лавры.

В 1958-1961 годы служил в Вооружённых силах СССР.

5 марта 1971 года был рукоположён во диакона, 12 марта - во иерея, служил в Покровском женском монастыре и во Владимирском кафедральном соборе Киева.

25 июля 1975 года был назначен в клир Аргентинской епархии, где исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.

В 1978 году был возведён в сан протоиерея.

1 апреля 1980 года в Почаевской лавре пострижен в монашество, 7 апреля возведён в сан архимандрита.

18 апреля 1980 года хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского, назначен Патриаршим экзархом в Центральной и Южной Америке .

В 1990 году баллотировался в Верховный Совет Украины в Збаражском избирательном округе (Тернопольская область), за - 38,3 % голосов, 2-е место, уступил литератору Дмитирию Павлычко .

11 февраля 1991 года был назначен архиепископом Одесским и Херсонским . Из-за активной приверженности идеи автокефалии УПЦ «был в буквальном смысле слова изгнан своей паствой с кафедры». Необходимость предоставления Украинской православной церкви автокефального статуса он обосновывал надеждой на то, что в таком случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви.

В 1992 году был переведён на Симферопольскую кафедру.

Конфликты и скандалы. Общественно-политическая роль

Как епископ Украинской православной церкви, часто оказывается в центре этнополитических конфликтов в Крыму .

В 2007 году был обвинён «Союзом русских православных верующих Крыма » в притеснениях этнически русских священников и замене их выходцами с Западной Украины: «За 16 лет пребывания митрополита Лазаря в Крыму из Симферопольской и Крымской епархии выехали почти все русские священники, имеющие образование Московской и Ленинградской духовных академий и семинарий». Также подвергался критике за якобы неправильную межконфессиональную политику в Крыму , в частности, по отношению к мусульманам; по мнению профессора Московской духовной академии дьякона Андрея Кураева , в Крыму отсутствует мудрая межконфессиональная политика.

Награды

Церковные:

  • орден прп. Сергия Радонежского III степени;
  • орден прп. Сергия Радонежского II степени;
  • орден св. равноап. кн. Владимира II степени;
  • орден прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.
  • орден «Рождество Христово - 2000» I степени;

Государственные:

  • Орден «За заслуги» трех степеней (1997, 2000, 2002);
  • награжден грамотой посольства СССР в Аргентине.
  • правительством Аргентины награжден медалью "Сан-Мартино ";
  • Орден Дружбы народов (СССР);
  • Орден Дружбы (23 апреля 2009 года, Россия) - за большой вклад в развитие российско-украинского сотрудничества
  • Орден в честь 10-летия создания Государственного департамента Украины по вопросам исполнения и наказаний (Украина);
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (21 апреля 2009 года) - за многолетнюю плодотворную духовно-просветительскую деятельность, весомый личный вклад в сохранение и укрепление межконфессионального мира, утверждение идеалов духовности и милосердия

      Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (в миру – Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье.
      С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры, затем 2 года в Успенском Жировицком монастыре Минской епархии. В 1957 г. поступил в Минскую Духовную семинарию.
      В 1958 – 1961 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1964 г. окончил Одесскую Духовную семинарию, в 1968 г. – Ленинградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1968 по 1971 гг. занимался в аспирантуре при Московской Духовной академии и являлся референтом Отдела внешних церковных сношений. В 1971 г. был рукоположен во диакона, затем – во иерея.
      В 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся в течение 5 лет секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского. В 1980 г. назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки.
      За время своего пребывания на Аргентинской кафедре (пробыл до 1989 г.) объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил множество храмов. Был приобретен в собственность Русской Православной Церкви земельный участок в фешенебельном районе г. Буэнос-Айрес. За счет этого участка построил небольшое 5-этажное здание епархии, где в настоящее время она располагается. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. добился переименования площади Чаркас в площадь святого князя Владимира, там установлен памятник этому святому. В Бразилии был открыт храм в честь Всех Святых в земле Российской просиявших и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую.
      В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный зал, который впоследствии переоборудовали в храм святого апостола Иоанна Богослова.
      В 1989 г. назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Здесь открыт Свято-Духовский скит Почаевской Лавры, а также возвращен Православной Церкви и открыт Свято-Богоявленский женский монастырь. В г. Почаев возвращено здание музея Почаевской Лавре, где сейчас располагается духовная семинария.
      В 1991 г. был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Возрожден Борисовский женский монастырь, где ранее располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась духовная семинария, и другие храмы и здания. В 1992 г. назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В 2000 г. возведен в сан митрополита.
      Имеет следующие награды: Орден Святого князя Владимира II степени (1989 г.); за служение в Аргентине награжден орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степеней. Правительством Аргентины награжден медалью «Сан-Мартино». Награжден грамотой Посольства СССР в Аргентине. Правительством СССР за миротворческую деятельность в Аргентине награжден орденом «Дружбы народов». Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и Всея Украины награжден орденом святых Антония и Феодосия Печерских. Президентом Украины награжден орденами «За заслуги» II и III степеней (1997 и 2000 гг.).
      В 2001 г. был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор. Блаженнейшим Митрополитом Киевским и Всея Украины Владимиром в сослужении Владыки Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина был установлен накупольный крест.

Facebook

Twitter

Симферопольская и Крымская Епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

пер. Героев Аджимушкая, 9/11


ДОСЬЕ "В ГОРОДЕ"

Митрополит Симферопольский и Крымский ЛАЗАРЬ (в миру Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье.
С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры, затем два года в Успенском Жировицком монастыре Минской епархии. В 1957 г. поступил в Минскую Духовную семинарию.
В 1958-1961 гг. служил в рядах Советской Армии.
В 1964 г. окончил Одесскую Духовную семинарию, в 1968 г. Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
С 1968 по 1971 гг. занимался в аспирантуре при Московской Духовной Академии и являлся референтом Отдела Внешних Церковных Сношений.
В 1973 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея.
В 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся в течение пяти лет секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.
В 1980 г. назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки.
За время своего пребывания на Аргентинской кафедре (пробыл до 1989 г.) объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил ряд храмов. Был приобретен в собственность Русской Православной Церкви земельный участок в фешенебельном районе г. Буэнос-Айрес. За счет этого участка построил небольшое пятиэтажное здание епархии, где в настоящее время она располагается. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. добился переименования площади Чаркес в площадь святого князя Владимира, там установлен и памятник этому святому. В Бразилии был открыт храм в честь Святой Троицы. В провинции Лянус приобретен участок, на котором выстроен храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших, и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. В Санта Роса приобретен епархиальный дом.
В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный зал, который впоследствии был переоборудован в храм святого апостола Иоанна Богослова.
В 1989 г. назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Здесь был открыт Свято-Духовский скит Почаевской Лавры, а также возвращен Православной Церкви и открыт Свято-Богоявленский женский монастырь. В г. Кременец возвращено здание музея Почаевской Лавре, где сейчас располагается Духовная семинария.
В 1991 г. был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Открыт Борисовский женский монастырь, в застойные годы там располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась Духовная семинария, и другие храмы и здания.

В 1992 г. — назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.
В 2000 г. возведен в сан митрополита.
В 2007 г. исполнилось 15 лет пребывания Владыки на Крымской кафедре. Это время наполнено многосторонней плодотворной деятельностью во благо Святой Матери-Церкви. Был канонизирован и прославлен архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), в честь святителя в Симферополе установлен памятник и переименован сквер. Прославлены также новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием. В 2000 г. Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Святитель Лука, а также сонм крымских святых был внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2008 г. причислен к лику святых святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический.
В 2001 г. был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор, тогда же Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Владыки Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина установил здесь накупольный крест, а в 2002 г. Владыка Лазарь в присутствии Президента Украины освятил соборный колокол. 3 апреля 2004 г. освящен главный алтарь собора.
С 2003 г. по настоящее время ведется восстановление в г. Симферополе Свято-Александро-Невского кафедрального собора.

Имеет следующие награды:
Орден святого князя Владимира II степени (1989 г.); за служение в Аргентине награжден орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степени. Правительством Аргентины награжден медалью «Сан-Мартино». Награжден грамотой Посольства СССР в Аргентине.
Правительством СССР за миротворческую деятельность в Аргентине награжден орденом «Дружбы народов».
Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, награжден орденом святых Антония и Феодосия Печерских.
Президентом Украины награжден орденами «За заслуги» I, II и III степеней (1997, 2000, 2002 гг.).
За особые заслуги перед украинским народом награжден Почетной грамотой Верховной Рады Украины (2004 г.).
Украинским фондом научно-экономического и юридического сотрудничества награжден Почетным Крестом «Святой князь Александр Невский» (2006 г.).

Новое на сайте

>

Самое популярное