Домой Цветы Мелочи нашего дома: как замаскировать коммуникации

Мелочи нашего дома: как замаскировать коммуникации


Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1888

Ведущим живописцем конца девятнадцатого века во Франции, одним из самых влиятельных художников в истории Западной живописи был Пол Сезанн. Сын преуспевающего банкира в южном французском городе Экс-эн-Прованс, Сезанн никогда не испытывал финансовые затруднения. Он некоторое время учился искусствам в Экс-эн-Провансе.


Mount Sainte-Victoire with Large Pine, 1890

В Париж Сезанн впервые приехал в 1861, но не собирался жить там постоянно. Сначала Сезанна интересовало официальное искусство Парижских салонов интересовался официальным искусством Салонов, но вскоре достиг понимания Делакруа и Курбе, а после этого и Мане. Вместе с тем, его ранние работы были в стиле романтизма. Только в начале 1870-ых Сезанн принял Импрессионистскую палитру, точку зрения, и предмет под опекой Писсарро. Сезанн представил свои картины в импрессионистском стиле в 1874, 1877, 1882.


Mount Sainte-Victoire and the Viaduct of the Arc River Valley, 1882-85

Большую часть времени своей независимой карьеры Сезанн оставался в Экс-ан-Провансе. Его изоляция от других художников помогла ему сконцентрироваться на формировании нового стиля живописи.


Mount Sainte-Victoire and Chateau Noir, 1904-06

Среди предметов, неоднократно написанных Сезанном, была гора Сент-Виктуар: скалистая масса, которая доминирует над равниной Экс-ан-Прованса. Картина Гора Сент-Виктуар была нарисована приблизительно в 1885-1887. Ничто не указывает ни времени дня, ни времени года. Не идет дождь, нет снега в этом пейзаже. Время побеждено постоянством. На этой картине не ясно, куда Сезанн помещает зрителя. Не ясно, откуда вырастает дерево. Некоторые объекты можно опознать как дома, деревья, поля, но порог визуализации высок, и ниже этого уровня нет ничего определённого.


Mount Sainte-Victoire Seen from Gardanne, 1885-86

Влияние длительности и массивности оказано новым использованием Импрессионистских пятен цвета. Пейзаж становится колоссальным горным хрусталем цвета – кубическое поперечное сечение мира. Его передний и задний планы определены ветвями и горой, изгибы которой они повторяют. Сопутствующие планы охватывают большое разнообразие оттенков синих, зеленых, желтых, розовых и фиолетовых цветов. Тонкое дифференцирование между этими оттенками производит впечатление трехмерности картины. Чтобы построить форму, Сезанн использовал пятна цвета, которые Импрессионисты отвергли за 10 лет до этого. Он получил от природы чувство цвета и интеллектуальную организацию, похожие на ту, какую Пуссен получил из чисел, и сделал из импрессионизма что-то вечное, напоминая нам о душных фонах Джотто.


Mount Sainte-Victoire and Gardanne, 1886-90



Mount Sainte-Victoire Seen from the Bibemus Quarry, 1897





Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-05



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1902-06





Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1904-06



Mount Sainte-Victoire Seen from Les Lauves, 1905-06

Сезанн создал мир за пределами человеческого опыта. Красота его цветного строительства абстрактна, и неудивительно, что многие художники начала двадцатого века, особенно кубисты, называли его отцом современного искусства.

Спасибо за внимание к художнику!

Чтобы ревизионные проёмы не портили интерьер, их обустраивают самыми различными способами. Наиболее распространённый вариант – использование дверцы.

По типу установки различают скрытые и открытые ревизионные люки. Особой популярностью пользуются люки скрытой установки, ведь именно они позволяют легко добиться гармонии в интерьере за счёт декорирования их отделочными материалами (обои, плитка, краска), аналогичными оформлению поверхности выбранного помещения. Ревизионный люк располагают таким образом, чтобы обеспечить человеку максимально полное удобство для осуществления технического обслуживания и возможного ремонта, не нарушая при этом общей идеи интерьера, его единства и цельности. Люк не должен смотреться чужеродно. Поэтому ключевым моментом становится именно его правильная установка.

Здесь расположено два ревизионных люка, один для водонагревателя, а второй для счетчиков и фитингов К настенным люкам скрытой установки предъявляется множество требований, и одно их них – безупречный внешний вид. При выборе такого люка важно понимать, что надёжная и качественная вещь не может стоить недорого. Хороший ревизионный люк оснащён специальным алюминиевым профилем с разборной литой петлёй, для его дверцы должны быть предусмотрены возможность регулировки и нужную грузоподъёмность. Запорные механизмы такого люка должны идеально функционировать. В продаже имеется множество моделей люков стандартных размеров, а в особо сложном случае люк может быть изготовлен по индивидуальным параметрам, под заказ.

Ревизионный люк в ванной комнате стал практически незаметен благодаря использованию силиконового герметика Оформление люка керамической плиткой

Актуальным здесь остаётся вопрос – как сделать так, чтобы не был виден шов от плитки? Я рекомендую следующий метод. После установки люка, окончательной и точной регулировки его дверцы нужно оклеить межплиточные швы обычным бумажным скотчем с двух сторон. Затем заполните швы силиконовым герметиком, подобрав его цвет под цвет межплиточной затирки. После чего сразу же удалите скотч. По истечении одного-двух дней такой состав полностью отвердеет и вы сможете прорезать силикон лезвием посередине шва таким образом, чтобы дверца свободно открывалась и закрывалась. В этом случае межплиточные швы становятся максимально незаметными, невидимыми. Такая силиконовая маскировка затирочного шва вполне долговечна и при этом проста в уходе. Если вы сделаете ручки для открывания вашего люка в виде крючков, это станет дополнительным приятным бонусом для ванной комнаты. На такой крючок можно, к примеру, повесить полотенца или иные аксессуары. Оформление люка обоями или окрашивание краской

Люки «под покраску» или оклеенные обоями обойдутся вам несколько дешевле, чем люки, оформленные керамической плиткой, при этом они не менее удобны и практичны. Такие люки не портят общий внешний вид в квартире и зачастую практически растворяются в интерьере. Доступ в ревизионный проём обычно осуществляется с помощью пуш-системы: при лёгком надавливании дверца открывается сама. Интерьерные прятки В некоторых случаях лучше обойтись без установки ревизионных люков и воспользоваться коллекторными шкафами. Это зависит от фактического расположения коммуникаций, которые вы хотите скрыть. Одним из самых удачных вариантов маскировки такого шкафа станет оформление его панелями из дерева.

Новое на сайте

>

Самое популярное