Домой Овощи Фатима дочь. Праведные женщины: Асия бинт Музахим, Марьям бинт Имран и Фатима бинт Мухаммад. Честь, ниспосланная на Женщину Рабу

Фатима дочь. Праведные женщины: Асия бинт Музахим, Марьям бинт Имран и Фатима бинт Мухаммад. Честь, ниспосланная на Женщину Рабу



Краткий обзор жизни ее светлости дочери Пророка (ДБАР)

Имена ее светлости: Фатима, Сыддыка, Мубарака, Тахира, Закия, Разия, Марзия, Мухаддиса, Захра.

Эпитеты: Уммуль Хасан, Уммуль Хусейн, Уммуль Мухсин, Уммуль Аимма, Умм Абиха.

Некоторые из ее наиболее известных титулов: Захра, Батуль, Сыддыкатуль Кубра, Мубарака, Азра, Тахира, Сайидатун-Ниса.

Отец: Посланник Аллаха, Мухаммад ибн Абдалла, великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!).

Мать: Хадиджа Кубра, первая женщина, принявшая Ислам.

Рождение: Мекка, через пять лет после пророческой миссии.

Мученическая смерть: город Медина, 11 год хиджры, через два с половиной месяца после смерти Пророка.

Место захоронения: по завещанию святой Фатымы (ДБМ), а также по политическим мотивам она была похоронена тайно ночью имамом Али, и до сих пор место ее захоронения не известно.

Дети ее светлости Фатимы: имам Хасан Муджтаба, имам Хусейн Сеййидуш-Шухада, Зейнаб Кубра, Умм Кульсум и Мухсин, который погиб, так и не родившись.

Рождение света

В пятницу, 20 числа месяца джамади ас-сани, через пять лет после начала пророчества, в доме божественного откровения, под святым небом Хиджаза, у подножия каменистых гор Мекки, перед священной Каабой, там, где его светлость Посланник Аллаха (ДБАР) читал Коран, излучая вокруг свет божественного слова, родилась девочка. Именно в доме Пророка, который был очень знаком ангелам, там, где днём и ночью выстаивались молитвы, в доме, который был надеждой для сирот и нуждающихся, убежищем для невольников, в доме Мухаммада (ДБАР) и Хадиджи (ДБМ) появилась на свет Фатима.

О святой Фатиме Посланник Аллаха (ДБАР) говорил: «Она от меня, и от неё я вдыхаю запах божественного рая.Такое высказывание Пророка (ДБАР) о святой Фатыме не является удивительным, потому что она - из числа великих людей человечества. Ведь Всевышний Аллах о её великом положении говорит в Коране:

انما يريد الله ليذهب عنكم الرجس اهل البيت و يطهركم تطهيرا

«Поистине, Аллах хочет удалить скверну только от вас, семьи его дома и очистить вас полным очищением». Сура 33 аят 33.

Её светлость Фатима Захра (ДБМ) заключала в себе качества Пророка (ДБАР). Освящённый божественным светом жизненный путь святой Фатимы, есть одно из знамений мудрого божественного предопределения. Святая Фатима - избранная Богом среди женщин мира.

Мать ее светлости Фатымы

Её светлость Фатима (ДБМ) пять лет своего детства находилась под воспитанием своей матери Хадиджи, которая является первой женщиной, принявшей Ислам.

Посланник Аллаха (ДБАР) о Хадидже сказал: «Хадиджа - одна из лучших женщин этой уммы».

Айша говорит: «Посланник Аллаха всегда вспоминал Хадиджу, и так часто, что я не выдержала и сказала: «О, Посланник Аллаха! Хадиджа была всего лишь пожилой женщиной. Аллах ведь дал тебе жену лучше, чем она».

Пророк (ДБАР), разгневавшись, сказал: «Клянусь Аллахом! Хадиджа была самой лучшей. Она уверовала, в то время как другие пребывали в неверии. Она поддержала меня, тогда как другие отвергли, она предоставила своё имущество в моё распоряжение, в то время как никто не делал подобного. И Всевышний Аллах продолжил мой род через неё…!».

Великая личность святой Фатымы

Несомненно, великая личность святой Фатимы (ДБМ), которая входит в число четырнадцати непорочных и является госпожой всех женщин, выше нашего ограниченного понимания. Стремление получить расположение и руководство её светлости Фатимы, а также ее семейства, является нашей религиозной обязанностью. Она - женщина, гнев и недовольство которой являются гневом и недовольством Аллаха.В то время как мы ограничены в речи, возможно ли описать её всестороннюю и неординарную духовную личность?

Поэтому предложим вам высказывания о Фатиме (ДБМ) от непорочных предводителей:

Его светлость Посланник Аллаха сказал: «Ангел по приказу Аллаха снизошёл ко мне и сообщил радостную весть о том, что Хасан и Хусейн - предводители юношей рая, а Фатима - госпожа всех женщин в раю. Посланник Аллаха сказал: «Самыми великими женщинами мира являются: Марьям - дочь Имрана, Хадиджа - дочь Хувайлида, Фатима - дочь Мухаммада и Асия - дочь Мазахима (жена Фараона)».

Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Рай в ожидании четырёх женщин: Марьям - дочери Имрана, Асии - жены Фараона, Хадиджи - дочери Хувайлида, жены Пророка и Фатимы - дочери Мухаммада».

Так же он сказал: «Аллах гневается гневом Фатимы, и доволен её довольством».

Бракозаключение

Во втором году по хиджре Посланник Аллаха (ДБАР) выдал замуж Фатиму за Повелителя правоверных имама Али (ДБМ). Они были сотворены друг для друга, и как говорят наши непорочные руководители, кроме Али никто не мог быть достойным Фатимы.

Посланник Аллаха говорил: «Брак Фатимы зависит от указания Аллаха».

Когда же Али пришёл к Пророку, чтобы просить руки Фатимы, Посланник Аллаха сказал: «Ещё до твоего прихода ангел сообщил мне, что Аллах приказал выдать Фатиму за тебя».

Абу Зарр говорит: «Однажды Посланник Аллаха попросил меня привести Али к нему. Когда же я пришел к Али и позвал его, никто мне не ответил. Мое внимание привлекла ручная мельница, которая сама по себе молола зерно. Я повторно позвал Али, он услышал и вышел ко мне. И мы вместе направились к Посланнику Аллаха. Пророк поговорил с Али, по окончанию их разговора я сказал: «В доме Али я видел ручную мельницу, которая сама по себе молола зерно. И это очень удивило меня». Посланник Аллаха сказал: «Моя дочь Фатима такова, что Аллах очистил ее сердце очищением, дал ей истинную веру. Ведь Аллах осведомлен о том, что ей трудно и поэтому Всевышний помогает ей в домашних делах. Разве ты не знаешь, что Аллах имеет ангелов, которые назначены для помощи семейству Пророка?».

Имена

  • Фа́тима (араб. فطم ‎‎) - Защищённая от зла и огня ада
  • Аз-Захра (араб. الزهرة ‎‎) - Освещающая
  • Сидди́ка (араб. صديقة ‎‎) - Правдивая
  • Кубра (араб. كبرى ‎‎) - Возвеличенная
  • Муба́рака (араб. مباركة ‎‎) - Благословенная
  • Та́хира (араб. طاهرة ‎‎) - Чистая
  • Заки́я (араб. زكية ‎‎) - Целомудренная
  • Ра́дийя (араб. راضية ‎‎) - Довольная судьбой, предопределённой Аллахом
  • Мардийя́ (араб. مرضية ‎‎) - Хвалимая

Отношения с отцом

Фатима и её отец относились друг к другу с большой любовью и теплотой. Фатима была первой, кого пророк Мухаммад приветствовал, вернувшись с похода, и последней, с кем он прощался, выходя в него .

Кроме Фатимы я не видела такого человека, чтобы его вид, серьёзность, манера вставать и садиться были так сильно похожи на пророка. Каждый раз, когда Фатима заходила в помещение, посланник Аллаха шёл к ней навстречу, целовал её и сажал на своё место, когда же РасулюЛлах (Посланник Аллаха) входил в помещение, Фатима подымалась со своего места, подходила к нему, целовала его и уступала ему своё место

Сахих Тирмизи, т.2, стр.319

Рождение и первые годы жизни

Фатима родилась в пятом, по некоторым источникам в первом, году после начала пророческой миссии пророка Мухаммада в Мекке . Её рождение выпало на период, когда курайшиты начали ожесточённо притеснять мусульман. Во время родов служанки Хадиджи покинули её и отказали ей в помощи, и рожать ей пришлось самостоятельно. В соответствии с традицией арабов всех детей Хадиджа отдавала кормилицам из числа кочевых арабов для удаления их от очагов болезней, распространённых среди осёдлых арабов, а также для изучения чистого арабского языка. Фатиму же Хадиджа с рождения воспитывала сама.

Первые годы жизни Фатимы совпали с периодом применения курайшитами экономической блокады против мусульман, им был перекрыт доступ к продовольствию и занятию торговлей, и мусульмане три года страдали от голода, сосредоточившись в квартале Абу Талиба . В 10-м году пророчества умирают мать Фатимы и её дед Абу Талиб , после чего притеснения мусульман усиливаются, и Фатима становится свидетелем унижений и насилия, предпринимаемых против её отца и его последователей.

Замужество

После того, как Фатима достигла возраста замужества, к ней приходили свататься многие знатные и богатые женихи. Среди них были такие сподвижники, как Абу Бакр и Умар. Однако Мухаммад с согласия Фатимы выдал её замуж за своего двоюродного брата Али . Это произошло в или 623 году .

Махр, данный Фатиме, составил 480 (в некоторых источниках 500) динаров, полученных Али от продажи своей кольчуги . Церемония бракосочетания прошла скромно, как это и приветствуется в исламе.

Их брак продлился 10 лет и закончился смертью Фатимы. И хотя в исламе было разрешено многожёнство, Али так и не взял второй жены при жизни Фатимы.

Семейная жизнь

Множество хадисов рассказывают о трудолюбии и усердии дочери пророка:

…Фатима сама размалывала зерно, отчего на её руках появились костные мозоли. Она сама носила домой воду в кожаных бурдюках, которые оставляли следы на её груди. Она сама убиралась по дому, и её одежда становилась пыльной, она так много разжигала огонь в печи, что её одежда становилась чёрной от сажи…

Сахих Абу Дауд, т. 33, раздел "О тасбихах перед сном"

Однако больше всего времени Фатима посвящала поклонению Аллаху , многие ночи она проводила в молитвах намазах .

Дети Фатимы

  • Умм-Кульсум
  • Мухсин.

Смерть Фатимы

Фатима умерла через несколько месяцев после своего отца, как и он и поведал ей перед смертью , в 11 году хиджры. Она завещала, чтобы её тело омыл Али . Из политических соображений Али тайно похоронил Фатиму, место её могилы до сих пор неизвестно.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Малые Зводы
  • Малые Сухаревичи

Смотреть что такое "Фатима (дочь пророка)" в других словарях:

    Фатима Захра - Фатима бинт Мухаммад (فاطمة بنت محمد) Имя при рождении: Фатима бинт Мухаммад ибн Абдуллах Пол: Жен. Рождение: 605 Мекка Смерть: 632 Медина Нацио нальность: арабка Отец: Мухаммад ибн Абдуллах Мать … Википедия

    Фатима бинт Мухаммад - (ум. в 11/633 г.) дочь пророка Мухаммада и Хадиджы. Она родилась в Мекке, предположительно через пять лет после пророческой миссии своего отца и пережила его на несколько месяцев. Фатима была женой Али ибн Абу Талиба и матерью его сыновей –… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Фатима (значения) - Фатима многозначный термин Женское имя Фатима («отнимающая от груди», по другой версии «ребёнок, отнятый от груди») женское имя. Известные носительницы: Фатима четвёртая дочь пророка Мухаммеда, жена Али, мать Хасана и Хусейна. Фатима… … Википедия

    Фатима - (около 605 633 гг.) дочь пророка Мухаммеда. К Фатиме и её мужу, двоюродному брату Мухаммеда, халифу Али возводили свою генеалогию шиитские (см. Шиизм) династии в странах распространения ислама (Идрисиды, Фатимиды и др.), имамы шиитов и Алиды … Исторический словарь

    Фатима - (араб. فاطمة‎‎ «светлолицая») популярное арабское женское имя, распространённое у многих народов исповедующих Ислам. Женская форма слова «фатимун» ({{светлолицый). Персоналии Фатима четвёртая дочь пророка Мухаммеда, жена Али, мать… … Википедия

    Фатима (имя) - У этого термина существуют и другие значения, см. Фатима. Фатима (فاطمة) арабское Род: женский Этимологическое значение: отнятый от груди (о ребенке) Другие формы: Фатимат, Патимат, Пати Производ. формы: Фатимочка … Википедия

    Фатима - (около 605 или 606, Мекка, – 633 или 632, Медина) дочь пророка Мухаммеда. К Ф. и её мужу, двоюродному брату Мухаммеда халифу Али, возводили свою генеалогию шиитские имамы (см. Шиизм) и многие династии в странах распространения ислама… … Большая советская энциклопедия

    Фатима - (точнее Фâтыма) дочь пророка Мохаммеда от его первой жены Хадиджи. На ней женился Алий (впоследствии 4 й халиф), и она ему родила Хасана (Гасана) и Хосейна (Гусейна), родоначальника Алидской династии, членами которой провозглашали себя и Фатимиды … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ФАТИМА - (ок. 605 633) дочь пророка Мухаммеда. К Ф. и ее мужу, двоюродному брату Мухаммеда, халифу Али возводили свою генеалогию шиитские (см. Шиизм) династии в странах распространения ислама (Идрисиды, фатимиды и др.), имамы шиитов и Алиди … Советская историческая энциклопедия

Какого бы направления Ислама ни придерживался человек, перед ним неизбежно должен вставать вопрос: почему единственная дочь Пророка (С) была похоронена ночью в глубокой тайне, и место ее могилы осталось неизвестным? Какой секрет содержится в этом? Что за обстоятельства привели к подобному трагическому положению дел, и какое послание оно в себе содержит?

Верно, что сама Фатима Захра (А) перед своей мученической смертью сделала такое завещание, однако почему она его сделала, что вынудило ее желать похоронить себя тайно и какое послание она хотела этим самым донести до уммы?

Почему человек, который был халифом того времени, то есть, по собственному заявлению, «преемником» Пророка (ДБАР), не присутствовал на ее похоронах и не читал намаз над дочерью того, чьим преемником он себя называл?

Фатима (А) завещала похоронить себя тайно, чтобы ни один из тех, кто причинил ей угнетение, не смог присутствовать на этих похоронах. Это завещание само по себе является для каждого размышляющего мусульманина лучшим доказательством того, что Фатима Захра (А) ушла из ближнего мира угнетенной и разгневанной на своих угнетателей.

Похороны Фатимы (А) ночью и их причина, согласно суннитским источникам:

1. Бухари приводит:

وَعَاشَتْ بَعْدَ النبي صلى الله عليه وسلم سِتَّةَ أَشْهُرٍ فلما تُوُفِّيَتْ دَفَنَهَا زَوْجُهَا عَلِيٌّ لَيْلًا ولم يُؤْذِنْ بها أَبَا بَكْرٍ وَصَلَّى عليها

«И она жила после Пророка (ДБАР) шесть месяцев, а когда она умерла, ее муж Али похоронил ее ночью и не известил об этом Абу Бакра».

(«Сахих» Бухари, том 4, С. 1549, хадис 3998).

2. Ибн Кутейба в «Тавилу мухталифи ль-хадис» приводит:

وقد طالبت فاطمة رضي الله عنها أبا بكر رضي الله عنه بميراث أبيها رسول الله صلى الله عليه وسلم فلما لم يعطها إياه حلفت لا تكلمه أبدا وأوصت أن تدفن ليلا لئلا يحضرها فدفنت ليلا

«Фатима потребовала у Абу Бакра наследство своего отца, а когда он не дал ей его, поклялась никогда не говорить с ним и завещала, чтобы ее похоронили ночью, дабы он (Абу Бакр) не присутствовал на ее похоронах».

(Ибн Кутейба, «Тавилу мухталифи ль-хадис», том 1, С. 30).

3. Абдурраззак приводит:

عن بن جريج وعمرو بن دينار أن حسن بن محمد أخبره أن فاطمة بنت النبي صلى الله عليه وسلم دفنت بالليل قال فرَّ بِهَا علي من أبي بكر أن يصلي عليها كان بينهما شيء

«От Ибн Джариджа от Амру ибн Динара от Хасана ибн Мухаммада, что Фатима, дочь Пророка (ДБАР), была похоронена ночью, дабы Абу Бакр не смог прочитать над нею намаз, потому что между ними случилось нечто».

(«Муснаф», том 3, С. 521, хадис 6554).

4. Ибн Батталь в «Шархе Сахиха Бухари» пишет:

أجاز أكثر العلماء الدفن بالليل… ودفن علىُّ بن أبى طالب زوجته فاطمة ليلاً، فَرَّ بِهَا من أبى بكر أن يصلى عليها، كان بينهما شىء

«Большинство ученых дали разрешение хоронить ночью… И Али ибн Аби Талиб похоронил свою жену ночью, чтобы Абу Бакр не смог прочитать намаз над ней, потому что между ними произошло нечто».

(Ибн Батталь, «Шарх Сахиха Бухари», том 3, С. 325).

5. Ибн Аби Хадид передает от Джахиза:

وظهرت الشكية، واشتدت الموجدة، وقد بلغ ذلك من فاطمة (عليها السلام) أنها أوصت أن لا يصلي عليها أبوبكر

«Недовольство Фатимы достигло такой степени, что она завещала, чтобы Абу Бакр не молился над ней».

(Ибн Аби Хадид. «Шарх нахдж уль-балага», том 16, С. 157).

И в другом месте той же книги:

وأما إخفاء القبر، وكتمان الموت، وعدم الصلاة، وكل ما ذكره المرتضى فيه، فهو الذي يظهر ويقوي عندي، لأن الروايات به أكثر وأصح من غيرها، وكذلك القول في موجدتها وغضبها

«Но что касается сокрытия ее могилы, тайны ее смерти, отсутствия погребального намаза и другого, что упоминает Муртаза, то я принимаю все это, потому что риваяты об этом многочисленны и достоверны, также как и гнев Фатимы (на Абу Бакра и Умара)».

(Ибн Аби Хадид. «Шарх нахдж уль-балага», том 16, С. 170).

Похороны Фатимы (А) ночью и их причина, согласно шиитским источникам:

Хотя среди шиитов понятна причина тайных похорон Фатимы (А), укажем на один важный риваят. Шейх Садук приводит:

عَنِ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيِّ بْنِ أَبِي حَمْزَةَ عَنْ أَبِيهِ قَالَ سَأَلْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ عليه السلام لِأَيِّ عِلَّةٍ دُفِنَتْ فَاطِمَةُ (عليها السلام) بِاللَّيْلِ وَ لَمْ تُدْفَنْ بِالنَّهَارِ قَالَ لِأَنَّهَا أَوْصَتْ أَنْ لا يُصَلِّيَ عَلَيْهَا رِجَالٌ [الرَّجُلانِ‏ ].

Али ибн Аби Хамза спросил у Имама Садыка (А): «Почему Фатима была похоронена ночью, а не днем?» Он сказал: «Потому что она сделала завещание, чтобы над ней не читали погребальную молитву те люди (Абу Бакр и Умар)».

(«Илалу шшараи», том 1, С. 185).

Итак, с учетом шиитских и суннитских источников, можно сделать такой вывод: причиной тайных ночных похорон Фатимы (А) было ее завещание, в котором она распорядилась, чтобы угнетатели и узурпаторы ее наследства не смогли прочитать над ней намаз. Главное послание ко всей умме, которое она выразила этим завещанием, состоит в следующем: дочь Пророка (ДБАР), «чей гнев есть гнев Аллаха», осталась навечно разгневанной на людей, подвергнувших угнетению ее саму и отобравших халифат у ее мужа Али ибн Аби Талиба (А).

От его первой жены Хадиджи .

Родилась в Мекке . В 624 году в Медине вышла замуж за двоюродного брата пророка - Али . К ней сватались многие известные люди (в том числе, Умар и Усман), но она отказала им. В дальнейшем, когда к ней посватался Али , она молчанием согласилась выйти замуж за него.

Самая любимая дочь пророка, сам пророк называл ее ласково «умму абиха», то есть мать своего отца.

После смерти отца она настаивала на завещании пророка, чтобы именно Али стал халифом, из-за чего у неё произошел конфликт с Абу Бакром и Умаром. Обида на них была так велика, что в завещании запретила приходить им на свои похороны. Во время её болезни Абу Бакр несколько раз приходил просить прощения, но Фатима так и не простила его. Али похоронил её скрытно, как хотела Фатима: место захоронения до сих пор неизвестно.

Те, кто был с Пророком во время Мубахиля

Все хадисоведы, историки и комментаторы священного Корана указывают на то, что Фатима - Захра (ДБМ) одна из пяти человек, которые участвовали в Мубахиля с христианами Наджрана. Участие в Мубахиля, кроме великого достоинства и высокого достижения его участников, есть веский довод того, что семейством Пророка (ДБАР) являются Али, Фатима, Хасан и Хусейн (ДБМ). И никто более из родственников и жен Пророка не причисляются к непорочным.

Краткая история Мубахиля

Группа христиан из Наджрана пришли к Пророку и говорили об Иисусе. Пророк прочитал им следующий аят: «Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, затем сказал ему: „Будь!“, и он стал» . Христиане не приняли это и стали возражать. И тогда был ниспослан Аллахом аят «Мубахиля», в котором был дан приказ: «Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло знамение, то скажи: „Приходите, призовём наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовём и направим проклятие Аллаха на лжецов“» .

Мубахиля - это когда две противоположные стороны, имеющие разногласия по какому-либо вопросу, посылают проклятие Аллаха друг другу и просят Бога, чтобы Он ниспослал наказание на тех, кто является лжецом.

Христиане Наджрана по началу согласились на взаимное проклятие и договорились, что на следующий день на назначенном месте они совершат Мубахиля. Когда они ушли от Пророка, собрались все вместе и стали разговаривать о предстоящем деле, главный священник сказал: «Если завтра Мухаммад придет на назначенное место вместе со своей семьей (Ахл аль Байт), не соглашайтесь на взаимное проклятие. Если же он придет со сподвижниками, то ничего страшного. Значит он - ненастоящий Пророк».

На следующий день Посланник Аллаха вместе с Али, Фатимой, Хасаном и Хусейном пришел на назначенное место для Мубахиля. Пророк сказал своей семье следующее: «Когда я обращусь к Аллаху с просьбой, вы говорите „Аминь“». Христиане, увидев сопровождающих Пророка, очень испугались и подтвердили, что он действует подобно методу других Пророков. Они стали просить Пророка не совершать взаимного проклятия и заключить с ними мир .

Плач по поводу голода отца

Абдалла ибн Хасан говорит: «Однажды Посланник Аллаха пришел к Фатиме. Её светлость Фатима принесла кусок сухого ячменного хлеба. Посланник Аллаха разговелся и сказал: „Дочь моя! Это первый кусок хлеба, который ест твой отец за последние три дня голода“. Услышав это, Фатима горько заплакала. Пророк стал успокаивать свою дочь, вытирая ей слезы…»

Уважение Пророка к ее светлости Фатиме

Приводится от Айши следующее: «Всякий раз, когда Фатима навещала Пророка, он, в знак уважения, вставал со своего места, целовал свою любимую дочь и усаживал её рядом с собой» .

Мученическая смерть

После того, как Посланник Аллаха покинул этот бренный мир, разные трудности и проблемы причиняли Фатиме много горя, делали её жизнь горькой и невыносимой. Смерть дорогого отца, которого она очень любила, с одной стороны, заговоры и коварные интриги врагов, которые захватили руководство страной, принадлежащее его светлости Али (ДБМ), с другой, причиняли ей боль и мучение, духовное и физическое страдание.

Один из бесспорных исторических фактов, с которым единодушно соглашаются все мусульманские историки, независимо от их учений, это то, что любимая дочь Пророка, Фатима аль-Захра" умерла спустя три месяца после отца, в результате великих страданий и боли. На её похоронах, Имам "Али обращался к Пророку (мир ему) над его могилой и сказал:

O Пророк Аллаха! Мир да будет с Вами от меня и от вашей дочери, которая ушла к Вам, и которая поспешила встретиться с Вами. O Пророк Аллаха! Моё терпение о страданиях вашей любимой дочери исчерпано, и моя сила выносливости ослабла. Я перенёс большие трудности и разбивающую сердце трагедию, разлучившую нас с Вами. Я уложил Вас в могиле, после того как прошло Ваше последнее дыхание. Воистину, все мы от Аллаха, и, воистину, к Нему мы возвратимся. Теперь, доверие возвращено, а что давалось, отнялось. Что до моего горя, это не знает границ, и что до моих ночей, они останутся бессонными, пока Аллах не выберет для меня дом, в котором Вы теперь живёте. Несомненно, ваша дочь расскажет вам об объединении людей для того, чтобы противостоять ей. Вы спросите у неё подробности, и узнаете всё об этом. Причем это все случилось сразу, когда воспоминание о Вас не исчезло. Мое приветствие да будет с Вами, и это приветствие - приветствие убитого горем человека, ибо, если мне суждено уйти из этого мира, это не потому что я утомлён от борьбы за нашу с Вами Веру, и если я остаюсь, это не из-за недостатка веры в то, что Аллах обещал страдающим.

Фатима аль-Захра (мир ей) умерла всего спустя три месяца после своего отца, Посланника Аллаха (мир ему), проведя всё это время в горе и муках. Её никогда не видели улыбающейся хотя бы раз после смерти отца. Ей также отказал I халифа Абу Бакр в её наследстве от Святого Пророка - главным образом, от земли, находящейся вне Медины, называющейся Фадак - Абу Бакр дал основании, что пророки не оставляют наследства. Имам Бухари рассказывал что, когда Фатима просила её долю наследства Святого Пророка, она получила ответ, что Святой Пророк сказал: "Мы, группа пророков, не оставляем наследства. и всё что у нас Мы оставляем для бидных. "Тогда ей отказали во всём наследстве её отца. Когда она умерла, её муж Имам "Али (а.с.) похоронил её ночью, и только некоторые единомышленники участвовали на её похоронах; он выполнил молитвы, проделав всё сам. Эти случаи происходили даже при том, что Посланник Аллаха сказал: «Фатима - часть меня. Кто огорчит её, огорчит меня». Ибн Катайбах, записал, что Фатима аль-Захра" сказала некоторым людям: «Аллах и ангелы Его свидетели, что вы причинили мне боль и огорчили меня, и если я встречусь с Пророком, то подниму мои обиды против вас».

Муж Фатимы

Дети Фатимы

  • Зейнаб
  • Умм-Кульсум

Фатима, Фатьма, Патимат - это варианты имени одной из самых знаменитых женщин в истории ислама, дочери пророка Мухаммеда. Миллионы мусульман и сегодня называют своих дочерей этим именем, сохраняя память о благородной Фатиме. Ее мать, Хадиджа, была старше мужа на 16 лет, но родила ему семерых детей - трех сыновей и четырех дочерей. Мальчики умерли в младенчестве, всех дочерей - Рукайю, Зейнаб, Умм Кальсум и Фатиму - Мухаммед выдал замуж, но внуков пророка дала мусульманам только младшая.

В истории не отмечена точная дата ее рождения. Хотя известно, что появилась девочка на свет не позже, чем за восемь лет до хиджры - переселения мусульман из Мекки в Медину, которое случилось в 622 году. Имя своей младшей дочери родители дали не случайно: так звали мать отца Мухаммеда и мать самой Хадиджи.

Когда вышли замуж ее старшие сестры, Фатиме было всего пять или шесть лет. Родители ее баловали, тем более что была она ребенком болезненным и печальным. Даже когда она подросла, ни Мухаммед, ни Хадиджа не побуждали ее принять ислам. Впрочем, возможно потому, что не хотели, чтобы повторилось то, что произошло с дочерью Рукайей, принявшей ислам: когда об этом узнали в клане ее мужа, она была с позором возвращена в родительский дом. Обычай требовал, чтобы жена во всем следовала за мужем, как нитка за иголкой, не проявляя самостоятельности в убеждениях. Кстати, именно поэтому в Мекке, враждебно относившейся к Мухаммеду за его проповедь новой веры, Хадиджу не только не осуждали за то, что она приняла ислам, а напротив, именно за это уважали - ведь она поступила как верная жена.

На редкость счастливой была семейная жизнь Хадиджи и Мухаммеда, 20 лет прожили они во взаимном согласии, любви и доверии. Смерть жены в 619 году была большим ударом для Мухаммеда. Но, как того требовал тот же обычай, родственники сразу начали искать ему новую жену. Подходящей сочли тридцатилетнюю Савду, вдову мусульманина, погибшего в Эфиопии, куда переселилась часть последователей Мухаммеда. Их жизнь с Савдой не сложилась, но Мухаммед, жалея женщину, оставил ее в своем доме, позволив пользоваться всеми правами члена семьи главы мусульманской общины.

Вскоре в доме пророка появилась Айша - дочь его сподвижника Абу Бакра, но ее только готовили в жены Мухаммеду - свадьба была отложена до совершеннолетия невесты. Маленькая Фатима очень тяжело переживала смерть матери. Полагали, что она станет хозяйкой в доме Мухаммеда и даже называли ее «Ум Абихи», что значит «мать своего отца». Но, как видно, этого не случилось - в доме появились новые хозяйки, и вряд ли это утешало Фатиму в ее горе.

Через год после переселения мусульман из Мекки в Медину состоялись две знаменитые в истории ислама свадьбы: Мухаммед женился на Айше, Фатиму выдали замуж за двоюродного брата пророка, товарища ее детских игр Али ибн Абу Талиба. Ей тогда не было еще и шестнадцати, но в Аравии того времени девочка могла стать женой уже в двенадцать лет.

На этих свадьбах не было ни музыки, ни танцев, угощение самое скромное - финики, оливки, овечье молоко… Мусульмане были бедны, но даже не в этом дело. То был вообще трудный период в их жизни, и Мухаммед требовал от своих сподвижников и от всех членов уммы - мусульманской общины - самоотдачи и самоограничения, строго следовал этому принципу сам…

Али и Фатима поселились неподалеку от жилища самого Мухаммеда - он хотел, чтобы все члены его семьи были непременно рядом с ним.

Рассказывают, что молодые поначалу часто по-детски ссорились, обижались друг на друга - переход от товарищеских игр к супружеским отношениям давался с трудом… Через три года в семье появился первенец - Хасан, а еще через год родился Хусейн.

Как раз в это время случилась битва мусульман с мекканцами у колодца Бадр, и вскоре произошло еще одно столкновение с врагами ислама - у горы Оход где мусульмане понесли немалые потери. И хотя все знали, что погибшие за дело веры непременно пребывают в раю, семьи погибших тяжело переживали утрату. Близко к сердцу приняла гибель единоверцев Фатима - ведь многих из них она знала с детства. Эти переживания совсем не нравились ее мужу: Али, напротив, пребывал в приподнятом настроении, как воин, вернувшийся из боя за правое дело. Он хотел видеть свою жену веселой, она же будто погрузилась в вечный траур.

Сохранились свидетельства историков, утверждавших, что Али хотел обзавестись и другими женами - законы ислама позволяют мусульманину иметь четыре жены одновременно, если он в состоянии обеспечить их пропитание, дать им жилище и относиться ко всем с одинаковым вниманием. Мухаммед, узнав о намерении зятя, предупредил его, что он может привести в дом новую жену, если только разведется с Фатимой. Ибо она, сказал Мухаммед, «часть моего тела». Али не желал терять своего места в окружении пророка, и Фатима до конца своей жизни осталась единственной его женой. Однако ситуацию в семье это не улучшило. Правда, радовали сыновья - шумные, непоседливые, как все мальчишки на свете. Но и материнские радости не могли развеять навсегда поселившуюся в душе Фатимы печаль. Она, мать двоих детей, бесконечно тосковала по своей матери, которую очень любила и потеряла так рано.

Можно было бы предположить, что у Фатимы не оказалось своего достойного места в жизни молодой мусульманской общины, строящей Дар уль-Ислам - Дом Мира ислама, во главе которого стоял ее отец. Но это не так. Отзывчивый на чужую беду человек, умеющий сопереживать, сострадать, прийти на помощь, непременно получит признание и благодарность людей. Именно такой была дочь пророка. Она помогала страждущим, часто отдавая им все то немногое, чем обладала.

После смерти старшей сестры Рукайи Фатима вновь облачилась в траур. Отец опоздал на похороны дочери, но когда вернулся домой, сразу пошел в покои Фатимы, и они долго сидели вместе, вспоминая и Рукайю, и Хадиджу.

Мухаммед очень любил своих внуков, и когда позволяли дела, играл с ними - вот в эти минуты Фатима бывала веселой и радостной. А отец говорил ей, что добродетельная, преданная вере жена, обладающая духовной и телесной красотой, и хорошая, крепкая семья - самое драгоценное в жизни мужчины.

Однажды Мухаммед принимал группу христиан из Наджрана. Он вышел к ним в широком плаще, и представляя гостям Фатиму, Али и своих внуков, он покрыл плечи всех четверых краями своего плаща и сказал: «А вот моя семья!» Впоследствии в шиитской литературе семейство Али стали называть «люди плаща».

Похоже, после смерти любимой жены Хадиджи пророк так и не обрел нового семейного счастья. Среди его жен не было мира и согласия. Айша и Хавса соперничали между собой. Отцы обеих, Абу Бакр и Умар, были ближайшими сподвижниками Мухаммеда, его преданными друзьями, но каждая себя считала более достойной особого внимания мужа. (Кстати, именно Хавсе, по преданию, Мухаммед передал свой архив - те немногочисленные записи откровений, которые были сделаны при его жизни, переписку с соседними государями.) Даже самому пророку трудно было установить мир между женщинами. Однажды, когда он подарил Айше ожерелье, доставшееся ему в качестве трофея, жены поссорились, да так сильно, что конфликт пришлось улаживать влиятельным родственникам. Отголоски этого события нашли место в суре 4 Корана «Женщины», там, где говорится о необходимости стремиться к гармонии в семье и о том, как трудно этого достичь в реальной жизни.

Фатима сторонилась жен отца, не принимала никакого участия в их интригах. Но когда Мухаммед привез из очередного похода юную пленницу из завоеванной крепости Хайбар - принявшую ислам иудейку Сафию и все жены дружно объединились против нее, Фатима сердечно отнеслась к ней, помогая привыкнуть к новой жизни. Брак Мухаммеда и Сафии позволил установить с жителями Хайбара мир на все времена.

Когда мусульманская община окрепла экономически, Мухаммед счел возможным назначить своим близким ежегодный пенсион. Фатиме было положено 85 мешков зерна в год - хорошее подспорье для семьи, в которой после двух первых мальчиков появилось еще трое детей.
После смерти отца Фатиму ожидали тяжелые испытания. Мухаммед не назначил себе преемника, и назревал спор о власти между мухаджирами, пришедшими с ним из Мекки, и ансарами - мединскими мусульманами. Но всех примирил Умар, напомнив правоверным, что именно Абу Бакру Мухаммед поручил руководить молитвой в дни своей болезни. Али же, как ближайший родственник пророка, отец его внуков, полагал, что именно он должен стать во главе общины. Но мусульмане присягнули Абу Бакру, и тогда Али, обидевшись, заперся в своем доме. Умар пришел к нему объяснить, что не время ссориться, что надо сплотиться, чтобы сохранить общину. Али не пустил его на порог и запер все двери. Гость попытался открыть их силой, но тут к нему вышла Фатима и пригрозила, что сейчас перед всеми снимет с головы покрывало. Мусульманка могла сделать такое только в случае крайней опасности, и тогда все спешили ей на помощь.

Помня наставления отца, она свято хранила верность мужу во всем и защищала интересы своего семейства. Из этих соображений она заявила претензии на доходы от оазиса Фаддак, который считался личной собственностью Мухаммеда, на что Абу Бакр - а именно он стал первым халифом мусульман после смерти пророка - ответил ей, что оазис - собственность общины, ибо пророки никаких иных наследников, кроме уммы, не имеют. Фатима прервала все отношения с Абу Бакром и даже на смертном одре не пожелала его видеть.

Она не намного пережила отца: разные источники называют сроки от двух месяцев до двух лет. Свел ее в могилу туберкулез - болезнь бедности, душевного и физического истощения. Было ей в ту пору… может быть, 23, а может быть, 33 года - у историков нет согласия на этот счет.

В исламе установлено посвящать Фатиме 20-й день месяца рамадана - как день ее рождения и третий день месяца джумада - как день ее смерти.

В последний час Фатимы ее мужа Али не было дома, но, получив печальную весть, он поспешил вернуться и похоронил жену со всеми полагающимися почестями. А вскоре вдовец женился и забыл, где покоится мать его детей. Впрочем, здесь он формально не нарушил законов ислама - могила мусульманина должна, в конце концов, сровняться с землей.

В жизнеописании Мухаммеда, составленном спустя несколько десятилетий после его смерти, о Фатиме рассказано очень мало. Это понятно: передатчики, то есть те, кто вспоминал о жизни и высказываниях Мухаммеда в разные периоды его жизни, были в основном из окружения Айши, которая сама претендовала на место главной духовной наследницы Мухаммеда. Но прошли века, и образ дочери пророка в сознании мусульман стал вечным примером воплощенного сострадания, жертвенности, милосердия. В исламском мире есть такой амулет: ладонь Фатимы, в которой она протягивала нуждающемуся последний грош или финик.

Особо почитают Фатиму шииты - те, кто полагает Али и его потомков главными и единственными наследниками духовной власти пророка в мире ислама. Именно они называют ее «Ум Абихи» (мать своего отца). В шиитской литературе можно встретить рассказы о совершаемых ею чудесах.

Фатиму называют и «Марьям аль Кубра», то есть «старшая Марьям» - в знак близости ее к образу христианской Девы Марии (но для мусульман величие Фатимы, разумеется, выше), об этой же близости говорит еще одно именование дочери пророка - «ал Батул» - «девственница».

А еще благодарные шииты называют ее «царицей рая». Иногда их упрекают за «рукотворность» образа Фатимы. Возможно, и в самом деле шииты в своем восторженном почитании этой женщины наделили ее всеми превосходными свойствами сверх меры, но это нисколько не умаляет истинных ее достоинств, и ее светлый и трагический образ свято хранится в благодарной памяти мусульманского мира.

Новое на сайте

>

Самое популярное