Домой Комнатные цветы После трагедии на синае как живут родственники. Мы не даем советов, как жить дальше. "Знают, что сказать"

После трагедии на синае как живут родственники. Мы не даем советов, как жить дальше. "Знают, что сказать"

Люди верили, что самолет не разбился [фото, видео]

x HTML-код

Рейс 7К9268. Помним. Скорбим. Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ

Изменить размер текста: A A

Родные и друзья погибших в страшной авиакатастрофе на Синайском полуострове мерили шагами длинный коридор отеля «Кроун Плаза». Семьдесят шагов в одну сторону, семьдесят в другую. Звонок по мобильному в надежде услышать родной голос. Но в ответ только «Абонент не доступен» на арабском. Телефоны разряжались, их тут же включали в розетку. И опять, семьдесят шагов туда, обратно, звонок…

УСЛЫШАТЬ МЫСЛИ

Самолет Шарм-эль-Шейх-Петербург пропал с радаров в 7.41. Однако первая информация о возможном крушении появилась только после одиннадцати утра. В это время многие родственники уже ехали в аэропорт, встречать свои семьи, друзья – друзей. Самолет должен был сесть в Пулково в 12.10. На табло вначале перенесли время посадки на полтора часа. А после информация исчезла. К аэропорту стали съезжаться экстренные службы. Забегали психологи МЧС . Искали родных. Запахло валерьянкой, корвалолом. Обычно гудящий зал прилета наполнился гробовой тишиной. Казалось, можно услышать мысли. Петербург уже знал о катастрофе на Синайском полуострове.

Слева от аэропорта родных ждали автобусы МЧС. Людей перевозили в отель «Кроун Плаза», который находится в километре от Пулково. Там развернули экстренный штаб.

Для родных и близких выделили отдельный зал на первом этаже. Предлагали чай-кофе, однако практически никто не подходил к автоматам. Все с надеждой ждали сообщений о выживших. Упрямо листали ленты новостей в интернете, прислушивались к тому, что говорят журналисты.

В зале работали психологи. На подмогу сотрудникам МЧС приехали специалисты, у которых есть опыт работы в экстренных ситуациях.

В первое время людей надо выслушать, просто сидеть рядом, держать за руку, - объяснила «Комсомолке» психолог-волонтер Наталья Кравченко . – Это самая главная помощь, которую можно оказать. Не дать родным и близким оставаться один на один со своим горем.

Но многие отказывались от общения с психологами. Старались справиться сами. А главное – никто не верил в произошедшее.

Не надо хоронить наших родных, еще ничего неизвестно! - практически в голос кричала заплаканная девушка, в катастрофе она потеряла мать.

Вы же знаете, кто выжил? – с надеждой спрашивали у журналистов родные. – Назовите их имена, вы же знаете…

Люди хватались за информацию о спасенных пассажирах рейса К9268, как за соломинку. В душе верили, это именно их родные.

Доченька! – рыдала женщина на улице. – Одна она у меня. Никого больше нет. Как я жить буду?

В шесть утра дочь прислала матери смс : «Вылетаю. Скоро буду». А дальше только: «Абонент не доступен».

ПЛОХОЙ СОН

На первом этаже развернули медицинский пункт. Там постоянно дежурили пять врачей. В небольшую комнату, которая до этого служила гардеробом, завезли необходимое оборудование для экстренной помощи, около десяти больших сумок с медикаментами. Но еще долго никто не обращался за помощью. Первые часы родные и близкие действительно верили в чудеса спасения. Люди иногда выходили на улицу. Курили. Молчали. Кто-то плакал.

Солнце красное сегодня, - как-то вскользь замечали подробности пейзажа. – Зловещее.

Неожиданно тишину нарушила женщина в черной куртке. Она стремительно выбежала из зала, промчалась через толпу журналистов, выскочила на улицу, обняла столб и закричала в небо: «Мама!». За ней, быстро переставляя маленькие ножки, семенила девчушка в розовой курточке. Она прижалась к женщине, будто объясняла: «Мамочка, я тут, я рядом, не плачь». Говорить боялась. Просто обнимала. На помощь уже бежали врачи. Они отвели женщину в сторону, предложили успокоительное, а после отвели в медпункт.

Этот крик отчаяния: «Мама!», будто вернул всех в действительность. Мужчины, потерявшие в катастрофе всю семью, словно по команде разрыдались. Больше не смогли держать в себе горе.

Этой ночью я очень плохо спал, очень переживал за жену, - рассказал «Комсомолке» муж одной из разбившихся пассажирок Наиль. – Мне снилось, что она разбилась. Осталась без ног.

Наиль проснулся, но тут пришла смс от жены: «Идем на посадку! Целую!». Мужчина попытался прогнать от себя страшный сон. Но он постоянно возвращался.

Жена осталась отдыхать в Египте , а дочь с внучкой вернулись в Петербург на несколько дней раньше, - рассказал историю чудесного спасения Наиль.

Семье Сологубовых не повезло. Муж, жена и дочь с подругой отдыхали на курорте Шарм-эль-Шейха вместе.

Дочь Женя в Египет летала уже раз пять-шесть, ей очень страна нравилась, - рассказал «Комсомолке» Александр Сологубов. – А в этот раз почему-то она домой хотела. Все ей не нравилось.

У Александра с женой путевка закончилась раньше, и они улетели домой. А Женя с подругой Олей остались еще на несколько дней. В субботу Александр поехал в аэропорт встречать дочь. В Пулково ему сообщили о возможной катастрофе.

Вы знаете, никаких предчувствий у нас с женой не было, - признался Александр Сологубов.

Евгения работала в детском саду воспитательницей. Мечтала о семье, о ребятишках. Но рейс К9268 стал для нее и подруги роковым.

ПРОЦЕДУРА ОПОЗНАНИЯ

Следователи начали сбор генетики у родных пострадавших. Процедура несложная, но перед этим необходимо было заполнить несколько листов анкеты. После этого людей отправляли в небольшой кабинет на первом этаже отеля, где работали лаборанты. Рядом дежурили бригады медиков и психологов. Очереди у дверей не было. Процедура растянулась на несколько часов. Многие не совсем понимали, кто именно должен сдавать материал для опознания.

В самолете была жена, - пытался объяснить мужчина.

Значит, необходим материал от ее близкого родственника, - говорили следователи.

Я ее муж… - глухо отвечал мужчина.

Нужна мать, бабушка, отец, - терпеливо объясняли ему.

Да, мать есть, Наталья.

Вот, она и должна сдать генетику.

Следователи заняли несколько диванов в холле: собирали документы, принимали подписанные конверты с пробирками, все фиксировали и складывали по коробкам. Очень часто бумаги подносили не сами родственники, а кто-то из близких друзей. Собранные материалы планировалось передать египетской стороне для процедуры опознания. Все бумаги должны перевезти бортом МЧС, которые отвезет на место катастрофы петербургских спасателей и родственников погибших. По расписанию он стоял на 20.00 субботы. Однако время вылета постоянно откладывалось. Обновлялись списки тех, кто отправится на Синайский полуостров.

На втором этаже в небольшом кафе с родными работали следователи, которые заполняли опросники. За этой рутинной работой люди на миг забывали о своем горе. Но когда выходили на улицу, видно было, что у многих подкашиваются ноги. Женщины и мужчины не прятали заплаканных глаз. Они молча смотрели на закат. Небо над взлетно-посадочной полосой Пулково окрасилось в красный цвет. А на его фоне продолжали взлетать и садиться самолеты…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «Юля с Верочкой разбились на самолете!» Последние фото погибших в авиакатастрофе пассажиров Большинство из пассажиров погибшего рейса были из Петербурга. Были и туристы из других городов. За каждой строчкой в списке пассажиров - своя история. Кто-то праздновал 10-летний юбилей со дня свадьбы. Кто-то решил отметить день рождения в жаркой стране. Многие поехали вместе с детьми, среди которых были и совсем малютки История чудесного спасения: «Мы с мужем могли лететь на этом самолете, но заказали другую путевку» Сегодня утром Ирина должна была встретить своих подруг с рейса 7K 9268 из Шарм-эль-Шейх. Теперь женщина стоит растерянная в аэропорту Пулково, перебирает совместные фото в телефоне (подробности) В авиакатастрофе в Египте разбилась участница «Топ-модели по-русски» Елена Домашняя Петербурженка выступала в первом сезоне, который выходил в эфир в 2011 году. Ей удалось пробиться в число семнадцати финалисток в первой серии, но уже во второй она оказалась на грани вылета. Тем не менее, смогла продержаться еще один эпизод (подробности) Историк авиации: катастрофа с Airbus-321 – это диверсия Представители служб безопасности Египта полагают, что лайнер авиакомпании «Когалымавиа » упал на севере Синая после возможных проблем с двигателем. Однако российские эксперты говорят, что это могла быть диверсия (подробности) В «Метроджете» изымают документы о техобслуживании разбившегося лайнера Правоохранительные органы начали расследование авиакатастрофы, произошедшей в Египте. В офисах компании «Метроджет», которой принадлежал разбившийся лайнер Airbus-321, начались обыски (подробности) Родственники пассажиров, погибших в авиакатастрофе, полетят на Синай Со всеми, кто ждал своих родственников и друзей, летевших злополучным рейсом, работали спасатели и психологи. Также появилась информация о том, что желающих возьмут на борт самолета, который вечером отправится к месту трагедии (подробности) На разбившемся лайнере было 127 петербуржцев Выживших в авиакатастрофе рейса 9268 нет. Как сообщает в своем Твиттере пресс-секретарь губернатора Георгия Полтавченко Андрей Кибитов , на борту было 127 петербуржцев, 49 жителей Ленобласти (подробности) Рейс в Шарм-эль-Шейх вылетел из Петербурга, не дождавшись шестнадцати пассажиров Его вылет переносили по уважительным причинам. Самолет, на котором люди, должны были днем улететь отдыхать, разбился утром на Синайском полуострове. Не выжил никто (подробности) Среди членов экипажа разбившегося лайнера не было петербуржцев Председатель Общественного совета при Северо-Западном управлении Росавиации Анатолий Басов сообщил «Комсомолке», что среди членов экипажа точно нет петербуржцев (подробности)

Лариса, какой день стал самым сложным - первый, когда родственники погибших узнали о крушении лайнера, второй, когда началось опознание, или сейчас?

Нельзя сказать, какой день был самым сложным. Каждый день требовал от родственников каких-то особых сил. Первый день - день шока. Люди только узнали, что самолет потерпел крушение, что их близкие где-то там, в пустыне, их разыскивают… Но у них все равно теплилась надежда: вдруг кто-то выжил? Поэтому в первые часы - и даже в первые сутки - люди находились в состоянии шока и отрицания. Они не верили в произошедшее. С одной стороны, отдавали себе отчет в самом факте случившегося, но то, что это коснулось их, что изменилась их жизнь, погибли их родные, - в первое время осознания трагедии нет. Они даже не могли допустить такую мысль до себя. Людям становилось страшно, но их психика срабатывала так: вдруг все будет хорошо, вдруг ничего не произошло, и это какая-то ошибка, вдруг кто-то не так все понял…

- Когда приходит осознание?

Как правило, осознание приходит в процессе опознания погибших, когда люди видят своих близких мертвыми. И вот когда началась процедура опознания в Питере, от нас потребовался иной подход к людям, чем в первый день. Когда родственники готовились идти на опознание, когда приходили в морг, узнавали или не узнавали своих близких, их накрывали различные острые реакции. С осознанием приходили боль потери, страх, непонимание, как жить дальше. Тогда появлялись слезы, истерика, агрессия. В этот момент важно находиться рядом с человеком. Дать ему возможность выговорится, выплакаться. У всех на этом этапе был один вопрос: «Как это могло произойти?! Почему?!» Эти вопросы они задавали не нам, а себе, миру.

- Агрессию тоже выплескивали на вас?

Мы не пугаемся агрессии. Если человек агрессирует - значит, у него есть силы. А если есть силы - значит, он сможет пережить горе. А вопрос: «За что?!» - нормальный. Мы ведь всегда пребываем в иллюзиях. Понимаем умом, что не вечны и можем умереть в любой момент, но живем так, будто будем жить вечно. И близкие с нами будут всегда.

- У вас находились ответы на эти вопросы?

Мы не отвечали, почему это случилось и за что. Мы говорили с людьми о погибших. О том, как они жили. Когда слушаешь человека, он начинает говорить. А когда он говорит, у него вырывается боль души. Он вспоминает счастливые моменты. Когда меня спрашивают: «Что вы им говорите, как их утешаете?» - я отвечаю: «Их невозможно утешить, потому что человек утешается, когда пройдет время, он переживет горе утраты, найдет смысл жизни и научится жить по-новому». В первые минуты он переживает только страх и ужас. И в этот момент важно говорить о том человеке, который ушел, которого они потеряли. Это удивительно, но столько слов любви, сколько я слышала в морге, я не слышала нигде и никогда.

- Случается, что человек замыкается в себе в острый период?

Когда мы видим таких людей, мы к ним идем в первую очередь. Человек, который рыдает, истерит, со стороны может выглядеть пугающим, но мы понимаем, что человек реагирует, и это хорошо. Он осознал свою боль, он все понимает - значит, он сможет жить дальше. Если человек молчит - мы не знаем, что происходит у него внутри. Возможно, он пребывает еще в глубоком отрицании, не хочет в это верит. Пока он не говорит, ему кажется: а вдруг все еще будет хорошо?.. Либо ему настолько больно и плохо, что он вообще не может об этом говорить. Мы пытаемся разговорить таких людей. А если нас не будет рядом? Уйдет он один домой или в гостиничный номер, закроется - и никто не знает, что с ним произойдет дальше. Он может начать рыдать, а может, захочет прекратить свою жизнь.

- Вы пытаетесь говорить с родственниками погибших на отвлеченные темы?

Это одна из иллюзий, что в такие моменты человека необходимо отвлекать. Надо с большим уважением относиться к человеческому горю - это первое, о чем мы должны помнить. Опасно быть навязчивым. Надо понимать, что иногда человеку хочется побыть одному и подумать. Когда у моей подруги погибла единственная дочь, она говорила: «Мне ни о чем не хотелось говорить в первое время, мне хотелось думать, разговаривать с ней мысленно, но не вслух». Поэтому когда мы садились к родственнику погибшего, то чувствовали, надо что-то говорить или просто посидеть рядом.

- Кто тяжелее переживает трагедию: пожилые, молодые, женщины, мужчины?

Все индивидуально. Внешнее проявление горя - не всегда свидетельство силы переживания. Взрослые люди, потерявшие детей, - это одна трагедия. Пожилому человеку трудно найти смысл дальнейшей жизни. Они ведь жили ради детей, внуков. И когда дети-внуки погибают, они должны научиться жить памятью о них. В таких случаях мы говорим: «Как вы думаете, что вы можете еще сделать такого, что не успели ваши дети? Может, они хотели куда-то поехать, кому-то помочь, может, вы это сможете сделать за них, в память о них?..»

Огромная трагедия, когда молодой муж теряет жену или жена - мужа. Отношения на пике, казалось, впереди вся жизнь, счастье, а его раз - и нет. Тут свое горе.

Невосполнимая утрата, если семья теряет маленького ребенка. Тут другая история. Часто спрашивают: может, нам еще одного родить побыстрее, чтобы заглушить боль? Мы отговариваем от этого шага. Надо дать себе время отгоревать, пережить боль, попрощаться с тем ребенком, который ушел, и сохранить светлую память о нем. Знаете, что такое светлая память? Когда вспоминаешь ушедшего человека с радостью, что он был в твоей жизни. Когда такая память приходит - тогда человек научился жить в мире без того, кто ушел. Вот тогда уже можно думать о том, рожать еще детей или нет. В острый период горя не надо стремиться куда-то уехать, потому что от себя не уедешь. Год-полтора нельзя принимать никаких важных решений в своей жизни.

- Среди родственников погибших много тех, кто не смог найти своего близкого. Как переживают эту ситуацию?

Это один из самых тяжелых моментов - когда неизвестна судьба погибшего человека. Тяжело и тем, кто нашел своего близкого, опознал тело, но для них этот этап завершился. Гораздо хуже тому, кто остановился на этапе ожидания. Умом люди понимают, что выживших в авиакатастрофе нет. Но пока они не увидели тела, смириться с этой мыслью им невозможно. Очень важно, чтобы в этот период с ними кто-то находился рядом. Поэтому за этими людьми будут и дальше наблюдать наши психологи по месту их жительства, все контакты мы оставляем.

Во время опознания возникали ситуации, когда по описанию погибший подходит под фамилию, но родственники его не признают? Почему такое случалось?

Я сама двое суток работала с судмедэкспертами на идентификации тел. Заметила такую вещь, что все погибшие люди, даже если не сильно повреждены, становятся не похожими на себя живых. Они неуловимо чем-то все похожи друг на друга. Мы разыскивали людей по фотографиям, по описаниям… Наша задача была найти тех, кто наиболее подходил под описание, и уже тогда мы показывали тела родственникам. И зачастую очень трудно было понять, тот человек или нет. И родственники так же стояли, смотрели и не понимали. Было несколько ситуаций, когда близкие смотрят на тело и говорят: «Я не понимаю, вроде он и не он. Я не понимаю. Не могу понять». Сначала говорят: «Да, он, похож». Уходит. Позже звонят: «Нет, а вдруг не он?» Или поначалу срабатывает отрицание: «Точно не он». Уходят. Проходит ночь. Утром звонок: «Можно еще посмотреть? А вдруг…»

Я помню, как после трагедии, не связанной с этой авиакатастрофой, одна семья трижды приходила на опознание девушки. Покойная не была повреждена, но родные не могли ее опознать. Мама, жених, папа, когда первый раз смотрели на нее, то в один голос: «Она». Вышли из морга. И вдруг мама поворачивается ко мне: «А вдруг это не она?..» Я смотрю на остальных - и у всех в глазах появляется какая-то абсолютно безумная надежда. Таких глаз нигде не увидишь. Все смотрят на меня. Мы вернулись обратно. Я спрашиваю: «Есть еще приметы?» Отвечают: «Стразик в зубе». Смотрим - стразик есть. «Она», - кивают. «Уверены?» - «Точно она». Вышли. У дверей мама снова развернулась: «А вдруг не она? У нее еще татуировка есть. Давайте еще посмотрим». Вернулись. Посмотрели. Тату на месте. «Она». Только за дверь. И снова: «А вдруг не она?..»

Людям сложно признать, что вчера человек был живой, а сегодня его уже нет. Конечно, ДНК-экспертиза в этом случае обязательна. Материал на ДНК брали у всех, даже у тех, кому выдали тела. Крайне редко случались раньше перезахоронения, когда хоронили не своего. Поэтому важны результаты экспертизы.

- В четверг заканчивается визуальная экспертиза?

- Как у людей хватало сил на описание родственника?

Это тоже один из наших этапов работы. Сначала наши специалисты психологически готовят людей к тому, что им предстоит сделать в этой ситуации. Также вместе с близкими погибших мы участвуем в составлении описания примет покойных, что помогает в дальнейшем облегчить и ускорить процедуру идентификации тел. Мы сопровождаем проведение процедуры опознания, стараясь сделать эту процедуру наименее травматичной для людей, которые потеряли родных.

- Какие вопросы вы задавали?

Мы задаем конкретные вопросы. Если человек не мог описать, мы рисовали. В этом случае необходимо иметь собственный богатый словарный запас, чтобы давать возможность выбора людям из описания. Когда мы задавали наводящие вопросы, люди лучше ориентировались.

- Психологически людям тяжело было описывать?

С одной стороны, это тяжелый момент, но с другой - он подводит человека к осознанию произошедшего. Помню, после одной катастрофы мне пришлось с одним молодым человеком описывать его отца. Он мне говорил: «Ну как я могу описать его лицо?..» Я подвела его к портретам людей: «Выбирайте, на кого похож?» Парень пришел в себя и начал рассказывать. Эта процедура может показаться жестокой, но она тоже помогает медленно прийти к осознанию того, что случилось.

- Сколько всего психологов работало в Санкт-Петербурге?

46 психологов МЧС и 10 психологов РС ЧС. Работали круглосуточно.

За 4 дня вы сблизились с семьями погибших, узнали их истории. Вы продолжите свое общение позже? Или отработали, и точка?

Это очень важный вопрос. Каждый специалист сталкивается с этим моментом. В таких ситуациях мы правда сближаемся с семьями. Горе объединяет людей. Человек в момент трагедии становится беззащитным, уязвимым, но при этом очень чутким, восприимчивым. И если между психологом и родственником погибшего возникают доверие и сближение, то возникает ощущение, что этот человек тебе очень близок и дорог. Действительно хочется узнать, как сложилась его дальнейшая судьба. Зачастую родственники просят наш телефон, приглашают в гости, просят встретиться. Мы никогда не оставляем свои личные телефоны, не берем их адреса и никогда ничего им не обещаем, никогда не приезжаем в гости. Потому что мы находились рядом с ними в момент наивысшего горя. Они потом построят свою жизнь, научатся жить заново, и если мы снова появимся в их жизни, то вернем их обратно, туда, где им было тяжело. Поэтому ни спасатели, ни психологи никогда не встречаются и не поддерживают отношения с теми, кого когда-то спасали. Мы не возвращаем людей туда, где им было плохо.

40 дней прошло со времени гибели 224 человек в авиакатастрофе A321 над Синайским полуостровом. Психологи утверждают, что для родственников погибших это и есть та самая точка отсчета, после которой наступает период полного осознания, что близких людей уже не вернуть. И с этим придется учиться жить заново.

«Когда мы узнали, что в Египте разбился российский лайнер, то в голове словно по щелчку пронеслись вспышки нашей трагедии, которая произошла в 2006 году, когда самолет разбился под Донецком. Включили телевизор. А там камеры оператора выхватывают лица людей в аэропорту, их глаза, тогда еще полные надежды. А вдруг… Мы смотрели и вспоминали. Свои первые минуты жизни после трагедии, часы, дни, месяцы...». Так описывают свои эмоции люди, которые потеряли своих родных в авиакатастрофе, произошедшей 9 лет назад. Именно они протянули руку помощи тем, кто все эти 40 дней нуждался в поддержке.
Что переживают люди, которые потеряли родных в авиакатастрофах, как скоро утихнет боль, кому не по силам будет справиться с утратой близкого человека - в этом материале.
На протяжении 40 дней мы держали связь с родственниками погибших в теракте.
Одни охотно шли на контакт. Другие держали боль в себе, вежливо отказывались от любых разговоров. Третьи и вовсе будто закрылись в панцире и не подпускали к своей беде лишних людей.
Но боль потери не отпускала никого.
Те, кому удалось быстро опознать своих близких и похоронить, выдохнули.
Но большинство тел визуальному опознанию не поддавалось. Родным этих погибших пришлось ждать результатов экспертизы ДНК.


- Сначала нам говорили, что ДНК-экспертизы продлятся неделю. Затем сроки продлили до 2 недель, а потом наступила тишина, - рассказывают те, кто не дождался 31 октября рейса из Шарм-эль-Шейха. - Нам никто не звонил, ни о чем не оповещал. От безысходности мы обивали пороги морга, просили показать еще раз тела погибших. Смотрели. Не узнавали. Уходили. На следующий день, как на работу, приходили снова. У нас был телефон следователя. Один на всех. В какой-то момент там перестали поднимать трубку. Если кому-то удавалось дозвониться, слышали: «Перезвоните позже». Обрывали «горячую линию». Нервы были на пределе. Собирались идти на митинг к Следственному комитету, чтобы нам отдали тела родных. Было страшно, что не успеем до 40 дней предать земле близких людей.
Успели. Но не все.
Результаты экспертизы ДНК родственникам погибших начали выдавать на прошлой неделе. В порядке общей очереди. Первыми в списке стояли петербуржцы. Затем - жители регионов.
- Если люди знали, что тело их родственников отдадут 8 декабря, то заранее договаривались с кладбищем о похоронах на 9-е число, - рассказывают пострадавшие. - Никто не хотел хоронить своих по истечении 40 дней. Все надеялись… А вот как жить после 40 дней - мы не знаем. Говорят, легче станет через год. Это правда?..
«Прохождение визуального опознания в морге многим нанесло серьезные психологические травмы»
«Прерванный полет» - региональная благотворительная общественная организация оказания помощи пострадавшим при авиакатастрофах. Ее создали родственники погибших в авиакатастрофе, которая случилась в 2006 году. Тогда под Донецком потерпел крушении самолет Анапа - Петербург.


Алексей Штейнварг
Алексей и Марина Штейнварг в тот день потеряли двух дочерей и родителей Марины.
Сейчас в семье трое детей, младшей - 4 года.
«Жить дальше возможно. Только сначала будет очень трудно», - говорят супруги.
Зачем дальше жить - они не понимали долго. Пока не решили помогать другим.
- Знаете, почему мы взялись помогать людям, которые потеряли близких в авиакатастрофах? Потому что поняли, что помочь другим пережить такую трагедию могут лишь те, кто сам однажды оказался в такой же ситуации. Когда произошла наша катастрофа, мы не понимали, что делать, куда бежать. В какой-то момент у нас возникли проблемы с компенсациями, мы должны были вести борьбу, судиться. В одиночку справиться с навалившимися проблемами оказалось не по силам. И тогда мы объединились, создали организацию, оформили ее юридически.
- Вы тоже столкнулись с проблемами выдачи компенсаций?
- У нас практически все компенсации были выданы по решению судов.
- Сейчас родственникам погибших должны выдать по 2 млн рублей за каждого погибшего. Какие суммы обещали вам?
- В 2006 году наша компенсация составляла 12 тысяч рублей - такая сумма была прописана в Воздушном кодексе. И только в конце 2006 года, после всех наших судов, бесконечных писем, жалоб, Воздушный кодекс был существенно изменен. Можно считать, что благодаря нам теперь компенсация семьям погибших составляет 2 млн рублей.
- В итоге вы-то получили по 2 млн рублей?
- У нас и по миллиону никто не получил.
- Сколько же вам выплатили помимо 12 тысяч рублей?
- 300 тысяч рублей нам выплатила авиакомпания. 100 тысяч мы получили от федерального правительства, 100 - от города.
- Это то, что удалось выбить по суду?
- Суды касались только компенсации за моральный вред. Также были отдельные суды, которые касались страховки. Но по страховым выплатам нам все суды отказали.
- Сколько длились ваши суды?
- Суды со страховками длились года три. За моральную компенсацию мы бились в течение года.
- У родственников жертв теракта над Синайским полуостровом тоже возникли серьезные проблемы с выплатами компенсаций. Судя по всему, 2 млн получат не все.
- Все мы живем и понимаем, что смерть неизбежна. Морально мы к этому готовы. Это естественное течение жизни. Но, когда происходит сбой системы - катастрофы, теракты, гибнут дети, - к такому внезапному развитию событий человек не может подготовиться. Никто заранее не страхуется. Отсюда возникают ситуации - не успели зарегистрировать брак, записать детей, оформить наследство, оставить завещание. Человек так устроен, что не подкрепляет каждый свой шаг бумагой. Никому просто в голову не приходит. Поэтому сейчас у тех, кто потерял близких в теракте, возникло прилично проблем. Их придется долго разруливать. В том числе и в суде.
- Вам удалось объединить все семьи погибших в авиакатастрофе над Донецком?
- Есть те, кто вообще не хочет об этом вспоминать, ворошить прошлое, соответственно, не желает с нами контактировать. Это их право. Например, у нас нет совсем никакой информации про несколько семей. Где они, что с ними, как живут - нам так и не удалось это выяснить. Никаких данных о себе они не оставили. Люди закрылись от этой трагедии. Но большинство семей в той или иной степени общаются между собой. Кто-то раз в год, кто-то раз в неделю, по-разному.
- В 2010 году вы открыли центр психологической помощи?
- Спустя 4 года после нашей трагедии родственники погибших продолжали обивать пороги судов, многие не могли прийти в себя - им требовалась особенная психологическая помощь. Поэтому и возникла потребность в таком центре. Наши психологи помогают именно тем, кто потерял близких в катастрофе. После того как случилась трагедия в Египте, тоже многим из «наших» потребовалась помощь специалистов. Дело в том, что мы любую катастрофу, связанную с крушением лайнера, воспринимаем как свою. Вот упал А-321, а у нас перед глазами вмиг пронеслась наша история. Для нас - это очередной удар. Дежа вю. Мы будто переживали все заново. Смотрели на людей, которые приехали в «Пулково» в первые часы после трагедии, затем видели процедуры опознания, поиски, ожидания, результаты экспертизы, похороны, 40 дней… Читали истории погибших. И тут же в памяти всплывали наши судьбы. Хотя прошло уже 9 лет. Мы вспомнили все, будто перенеслись в прошлое, будто это сейчас с нами происходит. Память избирательна. Самые жуткие моменты жизни она не выбросила из головы. Запомните, подобное происходит со всеми, кто потерял в катастрофе близких людей.
- Вы общаетесь с теми людьми, которых коснулся теракт над Синайским полуостровом?
- Общаемся, стараемся помочь им.
- Вы объясняете им, что время лечит? - Еще тогда, в 2006 году, мы с женой четко поняли: время не лечит. Лечат дети и забота о других людях.
- После крушения А-321 в соцсетях активизировались мошенники. Появились непонятные фонды для сбора средств.
- Изначально, к сожалению, никаких расчетных счетов для сбора средств в помощь пострадавшим для этого рейса не было. Это понятно, люди находились в растерянности. Хотя сотни людей готовы были материально поддержать родственников погибших. Вот тогда и стали появляться в соцсетях мошенники, которые пытались наживаться на горе других. Мы и другие неравнодушные люди связывались с администрацией соцсетей, просили их закрыть сомнительные странички.
- Куда могут пойти собранные деньги?
- Я могу сказать, куда пошли средства, которые мы собрали 9 лет назад. Деньги ушли на строительство и содержание мемориала в Донецке и часовни. До последнего времени мы поддерживали состояние нашего мемориала, его обслуживание, и уход был на плечах нашей общественной организации. Государство не может дать то, что дает наша организация. Но сейчас отношения с Украиной испортились. К мемориалу в Сухой балке Донецкой области теперь невозможно попасть. Уже на 9-ю годовщину мы не смогли добраться до места катастрофы. Так же мы тратили деньги на общие дела, постепенно, разумно.
- Алексей, люди, которые пережили авиакатастрофу в 2006 году, уже вернулись к нормальной жизни?
- У всех жизнь сложилась по-разному. Среди нас есть такие, кто так и не смог справиться с горем, переболеть трагедию. Пережить такое помогают рожденные дети, появившиеся у некоторых после катастрофы. Наша жизнь после катастрофы прилично изменилась. А сознание перевернулось с ног на голову после 40 дней. С этого момента началась точка отсчета новой жизни.
- Экспертиза ДНК останков жертв теракта длилась почти месяц? В вашей ситуации вы тоже долго ждали результатов?
- Полностью экспертиза ДНК для наших родственников закончилась дней через 50. Нам результаты пришли на 35-й день. Похоронили на 40-й. Процесс ожидания экспертизы - один из тяжелейших моментов трагедии. Каждый день мы звонили в следственные органы, мучили их вопросами, пытались выяснить, ну когда наконец все закончится. Но в нашем случае визуально опознали гораздо больше тел. Вот только потом начались неприятности. Опознали, да не своих. Снова начались суды. Но уже дело касалось перезахоронения.
- Кто-то отказывался от визуального опознания, положившись только на экспертизу ДНК?
- Лично мне важно было опознать визуально, увидеть своими глазами родного человека. Поверить, что его больше нет. Экспертиза ДНК - ненормальная ситуация. Неестественная. Миновать визуальное опознание, каким бы тяжелым оно ни было, нельзя было. Хотя многим именно эта процедура нанесла тяжелые психологические травмы.
«Я просмотрел все 170 тел погибших, но своих не нашел»
Георгий Ефименко потерял в катастрофе под Донецком сына, невестку и внука. Первое время после похорон близких мужчина как-то держался. Потом на него накатила такая тоска, что он забросил работу.
Спасло то, что Георгий - активист. Оставшись один, он собрал близких людей остальных погибших. Нашел их номера телефонов, верил, что вместе людям легче переживать горе. Ефименко полностью погрузился в общественную работу. Он даже не думал, что сможет когда-нибудь создать новую семью. Но вышло так, что в 2008 году у него родилась дочка.


Георгий Ефименко
- В тот день, когда произошла катастрофа над Синайским полуостровом, я отправился с дочерью в Эрмитаж, - начал Георгий Ефименко. - Вдруг мне позвонил сын, рассказал о трагедии. На меня тут же нахлынули старые воспоминания. Будто вернулся на 9 лет назад. Позвонил своим знакомым, которые, как и я, потеряли близких в 2006 году. Все рыдали в трубку. Вспомнили свою трагедию. Я тогда понял, что не могу оставаться безучастным к ситуации. Тут же свернул экскурсионную программу и отправился с товарищем в гостиницу, куда привозили родственников погибших. Зашел в холл отеля и обомлел - обстановка была такая же, как тогда с нами. Даже запах стоял такой, какой был 9 лет назад. Один к одному. Меня поразило и то, насколько похожи были эти семьи на наши. Видимо, беда делает людей одинаковыми, стирает индивидуальные различия. Помню, мой взгляд замер на одной семье из трех человек, они сидели в сторонке. Как же они мне напомнили одну из наших семей, даже внешне. Просто копия. И замерли в таких же позах. Картинка вернулась. Первые три-четыре часа я находился среди родственников погибших, мы помогали следователям составлять списки родственников, оставляли телефоны нашей организации людям, чтобы они могли обращаться к нам за психологической, юридической помощью, моральной поддержкой. Батюшку тоже позвали, многим помогает в такие моменты разговор со священнослужителем.
- Поведение людей, которые потеряли близких в теракте, отличалось от вашего поведения тогда, в 2006 году?
- Все происходило одинаково. Люди первые часы не понимали, что происходит. К тому же им постоянно поступали звонки от родственников, они ловили каждое слово журналистов - вот прошла информация, что самолет видели над Турцией, затем кто-то бросил, что среди пассажиров есть выжившие. В 2006 году первые 2–3 часа была точно такая же ситуация. Все верили, что произошла ошибка. Официальной информации не поступало долго. И когда пришло подтверждение, что лайнер разбился, все равно никто до конца не поверил. Всем хотелось верить в лучшее.
- К психологам много людей обращалось?
- Психологи МЧС, которые работают на катастрофах, заточены помочь людям пережить именно первые дни трагедии. Обращаются к ним далеко не все. Но, если психологи видят, что человек начинает кричать, истерить, они сразу находят нужные слова, успокаивают людей.
- Почему так затянулся процесс опознания в этот раз? Только сейчас начали выдавать результаты экспертизы ДНК.
- Визуально в этой авиакатастрофе смогли опознать лишь 58 человек. Потом началась генетическая экспертиза. Но при взятии образцов ДНК возникли серьезные проблемы. Не у всех погибших остались ближайшие родственники - родители и дети. Хорошо, если остался брат или сестра, а если только племянники? По ДНК племянников сложно вычислить результат, это занимает больше времени. Поэтому затянулось само опознание. Сейчас вроде всех, кого могли, опознали.
- Ходили слухи, что некоторые родственники погибших отказывались проходить визуальную процедуру опознания, поскольку не хватало моральных сил.
- Я не слышал об этом. Но куда им деваться? Без визуального опознания тело не выдавали. В 2006 году у нас были люди, которые не смогли пройти процедуру опознания. Они просто не могли переступить порог морга. Например, среди таких была мама, которая отправила роковым рейсом одну дочку. Свое место уступила ребенку с обострением астмы, которому надо было срочно вылететь. Дочери сказала: «Я прилечу следующим рейсом, через 40 минут».
- Если целого тела не сохранилось, как тогда быть?
- Я слышал, что на этот раз следователи сами отделили визуально узнаваемые тела от тех, которые невозможно было опознать. И сами идентифицировали тела по фотографиям, по анкетным данным. Соответственно, родственников погибших уже подводили конкретно к одному телу, а не ко всем. В 2006 году сложилась другая ситуация. Нам показывали абсолютно все тела погибших. Помню, как я сидел со следователем и на мониторе просматривал все 170 тел. Своих визуально не опознал. Я даже не представлял, что таким образом кого-то можно опознать. Наверное, я бы мог опознать внука по одежде. На нем был костюмчик в клеточку. Маленький кусочек ткани сохранился. Помню, мне на фотографии показали обгорелое тельце и этот костюмчик. Смотрю, а на экране пуговицы 2 см в диаметре, тогда когда эта пуговичка в реальной жизни была всего полсантиметра. Так же монитор компьютера выдал увеличенную клетку на костюме. Я тогда запутался и не смог опознать визуально внука. После генетической экспертизы выяснилось, что это был мой внук. Также после процедуры ДНК мне показали тела сына и невестки. Визуально я бы их не опознал ни за что. Как это ни цинично звучит, но нужно иметь очень богатую фантазию, чтобы в полностью обгоревших телах узнать своих детей. Не поверите, я понял, что это они, по их позам.
- Ошибки при опознании случаются часто?
- В 2006 году в момент процесса опознания у людей началась паника: «Вдруг никого не найдем, никто нам не достанется, поэтому надо брать любых, а то хоронить будет некого». При опознании некоторые родственники жертв даже не присматривались к телам, а просто говорили: «Наш» - и забирали тело. После того как мы на руки получили экспертизы ДНК, поняли, что перезахоранивать придется не одного и не двух людей. Еще возникали неприятные инциденты с захоронениями. Мать похоронила дочь. Спустя время ей звонят из Следственного комитета: «Мы нашли еще один фрагмент ноги вашей дочери». Выслали ей. Мать подзахоронила. Через какое-то время женщине снова звонок - нашли фрагмент руки. Мы тогда отправили коллективное письмо следователю с просьбой, чтобы все оставшиеся останки жертв авиакатастрофы утилизировали, так как родственники всех уже похоронили. Думаю, за прошедшие годы следователи учли все ошибки прошлых лет и подобного больше не повторится.
«В первые годы после трагедии умерло много тех, кто не смог справиться с горем»
- Георгий, как у вас был решен вопрос с компенсациями?
- Страховка на каждого нашего погибшего составляла 12 тысяч рублей. 100 тысяч рублей выдели из регионального бюджета, 100 тысяч - из федерального. Авиакомпания выплатили нам по 300 тысяч рублей за погибшего. Причем поначалу с нас брали подоходный налог со словами: «Вы же получили доход, с него положено вычесть налог». При этом мы подписывали бумагу: «Претензий к авиакомпании не имеем». Но после наших жалоб налог и расписки отменили. В итоге мы получили по 512 тысяч за каждого погибшего.
- Похороны оплачивали?
- На каждого погибшего в нашем случае было выделено по 70 тысяч рублей на похороны. На эту сумму мы заказывали венки, транспорт, оградки, камни. Я хоронил своих на сельском кладбище, рядом с моим деревенским домом. Доплатил всего 5 тысяч рублей. Те, кто хоронил на городских погостах, доплачивали по 10–15 рублей. Но это уже мелочи.
- Родственники погибших в авиакатастрофе под Донецком еще пробовали выбить компенсацию с авиакомпании за моральный вред?
- С авиакомпанией мы судились долго. Как-никак 170 погибших. Но эти суды ничего не дали. В постановлении судья указала, что авиакомпания добровольно покрыла моральный вред и в связи с тем, что «родственников много, а компания одна, ее нельзя финансово нагружать». Суд принял сторону авиакомпании. Но тем не менее после наших судов родственникам погибших в других авиакатастрофах уже выплачивали по 2 млн рублей.
- Сейчас возникает много неприятных ситуаций, связанных с дележкой компенсации между родственниками. Вам удалось избежать этих проблем?
- У нас был лишь один случай, когда деньги за погибшую дочь пришел получать папаша, который девочку в глаза не видел. Он претендовал на половину денежных средств. Но ему не позволили это сделать. Сейчас никак не могут разрешить денежные вопросы бабушки и дедушки, которым положена компенсация за детей, но не за внуков. Также в этой катастрофе погибли семьи, у которых не осталось ни родителей, ни детей. В таком случае компенсация не положена никому. Братья и сестры под определение ближайших родственников не подпадают.
- Среди тех, кто не дождался своих родных в 2006 году, есть те, кто не справился с горем?
- Первые годы после трагедии были черными для многих семей. За это время умерло много людей, которых затронула наша трагедия. Причем это были совсем молодые, здоровые мужчины и женщины. Например, у одного мужчины в той авиакатастрофе погибла вся семья. Он страшно горевал. А через полтора года скончался от тоски. Другого быстро скрутил рак. У людей обострились хронические заболевания на нервной почве. Хорошо помню одну семью, которая похоронила сына. На годовщину трагедии отец поехал в Донецк один, без жены. Доехал до Украины и в поезде узнал, что скончалась его супруга. Он даже не вышел с вокзала, купил обратный билет и отправился обратно, хоронить жену. Не справилась она с навалившимся горем.
- Ваш мемориал находится на территории Донецка. Кто-то следит за ним?
- В Донецке живет семья, у которой в той авиакатастрофе погибли племянники. Эти люди ухаживали за мемориалом 8 лет. В прошлом году им удалось несколько раз добраться до памятника. С началом боевых действий они уже не могли туда попасть. Говорят, вокруг все заминировано, рядом с мемориалом летают снаряды. Там ведь рядом Горловка, Славянск.
- Оглядываясь назад, вы можете сказать, когда людям, которые похоронили близких, станет легче?
- Насколько я знаю, к этим 40 дням своих родных успели похоронить далеко не все. Остальные еще ждут своей очереди. Пока люди не предали земле близкого человека, говорить о спокойствии не приходится. А когда им станет легче? У каждого человека свой временной порог. Легче не станет точно, но боль притупляется. Тяжелее всего придется тем, кто потерял всех. В нашей катастрофе был один мужчина, у которого погибли жена, дети. Недавно я с ними разговорился, стали вспоминать. Я рассказал, что часто пересматриваю фотографии сына, невестки, внука. И знаете, что он на это ответил? «А я свои фотографии потихонечку уничтожаю. Мне некому их оставить. Один раз вышел на помойку и увидел там чей-то семейный альбом. Я не хочу, чтобы фотографии моих любимых людей тоже оказались на помойке. А оставить их некому».
Когда готовился текст, от родственников погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом пришла информация: «То, чего все боялись, - случилось. Нашли не всех. Не знаем, как теперь близкие, которым не удалось похоронить своих, будут жить...»

Что психологи говорят родственникам погибших в авиакатастрофе

В Подмосковье разбился Ан-148 «Саратовских авиалиний», на борту было 71 человек, в том силе 3 петербуржца. Сразу после известия о катастрофе с родственниками погибших пассажиров начинают работать психологи МЧС. В чем заключается их помощь?

Психотерапевт Станислав Полторак объясняет, что психологи МЧС работают с потерпевшими только в первые несколько дней, их задача – разрешить чрезвычайную ситуацию.

– Задача психотерапевта – научить человека, как ему жить дальше?

– Нет, задача врача – это использовать разные методы терапии, в том числе лекарственные. Я избегаю давать людям советы, как жить. Потому что если пытаться подогнать кому-то замену – заменить семью работой, а друзей новым хобби, – то это будет подходящая замена для того, кто ее придумал, а не для самого пострадавшего. У него своя история, своя биография, свои интересы. Даже если удастся в ходе беседы что-то нащупать, все равно тут будет директивный момент. В любом случае замены всегда стандартные – дело, интересы, друзья. Вовсе не надо с головой уходить в работу, это опасно, а надо перераспределить свою жизнь, чтобы каждой стороне жизни дать побольше места, после того как ушла важнейшая составляющая – семья.

Все это касается людей, которые потеряли в катастрофе всех родных и в силу возраста или других обстоятельств новую семью завести не могут. Молодые люди, оправившись от потрясения, снова рожают. Или усыновляют.

— А что делать друзьям и знакомым – как выражать сочувствие?

– Лучшее, что могут сделать для человека друзья и знакомые, – сохранить прежние отношения. Даже если они были: раз в день поздоровались – и все. Вот и продолжайте раз в день здороваться, а не искать лишних встреч, по крайней мере, на первых порах. Потому что если сочувствующий будет рыдать у тебя на плече и говорить: «Как же я тебя понимаю», легче от этого наверняка не станет.

– Но ведь и оставлять человека наедине с горем плохо.

– Конечно. Главная задача для пострадавшего – не оставаться наедине с собой, не запираться в домике. Если ты видишь, что кто-то из твоих друзей после беды «запирается», это верный знак для окружающих, что надо звать психолога. Просто нельзя доводить до крайности. Другая крайность – это отказ от отношений. Когда, встречая тебя, бывший знакомый переходит на другую сторону улицы. Люди боятся общаться с инвалидами, а чем пострадавший отличается от инвалида? Только тем, что его несчастье скрыто внутри.

Пострадавший замечает, что бывшие приятели перестают звонить, на улице прячут глаза или вовсе убегают, и если это повторяется с разными людьми, он вполне может «запереться в домике». Тут уж кому как повезет. Иногда ситуация может ухудшиться не сразу, а когда получены деньги – компенсация и страховка. Может объявиться какая-то седьмая вода на киселе, которая скажет: вот тебе заплатили 4 миллиона, а мне нет, а мне позарез нужно 500 тысяч, чтобы…

– Когда к пострадавшим лучше обращаться с предложениями помощи?

– Думаю, до 40 дня точно не надо. У людей хлопоты с оформлением страховых выплат и с похоронами. Это те, кому удалось провести опознание. Тех, кому не удалось, ждет еще генетическая экспертиза, а это недели ожидания. В общем, не раньше чем через месяц жизнь у пострадавших возвращается в обычную колею, в которой они начинают ощущать пустоту.

Психолог Елена Кудрявцева считает, что выйти из депрессии пострадавшему можно среди единомышленников по горю.

– Самый простой выход – участие в благотворительности, помогать людям, оказавшимся в схожей ситуации. То есть сначала интегрироваться с людьми, объединенными тем же горем. Правда, есть проблема пожилых людей – они часто не умеют пользоваться Интернетом.

– Значит, больше всего психолог нужен пожилым?

– Психолог нужен всем, кто из трех механизмов адаптации выбрал два неправильных. Многие неосознанно выбирают неверный механизм. Или уходят из жизни, причем не обязательно с помощью каких-то активных действий, а просто перестают жить и всё. Или другой вариант – человек живет в депрессии, она становится смыслом его жизни. Люди постоянно ездят на кладбище и приближают свой собственный уход.

А конструктивный механизм – это после всех переживаний искать новый смысл в жизни, даже если кажется, что его нет уже. Слово «переживать» и означает: пережить и жить дальше. Плохо, что пожилым и в силу возраста кажется, что жизнь уже кончена, зачем тогда и менять.

Нина Астафьева

Чуть больше месяца назад мир был поражён чрезвычайным происшествием. Российский аэробус упал над Синайским полуостровом. Теперь родственникам погибших пассажиров предстоит опознание, захоронение останков и процедура оформления компенсаций.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Несчастный случай в небе

Произошедшее недавно падение Airbus A 321 авиакомпании «Когалымавиа» в Египте, повлекло за собой смерть 224 пассажиров, среди которых находилось 25 детей и 7 человек экипажа. Если исходить из юридической терминологии, то подобные события называются несчастным случаем. Под этим термином подразумевается непредвиденное событие или стечение обстоятельств, которое повлекло за собой смерть человека или различные телесные повреждения.

Авиалайнер, на борту которого находились российские туристы, утром 31.10.2015 года вылетел в сторону России . Однако на 23 минуте своего полёта самолет пропал с экранов радаров. Спустя некоторое время его обломки были найдены в центре Синайского полуострова. Первой на место происшествия прибыла египетская поисковая группа.

РосАвиация незамедлительно предоставила свою версию происшествия. Это было сделано исходя из расположения тел погибших пассажиров и экипажа, а также с учетом размещения обломков авиалайнера. Разрушение аэробуса началось с хвостовой части. После того, как она отломилась от основной части самолёта, люди, находящиеся в этом отсеке выпали наружу. Происшествие произошло на высоте более восьми с половиной тысяч метров.

Президент РФ В. В. Путин выразил родственникам и близким погибших соболезнование и прокомментировал ситуацию следующим словами: «Для того чтобы выяснить причину катастрофы нужно провести соответствующие следственные мероприятия, а вопрос по оказанию помощи семьям погибших должен решиться как можно скорее».

Это крушение является крупнейшим в истории России.

Возмещение ущерба

Для выяснения официальной причины крушения нашего лайнера потребовалось три недели. По истечении этого срока представитель пострадавшей стороны сообщил, что самолёт с российскими туристами потерпел крушение в результате террористического акта. При этом официальным собственником туристического холдинга ТН&C в составе которого находится авиакомпания «Когалымавиа» является Исмаил Лепиев.

Он прокомментировал следующее:

«Нам интересны все варианты решения проблемы, включая финансовый и политический аспект. Россия и Египет очень многого добились, благодаря сотрудничеству. Эти отношения строились на протяжении нескольких десятков лет, поэтому мы попытаемся договориться о выплате полной компенсации без судебных разбирательств. На данный момент мы ждём результатов официального расследования и объявления результатов».

Стоит отметить, что конкретную сумму глава холдинга не озвучил.

Как родственникам погибших получить компенсацию?

По поводу оказания материальной помощи членам семей погибших под Синаем первой отреагировала администрация города Санкт-Петербурга. Правительство области тоже пообещало не оставить без внимания этот несчастный случай и оказать материальную помощь семьям жителей области. Спустя несколько дней было вынесено соответствующее постановление от 02.11.2015 года № 980. На основании этого решения родственники погибших получат по 1 млн. руб., вне зависимости от региона постоянной регистрации. На данный момент уже выплачено 148 млн. руб.

Вице-президент петербургской палаты адвокатов Татьяна Тимофеева заявила, что профессиональные юристы помогут в сборе и подготовке необходимых документов, а также в составлении и подаче заявлений о предоставлении помощи. Также не исключена поддержка в судебных разбирательствах.

В своем комментарии газете «Комсомольская Правда» директор по связям с общественностью СК «Ингосстрах» Карен Асоян заявил следующее: «Некоторые высказывания в наш адрес по поводу обещанного упрощённого порядка были неправильно поняты. Мы имели в виду, что получение авансовой выплаты, которая составляет 100 тыс. руб. будет проходить по упрощенной форме.

Для получения основной суммы компенсации потребуется предоставление всех необходимых документов. Без них просто невозможно провести основную выплату. Так как мы обязаны соблюдать процедуры верификации. Что касается страховых выплат, то все потерпевшие крушение граждане были застрахованы компанией «Ингосстрах».

По данным предоставленным страховщиком, на 07 декабря 2019 года компания полностью выплатила страховую премию лишь 36 семьям погибших туристов . Общая сумма составляет 70 млн. 609 тыс. руб . Всего о полной выплате суммы компенсации поступило 76 заявлений .

По предварительным данным можно сказать следующее: родственникам 168 погибших было выплачено 16 млн. 800 тыс. руб.

Сбор документов

По закону о страховании жизни, чтобы получить компенсацию от страховщика необходимо подготовить следующие документы:

  1. паспорт супруга (и), детей, родителей, братьев или сестёр погибшего;
  2. свидетельство о смерти погибшего;
  3. документ о рождении погибшего;
  4. свидетельство о рождении детей погибшего;
  5. документы о рождении братьев и сестёр погибшего;
  6. документы, подтверждающие, что выгодоприобретатель имеет законные основания на компенсацию в случае утери кормильца или наоборот, того, что погибший был иждивенцем:
    • справка о доходах 2 НДФЛ за 2019 и 2019 годы;
    • выписка из домовой книги;
    • справка с места учёбы, работы;
    • пенсионное удостоверение;
    • копия трудовой книжки;
    • справка об инвалидности.

Выплата производится из средств городского бюджета.

Для подачи заявления на выплату жителям Санкт- Петербурга нужно обратиться с аналогичным списком документов в администрацию района по месту постоянной или временной регистрации погибшего. Для подачи заявления на компенсацию за погибшего из другого региона, список документов подаётся в социальные органы защиты населения или в многофункциональный центр (МФЦ) по месту регистрации погибшего.

Сумма и сроки выплат

Спустя некоторое время родственники погибших начали осознавать случившееся и задумываться над вопросом, какую получат они компенсацию за потерю своих родных. По закону сумма страховой выплаты родственникам погибших в катастрофе составляет не менее 2 млн. руб. Дополнительная компенсация за потерю или порчу багажа не должна превышать 23 тыс. руб. Компенсация родственникам на похороны пострадавшего составляет 25 тыс. руб. Суммируя все эти цифры можно сделать вывод, что общая компенсационная выплата будет достигать 2 – 2,5 млн. руб. на одного пассажира авиалайнера А 321.

Сразу после сообщения о катастрофе, представители страховщика объявили о своей готовности выплатить дополнительную компенсацию родственникам погибших. Была организована упрощенная и ускоренная выдача авансовых платежей в размере 100 тыс. руб. на одного пассажира. Выплата предназначена на неотложные издержки, связанные с катастрофой. Руководство «Ингосстраха» в лице Карена Асояна выразило своё соболезнование по поводу случившегося и гарантировало, что все необходимые выплаты будут произведены в 30-дневный срок . Что касается семи членов экипажа авиалайнера, то они отношения к «Ингосстраху» не имеют. По требованиям обязательного страхования жизни членов экипажа воздушного судна они были застрахованы в ОАО СК «Альянс».

Сумма страхового возмещения определяется ст.132 Воздушного Кодекса и составляет 100 тыс. руб.

Официальный представитель страховщика заявил, что страховая выплата будет произведена в пользу родственников погибших в ближайшее время.

Фонд Социального Страхования РФ сообщил о своем намерении осуществить дополнительные единовременные выплаты, связанные со смертью работника. В этом случае компенсация в пользу семьи погибшего составляет 1 млн. руб. Если у погибшего имеются несовершеннолетние дети, сумма делится пропорционально: 50% получает вдова (вдовец) погибшего работника и столько же его ребёнок. Помимо этого, Фонд гарантирует получение ежемесячной компенсации всем несовершеннолетним детям или их официальным попечителям. Конкретная сумма определяется исходя их размера заработной платы работника.

Сумма, на которую было застраховано потерпевшее крушение воздушное судно, руководство страховой компании и авиаперевозчика не называет. По версии Николая Галушина, руководителя конкурирующей компании страховщика – «СК СОГАЗ», средняя стоимость выплаты по факту крушения данного борта составляет от 500 млн. до 1 млрд. долларов. Кроме всех вышеперечисленных участников происшествия фигурирует название туристической компании «Бриско». Её клиенты были в числе граждан потерпевших крушение и застрахованы компанией «ВСК».

Но в их договоре было конкретно указано, что риск авиакатастрофы не относится к страховому случаю, поэтому претензий основанных на законе, к ним предъявляться не может.

Зарубежная практика

Анализируя практику других стран по выплате материальной компенсации, эксперты признают лучшей французскую систему. Правительство этой страны создаёт условия для улучшения жизни людей, чьи родственники погибли в результате несчастного случая или теракта.

Франция

Во Франции еще в 1986 году была создана ассоциация S. O. S. Attentat, в ней накапливаются бюджетные и благотворительные деньги, предназначенные для оказания помощи семьям погибших. При этом в случае гибели члена семьи, помощь не ограничивается единовременной и страховой выплатой. Семья получает стабильное ежемесячное пособие, которое зависит от её материального положения, а также количества детей.

Германия

В июле 2002 года в Германии произошло столкновение пассажирского лайнера Ту-154 и грузового Boeing-757. Российский самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии». В результате столкновения погибло 57 пассажиров, включая 45 школьников и 12 членов экипажа. Родственники погибших получили компенсацию в размере от 100 до 300 тыс. долларов. Выплата денег производилась из специального фонда, который профинансировало правительство Германии и Швейцарии. Также в выплате компенсации принимала участие служба воздушного движения Skyguide. Причиной катастрофы стала ошибка их диспетчера.

США

Новое на сайте

>

Самое популярное