Домой Комнатные цветы Судак крым название. История судака интересная и захватывающая история, фото. Экскурсия на мыс Алчак-кая

Судак крым название. История судака интересная и захватывающая история, фото. Экскурсия на мыс Алчак-кая

Судакская долина, а также ее окрестности заселялись еще до рождения города Судака. На территории, которая расположена от Нового Света до Меганома до сих пор находят древние стоянки и орудия труда, которые относились к периоду неандертальцев (это эпоха среднего палеолита - примерно восемьдесят – тридцать тысяч лет назад), а также стоянки, относящиеся к эпохе неолита (около десяти – четырех тысяч лет назад), стоянки и селения бронзовой эпохи (второе тысячелетие до нашей эры). В первом тысячелетии до нашей эры вблизи Судака, так же как и на территории всего горного Крыма, жили племена варваров-тавров, которые описаны как очень жестокие и агрессивные племена. Укрепленное селение тавров было расположено на горе с названием Караул-Оба. Помимо этого, известно что в этом районе в античные времена была расположена «гавань тавро-скифов», а также греческое селение Афинеон, которое сейчас связывают с Кутлакской крепостью, которая находится в долине села Веселое на побережье бухты. Сам же город (древнее название Сугдея) основали в двести двенадцатом году нашей эры. (Сугдея - это самое первое название Судака).

Происхождение названия города Судак

Его основали ираноязычные племена — алан. Они дали городу название, которое по распространенному среди ученых мнению произошло от иранского корня «сугда», обозначающее «святой», или «непорочный». Такое название в течение многих сотен лет звучало на языках разных народов по-своему. Греки называли этот город — Сугдея, итальянцы называли его — Солдайя, славянские племена - Сурож, народы востока - Судагиос, Суагдаг, в конце концов, образовалось название Судак частный сектор. Современное название стало по тюркскому восприятию имени Сугдея и его можно переводить как «су» - вода, а также «даг» - горы, то есть «вода у гор», или же «горы у воды». Еще одно имя Сугдеи, имеющее восточное происхождение - это Сугдабон. Именно под таким именем город первый раз упоминается в сохранившихся письменных источниках, которые относятся к восьмому веку. Генуэзская крепость - это настоящая визитная карточка города Судака и основное свидетельство его некогда мощного влияния. В шестом восьмом веках город включался в состав великой Византийской империи, которая имела столицу в городе Константинополь (сейчас это Стамбул). Именно в тот период (а может быть и раньше) главной частью местного населения Судака являются греки, которые жили тут практически до шестнадцатого века. В восьмом веке, во время иконоборческих гонений в великой Византии, население южнобережья Крыма и города Судак разрасталось за счет таких переселенцев, которые нашли в далекой Таврике (так ранее называли Крым в Средневековье) убежище от преследований религиозных деятелей. Во второй половине восьмого века на Крым обрушивается волна новых завоеваний – это кочевники-хазары, которые подчинили огромные площади от Арала до Днепра. Именно на этот период приходится первый расцвет города Сугдеи.

Город становится крупнейшим крупным административным центром великого Хазарского каганата, является резиденцией тудуна (военачальник, имеющий высший ранг, который занимался командованием тумена - соединял десять тысяч всадников, то есть по современным меркам он был чем-то типа главнокомандующего военным административным округом). При этом было сохранено экономическое, политическое и культурное Византийской империи, об этом говорит, к примеру, то, что Сугдея становится центром, который был подчинен Константинополю епархии, возглавляемую сначала епископом, а с десятого века - архиепископом (это опять же говорит о огромных размерах и значительном влиянии города). Генуэзская крепость в городе Судак в своем нынешнем состоянии становится памятником архитектуры и истории четырнадцатого – пятнадцатого веков, но ее настоящая история, а соответственно и история самого города длится уже более восемнадцати веков.

С погибелью Хазарского каганата в десятом веке, византийцы снова устанавливают власть в городе Сугдее. Но через сто лет городом овладевают новые хозяева - племена половцев, известные в летописях под названием кыпчаков. Именно тогда начинается наибольший расцвет города, который продлился до тринадцатого века. Сугдея, согласно мнению одного из арабских историков стала «наибольшим из городов кыпчаков». Кроме этого, в этот период город стал самым крупным торговым городом во всей Восточной Европе. Второй арабский автор написал о городе такие слова: «Этот город кыпчаков, из которого они привозят свои товары, и к которому пристают корабли с разными одеждами, продаются, на них же покупаются невольники и девушки, меха, бобры и остальные предметы, которые находятся на их земле». Торговому расцвету города способствовало его месторасположение в середине Великого Шелкового пути -пути, который соединял воедино всю Евразию. В этот же период устанавливают тесные торговые связи Сугдеи с Русью.

Предположительно берет свое начало в 212 году до нашей эры, основателем Судака было древнее племя сугдами. Одно из первых названий города - Сугдея. Со 2-го века нашей эры, как и по всему побережью Крыма, на территории будущего Судака оседают греки, потом римляне.
Расцвет города приходится на 10 век, город является западной столицей шелкового пути. Из него товары расходятся по морю в Европу и Киевскую Русь. Порт города становится важной артерией на пути движения товара из Китая и Индии.

В период захвата Золотой Ордой в 12 веке, в отличии от большинства городов Крыма, Сугдея интенсивно развивается, значение порта возрастает до максимума, практически во всех упоминание тех лет фигурирует этот город.

В 13 веке город попадает под влияние Генуэзцев , на его территории возводится , которая сохранилась и по сей день. Крепость служит опорным пунктом с сухопутной стороны и сооружена таким образом, что бы выдерживать морские осады.
В 1475 году турецкая армия высаживается в районе города и начинаются затяжные бои по всему Крыму. Генуэзские колонии падают одна за другой, лишь только крепость Судака никак не сдается. Практически год продолжалась осада, из-за большого численного перевеса и недостатка в еде, крепость была взята. До сих пор в развалинах крепости можно найти разрушенные места стен от ядер турецких орудий. По одному из приданий, последние защитники Генуэзской крепости, даже когда крепость практически пала, не хотели сдаваться на милость турков, продолжали ожесточенное сопротивление. Последним пунктом сопротивления был христианский храм, в котором укрылись защитники. После нескольких неудачных штурмов храма, турки его подожгли вместе с защитниками. Раскопки проведенные на его месте подтверждают эту легенду, было найдено большое количество обгоревших костей датируемых этим периодом. При осаде Генуэзской крепости меньше всего пострадала "Девичья Башня", о которой на любой экскурсии в Судаке, непременно расскажет экскурсовод.

В 1783 году Судак , как и весь Крымский полуостров, становится частью России , большинство населения города, в основном татары, перебираются в Турцию. Город практически опустел, на месте некогда великого порта остаются руины и изредка попадаются обжитые дома. Город больше напоминает рыбацкий поселок.


В 1809 году в истории города появляется новая страница , которая навсегда связала город с вином и виноделием, в городе появляется училище виноградарства. Возглавляет училище известный ученый Паллас П.С., он подробнейшим образом описывать местные сорта винограда, особенности и тонкости крымского виноделия.

С расцветом туризма и здравниц в Российской империи, Судак становится одним из любимых курортов Крыма, в разные годы его посещают Ахматова, Булгаков, Айвазовский и многие другие учёные, художники и писатели.
Археологи, облюбовавшие этот город и по сей день ведут раскопки, которые еще удивят нас новыми открытиями и увлекательными находками.

Судак на карте Крыма

«Сугда» по-ирански - «святой». Считается, что Судак основали, дав ему первое, самое живучее название, аланы - ираноязычные племена, пришедшие в Крым в III веке нашей эры.

История Судака: от Сурожа и Сугдееи до Судака

В VI веке поселение на берегу черноморской бухты заняли византийцы - именно они построили здесь первые крепостные стены. Через полторы сотни лет на эту землю пришли хазары. В Сугдее, как назвали они городище, размещался представитель хазарской власти. К началу VIII века это уже был полноправный город - центр православной епархии.

В это время из Византии в Крым бежали, спасаясь от преследования, христиане-иконопочитатели. Многие из них обосновались в Сугдее, построили здесь несколько храмов и монастырей.

О связях Киевского княжества и Сурожа, как называли город русичи, впервые упоминает летописное «Житие Стефана Сурожского (IX век). Знакомство с городом начато, как предполагают некоторые историки (а другие отрицают), с его завоевания и разграбления войском новгородского князя Бравлина. Позже, в 988 году, сам князь Владимир гостил здесь и, должно быть, за кубком сладкого сурожского вина обсуждал с правителями города дела торговые и политические. С тех пор сурожские купцы долго составляли элиту русского купечества.

Со второй половины XII века начался расцвет города. Через него проходила часть Великого шелкового пути: в этой бухте швартовались корабли со всего света, груженые китайскими шелками, персидскими коврами, индийскими самоцветами и пряностями, тонким венецианским стеклом, мечами дамасской стали, восточным ладаном. На берегу их ждали лавки с северной пушниной, льном и пенькой, воском и медом...

Чем оборачивается богатство - известно: завистью. Новыми нападениями, грабежами, войнами. Уже в начале XIII века на город напали турки-сельджуки, от которых местным жителям пришлось откупаться. В 1223 году Сугдею впервые захватили монголо-татары, разграбили ее и ушли, но через 16 лет вернулись, Крым стал улусом (провинцией) Золотой Орды. В Сугдее татары разместили свой гарнизон, горожан обложили данью, и о прежней торговле оставалось только мечтать. Но уже к середине XIII века, несмотря на грабительские пошлины завоевателей, город опять стал большим международным рынком; многие купцы на пути из Малой Азии в северные страны останавливались в Сугдее.

Регулярно собирая дань с жителей города, татары, тем не менее, совершали набеги на него. Особенно страшным был набег темника Ногая в 1298 году. Всех, кто не покорился и не вышел из-за стен крепости, он убил, а город сжег. Только за тридцать лет (1308 - 1338) Судак разоряли пять раз.

Самый значимый памятник Судака и одна из главных достопримечательностей Крыма – Генуэзская крепость в Судаке. До наших дней она сохранилась лучше всего из всех средневековых укреплений и крепостей в Крыму. О её истории, расцвете и закате читайте в отдельной статье – крепость в Судаке. В рамках данной статьи истории Судака мы коснемся далее остальных событий имевших место после упадка крепости. О самой же главной достопримечательности читайте в достопримечательностях по ссылке выше.

Частичная реставрация крепости началась еще по инициативе А. Л. Бертье-Дела гарда. Он пожертвовал на это тысячу рублей, но такой суммы оказалось недостаточно. В 1928 году начались государственные реставрационные работы, их нельзя считать оконченными до сих пор: восстановлена, в основном, северо-восточная сторона, по ней-то и проводят экскурсии по генуэзской грепости.

В большинстве стран принято не достраивать недостающие части древних руин, а лишь закреплять то, что сохранилось, предоставляя восстановительную работу воображению самих посетителей.

В 1825 году через Судак проезжал Александр Сергеевич Грибоедов. «Я был один, - писал он другу. - Кто хочет посещать прах и камни славных усопших, не должен брать живых с собой... Мирно и почтительно взошел я на пустырь, обнесенный стенами и обломками башен, цеплялся по утесу, нависшему круто в море, и бережно взобрался до самой вершины... И не приморскими видами я любовался: перебирал мысленно многое, что слыхал и видел...»

После присоединения Крыма к России Судак был дарован императрицей светлейшему князю Г. А. Потемкину. Григорий Александрович сразу полюбил этот край, и чтобы превратить окрестности Судака в цветущий сад, специально заказал в Европе лучшие виноградные лозы, шелковичные, миндальные, ореховые, инжирные, лимонные и другие экзотические деревья. Однако после смерти князя не нашлось правителя, который поддержал бы и продолжил это полезное для края дело.

С конца XVIII века в Судаке жил академик П. С. Паллас - исследователь и путешественник, собиратель ценнейшего материала о Крыме в области истории, географии, биологии, палеонтологии, этнографии. Здесь он занялся практическим виноградарством.

Еще при генуэзцах Солдайя была основным в Крыму винодельческим районом. В 1825 году крупнейшим землевладельцем Судака стал адмирал Н. С. Мордвинов. Однако многие из своих виноградников он не обрабатывал. Да и другие помещики, приехавшие из России, были не лучшими виноградарями. На многих плантациях проводился чрезмерный полив, от этого ягода становилась водянистой, а получаемое из нее вино - слабым и непригодным для хранения. И все же были здесь прекрасные вина уже в те годы. Правда, для конкуренции на европейском рынке им пока не хватало известной, проверенной марки - «бренда».

Но по всем природным признакам край этот был очевидно винодельческим. Но приглашенные французские специалисты и не думали развивать российское производство вина. Нужны были свои виноделы. В 1804 году Паллас, по решению правительства, основал и возглавил в Судаке первое в России казенное училище виноградарства и виноделия, просуществовавшее до 1847 года. Оно находилось в урочище Очикляр, у подножия Георгиевского хребта. Туда принимали подростков и юношей из вольных крестьян, готовили из них виноделов. Порядки были строгими - за нарушение дисциплины и леность учащихся наказывали розгами. Для обеспечения полевой базы набирали рабочих, там же, под Георгиевским хребтом, они и жили. Постепенно вырос поселок, но до наших дней сохранилось только кладбище.

Московский купец Крин производил в Судаке игристое вино и сбывал его в городах России под видом привезенного из Франции шампанского «Редерер». Французская фирма подала в суд, и предприятие пришлось ликвидировать. Но и французы в долгу, как говорится, не остались. Они сравнительно дешево закупали награжденные на всероссийских и международных выставках Судакские вина, увозили во Францию, переклеивали этикетки -и возвращали в Россию уже как дорогие французские...

Добавим для улыбки, что это очень удивило бы современных фальсификаторов. Зачем возить вино в такую даль, если заменить тару и переклеить этикетки можно прямо в Судаке, в ближайшем доме, в сарае рядом с заводом!

К началу XIX века в Судаке была одна улица Главная, где селились русские и украинцы, и по соседству - Татарская слобода. Рядом разрасталась Немецкая колония. Приглашенным по совету Потемкина переселенцам из Германии давали земли, освобождали их от налогов, лишь бы работали они в этом благодатном краю, растили сады, строили дома, возрождали на побережье жизнь. С 1787 года в Судак начали переселяться немцы из Вюртенберга. Земли в округе поделили между помещиками; здесь было почти двести мелких хозяйств. Побывавший в Тавриде в 1820 году И. А. Муравьев-Апостол заметил, что «вся Судакская долина покрыта плодовыми деревьями». Городок был невелик, к середине XIX века в нем насчитывалось не больше трехсот жителей, и лишь к концу столетия он начал развиваться как курорт. Сюда приезжали отдыхать студенты, ученые, музыканты, художники и прочая небогатая публика. Летние курортники чаще всего селились в немецкой колонии возле самой крепости. Постепенно число жителей самых разных национальностей дошло до двух тысяч.

Пока в Судаке не было пристани, туристов и курортников высаживали в бухте Нового Света и привозили в Судак сушей либо переправляли на берег с парохода в лодках. Не всякий решался сойти в лодку, которая даже при легком волнении сильно качалась. Бывало, что пассажиры возвращались в Алушту, лишь поглядев на крепость издали.

В 1858 году в Судак приехал профессор Киевского университета Карл Федорович Кесслер. Он видел здесь (и только здесь, на восточном берегу Крыма) пасущихся буйволов. В горных условиях эти животные служат как тягловая сила лучше, чем обычные для степи волы. Другой ученый, Василий Васильевич Капнист, был прежде всего поэтом и отправился в Тавриду, чтобы отыскать следы Одиссея. До сих пор живет среди историков занятная версия о том, что легендарный скиталец «мореходствовал» не по Средиземному морю, а по Черному морю ... В 1819 году в журнале «Сын Отечества» была опубликована статья В. В. Капниста «Мнение, что Улисс странствовал не в Средиземном, но в Черном и Азовском морях ».

Василий Васильевич Капнист стал первым «певцом Тавриды» именно ему принадлежат первые стихи о нашем полуострове: в 1784 году он написал оду «На завоевание Тавриды». Ему же принадлежит характеристика Потемкина «великолепный князь Тавриды», повторенная позднее А. Пушкиным в «Руслане и Людмиле». У его брата Петра Васильевича в судакской долине у подножия горы Узун-Кыр было имение, эту местность и сейчас называют «капнистовой землей».

В Судаке, недалеко от устья реки Суук-Су, была дача Ивана Константиновича Айвазовского. Свидетель наводнений и селевых потоков, он в 1897 году создал жутковатую картину «Ливень в Судаке». В тогдашнем поселке, тоже на своей даче, сочинял музыку композитор А. А. Спендиаров, ученик Н. А. Римского-Корсакова. Помимо многих романсов и других музыкальных произведений, Александр Афанасьевич создал чисто крымские: сюиту «Крымские эскизы» для оркестра и симфоническую картину для оркестра «Три пальмы».

Часто и подолгу бывал в Судаке основатель Никитского ботанического сада X. X. Стевен. Здесь он собрал богатый гербарий (1654 вида), на основе которого создал первый научный труд по флоре Крыма. Христиан Христианович проводил лето и осень в имении своей жены, а на зиму уезжал в Симферополь .

Как сказано в путеводителе 1901 года, в Судаке того времени проживали около 1000 человек. И примерно столько же курортников принимал городок каждое лето. Путеводитель Г. Г. Москвича сообщает: «Переполнение Ялты и ее окрестностей заставляет многих обратить внимание на Судак с его менее знойным летом, прекрасным купанием, простором для гуляний». Но основной доход местных жителей приносила торговля вином и виноградом. Винной сладостью да «простором для гуляний» отдыхающие компенсировали недостаток курортного сервиса.

Есть в Судаке, на территории военного санатория, здание бывшего винподвала. В 30-е годы XX века судакские чекисты приспособили его под тюрьму. В ней три недели провела поэтесса и писательница Аделаида Герцык (1874-1925). В конце концов, ее освободили и дали умереть своей смертью, но по следам впечатлений она написала «Подвальные очерки». Их можно считать началом огромной, правдивой и страшной литературы о политических репрессиях советского времени. В Судаке сохранился дом Аделаиды Казимировны (ул. Гагарина, 39). Здесь бывали многие поэты и писатели из тех, что гостили в коктебельском доме Волошина.

Побережье Судака изображали художники-киммерийцы; часто приезжал сюда и сам Максимилиан Волошин. В 20-е годы на территории крепости он организовал музей ценностей, изъятых у местных помещиков.

В западной части набережной есть городской краеведческий музей. Там собраны экспонаты по истории города, природе Восточного Крыма, стенды с иллюстрациями сегодняшней жизни Судака. Правда, к музею нужно пробираться мимо большой стройки, что неизбежно снижает число посетителей.

История Судака — основан был в 212г. н.э. Его первоначальное имя-Сугдея (от иракского Сугда - непорочный, святой). Основателями его были ираноязычные племена алан. Итальянцы называли его Солдайя, Греки Сугдея, славяне Сурож, народы с востока Судагиос, Суадаг и, наконец - Судак Современное его название переводится как су-«вода», даг-«горы», т.е. горы у воды.

В 6-8 веках Судак находился в составе огромной Византийской империи и основная часть его населения были греки. Вторая половина 8 века стала временем первого значительного расцвета в истории Судака. На протяжении этого времени он был крупным административным центром Хазарского каганата.

После распада Хазарского каганата в 10 веке византийцы снова устанавливают свою власть над городом, но в 11 веке новыми хозяевами становятся половцы(кыпчаки), под властью которых начинается наивысший расцвет в истории Судака. Он продлился до 13 века, Сугдея стала «наибольшим из городов кыпчатских» - крупнейшим торговым центром в Восточной Европе.


История Судака и торговля

Торговому процветанию города Судак способствовало расположение в самом сердце Великого Шелкового торгового пути, который соединял всю Евразию. Успешно шла торговля Сугдеи - Сурожа и с Русью, путь который соединял всю Евразию. Но 13 век не только исторический этап возвышения в истории Судака, но и время грабительских набегов, постоянно разорявших город.

В 1221г. его разграбили турки - сельджуки, а в 1223 монголо - татары. В 1239 г. они превратили Судак в улус своего государства «Золотой Орды». Именно в это время в городе образуется торговая фактория венецианцев, которые меняют Солдайю в монопольный центр транзитной торговли Причерноморья.

Благодаря этому Судак становится одним из огромнейших городов Восточной Европы своего времени(15 тыс. человек). Но уже столетие спустя из-за постоянных татаро - монгольских набегов, ослабевший и опустевший город стал легкодоступной добычей генуэзцев, овладевших им неожиданным захватом и сделавших его своей колонией.

В 1280-е годы генуэзцы в противовес венецианской Солдайе воздвигают факторию в Кафе(Феодосии) и именно туда перемещают центр торговли после падения Солдайи. Город полностью теряет свое богатство и торговое значение. В истории Судака начинается упадок. Основой его экономики становится садоводство и виноделие.,

Генуэзцы владели Солдайей 110 лет, поставив огромный крест на его торговой карьере. Но именно эти люди оставили самое заметное историческое наследие города - Генуэзскую крепость.

В 1453 году турки - сельджуки снова завоевали Константинополь и получив полный контроль над черноморскими проливами, изгнали генуэзцев со своих земель. В период завоевания Крыма турками(1475-1774г.г.) Судак полностью приходит в упадок и даже теряет статус города.

В 1783г. Крымский полуостров входит в состав Российской империи и деревенька Судак начинает свое новое возрождение, переехав от подножия крепостной горы вглубь Судакской долины. Она становится центром виноделия в 1804 году здесь создается винодельческое училище, давшее толчок развитию виноделия на юге России.

В конце 19 века Крым трансформируется в Русскую Ривьеру, где отдыхала небогатая русская интеллигенция, которая оценила тихую прелесть Судака. Бурными темпами курортное хозяйство начало развиваться только в советское время. Появились первые крупные здравницы такие как - дом отдыха «Судак» и санаторий ВВС.

А в 1982 году Судак наконец получил снова статус города. Начался современный этап развития История Судака как одного из самых популярных Крымских курортов.

Основные моменты

С запада городская застройка ограничена горой Крепостной, на вершине которой возвышается знаменитая крепость. Башни и стены древнего форта – одни из самых старых построек, сохранившихся в Судаке. С севера город закрывает гора Таракташ или «Каменный гребень», а его восточная часть упирается в заповедный мыс Алчак. Многие приходят на этот мыс ради замечательных приморских ландшафтов и интересного природного памятника – сквозного грота Эолова Арфа.

В центре Судака можно увидеть Покровскую церковь, построенную в первой половине XIX века. Еще одна популярная туристическая достопримечательность – знаменитый Судакский аквапарк, который находится в южной, курортной части города.



Путешественники приезжают в Судак ради прекрасного мягкого климата, отличного пляжного отдыха и теплого моря. Вдоль береговой линии протянулось несколько хороших пляжей, покрытых кварцевым песком. Купальный сезон длится 138-140 дней, а количество солнечных часов составляет 2550 в год – это больше, чем в Ялте (2220).

Город обладает отлично развитой туристической инфраструктурой. Здесь построено много отелей, пансионатов и гостевых домов, так что с размещением не возникает никаких проблем. Особой популярностью пользуются предложения частного сектора. Отдых в судакских квартирах, комнатах и коттеджах обходится дешевле, чем в крупных городах Южного берега Крыма.

В Судаке есть центры развлечений, музеи, исторические и природные достопримечательности. Приморский город невелик, поэтому для передвижения из одного конца в другой транспорт не нужен. По окрестностям Судака также можно совершать пешеходные прогулки. Кроме того, местные турфирмы предлагают всем желающим массу интересных экскурсий с посещением самых известных достопримечательностей Крымского полуострова.

История Судака

Прибрежное поселение возле впадающей в море реки в 212 году основали сугды. Такое название носило одно из племен народностей адыгской группы. В Средние века крымский город называли по-разному: итальянцы говорили о нем «Солдайя», а греки – «Сугдея». Город ширился и рос за счет приплывавших сюда торговцев из Италии и Греции, а также приходивших на заработки ремесленников.

В VI веке император Византии Юстиниан I Великий принял решение построить на крымском берегу укрепления. Наибольшего расцвета город достиг в XII-XIII веках, когда мимо него были проложены маршруты Великого шелкового пути. В середине XIV века Солдайю захватили генуэзцы, а в 1475 году – армия Османской империи. Период турецкого владычества неблагоприятно сказался на городе. Он пришел в упадок, и количество проживавших здесь людей из года в год становилось меньше.

В 1783 году Судак, как и другие крымские города, стал частью Российской империи. В годы Великой Отечественной войны эта часть Крыма подверглась немецко-румынской оккупации, а когда наступил мир, Судак стал развиваться как оздоровительный курорт и центр виноделия.

Средневековый форт и музей

Генуэзская крепость расположена в западной части города, неподалеку от морского побережья, на вершине Крепостной горы. Укрепления заметно возвышаются над городскими кварталами и поэтому видны издалека – и из самого Судака, и со стороны моря.

Точное время постройки крепости не известно. Некоторые историки считают, что она появилась в Судаке в VI веке по распоряжению правителя Византийской империи Юстиниана I Великого. После византийцев Крымом завладели генуэзцы, которые значительно перестроили и укрепили оборонительные сооружения.

В наши дни величественная средневековая крепость превратилась в популярную туристическую достопримечательность. Она занимает территорию в 30 га и открыта для посетителей каждый день: с мая по сентябрь – с 8.00 до 19.00, а с октября по апрель – с 9.00 до 17.00. Вход на территорию платный. Осмотреть старинный форт можно самостоятельно или с экскурсоводом.

Генуэзская крепость обладает двумя линиями обороны – внешней и внутренней. Внешняя линия протянулась по северным склонам Крепостной горы и состоит из 14 башен и Главных ворот. Башни на этом участке обороны имеют высоту до 15 м, а стены между ними – 6-8 м, при толщине до 2 метров. Внутренняя линия обороны включает 4 башни. На самой вершине Крепостной горы возвышается Дозорная башня, которую также называют Девичьей.

В старинной крепости находится массивное каменное здание, известное как «храм с аркадой». Эта культовая постройка имеет интересную историю. В XIII веке турки-сельджуки возвели в судакской крепости мечеть Падишах-Джами. Когда турецкое господство закончилось, мусульманский храм переделали в греческую православную церковь, а пришедшие к власти генуэзцы использовали ее в качестве храма для католических богослужений.

В XV веке на полуострове обосновались турки-османы, и они превратили культовое здание в мечеть. Прошло время, Крым стал частью Российской империи, и здесь опять создали православный храм, освятив его в честь апостола Матфея. Примерно через 600 лет с момента постройки, в 1817 году эту церковь за ветхостью закрыли. Однако, на этом история древнего храма не закончилась. В 80-е годы XIX века его отреставрировали и стали использовать как армянский католический храм.

Богослужения здесь прервались в 1924 году, по решению городских властей. Через два года в старинном каменном здании открыли музей, рассказывающий об истории города Судака и Генуэзской крепости. Этот музей находится в бывшем храме и в наши дни.

Вот уже несколько лет в середине лета в древней Генуэзской крепости проводят масштабный праздник – красочный фестиваль «Генуэзский шлем». В нем принимают участие члены клубов исторической реконструкции, фехтовальщики, а также жители города и приехавшие в Судак туристы. Во время фестиваля проходят захватывающие рыцарские турниры и зрелищный штурм крепости. Для гостей проводятся мастер-классы, на которых можно обучиться гончарному и кузнечному ремеслу, а также примерить на себя рыцарские доспехи.

Башня Астагвера (Портовая) и древний храм Двенадцати Апостолов

Башня Астагвера и храм Двенадцати Апостолов находятся на скалистой возвышенности с запада от Генуэзского форта, в 150 метрах с севера от берега моря. Раньше к башне Астагвера примыкал участок крепостной стены, который соединял ее с Угловой башней главного укрепления. Фортификационное сооружение построили в 1386 году для защиты городского порта. Место было выбрано удачно – между двумя скальными вершинами. Башню назвали в честь коменданта Солдайи – Федерико Астагвера.

На каменной кладке башни можно увидеть множество барельефных плит, на которых высечены кресты разных размеров. Исследователи считают, что это надгробия, которые строители принесли с близлежащего кладбища. Все стены, кроме северной, отштукатурены. Закрытая со всех сторон трехэтажная башня стоит на массивном квадратном фундаменте и имеет четыре яруса. На каждой стене обустроены бойницы, чтобы защитники могли вести огонь в любую сторону. Кроме того, на самом верху башни сделаны зубцы, обеспечивавшие защиту лучникам.

Древние строители продумали все до мелочей и позаботились о том, чтобы люди, оборонявшие башню, могли находиться в ней длительное время. С двух сторон от укрепления в скальном грунте выбиты большие емкости, заполнявшиеся водой из небольшой горной речки, поэтому средневековые воины всегда были обеспечены достаточным запасом питьевой воды.

Рядом с башней Астагвера, на скалистом холме стоит древний храм Двенадцати Апостолов. Солдайя была торговым городом и разрасталась с приморской части. Возле городского порта располагались дома жителей, купеческие лавки, ремесленные мастерские и хозяйственные постройки. При проведении археологических раскопок в этой части Судака нашли монеты и керамику III-IV веков.

В X-XII веках для жителей гавани построили небольшую каменную базилику. Из отесанных каменных плит в церкви сделали одну пятигранную апсиду и освятили храм в честь пророка Илии.

В те времена береговая линия выглядела по-другому. За прошедшие века уровень воды в Черном море вырос на 3-4 м, поднявшаяся морская вода поглотила береговую линию, и старая гавань теперь расположена на дне моря. Однако, древняя базилика с двускатной крышей была возведена на холме и сохранилась по сей день рядом с величественной Портовой башней.

Известно, что до Второй мировой войны внутри храма можно было увидеть настенное изображение Иисуса Христа и его ближайших учеников, собравшихся на Тайную вечерю, – именно поэтому за древней церковью закрепилось новое название. Ее стали именовать храмом Двенадцати Апостолов. В 2009 году его восстановили, и сейчас это действующий православный храм.

Храмы в Судаке

Церковь Покрова Богородицы возвышается в центре Судака, в 0,65 км к юго-востоку от автостанции, на ул. Ленина, 27. Этот храм заложили в 1819 году и начали строить на пожертвования горожан. Однако, собранных денег не хватало, строительство растянулось и завершилось только в 1840-х годах. Церковь, освященная в честь Покрова Богородицы, интересна как место, куда несколько раз приезжали члены российской императорской семьи.

Богослужения в храме проходили до 1936 года, потом, в период активной антирелигиозной кампании его закрыли для верующих, а колокольню разрушили. Во время фашистской оккупации церковь вновь открыли для прихожан. Она принимала жителей Судака до 1962 года, когда храм по решению властей опять закрыли. Внутри культового здания начал работать Дворец пионеров, а после него – ремонтные мастерские. В начале 1990-х годов старую церковь восстановили.

Крестово-купольный храм имеет входы с трех сторон. По архитектурным традициям середины XIX века они декорированы колоннами и треугольными фронтонами. Слева и справа от дверного проема можно увидеть красивые мозаики с изображением святых. В наши дни храм действующий и открыт как подворье Кизилташского монастыря.

Другой, более древний храм – церковь святой Параскевы находится на западных окраинах Судака, на улице Приморской, 13. Он расположен в центре современного курортного поселка Уютное, под стенами Генуэзской крепости.

Историки считают, что небольшая церковь была построена в X-XII веках. Это одноэтажное каменное здание с двускатной крышей, покрытой черепицей. В прежние времена вокруг его располагалось большое кладбище, но в наши дни от старого погоста сохранилось лишь два надгробия. Одна плита стоит на могиле, где покоятся члены семьи ученого Христиана Стевена, того самого, благодаря которому был основан знаменитый Никитский ботанический сад. Второе надгробие накрывает могилу санкт-петербургского артиста Кондараки.

В наши дни церковь Параскевы Пятницы хорошо отреставрирована, и регулярно в ней проходят богослужения. Рядом с православным храмом можно увидеть одноэтажное здание лютеранской кирхи. Оно появилось в Судаке в конце XIX века для членов немецкой колонии, члены которой стали селиться под Генуэзской крепостью с 1805 года.

Музей «Дача Функа»

С востока от Генуэзской крепости в красивом двухэтажном доме, появившемся в Судаке в начале XX века, находится интересный исторический музей (улица Ушакова, 1). Он получил свое название по фамилии хозяина дома – Федора Федоровича Функа, управляющего имением К. А. Горчакова.

Музейные экспонаты занимают четыре зала. В первом из них выставлены археологические находки, начиная со времен палеолита. На «Даче Функа» можно увидеть предметы из поселения тавров, святилища готов, аланского могильника и древнего греческого форта. Второй и третий залы музея посвящены истории Судака во время правления византийцев, хазар и венецианцев. Последний зал музейной экспозиции рассказывает о периодах княжества Феодоро и Османской империи. «Дача Функа» открыта для посетителей ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 18.00.

Экскурсия на мыс Алчак-кая

Мыс Алчак-кая ограничивает городскую застройку Судака с восточной стороны. В наши дни это заповедная территория, и для путешественников вход сюда платный. Расположенная на берегу моря возвышенность – все, что осталось от древнего кораллового рифа. Статус природного памятника Алчак-кая получил в 1988 году, и сегодня он охраняется местным лесохозяйством.

У подножья мыса, там, где в Черное море впадает небольшая речка Суук-су, археологи нашли стоянку бронзового века, а также монеты, отчеканенные в III веке, когда существовало Боспорское царство. Пешеходное путешествие по живописному мысу занимает около полутора часов. Туристическую тропу окружают зарослей фисташковых деревьев, барбариса и кусты колючего шиповника.

С верхней точки Алчак-кая (152 м) открывается прекрасная панорама морского побережья. Отсюда отлично видно Генуэзскую крепость и курортную часть Судака. На склоне, обращенном в сторону города, находится сквозной грот Эолова Арфа, который образовался в скале в результате многовековой эрозии.

Центр водных развлечений

Известный всем крымчанам судакский аквапарк разместился в южной части города, у подножья горы Алчак-Кая, по адресу: ул. Гагарина, 79. Его территория примыкает к городской набережной и удалена от моря всего на сотню метров. Аквапарк в Судаке открыт в период летнего туристического сезона, каждый день, с 10.00 до 18.00.

Для посетителей здесь оборудовано 6 бассейнов и 9 горок-аттракционов, высота которых колеблется от 10 до 14 м. Просторный бассейн имеет трехуровневую глубину, фонтаны, джакузи и реку с противоходом.

Для юных посетителей аквапарка создан отдельный бассейн с трехуровневой глубиной, безопасной для купания малышей от 2 лет. В детском бассейне есть три горки, фонтаны и развлекательный спортивный комплекс в виде корабля. Очень важно, что бассейн для детей оборудован автономными системами очистки и дезинфекции воды.

Рестораны и кафе

В Судаке развито общественное питание, поэтому в городе открыто множество ресторанов, кафе, столовых, закусочных и баров. В большинстве из них цены примерно одинаковы, только заведения на набережной торгуют с заметной наценкой.

Во время летнего туристического сезона на пляжах Судака продают вареную кукурузу, вафельные палочки со сгущенкой, пахлаву, чак-чак, свежую малину, шелковицу и персики, копченых окуней, манты, плов, а также пюре с котлетами и салатом.

Много фастфуда представлено и на Кипарисовой аллее. Здесь путешественники могут купить роллы с курицей, ароматную выпечку чир-чир – местный аналог чебурека и треугольные пирожки – самсу, испеченную в тандыре.

Во время отдыха в Судаке стоит попробовать блюда крымской кухни. Местные кулинарные традиции формировались много веков. Несмотря на то, что полуостров населяют представители более 80 национальностей, самобытный колорит здешней кухне придают блюда крымских татар. Это, прежде всего, мясные угощения: «кубете» – пирог, с начинкой из баранины, картошки и лука; «юфахаш» – небольшие пельмени с бараниной, которые принято кушать с бульоном, где они варились; сарма – мясные «голубцы», завернутые в листья винограда, и, конечно, крымский лагман – сытный наваристый суп из баранины с овощами и особой лапшой.

Не менее вкусны и разнообразны блюда традиционной караимской кухни: «бубер долмасы» – перцы, фаршированные овощами, утка под тестом, караимские пирожки, тефтели с орехами и изюмом, индейка с айвой, а также варенье из дыни с кизилом.

В Судаке стоит попробовать жареную черноморскую рыбу – барабульку, а также блюда из камбалы и кефали. В некоторых ресторанах города подают прекрасно приготовленные жульены из мидий и рапанов.

Вкус крымского отдыха будет неполным без ароматного варенья, сделанного из лепестков роз, кизила или айвы. Также в Судаке продают отличные крымские вина. Превосходным качеством и ароматом славятся массандровские вина. Их желательно употреблять охлажденными до +16 ºС. А любители чая непременно оценят душистые крымские чаи с горными травами.

Спецпредложения на отели Судака

Как добраться

Ближайший к Судаку аэропорт расположен в 107 км от города, в Симферополе. Здесь принимают рейсы из Москвы и других крупных городов России. От симферопольского автовокзала в Судак несколько раз в день ходят прямые и проходящие рейсовые автобусы. В курортный сезон они начинают курсировать с 5.30 и заканчивают в 20.30. Автобусы идут часто, с интервалом в 20 минут. Дорога до Судака занимает около двух часов. Кроме того, при желании, до побережья можно доехать на такси.

Во время высокого сезона в Судак приезжают по «Единому билету», предоставляемому РЖД. Для этого на поезде добираются до Краснодара или Анапы, а затем доезжают до Судака на автобусе через паромную переправу «Порт Кавказ» – «Порт Крым».

Из Судака осуществляются регулярные автобусные рейсы в Феодосию, Севастополь и Новый Свет. Кроме того, с городской автостанции ежедневно ходит множество автобусов, связывающих Судак с ближайшими курортными пригородами.

Новое на сайте

>

Самое популярное