Домой Цветы Упражнение логопедической гимнастики дятел. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь

Упражнение логопедической гимнастики дятел. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь

Звук «р» по праву считается самым сложным в русском языке. Как правило, дети учатся верно произносить его в последнюю очередь. Для более быстрого обучения пригодится комплекс упражнений, названный артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика для звука «р» в большинстве случаев сводится к одной единственной цели – разминка и укрепление нужных мышц языка для правильной артикуляции. Такой гимнастикой можно заниматься дома, если знать правильные упражнения и выполнять их регулярно.

Перед любой артикуляционной гимнастикой, в первую очередь следует узнать какой должна быть правильная постановка органов речи для корректного произношения нужного звука.

Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен правильно располагаться. Его кончик должен упираться в альвеолы, которые находятся за верхними резцами, а боковые стороны соприкасаться с коренными зубами верхней челюсти. При этом передняя часть языка слегка прогибается. Струя воздуха проходит через весь язык, заставляя его кончик вибрировать. Данный звук – это не что иное, как вибрация.

Причины проблем с произношением «р»

Перед тем как приступить к гимнастике, важно указать причины, по которым люди испытывают затруднения при произношении звука «р».

  • Самая распространенная причина заключается в том, что некоторые люди банально не поднимают язык наверх. В данном случае необходимо укрепить кончик языка. Сделать это можно при помощи обычного носового платка. Указательный и большой палец обволакивается платком и далее можно приступить к массированию кончика, путем перетирания.

Также эффективно помогает покусывание. Покусывать следует вдоль всей длины, начиная с кончика, а затем протискивать его через зубы, чтобы размять мышцы. Данные упражнения являются отличной разминкой, перед тем как начать артикуляционные упражнения для звука «р».

  • Одна из причин, по которой некоторые люди не могут «рычать», является проблема с уздечкой. Уздечку хорошо видно, когда язык присасывают к небу, как будто пытаются цокнуть. Губы в таком положении максимально разомкнуты и принимают форму широкой улыбки. Когда рот закрыт, уздечка работать не будет. Очень часто, таким людям советуют обратиться к ортодонту, чтобы подрезать уздечку. В этом нет необходимости, более того, подрезать уздечку не рекомендуется. Уздечку можно растянуть при помощи различных упражнений.

Какие упражнения можно применять? Можно цокать, при этом важно, чтобы рот был широко открыт. Данную процедуру рекомендуется выполнять максимально медленно. Существуют и другие упражнения, которые способствуют растяжке уздечки, которые будут описаны ниже.

  • Звук «р» может произноситься некоторыми людьми некорректно из-за неправильного прикуса, когда нижняя челюсть превалирует перед верхней.

Бывают более серьезные причины, из-за которых очень трудно поставить этот звук. Поэтому лучше обратиться к специалисту за консультацией. Начинать комплекс артикуляционной гимнастики для звука «р» необходимо после того как причина проблемы была установлена.

Основные артикуляционные упражнения

«Орешек» (или «конфетка»)

В данном упражнении роли орешка или конфетки выступает язык. Он упирается в щеку и его необходимо как бы вытолкнуть рукой, нажимая на щеку. Данное упражнение укрепляет мышцы и стимулирует кровообращение.

«Колечко»

Указательный и большой палец необходимо сложить в форме колечка небольшого диаметра и проталкивать в это колечко язык. Чем уже колечка, тем эффективнее упражнение. После упражнения язык необходимо расслабить, высунув его изо рта и свесить вниз.

«Косточка»

Артикуляционная гимнастика для звука «р» в данном упражнении выполняется при помощи счетной палочки, которая выполняет роль косточки. Ее необходимо разместить за верхними резцами и прижать языком. Мысленно досчитав до 10-20, косточку можно убирать.

Далее, необходимо проделать то же самое, но на этот раз, косточка помещается на нижние резцы. Очень важно, чтобы при выполнении данного упражнения, рот был максимально открыт. Чем дольше выполняется упражнение, тем толще должна быть косточка. Многие предпочитают со счетной палочки, переходить на карандаш или ручку.

«Гармошка»

Язык упирается в небо, после чего нужно закрывать и открывать рот. Для усиления эффекта, можно двигать челюстью из стороны в сторону. (Упражнение для уздечки).

Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки. Многие испытывают затруднение, выполняя данную процедуру, потому что не могут расслабить язык. Достаточно просто пошлепать его верхней губой. Чтобы было проще понять, как именно это сделать, положите язык на нижнюю губу в форме чашечки и проговорите «пя, пя, пя!» Затем рекомендуется мысленно досчитать до десяти и подержать язык расслабленным.

«Налей в чашечку воды»

Данное упражнение поможет тем людям, которые не могут придать языку форму чашечки. В шприц набирается вода, после чего необходимо капнуть немного воды на язык и попытаться ее удержать.

Зачастую, форма чашечки автоматически будет достигнута. Все вышеперечисленные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы больше понимать насколько хорошо они получаются.

«Фокус» (или «парашютик»)

Немаловажную роль в произношении играет дыхание. Проблема многих людей заключается в том, что они просто не умеют дуть на язык. Многие вдыхают воздух носом и пытаясь произнести звук «р» выдыхают воздух через нос, что и является причиной некорректного произношения. Какое упражнение поможет решить данную проблему?

Упражнение очень простое, но крайне эффективное. На кончик носа кладется небольшой кусочек ватки, затем язык нужно сложить в форме чашечки таким образом, что при выдохе сдуть ватку с носа.

Постановка звука «р» в домашних условиях

Наиболее правильное положение для постановки звука «р», является положение лежа. Почему положение лежа? Когда человек лежит на спине все мышцы, включая шейные, находятся в расслабленном состоянии. Поэтому поднимая язык к небу в положении лежа, он легче чувствуется.

Постановка, выполняется от протяжного звука «д», при помощи обычной соски. Соска позволяет выполнять упражнение более комфортно и способствует устранению болевых ощущений, которые могут возникать.

Упражнение «Завести моторчик»

На указательный палец надевается соска, язык ставится в правильное положение, которое было описано ранее, рот широко открыт и, при выдохе, во время проговаривания многократного звука «д» водим указательным пальцем по языку. Произношение звука «р» возникнет автоматически. Палец создаст необходимую вибрацию. Вот почему это упражнение называется «завести моторчик». Возможные ошибки, которые могут быть допущены:

  • Неправильное положение губ;
  • Язык должен плотно прилегать к альвеолам;
  • Следует тщательно зафиксировать правильное положение, чтобы язык не болтался из стороны в сторону;
  • Выдыхать необходимо со всей силы.

Упражнение «Ракета»

Широко открыть рот и зафиксировать вышеуказанное правильное положение языка. Затем большими пальцами прижимаем края и резко выдыхаем через рот.

После выполнения вышеописанных упражнений. Можно закрепить свои успехи. Отличным решением, для закрепления гимнастики, будет практика на песенках. Следует выбирать такие песни, которые содержат большое количество слов, ориентированных на звук «р». Также можно проговаривать ряд слов, содержащих в себе букву «р».

Максимальная эффективность всех упражнений достигается путем их систематического повторения. Артикуляционная гимнастика для постановки звука «р» может выполняться в домашних условиях. Однако не стоит отказываться от помощи специалистов, которые обладают необходимым опытом и помогут избавиться от проблем с произношением звука «р» более эффективно.

Для нормального развития речи и четкого произношения всех звуков, необходимо следить за состоянием артикуляционного аппарата.

В него входят следующие органы: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо (ротоглотка), зубы верхней и нижней челюсти (они формируют прикус), губы, носоглотка (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

Многое из перечисленного нужно контролировать со стороны медицины и обследоваться у специалистов по мере надобности.

Но что касается движений языка, губ, то их можно немного корректировать с помощью постоянных упражнений.

Вот о них мы и поговорим. Сейчас рассмотрим максимальное количество артикуляционных упражнений, которые вы можете выполнять с малышом дома перед зеркалом.

ЯЗЫЧОК И ДОМИК

  1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

  1. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

  1. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

БЕГЕМОТИК

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

УЛЫБКА (лягушка улыбается)

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

ХОБОТОК (набираем водичку хоботом)

Описание упражнения 1 : сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

Описание упражнения 2: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

ЗМЕЙКА

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

ЁЖИК БЕГАЕТ ПО КРУГУ

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

РАСЧЕСКА

Описание упражнения : улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

Описание упражнения : надуть одну щёку — сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

ЧАСИКИ

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

КАЧЕЛИ

Описание упражнения : улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

ФУТБОЛ

Описание упражнения : рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Описание упражнения : вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох — через нос, выдох — через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

ИНДЮК

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…

МЕСИМ ТЕСТО (Наказываем непослушный язычок)

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами — та-та-та…; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием

БЛИНЧИК

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, по­ложить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали?

Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

ЧАШЕЧКА

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой.

Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

ЧИСТИМ ЗУБЫ

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения : рот закрыть, имитировать полоскание рта.

КИСКА СЕРДИТСЯ (ГОРКА)

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения : улыбнуться, окрыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

ПАРУС

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

МАЛЯР

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

ГРИБОК

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

ГАРМОШКА

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри упражнение «Гриб» на с. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

ДЯТЕЛ

Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала

медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

  1. Потом дятел стал стучать по-другому: «Д-дд, Д-дд…» (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд.
  2. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д…». Выполнять 10-15 секунд.

КОМАРИК

Описание упражнения : улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

МОТОРЧИК

Давай мы попробуем завести моторчик.

Описание упражнения : улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН — дын, дын; ДЫН — дын, дын…» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.

Эти все изображения взяты из книги Елены Косиновой «Гимнастика для развития речи».

Отдельно изображения можно скачать на сайте , а всю книгу можно приобрести в отделах учебной литературы или в интернет-магазинах.

Всем нам известно, что буква «р» довольно сложно произносится. Многие люди в детстве не могут правильно выговаривать эту букву в словах, а у некоторых и с возрастом ничего не меняется. Папы и мамы для исправления дикции у ребёнка прибегают к услугам профессионалов. Но можно тренировать своё дитя и дома. Эта статья, как раз и послужит вам небольшим учебным пособием.

Как подойти к решению проблемы

В состав речевого аппарата входят: гортань, голосовые складки, ротоглотка с мягким и твёрдым нёбом, язык, губы, зубы, носоглотка и органы дыхания.

Возможные причины дефекта речи

Это могут быть отклонения после травмы и врождённые дефекты. Основной причиной многие специалисты считают недостаточное общение взрослых и детей. Маленький человечек должен и слышать нашу речь и видеть движение мышц нашего лица. Не допускайте скованности и стеснения ребёнка во время занятий. Недостаток речи вызывает комплексы в общении, что может повлиять на успеваемость. Чёткая дикция способствует лёгкой адаптации в новом коллективе. Обратим внимание на необходимые упражнения, в решении этого вопроса.

Общие понятия

Наша цель — качественно поставить речь. В процессе образования звука участвуют органы носоглотки и ротовой полости человека. Правильная постановка этих органов в комплексе даёт чёткий и ясный звук. Проходя этапы данной гимнастики, малыш обучается преобразовывать простые звуки в сложные звуковые фразы. Добиться всего вышесказанного нам помогут методические рекомендации по проведению необходимых уроков.

С чего начать

Малыша нужно заинтересовать, и выделить из его устоявшегося графика несколько минут для необходимых тренировок. Урок рекомендуется красочно оформить и интересно подать, так что бы разница между игрой и занятием была бы не заметна. Перед началом занятий не допускайте перевозбуждения организма ребёнка. В спокойном состоянии ребёнок способен лучше сосредоточиться на напряжении тех или иных мышц. Плюс ко всему, он будет более внимательным и качественно выполнит задание. На данном этапе мы плотно подошли к нашей главной задаче.

Основные принципы обучения

Здесь важно создать обстановку, в которой ребёнок будет чувствовать себя свободно. При проведении занятий необходимо учитывать временную и силовую нагрузку, а так же положение тела ученика. Ни в коем случае нельзя ускорять процесс обучения, что может негативно отразиться как на качестве произносимых звуков, так и на желании малыша заниматься. Будьте внимательны, терпеливы и настойчивы в проведении тренировок и тогда всё получится.

Обязательные правила

  1. Тренировка проводится ежедневно, при регулярном повторении организм запоминает движения. Достаточно три раза в день по 5 минут.
  2. Начинаем тренировку с движения губ и щёк. Далее идём во внутрь рта.
  3. Требуемое упражнение выполняется около пяти раз. Не следует перегружать мышцы и делать более трёх упражнений за урок, во избежание появления усталости.
  4. Не забываем о статических упражнениях, для удержания группы мышц в нужном положении в пределах пятнадцати секунд.
  5. При планировании занятий педагогу следует вначале ввести простые упражнения и связать их с игрой. Далее постепенно можно усложнять задания.
  6. При закреплении материала необходимо вводить новое упражнение. Оно должно быть только одно — первое. Остальные должны повторяться как закрепление предыдущих тренировок.
  7. Гимнастику выполняют, находясь в сидячем положении, при этом нужно следить за правильной осанкой.
  8. Выполняя упражнение, ученик должен видеть лицо взрослого и контролировать своё. В этом случае хорошо помогут зеркала, как настенные, так и переносные настольные небольшого размера.
  9. В учебном процессе каждое движение, необходимо соотнести с каким ни будь образом, можно с изображением на открытке или рисунке. На последующих занятиях у ребят будет срабатывать зрительная и мышечная память.

Вместе – мы сила

Взрослый и ребёнок должны добиваться улучшения дикции сообща. Это взаимодействие прослеживается в следующих рекомендациях:

  1. Педагог объясняет задание и вступает с ребёнком в игру.
  2. Затем показывает необходимое для повтора упражнение.
  3. Далее малыш повторяет и отрабатывает задание самостоятельно. Взрослый контролирует правильность, последовательность и плавность выполняющихся движений.
  4. Ученик может не сразу качественно выполнить артикуляционный жест и здесь надо будет ему помочь либо шпателем, либо чистым пальцем, либо чайной ложкой.
  5. К учебно-методическому процессу необходимо подходить творчески. Например, для того, чтобы ученик в процессе произношения в нужное место подставил язык, намажьте это место вареньем

Примеров артикуляционных упражнений очень много, но нас интересует подвижность языка.

Постановка буквы «р»

Опишем комплекс артикуляционной гимнастики, при качественной отработке которого, мы придём к правильному произношению звука «р». Одно из упражнений — дятел, в комплекс артикуляционной гимнастики также входят упражнения:

1.«Лошадка»

Укрепляем мышцы языка.

Делаем язычком согнутую лопаточку, подсасываем её к нёбу и затем резко опускаем, расширяя язык и ударяем по внутренней стороне нижних зубов. При этом слышится «цок-цок-цок».

2.«Маляр»

Отрабатываем подвижность языка.

Улыбнуться, открыть рот и поднять язык к бугорочкам верхних зубов. Водить по нёбу вперёд — назад. Представьте, что нёбо красите кисточкой.

3.«Грибок»

Отрабатываем статическое напряжение языка.

Приоткрыть рот и медленно цокать языком. Остановить язычок на нёбе и присосаться к нему. Удержать подольше «грибок», растягивая подъязычную уздечку.

4.«Дятел»

Развиваем умение удерживать кончик языка у альвеол (посадочное место) верхних зубов.

Широко открыть рот, острие языка поднять вверх и с силой ударять в бугорки над верхними зубами, постучать в них: «д-д-д»».

5.«Пчёлка»

Учимся удерживать макушку языка, вибрируя им у верхних альвеол.

Открыть рот. Кончик язычка поднять к альвеолам верхних зубов. Мысленно провести стрелку от основания языка к выходу изо рта. Сильно выдохнуть по направлению этой стрелки, получится звук «дз», который нужно повторять, приминая язычок к бугоркам — «дз-дз-дз» Развиваем. Необходимо почувствовать кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха. Ощутить вибрацию языка.

6.«Заведи мотор»

Ставим и развиваем вибрацию языка.

Открываем рот, поднимаем кончик языка к альвеолам(верхние зубки). Сильно выдыхаем и произносим «дз-дз-дз» в ускоряющемся темпе. Чистый указательный палец вставляем в ротик под язык и делаем колебательные движения — запускаем мотор. Мотор рычит: «р-р-р-р-р». Вот мы и нашли звук «р»!

Первый звук «р», из уст вашего ребёнка не будет отчётливо слышен. В дальнейшем, если строго будут соблюдаться рекомендации по проведению занятий, этот звук станет выразительным и чётким в произношении. Хотя, если ребенок начал выговаривать желаемый звук, его дальше можно развивать не с помощью артикуляционных упражнений, а с помощью целенаправленного выговаривания слов, в которых есть желаемый звук.

Данный комплекс упражнений дятел артикуляционной гимнастики — это только небольшая часть всех тех упражнений, которые следует отрабатывать при выявлении тех или иных дефектов речи у ребёнка. В начале курса этих занятий у малыша будет наблюдаться напряжённость не только мышц лица, но и мышц всего тела. Впоследствии со временем напряжение исчезнет, движения речевых органов станут, естественными и скоординированными. Систематическое занятие детей с родителями, качественная организация уроков у логопедов — это залог скорейшего успеха в ликвидации дефектов речи у детей. Впоследствии ребёнок, без каких либо трудностей усваивают и произносят слова сложной слоговой и звуковой структуры.


Для произнесения звуков «Р, Рь» необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении звука „Р“.

Артикуляционные упражнения

Лопатка

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы


Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Забиваем гвозди

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов.

Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.


Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

Фокус

Цель : вырабатывать подъем языка вверх, умение направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя.

Грибок

Цель : растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Гармошка

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать - закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Пощелкать кончиком языка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.


Лошадка

Цель : укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.


Автомат

Цель : вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Большинство отечественных логопедов сходятся во мнении, что научиться правильно и бегло произносить звук Р - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных логопедических упражнений на постановку звука Р.

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р - один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» - иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом - научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно - то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки - так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму - резать или нет - и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь - современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе - и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько... гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» - пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф , няня-нана , дверь-твер , табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание - это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки - в том числе и звук Р - определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Логопедическим упражнениям - самое время

Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы , в небо улетают шаиики , а молоко дают коёвы ...

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

  • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
  • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
  • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает - ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать - если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Запомните одно простое правило : любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь - это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда - огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша - и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

Упражнения для разминки

Постановка звука Р - это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо - от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

Упражнение «Маятник». Как и в первом случае - нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону - от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

«Чистим зубки». Исходное положение - улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя - на месте ли он.

Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука Р

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

  • 1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
  • 2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто - с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» - таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
  • 3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно - вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
  • 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...

Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом. Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить...

Вы и есть - «учитель года»!

Поскольку дети - это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка - самый лучший учитель и наставник.

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером - и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения - на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» - то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же - звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении... Если вы сознательный и любящий родитель - остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае - либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.

Новое на сайте

>

Самое популярное