Домой Природное земледелие Эффективные занятия логопеда. Логопедические упражнения с детьми – видео. Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

Эффективные занятия логопеда. Логопедические упражнения с детьми – видео. Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

Грамотная и четкая, внятная и понятная речь дошкольника – мечта любого родителя, но нередко возникают ситуации, когда проблемы в произнесении звуков настолько явные, что без вмешательства профессионалов не обойтись. Важное значение приобретают логопедические занятия для детей в возрасте 5-6 лет, проводимые дома. Различные упражнения, выполняемые детьми под чутким руководством любящих родителей, нередко оказываются более результативными и полезными, чем регулярные встречи с логопедом-дефектологом.

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его . И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы [р] и [л], если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его «результаты» лучше всего оценивать не в сравнении с другими детьми, а сопоставляя его собственные итоги различных периодов.

Возможные речевые дефекты

Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут. Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях.

Возможно несколько видов нарушения речи:

  • заикание;
  • дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы [р] и [л], [ш] и [ж].
  • гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
  • ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
  • неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.

При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.

В каких случаях следует посетить специалиста?

Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:

  • очень бедный словарный запас;
  • неспособность правильно произносить большое число звуков;
  • неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
  • постоянные пропуски части слогов в словах;
  • медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
  • неразборчивая речь, заикание;
  • постоянные запинки и паузы.

В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

Роль родителей

Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.

Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.

  • Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
  • Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
  • Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
  • Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
  • Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
  • Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
  • Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.

Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.

Построение домашнего занятия

Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.

Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.

Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.

Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.

  • Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука [с] можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
  • Проговаривание стишков с проблемными звуками.

Для улучшения произнесения звука [р] подойдет такое стихотворение:

Ра-ра-ра – резвится детвора!

Ро-ро-ро – раздаем добро!

Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!

Ры-ры-ры – пес вылез из норы!

В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.

Артикуляционная гимнастика – лучшая разминка

Следует предложить малышу выполнить упражнения, направленные на тренировку различных групп мышц. Описание их представлено в таблице.

Мышцы Варианты заданий
Губы Улыбнуться так, чтобы зубы не были видны, удержать такое положение от 5 до 30 секунд.«Хоботок». Сложить губы трубочкой и зафиксировать положение.«Заборчик». Улыбнуться таким образом, чтобы верхние и нижние зубы были открыты, зафиксировать положение.
Язык «Лопатка». Язык, не высовывая, ребенок помещает на нижнюю губу и удерживает в таком положении 5 секунд.«Качели». Перемещать язык вверх и вниз, держа рот открытым.«Почистим зубы». Кончиком языка «пройтись» по задней стороне верхних зубов, потом – по нижним.«Змейка». Максимально высунуть язык и постараться сложить его трубочкой. Повторить не менее 5 раз.
Подъязычная связка «Лошадка». Поцокать языком, имитируя цокот копыт. Потом упражнение усложнить – цокать быстро или медленно, громко или тихо.«Грибок». Плотно прижать язык к небу, удержать в таком положении несколько секунд, расслабить.
Щеки «Шарики». Надуть обе щеки, потом осторожно хлопнуть по ним, выпустив воздух, – «лопнуть» шарик.«Хомяк». Надуть обе щеки, словно хомяк. Затем надуть поочередно.«Голодный хомяк». Втянуть щеки, зафиксировать положение на несколько секунд, расслабиться.

Включать все упражнения в тренировку не стоит, необходимо выбрать 2-3 из них и как следует проработать, но при этом внимательно следить за тем, чтобы в течение недели были задействованы все группы мышц. Проще всего составить план занятий на семь дней, в котором расписать, в какой день какое именно упражнение будет выполняться.

Каждое упражнение из комплекса, предлагающее зафиксировать определенное положение, сначала выполняется по 5 секунд, постепенно длительность увеличивается до 30. Родитель вслух может считать, это поможет ребенку запомнить числа.

Многообразие форм и игр

Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания:

  • не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками;
  • «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст;
  • проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты.

Еще более увлекательным логопедическое занятие можно сделать, если одеть малыша в костюм изображаемого животного.

Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив.

Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы [р] можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать.

Чтобы ребенок не уставал, каждые 5-10 минут занятия следует делать перерыв и заниматься дыхательными упражнениями. Например, «Одуванчик» — сделать глубокий вдох носом, будто вдохнуть аромат цветов, а после – выдохнуть ртом, словно подуть на пушистый одуванчик.

Познавательные занятия

Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.

Возможно несколько вариантов таких игр.

  • Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
  • «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема [р], то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
  • Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.

При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.

Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе.

Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:

  • Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.);
  • Муляжи фруктов, овощей и т. д.;

  • Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики.

Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий — нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.

Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.

Логопеды советуют для достижения результата заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;

  • Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
  • Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Начнем с вас. Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. А ведь когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты». Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.

Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Наглядность. Логопеды советуют озвучивайть любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.

Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз: логопеды не советуют перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи — стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания — поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).

Читайте. Логопеды советуют читать как можно больше коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Только вы! Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.

О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, логопеды советуют начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.

При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи. Например:


Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Главный совет логопедов: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.

У дошкольников часто встречается неправильное произношение или отсутствие некоторых звуков. Для родителей важно не упустить момент для занятий. Для этого необходимо не только проконсультироваться со специалистами, но и читать специализированную литературу.

Стоить помнить о том, что для красивой и правильной речи заниматься необходимо ежедневно . И чем раньше начать занятия, тем лучше. Причем логопедические упражнения для детей, разработанные логопедами, полезны не только детям, у которых есть дефекты произношения. Они будут полезны и детям без трудностей с произношением.

Обычно в 4-5 лет у детей формируется чистое произношение. Но могут возникать сложности с отдельными звуками. Это звуки «р», «л» и шипящие. Бытует мнение, что подобные дефекты пройдут со временем без постороннего вмешательства. Но это совсем не так. И занятия, даже дома с мамой, просто необходимы.

В 5-6 лет малыш должен иметь определенные навыки:

Если что-то из перечисленного выше вызывает у ребенка затруднения, то нелишним будет посещение специальных курсов или выполнение логопедических заданий дома. Плюсы в посещение логопедических центров в том, что с ребенком будет заниматься профессиональный логопед. Но его работа часто стоит достаточно дорого. Поэтому любящие родители могут изучить необходимые материалы и заниматься с ребенком дома. Плюсом будет то, что ребенок не будет чувствовать себя не комфортно из-за незнакомой обстановки и общения с незнакомым человеком.

Виды дефектов

Нарушений речи может быть огромное количество. Ведь у каждого ребенка они уникальны. Но делятся они на основные 7 видов:

Развитие с пеленок

Не стоит удивляться тому, что развитием речи необходимо заниматься с первых месяцев жизни. К этому относится развитие мелкой моторики. Ведь именно она способствует развитию отделов головного мозга, отвечающих за речь.

Особенно полезны пальчиковые игры, массаж ладошек, игры с различными фактурами. Ребенку полезно рисовать (особенно пальчиковыми красками), лепить из глины и пластилина, собирать пазлы и мозаики, строить из конструкторов, играть в шнуровки и нанизывать бусины. Особенно полезно делать все это в компании родителей.

Необходимо с первых дней разговаривать с малышом. К этому можно приобщить братьев и сестер. Необходимо читать ему книги, рассказывать сказки и стихи. Еще можно озвучивать свои действия.

Когда пора к логопеду?

В современном мире живое общение и чтение книг отошли на второй план. Их место заняли телевизор и интернет . Дети чаще смотрят мультики, чем слушают сказки. И это может пагубно отразиться на их речевом развитии.

Дефекты звукопроизношения встречаются чаще. Но родители из-за ограниченного общения с детьми не всегда могут заметить проблему. Или замечает поздно. А логопедические проблемы требуют безотлагательного вмешательства. И чем раньше это произойдет, тем быстрее от нее можно будет избавиться.

Логопедические занятия дома

Мама может обратиться с проблемой как к специалисту, так и к специализированной литературе. На сегодняшний день написано большое количество книг по логопедическому развитию.

Для того чтобы логопедические упражнения для детей 5-6 лет дома были успешны и принесли результат, необходимо соблюдать определенные правила:

Этапы занятий дома

При проведении занятий необходимо соблюдать определенный порядок .

  1. Пальчиковая гимнастика. При занятии необходимо не просто просить ребенка повторить какие-либо действия. Гораздо эффективней будет разучивание специальных стишков («Сорока-ворона», «Бегемот»). Они чаще всего короткие, и ребенку будет интересно выполнять упражнения с одновременным проговариванием. Не менее полезно для развития мелкой моторики играть с мелкими предметами и разными фактурами, например, с крупой, различными тканями;
  2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление мышц. Без этого не стоит начинать ставить ребенку звуки. Упражнения могут быть динамичными (когда губы и язык двигаются постоянно при выполнении упражнений) и статическими (когда они занимают определенное положение и удерживают его несколько секунд). Данные упражнения сложнее выполнить малышу, но они очень важны. Именно благодаря им мышцы готовятся к произношению определенных звуков.
  3. Развитие фонематического слуха. Так как ребенок учится, воспринимая речь других, то важно чтобы они говорили правильно. Данные упражнения в основном основаны на звукоподражании.

После того как выполнена гимнастика, можно заняться постановкой звуков. Самыми коварными логопеды считают шипящие, «р» и «л». ребенок может просто пропускать их в словах. В этом нет ничего страшного. Со временем он их освоит. Но когда на их место малыш ставит звуки с более легким произношением, то пора вмешиваться специалисту или родителям.

Постановка звука «р»

При сложностях с произношением «р» обязательна консультация логопеда, так как причиной может быть короткая уздечка . В этом случае ее необходимо будет подрезать в медицинском учреждении.

Если длина уздечки нормальная, то у ребенка нарушен фонематический слух, который может зависеть от генетики, или плохо развит артикуляционный аппарат. Это устраняется упражнениями. Но не стоит беспокоиться, если ребенок в 2-4 года не выговаривает сложный звук. Начинать занятия следует, если ситуация не измениться к 5 годам .

Постановка звука «л»

Основные упражнения на артикуляцию:

  1. Разговор индюшки. Открыть рот, двигать в стороны языком, произнося при этом «бл-бл», имитируя голос рассерженного индюка.
  2. Гамак. Это для языка своеобразная растяжка. Его кончик упирать нужно попеременно в верхние и нижние зубы и задерживать положение как можно дольше. Язык в это время должен напоминать своеобразный гамак.
  3. Лошадь. Пощелкивание языком верхнего неба обычно дается деткам легко и они выполняют его с большим удовольствием.
  4. Грибочек. Язык нужно упереть всей поверхностью в верхнее нёбо, а челюсть опустить вниз. При этом уздечка сильно натягивается.
  5. Гул самолета. Ребенок должен изобразить, как гудит самолет. Язык в это время нужно прижать к верхним зубам, а не располагать между.

Постановка шипящих звуков

Самые простые логопедические упражнения для тренировки произношения шипящих звуков - подражание насекомым и животным в игровой форме . Например, ребенку можно предложить полетать как комарик или оса, произнося в это время звук «с-с-с» или «з-з-з».

Если предложить ребенку стать паровозиком, то можно тренировать произношение звука «ч-ч-ч». тренировать звук «ш-ш-ш» можно, изображая распиливание дров или шум прибоя.

Для занятий удобно использовать картинки . Взрослый показывает изображение комара, паровоза, прибоя, а ребенок озвучивает предмет, изображённый на картинке.

Для логопедических занятий с детьми лучше выбирать игровые формы. А так как дети любят подражать, то взрослому обязательно нужно показывать, как выполнять упражнение правильно. При этом ребенок не только должен слышать произношение, но и видеть мимику взрослого. Поэтому необходимо разговаривать с ребенком на одном уровне. Но главное, чтобы малышу было интересно заниматься. Тогда упражнения обязательно принесут положительный результат.

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей - помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря (к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного и . Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

  • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
  • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
  • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
  • должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
  • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком - необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
  • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей - такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
  • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи - язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая - тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз - это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли - ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно - выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны - это корни. Встряхнули ладошки - листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

  • Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

1. «Улыбочка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

2. «Заборчик»

Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

3. «Птенчик»

4. «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

5. «Лопаточка»

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

6. «Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

7. «Оближем губки»

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

8. «Почистим зубки»

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

9. «Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

10. «Змейка»

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

11. «Орешек»

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

12. «Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

13. «Киска сердится»

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

Новое на сайте

>

Самое популярное