Домой Плодовые деревья Кто может преподавать астрономию в школе. Звездные войны: как и зачем возвращать астрономию в российские школы

Кто может преподавать астрономию в школе. Звездные войны: как и зачем возвращать астрономию в российские школы

Среднее общее образование

Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (11)

Астрономия в школе: 5 актуальных вопросов

Недавняя новость о введении астрономии в число обязательных предметов школьной программы многих удивила. Мы попытались разобраться в ситуации и ответить на интересующие всех вопросы.

Когда астрономия станет обязательным предметом в школе?

Минобрнауки России вводит в число обязательных предметов образовательной программы среднего общего образования курс «Астрономия» с нового учебного года (2017/2018).

В своем выступлении на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула: «Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного - астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно. Никаких часовых изменений не происходит» ().

МОСКВА, 17 фев — РИА Новости, Ольга Добровидова. В начале февраля 2013 года в интернете появились сообщения о том, что некая группа православных активистов якобы намерена собрать 100 тысяч подписей, чтобы запретить в российских школах и университетах преподавание астрономии.

Несмотря на сомнительный первоисточник, новость какое-то время очень активно распространяли СМИ — по крайней мере, пока в середине февраля, по меткому выражению астронома Дмитрия Вибе, астрономия не прилетела прямо в окна, в том числе и нескольких челябинских школ. С тех пор новой информации об этой "инициативе" нет.

Российский космический телескоп "Радиоастрон" вошел в книгу Гиннесса Российский космический аппарат "Спектр-Р" ("Радиоастрон") вошел в книгу рекордов Гиннесса как самый большой космический радиотелескоп, сообщает Астрокосмический центр Физического института имени Лебедева.

По данным ВЦИОМ, в 2013 году астрономия замыкала тройку областей науки, которые вызывают наибольший интерес у россиян, после медицины и технических достижений — ею интересуется 16% опрошенных. Правда, есть вероятность, что это не совсем та астрономия, которой интересуются в институтах РАН: по данным сервиса "Яндекс.Слова", пришельцы, таинственная планета Нибиру и конец света по различным календарям пользуются у русскоязычных пользователей сети не в пример большим успехом, чем, скажем, американский марсоход Curiosity или российская обсерватория "Радиоастрон".

Астрономия в школах в России не запрещена — никакого формального запрета на введение такого урока в учебный план не существует, и тем не менее этот "зверь" едва ли не более редкий, чем амурский тигр. РИА Новости побеседовало с известными российскими астрономами и попыталось разобраться, где и как найти место в школьном расписании для науки, которая "не оставляет места чуду", но взамен может открыть глаза на строгую красоту настоящей бесконечности.

Урок истории урока

Как пишут в известной статье для журнала "Земля и Вселенная" 2002 года Ефрем Левитан и Александр Румянцев, в начале XX века астрономию "преподавали практически во всех типах средних учебных заведений России", и до революции 1917 года в стране выпускалось 45 различных учебников только на русском языке. Правда, это были учебники по космографии — описательной астрономии, которая, как постановили на Всероссийском совещании преподавателей физики, химии и космографии в июне 1917 года, "венчает собой реальное образование в средней школе". Традицию преподавания астрономии в школе затем успешно "унаследовал" СССР.

"С кем же в космос?": ученые о том, зачем школьникам звезды По данным ВЦИОМ, лишь около 1% россиян считают астрономию бесполезным школьным предметом - такие же показатели, например, у литературы, истории, географии и обществознания.

Постепенное ее "размывание" в школьной программе началось в 1993 году: как однажды пояснили РИА Новости в Российской академии образования (РАО), где ведется разработка новых образовательных стандартов, курс астрономии в то время не вписывался в их общую структуру. Сейчас астрономия не фигурирует в федеральном базисном учебном плане, но школы могут по желанию вводить ее как курс по выбору.

Почти пять лет назад, в марте 2009 года, участники конференции "Астрономия и общество", проходившей в Москве в рамках Международного года астрономии, попросили власти РФ вернуть преподавание астрономии в школах, восстановить астрономическую подготовку в педагогических вузах и обеспечить господдержку популяризации этой науки. После этого вопрос о "школьной" астрономии периодически поднимался то учеными, то журналистами, а то и молодыми специалистами аэрокосмической отрасли — как, например, на большой лекции тогда еще руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина для студентов технических вузов в сентябре 2012 года.



После ЧП с метеоритом надо вернуть астрономию в школы, считает сенатор Астрономия была исключена из обязательной школьной программы в 1993 году. Российские астрономы ещё в 2009 году выступали с призывом вернуть преподавание этого предмета в школе и восстановить астрономическую подготовку в педагогических вузах.

Во всех смыслах внезапный поворот в дискуссии об астрономии в школах принес челябинский метеорит, "навестивший" Урал почти год назад: после 15 февраля о необходимости возвращения предмета в школьную программу заговорили уже не только те, кто боролся за это предыдущие пять лет. Так, сенатор от Челябинской области Константин Цыбко тогда заявлял, что для того, чтобы люди с ранних лет могли понимать природу таких ЧП, "мы обязаны вернуть астрономию (в школу)".

Год спустя Цыбко в беседе с РИА Новости, в частности, приветствовал то, что "на 2013/2014 учебный год министерство (образования и науки — ред.) рекомендовало учебным учреждениям астрономию как отдельный предмет", и впервые рекомендован отдельный учебник по астрономии. Сам сенатор считает астрономию предметом не только интересным, но и необходимым для того, чтобы человек сформировался как личность.

Астрономическая сложность

"Вопросы школьного астрономического образования — это очень чувствительная тема в кругах астрономов и любителей астрономии. На любой конференции, где начинаются дискуссии по этому вопросу, остановить их практически невозможно. Сколько астрономов, столько и мнений", — отмечает учёный секретарь Научного совета РАН по астрономии и координатор астрономических олимпиад под эгидой РАН Михаил Гаврилов.

Действительно, безоговорочно все согласны только с тем, что астрономия — удивительная наука, от более близкого знакомства с которой школьники только выиграют. Подвох здесь, как и везде, в деталях — от того, в каком классе и как нужно проводить это знакомство, до того, что вообще понимать под астрономией как школьной дисциплиной.

Ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ Сергей Попов, восемь лет преподававший астрономию в "родной" школе, убежден, что в качестве отдельного предмета, которому будет уделяться, очевидно, немного времени, астрономии в школе просто не "выжить".

"На самом деле невозможно даже на уровне подготовки учителей мотивировать студентов серьезно, массово — везде важно слово "массово" — если предмет ведется один час в одном классе. Любой похожий предмет будет обречен на какое-то неполноценное существование в школьном цикле, он всегда будет даже не вторым эшелоном, а последним, сколько эшелонов ни сделать", — считает Попов.

По его мнению, базовым астрономическим знаниям место в природоведении, а, например, базовые астрофизические знания, скажем, о происхождении химических элементов и расширении Вселенной, можно "раскидать" по курсам физики и химии.

Сторонники "автономной" астрономии возражают, что лучше восприниматься эта дисциплина будет все-таки как отдельный предмет. Кроме того, они не уверены в том, что учителя, ведущие другие предметы, к которым в теории "подселят" расширенные элементы астрономии, на практике не воспользуются возможностью их самовольно "выселить".

"По личному опыту, обычно такие блоки, как правило, "проглатываются". Когда я учился в школе, астрономия как раз постепенно исчезала, физик ее получил в свое распоряжение и, в общем, быстро упразднил. Такая система не предполагает подготовку отдельных преподавателей по астрономии, и поэтому учителя, которым это в результате доверят, будут недостаточно квалифицированными", — считает старший научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Олег Угольников.

Директор ММК: школьники очень мало знают о космонавтике О том, что нового появилось в экспозиции Мемориального музея космонавтики (ММК), о новых формах контакта с посетителями, о взаимодействии с городскими властями, о перспективах и сотрудничестве с российскими и зарубежными коллегами в интервью РИА Новости рассказал директор музея, Герой России космонавт Александр Лазуткин.

Михаил Гаврилов, вместе с тем, отмечает, что хотя общеобразовательная астрономия была бы желательна как отдельный предмет в 8-9 классе, в данном случае "желания должны соответствовать возможностям".

"Здесь замкнутый круг. Сейчас объявить астрономию отдельным обязательным предметом просто невозможно: нет учителей. А нет учителей, потому что нет спроса на выпуск специалистов по преподаванию астрономии. А спроса нет, поскольку нет обязательного предмета", — поясняет Гаврилов.

Не более определенные перспективы и у вопроса обязательности астрономии как предмета, как замечает сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева (ФИАН) Сергей Богачев, "в эпоху, когда всерьез обсуждается, нужна ли в школе обязательная математика, я не рискну настаивать, что астрономия должна быть обязательным предметом".

"Астрономия как отдельный предмет — это украшение любой школы. Но исходя из реальности, сейчас трудно этого требовать", — заключает Анатолий Засов, руководитель отдела внегалактической астрономии и ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ.

Назад дороги нет

Советский опыт школьной астрономии ученые оценивают по-разному, но почти все согласны с тем, что "механическое" возвращение отдельных и обязательных уроков в выпускном классе образца 1980-х годов сегодня невозможно и даже скорее вредно.

"Я учился в советское время в советской школе, у меня в аттестате оценка по астрономии стоит, но я клянусь, что у меня ее не было в программе, не было уроков", — говорит Попов, называя базовый советский учебник по астрономии очень скучным и "совершенно не про то".

Ученый секретарь Национального комитета российских астрономов, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН (ИНАСАН) Олег Малков вспоминает, что его учительница знала астрономию гораздо хуже, чем сам будущий ученый к выпускному классу. По его мнению, "большинство коллег могут сказать это о своих учителях", поскольку зачастую это были физики, которые, возможно, прекрасно знали свой предмет, но не астрономию.

Не нравились школьные учебники и астроному Леониду Еленину из Института прикладной математики РАН.

"То, что было, когда я учился в школе, концептуально не верно. Астрономия — красивейшая наука, много тайн и удивительных вещей. А в прошлых учебниках, как и в программе, ставка была на зубреж формул и законов, которые и не нужны. Если человек будет этим заниматься, он и так будет их помнить и знать", — говорит Еленин.

Чтобы не вызывать у нынешних школьников лишних вопросов по поводу нужности "формул и законов", обязательный компонент астрономии, в каком бы виде он ни присутствовал в школьной программе, иногда предлагают свести к той самой описательной астрономии, истории науки или совсем базовому набору астрономических и астрофизических знаний.

При этом, как отмечает Малков, такая школьная астрономия будет уже скорее "заманухой", приглашением к более подробному изучению науки о Вселенной, чем реальным размещением знаний в головы школьников.

"Застигнуть" в нужный момент

Тот же Малков рассказывает, что однажды провел эксперимент в аудитории из 100 астрономов, среди которых были люди "от аспирантов первого года обучения до членов-корреспондентов Академии наук".

"Я задал аудитории два вопроса. Первый вопрос был — проходили ли вы астрономию в школе? Я попросил поднять руки тех, у кого астрономия была в выпускном классе. Поднялось довольно много рук, кроме самых молодых аспирантов. После этого я попросил оставить руки поднятыми только тех, для кого именно эти уроки астрономии в выпускном классе повлияли на их выбор заниматься астрономией. Осталась торчать одна рука", — говорит Малков.

По его словам, в девяти случаях из десяти человек принимает решение заниматься астрономией или существенно до выпускного класса, или после, когда он уже выпустился из школы и попробовал себя в других "родственных" областях науки. По словам Малкова, сам он к пятому классу уже отчетливо понимал, что хочет заниматься астрономией.

"Я преподавал астрономию начиная со старшей группы детского садика, когда моя дочь училась, а потом во всех классах школы, и заметил, что основной интерес и желание узнать, как устроен мир, звезды, планеты, галактики, — это где-то с третьего класса по восьмой, в пятом-шестом самый пиковый интерес", — поддерживает его точку зрения Владимир Сурдин, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ.

Где-то в это время, считают ученые, и нужно пытаться "застигнуть" ребенка и заинтересовать его хотя бы самыми базовыми астрономическими знаниями — так, чтобы потом они сами пошли на более сложные курсы, в том числе и по выбору.

В том, что астрономия детям по-настоящему интересна, не сомневается автор и ведущий научно-популярного проекта "Карманный ученый" Илья Колмановский. Около 20% вопросов, которые дети и иногда взрослые задают биологу, тем не менее, оказываются про астрономию: к "Карманному ученому" обращаются, чтобы узнать, как так может быть, что Вселенная бесконечна, и "что там дальше", где была точка, где произошел Большой взрыв, и можем ли мы ее сейчас показать пальцем. Больше всего вопросов по статистике задают пятилетки, дети 8-9 лет и те самые "средние школьники" 10-12 лет.

"Вопросы по астрономии попадаются очень часто, каждую неделю. Я биолог и поэтому не в каждом выпуске отвечаю на эти вопросы. Как правило, когда мне надо на них ответить, я привлекаю моих коллег, я звоню им, и они отвечают. Один раз мне удалось попросить (знаменитого математика и физика из Оксфордского университета — ред.) Роджера Пенроуза ответить на один из вопросов по астрономии", — говорит Колмановский.

Откуда берется бред

Челябинский метеорит: что ученые узнали за год 15 февраля 2013 года в районе Челябинска упало довольно заурядное космическое тело. Уникальным это падение сделало место и время. Это первый в истории случай падения крупного метеорита в густонаселенной местности, поэтому никогда еще падение метеорита не наносило такого серьезного ущерба.

Судя по некоторым социологическим опросам, телефоном "Карманного ученого" стоило бы обзавестись примерно трети россиян. Около 30% граждан, по данным ВЦИОМ, не уверены, что в феврале 2013 года в небе над Челябинском оказался именно метеорит, при этом 1% списывает произошедшее на НЛО. В 2007 году 28% опрошенных согласилось с утверждением о том, что Солнце вращается вокруг Земли, а в 2011 году таких нашлось уже 32%.

"Я не верю, что здесь вопрос только в качестве школьной программы. В частности, те же люди, которые в шестидесятые годы обучались в советских школах по очень качественным программам, потом в конце 80-х заряжали банки с водой перед телевизором", — говорит Сергей Богачев.

Кроме того, Сергей Попов напоминает, что такие базовые вопросы, как "взаимоотношения" Солнца и Земли, никогда не были основным предметом изучения астрономии как отдельного предмета — претензии, по его мнению, следует направлять по другому адресу.

"Есть у людей такая иллюзия, они говорят, "ага, вот, значит, в школе нет астрономии, и поэтому дети не знают, почему летом тепло, а зимой холодно". Это полная глупость, потому что это не учится в курсе астрономии 11-го класса и никогда не училось, это природоведение, и эти знания все равно детям должны были быть даны", — говорит ученый.

В целом астрономия, отмечает Анатолий Засов, — не "лекарство от всех болезней, но окно в мир": насильно уровень астрономической грамотности всех без исключения школьников поднять не получится, но базовую культуру привить вполне можно.

Пусть меня научат

Правда, для этого еще нужно найти "садоводов". Уже упоминавшийся замкнутый круг — необязательность астрономии приводит к дефициту ее учителей, что, в свою очередь, при всем желании не дает сделать предмет обязательным — требует либо коренной реформы системы подготовки кадров, либо согласия с тем, что "астрономическая" ответственность ляжет на учителей других профилей, прежде всего физиков.

По данным тех же Левитана и Румянцева, до 1978 года учителей астрономии готовил только Горьковский педагогический институт. Затем "астрономических" педвузов стало 11, и к 1985 году они все вместе ежегодно принимали на эту специализацию 600 человек. К 1990 году астрономия преподавалась в 166 институтах СССР, а учителей по специальности "физика и астрономия" готовили в 14 пединститутах. Сейчас же, отмечает Анатолий Засов, подготовка учителей в педвузах идет таким образом, что они "не нацеливаются на преподавание астрономии", поэтому сами учителя ее плохо знают.

ГАИШ периодически проводит двухнедельные курсы по астрономии для педагогов, по итогам которых выдает сертификаты МГУ. По словам Засова, эти сертификаты в школах ценятся, но "поскольку там нет такого предмета, довольно неохотно их (учителей) направляют на эти курсы из школ". Участие московских преподавателей поддерживает городской департамент образования, а иногородним курсы приходится оплачивать — в 2013 году это стоило 12 тысяч рублей.

С точки зрения кадрового вопроса вариант "распределенной" по другим курсам астрономии может показаться более реалистичным: так, Олег Малков уверен, что его вполне можно реализовать без коренных преобразований в системе подготовки учителей.

"Нынешние учителя, если они не верят слепо в астрологию, это сделают легко, те базовые, начальные вещи, которые я предлагаю внести в учебник физики младших классов, по астрономии знает любой педагог-физик", — говорит ученый.

Российский ученый попал в "десятку года" по версии журнала Nature Редакция журнала Nature назвала имена десяти самых заметных ученых уходящего года, среди них - Виктор Гроховский, руководивший экспедицией по извлечению фрагментов челябинского метеорита.

"Учитель физики, учитель биологии — если они вообще культурные люди, они следят за астрономией на самом деле. Им интересно, на каких планетах условия для жизни — это для биолога, как движутся планеты — это для физика интересно и понятно", — поддерживает эту точку зрения Сурдин.

Но одних учителей мало — им нужна соответствующая учебно-методическая литература. Если не "выселять" астрономию в отдельную дисциплину, то, по словам Сурдина, расширение ее присутствия в школьной программе можно реализовать через простую модернизацию существующих учебников географии, физики и других естественнонаучных предметов. В них уже сегодня есть астрономические сведения — но почти наверняка устаревшие, подчеркивает ученый.

"Просто их надо давать посмотреть астрономам, эти учебники, не переносить из одного учебника в следующие выпуски одни и те же устаревшие разделы, а каждый раз давать на редактирование действующим ученым, чтобы они соответствовали уровню. А то человек смотрит "Дискавери" по телевизору — одно рассказывают, а в школьном учебнике 20-30-летней давности сведения. Это дети тоже замечают", — говорит Сурдин.

В случае с научно-популярной литературой, даже очень хорошо изданной, рассчитывать на некую гарантию качества книги можно, если ее автор — известный астроном (например, тот же Владимир Сурдин), говорит Леонид Еленин. Массовыми тиражами же, по его словам, часто издается то, что назвать можно только "катастрофой".

"Есть просто одиозные экземпляры. Но по астрологии книг на порядок больше, и, да, многие не понимают разницы между астрономией и астрологией. Меня иногда спрашивают про гороскоп <…> Когда я говорю, что не занимаюсь этим, интерес ко мне пропадает", — смеется Еленин, первооткрыватель двух комет и двукратный лауреат престижной астрономической премии Эдгара Вильсона.

Семь главных открытий 2013 года в астрофизике Европейский телескоп "Планк" уточнил наши представления об устройстве Вселенной, нейтринная обсерватория IceCube в Антарктиде принесла первый "урожай", а "Кеплер" продолжает удивлять ученых экзотическими планетами.

"Астрономия — это такая штука, это не химия, на небо мы смотрим каждый день и с детства. Если человеку с детства понравился вид звездного неба, то — я опять-таки говорю о себе — он довольно быстро примет решение заниматься астрономией. В химию люди влюбляются позже все-таки. В астрономию проще влюбиться, она яркая наука", — говорит Малков.

Как и следовало ожидать, отсутствие урока "астрономия" в расписании не мешает некоторым школьникам влюбляться в эту яркую науку. Так, осенью 2013 года российские ребята заняли первое место в общекомандном зачете на Международной олимпиаде по астрономии.

"(Это делается) не благодаря, а вопреки, конечно, просто есть увлеченные дети, есть самородки-учителя, и как раз в таких центрах, иногда даже неофициальных, возникают подобные таланты. Просто за счет большого интереса и таланта <…> Но опять же за счет "верхушки", а общая статистика астрономической подготовки, даже у участников всероссийской олимпиады, невысокая", — говорит Угольников, заместитель председателя Методической комиссии Всероссийской олимпиады по астрономии.

Сурдин, напротив, считает, что большинство школьников, "несмотря на отсутствие этого формально навязанного им предмета, неплохо знакомы с астрономией".

Школьники, в общем, не обращают внимания, преподают им, не преподают — если им интересно, они сами находят литературу и вникают в этот предмет", — считает астроном.

За годы дебатов вокруг астрономии в школах ситуация, по общей оценке, несколько улучшилась: например, в стране появилось больше планетариев, причем почти всегда аргументом в пользу финансирования их строительства становилось как раз отсутствие астрономии в школьной программе. Кроме того, по словам Анатолия Засова, интерес к науке возрос "по сравнению с тем, что было, скажем, десять лет назад".

"Я в прошлом году был в четырех или пяти школах, разговаривал с учителями, учениками и вижу, что интерес есть, вопросы задают. Но уровень грамотности астрономической за отдельными исключениями, которые есть везде, очень низкий", — говорит Засов.

По мнению Попова, вопрос поддержки астрономии "на местах", то есть в школах, может успешно решаться на уровне регионов и городов. "Самоорганизоваться" могут такие традиционно сильные регионы с хорошими астрономическими отделениями, как, например, Петербург, Иркутск, Новосибирск и Карачаево-Черкесия, где находится самая крупная обсерватория в стране.

"Астрономию можно использовать как хороший мотиватор. Почему бы детям не рассказывать, что у них действительно работают вот тут рядом, не где-то далеко в Москве, а рядом работают на хороших инструментах хорошие ученые? И под это можно достаточно дешево, как правило, потому что ученые готовы что-то делать за умеренно формальное вознаграждение, делать и на местном уровне какие-то курсы, подготовить учебные пособия, ориентированные прямо на деятельность людей, которые там работают", — считает астрофизик.

Попов называет астрономию в школе уникальной возможностью, которую очень трудно использовать и тем более формализовать — по его мнению, "трудно взять среднего выпускника педвуза и сказать "вот тебе, веди предмет". Зато при наличии хорошего учителя, увлеченного предметом, изучение астрономии становится "страшно благодарным" делом.

"Я бы призывал всех директоров школ, родительские комитеты, попечительские советы, если они знают, что есть человек, который может это делать, это надо делать, потому что это страшно благодарное дело, уникальное сочетание хорошей естественной науки, настоящей, с очень бурным современным развитием и очень ярким материалом", — говорит ученый.

Многих волнует вопрос: почему отменили астрономию в школе? Науку, которая не только влияет на прикладное развитие важных на сегодня отраслей знаний: космической геодезии и космической навигации, стремительно развивающихся в XXI веке, - но и отвечает за формирование мировоззрения, давая представление о мире и о месте человека во Вселенной.

Когда это произошло?

В советские времена астрономия была самостоятельным предметом, на который отводилось 35 часов в 10-11-м классах, и представляла собой курс естественных наук. Ученики, покидающие школу после 9-го класса, к изучению дисциплины, имеющей мировоззренческое значение, даже не приступали. Один час в неделю тем не менее позволял стране быть лидером в освоении космоса, с успехом проводить астрономические олимпиады и иметь огромную армию увлечённых данной наукой.

В 1991-м предмет «астрономия» в школах перестал быть базовым, что привело к его вытеснению из программы. Ещё в начале двухтысячных выпускным классам предлагалось четыре учебника с разным уровнем изложения материала, но в 2008-м ни один из них не получил официального разрешения Министерства образования и науки на использование в учебных заведениях (приказ № 349). Это поставило преподавание астрономии вне закона.

Предыстория

И это в стране, где имеется трёхсотлетний опыт передачи знаний о космических телах и строении Вселенной. Ещё при Петре I астрономия в школах стала обязательной для учащихся. На протяжении века она была отдельной дисциплиной, что является уникальным явлением в педагогике мира. До революции высочайший уровень преподавания достигался благодаря следующим факторам:

  • Дифференциации обучения.
  • Разнообразию программ.
  • Свободе педагогов в выборе методик.
  • Великолепному оснащению.
  • Возможности интеграции с курсом физики.

После революции традиции были сохранены, а в 30-е годы созданы единые программы, средства и методы обучения. В 40-е главной целью стало формирование научного мировоззрения, из этих соображений курс астрономии продолжал развиваться. В 80-90-е годы началось постепенное «размывание» предмета, не вписывающегося в структуру новых образовательных стандартов.

Что сегодня?

Официального запрета на включение астрономии в нет, но решение отдано на усмотрение руководству школы. Большинство учебных заведений предусматривает краткие сведения по предмету в рамках интегрированных курсов. Астрономия для начальной школы в качестве простейших представлений о мире включена в программу по «Окружающему миру». В старших классах - по физике (50 страниц).

В отдельных регионах, как, например, в Чувашии, этот небольшой раздел смело можно отнести к астрофизике, ибо он наполнен расчётами и сложными задачами. Это в итоге не позволяет дать правильные представления, и что такое Млечный путь. Зато многие школы наряду с традиционными программами с 2010-го стали изучать основы религиозных культур. Современные выпускники путают астрономию с астрологией, которую ранее считали псевдонаукой.

Последствия

ВЦИОМ регулярно проводит опросы россиян, показывающие, что треть сограждан убеждены: не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот. Отечественные СМИ в сентябре поторопились сообщить о внесении изменений NASA в систему знаков зодиака, что вызвало некий ажиотаж среди жителей страны. Хотя это было сделано американцами специально для детской и юношеской аудитории, чтобы показать неточность астрологии.

Свои знания об устройстве Вселенной молодёжь черпает не через уроки астрономии в школе, а из фантастических голливудских блокбастеров и компьютерных игр. Среди мифов, которые прочно устоялись в головах сограждан, - уверенность в том, что нас окружают инопланетяне, полёты американцев на Луну - это мистификация, а лунные фазы реально влияют на урожай дачного участка. Человек, считающий себя цивилизованным, не знает, и как она влияет на планету Земля. Агрессивная безграмотность населения особенно явно проявилась во время падения метеорита в феврале 2013 года близ Челябинска.

Почему так произошло?

Итак, формально никто не отменял изучение астрономии, школе не направлялись запретительные инструкции, но учебные заведения она покинула. Почему?

Школы обеспечивают преподавание в первую очередь базовых предметов, определённых РФ, затем - субъектом РФ, и только потом - отданных на усмотрение школе. Чтобы ввести в расписание отдельную дисциплину, необходимо выполнение трёх условий:

  • Решение родителей, которое должно иметь коллегиальный характер.
  • Оборудование для преподавания.
  • Наличие кадров, способных передать необходимые знания.

У родителей, как правило, главный интерес - это ЕГЭ, ставшее обязательным с 2009 года, и поступление собственного чада в вуз. Именно по этой причине в школе не изучаются даже те 50 страниц из учебника по физике, отданных под информацию по астрономии. Чтобы выгадать время для натаскивания выпускников к итоговому экзамену. Оборудование не требует больших расходов, но оно необходимо, и опять-таки школы предпочитают сэкономить. Самая же большая проблема - это кадры.

Кадры решают всё

На сегодняшней день даже в Москве, где огромное количество учебных заведений со специальной подготовкой в области естественных наук, лишь в 20 (из двух тысяч) сохранена астрономия. В школах катастрофически не хватает преподавателей данной дисциплины. До 1978-го специалистов готовил только Горьковский пединститут, а в десяти вузах по состоянию на 1980-й имелась специализация согласно учебным планам (Москва, Баку, Киев, Ташкент, Телави, Челябинск, Ленинград, Ростов, Чернигов, Николаев). В год набиралось всего 600 абитуриентов.

Из-за малого количества часов в школах стали готовить учителей с общей специальностью - по физике и астрономии, что привело к перекосу преподавания в сторону физики. Методика обучения астрономии упускалась. Сегодня в педагогических вузах из-за невостребованности не сохранены кафедры астрофизики. Поэтому учителя беспомощны в преподавании материала.

Год астрономии

Символично, что астрономия в российских школах была вытеснена из учебных программ накануне года астрономии. В 2009-м, спустя 400 лет после того, как Г. Галилей провёл первое наблюдение за небесными светилами при помощи телескопа, мировая общественность отмечала прорыв в области знаний о Вселенной. Учёные, участвующие в конференции, обратились к властям с заявлением о необходимости преодоления безграмотности в естествознании, являющейся частью культуры, и всеобщем астрономическом образовании. Ибо данная наука является на сегодняшний день самой динамично развивающейся.

Инициативу поддержал ректор МГУ госкорпорация "Роскосмос", сотрудники планетариев, начавшие сбор подписей в поддержку преподавания астрономии школьникам, однако при министре А. Фурсенко никаких изменений не произошло.

Позиция нового главы Минобрнауки

Ольга Васильева имеет другую позицию по данному вопросу. В сентябре 2016-го она заявила: астрономия в школах России появится в 2017-м. Это произойдёт за счёт второго иностранного языка, на который выделено 250 часов. Если сократить их, будет найдена возможность включения уроков в базовую программу общеобразовательной школы. В качестве учебника будет предложен вариант Страута Е. К. и Воронцова-Вельяминова Б. А.

Ввиду перегруженности учащихся планируется предусмотреть один час в неделю на новый предмет. Казалось бы, научная общественность должна возликовать, но что говорят на сей счёт учёные?

Мнения учёных

Дискуссии по данному вопросу ведутся давно. Депутаты и общественность разделяют обеспокоенность наметившимся отставанием некогда ведущей космической державы по многим направлениям. Профессор МГУ А. В. Засов акцентирует внимание на том, что астрономия в школах должна затрагивать мировоззренческие вопросы, формировать научное представление о мире, а посему сопровождать школьника на протяжении всего периода обучения.

Интерес к небесным телам, звёздам и иным галактикам возникает с 11-12 лет, но в эти годы ребята не владеют тем объёмом знаний по физике и математике, который необходим при освоении астрономических знаний. Важность же предмета нельзя недооценивать. Через астрономию:

  • Иллюстрируется работа законов физики за пределами Земли.
  • Происходит знакомство с освоением космического пространства и современными достижениями в этой области, требующей объединения усилий ведущих держав.
  • Удовлетворяется подростковая любознательность, воспитывается интерес к познанию.

Проблемы возвращения астрономии

Педагоги понимают, что одним росчерком пера астрономия в школах сегодня не появится. Если проблемы учебников и выделения часов решаются не так сложно, то восстановление системы подготовки кадров преподавателей потребует от 5 до 15 лет. Необходимо возвращение кафедр астрофизики, заинтересованность учёных, государственный заказ.

Многие полагают, что дисциплина не выживет как самостоятельная. Потребуется включение необходимых разделов в преподавание смежных предметов: физики, географии, математики, химии, создание интегративных курсов. Для этого нужно пересмотреть концепцию их содержания в школах с различной степенью сложности образовательных программ.

Преподавателей беспокоит уровень подготовки учащихся. Ежегодно часть детей не справляется с итоговыми экзаменами (ЕГЭ). 2016-й не стал исключением: 4,7 % не преодолело базовый, 15 % - профессиональный уровень по математике. Минимальный проходной балл по физике составил всего 36 баллов (из ста). Во всех технических вузах она является профильным предметом. Необходимо добиться, чтобы естественные науки стали по-настоящему престижными в обществе.

Послесловие

Почему же астрономия в школе отменена в то время, когда страна теряет позиции в техническом прогрессе? Возможно, потому, что легче управлять людьми, чьё сознание находится во власти средневековых представлений о строении мира? Есть опасения, что с появлением в школе основ религиозных культур вместо науки о развитии Вселенной через десяток лет выпускники будут покидать школу с уверенностью в божественном происхождении всего живого и в том, что Земля покоится на трёх китах. Не хотелось бы думать, что главной наукой, по которой следует сверять жизнь, станет астрология, а местом, куда нужно обращаться при недомоганиях, - не поликлиника, а кабинет экстрасенса.

Госкорпорация "Роскосмос" обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия.

В начале 1990-х годов в российских школах перестали преподавать астрономию. И хотя в Минобрнауки отрицают факт исключения курса астрономии из обязательной школьной программы (по словам сотрудников ведомства, астрономия стала составной частью дисциплин "Физика" и "Окружающий мир"), по факту, информацию о небесных телах и связанных с ними явлениях школьникам приходилось искать и изучать самостоятельно. В результате, уровень астрономической грамотности среди населения упал ниже некуда – например, больше трети россиян не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Такая астрономическая безграмотность в 21 веке, веке космических открытий, и в стране, запустившей первые спутники, недопустима. Именно поэтому госкорпорация "Роскосмос" обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия .

Почему астрономия исчезла из школьных программ?


Среди причин, нивелировавших астрономию, как школьный предмет, можно назвать апокалипсис СССР – не до образования было, когда страна разваливалась. Но это – не самый главный фактор, уничтоживший возможность получения научных представлений об окружающем мире. Были и другие причины, не менее объективные.

История преподавания предмета в России, как естественной науки насчитывает больше ста лет. Из элитной науки космография (астрономия) в начале 20-х годов прошлого века стала доступной, а в связи с реформой образования тридцатых годов прошлого века астрономия получила статус отдельного школьного предмета, и на ее изучение в выпускном классе общеобразовательной школы до 1991 года отводилось 35 часов.

Второе полугодие для выпускников – горячая пора, подготовка к экзаменам, поэтому учителя физики, они же – учителя астрономии, отменяли уроки астрономии в пользу подготовки к выпускному экзамену по физике. И уроков астрономии становилось в два раза меньше – даже меньше, чем космических тел в Солнечной системе, о которых желательно было бы дать учащимся, по крайней мере, поверхностное представление.

Изучение строения дальнего Космоса с его законами оставалось мечтой, которую подпитывали сценаристы и режиссеры фантастических фильмов о внеземных цивилизациях, полетах к созвездию Большого Пса и так далее. К киносценариям о космосе, как псевдонаучному дидактическому материалу, добавились гороскопы и астрологические прогнозы, расплодившиеся во всех печатных изданиях и на центральных телеканалах – будто нарочно кто-то стряхнул пыль веков с древних представлений человека о мироздании, и растиражировал их в стране, встречавшей из космоса своего Гагарина.

А ведь изучение астрономии, как естественной науки , помимо расширения знаний в области естественных наук, влияет на формирование мировоззрения школьников. Но с 1991 года эта ниша заполнялась лженаучными знаниями, незаметно уводя новые поколения в средневековые дебри невежества.

Доступность изучения астрономии, которая была обеспечена советской системой образования, достигла наивысшей кризисной точки и исчезла вместе с государством, которое первым запустило спутник и отправило человека в космос – "…гений – парадоксов друг", как сказал великий русский поэт. Кому было выгодно исчезновение СССР и ликвидация предмета астрономии из обязательной школьной программы – тема для изучения на уроках истории и обществоведения.

Нужна ли астрономия в школе?

Сегодня Россия в области проведения космических исследований и освоения Космоса соперничает только с США. Пока, первый спутник, первый космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос – наше превосходство, и пока без российских ракетоносителей американцы могли бы заглядывать в космос только с помощью телескопов. В мире все взаимосвязано. От успехов в изучении и освоении космического пространства многое зависит на Земле. Абсолютно уверенно можно сказать: сильнее тот, кто умнее, а сила – в знании.

Специалисты уверены, что изучать астрономию в школе необходимо. Хотя бы только потому, что наука о Вселенной поможет школьникам расширить кругозор и удовлетворит их природное любопытство. Интересен ли будет новый предмет школьникам? Сами знания о космосе, безусловно, будут вызывать интерес у ребят, утверждают работники планетариев и астрокомплексов. А вот насколько интересен будет курс астрономии в школе, во многом зависит от педагогов.

О необходимости изучения астрономии в школе говорят и отдельные представители власти. Например, сенатор Людмила Бокова на наш вопрос ответила: "Астрономия раньше была полноценным предметом и изучалась в старших классах. Ее необходимость очевидна, есть даже олимпиадное движение в данной предметной области. Также за возврат этой дисциплины неоднократно выступали общественники и педагоги. На мой взгляд, вводить отдельный предмет в ущерб другим нецелесообразно, но можно подготовить интегрированную программу по физике , включив туда темы, посвященные астрономии. Это потребует дополнений в учебники физики".

К слову

Представители компании BRAINLY Sp. z o.o. вместе с сайтом Znanija.com взяли на себя труд провести "совершенно бескорыстно" социологическое исследование на тему, хотят ли школьники в России изучать астрономию? Оказалось, что почти не хотят! Подробные результаты этого опроса можно найти на указанном сайте, но дело не в них.

Откуда и зачем появилась компания в нашей стране, и в связи с чем она озабочена желанием или нежеланием детей изучать астрономию? Любое исследование требует немалых материальных затрат – и их было не жаль! Дети не любят молоко и манную кашу, боятся прививок, мечтают, чтобы каникулы продолжались девять месяцев в году, а учебный год – три. Можно было бы провести соцопрос и на эту тему.

Выводы по поводу такого интереса к российской образовательной системе читатели сделают самостоятельно.

Астрономия возвращается в школу. Кто и как будет учить?


Теперь о самом важном. На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован приказ от 20.06.2017 г. "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия" с приложением методических рекомендаций по введению этой дисциплины как обязательного курса.

В методических рекомендациях прописано, что "с целью организации эффективной (!) работы…" обязательному, на уровне среднего общего образования, предмету отводится не менее 35 часов (!) "за два года обучения". Снова, как и в советской школе, включение астрономии в число предметов для ЕГЭ не планируется, даже на добровольных началах. Правда, на этот раз, вопросы по астрономии запланировано ввести в материалы госэкзамена по физике. Подготовка и переподготовка кадров, создание учебников, материально-технической базы – в стадии планирования и разработки.

"Сироту" вернули в храм знаний, но снова поставили в угол. Да, астрофизиками станут не все, потому что астрономия – наука очень сложная и многокомпонентная, и стране нужны ученые в этой области, а не огромный штат рядовых техников. Но, может быть, при более серьезном подходе к изучению предмета в школе , удалось бы со временем вырастить квалифицированных преподавателей астрономии, которые бы смогли привить интерес к науке, объяснить ее значимость будущим поколениям? Никто же не говорит, что не надо изучать правила дорожного движения, если не собираешься управлять автомобилем.

Да, объем знаний сегодня такой, что вызывает обоснованное беспокойство о высокой психоэмоциональной и учебной нагрузке детей, и неизвестно, куда "вставить" дополнительный час старого-нового предмета. Но астрономия может быть и частью географии или природоведения, она вполне вписывается в разделы других естественных наук. Наука развивается стремительно, и дальше учиться будет еще сложнее.

Хорошо, что астрономия вернулась в школу . Лишь бы не наступить "на старые грабли"! Прошлое должно стремиться в будущее, и над этим нужно задуматься, на этот раз – всерьез и бесповоротно.

Источники изображений: tvc.ru, sibmama.ru, newsland.com, inruza.ru

Повлияет ли как-то количество отведенных на астрономию часов на качество преподавания, почему физик не подойдет для преподавания астрономии и насколько решение вернуть уроки астрономии в школу было продуманным?.

Сегодня министр образования и науки РФ Ольга Васильева о возвращении астрономии в среднюю школу. Убранный шесть лет назад предмет появится в программе уже с сентября. Однако пройдет это в «режиме экономии»: вести астрономию будут учителя физики, а дополнительных часов на нее не выделят.

«Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного, астрономия читалась в курсе физики, у нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс уже не в рамках предмета "Физика", а в рамках отдельно астрономии. Никаких часовых изменений не происходит», - отметила министр.

Ранее министерство разработало поправки в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, в котором, в частности, было выдвинуто предложение ввести перечень требований к тому, чему должны научиться школьники на уроках астрономии. Так, на базовом уровне, согласно проекту, ученики должны вынести для себя понимание о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, знать основные астрономические термины. На углубленном уровне школьники должны понимать связь физических законов, открытых в земных условиях, и явлений во Вселенной.

сайт опросил астрономов, преподавателей физики и руководителей школ и узнал, что они думают об этой мере.

Георгий Арабули, учитель физики в Лицее «Вторая школа» (Москва):

«Когда отменяли уроки астрономии несколько лет назад, это было большой трагедией. Олимпиадное движение осталось, а предмета вроде бы и нет. И дети занимаются только в кружках, а на уроках астрономия только в нескольких уроках физики всплывала - в примерах. Потому новость о ее возвращении - это хорошо.

Но тут есть подводные камни, потому что учитель физики должен преподавать. Это как МХК (мировую художественную культуру, - прим. сайт) преподавал учитель литературы, который в МХК не идеально разбирается. Астрономию должен преподавать астроном, а не физик. В моей школе есть астроном, есть кому поставить и вести. Но в большинстве школ с этим будут большие проблемы.

Да и идея взять часы из физики - это совсем печально. В советское время на физику выделялось четыре урока в неделю, и исходя из этого строилась программа. Сейчас программа осталась той же, но время сокращено до двух часов в неделю. Отнимать часы у физики уже некуда».

Олег Угольников, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии по астрономии Всероссийской олимпиады школьников:

«К сожалению, я никак в процессе возвращения астрономии в школу не участвовал. Не уверен, что принятая схема будет жизнеспособна. На наш взгляд, астрономию нужно было ввести отдельным курсом на год и не позже, чем в 7-8 классе. А его возвращают в качестве приложения к физике в 11-м, абсолютно в том же виде, что и в последние годы Советского Союза. И все проблемы повторятся. Учителя будут использовать этот час для дополнительных занятий по физике, и дети будут с ними полностью согласны, потому что проблемы перед ними стоят совершенно другие».

Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 (Москва):

«Лично я не вижу тут никакой угрозы или опасности, нормальная мера. А что касается того, что преподаватели считают ее половинчатой, что часов на астрономию выделено недостаточно… Каждый предметник - это такой туннельщик, если использовать метафору. Дайте мне триста часов на историю! Триста часов на физику! Я вам больше скажу: у меня целое подразделение - дети, которые лечатся, с онкологией, с почками на гемодиализе. Там очень жесткий медицинский протокол, их нельзя перегружать. Тем не менее они успешно сдают ГИА, ЕГЭ, поступают в вузы. Значит, дело не в количестве часов, а в технологии преподавания.

Но при этом базовые представления об астрономии надо иметь. Иначе у нас, как по данным социологических исследований, чуть ли не 60% считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Но есть общекультурные представления, а есть тонкости, которые нужны тем, кто решил связать свою судьбу с данной специальностью».

Сергей Попов, астрофизик, популяризатор науки, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга:

«Это слишком кавалерийский наскок на вопрос. Такая решительная мера, как введение общеобязательного предмета в школе, требует серьезной подготовки. В данном случае, как мне кажется, ее не было, решение выглядит непродуманным. Поэтому я думаю, что в подавляющем большинстве школ это будет профанацией. И еще: пока неизвестно, в каком классе будет астрономия, комментировать сложно. Но, если это будет в выпускном классе, я остаюсь противником такой меры».

Сергей Данилов, учитель физики и астрономии (Санкт-Петербург):

«Мне пока что не очень понятно, откуда возьмут часы и учителей. Говорят, что их переподготовят. Снова вопрос: кто именно. И еще один важный вопрос: учебник. Воронцов-Вельяминов? Так еще в наше время в нем больше сотни ошибок находили».

Новое на сайте

>

Самое популярное