Домой Плодовые деревья Средневековая русская культура (XV-XVII века). Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

Средневековая русская культура (XV-XVII века). Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

В XIV–XV веках на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Если на Западе в это время общество освобождается от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской. Поэтому средневековая культура Руси носит религиозный характер.

С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. В 1480 году была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал – неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина – это уникальный в мировой практике, нетипичный для России политический строй. Новая власть, была основана на праве силы, а не на кровном, моральном или духовном превосходстве.

Большое событие в культуре XVI века – появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг, поэтому рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первыми изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.

Особое развитие получает иконопись. Ее расцвет приходится на XIV–XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек – гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV–XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Искусство средневековой Руси носило религиозный характер, как и вся культура.


В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры. Зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс формирования светской культуры. В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке – в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи – в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных связей предъявляло новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков – 65%, купцов – 96%, крестьян – 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Ею руководили греки братья Лихуды, окончившие Падуанский университет в Италии. Здесь учились представители различных сословий и национальностей. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в области механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться народное целительство, закладываются основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы. Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более развитые психологические характеристики правителей России, создаются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля – первый учебник русской истории.

4. Век Просвещения в России . Значение и сущность реформ Петра I в области культуры.

XVIII век открывает новый этап в развитии русской культуры. Для этого периода характерно становление национальных школ в искусстве (живописи, музыке, архитектуре), что свидетельствует об активном формировании национальной культуры. Отличительной чертой новой культуры была светскость, особенно в художественной сфере, открытость для контактов с другими народами. В XVIII веке усложняется идейно-художественная жизнь общества, правительство впервые проводит целенаправленную политику в области образования и просвещения. Центром новой культуры становится город, где возникают такие социокультурные учреждения, как школы, музеи, театры, библиотеки.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни:

1. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат: Пётр создал коллегии, прообразы современных министерств, вместо Боярской думы создал высший совещательный орган при государе – Сенат, в состав которого входит 9 человек. При назначении в Сенат учитывались лишь деловые качества. Выдвигается и новый класс общества, на 200 лет определивший культурный облик России: дворянство получало привилегии за государственную службу и обязанности перед Отечеством – деятельность на благо Родины в военной, дипломатической или чиновничьей сферах.

2. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. К концу XVII века церковь обрела материальное богатство и даже могущество (её принадлежали огромные земли с приписанными крестьянами), но перестала быть носительницей православных начал в государстве: среди священников царили грубость, стяжательство, невежество; монастыри утратили своё просветительское значение. Кроме того, церковь была против перемен в стане. Поэтому Петр I проводит секуляризацию (сокращение власти церкви над обществом). Церковь постепенно подчиняется государству, а духовенство превращается в сословие, имеющее государственные обязанности и задачи. Так, священники должны были во время проповедей защищать проводимые правительством реформы, помогать в поиске неблагонадёжных лиц, нарушать тайну исповеди (под страхом смертной казни!), если верующий замышлял государственную измену, покушение на царя и т.д. Отмена патриаршеского управления церковью и создание Святейшего Синода (орган, состоявший из наиболее уважаемых и именитых представителей духовенства) окончательно утвердило подчинённое положение церкви в России. Синод подчинялся непосредственно государю, который сосредоточил в своих руках и светскую, и духовную власть.

3. Замена народных обрядов, традиций светскими, в том числе в области моды, форм общения, бытовых правил. Эти изменения затронули, прежде всего, высший слой общества. Так, после нескольких веков затворничества, русские женщины стали хозяйками балов и вечеров, познакомились с европейским искусством, надели заграничные платья.

4. Наиболее значимыми были реформы в области образования. Создается система светских школ. В Москве основаны пушкарские, навигацкие, медицинские школы. В Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразовательные школы, распространяется практика обучения молодых людей за границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались. Ученье приравнивалось к службе, учащиеся получали кормовые деньги (стипендию). Чем больше продвигался молодой человек в обучении, тем больше получал. За побег из школы грозила смертная казнь. Петровская школа создавалась как профессиональная, техническая, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе. Пётр сам знал 14 профессий: бомбардир (артиллерист), плотник, матрос, кузнец, зубной врач и т.д. К концу царствования Петра почти в каждом крупном городе было две школы: духовная (для детей духовенства) и светская (для приказных и солдат). В дворянских семьях преобладает домашнее обучение. Образование в России приобретает сословный характер, высшее образование постепенно становится привилегией дворянства.

5. Следствием развития образования становится растущий интерес к научным знаниям, особенно техническим. Проникновение в Россию западных просветительских, рационалистических концепций создавали почву для развития качественно нового естествознания. Наука постепенно становится частью светской культуры. Появляется целый ряд изобретений и технических новшеств. Так, механик и изобретатель А.Н. Нартов создаёт ряд приборов и машин, в том числе, первый в мире токарно-винторезный станок. В.П. Татищев вносит усовершенствования в горное дело, Я.В. Брюс – в военное. Закономерным результатом развития науки и техники становится открытие Академии наук в Петербурге, что означало оформление науки как социального института, создание базы для теоретической, фундаментальной науки в России.

6. Реформа армии и флота. Введение рекрутских наборов, предполагавших службу в армии в течение 25 лет, тяжело отразилось на жизни крестьян, но позволило создать опытную, боеспособную армию, в которой простой солдат мог стать офицером и продолжить карьеру. За 25 лет правления Петра было построено 48 линейных кораблей и 800 галер, что сделало Россию морской державой.

7. Результаты реформ Петра I были противоречивы и неоднозначны. В итоге всех преобразований в политическом строе Российского государства завершилось оформление абсолютной монархии: была укреплена централизованная власть, создана регулярная армия, церковь включена в государственный аппарат, создана бюрократия. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Взамен старого летосчисления – «от Сотворения мира» – с 1 января 1700 года введено летосчисление «от Рождества Христова». Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи (балы, приёмы).

8. Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения. Для Нового времени характерны такие процессы, как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики. Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной.

9. Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившейся до 1815 года. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Идеология «просвещённого абсолютизма» формировалась как система общественно-политических взглядов, основанных на вере в «мудреца на троне», который правит в стране по разумным, справедливым законам и стремится к благу своих подданных. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса. В 25 губернских городах открываются главные народные училища. В течение долгого времени во всех училищах и гимназиях в качестве учебника использовалась книга «О должностях человека и гражданина», изданная по распоряжению Екатерины II, представлявшая собой кодекс нравственных и общественных правил поведения человека.

Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII века – архитектура Петербурга и портретная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченному, восхищение силой разума. Зодчие отражают это в облике города, художники – в изображении человека. Новая столица была заложена в мае 1703 года. В области градостроения произошел переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства (как в Москве) к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы. К началу XIX века город приобрел «строгий, стройный вид». В этом большая заслуга иностранных архитекторов – Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли.

В XVIII веке создаются предпосылки для образования русского национального языка , происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируется русский общенародный разговорный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения. В середине XVIII века господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие поэтические произведения созданы Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX веков формируется новое направление в литературе – сентиментализм , связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширяются культурные связи с другими странами. Более подвижный образ жизни, популярность путешествий привели к развитию таких литературных жанров, как жанр письма, путевых заметок, воспоминаний, дневниковых записей.

Активизировалась общественная и научная мысль страны. В 60-70 гг. XVIII века большое распространение получила сатирическая журналистика. На страницах журналов печатались произведения, «для исправления нравов служащие», т.е. имевшие целью воспитать достойных членов общества. В этот же период времени в России бурно развивается естествознание, проводятся академические экспедиции во главе с крупными учёными. Собранные во время этих экспедиций материалы по зоологии, ботанике, этнографии, археологии способствовали научному осмыслению природы и культуры нашей страны. Изданный в 1745 году «Атлас Российской империи » имел мировое значение: к середине XVIII века такой атлас имела только Франция. К концу века распространяются географические знания.

Своеобразным явлением культурной жизни России второй половины XVIII века являлся крепостной театр. Некоторые из крепостных театров (например, графа Н.П. Шереметьева в Останкине, князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Каменского в Орле) были широко известны в среде любителей-театралов. На их сцене выступали многие талантливые актёры и музыканты, в театре славилась своей игрой П.И. Ковалёва-Жемчугова, знаменитый актёр Щепкин долгие годы был крепостным.

Русская культура в 15-17 в.

В 16 в. Продолжало развиваться русское летописание. В середине 16 в. Московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию 16 в. - так называемую Никоновскую летопись. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Они не имеют внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте. Еще одним направлением в архитектуре 16 в. Было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. В 16 в. Велось широкое строительство каменных кремлей. Крупнейшим русским живописцем был Дионисий. В 17 в. Начинается складывание всероссийского рынка. Во второй половине 17 в. Было создано несколько гос. школ. в 1687 г. В Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. В 17 в. Были созданы последние официальные летописный сочинения. Был создан придворный театр с Москве. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского или московского барокко.

Формирование однопартийного режима в СССР в 20-30-х годах

Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества. Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно - административная система, построенная на огосударствлении средств производства. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. В 30-е гг. ВКП (б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, отлаженным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология. Малейшее отступление от этих простых истин каралось. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - "тройки", Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: "Шахтинское дело" (1928), процесс над "Промышленной партией" (1930), "Дело академиков" (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936-1939 гг. против бывших вождей партии (Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, И.Э. Якир и др.). "Большой террор" унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности. Принцип разделения властей отсутствовал. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Русская культура XV - XVII вв.

культура славянофил капитализм марксизм

В конце XV-XVI веке русская культура подводит итоги уходящего средневековья, традиционно оглядывается на прошедший век, формирует основания таких новшеств, которые преобразят русскую культуру в XVII веке и радикально изменят в конце XVII-XVIII веке.

Корни многих изменений в культуре к XV-XVI векам следует искать в постановлениях Стоглавого собора, созванного в начале 1551 года. Фолиант его решений содержит 100 глав. Отсюда и название собора, а также и самой книги "Стоглав". Собор узаконил множество новаций, которые появились к тому времени в средневековой традиционной русской культуре, заявил о тенденции к унификации культуры. Собор обсуждал вопросы монастырского землевладения, непорядки в богослужении, нарушение этики поведения священнослужителями и монахами в монастырях. Собор поднял проблему того, что "божественные книги писцы пишут с неправильных переводов", т.е. несовершенства рукописного метода воспроизводства книг, которое приводило к искажениям канонического текста. Была в нем специальная глава "О училищах книжных по всем городам". Решением собора "православные крестьяне" должны были отправлять "своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма", а в домах "добрых священников и дьяков" "учинити училище". Школьное образование должно было принять более широкий характер. В главе "О божественных книгах" Стоглавый собор подчеркнул два вопроса: о неисправности существующих книг и о необходимости пересмотра их содержания. Рассматривал собор и вопросы иконописания, особенностей церковного убранства ("О иконописцах и честных иконах"). Много внимания постановления собора уделяли унификации церковной обрядности, решительно выступали за искоренение языческих "бесовых", "эллинских" обычаев: русалий, колядовании, скоморошьих забав и гудений "гусельников", которые в те времена своей музыкой сопровождали христианские праздники.

Собор узаконил все новшества художественной культуры, а с другой - заявил об обязательном следовании художников, зодчих за канонами предшествующей эпохи: "писати иконописцам иконы с древних переводов... а от своего замышления ничтоже претворяти".

На гребне новых требований к богослужебным книгам, необходимости "грамоте учиться" возникает потребность в особом типографском тиражировании книг.

В 50-е годы XVI века в Москве возникает первая русская типография, основанная в доме священника Сильвестра, служителя Благовещенского собора Кремля и одного из руководителей "Избранной рады" - совета при молодом тогда еще 20-летнем Иване IV Грозном. В 1560 - 1561 годах был поднят вопрос об организации государственной типографии.

В конце XV - XVI веке усиленно росла грамотность населения Руси. Статистика подсчета надписей на документах начала XVI века определяет число грамотных дворян и бояр - выше 65%, посадских людей - 25 - 40%. Первенство держали священники, поголовно грамотными были дьяки. Отмечается интерес к иностранным языкам. В древнерусских школах конца XV - XVI века проводилось только начальное образование: учили чтению, письму, читали "Псалтырь" "и прочие божественные книги". Большое значение придавалось пению, которое упоминается наравне с чтением и письмом. Углублялись математические знания. Ко второй половине XVI века относится создание первых арифметик и пособий по геометрии.

Литература конца XV - XVI века носит выраженный публицистический характер. Это время раздумий, размышлений и споров о будущем страны. Сам царь Иван Грозный проявляет себя как страстный публицист. Он обнаруживает разные стороны литературного дарования - сарказм в письмах в Кирилло-Белозерский монастырь и к томившемуся в плену Василию Грязному, велеречивость и невоздержанность - в письмах Курбскому, Острожскому.

Возрастает повествовательность литературы, интерес к фактографии, риторичности, этикетной официальной пышности. В общехудожественном процессе начинают преобладать центростремительные силы постепенного оформления единого литературного пространства. Государственное "дисциплинирование", унификация "книжного дела" усиливают выявление и появление национальных черт русской литературы.

Рост национального самосознания вызвал усиленный интерес к историческому прошлому, а также стремление понять историю Русского государства в рамках всемирной истории. С конца XV века в Москве появляется ряд новых летописей, общественно Русских по своему характеру, составители которых стремились исторически доказать преемственность власти московских князей от князей Киевской Руси. Новый подъем русского летописания начинается с 30-х годов XVI века, когда постепенно друг за другом создаются грандиозные многотомные своды. Летопись все больше и больше становится литературным произведением, теряя значение исторического документа. Она осмысливает события русской и всемирной истории, дает назидательное патриотическое чтение, воспитывая граждан в соответствующем духе.

Общественное движение России XIX в.

Напряженность и острота идейных исканий особенно усилились в 40-х годах. Это было объективным отражением все углублявшегося кризиса крепостнической системы. Новая революционная теория, выражавшая интересы крестьянства, несла в себе качественно новые по сравнению с декабристской идеологией элементы: признание решающей роли народа в историческом развитии, материализм и утопический социализм. Революционная мысль формировалась и крепла в борьбе с реакционными философскими системами, в острых схватках со всеми видами идейного оправдания существующего социально-политического строя. Революционное направление определяло и развитие философской, политической, литературной и эстетической мысли.

Во главе его стояли Белинский и Герцен - идейные вожди этого «удивительного времени наружного рабства и внутреннего освобождения».

В 30-40-х годах XIX в. в кругах русского либерального дворянства возникло и идейное течение, получившее название славянофильства. Крупнейшими представителями славянофильства, развивавшими свои взгляды в философских, исторических и литературно-критических сочинениях, в публицистических статьях, были А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и ряд других. По своей социальной сущности это была идеология помещиков, стремившихся найти выход из нараставшего кризиса крепостного хозяйства в сочетании незыблемого помещичьего права на землю с некоторыми элементами буржуазного развития.

В идеологии славянофилов с наибольшей последовательностью выразилась робость нарождавшегося русского либерализма перед революционным путем развития Запада. С позиций обуржуазившегося помещика славянофилы стремились найти решение стоявших перед Россией социальных проблем в исторически сложившихся специфических условиях русской жизни. Это был как бы консервативный либерализм, устремленный к идеализированному прошлому.

Славянофилы считали, что основы христианской религии сохранены в своем истинном виде только православной церковью. Сочетание истинного христианства, глубоко вошедшего, по их мнению, в сознание русского народа с «естественным развитием народного быта», и определило самобытность русской жизни, характер ее исторического развития, прямо противоположного Западу. Коренные начала русского народного быта славянофилы видели в общинном землепользовании и самоуправлении. Отрицая классовый антагонизм интересов крестьян и помещиков, они отстаивали представление о патриархальном характере помещичьей власти над крестьянами. Вся концепция славянофильства была подчинена отрицанию общей исторической закономерности и утверждению самобытности русского исторического процесса, при котором «закон переворотов, вместо того чтобы быть условием жизненных улучшений, есть.условие распадения и смерти...». Развитие России совершалось и должно совершаться «гармонически и неприметно», т.е. путем постепенных преобразований, проводимых сверху. Славянофилы признавали необходимость отмены крепостного права, но хотели сохранить при этом помещичье право на землю, феодальные повинности крестьян и верховную власть помещика над общиной.

Славянофилы ратовали за расширение начал местного самоуправления, созыв Земского собора с сохранением верховной власти царя, введение гласности, открытого судопроизводства, отмену телесных наказаний. И социальная, и политическая программа славянофилов несла на себе печать противоречивой тенденции сочетать идеологию консервативного помещика с повелительными требованиями времени. Начатая славянофилами большая и плодотворная работа по изучению русской национальной культуры, народного быта и творчества объективно способствовала углублению демократической тенденции в развитии культурной жизни.

Между славянофилами и западниками шел спор о решении все того же кардинального вопроса русской жизни - вопроса крепостного права, который только в силу невозможности его открытой постановки дебатировался в плоскости «самобытности» русского исторического процесса или признания его общности с западным со всеми следующими отсюда выводами. Западничество - антикрепостническое по своей сущности идейное направление - объединило на первом этапе в общей борьбе против славянофилов широкие круги передовой интеллигенции. К Белинскому и Герцену, возглавившим борьбу против славянофилов, примыкали в первой половине 40-х годов выдающийся просветитель-историк Т.Н. Грановский, искусствовед и публицист В.П. Боткин, молодой ученый-юрист К.Д. Кавелин, журналист Е.Ф. Корш, известный актер М.С. Щепкин, коллеги Грановского по Московскому университету Д.Л. Крюков, П.Г. Редкий, П.Н. Кудрявцев и ряд других выдающихся деятелей. Ожесточенные словесные турниры между западниками и славянофилами, по воспоминаниям современников, были одним из характернейших и ярких явлений литературно-общественной жизни Москвы 40-х годов. В салоне А.П. Елагиной (матери Киреевских), у Чаадаева, в доме литератора Н. Ф. Павлова в определенные дни недели собиралось литературное и ученое общество. Эти беседы привлекали многочисленных слушателей как модное и оригинальное развлечение. Выступления заранее готовились, зачитывались специально подготовленные статьи, рефераты, доклады. С особой силой и блеском развернулся на этих диспутах полемический талант Герцена.

Политическое лицо славянофильской партии было ясно для Герцена. В дневниковой записи от 6 ноября 1842 г. он фиксирует мысль о прямой связи между ненавистью славянофилов к Западу с их ненавистью «ко всему процессу развития рода человеческого», «к свободе мысли, к праву, ко всем гарантиям, ко всей цивилизации» . Считая славянофильскую партию «ретроградной, негуманной, узкой», Герцен признавал за ее отдельными представителями благородство побуждений. Но «дикая нетерпимость славянофилов», их приемы литературной борьбы, порой носившие форму прямых доносов, как, например, стихотворные послания Языкова «К не нашим» (1844 г.), убедили Герцена в правоте Белинского, восставшего против всяких компромиссов со славянофилами. На страницах «Отечественных записок» Белинский вел бой с партией «мистиков, ханжей, лицемеров, обскурантов...» , обрушивая на «Москвитянина» (в котором славянофилы по многим вопросам выступали совместно с Шевыревым и Погодиным) всю силу своего беспощадного сарказма. Белинский развенчивал славянофилов за их «мистические предчувствия победы Востока над Западом», за консервативные социально-исторические идеи, за поиски идеала не в будущем, а в прошлом России.

Против исторической концепции славянофилов была заострена и деятельность выдающегося русского ученого-просветителя Т.Н. Грановского. Приступив с осени 1839 г. к чтению лекций по истории средневековья в Московском университете, он сразу же столкнулся с влиянием славянофильских идей на студенческую молодежь. В письме Н. Станкевичу 27 ноября 1839 г. Он с возмущением писал о славянофилах, видевших в реформах Петра I источник всех зол России. Будучи убежденным западником, Грановский с университетской кафедры восставал против славянофильской фальсификации истории Европы и России.

Культура России 18 - начало 19века

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. Важной чертой культуры нового времени стала её открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошёл в период правления Екатерины II. Её царствование положило начало эпохе просвещённого абсолютизма, продлившийся до 1815 года. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию, культурным преобразованиям.

Литература. В XVIII веке создаются предпосылки для образования русского национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируется русский общенародный разговорный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения.

В середине XVIII века господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты -- пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России -- А.Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса. Русский классицизм представлен именами А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, В.И. Майкова, Я.Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие поэтические произведения созданы Г. Державиным.

Распространение Марксизма в России

Заканчивался период утверждения капитализма, который советские историки датируют примерно 1861-1882 гг.: в результате промышленной революции капитализм укрепился в городе и, разрушая общину, проникал в деревню. Вместе с ним рос пролетариат, главным образом за счет крестьянства, которое все более «рас¬крестьянивалось». Именно к началу 80-х гг. промышленный пролетариат в основном сложился как класс. Рабочее движение обретало размах и организованность, достаточные для того, чтобы выделиться из общедемократического потока в качестве самостоятельной пролетарской струи: уже возникли первые политические организации пролетариата: «Южнороссийский союз рабочих» 1875 г. и “Северный союз русских рабочих” 1878-1880 гг. Начались сравнительно массовые забастовки (например, в Петербурге на Новой бумагопрядильне в 1878 и 1879 гг. с участием тысяч рабочих), которые можно считать предвестниками Морозовской стачки 1885 года.

Чрезвычайно способствовала возникновению русской социал-демократии победа марксизма в западноевропейском рабочем движении, возможность использовать плоды этой победы, тем более, что марксизм уже давно проникал в Россию, хотя вначале не прививался на русской почве как мировоззренческая система. Передовые русские люди еще в 40-е гг. знакомились с ранними работами К. Маркса и Ф. Энгельса (В. Г. Белинский и, возможно, А. И. Герцен). В пореформенной России, особенно с конца 60-х гг., интерес к марксизму стал быстро расти. Народники уже не просто знакомились с трудами Маркса и Энгельса, но и переводили их.

Первый перевод классики марксизма на русский язык осуществил П. Н. Ткачев. В 1868 г. он перевел и сумел опубликовать в Петербурге написанный Марксом «Устав Международного товарищества рабочих». За ним последовало женевское 1869 г. издание «Манифеста Коммунистической партии» в переводе М. А. Бакунина. Еще через два года активный участник Большого общества пропаганды С. Л. Клячко перевел «Гражданскую войну во Франции» К. Маркса (Цюрих, 1871), а в 1872 г. в Петербурге увидел свет «прекрасный», в оценке самого Маркса, русский перевод 1-го тома «Капитала» (переводчики -- Г. А. Лопатин и Н. Ф. Даниельсон).

Все эти переводы (особенно «Капитала») народники использовали в 70-е годы как оружие революционной пропаганды. К началу нового десятилетия К. Маркс уже констатировал: «В России “Капитал” больше читают и ценят, чем где бы то ни было».

Правда, народники 70-х гг. воспринимали лишь экономическую сторону марксизма, его толкование конфликта между трудом и капиталом, разящую марксову критику капитализма, но считали не применимой к России ту генеральную идею Маркса, что именно капитализм создает материальные предпосылки для социалистической революции и сам порождает собственного могильщика в лице пролетариата. Самый интерес народников к «Капиталу» (и к марксизму вообще) объяснялся их потребностью уяснить как можно основательнее генезис, сущность и механизм капиталистического производства, чтобы не менее основательно противопоставить ему русский “особый уклад»

25 сентября 1883 г. в скромном кафе на берегу Роны в Женеве пятеро русских революционеров-эмигрантов, членов народнического общества “Черный передел” приняли заявление о том, что они разрывают с народничеством и образуют новую организацию -- группу “Освобождение труда” с целью идейно перевооружить русское революционное движение, повернуть его с пути народнического, утопического социализма на путь социализма научного, под знамя К. Маркса и Ф. Энгельса. Так возникла первая организация русских марксистов, которая положила начало распространению марксизма в России, начало русской социал-демократии. Родившись в год смерти Маркса, она тем самым как бы засвидетельствовала бессмертие марксизма.

Основателями группы “Освобождение труда” были Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов. Каждый из них прошел долгий и сложный путь от народничества к марксизму и на этом пути проявил выдающиеся качества, особенно -- их общепризнанный вождь Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).

Г. В. Плеханов был восьмым ребенком из четырнадцати детей (от двух жен) гусарского штаб-ротмистра Валентина Петровича Плеханова и воспитанницы Института благородных девиц Марии Федоровны Белинской (племянницы В. Г. Белинского). Он унаследовал от вспыльчивого, с крутым нравом, но трудолюбивого отца прямоту, смелость и жизненное правило “Надо всегда работать. Умрем -- отдохнем”, а от доброй, нежной, заботливой матери -- душевную чуткость, неприятие зла, сострадание к простому люду. Вынужденный в начале 1880 г. эмигрировать, Плеханов временно отошел от практических дел, сосредоточившись на теории.

Ближайшим соратником и самым преданным другом Плеханова была Вера Ивановна Засулич (1849 - 1919). Эта «героическая гражданка», как называл ее Ф. Энгельс, первая русская женщина-террористка, выстрел которой в могущественного царского сатрапа Ф. Ф. Трепова 24 января 1878 г. вызвал не только общероссийский, но и международный резонанс, ставшая по воле истории первой русской женщиной-марксисткой, прошла все этапы народнического движения с конца 60-х до начала 80-х годов, познала тюрьму и ссылку, скамью подсудимых и эмиграцию. При этом она сумела выделиться редкой ученостью, овладеть несколькими иностранными языками и стать едва ли не самой сведущей из русских женщин в области истории мирового революционного процесса. Ее личное обаяние признавали даже недруги. «Я прямо не помню в ней недостатков, -- вспоминал Л. А. Тихомиров. -- Она была весьма умна, начитана, ее мнения были продуманы и хорошо защищены. Но она была в высшей степени скромна, даже как будто не замечала своего ума и не имела ни одной искры самомнения».

Мягкая, деликатная, Засулич умела сглаживать полемическую резкость Плеханова, но когда это ей не удавалось, она кротко, «с героизмом раба» несла, по выражению В. И. Ленина, «ярмо плехановщины».

Павел Борисович Аксельрод (1850-1928) тоже был видным деятелем революционного народничества. Уже в 1873-1874 гг. он вел пропаганду среди рабочих, но главным образом выдвинулся как публицист: сотрудничал в газете “Работник”, редактировал журнал “Община”, был правой рукой Плеханова в “Черном переделе”. Широко образованный литератор, пропагандист и популяризатор, он, благодаря природному уму и разносторонним знаниям, мог бы стать и оригинальным мыслителем, но привык десятилетиями преимущественно вторить Плеханову, ибо, по наблюдению А. В. Луначарского, “был преисполнен благоговения и изумления перед Плехановым”.

Четвертый член группы “Освобождение труда” Лев Григорьевич Дейч (1855-1941) имел не меньший революционно-народнический стаж. Вся Россия знала о его участии в знаменитом Чигиринском заговоре 1877 г. и о двух его побегах -- из киевской тюрьмы и сибирской ссылки, через Японию и Америку в Европу. Но, в отличие от других членов группы, Дейч тяготел не столько к теории, сколько к практике революционного дела: он был предприимчив, изобретателен, житейски напорист и тем самым очень кстати дополнял своих менее практичных товарищей.

Наконец, Василий Николаевич Игнатов (1854-1885), хотя и не имел столь громкого революционного имени, как четыре его товарища, тоже зарекомендовал себя опытным и стойким борцом: участвовал в Казанской демонстрации 1876 г., был трижды арестован и дважды сослан, прежде чем эмигрировал из России. Более состоятельный, чем все остальные члены группы, вместе взятые, он обеспечивал материальную сторону их деятельности.

Группа «Освобождение труда» поставила перед собой две главные задачи: 1) перевод на русский язык трудов К. Маркса и Ф. Энгельса для распространения в России идей научного социализма; 2) критика народничества и разработка проблем русской общественной жизни с точки зрения марксизма. Первую задачу сам Плеханов начал решать еще до возникновения группы: в 1882 г. он перевел «Манифест Коммунистической партии». Помогли ему в решении этой задачи другие члены группы «Освобождение труда».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

    доклад , добавлен 29.03.2009

    Русская культура в период становления централизованного государства с XIV по XVII века. Формирование культурно-хозяйственного центра вокруг Московского княжества (XIV-XV вв.). Архитектура и изобразительное искусство России второй половины XV – XVII веков.

    реферат , добавлен 29.04.2011

    Соотношение консерватизма и либерализма в идеологическом феномене "консервативный либерализм". Место либерализма в общественно-политической борьбе второй половины XIX века. Отличия зарубежного и российского либерализма в данном хронологическом периоде.

    дипломная работа , добавлен 27.02.2010

    Развитие капитализма в России, Отечественная война 1812 года, возрастающее национальное самосознание как предпосылки расцвета культуры в первой половине XIX века. Развитие образования, науки, литературы, искусства, архитектуры и градостроительства.

    эссе , добавлен 28.02.2011

    Предпосылки, причины возникновения общественного движения в 30-50-х гг. XIX века. Зарождение революционно-демократической идеологии (Белинский, Герцен). Идеи утопического социализма в России. Общественное движение в Украине, Кирилло-Мефодиевское общество.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2013

    Политическое и социально-общественное положение России в конце XVII в., основные причины отставания государства от его соседей. Характеристика эпохи Петра I и ее значение в истории России, направления петровских реформ, их главные итоги и сущность.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2009

    Факторы, дающие основание для утверждения новой автокефальной церкви. Флорентийский собор, невозможность принятия его догматических постановлений. Шесть лет Русской церкви без митрополита. Назначение и деятельность Исидора, отделение Русской церкви.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2012

    Разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Социально-экономические условия развития России. Развитие декабризма и его последствия. Течения западников и славянофилов.

    презентация , добавлен 04.10.2014

    Характеристика политического, экономического и социального положения России накануне реформ Петра Великого. Личность молодого царя, анализ первых реформ, драма Русской православной церкви и новый курс России. Культурные изменения и новая столица России.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Положение России в конце XVII века. Предпосылки Петровских реформ. Внутренние предпосылки преобразований. Значение и цена реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи. Пути активизации внешней политики и дипломатической деятельности.

Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры,

приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности.

Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами

культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха

Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась

отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной,

традиционной: от самобытного типа культуры страна не отказывалась,

но внимательнее учитывала западные тенденции.

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй

еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обращения были

условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затронули

прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных

по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-

ми подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы

в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских

людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся

заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в

прикладное искусство.

События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на

положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства

оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были

прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском

хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь,

одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового

превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в

XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве,

Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки

железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли,

подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан,

его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали

башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие

механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные

вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.

Важное значение имела чеканка монет.

В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был

отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты

в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с

сыном для митрополитного двора в Ростове.

Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых

лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские

плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но

и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а

также производство поташа. Возникли центры массового производства

изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде,

Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также

производство по переработке шерсти, например изготовление вяленой

обуви, крупным центром которого стал Углич.

Значительно большее по сравнению с предшествующими временами развитие получило каменное строительство. В XVII в. в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую

прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений

достигла высокого уровня.

В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.

Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее

творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.

В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных

мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и

выполняли сложные технические работы с большим искусством.

Кратко по теме

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1533 г. начинается русское книгопечатание. Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол» с выходными данными.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярусность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий

Культура Русских земель в XV в. В это столетие Москва становится центром общерусской национальной культуры. В данный период усиливается роль русского языка, создаются произведения, посвященные теме государственного строительства, растет интерес к истории Отечества. В современной литературе русскую культуру этого времени оценивают как ʼʼРусское Возрождениеʼʼ. Во всœех крупных городах северовосточной Руси восстанавливаются и расширяются монастырские школы и училища, переписываются старые и создаются новые рукописные книги. Развивается грамотность

различных слоев населœения, особенно городского. В области литературы особое место занимает московское летописание.

В 1408 ᴦ. при дворе митрополита складывается традиция составления общерусских летописных сводов, первым из которых является Троицкая летопись. К 1480 ᴦ. относится создание Московского летописного свода, ставшего идеологическим обоснованием объединœения земель вокруг Москвы.

Победа на Куликовом поле дала мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей и побудила к созданию цикла литературных произведений, среди которых наиболее глубоким и значительным является ʼʼЗадонщинаʼʼ - поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после битвы. Ее характерная особенность - это связь со ʼʼСловом о полку Игоревеʼʼ. Создавая свое произведение, Софоний заимствовал у автора ʼʼСловаʼʼ литературные образы, стилистические обороты и выражения, художественные приемы и даже отдельные отрывки. Но это не подражание, а сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет выразить главную мысль автора - залог победы в единстве и согласованности действий русских князей.

Подъему русской культуры и искусства способствовало восстановление и расширение культурных связей со странами Европы и Востока. Особое значение имело содружество Москвы с братскими народами Болгарии и Сербии. Так, южнеславянским влиянием проникнута житийная литература.

В эпоху Ивана III огромное значение придается развитию московской архитектуры, что было связано с укреплением великокняжеского могущества. В данный период была развернуга перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. В 1479 ᴦ. итальянец

Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского государства - Успенского собора Кремля, затем были построены Грановитая палата͵ храм Ивана Лествичника, дворец великого князя, Архангельский собор, а также кремлевские стены и башни. Наряду с Фиораванти в их создании принимали участие итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин и Алевиз Новый В целом итальянские мастеровые, ремесленники, художники оказали в это время значительное влияние на формирование русской культуры. Но не меньшиммастерством отличались и отечественные творения. К примеру, псковскими зодчими была построена в 1489 ᴦ. в Кремле домовая великокняжеская церковь Благовещения.

В данный период на высшую ступень развития поднялась церковная живопись. В конце XIV - начале XV в. в Великом Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Им была создана роспись храма Спаса на Ильинœе улице в Новгороде, вместе с Симеоном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора. Великим русским художником этой эпохи был Андрей Рублев. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря. Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи икона ʼʼТроицаʼʼ.

В конце XV в. огромный вклад в развитие живописи внес иконописец Дионисий. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром, а также другими учениками он создал фрески Успенского собора Кремля, росписи храмов Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Его кисти принадлежит знаменитая икона ʼʼСпас в силахʼʼ.

На рубеже XV-XVI вв. значительную роль в развитии культуры оказали образование единого Российского государства и завершение формирования русской (великорусской) народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро -суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка.

Культура Московского государства в XVI-XVII вв. В конце XV - начале XVI в. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Именно их характер определял такой важнейший фактор в истории русского Средневековья, как влияние церкви на духовную жизнь. Теократические устремления иерархов Русской православной церкви в конце XV в. вошли Ав противоречие с великокняжеской политикой, в т.ч. из-за секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла и внутренняя борьба между существовавшими в ней группировками, а также рост еретических движений. С начала XVI в. постепенно складывается союз государства и ʼʼиосиф-лянскойʼʼ церкви, которая выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государя. Последний, отказавшись от планов секуляризации, получил идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением церковно-религиозного влияния на духовную жизнь. Церковь стремилась не допускать проникновения западного католицизма и распространения светских знаний, она установила жесткие каноны для зодчества,живописи, литературы. Потрясения опричнины и трагические события Смуты заметно затормозили формирование общерусского культурного пространства. Наступивший XVII в. стал переломным в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. Начавшая складываться в XVI в. тенденция к обмирщению культуры, постепенное разрушение средневековой религиозной замкнутости и апелляция к разуму в XVII в. стали главным содержанием культурно-исторического процесса.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества постепенно становится историческая песня.

Значительно возросла потребность и государства, и церкви в грамотных людях. На Стоглавом соборе 1551 ᴦ. было принято решение о создании в городах "книжных училищ". Помимо духовных лиц учителями выступали и светские ʼʼмастера грамотыʼʼ, открывавшие частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможности дальнейшего самообразования. В XVI в. высокообразованные русские люди были уже не только в духовной, но и в светской среде. Более широкое распространение получила рукописная книга. В связи с возросшей потребностью в ней упростился процесс письма: скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и в книгописании. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали и светские вельможи. Но владельцами книг часто становились посадские люди и даже крестьянеʼʼ которые покупали книги на рынке.

Крупным событием в культурной жизни страны стало начало книгопечатания. В 1553-1555 гᴦ. в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание ʼʼЕвангелияʼʼ и ʼʼТриоди постнойʼʼ. Но организация книгопечатного дела в России связана с именем Ивана Федорова. В 1564 ᴦ. в созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу ʼʼАпостолʼʼ. Иван Федоров был не только издателœем, но и редактором книᴦ. При не совсœем ясных обстоятельствах он вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вскоре уехал во Львов. При этом печатание книг в Москве не прекратилось, его продолжили ученики Федорова.

В XVII в. просвещение охватывает всœе более широкие слои населœения. Значительно возросла грамотность среди дворян и посадских жителœей. Появляются и получают широкое распространение первые единообразные учебники.

В конце XVII в. читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый горожанин. Неграмотными оставались основная масса крепостного крестьянства и женская часть населœения страны. В 1665 ᴦ. при Заиконоспасском монастыре открывается школа грамматического учения под руководством просветителя Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. А в 1687 ᴦ. по инициативе Сильвестра Медведева начинает работать первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (с 1701 ᴦ. - академия), в программу которого были включены как светские, так и духовные науки.

Рост образованности населœения обусловил повышение спроса на книги. В течение XVII в. Московская типография (Печатный двор) издала около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимала литература светского содержания. В 1660-х гᴦ. в Москве открывается первая книжная лавка. Растут собрания частных библиотек. В XVII в. при аптекарском приказе начинает работать первая в России научная библиотека. С 1621 ᴦ. при царском дворе появляется рукописная газета ʼʼКурантыʼʼ, содержащая переводы иностранных известий.

В XVI-XVII вв. идет активный процесс накопления научных знаний. Новым в XVII в. становится появление письменных руководств, содержащих сведения по практическому применению геометрии, математики, физики, химии. Так, потребность в описании земель и их измерении вызвала крайне важно сть создания руководства по исчислению площадей, определœению качества земельных участков. В артиллерии и пушкарском делœе помимо математических расчетов требовалось знание ряда физических явлений и химических свойств веществ. В 1621 ᴦ. Οʜᴎсим Михайлов (Родышевский) на базе зарубежного и отечественного опыта составил ʼʼУстав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской наукиʼʼ, содержащий практические сведения в этой области. Прикладной характер имели и медицинские знания, в базе которых лежал многовековой опыт народной медицины. В 1543 ᴦ. появился перевод своеобразного немецкого медицинского справочника ʼʼВертоградʼʼ. А в 1581 ᴦ. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. Потребности широких слоев населœения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные ʼʼТравникиʼʼ и ʼʼЛечебникиʼʼ. оригинальные и переводные.

Благодаря русским мореплавателям и путешественникам расширяются географические знания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель. В XVII в. были сделаны великие русские географические открытия, внесшие большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы и мореплаватели опередили западных географов в делœе изучения Азии. Οʜᴎ составили карты и описания территорий Сибири и Дальнего Востока. В 1633-1638 гᴦ. казаки Илья Перфильев и Иван Ребров открыли реки Яну и Индигирку. Вслед за этим Михаил Стадухин достиг Колымы, а Курбат Иванов вышел к Байкалу. Землепроходцы Семен Дежнев и Федор Алексеев в 1648 ᴦ. открыли пролив между Азией и Америкой. Экспедиции В. Д. Пояркова (1643-1646) и Е. П. Хабарова открыли путь по Амуру к Охотскому морю и Тихому океану, а казачий пятидесятник В. В. Атласов в 1697-1699 гᴦ. обследовал Камчатку. Большой вклад в изучение географии азиатских стран внесли статейные списки (отчеты) русских посольств. Богатые сведения о Китае были собраны во время посольств Ивана Петлина (1618-1619) и Федора Байкова (1654). Составленные русскими дипломатами подробные описания этой страны получили известность не только в России, но и в Западной Европе. Особенно интересна была поездка в Пекин русского посольства во главе с Николаем (Милеску) Спафарием (1675-1678), обогатившая мировую науку ценнейшими сведениями о землях Сибири и Китая. На рубеже XVI-XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства (ʼʼБольшой чертежʼʼ), которая не сохранилась. В 1627 ᴦ. в Разрядном приказе была создана ʼʼКнига к Большому чертежуʼʼ - указатель и комментарий к сводной карте. Во второй половинœе столетия ведется составление чертежей и описаний Сибири. К 1701 ᴦ. Семен Ремезов завершил работу над ʼʼЧертежной книгой Сибириʼʼ, ставшей важным событием в географии и этнографии.

Развитию общественно-политической мысли способствовала обстановка острой идейной борьбы, в которой происходило образование Российского государства. В центре внимания были коренные вопросы жизни страны.

Большое распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой. Эти взгляды нашли отражение в сочинœениях И. А. Хворостинина и подъячего посольского приказа Григория Котошихина, который в 1664 ᴦ. бежал в Швецию и составил там свое описание Московского государства.

Развитие литературы в ХVI-XVII вв. отразило процессы, происходившие в общественно-политической жизни страны. Официальный характер в XVI в. приобретает летописание.

Архитектура России в первой половинœе XVI в. отличается интенсивным строительством каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь - и городская, и сельская -остается деревянной. Внесенные итальянскими зодчими ренессансные черты почти не имели продолжения в русской архитектуре. Наоборот, наблюдается возвращение к национальным истокам, что проявилось в возрождении традиционного для древнерусского деревянного зодчества шатрового стиля. Шедеврами шатровой архитектуры являются церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в Москве русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой в честь взятия Казани. Много церквей и храмов сооружается на средства богатого купечества. Активно идет строительство военно-инженерных сооружений. В 1500-1508 гᴦ. Петр Фрязин возводит каменный Нижегородский кремль, строительство крепостей ведется в начале века в Пскове и Туле. Около 1516 ᴦ. завершается строительство кирпичного Московского Кремля, сменившего белокаменный кремль эпохи Дмитрия Донского. В 1535-1538 гᴦ. в Москве была возведена вторая линия укреплений - Китайгород, а к концу века - третья линия - Белый город. Мощными крепостями стали многие монастыри. Итогом развития этого направления зодчества в XVI в. стал грандиозный Смоленский Кремль (1595-1602, архитектор Федор Конь).

В XVII в. в русской архитектуре усиливается декоративность. Несмотря на сопротивление церкви, в культовое строительство проникает светское начало. Яркими примерами шатрового стиля являются московские церкви Рождества Богородицы в Пугинках (1649-1652) и Троицы в Никитниках (1635-1653). Зодчими всœе шире используется кирпич, но основным строительным материалом по-прежнему остается дерево. Вершиной деревянной архитектуры стал царский дворец в Коломенском (1667-1668), украшенный резьбой и многоцветной росписью. Из кирпича строились в основном здания правительственных учреждений, торговых и промышленных предприятий. Началось использование полихромных изразцов фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид.

В последней четверти XVII в. возникает новый архитектурный стиль - московское (ʼʼнарышкинскоеʼʼ) барокко, характерный для небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Его особенностями являлись светский нарядный облик храмов, элегантность декора и строгая симметричность. В этом стиле на рубеже XVIII в. были возведены церкви Покрова в Филях, Троицы в Троицком-Лыкове и Спаса Нерукотворного в Уборах. Примером гражданского сооружения, построенного в данном же стиле, являлась знаменитая Сухарева башня в Москве (1692-1701) архитектора М. И. Чоглокова.

Русская живопись XVI-XVII вв. характеризуется значительным расширением тематики. Так, в росписи Золотой палаты Кремля (1547-1552) наряду с церковными сюжетами отражены события русской истории. На первый план житийных икон выступают жанровые сцены. В серединœе столетия была создана посвященная взятию Казани икона ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ, на которой изображены Иван Грозный, Александр Невский, Дмитрий Донской. В XVII в. основным художественным центром, где складывались новые реалистические тенденции, стала Оружейная палата Кремля. В ее мастерских выполнялись работы для царского двора. Во главе художественной школы стоял мастер Оружейной палаты Симон Ушаков, на протяжении 30 лет фактически руководивший иконописцами всœей страны. Для работ этого художника характерен отход от канонических образов, интерес к изображению человеческого лица (иконы ʼʼВеликий архиерейʼʼ и ʼʼСпас Нерукотворныйʼʼ, живописный портрет московских правителœей от Ивана Калиты до царя Алексея Михайловича и двух царевичей ʼʼНасаждение древа государства Российскогоʼʼ). Портретная живопись стала первым светским жанром изобразительного искусства. В первой половинœе XVII в. портреты (ʼʼпарсуныʼʼ) писались в иконописной манере, а масляной краской по холсту они стали писаться позднее. К последним относятся портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова и других государственных деятелœей.

В XVII в. отчетливая тенденция к обмирщению русской культуры проявилась в распространении в придворной среде светских музыкально-театральных постановок. Так, в 1672 ᴦ. при московском дворе была учреждена актерская труппа под руководством выписанного из Европы И. Г. Грегори, ставились пьесы на античные темы, к примеру ʼʼТемир-Аксакова действоʼʼ и ʼʼАртаксерксово действоʼʼ, а в доме князя В. В. Голицына играли комедии Мольера.

Сложнейшие процессы, протекавшие в культуре Московского государства в XVII в., свидетельствовали о расширении творческого диапазона российской культуры и кризисе церковного мировоззрения, преодолении национальной замкнутости, внесении в духовную жизнь общества личностного начала, которого ранее не знала средневековая культура.

Билет № 15.Русская культура XV-XVII вв. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Билет № 15.Русская культура XV-XVII вв." 2017, 2018.

Новое на сайте

>

Самое популярное