Домой Огород на подоконнике Коран про любовь между мужчиной и женщиной. Что говорит Коран о любви? Современное понимание любви

Коран про любовь между мужчиной и женщиной. Что говорит Коран о любви? Современное понимание любви

Эта статья посвященна теме священных айатов из суры «Испытуемая», которая еще называется и сурой «Испытание», или же сурой «Любовь».

Ее порядковый номер в корпусе Корана 60, но по времени ниспослания она располагается после суры «Сонмы» и перед сурой «Женщины», относясь к чисто мединским сурам.

В тематических айатах, вынесенных в начало нашего изложения, Аллах (велик Он и могуч!) благовестит своим правоверным рабам, что, по Своей милости и милосердию, Он приводит к истине целые народы врагов, которых связывают с правоверными кровнородственные узы. Кроме того. Он (слава Ему!) определяет в этих священных айатах направление и путь, по которому должны следовать правоверные в своей любви и вражде с теми, кто расходится с ними в их убеждениях. Аяты вводятся оборотом «может быть», который символизирует надежду, причем исходит от самого Творца — наищедрейшего из самых щедрых. Ниспослание айатов произошло по прошествии приблизительно двадцати лет с начала проро-ческой миссии Господина и Заступника нашего Посланника Аллаха ХХХ. После случившейся разлуки отцов и сыновей, братьев и сестер, после того, как произошло сражение родственника с родственником, прозвучало речение Его: (Может быть, Аллах установит между вами и теми, с кем вы враждуете, любовь; поистине, мощен Аллах!). Этот священный айат веет свежим дуновением, возвышенным благовестом и чистым спокойствием в сердца правоверных после продолжительной вражды и отчужденности между ними и их родственниками из многобожников. Он как бы говорит правоверным: «Возможно, уже в ближайшем будущем Аллах установит между вами и теми вашими родственниками-многобожниками, с которыми у вас была длительная вражда, вместо нее любовь и приязнь вместо отчужденности. И знайте, что Он (слава Ему!) все-могущ, и обширно милосердие и прощение Его тем, кто покаялся и обратился к Нему», ибо говорит Он: «А милость Моя объемлет всякую вещь, и потому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, отдают очистительный закят и которые веруют в Наши знамения; которые следуют за Посланником, неученым Пророком ХХХ, что записан у них в Торе и Евангелии; он побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им благое и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них» (7:157).

Творец (Велик Он и Могуч!) исполнил свое обещание и после недолгого времени в месяце Рамадан 8-го года хиджры*1 свершилось величайшее победоносное открытие Мекки*2, и всякий родственник встретился со своим родственником после того, как вступили люди в религию Аллаха толпами (сура 7), а вражда уступила место любви благодаря искренности всех их в поклонении Аллаху, Господу миров.

Затем Он (слава Ему!) ниспослал еще два священных айата (8-9), разъяснив в них со всей открытостью и ясностью путь, по которому надлежит идти правоверным всегда и везде, в мире и войне, в дружбе и вражде и в сопротивлении тем, кто расходится с ними в религии. Этот путь сводится вкратце к следующему: тем, кто расходится с нами как с мусульманами в вере, не нанося, однако, нам вреда, но, напротив, протягивая нам руку мира, мы должны отвечать миром на мир и безопасностью на безопасность, сотрудничать с ними в благочестии и богобоязненности, а не во грехе и вражде (5:3). Что же касается тех, кто наносит вред нам и нашим убеждениям, нашим общим интересам, нашему хозяйству и любому из дел, возложенных на нас Всевышним Аллахом, кто вредит нам каким бы то ни было способом, то Аллах дозволил нам защищать себя от них, защищать все свои права.

Вот как устанавливаются отмеченные выше правила, начиная с первого айата из двух упомянутых выше: «Не отвращает вас Аллах от тех, которые не сражались с вами за религию и не изгоняли вас из ваших жилищ. Должно вам благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, — ведь Аллах любит справедливых!» (60:8). Смысл айата сводится к следующему: «Дозволил Аллах вам, о правоверные, и внушил вам любовь к тому, чтобы вы предлагали добро, благодеяния и поддержку тому, кто не одной веры с вами, пока он не сражается с вами из-за того, что вы мусульмане и не пытается нанести вам какой-нибудь вред, касающийся вашей религии или земной жизни. Вы должны обращаться с ним по справедливости, ибо на справедливости стоят и земля и небеса, ибо Аллах повелел нам справедливость («А когда вы говорите, то будьте справедливы, хотя и к родственникам», 6:152): справедливость в суждениях («Когда вы судите среди людей, то судить по справедливости», 4:58), справедливость в свидетельстве («И возьмите свидетельства двух справедливых из вас и установите свидетельства пред Аллахом», 65:2), справедливость в примирении между людьми: («И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха, а если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных! Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, — может быть, вы будете помилованы», 49:9-10), справедливость в записи того, что касается взаимоотношений людей («И пусть записывает между вами писец по справедливости», 2:282), справедливость с врагом и другом, богатым и бедным, близким и далеким, согласно Слову Его: («О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы на-рушите справедливость. Будьте справедливы, это ближе к богобоязненности», 5:8).

И если справедливость ведет к достижению народами счастья, к распространению безопасности, мира, покоя и безмятежности среди них, если таковы последствия справедливости, то несправедливость ведет к гибели народов, ибо она губит народы, подрывая лежащие в основе их бытия принципы. Истинно говорит Аллах: «Они замышляли хитрость, и Мы замышляли хитрость, а они и не знали. Посмотри же, каков был конец их хитрости! Мы погубили их и их народ — всех. И вот — это дома их, разрушенные за то, что они были несправедливы. Поистине в том — знамение для людей, которые знают!» (27:50-52). А в Своем священном хадисе*3 Всевышний Аллах говорит: «О рабы мои! Поистине, Я сделал запретной для Себя несправедливость и сделал ее запретной среди вас, так не будьте же несправедливы одни к другим».

Что касается второго айата, то в нем Аллах разъяснил, кто суть те, кому мы должны сопротивляться и с кем должны порвать, отражать их на-падение, обращая их вспять потерпевшими убыток: «Отвращает вас Аллах от тех, которые сражались с вами за религию и изгоняли вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья, а кто возьмет их в друзья, те — нечестивые». Смысл таков: «Аллах дает вам, о правоверные, категорический запрет предлагать дружбу, любовь или сотрудничество тем, кто сражается с вами потому, что вы мусульмане; тем, кто изгнал вас из ваших жилищ, которые вы населяли; тем, кто помогал вашим врагам изгонять вас из ваших жилищ. И знайте, что всякий, кто будет сотрудничать с таковыми и подобными им, будет несправедлив к своей религии, несправедлив к самому себе, несправедлив к своей умме, а последствием этого будет убыток в земной и загробной жизни за предательство Аллаха, его Посланника и шариата, который принес Господин наш Посланник от Аллаха».

Два рассмотренных выше священных айата определили для мусульман на все времена и повсеместно закон, которому они должны следовать в своих взаимоотношениях с теми, кто не одной с ними веры, будь он с востока или с запада, с севера или с юга. Это — весы, которые Всевышний Аллах поставил перед мусульманами. Священные айаты говорят о тех возвышенных повелениях и высокой нравственности, которым мы должны учиться, понимая, что всех людей сотворил Всевышний Аллах от одного отца и одной матери: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин» (4:1).

Из этих айатов следует, что Всевышний Аллах, по Своей милости и доброте осуществил надежду правоверных, когда в ответ на их мольбы воссоединил их после двадцатилетней разлуки со своими отцами, матерями, родственниками и близкими, случившейся в результате сражения друг против друга. Примирив их, Он собрал тех, кто не расстался еще со своим язычеством, и превратил их в мусульман, «...и объединил их сердца. Если бы ты израсходовал все то, что на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их сердца» (8:63). Эти айаты учат нас тому, что мусульманский Закон вменяет своим последователям протягивать руку мира всякому, кто делает то же самое по отношению к ним, невзирая на его религиозные убеждения, потому, что в них нет принуждения, которое может создавать не истинных верующих, но лживых лицемеров: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения» (2:256).

Из сказанного же следует, что мы как мусульмане не можем принять разговоров о столкновении цивилизаций, религий и идей. Напротив, мы утверждаем, что цивилизации у разумных людей взаимодействуют, укрепляют и поддерживают друг друга во имя служения всему человечеству. Шариат не препятствует немусульманам учиться у мусульман и мусульманам пользоваться опытом других в пределах того, что разрешил Аллах. Нет препятствий для того, чтобы Запад учился у цивилизации Востока и чтобы Север учился у цивилизации Юга и наоборот, коль скоро они предлагают людям добро, благо и поступательное развитие, утверждают достойные нравы. Нам становится также понятным, что исламский Закон защищает душу человека, независимо от того, принадлежит ли она мусульманину или немусульманину. Он использует для упрочения своей защиты различные средства, часть из которых воплощает в себе поощрение и убеждение, а другая часть — грозное предупреждение и порицание. Достаточно напомнить в этой связи, что, согласно шариату, убивающий душу несправедливо и насильственно считается как бы убившим всех людей: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот — как будто бы убил всех людей. А кто оживил ее, тот — как будто бы ожи-вил их всех» (5:32), то есть способствовал ее оживлению, свидетельствуя пред Аллахом истинным свидетельством и препятствуя несправедливому в его несправедливости, убийце в его убийстве, предостерегая притесняемого.

Отсюда становится ясным, что те, кто смешивает джихад*4 в исламе с терроризмом и агрессивной враждой, — невежды и заблудшие, ибо джихад в исламе законен только ради высоких целей, из которых к важнейшим относятся следующие две: 1). защита религии, души, отечества, чести, человеческого достоинства и всего того, что повелел нам защищать Всевышний Аллах,

2). поддержка притесняемого и обуздание несправедливого.

Для подтверждения скачанного достаточно напомнить, что все походы, имевшие место в благородный пророческий век*5, были направлены на осуществление отмеченных двух задач. Так, битва при Бадре*6 была предпринята для защиты тех, кто был беззаконно изгнан из своих жилищ, и только за то, подвергшиеся изгнанию говорили: «Господь наш — Аллах!». Битва при Ухуде*7 была предпринята для защиты Медины после того, как к ней у горы Ухуд приблизились многобожники. Битва против ахзаб*8 была предпринята ради защиты лучезарной Медины после того, как ее с разных сторон окружили многобожники. Победоносное открытие для ислама Мекки было осуществлено, чтобы поддержать притесняемого, поддержать представителей племени бану хуза "а — союзников мусульман, пострадавших от вероломства своих врагов из многобожников.

Таков джихад в исламе. Он может осуществляться только во имя защиты всего, что должно защищать и ради поддержки притесняемого.

Что же касается терроризма и агрессии, то они по своему существу оказываются прямым отрицанием джихада, и разница между ними — как между небом и землей. Они две несовместимых противоположности. И если джихад в исламе нацелен на защиту истины и поддержку притесняемого, то террор и агрессия служат защите лжи и поддержке несправедливого будь то путем убийства или узурпации земли, или разрушения жилищ, или лишения средств к существованию, или непризнанием законных прав. Но отсюда же следует, что исламский шариат всячески радеет об утверждении покоя, распространении мира, безопасности и благоденствия среди всего человечества, включая и исламскую умму в плане ее взаимоотношений с теми, чья позиция расходится с шариатом. Ведь он, например, повелевает мусульманам предоставлять приют тем, кто просит его у них и обеспечивать безопасность тем из иноверцев, кто достоин ее. Для иллюстрации достаточно привести речение Аллаха, обращенное к Господину и Заступнику нашему Посланнику Аллаха ХХХ, а через него и ко всякому разумному человеку: «А если кто-нибудь из многобожников попросил бы у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит Слово Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, которые не ведают еще» (9:6). То есть «ты, о Посланник, если попросит у тебя убежища кто-нибудь из многобожников, должен приютить его и сохранить ему жизнь, чтобы он услышал Слово Аллаха и внял сему Корану. И если он, услышав слова Аллаха, уверовал, то он присоединился к твоим последователям, если же он откажется и захочет вернуться в свою страну, то пошли вместе с ним, о благородный Пророк, того, кто защитит его, пока он не достигнет своей страны. И Мы повелели тебе это, так как многобожники — люди, не знающие Истины, и им нужно время, чтобы услышать ее, будучи в неприкосновенности и спокойствии в своем отечестве». В своем достоверном хадисе Пророк Мухаммад (САВ) приказал своим последователям исполнять это Божье повеление с максимально возможной тщательностью: «Если кто уверил человека в безопасности, а затем убил его, то я не имею к убийце никакого отношения, даже если убитый был неверным».

Поистине, исламский шариат — это закон мира, доверия и спокойствия. Наилучшая безопасность — та, что распространяется среди какого-либо народа, сопровождаясь добром, развитием, прогрессом и благоденствием. Истинный мусульманин — это тот, кто строит, а не разрушает, обустраивает, а не опус-тошает, преобразовывает, а не портит, кто сотрудничает с другими на основе благочестии и набожности, а не в грехе и вражде (5:3)…

Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка! О те, которые уверовали! "Благословляйте Его и приветствуйте Его усердно» (33:56).

"Боже, благослови Господина нашего Мухаммада, открывающего сокрытое и завершающего предшествующее, утверждающего истину истиной и ведущего по Твоему Прямому пути! Воздай Роду его по заслуге его Твоею мерой великой!»

"Слава Господу твоему, Господу Величия и Могущества — превыше Он всего, что ни приписывалось бы Ему! Мир посланникам! Хвала Аллаху — Господу миров!» (37: 180-182).

1 Хиджра — переселение Пророка Мухаммада и его сторонников из Мекки в Медину (Йасриб) в 622 г. после его многолетнего противостояния с мекканцами, не принимавшими его мусульманской проповеди. Хиджра сыграла решающую роль в распространении Ислама. При втором праведном халифе Омаре (Умаре) ибн аль-Хаттабе аль-Фаруке (ок.585-644) была принята за отправную точку нового (мусульманского) летоисчисления, основанного на лунном календаре с длиной года в 354 дня. В дальнейшем изложении даты по Хиджре будут даваться без специальных разъяснительных помет. Даты по европейскому летоисчислению будут сопровождаться пометой Р.Х. (от Рождества Христова).

2 Имеется в виду сдача Мекки без боя Пророку Мухаммаду (САВ).

3 Аль-хадис алъ-кудси — хадис из мусульманского предания о Пророке Мухаммаде (САВ), содержащий, в отличие от обычных хадисов, прямую речь Аллаха.

4 Джихад (букв. «высшая.мобилизация сил») — необычайно емкий по своему содержанию термин ислама, в своем самом общем употреблении означающий «борьба за веру», что подразумевает и «джихад сердца» (борьба с собственными предосудительными наклонностями), и «джихад языка» (проповедь одобряемого и запрещение порицаемого), и «джихад меча» (вооруженная защита веры) и т.д. В европейском общественном сознании за джихадом закрепилось в первую очередь и главным образом представление, соответствующее джихаду меча, хотя, согласно Пророку Мухаммаду (САВ), такой джихад квалифицировался лишь как малый джихад, в отличие от великого джихада, подразумевавшего борьбу за духовное самосовершенствование.

5 То есть организовывавшиеся самим Пророком Мухаммадом (САВ).

6 Битва при Бадре (у колодцев Бадр, в 150 км к юго-западу от Медины) 15 или 17 марта 624 г. от Р.Х. — первое крупное и победоносное сражение Пророка Мухаммада (САВ) с язычниками-мекканцам.

7 Ухуд (Оход) — местечко в 5 км к северу от Медины, на склонах которой 23 марта 625 г. от Р.Х. произошло сражение мусульман с мекканскими язычниками, желавшими отомстить за поражение в битве у колодцев Бадр.

8 Союзные племена, выступившие против Пророка Мухаммада (САВ) в битве за Медину.


Аят «Любовь к ближним», Сура «Совет» аят 23

За все свои усилия в деле распространения религии благородный Посланник Аллаха (ДБАР) никогда и ни у кого не просил награды. Его награда находится у Господа. Но в этом аяте Всевышним Аллахом указывается на необходимость любви к ближним Пророка Ислама (ДБАР). Так кто же они, эти ближние, любовь к которым приравнивается к награде Пророка Ислама (ДБАР)? В соответствии с преданиями, имеющимися в трудах суннитских и шиитских ученых, под ближними, упоминаемыми в данном аяте, подразумеваются непорочные представители семейства (ахль аль-байт) Мухаммада (ДБАР).

После ниспослания этого аята, сподвижники спросили Пророка (ДБАР): «Кто является ближними, которых предписывает любить этот аят?» Пророк ответил им: «Ими являются Али, Фатима, Хасан и Хусейн (ДБМ)». («Дурр аль-Мансур» Суюти, т.6 стр.7; «Мустадрак» Хаким Нишабури, т.2 стр.444; «Муснад» Ахмад Ханбал, т.1 стр.199)

Табари в своем толковании Коран приводит следующую историю: «После убийства Хусейна в Кербеле, пленные из его семейства были доставлены в Дамаск. Среди плененных находился также Али ибн Хусейн – Имам Саджад (ДБМ). Увидев пленных, один из жителей Дамаска обратился к Имаму Саджаду со следующими словами: «Хвала Аллаху за то, что он убил вас». Имам Саджад (ДБМ) ответил ему: «Разве ты не читал аят: Я не прошу у вас награды за это, а только любви к ближним» ? Ближними Пророка являемся мы». («Джами аль-Баян» Табари, т.25 стр.16)

Одним из способов толкования аятов Корана является их толкование при помощи других аятов. Этот способ толкования исключает любые неясности и сомнения, ибо Коран является совершенным писанием, и одни его аяты никогда не противоречат другим, а наоборот, дополняют друг друга. Подобное толкование Священного писания является традицией имамов из пророческого рода. Любовь и следование семейству Пророка есть верный путь, и эта истина становится очевидной после внимательного рассмотрения следующих аятов:

1) Все без исключения божьи посланники не желали от своих последователей никакой награды. Об этом говорится во многих аятах: «Я не прошу у вас за это награды, ибо вознаградит меня только Господь миров». (Сура «Поэты» аяты 109, 127, 145, 164, 180)

2) Пророк Ислама (ДБАР) так же не желает награды от мусульман, но просит их любить его ближних: «Скажи: Я не прошу у вас награды за это, а только любви к ближним». (Сура «Совет» аят 23)

3) В еще одном аяте Всевышний повелевает Пророку (ДБАР): «Скажи: «Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме той, чтобы желающие встали на путь к своему Господу». (Сура «Различение» аят 57)

4) В следующем аяте Аллах повелевает Пророку (ДБАР) передать верующим следующее: «Скажи: «Та награда, которую я прошу от вас, предназначена вам самим, а меня вознаградит только Аллах». (Сура «Саба» аят 47)

Расположив эти четыре аята рядом друг с другом, отчетливо вырисовывается следующая картина. Пророк Ислама (ДБАР), подобно другим пророкам, не желает от верующих материальной награды, ибо его награда у Господа. Но он желает от мусульман лишь одну награду. В одном аяте этой наградой называется любовь к его ближним, в другом аяте этой же наградой называется то, чтобы желающие встали на путь к своему Господу. И в четвертом аяте говорится, что эта награда, которую просит Пророк (ДБАР), обернется вознаграждением самим мусульманам.

Другими словами эти аяты несут в себе тот смысл, что любовь к ближним Посланника Аллаха (ДБАР) и является истинным путем к Господу. Наградой Пророку является то, что мусульмане полюбят близких Пророка (ахль аль-байт), последуют за ними, и по этой причине будут на прямом пути к своему Господу. Мусульмане нуждаются в этом, и это в конце концов обернется им пользой и величайшей наградой в этом и ином мирах. Любовь к ближним Пророка означает познание той степени, которую они занимают в исламской религии, и искренне следование им во всех предписаниях.

Любовь к семейству Пророка означает совершенную веру и следование за ними приближает мусульман к божественной милости. Во многих преданиях раскрывается сущность любви к пророческому роду.

Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Знайте, тот, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада (ДБАР), умрет смертью мучеников за веру. Тот, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада (ДБАР), умрет прощенным. Тот, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада (ДБАР), умрет покаявшимся. Знайте, тот, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада (ДБАР), умрет с совершенной верой. Знайте, тому, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада (ДБАР), ангел смерти принесет радостную весть о Рае, а потом Мункар и Накир. Знайте, того, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада (ДБАР), поведут в Рай с почтением, с которым невесту ведут в дом жениха. Знайте, тот, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада (ДБАР), в его могиле откроется дверь в Рай. Знайте, того, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада (ДБАР), будут посещать ангелы милости.

И знайте, тот, кто умрет с враждой к семейству Мухаммада (ДБАР), придет в Судный день с надписью на лбу: «Лишенный милости Аллаха». Знайте, тот, кто умрет с враждой к семейству Мухаммада (ДБАР), умрет неверным. Знайте, тот, кто умрет с враждой к семейству Мухаммада (ДБАР), даже не почувствует запаха Рая». («Кашшаф» Замахшари, т.4 стр.220; «Тафсир Кабир» Фахр Рази, т.27 стр.165; Тафсир Куртуби т.8)

«Учите своих детей трем вещам: любви к вашему Пророку, любви к его семейству, и чтению Корана». («Канз аль-уммаль» Хинди, т.16 стр.456)

Пророк (ДБАР) сказал в другом предании: «Основа веры это любовь ко мне и к моему семейству». («Дурр аль-Мансур» Суюти, т.6 стр.7)

В предании от Имама Али (ДБМ) говорится: «Наилучшее деяние это любовь к нам, а наихудшее деяние это вражда с нами, с семейством Пророка». («Гурар аль-Хикам» т.1 стр.211)

В пророческом предании сказано: «В Судный день с вас спросится о любви к моему семейству». («Муджам аль-Кабир» Табарани, т.11 стр.102)

Также Пророк (ДБАР) сказал: «Поистине, спасение от огня это любовь к Али». («Мустадрак» Хаким Нишабури, т.2 стр.241)

Посланник Аллаха (ДБАР) обратился к Имаму Али (ДБМ): «О Али, счастлив тот, кто любит тебя. И несчастен то, кто враждует с тобой». («Мустадрак» Хаким Нишабури, т.3 стр.135)

Пророк Ислама (ДБАР) сказал: «Любите Аллаха по причине ниспослания вам милостей. Любите меня по причине любви к Аллаху. Любите мое семейство по причине любви ко мне». («Сунан» Тирмизи, т.5 стр.664)

Имам Садык (ДБМ) сказал: «Каждый, кто познал и любит нас, поистине тот любит Аллаха». («Аль-Кафи» Кулейни, т.8 стр.112)

Пророк (ДБАР) сказал: «Любит Али только верующий, а враждует с ним только лицемер». («Сахих» Муслим, т.1 стр.86)

Пророк (ДБАР) сказал: «Фатима часть меня. Каждый, кто разгневает ее, разгневает меня». («Сахих» Бухари, т.5 стр.92)

В одном предании сказано, что у Аиши спросили: «Кто из женщин была наиболее любима Пророку?» Она ответила: «Фатима». Ее спросили: «А из мужчин?» Ответила: «Ее муж». («Сунан» Тирмизи, т.5 стр.701)

Пророк (ДБАР) сказал: «Это мои дети Хасан и Хусейн. О Аллах, люби их, и люби тех, кто любит их». («Сахих» Бухари, т.5 стр.100)

Любовь во всех ее проявлениях стала самым прекрасным чувством на земле. Наши сердца созданы для того, чтобы взращивать любовь и щедро делиться с ней окружающими. Посмотрите вокруг: мать любит своих детей, дети любят родителей, заключившие брак сердца бьются в такт, близкие дарят любовь своим родным, а праведники способны любить весь мир и все творения Всевышнего.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) часто говорил о любви не только мужчин и женщин, но и людей друг к другу. Известно немало хадисов, в которых сказано об этом исключительном и высоком чувстве. Он наставлял верующих: « Мусульманин – это тот, кто никогда не причиняет вреда другому человеку ни языком, ни руками».

В другом хадисе сказано: «Поистине, в День воскресения Аллах скажет: «Где люди, любившие друг друга ради Моего величия? Сегодня, в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Арша, Я укрою их!»

Мусульманам стоит обязательно воспользоваться советом хадиса: «Если ты испытываешь чувство любви к своему брату, поспеши сказать ему об этом».

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает. Старайтесь облегчать, а не усугублять положение вещей, старайтесь нести людям только добрые вести и не заставляйте их сторониться вас».

Аллах сказал: «Для любящих друг друга ради величия Моего предназначены минбары из света, которым позавидуют пророки и павшие за веру!»

Также Всевышний сказал: «Я обязательно полюблю любящих друг друга ради Меня, встречающихся друг с другом ради Меня, посещающих друг друга ради Меня и ничего не жалеющих ради Меня!»

Хадис гласит: «Сладость веры ощутит тот, кто будет любить Аллаха и Его Посланника больше всего остального, кто полюбит человека только ради Всевышнего и не помыслит возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его, так же, как не желает он быть ввергнутым в пламя ада».

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) уделял огромное внимание супружеским отношениям и призывал людей делать все возможное для укрепления брака. Он говорил: «Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний смотрит на них с милостью. И когда муж берет свою жену за руки, их грехи утекают сквозь пальцы».

Известно, что существуют четыре вещи, которые станут благом в земном и вечном мирах. Это благодарное сердце, занятый поминанием Аллаха язык, терпеливое в невзгодах тело и супруга, не предающая мужа ни телом, ни его имуществом».

И всегда следуйте наставлению Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, вы не войдете в Рай, пока не уверуете. А не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой».

1. Посланник Аллаха (С) сказал: «Лучший из вас — тот, кто лучше всех обращается со своей женой».

(«Васаиль», том 14, С. 122).

2. Имам Али (А) сказал: «Женщины — доверенность Аллаха для вас: не мучайте и не угнетайте их».

(«Мустадрак», том 2, С. 551).

3. Посланник Аллаха (С) сказал: «Слова «я тебя люблю», сказанные мужчиной жене, никогда не уйдут из её сердца».

(«Шафи», том 2, С. 138).

4. Имам Садык (А) сказал: «Одно из качеств пророков — любовь к своим женам».

(«Бихар», том 103, С. 236).

5. Иудей спросил у Посланника Аллаха (С): «Каково преимущество мужчин над женщинами?»

Он сказал: «Как преимущество неба по отношению к земле или как преимущество воды над землёй. Ибо как вода оживляет землю - так и мужчина оживляет женщину, и если бы не было мужчин, Аллах не сотворил бы женщин».

(«Илалу шараи» Садука, том 1, С. 512).

6. Посланник Аллаха (С) сказал: «Чем совершеннее вера человека, тем большую любовь он проявляет к своей жене».

(«Бихар», том 103, С. 228).

7. Имам Садык (А) сказал: «Наши шииты — те, кто проявляет любовь к своим женам».

(«Бихар», том 103, С. 223).

8. У Имама Резы (А) спросили: «Почему женщины наследуют только половину доли мужчин?» Он сказал: «Потому что женщина, когда заключает брак, получает, а мужчина даёт. Поэтому доля мужчин в наследстве больше. И другая причина: женщина находится под опекой мужчины, который должен удовлетворять её нужды и давать её содержание. Однако мужчина не находится под опекой женщины. Если он нуждается в содержании, то она не обязана его давать. Поэтому доля мужчин в наследстве больше».

(«Илалу шараи» Садука, том 1, С. 570).

9. Имам Садык (А) сказал: «Ибрахим (А) жил в пустыне Шама. Когда же Хаджар родила ему Исмаила (А), Сара впала от этого в глубокую печаль, ибо у неё не было от него ребёнка. И она мучала Ибрахима (А) из-за Хаджар и огорчала его. Ибрахим (А) пожаловался на это Аллаху, и Аллах внушил ему в откровении: “Женщина — как кривое ребро: если ты оставишь её — получишь от неё наслаждение, а если попытаешься выпрямить — сломаешьˮ».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 60).

10. Имама Садыка (А) спросили о значении слов Аллаха: «Господь наш тот, кто дал каждой вещи ее строй, а потом вел по пути».

Он сказал: «Из внешности всех творений Аллаха ясно, мужчина это или женщина».

Потом его спросили: «А каково значение “а потом вёл по путиˮ?»

Он сказал: «Он повёл их к браку и соединению».

(«Кафи», том 5, С. 567).

11. Фатима Захра (А) на вопрос «Что лучше для целомудренной женщины?» ответила: «Самое лучшее для женщины - это когда она не видит посторонних мужчин, и мужчины не видят ее».

(«Бихар, том 103, С. 250).

12. Имам Садык (А) сказал: «Всякая женщина, которая почитает своего мужа и не мучает его, будет счастливой».

(«Бихар», том 103, С. 253).

13. Пророк (С) сказал: «Лучшие женщины из вас — те, которые любят».

(«Бихар», том 103, С. 235).

14. Имам Али (А) сказал: »Ревность женщины - неверие, ревность мужчины - вера".

(«Нахдж уль-балага», афоризм 124).

15. Он также сказал: «Джихад женщины - доброе поведение с мужем».

(«Нахдж уль-балага», афоризм 136).

16. Он также сказал: «Лучшие качества женщины суть худшие для мужчины: тщеславие, трусость и жадность, и если женщина тщеславна, то она никому ни в чем не уступает, если жадна, то это значит, что бережет не только свое добро, но и добро своего супруга, если же она труслива, то бежит в страхе от всего, с чем столкнется».

(«Нахдж уль-балага», афоризм 234).

17. Имам Реза (А) сказал: «Некоторые из женщин являются лучшим приобретением мужчины. Это — те, которые проявляют любовь по отношению к нему».

(«Мустадрак», том 2, С. 532).

18. Пророк (С) сказал: «Жена — хранительница имущества мужа, и она будет спрошена за это».

(«Мустадрак», том 2, С. 550).

19. Пророк (С) сказал: «Женитесь и не разводитесь. Трон Аллаха содрогается, когда совершается развод».

(«Нахдж уль-фасаха», хадис 1147).

20. Пророк (С) сказал: «Аллах предписал вам добро по отношению к женщинам. Ибо ваши жены, матери, сестры и тёти — женщины».

(«Нахдж уль-фасаха», хадис 779).

21. Пророк (С) сказал: «Лучшие из ваших женщин — целомудренные, любвеобильные, которые берегут своё целомудрие перед другими мужчинами и любвеобильны по отношению к мужу».

(«Нахдж уль-фасаха», хадис 1534).

22. Пророк (С) сказал: «Целомудрие — украшение женщин».

(«Нахдж уль-фасаха», хадис 2008).

23. Ибн Аби Ауджа (известный атеист того времени) спросил у ученика Имама Садыка (А) Хишама ибн Хакама: «Разве Аллах не мудр?» Он сказал: «О да, Он мудр».

Тот сказал: «Тогда скажи мне об аяте: “Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь однойˮ . Разве это не то, что Аллах сделал обязательным?»

Хишам сказал: «Да».

Ибн Аби Ауджа сказал: «Тогда сообщи мне об аяте: “Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящейˮ. Какой мудрый будет говорить так?»

Он не смог ничего ответить и, когда отправился к Имаму Садыку (А) в Медину, спросил у него. Имам Садык (А) сказал: «Что касается аята “Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной ˮ , то тут речь идёт о выплате их содержания. А что касается аята “Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящейˮ , то тут речь идет о любви к ним».

Когда Хишам сказал это Ибн Аудже, тот сказал: «Клянусь Аллахом, это пришло не от тебя».

(«Кафи», том 5, С. 362).

24. Джабраил снизошёл к Пророку (С) и сказал: «О Мухаммад! Твой Господь приветствует тебя и говорит: “Девственницы из числа женщин подобны плодам на дереве. Когда же плод созреет, он должен быть собран, а иначе испортится от солнца и ветра. Так и девственницы — когда они достигнут зрелости, то должны выйти замуж, а иначе их может постичь порчаˮ».

Тогда Посланник Аллаха (С) поднялся на минбар и донёс это до людей. Люди спросили его: «За кого выдавать их замуж?» Он сказал: «За подобных им». Они спросили: «А кто подобен им?» Он сказал: «Верующие подобны друг другу».

Вслед за этим он, не сходя с минбара, поженил Зубаа дочь Зубейра ибн Абдульмутталиба с Микдадом ибн Асвадом и сказал: «О люди! Я поженил дочь своего дяди с Микдадом, чтобы брак стал проще».

(«Уйун ахбар реза, том 1, С. 294).

25. У Имама Али (А) спросили: »Каковы те четыре, которые не могут насытиться от других четырёх?" Он ответил: «Земля не может насытиться дождём, женщина – мужчиной, глаз – взглядом и знающий – знанием».

("Уйун ахбар реза, том 1, С. 214).

26. Имам Садык (А) сказал: «Тот, кто возьмет себе женщину, должен заботиться о ней и уважать её, потому что женщина — как игрушка: тот, кто держит её в руках, не потеряет её».

(«Курбу ль-иснад», С. 34).

27. Имам Али (А) сказал: «Ум женщины — в её красоте, а красота мужчины — в его уме».

(«Маани ахбар» Садука, С. 228).

28. Посланник Аллаха (С) сказал: «Бойтесь Аллаха относительно двух слабых: сироты и женщины. И лучший из вас — тот, кто лучше всего относится к своему семейству».

(«Курбу ль-иснад», С. 44).

29. Имам Али (А) сказал: «Проклят всякий мужчина, которым управляет женщина».

(«Макариму ль-ахляк», С. 625).

30. Посланник Аллаха (С) сказал: «Чем более верующим является человек, тем больше он любит женщин».

(«Наварид», С. 12).

31. Имам Али (А) сказал (из наставлений перед сражением при Сиффине): «...Не добивайте раненых, и не причиняйте боли женщинам, даже если они задевают вас оскорблениями, и хулят ваших командиров, ведь, поистине, они - слабы и телом, и душой, и разумом; поистине, нам велено оставлять их в покое, даже если они и многобожницы; и даже в джахилию если мужчина бил женщину камнем или палкой, то потом порицался за это он сам и его потомки».

(«Нахдж уль-балага», заповедь 14).

32. Имам Али (А) сказал: «Остерегайся советоваться с женщинами, ибо их мнение слабо, а их взгляды переменчивы. Покрывай их взоры покрывалами, ибо строгость покрывала способна дольше их удерживать, и их выход наружу - не хуже, нежели возможность непроверенному человеку посещать их, и если найдешь возможным, чтобы не знали они никого, кроме тебя, то делай так. Не доверяй женщине дел, кроме ее личных, ибо женщина - рейхан (ароматный цветок), а не кахраман (служанка или сильный человек). Не обольщай душу ее величанием, не поощряй её вмешиваться в дела других. Не проявляй неуместного подозрения, ибо это правильную женщину ведет ко злу, а праведную - к сомнениям».

(«Нахдж уль-балага», письмо 31).

33. Имам Али (А) сказал: «Женщина - скорпион, чей укус сладок».

(«Нахдж уль-балага», афоризм 61).

34. Имам Али (А) сказал: «Целомудрие женщины сохраняет её душевное здоровье и красоту».

(«Бихар», том 103, С. 234).

35. Имам Али (А) сказал: «Благословение в том, чтобы поступать наоборот по отношению к тому, что говорит женщина».

(«Кафи», том 5, С. 518).

36. Имам Али (А) сказал: «Поступай благожелательно по отношению к жене и говори с ней наилучшим образом, и твоя жизнь будет благой».

(«Макарему ль-ахляк», С. 218).

37. Имам Аскари (А) сказал:

«А если не будет двух мужчин, то — мужчину и двух женщин » — повелитель верующих (А) сказал по поводу этого аята: «Свидетельство двух женщин равно свидетельству одного мужчины. Если есть свидетельство двух мужчин или одного мужчины и двух женщин, то по их свидетельству выносится решение».

А потом он сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: “Свидетели должны быть сводобными, а не рабами, потому что рабы служат господину, а потому их свидетельство не принимается. И свидетели должны быть мусульманами, потому что Аллах почтил справедливых мусульман тем, что их свидетельство принимается, и сделал это в числе их награды в ближнем мире, прежде чем они перейдут в будущий мирˮ.

К Посланнику Аллаха (С) пришла женщина и сказала: “О Посланник Аллаха! Аллах — Творец мужчин и женщин, Адам — отец мужчин и женщин, и Ева — мать мужчин и женщин, а ты — Посланник Аллаха к мужчинам и женщинам. Тогда почему в вопросах наследства свидетельство одного мужчины равняется свидетельству двух женщин?ˮ Посланник Аллаха (С) сказал: “Таково решение Мудрого, Справедливого, Который не совершает угнетения, но управляет делами по Своему знанию. Однако вы, женщины, имеете недостатки (изъяны или неполноту) в религии и разумеˮ. Она сказала: “О Посланник Аллаха! А в чем наши недостатки?ˮ Он сказал: “Почти половину своей жизни вы проводите, не читая намаз из-за месячных, и вы много посылаете проклятия и впадаете в неверие. Женщина живёт десять лет с мужчиной, который прекрасно относится к ней и даёт ей все блага. Но когда его постигает несчастье или бедность, она говорит ему: ‘Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!’ То, что имеет женщина из этих недостатков — испытание для неё, и она должна терпеть это (терпеть эти побуждения и не вести себя подобным образом), и тогда Аллах сделает великой её награду. Возрадуйся же!ˮ А потом он сказал: “Каким бы плохим ни бывал мужчина — женщина будет хуже его. И какой бы праведной ни была женщина — мужчина будет праведнее её. Аллах не установил равенство между мужчиной и женщиной ни в коем случае, исключая равенство между Фатимой и Али в свидетельствеˮ».

(«Тафсир Имама Аскари», С. 656).

“О Аллах! Царь в День суда! Создатель земли и неба! Смилуйся над влюбленными и спаси их от великих бед! Смягчи сердца их любимых! Ведь Ты поистине Внемлющий зову о помощи! Ты близок к тем, кто молит Тебя” (молитва паломницы во время обхода (тауафа) Каабы - главного святилища Ислама в Мекке).

Из книги аль-Уаша “Аль-мауашша”

Любовь и секс, взятые в контексте исламской культуры и религии, вызывают интерес в силу целого ряда причин. Одна из них - устойчивое сохранение в сознании людей стереотипов, принятых на веру представлений о сексуальной стороне исламской культуры. С одной стороны, на Западе и в России многие склонны полагать, что любовь как чувство, а также секс, как широкий спектр всего разнообразия половой сферы жизни человека, подавлены в исламской культуре жесткими предписаниями Корана. С другой стороны, мусульманский Восток часто предстает в массовом сознании этих же людей как символ сексуальной избыточности, половодья сексуальной чувственности, а мусульманин - пресловутый “восточный мужчина” - воспринимается как идеальный тип “всегда готового” сексуального партнера.

Любовь и секс с точки зрения человека, ориентирующегося на западную культуру, вещи самодостаточные, их ценность не нуждается в подкреплении аргументами (религиозными и прочими) и обладают онтологическим статусом в бытии человека. Причины восприятия Ислама как асексуальной культуры, репрессивной по отношению к любви и сексу, кроются в ошибочной интерпретации тех положений Корана, где говорится о любви и сексе, во-первых; во-вторых, - в отсутствии анализа раннего Ислама и в условиях Арабского халифата в период его классического расцвета до 1257 года.

Зачастую исследователи черпают материалы для изучения сексуальной культуры Ислама из жизни мусульман, живущих на периферии мусульманского мира, где культура народов, исповедующих Ислам, являет собой результат смешения норм Шариата с доисламскими обычаями. Или же анализируются установки идеологии и практики экстремистских движений. Хотя Ислам и как религия, и как культура находится далеко за этими рамками.

Следует обратиться к тексту Корана, к содержанию высказываний Пророка Мухаммада (мир ему), а также к творчеству, например, мусульманского теолога аль-Газали (1058-1111), крупнейшего авторитета по вопросам исламской догматики и морали (за что он получил почетное прозвище “Довод Ислама”), и аль-Джахиза (776-869), великого арабского писателя, к народному фольклору и арабской классической поэзии. Аль-Газали и аль-Джахиз посвятили ряд произведений изложению своих взглядов на любовь и секс.

Ислам в первую очередь распространился среди арабов, народа чувственного, для которого любовь и секс являются неотъемлемыми атрибутами самой жизни, условием существования человека. Это произошло исключительно и благодаря способности Ислама абсорбировать в себя и трансформировать многое из доисламского уклада жизни арабов и других народов, в том числе и особенности сексуальных моделей и норм, регулировавших сексуальную сферу их жизни.

Любовь и секс в сознании арабов всегда сочетались с ценностями сакрального, религиозного характера. Неслучайно действие знаменитых общеарабских историй о необычайной силе любви и сексуальной страсти происходит вблизи Каабы, которая являлась главным религиозным объектом для паломничества в доисламской Аравии, а затем была восстановлена как священный центр для всех мусульман, в сторону которого необходимо обращаться во время молитвы.

Известна история, что уже после распространения Ислама некто Салих ибн Абд ур-Раззак во время Хаджа в Мекке, совершая обход Каабы (тауаф), увидел на ее стене лист бумаги со стихами. Неизвестный поэт сообщал жителям Мекки о своей безумной любви к женщине-мекканке и признавался, что из-за своей скромности он не нашел другого способа выразить свои чувства, кроме как повесить свои стихи на стену Каабы.

Утонченный взгляд на секс и любовь прослеживается в поэзии мусульманских народов. Меджнун, обессмертивший себя любовью к Лейле, сказал: “Не быть любимым - значит быть ослом!”. Аль-Ахуас ибн Мухаммед аль-Ансари выразился: “Если ты не любил и не знал страсти, то ты - один из камней пустыни”. Ему вторили поэты: “Все люди – влюбленные создания...! Пропащий тот, кто не любил и не был любим”.

Также Шерик ибн Абдуллах аль-Кади писал, что влюбленным полагается самое большое вознаграждение от Аллаха. А поэт Джамиль прямо сказал, что “умерший от любви тоже шахид” (мусульманин, погибший в борьбе за Ислам). Этот взгляд получает подтверждение в свете хадиса самого Пророка (мир ему): “Кто влюбится и умрет, сохранив себя от греха прелюбодеяния, приравнивается к шахиду”.

В этой связи поэтизируется, становится почти сакральным статус мусульманки, ее роли придается оттенок духовного совершенствования. Женщины не олицетворяют дьявольское наущение, как полагали христианские богословы, сбивая мужчин с пути истинного, но единение представителей двух полов дает возможность пережить через любовь и секс наиболее глубинные пласты опыта человеческого бытия, чтобы осознать свое истинное предназначение в мире.

Таким образом, можно сказать, что мусульманский мир всецело приветствовал любовь и сексуальность, определяя для этой сферы человеческих отношений свои нормы. В Коране содержатся многочисленные аяты с призывом к верующим вступать в брак. “Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость” (Коран 30:21).

В Коране проблемы секса и любви трактуются реалистически. Секс создан Аллахом как единственный способ воспроизводства человеческого рода в ряду других Его созданий: “...И создали Мы вас парами”. Любовь мужчины и женщины друг к другу не есть чувство, возникающее из случайной прихоти, мимолетного каприза людей. Любовь дана Аллахом как необходимая часть сексуальных отношений мужчины и женщины: “... устроил между вами любовь и милость” (Коран 30:21).

Следовательно, с исламской точки зрения, сексуальное чувство мужчины к женщине, и наоборот, коренится в конституции человеческой природы, и в то же время есть орудие Божьего промысла. Иными словами, Ислам вобрал в себя понимание секса как явления, обладающего онтологическим статусом в жизни человека, бытие которого без секса невозможно.

При этом в рамках исламского вероучения секс трактуется еще телеологически: секс не только самодостаточен, секс также есть цель. Он не только средство самореализации человека в его земной жизни. Секс есть также средство проявления трансцендентной силы, Воли Аллаха. Секс в Исламе рассматривается как проекция потустороннего, трансцендентного в посюстороннем, земном бытии человека.

О чувстве любви в Коране говорится как о явлении, прямо связанном с сексом, половыми отношениями мужчины и женщины. Статус любви и секса в Исламе качественно повышен. Если до возникновения Ислама араб просто любил и реализовывал себя в сексе, как ел, дышал и пил, то в рамках Ислама мусульманин осознавал еще и сакральное (священное) значение переживаемого им чувства любви и совершаемого полового акта с женщиной. Любовь и секс в Исламе оказались внутри объемного, трехмерного пространства: мужчина, женщина, и, свыше, Аллах.
Соответственно, в Исламе секс в широком смысле, как весь разнообразный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, может реализоваться двумя, взаимодополняющими друг друга, путями. Во-первых, в виде чувственной страсти между мужчиной и женщиной, как половое влечение их друг к другу для удовлетворения их половых потребностей. Во-вторых, в виде чувства симпатии и расположенности духовного характера, позволяющего вызвать между мужчиной и женщиной любовь. Как и секс, любовь в Исламе стала рассматриваться как явление трансцендентного, божественного происхождения, не подчиняющееся сознанию, воле и капризам человека, если он оказался влюбленным.

Отнюдь не случайно, что в вышеприведенном кораническом аяте (“устроил между вами любовь...”) о любви между мужчиной и женщиной говорится в связи с их половыми отношениями. В Исламе любовь рассматривается как необходимое условие полноценной реализации сексуальных отношений мужчины и женщины.

Существующей предрассудок в отношении Ислама как религии, санкционирующей насильственное принуждение женщины выходить замуж за нелюбимого мужчину, опровергается положением из Корана: “... А кто вынудит... то ведь Аллах и после принуждения их Прощающий, Милосердный” (Коран 24:33), т. е. Бог на стороне подвергнутых принуждению женщин.

В авторитетнейшем сборнике хадисов - высказываний Пророка Мухаммада (мир ему), составленном аль-Бухари, приводится сообщение, связанное с женщины по имени Ханса бинт Хидаг аль-Ансари, которую отец насильно выдал замуж. Ханса пожаловалась Пророку Мухаммаду (мир ему), и он расторг ее брак с нелюбимым мужчиной. Также имеется хадис, где сообщается, что на вопрос Аиши, супруги Пророка Мухаммада (мир ему), требуется ли согласие женщины на брак, он ответил, что да, и добавил, что молчание девушки, стесняющейся вслух высказаться о своем решении, следует расценивать как положительный ответ.

Следовательно, Ислам не только допускает, но и находит естественным возникновение любви между мужчиной и женщиной, желающих вступить в брак. При этом, конечно, до заключения законного брака они не имеют права нарушать религиозные предписания.

В журнале “Мажаллату аль-Азхар” исламского университета “Аль-Азхар” (Египет) регулярно публикуются фетвы - богословско-правовые заключения, - вынесенные для разъяснения и практического применения какого-либо предписания Шариата. В одном из номеров журнала помещен ответ комитета по изданию фетв на вопрос читателя: “Рассматривается ли в Исламе любовь как грех?”

“Любовь - это сердечное влечение, не подчиняющееся воле человека, если бы даже он хотел отказаться от нее. Поэтому в Шариате не предусмотрено решения, которое бы разрешало или запрещало любовь. Санкции Шариата применяются лишь тогда, когда мужчина и женщина нарушают установленные религиозные запреты. Если же между ними имеется сердечная любовь и намерение в дальнейшем вступить в законный брак, то ни на нем, ни на ней нет греха”, - ответили исламские ученые.

Как следует из вышеизложенного, Ислам признает, что любовь, раз возникнув в душе человека, не может быть удалена из нее никаким внутренним субъективным усилием или внешней санкцией, как не могут быть подавлены потребности есть, пить, дышать и вступать в сексуальные отношения.

В Исламе не сложился культ платонической, духовной любви к женщине. Не существует в Исламе и узаконенного обета безбрачия и института монашества.

Общеизвестно отрицательное отношение Пророка Мухаммада (мир ему) к безбрачию и сексуальному воздержанию, какими бы благими намерениями они не объяснялись (желанием человека полностью посвятить себя поклонению Богу и т. д.). Например, сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) запретил своему сподвижнику Усману ибн Мазуну практиковать сексуальное воздержание с целью целиком посвятить себя служению Аллаху.

Что касается действительных случаев практики сексуального воздержания некоторыми известными суфийскими шейхами (подавляющее большинство суфиев имели и имеют семьи и потомство), то после тщательного исследования данного явления западным исламоведом Брюсом Б. Лоуренсом можно смело утверждать, что в данном случае мы имеем дело с парадоксальной формой почитания женщин через сексуальное воздержание. Б. Лоуренс настаивает на необходимости использования герменевтического метода анализа суфийских текстов, в частности текстов Низамутдина-Тулия, жившего в Делийском султанате.

Результаты исследования Б. Лоуренса сводятся к утверждению, что шейх Низамутдин рассматривал любовь и секс, находящие свое полное выражение через семейные отношения, как неотъемлемые атрибуты человеческой экзистенции, его существования. По мнению шейха, женщина олицетворяет необходимый этап на пути (“тарикат”) человека. Истинная любовь к Аллаху немыслима без предварительного переживания любви к женщине, которая (любовь) затем сохраняется в душе мужчины в “снятом виде”, по выражению Гегеля. Для того, чтобы осознать степень и значимость высшей “большой” любви к Аллаху, суфий должен сначала пройти через этап “малой” любви к женщине.

Шейх Низамутдин, по мнению Б. Лоуренса, вовсе не умалял любви к женщине. Он просто указывал, что для человека, помимо земных объектов любви, существует еще иной объект любви трансцендентного характера, т. е. Аллах.

Надо отметить, в рамках исламского общества сексуальные отношения регулируются четкими религиозными предписаниями, через которые поощряются любовь и секс в законном браке и осуждаются всякие отношения людей “нетрадиционной сексуальной ориентации”. Ислам допускает и одобряет сексуальную и любовную активность, предоставляя мусульманам право удовлетворять свои физические и социально-психологические потребности путем заключения шариатского брака. Ислам запрещает кровосмесительство, гомосексуализм, лесбиянство, зоофилию, педофилию, некрофилию, садомазохизм, а также анальный секс, и налагает за их совершение на мусульманина и мусульманку различные наказания.

В вышеназванных рамках, санкционированных Исламом, мужчина и женщина могут реализовывать свои сексуальные потребности без всяких ограничений или стеснения. Об этом сказано в Коране. Смысл данного коранического установления проясняется также аятом:

“А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах” (Коран 2:187).

Это подтверждается и таким кораническим высказыванием:

“Baши жены - нивы для вас, ходите на вашу ниву [как] пожелаете” (Коран 2:223).

Академик И. Крачковский перевел слово “как” словом “когда”, придав тем самым неверный смысл. По мнению И. Крачковского, в данном аяте речь идет о частоте и времени полового сношения между мужчиной и женщиной. Но во всех комментариях (тафсирах) мусульманских ученых к Корану подчеркивается, что в данном аяте говорится о разновидностях полового акта, т. е. “как пожелаете” [овладеть], а не “когда пожелаете”.

Этот аят был ниспослан в первые месяцы Хиджры, когда Пророк (мир ему) и группа его сподвижников-мухаджиров покинули Мекку и переселилась в Медину. Многие их них ушли из Мекки в одиночку, без жен. В Медине они вступали в брак с местными женщинами. Однако вскоре начались разногласия.

Дело в том, что мекканские мужчины издревле были известны тем, что предпочитали в семейных отношениях разнообразные сексуальные позы. В то же время это не было принято в Медине. Мединские жены мухаджиров отказывались от мекканских “новшеств”, суеверно боясь, что зачатые непривычным образом дети родятся косоглазыми.

Дело дошло до Пророка Мухаммада (мир ему). Судя по сообщению Абу Дауда, приведенного в тафсире (комментарии) к Корану, составленном Ибн Касиром, именно в связи с этим событием на него снизошло откровение от Аллаха в виде аята

“Ваши жены нивы для вас, ходите на ваши нивы, [как] пожелаете” (Коран 2:223).

Затем Пророк (мир ему) разъяснил мусульманкам, что в половой жизни дозволены различные позы.

Известные мусульманские теологи и факихи, в том числе и аль-Газали, периодически выступали с письменными разъяснениями по поводу того, что можно, а что нельзя мусульманину в постели с женой. Несмотря на это, мусульмане в интимной жизни применяют разнообразные и изысканные способы, что было результатом развития мусульманской культуры как синтеза арабской, иранской, византийской и индийской культур.

Взгляды мусульманских религиозных авторитетов, которые пытались разработать хотя бы минимум правил сексуальных отношений, хорошо выразил аль-Газали в маленьком произведении “Счастливый мусульманский брак”. Он пишет, что мусульманин перед совершением полового акта с женщиной должен произнести: “Бисмиллахир-рахманир-рахим” (Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь для верующих в День Суда), затем прочитать суру “аль-Ихлас” из Корана и дуа-мольбу с просьбой к Всевышнему дать ему хорошее потомство и уберечь от шайтана. Далее следует: “и если приблизится момент эякуляции, то скажи про себя не размыкая губ: “Слава Аллаху, который создал из воды человека”. Не следует находиться головой в сторону киблы (направление на Каабу - И.Н.) во время полового сношения из уважения к Каабе. Мужчина и женщина должны прикрываться чем-либо, так как Пророк Мухаммад (мир ему) укутывался с головой во время сношения с женами и говорил им: “Тебе следует сохранять молчание” (приводится от Абу Мажиха).

Однако другие ученые несколько иначе рассматривают данный вопрос. По их мнению, недостаточно подтверждено происхождение хадиса от Пророка (мир ему) о желательности накрываться одеялом и сохранять молчание во время занятий сексом. А значит, он не носит категорического характера.

Например, доктор Мухаммад Усман аль-Хашит, подготовивший вышеупомянутые сочинения аль-Газали к печати, пишет, что совершение сексуального акта в голом виде не противоречит Сунне Пророка (мир ему), ссылаясь на доктора Абдуллу аль-Кадира. Последний утверждал: “Быть ли партнерам голыми или нет, это зависит от их вкуса и не противоречит Сунне. Ведь в Коране сказано: “Ваши жены нива для вас”. Также есть хадис о Пророке Мухаммаде (мир ему) и его молодой жене Аише (да будет доволен ею Аллах), которые вместе мылись, т. е. были голыми. Следовательно, нет препятствий и для половых сношений в обнаженном виде”.

В любом случае, данный вопрос относится к категории рекомендуемых предписаний, и его несоблюдение верующим не считается грехом.

Также аль-Газали советовал мусульманам воздерживаться от половых сношений с женщиной в первую ночь каждого месяца, ночью в середине месяца, ночью в конце месяца, а также днем и ночью каждый пятницы. Хадис от Тирмизи “Если муж захочет удовлетворить свою сексуальную потребность с женой, то она всегда должна исполнять его желание, даже если бы она была занята выпечкой” говорит лишь о желательности вывода аль-Газали.

Необходимым условием физически близости, по мнению аль-Газали, было обоюдное достижение удовлетворения мужем и женой. Аль-Газали отстаивал общепринятое мнение мусульман, что физическая близость должна удовлетворить не только мужчину, но и женщину. “Если она, сойдясь с мужчиной, будет находиться в возбужденном состоянии, а мужчина, удовлетворившись, встанет, то это скажется на ней отрицательно. Такое несовпадение вызывает охлаждение чувств вплоть до отвращения”.

Право женщины на полноценное удовлетворение ее сексуальных потребностей нашло и теоретическое обоснование у Имама аль-Газали. Он писал: “Муж должен совокупляться с супругой минимум один раз в четыре дня, исходя из того, что у него могут быть четыре жены. Частоту близости с женой можно увеличивать и уменьшать, согласно ее потребности в этом, исходя из необходимости обеспечить ее супружескую верность. Обеспечение супружеской верности - обязанность мужа. Если он не сможет удовлетворить ее сексуальные потребности, то это подвергнет опасности ее супружескую верность”.

Ислам, таким образом, рассматривает женщину не просто как орудие удовлетворения сексуальных потребностей мужчины, но также как полноправного субъекта половых отношений с признанием ее права на полное удовлетворение ее сексуальной потребности.

Итоги вышеизложенного рассмотрения любви и секса в рамках Ислама можно сформулировать в следующих положениях:

Любовь и секс в Исламе рассматриваются как явления не только самодостаточные, то есть как сущностные атрибуты бытия человека, но и как реализация трансцендентной силы, Воли Аллаха.

Любовь и секс между мужчиной и женщиной угодны Аллаху.

Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему) высказываются в пользу симметрии прав и обязанностей мужчины и женщины в любви и сексе.

Ислам однозначно осуждает все виды “нетрадиционной сексуальной ориентации”, исходя из необходимости защиты семьи, основной функцией которой является воспроизводство человеческого рода, что является целью Божьего замысла.

“Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись” (Коран 51:56).

http://www.islam.ru/lib/douknow/sex/

Новое на сайте

>

Самое популярное