Домой Огород на подоконнике Между сциллой и харибдой. Значение фразеологизма «между Сциллой и Харибдой», история происхождения

Между сциллой и харибдой. Значение фразеологизма «между Сциллой и Харибдой», история происхождения

Эпизод о встрече со Сциллой и Харибдой находится в 12 песне поэмы "Одиссея". Основой для повествования о странствиях царя Итаки Одиссея, как считают исследователи творчества Гомера, послужили античный фольклор, заимствования из сказок и мифов других народов мира и рассказы путешественников-мореплавателей.

Для покорителей морских просторов одним из сложных в преодолении мест был Мессинский пролив, и сегодня отделяющий остров Сицилию территории Италии. Ширина его в самом узком месте составляет около 3 километров, а естественная линия берега с обеих сторон, подводные камни и встречающиеся небольшие водовороты иллюстрируют опасности, подстерегавшие мореходов в этом районе Средиземного моря. Справедливости ради нужно заметить, что мифологическая опасность прохода по Мессинскому проливу не соответствует действительности - воды здесь довольно спокойные.

Опасность первая - Сцилла

Со стороны материка, в итальянской провинции Калабрия, возвышается Сцилла - высокая -утес. Сегодня она находится в границах одноименного небольшого живописного городка-курорта, известного также как Шилла (по-итальянски Scilla), на ее вершине - средневековый замок.

Именно под этой скалой терпели крушение на подводных камнях деревянные корабли древних мореплавателей. Мифы древней Греции повествовали о живущей на скале свирепой пожирательнице всего живого, причем происхождение и внешность Сциллы описываются более чем в десяти мифологических вариантах. Часть легенд отразилась в поэме Гомера "Одиссея" в облике двенадцатилапого лающего чудовища с шестью собачьими головами (по-гречески имя чудовища означает «лающая»), пожиравшего по 6 жертв сразу.

Опасность вторая - Харибда

Напротив, ближе к сицилийском берегу, корабли ждала другая опасность - страшный водоворот, приводимый в движение трижды в день водной богиней и находившийся на расстоянии полета стрелы от Сциллы. Так описывает вторую опасность великий Гомер, не особо вдаваясь в подробности. А вот в «Кратком словаре мифологии и древностей» М. Корша, впервые изданном в 1894 году, Харибда - другое чудовище, жившее напротив Сциллы под большим фиговым деревом.

Часть мифов древних греков повествует о появлении ненасытного чудовища Харибды от союза Посейдона и Геи. Вначале жившая на суше, она была сброшена в морскую пучину Зевсом в наказание за съедение украденных коров из стада Гериона. Прожорливая Харибда продолжала наполнять утробу, трижды в день заглатывая воду и все, что находилось на ее поверхности. К счастью, водовороты подобной мощи у берегов Сицилии в действительности также отсутствуют.

Сложный выбор из двух опасностей

В поэме Гомера Одиссей оказывается в тесном месте пролива во время «пиршества» Харибды. Зная об особенностях чудовищ, хитроумный царь Итаки жертвует шестью спутниками, повернув руль корабля в сторону шестиголовой Сциллы. В противном случае ненасытная Харибда затянула бы в водоворот, заканчивающийся в ее желудке, корабль со всей командой.

Столь яркие образы одновременно грозящих опасностей не могли не запомниться человечеству. Крылатая фраза «оказаться между Сциллой и Харибдой» существует множество веков и описывает сложную ситуацию с тяжелым выбором выхода из нее. Используется выражение не так уж и часто, поскольку не совсем соответствует стилю общения.

При общении в разговорном стиле, скорее всего, вспомнятся крылатой фразы: находиться между молотом и наковальней, оказаться между двух огней, попасть из огня да в полымя. Но нельзя не отметить тот факт, что в литературном варианте скрывается более широкий смысл: ведь, оказавшись между Сциллой и Харибдой, нужно еще и пойти на компромисс, выбрать меньшее из зол, пожертвовав частью чего-то ценного или необходимого.

21.09.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


Каждому приходилось сталкиваться с ситуацией, из которой, как кажется, на первый взгляд, нет выхода. Это как находиться между двух огней: выбор сделать надо, ищешь меньшее из зол или вариант с минимальными последствиями, но, как ни анализируя и просчитывая свои действия, понимаешь, в любом случае нужного «выхода» нет.

Такой расклад жизненной ситуации часто описывают известной фразой: оказаться «между Сциллой и Харибдой ». Почему названия именно этих горных хребтов в итальянском проливе стали основой фразеологического оборота, и откуда появилось само выражение, будет описано ниже.

Значение фразеологизма

Находиться «между Сциллой и Харибдой» – значит оказаться в ситуации, выхода из которой нет изначально. Такая тупиковая обстановка обусловлена отсутствием выбора: какое бы решение ни принял, по какому бы пути ни пошёл, всё равно окажешься в проигрыше.

Значение фразеологизма часто сравнивают с другими схожими выражениями: «между двух огней», «между молотом и наковальней». Прямая общая трактовка: быть заложником между враждующими сторонами, когда опасность исходит с обеих сторон.

Происхождение фразеологизма «между Сциллой и Харибдой »

Фразеологизм пришел в художественную речь из древнегреческой мифологии. Сцилла и Харибда – названия гор, величие которых нельзя не заметить у подножия пролива. Утёс Сцилла был местом обитания многоголового чудовища огромного размера.

Чтобы не попасть в зубы морского зверя, морякам нужно было плыть ближе к противоположной скале – Харибде. Но и тут мореплавателей ждала опасность: недовольная богиня воды не пропускала путников мимо своего утеса, она водоворотами и высокими волнами топила их корабли.

В результате образовавшейся такой двойной опасности в Мессинском проливе, считалось, что нет возможности пересечь его без людских потерь, третьего варианта пути не было.

Поэтому, со временем, нахождение в любой безвыходной ситуации, стали кратко описывать, как «оказаться между Сциллой и Харибдой».

Современное объяснение мифа

Мессинский пролив, разделяющий остров Сицилию и полуострова, считался опасным местом, но, не по причине обитания морских чудовищ, а по своим природным аномалиям.

Каменное и скалистое дно в совокупности с быстрым течением образовывали опасные водовороты, которые для моряков считались губительными.

Какое бы судно ни пересекало пролив, в случае возникавшего водоворота, корабль затягивало вместе с его матросской дружиной, не давая и шанса на спасение.

В наше время место ставшее основой для фразеологизма «между Сциллой и Харибдой» выглядит как-то так:

Некоторые граждане в нашей стране могут услышать весьма странное выражение для русского языка "Между Сциллой и Харибдой ". Эта идиома применяется крайне редко и только в среде интеллигентных людей.Словосочетание обозначает человека,которого окружают враги.Например молодой мужчина женившись переезжает к своей даме сердца,а там его встречают негостеприимные тесть с тещей.Так и оказывается этот парень,между двух огней,между Сциллой и Харибдой ,между тестем и тещей и не понимает,куда ему бежать.

История возникновения выражения "Между Сциллой и Харибдой"

В древней Греции существовала весьма примечательная легенда,согласно которой на берегах пролива между Сицилией и Калабрией обитали ужасные существа,которых и звали Сцилла и Харибда.Эти монстры выслеживали неосторожных моряков,что бы набить свое брюхо человеческой плотью.

Жилище одного из этих созданий по имени Сцилла располагалось под большой скалой.Это животное имело шесть голов устрашающего вида изо рта которых высовывались ужасные клыки в три ряда.Так же это милое создание имело двенадцать ног и издавала звуки похожие на собачий лай.

В далекие времена это монструозное животное было прекрасной и нежной девушкой,которой восхищались все мужчины,но в один прекрасный момент она встречает на своем пути злую ведьму,которая и превращает ее в это невероятно создание.

Харибда раньше была дочерью Посейдона,была красива и умна.Однако самый главный бог с горы Олимп на нее затаил обиду и в один прекрасный момент превращает ее в кошмарное создание.
Харибда нашла себе пристанище под смоковницей и питалась водой,которую заливала в себя в больших количествах,а обратно изливала лишь мертвую воду.

Гомер не мог оставить таких странных существ без внимания,поэтому уделил им несколько абзацев в своем произведении.


Посмотрите на эти два мрачных утеса.От них даже издали веет какой то жутью.Так и кажется,что вот вот из за скалы покажется двенадцать голов Сциллы,которая броситься за тобой в погоню.

Сцилла и Харибда ,так ранее назывался высоченный утес и рядом страшный водоворот.Даже опытные моряки не решались пройти этим путем,потому что существовала большая вероятность,что судно может затянуть на дно.

Приходят к нам из древнегреческих мифов. В этой статье мы рассмотрим значение фразеологизма «между Сциллой и Харибдой». Кроме этого, узнаем, какое отношение он имеет к мифам Древней Греции.

«Между Сциллой и Харибдой»: значение выражения

Для определения значения этой устойчивой фразы обратимся к фразеологическим словарям, составленным Розе Т. В. И Степановой М. И.

В первом дается следующее толкование: «трудная рискованная позиция, когда опасность грозит с двух сторон». Такое значение дает нам Розе Т. В.

И. в своем словаре приводит такое определение: «оказаться между равноценными опасностями».

Таким образом, можно сделать вывод: значение фразеологизма «между Сциллой и Харибдой» - это угроза с двух сторон. При этом опасность с любой позиции равносильная.

Как образовался фразеологизм «между Сциллой и Харибдой»

Он пришел в нашу речь из древнегреческой мифологии. называли две скалы, в которых обитали чудовища. Они сторожили узкий между островом Сицилия и Апеннинским полуостровом. Эти чудовища поедали мореплавателей. Когда моряки пытались увернуться от зубов одного чудовища, то неминуемо попадали в пасть другого.

На самом деле никаких страшных обитателей не было. В действительности речь шла о двух утесах по обе стороны Мессинского залива, который был опасен подводными камнями и водоворотами.

Однако имена выдуманных чудовищ стали крылатыми, и образовалось рассматриваемое нами выражение. Теперь оно означает большую опасность, когда нечто ужасное вплоть до гибели можно ожидать со всех сторон.

Стоит отметить, что в мифологии высота скалы Сциллы доходила до небес. Чудовище, которое в ней обитало, было устрашающим. Оно имело двенадцать лап и шесть голов. У него было аж три пасти с огромными зубами. Оно устрашающе громко выло и ловило всех подряд: от мореплавателей до морских обитателей. При этом могло захватить разом до шести человек.

Что же касается Харибды, то в этой скале чудовище представляло собой водяную богиню. Она была злой и жестокой и топила в водоворотах мореплавателей.

Существует миф, в котором Одиссей со своей командой вынужден был проплыть через этот пролив. Чтобы спастись и спасти всех, он решил пройти мимо скалы Сциллы. Этот выбор сделан потому, что Харибда утопила бы всех разом. Выжить не удалось бы ни в коем случае. А Сцилла могла захватить не более шести человек. Одиссею удалось провернуть ситуацию так, что чудовище никого не съело. Таков этот миф.

Синонимы выражения

Из схожих по смыслу устойчивых сочетаний можно привести такие, например, как «между двух огней», «между молотом и наковальней». Они также означают равную опасность с двух сторон, безвыходное положение. То есть если и удастся избежать угрозы с одной стороны, то обязательно попадешь во власть враждебных сил с другой. Таково значение фразеологизма «между Сциллой и Харибдой».

Употребление выражения

Данный фразеологизм используется писателями, журналистами. Среди них можно выделить М. Е. Салтыкова-Щедрина, Виктора Гюго, братьев Стругацких, Гомера. Особенно активно используют выражение в печатных СМИ. Значение фразеологизма «между Сциллой и Харибдой» таково, что его употребление позволяет журналистам передать критическую ситуацию, когда кто-то находится между двух огней.

Заключение

Древнегреческая мифология внесла большой вклад в мировую культуру. Она разнообразила наш язык, подарив нам различные фразеологизмы. Они активно используются в нашей речи и помогают более емко и ярко выражать свои мысли.

Чтобы избавить жизнь от страданий, необходимо лекарство.

Но яд от лекарства отличает лишь доза. Это известная мысль Теофраста Парацельса .

Парацельс, который был одновременно и великим медиком, и ученым, и алхимиком, писал: «Во всем есть яд, ничто не существует без яда. Это зависит только от дозы - является ли вещество ядом или нет. Я отделяю то, что является эффективным в качестве эликсира, и предписываю его в правильной дозе. В данном случае рецепт выполнен правильно. То, что служит на пользу человеку, не является ядом».

О том, какая доза является правильной, Парацельс писал так: «К тому, что вы называете дозировкой, должна применяться тайна огня. Как можно взвесить количество огня, которое необходимо, чтобы уничтожить кучу дров или дом? Это нельзя взвесить! Однако вы знаете, что достаточно маленькой искры, чтобы поджечь лес, маленькой искорки, которая совсем ничего не весит. Точно так же, как искра действует на дрова и становится большой или маленькой в зависимости от количества дров, точно так же вы должны поступать с лекарственными средствами. Но кто мог бы указать точный вес для этого? Никто

В этих словах Парацельса – ключ к пониманию психологических процессов. Насколько большое разгорится пламя, зависит не cтолько от величины искры, сколько от количества дров, от того, насколько они хорошо просушены, есть ли горючее, не идет ли дождь, нет ли ветра и каков он, ведь маленький ветер помогает пламени разгореться сильней, а большой ветер пламя тушит. Каким будет следствие, зависит от всех обстоятельств, а не только от причины, взятой отдельно от всего остального, как сферический конь в вакууме. Самая крошечная искра обладает потенциалом устроить пожар, если для этого есть благоприятные условия, но и сотни коробков спичек не хватит для костра, если условия иные.

Тайна огня, о которой упоминал Парацельс, заключается еще и в том, что самое благоприятное для человека – огонь, то, без чего ни выживание его, ни эволюция были бы невозможны, является так же и самым опасным при неправильном с ним обращении. Благодаря небесному огню, Солнцу, возникла жизнь, но та же огненная энергия, содержащаяся в атоме, способна эту жизнь уничтожить. Таким образом, Парацельс хотел подчеркнуть, что ничто не является злом или добром, будучи взято безусловно и безотносительно, все является полезным и вредным лишь к контексте индивидуальных условий.

Хочу представить вам двух алхимических чудовищ, Харибду и Сциллу, знакомство с которыми способно пролить свет на большинство загадочных явлений человеческой психики. Два этих страшных монстра при понимании их природы способны стать друзьями человека, помочь ему подключать и прокачивать ресурсы, интегрировать эго, трансформировать свой свинец в золото. Однако, в случае, если человек не сумеет найти баланс в отношениях с ними, каждое из них может его погубить.

Прошу любить и жаловать: Харибда и Сцилла.

Первая управляет процессами слияния, вторая – разделения. Оба процесса очень важны для жизни, оба могут привести к смерти.

Харибда (аддикция)

В греческой мифологии, например, у Гомера , Харибда – это морское чудовище, от которого богиня Цирцея предостерегает Одиссея, более, чем от всех иных опасностей. Также Харибда упоминается разными авторами в описании путешествия Ясона и других аргонавтов.

Чаще всего Харибда изображалась в виде морского водоворота, поглощающей пучины.
В психоалхимии Харибда как чудовище – олицетворение аддикции, то есть болезненной страсти, которая затягивает человека в мощное кольцо, лишая его сил к сопротивлению.
Очень важный символ для понимания аддиктивных тенденций – смоковница, которая, согласно Гомеру, пышно растет на скале, под которой обитает Харибда.

Смоковница, она же инжир и фиговое дерево, имеет богатый ассоциативный ряд в мифологии. Фига (кукиш) – символ половых органов, фиговым листом Адам и Ева прикрыли свою наготу после грехопадения, то есть плод с древа познания добра и зла, скорее всего, был именно инжиром, а не яблоком или гранатом. Смоковница по некоторым источникам это — «перводерево», а в Новом завете это — дерево, проклятое Христом перед казнью. Так или иначе, во всех надежных источниках это — образ сексуальности, любви-страсти, чувственного удовольствия, иногда пьянства. Можно сказать, что Харибда как символ аддикции располагается рядом с символом кайфа, что совершенно логично.

Кроме того, смоковница называется «древом с грудями многими», что отражается в образе многогрудой Артемиды Эфесской.

Богиня Артемида, сестра-близнец Аполлона (Солнца), имеет две несовместимые ипостаси: девственница-охотница и покровительница брака и родов.

Сцилла (фрустрация)

Именно две ипостаси богини, в своем крайнем проявлении, отражены в символах Харибды и Сциллы. Чудовища – крайние точки полюсов, а божественное проявление качеств – в золотой середине.

Ближе к полюсу Харибды – многогрудая Артемида, символ слияния, соединения, синтеза.

Ближе к полюсу Сциллы – девственная, воинственная Артемида, символ сепарации, разделения, анализа.

Именно сбалансированное чередование слияния и сепарации дает в итоге интеграцию.
Крайняя степень слияния, не сбалансированного сепарацией, приводит поток энергии к аддикции, крайняя степень сепарации, не сбалансированной слиянием, приводит поток к фрустрации.

В психоалхимии Сцилла означает противоположное аддикции явление – фрустрацию.
Фрустрация – это сложное понятие, которое в психологии противопоставляется гратификации, то есть вознаграждению. Отсутствие вознаграждения – это фрустрация. Когда затраченные усилия не приводят к желаемой награде, человек испытывает разочарование. Но само чувство разочарования может не вести к фрустрации. Фрустрация влечения – это именно отказ от последующих действий в этом направлении.

Зигмунд Фрейд считал, что именно фрустрация (хотя он рассматривал лишь один из видов фрустрации Versagung — запрет) лежит в основе агрессии, другой известный исследователь фрустрации Саул Розенцвейг делил фрустрацию на множество видов. Однако, энергетически все описания фрустрации, как бы они ни были противоречивы, сводятся к одному: поток энергии, который человек направляет к какой-то цели, натыкаясь на преграду, резко или постепенно блокируется. Именно это важно для понимания психоалхимического процесса. Будет человек испытывать сожаление, унижение или гнев, или вытеснит негативные эмоции как Лиса в басне и решит, что недоступный ей виноград просто зелен, или даже вытеснит само воспоминание о потребности, будет зависеть от психики человека и от тех защитных механизмов, которые находятся в ее распоряжении. Несомненным остается лишь одно: в результате фрустрации потребность прекращает восприниматься как актуальная, что с точки зрения теории ресурсов означает отказ от подключения к данному ресурсу.

Таким образом, если аддикция (Харибда) – это влечение, которое достигло неконтролируемой и поглощающей силы, то фрустрация (Сцилла) – это блокировка влечения: страх или отвращение. В начальном, относительно безопасном проявлении аддиктивность выражается как страсть, а фрустрированность – как безразличие. Однако, достигая своего максимума, то и другое превращаются в опасных чудовищ. Аддикция поглощает личность, а фрустрация во всех сферах приводит к невозможности получить энергию, как следствие к депрессии и суицидальным попыткам.

Согласно мифу о происхождении Сциллы, она была нимфой, отвергавшей всех женихов, в которую влюбился царь Главк. Спасаясь от преследований Главка Сцилла превратилась в чудовище с помощью богини Цирцеи, которая то ли пожалела нимфу, то ли приревновала к ней Главка, по-разному в разных источниках. Теперь Сцилла обитает в темной пещере в голой скале, по Гомеру у нее двенадцать хилых ног, шесть тонких шей и шесть собачьих голов с зубами в три ряда, постоянно лающих «как молодые щенки».

Интересно, что Овидий описывает Сциллу иначе, у него это наполовину женщина, наполовину рыба (рыбий хвост вместо нижней части тела символизирует блокировку чувственности, фригидность, холодность) опоясанная лающими собачьими головами. Этим образ Сциллы идентичен изображениям Артемиды-охотницы, которая появлялась в окружении своры собак, буквально была опоясана собачьими головами. Эта ипостась Артемида оставалась девственной, как и Сцилла, выбравшая стать чудовищем, нежели вступить в брак.

«Тайна огня»

Основной алхимический принцип обращения с Харибдой и Сциллой, звучит на латыни как «Incidis in Scyllam cupiens vitare Charybdin », то есть «натыкаешься на Сциллу, желая избежать Харибды». Это значит, что человек, пытаясь контролировать свои страсти, лишается энергии и впадает в апатию, низкоэнергетическое состояние, депрессию. Однако, это не значит, что страсти нужно довериться, в этом случае есть опасность сгинуть в ее водовороте.

Кажется, что принцип баланса – найти ту меру взаимодействия Сциллы и Харибды, то идеальное расстояние между одной и второй скалой, где энергии было бы достаточно много, но она подчинялась бы разуму. Над поиском такой меры люди бьются всю свою жизнь, иногда теряя силы и уступая одному или другому монстру. Они ищут ту самую дозу каждого яда, о которой говорил Парацельс.

Но вспомним его «тайну огня».

Сила пожара зависит не от веса искры огня, а от количества дров и от того, как эти дрова просушены. Реакция системы зависит не столько от того, что мы вносим в нее, сколько от самой системы.

От личности зависит, будут ли Харибда и Сцилла страшными монстрами или это будут две сестры — богиня плодородия, помогающая человеку растить сладкие плоды, и богиня охоты, увлекающая его в погоню за дичью. Пока алчущая пасть Харибды и собачьи головы Сциллы делят между собой тушку слабого и инфантильного человека, сильная и взрослая личность общается не с враждебными чудовищами, а с дружелюбными богинями.

Как же получается такая разница?

Эту разницу много раз иносказательно описывали алхимики в своих трактатах о Делании и о Работе, а философ-суфий и замечательный психолог Георгий Гурджиев рассказал почти прямолинейно. Инфантильного человека Гурджиев описывал как механическое существо, раздробленное на интеллект, эмоции, тело, не имеющее единого центра, не обладающее самосознанием. Он говорил, что такой человек ничего не «делает» с ним все «делается». Ему только кажется, что он поступает сам, на самом деле с ним все происходит, он все время является лишь приложением чужих сил, средством, следствием внешних причин.

Центр активности находится не внутри такого человека, а снаружи. Сам он пассивен, даже если кажется активным (такую активность, вызванную извне, Виктор Франкл предложил называть реактивностью в отличие от проактивности — активности, вызываемой изнутри, самим человеком). Собственная активность такому человеку лишь кажется и если он будет внимательно за собой наблюдать, он заметит, что постоянно подчиняется эмоциями и мыслям, которые вызываются извне. Только когда у такого человека разовьется центр самосознания, он начнет постепенно делать что-то сам, а не подчиняться влиянию других сил и чужих действий.

Этимология слова «пассивный» проливает свет на тайну Харибды. Родственным этому слову на латыни является слово «страсть» (пассия) и слово «страдания». Пассивный — значит страдательный, подчиняющийся страсти, не обладающий собственной волей. Харибда легко поглощает страстных, пассивных, не имеющих собственной воли людей. Если же такой человек решит убежать от Харибды, он окажется в пасти у Сциллы, поскольку лишится энергии, его страсть иссякнет вместе с жизненной силой, ведь он существует только за счет внешнего потока, которым не может управлять.

В мифе Одиссей плывет по течению, то есть пассивно подчиняется внешнему потоку. Он не имеет своих опор под ногами в виде земли, его несет вода, и лишь милость и симпатия богинь помогает ему кое-как уходить от неприятностей. Образ Одиссея символизирует формирующуюся личность, которая не обрела еще собственной устойчивости. «Одиссея» — это описание инициации, путь, который проходит обычный смертный (механический человек) до героя-полубога (делателя, интегрированной личности).

Если непробужденная личность пассивно следует страсти, поток увлекает ее в пасть Харибды. Если такая личность сопротивляется страсти, она оказывается в холодной пещере Сциллы. Пока личность плывет в чужом потоке, не имея почвы под ногами, она будет разрываться между двумя монстрами.

Но умозрительно самосознание не развивается. Только в процессе деятельности. Если личность решит создать свой собственный остров-Я в этом океане, она должна будет собрать его из круга ресурсов и каждый сантиметр собственной «земли» прокачать и слепить по крупицам самостоятельно. Когда она обретет личную территорию и построит на ней свой собственный град, она может возвести там храм для богини плодородия и охоты. В этом случае и Сцилла, и Харибда станут ей верными помощницами.

Новое на сайте

>

Самое популярное