Домой Виноград Месяц зуль хиджа когда начинается. Месяц зуль-хиджа. Достоинство первых десяти дней месяца зуль хиджа

Месяц зуль хиджа когда начинается. Месяц зуль-хиджа. Достоинство первых десяти дней месяца зуль хиджа

Специальная Комиссия «Курбан-2017» Духовного управления мусульман Саратовской области объявила о начале месяца Зуль-Хиджа и дате празднования Ид аль-Адха (Курбан-байрам).

Так, 23 августа начинается Зуль-Хиджа — последний месяц лунного года. В эти дни паломники со всего мира собираются в Мекке и ее окрестностях для выполнения обрядов Хаджа.

Кульминацией паломничества является стояние на горе Арафат. В этом году оно пройдет 31 августа .

На следующий день, 1 сентября , миллионы верующих отметят главный исламский праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам) .

Стоит отметить, Зуль-Хиджа - это один из четырёх запретных месяцев, в течение которых Всевышний Аллах запретил войны и любые конфликты. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!» . Также пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Нет таких дней, благие дела в которых Аллах любил бы больше, чем в эти десять дней!»

Эти и другие тексты указывают на то, что первые десять дней месяца Зуль-Хиджа лучше, чем все, без исключения, остальные дни года. Они лучше даже десяти последних дней месяца Рамадан. Важно провести это время в усердном поклонении и совершать больше благих дел.

Сунной для мусульманина является поститься первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, так как Пророк (мир ему) постился девять дней этого месяца.

Девятый день месяца Зуль-Хиджы называется День Арафа (день, когда паломники стоят на горе Арафат) и поститься в этот день тем, кто не отправился в Хадж, особенно поощрительно. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Пост в день Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года» .

Также в этот день, как и в другие первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, рекомендуется верующим больше восхвалять Аллаха, делая зикр, а также возносить дуа — мольбы. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Нет дней более великих перед Аллахом, чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней. Так чаще произносите в них слова тахлиля («Ля иляха илля-Ллах»), такбира («Аллаху Акбар») и тахмида («Аль-хамду ли-Ллях»)» .

В десятый день месяца Зуль-Хиджа мусульмане во всем мире отмечают Ид аль-Адха (Курбан-байрам). В праздничные дни верующие приносят в жертву животных, раздают мясо нуждающимся, угощают им своих родственников и соседей.

Комиссия «Курбан-2017» обращается к тем, кто стремится совершить жертвоприношение, но не имеет такой физической возможности. Членами Комиссии будут приобретены животные, от имени жертвователей пройдет их забой, а также раздача и доставка мяса нуждающимся. Стоимость жертвенных животных 5500 — 6500 рублей .

По всем вопросам обращайтесь к имамам Соборной мечети г.Саратова Джалгасу-хазрату Ибатову и Фанилю-хазрату Бибарсову.

Пресс-служба

Один из первых учеников Сергия Радонежского, Савва во многом повторил жизненный путь учителя, своим примером показавшего, какими трудами достигаются монашеские добродетели — послушание, смирение, хранение помыслов, воздержание и целомудрие. Ученик так успешно прошел эту школу, что преподобный Сергий сам назначил его духовником своей обители.

Дата и место рождения преподобного Саввы неизвестны, ничего не говорят летописи и о его родителях — первое упоминание о нем относится к 1381 году, когда он, по благословению Сергия Радонежского, стал игуменом Стромынского Успенского монастыря на реке Дубенке. А после смерти преподобного Сергия, когда его ученик и преемник Никон ушел в затвор, монахи Троицкого монастыря упросили Савву вернуться и стать их игуменом.

А шесть лет спустя его крестник, Звенигородский князь Юрий, сын Дмитрия Донского, призвал его к себе, чтобы устроить горе Сторожи монастырь в честь его победы над Волжской Булгарией, которому предстояло стать первой на Руси Лаврой, "царским богомольем" — еще царь Алексей Михайловичь ходил сюда из Москвы пешком помолиться.

Преподобный Савва дожил до глубокой старости, а после его кончины в 1407 году его стали почитать как местного Звенигородского святого, в 1547 году он был канонизирован для общецерковного почитания, а в 1652 году были обретены его мощи.

Самое первое его житие составил в XVI веке агиограф Маркел Хутынский, а в XIX веке его краткую версию перевел с церковнославянского на русский Александр Пушкин, который под сильнейшим впечатлением от образа преподобного даже отца Татьяны Лариной в черновике "Евгения Онегина" назвал не Дмитрием, а Саввой.

Удивительным образом Савва Сторожевский не только сам во многом повторил жизненный путь своего учителя, но и судьба его мощей в XX веке оказалась схожей с судьбой мощей преподобного Сергия: во время кампании по ликвидации мощей, начавшейся в 1919 году, головы обоих святых верующим удалось спрятать и сохранить.

Первое появление большевиков в Савино-Сторожевском монастыре в 1918 году спровоцировало народный бунт: когда комиссар с уполномоченными пришли в обитель и потребовали отдать им все ключи, крестьяне, сбежавшиеся защищать святыни, перешли от криков к действию - в начавшейся драке комиссар был убит, его спутники сильно изранены, а один потом скончался от побоев, а распаленная толпа двинулась в город — свергать безбожную власть. Но там ее встретил вооруженный красноармейский гарнизон и стихийное восстание захлебнулось.

А в марте 1919 года мощи Саввы Сторожевского были все же вскрыты и изъяты, а его обитель закрыта. В 1920-е годы мощи святого были экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения, потом их передали на Лубянку, и долго считалось, что они так и пропали в ее подвалах. Но в 1980-е годы стало известно, что главу преподобного Саввы больше полувека хранила одна православная семья: Михаилу Успенскому, бывшему сотруднику Государственного исторического музея и члену Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, ее передали на Лубянке, чтобы он распорядился с этим "экспонатом" по своему усмотрению.
Его семья хранила святыню — сначала на даче, потом в московской квартире — 50 с лишним лет, и в конце 1980-х, когда началось возрождение монастырей, передала ее в московский Данилов монастырь.

23 августа 1998 года мощи преподобного Саввы торжественно перенесли в Рождественский собор Савино-Сторожевского монастыря, за три года до этого после длительных переговоров с музеем переданного наконец церкви. По благословению патриарха Алексия II этот день стал общецерковным праздником.

Начало священного месяца Зуль-хиджа

Зуль-хиджа — 12-й месяц мусульманского календаря и один из четырех запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-када, мухаррам), в которые запрещено враждовать, мстить, воевать и конфликтовать.

В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж — одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами ислама. На этот месяц приходится главный праздник мусульман — Курбан-байрам.

Особенно важными считаются первые десять дней этого месяца — в Коране говорится, что десятью его ночами поклялся сам Аллах. Пророк Мухаммед в эти дни постился. А Абдаллах ибн Аббас, автор толкования Корана, утверждал, что "нет таких дней, благие дела в которых Аллах любил бы больше, чем в этих десяти днях".

Раджаб (араб. رجب) - седьмой месяц мусульманского лунного календаря.

Этот священный месяц – первый из четырех избранных месяцев, его называют Шахруллах – “месяц Аллаха”.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: “Раджаб – месяц Аллаха, Шабан – мой месяц, Рамазан – месяц моей уммы”.

Когда наступал этот месяц, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) читал дуа:

اللهم بارك لنا في رجب وشعبان وبلغنا رمضان

«Аллахумма барик ляна фи раджаба ва шабан ва баллигна рамадан».

Имам Газали писал, что слово раджаб образовано тремя буквами, имеющими следующий смысл: ра означает рахмат (“милость Всевышнего Аллаха”), джим – джарм аль-абд (“грех, вина раба Аллаха”), ба – бирр Аллахи Тааля (“добро Всевышнего Аллаха”). Всевышний Аллах словно говорит: “О мои рабы, Я заключу ваши грехи между Своим Милосердием и Своим добром”.

В этом месяце Создатель одаривает Своих рабов щедростью, баракатом (благодатью) и прощением.

В этом месяце вознаграждение за добрые деяния, за поклонение увеличивается многократно. Принято давать в этом месяце садака (милостыню), радовать бедных, восполнять пропущенные намазы, часто читать Коран, совершать истигфар (просить о прощении грехов), держать пост.

Проводить все три месяца в посте, как это принято в некоторых странах, не сунна, но обычай праведников. Самое лучшее в каждом из двенадцати месяцев, за исключением Рамадана, – поститься по три дня и не прекращать этого до конца жизни. По словам Абу Зарра (радыйаллаху анху), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: “Будет считаться, что всю жизнь держал пост тот, кто постился три дня каждого месяца”. В Книге Аллаха говорится: “Тому, кто придет на Суд Божий с деянием добрым, воздастся десятикратно. Тому, кто явится на Суд этот с деянием злым, воздастся столь же. И не будет проявлено к ним несправедливости” (“Анам”, 160).

В духовное пространство благословенного месяца Рамадана ведут нас минуты, часы, дни, ночи и месяцы, когда мы совершали молитвы и добрые дела. Зуннун Мисри говорил: “Раджаб – время посева, Шабан – время полива и ухода, Рамадан – время сбора урожая”.

Знай цену Рамадану. Неизвестно, будет ли еще в твоей жизни такая пора раскаяния и очищения. Джалалуддин Руми говорил: “Если сердце твое не посеет зерна, в будущем оно станет бесплодным”.

“О Аллах! Сделай для нас благословенным месяца Раджаб и Шабан и дай нам достичь (дожить) Рамадана”.

Верующие все время живут сознанием того что они являются рабами Всевышнего и мыслью достичь благоволения нашего Господа и, так проводят дни, ночи, недели, месяцы и года. Однако ночь Рагаиб, которая приходит каждый год, является вестником начала отрезка времени, когда духовное воодушевление поднимается высоко. Она приносит благую весть о Рамадане – о месяце Корана и поста. Она напоминает нам бесконечные милости нашего Господа. Ночь Рагаиб, которая приходит каждый год, дает нам возможность заново пересмотреть наши желания и мечты о будущем, напоминает нам, что все наши устремления должны быть направлены только нашему Господу.

С большой горечью мы должны сказать, что в эти дни, когда мы отмечаем начало благословенных трех месяцев и ночи Рагаиб проливающаяся кровь в Сирии, Мьянмаре, Ираке и Палестине глубоко огорчили сердца верующих. Это стало причиной того, что исламский мир входит в новый духовный сезон опять с мучениями и страданиями. Кроме того, совершенные преступления являются признаком потери человечеством совести. Нет сомнения в том, что эти события показывают, что человечество во всем мире очень нуждается в послании мира и милосердия ислама. Для этого, в первую очередь, верующие души должны пройти воспитание милосердием, встретится с любовью, прощением, мягкостью и братством, верующие должны стать обладателями прекрасного сердца. Пока в души не разместятся милость и милосердие, не возможно устранение голода, нищеты, насилия и столкновений во многих странах исламского мира.

К сожалению мусульманское сообщество, несмотря на то, что оно является обладателями знаний, веры, Корана, самого прекрасного пророка, мощной цивилизации, глубокого и богатого опыта, никак не может обеспечить мир и покой. А также единство и солидарность, любовь и близость, братство и взаимопомощь.

Каждый из нас, будучи мусульманином, должен направить свои мечты и желания, дела, поступки и устремления к добру, истинному, прекрасному, полезному, праву и правде, а моления – к нашему Господу. Однако мы видим так же, что мы разъединились по признаку языка, расы, мазхаба, толка и групповой принадлежности; разделились на лагеря, застряли в болоте противостояния, противоречий и распрей. Мы должны установить в мире истину, правду, право, справедливость, нравственность и добродетель, распространяя на Земле исламские идеи мира и покоя. Вместо этого мы тратим нашу энергию впустую. Мы никак не можем очистить наше собственное естество от всяческой злобы, ненависти и чувств мести, и превратить исламские страны в края мира и покоя. Мы никак не можем решить наши внутренние проблемы и заняться проблемами, охватившими человечество.

Давайте, пользуясь возможностью трёх месяцев и ночи Рагаиб, направим наши усилия на превращение исламского мира в мир ислама. Превратим исламскую географию в географию новой надежды для наших детей и грядущего поколения. Для этого мы мусульмане, и в отдельности, и как общество, давайте, начнём отчитываться перед собой. Ещё раз пересмотрим все наши дела и поступки. Пока не пришёл тот день, когда не поможет ничто, кроме здравого сердца, подвергнем проверке наши собственные естества. Нам надо ясно представить себе, что мусульманин это тот, от языка и действий которого не будет вреда другим мусульманам. Верующий – это тот, языку и делам которого верят и уверены другие верующие. Мусульманин не будет угнетать мусульманина. Мусульманин не посягнет на права другого мусульманина, своего брата. Мусульмане – братья. Никакой интерес, выгода и польза не может быть причиной нарушения права верующих быть братьями. Никакой верующий не может основать свое существование на нарушении прав другого верующего. Также мы должны знать, что мусульмане, вместо разговоров о братстве, обязаны установить нравственность и право братства, соблюдать их и жить ими.

Давайте, в этом мире, где каждый чувствует одиночество среди толпы, будем шагать, приноравливаясь к любви, близости, дружбе и братству. Скажем «Пусть никто не будет одиноким». Отрываясь от одиночества, укрепим наше единство и существование воодушевлением любви и братства, начиная с наших семей, в наших махаллях, городах и селах, во всех уголках нашей страны. И таким образом, чтобы в атмосфере подобного волнения, воодушевления и веры никакая отдельная личность не почувствовала нужду и одиночество. Не будем забывать, что нужда – это не исчезновение и уничтожение достатка. Нужда – это уничтожение милосердия, которое было в нас. Это – оставление находящегося напротив нас человека без богатства милосердия. Быть сиротой и одиноким материально не означает только оставаться без матери и отца. Быть сиротой, одиноким означает кроме того еще и остаться без любви, милости и милосердия. Верующий – это человек, внедривший как нравственность в свою жизнь любовь, которую он питает к своим детям. Он – тот, кто рассматривает всех других детей, несчастных и одиноких как своих детей. Вкратце, нам надо посланиями Корана, хадисами достопочтенного Пророка Мухаммада, мир ему, благоустроить наши души отзывчивостью верующего, и идти к добродетели, красоте и прекрасному. Мы должны очистить наши собственные естества от различных двуличностей, показухи, лжи. От клеветы, сплетни, злобы, обид, ненависти, тщеславия, предательств и неверности. А также от двуличия, эгоизма, страсти к силе и предубеждений

Эти благословенные ночи – прекрасные возможности, предоставленные нам Аллахом. Праздничные ночи Рагаиб, Мирадж, Барат даёт нам возможность отчитаться за нашу жизнь. Дают возможность снова проконтролировать повестку дня нашей души. Как и где провели мы прошедший один год? Вот над этим подумать подталкивает нас.

В эту ночь мы обращаемся с нашими дуа Господу, чтобы наши усердия были направлены только Аллаху, и говорим словами нашего Господина: «О боже, сделай для нас благословенным месяцы Раджаб и Шабан, удостой нас встречей с Рамаданом». Раджаб – это один из четырёх запретных месяцев. Месяцы Зуль-каада, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб являются месяцами, которые считались священными и в доисламский период. В это время запрещались войны, столкновения. Со времен джахилии, особенно, с приходом ислама месяцы Раджаб, Ша’бан и Рамадан приобрели особое значение. Рамазан – прекрасная атмосфера, где наша душа направляется к возвышенному.

Жизнь течёт быстро. Дни утекают как воды реки. Перед нами существует два мира. Один – мир испорченности, другой – мир спасения. На какой стороне мы находимся? Мы должны дать отчёт себе в этом вопросе. Аллах в Коране говорит, что жизнь проходит в череде подъёмов и спусков, что трудности следуют за легкостями, и легкости за трудностями. Если в эту священную ночь мы сумеем вымолить у Аллаха и сможем получить подобно ливню полагающееся нам, то наш внутренний мир благоустроится, станет прекрасным.

Эти благословенные ночи – ночи, когда мы можем себя подвергнуть тестированию. Мы ответственны не только за себя, но и за свою семью, народ, исламскую общину. Эти месяцы, которые должны быть проведены в мире и братстве, в исламском мире проходят в кровопролитии и мучениях. Мы должны сделать все, что в наших руках для разрешения этих проблем в исламском мире.

Мы должны помочь спастись нашим братьям оказывая материальную поддержку в рамках наших возможностей и сил. Там, куда мы не можем дойти, мы должны помочь своими дуа и мольбами Всевышнему об их спасении. То, что происходит в Центральной Африке, Мьянмаре причиняет и будет причинять нам огромную душевную боль. Мы являемся носителями такого пророческого сознания, что когда больно от колючки мусульманину на востоке, то больно бывает и мусульманину на западе. Достопочтенный Пророк учил нас этому. С этой целью наши прадеды возвели мечети, ради этой цели благоустраивали эти земли. Они мобилизовались для того, чтобы ознакомить других с миром и братством, и чтобы они тоже получили свою долю от красот ислама.

Давайте с сегодняшней ночи начнем такое новое дело. Новую мобилизацию с этого времени, когда слышны звуки шагов Рамадана. Дадим слово нашему Творцу. Слово, что станем другом одиноких людей. Совершим дуа-молитву нашему народу, общине ислама. Да сделает Аллах эти три месяца и ночь Рагаиб приносящим счастье.

С этими чувствами и мыслями поздравляю нашу любимую умму, дорогих соотечественников и весь исламский мир по случаю ночи Рагаиб. Желаю, чтобы атмосфера благости, милосердия и изобилия объяла волна за волной, начиная с нашей отчизны, весь мир. Чтоб она стала поводом становления на путь истины, мира и покоя. Прошу моего Господа, чтобы Он принял наши молитвы, дуа и моления, с которыми мы обратимся к Нему в эти дни, ночи и месяцы.

С уважением и благими молитвами,
Абдуррауф Забиров


Президент Российской Федерации Владимир Путин по телефону поздравил президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с днем рождения. Лидеры в то же время обсудили детали подготовки к переговорам, намеченным на апрель. Кремль сообщил, что Путин поздравил Эрдогана с 65-летием. В ходе разговора российский лидер также сказал, что Эрдоган внес большой личный вклад в развитие турецко-российских отношений.

От малого имамата к большому

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, да хранит его Аллах, отмечает свое 65-летие. Он успел пройти долгий путь от мальчишки-торговца в бедных районах Стамбула, который мечтал стать профессиональным футболистом, до самого яркого лидера Турции за последние сто лет, начинавшего свою карьеру с тюремного срока за ислам. По случаю дня рождения Эрдогана «наджмньюс» рассказывает об удивительной жизни турецкого лидера и том наследии, которое он оставит своей стране.

Из начальной школы Эрдоган поступил в стамбульский лицей для подготовки имам-хатыбов – проповедников. Закончил бакалавриат по специальности «экономика».

В политике первые шаги Эрдоган сделал, вступив в молодежное крыло партии «Милли Селамет Партиси», которая провозглашала курс на исламские ценности. Ее основатели хотели построить экономическую модель, основанную на исламских принципах. Исламская идеология не находила поддержки у властей, однако идеи мусульманской социальной справедливости всегда были близки населению, которое в 1994 году проголосовало за Эрдогана на выборах мэра Стамбула.

В 1997 году Эрдоган на одном из митингов прочитал следующее стихотворение:

Минареты - наши штыки, купола - наши шлемы,
Мечети - наши казармы, верующие - солдаты,
Это божественная армия ждет нашу религию,
Аллах велик, Аллах велик.

После этого на Эрдогана завели уголовное дело за призывы к насилию и религиозной ненависти. Его приговорили к 10-месячному тюремному сроку, из которых он отсидел четыре.

Серьезную политическую карьеру Эрдоган начал еще в 1994 году, заняв пост мэра Стамбула.

В 1997 году будущий президент страны во время одного из своих выступлений прочел стихотворение со следующими строками: «Мечети - наши казармы, купола - наши шлемы, минареты - наши штыки и верные наши солдаты».

Эти слова Эрдогана, сказанные в публичном поле, по законам того времени расценивалиись как «подстрекательство к насилию и религиозной или расовой ненависти».

Мэр Стамбула Эрдоган был приговорен к четырем месяцам тюремного заключения. Но пришедшая к нему после этого поступка популярность, вероятно стоила того.

После этого прошло пять лет, и созданная Эрдоганом «Партия справедливости и развития» одержала победу на парламентских выборах. Наличие судимости тогда помешало ему стать премьер-министром Турции. Спустя всего год закон специально будет изменен, чтобы Эрдоган смог стать первым лицом в Турции.

Турки голосовали за партию Эрдогана в знак протеста против действовавшей на тот момент власти, которая привела страну к экономическому кризису. Турки проголосовали против законов, из-за которых Эрдоган попал в тюрьму.

«Не было бы необходимости призывать к шариату, если бы вы могли свободно исповедовать свою религию»,

Говорила тогда правозащитница, сторонница Эрдогана, Гюльден Сонмез.

«Таинственный человек из Турции», - так в 2002 году журнал TIME назвал Эрдогана после того, как его имя стало известно во всем мире.

Будущий президент Турции родился в семье из рабочего класса в бедном районе Стамбула Касымпаше. В школьные годы ему приходилось торговать на небезопасных улицах города.

Будучи студентом Эрдоган вступил в молодежное исламиское движение, лидер которого, премьер-министр Турции Неджметтин Эрбакан разглядел в молодом человеке прекрасного оратора.

В бурные студенческие годы Реджеп написал, поставил и сыграл главную роль в пьесе, в которой масонство, коммунизм и иудаизм были представлены как зло.

В это же время будущий президент всерьез занимался футболом и даже находился на просмотре в одном из ведущих турецких футбольных клубов «Фенербахче». Однако отец Реджепа был против футбольной карьеры сына и настоял на том, чтобы тот продолжал учебу.

Позднее Эрдоган вступил в «Партию благоденствия», возглавляемую Эрбаканом. Партия запомнилась тем, что одержала победу на парламентских выборах 1995 года, а также своей приверженностью исламистской цивилизации. В 1998 году она была запрещена Конституционным судом Турции.

Молодой представитель Партиии благоденствия», Эрдоган возглавил Стамбул.

Будучи мэром он запретил употребление алкоголя в городских кафе, также сумел возродить аварийную подачу пресной воды и убрать мусор с городских мощеных улиц.

Русен Какир, биограф Эрдогана, подчеркивает провинциальное воспитание политика и разделяемые им ценности рабочего класса:

«В отличие от Эрбакана, который был духовным отцом для своих сторонников, Эрдоган был для них, как брат».

В 2001 году Эрдоган вышел из тени наставника, основав «Партию справедливости и прогресса». Эмблемой организации была выбрана светящаяся лампочка, символизирующая просвещение.

Эрдоган стал продвигать идеи вступления Турции в Европейский союз и проведения политических реформ по образцу западных стран.

Партия Эрдогана победила на выборах, а сам стал премьер-министром.

Для жителей Турции он выглядел как человек, способный продолжить демократизацию страны и в то же время сохранить ее традиции.

Здесь стоит отметить, что в Турции существуют две доминирующие политические традиции, вокруг которых разворачиваются основные политические споры - кемализм и неоосманизм. Первая восходит к Мустафе Кемалю Ататюрку, вторая - к наследию Османской империи.

После кемалистской революции и свержения Османской империи Ататюрк провозгласил новый политический курс, в основе которого лежали «шесть стрел». Одной из них являлся секуляризм - отделение государства от церкви и отмена шариатского права.

«Мы глубоко уважаем религию. Мы не являемся оппозиционерами мысли и мышления. Мы только взываем не вмешивать религиозные дела в дела государства и народа. Мы не должны дать шансов реакционерам», - гласит один из принципов кемализма.

Кемалисты и неоосманисты расходятся и по таким вопросам как интеграция Турции в Европу - первые выступают за вступление страны в ЕС, вторые - являются евроскептиками.

Эрдоган уникален тем, что смог соединить эти две традиции воедино. Хотя он неоднократно провозглашал продолжение курса Ататюрка и свою приверженность идеям кемализма, его исламистское прошлое давало о себе знать.

В 2007 году в Анкаре прошел митинг против выдвижения Эрдогана на пост президента, в котором приняли участие 300 000 человек. Протестующие опасались, что, на этой должности, Эрдоган изменит светские основы турецкого государства.

Чтобы избежать ненужных на тот момент репутационных издержек, «Партия справедливости и развития» приняла решение выдвинуть кандидатом в президенты давнего сторонника Эрдогана Абдуллах Гуля, который в последствии одержал победу. В свою очередь, Эрдоган использовал протестные настроения для консолидации своих сторонников и победы на парламентских выборах 2007 года.

После этого Эрдогану удалось провести конституционную реформу, согласно которой президент избираться всеобщим голосованием (до этого его выбирал парламент). Так, он заложил основу для своего будущего единоличного правления.

С тех пор прошло уже почти 12 лет, и, как оказалось, Конституционный референдум 2007 года стал не последним изменением политической системы Турции при Эрдогане.

В 2010 году его партия вновь выиграла конституционный референдум, по результатам которого были внесены поправки в целый ряд статей главного закона страны.

С помощью референдума Эрдогану удалось обуздать неимоверное политическое влияние турецких военных и судебной системы.

Год спустя «Партия справедливости и развития» третий раз подряд выиграет парламентские выборы - беспрецедентный для Турции случай. Эрдоган продолжал говорить, что страна «все еще намерена» вступить в ЕС, но верилось в это все меньше.

Все экономические достижения Турции в эпоху Эрдогана налицо.

Эрдоган заявлял, что «женщины должны иметь троих детей».

В 2014 году Эрдоган одержал победу на первых в истории Турции прямых президентских выборах. Два года спустя в Турции была произведена попытка государственного переворота.

Эрдоган обратился к народу и призвал людей выйти на улицы, чтобы противостоять военным, стоящими за восстанием. Он обвинил в попытке государственного переворота Фетхулла Гюлена, который живет в эмиграции в Пенсильвании.

Попытка государственного переворота привела к очередному конституционному референдуму - более 51% населения проголосовало за переход к президентской форме правления и расширения полномочий главы страны.

Новые поправки в Конституцию, помимо прочего, заложили основу для будущего правления Эрдогана, который теперь может, иншааллах, оставаться у власти вплоть до 2029 года.

В прошлом году Эрдоган вновь был избран президентом Турции с отрывом в 22% голосов. Теперь он, хвала Аллаху, обладает самыми обширными полномочиям среди всех турецких лидеров со времен падения Османской империи.

За последний год турецкая лира упала более чем на 20% - Турция стала переживать тяжелый экономический кризис. Эрдоган обвинил в эмом финансовый рынок и спекулянтов, хотя рецессия связана со снижением у инвесторов доверия к экономике Турции из-за волны арестов.

Внешняя политика Эрдогана также успешная. Он угрожал ЕС тем, что откроет границы и пустит в Европу огромные потоки беженцев; сначала обвинял Израиль в жестоком обращении с палестинцами, а потом осудил решение Трампа перенести американское посольство в Иерусалим.

Правление Эрдогана в любом случае войдет в историю. Так, одно из самых авторитетных изданий, специализирующихся на международных отношениях, Foreign Affairs включило президента в Турции в список «главных мыслителей» последних десяти лет.

Эрдоган, наряду с Владимиром Путиным, Дональдом Трампом, Си Цзиньпином и некоторыми другими мировыми лидерами перечислены в собирательном образе «Сильная личность» (The Strongman).

Сейчас можно говорить, что в Турции установилось правление харизматичного лидера. Это признают с радостью и сами турки.

Об этом свидетельствует и их отношение к недавно построенному в Анкаре Президентскому дворцу, который в 50 раз превышает территорию Белого дома и в три раза - размер московского Кремля. Дворец является - символом «Новой Турции.

Подарок на день рождения для Эрдогана, фанатичного любителя футбола - первое место в турнирной таблице чемпионата Турции покровительствуемого им клуба «Истанбул Башакшехир».

Еще недавно этот клуб играл во второй турецкой лиге, а сегодня обыгрывает «Фенербахче». В этот клуб когда-то давно, 40 лет назад, не смог пробиться из-за строгости отца, один юноша, который так и не стал выдающимся футболистом, но зато стал выдающимся лидером Турции и мусульманского мира.

В эпоху перемен нациям нужны ответственные, готовые к неустанной службе лидеры, которые отличаются рассудительностью, щедростью, честностью и храбростью. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выделяется в регионе и в мире как харизматичный лидер, обладающий этими качествами.

Слово «харизма» происходит от древнегреческого языка и означает «божественный талант», «божественный дар». Позже это слово стало обозначать «богом данные способности, необходимые для свершения важных дел». Харизматичные лидеры внушают людям вдохновение и доверие, вызывают уважение, веру в будущее, упрощают для них понимание реальности, наделяют их определенной миссией.

Быть лидером - это не возглавлять партию и даже не занимать посты премьер-министра или президента. Лидер близок к народу, понимает его проблемы и заступается за него. Обладающий этими качествами президент Реджеп Тайип Эрдоган стал в настоящее время лидером не только Турции, но и всего тюркско-исламского мира.

Человек, за которым следует как в благих, так и неправедных делах, называют имамом.

В Коране повелевается следующее:

«Мы их поставили вождями, ведущими (людей) по Нашим повеленьям». (Сура аль-Анбия, 21/73).

«И Мы их сделали имамами, зовущими к Огню, и в Судный День им помощи не будет». (Сура аль-Касас, 28/41).

Справка
Имамат делится на два вида: «имаматуль-кубра» (великий имамат, то есть, правитель исламского государства) и «имаматус-сугра» (руководитель намаза).
Великий имам наделен властью и обладает большими полномочиями, которые позволяют ему вершить судьбы людей и государства. Существует другое определение, согласно которому имам – это «халифа» (заместитель, наместник) пророка Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям), и как в религиозных, так и мирских аспектах социальной жизни является правителем государства. Анализируя историю государств, известный историк и социолог аль-Маварди (умер в 450 году по хиджре/1058 году) дал следующее определение имама: «Имам – это должность, в обязанности которой, как халифа Пророка (салялаху алейхи ва саллям), вменено охрана религий и управление мирскими делами». (аль-Маварди, аль-Ахкамус-султания. стр. 6).
Чтобы выполнять эти обязанности, кандидат должен соответствовать следующим требованиям: быть мусульманином, быть здравомыслящим человеком, достичь совершеннолетия, быть представителем мужского пола, обладать знаниями и поступать по справедливости. Управление государством фасиком – лицо, известное своими неприглядными поступками – считается макрухом, порицаемым с точки зрения ислама. И поэтому, если, конечно, это не вызовет смуты и волнений, рекомендовалось снять с поста такого человека.

Хочу отметить заслуги Эрдогана как президента, демократа, что сделал для Турции, для мусульман в отличии от других Азиатских правителей, где тоже проживает более 90% мусульман.

Верующим женщинам было очень сложно получить образование от начальной школы до высших учреждений. Также найти работу, оставаясь в своей религиозной одежде (хиджабе). Десять тысяч сестер должны были снять платок, чтобы получить дипломы. Сам Эрдоган отправил свою дочку в Америку учится, так как тогда в Турции был запрещён платок в университете. После появления Эрдогана в правительстве, этот закон отменили полностью. Позволили народу полностью исповедовать свою религию. Для простых мусульман это было очень важно. Разрешили платок, начиная со школы до высших учреждений.

Учитывая мнения жителей, Эрдоган и его партия, добавили в школьные предметы – Коран и хадис. В дальнейшем планируют добавить в университетах старые буквы, которыми писали их предки, также Османскую историю – историю их предков, хотя это было запрещено более 90 лет.

Эрдоган, как правитель Турции и всех народов, проживающих там, не важно мусульманин он, или христианин, или иудей, что он сделал: – Когда Эрдоган возглавил государство, Турция по своему экономическому положению в мире занимала 111 место. В течении 10 лет поднялось на 16 место. Каждый год опережала почти на 10 стран. В 2023 году, по прогнозам, Турция войдёт в десятку лучших. Посмотрим, иншааЛлах. Его уже приглашают в двадцатку лучших стран.

Турецкие авиалинии по обслуживанию считается самой лучшей в мире в последние 3 года.

В течении 10 лет 2 млрд 770 тыс деревьев посажены, в том числе плодовые. – Приобрели новый вид танки, беспилотные самолеты, военные спутники и так далее.

За последние 10 лет построили 189 школ, 510 больниц, 150 новых университетов, а также 35 тысяч классов на развитие разновидностей технологий для молодежи.

Когда европейцы во время кризиса сделали обучение в университете бесплатным, Эрдоган утвердил закон, что высшее образование всегда будет бесплатным, то есть за счёт государства.

Доход одного гражданина Турции было 3500 долларов в год, в 2013 году стало 11000 долларов в год. Это выше дохода гражданина Франции. Также поднял коэффициент лиры на 30 раз больше.

В Турции запланировано подготовить по разным предметам три тысячи ученых и профессоров к 2023 году.

На 38% понизился уровень безработицы и средний заработок подняли в 3 раза.

Долг государства составлял 47 млрд долларов, в прошлом году он погашен полностью, даже местные банки дали в долг иностранцам 5 млрд долларов.

За последние 17лет выигрывал все выборы в Турции. Согласно соцопросам, от 51 до 55 процентов респондентов хотели бы отдать голоса за нынешнего главу государства. Но на самом деле, отмечают эксперты, избирателей, голосующих за Эрдогана, может оказаться больше, потому что избирательная кампания Эрдогана одно из лучших. Но не смотря на это, к трудным выборам готовится и его “Партия справедливости и развития” (ПСР), которая определяет политический курс страны на протяжении многих лет – с тех пор, как Эрдоган впервые победил на парламентских выборах в 2002 году. Нельзя забывать, что оппозиция выступающая против Ислама и мусульман, так же сильно подготовилась к этим выборам при помощи Запада и Америки. Поэтому в эти дни наша умма беспокоящаяся о будущем Ислама, читает дуа прося помощи у Всевышнего Аллаха. Давайте мы также присоединимся к этому каравану дуа’ и попросим у Всевышнего Аллаха, что бы он дал победы мусульманам Турции и Рэджэп Таип Эрдогану. А так же просим у Аллаха, что бы он защитил всех мусульман от зла и хитрости, обмана кафиров, мушриков, мунафиков и невежд.

Завещание Османа Гази

Основатель Османского государства и одноименной династии – сын Эртогрул бея, Осман I Гази родился приблизительно в 1258 году и в дальнейшем стал вождём (беем) племени Кай. Он был набожным и смелым человеком, за короткое время сплотивший вокруг себя кочевой народ. Он основал (утвердил) Османский бейлик в городе Эскишехире (тур. Eskişehir) в Малой Азии в период больших конфликтов и смуты.

Вся его жизнь прошла в борьбе с византийцами, монголами и другими противниками Сельджукского государства и распространении Ислама. В тоже время Улубей Осман был человеком знаний и порядка. Его уважали не только равные ему по положению, но и те, кто обладали большими познаниями в религии. Перед смертью своему сыну Орхану I, в письме завещании он написал следующие наставления: «Никогда не поступай против воли Аллаха Всевышнего! То, чего не знаешь спрашивай и учись у ученых Ислама. Полностью не убедившись (в дозволенности и необходимости) ничего не делай! Живи в согласии с теми, кто тебе повинуется. Не прекращай оказывать милость и благодеяния своим воинам, ибо человек – слуга своего благодеяния! Не будь жестоким. Управляй страной справедливо и не переставай распространять религию Аллаха Всевышнего, поступив так, сделай меня счастливым! Слушайся ученных богословов, чтобы религиозные дела были в порядке. Оказывай симпатию, поддержку и мягкость ученному-богослову, где бы он ни был! Не отдаляйся от религии хвастаясь своими воинами и состоянием! Наша профессия – услужение религии Всевышнего, и наша цель распространение Его религии, а не пустая драка и борьба за мирское! И тебе подобают эти дела. Всегда всем оказывай милость. Веди государственные дела без недостатка. Всех вас поручаю Всевышнему!»

رواه ابن أبي عاصم في السنة (99 / 2) عن ابن لهيعة عن أبي مرحوم عن رجل من بني عدي عن عبد الرحمن بن أبي بكرة عن أبيه به .

حميد بن مهران : حدثنا سعد بن أوس عن زياد بن كسيب العدوي عن أبي بكرة قال : سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول : « من أكرم سلطان الله تبارك و تعالى في الدنيا أكرمه الله يوم القيامة , و من أهان سلطان الله تبارك و تعالى في الدنيا أهانه الله يوم القيامة » . أخرجه أحمد (5 / 42 , 48 - 49) بهذا التمام و الطيالسي (2 / 167) الشطر الثاني منه , و من طريقه ابن حبان في « الثقات » (4 / 259) و كذا الترمذي (2225) و قال : «حديث حسن غريب » .

«Того, кто окажет почёт правителю Аллаха (на земле), Аллах почтит в День воскрешения».

Его приводит Ибн Абу ‘Асым в «ас-Сунна» (2/99) от Ибн Лахи’а, передавшего от Абу Марьяма, передавшего от одного человека из племени бану ‘Ади, передавшего от ‘Абду-р-Рахмана ибн Абу Бакры, передавшего его от своего отца.

Есть другой путь передачи, который передаёт Хумайд ибн Михран … от Абу Бакры, который сказал:

Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Того, кто окажет почёт правителю Всеблагого и Всевышнего Аллаха в этом мире, Аллах почтит в День воскрешения, а того, кто унизит правителя Всеблагого и Всевышнего Аллаха в этом мире, Аллах унизит в День воскрешения».

8 ноября 2018 года с заходом солнца наступил третий месяц по мусульманскому лунному календарю Раби’ аль-Авваль 1440 года по хиджре.

С его приходом мы вступили в особое благословенное время – месяц рождения пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, когда весь исламский мир искренне благодарит и обращается с мольбами к Всевышнему Аллаху, прося Его благословить пророка Мухаммада, салляллаху алейхи ва саллям.
Правоверные восхваляют любимого Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Читают священный Коран, рассказывают родным, близким и друзьям о жизни любимого Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Воздают хвалу Всевышнему, Творцу миров, за то, что они являются уммой Пророка Мухаммада, мир ему и благословение.

С начала этого месяца мусульмане всего мира проводят торжественные мероприятия, в которых возвеличивают Пророка, мир ему и благословение, под названием «Маулид ан-Наби».

Основная цель проведения Маулид ан-Наби – расширение знаний о Посланнике Аллаха, мир ему и благословение, которые способствуют усилению любви верующих к нашему Пророку, мир ему и благословение, а следование за ним приводит к любви Всевышнего Аллаха к нам. И ещё – выразить бесконечную благодарность Всевышнему за то, что мы являемся уммой нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Привить и усилить любовь собравшихся к Пророку, мир ему и благословение, помогают рассказы о его жизни, о тех трудностях, которые пришлось испытать Посланнику Аллаха, мир ему и благословение, чтобы распространить и донести до нас истинный Ислам, для того, чтобы мы ценили свою религию.

С этой благородной целью 1 декабря 2018 года в мечети “Миргазиян” г. Казани после полуденного намаза прошло тематическое мероприятие Маулид ан-Наби.

На Маулиде присутствовали жители и гости города Казани, ученики Мактаба мечети “Мигазиян”. В междлисе также приняли участие представители Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Совета аксакалов РТ. Всего около 200 человек.

Перед собравшимся выступил член Совета Улемов ДУМ РТ, имам-хатыйб мечети “Миргазиян” Абдуррауф хазрат Забиров, который рассказал о Пророке Мухаммаде ﷺ, его высоконравственных качествах и месяце Раби’ аль-Авваль. Он дал наставления о следовании пророку Мухаммаду ﷺ, да благословит его Аллах и приветствует, о его достоинствах, призвал изучать его жизнеописание. Абдуррауф хазрат напомнил о любви к пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, ценностях салавата, а также обязанностях которые возлагаются на мусульман по отношению к Посланнику Всевышнего, мир ему. Он процитировал аяты из Корана в которых Всевышний Аллах говорит: «Клянусь жизнью твоей». (Коран, 15: 72). Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, отмечал: «Всевышний Аллах не создал ни одно живое существо (из людей, джиннов и ангелов), которое было бы дороже для Него, чем Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. И не поклялся Всевышний ничьей жизнью, кроме жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует».

لَقَدْ مَنَّ اللَّهُ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ إِذْ بَعَثَ فِيهِمْ رَسُولًا مِّنْ أَنفُسِهِمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ

“Воистину Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении”.

Всевышний оказал верующим самую большую милость, первоосновой всех остальных Божьих щедрот. Это – Мухаммад – благородный посланник Аллаха, мир ему, посредством которого Аллах спас людей от заблуждения и уберёг от верной гибели. Он отправил к людям Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, из них самих. Они знали его происхождение и его качества, понимали его язык. Он был выходцем из их народа и их племени. Он искренне желал им добра и проявлял к ним сострадание и снисходительность. Он читал им аяты Аллаха и обучал их тексту и смыслу Откровения, очищал их от многобожия, ослушания, низменных качеств и порочного нрава, а также обучал их благословенному Корану. Согласно другому толкованию, под знамениями здесь подразумеваются вселенские знамения, а под писанием – умение записывать слова. Из этого следует, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал людей изучать правописание и грамоту, благодаря чему они научились постигать и сохранять различные знания. Он обучал людей мудрости, и под ней по словам имама Шафии подразумеваются пророческая Сунна, являющаяся откровением наряду со Священным Кораном, умение расставлять вещи по своим местам и постигать таинства мусульманского шариата. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обучил свою умму законам и тому, как их следует воплощать в жизнь. Он обучил их тому, какие полезные выводы можно делать из религиозных предписаний и законов, и благодаря этим великим познаниям мусульмане превзошли всех остальных людей и стали мудрыми богословами и духовными наставниками, хотя до начала миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, они находились в очевидном заблуждении. Они не знали дороги, которая ведет к Господу миров, и деяний, которые облагораживают и очищают душу. Более того, они совершали поступки, которые по причине их невежества казались им правильными и прекрасными, даже если эти поступки противоречили здравому смыслу.

В программе меджлиса прозвучали, стихи, касыды, мунаджаты от известного мусульманского исполнителя Динар Шаймарданова, а также нашиды на арабском языке в исполнении имам-хатыйба Галиевской мечети Тимергали хазрат Юлдашева, в которых выражается любовь к Посланнику Аллаха ﷺ.

Как известно из истории ислама Пророк Мухаммад, саллаллаху алейхи ва саллям, награждал поэтов, воспевающих Его в своих произведениях, одобрял это.

Тематическое мероприятие сопровождалось рассказами и касыдами о жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижниках, с восхвалениями Всевышнего и благословениями Пророка ﷺ, религиозными песнопениями и чтением Священного Корана. Также была проведена викторина на знание жизнеописания Посланника Всевышнего ﷺ.

Победителей викторины наградили ценными призами – книгами об истории Ислама и хадисами Пророка Мухаммада ﷺ. А всем детям, которые присутствовали на Маулиде подарили нарядную одежду.

По окончании Маулида для всех присутствующих была организована торжественная трапеза.

Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных]. [Господь заложил во всем этом благо.] Это для того, чтобы вы поняли: Бог знает все то, что на небесах, и все то, что на Земле. Он обо всякой вещи сведущ.* Священный Коран, 5:97

В Священном Коране Аллах многократно обращается к «обладателям разума», чтобы люди в своих действиях руководствовались даром Божьим ‒ разумом, а не слабостями, страстями и соблазнами.

Всевышний Господь желает для Своих творений только наилучшего и поэтому, для поддержания нашего стремления вести богоугодный образ жизни, установил многочисленные «опоры» и облегчения. Одними из них являются определённые Им месяцы и дни. За совершение благого в это время Он предопределил большее вознаграждение, чем в обычные, а за совершение запретного ‒ большее наказание. Все это сделано Им для того, чтобы благое становилось для нас нормой повседневного бытия, а запретному не осталось места в нашей жизни.

Месяцы Зуль ка‘да и Зуль-хиджа относятся к такого рода священным временным промежуткам.Чем же характеризуются данные месяцы лунного календаря?

Зуль-ка‘д а (ذو الـقـعـدة ‎) ‒ от глагола «сидеть, находится на месте» . Зуль-ка‘да ‒ месяц стоянок.

Зуль-хиджа ‒ (ذو الحجة ‎) ‒ от глагола «совершать паломничество».

Каждый год в определенный срок Мечеть аль-Харам в Мекке (в Саудовской Аравии) собирает вокруг себя миллионы верующих мусульман, одетых в белые одеяния и совершающих молитвы вокруг этой большой мечети. Это паломничество в Мекку к Мечети аль-Харам называется

Есть периоды времени и места, которые Господь особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в надежде на получения довольства и награды Аллаха. Среди таких периодов времени, которые были выделены Всевышним Аллахом – первые десять дней месяца Зуль-хиджа

Клянусь [говорит Господь миров] рассветом (зарею)! Клянусь [первыми] десятью ночами [месяца Зуль-хиджа] ! Клянусь четным (парным) и нечетным (непарным)! Клянусь ночью, когда уходит! Есть ли в этом [среди этих клятв] клятва [заслуживающая доверия] у разумного [здравомыслящего человека, который, осознав значимость этих клятв, прислушается к тому, о чем говорится далее]?!* Священный Коран, 89:1-5

Первые десять дней месяца Зуль-хиджа велики перед Аллахом, и Всевышний больше всего любит те благодеяния, которые были совершены в них. Вот некоторые хадисы о желательных действиях верующих, совершаемых в эти дни.

Передается от Абдуллы Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Нет дней, более великих перед Аллахом чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней. Так чаще произносите в них слова тахлиля («Ля иляха илля-Ллах»), такбира («Аллаху Акбар») и тахмида («Аль-хамду ли-Ллях»).» Ахмад, (5446; 6154), Ахмад Шакир признал этот хадис достоверным, (7/44)

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала жертвоприношения. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Передается в хадисе от Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы.» хадис от Умм Саламы, св. хадисов Муслима (1977)

Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).

Если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости.

Имам Аль-Бухари (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Ибн Умар и Абу Хурейра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней Зуль-хиджи и произносили такбир (“Аллаху акбар”) и люди повторяли за ними. Мухаммад ибн Али (да будет доволен им Аллах) произносил такбир после добровольных намазов.» Упомянул Аль-Бухари перед хадисом № 969.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные ‒ за ночь до праздника Разговения () и праздника жертвоприношения (); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (); ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек:

«Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи.» хадис от Абу Хурайры, св. хадисов Ахмада, Муслима и др.

«Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи. Выполняйте молитву ночи! Воистину, это ‒ признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений.» Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558

Количество ракяатов этой молитвы ‒ от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время «Тахаджуда» (Тахаджуд (араб.) ‒ дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна ‒ наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. [См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149.]

Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». [См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.]

Благодеяния в эти дни считаются лучшими, чем джихад на пути Аллаха, как об этом передаётся в хадисе со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):

«Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершённые в другие дни». Тогда люди спросили: «О посланник Аллаха, даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха, за исключением того человека, который, выйдя на пути Аллаха, пожертвовал самим собой и своим имуществом».» Хадис от Ибн Аббаса, Св. хадисов Аль-Бухари, (969), Ат-Тирмизи, (757)

Известно так же высказывание самого Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) ‒ крупнейшего ученого из числа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , который сказал: «Благой поступок придает лицу сияние, сердцу-свет, телу-силы, мирскому уделу-изобилие, и в сердца людей он вселяет любовь и уважение. Прегрешение же оставляет черноту на лице, мрак в сердце, слабость в теле, недостаток в мирском уделе и неприязнь в сердцах людей»

Также в числе наилучших дел – соблюдение поста в течение девяти дней (или некоторых из этих девяти дней). Вот несколько хадисов о посте в эти благословенные дни:

«Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) постился девять дней Зуль-хиджи.» Ан-Насаи, смотри «Сахих ан-Насаи», Аль-Албани, (2/508)

«Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и следующего…» Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312,хадис №5055 «сахих»

Пост в день ‘Арафа является желательным в отношение тех, кто не совершает хадж, что же касается паломника, то он не постится в этот день, дабы были у него силы для ду’а (мольбы) и поминания Аллаха, тем самым следуя за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так как он не постился на ‘Арафа и текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности.

Что касается достоинства дня ‘Арафа, то по этому поводу передается хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал

«Нет дня, в котором Аллах больше всего освобождал бы своего раба от огня, чем в день ‘Арафа. Поистине, Аллах (Свят Он и Велик) приближается (к Своим рабам), а затем гордится ими перед ангелами. И спрашивает: “Чего они хотят?”. хадис от Айши, св. хадисов Муслима (3354).

Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал также:

«Лучшей ду’а (мольбой) является та, которая была совершена в день ‘Арафа.» св. хадисов Ат-Тирмизи (3585).

Человек верующий, без сомнений, понимает, что такого рода хадисы не означают, что грехи можно совершать на протяжении многих лет, а затем их достаточно искупить одним днем поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее воздаваемо, более того ‒ выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

Имам ан-Навави, комментируя эти хадисы, сказал:

«В первую очередь, данный пост компенсирует незначительные прегрешения человека (сагаир). Если таковых нет, то является причиной искупления больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то способствует повышению степени праведности человека пред Богом»

Десятый день месяца Зуль-хиджа ‒ день праздника жертвоприношения Ид ‘уль Адха или Курбан-байрам.

В этот день соблюдение поста запрещено (харам)

После Фаджр-намаза (утренней молитвы) в день ‘Арафа начинается «такбир», произносимый после намазов в праздник жертвоприношения и так до двадцать третьей молитвы, и заканчивается после ‘Аср-намаза (послеполуденной молитвы) четвёртого праздничного дня. Об этом приводится в достоверных преданиях от Али (праведного халифа), Ибн Аббаса, Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах), что они произносили такбир, начиная после Фаджр-намаза в день ‘Арафа, и заканчивая после ‘Аср-намаза (послеполуденной молитвы) четвёртого праздничного дня.

Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам Наиболее распространенной является следующая форма восхваления Всевышнего:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

Перевод :

«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление»

Воспользуемся же этими великими днями до их истечения! Многие люди лишаются тех благ, которые предоставлены Всевышним в эти дни, а время, при этом, безвозвратно уходит. Не идите на поводу у сатаны, лишая себя награды и оказываясь в убытке.

Когда начинается месяц Зуль -хиджа 2018 году?

Зуль-хиджа - последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2018 году начинается 11 августа, после захода солнца. После этого наступит новый месяц - мухаррам, который станет началом 1440 года по календарю хиджры.

В среду был первый день месяца Зуль-Хиджа, десять первых дней которого являются лучшими в году.

Мы привыкли ждать месяц Рамадан, чтобы он улучшил нас, поднял нашу веру на ступень выше. В этот месяц мы оставляем грехи, усердствуем в благих делах и стараемся сохранить благо Рамадана после его окончания.

Так вот, дни, которые начались в среду, лучше, чем дни месяца Рамадан. И это огромная милость Всевышнего Аллаха, которую мы, возможно, не осознаём до конца.

Аллах дал нам эти дни: чтобы мы проснулись и встряхнулись, чтобы отказались от беспечности, чтобы вернулись к постоянству в добрых делах, от которых мы, возможно, отдалились в повседневной суете, чтобы ощутили близость Аллаха, увеличили своё поклонение Ему и стали искреннее.

Посланник Аллаха сказал о десяти первых днях месяца Зуль-Хиджа: «Нет дней, в которые благие дела более любимы Аллаху, чем эти». А Всевышний Аллах поклялся ими в Коране, указывая нам на их значимость.

Аллах дал одним промежуткам времени превосходство над другими относительно награды за благие деяния. Аллах дал знание об этом времени, и каждый из нас должен им воспользоваться.

Достоинство первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа

Всевышний Аллах сделал десять первых дней месяца Зуль-Хиджа предметом Своей клятвы, а клятва Всевышнего является указанием на величие и важность этих дней. Всевышний Аллах сказал: «Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами! Клянусь чётом и нечётом!» (сура «Заря», аяты 1, 2).

Ибн Аббас сказал: «Десять ночей – это десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!»

Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!» (Аль-Баззар, Ибн Хиббан ).

Ибн Хаджар сказал: «Становится ясным, что причина выделения десяти дней месяца Зуль-Хиджа в том, что в эти дни собираются все важнейшие виды поклонения, как молитва, пост, садакъа и хадж. И всё это не собирается разом в иное время».

Ибн Касир сказал: «Многие хадисы указывают на то, что первые десять дней месяца Зуль-Хиджа лучше остальных дней в году и они лучше последних десяти дней Рамадана. Однако десять последних ночей Рамадана лучше всех остальных ночей года, поскольку они включают в себя Ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев».

Положение поста в первые десять дней Зуль-Хиджа

Пост – это один самых лучших видов поклонения, которые установлены Всевышним Аллахом. Есть много желательных дней для соблюдения поста, среди которых и первые девять дней месяца Зуль-Хиджа. Каждый год мусульмане соблюдают пост в течение этих дней, раздают милостыню и совершают всевозможные праведные деяния.

Однако, читая некоторые сайты в просторах Интернета или общаясь с некоторыми мусульманами, мы можем столкнуться и с мнением, согласно которому пост в эти дни является нововведением. В целях устранения сомнений и установления доказательств о желательности поста в эти дни, мы постарались собрать доводы в его пользу.

Учёные четырёх мазхабов единогласны в том, что пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа является желательным.

В книге «Аль-фатава аль-хиндийя» говорится: «Желательно соблюдение поста в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». В книге «Аль-мукни’а» сказано: «Желателен пост в первые десять дней Зуль-Хиджа». В книге «Равдату т-талибин» сказано: «Желательным является соблюдение поста в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». Ибн Хазм сказал: «Мы считаем желательным пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа до наступления дня жертвоприношения» . Ан-Навави сказал: «Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это настоятельно желательно, особенно в девятый день, который является днём Арафа».

Также постоянным комитетом по фетвам и научным исследованиям в Саудовской Аравии была издана следующая фетва: «Лучшими днями для желательного поста являются: понедельник, четверг, белые дни (13,14,15 дни каждого лунного месяца) и десять дней месяца Зуль-Хиджа».

Высказываний учёных о желательности поста в эти дни огромное количество, мы привели только некоторые из них.

Также вниманию читателя предлагается вопрос-ответ с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида о посте в первые дни этого месяца.

Вопрос : Я прочитал на вашем сайте о достоинствах поста в день Арафа. Но также я прочитал о том, что желательно поститься и в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Правильно ли я вас понял? Если правильно, то разъясните мне, сколько именно дней желательно держать пост: девять или десять? Потому что десятый день месяца Зуль-Хиджа является днём праздника Ид аль-адха (Курбан-байрам).

Ответ : Вся хвала принадлежит Аллаху! Пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа является желательным. На это указывает хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет таких дней, в которые бы праведные деяния были любимы для Аллаха, как эти десять дней (то есть десять дней месяца Зуль-Хиджа)». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, даже джихад на пути Аллаха?!» Он сказал: «Даже джихад на пути Аллаха, кроме человека, который вышел со своей душой и имуществом и не вернулся ни с чем из них» (хадис передал Аль-Бухари ).

От некоторых жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся следующее: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился девять дней месяца Зуль-Хиджа, в день Ашура и три дня из каждого месяца: первый понедельник месяца и два четверга» (хадис передали имам Ахмад, Абу Дауд, шейх Аль-Альбани посчитал хадис достоверным).

Что касается поста в праздничный день, то он запрещён. На это указывает хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «запрещал поститься в день разговения (Ид аль-фитр) и в день жертвоприношения (Ид аль-адха)» (хадис передали Аль-Бухари и Муслим ). Учёные ислама единогласны в том, что пост в эти два дня запретен.

Праведные деяния, совершённые в эти дни, лучше, чем совершённые в другие дни. Относительно же поста, то он касается именно девяти дней, а десятый день является праздничным и пост в этот день запретен. Таким образом, достоинства поста десяти дней месяца Зуль-Хиджа касаются лишь девяти дней.

См. Шарх имама Ан-Навави, да помилует его Аллах, на «Сахих» имама Муслима (конец ответа из фетвы).

Также подобный вопрос задали шейху Ибн Усаймину . К нему обратилась женщина, которая соблюдала пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, но прекратила его соблюдение по причине того, что кто-то назвал пост в эти дни нежелательным, так как это не имеет основы в Коране и Сунне. Шейх ответил, что ей лучше и дальше соблюдать пост в эти дни, так как это желательно. Он указал на то, что в эти дни желательно совершать благие деяния, а пост является одним из праведных деяний. Более того, шейх заявил, что утверждающий о том, что пост в эти дни не является желательным, должен привести довод того, что пост не относится к праведным деяниям.

Пост в день Арафа

Одним из первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа является день Арафа – девятый. В этот день паломники исполняют главный столп хаджа – собираются в долине Арафа, в которой поминают Всевышнего Аллаха и обращаются к Нему с дуа.

Всевышний Аллах поклялся днём Арафа, что указывает на его величие. Аллах сказал: «Клянусь днём обещанным! Клянусь свидетельствующим (днём) и засвидетельствованным!» (сура «Башни»; аяты 2, 3).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «“День обещанный” – это день Воскрешения, “засвидетельствованный день” – это день Арафа, а “свидетельствующий день” – это пятница» (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани ).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о посте в день Арафа: «Он служит искуплением (прегрешений) прошедшего года и будущего года!» (Муслим).

Однако это желательно только для того, кто не совершает хадж. Что же касается совершающего хадж, то для него не является Сунной соблюдать пост в день Арафа, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отказывался от поста в этот день. Сообщается, что, будучи в долине Арафа в день Арафа, он удерживал людей от поста. ]§[

Новое на сайте

>

Самое популярное