Домой Виноград Почему зомби-апокалипсис реален

Почему зомби-апокалипсис реален

МОСКВА, 5 мар - РИА Новости. Математики выяснили, что нашествие зомби можно остановить в том случае, если в стране, где появились "живые мертвецы", достаточно крупная армия. На эту роль пока подходит только Северная Корея, сообщает онлайн-издание MiceTimes of Asia .

"В нашей модели присутствуют не только две "классических" популяции живых существ — агрессивные зомби и беззащитные люди, но и военные. Наши расчеты показывают, что вмешательство военных в борьбу с этой эпидемией будет ключевым фактором в спасении человечества от вымирания", — пишут Фернандо Сато (Fernando Sato) и его коллеги из федерального университета Жуиса-ди-Фора (Бразилия).

"Зомби-апокалипсис" называют один из фантастических сценариев "конца света". Уничтожение человечества происходит в результате стремительного распространения некого вируса или бактерии, которые превращают своих жертв в крайне агрессивное и неразумное существо. Такие зомби не испытывают других чувств, кроме голода. При укусе здорового человека зараженный передает ему свою инфекцию, превращая его в себе подобного.

Медики изучают подобные сценарии "конца света" для того, чтобы просчитать последствия вспышек пока неизлечимых и смертельно опасных болезней, таких как эпидемия Эболы в Западной Африке и лихорадки Зика в Бразилии, и находить пути их сдерживания.

Сато и его коллеги заметили, что такие версии "апокалипсиса" подразумевают, что люди не будут сопротивляться инфекции, пытаться уничтожить зомби или создавать непреодолимые барьеры для них. С другой стороны, даже голливудские фильмы с их фантастическими сценариями нашествия "живых мертвецов" предполагают, что армия предпримет отчаянные, но обычно безуспешные попытки уничтожить зараженных.

Бразильские математики создали компьютерную модель "зомби-апокалипсиса", в которой было три "популяции" людей - военные, зомби и гражданские. Все эти группы, по задумке ученых, имеют свои собственные цели и задачи и конкурируют друг с другом за жизненное пространство в гипотетическом городе, в котором они обитают.

Периодически представители этих "популяций" наталкиваются друг на друга, что заканчивается одним из трех возможных вариантов - зомби убивают людей, люди убивают зомби, или же живые мертвецы или военные превращают гражданских в себе подобных. В конечном итоге одна из двух сторон этого конфликта побеждает, или устанавливается своеобразное равновесие между ними.

В классических моделях этого конфликта победителями всегда оказываются зомби, однако присутствие армии, способной убивать "живых мертвецов" эффективнее обычных людей, кардинально меняет картину. Даже если военных немного, они, как показывают расчеты, могут заметно оттянуть время полного вымирания человечества.

Ученые построили математическую модель зомби-апокалипсиса Главный параметр в расчетах ученых - инфицирующая способность зомби. Обычно в фантастике человек очень быстро превращается в зомби после укуса, в то время как симптомы реальных заболеваний могут проявляться спустя дни, месяцы или даже годы. Поэтому остановить "живых мертвецов" с помощью карантина нельзя.

Если же число военных достигает 46 солдат на каждую тысячу гражданских, то зомби будут побеждены. Армия уничтожит достаточное количество "живых мертвецов" в начале распространения эпидемии, до того, как она разрастется до неконтролируемого уровня.

Такими вооруженными силами, как отмечают математики, пока обладает только одна страна — Северная Корея. С другой стороны, улучшение боевых качеств армии и создание вакцин, повышающих стойкость всего населения к инфекции, будут защищать и гражданских, и военных от зомби и инфекций эффективнее, чем наращивание числа военных.

За минувшие годы, в нашей культуре развилась и заняла прочную позицию тематика зомби . Особенно в последние годы популярна идея зомби-апокалипсиса, при котором остатки человечества борются за своё место на планете наряду с ходячими мертвецами, как в сериале «The Walking Dead».

Чаще всего появление первого ожившего трупа нигде не упоминается и не раскрывается тайна, с чего же всё началось. В отдельных сценариях фильмов-катастроф началом апокалипсиса служит инфекционная болезнь.

Мутация организма происходит из-за патогена, передающегося от одного человека другому с помощью вируса (как в «Resident Evil») посредством укуса.

Зачастую, сценарием начала «конца света» служит авария на секретном объекте или в секретной научной лаборатории, откуда вырывается убийственный вирус, превращающий людей в вечно голодных мертвецов-каннибалов («28 days Later»).

Появление агрессивных зомби связывают также с магией, особенно магией вуду, из-за которой зомбированный слушается чьих-то приказов (как в фильме 1932-го года «White Zombie») либо в мертвое тело вселяют демона или злого духа. Также, одним из вариантов появления зомби признаётся «кара господня», своего рода вариант выжигания мозга, где остается лишь одна цель — жрать.

Давно доказано, не могут существовать в реальном мире, даже несмотря на увлекательную идею зомби-апокалипсиса; экстремального выживания в страшных условиях борьбы со сверхъестественно сильным врагом, практически не поддающимся уничтожению.

Несмотря на романтичность такого сложения обстоятельств – один на один с собственным «я» и с малой группой людей (если повезет), где можно найти связь с другим человеком. Ведь сейчас людям сложнее найти общий язык, выйти из интернет-пространства и наладить контакт с кем-то в живую, другое дело, когда у всех нет выбора – романтика!

Называют несколько веских причин, по которым зомби не могут существовать и быть частью реального мира в принципе. И только сила магии может объяснить существование зомби.

1) Во-первых, часто в фильмах, литературе и играх, мозг зомби абсолютно мертв, управляемый исключительно рефлексом бесконечного голода. Но тело не может функционировать без мозга! Мертвое тело сохраняет лишь некоторые функции после смерти:

— продолжается рост волос и ногтей;
— скорость роста клеток кожи постепенно уменьшается и прекращается с потерей кровообращения в течение нескольких дней;

— может происходить мочеиспускание из-за ослабления мышц;
— после прекращения сердцебиения кровь собирается в самом низком месте, в зависимости от позы, в которой человек умер, это может вызвать эрекцию, а во время посмертного расслабления и сокращения мышц, может произойти и эякуляция;

— происходит дефекация из-за ослабления мышц и из-за выделяемых в теле газов;
— рефлекторное движение мышц, связанное с областями нервной системы, которые некоторое время после смерти ещё могут сохранять активность и посылать электрические сигналы к мышцам; при этом сильное движение невозможно, отмечаются небольшие мышечные спазмы;

— во время гниения и активности разрушающих тело бактерий, количество слизи и газов внутри возрастает, а в совокупности с посмертным окоченением может иногда привести к малоприятным и жутковатым звукам, исходящим от мертвого тела, словно мертвец «говорит»;

— накапливающиеся внутри организма газы также могут послужить неприятным и чрезвычайно редким явлением деторождения в женском трупе. Это происходит в случае, если женщина при жизни была беременна, но после смерти труп ребенка не извлекался из утробы матери и был захоронен вместе с ней (о беременности могли не знать, не проводилась аутопсия или в силу религиозных убеждений их захоронили вместе). Накопившиеся в разлагающемся трупе газы приводят к посмертному выталкиванию плода;

— активность мозга сохраняется после остановки сердца, время мозговой активности может колебаться от нескольких минут до нескольких дней при использовании определенных лекарств и при определенных обстоятельствах, хотя если сердце начнет биться снова, чаще всего мозгу будут нанесены непоправимые повреждения из-за кислородного голодания.

Как видите, человеческое тело не способно продолжать функционировать слишком долго после факта смерти, и степень его работоспособности ограничивается несколькими рефлексами и минимальными функциями организма.

2) Во-вторых, разлагающийся труп, пусть и зараженный супервирусом, не может двигаться, ходить и уж тем более бегать, даже если какая-то часть мозга жива и продолжает посылать импульсы конечностям, потому что клетки мышц мертвы и импульсы не доходят от нейронов до мышечных волокон, которые в свою очередь не могут сокращаться.

В гниющем мясе клетки мертвы, а любому движению нужны импульсы. Даже если мертвец новенький и свежий, импульсы к его клеткам будут поступать всё медленнее и меньше, потому что без кровоснабжения жизнедеятельность клеток невозможна, следовательно, они умрут, и начнется разложение.

3) Не работает сердце – не снабжаются кислородом ткани, не происходит важных биохимических процессов, отвечающих за производство энергии, с помощью которой двигаются конечности. В теле, в котором не работает сердце и, соответственно, легкие, не может происходить длительных аэробных процессов, то есть движения, потому что отсутствует кровообращение, и не происходит снабжение кислородом.

Подергивание руки – это мышечный спазм, стоять на двух ногах и двигаться – это сложный и энергозатратный процесс, которому, во-первых, необходимы импульсы от мозга, и, во-вторых, энергия для движения.

Как минимум в связи с этими 3-мя важными аспектами, человечество никогда не постигнет зомби-апокалипсис во всей красе. Не мародерствовать вам в развалинах вашего города, отбиваясь от агрессивной ходячей мертвечины с мачете или дробовиком в руках. Поднять труп из могилы и заставить его ходить и атаковать окружающих может только магия, способная двигать даже мертвые клетки и не функционирующий мозг.

Самый близкий к реальности фильм о зомби-апокалипсисе – «28 недель спустя». В фильме вирус, превращающий людей в «зомби», назывался вирусом ярости и не убивал своих носителей, лишая их контроля над своими действиями и наделяя сверхсилой, что очень похоже на вирус бешенства.

Также передаваемый со слюной либо при укусе, вирус поражал мозг и распространялся по нервным путям. Контролируют эмоции лобные доли головного мозга, в глубоко расположенных отделах которого имеются области, отвечающие за примитивные эмоции, такие как агрессия и голод.

Отдел мозга, отвечающий за действия, получает от них сигналы и контролирует эти эмоции срабатыванием стоп-функции. Очевидно, что при поражении мозга стоп-функции перестают срабатывать, что вызывает приступы ярости, а при агрессии выделяются гормоны (тестостерон, адреналин и др.) и ферменты, способствующие появлению сверхсилы, которая уже имеется в потенциале человеческого организма.

Да, не стоит забывать, что человек использует не весь потенциал, заложенный в нас природой. Да, в экстремальных ситуациях при мощных выбросах адреналина люди способны бежать быстрее или поднимать тяжелые вещи, которые в обычной ситуации поднять не могли бы. В этих случаях организм работает на износ, но это подконтрольное мозгу функционирование тела.

Учитывая все выше сказанное, основываясь на научных данных по теме зомби и зомби-апокалипсисе, эту проблему можно отринуть как несусветную чушь. Правда если физический мир не допускает возможность существования зомби в реальности, то есть ещё мир магических формул.

В мире волшебства магии и заклинаний, с работой над телом и объектами все обстоит гораздо проще. Здесь достаточно пошептать заклинание, посыпать хитрым порошком на огонь и любое тело меняет характеристики в требуемую сторону. В таком случае да, здесь возможны не только сучковатые палки заряженные мегатоннами атомной энергии, но и зомби существа допустимы.

Zombie-бренд. Зомби в поп-культуре - конструкт, который нужен индустрии как динамо-машина по производству денег. Этот образ выражает глубинный страх человека: непобедимое, агрессивное, тупое и зловещее, с чем можно столкнуться или во что есть опасность превратиться, потеряв себя. И есть те, кто готов на этом зарабатывать: покрутили ручку, и из зомби-машины в кинокорпорацию пошли деньги. Недавно этот образ использовали в рекламном ролике для телефонов, которые лучше фотографируют человеческие лица в темноте. В язык вошли устойчивые выражения и мемы: например, «Я - зомби» или «Человек человеку волк, а зомби зомби зомби». Фильмы с таким сюжетом отражают классическое поп-культурное потребление: знаем, что это вредно, но покупаем снова. Этот странный образ - квинтэссенция цивилизационной самоиронии и коллективной тревоги.

Образ зомби по-своему отражен в разных областях мировой культуры.

Кино. Первый фильм о зомби выпустила в 1932 году продюсерская компания Виктора Гальперина. Он назывался «Белый зомби». Главную роль играл Бела Лугоши. Джордж Ромеро, создавший канон этого жанра, говорил, что вдохновлялся романом Ричарда Мэтсона «Я - легенда», хотя роман был о вампирах. Литература. Наибольший интерес представляют два современных произведения. В 2003 году вышла книга американского писателя Макса Брукса «Руководство по выживанию среди зомби». Сценарий фильма «Мировая война Z» с Брэдом Питтом в главной роли основан на ней. В 2009 году американский сценарист, продюсер и писатель Сет Грэм-Смит выпустил мэшап-роман «Гордость и предубеждение и зомби». Игры. На основе этого романа была создана видеоигра, где английские леди и джентльмены используют восточные единоборства в борьбе с зомби. А игра «Зомби против растений» («Plants vs Zombies») в жанре Tower Defense заработала первый миллион долларов за девять дней после релиза. Мифология. Идея зомби существовала и в японской мифологии в образе духов бусо. А в германо-скандинавской мифологии есть два похожих образа - Драугр и Нахцерер. Философский зомби. Так называют мысленный эксперимент в философии сознания. Это гипотетическое существо, неотличимое от нормального человека, но у него отсутствуют сознательный опыт или способность ощущать. (Вы замечали такое: думая, что ударились, автоматически вскрикиваете, а потом понимаете, что и не больно? Это про то же.) Программирование. Зомби-процессом называют дочерний процесс в Unix-системе, завершивший выполнение, но еще присутствующий в списке операционной системы, чтобы считался код завершения. Образование. Зомби как культурный феномен изучают в нескольких университетах и колледжах мира. Например, в чикагском Columbia College есть курс «Зомби в популярных медиа»: студенты пытаются понять, почему снимают так много фильмов о зомби, и что в этой жуткой идее интересует людей. Образ зомби в социологии и психологии. С 2001 года в разных местах мира проходит « Зомби-моб» (Zombie Walk) - массовое шествие загримированных под зомби людей. Это феномен тоже изучают социологи и психологи.

Феномен доброго зомби. За последнее время появилось несколько фильмов о добрых, человечных или просто незлых зомби:

. «Тепло наших тел» («Warm Bodies») про красавчика-зомби, которого любовь к девушке (хотя, наверное, все же сожранный мозг ее бойфренда) снова делает человеком.

. «Файдо» («Fido», Файдо - традиционная собачья кличка в США) - сатира на тему «Кого на самом деле стоит классифицировать как зомби?».

. «Зомби по имени Шон» (официальный перевод названия некорректен, поскольку «Shaun of the Dead» - игра с названием фильма «Dawn of the Dead». Главного героя зовут Шон, но в зомби превращается его друг. Впрочем, после этого он так и остается безобидным бездельником с игровой приставкой. В этом умном и едком пародийном фильме режиссера Эдгара Райта главные роли играют Саймон Пегг и Ник Фрост, и это практически зомби-вариация фильма «Типа крутые легавые».

Записывайтесь на вебинар

КАК МОТИВИРОВАТЬ СОТРУДНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСТОРИИ

О чем говорит феномен доброго зомби? Кинозомби переживает кризис отсутствия личности.

Тупиковая ветвь культурной эволюции. Зомби как поп-культурный персонаж - это «тупиковая ветвь эволюции»: кинематограф не может развивать его как персонажа-личность. В жизни кинозомби не будет драматических поворотов (ну, кроме резюмирующего снаряда в мозг), новой любви, карьерных перемен, свадеб и рождения детей. Ему просто нечем заняться. У этого культурного конструкта два интереса: жрать и уничтожать - маловато для кинематографических коллизий.

Сатира на эту тему присутствует в фильме «Тепло наших тел»: в покинутом людьми городе зомби от нечего делать возвращаются к рутинным прижизненным обязанностям и даже пытаются общаться звуками.

Даже если допустить, что «зомби победили» в кино: чем они будут заниматься, когда все уничтожат? В смысле кинематографической фабулы и сценария, им остается либо тихо разложиться под кустом, либо добреть, умнеть и опять становиться людьми.

Кинематограф загнал себя в угол и вынужден пустить время вспять: возвращать зомби к жизни (например, через любовь, как в «Warm Bodies») или хотя бы сделать его сносным диванным членом общества (как это произошло с Эдом, другом Шона в «Shaun of the Dead»).

Другой вариант - размышлять о людях, которые в столкновении с зомби проявляют весь спектр человеческого и по-настоящему становятся людьми.

Вообще интереснее всего не сама зомби-тема, а феномен превращения наивных, а потом и «мясных» зомби-фильмов в поэтичное размышление о человеке, о том, в каких иллюзиях мы живем. В сущности, мы так увлечены игрой, которую конструирует цивилизация (и почти каждый из нас как ее часть), что не видим «мир как он есть». И сериал «Ходячие мертвецы» вот уже пятый сезон устраивает нам анатомический театр наших иллюзий.

Дороги в мегаполисах пусты, но этому уже никто не радуется. Везде стоят дорогие машины, но на лошади уедешь дальше. Главный герой, полицейский Рик Граймс, изо всех сил старается сохранять разум и благородство, но чем больше стрессов, тем яростнее он реагирует на жестокость тех, кто пока жив, но утратил человечность - стал «ходячим мертвецом» по сути. После зомби-апокалипсиса ярче проявляется абсурдность расизма и вражды. Группы здоровых людей, выживших в таком аду, воют друг с другом за безопасное место и еду. И оказывается, что речь идет не только о консервах из супермаркета, но и о самих людях, которых каннибалы воспринимают так же, как сейчас мы - животных на фермах. Алкоголик готов рисковать собой и товарищами, чтобы вырвать у зомби сумку с бутылкой. Фермер держит свою зомби-семью в амбаре, надеясь, что найдется средство излечить мертвецов и настаивает на том, чтобы к ходячим относились по-человечески. Некогда мирный, законопослушный человек, столкнувшись с ужасными вещами, становится психопатом, который складирует головы зомби в аквариуме, устраивает комнату пыток и Колизей с зомби. Но и в нем остается нечто человечное - он ухаживает за зомби-дочерью и позже заботится о нескольких живых. Властные амбиции и садистские наклонности выплывают наружу в условиях распавшейся цивилизации и общественной морали. Люди ведут счет дням без смертей и радуются табличке «30 дней без происшествий». Человек приспосабливается ко всему: женщина с катаной отрубает зомби руки и челюсти, чтобы они не могли навредить ей, и ведет за собой на цепях - их запах делает ее «невидимой» для толп мертвецов. Пойманных ходячих также используют как десант против враждебной группы, набивая ими грузовик. По сути «Ходячие мертвецы» - размышление о том, на что способен человек в экстремальных условиях, какова цена нашей цивилизации, почему мы ничего не ценим и так скучаем, пока у нас все хорошо.

Зомби… Милые, бедные зомби, их убивают, а они не заканчиваются, бедняги. Сама тема живых мертвецов крайне доставляющая: всем неприятна мысль, что миллиарды мертвых людей восстанут из могил и придется обороняться. Многие чуваки упрямо считают, что всякая магия вуду - это чушь собачья, но в этом посте мы углубимся немного не в ту степь. Зомби вполне может быть еще живым, но при этом он может категорически ничего не соображать. Так что бойся, дорогой читатель, сегодня мы расскажем тебе, почему зомби-апокалипсис реален и какие сценарии реальны больше всего.

2. Нейротоксины

Существует неприлично большое количество ядов, которые замедляют почти всю жизнедеятельность организма. Только хороший врач может понять, мертв человек совсем или лишь частично. Примером таких ядов можно считать яд рыбы фугу. После отравления жертва выводится из транса особыми наркотическими веществами, теряет память и личность, превращаясь в настоящего зомби. Кстати, все те разговоры про Гаити и зомби-работников плантации - настоящая правда, особенно учитывая то, что они вполне себе живые, но покорные и тупые как пробка.

3.Вирус бешенства


Как в фильме «28 дней спустя». На деле вполне себе реальная вещь, особенно учитывая то, что на свете есть вирус коровьего бешенства. Проверь-ка, нет ли у тебя его симптомов:

  • изменение походки;
  • галлюцинации;
  • проблемы с координацией (например, спотыкаешься и падаешь);
  • передергивание мышц;
  • миоклонические судороги или судороги;
  • быстро развивающиеся бред или слабоумие.

Учитывая, что такой вирус передается через кровь и слюну, можно считать его вполне реальной угрозой нашествия зомби. Только вот встречается он в природе редко. Зато агрессия с желанием порвать и надкусить будет в наличии.

4. Нейрогенез, стволовые клетки и другие радости науки

С помощью стволовых клеток абсолютно реально обновить мозг человека, по крайней мере к этому все и идет. А вот тут как раз и пришла пора настоящей паранойи для любителей зомбофикации. Пусть они заменят руки-ноги, но искалеченный мозг, восстановленный клетками с теми же недостатками, что и его «материнский мозг», будет так же недееспособен, но зато он будет новым. Также тело можно будет держать в анабиозе некоторое время, но вот реанимация этого человека может нести с собой определенные проблемы ввиду разрушения коры головного мозга. Пусть мозг человека будет новым, но связи в нем будут потеряны, личность деградирует до состояния ребенка, придется заново учить его всему, зато он с удовольствием будет смотреть сериалы по российскому зомбиящику. Проще говоря, это будет зомби, потому как личности у него не будет, зато будут послушность и покорность.

5. Наноботы

.

Не только в России развивают нанотехнологии. Маленькие проворные роботы смогут в ближайшем будущем построить внутри человека небольшой город или разрушить своего носителя. А почему такие малыши не могут разрушить связи в мозге человека? Да легко! Почитай хороший НФ-роман «Непобедимый» Станислава Лема про маленьких наноботов. Предположим, что боты останутся в наших телесах после смерти, что им стоит реанимировать твое тело? А представь, что таких ботов в телах у человека будет столько же, сколько лейкоцитов. Страшно? До жути!

Тема превращения большей части населения планеты в орды шатающихся по улицам зомби, охотящихся на горстку выживших, будоражит умы уже не первое десятилетие. Интерес к зомби то стихает, то возобновляется с новой силой. Что интересно, основным поставщиком фильмов, игр и книг о восставших мертвецах является США. Мало того, именно там к зомби-апокалипсису готовятся серьёзно и со всей ответственностью. Так, например, недавно мы писали о грядущих в Канзасе учениях, моделирующих конец света с живыми мертвецами, а весной этого года стало известно, что план действий на случай подобного катаклизма есть и у . И это не считая многочисленных «выживанцев», запасающихся в своих бункерах консервами и ломиками для проламывания черепов ожившим трупам. Так почему же тема зомби-нашествия настолько волнует американцев? Попробуем разобраться.

Мифологических истоков появления термина «зомби» мы касаться не будем, так как про вуду знают более-менее все, да и гаитянские зомби сильно отличаются от тех полусгнивших стадных кадавров, которых мы привыкли видеть на киноэкранах. По тем же причинам пропустим мы и фильм «Белый зомби», обратившись напрямую к великому и ужасному Джорджу Ромеро, подарившему нам в 1968 году фильм «Ночь живых мертвецов», задав клише и рамки нового жанра - зомби-хоррора. Правда, термин «зомби» режиссёр не использовал, заменяя его словом «ghoul», что приблизительно можно перевести как «упырь», а вот «зомбировали» ходячих мертвецов Ромеро уже журналисты.

Правда, сам Ромеро неоднократно заявлял, что зомби в его фильмах - не более чем символ обывателя, который не хочет думать, подвержен стадному инстинкту и готов убивать тех, кто не похож на него. Впрочем, позднее Ромеро пересмотрел свой взгляд на оживших мертвецов, сделав их в «Земле мертвецов» едва ли не ницшеанскими сверхлюдьми, поднимающими восстание против насквозь прогнившего мироустройства. Но в общем и целом зомби для режиссёра оставались метафорическим изображением молчаливого, но агрессивного большинства.

Несмотря на довольно прозрачные намеки, которыми Ромеро буквально бил зрителя в лоб, обыватель так и не узнал себя в этом «зомби-зеркале», а бояться стал внешней формы - настоящих оживших мертвецов.

Прошло немного времени, и зомби заполонили массовую культуру, появляясь не только на киноэкранах, но и на страницах комиксов и книг, а позднее и видеоигр. Генеалогическое древо ходячих мертвецов ветвилось, предоставляя на суд публики как совершенно жутких бегающих («28 дней спустя», ремейк «Рассвета мертвецов») и даже соображающих («Земля мертвецов») зомби, так и комичных («Живая мертвечина»), трогательных («Зомби по имени Фидо») и даже романтичных («Тепло наших тел») кадавров.

Тем не менее страх перед ордами охочих до живой плоти немёртвых глубоко отпечатался в подкорке простого американского обывателя. В оружейных магазинах вроде бы в шутку начали выпускаться антизомби-наборы, куда, впрочем, входили далеко не игрушечные мачете, ножи и дробовики. Масло в огонь подлил и сын знаменитого комедианта Мэла Брукса Макс, выпустивший своё знаменитое «Руководство по выживанию среди зомби», лёгшее в основу действительно страшной и реалистичной (в отличие от экранизации) «Мировой войны Z».

Поколение, выросшее на фильмах Ромеро и его подражателей, сегодня занимает ключевые посты в американском правительстве, и страх перед ожившими мертвецами протуберанцами прорывается в деятельность серьёзных государственных структур. Как уже говорилось выше, Пентагон имеет в своём распоряжении план CONOP 8888, который предусматривает действия по отражению атаки орды оживших мертвецов и поддержанию общественного порядка среди выживших. Правда, военные утверждают, что образ зомби был выбран для того, чтобы избежать каких бы то ни было политических намёков, но сложно представить, что китайские десантники или диверсионные группы исламистов будут действовать, как стада оживших мертвецов, бездумно прущих под пулемётный огонь, заваливая огневые точки своими телами.

Примерно те же причины проведения учений в Канзасе называет губернатор штата Сэм Браунбек, утверждая, что «если вы готовы к зомби-апокалипсису, вы готовы ко всему», а тему живых мертвецов используют исключительно для создания дополнительного ажиотажа вокруг рядовых учений по отработке действий в условиях чрезвычайной ситуации.

Не избегают зомби-темы и средства массовой информации, периодически выдающие новости, которые пусть и являются утками, но поневоле заставляют сердце биться чаще, в глубине души, в обход рациональных доводов здравого смысла, вызывая сомнение: «А вдруг?»

В 2002 году, например, сообщалось о «зомби», выброшенном на берег острова Сент-Томас, входящего в состав американских Виргинских островов. Согласно сообщениям местной газеты, позднее растиражированным по всему миру, на берег выбросило тело мужчины «с сильно ободранной кожей». Когда на пляж прибыл наряд полиции, утопленник вскочил на ноги и набросился на стражей правопорядка. При этом несколько выстрелов по корпусу, сделанных растерявшимися полицейскими, никакого эффекта не произвели, и полисмены были вынуждены сделать тактическое отступление, побросав табельное оружие. Впрочем, среди собравшихся поглазеть на мертвеца зевак нашёлся один смелый парень, который подобрал пистолет и трижды выстрелил в голову ходячего, уложив его на землю. Позднее тело забрали военные медики, и дальнейшая судьба «зомби с Виргинских островов» неизвестна.

В 2012 году о зомби-апокалипсисе завела речь премьер-министр Австралии Джулия Гиллард, известная, впрочем, своим эксцентричным поведением. Перед знаменательной датой 21 декабря 2012 года, когда должен был наступить конец света в соответствии с календарем индейцев майя, она заявила, что будет защищать австралийцев от любой угрозы, включая «кровожадных зомби».


Всё это, конечно, смешно, но и в реальности имеют место быть случаи зомби-поведения. В том же 2012 году на улицах Майями полицейскими был застрелен мужчина, который напал на бродягу и в буквальном смысле обглодал ему лицо. По словам полицейских, у потерпевшего отсутствовали кожа на лбу, губы и нос. При этом для того, чтобы убить людоеда, потребовалось шесть выстрелов - чем не та самая неуязвимость зомби? Позднее были зафиксированы ещё несколько подобных случаев, причём везде нападавшие находились под воздействием синтетического наркотика, более известного как соль для ванн.

Наркотики наркотиками, но все эти случаи показывают, что в мозгу человека есть области, активация или отключение которых химическим или каким-нибудь другим путём заставляют его охотиться и буквально пожирать живьём себе подобных, при этом повышая болевой порог и, вероятно, усиливая мускульную силу и рефлексы. Если верить исследованию Тима Верстинена и Бредли Войтека «Диагностика зомби: мозг и поведение», эта область мозга - миндалина. В общем, неплохой простор для фантазии и исследований разработчиков химического оружия.

Сюда же можно отнести и ос, откладывающих яйца в тело пауков, заставляя тех вместо паутины плести защитные коконы для осиного потомства.

Про бешенство, вернее, вторую его стадию, можно и не говорить: агрессивность и «нечеловеческая» сила - одни из симптомов заболевания у человека. Но управлять человеком может даже вирус гриппа. Бингемтонский университет штата Нью-Йорк отметил, что участники подопытной группы, которой привили вирус гриппа, вместо тихой и размеренной жизни развивали вдруг социальную активность, посещая многолюдные вечеринки и бары, где вирусу было проще распространяться.

Выходит, что генетически модифицируя тот же кордицепс или возбудителей бешенства и токсоплазмоза, учёные вполне могут получить зомби-вирус. А уж если он вырвется на свободу, то надеяться на благополучный исход нам не придётся: согласно исследованиям профессора Университета Оттавы Роберта Смита, шансов у человечества при таком исходе будет очень мало. К примеру, город населением 500 тысяч обратиться в орду живых мертвецов всего за три дня при наличии в нём одного единственного заражнного. Нейтрализовать угрозу можно только благодаря чётко выверенным и хорошо организованным массированным атакам на ходячих и серьёзному комплексу профилактических мер, что в условиях наступившего в таком случае хаоса трудноосуществимо.

Получается, что опасность зомби-апокалипсиса, пусть и не очень высокая, но всё-таки существует, и, может быть, не стоит поднимать на смех тех «выживанцев», которые роют бункеры, запасаются провизией и сносят на стрельбищах головы ростовым мишеням.

Новое на сайте

>

Самое популярное