Домой Виноград Психиатрия кратко. Общая психиатрия (психопатология). Патологии, с которыми следует обратиться к психиатру

Психиатрия кратко. Общая психиатрия (психопатология). Патологии, с которыми следует обратиться к психиатру

Психиатри́я - отрасль клинической медицины, изучающая нарушения психических функций и, вследствие этого, объективного восприятия действительности, вызванное заболеваниями , а также разрабатывающая методы их лечения, профилактики и оказания помощи психически больным.

  • см. также (наука о поведении человека вне явно патологических состояний) и Социальная психология .

Общие сведения

Психиатрию принято подразделять на

  • общую психиатрию (психопатологию) - изучает признаки (симптомы и синдромы) нарушений психических функций (восприятия, памяти, мышления, ), и
  • частную психиатрию , которая изучает болезни, клинические проявления которых включают в себя нарушение психических функций.

Пограничные между нормой и патологией состояния изучает также клиническая психология . Это направление исследования развивается в США и др. странах.

Психопатология

Психопатология (её ещё называют общей психиатрией, в отличие от частной, которая занимается не списанием симптомов и синдромов, а описывет конкретные заболевания) включает в себя следующие понятия:

Продуктивная симптоматика

В том случае, когда результатом работы психической функции имеет место психическая продукция, которой в норме быть не должно, такую психическую продукцию называют "положительной", "продуктивной" симптоматикой. Положительная симптоматика является признаком какого-то заболевания (не всегда). Заболевания, ключевым симптомами которого является такого рода "положительная " симптоматика, принято называть "Болезнями психики" или "психическими болезнями". Синдромы, образованные "положительной" симптоматикой в психиатрии принято называть " " (тема заслуживает отдельного рассмотрения). Так как болезнь - это динамический процесс, который может закончиться или выздоровлением, или образованием дефекта (с или без перехода в хроническую форму), то и такого рода "положительная" симптоматика в конечном итоге заканчивается выздоровлением или образованием дефекта. Этот дефект в работе психической функции в психиатрии принято называть "слабоумием". (Слабоумия, возникающие до окончания формирования психических функций, то есть врожденные или сформированные в детском возрасте, требуют отдельного рассмотрения). Следует так же отметить, что продуктивная симптоматика не является специфической (для какого-то конкретного заболевания). К примеру, и бред, и галлюцинации, и депрессия могут присутствовать в картине любого психического заболевания (с разной частотой и особенностями протекания). Но, вместе с тем, выделяется "экзогенный" (то есть вызванный внешними для клеток мозга заболеваниями) тип реагирования (психики). Их ещё называют экзогенными психозами. К такому типу реагирования относятся расстройства восприятия (психозы, при которых имеют место главным образом галлюцинаторные расстройства). И эндогенный тип реагирования (психики) или "эндогенные" (то есть вызванные ферментопатиями непосредственно в клетке мозга) психозы. Для эндогенного типа реагирования ключевым признаком является расстройство мышления (бред), или аффекта (мания, депрессия). Следует отметить, что существует концепция, согласно которой эндогенные психозы являются единым заболеваниям и для этого есть веские основания.

Негативная симптоматика

Слабоумие (дефект) характерно для каждого психического заболевания, а потому и является определяющим моментом в его диагностике (постановке диагноза).

В том случае, когда работа психической функции нарушается таким образом, что данная психическая функция перестаёт перерабатывать поступающую к ней информацию, то такие нарушения называют "негативной симптоматикой" или слабоумием. Как и любой дефект, это состояние стабильно на протяжении оставшейся жизни в случае окончания заболевания. В случае же продолжения течения заболевания, дефект (в данном случае слабоумие) может усиливаться. Теперь рассмотрим "положительную" и "негативную" симптоматику применительно к каждой психической функции.

Нарушения восприятия

Для восприятия дефекта (негативной симптоматики) не может быть по определению, так как является первичным источником информации для психической деятельности. К положительной симптоматике для относятся (неверная оценка поступившей от органа чувств информации) и галлюцинация (нарушение восприятия в одном или нескольких органах чувств (анализаторах), при котором ложное (мнимое) восприятие несуществующей, невоспринятой органами чувств информации трактуется как реальное).

Нарушения восприятия принято так же классифицировать согласно органам чувств, к которым относится искажённая информация (пример: "зрительные галлюцинации", "слуховые галлюцинации", "тактильные галлюцинации" - их ещё называют "сенестопатии").

Иногда к нарушениям восприятия присоединятся нарушения мышления, и в этом случае иллюзии и галлюцинации получают интерпретацию. Такой бред называют «чувственным». Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны - первично нарушение чувственного познания (восприятия).

Нарушения памяти

Проблема положительным симптоматики для психической функции будет рассмотрена далее (в разделе "Заключение").

Слабоумие, при котором ключевым расстройством является расстройство памяти, является так называемое "Органическое заболевание мозга".

Нарушения мышления

Для продуктивным симптомом является (умозаключение, возникшее не в результате обработки поступившей информации и не корректируемое поступающей информацией). Слабоумие, ключевым симптомом которого является нарушение психической функции под названием "мышление", является характерным для эпилепсии. Было бы уместно упомянуть, что в обычной психиатрической практике под термином "нарушение мышления" понимают или бред, или разнообразные нарушения процесса мышления, которые заслуживают отдельного рассмотрения.

Нарушения аффекта

Положительным симптомом для является " " и " " (повышенное или, соответственно, пониженное) , не являющееся результатом оценки поступившей информации и не меняющееся под влиянием поступающей информации.

Слабоумие, ключевым моментом которого является нарушение психической функции под названием аффект (то есть его отсутствие) является . Здесь было бы уместно упомянуть, что в психиатрической практике термином "нарушение аффекта" пользуются для обозначения как раз положительно симптоматики (мании и (или) депррессии), а не в том значении, в котором этот термин приведён в данной статье.

Заключение

Ключевым для психопатологии является следующее обстоятельство - психическое заболевание, которое характеризуется продуктивными расстройствами (психозом) в одной из психических функций, вызывает негативные расстройства (дефект) в следующей психической функции . То есть, если отмечалась как ключевой симптом положительная симптоматика восприятия (галлюцинации), то следует ждать негативной симптоматики памяти (развитие органического слабоумия). А при наличии положительной симптоматики мышления (бред), следует ждать негативной симптоматики аффекта (шизофренический дефект - эмоциональное уплощение, безразличие ко всему, апатия).

Так как эффект является завершающим этапом обработки мозгом информации (то есть последним этапом психической деятельности), то и дефекта после продуктивной симптоматики аффекта (мании или депрессии) не наступает.

Что же касается памяти, то сам феномен продуктивной симптоматики этой психической функции не очерчен, так как, исходя из теоретических предпосылок, клинически он должен проявляться в отсутствие (то, что происходит при нарушенни памяти, человек не помнит). На практике же развитию негативной симптоматики психической функции "мышление" (эпилептическое слабоумие) предшествуют эпилептические припадки.

После схематичного описания главных симптомокомплексов психических заболеваний перейдём к описанию собственно этих заболеваний.

Классификация психических расстройств

Существует множество классификаций психических расстройств, но нет ни одного, которое строилось бы на одном общепринятом критерии.

Ниже приведено деление психических заболеваний, которым пользуются в практической психиатрии последние сто лет и, по всей вероятности, будут пользоваться ещё сто. К этим заболеваниям относятся "Органическое заболевание мозга" (чаще его называют "Психоорганический синдром", что и правильнее, по сути), эпилепсия, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз.

Психоорганический синдром

Психоогранический синдром (органический психосиндром) - состояние психической слабости, обусловленное органическим поражением головного мозга (сосудистых заболеваниях головного мозга, поражениях центральной нервной системы , при сифилисе, черепно-мозговых травмах, различных интоксикациях, хронических нарушениях обмена веществ, при опухолях и абсцессах головного мозга, энцефалите). Но особенно часто психоорганический синдром возникает при атрофических процессах головного мозга в предстарческом и старческом возрасте (болезнь Альцгеймера, cтарческое слабоумие). В наиболее лёгкой форме психоорганический синдром представляет собой астеническое состояние со слабостью, повышенной истощаемостью, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, снижением работоспособности. При тяжелых формах психоорганического синдрома на первое место выступает интеллектуально-мнестическое снижение, доходящее до степени слабоумия (деменция).

Так как ключевым моментом при слабоумии, вызванном психоорганическим синдромом является нарушение , то нарушения интеллекта у больных проявляются в первую очередь ухудшается в различной степени способность к приобретению новых знаний, снижается объём и качество знаний, полученных в прошлом, ограничивается круг интересов. В дальнейшем присоединяется ухудшение , в частности устной (уменьшается словарный запас, упрощается структура фраз, больной чаще использует словесные шаблоны, вспомогательные слова). Важно отметить, что нарушения памяти распространяются на все её виды. Ухудшается запоминание новых фактов, т. е. страдает память на текущие события, снижается способность сохранять воспринятое и возможность активизировать запасы памяти.

Эпилепсия

Клинические проявления эпилепсии отличаются исключительным многообразием. В данной статье рассматривается только характерный эпилептический дефект (эпилептическое слабоумие - epileptic dementia). Ключевым компонентом эпилептического слабоумия является нарушение мышления . Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнения, обобщения, абстракцию и конкретизацию с последующим образованием . Именно процесс абстрагирования и образования понятий и нарушается при эпилепсии в первую очередь. Больной теряет способность отделять главное, существенное от второстепенного, от мелких деталей. Мышление больного становится все более конкретно-описательным, причинно-следственные отношения перестают быть для него понятными. Больной вязнет в мелочах, с большим трудом переключается с одной темы на другую. У больных эпилепсией обнаруживается ограничение называемых предметов рамками одного понятия (называются одни лишь домашние животные в качестве одушевлённых либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевлённых). Инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию антонима путём прибавления к заданному слову частицы "не". Непродуктивное мышление больных эпилепсией иногда называют лабиринтным.

Шизофрения

В данной статье рассматривается только характерный дефект (шизофреническое слабоумие - dementia praecox). Ключевым компонентом шизофренического слабоумия является нарушение психической функции, называемой . Это слабоумие характеризуется эмоциональным оскудением, достигающим степени эмоциональной тупости. Дефект заключается в том, что у больного не возникают эмоции вообще и (или) эмоциональная реакция на продукцию мышления извращена (такое не соответствие содержания мышления и эмоциональной оценкой его называют «расщеплением психики»).

Маниакально-депрессивный психоз

При развитии психических расстройств (продуктивной симптоматики, то есть мании или депрессии) психической функции под названием дефекта (слабоумия) не наступает.

Теория единого психоза

Согласно теории «единого психоза», единое эндогенное психическое заболевание, которое объединяет в себя понятия "шизофрения" и "маниакально-депрессивный психоз", на начальных этапах своего развития протекают в виде «мании», «меланхолии (то есть депрессии)» или «безумия» (острый бред). Затем, в случае существования "безумия" оно закономерно трансформируются в «бессмыслие» (хронический бред) и, наконец, приводят к формированию «вторичного слабоумия». Основоположником теории единого психоза является В. Гризингер. В её основу положен клинический принцип Т. Сиденгама, согласно которому синдром представляет собой закономерное сочетание симптомов, изменяющихся во времени. Существуют серьёзнейшие доводы в пользу правильности этой теории. Одним из них является то обстоятельство, что нарушения аффекта включают в себя и специфические, вызванные исключительно нарушением аффекта нарушения мышления (так называемые вторичные изменения мышления). Такими специфическими (вторичными) нарушениям мышления является в первую очередь нарушения темпа мышления (темпа процесса мышления). Маниакальное состояние вызывает убыстрение темпа мышления, а депрессия темп процесса мышления замедляет. Причём изменения темпа мышления могут быть настолько выраженными, что само мышление становится не продуктивным. Темп мышления при мании может увеличиваться до такой степени, что теряется всякая связь не только между предложениями, но между словами (такое состояние называют «словесная окрошка»). С другой стороны, депрессия может настолько замедлить темп процесса мышления, что мышление вообще прекращается.

Нарушения аффекта могут стать и причиной своеобразного, характерного только для нарушений аффекта, бреда (такой бред называют «вторичным»). Маниакальное состояние вызывает бред величия, а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Другим доводом в пользу теории единого психоза является то обстоятельство, что между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом существуют промежуточные, переходные формы. Причём не только с точки зрения продуктивной, но и с точки зрения негативной, то есть определяющей диагноз заболевания, симптоматики. Для таких переходных состояний существует общее правило, которое гласит: чем больше в эндогенном заболевании расстройства аффекта по отношению к продуктивному расстройству мышления, тем последующий дефект (специфическое слабоумие) будет менее выражено . Таким образом, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз являются один из вариантов течения одного и того же заболевания. Только шизофрения - это самый злокачественный вариант течения, так как она приводит к развитию выраженного слабоумия, а маниакально-депрессивный психоз самый доброкачественный вариант течения единого эндогенного заболевания, так как в этом случае дефект (специфическое слабоумие) не развивается вообще.

Вот такой стих посвятил психиатрам один из поэтов. Стихи стихами, шутки шутками, но, к глубокому сожалению, в общественном сознании уже много лет живет мнение, что психиатр имеет дело исключительно с «психами». Его лучше обходить десятой дорогой. Так ли это на самом деле? Действительно ли психиатры такие страшные, когда к ним нужно обращаться? И наконец, где отыскать такого врача? Попробуем разобраться вместе.

Соматическая медицина и психиатрия

Начнем с самого начала. Процессы жизнедеятельности организма человека подвержены влиянию двух видов явлений. Материальными явлениями называются процессы, которые происходят в органах и системах организма. Нарушения в них корректирует соматическая медицина.

Другим видом явлений являются психические процессы, которые представляют собой продукт деятельности мозга. В случае нарушений в этой системе корректирует их психиатрия. Эта наука неспроста получила свое название, ведь «психиатр» переводится как «врачеватель душ». В древние времена учебники по психиатрии так и называли - «Душевные болезни». Следовательно, при нарушении психики возникают расстройства психической деятельности (сознания, мышления, воли). Именно этими нарушениями и занимаются психиатры. Если же патология связана непосредственно с повреждением органа, например, головного мозга, то лечат ее уже другие специалисты, - невропатологи. Но обо всем по порядку.

Какая разница между неврологом, психоневрологом, психотерапевтом, психологом и психиатром?

Психиатр занимается лечением болезней, которые непосредственно связаны с нарушениями психики. Нередки случаи, когда человек, обнаруживая у себя признаки развивающейся психической болезни, попросту не знает, к какому врачу обратиться за помощью. Кроме того, многие не обращаются к психиатру из-за большого количества предрассудков, окружающих данную специальность.

Из-за этого люди стараются вначале обратиться за помощью к психологу, неврологу, а некоторые даже прибегают к помощи экстрасенсов, что является совсем несерьезным поступком. Многие поступают так потому что, на самом деле, не понимают различий между этими специалистами.

Психолог - не врач

Запомните, что психолог не является врачом. Психологическое образование имеет существенные отличия от медицинского, а, следовательно, данный специалист не имеет права выставлять диагноз.

Следовательно, к психологу необходимо обращаться в случае возникновения сложной жизненной ситуации, каких-либо психологических проблем, а не болезни. Безусловно, психологи оказывают помощь и психически больным людям, но только после обследования психиатром и выставления диагноза.

Кто такой психоневролог и психотерапевт?

В последнее время выделилась такая специальность как психоневролог. На самом деле, это просто еще одно название психиатра. Сделано это для повышения эмоционального комфорта пациента - обращение к такому врачу не вызывает страха или стыда.

В такой области как психотерапия работают как врачи, так и психологи. Поэтому если вы решили обратиться к психотерапевту по поводу расстройства психики, вначале убедитесь, что он имеет высшее медицинское образование.

Но лучше все-таки перебороть предубеждения и обратиться сразу к психиатру. В настоящее время, такое понятие как «психиатрический учет» отменено, а, следовательно, обращение к врачу не повлечет за собой никаких последствий.

Раннее обращение к врачу - залог успешного лечения болезни

Для того чтобы успешно излечить психическое заболевание, необходимо как можно раньше выяснить причину, вызывающую его. Кстати, именно поэтому обращение к методам нетрадиционной медицины существенно затрудняет лечение и диагностику болезни.

Очень часто теряется драгоценное время, что приводит к прогрессированию болезни. Некоторых больных доставляют в клинику в состоянии острого психоза, которое требует медикаментозного вмешательства и длительной терапии. Более того, нередко болезнь переходит в хроническую форму, а излечение становится невозможным.

Поэтому очень важно обратиться к нужному врачу вовремя, пройти все обследования и получить необходимое лечение.

Что такое психическое здоровье? Как проявляется психическая патология?

Психическим заболеванием называется такое состояние, при котором вследствие нарушений психики, человек перестает адекватно воспринимать окружающую его действительность. Чаще всего проявляется оно изменениями в поведении человека.

Как и любая другая болезнь, психические расстройства значительно легче купируются при своевременном обращении к врачу. Но люди боятся обращаться к психиатру из-за предрассудков, из-за страха, что окружающие станут считать их «ненормальными» и «опасными». Также бытует мнение о насильственной изоляции в психиатрических клиниках.

Считается, что в помощи психиатра нуждаются только люди с больной психикой, а взрослый человек может сам разобраться со своими душевными проблемами и внутренними переживаниями. Из-за всего вышеперечисленного душевная болезнь утяжеляется, а иногда даже провоцирует развитие различной соматической патологии. В таких ситуациях иногда бессилен даже врач, не говоря уже о пациенте, и здоровье утрачивается на довольно долгое время.

Затягивание с обращением к врачу опасно для здоровья!

Многие затягивают с обращением к врачу. И это привело к тому, что в настоящее время психические болезни занимают третье место по распространенности в мире (после заболеваний сердца и сосудов и злокачественных опухолей). На данный момент около половины пациентов, которые обращаются в поликлинику, нуждаются в помощи психиатра или психотерапевта.

Огромное число больных страдает от депрессий . В настоящее время наблюдается изменение клинической картины этого заболевания: оно принимает вид многих соматических заболеваний, что существенно затрудняет их диагностику. Иногда, перед тем как попасть на прием к психиатру такие пациенты проходят многочисленные курсы лечения или даже переносят оперативные вмешательства.

Кто же такой психиатр и чем он занимается?

Психиатр - это врач, который занимается лечением, диагностикой и профилактикой болезней, связанных с нарушениями психической деятельности. В процессе медицинского образования врачи данного профиля приобретают знания по психологии, психиатрии и психотерапии. Следовательно, врач-психиатр способен не только выставить диагноз психического расстройства, но и назначить необходимые процедуры для его устранения, провести связь выявленного заболевания с соматической патологией и разъяснить необходимые меры для профилактики рецидивирования болезни.

Основным средством лечения для психиатра является медикаментозная терапия. Однако ее дополняют психотерапией - разъясняют пациенту причины и методы лечения его болезни, оказывают моральную поддержку, мобилизуют собственные силы пациента на борьбу с болезнью. Также современные психиатры участвуют в разработках социальных программ, направленных на профилактику развития душевных расстройств у населения, развития навыков здорового образа жизни, решают социальные, экспертные и этико-правовые вопросы.

Где найти психиатра?

В каждом районном городе существует психоневрологический диспансер. Также психиатры ведут в городских поликлиниках. При желании вы можете обратиться и в частную клинику. Не стоит бояться обращения в психоневрологический диспансер - благодаря отмене психиатрического учета никто не узнает о вашем обращении к данному специалисту.

Всех пациентов диспансера можно разделить на две категории. К первой относятся пациенты, имеющие серьезные расстройства психики, которые лечатся либо стационарно, либо регулярно (не реже одного раза в месяц) посещают своего лечащего врача. Во второй группе находятся пациенты с легкими, незначительными нарушениями, получающие консультации и необходимое лечение от врача время от времени.

Вне зависимости от вида учреждения (психоневрологический диспансер, поликлиника), всем пациентам оказывается квалифицированная помощь врача-психиатра, а также социальных работников и психологов. Если вас или члена вашей семьи поставили на диспансерный учет по психическому расстройству, то вы имеете право наблюдаться в любом профильном учреждении вашего города, так как вам будет необходимо довольно часто посещать лечащего врача для получения медикаментов и отслеживания динамики.

Психиатр – это врач, который изучает, диагностирует и лечит психические расстройства. Этот специалист также консультирует психически здоровых людей.

Оставьте заявку и в течение нескольких минут мы подберем вам проверенного врача и поможем записаться к нему на прием. Или подберите врача самостоятельно, нажав на кнопку «Найти врача».

Общие сведения

Психиатрия – это область клинической медицины, которая изучает методы диагностики, лечения и профилактики расстройств психики, рассматривая психические расстройства с учетом медицинской методологии.

Общая психиатрия занимается изучением общих закономерностей психических нарушений, так как определенные патологические состояния психики развиваются при разных заболеваниях.

Частная психиатрия рассматривает закономерности и механизмы развития отдельных психических заболеваний.

Симптомами и провоцирующими психические расстройства органическими изменениями в организме занимается клиническая психиатрия.

В связи с психотравмирующим влиянием чрезвычайных ситуаций на личность человека также отдельно выделяют психиатрию катастроф.

К сфере деятельности психиатра относят:

  • консультирование людей как со здоровой психикой, так и психическими нарушениями;
  • организацию помощи и разработку психопрофилактики для людей, страдающих нарушениями психики;
  • лечение пациентов с применением медикаментозных средств;
  • психиатрическое освидетельствование для определения степени дееспособности и состояния психического здоровья (экспертиза может быть медико-социальной (трудовой), военно-психиатрической и судебно-психиатрической).

Профилактическая консультация у психиатра проводится при:

  • оформлении ребенка в детское учреждение или в школу;
  • устройстве на работу с опасными условиями труда;
  • прохождении военной медкомиссии;
  • получении прав на вождение автомобиля, разрешения на оружие и др.

Этапы консультации

Консультация психиатра включает:

  • опрос пациента с целью уточнить жалобы, симптомы и анамнез расстройства (если сам пациент не может предоставить эту информацию, опрашиваются близкие родственники);
  • тестирование и при необходимости дополнительную диагностику;
  • постановку диагноза;
  • выбор стратегии и условий лечения (амбулаторное или стационарное).

Обследование и лечение можно проводить анонимно, принудительно в стационар помещают только социально опасных пациентов после прохождения экспертизы.

Диагностика

Диагноз ставится на основании клинической картины заболевания и результатов тестирования.

Дополнительно проводят исследования гормонального фона (оценивается состояние щитовидной железы, гипофиза и надпочечников).

Также проводится нейрофизиологические обследование, включающее:

  • дуплексное сканирование сосудов головы.

Кроме того, могут исследоваться вызванные потенциалы и особенности вегетативной системы.

Лечение

При лечении психических расстройств психиатр может использовать:

  • лекарственную терапию (антидепрессанты при депрессии, транквилизаторы при неврозе, нейролептики при шизофрении и т.д.);
  • методы гипнотерапии, беседы, арт-терапию и другие психотерапевтические методы;
  • групповую терапию;
  • метод аутотренинга.

Liqmed напоминает: чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов сохранить здоровье и снизить риск развития осложнений.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Версия для печати

Психиатрия

Психиатрия подразделяется на общую и частную:

Если частная психиатрия изучает отдельные болезни, то общая психопатология или, вернее, общая психиатрия, изучает общие закономерности психического расстройства… Психопатологические типичные состояния могут возникнуть при разных болезнях, следовательно, они имеют общее значение… Общая психиатрия строится на обобщении всех тех изменений, которые возникают в течении отдельных психических болезней.

Признаки (симптомы) психических расстройств составляют предмет психиатрической семиотики .

Приоритет клинического метода, подчиненное положение инструментальных методик дают повод для обвинений в субъективизме диагностики в психиатрии. Отрицание возможности объективного диагноза в психиатрии ведет к отрицанию существования психических болезней вообще и самой психиатрии как науки.

Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник - М.: Медицина, 1989. С. 251

История психиатрии

Киттри исследовал ряд девиантных проявлений, таких как наркотическая зависимость , гомосексуальность , алкоголизм и психическое заболевание , и продемонстрировал, что такие проявления считались проблемами сначала морального, затем правового характера, а в настоящее время считаются проблемами медицинского характера :1 . Как результат данного восприятия, неординарные люди с отклонениями от нормы подвергались социальному контролю морального, правового и затем медицинского характера :1 . Аналогичным образом, Конрад и Шнайдер заключают свой обзор о медикализации девиантности мнением, что можно обнаружить три основные парадигмы, от которых зависели значения понятия девиантности в различные исторические периоды: девиантность как грех, девиантность как проступок и девиантность как заболевание :1 :36 .

Психиатрия в конце XIX - начале XX века

В науке о душевных расстройствах в конце XIX - начале XX века выделялись, среди прочих, две школы. Первой стоит назвать психоанализ , имевший своим началом работы Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.), положившего начало теории бессознательного . Согласно этому учению, в мозгу человека выделялась область животных инстинктов (т. н. «Оно», противостоящее личностному «Я» и «Сверх-Я» - диктату общества, повелевающего личностью и навязывающего определённые нормы поведения). Бессознательное, с точки зрения Фрейда и его последователей, становилось тюрьмой для запретных желаний, в частности - эротических, вытесняемых в него сознанием. Ввиду того, что окончательно уничтожить желание невозможно, для его безопасного осуществления сознание предлагало механизм «сублимации» - реализации через религию или творчество. Нервное расстройство в таком случае представлялось как сбой в механизме сублимирования и выплескивание запретного наружу через болезненную реакцию. Для восстановления нормального функционирования личности предлагалась особая техника, называемая психоанализом, которая предполагала возвращение больного к детским воспоминаниям и разрешению возникшей проблемы .

Фрейдизму противостояла школа позитивистской медицины, одним из выдающихся деятелей которой был Эмиль Крепелин . В основу своего понимания психического расстройства Крепелин положил прогрессирующий паралич и предложил новую для того времени форму изучения заболевания как процесса, развивающегося во времени и распадающегося на определённые стадии, описываемые определённым набором симптомов . Опираясь на философию позитивизма , в частности, на принцип «наука есть философия», иными словами - провозглашение реальным лишь результатов опыта или научного эксперимента в противовес схоластическому умствованию прежних времен , позитивистская медицина предлагала объяснение умственного расстройства как биологического разлада, разрушения мозговой ткани, вызванного причинами множественной природы .

Однако же ни та, ни другая теории не могли претендовать на однозначное и доказательное обоснование уже описанных в литературе или известных из клинической практики случаев - так, Фрейда и его последователей упрекали в умозрительности и несистематичности их построений, в произвольности толкований приведённых примеров. В частности, свою теорию о детской сексуальности Фрейд строил на психоанализе взрослых, объясняя невозможность её подтверждения у детей страхом запретной темы .

В свою очередь, оппоненты упрекали Крепелина в том, что теория органического поражения de facto сводила безумие к эмоциональной и умственной деградации. Излечение психического больного априори объявлялось на тот момент невозможным, а работа врача сводилась исключительно к надзору, уходу и купированию возможной агрессии. Кроме того, указывалось, что позитивистская теория не в состоянии была объяснить многочисленные случаи душевных расстройств, при том, что никаких биологических повреждений найти не удавалось .

Феноменологическая психиатрия

Как одна из возможностей выхода из намечавшегося тупика :18-19 Эдмундом Гуссерлем и его последователями предложили метод, названный феноменологическим .

Суть его сводилась к выделению неких «феноменов» - идеальных сущностей, являющихся отражением объектов реального мира, а также собственного «я» в сознании личности. Эти феномены, идеализированные факты, очищенные от эмоциональной и социальной составляющей, представляли по Гуссерлю основу всякого познания - при том, что не существовали на самом деле, но являлись неразрывно связанными с познающим субъектом. Философия, таким образом, должна была служить завершением любого исследования, представляя собой его квинтэссенцию и строгую систему на уровне научного понимания , а феноменология - инструментом этого познания.

В основе применения феноменологического метода в психологии и психиатрии стал постулат о «телесности разума» - неразрывной связи человека с внешним миром и возможности для сознания нормально функционировать исключительно в этой связи. Нарушение таковой, спутанность восприятия при передаче внешних впечатлений разуму и составляет сущность психического заболевания. Восстановление этой связи соответственно ведет к выздоровлению . Методом же достижения феноменологической ясности рассудка представлялось прояснение, выведение за скобки эмоционального аспекта и чистый, не замутнённый предвзятостью взгляд на мир, получивший у феноменологов специальное имя «эпохе » .

Общая психиатрия

Все психические расстройства принято разделять на два уровня: невротический и психотический.

Граница между данными уровнями условна, однако предполагается, что грубая, ярко выраженная симптоматика - признак психоза…

Невротические (и неврозоподобные) расстройства, напротив, отличаются мягкостью и сглаженностью симптоматики.

Психические расстройства называются неврозоподобными, если они клинически сходны с невротическими нарушениями, но, в отличие от последних, не вызваны психогенными факторами и имеют иное происхождение. Таким образом, понятие невротического уровня психических расстройств не тождественно понятию неврозов как группы психогенных заболеваний с непсихотической клинической картиной. В этой связи ряд психиатров избегает употребления традиционного понятия «невротический уровень», предпочитая ему более точные понятия «непсихотический уровень», «непсихотические расстройства» .

Понятия невротического и психотического уровня не связаны с каким-либо определенным заболеванием.

Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 2002. - С. 71.

Расстройствами невротического уровня часто дебютируют прогредиентные психические болезни, которые впоследствии, по мере утяжеления симптоматики, дают картину психоза. При некоторых психических заболеваниях, например при неврозах, психические нарушения никогда не превышают невротический (непсихотический) уровень.

Всю группу непсихотических психических расстройств П. Б. Ганнушкин предложил называть «малой», а В. А. Гиляровский - «пограничной» психиатрией. Термины «пограничная психиатрия», «пограничные психические расстройства» часто встречаются на страницах публикаций по психиатрии .

Продуктивная симптоматика

В том случае, когда результатом работы психической функции имеет место психическая продукция, которой в норме быть не должно, такую психическую продукцию называют «положительной», «продуктивной» симптоматикой. Положительная симптоматика является признаком какого-либо заболевания (не всегда). Заболевания, ключевыми симптомами которого является такого рода «положительная» симптоматика, принято называть «Болезнями психики» или «психическими болезнями». Синдромы , образованные «положительной» симптоматикой в психиатрии, принято называть «психозами » (тема неврозов заслуживает отдельного рассмотрения [Стиль? ]). Так как болезнь - это динамический процесс, который может закончиться или выздоровлением, или образованием дефекта (с или без перехода в хроническую форму), то и такого рода «положительная» симптоматика в конечном итоге заканчивается выздоровлением или образованием дефекта. Этот дефект в работе психической функции в психиатрии принято называть «слабоумием ». (Слабоумия, возникающие до окончания формирования психических функций, то есть врожденные или сформированные в детском возрасте, требуют отдельного рассмотрения [Стиль? ] .) Следует также отметить [Стиль? ] , что продуктивная симптоматика не является специфической (для какого-либо конкретного заболевания). К примеру, и бред, и галлюцинации, и депрессия могут присутствовать в картине различных психических расстройств (с разной частотой и особенностями протекания). Но вместе с тем выделяется «экзогенный» (то есть вызванный внешними для клеток мозга причинами) тип реагирования (психики), например экзогенные психозы, и эндогенный тип реагирования (психики), или «эндогенные» расстройства. С XIX века в психиатрии существует концепция, в соответствии с которой эндогенные психозы являются единым заболеванием (т. н. теория единого психоза).

Общепатологические закономерности образования продуктивных (позитивных) психопатологических синдромов при психических заболеваниях можно представить в виде следующей схемы (А. В. Снежневский, 1983):

Соотношение продуктивных психопатологических синдромов

Негативная симптоматика

«Негативная симптомати­ка (дефицитарная, минус-сиптоматика) - признак стойкого выпадения психических функций, следствие полома, утраты или недоразвития каких-то звеньев психической деятельности. Проявлениями психиче­ского дефекта оказываются выпадение памяти, слабоу­мие, малоумие, снижение уровня личности и др. При­нято считать, что позитивная симптоматика более ди­намична, чем негативная; она изменчива, способна усложняться и в принципе обратима. Дефицитарные же явления стабильны, отличаются большой устойчивостью к терапевтическим воздействиям» (Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 1989. C. 161-162).

В отечественной психиатрии закономерности образования негативных синдромов при психических заболеваниях принято описывать с помощью схемы, предложенной академиком А. В. Снежневским (см. рис.).

Основные ранги негативных психических расстройств

Уровни психических расстройств изображены на схеме в виде вложенных кругов. Это призвано отразить тот клинический факт, что каждый круг более высокого уровня включает в себя все нижележащие слои психических расстройств.

Теперь рассмотрим «положительную» и «негативную» симптоматику применительно к каждой психической функции.

Нарушения восприятия

Для восприятия дефекта (негативной симптоматики) не может быть по определению, так как восприятие является первичным источником информации для психической деятельности. К положительной симптоматике для восприятия относятся иллюзия (неверная оценка поступившей от органа чувств информации) и галлюцинация (нарушение восприятия в одном или нескольких органах чувств (анализаторах), при котором ложное (мнимое) восприятие несуществующей, невоспринятой органами чувств информации трактуется как реальное).

Нарушения восприятия принято также классифицировать согласно органам чувств, к которым относится искажённая информация (пример: «зрительные галлюцинации», «слуховые галлюцинации», «тактильные галлюцинации» - их ещё называют «сенестопатии»).

Иногда к нарушениям восприятия присоединяются нарушения мышления, и в этом случае иллюзии и галлюцинации получают бредовую интерпретацию. Такой бред называют «чувственным». Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны - первично нарушение чувственного познания (восприятия).

Нарушения памяти

Проблема положительным симптоматики для психической функции «память », будет рассмотрена далее (в разделе «Заключение»).

Слабоумие, при котором ключевым расстройством является расстройство памяти, является так называемое «органическое заболевание мозга».

Нарушения мышления

Так как ключевым моментом при слабоумии, вызванном психоорганическим синдромом, является нарушение памяти , то нарушения интеллекта у больных проявляются в первую очередь, ухудшается в различной степени способность к приобретению новых знаний, снижается объём и качество знаний, полученных в прошлом, ограничивается круг интересов. В дальнейшем присоединяется ухудшение речи , в частности устной (уменьшается словарный запас , упрощается структура фраз, больной чаще использует словесные шаблоны, вспомогательные слова). Важно отметить, что нарушения памяти распространяются на все её виды. Ухудшается запоминание новых фактов, то есть страдает память на текущие события, снижается способность сохранять воспринятое и возможность активизировать запасы памяти.

Эпилепсия

Клинические проявления эпилепсии отличаются исключительным многообразием. В данной статье рассматривается только характерный эпилептический дефект (эпилептическое слабоумие - epileptic dementia).

Ключевым компонентом эпилептического слабоумия является нарушение мышления . Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез , сравнения, обобщения, абстракцию и конкретизацию с последующим образованием понятий . Больной теряет способность отделять главное, существенное от второстепенного, от мелких деталей. Мышление больного становится все более конкретно-описательным, причинно-следственные отношения перестают быть для него понятными. Больной вязнет в мелочах, с большим трудом переключается с одной темы на другую. У больных эпилепсией обнаруживается ограничение называемых предметов рамками одного понятия (называются одни лишь домашние животные в качестве одушевлённых либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевлённых). Инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию антонима путём прибавления к заданному слову частицы «не». Непродуктивное мышление больных эпилепсией иногда называют лабиринтным.

Шизофрения

В данной статье рассматривается только характерный шизофренический дефект (шизофреническое слабоумие - dementia praecox). Это слабоумие характеризуется эмоциональным оскудением, достигающим степени эмоциональной тупости. Дефект заключается в том, что у больного не возникают эмоции вообще и (или) эмоциональная реакция на продукцию мышления извращена (такое несоответствие содержания мышления и эмоциональной оценкой его называют «расщеплением психики»).

Маниакально-депрессивный психоз

При развитии психических расстройств (продуктивной симптоматики, то есть мании или депрессии) психической функции под названием «Аффект » дефекта (слабоумия) не наступает.

Теория единого психоза

Согласно теории «единого психоза», единое эндогенное психическое заболевание, которое объединяет в себя понятия «шизофрения» и «маниакально-депрессивный психоз», на начальных этапах своего развития протекают в виде «мании», «меланхолии (то есть депрессии)» или «безумия» (острый бред). Затем, в случае существования «безумия» оно закономерно трансформируются в «бессмыслие» (хронический бред) и, наконец, приводит к формированию «вторичного слабоумия». Основоположником теории единого психоза является В. Гризингер. В её основу положен клинический принцип Т. Сиденгама , согласно которому синдром представляет собой закономерное сочетание симптомов , изменяющихся во времени. Одним из доводов в пользу этой теории является обстоятельство, что нарушения аффекта включают в себя и специфические, вызванные исключительно нарушением аффекта нарушения мышления (так называемые вторичные изменения мышления). Такими специфическими (вторичными) нарушениям мышления является в первую очередь нарушения темпа мышления (темпа процесса мышления). Маниакальное состояние вызывает убыстрение темпа мышления, а депрессия темп процесса мышления замедляет. Причём изменения темпа мышления могут быть настолько выраженными, что само мышление становится непродуктивным. Темп мышления при мании может увеличиваться до такой степени, что теряется всякая связь не только между предложениями, но между словами (такое состояние называют «словесная окрошка»). С другой стороны, депрессия может настолько замедлить темп процесса мышления, что мышление вообще прекращается.

Нарушения аффекта могут стать и причиной своеобразного, характерного только для нарушений аффекта, бреда (такой бред называют «вторичным»). Маниакальное состояние вызывает бред величия, а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Другой довод в пользу теории единого психоза - то обстоятельство, что между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом существуют промежуточные, переходные формы. Причём не только с точки зрения продуктивной, но и с точки зрения негативной, то есть определяющей диагноз заболевания, симптоматики. Для таких переходных состояний существует общее правило, которое гласит: чем больше в эндогенном заболевании расстройства аффекта по отношению к продуктивному расстройству мышления, тем последующий дефект (специфическое слабоумие) будет менее выражено . Таким образом, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз являются один из вариантов течения одного и того же заболевания. Только шизофрения - это самый злокачественный вариант течения, так как она приводит к развитию выраженного слабоумия, а маниакально-депрессивный психоз самый доброкачественный вариант течения единого эндогенного заболевания, так как в этом случае дефект (специфическое слабоумие) не развивается вообще.

Методы лечения

Основные методы

  • Психофармакотерапия

Другие

Критика

Литература

  • Практикум по психиатрии: Учеб. пособие. Под ред. проф. М. В. Коркиной. 5-е изд., испр. - М.: РУДН, 2009. - 306 с. ISBN 978-5-209-03096-6 Перечисленные ниже книги имеются в Интернете в открытом доступе:
  • Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. 3-е изд. М., 2003.
  • Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник - М.: Медицина, 1989. - 496 с: ил. (Учеб. лит. Для студ. мед. ин-тов. Сан.-гиг. фак.) - ISBN 5-225-00278-1
  • Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 2000. ISBN 5-225-04189-2
  • Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - 560 с. ISBN 5-17-012871-1 (АСТ) ISBN 985-13-0873-0 (Харвест)
  • Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 1995. - 608 с. ISBN 5-225-00856-9 Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия: Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 2006.
  • Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х томах. - М., 1988.
  • Руководство по психиатрии. Под ред. А. В. Снежневского. В 2-х томах. - М., 1983.
  • Руководство по психиатрии. Под ред. А. С. Тиганова. В 2-х томах. - М.: Медицина, 1999. ISBN 5-225-02676-1
  • Справочник по психиатрии . Под ред. А. В. Снежневского. - М.: Медицина, 1985

Примечания

  1. Гризингер В. Душевные болезни. Петербург: А. Черкасова и Ко, 1875. С. 1.
  2. Руководство по психиатрии. Под ред. А. С. Тиганова. В 2-х томах. М.: Медицина, 1999. - Т. 1. - С. 17.
  3. Сметанников П. Г. Психиатрия: Руководство для врачей. - Изд-е 5-е, перераб. и доп. - М.: Медицинская книга; Н.Новгород: НГМА, 2002. С. 6.
    • В Интернете доступна только эл. версия 1-го издания этого руководства: Сметанников П. Г. Психиатрия: Краткое руководство для врачей. - СПб.: изд-во СПбМАПО, 1994.
  4. Психиатрия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. В. П. Самохвалова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - С. 13.
  5. «История психиатрии» Ю. В. Каннабиха , гл. 18:2 (см.: Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - С. 235). Каннабих транскрибирует фамилию немецкого психиатра как «Рейль».
  6. Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - С. 235.
  7. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 1995. - С. 5.
  8. Первомайский Б. В., Карагодина Е. Г., Илейко В. Р., Козерацкая Е. А. Категории болезни, здоровья, нормы, патологии в психиатрии: концепции и критерии разграничения.
  9. Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х томах. М., 1988. - Т. 1. - С. 11.
  10. Меграбян А. А. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972.
  11. «Психиатрия общая» - статья в кн.: Блейхер В. М., Крук И. В.
  12. См. об этом: Снежневский А. В. Общая психопатология: Курс лекций . - М.: МЕДпресс-информ, 2001. С. 8; Меграбян А. А. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972. С. 5-6.
  13. Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник . М.: Медицина, 2000. С. 21.
  14. См.: Марилов В. В. Частная психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 400 с. ISBN 5-7695-1541-4
  15. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. Бокова С. Н. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  16. Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник - М.: Медицина, 1989. С. 250.
  17. БСЭ. Психиатрия
  18. Психиатрия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред В. П. Самохвалова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 576 с. ISBN 5-222-02133-5
  19. «Миф душевной болезни» Почетный профессор психиатрии Томас Сас
  20. Manning N. The therapeutic community movement: charisma and routinization . - London: Routledge, 1989. - P. 1. - 246 p. - ISBN 0415029139
  21. Kittrie N. The right to be different: deviance and enforced therapy . - Johns Hopkins Press, 1971. - 443 p. - ISBN 0801813190
  22. Conrad P., Schneider J. Deviance and medicalization: from badness to sickness . - Temple University Press, 1992. - P. 36. - 327 p. - ISBN 0877229996
  23. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Фрейдизм и неофрейдизм // Философия . - М .: Эксмо, 2003. - 672 с. - ISBN 5-09-002630-0
  24. Marneros A. Late-Onset Mental Disorders . - RCPsych Publications, 1999. - С. 17. - 200 с. - ISBN 1901242269
  25. Каннабих Ю. История психиатрии . - М .: АСТ, 2002. - 560 с. - ISBN 5-17-012871-1
  26. Позитивизм (рус.) . Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 18 марта 2011.
  27. Thiher A. Revels in Madness: Insanity in Medicine and Literature . - University of Michigan Press, 2005. - 368 с. - ISBN 0472089994
  28. Блонский П. К критике фрейдистской теории детской сексуальности (рус.) // Республика : cборник. - М ., 1994.
  29. Engstrom E.J. Emil Kraepelin: psychiatry and public affairs in Wilhelmine Germany (англ.) // History of Psychiatry . - Т. 2. - № 6. - С. 111-132. - DOI :10.1177/0957154X9100200601
  30. Cromwell A.L. Assessment of Schizophrenia (англ.) // Annual Review of Psychology : сб.. - 1975. - Т. 26. - С. 593. - DOI :10.1177/0957154X9100200601
  31. Colucci M., Di Vittorio P. Franco Basaglia: portrait d"un psychiatre intempestif . - Érès, 2005. - 230 p. - ISBN 2749204909
  32. Гуссерль Эдмунд (1859-1938) (рус.) . Архивировано из первоисточника 20 августа 2011. Проверено 20 марта 2011.

область медицины, изучающая причины заболеваний психических, их проявления, способы лечения и предупреждения. Основным методом психиатрии является клиническое обследование с использованием методов нейрофизиологических, биохимических, иммунологических, генетических и психологических. Выделяется:

1) психиатрия общая (или психопатология общая) - которая исследует закономерности нарушений деятельности психической;

2) психиатрия частная - которая занимается заболеваниями психическими, прежде всего психопатиями, неврозами, состояниями реактивными.

ПСИХИАТРИЯ

псих + греч. iatreia - врачевание, лечение). Клиническая дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, клинику, распространенность психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы диагностики, прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социально-трудовой реабилитации. В П. выделяют такие разделы как П. организационная, "возрастная (детская, подростковая, геронтологическая), военная, реабилитационная, социальная (изучает роль социальных факторов в происхождении психических заболеваний и в проведении реабилитационной работы), судебная, эндокринологическая.

Психиатрия

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа и iatreia - лечение.

Специфика. Изучает причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения.

Метод. Основным методом психиатрии является клиническое обследование с использованием нейрофизиологических, биохимических, иммунологических, генетических, психологических методов.

Виды. Выделяют общую психиатрию, или общую психопатологию, которая исследует закономерности нарушений психической деятельности, и частную психиатрию, занимающуюся психическими заболеваниями, прежде всего психопатиями, неврозами, реактивными состояниями.

ПСИХИАТРИЯ

Специализация в рамках медицины, занимающаяся предотвращением, диагностикой, лечением и исследованием психических расстройств. Психиатрия, хотя во многих отношениях и параллельна клинической психологии, исторически и в настоящее время является скорее отраслью медицины, и психиатры имеют степень доктора медицины, в то время как клинические психологи – степень доктора философии или другую профессиональную степень. Историческая проблема здесь важнее, чем многим может показаться, так как психиатрия традиционно придерживается точки зрения, что эмоциональные и поведенческие расстройства являются медицинскими проблемами и что человек с серьезной поведенческой или эмоциональной дисфункцией является психически больным; подробнее о терминологии см. медицинская модель и психическая болезнь. Таким образом, психиатр обучается в основном в рамках патологии, ее предотвращения и лечения, и получает немного знаний в области теорий нормального поведения планирования и подготовки экспериментов, собирания и анализа данных и т.д. Практика психиатрии чрезвычайно объемна и включает аспекты, которые действительно являются чисто медицинскими, такие как лекарственное лечение, электрошоковая терапия, юридические вопросы госпитализации и органических дисфункций с психологическими проявлениями. Однако она также включает многие аспекты, которые имеют мало общего с медициной в строгом смысле, включая терапию изменения поведения, психоанализ и т.д. Действительно, в этих направлениях практикующий психиатр мало отличается от практикующего клинического психолога.

Новое на сайте

>

Самое популярное