Домой Грибы Педагогическая деятельность макаренко. Воспитательные идеи и биография антона семеновича макаренко

Педагогическая деятельность макаренко. Воспитательные идеи и биография антона семеновича макаренко

1 (13) марта 1888, Белополье Сумского у. Харьковской губ. - 1 апреля 1939, ст. Голицыно Белорусско-Балтийской ж/д Московской обл.

Российский и советский педагог, писатель

Родился в семье рабочего железнодорожных мастерских. Окончил городское училище Кременчуга (1904), затем годичные учительские курсы при нём. Был учителем русского языка, рисования и черчения железнодорожных училищ пос. Крюкова (1905-1911) и на ст. Долинская (1911-1914) на Украине; принимал участие в организации съезда учителей Южных железных дорог (1905). В 1914-1917 учился в Полтавском учительском институте (в 1916-1917 в армии, демобилизован из-за плохого зрения), по окончании которого заведовал железнодорожным училищем Крюкова (1917-1919) и городским училищем в Полтаве (1919-1920), одновременно был членом губернского правления Союза работников просвещения Полтавы.

С 1920 по 1928 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьковом (с 1921 колония им. М. Горького, с которым с 1925 состоял в переписке). В 1922 краткое время учился в Центральном институте организаторов народного просвещения Наркомпроса, вынужден был оставить учёбу из-за сложности её совмещения с работой в колонии. Одновременно в 1927-1935 по приглашению ГПУ УССР работал в детской трудовой Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом (с 1928 заведующий коммуной, с 1932 начальник педагогической части). В 1935 начальник, в 1937 заместитель начальника Отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву, посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

Член Союза советских писателей СССР (1934). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Создал систему воспитания, которую рассматривал как отвечающую задачам строительства нового общества. Ядро учения - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений коллектива с личностью и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие; суть воспитания состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата. Считал, что воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей, а социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяет каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждает гражданские чувства. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность педагогического опыта определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».

Деятельность Макаренко оказала существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 1930-х гг. практически были запрещены, - социальную педагогику, педагогическую психологию и др. Особый вклад внёс в исправительно-трудовую педагогику - педагогический опыт позволил в короткий период наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Вопреки официальным требованиям усилить карательные функции перевоспитания в колониях для несовершеннолетних были упразднены карцеры и внутренняя охрана, предприняты действия по организации трудового воспитания, укреплены кадры воспитателей, введены некоторые начала самоуправления. Выступал против использования в детских колониях элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

Развивал теорию семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его.

Педагогический опыт и взгляды Макаренко отражены в художественном творчестве. В литературных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

В 1920-1930-е гг. некоторые аспекты деятельности Макаренко подверглись критике со стороны официальной педагогики (обвинение в педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, нарушении принципов трудового воспитания, введении самоуправления и др.). В то же время в официальной педагогической теории СССР образ Макаренко был канонизирован с приданием ему схоластических черт классика марксистской педагогики; в научной литературе его творчество представлялось односторонне, эксперименты механически переносились в практику массовой советской школы, ПТУ и исправительно-трудовых учреждений, а издания трудов выходили с купюрами и значительными исправлениями, комментарии к ним носили ярко выраженный идеологический характер.

Основные труды

Собрание сочинений. Т. 1-7. М., 1959-1960.

Библиография

▫ А. С. Макаренко. Указатель трудов и литературы о жизни и деятельности. М., 1988.

Литература

Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко и современность. М., 1980.

Патаки Ф., Хиллиг Г. Самоутверждение или конформизм? К вопросу идейно-политического становления А. С. Макаренко. Марбург, 1987.

Ермолин А . Педагогика развитого тоталитаризма. Триумф и трагедия Макаренко // Народное образование. 2005. № 2.

Багреева Е. Г. Возвращение к Макаренко. М., 2006.

Гриценко Л. И. Концепция воспитания А. С. Макаренко в свете современных научных знаний // Педагогика. 2006. № 2.

Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). Н. Новгород, 2006.

Богуславский М. В. Сущность и пределы социально-личностной педагогики А. С. Макаренко // Народное образование. 2008. № 6.

Гликман И. Е. Вклад А. С. Макаренко в педагогическую науку // Народное образование. 2008. № 6.

Гликман И. Е. Классик мировой педагогики // Педагогика. 2008. № 5.

Илалтдинова Е. Ю. «Официальная педагогика» и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А. С. Макаренко. Н. Новгород, 2010.

Архивы

≡ Коллекция документов о жизни и деятельности А.С. Макаренко, собранная Е.С. Долгиным. Научный архив РАО, ф. 131, 1911-1978 гг.

Антон Семёнович Макаренко (1 (13) марта 1888, Белополье Сумского уезда Харьковской губернии — 1 апреля 1939, станция Голицыно под Москвой) — советский педагог и писатель.

Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Биография

Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер-марковец, который надолго пережил брата и оставил о нём ценные воспоминания.

В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.

В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской обл.).

В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905).

В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.

1914—1917 гг. — учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» — «Кризис современной педагогики».

В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.

В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

В 1919 г. переехал в Полтаву.

По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему. М.Горький интересовался педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.
Член Союза советских писателей (с 1934 года).

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 г. из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1933-1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.
Деятельность и труды педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено.
В 2003 г. в Москве впервые осуществлено издание «Педагогической поэмы» без цензурных сокращений. Редактор издания — научный сотрудник Педагогического музея А. С. Макаренко Светлана Сергеевна Невская.

Сам А. С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»:

«Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике....

и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие. ...

— ... Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе!

Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов.

— Ничего, пацаны, не бойтесь, — сказали чекисты.

Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окружённый цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку. Многое уже прошло, и многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много десятков их уже подходят к окончанию вуза. »

Цитаты Макаренко

…наши дети — это наша старость.

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.

Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно.. (Макаренко А. С., ПСС, т.4, М.1984, с.123).

Книги — это переплетённые люди.

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»
Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив

С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое.

Последователи

Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей.

Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина и его супругу Галину Константиновну (в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и А. Г. Явлинского (1915—1981) (отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).

Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (начал с успешного внедрения Системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению Системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан) и др.

Произведения

  • Электронный архив произведений А. С. Макаренко
  • «Мажор» (1932; пьеса)
  • «Марш 30 года» (1932)
  • «ФД—1» (1932; очерк)
  • «Педагогическая поэма» (1925—1935).
  • «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление)
  • «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред., сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети по решению рук. ЦВР им. А. С. Макаренко (pdf))
  • «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение)
  • «Честь» (1937—1938; повесть)
  • «Флаги на башнях» (1938)
  • «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.)
  • «Методика организации воспитательного процесса»
  • «Лекции о воспитании детей»

Фильмография

  • Педагогическая поэма (1955)
  • Флаги на башнях (1958)
  • Большие и маленькие (1963)

Учебные заведения

  • Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский ГПУн-т)
  • Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы, Украина)
  • Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване, р. Куба)
  • Центр образования № 656 им. А. С. Макаренко САО г. Москвы
  • Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку, Азербайджан)
  • Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия)
  • УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь)
  • Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка, Волгоградской обл.)
  • Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Арзамас, Нижегородская область)
  • Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск, респ. Удмуртия)

Улицы

  • Улица Макаренко (в г. Сочи)
  • Улица Макаренко (Москва)
  • Улица Макаренко (Новочеркасск)
  • Улица Макаренко (Пермь)
  • Переулок Макаренко (Санкт-Петербург)
  • Улица Макаренко (Северодвинск)
  • Улица Макаренко (Тула)
  • Улица Макаренко (Дубна)
  • Проезд Макаренко (г. Королёв Московской области)
  • Улица Макаренко (в г. Находка, Приморский край)
  • Микрорайон Макаренко (г. Старый Оскол Белгородской области)

Прочее

  • Орден им. А. С. Макаренко
  • Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения и педагогической науки»(учреждена в 1958 году)
  • Педагогический музей А. С. Макаренко, 121170, Москва, Поклонная ул., 16
  • Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл.
  • Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Коваливка
  • Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. [email protected]
  • Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко -121351, Москва,ул. Екатерины Будановой, 18 г.
  • Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде
  • Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск
  • Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол)
  • О IV-м межд. конкурсе им. А. С. Макаренко
  • Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко
  • Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко (быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки Дергачёвского р-на

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%90._%D0%A1.

Макаренко Антон Семёнович (1888-1939) - известный советский педагог, основоположник теории коллективного воспитания. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. События 1905-1907 гг. оказали огромное влияние на Макаренко. Он участвовал в съездах учителей, увлекался творчеством Горького. В 1914 г., имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1917/18 учебном году был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в г. Крюков и с увлечением отдался работе. Октябрьскую революцию встретил с восторгом.

Педагогическая деятельность Макаренко

В 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования поручил Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Задача была трудной. Подростки и юноши, с которыми Антону Семёновичу пришлось иметь дело, были недисциплинированными, не привыкшими к труду, с уголовным прошлым. Однако в течение 3-4 лет Макаренко создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени A.M. Горького». Число ее воспитанников в 1926 г. составило 120 человек. В этом же году колония переселилась в поселок Куря ж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семёнович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. Посетив колонию в 1928 г., A.M. Горький писал в очерках «По Союзу Советов»: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его». Далее Горький указывает, что Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера».
С 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. 15 конце1 1928 Г. педагог ушел из колонии и в течение нескольких последующих лет отдавал все свои силы руководству коммуной, где использовались новые методы трудового воспитания. Если в колонии имени A.M. Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), то в коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла (для этой цели были построены два первоклассных завода по производству фотоаппаратов и электрического инструмента). Это производство имело не только экономическое, но и педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе при коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы многие из них успешно выдерживали экзамены в вузы. За 15 лет работы (1920-1935) через коллективы, созданные Макаренко, прошло около 3000 правонарушителей и беспризорных, ставших впоследствии достойными людьми, квалифицированными специалистами.
В 1937 г. Макаренко оставил педагогическую деятельность, переехал в Москву и целиком посвятил себя литературной работе, в которой обобщил опыт педагогической деятельности в колонии имени A.M. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского. В 1933-1939 гг. он написал несколько крупных произведений, ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики. В его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях отразилась система его педагогических взглядов. Широкую известность педагогу при несли книги «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), «Книга для родителей» (1937).
Центральное место в педагогической системе Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе. Педагог сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма его жизни, остановка — форма его смерти -- и выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
По мнению Макаренко, процесс формирования коллектива проходит через ряд этапов. На первом этане в качестве средства сплочения детей выступает единолично с требование педагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно в младших возрастных группах, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, на основании которых можно судить о превращении диффузной группы в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к нему должен быть актив. Педагогу необходимо отказаться от прямых требований, направленных к отдельным воспитанникам. Здесь вступает в силу метод параллельного действия: на каждого воспитанника воздействует и воспитатель, и актив, и коллектив в целом. Педагог может опереться в своих требованиях на группу учащихся, обращаясь к нему через актив. Однако актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к нему, а через него и к отдельным воспитанникам.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», — писал Макаренко. Положение, когда требует коллектив, говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
Педагогический опыт Макаренко уникален, как, впрочем, уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками. При жизни Макаренко его педагогическая деятельность получила неоднозначную оценку. Официальная педагогика настороженно относилась к «рядовому», «провинциальному практику», чьи идеи шли вразрез с общепринятыми. Он подвергался нападкам в центральной педагогической прессе, на съездах и совещаниях педагогических работников. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую последовательно защищал. С критикой Макаренко выступали Крупская, Луначарский и другие известные деятели образования того времени. Его обвиняли в демократизме, чрезмерном увлечении самоуправлением, нарушении принципов трудового воспитания в советской педагогике, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности. Ни при жизни Макаренко, ни после его смерти власти, предписывая изучение его педагогической системы, отнюдь не спешили с ее внедрением, хотя и колоний, и соответствующего «человеческого материала» было в избытке. К опыту Макаренко прибегали лишь отдельные педагоги, многие из них в свое время были его воспитанниками. После смерти Макаренко был канонизирован как классик марксистско-ленинской педагогики. Трактовка его работ в советский период носила ярко выраженный односторонний характер, публикация трудов проводилась с купюрами и исправлениями, идеологическими штампами. Идеи Макаренко получили большую популярность за рубежом (Германия, Япония), где действовали Макаренко-центры и лаборатории, скрупулезно изучавшие и анализировавшие его педагогическое наследие. Открытие в СССР доступа к документам и архивам в середине 80-х гг. XX в. позволило российским исследователям дать объективную оценку педагогическому творчеству Макаренко.

Антон Семёнович Макаренко - советский педагог и писатель. Макаренко один из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Макаренко является один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё - осознанно забыть, стереть, не принимать.

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся.

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «не продаваемую» книгу.

Несовременно? Неактуально? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.

Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?

В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.

Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми.

Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания. Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию.


С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.

Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой.

Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.

А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?

По поводу украинских спекуляций на его национальности. Кто читал Педагогическую поэму, у того вопросов нет - там позиция самого Макаренко относительно «самостийных» четка и двусмысленно нетолкуема. Сохранились и письма самого А.С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу. Так, в письме А.М. Горькому из Харькова от 5 октября 1932 г. Антон Семёнович пишет:

«Дорогой Алексей Максимович… мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю.»

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано:

«Союз советских писателей БССР выражает своё глубокое соболезнование по поводу безвременной смерти талантливого русского писателя, орденоносца Антона Семёновича Макаренко, автора выдающихся произведений, широко известных белорусскому читателю. Правление Союза Советских писателей БССР»

  • Tags: ,

В 1888 году в небольшом городке Харьковской губернии родился Макаренко Антон Семенович. Биография этого человека буквально пронизана человеколюбием и постоянными творческими поисками. Будущий известный во всей стране писатель и педагог был рожден в семье маляра при железнодорожных мастерских. Кроме него, в семье позже появились сестра и брат. Последний впоследствии стал белогвардейским офицером, поэтому был вынужден покинуть родину после большевистской победы в

гражданской войне. Собственно, лишь благодаря его воспоминаниям известна ранняя биография Антона Семеновича Макаренко. Впрочем, и этого совсем немного.

Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы

Будучи семнадцати лет от роду, будущий педагог успешно заканчивает Кременчугское городское училище и начинает свою С 1905 года он работает учителем в том же Кременчуге при железнодорожном училище. Вообще, биография Антона Семеновича Макаренко содержит достаточно много пробелов. В частности, и о его молодых годах известно не так уж подробно. В 1914 году учитель принимает решение продолжить собственное образование и поступает в Учительский институт в Полтаве, который впоследствии успешно оканчивает в 1917 году. В 1920-1930 годах наш герой получает бесценный педагогический опыт, руководя трудовой колонией в Харькове, где содержатся несовершеннолетние заключенные. Биография Антона Семеновича Макаренко свидетельствует о том, что именно в этот период он стал

широко известен как талантливый педагог и воспитатель. Ведь именно во время работы в харьковской колонии был издан самый знаменитый плод его пера - «Педагогическая поэма». В 1935 году он переезжает на короткий период в Киев. А в 1937 году - в Москву, где и посвящает себя общественно-педагогической и литературной деятельности. Здесь он получает орден Красного Трудового Знамени. А в 1958 году достижения великого педагога признаны учреждением в УССР медали его имени, которая присуждалась особо отличившимся учителям и другим работникам

Макаренко Антон Семенович: педагогические идеи

Согласно мысли великого педагога, цель любой работы по воспитанию должна определяться общенародными интересами. Важным моментом этой философии была мысль о том, что педагогические средства или их комплекс не могут быть постоянными и действующими равно эффективно во всех условиях. Антон Семенович

настаивал на гибкости применения таких приемов. Среди прочего, он подчеркивал, что в ходе воспитания посредством коллектива каждый воспитанник в этом коллективе требует к себе одинаковой доли внимания со стороны руководителя процесса. Залог успешного воспитания великий педагог видел в побуждении человека проявлять свои лучшие качества и задатки. Он нередко подчеркивал важность процесса воспитания, обосновывая ее уже тем, что в противном случае позднее неизбежно возникнут проблемы взрослого человека с обществом. А перевоспитывать, как известно, всегда сложнее. Главным методом во всей Макаренко был метод высоких требований к себе, что буквально означало тотальный самоконтроль своих действий воспитателем (или родителями). Он твердил, что простой, серьезный и искренний тон во взаимоотношениях воспитателя/родителя и детей обеспечит успешность выполнения педагогических задач.

Новое на сайте

>

Самое популярное