Домой Грибы Список рабочих мест подлежащих специальной оценки условий труда, перечень. Аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда

Список рабочих мест подлежащих специальной оценки условий труда, перечень. Аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда

В 2014 г. на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (далее – «СОУТ»), которая существенным образом изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к назначению гарантий и компенсаций по ее результатам.

Более двух лет специальная оценка активно проводится на территории России, накоплена обширная правоприменительная практика, принято значительное количество судебных решений по самым разным вопросам. Однако до сих пор весьма распространены случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ. Многие ошибки допускаются по вине организаций, проводящих СОУТ. Вместе с тем, нельзя не отметить, что немало упущений допускается по вине работодателя и комиссии по проведению СОУТ. При этом львиная их доля приходится на самое начало – подготовку к проведению СОУТ.

Первое, что должна сделать комиссия по проведению СОУТ – это утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест.

На практике комиссия испытывает значительные трудности на этом этапе, особенно, при подсчете количества рабочих мест по должностям с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками.

На основании ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Таким образом, для того чтобы корректно провести расчет необходимо понять, сколько работников одновременно трудится на одном рабочем месте. Если в организации работают 5 бухгалтеров, при этом на рабочих местах отсутствует сменность и вахтовый метод работы (все 5 сотрудников работают одновременно), то в перечне рабочих мест в рамках СОУТ должно быть заявлено 5 рабочих мест по должности «Бухгалтер».

Рассмотрим другой пример: 4 сторожа работают в режиме «сутки через трое» (4 работника сменяют друг друга – на рабочем месте одновременно только один работник). В этом случае при СОУТ может быть отражено лишь одно рабочее место, на котором работают 4 человека.

Ошибки часто допускаются при включении в перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, мест с одинаковым наименованием, на которых работники используют одно и то же оборудование, работают в одних и тех же рабочих зонах и помещениях, нестационарных рабочих мест, особенно, если на данных рабочих местах используется сменный режим работы. В данных случаях действуют тот же самый принцип – количество рабочих мест соответствует числу одновременно работающих работников.

Рассмотрим пример: 6 токарей работают в 2 смены на 3 станках в одном цехе. При этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. Здесь необходимо фиксировать 3 рабочих места. Однако в целях минимизации затрат данные рабочие места возможно будет признать аналогичными в случае соответствия необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.

Иногда, в целях упрощения оформления перечня рабочих мест, члены комиссии по СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. В некоторых случаях это может быть оправданно, однако не будет верным, например, при:

а) использовании одним работником нескольких единиц оборудования;

б) использовании одного и того же оборудования двумя или более одновременно работающими работниками.

Отметим, что с рабочими местами с территориально меняющимися рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используется тот же самый подход. Неверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.

Разобравшись с количеством рабочих мест, нельзя забывать и о корректном наименовании рабочих мест. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении СОУТ, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Нередко экспертам организации, проводящей СОУТ, комиссия не представляет штатное расписание, руководствуясь соображениями коммерческой тайны, и дает в работу перечень, не соответствующий «штатке». В дальнейшем, при применении результатов СОУТ, назначении гарантий и компенсаций и проверках контролирующих органов оказывается, что не все рабочие места организации оценены.

Так, например, в рамках разбирательств по делам №№ 33-4199/2015 и А59-2617/2015 судебные органы приходят к выводу о неполноте проведения СОУТ из-за отсутствия материалов СОУТ по некоторым должностям, присутствующим в штатном расписании (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 7 декабря 2015 г., Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 г. № 05АП-9269/2015).

Чтобы избежать ошибок, необходимо тщательно отслеживать соответствие наименований должностей в штатном расписании, трудовых договорах и материалах СОУТ.

Разберем также и другую существующую проблему. В целях оптимизации бизнес-процессов многие организации проводят реструктуризацию, которая неизбежно сопровождается изменением наименований должностей, иногда, совершенно незначительным. При этом изменение должности не ведет к существенному изменению должностных обязанностей и условий труда. В связи с этим многие работодатели принимают необоснованное решение о непроведении внеплановой СОУТ, несмотря на то, что наименования должностей в материалах СОУТ не соответствуют новому штатному расписанию и трудовым договорам.

Несоответствие штатного расписания и материалов СОУТ, а также некорректное объединение рабочих мест можно разобрать на следующем примере в рамках судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015. Организация, занимающаяся ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест в отношении рабочего места «Вахтенный помощник капитана». При этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана. В рамках оценки условий труда было принято решение, что данные рабочие места являются одним и тем же рабочим местом. Для доказательства данного факта после завершения процедуры оценки организация, проводившая аттестацию рабочих мест, даже издала по этому поводу соответствующее письмо. Однако суд не встал на сторону работодателя и организации, проводившей оценку условий труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы оценки условий труда отсутствуют. В мотивировочной части судебного решения Пятый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации на «должности, которые имеются в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными обязанностями», так как такая возможность отсутствует в Порядках проведения аттестации рабочих мест и СОУТ.

Вместе с этим есть и другая, более сложная проблема. В некоторых организациях изменения проходят настолько часто, что только во время проведения СОУТ штатное расписание корректируется множество раз. Как поступать в этом случае?

На наш взгляд, члены комиссии по проведению СОУТ, а также инженеры по охране труда обязаны довести до сведения руководства организации последствия подобных реформ и связанные с ними финансовые затраты. Ведь в этих случаях в отношении вновь введенных должностей неизбежно потребуется, руководствуясь ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев с ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

Так или иначе, изменение штатного расписания в части наименования должности – основание для проведения внеплановой СОУТ.

Для формирования перечня рабочих мест в рамках СОУТ в окончательном виде помимо наименований и количества рабочих мест потребуется определить их соответствие признакам аналогичности. Выделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на СОУТ, так как проведение СОУТ обязательно только в отношении 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух) – полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Аналогичными признаются рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ:

а) имеющие одно и то же наименование;

б) расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

в) оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

г) на которых работники осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;

д) на которых ведется однотипный технологический процесс;

е) на которых используется одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;

ж) на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Однако нужно учитывать, что все вышеперечисленные условия являются обязательными. Ранее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест – задача комиссии по проведению СОУТ. При этом правильность выделения мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, проводящей СОУТ. Так, если в ходе проведения СОУТ будет обнаружено, что хотя бы одно рабочее место не соответствует любому из признаков, выделенных Законом, СОУТ придется провести на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 ФЗ № 426-ФЗ).

Резюмируя вышесказанное, сформулируем несколько правил, придерживаться которых необходимо для составления корректного перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ:

1. Формирование перечня рабочих мест на основе действующего штатного расписания.

2. Количество рабочих мест = количество сотрудников, одновременно работающих на рабочих местах.

3. Рабочие места с разными (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга наименованиями) и схожими или одинаковыми должностными обязанностями = разные рабочие места.

4. Аналогичные рабочие места = рабочие места, соответствующие всем признакам аналогичности, перечисленным в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ.

Труда (СОУТ – Спецоценка, — ред.) стараются корректировать существующее штатное расписание, скрывая реальное количество сотрудников в целях экономии. Объединяют одну должность с другой, сокращают количество рабочих мест, убирают «неугодные» должности. В итоге: недостоверно поданные сведения – неверные . При выявлении неточностей в документах по спецоценке в ходе проверок госинспектора по труду, к административной ответственности, в первую очередь, привлекут работодателя, так как неверные сведения могут стоить людям жизни и здоровья. Можно, конечно, задать вопрос , но ее дело правое: какой объем рабочих мест заявили, тот и проверяли. А на случай особо недовольных: «Вот копия заверенного штатного расписания за подписью руководителя и печатью организации, какие еще могут быть претензии?»

Скрывать и изменять штатно-списочный состав работников не стоит. Тем более, что если у Вас выявятся аналогичные рабочие места, можно еще и неплохо , не нарушая требования законодательства. Какие это места и как определить их среди имеющихся рабочих мест?

Называются места на которых работники имеют одинаковые должности, профессии, специальности, выполняют типичные должностные функции на идентичном оборудовании, при использовании одинакового инструментария, при этом они все расположены в одной или нескольких одинаковых рабочих зонах, имеющих однотипные системы отопления, вентиляции, кондиционирования и освещения. Немного сложно воспринимается определение аналогии, не так ли? Чтобы было проще понять, объясним все наглядным способом в виде примеров с их решениями.

Пример №1: В кабинете работает 7 сотрудников в лице главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, 5-ти менеджеров по продажам. Какие рабочие места будут подлежать аналогии?

Решение: аналогичными будут места только пяти менеджеров, так как эти специалисты имеют одинаковую формулировку должностей, выполняют одинаковые функции.

Пример №2: В двух цехах работает по 2 сварщика. Как определить, какие рабочие места аналогичны?

Решение: Если рабочие зоны в цехах будут одинаковыми по структуре, то аналогичными будут считаться все 4 рабочих места сварщиков.

К сведению, несмотря на то, что сварщики не имеют строго закрепленного рабочего места, передвигаются в течение рабочего дня от объекта к объекту, проведение спецоценки на них обязательно. Подобные места называются рабочими местами с территориально меняющимися зонами.

Пример №3: В организации работает 5 водителей. Трое работает на автомобилях марки Chevrolet 2011 года выпуска (вид используемого топлива АИ-92), четвертый — на автомобиле марки Nissan 2013 года выпуска (вид топлива АИ-95), пятый – на Renault (вид топлива АИ-92). Какие и сколько рабочих мест будет подлежать оценке?

Решение: Исходя из того, что рабочим местом водителя является автотранспортное средство, аналогичными будут являться рабочие места работников, которые работают на автомобилях Chevrolet, т.к. год выпуска, марка, вид топлива транспортных средств одинаковы.

Аналогичные места мы выявили, теперь должны ответить на вопрос о том, . Благодаря этому раскроем «изюминку» процесса – экономию средств за счет аналогии. В ФЗ о СОУТ № 426-ФЗ имеется расчетная формула определения аналогичности: оценке подлежит 20% рабочих мест от общего количества таких мест, но не менее 2-х. Применим формулу к водителям: 3 умножаем на 20%, получаем 0,6. Несмотря на это, оцениваться будут два рабочих места, т.к. имеется установленный минимум, с помощью которого и удается определить идентичность условий труда. Если в ходе оценки 2-х рабочих мест определяются различия, то принцип аналогии будет отменен и оценке будут подвергаться все 100% рабочих мест.

На аналогию немаловажную роль оказывает и сменность выполнения работ. За счет этого Вы можете сократить количество рабочих мест вдвойне.

Пример №4: Операторы линии розливов лекарственных средств, всего их в штате 12 человек, осуществляют свою работу в две смены: с 8.00 до 15.00, с 15.00 до 21.00. В смену выходит по 6 человек. Сколько рабочих мест подлежит оценке?

Решение: Поразмышляем логически – операторы линии выполняют одни и те же обязанности, максимум, что их отличает – расположение на линии. К аналогичным их можно отнести. Но получается, что остальные 6 сотрудников сменяют друг друга и по сути рабочие места не меняются при этом. Поэтому аналогию можно вычислить только из 6 рабочих мест, рассчитаем по формуле, получим ответ – 2 рабочих места.

Если посменность в работе операторов линии не учитывается, оценке будет подлежать 3 рабочих места. Вот что можно выявить в ходе процесса спецоценки и только на первый взгляд кажется, что сложно определить к чему и как отнести рабочее место. Достаточно детально разобрать требования закона.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете направлять их на электронную почту.

01-09-2016

Специальная оценка условий труда (СОУТ), пришедшая в 2014 году на смену аттестации рабочих мест, кардинально изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к назначению по его результатам гарантий и компенсаций.

На сегодняшний день практика активного применения СОУТ во всех городах России составляет более двух лет. За это время накоплена обширная практическая база в правовой сфере с вынесением многочисленных судебных решений по разным вопросам. Но, не смотря на это, случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ по-прежнему очень распространены. Ошибки допускаются как по вине организации проводящей СОУТ, так и в результате недосмотров работодателя и комиссии по проведению СОУТ. И, как правило, большинство всех нестыковок случается еще в начале процесса – при подготовке к проведению СОУТ.

Подсчет количества рабочих мест

Первый этап в работе комиссии по проведению СОУТ – это утверждение перечня рабочих мест, подлежащих , с определением количества аналогичных рабочих мест. На практике этот этап вызывает значительные трудности, особенно когда необходимо подсчитать количество рабочих мест с одинаковыми наименованиями должностей и несколькими работниками.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочему месту дано следующее определение – это место, где работник должен находиться или куда должен прибыть для выполнения своих должностных обязанностей, и которое прямо или косвенно контролирует работодатель. Из этого следует, что для корректного расчета необходимо понять, сколько сотрудников одновременно задействованы на одном рабочем месте.

Рассмотрим несколько примеров:

1. В организации, где отсутствует сменность и вахтовый метод работы, одновременно трудятся 5 бухгалтеров. В таком случае при проведении процедуры СОУТ должно быть указано 5 рабочих мест по должности «Бухгалтер»;

2. В режиме «сутки через трое» работают 4 сторожа, то есть работники сменяют друг друга и фактически на рабочем месте присутствует только один. Для этого случая при проведении СОУТ допускается отражение одного рабочего места для 4 человек;

3. В одном цехе на 3 станках в 2 смены работают 6 токарей. При этом во время рабочего процесса каждый работник попеременно работает на каждом из 3 станков.

Следуя условию одновременного присутствия на рабочем месте, к проверке утверждается 3 рабочих места. Однако в случае соответствия установленным признакам, которые укажем ниже, возможно будет признать эти рабочие места
аналогичными, что значительно снизит расходы.

Иногда, члены комиссии по СОУТ могут прировнять количество работников к количеству единиц оборудования. Такой прием упрощает оформление перечня рабочих мест, однако не всегда оказывается верным, например, в случаях когда:

  • один работник использует несколько единиц оборудования;
  • одно и то же оборудование используют несколько работников, работающих одновременно.
  • Отметим, что такие правила распространяются и на нестационарные рабочие места, имеющие идентичные названия: при составлении перечня нельзя автоматически засчитывать несколько таких мест, как одно рабочее место.

    Соответствие наименований рабочих мест

    Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года была утверждена Инструкция по заполнению отчетности о проведении процедуры СОУТ. Указанный документ гласит, что наименование должности в материалах спецоценки условий труда, должно строго соответствовать штатному расписанию организации. Не редки случаи, когда комиссия из соображений коммерческой тайны, представляет экспертам, проводящим СОУТ, перечень рабочих мест не соответствующий «штатке». Такая фальсификация в дальнейшем может привести к тому, что контролирующие органы признают неполноту проведения СОУТ из-за отсутствия материалов по оценке некоторых должностей.

    Во избежание подобных ошибок, необходимо следить за строгим соответствием в наименованиях должностей, которые указываются в материалах СОУТ, штатном расписании и трудовых договорах.

    Реструктуризация производства

    Многие организации с целью оптимизации некоторых бизнес-процессов проводят реструктуризацию, которая влечет за собой, зачастую незначительные, изменения наименований должностей. При этом условия труда и должностные обязанности сотрудников практически не меняются. На основании этого многие работодатели не считают нужным проводить внеплановую СОУТ, даже при том, что обновленные наименования должностей в штатном расписании и
    трудовых договорах, не соответствуют собранным материалам СОУТ.

    Существует и более усугубленный вариант такой проблемы, когда изменения в организации настолько учащаются, что за время проведения СОУТ штатное расписание претерпевает множество корректировок. В таком случае члены комиссии по проведению СОУТ и инженеры по охране труда, должны поставить в известность руководство организации о последствиях таких реформ и о вытекающих в связи с ними финансовых затратах.
    В соответствии с 136 ФЗ, который вступил в силу 01.05.2016 г., если произошло переименование рабочего места не повлекшего за собой кардинальных изменений, СОУТ можно не проводить заново, а комиссия выпускает приказ и принимает решение о не проведении внеплановой СОУТ.

    Признаки аналогичности рабочих мест

    Объединение нескольких рабочих мест в аналогичные значительно сокращает расходы на , так как обязательная СОУТ проводится в отношении лишь 20% всех аналогичных рабочих мест (но не менее двух). Полученные при проведении СОУТ результаты распространяются на все аналогичные рабочие места и, соответственно, разрабатывается и заполняется одна документация: единые карта СОУТ и перечень мероприятий по охране труда и улучшению условий труда работников.

    Признаки, которым должны соответствовать аналогичные рабочие места, изложены в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ:

  • одинаковое наименование;
  • расположение в одной или нескольких однотипных производственных зонах (помещениях);
  • оборудование одинаковыми системами кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
  • осуществление работниками идентичных трудовых функций с одинаковым режимом рабочего дня;
  • проведение однотипных технологических процессов;
  • использование работниками одинакового оборудования, инвентаря, инструментов, маатериалов и сырья;
  • обеспечение работников одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

  • Для определения аналогичности рабочих мест все вышеперечисленные условия должны быть выполнены. Функции определения аналогичных рабочих мест возлагаются на комиссию по проведению СОУТ, а подтверждение правильности выделения мест в аналогичные – задача эксперта организации, проводящей СОУТ. Согласно ст. 16 ФЗ №426-ФЗ, в случае выявления в ходе СОУТ несоответствия рабочего места хотя бы одному из признаков, необходимо будет проводить оценку условий труда на всех рабочих местах, которые ранее признали аналогичными.

    Подводя итог всему вышесказанному, обозначим несколько правил, которые помогут составить корректный перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ:

  • основание для составления перечня рабочих мест – это действующее штатное расписание;
  • количество рабочих мест, равно количеству сотрудников, одновременно задействованных в рабочем процессе;
  • рабочие места с одинаковыми или схожими должностными обязанностями, но с разными наименованиями – это разные рабочие места;
  • аналогичные рабочие места – это рабочие места, имеющие все признаки аналогичности, сформулированные в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ.
  • С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

    31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

    Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

    Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

    Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

    И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

    Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

    Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

    Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

    Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

    Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

    Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

    НАША СПРАВКА

    Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

    Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

    Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

    При составлении данного графика следует учесть следующее.

    По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

    Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

    Исключение составляют рабочие места:

    • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
    • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
    • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

    Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

    Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

    Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

    Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

    Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

    Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

    Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

    Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

    При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

    Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

    Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

    По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

    Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

    В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

    Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

    Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

    Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

    В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

    Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

    В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

    Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

    • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
    • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

    Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

    Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

    Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

    Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

    • административную приостановку деятельности производства на срок до 90 дней;
    • лишение свободы сроком до 5 лет.

    Для чего нужна карта СОУТ

    Лист спецоценки рабочего места необходим для:

    • сотрудников, потому что в этом документе изложены все вредные и опасные производственные факторы, которые могут оказать влияние на их здоровье;
    • работодателя, потому что ему необходимо понимать, какие меры принимать по обеспечению законодательства в сфере охраны труда;
    • контролирующих органов, потому что они осуществляют надзор за соблюдением прав работников и обязанностей работодателей.

    Образец заполнения карты специальной оценки условий труда

    Обязательно нужно указать:

    • наименование структурного подразделения и должности;
    • численность сотрудников и их СНИЛС;
    • используемое оборудование;
    • классификация вредных и опасных факторов;
    • средства индивидуальной защиты;
    • рекомендации по итогам проведенных мероприятий.

    Заполнение пошаговое, образец заполнения приведен ниже.

    В качестве методического документа, который облегчит заполнение карты, необходимо использовать Инструкцию (Приложение № 4 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

    Шаг 1. Заполняем “шапку”

    Указываем полное наименование работодателя, адрес местонахождения, ФИО руководителя, электронную почту и иные сведения согласно наименованиям ячеек.

    Шаг. 2. Присваиваем номер и заносим сведения о количестве работников и выполняемой ими работы

    Номер присваивается порядковый, должность и наименование структурного подразделения указываются в соответствии со штатным расписанием, количества и номера аналогичных рабочих мест указываются при их наличии (если отсутствуют, ничего писать не надо, если такие места есть, сведения о них можно взять из Раздела II Отчета по итогам СОУТ).

    Выпуск ЕТКС, ЕКС - это реквизиты единых тарифно-квалификационных справочников на основании которых было составлено штатное расписание, просто указываем их реквизиты.

    Численность работающих заносится в таблицу по факту, в том числе по аналогичным рабочим местам.

    Шаг 3. Вписываем СНИЛС работников

    Шаг 4. Заполняем поле об используемом оборудовании

    Если это фрезерный станок, то пишем, что это фрезер, модель такая, номер такой то (как в документах на его эксплуатацию). Используемое сырье - металл, СОЖ.

    Шаг 5. Заполняем сведения о вредных и опасных факторах

    Вообще Отчет по итогам СОУТ заполняет эксперт организации, которая ее непосредственно проводила. Но если Вам посчастливилось заполнять Отчет самостоятельно, то все необходимые сведения о вредных и опасных факторах необходимо взять из заключения по их замерам, которое должна была подготовить соответствующая лаборатория. Из головы ничего брать в этот раздел не надо, все только из документов.

    Шаг 6. Заполняем сведения о гарантиях и компенсациях

    В этом разделе указываются гарантии и компенсации, которые предусмотрены законодательством об охране труда. Если по определенной должности что то положено, сокращенная продолжительность рабочего времени, молоко за вредность и т.п., все это указывается в этом разделе с указанием на нормативный документ.

    Сюда вписываем сведения, которые комиссия по СОУТ рекомендует с целью минимизации вредных и опасных производственных факторов на организм сотрудника. Полный перечень мероприятий по улучшению условий труда содержится в Разделе VI Отчета.

    Шаг 8. Подписываем у членов комиссии по СОУТ

    Все члены комиссии должны расписаться в карте.

    Шаг 9. Знакомим работников

    Все сотрудники, которые заняты на этом рабочем месте, даже если они один раз в день приходят для выполнения разовой операции (сделать копию на ксероксе например), должны быть ознакомлены с результатами СОУТ по этому рабочему месту.

    Пример заполнения карты специальной оценки условий труда

    Ознакомление с картами специальной оценки условий труда, как и внесение СНИЛС работников в этот документ, необходимо рассмотреть отдельно, потому что именно эти разделы вызывают наибольшее количество вопросов при заполнении.

    Внесение СНИЛС в карту СОУТ

    Согласно Приложению № 4 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н (Инструкция по заполнению формы отчета по результатам СОУТ), в строке 021 карты указывается информация о СНИЛС работников. И больше в Инструкции по поводу внесения СНИЛС в карты СОУТ ничего не разъясняется.

    Итак, стандартно формой предусмотрено 4 строки под СНИЛС работников. Но в реальности работников на этом рабочем месте может трудиться намного больше. Кроме того, одни люди приходят, другие уходят. А как форму заполнять, нигде не написано. Поэтому вписывайте СНИЛС всех сотрудников, которые заняты на данном месте. Если строк не хватит, сделайте дополнение (по аналогии с отпусками в личных карточках Т-2), и все.

    Ознакомление с картой СОУТ

    Ознакомление сотрудников с картами специальной оценки условий труда проводится по завершению всех замеров и исследований. Все сотрудники, занятые на этом месте, должны быть ознакомлены под роспись, если места не хватает, просто сделайте дополнительный лист.

    Где хранится карта СОУТ

    Место или структурное подразделение, где хранятся документы по итогам специальной оценки, работодатель определяет самостоятельно своим нормативным актом. Если в организации есть отдельная должность или служба по охране труда, то указанные документы будут храниться там. Если соответствующего специалиста в организации нет, значит, карты СОУТ будут храниться либо в кадрах, либо в бухгалтерии (по принципу - кто непосредственно организовывал, тот и хранит).

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное