Домой Грибы Titan siege жрец билд. Классы. Варианты развития класса Жрец

Titan siege жрец билд. Классы. Варианты развития класса Жрец

Знаменитому сеттингу Warhammer 40k, в котором созданы десятки компьютерных, настольных и карточных игр, крайне не везет с многопользовательскими проектами. По сути, единственной заметной ММО в фантастической вселенной, где удается сосуществовать космодесанту и оркам, должен был стать Dark Millenium Onine, который так и не дожил до релиза.

Исправить ситуацию должна онлайн-игра Warhammer 40000: Eternal Crusade, появившаяся в раннем доступе в январе. А какой будет ее финальная версия, запуск которой намечен на лето 2016 года?

Что собой представляет?

Eternal Crusade станет необычной смесью от третьего лица и полноценной . Причем визуально игра выглядит вполне пристойно уже сейчас, на этапе альфа-тестирования. Хотя по-другому и быть не могло, ведь создается она на четвертом поколении движка Unreal Engine.

Ответственной за проект является канадская студия Behaviour Interactive, на счету которой несколько десятков игровых адаптаций к диснеевским мультфильмам и прочим голливудским блокбастерам, к примеру, Железному Человеку и Трансформерам. Также эти ребята, известные ранее под названием Artificial Mind & Movement, приложили руку к портированию на консоли сразу нескольких хитов: , Middle-earth: Shadow of Mordor и многих других.

Многие критики сравнивают новый продукт с так и не увидевшей свет Dark Millenium Onine. Но с закрытым проектом от разорившейся компании THQ у Eternal Crusade не так уж много общего, как может показаться на первый взгляд. Разве что, динамичный геймплей, большое количество возможностей да общий сеттинг. Распространяться проект, который выходит не только на ПК, но и на консолях нового поколения, будет по модели free-to-play.

Ключевые особенности

Ну и какой же обзор Warhammer 40000: Eternal Crusade без хотя бы краткого упоминания о главных фишках игры:

    Огромный мир, состоящий из смеси статичных локаций и процедурно-генерируемых зон. Такой подход в создании окружающей среды позволит быстро освоиться новичкам и в то же время долго не будет надоедать более опытным игрокам.

    Динамичные сражения, в которых многое будет зависеть от навыков геймера, а не способностей его персонажа.

    Четыре играбельных фракции (и еще одна раса, против которой предстоит сражаться в PvE), каждая со своими уникальными приемами ближнего и дальнего боя, а также своими активными и пассивными способностями.

    Оригинальная система кастомизации главного героя.

    Огромное количество доступного оружия, элементов экипировки и боевой техники.

Вердикт

Уже сейчас выхода Warhammer 40000: Eternal Crusade ждут тысячи геймеров со всех уголков планеты. Ведь с ее релизом любимая многими вселенная наконец-то появится и в онлайне. Но даже тем, кто не является ярым фанатом Вархаммера проект понравится симпатичной графикой, динамичными боями, огромными возможностями (как в плане прокачки героев, так и в выборе занятий) и захватывающим геймплеем. Так что с нетерпением ждем релиза игры, у которой есть все шансы стать самой долгожданной за всю историю популярной франшизы!

Официальный видео трейлер к игре Warhammer 40000: Eternal Crusade:

ИГРАТЬ

Если вы в восторге от данной игры, нужно знать все про классы в . Ниже приведён подробный гайд с обзором всех персонажей.

К примеру, Воин является мужественным солдатом, что всегда облачается в тяжелые доспехи, это гарантирует ему максимальную устойчивость. Данный персонаж предпочитает противостоять соперникам в ближнем бою, применяя соответствующее оружие. За счет повышенного запаса здоровья, а также брони, есть шанс подавить своего врага, вступая с ним в рукопашный бой. В целом, Воин располагает двумя видами навыков, среди которых:

  • воитель;
  • паладин.

В первом случае доступно жертвовать личной защитой, поражая соперника небывалой силой атаки, обычно данный герой использует только двуручное оружие. Паладин, в свою очередь, делает акцент на защите, просто изматывает оппонента, а потом наносит смертельный удар.

На кого еще стоит обратить внимание при выборе персонажа в игре?

Далее изучая классы в Titan Siege, следует рассказать об Ассасине , он надевает легкие доспехи и применяет короткие клинки, такого парня всегда боятся, даже ненавидят, ведь он беспощадный убийца, и смерть от руки персонажа быстрая. Класс убийц всегда быстрый, поэтому он искусно владеет оружием в ближнем бою. Ассасин может быть в игре:

  • разбойником;
  • убийцей.

Первый персонаж максимально открыт, легко наносит ранения и проводит небывалое количество активных приемов, изматывая противника. Убийцы собственно решают вопросы за счет одного точного удара в уязвимое место врага, для этого они также задействуют навыки маскировки.

Изучая наш обзор про классы в titan siege , вы можете выбрать Жреца , у него есть божественная сила, способная давать жизнь и поглощать всю ее энергию. Обычно противостоит в дальнем бою, выделяется излишней потребностью в командной работе. За счет навыков может быть:

  • апостолом;
  • инквизитором.

Какие преимущества есть у Апостола и Чародея?

Апостол всегда сосредоточен на обучении, старается помочь другим, овладевает навыками исцеления. А вот Инквизитор берет в руки божественную силу, попутно уничтожая врагов, таким образом, выступает боевым магом.

Изучая в игре классы персонажей, нельзя не отметить Чародея , он представляет, опять-таки, касту магов, весьма опасен в своем роде, в частности, в дальнем бою, может использовать массу атакующих заклинаний. Чародей опасен, как одиночка, но также и в команде. Он постигает знания:

  • архимага;
  • магистра.

Первый вариант покоряет горящие бездны, готов повелевать огнем, который легко истребляет мелких оппонентов, попросту сжигая их тела. Магистр собственно командует ледяными волнами, может замораживать даже кровь врагов.

Имеется также такой представитель, как Колдун , он призывает к действиям, оправдывает свои способности в дальнем бою. Может объединить немало знаний воедино, ведь имеет прислужников из других измерений. Колдун легко становится:

  • некромантом;
  • громовержцем.

Первый герой делает акцент на призыве множества сильных врагов, готовых выполнить самую сложную работу. Громовержец обычно расправляется с оппонентами самостоятельно, опираясь на силу энергетических заклинаний.

Классы в Titan Siege видео геймплея

Системные требования Titan Siege

Минимальные требования:

Операционная система: Windows 7 64 бит
Процессор: Intel DualCore i3 или выше
Видеокарта: GeForce 8600 Series или выше
Оперативная память: 2 ГБ на
жестком диске: 4 Гб

Привет игроманы! В рамках серии статей о классической MMORPG от компании Gamenet, я хочу рассказать о самом часто встречающемся классе, сила которого заключена в колдовских чарах.

Колдун Titan Siege по праву заслужил любовь игроков, ведь его классовые особенности позволяют достаточно быстро прокачиваться, а по силе ему практически нет равных.

Ключевые особенности

Если вы остановили свой выбор на этом персонаже, то можете рассчитывать на полноценную игру даже в одиночку, сил вам будет хватать на сражение с толпами мобов, а противостояние другим игрокам окажется тоже на высоте.

Колдуны являются магами призывателями, что для ролевых игр редкое явление, по совместительству ориентированы на дистанционные атаки ядом или молниями — это будет зависеть от выбора пути развития.

По своему предназначению можно отнести их к ДД классу за их возможность наносить высокий урон. Кстати у вас появится неплохая возможность лишать контроля своих соперников, на достаточно продолжительное время.

Ветка Некромант

Качаться некромантом будет очень легко, ведь достаточно дать подчиненным команду, и они пойдут убивать мобов вместо вас, вам останется только смиренно получать опыт и изредка призывать скелетов заново.

Ветка Громовержец

Для тек кто любит магию грома и молний подойдет путь громовержца. Тут нет навыков призыва, зато есть все чтобы создать поистине могучего персонажа.

Стоит заметить какую сторону вы бы не приняли урон вы будете наносить хороший, если еще учесть, что ваш топовый навык увеличивает шанс на критический урон, то бояться вас будут определенно.

Что прокачивать?

Чтобы понять какие навыки развивать, стоит внимательно изучить каждый из них и подумать какие более интересны и пригодятся лично вам. Я для себя вывел несколько вариантов, которые возможно будут вам полезны.

  • Призыватель — среди навыков Некроманта качаем левую сторону, взяв за основу умения призыва, а для атаки лишь Поглощение душ
  • Ядовик — выращиваем ДД класс из некроманта. Призыв нас не интересует берем все что связано с личной атакой и развиваем правую сторону ветки
  • ДД/контроль - на пути Громовержца уделяем все внимание левой стороне и навыкам с ней связанным. Так вы сможете очень хорошо контролировать врага и наносить больше урона
  • Максимальный ДД — если развивать правую сторону ветки Громовержец, то вы добьетесь максимальных показателей атаки колдуна
  • Гибрид — можно слепить любого героя используя сильные стороны разных веток, главное помнить о том, что в распоряжении будет всего 69 очков умений

Билд на Некроманта

Сразу скажу, что я не ТОП игрок и следующее распределение навыков даю исходя из свои предположений. Ориентирован он прежде всего на призыв помощников и их усиление, если в двух словах — чистый призыватель.

Заключение

В конце хочу сказать, что раскачка перса в этой игре незатейливая. Активных навыков не так много и разобраться не составит труда, просто нужно внимательно изучить все возможности.

Колдун безусловно интересен и заслуживает разностороннего рассмотрения, поэтому если у вас есть чем дополнить статью, пишите в комментариях или воспользуйтесь для своих предложений.

На этом я прощаюсь. Всем удачного фарма и быстрого развития!

Сильный солдат в тяжелых доспехах, что обуславливает его повышенную стойкость. Воин предпочитает сражаться используя оружие ближнего боя. Повышенный запас здоровья и брони позволяет подавлять противников, которые завязались в рукопашный бой.

Воин имеет два подразделения навыков, среди которых:

  • Воитель;
  • Паладин.

Воитель предпочитает жертвовать собственной защитой в замен на огромную силу атаки. Воитель использует в бою двуручное оружие.

Паладин делает упор на свою защиту, изматывая противника в бою, и лишь потом проводя смертельную атаку.

Ассасин

Легкие доспехи и короткие клинки…что еще стоит сказать? Ассасинов боятся и презирают, ведь искусство убийц – быстрая смерть. Класс убийц полагается на скорость, что позволяет искусно орудовать оружием ближнего боя.

Асассин имеет два подразделения навыков, среди которых:

  • Разбойник;
  • Убийца.

Разбойники сражаются более открыто, нанося порезы и проводя множество быстрых приемов, позволяющие быстро измотать противника.

Убийцы же предпочитают решать вопросы всего одним точным ударом в уязвимое место противника. В этом им помогают множественные навыки маскировки.

Жрец

Представители божественной силы, которые могут как давать жизнь, так и поглощать. Сражается в дальнем бою. Класс жреца выделяется повышенной потребностью в командном взаимодействие.

Навыки жреца разделяются на такие ветки, как:

  • Апостол;
  • Инквизитор.

Апостол сосредотачивает свое обучение на помощи другим, получая сильные навыки исцеления.

Инквизитор предпочитает брать в свои руки божественную силу для уничтожения противников, что позволяет ему выступать в качестве боевого мага.

Чародей

Представитель касты боевых магов. Представляет чрезвычайную опасность в дальнем бою, ибо обладает широким спектром атакующих заклинаний. Чародей представляет опасность как одиночным, так и множественным целям.

Данный класс может постигнуть знания:

  • Архимага;
  • Магистра.

Архимаг – повелитель горящих бездн. Повелевает огнем, способным уничтожать множество противников одновременно, сжигая их тела.

Магистр – командир ледяных волн, позволяющих замораживать кровь в жилах противников.

Колдун

Представители касты призывателей. Сражаются в дальнем бою. Множество разнообразных знаний слились в этом классе воедино, ведь он умеет призывать мощных прислужников из другого измерения.

Колдун может стать:

  • Некромантом;
  • Громовержцем.

Некромант сосредотачивает свое обучение на призыве мощных рабов, выполняющих за него всю грязную работу.

Громовержец предпочитает расправляться с противником своими руками, используя множество энергетических заклинаний.

Новое на сайте

>

Самое популярное