Домой Природное земледелие Государство как институт политической системы развернутый план. Государство как институт политической системы общества (2) - Реферат. Основные теории происхождения государства

Государство как институт политической системы развернутый план. Государство как институт политической системы общества (2) - Реферат. Основные теории происхождения государства

Общие положения

В представлении любого человека государство - это те органы, учреждения, организации, издают законы, устанавливают определенный порядок и следят за его выполнением, а если нужно, то и применяют силу. Государство определяет всю нашу жизнь: устанавливает размеры зарплаты, стипендии, пенсии, отпуска, цен, налогов и и др. Это бытовое, обыденное, обычное представление о государстве. Оно хоть и правильное, но не полное. А общество, прежде всего, интересует, какой должна быть государство, а не какой она уже есть. Почему она построена так, а не иначе, соответствуют ее функции потребностям настоящего, как сделать ее лучше и гуманнее?

Ответ на все эти вопросы можно получить только в результате научного анализа государства.

План лекции

1. Природа, признаки и функции государства.

2. Устройство современного государства.

3. Гражданское общество и правовое государство.

Природа, признаки и функции государства

Государство является центральным институтом политической системы общества. В ее деятельности концентрируется основное содержание политики.

Само понятие "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле - это страна, общество, народ, расположенных на определенной территории и представлены органами высшей власти. В этом смысле обычно говорят о немецкой, английский, украинский государства.

В узком, собственном смысле термин "государство" означает организацию, имеющую верховную власть на определенной территории.

Государство имеет ряд признаков, которые помогают выявить ее суттнисть.

Во-первых, отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоев профессионалов-управленцев.

Во-вторых, суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В отличие от различных организаций, обладающих определенной властью над людьми, государство обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан.

В-третьих, государство должно территорию, четко ограниченную государственной границей. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на этой территории. Государство строится по территориальному принципу.

В-четвертых, государство обладает монополией на законное применение силы и физического принуждения. Она может не только ограничить свободу человека, но даже физически уничтожить ее. Для этого у государства есть специальные средства: оружие, армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.

В-пятых, государство имеет исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

В-шестых, государственной прерогативой является взыскание налогов и сборов, которые необходимы для получения многочисленных государственных служащих и материального обеспечения государственной политики.

Эти признаки отличают государство от других организаций и объединений, но не раскрывают ее связи с обществом и факторы, лежащие в основе ее возникновения и эволюции.

Какие же причины возникновения государства? Чтобы полно и аргументированно ответить на эти вопросы, студентам желательно было бы обратиться в том числе и к исторической литературе. Мы же постараемся ответить на этот вопрос с точки зрения различных политологических подходов.

Итак существует несколько точек зрения на вопрос о причинах возникновения государства.

Большинство исследователей сходятся на том, что государство появилось в результате разложения родоплеменного строя, появления слоев управленцев-профессионалов и постепенного отделения в их руках управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под влиянием целого ряда факторов. К таким факторам относят:

♦ развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в специальную отрасль. В результате развития всего общества и производства, появления прибавочного продукта, расширение хозяйственных и внешних связей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и создании для этого государственных органов;

♦ возникновения в ходе общественного развития частной собственности, классов и эксплуатации. Наиболее подробно эту точку зрения обосновывает марксизм, на первый план в деятельности государства ставит функцию классового угнетения. Современная наука не отрицает важного влияния производственных отношений и экономических господствующих классов на государство. Но в то время само его появление и существование не связываются с возникновением частной собственности и появлением классов. И то, что сначала управление осуществлялось непосредственно всеми членами рода без специально уполномоченных лиц и учреждений, объясняется вовсе не тем, что общество было свободно от классов, а незначительным объемом и простотой общественных отношений. Более того, немало государств Востока возникли и существовали на базе так называемого "азиатского" способа производства, основой которого была общественная собственность и отсутствие рабов;

♦ завоевания одних народов другими. Существует точка зрения, согласно которой государство возникает не вследствие внутреннего классового расслоения, как утверждает марксизм, а в результате внешнего и политического насилия, углубляет социальное неравенство и приводит к образованию классов и эксплуатации. Авторы этой теории - Ф. Оппенгеймер и Л.Гумплович. Влияние завоеваний на образование и развитие государства имеет место, но его не надо абсолютизировать, упуская из виду другие, иногда и более важные факторы;

♦ демографические факторы. Прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, упорядочение брачных отношений;

психологические факторы. При этом государство рассматривается как плод человеческого ума, который был достигнут под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Некоторые ученые считают, что мощным мотивом создания государства был страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Другие ставят на первый план человеческий разум, пришел к выводу о необходимости создания специального органа - государства, способного лучше обеспечить естественные права людей, чем их традиционные, в государственные формы сожительства;

♦ антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации имеет корни в самой общественной природе человека. Она возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые нравственные начала.

Исследования показали, что государство возникает, развивается под влиянием целого ряда факторов, и выделение любого друга почти невозможно.

История государства - сложный и многогранный процесс, опосредованный многими историческими и региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций и другими факторами. Тем не менее представляется возможным выделить несколько основных этапов эволюции государства.

Первый этап - ранняя стадия становления государства, где хранятся остатки первобытной демократии, чередуются республиканские и монархические формы правления. В обществе существует деление на свободных и несвободных. При этом свободные делятся на классы по очевидным желанием на управляющую верхушку и подчиненные низы, а также полусвободных граждан. Две функции государства характеризует этот период. Устройство общих дел в обществе свободных и доминирования по отношению к порабощенным.

Второй этап - Средневековье и начало нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая власть с доминированием отношений господства и владения. Однако до сих пор процесс новой политической организации общества зашел уже достаточно далеко. Появилось само понятие «государство», а в научной литературе - понятие "республика". В XVI в. окончательно определяется понятие государства.

Третий этап - закрепление на Востоке монархических и имперских форм государства, завершение процесса образования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. Активизация идеи гражданского развития общества. Создание и распад многонациональных империй.

Четвертый (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов, борьбой за и против таких объединений и появлением условий для новой современной государственности. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, формирование динамических механизмов стабилизации государства.

Существует и другой подход к истории развития государственности.

Если рассматривать этот процесс с точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, то можно выделить только два глобальных этапа ее развития: традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, сочетающие черты традиционных и конституционных государств.

Традиционные государства возникли и существовали в основном стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Типичным воплощением такого государства является монархии.

Конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с конституционной определенностью сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией всей деятельности государства и созданием гарантий прав человека.

Конституционные государства существенно отличаются от государств традиционных по средствам формирования, внутренним строением и функциями.

Большинство современных государств строятся и функционируют на базе конституции.

Конституция - это система зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих устройство государства, его организацию, средства политического волеутворення, принятия решений, а также положение личности в государстве.

В современных демократических государствах конституции обычно состоят из двух частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права и свободы личности. Во второй части описывается характер государства, статус различных властей, правила взаимоотношений парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1789 в США, в 1791 во Франции, Польше. Однако ряд документов, носящих характер конституционных актов, появился еще раньше - в 1215, 1628, 1679 г., 1689 в Великобритании.

Конституция нужна для регулирования политической жизни в течение длительного периода, но реальная продолжительность их действия в различных странах не одинакова. Например, Франция узнала уже 16 конституций, а в США до сих пор действует их первая конституция, в которую внесено всего лишь 26 поправок. Однако более чем 200-летнее существование конституции США не означает, что она не претерпела значительных модификаций в соответствии с требованиями времени. Конституционные новации оказались здесь не столько в принятых поправках, сколько в модификации толкования ряда статей Основного Закона Верховным федеральным судом Америки, наделен правом принятия окончательных решений по интерпретации закона.

Наличие демократической конституции - важный показатель конституционности государства только в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и безупречно выполняется органами власти и гражданами.

5.1. Государство в политической системе общества.

Основные понятия: государство, суверенитет, форма государст­венного устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное государство, монархия, республика.

В разделе 5.1 вводятся понятия «государство», «суверенитет», определяются признаки государства и функции. Для того, чтобы выяснить, что такое государство, необходимо знать, когда и как оно появляется. Государство появляется тогда, когда общество социально дифференцируется, оно выступает механизмом регулирования отношений между классами и механизмом, с помощью которого одни классы подчиняют другие. В основе государства лежит власть, поэтому сущность государства заключается в установлении власти одного класса над другим. Поскольку существуют определенные структуры, при помощи которых осуществляется власть, постольку государство выступает как институционализированный субъект властных отношений.

В разделе 5.2 рассматривается типология государственных устройств в зависимости от формы правления, формы государственного устройства, типа политического режима, приоритетных функций и верховенства власти. При изучении данной темы важно понимать, что монархия и республика относятся к формам правления, федерация, конфедерация, унитарное государство - к формам государственного устройства или административно-территориальной организации, а авторитаризм, тоталитаризм и демократия являются типами политических режимов. Помимо этого, следует знать нижеприведенные определения.

Монархия - это форма правления, при которой верховная государст­венная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Унитарное государство - это единое государственное образование с доминирующей центральной властью.

Федеративное государство - союз нескольких относительно самостоятельных государственных образований в единое государство.

Конфедерация - союз самостоятельных государств, объединенных для координации лишь некоторых своих функций.

Кроме того, следует обратить внимание на признаки правового и социального государств, понять их отличия. Правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства.

5.1. государство в политической системе общества

5.2. Типология государственных устройств.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является признаками государства:

а) наличие торговых отношений;

б) наличие территории и населения;

в) суверенитет;

г) наличие развитой экономической системы;

д) наличие высокой институализации власти?

2. Какое из нижеприведенных суждений характеризует государственный суверенитет:

а) независимость высших органов власти от общества;

б) народ является источником власти всех государственных институтов;

в) общество безоговорочно должно подчиняться всем решениям государства;

г) право на свержение деспотичного правительства;

д) независимость государства от других государств?

3. Выделите внешние и внутренние функции государства:

а) экономическая;

б) оборонная;

в) дипломатическая;

г) культурно-воспитательная.

4. При какой форме правления законодательная и исполнительная власть сосредоточена в руках монарха:

а) парламентская республика;

б) президентская республика;

в) абсолютная монархия;

г) дуалистическая монархия?

5.Какие выделяют типы государств по административно- территориальной организации:

а) республика, монархия;

б) федерация; конфедерация, унитарное;

6. Соборное государство - это:

а) верховенство духовной власти над светской;

б) верховенство светской власти;

в) гармония духовной и светской властей.

7. Из указанных ниже признаков выберете те, которые характерны для правового государства:

а) правовое государство - государство, где все подчинены закону;

б) в правовом государстве запрещено все, что не разрешено

в) правовое государство - это государство, в котором реализован принцип разделения властей;

г) правовое государство - это государство, эффективно отстаивающее и защищающее свои национальные интересы;

д) правовое государство - государство с многопартийной системой

Новое на сайте

>

Самое популярное