Домой Многолетние цветы Куликовская битва. Её исход и значение. Пересвет и Ослябя: тайна героев Куликовской битвы

Куликовская битва. Её исход и значение. Пересвет и Ослябя: тайна героев Куликовской битвы

Монах Троице-Сергиева монастыря, герой Куликовской битвы – Александр Пересвет, был причислен к лику святых. Жизнь воина-монаха наполнена легендами и мифами, а интерес к его не угасает вот уже более 700 лет.

Биография

Александр родился в Брянске в XIV столетии и принадлежал к высшему боярскому сословию, поэтому с детства был хорошо обучен военному делу. С юности Пересвет активно участвовал в военных походах, но время его пострига в монахи точно неизвестно. По некоторым источникам, обряд проводился в Ростове.

Во время нашествия татар на Русь имя Сергия Радонежского было широко известно. В связи с тем, что орда в те годы считалась непобедимой, князь Дмитрий обратился за помощью в монастырь, надеясь на чудо. Сергий не только благословил войско на битву, но и отправил к ним на помощь двух монахов: Александра Пересвета и Родиона Ослябя.

Перед битвой ратник долго молился в своей келье и ушел, не забрав с собой свой посох, изготовленный из яблоневого дерева.

Известная ситуация, произошедшая на поле, – поединок инока и татарского богатыря Челубея, отличавшегося силой и особым военным мастерством. Противники столкнулись копьями, сидя на конях, после чего оба рухнули на землю и скончались. По другим источникам, татарин перехитрил русского ратника, имея копье на метр длиннее, и смертельно ранил его. Умер монах, как только доехал до своего войска.

По военным понятиям того времени, потерпевшая сторона должна отступать. Битва, конечно же, произошла, но русские солдаты чувствовали себя психологически более уверенными. Смерть обоих богатырей считалась особым знаком.

Сражение

После того, как Монах Троице-Сергиева монастыря погиб, герой Куликовской битвы своим самопожертвованием вселил в солдат боевой дух победы. Несмотря на то, что татары превосходили русских по численности, стороны сошлись в схватке.

В определенный момент войско Серпуховского, сидевшее в засаде, нанесло удар в тыл татар. Противники кинулись в бегство и были повержены.

Похороны героя

Тело Пересвета было доставлено в Москву и похоронено с особыми почестями рядом с храмом Рождества Богородицы. Монах покоился в личном склепе. Вместе с ним были захоронены и другие участники битвы. В 20-х годах при раскопках склеп был обнаружен, но его принадлежность долгое время вызывала сомнения. В настоящее время надгробие заменено на новое, а могила открыта для посетителей.

Нательный крест Александра и его посох, хранившиеся в историческом музее, в 2006 году были переданы в собственность храма.

Монах Троице-Сергиева монастыря, герой Куликовской битвы почитается русской церковью 7 сентября. Во времена правления царя Александра именем Пересвета было названо несколько кораблей, улиц город в Московской области. Его имя вошло в летописей, самой значимой из которых является «Повесть о Куликовской битве».

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ (1350-1389) - великий князь московский (c 1359), владимирский (с 1362) и новгородский (с 1363), сын Ивана II Ивановича Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны 1 .

Родился 12 октября 1350 в Москве, принадлежал к 15 колену Рюриковичей. После смерти отца в 1359 фактическим верховным правителем Московского княжества при малолетнем Дмитрии стал митрополит Алексий - человек недюжинного ума, обладавший сильным характером, умело пользовавшийся своим авторитетом для проведения в жизнь идеи главенства Москвы в Северо-Восточной Руси. Дмитрий советовался с ним, продолжая политику отца и деда (Ивана Калиты) по собиранию русских земель вокруг Москвы. Для этого ему пришлось вести длительную борьбу с князьями - соперниками (суздальско-нижегородским, рязанским и тверским) за великое княжение. Она началась в 1361, когда одиннадцатилетний Дмитрий вместе с митрополитом Алексием и московскими боярами поехал в Орду за ярлыком на великое княжение. В Орде им суждено было узнать, что хан Наврус уже передал ярлык суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Однако начавшаяся вскоре в Орде смута изменила ситуацию: хан Наврус был убит, а новые правители Орды - два хана, Мурат и Абдул (Мюрид) 2 - выдали митрополиту Алексию второй ярлык на великое княжение, для его воспитанника и протеже Дмитрия. Воодушевленные этим успехом, московские бояре посадив на коней малолетних наследников московского престола - Дмитрия, его брата Ивана и двоюродного брата Владимира - «пошли войной» на Суздаль. После длительного противостояния войск двух княжеств Дмитрий Суздальский уступил, а Дмитрий Иванович получил право единолично считаться великим князем. В 1363 Дмитрий «взял свою волю» и над князем Константином Ростовским. Наконец, в 1365 он закрепил отношения с Суздалем женитьбой на суздальской княжне Евдокии Дмитриевне. Отец Евдокии при этом отказался от ярлыка на Владимир в пользу Москвы. Вскоре к Москве отошли и связанные с Суздалем нижегородские земли.

В 1366-1367 по распоряжению Дмитрия столица была укреплена первым на Руси белокаменным Кремлем. Если для ханских послов ворота его были гостеприимно раскрыты (Дмитрий предпочитал откупаться от них богатыми подарками), то для других соседей и князей-соперников Кремль стал мощной защитной крепостью. Когда в ноябре 1367 на реке Тросне литовский князь Ольгерд, приходившийся зятем тверскому князю Михаилу Александровичу, разбил московские полки. Дмитрий Иванович произнес: «На великое княжение не пущу!». И действительно, наличие Кремля стало надежной защитой для московской столицы: в 1368 попытка Михаила Тверского осадить Кремль и взять его провалилась.

В 1369 уже Дмитрий уже сам пошел войной на Ольгерда и разгромил союзные ему Смоленское и Брянское княжества (война 1368 -1375 Москвы с Тверью и Литвой). В ходе ее тверской князь несколько раз получал ярлык на великое княжение и объявлял себя «старшим» среди русских князей, но в конечном счете верх одержал все-таки Дмитрий. Успех молодого московского правителя объяснялся мудрой поддержкой митрополита Алексия, помогавшего своему воспитаннику в деле объединения под его «рукой» суздальскоих, нижегородских, серпуховских, городецких, белозерских, кашинских, стардубских, тарусских, новосильских, смоленских, ростовских, ярславских и новгородских ратей. В 1375 Дмитрий разбил под Любутском литовское войско Ольгерда. Ордынская помощь Ольгерду вовремя не пришла, и Михаил Тверской, «видя изнеможение свое, понеже вся Русская земля возста на него», просил вместе со своим зятем Ольгердом у Дмитрия мира. Договором 1375 между Тверью и Москвой тверской князь низводится до положения «младшего брата» великого князя московского и навсегда отказывался от притязаний на великое княжение и согласился на союз с Дмитрием против Золотой Орды.

В 1376 Московское княжество утвердило свое влияние в Волжско-Камской Болгарии, начало переговоры с Великим Новгородом об урегулировании торговой деятельности. В результате их Москва открыла свободный пропуск новгородских товаров в своей земле, заручившись согласием новгородцев в случае нового конфликта с Тверью стоять на стороне Москвы. В том же году в спорах о границах Московского и Рязанского княжеств Дмитрий вновь вышел победителем, разгромив под Скорнищевом рязанского князя Олега Ивановича 1 .

В 1377 на Суздальское княжество, где правил тесть Дмитрия, напал ордынский царевич Араб-Щах (Арапша). Спасая родственника, Дмитрий направил туда московское войско и тем самым первым из русских князей начал открытую борьбу с ордынцами. Однако первое столкновение с ними оказалось неудачным для русских: по преданию, ордынцы разбили упившихся русских воинов, не ожидавших нападения врага, и река, на которой они расположились лагерем, получила поэтому название «река Пьяни». Вслед за тем татары опустошили нижегородские и рязанские земли, а царевич Арапша провозгласил себя ханом Золотой Орды. В 1378 Дмитрий, лично командовавший отрядом воинов, разбил на реке Воже большой отряд ордынцев под водительством татарского мурзы Бегича. Это была первая военная победа русского оружия над ордынцами, в ней также прославились воеводы Даниил Пронский и Тимофей Вельяминов. . 2

Испугавшись усиления московского правителя, ордынский тёмник (командовавший «тьмою» - 10 тыс. воинов) Мамай решил сломить войско (100-150 тыс.), в которое, помимо монголо-татар, входили также отряды черкесов, осетин, армян, некоторых народов Поволжья, наемные отряды крымских генуэзцев, вступил в союз с литовским князем Ягайло и великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Новое сражение с московским войском было назначено на конец лета. Получив известие об этом, Дмитрий назначил сбор всех полков в Москве и Коломне на 15 августа 1380.

8 сентября 1380 в решающей для русских Куликовской битве, развернувшейся между реками Дон и Непрядва, московский князь Дмитрий Иванович разбил ордынское войско, за что и получил прозвище Донской. Два года после победы на Куликовом поле Москва не платила дани завоевателям, пока новый ордынский хан, Тохтамыш, пользуясь поддержкой рязанского князя Олега, указавшего обходные пути к Москве, не взял город в 1382. Дмитрий был извещен о наступлении Тохтамыша, но после Куликовской битвы Москва не смогла выставить крупного войска. Город весь сгорел, кроме каменного Кремля. Воспользовавшись ослаблением Москвы, тверской князь Михаил, «забыв» клятву, отправился в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Дмитрий Донской, опередил его «покаянным посольством» к хану. В Орде он отдал в заложники своего старшего сына Василия, поклявшись исправно платить дань. Ярлык на великое княжение остался за Москвой, после чего Дмитрий пошел войной на Рязань и разорил ее «пуще татар». В 1385 Дмитрий Донской и Олег Рязанский заключили мир 2 .

В связи с возобновлением выплат дани ордынцам Дмитрий увеличил поборы с податного населения. Скудость казны заставила его обратить внимание на богатый Новгород и, найдя повод, начать в декабре 1386 войну с ним. В начале января 1387 московское войско подошло к Новгороду, но битвы не было. Новогородцы согласились выплатить единовременно большую сумму серебром и в дальнейшем платить особую подать («черный бор») ежегодно в пользу Москвы. За свое 30-летнее правление Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о политическом единстве Руси стало при нем совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счет территорий Галича Мерьского, Белоозера, Углича, а также костромских, чухломских, дмитровских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана пермская епископия) земель. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя.

В самой Москве, кроме белокаменного Кремля, были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), прикрывавшие подступы к центру города. Взамен старого, «служилого» принципа комплектации войска Дмитрий впервые в русской военной истории ввел новый (территориальный) принцип его формирования. Он оправдал себя в Куликовской битве и оправдал себя, когда на Руси появилась артиллерия (конец 14 в.). При Дмитрии в Москве была введена чеканка серебряной монеты - раньше, чем в других русских княжествах и землях. Культурную жизнь княжества времен Донского характеризует создание произведений, связанных с победой русского оружия (ставших позже основой Сказания о Мамаевом побоище и Задонщины, прославлявших успехи русского оружия на Куликовом поле).

У Дмитрия Донского было 12 детей (8 сыновей, 4 дочери). В своей «Духовной» (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию - без санкции Золотой Орды, уже как «свою отчину». Всем детям, в том числе сыновьям (Василию, Юрию, Андрею, Петру, Ивану и умер 19 мая 1389, погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля. Причислен к лику святых; день памяти - 19 мая (1 июня нового стиля). Житие рисует его идеализированно: крепок, высок, плечист, грузен («чреват вельми и тяжек собою зело»). По словам составителя Жития, имел «дивный взгляд», был «совершен» умом. По свидетельству же современников, имел непростой характер: отвага в Дмитрии соседствовала с нерешительностью, храбрость с готовностью отступать и подчиняться, ум с бестактностью, прямодушие с коварством. Образованностью князь не отличался, но был славен благочестием, незлобивостью и целомудрием «духовным».

Герои Куликовской битвы

Куликовская битва - величайшее сражение в истории России. На Куликовом поле зародилась наша армия и государство, а в подвигах Александра Пересвета и Андрея Осляби - пример беззаветного героического служения Отечеству.

После поражения золотоордынских войск на реке Воже в 1378, ордынский тёмник (военачальник, командовавший «тьмою», то есть 10 000 войска), выбранный ханом, по имени Мамай решил сломить русских князей и усилить их зависимость от Орды. Летом 1380 он собрал войско, насчитывавшее около 100–150 тыс. воинов. Помимо татар и монголов, в нем имелись отряды осетин, армян, живших в Крыму генуэзцев, черкесов, и ряда других народов. Союзником Мамая согласился быть великий князь литовский Ягайло , войско которого должно было поддержать ордынцев, двигаясь по Оке. Другим союзником Мамая – по сообщению ряда летописей – был рязанский князь Олег Иванович.

В конце июля 1380, узнав о намерениях ордынцев и литовцев воевать с Русью, московский князь Дмитрий Иванович назначил сбор всех полков в Коломне на 15 августа 1380 года и обратился с призывом о сборе русских военных сил в столице и Коломне, и вскоре собрал рать, немногим меньшую войска Мамая. В основном в ней были москвичи и воины из земель, признавших власть московского князя, хотя ряд лояльных Москве земель – Новогорода, Смоленска, Нижнего Новгорода – не выразили готовности поддержать Дмитрия. Не дал своих «воев» и главный соперник князя московского – князь тверской. Тем не менее, мобилизация сил Московского и других княжеств дала возможность Дмитрию Ивановичу создать небывалую до того русскую рать (100-150 тысяч человек).

Проведенная Дмитрием военная реформа, укрепив ядро русского войска за счет княжеских конниц, дала доступ в число ратников многочисленным ремесленникам и горожанам, составившим «тяжелую пехоту». Пешие ратники, по распоряжению полководца, были вооружены копьями с узколистными наконечниками треугольной формы, плотно насаженными на длинные крепкие древки, либо метальными копьями с кинжаловидными наконечниками. Против пеших ордынцев (коих было немного) русские воины имели сабли, а для дальнего боя – обеспечены луками, шлемами-шишаками, металлическими наушиями и кольчужными бармицами (воротниками-оплечьями), грудь воина была прикрыта чешуйчатой, пластинчатой или наборной броней, комбинированной с кольчугой. Старые миндалевидные щиты были заменены круглыми, треугольными, прямоугольными и сердцевидными.

План похода Дмитрия состоял в том, чтобы, не дать хану Мамаю соединиться с союзником или союзниками, вынудить его переправиться через Оку или сделать это самим, неожиданно выйдя навстречу противнику. Благословение на исполнение замысла Дмитрий получил у игумена Сергия из Радонежского монастыря. Сергий предрек князю победу и, согласно легенде, послал с ним «на брань» двух иноков своей обители – Пересвета и Ослябю, погибших в бою.

Из Коломны, где собралась многотысячная рать Дмитрия, он в конце августа дал приказ двигаться на юг. Стремительный марш русских войск (около 200 км за 11 дней) не позволил силам противника соединиться.

В ночь с 7 на 8 августа, перейдя реку Дон с левого на правый берег по наплывным мостам из бревен и уничтожив переправу, русские вышли к Куликову полю. Тыл русских был прикрыт рекой – тактический маневр, открывший новую страницу в русской военной тактике. Князь Дмитрий довольно рискованно отрезал себе пути возможного отступления, но одновременно прикрыл с флангов свое войско реками и глубокими оврагами, затруднив осуществление обходных маневров конницы ордынцев. Диктуя Мамаю свои условия боя, князь расположил русские войска эшелонировано: впереди стоял Передовой полк (под командованием князей всеволжских Дмитрия и Владимира), за ним – Большой из пеших ратей (командир – Тимофей Вельяминов), правый и левый фланги прикрывали конные полки «правой руки» (командир – коломенский тысяцкий Микула Вельяминова, брат Тимофея) и «левой руки» (командир – литовский князь Андрей Ольгердович). За этим основным войском встал резерв – легкая конница (командир – брат Андрея, Дмитрий Ольгердович). Она должна была встретить ордынцев стрелами. В густой дубраве Дмитрий приказал расположиться резервному Засадному полу под командованием двоюродного брата Дмитрия, серпуховского князя Владимира Андреевича, после битвы получившего прозвище Храбрый, а также опытного воинского воеводы боярина Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Московский князь старался вынудить ордынцев, в первой линии которых всегда стояла конница, а во второй – пехота, к фронтальной атаке.

Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей. Над Куликовым полем стоял густой, непроницаемый туман, который рассеялся только к двенадцатому часу. По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика Димитрия Солунского, где впоследствии основан монастырь мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7км от г . Скопина . Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох хранится в краеведческом музее г. Рязани.

Самым знаменитым героем Куликовской битвы стал без сомнения инок Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет, который, как и его собрат, Родион (в синодиках Андрей) Ослябя ("во иноцех схимон Адриан"), участвовал в этом знаменитом сражении с благословения своего игумена - Сергия Радонежского. До поступления в Троице-Сергиев монастырь Пересвет, по происхождению любутский (брянский) боярин отличался храбростью и воинским искусством. "Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел", - отмечали летописцы. Андрей Ослябя также до пострижения был боярином и опытным воином. Видимо московский князь Дмитрий Иванович знал их до пострижения, поэтому просил игумена Сергия отпустить ппявляяся и хоробруя". Уверенный в своей силе и ловкости, Темир-мурза вызывал на единоборство кого-либо из русских витязей. Но "никто не смел против него выйти, и каждый говорил соседу, чтобы тот вышел, и никто не шел". Пересвет и Ослябя находились в это время в передовом полку, у князя Владимира Всеволожского. Заметив, что даже самые храбрые из русских воинов не решаются противостоять грозному татарскому поединщику, Александр Пересвет выступил вперед. "Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться", - произнес он. Русский витязь не был облечен в боевые доспехи - вместо шлема и брони на нем была лишь схима с изображением креста. Но, вступая в бой с сильным врагом, он имел над ним неоспоримое преимущество в решающем отношении, так как биться собирался за правое дело, а не самонадеянной похвальбы и тщеславия ради. По христианскому обычаю инок Пересвет простился с однополчанами своими и просил Андрея Осляблю и других воинов молиться за него. Пересвет сел на своего коня и, вооружившись копьем, устремился на татарина. Богатыри сшиблись с такой страшной силой, что копья переломились, а оба могучих воина упали со своих коней на землю мертвыми. Александр Пересвет погиб, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.

Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас, вышедший из дубравы, Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.

Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Там же была захвачена Ставка ордынцев. Ягайло, узнав о его поражении, также спешно повернул обратно. Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня).

Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными). Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».

Куликовская битва вселила уверенность в возможности победы над ордынцами. Поражение на Куликовом поле ускорило процесс политического дробления Золотой Орды на улусы. Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани, что положило начало освобождению русского народа от ордынского ига, росту его самосознания и самосознания других народов, находившихся под игом ордынцев, укрепило роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.

Память о Куликовской битве и ее героях сохранилась в исторических песнях, былинах, повестях (Задонщина , Сказание о Мамаевом побоище и др.). Созданное в 90-е 14 – первой половине 15 в. вслед за летописными повестями Сказание о Мамаевом побоище являет собой самое полное освещение событий сентября 1380. Только в Сказании сохранились сведения о численности войск Мамая, описания приготовления к походу («упряжения») русских полков, подробности их маршрута на Куликово поле, особенности дислокации русских войск, перечисление князей и воевод, принимавших участие в сражении.

Первым памятником героям Куликовской биты стала церковь на Куликовом поле, собранная вскоре после битвы из дубов Зеленой дубравы, где был спрятан в засаде полк князя Владимира Андреевича.

В Москве в честь событий 1380 были возведены церковь Всех Святых на Куличиках (ныне находится рядом с современной станцией метро «Китай-город»), а также Богородице-Рождественский монастырь, в те времена давший приют вдовам и сиротам ратников, полегших в Куликовской битве.

На Красном холме Куликова поля в 1848 была сооружена 28-метровая чугунная колонна – памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой Ордой (архитектор А.П.Брюллов).

В 1913–1918 на Куликовом поле был выстроен храм во имя преп. Сергея Радонежского. Куликовская битва нашла отражение и в картинах О.Кипренского – Князь Донской после Куликовской битвы , Утро на Куликовом поле , М.Авилова – Поединок Пересвета и Челубея и др.

В 2002 учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память св. в. кн. Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского, позже поединок Пересвета с Челубеем отчеканен на памятной монете Банка России.

В Москве около Симонова монастыря установят памятник героям Куликовской битвы монахам Александру Пересвету и Андрею Ослябе. А сами мощи героев битвы иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябы покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове.

В русской церковной истории победа на Куликовом поле стала со временем чествоваться одновременно с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемом ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

Патриарх Московский и всея Руси призвал молодежь чтить память героев Куликовской битвы.

Куликовская битва – это сражение известно, без преувеличения, каждому россиянину, даже если он очень слабо разбирается в истории. Невиданное прежде по числу участников, ожесточению, упорству и потерям сторон (это лучше всего отражает неофициальное название Мамаево побоище), оно стало первым опытом объединения сил большей части русских княжеств против вековой угрозы со стороны Золотой Орды, первым шагом к освобождению русских земель от ненавистного монголо-татарского ига. Для нас, жителей Владимирского края, особенно интересно проследить участие земляков в одном из величайших сражений всех времен. И сразу же можно сказать: владимирцам есть чем гордиться!

Арифметический курьез
Сегодня в нашей стране годовщину Куликовской битвы отмечают 21 сентября, которое считается одним из дней воинской славы России. Однако на самом деле дата знаменитой битвы, которая произошла 8 сентября 1380 года, в пересчете с юлианского на григорианский календарь выпадает на 16 сентября. Для событий XIV века "поправка" на новый стиль составляет всего лишь 8 дней, а не 13, как это было в канун революционных потрясений в начале XX века. Однако при Б.Ельцине ко всем датам воинской славы, невзирая на века, механически прибавили по 13 суток, создав, таким образом, историко-арифметический курьез, который до сих пор почему-то не исправлен. Так или иначе, но действительная годовщина Куликовской битвы именно 16 сентября, а не 21-го.

Дмитрий Донской – великий князь Владимирский
Общеизвестно, что русским войском на Куликовом поле командовал московский князь Дмитрий Иванович, получивший за проявленную личную доблесть на Куликовом поле и победу прозвание Донского. Однако не стоит забывать, что Дмитрий Донской в 1380 году руководил общероссийским войском в качестве великого князя Владимирского – этот титул он носил к тому времени уже 17 лет, получив его еще в 1363-м после борьбы со своим тестем и тезкой князем Дмитрием Константиновичем Суздальско-Нижегородским. Именно город Владимир на Клязьме в пору Куликовской битвы являлся столицей Северо-Восточной Руси. Поэтому с официальной точки зрения на Куликовом поле победила Владимирская Русь, быстро растущим, но пока еще неформальным центром которой становилась Москва.
Численность русского войска, которое вышло против Мамая, исследователи оценивают по-разному. Наиболее реалистическая цифра – около 60 тысяч человек, что по меркам средневековья составляло более чем внушительную армию. У хана Мамая (не являясь потомком Чингисхана, формально он был лишь темником – полководцем хана-марионетки, но фактически являлся самовластным правителем) на Куликово поле, скорее всего, вышло порядка 80 тысяч человек, включая наемников, самый крупный отряд которых составляли генуэзские латники-копьеносцы. Летописи и ряд иных письменных источников сохранили достаточно подробные сведения о составе войска князя Дмитрия Ивановича, в том числе информацию о том, где, как и под чьим непосредственным командованием сражались дружины из княжеств, территория которых находилась в пределах нынешней Владимирской области.

Полки выходят в поход
Известно, что в поход на Дон выступил отдельный владимирский полк, который состоял из дружины из Владимира и отрядов бояр-землевладельцев со всей владимирской округи – очевидно, в пределах позднейшего Владимирского уезда. Так как самостоятельных князей во Владимире к тому времени не было, то первоначально командовал этим воинским контингентом служивший Дмитрию, будущему Донскому, князь Роман Прозоровский – потомок великих князей Ярославских. Вероятно, вместе с владимирцами шли и суздальские дружины. Суздальские князья, враждовавшие с Москвой, сами в поход не пошли (через 2 года после победы на Куликовом поле они приведут на Русь орду хана Тохтамыша), но сами суздальцы, не колеблясь, отправились воевать с ненавистным врагом.
Еще один полк выставило Юрьев-Польское княжество, которое с 1340 года вошло в состав московских владений после смерти своего последнего князя Ивана Ярославича – правнука Всеволода Большое Гнездо. Однако и спустя 40 лет после кончины удельного правителя статус отдельной территории за Юрьевским княжеством еще сохранялся, поэтому на Куликово поле оттуда также направился отдельный полк, которым командовал молодой воевода Тимофей Васильевич, который в летописях обычно именуется как Тимофей Волуевич. Этот Тимофей был внуком выходца из Литвы Окатия Волуя, сын которого Василий Окатиевич занимал высокий пост окольничего при дворе великого князя Московского и Владимирского Симеона Гордого – дяди Дмитрия Донского, скончавшегося от чумы в 1353 году. В 1380 году в поход отправились и отец Василий Окатиевич, и его сын Тимофей. Первый – в качестве добровольца (бывший окольничий Симеона Гордого к тому времени был уже ветераном), а второй – воеводой великого князя.
Также отдельным полком в составе объединенного войска двинулись на Дон и военные силы Стародубского княжества. Его центром был город Стародуб на Клязьме – ныне это село Клязьминский Городок Ковровского района, где до сих пор сохранились валы средневекового городища. К 1380 году в Стародубе правил князь Андрей Федорович – прапраправнук того же Всеволода Большое Гнездо. Ровно за полвека до Куликовской битвы, будучи еще малолетним ребенком, стародубский правитель потерял своего отца князя Федора Ивановича, который был убит в Орде татарами по приказу тогдашнего хана Узбека. Поэтому, несмотря на преклонный по меркам XIV столетия возраст (Андрею было уже под 60), стародубский князь не только вывел в поле значительные по местным меркам силы, но и лично возглавил свой отряд, стремясь поквитаться с ордынцами.
Наконец, отдельный воинский контингент выставил Муром, который прежде входил в состав обособленной Муромо-Рязанской земли, но к 1380 году уже находился в орбите московского влияния. Если великий князь Рязанский Олег Иванович в силу политических расчетов был союзником Мамая, то муромляне отправились воевать против Золотой Орды вместе с воинством соседних земель по Оке под командой князей Андрея Муромского и Юрия Мещерского.

Перед сражением
Непосредственно перед сражением владимирский и юрьевский отряды вошли в состав Большого полка – главного подразделения русского войска, занимавшего центральное место на поле боя. Именно в Большом полку находился великий князь Дмитрий Иванович, над ним развевался великокняжеский стяг – темно-красного или даже черного цвета с ликом Вседержителя Спаса. Командование перед сражением над владимирскими и юрьевскими дружинами было возложено на более опытного воеводу князя Романа Михайловича Брянского и на приведшего юрьевцев Тимофея Волуевича. Там же находились и муромо-мещерские полки вместе со своими князьями.
Князь Андрей Федорович Стародубский со своей дружиной вошел в состав полка правой руки, который соответственно названию находился на правом фланге русского войска. Вместе со своим полным тезкой князем Андреем Федоровичем Ростовским, стародубский князь в качестве воеводы получил командование над полком правой руки, получив под команду еще и отряды из Ярославля. Очевидно, при подобном назначении был учтен богатый боевой опыт князя-ветерана из Стародуба, которому доверили один из самых ответственных постов. И как оказалось позже – не зря!

Куликовская битва
Ход сражения большинству, наверное, известен еще из школьных учебников. Сражению предшествовал поединок инока Троицкого монастыря Пересвета с татарским богатырем Темир-мурзой (Челубеем). После того, как оба соперника поразили друг друга копьями, начался бой по всему фронту. Войско Мамая истребило сторожевой полк русских, смяло передовой полк и начало теснить Большой полк, одновременно заставив отступать и полк левой руки. В этот самый опасный момент сражения особенно отличились наши земляки. Прежде всего, стойкость и мужество продемонстрировали отряды владимирцев и юрьевцев. Именно они подоспели на помощь, когда татарская конница врубилась в глубь московских и коломенских дружин и поразила боярина Михаила Бренка, с которым Дмитрий Донской поменялся доспехами. Со стороны многим показалось, что убит великий князь. Одновременно был подрублен и пал русский стяг. Лишь яростная контратака владимирских и юрьевских дружин, которую возглавил воевода Тимофей Волуевич, помогла выправить ситуацию.
Огромное значение имело и то, что полк правой руки под командой Андрея Стародубского и Андрея Ростовского, несмотря на бешеный натиск воинов Мамая, остался на том месте, где и находился к началу боя. Правый фланг русского войска не отступил ни на шаг, позволив сохранить позицию в целом. Линия боя уподобилась закрывающейся двери: левый фланг русских отступал, центр чуть подавался назад, но полк правой руки стоял неколебимо, не давая татарской коннице окружить Большой полк и заставляя врага отвлекать из центра немалые силы.
В конце концов, в тыл ордынцам, преследовавшим полк левой руки, ударил засадный полк под командой двоюродного брата Дмитрия Донского князя Владимира Храброго и воеводы Боброка-Волынца, скрывавшийся до этого в дубраве у реки Непрядвы. После того, как на левом фланге татары побежали, отряды Мамая стали отступать и в центре. Большой полк и полк правой руки вместе с конницей засадного полка тоже перешли в наступление. Враг был отброшен, началось всеобщее бегство мамаевой рати. Продолжавшееся несколько часов сражение окончилось полной победой воинства великого князя Владимирского. Если прежде удавалось одерживать верх лишь над отдельными отрядами ордынцев, то теперь впервые было разгромлено все главное войско Золотой Орды!

Цена победы
Однако успех дался очень дорогой ценой. Данные о потерях разнятся, но, по-видимому, русские потеряли убитыми более половины своего войска! И хотя ордынцев было убито еще больше, столь страшное опустошение в полках не позволило Дмитрию Донскому преследовать Мамая. Известно, что погибло 35 владимирских, 50 суздальских и 40 муромских бояр, которых по нынешней терминологии можно считать офицерами того времени. На Куликовом поле пал владимирский воевода Тимофей Васильевич-Волуевич, тело которого нашли рядом с убитым в самом начале боя иноком Пересветом. По свидетельствам очевидцев, воевода погиб в неравной схватке с татарами, когда прикрывал владимирских воинов, отбивавших у неприятеля главное знамя русского войска. У Тимофея Васильевича, который успел положить на месте нескольких врагов, была отрублена рука, а когда горстку воинов при нем изрубили, татары прикончили раненого. Но стяг к тому времени был унесен в глубь Большого полка и не достался врагу. Неподалеку от сына погиб и отец Тимофея ветеран Василий Окатиевич. В битве также были убиты князья Юрий Мещерский и Роман Прозоровский.
Князья Андрей Стародубский, Андрей Муромский и Роман Брянский уцелели, хотя только в одном полку правой руки пали 5 ярославских и углицких князей. Всего же число только погибших бояр исчислялось сотнями, а князей пало более 30.

Потомки героев Куликова поля
Любопытно, что известны потомки воевод, которые командовали нашими земляками на Куликовом поле. Герой-воевода Тимофей Волуевич стал родоначальником известного дворянского рода Валуевых. Его прямым потомком являлся граф Петр Александрович Валуев, занимавший в 1860-1870-е годы посты премьер-министра, министра внутренних дел и государственных имуществ.
Потомком воеводы Прозоровского был прославленный фельдмаршал князь Александр Александрович Прозоровский – герой войн с турками при Екатерине II, проживавший в своем имении селе Ивановское-Прозоровских в Покровском уезде Владимирской губернии.
До сих пор продолжается род князей Гагариных – прямых потомков воеводы Андрея Федоровича Стародубского. В их числе – вице-президент Академии художеств, генерал и известный художник князь Григорий Григорьевич Гагарин и ныне здравствующий профессор Петербургского университета, доктор физико-математических наук князь Андрей Петрович Гагарин. Кстати, в 2002 году А.П.Гагарин приезжал во Владимирскую область на празднование 850-летия основания Стародуба. Потомком Андрея Стародубского был и прославленный спаситель Отечества князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
К сожалению, имена тысяч рядовых воинов, сражавшихся и погибших близ Дона и Непрядвы, остались безвестными. Но память о Куликовской битве, отправной точки в возрождении российской государственности после полуторавекового порабощения, останется в памяти навсегда. И мы можем и должны гордиться подвигом своих предков.

Тема: «Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя». Работа ученика 7 А класса МБОУ СОШ № 14 Ермолаева Сергея Владимировича, руководитель: Леонтьева Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Введение.

На уроках литературы мы каждый год изучаем былины. Их герои - богатыри, защитники земли Русской, ее границ, государственности, культуры, чести и достоинства. Мы знаем, что былинный богатырь - это собирательный образ, включающий в себя все лучшие черты и качества мужчины: храбрость, силу, мужественность, доброту, веру в справедливость, способность наказать обидчика, защитить слабого, сберечь духовные и материальные ценности. Понятно, что обычному человеку трудно и даже практически невозможно сочетать в себе все эти качества. Или все-таки возможно?

Цель нашей работы - изучить жизнь русских воинов-монахов Александра Пересвета и Родиона (в монашестве Андрея) Осляби и на их примере доказать, что богатыри - не выдумка народа. Они существовали на самом деле. И подвиги, совершенные ими, возможны только благодаря высокой духовной силе, которой они обладали.

В нашем Отечестве есть великий сонм людей Божиих, служивших Христу на ниве богоугодной жизни, сынов света духовного. Здесь святители, святые и князи благоверные, блаженные юродивые и праведные миряне, преподобные воздержники и мученики безстрашные, и даже монахи-воины, соединившие в своем житии последние два подвига воедино, став преподобномучениками. Имена их светятся на скрижалях родной истории ярко, подобно двум неугасимым лампадам над их священными гробами: это Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). Для них уже загорелся и невечереющий день в вечном царствии Христовом.

Биография Пересвета и Осляби.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике — ”Задонщине” — вполне определенно, что он был ”бряньский боярин”. Об Ослябе мы узнаем только из ”Сказания о Мамаевом побоище” — о том, что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Существует предположение, что он также был родом из Брянска; в одном месте даже сказано об обоих: ”брянские бояре”. Есть также версия, что Ослябя был двоюродным братом Пересвета.

С детских лет, трудясь и молясь, они проходили суровую школу мужества. Будущие избранники воспитывались в благочестии как воины Царя Небесного и воины царя земного, призванные защищать Родину и Веру отеческую.

Об их жизни известно очень мало. В давние времена люди жили гораздо проще и чище и не думали, как сделать себе имя, оставив подробности своей жизни. Доподлинно же о святых монахах-воинах можно сказать с некоторыми подробностями и вкраплением редких фактов очень кратко: рождение — воспитание — служба — монашество — битва — смерть и венец всего: рождение в жизнь вечную — спасение души и ожидание воскресения во Царствии Любви, Света и Правды, чтобы вместе с Господем быть.

Пройдя положенное житейское поприще, обремененное ранами душевными и телесными, два брата решили спасать свои души, избрав путь иноческий.

Существует предание, согласно которому Александр (Пересвет) принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на реке Устье среди величавой красоты сосновых боров. Обитель была основана по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.

Впоследствии эти два воина оказались во обители Живоначальной Троицы. Можно только догадываться, как Пересвет и Ослябя перешли в Троице-Сергиев монастырь. Ясно достоверно только то, что когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 г. приехал за благословением на битву к преподобному Сергию, они были уже его послушниками. И самое главное: это все было промыслительно и неслучайно.

Татаро-монгольское нашествие.

Великое испытание выпало на долю русского народа в тринадцатом-четырнадцатом веках. Грозной тучей надвинулись полки ордынские. Разбойников было несметное количество. Огромные страшные потери понесла земля родная под иноплеменным ярмом. На Руси же тогда царствовала междоусобица...

В те времена витал в воздухе миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи о том, что одолеть их в честном бою было невозможно, поскольку они будто бы владели некоей мистической силою. И чтобы превозмочь их коварство, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь Свыше. Поэтому усердный молитвенник пред Господом Сергий Радонежский, узнав волю Божию, решился послать на битву духоносных монахов. Нужно было воодушевить русское воинство.

Благословение Сергия Радонежского .

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов.

Великий князь попросил: ”Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься”.

Помолившись за Божественной Литургиею, преподобный старец окропил священною водою его со всем христианским воинством, благословил великого князя крестом святым и сказал ему: ”Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником”. А тайно предсказал ему: ”Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству…... Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь”. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).

Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве. Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались. Были они в миру известными витязями в сражениях.

Монахи сделали по слову игумена своего. И дал им Сергий ”вместо тленного оружие нетленное: Крест Христов нашит на схимах. И повелел им вместо шеломов возложить на себя”, и отдал их в помощь великому князю, промолвив: ”Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники”. Напоследок сказал им угодник Божий: ”Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!” И всему православному войску дает он Христово знамение, мир и благословение.

Молитва перед битвой.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина.
Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

Челубей.

Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Он был любимым батыром Мамая. Сила его была подобна силе древнего гиганта-филистимлянина Голиафа; ”пять сажен высота его, а трех сажен ширина его”. Был Челубей не простым воином. По одной из версий, он входил в секту воинов; исповеданием ее являлось одно из древнейших буддийских верований, именуемое ”бон(г)-по”. Это верование — древнее поклонение космосу, и не просто планетам, стихиям и эфиру, но духам-богам, обитающим в них. Челубей был самой высокой степени посвящения в этой секте. По сказанию, он был непобедим: 300 боев, и во всех “враг” был повержен!

Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовною, Божией силою. В этом состоит сакральный мотив посыла именно монахов-воинов.

Поединок Пересвета с Челубеем.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла.

Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Подвиг Андрея Осляби.

Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи, и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы. По наиболее распространённой версии, Андрей Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1398 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок.

Значение Куликовской битвы.

21 сентября отмечаются две знаменательные даты: первая - это духовный праздник - Рождество Богородицы, второй - годовщина Куликовской битвы. На Куликово поле во главе своих дружин отправились несколько русских князей, но вернулись они оттуда - единым русским народом.

На Куликовом поле была основана великая империя - московская Русь. Но не только величие русского народа проявилось в этой битве. Тогда в составе русских войск были и представители других народов, которые сложили свои головы в этом же сражении. Другие народы всегда приходили к нам на помощь и бились вместе с русскими. Каждый народ внёс свою лепту в строительство нашей великой Империи. И каждый этот взнос для нас очень дорог. Это праздник всех народов великой России - только вместе мы сила!

Куликовская битва 1380 г. - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды. Растущая мощь Московского княжества, усиление его авторитета среди русских княжеств, отказ Москвы платить дань стали основными причинами замысла правителя Золотой Орды Мамая по организации большого похода на Русь. На поле Куликовом сошлось более 300 тысяч воинов. Было нанесено сокрушительное поражение Золотой Орде. Куликовская битва стала коренным переломом в борьбе Руси против татаро-монгольского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания. В Куликовской битве погибло с русской стороны 12 князей, 483 боярина и тысячи простых воинов. Князь Дмитрий Иванович получил тяжелое ранение.

Древний бытописатель горестно замечает: “Бысть брань крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил... И не можаху кони ступати по мертвым. Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове, между Дону и Мечи, множества ради многих сил сошедшеся”.

После битвы князь Димитрий стал обходить Великое Поле, засеянное телесами его дорогих соратников и политое русскою кровию, на котором взошла Первая Великая Слава Руси. «Даже деревья от великия печали преклонилися». Увидев Пересвета монаха и тут же поблизости лежащего знаменитого богатыря Григория Капустина, великий князь обратился к ним и промолвил: “Видите, братья, своего зачинателя, ибо этот Александр Пересвет, пособник наш, благословлен был игуменом Сергием и победил великого, сильного, злого татарина, от которого многие люди испили бы смертную чашу”.

Русь одолела могущественных варваров и поверила бесповоротно в свои силы. Пусть знают и окончательно запомнят все интервенты-агрессоры: “Кто поднимет меч, тот мечем и падет” бесславно. Летописец восклицает: “Возвысил Бог род христианский, а поганых уничижил и посрамил их суровство”. Имена красных воинов земли Русския Небесный Воеводо в лепоту облекл еси; имена двух из них — Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) с того времени прославляются как имена местночтимых святых Радонежских.

Восемь дней “стояли на костях”; хоронили героев за Веру и Отечество живот (жизнь) свой положивших. Срубили церковку Рождества Богородицы над братской могилой у р. Непрядвы. А Пересвета и Ослябю схоронили не здесь, а в Старом Симоновом монастыре близ Москвы. Тут же, по преданию, упокоились до светлого Второго славного Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия...

Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы..., а вернулись единым русским народом!

Димитрий Донской пробыл на Москве четыре дня и затем направил стопы свои к Живоначальной Троице, к отцу Сергию. Преподобный встретил его со крестами близ монастыря и изрек: “Радуйся, господин князь великий, и веселись твое христолюбивое войско!” И вопросил его о своих любимцах. Великий же князь отвечал ему: “Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!”

При захоронении воинов Великий князь со всем воинством громким голосом провозгласили “им вечную память с плачем и со слезами многими”. Склонив голову перед свежими могилами лучших сынов Отечества, Димитрий Иванович сказал вещие слова: “Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за все христианство между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога”.

Куликовская битва получила широкий международный отклик. В литературном произведении того времени “Задонщина” сказано, что слава Руси дошла до Италии, Германии и Византии. На Куликовом поле русские осознали силу политического единства. Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига. Вернувшись с войском 1 октября 1380 г. в Москву, Дмитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство мужского Высокопетровского монастыря в память о битве, ведь победе на Куликовом поле предшествовала нравственная победа русского народа, противоставшего соблазнам и искушениям. Эта традиция духовного подвига в борьбе с духом времени остается актуальной и в современной России.

Благодарность и память потомков.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя пречислены к лику святых как святые воины-монахи.

Героям Куликовской битвы, воинам Пересвету и Ослябе будет поставлен памятник в Москве.

В честь Андрея Осляби и Александра Пересвета были названы броненосецы Российского флота, погибшие в русско-японской войне. В настоящее время в боевом составе Тихоокеанского флота находится большой десантный корабль «Ослябя».

Имя и подвиг героя-монаха Пересвета знает любой школьник, потому что школьной программой по истории России предусмотрено изучение Куликовской битвы. Имя Родиона Осляби не знает почти никто. Меня на изучение его биографии натолкнула случайно увиденная картина Павла Рыженко «Ослябя». Заинтересовало необычное имя, а потом возник вопрос, почему этот герой незаслуженно забыт? Теперь, изучив биографию и выступив с докладом на конференции, я постарался отдать должное уважение памяти святого монаха.

Выводы.

Таким образом, Александр Пересвет и Андрей Ослябя - это настоящие русские богатыри (не случайно в слове «богатырь» корень - бог -), воины-монахи, своим примером вдохновившие войско на победу.

Как подтверждает история нашего государства, все великие победы русской армии одержаны, в первую очередь, благодаря духовному превосходству наших воинов.

Церковь всегда благословляла нелегкое воинское служение, молилась о даровании побед, в скорбные дни разделяла с народом боль утраты по погибшим на поле брани воинам.

Неслучайно на протяжении всей истории Государства Российского тесный союз между служителями Церкви и Отечества был видимым знаком духовной и державной силы России, символом доблести и чести воинства, его единения с русским народом, вокруг которого сплачивались все народы России.

Библиография

1. Аникин В. П. Ступенька к мудрости. М. Детская литература, 1988.

2. Демин В. Тайны русского народа. М. «Вече», 2006.

3. Митяев А. В. Героические страницы истории родины IX - XVIII вв., М. Просвещение, 1991.

4. Святые воины Пересвет и Ослябя. Героизм силой Христовой и Христа ради!!!

localhost/I:/Сер.%20чтения/Пересвет%20и%20Ослябя/Святые%20воины%20Пересвет%20и%20Ослябя.%20Героизм%20силой%20Христовой%20и%20Христа%20ради!!!%20_%20Знаки%20исполнения%20времён.mht

5. Памятник героям Пересвету и Ослябе как память и символ возрождения России. ocalhost/I:/Сер.%20чтения/Пересвет%20и%20Ослябя/Памятник%20героям%20Пересвету%20и%20Ослябе%20как%20память%20и%20символ%20возрождения%20России.mht

6. Александр Пересвет. ocalhost/I:/Сер.%20чтения/Пересвет%20и%20Ослябя/Александр%20Пересвет.%20Обсуждение%20на%20LiveInternet%20-%20Российский%20Сервис%20Онлайн-Дневников.mht

Новое на сайте

>

Самое популярное