Домой Многолетние цветы Расцвет дворянской империи. Восстание Емельяна Пугачева. Дворянская империя в России. Екатерина II и ее эпоха

Расцвет дворянской империи. Восстание Емельяна Пугачева. Дворянская империя в России. Екатерина II и ее эпоха

Долгое царствование Екатерины II (1762--1796) наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями на Н.И. Новикова и А. Н. Радищева. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ (А. Б. Каменский). Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой просвещенного абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещенный абсолютизм -- утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, -- дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, -- пеняла она французскому философу Д. Дидро, -- пишете на бумаге, которая все стерпит, я же, бедная императрица, -- на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Весьма показательна ее позиция в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.

Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного абсолютизма были:

  • -- созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767--1768). Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. К открытию комиссии Екатерина II написала знаменитый «Наказ», в котором использовала труды Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В нем говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;
  • -- реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний (300--400 тыс. душ мужского пола), каждая из которых состояла из 10--12 уездов (20--30 тыс. душ мужского пола). Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, -- для дворян, горожан, государственных крестьян. Административные, финансовые и судебные функции, таким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.; -- принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.);
  • -- принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» -- горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;
  • -- принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов.

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773--1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II». И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2. Расцвет дворянской империи.

Эпоха Екатерины II (1762-1796) составляет значительный этап в истории России. Данный период российской истории всегда вызывал живой интерес исследователей. Представители советской исторической науки отмечали противоречивость периода, характеризовавшегося эволюцией феодально-экономической формации, в рамках которой вызревает капиталистический уклад. Начинается разложение феодально-крепостнического строя, что заставляет самодержавие лавировать^ приспосабливаться к запросам растущей буржуазии. Для большинства советских историков политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный характер. Советские историки период правления Екатерины II делят на два этапа: 1) политика «просвещенного абсолютизма» (1767-1775) - от созыва Комиссии для составления нового свода законов до восстания под предводительством Е Пугачева; 2) открытая дворянская реакция (1775-1796).

Либеральная литература более разнопланова и в целом положительно оценивает деятельность Екатерины II. Именно во второй половине XVIII века идеи либерализма начинают приобретать значение в России. Екатерина старается сделать уголовное право более гуманным, открыть пути для частной инициативы в экономической жизни, привить обществу веротерпимость. Эпоха характеризовалась переходом на путь постепенной ликвидации всеобщего закрепощения населения (первоначально данный процесс коснулся дворянства),

Екатерину в действительности звали Софья-Фредерика-Августа, она родилась в прусской Померании, в городе Штеттине, в 1729 г. До восшествия на престол Екатерина 17 лет прожила в России, старательно изучая историю, традиции и обычаи страны. Императрица была привлекательной внешне и слыла прекрасным собеседником.

Период правления Екатерины II называют «просвещенным абсолютизмом». В качестве исторического понятия «просвещенный абсолютизм» («просвещенное царствование») вошел в научный оборот примерно в 1830-е гг. К просвещенным монархам принято относить также Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского. Эти монархи перед Французской революцией 1789 г. использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения.

Важной частью внутренней политики Екатерины II явилась реформа органов государственного управления. В 1763 г. был реформирован Сенат: он был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом. Сенат был лишен законодательной власти, за ним сохранились функции контроля и высшего судебного органа. Вся законодательная власть сосредоточилась в руках императрицы, что характерно было для усиливающегося абсолютизма.

При Екатерине II была реформирована система управления территориями огромной Российской империи. Вместо прежних обширных 23 губерний было образовано 50. Размеры новых губерний определялись количеством населения; в каждой из них проживало от 300 до 400 тысяч душ, губерния делились на уезда по 20-30 тысяч жителей в каждом. Областную администрацию возглавлял наместник или генерал-губернатор, управляющий 2-3 губерниями, во главе которых стояли губернаторы. Исполнительным органом губернатора являлось губернское правление, осуществлявшее надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. Среди них важнейшим была Казенная палата, ведавшая промышленностью и финансами. К новым учреждениям относился Приказ общественного призрения, в ведении которого находились школы, больницы И приюты, а также сословные судебные учреждения: Верхний земский суд, Губернский магистрат, рассматривавший тяжбы между горожанами, и Верхняя расправа для суда над государственными крестьянами. Реформа вводила дворянские уездные собрания, на которых избирались предводители дворянства. Уездные дворяне раз в три года избирали из своей среды высшее должностное лицо уезда - капитан-исправника. В каждом уезде должны были существовать такие же сословные учреждения, как и в губерниях: для дворян (уездный суд), для горожан (нижняя расправа). Областная реформа осуществила давнишнюю мечту дворян о создании своих корпораций и сословных учреждений. В рамках проводившейся политики централизации была ликвидирована Запорожская Сечь, упразднена или ограничена автономия других районов. Созданная система местного управления в основных чертах сохранилась до 1864 г., а введенное ею административно-территориальное деление - до 1917 г.

В первые годы своего правления Екатерина попыталась пересмотреть законодательство Российской империи. Прежнее Соборное Уложение устарело. Сама императрица включилась в законотворческую работу. Двадцать две главы ее "Наказа" - особой инструкции для будущей комиссии по подготовке нового Уложения - даваЛи представление о содержании и характере законов, которые надо было разработать. Екатерина была убеждена, что размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной монархии.

Ей не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к русской действительности. "Наказ" провозглашал равенство всех граждан перед законом, что противоречило сословным правам и обязанностям, записанным в этом же послании. В первоначальном варианте "Наказа" Екатерина говорила о желательности освобождения крестьян от личной зависимости за выкуп. В опубликованном послании императрица предлагала относиться к крестьянам так, чтобы "своими человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду". Прогрессивное значение имели статьи, определявшие экономическую политику правительства, включавшие заботу о строительстве новых городов, развитии торговли и промышленности.

30 июня 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля открылись заседания комиссии. Каждый депутат имел наказ от группы населения, интересы которой он представлял. Значительная часть дворянских депутатов выступала за расширение прав дворянства и укрепление крепостнических отношений, за монопольное право владения землей.

Наказы горожан тоже не отличались демократичностью. Они претендовали на дворянские привилегии: право владеть крепостными, покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав для дворян и крестьян.

Общими у крестьянских депутатов были жалобы на обременительность подушной подати.

Екатерининский "Наказ" практически не употреблялся депутатами. Полтора года продолжались дискуссии в Уложенной комиссии, -но практических результатов не дали. В конце 1768 г. началась русско-турецкая война, и под этим предлогом Комиссия была распущена. Хотя очевидна и другая причина: Екатерина поняла, что русское общество не готово для восприятия идей Просвещения.

В исторической литературе отношение к Уложенной комиссии скорее отрицательное, чем положительное. Советские историки в оценке Уложенной комиссии, как и всего царствования Екатерины, руководствовались высказыванием Ф.Энгельса об императрице, которой "настолько удалось ввести в заблуждение общественное мнение, что Вольтер и многие другие воспевали северную Семирамиду и провозглашали Россию самой прогрессивной страной в мире". В подавляющем большинстве работ Екатерина предстала в образе двуличной женщины, умевшей пускать пыль в глаза французским просветителям и действовавшая вопреки тому, 6 чём~им писала (М.Н.Тихомиров, А.В.Черепнин).

Уложенная комиссия не выполнила главной задачи, ради которой была созвана: новый свод_законов не был составлен. Но впервые в истории на заседаниях выборного органа обсуждался крестьянский вопрос, звучала критика помещичьего произвола, протесты против несправедливостей в судебных и административных учреждениях. К тому же Екатерина получила реальную кагянну настроений всех слоев общества и в дальнейшей своей деятельности должна была учитывать претензии, высказанные дворянством и горожанам и в Уложенной комиссии.

Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. "Наказ" издавался не менее семь раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Он был доступен образованным людям.

В 1785 г. Екатерина издала сразу два документа: Жалованные грамоты дворянству и городам. Дворянство окончательно оформилось как привилегированное сословие. Грамота подтвердила старые привилегии: монопольное право на владение крестьянами и землей; свободу от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, конфискации имений за уголовные преступления, право на торговлю и предпринимательство. Дворяне могли служить или не служить по своему выбору, а также наниматься на службу в иностранные государства. "Наказ" читали в обязательном порядке в правительственных учреждениях.

Екатерининская эпоха вошла в историю как "золотой" век русского дворянства.

Второй документ - Жалованная грамота городам - завершил устройство городского общества. Это общество состояло из обывателей, принадлежавших к податным сословиям, т.е. купцам, мещанам и ремесленникам. Купцы делились на три гильдии по величине капиталов: лица, имевшие менее 500 рублей капитала, были названы мещанами. Ремесленники по разным занятиям разделились на «цехи» по образцу западноевропейских. Появились органы местного самоуправления. На Жалованной грамоте городам лежала печать крепостнических пережитков: деление горожан на сословные группы, предоставление каждой их них привилегий, хотя освобождение купцов от подушной подати и рекрутской повинности благоприятно отразилось на развитии промышленности.

Был заготовлен проект Жалованной грамоты и для крестьян. Но сопротивление дворянства помешало его утверждению. Более того, правление Екатерины считается апогеем крепостного права. Оно росло не только вширь, но и вглубь, путем расширения власти помещиков над крепостными крестьянами. По указу Д765 г. помещики получили право ссылать своих крестьян на Каторгу. Через два года крестьянам было запрещено жаловаться на своих господ под угрозой наказания. Таким образом, правовое положение крестьян приближалось к рабству. Число крепостных значительно увеличилось.

Более прогрессивным было положение дел в экономической области. Здесь Екатерине II удалось в большей степени внедрить в жизнь передовые достижения западноевропейские мысли. Она выступала как сторонница свободной промышленной и торговой деятельности: боролась с торговыми монополиями, отменила
откупа.

В 1764 т. Екатерина подписала указ о секуляризационной реформе. Церковь лишалась экономической мощи (земля и крестьяне, принадлежавшие духовенству, переходили в государственное владение). Потеряв экономическую независимость и став своеобразным отрядом чиновников, духовенство теряло и политическую власть.

Граф Сегюр, французский посол в России в 1785-1789 гг., обратил внимание на контрастные.черты быта населения Петербурга: «Петербург представляет уму двойственное зрелище; здесь в одно время встречаешь просвещение и варварство. Следы X и XVIII веков, Азию и Европу, скифов и европейцев, блестящее гордое дворянство и невежественную толпу. С одной стороны, модные наряды, богатые одежды, великолепные торжества, роскошные пиры, подобные тем, которые увеселяют избранное общество Парижа и Лондона; с другой - купцы в азиатской одежде, извозчики, слуги и мужики в овчинных тулупах, с длинными бородами, с меховыми шапками и рукавицами и иногда топорами, заткнутыми за ременные пояса».

Итоги 34-летнего правления Екатерины II имели большое значение. Императрица наиболее последовательно и успешно после Петра Великого продолжила модернизацию страны. Россия превратилась в европейское государство, население страны за время ее правления увеличилось в два раза, в четыре раза выросли доходы государства, возникло одиннадцать новых губерний. Именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и неделимая» империя с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами. В ней функционировала довольно совершенная для своего времени система государственного управления. Правление Екатерины было ознаменовано расцветом русской культуры, формированием национального самосознания.

Влияние Запада проявлялось в либерализации экономической жизни и постепенном вытеснении восточных традиций: в разрешении свободной торговли хлебом, уничтожении внутренних таможен, передачи государственных заводов в частные руки, секуляризации монастырских земель и отмене обязательной службы дворянства. После «Манифеста о вольности дворянства» помещики перестали быть служилым сословием и превратились в свободных землевладельцев, как в Европе. Это был решающий акт, обозначивший победу западных традиций над восточными.

Алексина Елена Юрьевна,

учитель истории высшей категории

МБОУ гимназии № 2 города Георгиевска,

магистр истории, Герой труда Ставропольского края.

Урок по истории России в 10 классе

Тема. Расцвет дворянской империи при Екатерине II

Цель урока:

Выявить и на конкретных примерах показать, что тенденции развития России в период дворцовых переворотов получили дальнейшее углубление в эпоху правления Екатерины II ;

выяснить сущность политики «просвещённого абсолютизма», сформулировать представления о тех реалиях российской действительности, которые не соответствовали идеалам века Просвещения , углубить знания учащихся о роли восстания Е.И. Пугачёва в российской истории;

Продолжать развивать умения учащихся работать с картой, анализировать, способствовать формированию коммуникативных умений десятиклассников в процессе обсуждения дискуссионных проблем;

Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому России.

Понятийный минимум:

«просвещённый абсолютизм», Уложенная комиссия, «Учреждение о губерниях».

Важные события:

1762-1796 гг. – правление Екатерины II .

1767 г. – созыв Уложенной комиссии.

1775 г. – издано «Учреждение о губерниях».

1773-1775 гг. – восстание под руководством Е. Пугачёва.

1785 г. – «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам».

Оборудование урока:

Карта «Российская империя в XVIII веке», учебник А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII XIX века», компьютерная версия «Энциклопедии истории России», портреты выдающихся деятелей эпохи Екатерины II , выставка литературы о Екатерине Великой.

План урока:

1. Личность Екатерины II

II .

Ход урока:

    Организационный момент. Проверка домашнего задания.

    Постановка проблемного задания.

    Проблемно-поисковый этап.

    Решение проблемного задания.

    Рефлексивный момент. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и тёмные и светлые стороны его имели громадное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны…

Энциклопедический словарь

Изд. Брокгауза и Ефрона

За три десятилетия царствования Екатерины II её образ стал символом могущества России…

Н.Я. Эйдельман

I

Проверка домашнего задания:

1. Работа с датами.

Приведите в соответствие даты и события

А) 1762 г.

Б) 1725-1727 гг.

В) 1741-1761 гг.

Г) 1730-1740 гг.

Д) 1761-1762 гг.

Е) 1735-1739 гг.

Ж) 1757-1762 гг.

1) Участие России в Семилетней войне

2) Правление Анны Иоанновны

3) Манифест о вольности дворянства

4) Русско-турецкая война

5) Правление Петра III

6) Годы правления Елизаветы Петровны

7) Правление Екатерины I .

2. Фронтальный опрос:

Почему период истории, который последовал за годами правления Петра I , назван эпохой дворцовых переворотов?

Выделите этапы дворцовых переворотов.

Что означает понятие «бироновщина»?

В чём причины дворцовых переворотов?

3. Индивидуальные задания:

Сравните периоды правления Екатерины I , Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III по критериям, предложенным вами.

Сравните внутреннее и международное положение России в конце правления Петра I и к 1762 году.

Расскажите о ходе Семилетней войны. Почему русская армия смогла разбить прусскую армию?

Проверка составленных кроссвордов.

Затем учащиеся записывают тему урока, вместе с учителем формулируют цели урока.

II

-?- Проблемное задание.

Екатерина II проводила политику «просвещённого абсолютизма», вместе с тем, крепостнические порядки при ней ещё более укрепились. Почему в России прогрессивные идеи Просвещения не привели к отмене крепостного права?

III

1. Личность Екатерины II . Политика «просвещённого абсолютизма».

Учащиеся знакомятся с характеристикой Екатерины II по «Энциклопедии истории России», работают с текстом учебника на стр. 179-183, делают свои выводы. Затем учитель объясняет сущность политики «просвещённого абсолютизма», учащиеся делают записи в тетрадях.

Учитель:

- ?-

1. Что такое Просвещение? Вспомните основные выводы этой идеологии.

2. Кого из философов-просветителей вы знаете?

«Просвещённый абсолютизм» -

- определённая стадия в развитии абсолютной монархии, осознавшей свой долг перед обществом и осуществлявшей модернизацию в своих государствах, опираясь на идеи философов-просветителей.

Способ изменить внешние формы общественной жизни, сохраняя основные устои феодализма. Это общеевропейское явление (Пруссия – Фридрих II , Австрия – Иосиф II , Швеция – Густав III ).

Деятельность реформаторов на троне включала в себя:

А – покровительство национальной промышленности,

Б – создание благоприятных условий для развития земледелия и роста внутренней и внешней торговли,

В – совершенствование налоговой системы,

Г – административно-территориальное устройство,

Д – кодификация законов,

Е – поощрение развития науки и образования.

Там, где все эти меры были реализованы, создавались условия для прогрессивного развития. В России XVIII века реформы были необходимы, но, как считает большинство учёных, не могли быть успешно проведены.

-?- Как вы думаете, почему?

(Учащиеся отвечают, что Екатерина пришла к власти благодаря поддержке дворянства и гвардии, поэтому она не могла проводить реформы, которые расходились с интересами дворянства).

Существуют разные оценки политики Екатерины II :

    Традиционный подход: политика «просвещённого абсолютизма» - продворянская политика, которая проводилась с целью предотвратить нарастание социального взрыва. Не случайно, когда она себя не оправдала, политика Екатерины становится консервативной и реакционной.

    А.Н. Сахаров : политика «просвещённого абсолютизма» была отражением действительного стремления Екатерины II править, сообразуясь с законами. Она стремилась взрастить на русской почве идеи Просвещения, гуманизма и отражала интересы не только господствующего сословия. Вызвана она была усиливавшимся влиянием купечества, городов и необходимостью учитывать их интересы. Планы Екатерины потерпели крах в силу консервативности российского дворянства, его сопротивления.

    Каменский, Омельченко: политика Екатерины II безусловно продворянская, но Екатерина учитывала и изменившееся положение городов.

    Ряд историков считает, что природно-климатические условия создавали в стране крайне неблагоприятную обстановку для развития сельского хозяйства. Поэтому в России сформировался необычный для Европы тип государственности с весьма жёсткими рычагами государственного механизма. Это создавало суровый режим крепостного права, и Екатерина II не могла не считаться с этой реальностью.

Для того, чтобы вы смогли определиться со своей точкой зрения, необходимо рассмотреть основные направления политики Екатерины II .

2. Либеральная и самодержавная направленность политики Екатерины II .

Класс делится на две группы. На основании текста учебника на странице 183-186, 190-194 одна группа заполняет в таблице столбец «Либеральные тенденции», другая – «Самодержавные тенденции». Затем идёт обсуждение изученного материала, заполняется учащимися вторая колонка таблицы. Учащиеся делают выводы.

Таблица в готовом виде может выглядеть следующим образом:

Направление

деятельности

Либеральные тенденции

Самодержавные тенденции

1. Экономика

Объявлена свобода на производство ситца.

Разрешался свободный вывоз хлеба за границу.

Указы о свободе ремесленного производства в городах. Каждый желающий мог открывать ткацкие предприятия.

С 1770-х гг. любому человеку дозволялось основать предприятие в любой отрасли промышленности.

Мелкие промыслы освобождались от сборов.

Благоприятные условия были созданы для мануфактур на дому и в сельской местности.

Правительство разрешило включаться в широкий промышленный, промысловый, торговый поток крестьянству, городским ремесленникам.

2. Управление

1775 г. – городская реформа вводила выборы магистрата и совестного суда.

1785 г. – дворяне обрели право на самоуправление, что нашло отражение в Жалованной грамоте.

1785 г. – в «Жалованной грамоте городам» закреплялось право всех жителей избирать городскую думу.

Усилен контроль над чиновниками.

Восстановлен в прежних функциях Сенат.

1763 г. – ликвидировано гетманство в Левобережной Украине.

1775 г. – реформа местного управления, было создано 50 губерний. Глава губернского правления – губернатор. Впервые в России создана единая сословная судебная система.

3. Законотворчество

1767 г. – созыв Уложенной комиссии, в которой были представлены дворяне, государственные крестьяне, поволжские народы – татары и башкиры, Сенат, Синод и коллегии.

В связи с войной с Турцией деятельность Комиссии была приостановлена и больше не возобновлялась.

Комиссия не разработала новое Уложение.

1775 г. – на Дону введено общероссийское законодательство.

4. Издательская деятельность

Ослабление цензуры.

Конец 1760-х – начало 1770-х гг. – появились новые издания

Закрыт журнал «Трутень» Н.И. Новикова.

5. Крестьянский вопрос

Указ 1765 г. разрешал ссылать крестьян на каторгу в Сибирь. Срок каторги мог устанавливать сам помещик.

Крестьяне лишались права жаловаться на своего помещика. Подобные попытки карались ссылкой на каторгу.

1763 г. – Екатерина возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений, на самих крестьян.

1783 г. – на Украине был запрещён переход крестьян от одного хозяина к другому.

1785 г. – «Жалованная грамота дворянству» закрепила все привилегии дворян, в том числе, право собственности на землю и крестьян.

3. «Русский бунт – бессмысленный и беспощадный?»

Знак вопроса в формулировке вопроса позволяет организовать дискуссию в классе. После изучения вопроса на стр. 186-190 организуется работа с картой. После этого учащиеся отвечают на вопросы:

Чем восстание Пугачёва отличалось от всех предшествовавших народных восстаний в России?

Как этот бунт отразился на судьбе России?

Произошли ли изменения в политической системе Российской империи?

Был ли он действительно бессмысленным?

Все ответы учащихся обобщаются, делается вывод каждым учеником в тетради.

IV

Решение проблемной ситуации.

Учитель подводит итоги работы учащихся на уроке, выставляются оценки.

V

Рефлексивный момент: учащиеся делятся своими впечатлениями от урока, отмечают, что их удивило, что особенно запомнилось и произвело впечатление.

VI

Д/з:

§ 16, в. 1-8, стр. 194

Опережающее задание: подготовить сообщения и презентацию о великих полководцах XVIII века: А.В. Суворове, П.А. Румянцеве, Ф.Ф. Ушакове, Г.А. Потёмкине.


На вопрос Расцвет дворянской империи при Екатерине 2. краткое описание заданный автором Susie Roxy лучший ответ это Расцвет дворянской империи в годы правления Екатерины II
Россия в первое время правления Екатерины II. Раздача дворянам государственных земель, населенных крестьянами. Правление Екатерины II - противоречивая борьба между идеалами просвещенного абсолютизма и российской реальностью. Наступление на права крестьян. Личность Екатерины II. Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II.
От либерализации к централизации власти. Усиление центральной власти. Расцвет дворянской империи.
Восстание Пугачева. Предпосылки восстания. Личность Е. И. Пугачева. Армия восставших. Ход восстания. Причины поражения и значение восстания.
Укрепление дворянского государства. Отказ Екатерины II от либеральных попыток облегчить участь крестьян. Реформа местного управления 1775 г. Создание единообразной для всей империи судебной системы. Городская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономика и население России во второй половине XVIII в. Рост территории и населения. Превращение России в самое большое государство мира. Вмешательство государства в экономику. Крепостничество как тормозящий фактор развития России. Рост промышленности. Изменения в сельском хозяйстве. Факторы влияния на рост российской торговли. Состояние финансов.
Жизнь и хозяйство народов России. Вхождение новых народов в состав России. Разные стадии цивилизационного развития народов страны. Общие черты развития национальных районов России. Формирование национальной политики правительства: уважение национальных особенностей народов, представление полной свободы для их вероисповедания, установление определенных налоговых льгот для местного населения по сравнению с русскими переселенцами, освобождение от ряда повинностей.
Внешняя политика России.
Проблемы внешней политики России: борьба с Польско-Литовским государством за древние русские земли, обеспечение выхода к Балтийскому морю, выход к Черному морю и пути их решения.
Русско-турецкие войны. А. В. Суворов. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. Освоение Новороссии и Крыма.
Разделы Польши.
Культура и быт россиян во второй половине XVIII в.
Особенности российской культуры. Взаимопроникновение достижений русской культуры былых времен и новых культурных веяний. Влияние культуры на формирование российского общества, пробуждение национального самосознания. Интернациональный характер новых культурных ценностей в условиях многонациональной России. Влияние иностранцев на становление российской цивилизации.
Образование и просвещение народа. Сеть общеобразовательных школ. Введение системы народного образования в 1780-е гг. Московский университет. М. В. Ломоносов. Наука. Техническая мысль. И. И. Ползунов. Научные экспедиции.
Литература и искусство. Все более светский характер литературы. Формирование русского литературного языка. Классицизм. Г. Р. Державин. Понятие реализма в искусстве. Д. И. Фонвизин. Барокко и классицизм в архитектуре. В. И. Баженов. М. Ф. Казаков. В. В. Растрелли.
Переход от условности иконописи к реалистическим полотнам в живописи. А. П. Антропов. Ф. С. Рокотов. Скульптура. Э. М. Фальконе. Ф. И. Шубин.
Появление профессионального драматического театра. Ф. Г. Волков. Музыкальное искусство. Д. С. Бортнянский.
Новое в быту россиян XVIII в.

Новое на сайте

>

Самое популярное