Домой Картофель Формирование базовых навыков и умений. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Как происходит формирование личностных навыков

Формирование базовых навыков и умений. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Как происходит формирование личностных навыков

Выработка навыков тесно связана с формированием умений. Перво­начально ученик осваивает определенное действие, что и обеспечивает появление умения. Многократность решения одной и той же задачи приводит к тому, что в сознании человека сохраняется последователь­ность реализующих действие операций. В результате возникает опре­деленная целостность в реализации действия - из поля сознания ис­ключается необходимость постоянного подбора способов исполнения. Процесс постоянного перемещения цели с действия в целом на отдель­ные операции «сворачивается». Действие становится более автомати­зированным. Такие образующиеся в процессе последовательного по­вторения и лишенные сознательной регуляции компоненты действия и называются навыками.

Таким образом, навыки, как и умения, возникают в процессе обще­ственной деятельности человека. Неоднократное повторение действия в различных условиях приводит к его закреплению в виде умения. Уметь что-то делать - это значит сознательно достигать результата в любых ситуациях деятельности. При условии постоянной тренировки в рамках некоторых умений школьника могут формироваться навыки.

Появление навыков обусловлено тем, что повторение действия в одних и тех же условиях приводит к выделению в структуре действия некоторых устойчивых элементов - автоматизмов. Это означает, что образ ситуации в силу своей стабильности «уходит» из сознания, остав­ляя сознанию только процесс удержания цели. В итоге первоначальное действие как сознательный процесс решения задачи преобразуется во многом в автоматизированный способ достижения предвосхищаемо­го результата.

Решающим фактором образования навыка выступает определенная стереотипизация условий осуществления действия. Соответственно запуск навыка во многом обусловлен качеством осознания условий, в которых предстоит осуществлять действие. Запуск навыка происхо­дит в том случае, если новая ситуация воспринимается как адекватная предшествующим условиям. Тем самым применение навыка во мно­гом зависит от способности человека к обобщенному и дифференци­рованному восприятию ситуации.

Физиологически появление автоматизма означает передачу коор­динации элементов движения с высших нервных центров на низшие. В начале освоения нового действия человеку приходится осуществ­лять ряд фоновых коррекций, реализуемых, как и само ведущее дей­ствие, на высшем сознательном уровне. По мере освоения движения фоновые коррекции переключаются на свои, более низкие уровни ре­гуляции и в связи с этим уходят из поля сознания.

Такой процесс автоматизации выполняется в несколько раздельных шагов, по числу компонентов, которые приходится подвергать автома-тизационному переключению. При этом каждое очередное переклю­чение всегда совершается не постепенно, а четким скачком. Результа­ты такого скачка обучаемый обнаруживает у себя в виде некоторого новшества при очередном возобновлении движения. В целом процесс автоматизации обеспечивает существенные изменения как в качестве осуществления движения, так и в самой коррекционной структуре дей­ствия. Само движение становится более точным и устойчивым по от­ношению к внешним воздействиям.



Вместе с тем, как подчеркивает Н. А. Бернштейн, было бы ошибкой представлять автоматизмы как стойкие стереотипы . Как и все дру­гие элементы построения движений, они обладают приспособительной вариативностью и пластичностью. Но эта пластичность ограничена воз­можностями того уровня построения, на котором эти автоматизмы реа­лизуются.

Психологическое содержание навыка состоит в том, что в процессе автоматизации соответствующие компоненты регуляции уходят из поля сознания. Происходит освобождение сознания от контроля над перцептивными, моторными и мыслительными операциями. В зависи­мости от степени преобладания данных операций в структуре действия говорят о соответствующих навыках. Перцептивные навыки направле­ны на различение объектов по их внешним признакам. Например, раз­личение формы букв при чтении, определение скорости и расстояния на глаз и др. Моторные навыки связаны с автоматизацией мышечных движений: катание на велосипеде, печатание на клавиатуре и др. Мыс­лительные навыки предполагают свернутость определенных интел- лектуальных операций - вычисления в уме, решение определенного типа задач.

Осуществляя данные операции, человек может использовать два основных способа контроля - динамический (осмысленное внимание к составу и ходу действия) и тонический (слежение за программой действия при минимальной интенсивности сознания). По мере освое­ния операционального состава действия и выработке динамического стереотипа происходит преобразование контроля с динамического на тонический.

В результате процесс исполнения действия во многом становится автоматизированным. Однако цели, условия и результаты действия продолжают оставаться в поле сознания школьника.

Эффективность формирования навыков во многом зависит от реа­лизации определенных психологических и педагогических требова­ний. В качестве основного психологического механизма выработки навыка С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать процесс «перене­сения осознаваемой цели за пределы автоматизируемого действия» . Это означает, что все частные задачи, которые подлежат ав­томатизации, должны рассматриваться субъектом как элементы более крупного процесса, реализуемого действием. Например, при выработ­ке навыков чтения все частные процессы - определение букв, выделе­ние слогов, объединение их в слова и т. д. - должны рассматриваться как элементы более общего действия - устной передачи текста от од­ного человека к другому. В силу этого образование навыков связыва­ется с объединением ряда упражнений в систему, обеспечивающую це­лостное осуществление действия.

Общая логика выработки навыка в чем-то похожа на мыслитель­ный процесс. В мышлении основу обобщения составляет непрерыв­ное взаимодействие анализа и синтеза, что и позволяет рассматривать его как аналитико-синтетический процесс. В результате такого про­цесса из сознания «уходят» чувственные признаки объекта, выводя на первый план его сущностные характеристики.

Выработка навыка - это тоже обобщение, но только способа дей­ствия. В результате из сознания уходят сенсомоторные операции, для того чтобы оставить больше возможностей для сознательного контро­ля его эффективности. Навык также предполагает наличие двух взаи­мосвязанных процессов.

С одной стороны, требуется осуществить анализ действия - разло­жить его на составляющие операции и уделить достаточно внимания качественной отработке каждой из них. С другой стороны, важно постоянно обеспечивать синтез опера­ций - все время удерживать целостность действия, чтобы иметь воз­можность добиться координации и гибкости сочленения всех входя­щих в него частей.

Для формирования навыков в процессе обучения воспроизводится основное условие - многократное повторение специальных упражне­ний. Упражнение - планомерно организованное повторное выполне­ние действия (умственного или практического) с целью его усвоения и совершенствования.

Упражнение и тренировка предполагают не только повторение дей­ствия, но и его совершенствование. Если бы этого не происходило, то в навыке происходило бы закрепление первичных, несовершенных, порой ошибочных способов действия. В силу этого педагогическое руководство процессом выработки навыка предполагает активиза­цию обратной связи с целью своевременной коррекции.

Но при этом нельзя не учитывать и внутренний потенциал самого ученика. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «нахождение нового, изме­нение, качественная перестройка, совершенствование, движение впе­ред, а не только сохранение и закрепление уже имеющегося соверша­ются внутри самого процесса упражнения, а не только вне его» . Это означает, что сознательное отношение школьника к процессу тренировки способно приводить к качественным изменениям в струк­туре осуществляемых им действий.

Возникновение навыка имеет свою динамику, которую принято опи­сывать посредством «кривых обучения». «Кривая обучения» - это график, выражающий зависимость успешности формирования навы­ка от времени обучения. Г. Эбингаузом были выявлены и сформули­рованы первые зависимости подобного рода, которые он назвал «зако­нами упражнений»:

Успех упражнения нарастает сначала очень быстро, а потом крайне медленно;

Иногда прерванная деятельность выполняется лучше непосред­ственно по возобновлении, чем в конечный период до перерыва.

Дальнейшие исследования позволили выявить, как минимум, две ос­новные стратегии формирования навыка.

Первый подход может быть описан с помощью кривой с так называемым «отрицательным ускорением». Это означает, что на на­чальном этапе формирования навыка ученик показывает значитель­ные успехи, однако по мере продолжения тренировки каждый новый временной период дает все уменьшающийся дополнительный эффект. Такая динамика наиболее характерна для процесса выработки сенсомоторных навыков, для процесса механического закрепления действий. Здесь на первый план выходит аналитическая составляющая в освое­нии действия.

Второй подход может быть описан как процесс с «положи­тельным ускорением». В этом случае начальные шаги не дают значи­тельных результатов. Однако впоследствии по мере дальнейшего повторения действий происходит достаточно быстрое накопление по­ложительной динамики в росте учебных успехов. Такая динамика свой­ственна процессам выработки мыслительных навыков, когда по мере осмысления действия происходит изменение его внутренней структу­ры. Здесь ведущую роль играет синтетический подход к построению действия.

Вместе с тем, как отмечают исследователи, большую роль в выра­ботке навыка играют индивидуальные особенности учащихся. Поэто­му вряд ли возможно говорить о существовании некоей универсаль­ной «кривой успеха».

Появление навыка означает некоторый скачок в процессе накопле­ния тех или иных свойств действия. Этому может предшествовать по­явление так называемого «плато» на «кривой обучения». «Плато» - это временная остановка или даже регресс в реализации освоения дви­жения. Это создает иллюзию того, что упражнения не приносят пользы и не ведут к совершенствованию действия. На самом деле происходит сложный процесс качественной перестройки действия, который затем и проявляется в автоматизации. Более эффективному накоплению изменений в осуществлении действия способствует продуманное варь­ирование теми методами, которые используются для решения задач в процессе выполнения упражнений. Считается, что временное пере­ключение на другие формы упражнения или даже полная приостанов­ка на некоторый срок работы над навыком полезнее, чем попытка пре­одолеть эти трудности «напролом».

В учебном процессе выработка навыков происходит на протяжении достаточно длительного отрезка времени, что создает ситуации одно­временного или последовательного освоения разнородных действий. В связи с этим встает вопрос о механизмах взаимодействия различ­ных навыков в структуре действия школьника. Выделяют два основ­ных момента такого взаимовлияния - интерференцию и перенос.

Перенос навыка предполагает распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на процесс формирования дру- того. С точки зрения теории «построения движений» сущность по­добного явления заключается в возможности использовать ранее вы­работанные автоматизмы для выработки другого навыка. Самым су­щественным при этом является учет того факта, что автоматизмы - это не движения, а коррекции. Поэтому возможность переноса опреде­ляется не подобием самих осваиваемых движений, а совпадением по­строения коррекционных механизмов. В этом плане такие совершен­но несходные движения, как катание на коньках и езда на велосипеде, оказываются близки с точки зрения реализуемых в ходе них коррек­ций, что делает возможным осуществление «переноса упражняемости по навыку».

Проявление эффекта переноса зависит от многих факторов. Так, ком­поненты движения, автоматизированные на самых низовых уровнях, в наименьшей степени приспособлены к переносу. В то же время фоно­вые компоненты уровня пространственного поля более подвержены этому. Поэтому, научившись печатать на пишущей машинке, человек достаточно легко может осваивать любую иную печатную клавиатуру. Общим условием возникновения переноса считается осознание учени­ком наличия некоторой общности между механизмами построения ос­ваиваемых действий и его стремлением к реализации этой общности на практике. Тем самым возможность переноса способна выступить одним из важных показателей качества формирования навыка.

Интерференция выступает оборотной стороной переноса и означа­ет тормозящее влияние сложившегося навыка на процесс выработки нового навыка. Типичным примером подобного явления выступает процесс освоения рулевого управления гребной лодкой. В этом случае движение видимой части руля всегда противоположно той стороне, в которую требуется повернуть лодку. Для человека, имеющего опыт управления велосипедом или автомобилем, такая процедура представ­ляет определенную трудность.

Подобное усложнение процесса приобретения навыка может быть вызвано двумя психологическими причинами:

Может возникнуть ситуация, когда на один и тот же сигнал при­ходится вырабатывать различные навыки. В этом случае сам факт наличия устойчивой связи на данный сигнал препятствует выра­ботке новых зависимостей;

В процессе воспроизведения близких навыков возникает репро­дуктивное торможение, когда взаимодействие двух конкурирую­щих навыков ослабляет их силу.

Сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного навыка подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна .

Классификация

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный - автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Формирование навыков

Выработка навыка - это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

На формирование навыка влияют:

  1. мотивация , обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения , подкрепление, формирование в целом или по частям;
  2. для уяснения содержания операции - уровень личного развития, наличие знаний , умений , способ объяснения содержания операции, обратная связь .
  3. для овладения операцией - полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр).

Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Навык" в других словарях:

    навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное… … Большая психологическая энциклопедия

    См. знание, опытность, привычка приобрести навык... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. навык знание, опытность, привычка; искусство, мастеровитость, мастерство, умение,… … Словарь синонимов

    НАВЫК, навыка, муж. 1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему нибудь, в чем нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.). || преим. мн. Практические уменья (пед.). Школа должна давать… … Толковый словарь Ушакова

    НАВЫК - НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Habit of the work; Skill доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия. Навык вырабатывается упражнением или привычкой. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе навыков лежат условные рефлексы. Различают … Словарь бизнес-терминов

    НАВЫК, а, муж. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему н. Н. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных … Философская энциклопедия

    Англ. habit; нем. Fertigkeit. Доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    НАВЫК - доведенное до автоматизма умение решать те или иные задачи (чаще всего двигательные) … Российская энциклопедия по охране труда

    навык - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ability/yhabit … Справочник технического переводчика

Книги

  • Восьмой навык. От эффективности к величию , Кови С.. `Восьмой навык - это не просто дополнение семи навыков еще одним, о котором почему-то позабыли. Восьмой навык связан с пониманием значения третьего измерения, которое является ответом на…
Дрессировка для начинающих Руцкая Тамара Васильевна

Методы и приемы выработки навыков

Навыки – это формы поведения собаки, приобретенные в процессе жизни или дрессировки. Навыки разнообразны, различны по своему значению и представляют собой последовательное проявление нескольких условных рефлексов. Так, навык подноски предметов проявляется в виде отыскивания предмета, взятия его зубами, принесения дрессировщику и т. п. Необходимые навыки у дрессируемой собаки вырабатывают следующими методами: подражательным, вкусопоощрительным, контрастным и механическим. Пользоваться ими нужно осторожно и умело, учитывая тип высшей нервной деятельности животного.

Подражательный метод основан на использовании врожденной способности одной собаки подражать действиям другой, так как по природе собаки – животные, живущие стаей и подчиняющиеся в своем поведении вожаку, а в возрасте до года – суке-матери, которая обучает щенят осторожности, маскировке, активной и пассивной обороне. Все врожденные инстинкты дополняются жизненным опытом, основанным на подражании и подчинении силе.

Этот метод наиболее распространен при дрессировке пастушьих и охотничьих собак. Вместе со взрослыми собаками в работе участвуют щенки, которые учатся у своих старших сородичей необходимым действиям. Этим методом легко учить собак преодолевать препятствия, производить хватку, задерживать убегающего и т. п., но нельзя научить командам, запрещающим действие.

Вкусопоощрительный метод. При этом методе дрессировки собаку побуждает к выполнению желаемого для дрессировщика действия пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного рефлекса на команду, жест. Положительные стороны этого метода – быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов, требующих действия, большая заинтересованность ее в выполнении этих действий, а также сохранение и укрепление контакта дрессировщика с собакой.

Недостаток метода в том, что он не обеспечивает безотказного выполнения команд, особенно при наличии отвлекающих раздражителей. Кроме того, этим методом невозможно отработать команды, запрещающие действие. Вкусопоощрительный метод является основным при дрессировке щенков.

Контрастный метод. Его можно считать основным методом дрессировки собак. Сущность его состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного в различных видах (лакомство, поглаживание). При этом механические раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные – для закрепления этих действий. Например, при отработке приема «Сидеть!» соответствующую команду подают строгим тоном, дрессировщик нажимает рукой на крестец собаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомство и поощряет поглаживанием, одобрительным «Хорошо!».

К положительным сторонам этого метода дрессировки следует отнести: быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; наличие у собаки заинтересованности (от условного пищевого рефлекса); сохранение и упрочение контакта собаки с дрессировщиком; возможность достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях (при наличии отвлекающих раздражителей).

Механический метод. Состоит в том, что в качестве безусловного используется механический раздражитель, вызывающий у собаки стремление избежать механического воздействия. Например, рефлекс посадки отрабатывается нажатием рукой на круп пса (механический раздражитель не только вызывает безусловный рефлекс, но и подкрепляет условный раздражитель, т. е. команду или жест). Положительные стороны этого метода заключаются в том, что все действия закрепляются у животного прочно, надежно и выполняются безотказно. Метод применяется при дрессировке взрослых собак с сильной, уравновешенной нервной системой. При частом его применении в дрессировке у молодых собак наступает угнетенное, заторможенное состояние и недоверие к дрессировщику. Собака начинает бояться дрессировщика и выполняет его команды принужденно, без интереса.

При использовании этого метода нельзя допускать длительных и сильных болевых воздействий на животное. Следует учитывать его индивидуальные особенности, помня, что угнетенное состояние, пассивность и трусость собаки делают невозможным отработку необходимых навыков.

Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие. Выработка навыка происходит в три стадии.

Первая стадия выработки навыка заключается в том, чтобы вызвать у собаки первоначальную реакцию (и действие) в ответ на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Она характеризуется тем, что у собаки наблюдается слабая дифференцировка условных раздражителей (она нечетко различает команды, путается в их исполнении). Дрессировщик должен поощрять лакомством только правильное выполнение команды. Занятия надо проводить без отвлекающих собаку посторонних раздражителей и на коротком поводке.

Вторая стадия состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу) добавляются другие действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, подход к дрессировщику по команде «Ко мне!» дополняется обходом его справа к левой ноге и самостоятельной усадкой. На этой стадии не следует усложнять условия, в которых навык отрабатывается. Это обеспечит быструю и легкую его выработку.

Третья стадия состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в сложных условиях окружающей среды, т. е. при наличии посторонних раздражителей. Это необходимо для того, чтобы достичь безотказного проявления навыков или довести их до автоматизма. Проводя занятия, меняют место, время, условия, применяют более сильные меры воздействия на собаку, используют не только подражательный, но и контрастный метод дрессировки, а на тренировках в основном механический метод.

В результате дрессировки (т. е. наработки навыков) у собаки вырабатывается определенный динамический стереотип поведения. Под динамическим стереотипом понимают свойство коры головного мозга животного обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную систему. Проявление динамического стереотипа заключается в способности собаки к «программированию» своего поведения (например, поднося предмет дрессировщику, собака садится и ждет, когда он возьмет его).

Чем прочнее динамические стереотипы, тем надежнее работа собаки. Однако при неправильных действиях дрессировщика у собаки может возникнуть отрицательный (ненужный) стереотип. Например, если подавать команды в одной и той же последовательности («Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!» и т. п.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между их подачей, собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в этой последовательности, уже не реагируя на подаваемые команды. Чтобы избежать этого, следует при дрессировке чередовать различные команды и время занятий.

При выработке навыков у собаки пользуются общими и специальными приемами дрессировки. Общие приемы дрессировки облегчают подчинение собаки дрессировщику, создают условия для управления ее поведением благодаря усилению связи (контакта) дрессировщика с собакой. Специальные приемы дрессировки закладывают навыки, отработка которых обеспечивает использование собаки в определенных целях (например, розыскной, караульной, пастушьей, ездовой, охотничьей и т. д.).

Успех дрессировки в некоторой степени зависит от условий окружающей среды. Жаркая или холодная погода затрудняет работу, ветреная – облегчает или затрудняет управление поведением собаки и т. д. Наиболее благоприятная температура воздуха для дрессировки от –10 до +20 °C. Тренировки в холодную или жаркую погоду повышают служебные качества собаки.

В холодную погоду собаку нужно защищать попоной, в жаркую – чаще давать пить и предоставлять отдых (по возможности, в тени). В сырую, дождливую погоду тело собаки необходимо прикрывать попоной из непромокаемой ткани или пленки.

При дрессировке к каждой собаке необходим индивидуальный подход, с учетом анализа поведения, состояния ее организма, возраста, условий выращивания и воспитания. Учитываются преобладающая реакция поведения, особенности нервной системы щенков и молодых собак в возрасте 1,5 года. Молодняк нужно втягивать в работу постепенно, соблюдая режим упражнений и чаще применяя подражательный метод.

Если у молодой собаки преобладает пищевая реакция, следует больше применять пищевые раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно использовать механические раздражители. Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, упражнения по развитию злобы проводятся после отработки тормозных рефлексов.

При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы отрабатывать тормозные навыки следует осторожно и постепенно, так как напряжение тормозного процесса может привести к неврозу. Нужно учитывать, что собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются, а у собак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно. При организации занятий в группах инструктор должен составлять индивидуальный график.

Проявление нежелательных навыков у собак следует подавлять. Например, нежелательный навык развивается, когда собака стремится напасть на домашнее животное, лаять на пролетающих птиц, гоняться за ними и т. д. В результате она становится непригодной к несению службы, и отучить ее от этого бывает очень трудно.

Нельзя также допускать натравливания собаки на прохожих, детей, иначе она всегда будет проявлять агрессивность, нападать на посторонних без команды дрессировщика и станет опасной для окружающих, что сделает невозможным ее содержание в квартирных условиях.

Ошибки, допущенные в процессе дрессировки, затрудняют выработку навыков и приводят к появлению нежелательных рефлексов, снижающих служебные и другие качества собак. Например, неправильное воздействие на собаку поводком может привести к возникновению рефлекса боязни дрессировщика.

Дрессировщик может путать порядок применения условных и безусловных раздражителей – например, сделает рывок поводком (безусловный раздражитель), а затем подает команду «Рядом!» (условный раздражитель). Это нарушение одного из законов возникновения условного рефлекса ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой. У собаки также может возникнуть нежелательная реакция на обстановку и время, если дрессировку вести всегда в одном и том же месте и в одно и то же время.

Часто владелец недоумевает, почему собака, все делая дома, на площадке не работает. Это явление объясняется тем, что рефлекс угасает под воздействием сильных посторонних раздражителей, т. е. навык не отработан до автоматизма.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕД) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Библия велосипедиста автора Фрил Джо

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Из книги Обман и провокации в малом и среднем бизнесе автора Гладкий Алексей Анатольевич

ПРИМЕНЕНИЕ БОЕВЫХ НАВЫКОВ Многие ошибочно считают, что парная тренировка является непременным условием для обретения навыков бойца. Несмотря на то что такие формы боевого взаимодействия представляют определенный интерес, их значение не стоит преувеличивать. Однако не

Из книги Энциклопедия массажа автора Мартин О. И.

Тренировка скоростных навыков (Cк) Ск1. Раскрутка. При движении вниз с холмов или на тренажере с низким уровнем сопротивления постепенно в течение 1 минуты повышайте каденс до максимального (который вы можете поддерживать без раскачивания тела), одновременно позволяя

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Тактические приемы обезоруживания и методы тренировки Обезоружить человека, атакующего ножом, крайне сложно, так как любое действие, проведенное им, может быть очень опасным. Для того чтобы облегчить контратаку, нужно попытаться вызвать атаку в желаемое вами место и

Из книги Дрессировка для начинающих автора Руцкая Тамара Васильевна

Некоторые методы и приемы, используемые хакерами Распространенный хакерский прием - это Denial of Service, по-русски - «Отказ от обслуживания». Он реализуется с помощью хакерской атаки и приводит к выводу из строя операционной системы либо отдельных приложений. Достигается

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Приемы и методы точечного массажа Основные приемы точечного массажа:? непрерывное поглаживание или легкое касание;? надавливание пальцем (подушечкой большого или среднего пальца) или ладонью;? глубокое надавливание (при выполнении этого приема под пальцем массажиста

Из книги автора

Из книги автора

Описание выполнения навыков 1. Движение собаки рядом с дрессировщикомКоманда голосом «Рядом!», жест.После доклада дрессировщик по команде судьи производит повороты на месте (направо, налево, кругом), затем во время движения от участка к участку судья проверяет работу

Умение - сознательное выполнение действия, на основе знаний и выработанных навыков.

Умение - способность человека применять на практике имеющиеся знания.

В большинстве своём умения являются сложными действиями, которые всегда требуют напряженной, активной работы мышления. Они не автоматизируются. Умения характеризует степень подготовки авиационного специалиста, в том числе и летчика. Говоря об умении, подразумевают сравнительно высокий уровень его теоретической и практической подготовки, умения правильно выполнять действия по управлению воздушным судном.

Умения неразрывно связаны с навыками, дополняют его и делают более эффективным. Иногда трудно выделить из умения тот или иной навык. Зависимости от характера действий и условии, в которых проявляется умение, оно может включать столь автоматизированных действий, что сливается в единый сложный навык.

В практике умение проявляется и без автоматизированных элементов.

Навык является обязательной составной частью почти всякой деятельности.

Навык – действие, доведенное в процессе упражнения до автоматизма.

Роль навыка в деятельности велика, особенно в авиационной. В условиях дефицита времени, на обдумывание своих действий навыки пилотировать являются необходимостью безопасно и качественно управлять воздушным судном.

Различают навыки:

1. Сенсорные – (навыки восприятия) – определение на глаз расстояний, контроль работы двигателя или техники на слух.

2. Умственные - процессы мышления.

3. Двигательные – выработка действии.

Навыки формируются в процессе упражнения, т.е. неоднократно повторяемого сознательного действия.

Продуктивность навыка зависит от методов и принципов обучения, индивидуальных способностей и эмоционального состояния обучающих, правильного распределения и планирование времени.

Основными психологическими особенностями этого процесса является: влияние старых навыков на формирование новых, перерывы в деятельности и эмоциональный фактор, связанный с новыми условиями.

Новые навыки формируются на основе ранее выработанных. Старые навыки могут облегчить процесс формирования новых навыков или тормозить его.

Перенос - влияние ранее усвоенных навыков на новое. Они могут быть положительными, отрицательными.

Интерференция - отрицательный перенос.

Гибкость навыков, т.е. умение применять их в различных условиях, тесно связана с положительным переносом навыков.

Отрицательный перенос навыков – процесс торможения навыками друг друга.

Навыкам свойственна изменчивость. Устойчивость навыка зависит от опыта.

Навыки может перерастать в привычку. Привычка – действия, выполнение которых становится потребностью человека.

Навык это выработанное путем многократного повторения умение, сформированная способность, которая позволяет достигать результатов в определенном виде деятельности. Навыки человека являются исключительно приобретенными, любой деятельности необходимо учиться. Не существует людей, обладающих какими-либо навыками от рождения , но определенно, у каждого из нас есть больше склонностей к развитию одних навыков, и меньше к развитию других. Кому-то легче научиться рисовать или танцевать, кому-то программировать, а для кого-то быстрее всего окажется освоение языков или игра на музыкальном инструменте.

Личностные навыки представляют собой набор индивидуальных умений, необходимых для жизни в современном обществе. Они помогают нам справляться с любыми повседневными задачами, взаимодействовать с окружающими и жить продуктивной, и насыщенной жизнью.

Большую ценность для человека представляют также его профессиональные навыки, которые делают его экспертом в какой-либо области, и помогают овладев определенной профессией, найти хорошую работу, зарабатывать деньги, и приносить пользу обществу.

Помимо личностных навыков каждый человек обладает набором индивидуальных личностных качеств. Совокупность личностных навыков и качеств личности создают человеческий характер , который в определенной мере заложен в нас от рождения, но также формируется и меняется под воздействием внешней среды и жизненных обстоятельств. Во многом это определяет наши будущие приоритеты и создает фундамент того, какой скорее всего будет наша жизнь. Человек может следовать своему предначертанному жизненному сценарию, либо проявив силу воли, и развивая необходимые личностные навыки и качества, менять его на свое усмотрение, в соответствии со своими целями или мечтой!

Многие специалисты убеждены, что характер человека формируется в первые пять лет его жизни. В дальнейшем, характер подвергается лишь незначительным корректировкам под воздействием внешних обстоятельств. Но в пять лет вряд ли кто-то уже начинает в серьез задумываться о том, какие личностные навыки помогут ему или ей в жизни. Хотя есть и исключения. Например, маленький Вольфганг Амадей Моцарт уже в 4-х летнем возрасте садился за клавесин, и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Как оказалось позднее, именно эти навыки, а также развитие феноменального музыкального слуха, памяти и умения импровизировать, позволило Моцарту стать одним из самых известных композиторов в мире.

Как навыки развития личности помогают в жизни?

Современное общество является настолько сложным и многогранным, что для его функционирования необходимы сотни тысяч навыков различных людей. Вы только представьте любую профессиональную сферу деятельности, например строительство или медицину, и подумайте сколькими навыками должны обладать эксперты этих областей для успешного решения повседневных задач. И это только две области. А теперь предположите сколько всего в мире профессиональных областей, и умножте это число на необходимое количество навыков в каждой. Скорее всего вы не сможете этого посчитать, но говорят что ответ представляет собой цифру, состоящую более чем из десяти знаков.

Мир нуждается в огромном количестве личностных навыков, и если бы все люди договорились между собой и каждый занимался бы развитием тех навыков, которые ему ближе, и помогал бы вносить вклад в общее дело, то мы бы давно уже раскрыли многие загадки мироздания и освоили бы жизнь в соседних галактиках.

Но пока мы имеем огромное социальное неравенство в разных странах и растущую безработицу. Поэтому ваш выбор относительно того, какие свои личностные и профессиональные навыки развивать, является очень важным. Это либо может сделать вас востребованным и нужным специалистом в любой стране мира, либо обеспечит вам минимальную заработную плату и небольшую пенсию. Решать вам!

В течение жизни мы осваиваем новые навыки и умения, в результате чего происходит коррекция характера и жизненных целей. Одним из важнейших качеств, которые принесут невероятную пользу своему обладателю, можно обозначить навык системного планирования собственной жизни . Иными словами, это способность человека придерживаться намеченной цели. Наличие этого навыка позволяет нам придерживаться образа той жизни, которую мы мечтаем построить для себя, и развиваться в тех областях которые мы избрали для себя в качестве приоритетных.

Освоение новых личностных навыков делает человека всесторонне развитым. Он учится правильно реагировать на внешние раздражители и преуспевать в выбранном направлении, не смотря ни на что, а также эффективно использовать внутренние ресурсы. Личностные навыки определяют успешность и уникальность индивида во многих сферах человеческой жизни. Это касается и выбора стиля в одежде, и освоения определенной профессии. Человек, который четко осознает потребность в повышении качества жизни, будет работать в заданном направлении.


В чем отличие между навыками и качествами личности?

Чтобы лучше понимать себя и других следует уделять особое внимание изучению качеств личности. Это позволяет лучше разбираться в характере других людей, и дает больше возможностей для прогнозирования их поведения.

Качества личности – это повторяющиеся реакции человека, т.е. его поведение, которое он демонстрирует в тех или иных ситуациях, в зависимости от воздействия внешней среды и его собственных мотивов.

Личностные качества связаны с особенностями типа нервной системы человека, некоторые из них напрямую зависят от темперамента, другие могут быть развиты посредством восписания, или самостоятельной работы над собой.

Рассмотрим примеры навыков и качеств личности, которые являются наиболее полезными, и которые чаще всего ищут в кандидатах работодатели:

Навыки личности Качества личности
– Навыки чтения и письма

– Навык работы с информацией

– Навык коммуникаций

– Навык управления своими эмоциями

– Навык эмпатии и понимания чужих эмоций

– Навык планирования и постановки целей

– Навык самомотивации

– Навык принятия решений

– Навык активного слушания

– Навык работы в команде

– Навык публичных выступлений

– Навык выстраивания отношений

– Навык оказания первой помощи

– Навык выживания в дикой природе

– Навык обращения с деньгами

– Навыки владения иностранными языками

– Навык вождения автомобиля

– Навык многозадачности

– Навык самоорганизации

– Спокойствие

– Уверенность в себе

– Ответственность

– Пунктуальность

– Доброжелательность

– Вежливость

– Оптимизм

– Трудолюбие

– Внимательность

– Терпение

– Настойчивость

– Целеустремленность

– Стрессоустойчивость

– Инициативность

– Энергичность

– Дипломатичность

– Общительность

– Самостоятельность

Как видите, личностные качества в наибольшей мере показывают то, какие мы есть, а личностные навыки отражают то, что мы умеем делать.

Как происходит формирование личностных навыков?

Чтобы начать развивать в себе нужные навыки, достаточно осознать потребность прожить жизнь по собственному усмотрению, а не по сценарию, продиктованному обществом или родителями.

Формирование навыков личности начинается в раннем детском возрасте в процессе взаимодействия с родными и социумом, а также в процессе саморазвития. В дошкольном возрасте развитие личностных навыков, в большей степени, зависит от семьи и принятых в ней ценностей. В процессе взаимодействия с близкими, ребенок начинает рассматривать себя как индивидуальность, учится принимать ответственные решения и примеряет разнообразные схемы взаимодействия с другими людьми.

Наиболее активно умения и навыки развития личности подвергаются освоению в тот момент, когда ребенок осознает свою уникальность и начинает оценивать свое место в окружающем мире. О старте подобных процессов свидетельствуют:

  • уместное и активное употребление в речи личных местоимений;
  • освоение навыков самоконтроля и самообслуживания (самостоятельной заботы о себе);
  • способность к объяснению своих переживаний и трактовке мотивации совершаемых поступков.

Перечисленные процессы позволяют сделать вывод, что активное развитие личностных навыков ребенка начинается в 3-5 лет. До этого возраста в сознании маленького человека осуществляется подготовка к последующей работе над формированием собственной «Я-концепции».

На начальном этапе навыки для развития личности не нужно подвергать корректировке. Вполне достаточно создать условия для гармоничного развития интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей. Постепенно ребенок, в мягкой и ненавязчивой форме, знакомится с общепринятыми поведенческими нормами. Семью можно рассматривать в качестве воспитательной среды, которая еще долгое время будет основной, в плане формирования характера, для ребенка.

Чтобы успешно развивать личностные качества ребенка и формировать новые, следует постоянно вовлекать его в активную и созидательную деятельность.

При поступлении в школу, навыки маленькой личности продолжают формироваться под влиянием окружения и авторитета взрослых: воспитателей, тренеров, учителей. Если учебный процесс организован правильно, то формирование и развитие личностных качеств ребенка происходит параллельно учебно-познавательной деятельности. Ответственность, креативность и ряд других качеств закладывается в процессе школьного обучения.

Наличие друзей и товарищей неизбежно оказывает влияние на формируемые личностные качества. Если ребенок будет учиться в классе со множеством гениальных и не по годам развитых детей, то его собственное развитие будет на порядок быстрее. В начальной школе дети учатся взаимодействовать друг с другом, с окружающими людьми, выбирать корректные модели поведения, искать выходы из сложных ситуаций.

Почему лучше развивать профессиональные навыки с юных лет?

Профессиональные навыки личности развиваются параллельно личностным . Их набор определяет будущую сферу деятельности и возможность реализации себя в качестве хорошего специалиста. Чем раньше уделяетя внимание выбранной профессиональной сфере и ее навыкам, тем быстрее в ней можно будет достигнуть успеха. Сейчас уже все чаще, дети, у которых есть такая возможность и стремления, заканчивают школу экстерном, параллельно осваивая выбранные для будущего дисциплины, например такие, как иностранные языки, навыки работы с компьютером и гаджетами, программирование, финансы, маркетинг, и многое другое.

Молодые люди все больше разочаровываются в школьной программе, и все раньше осознают ценность профессиональных навыков, которым уделяют много времени, и делают большие успехи в их развитии!

Если объективно взглянуть на существующую систему образования, то она вообще мало направлена на то, чтобы сфомировать у человека необходимый комплекс профессиональных и личностных навыков, сделать его успешным и конкурентоспособным на рынке труда. Скорее наоборот, образование направлено на усвоение базовых концепций, на внушение удобных обществу догм и правил, и на создание среднестатистического гражданина, который вероятнее всего будет испытывать трудности с поиском работы, и будет иметь невысокую рыночную стоимость. А уж тем более практически нигде не учат как быть лидером, как создать свой бизнес, не дают основы финансовой грамотности , потому что очень многим гораздо выгоднее, чтобы молодая семья залезла в долги и взяла ипотеку! И чем раньше молодые люди осознают, чем они действительно способны и хотят быть полезны, тем успешнее сложится их профессиональная и личная жизнь.

Формирование личностно-профессиональных навыков состоит из следующих этапов:

  • Определение будущей сферы деятельности , основываясь на личных предпочтениях. Индивидуум выбирает не только свой путь в жизни, но и профессию.
  • Адаптация к условиям последующего развития . Эти условия изначально неизвестны человеку, поэтому он получает огромные массивы информации относительно работы, которую предстоит выполнять, и качеств, необходимых для достижения успеха.
  • Стабилизация процесса обучения или развития , получение определенных практических навыков и осознание соответствия себя и выбранной профессии. В дальнейшем, успешность будет определяться не природными данными, а готовностью к постоянной работе над собой и самосовершенствованию.
  • Целенаправленная работа над выбранным спектром личностных и профессиональных навыков , выстроенная на системной основе,и в идеале, осуществляемая при поддержке опытных наставников, менторов или коучей, помогающих в отслеживании динамики развития всего комплекса навыков, и предоставляющих развивающую обратную связь высокого качества.

Эффективным инструментом для помощи молодежи в прохождении указанных этапов являются профессиональные тренинги по планированию своей карьеры, а также межличностные тренинги, которые позволяют провести самоанализ своих талантов, склонностей, имеющихся качеств, и сформировать привлекательное видение своего профессионального будущего!

Многие стремления и надежды человека связаны с его будущей работой, поскольку большую часть жизни мы проводим в трудовой деятельности. По набору профессиональных навыков, оценивают степень соответствия человека занимаемой им должности, а по набору личностных – его потенциал. Чтобы добиться определенного успеха, важно также адекватно воспринимать себя в составе коллектива. Если у человека хорошо развиты коммуникативные и командные навыки, то он сможет легко приживаться в любом коллективе и быстро выстраивать необходимые отношения с другими людьми! Такой сотрудник прекрасно знает, как дальше действовать, и что необходимо для продвижения по карьерной лестнице.

Какие навыки помогали известным людям добиться успеха?

Уверенность в себе и вера в собственный В этом уверены многие известные персоны, которые сумели добиться поставленных целей и с гордостью считают себя успешными людьми.

При этом важно не только развивать навыки личностного роста , но и кардинально изменить свое представление об окружающей действительности. Необходимо избавиться от комплексов, предубеждений и страхов, которые мешают большинству из нас двигаться к поставленной цели. Человек добивается успеха в процессе кропотливой работы, лишь единицы могут похвастаться банальным везением.

Многие люди, которые построили эффективный бизнес с нуля, не выигрывали в лотерею и не получали миллион долларов в наследство. Они делали ставку на собственные: креативность, уникальность, трудолюбие, желание реализоваться в интересующей их сфере и возможность принести максимальную пользу обществу и своим клиентам. Секрет их успеха кроется в умении правильно поставить себе цель, найти нужные ресурсы и выбрать оптимальную стратегию.

Современный бизнес знает немало примеров, когда бизнесменам-женщинам, людям с ограниченными возможностями, людям из небогатых семей удавалось добиться невероятных успехов в своем деле. Одним из таких предпринимателей с мировым именем является Сергей Брин. Он входит в число основателей Google и давно обрел статус миллиардера. Сергей родился в Москве в небогатой семье ученых-математиков, которые решили перебраться в США. Во время обучения в Стэнфордском университете, Брин вместе с товарищем принялся за разработку поисковой системы. Их детище успешно прошло тестирование на уровне университета, появились инвесторы, готовые развивать проект. Прошло семь лет, и имена молодых разработчиков вошли в список Forbes.

Другой пример: успешная телеведущая из США, Опра Уинфри, стала миллиардером благодаря упорному труду. Она родилась в небогатой афроамериканской семье горничной и шахтера, поэтому полагалась лишь на собственный пробивной характер и желание добиться в этой жизни многого.

Свои разносторонние личностные навыки в резюме для поиска достойной работы не раз указывала и Рут Хендлер, но успех американской предпринимательнице после долгой череды неудач принесло воплощение ее детской мечты: создание куклы для детей по имени Барби. Рут потом неоднократно уверяла, что:

Успех приходит к тем, кто способен найти в себе силы подняться после падения и продолжить движение к намеченной цели.

Хендлер появилась на свет в 1916г. В семье эмигрантов в США. Будучи десятым ребенком, с раннего возраста она работала. Трудолюбие и целеустремленность принесли свои плоды. В 1959 году Рут придумала Барби, и с тех пор ее семейный бизнес начал приносить многомиллионные доходы. Этой американской предпринимательнице понадобилась единственная креативная идея и умение находить выход из абсолютно безвыходных ситуаций, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и всей своей семье.

Оглушительный успех Рут не прошел бесследно. В 1970г. У нее выявили рак груди, параллельно ее обвинили в финансовых махинациях и приговорили к условному сроку. Эти обстоятельства не заставили женщину впасть в отчаяние. Потеряв пост в своей прежней компании, Хендлер основала новую - по изготовлению протезов груди - и снова вернулась на вершину успеха.

Каждая компания индивидуальна, имеет сложившуюся корпоративную культуру, и чаще всего ищет в свою команду людей, с наиболее похожим на большинство сотрудников, набором личностных навыков разделяющих при этом схожие корпоративные ценности.

Если рассматривать этот вопрос в целом, то к наиболее важным деловым навыкам и качествам, которые понадобятся человеку для успешного продвижения по карьерной лестнице, можно отнести:

  • профессиональную зрелость (самоанализ и самокритичность, умение прислушиваться к чужому мнению, способность подчинять собственные интересы интересам организации);
  • ответственное отношение к труду и коллегам (трудолюбие, чуткое и внимательное отношение к людям, развитое чувство персональной ответственности, личная дисциплинированность);
  • достойный уровень узкоспециализированных знаний (наличие квалификации в соответствии с занимаемой должностью, наличие минимального набора знаний для успешного выполнения своих трудовых обязанностей, умение использовать передовую технику в своем труде);
  • организаторские способности (умение организовать собственный труд, взаимодействовать с руководителями и подчиненными, корректно излагать мысли в любой деловой беседе и при написании корреспонденции, выстроить взаимоотношения с другими отделами и организавать эффективный обмен информацией).

Для лиц, претендующих на руководящую должность, также особое значение обретают:

  • умение своевременно принимать верные решения;
  • способность проконтролировать исполнение решений надлежащим образом;
  • умение моментально сориентироваться в трудной ситуации и найти выход с наименьшими потерями;
  • самообладание;
  • уверенность в собственных силах;
  • умение своевременно увидеть новые технологии, оценить их пользу, внедрить их в работу;
  • инициативность и лидерство;
  • умение создать вокруг себя сплоченную команду;
  • готовность идти на обоснованные риски.

Какие личностные навыки помогают людям в семейной жизни?

Основу счастливого и успешного брака составляет ответственное отношение к взятым на себя обязанностям. Это качество в равной степени необходимо развивать и мужчинам, и женщинам, так как семья это сбалансированная система двух любящих энергий, дающая синергию только при взаимном и полном взаимодействии партнеров друг с другом.

Следующий важный навык - стремление к постоянному самосовершенствованию. Если супруги не уделяют время своему развитию, не помогают друг другу стать лучше, то такой брак рано или поздно переходит в стадию стагнации. Проще говоря, он начинает напоминать сломанные костыли, с которыми идти уже менее удобно, чем без них, но при этом бросить жалко!

Не меньшую опасность для дальнейшей семейной жизни представляет мужской гнев и женская обидчивость. По этой причине, важно научиться освобождаться от этих качеств. Совершенные в момент сильной обиды или гнева поступки могут привести к непоправимым последствиям. Не всегда раны, оставленные ими на душе любимого человека, способны затянуться.

Самоотдача и забота друг о друге в отношениях - навык, которым должны овладеть оба супруга. Способность делиться лишь укрепляет семью.

Среди прочих личностных навыков, которые помогут при создании счастливой семьи, можно обозначить: развитый самоконтроль, доверие и открытость, исполнение взятых на себя обязательств и обещаний.

Формирование необходимых навыков - это процесс, включающий в себя несколько стадий. Он предполагает проведение кропотливой работы над собственным сознанием.

Изначально важно поставить перед собой правильную цель, которую вы стремитесь достичь. Формирование личностных навыков является результатом многократного повторения тех или иных действий.

Для формирования личностных навыков существует три способа:

1) Самостоятельная работа над выбранными навыками

2) Формирование навыков при поддержке коуча или наставника

3) Участие в тренингах по формированию личностных и профессиональных навыков

Рассмотрим плюсы и минусы каждого способа:

Самостоятельная работа над выбранными навыками

– Самый доступный способ

– Бесплатно

– Занимаетесь в любое время суток

– Низкая скорость развития навыков

– Высокая вероятность того, что вы бросите занятия не доведя навыки до нужного уровня

– Отсутствие развивающей обратной связи

– Отсутствие возможности задать вопросы

– Отсутствие компетентной поддержки и помощи от профессионалов

– Самый долгий способ развития навыков

Если вы решили работать над своими навыками самостоятельно, то составьте письменный план действий, установите сроки и приступайте к его реализации как можно скорее!

Формирование навыков при поддержке коуча или наставника

– Самый адаптированный под ваши нужды и потребности способ

– Максимальный учет ваших особенностей и способностей

– Индивидуальный подход

– Развивающая обратная связь

– Высокая скорость развития навыков

– Снижение риска бросить начатое и возможность довести развитие навыка до нужного уровня

– Коучинг до результата

– Помощь и поддержка после обучения

– Не так просто найти хорошего наставника или коуча

– Необходимость оплачивать занятие либо нужно как-то заинтересовать коуча, чтобы он взял вас в ученики бесплатно

– Занятия по расписанию, которому нужно будет следовать

– Для достижения результатов потребуется регулярность и определенное количество занятий, которое зависит от сложности навыка, и того уровня, на который вы хотите его вывести.

В случае желания заниматься с наставником или коучем, начните с того, чтобы найти экспертов в необходимой вам области.

Участие в тренингах по формированию личностных и профессиональных навыков

– Самый быстрый способ развития навыков. Стандартный тренинг обычно рассчитан на 1-3 дня, пройдя которые вы получаете нужные навыки и советы по их развитию

– Вся актуальная и ценная информация по нужным вам темам, которая уже собрана для вас заранее

– Опытный тренер или тренеры, которые будут учить вас тому, что уже умеют сами, и будут демонстрировать применение нужных вам навыков

– Наличие практических заданий, выполняя которые вы сразу получаете результат

– Наличие раздаточных материало, и материалов для самостоятельного изучения после тренинга

– На тренингах человек учится как у тренера, так и у других участников, каждый из которых делится своим бесценным опытом

– Возможность общения с близкими по духу людьми, имеющими схожие цели, и помогающими друг другу

– Получение большого заряда мотивации и энергии от прохождения тренинга, что помогает достигать дальнейших целей

– Возможность найти друзей, которые останутся с Вами после тренинга на всю жизнь

– Послетренинговая поддержка от тренеров и других участников

– Получение сертификата о прохождении тренинга (возможно это пригодится вам при поиске работы)

– Все подобные тренинги являются платными, на бесплатных тренингах вы скорее всего услышите много рекламы, и получите мало пользы

– Придется потратить время чтобы найти и выбрать хороший тренинг

– Возможно, нужного тренинга не окажется в вашем городе, но в этом случае стоит рассмотреть другие города либо узнать проводится ли онлайн обучение развитию нужных вам навыков.

Участие в любом тренинге, это целое событие, которое безусловно способно изменить вашу жизнь к лучшему! Самое главное выбрать эффективный тренинг, который уже реально помог многим другим людям, и отнестись к участию в нем со всей серьезностью! Это большая и интересная работа, способная принести максимальный результат!

Для чего нужны навыки личностного роста?

Овладение навыками личностного роста помогает нам стать успешными в этой жизни. Мы развиваем в себе качества, помогающие улучшить одну или несколько сфер жизни: социальную, культурную или любую другую.

Личностный рост человека нацелен на повышение человеческого потенциала и результативности в выбранной сфере жизни.

Концепция личностного роста, основанная на идеях Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, основывается на том, природа человека изначально позитивна и созидательна, а смысл жизни человека заключается в саморазвитии, исследовании себя и окружающего мира, развитии своих личностных навыков, и раскрытии своих талантов. Такой подход является полной противоположностью классического фрейдизма, и ряда религиозных учений, заявляющих о том, что человек изначально грешен, плох и нуждается не столько в развитии, сколько в ограничениях и коррекции.


Разум. Тело. Душа.

Какую из выбранных концепций принимать на веру каждый решает сам. Для тех людей, кому ближе позитивная природа человека, важным является и развитие навыков личностного роста, к которым относят: изучение своих особенностей, понимание себя и своих эмоций, раскрытие своих талантов, поиск новых интересов, умение понимать и реагировать на эмоции других людей, навыки эмпатии, доверия, прощения, выстраивания отношений, внутренней свободы и независимости, любви к окружающим, к природе, к Мирозданию. Многие навыки личностного роста переплетаются с идеями различных религиозных учений.

И верующие люди, и атеисты сходятся во мнении о том, что навыки личностного роста улучшают, и делают более гармоничной жизнь современных людей.

Особенно это актуально сейчас в эпоху потребления, когда большинство компаний пытается манипулировать покупателями, используя рекламу и пропаганду, для подмены истинных ценностей навязанными желаниями, с целью побуждения к большему приобретению ненужных материальных ценностей, зарабатывая деньги на которые, человек бесцельно тратит время своей жизни!

Какие личностные навыки лучше отражать в резюме?

Чтобы получить работу своей мечты, важно сначала составить список всех значимых навыков, которыми вы владеете. После этого выбрать из них те, которые на ваш взгляд наилучшим образом подходят для этой работы. Например, для соискателей на должность менеджера по продажа особое значение обретают:

  • коммуникабельность;
  • умение склонить к собственной точке зрения;
  • обширный кругозор;
  • способность выстраивать с людьми доброжелательные отношения;
  • стрессоустойчивость;
  • инициативноть;
  • умение эффективно работать в режиме многозадачности.

Тому, кто претендует на роль руководителя важно развивать свои управленческие и аналитические способности, уметь проявлять лояльность, упорство и порядочность. Юрист должен обладать виртуозными навыками трактовки и жонглирования различными статьями законов, и способностью находить решение для непростых задач.

Если вы испытываете сложности в анализе своих личностных качеств, тогда можно сделать еще проще.

Зайдите на любой сайт по поиску работы, посмотрите интересующие вас вакансии, и выпишите оттуда все навыки, которые перечисляют работодатели в своих требованиях.

После этого выберите те из них, которые у вас развиты сильнее всего и укажите их в своем резюме. В таком случае, вы сможете найти нового работодателя максимально быстро. Главное сильно не преувеличивать, и не указывать в резюме наличие тех навыков, которых у вас нет. Ведь в ходе собеседования или в дальнейшей работе вы не сможете их продемонстрировать, и столкнетесь с проблемами.

Как меняются личностные навыки с течением времени?

Каждому возрасту человека необходим свой набор навыков. С течением времени трансформируются наши цели и потребности. Это происходит как под воздействием внешних факторов, так и в соответствии с нашими внутренними изменениями. Актуальность одних навыков утрачивается, а других возрастает. Подобные изменения неизбежны, поскольку жизнь не стоит на месте. Следует также помнить, что в процессе жизни, личность проходит через ряд психологических кризисов, например в подростковом возрасте. Многим знакомо такое понятие как, “кризис среднего возраста”. Причин тому достаточно много, в основном они связаны с тем, что ожидания человека слишком расходятся с окружающей действительностью.

Люди, у которых достаточно хорошо развиты личностные навыки, могут справиться с любым таким кризисом достаточно быстро.

Если определенные навыки личности развиты слабо, то это может привести к временной апатии, депрессии, плохому настроению, отсутствию мотивации. В таком состоянии человек может чувствовать себя несчастным, но его можно избежать, уделяя время работе над собой и собственному развитию. Душевное и личностное здоровье не менее важно, чем здоровье физическое. Более счастливыми себя чувствуют те люди, которые стремятся к балансу и гармонии в жизни, уделяя внимание и телу, и разуму, и душе.

Таким образом, наличие тех или иных личностных навыков является результатом продолжительной и трудоемкой работы. Поставьте перед собой цель, представьте образ того, каким или какой вы хотите быть, и смело двигайтесь в этом направлении: определите желаемые навыки и приступайте к их тренировке. В этом вопросе важна регулярность, поскольку навык формируется при многократном повторении необходимых действий. Эта работа гораздо приятнее чем та, ради которой многие просыпаются каждое утро, и именно она поможет Вам получить совершенно иное качество жизни и ощутить себя успешным человеком.

Была ли Вам полезна эта статья? Какие возникли вопросы?

Новое на сайте

>

Самое популярное