Домой Картофель Заполнение заключения пмпк. Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с зпр на пмпк. Позиция учителей и администрации школы

Заполнение заключения пмпк. Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с зпр на пмпк. Позиция учителей и администрации школы

Юдина Ирина Анатольевна
Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с ЗПР на ПМПК

педагогического заключения на ребенка с ЗПР на ПМПК .

Юдина Ирина Анатольевна

педагога-психолога ГКУ СО

«ЦДиК СО» Сергиевское отделение

Саша В. возраст на момент обследования 6лет 11 месяцев.

Анамнестические данные :

Ребенок от 2 беременности . Роды 2 срочные. Вес 3.100. Закричал сразу. Комплекс оживления проявился с 3месяцев. Сидит с 7 мес., ходит с 1,2 г. Отдельные слова с 1,9 лет, фразовая речь с 3 лет. Со слов матери на первом году был беспокойный, плохо засыпал, спал короткими промежутками, был очень привязан к матери, навык самостоятельной опрятности формировался медленно.

Отношение к обследованию пассивное-подчинение. Мимика бедная, невыразительная. На вопросы отвечает избирательно,замкнут. При предъявлении инструкции часто требуется повторение. Темп психических процессов замедленный, переключаемость затруднена. Нуждается в постоянной стимулирующей помощи.

Особенности восприятия : сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано немного ниже возрастной нормы. Собирает разрезную картинку методом практического примеривания.

Особенности памяти : понимает цель задания, устанавливает смысловые связи между словами и картинками, установление более далеких связей вызывает затруднения.

Особенности внимания : объем внимания недостаточный; имеются трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала, переключаемость внимания замедленная, затрудненная. Общий уровень произвольного внимания низкий.

Особенности мышления : навыки сравнения, обобщения и классификации не сформированы в полном объеме, при выполнении заданий необходимы наводящие вопросы, причинно-следственные связи устанавливает с помощью взрослого. Особенности воображения : преобладает репродуктивное воображение , бедность фантазии.

Особенности речевого развития : активный словарный запас малый, при составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, неразвернутые предложения.

Характеристика моторики : уровень развития мелкой моторики не соответствует возрасту. Отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. Ведущая рука – правая.

Представления об окружающем мире : сформированы недостаточно, пространственно-временные представления сформированы частично.

Эмоционально-волевая сфера и особенности личности : замкнут, застенчив. Отмечаются пассивность и инертность. Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях.

Заключение педагога- психолога : уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы. Недостаточное развито целостное восприятие, память снижена, внимание, мышление, речевое развитие ниже возрастной нормы, мелкая моторика и графические навыки сформированы недостаточно. Снижены навыки саморегуляции, эмоциональной сферы.

Развитие высших психических функций . Коррекции недостатков внимания, памяти, восприятия; развитие мыслительной деятельности. Развитие пространственной ориентации.

Формирование учебной мотивации. Развитие коммуникативных навыков и навыков межличностного взаимодействия. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Публикации по теме:

Образцы педагогического представления на ПМПК. Педагогическое представление на ПМПК. Обучается по примерной общеобразовательной программе дошкольного образова-ния «От рождения до школы».

Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам психолого – педагогического обследования Психологическое обследование проводилось по запросу родителя с целью.

Обследование ребенка в условиях ПМПК Цель работы ПМПК - на основании достоверной диагностики определить специальные образовательные потребности и условия, обеспечивающие развитие,.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как такие.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, принимающей ребенка «Гармония» Пояснительная записка Рост интереса к проблеме семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Педагогический консилиум - орган планирования и разработки психолого-педагогического сопровождения учеников, классов, групп учащихся или целых параллелей, в которой принимают участие все члены педколлектива. Объединение владеет информацией о детях, классах или параллелях, полученной от учителей, медсестры, классрука, штатного психолога и социального педагога, представителей администрации, чтобы на основе ее разработать стратегию воспитания и обучения.

Работа психолого-медико-педагогического консилиума в школе , выдающего соответствующее заключение , выделяют три ключевых этапа:

  1. Информационно-подготовительный. Все участники мероприятия осуществляют сбор информации об ученике, используют тестирование и исследования, делают собственные заключения. Важно подчеркнуть, что для соблюдения прозрачности и непредвзятости проведения консилиума, все специалисты готовятся к нему по отдельности, формируя лист рекомендаций, исходя из собственного видения ситуации и путей ее решения, намечая методы и формы работы с учеником. Председатель ПМПк отвечает за подготовку заседания, подготовительно-исследовательскую работу.
  2. Непосредственно заседание. Члены комиссии заслушивают результаты подготовительной работы, принимая стратегию и общий рекомендации по сопровождению учащегося. Заполняя образец заключения психолого медико педагогического консилиума школы , в нем прописывают форму и степень участия каждого специалиста, распределяются сферы ответственности, оговариваются сроки выполнения поставленных задач и формы контроля за этих процессом, составляется необходимая документация.
  3. Выполнение решения консилиума с обязательным контролем исполнения. Коррекционно-воспитательная работа ведется как одним, так и несколькими специалистами согласно утвержденной стратегии. Председатель ПМПк контролирует реализацию плана, а его участники - консультируют родителей по дальнейшей тактике взаимодействия с детьми, дают рекомендации в отношении детей с ОВЗ и затруднениями с освоением программы. Стратегия, которая была выработана консилиумом и оформлена в заключении, озвучивается родителям ученика в понятной для них форме, а все выдвинутые рекомендации могут быть выполнены только после получения родительского согласия.
Если диагностическая гипотеза будет подтверждена первым обследованием, необходимость в других отпадет. Поскольку диагностика отклонений в развитии и ограниченных возможностей здоровья детей многоаспектна, задачи обследования дифференцируются в каждом отдельном случае. Долгое время главенствующей считалась медицинская диагностика, однако в последнее время было установлено, что понимание механизмов нарушения развития дается на основании социально-педагогического или психолого-педагогического сопровождения школьника. В контексте этого большое значение имеет:
  • психологическая диагностика - обследование онтогенетического развития с акцентом на логику закономерного развития согласно возрасту учащегося (специалист концентрируется на показателях, которые соответствуют норме, а не тех, которые ей не соответствуют, оценивает способности, интересы и движущие силы развития школьника).
  • педагогическое обследование - оценка обучаемости и освоения социально-бытовых и академических навыков, умений и знаний (педагог диагностирует способность ребенка к адаптации, степень его социализации, уровень воспитанности).
Таким образом, ПМПк регулирует принципы взаимодействия педагогов, специалистов службы сопровождения, родителей для эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей. составляется, опираясь на принципы комплексного воздействия, индивидуального подхода, соответствующего речевому и психическому развитию детей, запрета на разглашение конфиденциальной информации.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

При этом участники консилиума должны признавать ученика полноправной личностью и нести ответственность за все решения, принятые ими и затрагивающие ученические интересы. Консилиум получает от родителей ребенка согласие на участие в обследовании, а после оказывает посильную помощь, обеспечивая их полной информацией о подростке и отчетами о своей деятельности.

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы: результаты обследования

Результаты диагностических процедур каждый специалист оформляет в отдельное заключение, которые объединяют особенности структуры. Итоги психологического, логопедического и социально-педагогического обследования в обязательном порядке должны содержать полные данные ученика (ФИО, дату его рождения и возраст, наименование класса, диагностическая гипотеза), в остальных моментах структура текста логопедического или психологического заключения для школьного консилиума кардинально отличается.

Психологическое заключение для ПМПк

Схематично подготовительно-диагностическая работа психолога выглядит следующим образом:

  1. Психолог оценивает проблему, которую школьный консилиум вынес на обсуждение. Планирует работу с ней, подбирает материал, изучает психологические характеристики гипотезы, систематизирует и обобщает полученные данные.
  2. Стимулирует работу консилиума, предоставляя научно обоснованные результаты своей диагностико-аналитической работы, на которые впоследствии будут опираться специалисты в принятии стратегии сопровождения ребенка.
Психолог в произвольной форме составляет патопсихологическое заключение, отражая в тексте:
  • специфику аффективно-личностной сферы - специалист должен подчеркнуть, как ребенок идет на контакт, к чему выражает интерес, как реагирует на ситуации успеха и неудачи, как воспринимает критику, присутствует ли специфическая симптоматика;
  • эмоциональное реагирование ученика - какие мотивы движут ребенком, какое настроение у него преобладает, способен ли он на волевое усилие;
  • динамику психической деятельности - темп работоспособности (продолжительность этапа сконцентрированной работы), способность учащегося продлевать период сконцентрированности, наличие инертности психических процессов или их отсутствие;
  • интеллектуально-мнестические проявления - насколько ребенок осознает инструкции, как оценивает задания различного уровня сложности, насколько способен к обобщению и систематизации информации, вербализации мыслей.
Результаты обследования могут быть представлены в виде диаграмм и таблиц. Резюмируя, психолог должен давать характеристику степени отставания ребенка от нормы развития, сформулировав его понятным для членов консилиума и родителей языком. Психологическая диагностика окажется полезной для заключения психолого-медико-педагогического консилиума для ПМПк , если помимо констатации факта наличия отклонений и указания неспецифических дисфункций, специалист разработает концепт реабилитационных мер и психолого-педагогического сопровождения. Однако решение о целесообразности следования предложенным рекомендациям принимает ПМПк.

Логопедическое заключение для консилиума

Учитель-логопед или дефектолог в своем заключении для психолого-медико-педагогического консилиума обязательно должен указать методический комплекс, использованный им для диагностики отклонений. Он проводит полное обследование речи, фонематических и артикуляционных процессов, словарного запаса, слоговой структуры речи и прочего, оценивая уровень овладения учеником устной речью и готовность освоить письменную (а при освоении - анализирует наличие и тип ошибок), дает характеристику чтению и письму, состоянию мышления и других неречевых комплексов.

Немаловажным критерием логопедической оценки становится пространственная ориентация и координация ребенка. Специалист определяет, насколько у учащегося сформированы причинно-следственные связи и зрительно-пространственные представления, умеет ли он быстро определять левую и правую сторону, части тела, располагать текст на бумаге.
Учитель-логопед дает краткую психолого-педагогическую характеристику, оценивая, чем обусловлены ошибки в речи и письме, неуспеваемость по предметам, неустойчивость внимания. Специалист характеризует преобладающий тип памяти школьника (долговременная или кратковременная), потребность в повторении перед выполнением задания, способность овладеть знаниями по русскому языку и наличие общего запаса знаний.

Пример логопедического заключения для психолого-медико-педагогического консилиума школы

Критерий диагностики Возможные ответы (логопед выбирает один или несколько)
Характер речевого развития
  • без особенностей и согласно возрасту;
  • доречевое/раннее психомоторное развитие проходило с задержкой;
  • говорить начал поздно;
  • в ДОУ посещал занятия по коррекции звукопроизношения;
  • фразовая речь - с 3 лет.
Характеристика артикуляционного аппарата
  • строение лица без аномалий/нарушено;
  • лицевая мускулатура в норме/с нарушениям (гипомимией, тремором, гиперкинезом)
  • способен сохранять правильное артикуляторное положение;
  • не способен удерживать рот закрытым;
  • выполняет базовые движения губами и языком;
  • язык вялый/массивный/узкий/широкий, его движения затруднены, замедленны, объем движений неполный;
  • кончик языка недостаточно активен;
  • губы малоподвижные/подвижные/узкие/толстые;
  • нарушена переключаемость или замена движений;
  • активность движений и тонус в норме;
  • сохраняется точность движений;
  • твердое небо готической формы, высокое;
  • мягкое небо короткое/длинное/малоподвижное/подвижное;
  • присутствует нарушение зубного ряда/зубы частые/редкие/крупные/мелкие
Мелкая моторика
  • двигает руками хаотично и неточно;
  • движения выполняются точно;
  • не сформирована произвольная моторика;
  • моторика мелких мышц недоразвита/тонус мышц повышен;
  • пробы Хэда выполняет правильно/с ошибками;
  • недостаточно овладел/не владеет вовсе навыками самообслуживания;
  • ведущая рука левая/правая;
  • наблюдаются трудности в письме;
  • темп письма замедлен
Общая моторика
  • движения тела замедленные и неловкие;
  • объем активных движений недостаточен;
  • свойственны сопутствующие движения;
  • переключаемость движений медленная, наблюдается отставание в ритме/темпе;
  • не способен имитировать движение по описанию;
  • при функциональных нагрузках наблюдается повышенная утомляемость мышц;
  • отмечено двигательное беспокойство
Понимание речи
  • затрудненное понимание речи/инструкции необходимо повторять;
  • способен выполнять действия по словесной инструкции;
  • устную речь понимает в рамках своего интеллектуального развития;
  • речь понимает неточно/выборочно;
  • на обращения реагирует с задержкой;
  • биологический слух в норме, восприятие речи в пределах нормы
Произношение звуков
  • произношение нарушено/звонкие согласные оглушаются;
  • отдельные звуки произносятся с ошибками;
  • по отдельности все звуки произносятся правильно, но в общем речевом потоке наблюдается смазанность;
  • звуки смещаются/искажаются/заменяются/пропускаются;
  • голос хриплый/глухой/звонкий/сильный/сдавленный;
  • дыхание в момент речи неровное/затрудненное/свободное/поверхностное
Фонематические процессы
  • фонематический слух сформирован в недостаточной мере/ правильно;
  • выделяет звуки на фоне слова;
  • определяет присутствие/отсутствие звука в слове;
  • правильно/с ошибками определяет число и последовательность звуков в слове;
  • корректно/не всегда верно определяет положение звука в слове;
  • переставляет местами слоги;
  • правильно/с ошибками вычисляет количество слогов в сложных словах;
  • ученик не может придумать слово на выбранный звук;
  • произносит слова сложного звукового состава/делает в них ошибки;
  • при стечении гласных затруднятся с произношением слоговой структуры слов;
  • способен придумать слово на выбранный звук, подобрать картинку;
  • некорректно различает слова со схожими звуками и оппозиционными фонемами;
  • фонематический анализ сформирован/трудности возникают на этапах сложного фонематического анализа;
  • звуко-буквенный анализ сформирован/наблюдаются затруднения
Словарный запас
  • словарный запас соответствует возрастному развитию/беден/ограничен бытовой лексикой;
  • корректно/не всегда правильно использует слова;
  • может использовать слова не по назначению/не осознает значения слов;
  • затрудняется с подбором синонимов/антонимов/однокоренных слов;
  • заменяет слова по акустическому сходству и смыслу;
  • в речи превалируют глаголы, местоимения и существительные, реже используются наречия, прилагательные и производные от них
Грамматический строй
  • сформирован/не соответствует возрасту;
  • сложные синтаксические конструкции не используются;
  • в простых синтаксических конструкциях допускаются ошибки;
  • некорректно употребляются падежи, предлоги, присутствует несогласование слов, ошибки в формировании множественного числа;
  • затрудняется с согласованием существительных и прилагательных в косвенных падежах
Связная речь
  • связная речь развита/ не развита в соответствии с возрастом;
  • связная речь ограничивается одним-двумя предложениями;
  • устная форма речи сформирована недостаточно;
  • высокий/низкий уровень речевого развития;
  • затрудняется с выражением своих мыслей;
  • искажает смысл, нарушает последовательность или пропускает смысловые блоки в пересказах;
  • преимущественно использует простые фразы и грамматические конструкции;
  • имеет незначительный опыт речевого общения
Письмо
  • допускает разноплановые ошибки;
  • во время списывания допускает только единичные неточности;
  • под диктовку допускает многочисленные графические ошибки;
  • затрудняется в ориентировании на тетрадном листе, в удержании строки;
  • использует различные углы наклона, меняет размер букв;
  • не может проверять слова, не различает отдельные слова в речевом потоке
Чтение
  • практикует побуквенно-слоговое чтение/послоговое/побуквенное/словами;
  • прочитанное понимает с ошибками/ отдельное слова понимает правильно;
  • в многосложных словах запинается/допускает разноплановые ошибки;
  • неотчетливо произносит слова при чтении;
  • не может дать ответы на вопросы по тексту
Результаты речевого развития
  • речевое развитие имеет незначительную динамику/динамика не наблюдается;
  • рекомендованы логопедические упражнения и занятия со специалистом

Оценивая причины затруднений в освоении знаний, учитель-логопед анализирует (при наличии таковых) повышенную утомляемость или гиперактивность, нарушения моторики и координации, сложности в адаптации, незрелость эмоционально-волевой сферы и недостаток самоконтроля, наличие невротических состояний, недостаточное развитие связной речи и словесно-логического мышления, ограниченный словарный запас, педагогическую запущенность и родительскую гиперопеку.
Логопед в своем заключении должен определить первичный или вторичный характер нарушения речи, сделать общий вывод и предложить комплекс мер, направленный на устранение нарушения, оценив потребность школьника в создании особых условий обучения. Специалист рекомендует ученику занятия в логопункте, целесообразность которых часто продиктована фонематическим, лексико-грамматическим, общим недоразвитием речи, наличием дисграфии или дислексии, комплексными нарушениями звукопроизношения и фонематического восприятия.

Социально-педагогическое заключение для ПМПк

Воспитатель или социальный педагог образовательного учреждения составляет по образцу социально-педагогическое заключение школьного консилиума на ПМПк . Диагностика проводится преимущественно по месту проживания ученика в случае выявления проблем со здоровьем у ребенка, наличии затруднений в общении со сверстниками, в социализации, освоении программы.

Специалист оценивает:

  • состав семьи, жилищно-бытовые условия и санитарное состояние жилья;
  • взаимоотношения внутри семьи, семейный бюджет;
  • род деятельности родителей, места их работы;
  • интересы и хобби учащегося, его школьную успеваемость.
Скрупулезному обследованию подвергаются следующие аспекты:
Аспект Возможные ответы
Тип семьи
  • благополучная - морально устойчивые родители, создавшие положительную эмоциональную атмосферу в семье и владеющие культурой воспитания детей;
  • педагогически некомпетентная - подростки остаются без надзора, у родителей отсутствует единство требований и культура воспитания, применяются физические наказания и жестокое обращение, родители не знают ничего о поведении детей вне школы, их интересах и круге общения;
  • конфликтная - в семье царит неблагоприятная эмоциональная атмосфера, родители конфликтуют между собой, проявляют нетерпимость и жестокость;
  • нравственно-неблагополучная - родители имеют судимости, употребляют запрещенные препараты или пьянствую, ведя аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей
Особенности взаимоотношений детей и родителей
  • семейная диктатура - чувство собственного достоинства систематически подавляется, интересы ребенка не принимаются во внимание;
  • сотрудничество - взрослые и дети взаимодействуют на принципах взаимного уважения, сопереживания;
  • гиперопека - школьников ограждают от трудностей бытового и социального характера, удовлетворяют все их потребности и желания;
  • попустительство - ребенок существует автономно, родители абстрагируются от участия в процессе воспитания, ведут себя пассивно
Взаимоотношения школы и родителей
  • родители сознательно игнорируют требования и рекомендации школы;
  • они заинтересованы в сотрудничестве и активном участии в жизни школы (класса);
  • демонстрируют конфликтное поведение.
Социально-бытовые условия
  • Жилищные условия (съемное жилье, коммунальная квартира, комната в общежитии, частный дом, отдельная квартира), которые соответствуют (или нет) возрастным потребностям ребенка и санитарным нормам.
  • Бытовые условия (одежда, питание, наличие средств для обучения и игр, условий для занятий хобби и учебы, индивидуального места для сна)
Особенности развития ребенка
  • Социальный статус учащегося (ребенок-сирота, ребенок с ОВЗ (инвалид), употребляет ПАВ, состоит на учете в КДН, привлекался за правонарушения.
  • Особенности поведения, личностной и эмоционально-волевой сферы (доминирующее настроение, степени эмоциональной возбудимости, способность к волевому усилию, умение соблюдать нормы поведения, инициативность, отношение к критике, взаимоотношения со сверстниками)
  • Выражение интересов (специфика речевого общения, контактность и коммуникабельность, отношение к своему заболеванию (дефекту).

Социальный педагог не оценивает здоровье, ресурсы развития, навыки и знания учащегося. В первую очередь, он отражает в заключении социальный статус семьи и ребенка в ней, определяя, насколько эмоционально и финансово благополучна семья, какие условия в ней созданы для развития ребенка. В его компетенции определение проблем межличностного характера, касающихся адаптации в школе, освоения программы, социальных институтов и норм поведения. Специалист составляет «социальный портрет» личности школьника, анализируя личностные качества, семейные условия, степень развития нарушения. Социальный педагог по результатам диагностики не только делает заключение, но и составляет перечень рекомендаций для родителей, оценивает, в какой помощи нуждается семья учащегося и он сам, какая помощь им может быть предоставлена.

Заключение консилиума школы

Текст заключения консилиума на ПМПк в школе оформляется на фирменных бланках ОУ или на бумаге со штампом образовательного учреждения и содержит комплексную достоверную информацию, характеризующую образовательные и воспитательные потребности ребенка. В процессе заполнения заключения ПМПк консилиума школы согласно установленному образцу , участники заседания должны принимать и признавать ответственность, которая лежит на них за судьбу ребенка. Именно поэтому документация должна заполняться грамотно, обдуманно и объективно. Если выводы или рекомендации будут сформулированы некорректно, это может стать поводом для родителей для обращения в суд.

Свои подписи под документом заключения ставят все участники заседания, их наличие и корректность проверяет председатель ПМПк, а после этого заверяет бумагу печатью ОУ и датой. Текст заключения школьного консилиума условно делится на две части:

  • констатирующую - специалисты описывают особенности состояния физического и психического здоровья ребенка, уточняют наличие отклонений в развитии, функциональных нарушений;
  • рекомендательную - участники заседания составляют краткие выводы по состоянию развития учащегося в контексте соответствия возрастной норме, наличию проблем в развитии и освоении школьной программы, дают предложения по реализации образовательно-воспитательного процессе на основании индивидуальных особенностей ребенка.

Нередко специалисты допускают ошибки в заполнении заключения. К самым распространенным относят:

  • развитие ситуации изложено с искажением или неполно;
  • специальная терминология употребляется неправильно;
  • в заполненном заключении школьного консилиума на ПМПк нет обобщения и анализа, присутствуют лишние детали и информация, которая нарушает конфиденциальность;
  • рекомендации выходят за границы профессиональной компетентности;
  • подписи ответственных лиц на документе подделаны или отсутствуют;
  • рекомендации участником консилиума не соответствуют проблеме или отсутствуют.
  • Поскольку ответственность за работу коллег несет председатель, ему следует внимательнее проверять текст заключения и информацию в нем.

Узнать больше о работе психолого-медико-педагогического консилиума в школе можно в статьях.

В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются (п. 21 Положения о ПМПК, Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082):

Обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

Рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Цитата из Положения о ПМПК (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082):

«23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

25. Родители (законные представители) детей имеют право:

…в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.»

Заключение ПМПК должно быть представлено в образовательную организацию или при необходимости в орган образования (для создания необходимых условий обучения) в течение года со дня выдачи. Это значит, что по истечении года, если заключение не было предъявлено, оно будет уже недействительно и придется проходить ПМПК заново. Это значит, что представив в школу/детский сад заключение ПМПК в течение года со дня выдачи и начав в ней обучение, ребенок не должен через год снова проходить ПМПК. Все последующие обращения в ПМПК могут быть вызваны необходимостью уточнения рекомендаций по причине того, что условия, созданные для ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК, не являются эффективными или подходящими ребенку. Также ПМПК в заключении может указать рекомендованные сроки для посещения ПМПК (например, по окончании начальной школы или через год, если ПМПК определила более сложную образовательную среду для ребенка в спорной диагностической ситуации).

В соответствии с заключением ПМПК

Осуществляется выбор образовательной организации для обучения ребенка: обучение в организации (детский сад) выбор и выбор школы и прием в нее

Организуется обучение ребенка в других формах: на дому и в медицинской организации , в семейной форме

Рекомендательный характер заключения ПМПК для родителей условен. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» родители могут выбрать формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом заключения ПМПК. Т.е. родители все таки ограничены в своих правах рекомендациями ПМПК. Родители, например, могут решить не следовать ее рекомендациям и устроить ребенка в обычный класс обычной школы без предоставления заключения ПМПК. Но если ребенок будет неуспешен, будет нуждаться в создании специальных условий, надо понимать, что без заключения ПМПК их создание незаконно. Неуспешность ребенка в обучении имеет свои последствия. Сможет ли ребенок остаться в этом классе при предъявлении заключения ПМПК - зависит от нескольких условий. Для обучения по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ, не указанной в заключении ПМПК, образовательная организация принять ребенка не вправе.

В ситуации, при которой ребенок неуспешен в обучении в выбранной организации, классе, родители отказываются проходить ПМПК или следовать ее рекомедациям, может быть поставлен вопрос о действиях родителей не в интересах ребенка с привлечением органа опеки и попечительства. Мнение родителя об условиях обучения ребенка, не поддерживаемое специалистами, - крайне слабая защита прав родителя и ребенка в такой ситуации (подробнее в блоке "Проблемы в школе "). Поэтому так важны этапы подготовки к ПМПК и возможный этап

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др) . Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально - волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается) , но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма) .

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие) .

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции) .

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий) .

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный) .

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость) .

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность) .

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении) .

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) .

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен) .

Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование) . Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь) . Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность) .

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый) .

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная - пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая) .

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие.

Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).

Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково) . Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).

Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

Незрелость всех форм мышления;

Несформированность саморегуляции и контроля поведения;

Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.

развитие концентрации, переключаемости внимания.

развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» - Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

О существенных изменениях в работе психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), определяющих условия для получения образования детьми с особыми потребностями, сообщили в Минпросвещения. Планируется сведение комиссий в единую структуру, развитие сети федеральных и региональных ресурсных центров, отказ от термина «ОВЗ» («ограниченные возможности здоровья»), отмена предельного возраста проведения ПМПК, и др.

Как заявила на прошедшей в Москве конференции, посвященной деятельности ПМПК, замглавы министерства Татьяна Синюгина , переход к централизованной модели ПМПК должен состояться 1 января 2020 года. Для этого будут внесены соответствующие поправки в Закон об образовании, и в подзаконный акт, регламентирующий деятельность комиссий.

«Исключится норма о рекомендательной норме заключения для родителей, оно станет обязательным», — отметила замминистра, перечисляя запланированные нововведения. Прокомментировать сообщение о реформе ПМПК мы попросили активистов сообщества родителей детей-инвалидов.

«Родители детей-инвалидов — такие же граждане, как и все остальные»

«Конечно же, нас смущает и крайне беспокоит заявление о введении обязательности заключения ПМПК для родителей, — говорит президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень . — Мы не понимаем, каким образом такое требование может быть закреплено — оно противоречит всем мыслимым законам и нормам. Введение такой нормы в федеральный закон кажется маловероятным. Скорее всего, она будет внесена в положение о ПМПК, имеющее сугубо технически характер, которое не может быть более значимым, чем вышестоящие нормативно-правовые акты, включая Закон об образовании. Поэтому противоречия неизбежны с самого начала.

В регулирующих работу ПМПК документах заложены и противоречия с международными актами, к которым присоединилась Россия. Например, в комментариях к Конвенции ООН о правах инвалидов закреплено их право на доступ к различным формам образования в местах проживания. Инвалидность не должна быть причиной исключения из системы общего образования — но люди с инвалидностью в этой системе должны получать необходимую поддержку для обеспечения эффективности обучения.

Обязательность заключений ПМПК для родителей уничтожит эти права — получается, что родители уже не смогут выбирать форму образования, если ее предписала комиссия.

Понятно, что родители в результате будут уклоняться от ее прохождения и требовать создания необходимых образовательных условий от школы. А школа будет ссылаться на то, что образовательные условия предоставляются лишь на основе заключения ПМПК.

Нигде, включая и сам регламент ПМПК, не указаны требования к квалификации членов комиссии. Нет никаких четких процедур.

Функция ПМПК — выявление детей с трудностями обучения, и диагностика нарушений. Если говорить, например, о детях с РАС — у комиссии нет никаких диагностических инструментов, позволяющих объективно оценивать навыки и особые образовательные потребности детей с аутизмом.

Текущая редакция Положения о ПМПК предусматривает даже формальные требования только в отношении руководителя ПМПК; в отношении иных членов каких-либо требований не установлено. В связи с этим, на наш взгляд, возможной мерой по исправлению текущего положения дел является а) уточнение данных критериев (например, введения дополнительного требования о наличии релевантного опыта работы с детьми с особенностями, включая детей с РАС) и б) распространение данных требований на всех членов ПМПК, а не только на её руководство.

В общем, мы имеем дело со структурой, не имеющей внутренней регуляции ни с помощью этических, ни с помощью квалификационных требований. В отсутствие таких требований как мы можем получить гарантию компетентной диагностики?

Уже сейчас, когда, по сути, частное мнение членов комиссии оспаривается родителями — а ведь родители часто знают о болезни своего ребенка намного больше врачей и педагогов! — возникает агрессия, немотивированные возражения, давление с помощью своего авторитета. «Что вы говорите, как вы смеете, мы вам не подпишем», и т.д.

А теперь репрессивные возможности ПМПК хотят усилить.

Со всей очевидностью, в такой норме мы видим и коррупциогенный риск. Даже сейчас мы имеем полученные в нашей коммуникации факты дачи взяток за «правильное» заключение. Но когда родители не обязаны исполнять рекомендации, они просто не предоставляют заключение, с которым не согласны. Насколько возрастет такой риск, если исполнение станет обязательным?

Важно понимать: в составе ПМПК не предусмотрены юристы. При этом сама структура должна содействовать именно реализации прав детей-инвалидов на образование, добиться, чтобы они были реализованы в школе. Но юристов там нет. И правовая грамотность членов комиссии часто оказывается запредельно низкой.

Толкование действующих документов, когда на них пытаются сослаться родители, может оказаться абсолютно диким. Мы регулярно узнаем о таких случаях из регионов. И получается, что ПМПК — орган, не имеющий реальной возможности ни качественной диагностики детей для построения дальнейшего маршрута, ни юридической компетентности — но его наделяют дополнительными полномочия, делая заключения обязательными для родителей!

Когда никакие усилия и ресурсы не направляются на сущностные изменения структуры, на поголовную переподготовку кадров, на внедрение объективной батареи тестов, на изменение целеполагания структуры, когда планируется полная централизация ПМПК, то есть исключается возможность внутри этого института независимого оспаривания решений и у родителей остаются для этого только судебные органы, то со всей очевидностью ПМПК все больше превращается в механизм репрессий. Никакими интересами детей тут и не пахнет.

Непонятно, как будет расцениваться неисполнение рекомендаций образовательным учреждением.

Сегодня это сплошь и рядом – заключение ПМПК есть, а школа не в состоянии его исполнить. Не в состоянии как по объективным причинам (нет финансирования, или нет кадров), так и по субъективным (желание под любым предлогом сложных детей в школы не допускать). На данный момент – это ответственность образовательного учреждения. В случае обязательности исполнения заключений для родителей эта ответственность автоматически разделится: школа не хочет и не может, значит, виноват родитель.

И, конечно, несет дискриминацию сам подход, допускающий какую-то дополнительную регуляцию родителей особых детей только по факту их «особого» родительства. Родители детей-инвалидов — такие же граждане, как и все остальные, наше поведение регулируется теми же законами.

Если нам говорят, что решение ПМПК предписывает какие-то конкретные формы образования для наших детей, и мы обязаны эти решения исполнять — нарушается наше право на выбор образовательной модели. Это прямое нарушение Федерального закона об образовании. Но самое главное — то, что введение для нас отдельных регулирующих механизмов выделяет нас в особую, менее дееспособную группу, которую уже не считают способной самостоятельно действовать на благо своих детей. Нас маркируют как граждан менее высокого качества, которые не в состоянии руководствоваться теми же законами, что и родители обычных детей и все остальные.

Естественно, это будет абсолютно дискриминационный акт.

Если он только будет принят, он немедленно будет оспорен — в Верховном суде, в Конституционном суде, будут использованы все возможности. Не очень ясно, о чем думали в правовом отделе Минпроса, когда готовились такие инициативы».

«Семьи с особыми детьми ничем не заслужили такой дискриминации»

Замена термина «ОВЗ» на «ООП» («особые образовательные потребности») — очень важный и позитивный поворотный момент. Общественные организации долго этого добивались, напоминает руководитель РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» Елена Багарадникова .

«В нашей стране принят медицинский подход к инвалидности и статусу “ОВЗ” (человек как проблема), вместо прогрессивного, социального — когда проблема и ограничения в среде, а не в человеке, — рассказала она порталу Милосердие.ru. — Минусом первого является тупиковая ситуация, когда дольше до “нормы” улучшать и реабилитировать человека не получится, и, вроде как всё, делать ничего и не надо. А, например, о качестве жизни человека медицинский подход мало позволяет подумать.

В образовании у нас получился тот же подход благодаря именно связке с диагнозом, с этими “ограниченными возможностями здоровья” вместо “особых образовательных потребностей”. Поэтому менять (уточнять, дополнять и т.п.) — нужно. Естественно, это не конец процесса, а начало других необходимых и принципиальных изменений.

Ничего позитивного об изменениях в отношении обязанности родителей передать заключение ПМПК в образовательное учреждение сказать не могу, хотя прекрасно представляю чем они обусловлены. Как организация, работая с родителями, мы одной из своих целей ставили повысить уровень защищенности права особого ребенка на образование. И один из необходимых механизмов для этой защиты — ПМПК.

Но сейчас вместо “защитной” функции его заключениям будет придан скорее карательный характер.

Давая родителям возможность не бояться, и сделать шаг, мы говорим что получение заключения ПМПК — это не страшно. И если они будут совсем категорически не согласны, то могут никуда его не относить, опротестовать и т.п. И это дает возможность людям попробовать, убедиться, что ничего ужасного на этом этапе не происходит, отдать его добровольно, и добиваться создания специальных образовательных условий от образовательного учреждения.

Люди потихонечку пошли в ПМПК. Сейчас поток сократится. “Пограничные” случаи будут скорее всего оставлены, в результате, без помощи. Как и, наоборот, случаи тяжелых множественных нарушений снова выпадут — родители и так не видят смысла проходить ПМПК, потому что государственных организаций, умеющих работать с такими детьми практически нет.

Как все меры “принуждающего” характера, это даст малюсенький выигрыш в части случаев, и существенный откат в “серую зону” в остальном и в перспективе.

Что же нужно было делать вместо этого? Работать с родителями, не формально, а реально, выстраивать межведомственную работу вокруг семьи, компенсировать вопиющий непрофессионализм многочисленных ПМПК по стране, а для этого, в том числе, делать ПМПК самостоятельными и независимыми от образовательных организаций, выстраивая зонтичную структуру например на базе ППМС-центров, и финансируя их нормальную работу (сейчас это расходное обязательство субъекта, и, например, в Московской области ПМПК — это такая, по сути, не оплачиваемая нагрузка на специалистов, которым это поручили).

Ну и самое главное — мы не враги своим детям, и если бы заключения ПМПК повсеместно способствовали защите прав детей — без всяких проблем несли бы их в сады и школы.

Но даже отлично написанные заключения ПМПК не исполняются сплошь и рядом. Нет надлежащего финансирования для создания специальных образовательных условий, нет специалистов.

Как можно в таких условиях родителей заставлять — выше моего понимания. Может ли быть обязательным для предоставления в школы заключение ПМПК, в котором для ребенка с аутизмом написано: “создание специальных образовательных условий на усмотрение образовательного учреждения”?

Школа немедленно усмотрела в этом возможность ничего не создавать — “потому что денег на тьютора и психолога нет”. И это было в Одинцовском районе Московской области, не самом нищем и отдаленном регионе нашей страны. Что говорить про остальные?

Необходим независимый контроль качества исполнения заключений ПМПК и создания необходимых специальных образовательных условий для детей. Мы считали и считаем, что не надо за счет родителей пытаться скомпенсировать отсутствующее межведомственное взаимодействие, и отсутствие работы с семьей. А именно этим вызвано такое изменение в законодательстве.

Семьи с особыми детьми ничем не заслужили такой дискриминации — почему за них всех решили?

Принцип получения услуг вдруг у нас стал “принудительным”? Почему именно по отношению к детям с ОВЗ? Что будет следующим шагом? Те самые штрафы по отношению к родителям детей с ОВЗ, которые время от времени предлагают разные “официальные лица”? У нас одной из проблем является не право, а его применение и знаменитая “необязательность исполнения”, которая порой компенсирует жесткость законов.

Тут, как человек с правозащитным опытом в области образования, могу сказать, что регионы рьяно и с удовольствием воспользуются этими новыми правилами. И поверьте, не в пользу детей и родителей».

«Это не означает, что семью можно будет принудить к выполнению любых рекомендаций»

«До сих пор родители, получив на руки заключение ПМПК, сами решали, отдавать его в образовательное учреждение, или нет, — говорит председатель совета ВООРДИ Елена Клочко . — При всей солидарности с родителями, действительно, случалось так, что из-за их нежелания это делать, интересы детей не соблюдались. Потому, что педагоги должны знать, что у ребенка за проблемы, каков образовательный маршрут, прописанный ему ПМПК, и каковы специальные условия, которые организация образования должна исполнить. Без этого образовательная организация не понимает, что с ребенком делать.

Теперь заключение ПМПК будет автоматически отсылаться учредителю образовательных организаций, т.е. департаменту или министерству образования региона. После поступления ребенка в учреждения информация о его потребностях уже будет иметься в официальных структурах. Это не означает каких-то новых обязанностей для родителей — взять эту бумагу в руки и нести ее в школу.

Окончательного варианта нового текста положения о ПМПК еще нет.

То, что нам известно — проекты. Особо здесь надо выделить следующие моменты: во-первых, продление срока проведения ПМПК после 18 лет. Мы давно говорили об этом, это важно — потому, что ограничение здесь противоречит Закону об образовании, ведь учиться можно и после 18. У образования — по Закону — нет верхней возрастной планки.

Второе — возможность обжалования родителями заключения ПМПК. Она необходима и должна появится. Мы сформулировали и направили разработчикам наши предложения об этом.

Что касается отмены термина «ограниченные возможности здоровья» с его заменой на «особые образовательные потребности» — это одна из поправок к Закону об образовании, которые находятся сейчас на согласовании. Предполагается, что они будут внесены в декабре, и уже после этого смогут вступить в силу изменения в порядке проведения ПМПК.

В заявлении Минпроса говорится: «Исключится норма о рекомендательной норме заключения для родителей, оно станет обязательным».

Но это не означает, что семью можно будет принудить к выполнению любых рекомендаций, вынесенных комиссией.

Если вы не согласны, к примеру, с тем, что вашего ребенка направляют в коррекционную школу, то можно не получать заключение руки, не соглашаться с ним — так же, как это можно сделать на МСЭ. Можно оспаривать его до тех пор, пока вы не будете им удовлетворены.

Механизм для этого в нынешнем варианте проекта нового положения о ПМПК достаточно продуман, то, что мы видели, выглядело корректно. Как он будет работать на практике — зависит от окончательных формулировок.

— То есть, оспаривать эти решения можно будет не только через суд?

— Сейчас ПМПК у нас вообще не является юридическим лицом, с которым понятно, как судиться. Это некий набор специалистов образовательной сферы региона разных уровней. Совершенно необходимо, чтобы инстанция, отвечающая за образовательный маршрут, то есть, в итоге, за судьбу ребенка, — была органом, с которым можно взаимодействовать, в том числе, в судебном порядке. Централизация должна дать и такую возможность — но, кроме судебного, должен быть понятный внутренний механизм обжалования решений».

Новое на сайте

>

Самое популярное