Домой Овощи Формы взаимодействия библиотеки и школы. Интернет-проект "библиотека и школа - межведомственное сотрудничество -пути взаимодействия. Детская библиотека и школа: ресурсы взаимодействия

Формы взаимодействия библиотеки и школы. Интернет-проект "библиотека и школа - межведомственное сотрудничество -пути взаимодействия. Детская библиотека и школа: ресурсы взаимодействия

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание

Опыт взаимодействия детских и школьных библиотек России

Тенденции развития образовательной системы в полной мере отразились на работе библиотек, содержании их деятельности и структурных преобразованиях. В деятельности многих публичных библиотек начала преобладать образовательная функция, что способствует практическому сближению библиотек с образовательной сферой. Публичные библиотеки стали выполнять функцию обеспечения процессов образования на разных уровнях. Во-первых, потому, что информационная и образовательная деятельность является сущностным назначением любой библиотеки. Во-вторых, публичная библиотека
в большинстве случаев оказывается единственным учреждением, способным реализовать такое назначение. Это относится, прежде всего, к малым городам и селам.

Новые возможности участия общедоступных публичных библиотек в образовательной системе открывает формирующаяся правовая база, что способствует созданию в регионах разнообразной социокультурной и образовательной среды с участием библиотек как части этой среды. Дискуссии о путях развития и взаимодействия публичных и учебных библиотек начались в период перестройки. Как справедливо заметил Борхард: «Дискуссии о целях и задачах библиотек возникают тогда, когда библиотеки (страна) переживают финансовый кризис».

Готовясь к этому выступлению, я просмотрела профессиональную периодику за ряд лет и убедилась в изменении подходов к этой проблеме. Если лет 7–8 назад мы спорили о том, кто должен обеспечивать учебный процесс, обслуживать или нет классы-комплекты и вообще стоит ли специалистам публичных библиотек выходить в школы
(не является ли это подменой их функций), то сегодня профессиональное библиотечное сообщество пришло к осознанию того, что проблему информационно-документальной поддержки образования мы сможем решить, объединив наши усилия, создав единое информационное пространство территории.

Основная цель моего выступления – познакомить участников круглого стола с имеющимся в России опытом взаимодействия библиотек двух ведомств в информационно-документальной поддержке школьного образования. Поэтому речь, прежде всего, пойдет о взаимодействии со школьными библиотеками публичных библиотек, обслуживающих детей и юношество. Что должны в ситуации недофинансирования, недокомплектования делать публичные, что школьные библиотеки? Каковы пути координации и кооперации библиотек двух разных ведомств? Каждый регион, исходя из социокультурной ситуации, особенностей своего региона, ищет свой путь, строит свои модели взаимодействия. Рассмотрим наиболее интересный опыт взаимодействия библиотек двух ведомств в условиях области, города и села.

Инициатором и центром такого взаимодействия в Мурманске выступила Областная детско-юношеская библиотека, имеющая прекрасную материально-техническую базу.
По ее инициативе в Мурманске принят закон «О защите прав ребенка», в котором
в статье № 14 записано, что гарантами доступа детей к информации являются библиотеки. В региональном законе «Об образовании» имеется раздел об участии библиотек
в реализации этой программы как учебных, так и публичных. Для реализации образовательной функции и осуществления взаимодействия на базе ДЮБ Мурманска усовершенствована ее структура, организованы залы делового чтения, отдел информационно-документальной поддержки образования, который решает следующие задачи:

    объединение информационных ресурсов;

    создание новой системы комплексного обслуживания школ;

    формирование базы и банка данных на различных носителях информации, связанных с учебным процессом;

    проведение маркетинговых исследований по изучению информационных потребностей, читательского спроса (это запросы школ, гимназий, учителей, учащихся).

Отдел организует информационную, массовую и методическую работу, издает многочисленные пособия по ряду новых образовательных программ. Информационная поддержка образования осуществляется одновременно на уровне ДЮБ и районов. В областной ДЮБ имеется заместитель директора по координации с другими учреждениями. Отношения библиотеки с образовательными структурами строятся на взаимовыгодных договорных условиях.

Для координации работы при ДЮБ создан областной межведомственный информационно-методический совет, принято положение, на основании которого осуществляется его деятельность. В соответствии с Положением, специалисты ДЮБ ежегодно проводят курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей. Больной вопрос с фондами частично решают следующим образом: издан совместный приказ управления народного образования и управления культуры о создании единого обменно-резервного фонда, что позволяет достаточно оперативно перераспределять литературу. Это один путь сотрудничества – договоры и межведомственный совет, как метод создания единого информационного пространства региона без реорганизации сети.

Другой путь был найден в Екатеринбурге. Там были разработаны и внедрены две крупномасштабные целевые комплексные программы реконструкции библиотек, максимально профинансированные администрацией города. В основе – проекты. Один из них «фокусирование среды делового чтения учащихся в Екатеринбурге» направлен на организацию информационной поддержки образования. Основная цель проекта – объединение, т. е. фокусирование в определенных точках материальных и интеллектуальных ресурсов, направленных на организацию информационной поддержки образования. Было создано в городе 6 залов информационной поддержки образования. Их соучредителями стали Департамент образования при правительстве области, Управление образования
и культуры администрации Екатеринбурга, Муниципальное объединение детских библиотек. Содержание деятельности залов ориентировано на 4 уровня обслуживания:

    индивидуальное обслуживание учащихся;

    индивидуальное обслуживание учителей;

    обслуживание классных коллективов при подготовке к определенному уроку;

    комплексное обслуживание конкретных школ в рамках договора.

Именно залы информационной поддержки образования стали основой новой модели организационной структуры МОБ, которая была организована в 1997 году путем слияния Муниципальной информационной библиотечной системы и Муниципального объединения детских библиотек в единое объединение библиотек.

При полном сохранении коллективов была видоизменена структура сети.

Сеть построена следующим образом:

    универсальные библиотеки, обслуживающие взрослое население;

    универсальные библиотеки, обслуживающие детское население;

    универсальные библиотеки для детей и взрослых;

    специализированные библиотеки (деловой информационный центр, центр социальной информации, гуманитарно-образовательный центр и т. д.).

Специализация в «Екатеринбургском варианте» никаким образом не сужает функции библиотек, а, наоборот, расширяет их. Специализированная библиотека, работая на универсальном фонде, по-прежнему оказывает всему населению микрорайона стандартный набор услуг, дополнительно по потребности определенной группы пользователей.

Новая модель расширила рамки проекта, рассчитанного на учащихся школ, позволив включить в среду деятельности все слои населения, использующие библиотеку как инструмент образования, то есть в контексте непрерывного образования.

Протоколы о намерениях и договора о совместной деятельности, подписанные соучредителями, четко определили долю участия сторон в ходе внедрения проекта. Коллектив МОБ взял на себя ответственность за разработку научных основ и организацию деятельности информационных библиотечных центров. В свою очередь, Департамент образования и Управление образования и культуры финансируют техническое обеспечение центров.

Это второй путь, предусматривающий реорганизацию сети публичных библиотек, создание специализированных библиотек, деятельность которых направлена на информационно-документальную поддержку образования при финансовом участии органов управления образованием.

Имеется опыт решения проблемы информационной поддержки образования в условиях небольшого города Озёрска (закрытая административная территория, как нам рассказала коллега из областной научной библиотеки г. Мурманска), здесь создана единая централизованная система детских и школьных библиотек. Подчеркиваю, общая система при сохранении как детских, так и школьных библиотек.

В Уставе ЦСДШБ основные функции определены следующим образом:

    Формирование, хранение и предоставление во временное пользование фонда документов, наиболее полно обеспечивающих образовательные, духовные и культурные потребности подрастающего поколения. 30 % фонда в ЦГДБ, 70 % – в филиалах, учебники – в школьных библиотеках, являющихся также филиалами ЦГДБ. Один экземпляр каждого учебника передается в ЦГДБ, которая ведет справочно-библиографический аппарат ЦСДШБ.

    Организация справочно-библиографического и информационного обслуживания осуществляется по месту жительства. В каждом районе есть или школьная, или детская библиотека, входящая в единую систему и имеющая равные возможности для удовлетворения информационных запросов. Комплексная автоматизация подразделений ЦСДШБ позволила создать пользователям эффективный и комфортный сервис. Все филиалы, в том числе школьные библиотеки, оперативно получают базы данных и электронные каталоги, создаваемые в ЦГДБ.

Обслуживание педагогов возложено на специализированный отдел педагогической информации, входящий в структуру ЦГДБ. Свои образовательные функции отдел выполняет в рамках городских образовательных программ, направленных на поддержку и стимулирование учебной и самообразовательной деятельности. Материально-техническую основу информационно-образовательной среды составляют 52 компьютера: 32 находятся в ЦГДБ, 20 в школьных библиотеках. Причем, 18 компьютеров из 31, находящихся
в ЦГДБ, доступны пользователям библиотеки.

Проблема организации библиотечного обслуживания сельского населения – одна
из ключевых в региональной библиотечной политике. Суть проблемы в том, что при существовании на селе и школьной, и публичной (иногда детской и взрослой) библиотек, информационные запросы населения в помощь образованию, самообразованию, досугу выполняются неудовлетворительно по ряду известных причин.

Местная муниципальная власть Брянской области увидела решение проблемы
в создании единой библиотеки в малом населенном пункте путем слияния школьной
и сельской. Целью такого объединения было рациональное расходование средств
на комплектование и содержание библиотек, улучшение их материально-технической базы и, соответственно, улучшение обслуживания информационных запросов населения. Объединение библиотек села шло по двум принципиально различным схемам:

Первая схема – объединение двух библиотек на базе школьной, круг обязанностей которой в первую очередь очерчен образовательным процессом.

Вторая схема – объединение на базе сельской. В этом случае и основной фонд,
и учебная литература передаются в сельскую. А ее функции, как известно, гораздо шире – удовлетворение интересов и запросов всего населения. Но в то же время одной из главных задач остается информационное обеспечение и содействие образовательному процессу. В результате было создано 38 объединенных библиотек, 5 % расположились на базе сельских, 68 % – на базе школьных библиотек, остальные в ДК и детских садах. Плюсы, несомненно, были. Во-первых, сельские библиотеки улучшили условия.
Во-вторых, реорганизация позволила открыть дополнительно 4 сельские детские библиотеки и выписать для каждой из них 36 из ранее недоступных журналов для детей
и подростков, для учителей школ дополнительно 6 названий научно-педагогических журналов. В-третьих, фонды объединенной библиотеки сложились из фондов сельской
и школьной библиотек, значительно расширился репертуар периодических изданий.
В-четвертых, в библиотеке один из библиотекарей имеет специальное образование
(в школьных библиотеках чаще всего библиотекарем работал педагог).

Но у реорганизации есть и минусы. График работы объединенной библиотеки, расположенной в школе, составлен с учетом учебного процесса. Специфика работы школы (каникулы, ремонт летом, карантины, работы в первую половину дня, закрыта по воскресеньям) делает ее неудобной для взрослого населения. Кроме того, взрослое население не восприняло библиотеку в школе как самостоятельный культурный, досуговый и информационный центр села и потребовало пересмотра решения администрации об объединении библиотек. Кроме того, выяснилось, что объединенная библиотека не получает на комплектование и подписку финансирования, равного сумме двух библиотек. Второй вариант объединения библиотек (т. е. на базе школьной) был пересмотрен. И остался единственный: библиотеки объединились на базе сельской, став филиалами единой муниципальной системы библиотек региона.

Проработав 3 года в условиях реорганизованных библиотек, были сделаны выводы:

    в населенных пунктах с населением свыше 400 человек объединение библиотек нецелесообразно. Для обеспечения прав сельского населения на свободный доступ к информации в них необходимо сохранить и муниципальную, и школьную библиотеки;

    в небольших населенных пунктах объединение возможно при условии создания пришкольной библиотеки с сохранением функций, статуса, расписания работы
    и штата общедоступной;

    в крупных деревнях и селах объединение возможно при создании образовательно-культурных центров, когда под одной крышей собираются школа, муниципальная библиотека, клубные и другие социальные учреждения.

Нет готовых рецептов решения проблемы, нет той модели взаимодействия, которую можно было бы безоговорочно принять за основу. В каждом конкретном случае необходимо находить приемлемое решение, соответствующее определенным условиям.

Но совершенно очевидно, что взаимодействие библиотек, обусловленное объективными факторами современного развития, требует объединения ресурсов на региональном и местном уровнях. Необходимость в межведомственной координации и кооперации становится очевидной.

Кратко: была делегатом первого съезда детских библиотекарей Северо-Западного региона в июле этого года. Одно из заседаний было посвящено взаимодействию детских библиотек со школьными. В основном, существуют партнерские отношения на основе договоров. Во многих выступлениях звучала тревога, что с введением Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» эти связи могут быть разорваны (возможен конфликт на финансовой основе), было принято предложение: рекомендовать создание межведомственных библиотечных советов в территориях как на областном, так и на муниципальном уровне.

Некрасова Надежда Викторовна,

главный. библиотекарь отдела планирования
и развития ЦГБ им. Д. Я. Гусарова
г. Петрозаводска (Республика Карелия)

Координация деятельности библиотек г. Петрозаводска по вопросам
организации библиотечного обслуживания детей и подростков

МУ «ЦБС» г. Петрозаводска состоит из 15 библиотек: две центральные (взрослая
и детская) и 13 библиотек-филиалов, библиотеки обслуживают детское население города, 8 библиотек в системе смешанного типа. Библиотеки, обслуживающие детей и юношество есть практически во всех микрорайонах города (около 40 школ находится в зоне обслуживания), 70 % всех читателей МУ «ЦБС» – дети (около 40 000 читателей). В 4-х библиотеках МУ «ЦБС» работают информационные центры.

2 библиотеки нашей библиотечной системы работают в учебных заведениях: пункт выдачи ЦГБ в школе № 35 и детская библиотека-филиал № 20 в школе № 2.
3 библиотеки заключили договора со школами, 3 библиотеки работают по соглашениям, также библиотеки заключают договора и соглашения с организациями, работающими с детьми и юношеством: с республиканским детским морским центром, СПТУ № 4, лесотехникумом, клубом «Олимп», с АНО ЦТР «Ориентир». (7 договоров и сог-лашений). Такая форма сотрудничества организаций, занимающихся образованием, воспитанием и развитием детей представляется нам наиболее перспективной, так как позволяет разрабатывать совместный план мероприятий, определять ответственность сторон, организовывать и проводить акции, совместные мероприятия, максимально используя возможности друг друга как равноправного партнера. Координация деятельности библиотек жизненно необходима, она позволит эффективней решать проблемы библиотек, обслуживающих детей и юношество. Проблемы эти очень серьезны – недостаточное комплектование, в наших детских библиотеках практически нет книг известных современных детских писателей, таких как Минаев, Собакин, Кургузов, Герасимова. МУ «ЦБС» выписывает всего 48 наименований детских и юношеских журналов
и 10 газет. И вторая серьёзная проблема – низкая материально-техническая база наших библиотек. Таким образом, мы не в состоянии сегодня в полной мере выполнять миссию детских библиотек – создавать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Однако мы понимаем необходимость поддержки и развития детского чтения, т. к. «детская библиотека – идеальное место, где пересекаются, образуя мощное поле воздействия, три главные составляющие полноценной среды развития – информация, культура и общение», как справедливо отмечает Н. В. Бубекина, главный специалист РГДБ. Кроме того, очевидно, что сегодня в одиночку трудно развиваться, если бы мы координировали хотя бы подписку со школами микрорайона, то наши читатели от этого только бы выиграли.

Что касается координации деятельности детских и школьных библиотек, в «Концепции библиотечного обслуживания детей в России», принятой 25 ноября 2002 года сказано: «Основная задача современной детской библиотеки – грамотно организовывать помощь школьной библиотеке, а не просто подменять ее собой..., работать за страницами учебника, углубляя и расширяя интересы и знания учащихся».

Для решения этой задачи МУ «ЦБС» организует и проводит совместно с Центром развития образования семинары для работников школьных библиотек и библиотек библиотечной системы семинары. На семинарах библиотекари знакомятся не только
с традиционными формами и методами работы: обзоры периодики, новых книг, обмен опытом, но и предлагаются новые пути решения задач. Так, в 2004 году семинар был посвящен теме гражданского образования и патриотического воспитания детей
и подростков, очень важной и серьезной теме. На семинар мы пригласили начальника отдела по делам молодежи Администрации г. Петрозаводска Начинову С. И., общественные организации, занимающиеся гражданским образованием, для того, чтобы библиотеки знали об их возможностях и планах и, возможно, разрабатывали бы совместные проекты и программы. На этом семинаре также Отдел планирования и развития рассказал о конкурсе, который был организован в 2004 году, в год 60-летия освобождения Петрозаводска – «Подвиги отцов глазами юных», на котором наши юные читатели представили совершенно уникальные работы – Великая Отечественная война глазами их бабушек и дедушек, многие из которых в ту пору были того же возраста, как они сейчас. Было решено продолжить этот конкурс в 2005 году к 60-летию Победы и провести его вместе со школьными библиотеками.

В ЦГБ работает методический кабинет, который получает 11 профессиональных журналов, ведется картотека сценарных и методических материалов. Документы методического кабинета в работе используют около 130 библиотекарей разных систем и ведомств. Сотрудники отдела планирования и развития выступают на совещаниях школьных библиотекарей, где знакомят школьных библиотекарей с акциями, программами, конкурсами, которые организует МУ «ЦБС» для детей и подростков. Это – Неделя детской книги,
в 2004 году было организовано анкетирование детей по теме «Самая лучшая книга 2004 года», где дети определяли лучшие книги в 9-ти номинациях. Многие школьные библиотеки приняли участие в анкетировании, а потом и в шоу «Лучшая детская книга».

Вот уже 4 года в МУ «ЦБС» успешно работает программа «Летних чтений», связь
со школьными библиотеками и организациями, работающими с детьми, не прерывается и летом. Практически все детские библиотеки работают со школьными лагерями
и клубами. Библиотеки также разрабатывают и проводят традиционные библиотечные уроки, наиболее популярные темы – периодика для детей и подростков и знакомство
со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Также ИБО разработана программа «Информационная культура учащихся», но, как подчеркнула в своем выступлении М. В. Бунакова, программа пока не работает в должной мере. Проведение
таких уроков для старшеклассников 6 и 29 школ носит разовый характер. Активно работает эта программа в библиотеке-филиале № 22, там более комфортные условия для пользователей.

Далее мне хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на то, что программа разработана, она не сможет быть реализована в полном объеме, т. к, ни в одной детской библиотеке нет компьютеров, хотя в «Концепции библиотечного обслуживания детей» сказано:
«В связи с информатизацией культуры и образования в ближайшие годы необходимо решить задачи объединения, согласованности ресурсов детских библиотек, создания единого информационного пространства региона, формирования информационной культуры и потребности в непрерывном образовании».

Это очень важная задача, если мы ее не решим в скором будущем, мы просто потеряем юного читателя, т. к. в теперешнем состоянии фондов наши библиотеки не способны справляться с запросами читателей или удовлетворить их в полном объеме.

Захарова Елена Владимировна,

заместитель директора по работе с детьми

Муниципального учреждения культуры

«Медвежьегорская централизованная библиотечная система»

(г. Медвежьегорск, Республика Карелия)

Партнерская деятельность Управления образованием и библиотек
МУК «Медвежьегорская ЦБС» в области информационного
обеспечения образовательного процесса и воспитания
информационной культуры у детей и подростков

В настоящее время в Медвежьегорской ЦБС действуют две формы взаимодействия с образовательными учреждениями города и района.

Во-первых, с 2001 года библиотеки ЦБС работают по договору о партнерской деятельности с районным Управлением образования, предметом которого является информационное обеспечение образовательного процесса, воспитание информационной культуры учащихся.

По договору, в частности, ЦБС обязуется:

    осуществлять информационную поддержку педагогов школ и учреждений дополнительного образования, учащихся через средства массовой информации, списки литературы, информационные бюллетени;

    проводить Дни информации, выставки-просмотры, обзоры согласно годовому плану РУО;

    обеспечивать информационную поддержку выбора профессии учащимися старшего возраста;

    вести работу по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам».

РУО, в свою очередь, обязуется:

    способствовать информатизации общеобразовательных учреждений города и района (в т. ч. школьных библиотек);

    предоставлять информацию о проведении городских и районных олимпиад школьников, конференций, темах исследовательских работ в целях опережающего поиска информации;

    предоставлять информацию об альтернативных, инновационных программах
    в общеобразовательных учреждениях;

    контролировать работу по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам» в школах города и района.

Реализация договора осуществляется в соответствии с ежегодными совместными планами работы, представленными до 15 января очередного года. В течение года осуществляется обмен информацией по вопросам реализации договора ответственными сотрудниками центральных районных библиотек и РУО.

Другое направление деятельности – методическое партнерство с библиотеками школ. В течение года специалисты Центральной районной и детской библиотек принимают участие в работе методического объединения школьных библиотек района.

С 2001 года ЦРДБ возобновила практику проведения ежегодного семинара для библиотек района, работающих с детьми: школьных, детских, сельских. В числе прочих
на семинарах обсуждаются проблемы формирования и взаимоиспользования информационных ресурсов, воспитания информационной культуры детей.

В результате взаимодействия:

    Улучшился взаимообмен информацией между библиотеками и школами.

    Активизировалась работа по программе «Библиотечно-библиографические знания – школьникам» (умение детей искать информацию самостоятельно – повысилось).

    Лучше удовлетворяются потребности детей и педагогов за счет опережающего поиска информации с помощью электронных ресурсов, МБА, ВСО.

    В библиотеках ведется учет отказов на литературу. На основании отказов составляются списки докомплектования, направляемые в обменно-резервные фонды ЦБС и республиканских библиотек.

    Улучшилась консультативно-методическая помощь школьным библиотекам.

    Осуществляется координация подписки на периодику на местах (между школьными, сельскими, детскими библиотеками).

ТРУНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА И ШКОЛА: РЕСУРСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья рассказывает о формах и методах работы БУКОО «Библиотека

им. », способствующих развитию у детей и подростков

интереса к книжной культуре

Во все времена деятельность детских библиотек была немыслима без тесной связи со школами, дошкольными образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования детей. Наша Орловская областная детская библиотека имеет свои традиции, опыт общения с читателями разных категорий: от малыша до его родителей, от ученика до его учителя. Нами налажена система взаимодействия на основе совместного планирования, выступления на педсоветах, родительских собраниях, августовских совещаниях учителей.

Известно, что потребность в чтении у ребёнка начинает формироваться задолго до школы. Поэтому мы уже несколько лет практикуем приглашение в библиотеку подготовительных групп детских садов. Ребятам нравится бывать у нас, нравится, когда мы приходим к ним: ведь такие встречи дают им что-то новое - дети знакомятся с библиотекой, с журналами, с книжками-игрушками. Традиционно для выпускников детских садов мы проводим праздник «В добрый путь с книгой!»

Для первоклассников организуется Праздник посвящения в читатели «В мудрое царство - книжное государство». Вместе с Королевой Книгой и сказочными героями Мальвиной и Незнайкой ребята путешествуют по удивительной Стране знаний, участвуют в занимательных играх, конкурсах, учатся правильно выбирать книги. Так они становятся полноправными читателями библиотеки.

«Я читатель - и это здорово!» - под таким девизом ежегодно посвящаем в читатели пятиклассников близлежащих школ. Мы проводим со школьниками разных возрастных групп познавательные часы, летние чемпионаты чтения, встречи с писателями, громкие чтения по книгам, творческие конкурсы - все то, что способствует развитию у детей и подростков интереса к книжной культуре.

Осуществляя поддержку образования, наша библиотека совместно со школой активно участвует в проведении дней и недель знаний, обеспечивает полную информацию о книгах под девизами: «С книгой в мир интересных наук», «Любознательным астрономам», «Химия вокруг нас», «Математика – царица наук». В прошлом году День знаний сотрудники библиотеки провели в гостях у педагогов и учащихся Некрасовской школы-интерната, куда привезли красочные книжные выставки, электронные игры, викторины.

В целях популяризации лучших образцов мировой и национальной художественной литературы в библиотеке работает проект «Читаем и развиваемся!»: по созданию Школы творческого чтения, организован кружок «Почитай-ка!». Библиотекари делают всё возможное, чтобы привить читателям интерес к книге, развить их творческие способности. В рамках проекта были проведены с учащимися лицея №4: обсуждение повести В. Железникова «Чучело», рассказов: Б. Екимова «Ночь исцеления», В. Быкова «Свояки», Н. Ключарёвой «Рождественская ёлка», читательская конференция по книге В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и др.

«Писатели-орловцы на войне и о войне» - так называлась школьная научно-практическая конференция, посвящённая юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая состоялась в апреле 2010 года. Её организаторами стали наша библиотека и Музей писателей-орловцев. Старшеклассники из семи орловских школ, гимназий, лицеев - читатели «Пришвинки» - выступили с докладами о жизни и творчестве орловских поэтов и писателей - участников войны.

Это уже четвёртая школьная научно-практическая конференция с 2008 года. Первые три конференции были посвящены: («Дорога к другу»), («Мой любимый писатель»), («Мой Пушкин). Прозвучали на них также доклады о жизни и творчестве А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Лескова, И. Бунина и других известных писателей-земляков. Вниманию участников конференции были представлены книжные выставки о писателях и литературно-музыкальные композиции по их творчеству.

Такие формы работы, как конференции, обсуждения имеют большое значение для развития читательской культуры и познавательной активности детей. Они способствуют выработке умений анализировать прочитанное, выражать свое мнение о нём, сопоставлять его с мнениями других читателей, способствуют изучению литературоведческих источников.

В рамках авторских программ: «За датами - имена, за именами – история», «В Стране литературных героев» в библиотеке в честь писателей-юбиляров состоялись литературные часы, вечера-портреты: «России сердце не забудет» (о), «Загадочно-насмешливый мир », «Знакомый и незнакомый » и др. Эти и многие другие мероприятия проходят под девизом: «В школе знания получают, в библиотеке – умножают».

В целях популяризации книг современных писателей нам удалось (в рамках проекта «Автограф на память») организовать встречи орловских школьников с известными детскими писателями Тамарой Крюковой, Эдуардом Успенским, Валерием Воскобойниковым, Андреем Усачевым, Артуром Гиваргизовым, Мариной Бородицкой, Станиславом Востоковым, Владимиром Борисовым, главным редактором издательства «Розовый жираф» - Мариной Козловой. Данные встречи стали настоящими праздниками книги, чтения, поэзии, детского творчества. После них значительно возрастал спрос на книги авторов.

Одно из основных направлений работы школы и библиотеки - экологическое просвещение. Экология тесно переплетена с такими науками, как биология, физика, химия, география. Получая знания на школьных уроках, ребята закрепляют их в библиотеке во время Недели экологической книги «Живи в содружестве с природой», на занятиях экологического кружка «Лесовичок!», в ходе громких чтений и обсуждений книг писателей-натуралистов - таких, как М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский, Ю. Дмитриев, И. Акимушкин.

Ведущим направлением работы библиотеки последних лет стало освоение и распространение информации об истории родного края. Это особенно важно, так как в школах введены курс изучения истории родного края и литературное краеведение. Здесь наша библиотека оказывает школе неоценимую помощь. Именно у нас можно найти информацию о местных писателях и поэтах, которая по крупицам собиралась десятилетиями.

Неделя «Орловская книга собирает друзей», встречи с детскими писателями и поэтами В. Катановым, А Фроловым, Т. Грибановой, литературно-краеведческие часы, презентации книг («Сказки Орловской Губернии», нового сборника стихов и рассказов В. М. Катанова «Берег детства») - лишь малая часть большой работы по привитию любви к родному краю.

27 апреля 2011 года в библиотеке им. М. М. Пришвина состоялась презентация путеводителя «Герои и события Великой Отечественной войны в названиях улиц города Орла». Составителем сборника является ведущий методист библиотеки Елена Фомина, её работа была удостоена Диплома VI-го областного конкурса научных работ им. В. Н. Денисьева в номинации «Законченная научная работа в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения». Путеводитель представлен в двух видах – печатном и электронном. Создатели надеются, что данное издание поможет школьникам познакомиться с малоизвестными страницами истории Орловского края периода Великой Отечественной войны, а для многих станет отправной точкой в их исследовательской и поисковой работе.

В последний день сентября в библиотеке прошла презентация ещё одного нового издания - электронной литературной энциклопедии «Орловские писатели – детям», в которую включена информация о жизни и творчестве многих писателей-орловцев, всего более шестидесяти биографических очерков. Информация содержит: биографическую справку, портрет, произведения автора для детей (или вошедшие в детское чтение), литературу о творчестве. Библиографы библиотеки проделали большую поисковую работу. В настоящее время проект доступен для пользователей на компакт-диске, а в ближайших планах библиотеки - разместить этот информационный ресурс на сайте библиотеки.

В этом году впервые был организован видеомост под названием «Мы знаем ваш город!» между читателями нашей библиотеки и Рязанской областной детской библиотеки. Около часа ребята из 6«В» класса школы № 7 г. Рязани в режиме on-line соревновались с орловскими друзьями из творческого объединения «Юный краевед» Центра развития и творчества №2 Железнодорожного района г. Орла в знании городов друг друга. Выяснилось, что обе стороны замечательно знают историю, географию, достопримечательности и знаменитых людей городов. Участники видеомоста получили памятные призы, которыми библиотеки обменялись по почте.

Активную работу проводит библиотека вместе со школами по эстетическому воспитанию юных читателей, по привлечению детей к чтению литературы по искусству. В эстетическом секторе мастер-классы по технике рисования ведут преподаватели школы искусств, художественной школы. С учителями музыки организуются уроки, литературно-музыкальные вечера, праздники, посвящённые П. Чайковскому, В. Моцарту и т. д.

Ежемесячно открываются художественные выставки. На них представлены работы наших читателей, учащихся Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремёсел. Художественные выставки, мастер-классы - любимый вид общения читателей, потому что они позволяют детям познать мир искусства не только через чтение книг и журналов, но и через собственное творчество, а встреча с талантливым человеком и интересным собеседником помогает ребёнку стать лучше и пробуждает в нём чувство прекрасного.

Совместно с преподавателями, ведущими уроки ОБЖ для школьников, проводятся познавательные часы «В мире дорожных знаков», встречи с сотрудниками пожарных частей г. Орла «Рыцарям огня посвящается…», встречи с сотрудниками МЧС Орловской области.

Большая работа ведётся в помощь изучению школьниками граждановедения . Каждый раздел предмета находит отражение в деятельности библиотеки. Этикет-класс даёт уроки нравственности, культуры общения . По разделу предмета «Здоровый образ жизни» два года реализуется программа «Будь здоров!», нацеленная на формирование ответственного отношения к здоровью. В рамках программы проводятся игры, громкие чтения «На планету здоровья», игра-путешествие по книге В. Коростылёва «Королева Зубная Щётка», обсуждение рассказа М. Булгакова «Морфий» и др.

В помощь изучению школьниками вопросов права в библиотеке создан Центр правовой информации, работает программа «Восхождение по ступенькам права», оформляются книжные выставки, проводятся беседы, обзоры книг. Уже два года нашей библиотекой совместно с Управлением образования г. Орла и территориальным отделением УФМС России по Орловской области осуществляется патриотическая акция «Я – гражданин России»: самым активным читателям-старшеклассникам в стенах библиотеки вручаются паспорта.

В течение 2010 года отделы обслуживания проводили акцию «Прочти книги о Великой Отечественной войне». Акция предусматривала чтение книг, написание отзывов, сочинений, рефератов, эссе, электронные презентации. Лучшие работы были отмечены призами, размещены на выставке «Мы не вправе их забыть». Активное участие в акции приняли учащиеся лицея №4, областного лицея-интерната.

Большой интерес у детей и взрослых вызвала нетрадиционная выставка-экспозиция под названием «Война, какой она была». Читателей экспозиция привлекла необычными разделами. Первый представлял собой карту-схему с указанием основных сражений Великой Отечественной войны в окружении исторических книг. Особый интерес у детей вызвал второй раздел выставки, ведь книги и экспонаты - каски, автоматы, котелки времён Великой Отечественной войны - были размещены в военной походной палатке. Третий раздел выставки был представлен в виде электронной презентации и ознакомил ребят с книгами, написанными писателями-фронтовиками во время войны.

Информационно-библиографическим отделом нашей библиотеки разработана программа «Информационная культура школьника». Уже несколько лет мы тесно сотрудничаем с библиотекой лицея № 4, организуем занятия по воспитанию информационной культуры . Для младших школьников в библиотеке работает кружок «Золотой ключик».

В целях продвижения детского чтения, детской книги наша библиотека постоянно ищет новые формы работы. В 2009 году мы стали инициаторами акции «Библиотечный десант «Пришвинка в гостях у детей сельской школы», цель которой - рассказать сельским ребятам и преподавателям о новых детских книжках, о современных писателях, о юбилярах, ознакомить с самой главной детской библиотекой области. Мы уже побывали во многих сельских школах Орловского района. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной.

На летних каникулах 2010 года был дан старт ещё одной акции по привлечению детей к чтению, и наш «библиотечный десант» отправился в детские оздоровительные лагеря. Акция позволила многим школьникам Орловской области окунуться в атмосферу чтения и приятного времяпрепровождения. Мы побывали у отдыхающих детей оздоровительных лагерей «Орловчанка», «Мечта» и «Ветерок».

В целом работники детской библиотеки ориентированы на то, чтобы помощь детям в закреплении школьных программ, не повторяя изученное в школе, а дополняя уроки познавательной литературой, интересными мероприятиями.

Дни информации, дни новой книги, дни периодики мы проводим для педагогов. Все категории преподавателей нуждаются в регулярном информировании по учебным темам, о новых публикациях, о лучших детских книгах.

В 2008 году в нашей библиотеке состоялись первые литературно-педагогические Пришвинские чтения при активной поддержке Орловского института усовершенствования учителей и Музея писателей-орловцев. В феврале 2010 года прошли вторые литературно-педагогические Пришвинские чтения. Их цель - обсудить проблемы, связанные с изучением русского языка и литературы в школе; проанализировать накопленный практический опыт в работе с детьми по изучению творчества и других писателей-орловцев. В библиотеке состоялось также заседание педагогической секции «Учительский труд и творчество». В работе секции приняли участие учителя русского языка и литературы школ области, библиотекари.

Для областной детской библиотеки традиционным является участие в августовских совещаниях учителей. Мы знакомим педагогов со справочным аппаратом, электронными ресурсами и базами данных нашей библиотеки; нашими электронными изданиями, с библиографическими пособиями, периодическими изданиями и новыми книгами.

«Гордое имя - Учитель» - так называется программа, по которой работала наша библиотека в Год учителя. Для преподавателей-предметников, классных руководителей , вожатых мы организуем книжные выставки «Кто щедро дарит знания и свет», готовим обзоры литературы: «Час книги для педагогов», «Школа творческого роста: из опыта работы педагогов» (по страницам периодических изданий), «Калейдоскоп внеклассных мероприятий, или Для тех, кто работает с детьми».

Главная задача детской библиотеки, школы - научить детей самостоятельному поиску нужной информации, методам её обдумывания, самостоятельной переработки, помочь читателям из огромного моря печатной и электронной продукции отобрать лучшее. Ведь при всей важности электронных средств информации именно чтение разносторонне развивает человека, а не только информирует и развлекает, помогает воспитать творческую личность, формирует нравственный и творческий потенциал ребёнка.

Библиотека и школа: грани взаимодействия

Ах, школа

«Что школа для тебя?» - вы спросите с улыбкой.

«Мой дом, - отвечу я, - и первый и второй.

Моя семья – не будет здесь ошибки:

Все так перемешается порой».

Опять звонок, опять мои уроки,

На перемене – шум и теснота.

Как все привычно: планы, тесты, сроки,

Журнал, конспекты, двойки, суета…

Ах, школа, школа, кто хоть раз связал

Жизнь личную с твоей судьбою,

Тот навсегда останется с тобой,

Тот навсегда будет пленен тобою.

Ах, школа, школа! Ты моя любовь

И первая, и, может быть, последняя…

Придет пора – расстанемся с тобой,

Моя образовательная средняя.

В соответствии с указом президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года учителя» от 10 марта 2009 года, 2010 год Д. Медведевым был объявлен годом учителя.

"Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в РФ Годом учителя", - заявил Медведев, выступая в среду с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию.

В Год учителя в Омской области усилия власти и общества будут направлены на повышение престижа профессии учителя и поддержку педагогов.

В 2010 году в регионе большое внимание будет уделено модернизации сферы образования с учетом подготовки и переподготовки квалифицированных педагогических кадров. Это одно из важных направлений.

Качество образования должно быть таковым, чтобы выпускник омской школы был конкурентоспособным, мог поступить в любой вуз страны.

В течение года пройдут десятки муниципальных и областных мероприятий для педагогов. Будут открыты галереи портретов лучших представителей профессии, состоится слет педагогических династий, будут вручены ведомственные и государственные награды.

В году глава правительства вместе с профессиональным сообществом обсуждали базовые параметры модернизации школы, где главным результатом стала Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Президент отметил пять ключевых составляющих этой инициативы:

Первое - уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои возможности, подготовится к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования.

Второе - одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Именно из них в будущем вырастут новые, известные миру российские конструкторы, ученые, деятели культуры.

Третье - ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации.

Четвертое - сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Получить реальную отдачу станет возможно, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически.

Пятое - именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая. Многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня и заниматься их здоровьем должны, в том числе, педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующие риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов.

Общеизвестно, что высокое качество образования сегодня – высокое качество жизни завтра. Таковы реалии настоящего времени.

Каждый год первого сентября школьный звонок возвещает о начале нового учебного года.

А это значит, не только у школ начинается новый творческий сезон, к школам неизменно присоединяется библиотека. Библиотеки и школы, по сути, выполняют одну и ту же миссию – открывают юным муромчанам окно в мир знаний, информации, создают условия для духовного развития, образования и самообразования.

Только объединив усилия всех заинтересованных организаций можно достичь позитивных результатов. Эта истина проверена многолетним опытом совместной деятельности, где педагоги и библиотекари активно участвуют в проведении мероприятий для детей. Будь то значительные Акции по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, или вечера встреч с лучшими людьми нашего района, или организация летнего отдыха детей.

Стало доброй традицией: перед началом учебного года координировать совместные планы деятельности, намечать перспективы, разрабатывать новые проекты, направленные на улучшение качества обслуживания детей.

В последние годы педагоги и библиотекари часто используют возможность привезти детей в библиотеку, где ребятам открыты большие возможности для получения различной информации.

В библиотеках имеется богатый спектр возможностей для активного участия в процессе воспитания и образования: от информационной помощи учителю при подготовке к урокам и проведения разнообразных массовых мероприятий, до организации клубов по интересам при библиотеках, а также возможности «Интернет» и «Центра правовой и муниципальной информации».

Необходимо отметить, что в коллективе библиотек работают профессионалы своего дела, люди глубоко преданные своей профессии, способные привить ребенку не только любовь к книге, но и желание жить по принципам доброты и милосердия.

Юный читатель и помощь ему – это главная задача для работников библиотек и педагогов школ. Библиотекари и учителя совместно работают над формированием информационной культуры, умением читать литературу для получения нужной и достоверной информации, прививают навыки поиска и ее оценки, и умение использовать найденную информацию для самообразования и творчества.

Уважаемые учителя школ и преподаватели учреждений дополнительного образования!

Для улучшения качества и качества работы, как учителя, так и библиотекаря, нами была сделана выбора наиболее интересных материалов для подготовки внеклассных мероприятий, классных часов, выпускных вечеров, различных бесед по творчеству писателей, выдающихся деятелей культуры и науки и т. д.

1. В помощь профессиональной деятельности

Олейник Л. «Стираем» русский язык [Текст] / Л. Олейнк // Сценарии и репертуар. – 2007. – Вып.10. – С. 42-51.

Урок для старшего школьного возраста.

Зинатулина Н. Информационный мост: библиотека – образованию [Текст] / Н. Зинатулина // Библиотека. – 2008. - №12. – С. 40-42.

Взаимодействие школы и библиотеки.

Лекомецв Д.Г. Земля - наш общий дом [Текст] / Д.Г. Лекомцев // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С. 108-112.

Материал для проведения уроков географии.

Красильников В.Д. Космическая одиссея [Текст] / В.Д. Красильников // Читаем, учимся, играем. – 2010. - №1. – С. 20-28.

Путешествие в мир физики, астрономии и космонавтики.

Бузулева Л. «Десант» в отдаленные школы [Текст] / Л. Бузулева //Библиотека. – 2008. - №1. – С. 40-41.

Опыт посещений библиотекарями отдаленных школ района.

Фомина Л. Читательское развитие как педагогическая задача [Текст] / Л. Фомина // Библиотека. – 2009. - №7. – С.36-39.

Пушкова С. Учитель, воспитай ученика [Текст] / С. Пушкова //библиотека. – 2008. - №12. – С. 27-29.

Роль школьной библиотеки в воспитании школьников.

Бонашевская Т.И. Сказки от овечки про верные словечки [Текст] / Т.И. Бонашевская, О.В. Шуган // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С.3-10.

Театрализованное поэтическое представление о частях речи.

Дурова Н.В. Использование «цветных» перифраз в начальной школе [Текст] / Н.В. Дурова //Досуг в школе. – 2007. - №9. – С. 10-12.

Чугунова Н.П. В мире фразеологизмов [Текст] / Н.П. Чугунова // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С.12-15.

Значение, происхождение и употребление в речи.

Ахметова Н.В. Пифагор о числах [Текст] / Н.В. Ахметова // Досуг в школе. – 2007. - №9. – С. 22-23.

Фектистов В.Ю. Легкие нашей планеты [Текст] / В.Ю. Феоктистов // Досуг в школе. – 2006. - №4. – С. 8-11.

Урок географии о тропических лесах.

Крюкова Н.С. Римские цифры [Текст] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. – №4. – С. 13-14.

Внеклассное мероприятие по математике.

Крюкова Н.С. странички устного журнала химического вечера [Текст] / Н.С. Крюкова // Досуг в школе. – 2006. - №4. – С. 17-19.

Борисова О.В. Визитные карточки учителей на конкурс «Учитель года» [Текст] / О.В. Борисова. – 2009. - №10. – С. 8-13.

Визитные карточки учителей музыки, начальных классов и физики.

Бушмелев А.И. Презентация класса [Текст] / А.И. Бушмелев // Последний звонок. – 2009. - №12. – С.12.

Ковалева Е.Н. Самопрезентация классного руководителя [Текст] / Е.Н. Ковалева // Последний звонок. – 2009. - №12. – С. 12-13.

Шарапова Т.Н. Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» [Текст] / Т.Н. Шарапова // Последний звонок. – 2003. - №9. – С. 9-10.

География. Поколение полюсов.

Рыжков В.А. Государства мира [Текст] / В.А. Рыжков // Последний звонок. – 2008. - №5. – С. 4-5

Географическая викторина.

Брагина Н.М. Веселые уроки естествознания [Текст] / Н.М. Брагина // Последний звонок. – 2003. - №12. – С. 12-15.

Игровая форма проведения урока о истории возникновения химии.

Агеева И.Д. Веселая экономика [текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок. – 2007. - №11. – С. 3-6.

Материалы для познавательных игр по экономике.

Агеева И.Д. Нестрашная астрономия [Текст] / И.Д. Агеева // Последний звонок. – 2007. - №11. – С. 6-12.

Круглый стол, на котором шла речь о создании единого информационного, досугового и методического пространства библиотек района, состоялся 24 марта на базе Информационно-методического центра.

Текст и фото Ирина КОМЕЛЬ

С инициативой о таком сотрудничестве выступил районный Комитет по делам молодежи, культуре и спорту. Заявленная тема заинтересовала и собрала большое количество участников. Ее конкретизировала заведующая методической службой Центра Юлианна Шевякова: «Сотрудничество и взаимопомощь различных библиотечных учреждений органичны и выгодны каждой из сторон. Мы дополняем и взаимообогащаем друг друга. А главное, мы объединяемся для решения задач, отвечающих общим интересам. Ведь миссия у нас одна – привлечь детей к чтению. Если удастся наладить неформальное сотрудничество, то у школьных библиотек появится масса новых возможностей по развитию у детей и учащейся молодёжи устойчивого интереса к литературе, книге, чтению».

Сотрудничество библиотек, прежде всего, реально поможет школьным библиотекарям. Чаще всего работу в школе проводит один библиотечный сотрудник. У него колоссальная нагрузка: обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации и справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников и многое другое. До творчества и проведения массовых и действительно интересных мероприятий порой просто не доходят руки. И здесь берутся помочь муниципальные библиотеки.

Ещё один рабочий момент – территориальная удаленность некоторых школ от муниципальных библиотек. Для Кубинской школы №2, Одинцовской школы №17, а также для Перхушковской и Новогордковской общеобразовательных школ рекомендовано организовать передвижные пункты выдачи художественной литературы.

В ходе обсуждения коллеги познакомились с уже имеющимся опытом сотрудничества муниципальных библиотек со школьными библиотеками и учителями словесности. А заведующая одинцовской библиотеки семейного типа №4 Елена Коблюк рассказала о работе школьного летнего лагеря в муниципальной библиотеке. Идея так понравилась, что принято решение запланировать совместную работу муниципальных и школьных библиотек с детьми в летних пришкольных лагерях. А школьным библиотекам рекомендовано посещение муниципальных библиотек в период летних лагерей и проведение совместных библиотечных уроков.

Опытом работы со школами поселения поделились библиотекари Лесногородской поселковой библиотеки имени И.А. Новикова. Солидный потенциал этой публичной библиотеки оказался востребованным в образовательном процессе.

Участники круглого стола, распределившись на группы по поселениям, поближе познакомились и обсудили общие задачи. В диалоге были рассмотрены различные формы совместной работы с детьми, участие в организации летних лагерей при библиотеках, возможность обмена литературой и оперативной информацией, ведь сейчас практически все библиотеки оснащены компьютерами, имеют доступ в Интернет. Детям будет предложено приходить в библиотеку для подготовки учебных проектов. Это особенно актуально для сельской местности. Есть также задумка подключить библиотеки к самой большой базе электронных книг «ЛитРес». Тогда школьники могли бы скачивать в библиотеке на свои электронные носители подлинную книгу, а не её «пиратскую» версию. На базе библиотек планируется проводить и различные мастер-классы. Это очень актуально сегодня. Например, мастер-классы по созданию буктрейлеров в некоторых библиотеках уже опробованы. И выяснилось, что детям это на самом деле интересно.

По итогам круглого стола всем школьным библиотекам рекомендовано составить и передать в Информационно-методический Центр списки художественной и научно-популярной литературы, которые необходимы их читателям.

Новое на сайте

>

Самое популярное