Домой Заготовки на зиму Что такое ля иляха иль алла. Четыре достоинства произнесения слов «Ля иляха илляЛлах. Доводы из Корана и Сунны на эти семь условий

Что такое ля иляха иль алла. Четыре достоинства произнесения слов «Ля иляха илляЛлах. Доводы из Корана и Сунны на эти семь условий

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан Али Шейх говорил: “В свидетельстве (ля иляха илля-Ллах) необходимо семь условий, и произнесение этого свидетельства не принесет пользы, если не будет какого-либо из этих условий!

Первое: Знание, исключающее незнание;
Второе: Убежденность, исключающая сомнение;
Третье: Принятие, несовместимое с отвержением;
Четвертое: Повиновение, исключающее непокорность (оставление);
Пятое: Искренность, исключающая многобожие;
Шестое: Правдивость, исключающая лицемерие;
Седьмое: Любовь, несовместимая с ненавистью (неприязнью)” . См. “Фатхуль-Маджид” 190.

Доводы из Корана и Сунны на эти семь условий

1. Знание, исключающее незнание

Всевышний Аллах сказал: «Знай , что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех!» (Мухаммад 47: 19).

От ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умер, зная , что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, войдет в Рай!» Муслим 26.

2. Убежденность, исключающая сомнение

Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений » (аль-Худжурат 49: 15).

Всевышний Аллах также сказал: «Приведи им притчу о двух мужах. Одному из них Мы устроили два виноградника, оградили их пальмами и поместили между ними ниву. Оба сада приносили плоды, и ничто из них не пропадало, а между ними Мы проложили реку. У него были плоды, и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: “У меня больше имущества и помощников, чем у тебя”. Он вошел в свой сад, поступая несправедливо по отношению к себе, и сказал: “Я не думаю, что он когда-нибудь исчезнет. Я не думаю, что настанет Час. А если же меня возвратят к моему Господу, то по возвращении я обрету там нечто еще более прекрасное”. Товарищ его, беседуя с ним, сказал: “Неужели ты не веришь в Того, Кто сотворил тебя их земли, потом – из капли, а потом сделал тебя мужчиной? Что же касается меня, то мой Господь – Аллах, и я никого не приобщаю в сотоварищи к моему Господу!”» (аль-Кахф 18: 33-38).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности , он обязательно войдет в Рай!» Муслим 27.

Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ступай, и кого бы ты ни встретил за этой стеной, свидетельствующего, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, будучи убежденным в этом своим сердцем , обрадуй его Раем!» Муслим 31.

Шейх Абу Бутайн говорил: “Коран указывает на то, что сомнение в основах религии является неверием. Сомнение (шакк) – это колебаться между двумя вещами, как тот, кто не утверждает правдивость посланника, но и не обвиняет его во лжи. Или же не утверждает о Судном дне, как и не отрицает его, и тому подобное. Так же например как тот, кто не считает молитву обязательной, но и не отрицает ее обязанность, или не считает прелюбодеяние запрещенным, но в тот же момент и не говорит о его дозволенности. Все это является неверием по единогласному мнению!” См. “Хукму такфир аль-му’айин” 17.

Однако необходимо делать различие между сомнением и временным наущением шайтана! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Наущение (уас-уас) – это то, что проникает в сердце без желания человека. И если раб Аллаха испытывает ненависть к этим наущениям и отвергает их, то его ненависть к ним является истинным проявлением веры!” См. “ад-Дыя аш-шарикъ” 374.

3. Принятие, несовместимое с отвержением

Всевышний Аллах сказал: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: “Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам!”» (аз-Зухруф 43: 23).

Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, так Мы поступаем с грешниками. Когда им говорили: “Ля иляха илля-Ллах”, – они превозносились и говорили: “Неужели мы откажемся от наших божеств ради одержимого поэта?”» (ас-Саффат 37: 34-36).

От Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня к людям, подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. Другая ее часть была плотной, она задержала на себе воду, и Аллах обратил ее на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать ее для орошения. Дождь выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. Эти части земли подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его другим, а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был направлен к людям». аль-Бухари 79, Муслим 2282.

‘Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Тот, кто проявил неверие хотя бы в одну букву Корана, тот проявил неверие по отношению к нему всему!” ‘Абдур-Раззакъ 8/472. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия подтвердил достоверность. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 5/48.

Имам Ибн Батта сказал: “Любой, кто отвергает то, что вменил Аллах в своей Книге или, что утвердил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) в Сунне, отрицая это и считая это ложью, тот неверный!” См. “аль-Ибана аль-кубра” 2/764.

Имам Ибн Абиль-‘Изз говорил: “Нет разногласия среди ученых в том, что если кто-то проявит открыто непринятие известных обязанностей, передающихся многими путями или известные запретные вещи и тому подобное, то его следует призвать к покаянию, а в случае упорства казнить как вероотступника!” См. “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” 355.

4. Повиновение, исключающее непокорность

Всевышний Аллах сказал: «А кто покорился Аллаху , будучи творящим благо, тот ухватился за надежную рукоять» (Лукъман 31: 22).

Всевышний Аллах также сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью!» (ан-Ниса 4: 65).

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел!» Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 15, аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 209, аль-Хатыб в “ат-Тарих” 4/469.

Относительно достоверности этого хадиса есть известное разногласия среди ученых. Однако имам Абу Ну’айм, имам ан-Науауи, шейх Ибн аль-Къайим, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, шейх Сыддыкъ Хасан Хан, хафиз аль-Хаками назвали его достоверным. См. “аль-Арба’ин” № 41, “аль-Адабу-шшар’ия” 3/69, “Усуль аль-иман” 1/264, “Ма’аридж аль-къабуль” 2/78.

И даже если бы этот хадис был и слабый со стороны иснада, смысл его правильный, так как подтверждается Кораном! Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение ! А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (аль-Ахзаб 33: 36).

Всевышний Аллах также сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь следуют за своими страстями. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям без верного руководства от Аллаха?» (аль-Къасас 28: 50).

Однако не любое ослушание Аллаха делает человека неверным! Из числа непокорности есть виды, делающие человека неверным, и есть виды, делающие человека грешным нечестивцем, но не неверным!

5. Искренность, исключающая многобожие

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним перед Ним в религии!» (аз-Зумар 39: 2).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я спросил: «О посланник Аллаха, кто будет самым счастливым из людей благодаря твоему заступничеству в Судный день?» В ответ посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать мои слова! В День воскрешения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто сказал: “Ля иляха илля-Ллах”, будучи искренним в сердце своем !»”. аль-Бухари 99.

6. Правдивость, исключающая лицемерие

Всевышний Аллах сказал: « Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”. Однако, они неверующие! Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (аль-Бакъара 2: 8-9).

Всевышний Аллах также сказал: «Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: “Свидетельствуем, что ты – посланник Аллаха”. Аллах знает, что ты – Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами!» (аль-Мунафикъун 63: 1).

Му‘аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) рассказывал, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Кто бы ни свидетельствовал, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, будучи правдивым в своем сердце , того обязательно Аллах сделает запретным для Огня!» аль-Бухари 128, Муслим 32.

Имам Абу Музаффар ас-Сам’ани сказал: “Куфр лицемерия – это признание языком того, чего нет в сердце!” См. “Тафсир ас-Сам’ани” 1/46.

Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Лицемерие – это произнесение языком или совершение деяний, которые противоречат тому, что в сердце из слов и убеждений! Лицемерие бывает двух видов: в единобожии Аллаха и признании этого, или же в деяниях. Лицемерие в единобожии однозначное неверие, а лицемерие в делах – грех. И лицемерие в делах является лицемерием, которое меньше лицемерия, как бывает неверие меньше неверия!” См. «‘Аридатуль-ахуази» 10/110.

Хафиз Ибн Касир сказал: “Лицемерие – это проявления блага и сокрытие зла, и оно бывает разных видов: лицемерие в убеждении, и это то, которое влечет человека навечно в Ад, и лицемерие в делах, что является величайшим из грехов!” См. “Тафсир Ибн Касир” 1/87.

Лицемерие в делах, это к примеру те качества, о которых говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха) в известном хадисе: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предает, когда ему доверяются; лжет, когда рассказывает о чем-либо; поступает вероломно, когда заключает договор, и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо» аль-Бухари 34, Муслим 58.

7. Любовь, несовместимая с ненавистью (неприязнью)

Всевышний Аллах сказал: «Горе тем, которые не уверовали! Он сделает тщетными их деяния. Это – потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом , и Он сделал тщетными их деяния!» (Мухаммад 47: 9).

Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его » (аль-Маида 5: 54).

От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В тот, в ком будут три качества, ощутит сладость имана (веры)! Кто будет любить Аллаха и посланника Его больше всего остального; будет любить какого-то человека только ради Аллаха; и будет не желать возвращения к неверию после того, как Аллах спас его от него, также как не желает он быть брошенным в огонь!» аль-Бухари 16, Муслим 43.

Этот великий хадис указывает на то, что сладость имана ощутит тот, кто полюбил Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) сильнее всего иного! Кто любит и ненавидит только ради Аллаха! И кто не хотел бы вернуться в неверие после того, как Аллах оказал ему милость Исламом, так же сильно, как бы он не хотел попасть в Огонь! См. “аль-Муфхим” 1/215, “аль-Икмаль” 1/278.

Также есть и восьмое условие шахады, а это:

8. Непризнание и отречение от всего, чему поклоняются помимо Аллаха

Всевышний Аллах сказал: «Кто не верует в тагъута , а верит в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий!» (аль-Бакъара 2: 256).

Всевышний Аллах передал слова пророка Худа (мир ему), сказавшего: «Воистину, я призываю Аллаха в свидетели и прошу вас засвидетельствовать, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь вместо Него» (Худ 11: 54-55).

Также Всевышний Аллах говорит: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: “Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь , кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем”» (аз-Зухруф 43: 26-27).

От Тарикъа ибн Ашьяма сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто сказал: “Ля иляха илля-Ллах”, а затем отверг все, чему поклоняются помимо Аллаха , того имущество и кровь запретны, а ответ его у Аллаха!» Муслим 23.

Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб сказал: “Тот, кто не считает неверными многобожников, или же сомневается в их неверии, или же считает правильным их убеждения, тот впал в большое неверие по единогласному мнению!” См. “Маджму’ату-ррасаиль” 213.

Данное условие весьма важное и является одним из самых основных! Ведь даже если человек примет свидетельство «ля иляха илля-Ллах», будет произносить его языком и быть убежденным в его истинности сердцем, более того, поклоняться только Одному Аллаху, однако вместе с этим не будет считать ложным все, чему поклоняются люди помимо Аллаха, то его свидетельство будет недействительным! См. “Тайсируль-Азизиль-Хамид” 286.

Если при всех упомянутых условиях шахады, человек будет полагать, что есть скажем какая-либо религия, которая также является истинной, как например те, кто говорит, что христиане и иудеи не являются неверными и что они будут спрошены на основании своего Писания, то его свидетельство «ля иляха илля-Ллах», является недействительным!

Пусть никто из нас не боится, того, что садака на это благородное дело хоть как-то скажется на нашем благосостоянии, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Садака никак не уменьшает богатства!» (См. «Сахих Муслим»/2588).

И пусть никто из нас не стесняется делать даже малое пожертвование, ибо перед Аллахом оно становится великим.

Ва-алейкум-салам, уважаемый брат Альберт!
Свидетельство (шaхада), что «нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и Его посланник», отличает верующего человека от неверующего.

Слово «илях» обозначает буквально «божество», «достойный поклонения», «достойный молитвы», т.е. Тот, чье величие, могущество, мудрость и место в мире достойны того, чтобы ему поклонялись.

Ля иляха илля Аллах, мы должны произносить с полным пониманием смысла этих слов. Когда механически повторяем эти слова, мы мало отличаемся от тех, кто вообще их не произносит. Если человек не чувствует всю мощь, всеобъемлющий характер этих слов, если он не чувствует их великое значение для себя, если он не старается вникнуть в них, если в человеке не возгорается желание следовать им в жизни, если он не остерегается всего того, что с этими словами несовместимо, - этот человек не понял Ислам. Простое повторение этих слов, а не следование им как закону жизни, не ставит человека в число тех, кто выполняет миссию, возложенную Аллахом, следовательно, не принесет ему пользы в грядущем. Это все равно, что при воспалении без конца повторять слово «пенициллин», - легче от этого не станет. Весь смысл в деятельности. Чтобы от пенициллина была польза, надо совершить действие - как минимум, ввести его в организм.

Ля иляха илля Аллах, означает что мы глубоко и осознанно убеждены в Единстве Аллаха, т.е. только Аллаха мы признаем своим Богом. Мы осознаем, что только от Него зависит наша жизнь и смерть, что только Он (как наш Творец) знает, что для нас хорошо и что губительно. Только Ему мы можем поклоняться и подчиняться, только на Него мы можем надеяться, только Его мы должны бояться, только Его мы должны просить и только к Нему должны взывать о помощи, только с Его именем и ради Него мы должны приступать к любому делу.

Ля иляха илля Аллах означает, что мы искренне признаем то, что правление и власть принадлежат только Аллаху. Только Он вправе быть Законодателем и устанавливать нормы и правила, регулирующие жизнь человека на Земле. И что только Он достоин абсолютной любви.

Из этого следует, что для верующего все законы, придуманные человеком и внедренные в общественную жизнь, имеют ценность и смысл, только если они не противоречат Его Закону. Все философские концепции и теории, руководствуясь только которыми, люди стараются построить человеческое общество, в конечном итоге приводят последнее к краху.

Ля иляха илля Аллах означает, что мы должны соблюдать те границы дозволенного и запретного, которые Аллах для нас определил.

Ля иляха илля Аллах означает, что при нашем твердом убеждении в смысле этих слов мы непременно придем к выводу, что Коран (Книга-Слово Аллаха) и Сунна (жизненный путь, традиция пророка Мухаммада, мир ему), - единственная основа и руководство для достижения счастья в обоих мирах.

Каждый мусульманин может измерить свою веру словами «Ля иляха илля Аллах» и при этом обнаружить в своих деяниях много поступков, не совместимых с этими словами. Каждый из нас может припомнить случаи, когда мы говорили неправду, боялись власть имущих, поддавались гневу, совершали поступок, продиктованный чем угодно, только не любовью к Аллаху, и многое другое.

Формально признавая власть Аллаха, Его мудрость и могущество, в практической жизни часто идем вразрез с Его предначертаниями. Мы, часто не одобряя правила и обычаи, противоречащие Исламу, тем не менее не противимся им. Боясь осуждения окружающих, совершаем поступки, которые не совершал или порицал Пророк Мухаммад, мир ему. Чтобы помочь человеку выполнять миссию большого поклонения, чтобы предостеречь его от заблуждений и чтобы одновременно испытать его, Аллах возложил на него определенный минимум обязанностей, коими являются пять столпов (рукнов) Ислама:

1. Твердое убеждение в вере и приведение свидетельства, что нет божества, кроме Аллаха, и что Пророк Мухаммад, мир ему, является рабом и посланником Аллаха.

2. Совершение пятикратного намаза в сутки.

3. Выделение один раз в год состоятельными людьми общины определенной доли из своего имущества (закята) в пользу бедных, нуждающихся и находящихся на пути Аллаха.

4. Ежегодное соблюдение уразы в месяце Рамадан.

5. Совершение хаджа (паломничества) в Мекку к Дому Аллаха, Каабе один раз в жизни при наличии возможности.

Религиозное чтение: молитва ла иллаха в помощь нашим читателям.

“Ла икраха фед-дин, кад табаййанар- рошдо мен ал- хаййи, фаман йакфор бет-тагхутва йо-мен Биллах фагадес тамсака бел-`орвател-воска ланфесама лаха валлахо сами`ун `алим”

после каждой из ежедневных обязательных молитв следует произнести:

“Аллахо Акбар” 34 раза (“Аллах велик”),

“Алхамдо-лилла” 33 раза (“хвала Богу”),

“Собханалла” 33 раза. (“Бог свободен от всего, что мы приписываем ему”).

Также следует произнести либо 100 раз, либо 3 раза фразу “Ла Иллах илла` ллах” (“нет Бога кроме Аллаха”),

а также Айато`л Корси (К; 2:256 -259):”Аллахо ла илаха илла ховал-хаййол-хайям, ла та`хозоху сенатон ва наум. Лаху ма фес-самавате ва ма фел-арз. Ман заллази йашфа`о `индаху илла бе езнех. Йа`ламо ма байна айдихем ва ма халфахом, ва ла йохитуна бе шай`ен мен `елмехи илла бе маша` вазе`а корсийохус-самавате вал-арз, ва ла йа`одоху хефзахома, ва ховал-`алийол-`азим” (256, транскипция в соответствии с персидско – нижегородским произношением

“Ла икраха фед-дин, кад табаййанар- рошдо мен ал- хаййи, фаман йакфор бет-тагхутва йо-мен Биллах фагадес тамсака бел-`орвател-воска ланфесама лаха валлахо сами`ун `алим” (257)

“Аллахо валийолазина аману йохрежохом-мен аз-золамате еланнур, валлазина кафару оулия `охомот-тахут, йокрежунахом мен ан-нури илаз-зомелат. Ула`ика аснабон-нар, хом фиха халидун” (258-259),

“Аллах – нет Божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевают им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, - поистине, Он – высокий, великий!”

“Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой Путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах – сияющий, знающий!”

“Аллах – друг тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверны, друзья их – идолы; они выводят их от света к мраку. Это – обитатели огня, они в нем вечно пребывают!”

Молитва конут (то есть молитву, которую говорят во время второго раката намаза, держа руки перед лицом):

“Аллахома наввир захири бе та`атика, ва батини бе махаббатика ва калби бе ма`рифатика ва рухи бе мошахадатека ва серри бе`истиклали иттисали хазратика, йа зол-джалали вал-икрам.”

“Аллахом-адж`ал калби нуран ва сам`и нуран ва басари нуран ва лисани нуран ва йадаййа нуран ва реджлайя нуран ва джами`йа джаварехи нуран, йа нурал-анвар.”

“Аллахома аранал-ашийа`а камахи. “

“Аллахомма кон ваджхати фи колли ваджхен, ва максади фи колли касден, ва гхайати ви колли са`йен, ва малджи`и ва малази ви колли шеддатен ва хаммен ва вакили фи колли амрин ва таваллани таваллийа`инайатин ва махаббатин фи колли халин. “

“Ва саллалла `ала мохаммадин ва алехи хэйри алин.”

“О Боже, освяти мое внешнее существование покорностью Тебе, и мое внутреннее существование добротолюбием по отношению к Тебе, и мое сердце непосредственным знанием Тебя, и мой дух сокровенным прозрением о Тебе, и мою сущность способностью достичь Твоего Престола. О Преславный и Высочайший!”

“О Боже, освяти мое сердце, и мои уши, и мои глаза, и мой язык, и мои руки, и мои ноги, и все мое тело. О Свет всякого Света!”

“О Боже, куда б ни повернулся я, будь предо мною; в каком направлении я бы ни шел, будь местом моего назначения; что бы я ни предпринимал, будь моей целью; во времена забот и горестей будь моим убежищем и утешением; в каждом деле будь моим защитником; и в Твоей Благодати и Добротолюбии прими мои действия под покров Твоей Мощи.”

“Да благословит Бог Мохаммеда и его семью, благороднейшую из всех семей. “

Очаровательный и короткий конут Байазида:

“Илахи анта та`ламо ма норид” (“О Господь мой, тебе ведомо, чего я желаю”).

Суфийский обычный вирд, предписываемый наставником:

“Ла илаха илла анта, собханака инни конто мен аз-залемин” (“нет Божества, кроме Тебя, хвала Тебе, поистине я был неправедным!”), это “Йуноссие”, тот вирд, с помощью которого Иона выбрался из чрева кита во всех смыслах, впрочем, суфии отдельно, а то я тут вымру.

MUSLIMDOS.RU

Современный мусульманский портал

Ля Иляха илля Ллах, Мухаммад расулю-Ллах

لا اله الا الله محمد رسول الله

Транскрипция: Ля Иляха илля Ллах, Мухаммад - расулю-Ллах

Русский перевод: Нет божества, достойного (поклонения) кроме Аллаха, Мухаммад - Посланник Аллаха.

Кыргызча котормосу: Аллахтан башка (сыйынууга) кудай жок, Мухаммад - Аллахтын элчиси

Необходимые в каждодневной жизни мусульманина молитвы

Я кадиял хаджат

О, Разрешающий проблемы!

Я архамар рахимин

О, Милосердный из милосердных!

О, вечно Живой, о, вечно Сущий!

Я ла илаха иллал лахул маликул хаккул мубин

Нет божества, кроме Аллаха, Владыки, Истины Явной!

Аллахумма салли ала Мухаммадин ва али Мухаммад

О, Аллах! Благослови Мухаммада и его семейство!

Я раббал аламин

О, Господин миров!

Я залджалали вал икрам

О, Достославный и Благородный!

«Поистине Аллах и Его ангелы благословляют пророка. О, вы, которые уверовали, совершайте молитву над ним, и приветствуйте приветствием!» (сура 33; аят 56).

Желательные ду’а, читаемые после намаза Субх (утренней молитвы):

Асбахту аллахумма му’тасиман бизимамикал мании аллази ла ютавалу ва ла юхавалу

О, Аллах! Я встретил утро в то время, как ищу прибежища у Твоего недосягаемого положения, к которому не подступиться и которого не достичь.

мин шарри кулли гашимин ва тарикин мин саири ман халакта ва ма халакта мин халкикас самити ван натики фи джуннатин мин кулли махуфин билибасин сабикатин валаи ахли байти набийика

Убереги меня от зла угнетателей, разбойников и других людей и творений, от неразумных и разумных существ, укрыв щитом от всего, что наводит страх, облачив в одеяние, сотканное из руководства семейства Твоего пророка.

мухтаджибан мин кулли касидин ли ила азийятин

Убереги от всякого, питающего злые помыслы ко мне.

биджидарин хасининил ихласи фил и’тирафи бихаккихим

Скрой в прочной крепости «искренности», посредством признания права этого семейства,

ват тамассуки бахаблихим

и того, что прочно держусь за вервь дружбы с ними.

мукинан аннал хакка лахум ва маахум ва фихим ва бихим

Будучи уверенным, что истина для них, с ними, в них, от них.

ували ман валау ва уджанибу ман джанабу

Дружу с теми, кто дружит с ними, и враждую с теми, кто во вражде с ними.

фааизни аллахумма бихим мин шарри кулли ма аттакихи

О, Аллах! Упаси меня ради них от всего, чего страшусь.

я азиму хаджазтул аадия анни бибадиис самавати вал арди. Инна джаална мин байни айдихим саддан ва мин халфихим саддан фаагшайнахум фахум да юбсируна

О, Великий! Я отстранил своих врагов посредством Сотворившего небеса и землю. Мы установили пред ними завесу, и за ними завесу, и опустили на глаза их, чтобы не видели (св. аят).

Бисмиллахир рахманир рахим

Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

ассаламу ала ахли ла илаха иллал лаху

Мир и приветствие уверовавшим в формулу: «Нет божества, кроме Аллаха!»

мин ахли ла илаха иллал лаху

От тех, кто уверовал в слова единобожия «Нет божества, кроме Аллаха!»

я ахла ла илаха иллал лаху

О, уверовавшие в слова: «Нет божества, кроме Аллаха!»,

бихакки ла илаха иллал лаху

заклинаю вас священными словами: «Нет божества, кроме Аллаха!»,

кайфа ваджадтум каула ла илаха иллал лаху мин ла илаха иллал лаху

какова была награда за то, что уверовали вы в слова: «Нет божества кроме Аллаха!», полученной вами от слов «Нет божества, кроме Аллаха!».

я ла илаха иллал лаху

О, Аллах! Нет божества, кроме Тебя,

бихакки ла илаха иллал лаху

Ради слов единобожия: «Нет божества, кроме Аллаха!»

игфир лиман кола ла илаха иллал лаху

Прости грехи тем, кто произнесет «Нет божества, кроме Аллаха!»

вахшурна фи зумрати ман кола ла илаха иллал лаху Мухаммадун расулул лахи Алиюн валиюл лахи

Воскреси нас среди тех, кто произносил «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха, Али – друг Аллаха!»

Молитва ла иллаха

8 условий произнесения «Ля илаха илляЛлах»

Свидетельство веры «Ля илаха иллялах» (Нет бога кроме, Аллаха) – это первое, что определяет мусульманина, но это не ограничивается всего лишь произнесением данных слов, это уверование сердцем, в эти словах заключена истина. «Ля иляхха иллялах» – это ключ от рая. Произнесение шахады подразумевает исполнение определенных условий:

8 условий «Ля иляхха иллялах»:

1. Аль-ильм – знания.

2. Аль-йакин – уверенность.

3. Аль-ихлас – искренность.

4. Аль-сидк – правдивость.

5. Аль-махаба – любовь.

6. Аль-инкыяд – покорность.

7. Аль-кабул – принятие.

8. Аль-куфр бит-тавагит – отрицание многобожия.

1. Знания (аль-ильм) – противоположное невежеству.

Тот, кто произносит шахаду, должен знать что значит и влечет за собой это выражение. Это знание должно заключаться как в сердце. Если же человек произносит «Ля илаха иллялах» без знания его смыла, он не исполняет данное условие.

Шахада подразумевает знание Аллаха, концепции поклонения и понимания основы ислама. Такое знание приводит к полному подчинению и направлению своих намерений толкьо на довольство Аллаха Всевышнего.

В Коране сказано: Знай же, что нет божества, кроме Аллаха (47:19).

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Тот, кто встретит Аллаха, не приобщая к Нему ничего, войдет в Рай».

Тот, чьи последние слова были: «Ля иляха илля-Ллах», войдет в Рай».

2. Аль-йакин – уверенность – противоположность сомнению.

Человек не должен испытывать каких-либо сомнений при свидетельстве веры, его убеждение в том, что он произносит сердцем должно быть твердым. Аллах – един и никто не достоин поклонения, кроме Аллаха.

В Коране сказано: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (49:15).

В хадисе сказано: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, и если раб встретит Аллаха, не сомневаясь в этих словах, то он обязательно войдет в рай».

3. Искренность (аль-ихлас) – противоположное ширку.

Искренность заключается в том, чтобы избегать показухи и направлять все свои деяния лишь к довольству Аллаха. Человек не в состоянии обмануть Всевышнего, который все видит и знает, и проявляя неискренность, он лишь впадает в большой грех лицемерия перед Аллахом.

В Коране сказано: «Скажи: «Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру» (39:11).

Ширк – противоположное искренности. Неискренний человек наряду с Аллахом будет делить искренность между Аллахом и другими ложными богами, и такое поклонение перейдет в многобожие.

В Коране сказано:

«Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру. Поклоняйтесь же, помимо Него, чему пожелаете» (39:14)

В хадисе сказано: «Самые счастливые люди (в день Суда) – под моим заступничеством, и это те, кто сказал: «Нет бога кроме Аллаха» искренне от сердца».

4. Аль-сидк – правдивость – противоположное лжи.

Правдивость и честность является залогом правильного понимания свидетельства. Она укрепляет стремление верующего к знаниям о Его Господе. В Коране сказано:

«Лицемеры говорят одно, но в сердцах у них другое, как сказано в Коране:

Они произносят своими языками то, чего нет в их сердцах» (48:11).

Правдивость – в сердце. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто правдиво от всего сердца засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – раб и посланник Его, Аллах запретит огню касаться его».

Когда любовь к Аллаху заполняет сердце, душу заполняет честность и правдивость в отношении поклонения и деяний.

«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (26:88-89).

5. Аль-махаба – любовь – противоположное ненависти.

Любовь в исламе означает любовь к Аллаху и Его Посланнику (мир ему), любить то, что любимо Аллахом и ненавидеть то, что нелюбимо Аллахом.

В хадисе сказано: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем все остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».

Любовь к Аллаху и Его посланнику (мир ему) заключается в следовании их предписаниям. В Коране сказано:

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники, узрев мучения, увидели, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения» (2:165).

Чем больше человек узнает Аллаха, его прекрасные имена и качества, тем больше он проявляет любви к Нему, его любовь укрепляется. Это заставляет верующего больше стремиться к довольству Всевышнего, совершать большее поклонение и больше благого. Любовь к Аллаху Всевышнему приводит к счастью в обоих мирах.

6. Аль-инкыяд – покорность.

Если человек осознал и искренне принял эти слова, то это обязательно отразится на его деяниях и выразится в подчинении Аллаху. Покорность и подчинение Аллаху – предписание веры, которая заключается в следовании предписаниям, отдалению от недозволенного Аллахом.

В Коране сказано:

«Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять, а решение всех дел – за Аллахом» (31:22).

В Коране сказано: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).

Подчинение и покорность Аллаху – для самой же пользы и блага человека, поскольку Аллах знает лучше.

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока его стремления не будут соответствовать тому, с чем я пришел».

7. Аль-кабул – принятие.

Осознание основы веры должны подкрепляется смиренным принятием этой истины. Принятие «ля иляха иллялах» защищает мусульманина от горделивости, высокомерия и невежества:

«Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», – они превозносились и говорили: «Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?» (37:35)

Свидетельство подразумевает принятие ислама – как единственного правильного образа жизни, а его предписания – истиной от Аллаха, следование которым приведет к Его довольству.

Посланник Аллах (мир ему) сравнил принявших и отклонивших истину: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям) подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) ее была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил ее на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».

8. Аль-куфр бит-тагут – отрицание многобожия.

Произнесший свидетельство сердцем, верит, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха.

В Коране сказано: «Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» (2:256).

БИСМИЛЛЯХИРРАХМАНИРРАХИМ

“Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто (делает такфир)не верует в тагъута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий.” (аль-Бакара, 256)

Это и есть значение слов “Ля иляха илляЛлях”. “Ъуруатуль-уско”, что значит ”надежная рукоять”.

“Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!».” (аль-Анбия, 25)

Эти слова “Ля иляха илляЛлях” обозначают: “Поклоняйтесь Одному Аллаху. Не поклоняйтесь никому кроме Него.”

Ибн Каййим сказал: “Таухид – это не только отвержение и отрицание. В тоже время принятие без отвержения не является действительным. Так как таухид – это отвержение и принятие одновременно. Именно это и является таухидом в правильном понимании.”

Причиной вражды между пророком (с.а.с.) и мушриками является слова: “Ля иляха илляЛлах.”

Эти слова включают в себя две части, первой из которых является отвергание, второй же является принятие:

1 – “Ля иляха” – в этой части есть отвергание всех божеств, идолов и тагутов, которым поклоняются люди.
2 – “илляЛлах” – в этой же части есть утверждение существования Аллаха и принятие поклонения только Ему.

Мушрики хорошо понимали, что они будут вынуждены принять единобожие и покинуть ширк, в котором они находились, если они будут произносить «Ля иляха илляЛлах», так как они очень хорошо знали значение этих слов. Тогдашние мушрики понимали это лучше, чем люди этой уммы, даже лучше обладателей знания. Однако, несмотря на осведомленность некоторых (сегодняшних) знатоков в хукмах и в знании слова, они не постигли и не поняли единобожия в поклонении… Поэтому они вошли в ширк, который противоречит единобожию и приукрасили его для людей.

Когда Гераклиус допросил абу-Суфьяна относительно того, что говорит посланника Аллаха (с.а.с.), он ответил: «Он говорит: Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему в сотоварищи никого. И оставьте то, что пришло вам от отцов.» Это и является тем, что поняли абу-Суфьян и другие из слов посланника (с.а.с.) : «Говорите Ля иляха илляЛлах, и вы будете спасены.»

Слова: «Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха»,- обозначают:
«Кто поймет эти слова полным пониманием, охватит, перенесет на практику со всеми требованиями, заключающими в себе эти слова и не будет совершать деяния, противоречащие этим словам.»

Свидетельствуя обоими свидетельствами, надо чтобы не практиковалось ничего противоречащего этим словам ни в знании, ни в вере, ни в делах. Относительно этого Аллах сказал:
Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, …” (Мухаммад, 47/19)

Если некий будет произносить эти слова, не понимая их смысла, не охватывая того, что требуют эти слова и не практикуя его(к примеру, не порвав со всем тем, что связано с ширком, в делах и на словах не проявляющий искренность), это не принесет ему никакой пользы и он не является верующим.

То есть, для того, кто не произносит на языке и в сердце, и не практикует органами и сердце, такое произношение этих слов не дает никакой пользы, для произносящего их по иджме.
Сказано в Курратуль-Уюне:

Эти великие слова включают в себе отрицание и утверждение:
— отрицание божественности всего, кроме Аллаха словами: «Ля иляха»
— утверждение божественности Аллаха словами: « илляЛлах»

Аллах Таъаля сказал:
” Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого. “ (Aли Имран: 3/18)

Сколько людей сбились по причине невежественности в понимании ее значения и этих заблудших большинство. Перевернули истинное значение и утвердили ложную божественность. Для кого из творений было предназначено отрицание (т.е. Ля иляха) обожествление могил, мавзолеев, тагутов, деревьев, камней, джиннов и т.д. и взяли они себе это религией и уподобили и разукрасили и посчитали таухид за новшество и порицали тех, кто призывал к этому. И не поняли того, что поняли джахили из кафиров племени курайш и
им подобные. Они то поняли значение этих слов и поэтому отвергли их, что указывает на отсуствие у них искренности. Как сказал об этом Аллах:
” Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», – они превозносились и говорили: «Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?» ” (Саффат: 37/35-36)

И мушрики последних поколений этой уммы отвергают то, что отвергали и те, из того, что призывали их оставить поклонение тому, чему они поклонялись помимо Аллаха из мертвых, могил, мавзолеев, тагутов и т.д. Так те понимали это значение и поэтому и отказались от него. А эти отвергают не понимая этого значения и поэтому ты найдешь их произносящими: «Ля иляха илляЛлах» , но вместе с тем взывающими другим помимо Аллаха.

Причиной этому является то, что арабы в джахилии являлись обладателями языка Корана чистой арабской речи. И не были невежественны ни в чем, что касается значения таухида, который констатировал его. И мушрики последних поколений этой уммы отвергают то, что отвергали и те, из того, что призывали их оставить поклонение тому, чему они поклонялись помимо Аллаха из мертвых, могил, мавзолеев, тагутов и т.д. Так те понимали это значение и поэтому и отказались от него. А эти отвергают не понимая этого значения и поэтому ты найдешь их произносящими «Ля иляха илляЛлах», но вместе с тем взывающими к другим помимо Аллаха Но что касается тех, среди которых распространился сегодня ширк в поклонении, они не являются из обладателей навыков этого языка. И поистине они исповедуют терминологию калямистов, которую одни из них передают другим.

Ля иляха илляллах – это ключевая шахада мусульманского мира. Шахада - это свидетельство веры в Исламе. С арабского фраза переводится по смыслу «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха» или "Нет объекта поклонения, кроме Аллаха".

Это значит, что все другие боги являются вымышленными идолами. Если человек каким-то образом представляет себе Создателя людей небес, земли и всех миров, коим и является Аллах, то он поклоняется не Всевышнему Богу, а своему воображаемому идолу. Произнесение этой шахады свидетельствует о том, что человек является правоверным муслимом, что он покорился Господу.

Шахада: 8 условий произнесения Ля иляха илляЛлах

В словах Ля иляха илляллах находится сама истина, эта шахада считается ключом от ворот Рая. Но простое произнесение этой фразы не станет пропуском для человека в Рай. Необходимо соблюдать несколько условий произнесения шахады. Вот эти условия:

  • Знание (Аль-ильм).
  • Уверенность (Аль-Йакин).
  • Искренность (Аль-ихлас).
  • Правда (Аль-сидк).
  • Любовь (Аль-махаба).
  • Покорность (Аль-инкыяд).
  • Принятие (Аль-кабул).
  • Вера в единого Бога. (Аль-куфр бит-тавагит).

Давайте разберем каждый пункт по отдельности.

Шахада в Исламе

Условие ля иляха илляллах первое: знание

Аль-ильм – это свет знания, антоним темноте и невежеству. Каждый человек, использующий шахаду, обязан понимать, что таит в себе эта фраза. Если Ля илаха иллялах произносится без осознания ее смысла, то произнесение теряет всякую силу. Шахада (свидетельство веры) – это осознанный выбор человека, понимающего и принимающего все законы Ислама. Только знание способно сделать человека покорным Господу. Как сказано в Коране: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19).

Нужно привести и слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего Создателя), сказавшего: «Тот, кто встретит Аллаха, не приобщая к Нему ничего, войдет в Рай». Тот, чьи последние слова были: «Ля иляха илля-Ллах», войдет в Рай».

Условие второе: уверенность

Аль-йакин или уверенность – это понятие, антонимичное сомнениям и моральным шатаниям. У верующего не должно быть ни малейших сомнений относительно его убеждений. Он должен произносить Ля иляха иллялах с твердостью и спокойствием в сердце. Всевышний Един, и других богов нет. Только Господь достоин почитания и превознесения. Как говорится в Коране: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (49:15). Эти слова дополняются священным хасидом: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — Посланник Аллаха, и если раб встретит Аллаха, не сомневаясь в этих словах, то он обязательно войдет в Рай».

Условие третье: искренность

У фразы аль-ихлас (искренность) есть антоним – ширк. Аль-ихлас – это значит, что человек не должен произносить сакральную фразу наигранно, с показухой. Его слушателями являются не люди, а Аллах. И человек не сможет обмануть Господа, неискренне произнося шахаду. Бог видит и понимает все, и наигранное произнесение фразы «на публику» станет большим грехом, а свидетельством единобожия.

Помните, как говорится в Коране: «Скажи: «Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру» (39:11).

Аллах считает ширк одним из самых тяжелых греховных проступков. У человека неискреннего нет твердости веры, и со временем он вполне может впасть в ересь многобожия.

«Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру. Поклоняйтесь же, помимо Него, чему пожелаете» (39:14).

«Самые счастливые люди (в день Суда) – под моим заступничеством, и это те, кто сказал: «Нет бога кроме Аллаха» искренне от сердца».

Условие четвертое: правдивость

Аль-сидк или правдивость – понятие-антоним лжи. Только честный перед собой и Богом человек способен правильно понять шахаду. Свидетельство веры укрепит силы человека на его пути к осознанию силы Всевышнего.

Лицемеры говорят одно, но в сердцах у них совсем другое. Всевышний Творец в Коране говорит: Они произносят своими языками то, чего нет в их сердцах» (48:11).

Аль-сидк находится не на языке, а в сердце. Только сердцем человек может произносить Ля иляха илля-Ллах.

Пророк (мир ему и благословение Единого Аллаха) говорил: «Кто правдиво от всего сердца засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб и посланник Его, Аллах запретит огню касаться его». Лишь при полном заполнении души правдой, любовью и честностью возможно приближение к Богу.

«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (26:88-89).

Условие пятое: любовь

Одно из важнейших условий произнесения шахады – это любовь или аль-махаба. В исламской традиции под любовью понимается любовь к Всевышнему и Его Пророку (мир ему). От верующих людей требуется любить то, что любит Господь и не принимать то, что неприемлемо для Всевышнего.

Вспомним хадис: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем все остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».

Но как человек может доказать свою любовь к Богу? Способ один – четкое следование Корану и достоверной сунне. В Коране говорится: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники, узрев мучения, увидели, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения» (2:165).

Полюбить Всевышнего человеку помогают знания. Чем больше он узнает про Бога, тем крепче любовь. Аль-махаба помогает верующему обратить на себя внимание Господа, вызвать Его удовлетворение. Чем больше любви к Богу, тем больше в мире добра и счастья.

Условие шестое: покорность

Покорность или Аль-инкыяд – осознание и принятие Силы Господа миров, Его могущества и всех Его качеств. Только покорившись в полной мере Аллаху, человек может искренне прочесть шахаду. Людям положено четко следовать указаниям Господа, не отклоняясь с правильного пути.

Вспомним Коран: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять, а решение всех дел – за Аллахом» (31:22).

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).

Покорность необходима для самого человека, это определено самим Господом. Как сказал Пророк: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока его стремления не будут соответствовать тому, с чем я пришел».

Условие седьмое: принятие

Истина слов Ля иляха иллялах (Ла илаха иллаллах) должна приниматься мусульманином беспрекословно. Она защитит человека от заносчивости и невежества.

Условие восьмое: отрицание многобожия

Человек, произносящий шахаду, должен самими сердцем и душой отвергать многобожие.

«Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается.» (2:256).

Мир вам, милость и благословение Всевышнего Создателя

Новое на сайте

>

Самое популярное