Домой Заготовки на зиму Храм успения пресвятой богородицы на полянке. Церковь успения пресвятой богородицы, что в казачьей слободе. Фото и описание

Храм успения пресвятой богородицы на полянке. Церковь успения пресвятой богородицы, что в казачьей слободе. Фото и описание

В настоящее время икона Богородицы «Милующая» находится в Успенском храме в Карее — административном центре Святой Афонской Горы. Явление ее относят к 980 году, а особое почитание этой иконы основано на настоящем чуде.

История иконы

В те времена неподалеку от Карейского монастыря находилась келья, где ютились старец-отшельник вместе со своим юным послушником. 11 июня 980 года старец отправился в храм, чтобы участвовать во всенощном бдении, юноша же, оставшийся в одиночестве, приступил к вычитыванию молитвенного правила. Когда настала ночь, кто-то неожиданно постучал в дверь. Юноша открыл. Перед ним стоял незнакомый монах, попросивший разрешения войти. Они стали вместе молиться, и их ночная служба шла заведенным порядком до того момента, пока не подошло величание Богородицы.

В келье отшельника была икона «Милующая», и послушник только приступил к пению традиционной молитвы «Честнейшую Херувим», как гость прервал его словами: «У нас не так величают Божию Матерь». Начало его молитвы «Достойно есть» стало впоследствии вторым названием этой иконы. Пропев свою молитву, он затем добавил к ней и ту, что начал петь послушник, а потом дал ему наказ: всегда в этом месте богослужения петь ту молитву, которую послушник только что слышал.

Инок, боясь, что не сумеет точно запомнить эту чудесную молитву, стал просить гостя записать ее, однако в келье не нашлось, на чем и чем ее записать. Тогда ночной гость подошел к каменной стене кельи и начал писать пальцем прямо на камне, ставшем мягким, словно воск. Перед тем как гость исчез так же внезапно, как и появился, инок только и успел, что спросить, как его зовут. В ответ он услышал имя: «Гавриил».

Когда старец возвратился после церковной службы, взволнованный юноша поведал ему об удивительном ночном госте и новой молитве. Когда же отшельник увидел выведенные на камне письмена, то уверился, что это был сам архангел Гавриил, тот самый, который возвестил Деве Марии благую весть о грядущем рождении ею Иисуса.

Чудесное явление архангела Гавриила не осталось втайне – о нем быстро стало известно на всем Афоне, а вскоре и в самом Константинополе. Тогда афонские иноки отправили в доказательство чудесного явления архангела в Константинополь ту самую каменную плиту, на которой он начертал песнь, прославляющую Матерь Божию.

С тех самых пор молитва «Достойно есть» вошла в православное богослужение как его неотъемлемая часть наряду с молитвой «Честнейшую Херувим», а у иконы Богородицы «Милующая» появилось второе название — «Достойно есть».

В чем значение иконы «Милующая», в чем она помогает

На иконе «Милующая» мы видим Богоматерь с Иисусом-ребенком, держащим в руке свиток с молитвой. Особенность иконы в том, что и Божия Матерь, и Спаситель в царских венцах, то есть являют свою силу.

Молятся перед иконой Божьей Матери «Милующая» о самом заветном: об исцелении от духовных страданий и физических недугов, о спасении при эпидемиях и катастрофах, о помощи перед началом важного дела, об обретении счастливой семейной жизни.

Однако значение иконы «Богородица милующая» и в чем помогает молитва ей, этим не исчерпывается: ей молятся об отпущении самых страшных грехов, в том числе смертных, и молитва эта приносит душе умиротворение и покой.

Богородица всегда считалась заступницей за людей перед Господом, и само название иконы говорит о ее бесконечном милосердии, несмотря на все людские прегрешения.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Достойно есть» (или «Милующая»):

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбие свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша… И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели; тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Перед образом Божией Матери «Достойно есть» («Милующей») особо молятся о прощении грехов, в том числе и смертных.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой
"Достойно есть" или "Милующая"

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбие свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша... И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели; тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

История иконы Божией Матери «Достойно есть» связана с появлением известного литургического песнопения Православной Церкви «Достойно есть». Предание, сохранившееся на Святой Горе Афон, повествует, что в Х веке, в царствование братьев-царей Василия и Константина Порфирородных и в патриаршество Николая Хрисоверга, неподалеку от монастыря Кареи на Афоне в одной из пещер подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушел в обитель на всенощное бдение, поручив послушнику остаться в келье и совершить в ней вечернюю службу. При наступлении ночи послушник услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял с христианской любовью.

Во время совершения всенощной службы в монастыре, послушник и его неведомый гость начали молитвенные песнопения. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба обратились к Ее иконе «Милующей», находившейся в келии, и стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Незнакомец заметил, что у них по другому величают Божию Матерь, добавляя перед «Честнейшую…» слова «Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Матерь Бога нашего». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом, а послушник почувствовал в душе несказанную радость и умиление. Он попросил гостя записать эту песнь, и, поскольку в келии не оказалось нужных для этого принадлежностей, начертание слов нового песнопения произошло также чудесным образом: инок написал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, сразу же стал невидим, а икона еще долгое время излучала чудесный свет.

Чудотворный образ, перед которым была воспета в первый раз новая песнь Богоматери, был перенесен афонской братией в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы монастыря Кареи, где и доселе находится в алтаре на горнем месте, источая благодатные дары исцеления всем поклоняющимся ему с верою и любовию.
В русских храмах можно найти немало списков с прославленной иконы «Достойно есть» («Милующей»). Существуют и посвященные этому образу храмы. Например, в Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери былa воздвигнутa пятикупольная церковь, в которой поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая».

Уже в наше время. в 1999 году, в Москву, на подворье Троице-Сергиевой Лавры, со Святой Горы Афон была прислана икона Божией Матери «Достойно есть». Эта икона - список с первоначального чудотворного образа, находящегося в алтаре соборного храма в административном центре Афона Карее. Написана она иконописцами-святогорцами из Скита святителя Николая, кисти которых принадлежит также список с Иверской иконы Божией Матери, находящийся в Иверской часовне в Москве. Появление в русской столице освященного на Афоне списка с чудотворного образа «Достойно есть», несомненно, является знаком особой милости Пресвятой Богородицы и Ее всегдашнего попечения о нас.

Москва, улица Большая Полянка, 37с3
метро "Полянка"
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки: Между 1695 и 1697.

Доходный дом с лавками
при Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе
Москва, улица Большая Полянка,37с1
метро Полянка
Год постройки: Между 1863-1864.
Памятник истории и культуры.
Охраняется государством.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе построена в 1695-1697 гг. стольником В. Ф. Полтевым. В XVI в. на этом месте был деревянный храм Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. После 1591 г. слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось.
Храм на этом месте в XVII в. впервые упомянут в 1642 г. Спустя 20 лет храм был возобновлен уже как Успенский в Казачьей слободе. В 1768 г. Г. Нестеров устроил придел Седмиезерской иконы Божией Матери. В 1797-1798 гг. на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, coopужена трапезная с приделами - Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Объем трапезной оформлен с юга и севера фронтонами. Одноглавый храм типа восьмерик на четверике с трёхчастной апсидой декорирован в стиле московского барокко. Углы обработаны полуколонками, окна завершены разорванными фронтончиками. С запада к храму кроме трапезной примыкают притвор и небольшая 2-ярусная колокольня, сооружённая в 1795-1797 гг. на средства П. И. Поздняковой. Колокольня завершалась шпилем. Ее нижние ярусы украшены двухколонными портиками. В верхнем ярусе тосканского ордера - пилястры.
В пожар 1812 г. храм выгорел изнутри. Возобновлен в 1818 г. стараниями купца Н. Карпышева. В 1869-1872 гг. храм был обновлен на средства прихожан и церковного старосты Д. П. Рогаткина. В этот период классицистический облик трапезной и колокольни был несколько искажён мелкими штукатурными деталями, тяготеющими к формам «русского стиля». Частично сохранилась ограда конца XVIII в.
Церковь была закрыта в 1930 г. и обезглавлена. До этого из храма были изъяты золотые и серебряные церковные украшения и утварь. Верх колокольни и дом причта разрушили. В храме размещались типография, архив. В 1970-1980-х гг. реставрировался.
Богослужения возобновлены в 1994.

Ныне существующая главная церковь типа восьмерик на четверике построена в 1695 в стиле московского барокко. Ныне существующие трапезная и колокольня выстроены вместо старых в 1795-97. Приделы в трапезной Утоли моя печали и Седмиезерной Божией Матери. Закрыта, вероятно, в сер. 1920-х. Завершения сломаны. Храм отреставрирован.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе построена в 1695-1697 гг. стольником В.Ф. Полтевым. В XVI в. на этом месте был деревянный храм Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. После 1591 г. слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось.

Храм на этом месте в XVII в. впервые упомянут в 1642 г. Спустя 20 лет храм был возобновлен уже как Успенский в Казачьей слободе. В 1768 г. Г. Нестеров устроил придел Седмиезерской иконы Божией Матери. В 1797-1798 гг. на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, coopужена трапезная с приделами - Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Объем трапезной оформлен с юга и севера фронтонами. Одноглавый храм типа восьмерик на четверике с трёхчастной апсидой декорирован в стиле московского барокко. Углы обработаны полуколонками, окна завершены разорванными фронтончиками. С запада к храму кроме трапезной примыкают притвор и небольшая 2-ярусная колокольня, сооружённая в 1795-1797 гг. на средства П.И. Поздняковой. Колокольня завершалась шпилем. Ее нижние ярусы украшены двухколонными портиками. В верхнем ярусе тосканского ордера - пилястры.

В пожар 1812 г. храм выгорел изнутри. Возобновлен в 1818 г. стараниями купца Н. Карпышева. В 1869-1872 гг. храм был обновлен на средства прихожан и церковного старосты Д.П. Рогаткина. В этот период классицистический облик трапезной и колокольни был несколько искажён мелкими штукатурными деталями, тяготеющими к формам «русского стиля». Частично сохранилась ограда конца XVIII в.

Церковь была закрыта в 1930 г. и обезглавлена. До этого из храма были изъяты золотые и серебряные церковные украшения и утварь. Верх колокольни и дом причта разрушили. В храме размещались типография, архив. В 1970-1980-х гг. реставрировался. Богослужения возобновлены в 1994 г.



На пересечении с 1-м Казачьим переулком, на улице Большая Полянка возвышается Успенская церковь в Казачьей слободе. Эта некогда далёкая окраина города была местом расселения казаков, которые и дали ей название уже в ХVII веке. Ещё раньше здесь была Ямская слобода, но она переместилась в другое место, а в результате Смуты местность превратилась в пустырь. Позднее этот район будущего Замоскворечья стал активно застраиваться. Здесь стали селиться казаки, а Успенская церковь сразу же стала центром Казачьей слободы. По-видимому, она находится на месте стоявшей здесь более ранней церкви Флора и Лавра, и, судя по всему, каменному зданию предшествовало деревянное. Нынешний храм - яркий пример московского барокко, а значит, оно могло появится лишь в конце ХVII века. Обращает на себя внимание мощный купол церкви, который визуально придавливает к земле восьмерик и четверик, образующие основной объём. Колокольня и трапезная пристроены к храму довольно позднее - в начале ХIХ века.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №156, 2015 г.



На пересечении Большой Полянки и 1-го Казачьего переулка привлекает внимание изящная жёлто-белая Успенская церковь в Казачьей слободе - в слободе казаков, выходцев с южных окраин России. Нынешнее здание храма построено в 1695-1697 годах стараниями стольника В. Полтева.

Храм Успения Божией Матери впервые упоминается в древних московских летописях в 1642 года, как "Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе". После 1651 года слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось и в 1657 году храм уже значился как "Церковь деревянная Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою". В то время храм ещё "стоял без пения", то есть служб в нём не было. В 1662 году храм был возобновлён уже как Успенский в Казачьей слободе и в летописях 1694 года значится уже как "Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе на Всполье". В 1768 году прихожанином этого храма, господином Г. Нестеровым был устроен придел в честь Седмиезёрской иконы Божией Матери. А в 1797-1798 гг на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, сооружена трапезная с приделами Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери "Утоли моя печали" (правый), а так же новая колокольня в стиле зрелого классицизма. Небольшая по величине колокольня со шпилем, выглядит довольно стройной благодаря декоративным двухколонным портикам по трём сторонам нижнего яруса. Сам храм одноглавый "восьмерик на четверике", - традиционное московское барокко. Фасады основного объёма украшены обычным декором того времени - полуколонками, карнизами, наличниками с разорванными фронтонами. В храме хранилось напрестольное Евангелие и храмовая икона Успение Божией Матери (оба 1696 года).

С церковью связана одна интересная и поучительная история. Во время пожара Москвы 1812 года она сильно пострадала, погибло всё её внутреннее убранство. Сгорел и стоявший неподалёку дом церковного старосты, купца Никиты Карпышева. После ухода из города французов купец, вместо того чтобы немедленно начать отстраивать себе новое жильё, в первую очередь озаботился восстановлением храма. В 1869-1877 гг храм был заново отделан на средства прихожан и нового старосты купца П. Рогаткина и его сына.

После Октябрьской революции для Успенской церкви, как, пожалуй, и для всей страны наступили тяжёлые времена. В 1922 году в рамках Помощи голодающим Поволжья, храм был разграблен: власти изъяли из него свыше 11 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари (почти 200 кг). В 1930 году церковь закрыли, сняли главу и верх колокольни, сломали дом причта. В советское время в помещении бывшей церкви размещалась типография и архив Всесоюзного заочного финансово-экономического института. Тем не менее, храм занятый организациями, как-то отреставрировали в 1983 году. В конце 1990 года городские власти приняли решение о возвращении Успенского храма РПЦ. Хотя прежний, дореволюционный облик храм обрёл после капитальной реставрации только в 1994 году, когда его вернули верующим.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №43, 2013 г.



Храм Успения Божией Матери в Казачьей слободе впервые упоминается в древних московских летописях в 1642 году, как «Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе». После 1651 года слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось и в 1657 г он значится под названием «Церковь деревянная Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою». В то время храм еще «стоял без пения», то есть служб в нем не было.

В 1662 г храм был возобновлен уже как Успенский в Казачьей слободе и в летописях в 1694 значится уже как «Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе на Всполье». В 1695-1697 гг на средства стольника В.Ф.Полтева в слободе казаков, выходцев с южных окраин России, было построено существующее здание храма с главным престолом Успения Пресвятой Богородицы.

Одноглавая церковь относится к типу «восьмерик на четверике». Фасады украшены обычным декором того времени - полуколонки, карнизы, наличники с разорванными франтонами. В 1768г Г.Нестеров устроил придел Симезерской иконы Божьей Матери.А в 1797-1798гг на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П.И.Поздняковой, сооружена трапезная с приделами Седмиезерским (левый) и иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» (правый), а также новая колокольня. Объем трапезной оформлен с юга и севера фронтонами. Колокольня завершалась шпилем. Небольшая по величине, колокольня выглядит стройной благодаря декоративным двухколонным портикам по трем сторонам нижнего яруса.

В храме хранилось напрестольное Евангелие 1696г и храмовая икона Успения Божьей Матери 1696г. В 1812г храм выгорел изнутри. Все внутреннее убранство и имущество храма сгорело. В 1818г церковный староста Никита Карпышев восстановил храм (раньше, чем свой сгоревший дом). В 1869-1872гг храм был заново отделан на средства прихожан и нового старосты купца П.Рогаткина и его сына, жертвовавших на церковь большие суммы. В течении трех веков в храме сменилось не одно поколение духовенства и храмового клира.

В уцелевших и дошедших до наших дней архивах сохранились имена лишь нескольких священников: о.Иоанн -1653г., о.Козьма - 1670г., о.Евтропий -1675г., о.Иоаким (Кузьмин) - 1681г., о.Василий (Михайлов) - 1687г., о.Михаил (Константинов) - 1718г., о.Андрей (Федоров) - 1722-1737гг., о.Федор (Васильев) - 1771-1786гг., о.Михаил (Никитин) - 1796-1799гг., о.Николай (Васильев) - 1800-1804гг., о.Сергий (Булатов) - 1900-1911гг.,о.Андрей (Воскресенский) - 1912-1930гг. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000г. в числе 129 новопрославленных святых, убиенных за веру на Бутовском полигоне, был и протоиерей Андрей Воскресенский. Тогда же решением Священного Синода было установлено ежегодное церковное почитание сщмч.Андрея - это день его мученической кончины - 31 октября н.с. Последний настоятель храма Андрей Владимирович Воскресенский при поддержке старосты Д.М.Рогаткина-Ежикова готовил публикацию по истории церкви и жизни казачества по материалам церковных архивов.

В 1922г. храм был закрыт. Власти изъяли свыше 11 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Верх колокольни и главы храма были разрушены, сломан дом причта. Архив и подготовленные отцом Андреем к публикации материалы погибли.

В 1983г.,когда храм был отреставрирован, в нем размещались типография и архив Всесоюзного заочного финансово-экономического института. В конце 1990 г.городские власти приняли решение о возвращении храма Русской Православной Церкви. В 1994г. были возобновлены богослужения, начали действовать воскресные школы для детей и взрослых, библиотека.

Новое на сайте

>

Самое популярное